Главная · Зубные протезы · Типы судов - отечественная классификация. Типы морских судов для перевозки грузов

Типы судов - отечественная классификация. Типы морских судов для перевозки грузов

Еще один специфичиский вариант судна - Полупогружные транспортные суда

Все началось с несамоходных барж , теперь самое необычайно большое можно погрузить на борт и своим ходом отправить в любую точку мира. В 1998 году немецкая компания «Dockwise Shipping » стала организацией по перевозке необычных заказов. Её помощниками стали большие кораблиперевозящие грузы стоимостью во много миллионов долларов. Для сверхтяжелых грузов «Mighty Servant 1 » и «Mighty Servant 3 », для яхт «Mighty Serv ant 2 » и «Mighty Servant 4 », для других не менее сложных работ «Blue Marlin », «Black Marlin », «Transshelf » и другие. Это класс полупогружаемых судов построен на верфи «Kaohsiung» в Китае.

У таких морских судов достаточно узкая специализация. Полупогружные транспортные суда предназначены для перемещения крупногабаритных, чрезвычайно тяжелых грузов, таких как, секции морских платформ и нефтяных платформ, подводные лодки, краны, суда, причалы и т. п. Причем погрузку и разгрузку обеспечивают самостоятельно, без дополнительных кранов.


Это суда типа FLO/FLO (Float-on/Float-off). Что это значит? Когда на транспортное судно необходимо погрузить какой-то негабаритный груз, сначала через 16 кингстонов балластные цистерны заполняют забортной водой и судно погружается на глубину до 26 метров. На это необходимо около 12 часов, а за это время в танки заливается до 77000 тонн воды. После стабилизации морского судна , начинается погрузка. Процесс погрузки очень ответственное мероприятие, требующее от всех работников особых знаний, расчетливости, предельной внимательности и слаженности всей команды, а также это может достигать больших временных затрат.

При помощи буксиров, груз заталкивают и удерживают над уровнем палубы, пока полупогружное судно не поднимется в свое нормальное положение.


Затем команда сварщиков крепит груз к металлической палубе. Проверяется постановка груза, водолазами. Потом воду медленно откачивают и транспортное судно принимает на себя плавучий груз. Отсюда и происходит тип судна, который переводится как «лифт». Морское судно построено из плотных материалов и имеет очень прочный корпус, который позволяет совершать океанские переходы. Для экипажа на корабле предусмотрен спортивно-развлекательный комплекс - сауны, бассейн, тренажерный зал и т. д. На счету у транспортных судов уже много перевозок и все они не похожи друг на друга.

Технические данные полупогружного судна типа «Mighty Servant» :
Длина - 224,5 м;
Ширина - 63 м;
Осадка - 13,3 м;
Площадь ровной палубы - 11227 кв. м (178 м Х 63 м);
Дедвейт - 76061 тонн;
Скорость - 12 узлов;
Дальность плавания - 25000 миль;
Силовая установка - три дизельных двигателя «Wartsila» , общей мощностью 17190 л.с.; Дополнительно оснащен двумя маневровыми двигателями общей мощностью 6035 л.с.;
Экипаж - 55 человек;


У морской компании «Dockwise Shipping », которая специализируется на доставке различных грузов, есть полупогружные суда различного типа. Всего их шестнадцать. Но со временем заказов на перевозку негабаритных грузов стало значительно меньше из-за депрессии в нефтяной отрасли. Судоходная компания провела опрос среди своих сотрудников - что можно сделать чтобы их суда приносили доход. Предложений поступило много, но к наиболее мудрым стали менеджеры компании прислушались.

Так одним из предложений стало перевозка яхт , в основном из Средиземного моря в различные порты мира. На сегодняшний день переоборудовано четыре судна , которые перевозят около 750 «дорогих игрушек» в год. Стоимость доставки яхты из Великобритании в Карибское море составляет 7500 долларов.


Все дело в том, что яхты не могут покрывать большие расстояния через океан по нескольким причинам. Во-первых высота волн может достигать 12 метров, во-вторых на яхте нет такого запаса топлива для длительного перехода, в-третьих меньший износ двигателя, в-четвертых на самостоятельных переход необходимо располагать достаточным временем, а как правило его нет. Выходит, что воспользоваться услугами полупогружного судна «Super Servant » экономнее, безопаснее, быстрее и на нем плыть все равно что на пароме. Среди них «Super Servant 4» . Из-за увеличения числа заказов, его пришлось удлинить, чтобы поднять объемность. На судне созданы все условия для отличного времяпровождения клиентов. Кстати, капитаном такого корабля является уроженец Москвы Сергей Михеев.

Технические данные транспортного судна «Super Servant»:

Длина - 163,5 м;

Ширина - 49 м;

Скорость - 15 узлов;

Экипаж - 65 человек;


В ноябре 2005 года судно «Blue Marlin» вышло из порта Корпус-Кристи, штат Техас, для перемещения в Адак, Аляска, через южную оконечность Южной Америки и Перл-Харбор, Гавайи. Судно прибыло в Перл-Харборе 9 января 2006 года, пройдя 15 000 миль. В январе 2007 года судно «Blue Marlin» было нанято для перевозки двух самоподъемных буровых установок, Rowan Gorilla VI и GlobalSantaFe Galaxy II, из Галифакса в Северное море.


Пятиэтажный "штабель" из речных судов и понтонов был погружен на судно в шанхайском порту Наньтун, после чего судно MV Blue Marlin отправилось в путь и спустя 58 дней, 22 марта, прибыло в Нидерланды, в порт назначения.

Стоит отметить, что у судна MV Blue Marlin есть судно-близнец MV Black Marlin, и оба этих судна принадлежат норвежской компании Offshore Heavy Transport, специализирующейся на крупнотоннажных морских перевозках. Естественно, оба судна-тяжеловоза, длиной 217 метров, шириной 42 метра и способные перевозить тяжелые и крупногабаритные грузы, весом до 56 тысяч тонн, были построены одним производителем, китайской судостроительной компанией China Shipbuilding Corporation.


Конечно, "штабель" из речных судов является самым необычным грузом, который приводилось перевозить судну MV Blue Marlin. Но этот груз не является самым тяжелым грузом, здесь же мы демонстрируем снимки, на которых показано, как судно MV Blue Marlin перевозит целиком морскую бурильную платформу, огромную морскую радиолокационную станцию и американский военный ракетный корабль USS Cole (DDG-67), который был поврежден в результате террористической атаки в одном из портов Йемена.


ВМС США использовали судно «Blue Marlin» для перевозки эсминца USS Cole обратно в Соединенные Штаты после того, как корабль был поврежден в результате террористической атаки террориста-смертника из Аль-Каиды в Адене, одном из портов. Во второй половине 2003 года, судно «Blue Marlin» прошло реконструкцию, в результате которой была увеличена емкость и добавлены два убирающихся движителя для улучшения маневренности.


Корабль повторно вошел в строй в январе 2004 года.


После проведенных усовершенствований, судно «Blue Marlin» провело доставку нефтяной платформы «Thunder Horse PDQ» весом 60000 тонн, в Корпус-Кристи, штат Техас.


Спецификации судна «Blue Marlin»:
Первоначальные спецификации.
Длина: 217 метров (712 футов) ;
Длина между перпендикулярами: 206,5 метров (677 футов) ;
Максимальная ширина: 42 метра (138 футов) ;
Высота борта: 13,3 метров (44 футов) ;
Осадка по летнюю грузовую марку: 10 м (33 футов) ;
Грузоподъемность: 56 000 метрических тонн;
Глубина погружения на палубе: 10 метров (33 футов) ;
Свободная длина палубы: 178,2 и 157,2 метров (585 или 516 футов) ;
Свободная площадь палубы: более 7215 квадратных метров(77660 квадратных футов) ;
Мощность главного двигателя: 12640 кВт;
Мощность подруливающего устройства: 2000 кВт;
Крейсерская скорость: 14.5 узлов
Крейсерская дальность: 25,000 nm
Размещение: 55 человек
Место постройки: CSBC, Гаосюн

В июле 2005 года судно «Blue Marlin» перевезло нефтеперегонный завод «Snohvit», доставив его от строительной площадки в Кадисе в Хаммерфест, путешествие продлилось одиннадцать дней. Эта транспортировка стала основой одного из сюжетов телевизионного шоу «Extreme Engineering» на телевизионном канале «Discovery Channel», а также ТВ-шоу «Mega Movers», которое вышло на канале «History Channel».

После 2004 года (после проведения усовершенствований)
Глубина: 13,3 метров (44 футов) ;
Максимальная осадка при выходе из порта: 10 метров (33 футов) ;
Максимальная осадка погружения: 29,3 метров (96 футов) ;
Палубная площадь: 63 × 178,2 метров (207 × 584,6 футов) ;
Общая палубная площадь: 11 227 квадратных метров (120 850 квадратных футов);
Выход движителей: 4500 кВт каждый.


А вот что собираются построить:-)

ну и куча кораблей на палубе...

Все гражданские суда в зависимости от их типа и назначения подразделяют на транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и суда технического флота.

Транспортные суда составляют основу морского и речного флота - около 90 % общего тоннажа. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные.

Грузовые суда разделяют на два основных класса: сухогрузные и наливные, к которым, в свою очередь, относятся суда различных типов и назначений.

Класс сухогрузных судов включает суда общего назначения и специализированные - для перевозки определенных грузов.

Сухогрузные суда общего назначения (рис. 1) предназначены для перевозки генеральных грузов и являются наиболее распространенным типом транспортных судов - около 60 % (по количеству) всех грузовых транспортных судов относится к этому типу. Грузоподъемность морских судов для генеральных грузов составляет в среднем 4000-6000 т и достигает 16 000-20 000 т, скорость - соответственно 14-16 и 20-22 уз. Крупнейшие речные самоходные сухогрузные суда имеют грузоподъемность до 5000-6000 т и скорость 15-20 км/ч.

Рис. 1. Сухогрузное судно общего назначения для перевозки генеральных грузов.

1 - грузовые трюмы; 2 - топливный бункер; 3 - машинное отделение; 4 - рулевая рубка; 5 - грузовой люк

К специализированным сухогрузным судам относятся рефрижераторные суда, контейнеровозы, лихтеровозы, суда с горизонтальным способом грузообработки, для перевозки тяжеловесов навалочных грузов, автомашин, скота, лесных грузов (лесовозы) и др.

Рефрижераторные суда предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25 °С.

Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000- 12 000 т. Скорость несколько выше, чем сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения. В 90-х годах постройка рефрижераторных судов резко сократилась в связи с перевозкой скоропортящихся грузов в охлаждаемых контейнерах на контейнеровозах.

Контейнеровозы (рис. 2) предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные ящики - контейнеры, масса которых с грузом составляет 10- 40 т. Грузоподъемность этих судов в среднем 8000-15 000 т, скорость - 20-24 уз. Грузоподъемность крупнейших контейнеровозов - 25 000-30 000 т и скорость 26-30 уз.

Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и массы, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнеровозах выполняются в 4-7 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах.

Рис. 2.Контейнеровоз:

а - общий вид; б - продольный разрез, план и поперечное сечение


Рис. 3. Лихтеровоз (баржевоз) типа «ЛЭШ»:

а - общий вид; б - лихтер (плавучий контейнер)

1 - пост управления краном; 2 - катучий мостовой кран грузоподъемностью 500 т; 3 - баржи (плавучие контейнеры); 4 - рулевая рубка; 5 - баржа на плаву; 6 - буксир-толкач

Лихтеровозы являются разновидностью контейнеровозов и предназначаются для перевозки плавучих контейнеров-лихтеров (иногда их называют баржевозами). Такие лихтеры грузоподъемностью 370-850 т выгружают с судна непосредственно на воду, после чего их отбуксировывают к причалу грузополучателя (рис. 3). Различают несколько типов лихтеровозов в зависимости от способа грузообработки. Наиболее распространены лихтеровозы типов «ЛЭШ» и «Си-Би». На лихтеровозах типа «ЛЭШ» для погрузки и выгрузки лихтеров применяют установленный на судне козловой кран грузоподъемностью 500 т. Кран выдвигается на консоли в корме судна и поднимает лихтер, а затем вместе с ним перекатывается на место установки лихтера в трюме судна (спускают лихтер на воду в обратном порядке). Один грузовой цикл занимает 13-15 мин. На лихтеровозах типа «Си-Би» подъемно-спусковые операции осуществляют с помощью расположенного в корме лифтового подъемника, подающего лихтер на уровень погрузочной палубы, и механизма горизонтального перемещения лихтеров.

Суда с горизонтальным способом грузообработки (их называют также накатными судами, судами типа «ро-ро» или ролкерами) служат для перевозки грузов, находящихся в контейнерах, поддонах или так называемых трейлерах-автоприцепах, а также автомашин и колесной техники. Грузы на эти суда вкатывают или выкатывают с помощью вилочных автопогрузчиков, специальных штабелеров или катучих платформ - ролл-трейлеров в течение очень короткого времени - за несколько часов вместо нескольких суток на обычном сухогрузном судне. Грузоподъемность этих (судов - 1000 - 20 000 т, скорость - 16-27 уз. Суда типа «ро-ро» бывают одно-, двух- и трехпалубными. На них в отличие от сухогрузных судов традиционного типа отсутствуют в грузовой части поперечные переборки и в корме (иногда, на малых судах, в носу) имеются открывающиеся ворота с перекидывающимся на причал мостом - аппарелью, - по которому вкатываются и выкатываются грузы и колесная техника. Перемещение грузов с палубы на палубу осуществляется по внутренним наклонным аппарелям или с помощью специальных лифтовых подъемников.

Других грузовых устройств на этих судах нет. Как и контейнеровозы, суда типа «ро-ро» в последнее время получили большое распространение. Появились разновидности судов этого типа - суда, приспособленные для одновременной перевозки трейлеров (в трюмах) и контейнеров (на верхней палубе), и так называемые суда типа «ро-флоу», которые служат для перевозки плавучих понтонов с крупногабаритными тяжелыми грузами (суда для перевозки тяжеловесов). Для принятия понтона с грузом такое судно притапливается, понтон вводится через открытые кормовые ворота, после чего они закрываются и судно всплывает. Кроме того, груз можно закатывать через эти же ворота с причала на специальных тележках или грузить обычным способом с помощью мощных судовых козловых кранов.

Суда для перевозки навалочных грузов , или балкеры (рис. 4), редназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрений, строительных материалов, зерна, сахара, цемента, древесной щепы и т. п. Эти грузы составляют около 70 % всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому на долю балкеров приходится около 20 % тоннажа всего мирового транспортного флота.

Суда для навалочных грузов подразделяют на рудовозы - суда, перевозящие наиболее тяжелый груз, суда для легкого навалочного груза и универсальные. Некоторые из этих судов имеют двойное назначение, например, в одном направлении они везут навалочный груз, а в обратном - автомобили, или туда - руду, а обратно- нефть (нефтерудовозы).

Суда этого типа - однопалубные, с машинным отделением и надстройкой, расположенными в корме. От других сухогрузных судов они отличаются большой грузоподъемностью (в среднем 25 000-35 000 т, максимум - 100 000-150 000 т) и относительно невысокой скоростью - около 14-16 уз.

Рис. 4. Судно для перевозки навалочных грузов

1 - грузовые трюмы удлиненные; 2 - грузовые трюмы укороченные; 3 - машинное отделение; 4 - рулевая рубка; 5 - грузовой кран; 6 - грузовые люки

Класс наливных судов включает танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов (мазута, бензина, дизельного топлива, керосина и т. д.), суда для перевозки сжиженных газов (газовозы), химикалиев (кислоты, расплавленной серы и пр.), а также прочих жидких грузов (водолеи, виновозы,

битумовозы). Танкеры, предназначенные для перевозки только нефтепродуктов, называют продуктовозами.

Танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов - на их долю приходится около 34 % мирового тоннажа транспортного флота, а суммарный тоннаж к 1998 г. достиг 128 млн. per. т.

Танкер (рис. 5) представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки.

Грузовая часть танкера делится поперечными и одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками . Часть танков отводят для водяного балласта, который судно всегда принимает в порожнем обратном рейсе.

Грузовую часть в носу и корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками - коффердамами.


Рис. 5. Танкер

1 - рулевая рубка; 2 - машинное отделение; 3 - насосное отделение; 4 - грузовые танки; 5 - балластные танки; 6 - диптанк; 7 - грузовое устройство для подъема шлангов

Класс пассажирских судов включает суда, специально предназначенные для перевозки пассажиров.

По назначению пассажирские суда подразделяют на суда для обслуживания регулярных линий, для туристских путешествий, массовых перевозок и суда местного сообщения. Суда для обслуживания регулярных пассажирских линий совершают рейсы между заданными портами по определенному расписанию. Особый интерес представляют рассчитанные на 1500- 2000 пассажиров трансокеанские пассажирские лайнеры водоизмещением 50 000-70 000 т и скоростью до 30-35 уз (в среднем- 22-26 уз).

Пассажирские суда для туристских путешествий (круизов), получившие особенно широкое распространение в последнее время, рассчитаны на 200-500 пассажиров. У них меньше скорость (18-22 уз) и размеры. В последнее время на подобных судах стали предусматривать возможность перевозки 50-200 легковых автомашин.

Речные пассажирские суда , обслуживающие регулярные линии или используемые для туристских путешествий, перевозят до 350-500 пассажиров со скоростью 25-27 км/ч.

Класс специальных транспортных судов включает различные паромы, транспортные барже-буксирные суда, составы (секционные или составные), толкачи, буксиры-толкачи и несамоходные толкаемые секции или баржи.

Морские паромы бывают железнодорожные, железнодорожно-автомобильные, автомобильно-пассажирские и пассажирские. Они служат для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, а также пассажиров на паромных переправах, связывающих сухопутные дорожные артерии Грузоподъемность современных паромов колеблется от 200 до 2000 т (в среднем 600-800 т). Средний автомобильно-пассажирский паром вмещает около 120 автомашин и 1000 пассажиров, железнодорожный - 30-50 вагонов. Скорость - 17-20 уз.

Толкачи и буксиры-толкачи служат для движения несамоходных и составных судов, в основном на внутренних водных путях, где, несмотря на развитие в последние годы самоходного грузового флота, около половины грузов все еще перевозят на баржах, в секционных составах и пр. Кроме того, толкачи и буксиры-толкачи используют для транспортировки различных несамоходных плавающих сооружений и плотов (буксиры-плотовозы). В отличие от буксиров толкачи перевозят несамоходные плавающие объекты методом толкания. Буксиры-толкачи могут и буксировать и толкать составы.

Каждый день между странами Европы и Азии, в очень больших объемах, производится транспортировка грузов. Для их перевозки задействуются различные виды и типы транспорта. Морские перевозки грузов менее затратны, чем доставка с помощью автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта. По морю осуществляется доставка самых различных грузов - нефтепродукты, зерновые культуры, газ, животные, оборудование, строительная и сельхоз. техника. Для перевозки каждого из вышеперечисленных грузов существуют различные типы морских судов.

Классификация морского транспорта

В соответствии с классификацией грузов существуют следующие транспортные суда:

  • узкоспециализированные (доставка только определенного типа груза);
  • специализированные (доставка двух или более типов грузов одной категории);
  • суда двойной специализации (транспортировка грузов разных категорий);
  • многоцелевые (перевозка грузов разных категорий, с возможностью перегрузки горизонтальным и вертикальным способом);
  • универсальные (перевозки любых грузов).

Назначение морских судов

Основным признаком классификации морских судов является их предназначение.

Все гражданские суда разделяют на:

  1. промышленные
  2. транспортные
    1. - пассажирские
    2. - грузовые:
      1. наливные (танкер, газовоз)
      2. сухогрузные:
        1. суда общего назначения
        2. специализированные (лесовоз, контейнеровоз, ролкер, балкер, рефрижераторные)
    3. - специальные:
      1. паромы
      2. буксиры
    4. - грузопассажирские
  3. суда технического флота

Кроме вышеуказанных классификаций, существуют множество других, которые основываются на район плавания морских судов, класс двигателя и грузоподъемности.

Сухогрузные суда общего назначения

Сухогрузные суда общего назначения являются наиболее распространенным типом и предназначены для доставки генеральных грузов, а также негабаритных и крупнотоннажных. Они оснащены кранами и стрелами для погрузочно-разгрузочных работ. Грузы могут быть упакованы самыми различными способами – в ящиках, в тюках, в бочках и т.д. Сухогрузы (сухогрузные суда) имеют две палубы и объемные грузовые трюмы, которые занимают основную часть корпуса. В качестве погрузочной техники применяются краны грузоподъемностью до 200 тонн. Как правило, на современных судах такого типа есть один рефрижераторный трюм, предназначенный для перевозки грузов с определенным температурным режимом.

Специализированные грузовые суда

Специализированные сухогрузные суда транспортируют однородные грузы и называются по типу перевозимого груза - лесовозы, контейнерные, рефрижераторные, скотовозы, ролкеры, балкеры.

Морские рефрижераторные суда используются для перевозки продуктов (овощи, мяса, фруктов). Их грузоподъемность достигает 8-12 тысяч тонн. Грузовые трюмы таких судов оборудованы холодильными установками и имеют хорошую теплоизоляцию. В зависимости от требования клиента в трюмах может поддерживаться температура от +6 до -20 o С.

Некоторые морские рефрижераторные суда имеют очень мощные холодильные установки, которые способны не только поддерживать необходимую температуру, но и осуществить быстрое замораживание товара (производственно-транспортные морские рефрижераторные суда). Некоторые суда, которые предназначены для перевозки овощей и фруктов, имеют усиленную вентиляцию грузовых трюмов.

Контейнерные суда (контейнеровоз) предназначен для транспортировки груза, упакованного в стандартный ISO контейнер. Длина контейнерного судна колеблется от 80 до 400 м, грузоподъемность - 8 – 20 тысяч тонн, вместимость - 250 - 18 тыс. контейнеров. Такие суда могут быть настолько автоматизированы, что экипаж может составлять всего 10-14 человек.

Трюм морского контейнеровоза оснащен вертикальными направляющими, которые облегчают загрузку морских контейнеров (контейнера ставятся один на другой) и исключают их смещение при качке судна. После загрузки контейнеров в трюмы, их загружают на палубу, там они крепятся специальными приспособлениями: штангами, цепями, талрепами.

Погрузочно-разгрузочные работы проходят в десятки раз быстрее, чем в сухогрузных судах общего назначения, так как в трюмы грузят стандартные морские контейнеры с грузом, а не штучные грузы - различных габаритов и тоннажа. Разгрузка такого судна происходит с использованием портовой грузоподъемной техники - козловые краны грузоподъемностью до 25 тонн.

Разновидностью контейнеровозов являются лихтеровозы - суда для транспортировки плавучих барж. Такие баржи, грузоподъемностью 370-2000 тонн, выгружают с лихтеровоза на воду, после чего буксируют к необходимому причалу. Лихтеровозы используют в тех местах, где большие суда не проходят по какой либо причине.

Ролкеры (трейлерные суда, судно типа ро-ро) тип грузовых транспортных судов, с возможностью горизонтальной погрузки техники, на колесной базе, через откидную корму - грузовые и легковые автомобили, ж/д вагоны и т.д. Техника загружается на судно самозаездом или с помощью терминальных тягачей грузоподъемностью до 30 тонн. Грузоподъемность таких судов - 1 – 10 тысяч тонн. Основным преимуществом ролкера считается высокая скорость загрузки/выгрузки. Корпус ролкера загружается накатной техникой, а палуба используется для перевозки морских 20- и 40- футовых контейнеров. Ролкер является по своей сути паромом, только грузовым.

Балкер - это тип судна для перевозки навалочных и насыпных грузов без тары, используется для перевозки угля, стройматериалов, зерновых, песка, щебня, руды. Балкеры, это однопалубные суда, от других отличаются большой грузоподъемностью (около 150 тысяч тонн) и небольшой скоростью хода. Трюмы балкеров имеют наклонные стенки (нижняя и верхняя часть) для самораспределение сыпучего груза. Большинство таких судов не имеют погрузочных устройств, их загружают с помощью портовой погрузочной техники. Некоторые балкеры оснащают ленточными транспортерами, которые выгружают из трюма груз, так называемые саморазгружающиеся суда.

Лесовозы - служат для доставки леса (кругляка) и пиломатериалов, как правило – однопалубные. Морские лесовозы усиленны ледовыми подкреплениями, которые позволяют заходить в порты Полярного бассейна.

Танкер является наиболее распространенным видом транспортных судов, используется для транспортировки нефтепродуктов и прочих наливных грузов. Танкер, это однопалубное судно, его грузоподъемность достигает до 400 тысяч тонн. Верхняя палуба такого судна оснащена множеством труб, через которые происходит налив и слив груза. Грузовая часть таких судов делится поперечными и продольными переборками на грузовые танки (отсеки), которые заполняются наливным грузом. Танкер имеет насосное отделение, с помощью которого происходит разгрузка наливного груза. Такие суда оснащены двойным дном и двойными бортами - для предотвращения попадания груза в окружающею среду. Некоторые суда такого типа могут одновременно перевезти до 5 типов наливных грузов. Разгрузка танкеров происходит возле далеко выступающих причалов, от которых идут нефтепроводы к берегу.

Газовозы осуществляют перевозки различных газов (пропан, метан, аммиак), которые перевозятся в сжиженном состоянии. Морские газовозы имеют вкладные цистерны цилиндрической, прямоугольной и сферической формы. Например, газовозы, для доставки метана, который перевозится при температуре до -160 o С, имеют цистерны прямоугольной формы. Морские газовозы оборудованы насосами, системой трубопроводов, компрессорами - для выполнения разгрузочных операций.

Морские паромы бывают пассажирские, автомобильно-железнодорожные, железнодорожные, автомобильно-пассажирские, которые связывают наземные дорожные магистрали. Они предназначены для перевозки ж/д вагонов, автопоездов, пассажиров. Их грузоподъемность колеблется от 300 до 60 тысяч тонн. Для заезда техники на морской паром используются кормовые и носовые рампы, а также бортовые лацпорты. Паром может иметь несколько палуб, колесная техника перемещается по ним с помощью лифтов или по аппарелям. На паромах имеются пассажирские помещения, бары, рестораны, развлекательные центры для пассажиров. В среднем, автомобильно-пассажирский паром способен перевезти 150-200 автомобилей и 900-1000 пассажиров, а железнодорожный - до 50 ж/д вагонов. Для выгрузки автомобилей из парома используют сквозную систему- заезд и выезд колесной техники через разные ворота.

Если возникает необходимость транспортировать огромный груз, или просто большие объемы груза на большие расстояния - идеальным выбором для этого являются грузовые корабли, несмотря на то, что они чрезвычайно медленные. Тысячи грузовых кораблей бороздят моря и океаны каждый год, обеспечивая самый большой оборот грузов и товаров для международной торговли. Существуют также специальные грузовые корабли-лифты, специально разработанные для очень больших габаритных грузов, таких как буровые установки, или что-либо еще, настолько большое и тяжелое, что его невозможно перевезти на обычном судне

В 2004 году корабль Blue Marlin транспортировал самую большую в мире нефтяную платформу и буровую установку в 60 000 тонн на расстояние более чем в 15 000 морских миль из Кореи в Техас


Многие суда этого класса принадлежат компании Dockwise, включая трёх гигантов - Mighty Servant 1, MV Blue Marlin, and MV Black Marlin. В настоящее время компания строит еще один корабль-тяжеловес, который будет обладать на 70% большей палубой, чем самый большой на данный момент Blue Marlin. Новое судно будет способно поднимать до 110 000 тонн груза и транспортировать его на скорости в 14 узлов



На фото ниже корабль компании Dockwise - Swan, загружает на платформу другое судно:


А вот Dockwise Tern в процессе погрузки нефтяной платформы:



Dockwise Black Marlin и очередная нефтяная платформа:


Платформа корабля MV Blue Marlin погружается под воду для подготовки к погрузке:



MV Blue Marlin перевозит военный корабль после того, как он получил повреждение от торпеды:



Blue Marlin и нефтяная платформа, уже погруженная для транспортировки



Размах и масштабы таких кораблей просто поражают, давайте просто полюбуемся этими гигантами, и грузами, которые они транспортируют:







Услугами морских грузоперевозчиков, пользуются для переправки негабарита на другой континент или на большие расстояния. Перевозка негабаритных грузов на судах, наиболее часто используют как часть маршрута, когда груз перевозится на нескольких видах транспорта. В такой ситуации нужно тщательно рассчитать время доставки груза в место назначения и смены транспорта, и уточнить пропускную способность порта отправки и прибытия, так как задержки никому не нужны.

Типы морских судов для перевозки грузов.

На сегодняшний день, перевозятся очень большие объемы грузов между странами Европы и Азии, поэтому их перевозки осуществляются с помощью морского транспорта. Морские перевозки грузов менее затратны, чем доставка с помощью автомобильного, и авиатранспорта. По морю осуществляется доставка самых различных грузов - нефтепродукты, зерновые культуры, газ, животные, оборудование, строительная и сельхоз. техника. Для перевозки каждого из вышеперечисленных грузов существуют различные типы морских судов.

В соответствии с классификацией грузов существуют следующие транспортные суда: узкоспециализированные (доставка только определенного типа груза), специализированные (доставка двух или более типов грузов одной категории), суда двойной специализации (транспортировка грузов разных категорий), многоцелевые (перевозка грузов разных категорий, с возможностью перегрузки горизонтальным и вертикальным способом) и универсальные (перевозки любых грузов).

Основным признаком классификации морских судов является их предназначение.

Все гражданские суда разделяют на:

  1. ПРОМЫШЛЕННЫЕ
  2. ТРАНСПОРТНЫЕ
    1. пассажирские
    2. грузовые
      1. наливные (танкер, газовоз)
      2. сухогрузные
        1. суда общего назначения
        2. специализированные (лесовоз, контейнеровоз, ролкер, балкер, рефрижераторные)
    3. специальные
      1. паромы
      2. буксиры
    4. грузопассажирские
  3. СУДА ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА

Кроме вышеуказанных классификаций, существуют множество других, которые основываются на район плавания морских судов, класс двигателя и грузоподъемности.

Сухогрузные суда общего назначения являются наиболее распространенным типом и предназначены для доставки генеральных грузов, а также негабаритных и крупнотоннажных. Они оснащены кранами и стрелами для погрузочно-разгрузочных работ. Грузы могут быть упакованы самыми различными способами - в ящиках, в тюках, в бочках и т.д. Сухогрузы (сухогрузные суда) имеют две палубы и объемные грузовые трюмы, которые занимают основную часть корпуса. В качестве погрузочной техники применяются краны грузоподъемностью до 200 тонн. Как правило, на современных судах такого типа есть один рефрижераторный трюм, предназначенный для перевозки грузов с определенным температурным режимом.

Специализированные сухогрузные суда транспортируют однородные грузы и называются по типу перевозимого груза - лесовозы, контейнерные, рефрижераторные, скотовозы, ролкеры, балкеры.

Морские рефрижераторные суда

используются для перевозки продуктов (овощи, мяса, фруктов). Их грузоподъемность достигает 8-12 тысяч тонн. Грузовые трюмы таких судов оборудованы холодильными установками и имеют хорошую теплоизоляцию. В зависимости от требования клиента в трюмах может поддерживаться температура от +6 до -20 o С.

Некоторые морские рефрижераторные суда имеют очень мощные холодильные установки, которые способны не только поддерживать необходимую температуру, но и осуществить быстрое замораживание товара (производственно-транспортные морские рефрижераторные суда). Некоторые суда, которые предназначены для перевозки овощей и фруктов, имеют усиленную вентиляцию грузовых трюмов.

Контейнерные суда (контейнеровоз)

предназначен для транспортировки груза, упакованного в стандартный ISO контейнер. Длина контейнерного судна колеблется от 80 до 400 м, грузоподъемность - 8 - 20 тысяч тонн, вместимость - 250 - 18 тыс. контейнеров. Такие суда могут быть настолько автоматизированы, что экипаж может составлять всего 10-14 человек.

Трюм морского контейнеровоза оснащен вертикальными направляющими, которые облегчают загрузку морских контейнеров (контейнера ставятся один на другой) и исключают их смещение при качке судна. После загрузки контейнеров в трюмы, их загружают на палубу, там они крепятся специальными приспособлениями: штангами, цепями, талрепами.

Погрузочно-разгрузочные работы проходят в десятки раз быстрее, чем в сухогрузных судах общего назначения, так как в трюмы грузят стандартные морские контейнеры с грузом, а не штучные грузы - различных габаритов и тоннажа. Разгрузка такого судна происходит с использованием портовой грузоподъемной техники - козловые краны грузоподъемностью до 25 тонн.

Разновидностью контейнеровозов являются лихтеровозы - суда для транспортировки плавучих барж. Такие баржи, грузоподъемностью 370-2000 тонн, выгружают с лихтеровоза на воду, после чего буксируют к необходимому причалу. Лихтеровозы используют в тех местах, где большие суда не проходят по какой либо причине.

Ролкеры (трейлерные суда, судно типа ро-ро) тип грузовых транспортных судов, с возможностью горизонтальной погрузки техники, на колесной базе, через откидную корму - грузовые и легковые автомобили, ж/д вагоны и т.д. Техника загружается на судно самозаездом или с помощью терминальных тягачей грузоподъемностью до 30 тонн. Грузоподъемность таких судов - 1 - 10 тысяч тонн. Основным преимуществом ролкера считается высокая скорость загрузки/выгрузки. Корпус ролкера загружается накатной техникой, а палуба используется для перевозки морских 20- и 40- футовых контейнеров. Ролкер является по своей сути паромом, только грузовым.

Балкер - это тип судна для перевозки навалочных и насыпных грузов без тары, используется для перевозки угля, стройматериалов, зерновых, песка, щебня, руды. Балкеры, это однопалубные суда, от других отличаются большой грузоподъемностью (около 150 тысяч тонн) и небольшой скоростью хода. Трюмы балкеров имеют наклонные стенки (нижняя и верхняя часть) для самораспределение сыпучего груза. Большинство таких судов не имеют погрузочных устройств, их загружают с помощью портовой погрузочной техники. Некоторые балкеры оснащают ленточными транспортерами, которые выгружают из трюма груз, так называемые саморазгружающиеся суда.

Лесовозы - служат для доставки леса (кругляка) и пиломатериалов, как правило - однопалубные. Морские лесовозы усиленны ледовыми подкреплениями, которые позволяют заходить в порты Полярного бассейна.

Танкер является наиболее распространенным видом транспортных судов, используется для транспортировки нефтепродуктов и прочих наливных грузов. Танкер, это однопалубное судно, его грузоподъемность достигает до 400 тысяч тонн. Верхняя палуба такого судна оснащена множеством труб, через которые происходит налив и слив груза. Грузовая часть таких судов делится поперечными и продольными переборками на грузовые танки (отсеки), которые заполняются наливным грузом. Танкер имеет насосное отделение, с помощью которого происходит разгрузка наливного груза. Такие суда оснащены двойным дном и двойными бортами - для предотвращения попадания груза в окружающею среду. Некоторые суда такого типа могут одновременно перевезти до 5 типов наливных грузов. Разгрузка танкеров происходит возле далеко выступающих причалов, от которых идут нефтепроводы к берегу.

Газовозы осуществляют перевозки различных газов (пропан, метан, аммиак), которые перевозятся в сжиженном состоянии. Морские газовозы имеют вкладные цистерны цилиндрической, прямоугольной и сферической формы. Например, газовозы, для доставки метана, который перевозится при температуре до -160 o С, имеют цистерны прямоугольной формы. Морские газовозы оборудованы насосами, системой трубопроводов, компрессорами - для выполнения разгрузочных операций.

Морские паромы бывают пассажирские, автомобильно-пассажирские, которые связывают наземные дорожные магистрали. Они предназначены для перевозки ж/д вагонов, автопоездов, пассажиров. Их грузоподъемность колеблется от 300 до 60 тысяч тонн. Для заезда техники на морской паром используются кормовые и носовые рампы, а также бортовые лацпорты. Паром может иметь несколько палуб, колесная техника перемещается по ним с помощью лифтов или по аппарелям. На паромах имеются пассажирские помещения, бары, рестораны, развлекательные центры для пассажиров. В среднем, автомобильно-пассажирский паром способен перевезти 150-200 автомобилей и 900-1000 пассажиров, а - до 50 ж/д вагонов. Для выгрузки автомобилей из парома используют сквозную систему- заезд и выезд колесной техники через разные ворота.

Буксир, Буксир-Толкач - это движущее средство для несамоходных и самоходных судов. Буксиры-толкачи, в отличие от буксиров, приводят в движение несамоходные суда.

Особым типом транспортных судов являются морские скотовозы . Такими судами являются «Stella Deneb», «Becrux». Becrux может перевезти одним рейсом около 16 тысяч голов скота, Stella Deneb - 22 тысячи голов. Becrux имеет девять палуб для скота, «Stella Deneb» - шесть. Доставка скота на судно происходит с помощью автопоездов-скотовозов или составом. Морские суда для перевозки скота оборудованы мощной системой вентиляции, состоящей из нескольких десятков вентиляторов. Корм для животных находится в спецхранилище, которое состоит из бункеров. Функция бункеров заключается в доставки корма на палубы судна. Из каждого бункера корм подается на множество конвейеров, которые доставляют его «потребителю».

В случае падежа скота его выбрасывают за борт - где туша станет добычей для морских хищных рыб.

Судно для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов «HHL Valparaiso»

«HHL Valparaiso » (ранее «Beluga Bremen ») весьма солидное судно, построенное компанией «Hudong-Zhonghua Shipbuilding » в 2010 году в Шанхае для немецкой компании «Beluga Projects ». Судно стоимостью 76 миллионов долларов имеет единственное предназначение - перевозка сверхтяжелых и негабаритных грузов. Два грузоподъемных крана на борту обеспечивают общую грузоподъемность 1400 тонн.

«HHL Valparaiso » это представитель целого класса судов под общим названием сверхтяжелые сухогрузы. Всего было построено 8 однотипных судов стоимостью более 1,5 миллиард долларов.

Судно для перевозки негабаритных грузов относится к классу судов серии P2, и оборудовано всем необходимым для доставки сверхтяжелых и нестандартных грузов через полярные широты, так как имеет ледовый класс 1A (толщина льда до 1м). Это позволяет ему проходить по маршрутам вдоль побережья Сибири, сокращая расходы морского рейса из Европы в Азию на треть.

Судно для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов «HHL Valparaiso » при длине корпуса 168 м и водоизмещении 17628 тонн способно перевозить 912 контейнеров двадцатифутового эквивалента. Морское судно имеет два трюма общим объемом 25959 м твиндечного типа, что позволяет увеличить объем грузового пространства. Силовая установка судна типа MAN 7L 58/64 производит мощность более 13000 л.с., что позволяет развивать среднюю скорость хода 17 узлов. Для выполнения маневрирования в портах судно для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов оснащено носовым подруливающим устройством мощностью 1080 л.с. Дополнительное электропитание обеспечивают три электростанции с мощностью 850 кВт, 150 кВт и 1550 кВт.

Как только корпус судна для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов «HHL Valparaiso » касается причала, у экипажа начинается напряженная работа. Общее командование осуществляет капитан, но на погрузке-разгрузке руководит старший помощник. Прежде чем приступить к обработке негабаритного груза на борт команда устанавливает понтон-стабилизатор уникальной конструкции, который имеет вид прямоугольной балластной цистерны. Понтон-стабилизатор весом 115 тонн, специально разработан для всех кораблей с автономной погрузкой, чтобы судно не перевернулось во время подъема груза. Устройство монтируется к корпусу с помощью массивной консоли весом 40 тонн.

Помимо установленного дополнительного противовеса сухогруз имеет 48 балластных цистерн внутри корпуса, которые автоматически заполняются водой с целью поддержания остойчивости во время погрузки, позволяя больше усилить нагрузку на краны.

Перед началом любых погрузочно-разгрузочных работ проводится компьютерное моделирование операции, где учитываются все детали - ветер, волны, человеческий фактор. Но на практике все проходит гораздо сложнее. Во время обработки сверхтяжелого груза все участники ведут обмен информацией на портативных радиостанциях. А капитан судна пристально следит за балластом крена судна, находясь на мостике восьмиэтажного дома.

Принятый груз помещается в один из двух трюмов судна или крепится на грузовую палубу.Крупногабаритный груз , как правило, погружается на судно не в единственном экземпляре, так как рейс должен окупиться, для чего судно может совершать рейс, посетив несколько портов.

После банкротства немецкого перевозчика «Beluga Projects » в мае 2011 года была создана новая компания «Hansa Heavy Lift ». Теперь организация оперирует 23 многоцелевыми судами и сосредоточилась на сегменте морских перевозок сверхтяжелых грузов весом свыше 700 тонн, став, таким образом, крупнейшим в мире флотом в этой области.