Главная · Зубные протезы · Бирманская кошка, священное животное. История кошачьего мира — Кошка священное животное Египта

Бирманская кошка, священное животное. История кошачьего мира — Кошка священное животное Египта

По мнению большинства ученых и согласно сохранившимся до наших дней документам, кошки занимали особое, почетное место в истории Египта. Именно египтяне первыми приручили это гордое и независимое животное, одомашнив его. Многие исследователи вообще склонны считать, что сама история возникновения домашних кошек неразрывно связана с историей Египта.

Официальная позиция ученых гласит, что именно на территории этой страны произошло скрещивание дикой евро-африканской кошки с камышовым котом, что и послужило толчком к возникновению домашних пород кошек, которые знакомы нам в современности. Археологи в один голос утверждают, что самые первые изображения кошек датируются примерно двухтысячным годом до нашей эры!

Почему же египтянам так приглянулись именно кошки?

Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос. Во-первых, не стоит забывать о том, что Египет всегда считался аграрной страной, для которой самым настоящим бедствием были грызуны. Спасение урожая от этих мелких вредителей становилось практически делом государственной важности. Сохранение зерновых запасов в периоды разлива Нила означало, что население не будет голодать. Именно поэтому сама природа подтолкнула грациозную кошку к восхищенным ее ловкостью и охотничьими навыками египтянам. Кроме того, многие египтяне существенно преуспели в таком нелегком деле, как дрессировка кошек. Оказалось, что эти умные животные прекрасно слушаются команд и с легкостью могут охотиться на всевозможную пернатую дичь и мелких грызунов.

Однако если бы египтяне просто содержали кошек в хозяйственных целях, вряд ли они бы стали таким ярким событием в их жизни и практически наверняка не стали бы частью истории страны. Но египтяне не просто обожали кошек, они стали поклоняться этому животному, возведя его в один ряд с божественными существами, практически сделав их богами. Для подтверждения этого, можно упомянуть тот факт, что вывоз кошки из Египта (а это расценивалось как похищение кошки у фараона) считался наистрашнейшим преступлением и карался смертной казнью.

Наивысшего расцвета культ поклонения кошек достиг к 1813 году до нашей эры. Именно в это время в дельте реки Нил был возведен храм богини Баст, традиционно изображавшейся в виде женщины с головой кошки. Это место стало центром паломничества египтян со всех уголков страны. Богине преподносили в дар специально созданные маленькие статуэтки кошек, выполненные из керамики и отлитые из бронзы. Неподалеку от храма размещался некрополь, где были забальзамированы и захоронены в специальных саркофагах умершие кошки.

Однако такая огромная любовь к кошкам однажды очень дорого обошлась египтянам. В 525 году до нашей эры Египет подвергся нападению персов. Их царь, Камбиз Второй, пошел на коварную подлость. Зная о невероятной любви и о чувствах святости египтян к кошкам, он приказал своим воинам привязать к своим щитам кошек. Таким образом, у египтян просто не осталось выбора - они не могли стрелять в священное животное и были вынуждены открыть ворота и сдаться практически без боя. Тем самым, Камбиз своей изощренной жестокостью смог завоевать Египет.

Изображения кошек встречаются практически на всех папирусах и стенах гробниц. Археологи и по сей день находят статуэтки кошек, выполненные из самых разнообразных материалов - слоновой кости, камня, глины и многих других. У египетских девушек было принято носить специальные амулеты с начертаниями кошек, которые символизировали плодородие. Кошкам же молились о детях, поэтому и количество котят на амулетах означало то количество детей, которое семья хотела бы иметь.

Отношение к кошкам сегодня в Египте похоже на отношение к ним в любой другой стране: кто-то их на дух не выносит, а кто-то просто обожает. Но многовековое поклонение этим изящным животным не могло не оставить свой отпечаток - кошек стараются не обижать, и до сих пор кошек с упоением рисуют на картинах, снимают о них фильмы, упоминают в повседневных разговорах. Любовь и почитание к кошке, пожалуй, заложено в египтянах на генетическом уровне.

Жители Древнего Египта считали, что вселенная создана пантеоном богов – всевластных и непримиримо жестоких к непослушанию. Животные и растения – множественные воплощения высших сил, их плоть и даже части их тел. Животные, считавшиеся священными, «настроены» на определенный канал, через который они могли общаться с богами, а те в свою очередь, могли через них взирать на человечество. Бог Ра и богиня Бастет смотрели на мир кошачьими глазами, и именно через кошек можно было обратиться с молитвой к создателям и охранителям всего сущего.

Но не только кошка священное животное Египта. Помимо грациозных охотниц, египтяне считали священным черного быка, сокола, крокодила, шакала, ибиса, барана и некоторых других зверей и птиц. Однако кошке повезло быть приближенной к Бастет и Ра, а потому этим животным оказывались особые почести. А как иначе? Ведь Ра – верховный бог, а Бастет – богиня плодородия и защитница семейного начала.

В 17 главе книги мертвых сказано: «Я Атум, единый, существующий. Я – бог солнца Ра в его первом восходе. Я – великий бог, создавший себя сам…». Атум когда-то был богом богов, создав из своего тела великую девятку божеств, правящую миром. В числе девяти глав пантеона был и бог Египта Ра, впоследствии сместивший «родителя» с небесного трона. Ра стал верховным божеством, в его историю люди вплели многие события из легенд об Атуме, позабытом во времена Древнего Царства (3200гг-2060гг до нашей эры). Например, бог солнца Ра, подобно Атуму, создал из собственного тела девять верховных богов.


Кошки в истории Египта часто отождествлялись с Ра. Вероятно, такой чести усатые жители древнейшего государства были удостоены благодаря строению глаз. Согласно книге мертвых, бог Ра изменял глаза в зависимости от времени суток (око Ра – солнце или луна). Кошки тоже проделывают этот «фокус» – при ярком свете зрачки сужаются, превращаясь в почти невидимые щелочки. Считалось, что днем кошка впитывает солнечный свет глазами, а ночью, даря благосклонность Ра людям, отдает солнечный свет – очевидно, речь идет о ночном мерцании кошачьих глаз. Кошки считались посланниками Ра еще и потому, что эти животные ненавидят змей, уничтожая любую, поселившуюся на их территории. Согласно мифологии, Ра еженощно спускается в подземное царство, где убивает своего заклятого врага змея Апопа, а затем вновь возвращается в воды небесного Нила (т.е. наступает утро). Священным животным, связанным с Ра, является и жук скарабей, который читается на груди или на лбу кошки окраса табби (а именно полосатые и пятнистые кошки жили в Древнем Египте, унаследовав этот окрас от диких предков). Иногда бог Египта Ра, убивая Апопа, действует в образе огромного рыжего кота (животное, ненавидящее змей плюс рыжий цвет – цвет солнца).

Примерно в 2060 гг. до нашей эры (Новое Царство) фараон Ментухотеп, правящий Верхним Египтом, добивается объединения страны, подчинив себе Египет Нижний. Образуется единая религия, и в результате слияний двух культур «рождается» Амон Ра бог солнца египтян. Он соединил в себе двух богов – вышеописанного Ра и Амона, который был главным богом Верхнего Царства. Дабы объединить народ, жрецы наделили новое верховное божество общими чертами Амона и Ра. На начальном этапе Амон Ра бог солнца еще изображался в образе кота и считался покровителем этих животных, однако со временем Амон «взял верх»: Амон-Ра изображали в образе человека в золотой короне или с бараньей головой.


Кошка-священное животное Египта.

В древнеегипетской мифологии кошка играла немаловажную роль. По одной из легенд, бог солнца Ра превратился в кота, чтобы драться со змеем Апопом, повелителем темных сил. Но прежде всего кошка олицетворяла богиню Бастет, которая считалась покровительницей плодородия и материнства, а также богиней радости и веселья. Ее изображали обычно с телом женщины и головой кошки.
В подобном обожествлении проявилось, наверное, и восхищение человека чистоплотностью кошки, ее заботливостью о своих котятах. Кроме того, ночной образ жизни, загадочные, светящиеся по ночам глаза и невероятная способность мгновенно исчезать, бесшумно ступая мягкими лапами, и столь же неожиданно появляться вызывали удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым и независимым характером: хотя она и живет вместе с человеком, но при этом всегда гуляет сама по себе, никому не подчиняясь.

Родиной богини Бастет был город Буба-стис, который находился восточнее дельты Нила. Приблизительно в 950 г. до н. э. фараон Шешонк 1 основал в этом городе свою столицу, и оттуда культ богини Бастет распространился по всей стране. Греческий историк Геродот, который в 450 г. до н. э. побывал в этом городе, рассказывает о построенном там великолепном храме около 300 м в длину, посвященном Бастет. Здесь жили тысячи кошек, за которыми смотрел специальный, уважаемый всеми жрец. В красиво украшенном зале шириной 30 м, окруженном рвом с водой, возвышалась метровая статуя богини. В других городах тоже строили храмы Бастет, а многие египтяне носили деревянные, глиняные или металлические амулеты этой богини. В начале года тысячи египтян приплывали в Бубастис на торжества, посвященные богине-кошке.

И начинался веселый праздник, на котором люди ели и пили, танцевали и пели, совершали щедрые жертвоприношения Бастет. Почти у каждого египтянина была дома кошка-за ней ухаживали как за самым дорогим существом. Если в доме начинался пожар, кошку выносили из огня даже раньше, чем детей. Когда она умирала, вся семья надевала траурные одежды, пела погребальные песни, а в знак горя люди выщипывали себе брови. Умершее животное натирали благовонными маслами и бальзамировали-только тогда, по представлению безутешных хозяев, душа их любимой кошки могла вновь вернуться в ее тело. Мумию кошки заворачивали в пестрое погребальное платье, укладывали в маленький гроб из дерева, бронзы или известняка, а затем хоронили на специальном кладбище. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки и даже мумии мышек.

В 1890 г, археологи нашли целое кошачье кладбище вблизи Бубастиса. Исследуя останки найденных там животных, ученые пришли к выводу, что они уже во многом отличались от диких кошек. Кошки находились под особой охраной: если человек случайно, а тем более умышленно, убивал кошку, это каралось смертью. Персидский царь Камбиз во время войны против фараона Псаммети-ха III воспользовался этим. Он велел своим воинам поймать как можно больше кошек и привязать их к щитам. Военная хитрость удалась: египтяне сдались. Они считали, что лучше проиграть битву, нежели ранить или убить это почитаемое животное.

Котов любят, даже обожают, очень многие люди. Сегодня такое животное есть дома у множества людей, а миллионы жителей нашей планеты, не имеющие котов, ежедневно просматривают многочисленные ролики с этими «усачами» на YouTube, и не перестают им умиляться. Но коты стали любимцами людей не недавно, и их почитали еще в Древнем Египте. И сегодня мы разберемся в том, почему кошка – это было священное животное еще в Древнем Египте.

Почему кошка стала священным животным Египта

Во времена Древнего Египта коты были не просто домашними питомцами, какими мы привыкли видеть их сегодня, эти животные являлись настоящими подобиями богов: их обожали, им поклонялись.

Интересно, что Древние Египтяне по праву оценили одно из главных умений кошек, о котором всем людям известно и по сей день. Как мы знаем, кошки очень хорошо охотятся на мышей. Да, безусловно, современные одомашненные питомцы смотрят на всевозможных грызунов сквозь призму лени, однако охота заложена в генах этого животного, именно поэтому оно с такой радостью в любое время готово гоняться за любыми веревками, шнурками, игрушками, которые котам бросит их хозяин.

Дело в том, что жители Древнего Египта очень быстро заметили, что кошки отлично и очень ловко справляются с грызунами. А в те времена мыши и прочие представители грызунов были огромной проблемой для людей, ведь они портили урожай, съедали запасы, а это, само собой, могло привести к массовому голоду. В данной ситуации кошки с их охотничьими инстинктами стали идеальным спасителем для египтян. Все это и привело к созданию подобного культа кошек, к увековечиванию их в скульптурах и истории.

Становление кошки священным животным в Египте

Разобравшись с тем, почему кошки в Египте считались священными животными, стоит отметить также и еще один весьма интересный факт. До того момента, как египтяне заметили невероятную ловкость этих животных в ловле грызунов, их отношение к котам было совершенно противоположным. Долгое время жители Древнего Египта охотились за котами, используя мясо животных в качестве пищи. Но возможность использования «пушистиков» в качестве защитников урожая от крыс, мышей и прочих грызунов, в корне изменила отношение египтян к кошкам, со временем сделав этих животных священными.

Возможно, такое распространение котов в качестве домашних питомцев в наше время, стало возможным лишь за счет такой истории, пришедшей к нам сквозь тысячи лет из Древнего Египта. Впрочем, по поведению домашних котов иногда можно задуматься о том, что они «что-то знают», и понимают, что они – священные животные.

Кошка для христиан – это нечистое животное (т.е. как в нечистыми считаются, допустим: свинья, козёл; в – свинья), для христиан нечистым животным считалась чёрная кошка. А для славян кошка — это священное животное, независимо от цвета.
Кошка – это как охранитель Врат Мира Нави .

От славян те же египтяне переняли, что кошка – священное животное, даже был культ кошки. А для кошка во всех видах была священным животным, т.е. всё семейство кошачьих: пард, рысь, лев, тигр, леопард, гепард, ягуар и т.д. Допустим, в Сибири особо священным считался камышовый кот – это среднее между, так называемым, домашним котом и рысью. Т.е. в старые времена рысь могла ужиться с человеком, допустим, рысь–мать погибла, и остались маленькие рысята, люди брали их себе в дом и воспитывали, но они не были на привязи, могли в любое время уйти в лес, т.е. соседствовали и помогали. Камышовый кот – считался как Божественный кот, который не приручался. Т.е. даже если его спасли, выкормили и воспитали, он всё равно живёт сам по себе, он подвластен только воле Богов и выполняет свою миссию. И он в любой момент мог уйти, поэтому даже сейчас люди, которые держат у себя камышовых котов, они выводят их на улицу на поводке с ошейником, как собаку.

Чёрная кошка и энергетика

Кроме того, чёрная кошка, это самый чувствительный, будем говорить, природный элемент — она никогда не будет находиться в жилище с отрицательной энергетикой. Со школы всем известно, что чёрный цвет поглощает все виды энергии . Поэтому там, где есть отрицательная энергетика, чёрная кошка не будет жить, она оттуда уйдёт. При заселении запускали чёрную кошку, и если она не уходила, а обходила, да ещё и ложилась в тереме спать, т.е. где горница (спальня, опочивальня), то на том месте ставили кровать. Даже, если кто видел советский фильм «Сказка о царе Салтане», там в постель к новобрачным клали маленького котёнка — для чего? А потому что он чувствовал, и в момент зачатия ребёнка, котёнок охранял от Сил Нави (от тёмных сил) вот эту новую супружескую чету. Поэтому люди всегда позволяли, чтобы кошки в ногах спали.