Главная · Зубные протезы · Образовательная программа "основы хореографии". Позиции в танцах: уроки хореографии. Положение ног и рук в классическом и современном танце Позиции в хореографии для детей

Образовательная программа "основы хореографии". Позиции в танцах: уроки хореографии. Положение ног и рук в классическом и современном танце Позиции в хореографии для детей

Добавлена: 02.08.2013

Классический танец - это определенный вид хореографический пластики. Этим термином пользуется весь мир балета.

Это тонкое сочетание движений, большая гармония с классической музыкой и условия классического танца - это выворот ног, большой шаг в танце, вращение, гибкость, свобода, пластичность, выносливость и сила.

Классический танец - это основа любого танца и балет можно назвать фундаментом любого сценического танца. Исполнение классики высокое искусство и самостоятельный вид театрального действия, способный развить любой сюжет без пения и декламации.

В балете существует своя система и терминология к подготовки танцоров. Поэтому что б достичь результатов в других специализирующих танцах, необходимо начать с уроков классического танца.

Его основы уникальны, даже самый опытный танцор из разных танцевальных направлений не прекращает этот многоступенчатый процесс занятий по классике.

Обучение этому уникальному искусству включает в себя: изучение постановки корпуса, основных позиций ног и рук, терминологию историю развития и уважение.

Классический танец развивает осанку, вырабатывает ответственность, уважение к искусству, развивает гибкость и легкость. Учит выражать свои чувства с помощью танца, чувствовать себя уверенным и развязным, способствует развитию интеллекта и культуры.

Для чего не обходим классический танец. В нашем разнообразии направлений и стилей, сложно определиться с наиболее подходящем. Часто сразу не понимаешь, что станет твоим танцем, который выразит самые трогательные и трепетные чувства.

Даже при очень хорошем педагоге, при знании элементарных навыков танца, не всегда, получается, показать то, что задумано. Кажется, учишься, чему-то новому и нет смысла учиться тому, что было раньше, но все танцы глубоко и тесно связаны с традициями, и не следует терять хореографическое наследие классики.

За пределами России изучению классического танца тратят много сил и денег. Иностранцы с жадностью записывают концерты, выступления. Они не теряют времени, и первое с чего начинают изучение танцевального искусства - это классический танец.

Система движений танца призвана делать тело послушным исполнителю и балетмейстеру, дисциплинированным и прекрасным. Она образовалась вместе с зарождение самого балета еще в 17 веке, с того времени классика считается главным жанром музыкального театра.

Обучение классическому танцу начинается у станка. Навыки, полученные у станка, поддерживаются ежедневной тренировкой и основаны на строгих методических правилах.
Занятия по предмету «Классическая хореография» не возможны без детальной отработки упражнений у классического станка .

Значение занятий у станка трудно переоценить, так как именно у станка развивается:

  • Мускулатура ног, их выворотность, танцевальный шаг, эластичность ахиллова сухожилья стопы
  • Правильная постановка корпуса, распределение веса на двух и на одной ноге, устойчивость (aplomb)
  • Общая подтянутость фигуры, характерная для классического танца
  • Координация движений танцора
  • Постановка рук и головы, красивая осанка
  • Ритмичность движений, музыкальность (способность двигаться под музыку), способность выдерживать различный темп музыки.

Последовательность упражнений у классического станка не случайна. Педагог всегда учитывает общие задачи урока, полезность и логичное сочетание движений, степень их трудности. Педагог обычно варьирует количество повторений и степень физической нагрузки на различные группы мышц. Не правильно считается соединять движения в комбинации только для красоты рисунка упражнения или для заполнения музыкальной фразы.

Время исполнения упражнения

Название упражнения

Значение упражнения

Plie по всем позициям

Plie разогревает связки ног для нагрузок

Battements tendus

Battements tendus и Battements tendus jetes вырабатывает силу ног, развивает стопу

Battements tendus jetes

Ronds de jambe par terre (в конце комбинации port de bras)

Ronds de jambe par terre развивает вращательную способность тазобедренного сустава

Battements fondus

Battements fondus вырабатывает мягкость и эластичность, необходимую для прыжка

Battements frappes и doubles frappes

Battements frappes и doubles frappes приучает мышцы действовать быстро и четко, контрастно (стакатто)

Ronds de jambe en l’air

Ronds de jambe en l’air разрабатывает подвижность коленного сустава

Petits battements sur le coup-de-pied (можно сочетать с вращениями у станка)

Petits battements sur le coup-de-pied развивает стопу, улучшает общую координацию, точку баланса

Adajio вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе на высоте более 90 градусов

Grands Battements

Grands Battements способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, является главным в развитии шага.

Releve укрепляет стопу, повышает устойчивость, способность сохранять баланс на высоком полупальце

Первый год обучения экзерсис у классического станка исполняется на всей стопе. В дальнейшем каждое упражнение начинается на стопе, а заканчивается на полупальце. Педагог уделяет особое внимание выворотности высокого полупальца студента. Затем экзерсис исполняется полностью на полупальце. Занятия на полупальце активнее развивают ахиллово сухожилье, икроножную, ягодичную и трехглавую (бедренную) мышцы танцора. Укрепляется свод стопы, нога приобретает красивую законченную линию и балетную форму.
Занимаясь хореографией у классического станка необходимо следить, чтобы корпус, руки, голова постоянно участвовали в упражнении. Мы тренируем не только ноги! Обязательно нужно соблюдать характер движения, зная правильный перевод термина с французского языка. Каждое упражнение – это своего рода маленький танец.



Если термины и цифры, изложенные выше, для Вас пока не знакомы, этот факт для нас не проблема. Приходите, и мы выучим их с Вами вместе! Хорошая физическая форма, регулярное посещение занятий – вот, что особенно приветствуется у нас среди студентов и педагогов Образовательной программы. Наш девиз: Не стыдно что-то не знать, стыдно ничего не делать, чтобы научиться!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«Анатомические основы хореографии».

Составила:

педагог дополнительного

образования, хореограф

Матерова Елена Геннадьевна.

г. Радужный. 2016 г

Введение.

Художественная самодеятельность играет значительную роль в общей системе воспитания. Одним из традиционных и наиболее распространенных жанров является хореография.

Заниматься танцем может каждый человек, имеющий желание, проявляющий трудолюбие и настойчивость. Однако методика обучения в самодеятельном коллективе должна быть специальной, отличной от приемов и методов хореографических училищ, готовящих профессиональные кадры хореографов. В настоящее время таких методик нет. Каждый руководитель интуитивно ищет свои пути обучения и порой находит их. Однако можно и, видимо, нужно унифицировать обучение любителей танца в клубных учреждениях. При разработке единой методики необходимо руководствоваться знаниями анатомии, физиологии человека, а также биомеханики хореографических упражнений.

Анатомические основы хореографии.

Теоретическую платформу рассмотрения анатомических основ хореографии составляют работы видных ученых в области анатомии, физиологии человека, а также биомеханики движений. Литература по анатомии (М.Ф. Иваницкий, М.С. Миловзорова) дает представление о строении и функциях костей, суставов; в работах по физиологии (Н.В. Зимкин, Я.М. Коц) изучаются функции жизнедеятельности различных органов и всего организма в целом. Значительный интерес представляет учебник по анатомии М.Ф. Иваницкого для институтов физической культуры, в котором рассматриваются анатомические основы различных движений.

Интересным представляется учебник по спортивной физиологии (под ред. Я.М. Коца), в котором рассматриваются вопросы физиологии мышечной деятельности человека, особенности тренировки детей школьного возраста и женщин, связанные с их физиологией. Значительную роль в познании анатомо-физиологических основ активной деятельности, в частности в процессе занятий хореографией, играет книга М.С. Миловзоровой «Анатомия и физиология человека». Она обращает внимание на то, что сочетание выполнения движений с пониманием анатомо-физиологических закономерностей, лежащих в их основе, делает более виртуозной технику движений, помогает развивать и сохранять высокую работоспособность и здоровье, определяет значение анализаторов для двигательной деятельности.

К научным исследованиям в области биомеханики относятся работы Д.Д.Донского, Д.А.Семенова, М.Ф.Иваницкого, Е.К.Жукова и других. Биомеханика занимается анализом движений человека. Большой вклад в теорию движения внес крупный советский ученый Н.А.Бернштейн, который развил и усовершенствовал методы исследования движения человека, разработал теорию управления движениями.

Биомеханика хореографических движений нашла отражение в работах А.Я.Вагановой совместно с работами Е.А.Котиковой, М.Ф.Иваницкого, М.М.Миргаринова, Н.В.Зимкина. Большое исследование основных упражнений классического экзерсиса было проведено Е.Г.Котольниковой, которая раскрыла анатомо-биомеханическую сущность основных движений классического экзерсиса.

Исходя из того, что танец представляет собой вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела, руководителю хореографического коллектива необходимо в первую очередь знать структуру аппарата движения.

Суставы.

Двигательные возможности человека обусловлены строением его скелета и устройством суставов.

Соединения костей друг с другом зависят от функции костей скелета. В местах большой подвижности кости соединяются с помощью суставов, которые представляют собой прерывное соединение двух или нескольких костей, между которыми имеется щелевидное пространство.

Степень подвижности в том или ином суставе зависит от особенностей его строения и прежде всего от формы суставных поверхностей костей.

Человеческое тело имеет три измерения: продольное, поперечное, переднезаднее.

Соответственно через тело можно провести три взаимно перпендикулярные плоскости и рассматривать три оси движений звеньев и суставов. Ось, проходящая через центр сустава спереди назад, называется сагиттальной, вокруг нее происходит движение, называемое отведением и приведением. Ось, проведенная параллельно – полуфронтальная; движение, происходящее вокруг нее – сгибание и разгибание. Ось, проходящая вдоль звена, называется продольной, вокруг нее осуществляется внутрь и наружу. Движение вокруг оси называют степенью свободы. Количество степеней свобод движений звена зависит от формы и строения сустава.

Суставы классифицируются по форме.

    Шаровидные – наиболее подвижные. Они имеют бесконечное количество осей вращения, проходящих через центр головки кости. Среди них выделяются три взаимноперпендикулярные: фронтальная, сагиттальная, продольная. Суставы, имеющие сферическую форму, обладают тремя степенями свободы; в них возможны: отведение и приведение, Сгибание и разгибание, поворот внутрь и наружу (пронация и супинация). Кроме того, в шаровидных суставах возможно круговое движение.

К суставам с множеством осей вращения принадлежит чашеобразный или ореховидный, в котором головка кости погружена глубоко в суставную впадину. Движения в нем совершаются, как и в шаровидном суставе, однако амплитуда значительно меньше.

    Эллипсовидные суставы имеют две оси вращения – поперечную и переднезаднюю. В них возможны сгибание и разгибание, приведение и отведение, а также круговое движение; поворот внутрь и наружу невозможен.

    Блоковидные и цилиндрические суставы относятся к одноосным. В них одна фронтальная ось вращения, вокруг которой возможны сгибание и разгибание.

Скелет туловища.

Скелет – это пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Он участвует в движениях тела и его частей, а также служит опорой в любых позах.

В скелет туловища входят позвоночный столб, грудная клетка. К нему примыкают пояса верхних и нижних конечностей.

Позвоночник является опорой тела. Он имеет 4 физиологических изгиба: лордоз (вперед) - шейный и поясничный; кифоз (внутрь) - грудной и крестцовый.

Изгибы позвоночного столба становятся отчетливо заметными к 5-6 годам и окончательно формируются к 18-20. Они увеличивают его рессорные свойства. Необходимо также иметь ввиду, что в это время могут происходить патологические изменения позвоночника – изгибы вправо и влево (сколиозы). Они обычно образуются в первые школьные годы и связаны с ассиметричным напряжением мышц и их переутомлением при длительном неподвижном сидении. Благотворное влияние на развитие позвоночного столба оказывают физические упражнения.

Движения позвоночного столба могут происходить вокруг трех осей вращения: поперечный – сгибание и разгибание, переднезадней – наклоны вправо и влево, вертикальной – скручивание в ту или иную сторону. Кроме того, можно выполнить круговое движение, представляющее собой результат движений вокруг различных осей вращения. Наиболее подвижными являются шейный и поясничный отделы, менее подвижны – верхний и нижний участки грудного отдела. Подвижность позвоночника зависит от межпозвоночных дисков. Они упруги, пластичны и могут деформироваться при движении позвонков.

Грудная клетка.

Грудную клетку образует грудной отдел позвоночного столба и 12 пар ребер, замыкаемых спереди грудиной. Основными формами грудной клетки является цилиндрическая, коническая и плоская. На форму и подвижность грудной клетки большое влияние оказывают физические упражнения.

Скелет верхних конечностей.

Он подразделяется на две части: скелет пояса верхних конечностей и сами верхние конечности. Пояс соединяет верхнюю конечность с туловищем. Он включает в себя лопатку, ключицу, грудино-ключичный и акромиально-ключичный суставы. Свободная верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти. Здесь выделяются суставы: плечевой, лучелоктевой и лучезапястный.

Плечевой сустав – простой, шаровидной формы. Имеет три взаимноперпендикулярные оси вращения: поперечную, вокруг которой возможны движения вперед (сгибание) и назад (разгибание); переднезаднюю – отведение и приведение; вертикальную – проницания (повороты внутрь) и супинация (повороты наружу). Кроме того, в плечевом суставе возможно круговое движение. Движения в плечевом суставе обычно сочетаются с движениями пояса верхних конечностей. Объем движений в плечевом суставе составляет: сгибание - 90°, разгибание - 45°, отведение - 90°, приведение - 30°, супинация - 85°, пронация - 85°.

Локтевой сустав состоит из трех суставов: плечелоктевого, плечелучевого, лучелоктевого.

Плечелоктевой сустав имеет блоковидную форму и одну ось вращения, вокруг которой возможно сгибание и разгибание.

Плечелучевой имеет шаровидную форму и три оси вращения. Вокруг поперечной оси возможны сгибание и разгибание предплечья, вокруг вертикальной – пронация и супинация. Сагиттальная ось не используется в движении, т.к. между костям предплечья натянута костная перепонка.

Лучелоктевой сустав имеет цилиндрическую форму и одну вертикальную ось, вокруг которой возможны проницания и супинация.

Таким образом, в локтевом суставе возможны сгибание и разгибание вокруг поперечной оси, пронация и супинация – вокруг вертикальной. Величина подвижности вокруг поперечной оси, т.е. сгибание и разгибание предплечья составляет 140°, размах движения при пронации и супинации также составляет 140°.

Лучезапястный сустав имеет эллипсовидную форму. В нем возможны сгибание и разгибание, приведение и отведение вокруг сагиттальной оси. Пронация и супинация кисти вокруг вертикальной оси происходит вместе с одноименными движениями предплечья.

Запястно-пястные суставы малоподвижны.

Пястно-фланговые суставы имеют шаровидную форму и три оси вращения. Вокруг этих очей происходит сгибание и разгибание, отведение и приведение, а также круговые движения. Пронация и супинация возможны только пассивные, если одной рукой захватить один из пальцев другой. Сгибание и разгибание возможны на 90°-100°, отведение и приведение – на 45°-50°.

Скелет нижней конечности.

Он делится на скелет пояса нижней конечности, включающий в себя тазовую кость, крестцово-подвздошный сустав и соединения таза.

Пояс нижней конечности соединяет ее с туловищем. Свободная нижняя конечность делится на бедро, голень, стопу. К ее скелету относится тазобедренный, коленный, межберцовый, голеностопный суставы, кости и соединения стопы. Таз представляет собой замкнутое костное кольцо, образованное правой и левой тазовыми костями, крестцом и копчиком. Он связан с позвоночником, поэтому от его положения зависят изгибы позвоночника. Чем больше таз наклонен вперед, тем глубже поясничный лордоз. Обычно таз наклонен слегка вперед, а для правильной постановки корпуса и осанки исполнителю необходимо держать таз не слишком наклоненным ни вперед, ни назад – в среднем положении. Сильный наклон его назад выправляет все изгибы позвоночника. Поэтому спина становится плоской, уменьшается гибкость позвоночника, особенно в поясном отделе, ухудшаются его рессорные свойства. Мышцы спины в этом случае быстро утомляются, а поддержание равновесия тела требует огромной затраты сил.

Сильный наклон таза вперед, увеличивая поясничный лордоз, увеличивает и кривизну остальных изгибов позвоночника. Поэтому грудная клетка выпирает вперед и вверх. Увеличивается нагрузка на крестно-подвздошные соединения. Неправильное положение таза приводит к нарушению положения корпуса. Но чтобы обеспечить такое правильное положение звеньев тела необходимо преодолеть ряд сопротивлений. Самая большая трудность – обеспечить правильную постановку таза. Мощная подвздошнобедренная связка тянет таз вниз, чем увеличивает его уклон наклона. Увеличение угла наклона таза является препятствием для поворота бедра наружу (выворотное положение). Преодоление данной трудности зависит от природной эластичности. При большой эластичности связок преодоление этого сопротивления осуществляется быстро и успешно. В исключительных случаях это препятствие непреодолимо.

Тазобедренный сустав образован вертлужной впадиной тазовой кости и головкой бедренной кости. Тазобедренный сустав прост по форме (ореховидный), имеет три оси вращения, вокруг которых происходят сгибание и разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация. Кроме того, в тазобедренном суставе, возможно, производить бедром круговое движение. Подвижность бедра в тазобедренном суставе меньше, чем подвижность плеча в плечевом суставе, в связи с тем, что: 1) площади сочленяющихся поверхностей костей более соответствуют одна другой; 2) связочный аппарат тазобедренного сустава развит гораздо сильнее; 3) тазобедренный сустав окружают значительно более мощные мышцы.

Величина подвижности бедра в тазобедренном суставе составляет 120°, из них приблизительно 106° приходится на сгибание и 15° на разгибание. Величина пассивного сгибания может быть до 150°-160°. Степень сгибания увеличивается при сочетании этого движения с небольшим отведением, а также со сгибанием в коленном суставе. Так при согнутой в коленном суставе голени сгибание в тазобедренном суставе возможно на 118° у женщин и 121° у мужчин, при разогнутой голени – только на 84° и 87° (соответственно). Такое ограничение подвижности связано с двумя моментами: во-первых, с тем, что при разогнутом положении голени центр тяжести бедра смещается дистально, увеличивая момент силы тяжести (при одинаковой мышечной силе произвести сгибание уже труднее); во-вторых, с пассивной недостаточностью мышц задней поверхности бедра.

Подвижность в тазобедренном суставе вокруг его поперечной оси увеличивается путем систематический тренировки. Например, при выполнении движения шпагат (переднезадний) тренируются на растягивание подвздошно-бедренной связки «задней» ноги и мышцы задней поверхности тазобедренного и коленного суставов «передней» ноги. При сильном растягивании связочного аппарата роль мышц в укреплении тазобедренного сустава возрастает. Отведение бедра в тазобедренном суставе возможно лишь на 40°-60°, а приведение на 15°-30°. При согнутой в коленном суставе конечности величина отведения и приведения увеличивается до 74°-80°. Степень отведения бедра зависит от его положения. В положении супинации (выворотном положении) степень отведения значительно больше, чем в невыворотном. При супинированном бедре большой вертел не препятствует отведению бедра, т.к. не упирается в верхний край вертлужной впадины. Супинация и пронация составляют 15-40, при согнутой в коленном суставе голени объем этих движений увеличивается почти вдвое.

Под влиянием систематической тренировки подвижность бедра вокруг вертикальной оси тазобедренного сустава увеличивается. Так, выворотное положение стоп 1 поз. определяется в основном положением бедренных костей в тазобедренных суставах. Его сравнительно легко принять, когда обе ноги опираются о пол. Если же одна нога подняла, то удержать равновесие человеку, не занимающемуся хореографией, невозможно. У детей 10 лет, не занимающихся хореографией, активная выворотностиьдостигается только сокращением мышц, в среднем составляет 130° - у девочек, 121° - у мальчиков. У детей этого же возраста, систематически обучающихся хореографии, активная выворотность достигает 140° - у девочек и 134° - у мальчиков. А к 16-18 годам соответственно - 152° - девочки, 145° - мальчики. Эти цифры показывают суммарную подвижность в правом и левом тазобедренном суставах. В каждом отдельно – примерно половинная величина, но подвижность в суставах не является симметричной.

Коленный сустав – сустав сложный, по форме блоковидношаровидный. Из разогнутого положения он функционирует как блоковидный. По мере же сгибания, благодаря уменьшению радиуса кривизны суставной поверхности мыщелков бедренной кости, могут происходить пронация и супинаций.

Общая подвижность при сгибании колена может достигать 170°: 130°-активное сгибание; 30° - пассивное дополнительно и переразгибание из среднего положения 10°-12°.

По мере сгибания в коленном суставе его связки расслабляются, и тогда становятся возможными вращательное и круговое движения.

Голеностопный сустав – сложный, имеет блоковидную форму. В нем возможны сгибание и разгибание. По мере сгибания стопы становится возможным некоторое приведение и отведение вокруг вертикальной оси. В исходном положении стоя разгибание стопы возможно в пределах 15°-25°, сгибание 45°-50°, отведение и приведение – по 12°, пронация и супинация – в пределах 13°.

Одной из характерных возрастных особенностей голеностопного сустава является то, что у взрослых он имеет большую подвижность в сторону подошвенной поверхности стоны, а у детей – в сторону тыльной части стопы.

Кости стопы соединяются большим количеством суставов, особенностью которых является их совместное функционирование при выполнении свойственных стопе движений.

Стопа выполняет опорные и рессорные функции. Рессорная функция ее связана с наличием в ней сводов. Различают два основных свода: продольный и поперечный.

Принято различать стопу сводчатую, нормальную и плоскую.

В соответствии с этим необходимо различать плоскостопие анатомическое и функциональное.

Первый вид характеризуется тем, что стопа продолжает сохранять хорошую подвижность. Даже при полном плоскостопии в единичных случаях наблюдается великолепная прыгучесть.

Второй вид плоскостопия характеризуется крайним ограничением подвижности в суставах стопы. Это так называемое истинное плоскостопие. Очень часто плоская стопа (особенно у детей) обычно сочетается с чрезмерно выраженным поясничным лордозом.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ. СЛОВАРИК ТЕРМИНОВ(ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ)

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой. У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны..На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.

Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда – ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие – это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение.

В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.

Хореографическая терминология - система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

Экзерсис у опоры или на середине -это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала ежедневно Экзерсис состоят из одних и тех же элементов.

1.demi plie - (деми плие)-неполное «приседание».

2.grand plie-(гранд плие)-глубокое, большое «приседание».

3.relevé-(релеве)-«поднимание»,поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП (исходное положение)в любой позиции ног.

4.battement tendu-(батман тандю)-«вытянутый» открывание, закрывание скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.

5.battement tendu jeté-(батман тандю жете)«бросок»,взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.

6.demi rond-(деми ронд)-неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45на 90° и выше).

7.rond de jamb parterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.

8.rond de jamb en l"air-(ронд де жамб ан леер)-круг ногой в воздухе, стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.

9.en dehors -(андеор)-круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.10.en dedans-(андедан)-круговое движение к себе, круговое движение внутрь.

11.sur le cou de pied-(сюр ле ку де пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.

12.battement fondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий», одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.

13.battement frappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу.

14.petit battement-(пти батман)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.

15.battu- (ботю) -«бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.

16.double- (дубль)- «двойной», battement tendu - двойной нажим пяткой battement fondu -двойной полуприсед battement frapper - двойной удар.

17.passe-(пассе) - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.

18.releve lent- (реле велянт) - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше.

19.battement soutenu-(батман сотеню)-«слитный»-из стоики на носках с полуприседом на левой, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.

20.développe-(девелопе) - «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.

21.adajio-(адажио)-медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релеве лянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.

22.attitude-(аттитюд) - поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону - назад, голень влево.

23.terboushon-(тербушон) - поза с положением согнутой ноги впереди (аттитюд впереди) стоика на левой, правую вперед, голень вниз влево.

24.degaje-(дегаже)-«переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.

25.grand battement-(гранд батман) - «большой бросок,взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.

26.tombée-(томбэ) - «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением.

27.picce-(пикке) - «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.

28.pounte-(пуанте) - «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.

29.balance-(балансе) - «покачивание», маятниковое движение ног вперед кверху - назад книзу, вперед - назад, вперед - назад кверху.

30.allongée-(аллянже) - «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем.

31.por de bras-(пор де бра) -«перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке.

32.temps lie-(тан лие)-серия слитных танцевальных движений, маленькое адажио,1-полуприсед на левой,2 - правую вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП 5.то же самое в сторону и назад.

33.failli-(фай»)-«летящий», ИП - 5 позиция правая впереди. Толчком 2-мя прыжок вверх, опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад -толчком левой и взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз. 34.allegro-(аллегро)-«веселый», «радостный», часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.

Дополнение:A LA SECONDE [а ля сегонд] - положение, при котором исполнитель располагается en face, а "рабочая" нога открыта в сторону на 90° .

ALLONGE, ARRONDIE [алонже, аронди] - положение округленной или удлиненной руки.

ARABESQUE [арабеск] - поза классического танца, при которой нога отводится назад "носком в пол" на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.

ARCH [атч] - арка, прогиб торса назад.

ASSEMBLE [асеамбле] - прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе.

ATTITUDE [аттитюд] - положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене.

EPAULMENT [эпольман] - положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый),

FOUETTE [фуэтте] - прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноге (на полу или в воздухе).

GLISSADE [глиссад] - партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.

GRAND JETE [гран жете] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение "шпагат".

PAS BALANCE [па балансе]- па, состоящее из комбинации tombe ираз de Ъоиггёе. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже - вперед-назад.

PAS CHASSE [па шассе] - вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога "догоняет" другую в высшей точке прыжка.

PAS DE BOURREE [па де бурре] - танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plle.

PAS DE CHAT [па де ша] - прыжок, лимитирующий прыжок кошки. Согнутые в коленях ноги отбрасываются назад.

PAS FAILLJ [па файи] - связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demlplie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.

PASSE [пассе] - проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passepar terre), либо на 45° или 90°.

PIQUE [пике] - легкий укол кончиками пальцев "рабочей" ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.

PIROUTTE [пируэт] - вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.

PLIE RELEVE [плие релеве] - положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.

PREPARATION [препарасъон] - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.

RELEVE [релеве] - подъем на полупальцы.

RENVERSE [ранверсе] - резкое перегибание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.

ROVD DE JAM BE EN L "AIR [рон де жамб анлер] - круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.

SAUTE [соте] - прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.

SISSON OUVERTE [сиссон уверт] - прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.

SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] - поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания "рабочей* ноги в пятую позицию.

SURLE COU-DE-PIED [сюр ле ку-де-пье] - положение вытянутой ступни "работающей" ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.

Классический танец

Термином "классический танец" пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики.

Классический танец - основа хореографии. На этом уроке постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой.

Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.

Главный принцип классического танца – выворотность, на основании которой разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croise) и не скрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях наружу (en deors) и внутрь (en dedans). Разделение на элементы, систематизация и отбор движений послужили основой школы классического танца. Она изучает группы движений, объединенных общими для каждой группы признакам: группа вращений (pirouette, tour, fouette), группа приседаний (plie), группа положений корпуса(attitude, arabesgue) и другие.

Зачем нужен классический танец?

В нынешнем разнообразии стилей и направлений хореографии, не всегда легко определиться, какой из них станет именно твоим наиболее непосредственным языком чувств. Как правило, хочется выразить самые потаённые движения души в разных лексических интерпретациях, элементарных навыков «танцевания» и владения своим телом, даже при хорошем педагоге, богатым на танцевальную лексику, не хватает, и танцуем то, что получается.

Казалось бы, учим новое «современное» зачем нам учить то, что было до нас, но все новаторства по существу, одновременно глубоко и тонко связаны с традициями. Нужно помнить, что все новые течения это ни что иное, как синтез хореографического наследия разных времен и народов минувших лет. Все новое это конечно здорово, но не следует терять то, что называют «силой советской хореографической школы», а следует знать так, как азбуку, без которой искусство хореографии невозможно. Следует страховать себя от неизбежных потерь и утрат, которые с годами становятся все более значительными. За границей платят колоссальные деньги за то, чтобы учится русской классической школе. Там не теряют времени даром, не упускают ни одного удобного случая и снимают все, что удаётся увидеть: уроки, репетиции, спектакли, а мы часто действуем бесхозяйственно, легкомысленно, не дорожим теми ценностями, которыми обладаем. Я не говорю о том, что каждый сюжет, каждая тема должна выражаться исключительно классическими танцевальными формами. Движение мыслителя не как отвлеченный знак, «подошедший» к данному танцевально-смысловому контексту, а как неповторимый единственно оправданный образно-пластический способ выражения данного содержания.

"Меня очень огорчает какое-то безразличие, иногда даже пренебрежительное отношение молодежи к классике, недооценка ее как колоссального фактора в формировании личности танцора, в росте его профессионального мастерства. Самое важное для них - это трюки, а ведь стиль составляют как раз мелкие связующие движения, они и танец делают танцем, придают ему неповторимость особый эстетический аромат". Алеся Прусская.

"Когда на какое-нибудь определенное действие

человек затрагивает наименшее количество движений - то это грация"

Антон Чехов.

О классическом танце.

Эта система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя. Она вырабатывалась с тех пор, как балет стал равноправным жанром музыкального театра, то есть, начиная с 17 века. Впрочем, сам термин «классический», отличающий этот вид театрального танца от других – народно-характерного, бытового и т. д., возник сравнительно недавно, и есть основания предполагать, что возник в России.

Чтобы установить это, необходим краткий экскурс в историю. Пока балет как искусство еще не самоопределился, танец в образе являлся важной составной частью синтетического зрелища. Подобно многим современным искусствам, он появился в эпоху Возрождения. Уже тогда танец играл значительную роль в представлениях народного театра и в религиозных мистериях, в площадных шествиях и парадных выездах мифологических персонажей на княжеских пирах. В ту пору, еще до своего терминологического закрепления, появилось и понятие балет, от латинского ballo - танцую. Как часть музыкально-драматического придворного спектакля балет проник во Францию 16 века и занял видное место в придворном жанре английской «маски». В 17 веке, когда в Париже была основана Королевская Академия танца(1661), балет вышел из дворцовых зал на профессиональную сцену и там, наконец, отделился от оперы, сделался самостоятельным театральным жанром.

Примерно тогда же начал кристаллизоваться вид танца, который сейчас называют классическим. Этот новый вид был сложен, ибо, с одной стороны танец очищался от засорявших воздействий придворного бального танца, с другой же – этот профессиональный танец понемногу начинали насыщать элементы виртуозной техники плясунов и акробатов народного театра. Отбор и синтез таких элементов осуществлялись путём абстрагирования; целью был танец, способный, как и музыка, воплощать самые различные состояния, мысли, чувства человека и его взаимоотношения с окружающим миром.

Поначалу к такому танцу могли обращаться, лишь изображая «благородны» персонажей-богов, героев, королей. В 19 в. именовался «благородным», «высоким», «серьёзным», в отличии от «демихарактерного» (то есть танца серьёзного, но допускающего известный налёт характерности), «пасторального» (то есть облагороженного крестьянского) и «комического»(как правило гротескного и подчас весьма вольного).

Переломной в судьбе классического танца была эпоха романтизма. Но и тогда практики и теоретики еще не прикрепили к нему термин «классический».

Таким образом, можно предполагать, что именно необходимость защитить благородство содержания и академизм форм русского балетного искусства от воздействий завезенного с Запада канкана вызвала к жизни термин «классический танец» и дала ему всеобщее признание. В то же время он являлся как бы охранной грамотой русского балета, ставшего во второй половине 19 века цитаделью мировой хореографии. Блюстителем ее канонов был в театре М. И. Петипа, в школе – Х. П. Иогансон.

На русской сцене и в русской школе абстрагированная система пластической выразительности, за которой прочно укрепилось наименование классического танца, нашла и наиболее полное эстетическое выражение.
Балеты Петипа завершили длительный процесс формирования классического танца как системы выразительных средств. В них собраны, упорядочены и возведены в высокое художественное правило все поиски 19 века в области этого танца. Тогда же окончательно закрепилась и французская терминология классического танца, принятая и по сей день. Она создавалась путем отсеивания необязательных временных элементов и отбора постоянных, обусловливающих самую природу классического танца. Эта терминология, несмотря на свою условность, почти всегда позволяет обнаружить корни, установить генетические истоки того или иного движения, позы или положения.
Большинство названий определяет характер обозначаемых ими движений, связанных с работой мышц. Таковы разнообразные батманы, которые представляют значительную часть урока классического танца и, как многие другие упражнения, видоизменено присутствуют в сценических танцевальных формах.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства.

Классический балет можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Помимо самого утверждения танца как высокого искусства и самостоятельного вида театрального действа, способного развивать сюжет без помощи пения или декламации, балет выработал терминологию танца и систему подготовки танцоров, с небольшими изменениями используемую и в других стилях. Поэтому танцорам рекомендуется начинать с уроков классического танца, даже если они, позднее специализируются в танце модерн, шоу-балете или джазовом танце.

Основы классического танца настолько универсальны, что даже опытные танцоры других танцевальных направлений не прекращают занятий классикой.

Занятия классики полезны очень для детей. С раннего возраста закладывается правильная осанка, и постепенно исправляются различные случаи искривлений позвоночника. На уроке классического танца у детей вырабатывается ответственность перед делом, которым они занимаются, а также уважение к искусству.
Обучение классическому танцу включает в себя: изучение основных позиций рук, ног и постановки корпуса, ознакомление с профессиональной терминологией, историей развития балета, постановку маленьких классических форм: этюдов, адажио, вариаций и т.д.

Все движения классического танца строятся на основе выворотности. В теории классического танца разработано учение о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croisee) и нескрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans).

Выворотность - термин, обозначающий одно из важнейших, профессиональных качеств артиста балета. Выворотность необходима для танцовщика при исполнении любого сценического танца (в особенности - классического). Кроме того, выворотность способствует чистоте пластичных линий движений ног, делает невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.

В классическом танце приняты пять позиций ног, исполняемые таким образом, что ноги как бы вывернуты вовне (отсюда термин «выворотность»). Речь идет не о том, чтобы повернуть только ступни носками в разные стороны, повернута должна быть вся нога, начиная с бедренного сустава. Поскольку это возможно только при достаточной гибкости, танцовщик должен упражняться ежедневно и подолгу, чтобы научиться без усилий, принимать необходимое положение.

Спина - это не только устойчивость во время танца, но и вся красота вертикальных линий. Без сильной спины невозможно выполнить повороты.

Балет - искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Одеяния и залы придворных дам и кавалеров не подходили для сельских плясок; не допускали неорганизованного движения. Поэтому специальные учителя - танцмейстеры - старались навести порядок в придворных танцах. Постепенно танец становился все более театральным.

Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto - танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей - чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец - «большой балет».

Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов.
В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».

В 1661 году с целью сохранения и развития танцевальных традиций он создал Королевскую академию музыки и танца. Директором академии был королевский учитель танцев Пьер Бошан.

Вскоре была открыта Парижская опера. На первых порах в ее составе ее труппы были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.

В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.

Мольер в роли Цезаря в пьесе П. Корнеля «Смерть Помпея»

К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора.

Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм. Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику - выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.

В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве - романтизм, оказавший сильнейшее влияние на балет. В романтическом балете танцовщица встала на пуанты. Первой это сделала Мария Тальони, полностью изменив прежние представления о балете. В балете «Сильфида» она предстала хрупким существом из потустороннего мира. Успех был ошеломляющий.

В это время появилось множество замечательных балетов, но, к сожалению, романтический балет стал последним периодом расцвета танцевального искусства на Западе. Со второй половины XIX века балет, потеряв свое прежнее значение, превратился в придаток к опере. Лишь в 30-е годы XX века под влиянием русского балета началось возрождение этого вида искусства в Европе.

В России первый балетный спектакль - «Балет об Орфее и Евридике» - поставлен 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов, чередовавшихся с пением и речью. Никакой существенной роли в развитии сценического танца он не сыграл. Это была лишь очередная царская «потеха», привлекавшая своей необычностью и новизной.

Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.

В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и дети из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками. В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости. Русские танцовщицы внесли в танец выразительность и одухотворенность. Это неизменно привлекало в Москву и Петербург крупнейших хореографов Европы. Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливой и хорошо обученной труппы, как в России.

Новый этап в истории русского балета начался, когда П.Чайковский впервые сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танцу приходилось подчиняться музыке.