Главная · Уход · Законодательство о предпринимательстве евреев в Российской империи. XIX – начало XX века. «Еврейский вопрос» в Российской империи в XIX-начале XX вв.: попытки его решения: властью, обществом и еврейской общиной

Законодательство о предпринимательстве евреев в Российской империи. XIX – начало XX века. «Еврейский вопрос» в Российской империи в XIX-начале XX вв.: попытки его решения: властью, обществом и еврейской общиной

В данной статье мы рассмотрим проблематику еврейского вопроса, который на протяжении всей Российской истории занимал немаловажное место в политике государства. Центральное место в национальной политике Российской империи еврейский вопрос начинает занимать только в конце XVIII века.

В работе мы коснёмся предыстории еврейских общин в России, а также рассмотрим политику Екатерины II и Александра I по отношению к еврейскому населению.

История еврейского народа на территории Российского государства насчитывает не одну сотню лет. Первые евреи появились на территориях входящих в состав Российской империи еще до нашей эры, затем в VIII–IX веках на территориях Северного Кавказа существовал Хазарских Каганат, где евреи занимали достаточно влиятельное положение . Известно, что уже в X веке существовала еврейская община в Киеве. Таким образом мы видим, что евреи исторически проживали на территории Российской империи. При этом количество евреев в Российской империи вплоть до второй половины XVII века было невелико .

Однако, в период правления Екатерины II происходят разделы Речи Посполитой, в результате которых в состав империи входят земли, которые были населены в значительной степени евреями. Ввиду отсутствия переписей населения нельзя назвать точное количество евреев проживающих на этих территориях. Согласно точке зрения историка Феликса Канделя еврейское население Российской империи к концу XVIII века составляло около семисот тысяч человек . Евреи активно занимались торговлей и промышленностью, поэтому Екатерина решает использовать их потенциал для развития экономики Российской империи .

Важным звеном в политике Екатерины Великой по отношению к евреям было объявление свободы вероисповедания на территориях раннее принадлежавших Речи Посполитой. По мнению Е.В. Абакумовой провозглашение данного принципа впервые в истории давало евреям право селиться и проживать на территории Российской империи . Своими законодательными актами, касающимися евреев на вновь присоединённых территориях, Екатерина сохраняла за евреями право заниматься теми профессиями, в которых они уже были задействованы, но при условии их повиновения новым властям .

По решению Екатерины II c 1780 года евреи должны были записаться в мещанское или же в купеческое сословие . Большинство еврейского населения стало принадлежать к сословию мещанскому, и получило все его права, в области финансового управления территориями, а также в области местного самоуправления. Однако в последствии эти права были ограниченынако в последствии эти права были ограничже в области местного самоуправлен получило все его права, в области ввиду недовольства нееврейского населения. Кроме того евреев лишили традиционного права на винокурение.

Главным событием еврейской жизни конца XIX века стало введение черты осёдлости. 23 декабря 1791 года Екатерина издаёт указ о создании черты оседлости, куда входили территории на которым евреям разрешалось постоянно проживать. В черту оседлости вошли все вновь присоединенные территории, а также Малороссийские территории. Введение черты оседлости имело широкий спектр причин, таким образом государство старалось прикрепить евреев к своим общинам, остановить экономическую экспансию евреев на территории центральных губерний, вызывавшую недовольство местного купечества и мещанства .

В 1794 году Екатерина издаёт указ «О сборе с евреев, записавшихся по городам в мещанство и купечество, установленных податей вдвое против положенных с мещан и купцов Христианского закона разных исповеданий», который обязывает евреев указанных сословий уплачивать налоги вдвое большие, чем уплачивали христиане тех же сословий .

Среди причин такой политики Екатерины II по отношению к еврейскому населению на наш взгляд следует отметить желание правительства одновременно и защитить интересы купечества российских губерний, желание извлечь максимальную выгоду из присутствия евреев на территории империи, а также необходимость пополнять государственную казну, истощенную войнами конца XIX века. Другим источником такой политики Екатерины II было желание заселить Новороссию, а согласно законодательству империи все переселенцы освобождались от податей в пользу государства .

За своё короткое царствование Павел I не успел совершить каких-либо глубоких решений в направлении еврейского вопроса, однако именно при нём решением Сената было подтверждено, что крепостное право евреев распространяться не может. По мнению историка Ф. Канделя евреи фактически были полноправными гражданами, с ограниченной свободой передвижения .

В 1801 году императором Российской империи становится сын Павла I и внук Екатерины Великой – Александр I. Александр воспитывался при активном участии своей бабушки в либеральном духе, поэтому начало его правления было ознаменовано началом реформ. Еврейский вопрос также попал в сферу реформ молодого императора. В ноябре 1801 года он создаёт Комитет по благоустройству евреев, куда вошли несколько влиятельных государственных деятелей, таких как Михаил Сперанский, Адам Чарторыйский, Гаврила Державин и другие. Целью создания этого комитета было улучшение положения евреев, а также совершенствование законодательства, касающегося евреев.

Итогом работы данного комитета стало Положение о устройстве евреев, изданное в декабре 1804 года, которое стало основным законодательным источником по отношению к евреям в первой четверти XIX века . Можно сказать, что данный документ улучшил положение евреев, государство способствовало переходу евреев земледелию, для чего им было разрешено приобретать незаселенные земли и нанимать работников-христиан, и не только на территории черты оседлости, но в Кавказской и Астраханской губерниях. Была отменена двойная подать с евреев, а также еврейские предприниматели были полностью уравнены с христианами-предпринимателями .

Кроме того евреям разрешалось открывать свои школы, в которых должно было вести преподавание на одном из европейских языков. Положение разрешало евреям поступать во все без исключения учебные заведения империи, при условии запрета ношения традиционной еврейской одежды.

Однако ряд пунктов документа вызвали недовольство евреев, например пункт о выселение евреев из деревень и сёл. Десятки тысяч евреев оказались выселены из своих жилищ и отправлены в города черты оседлости. Правительство рассчитывало, евреи станут либо земледельцами, либо наёмными работниками. Действительно на пустующих южных губерний было основано несколько еврейских сельскохозяйственных поселений. Однако никаких шагов в сторону развития промышленности в губерниях черты оседлости сделано не было, и поэтому тысячи семей оказались в тяжком положении.

Невозможность выполнения данного пункта вызвало повторное создание комитета по еврейским вопросам в 1807, а затем в 1809 годах. Последний комитет пришел к выводу, евреи приносят пользу экономике империи, а выселение усугубляет их положение .

Мы считаем, что Положение об устройстве евреев имело своей целью использовать их потенциал в экономическом развитии России, способствовать занятию евреями земледелием, а также положить начало их ассимиляции в российском обществе. Но выселение евреев из сел и деревень губительно сказалось на материальном положении большой доли представителей этой этнической группы.

После окончания Отечественной войны 1812 года, а также последовавшего за ней Заграничного похода русской армии, начинается новый этап правления Александра I. В последнее десятилетие своего правления император переходит к более консервативной политике, и не проводит крупных реформ либеральной направленности. Александр первый отходит от активной государственной деятельности и углубляется в религиозный мистицизм.

Под влиянием религиозных идей в 1817 году Александр создаёт «Комитет для всех обращающихся в христианство евреев». Перешедшие в христианство евреи имели право на получение в собственность сельско-хозяйственных земель для работы на них, а государственные органы должны были оказывать им всяческое содействие. Кроме того учреждается и «Общество израильских христиан», в данное общество вступали евреи, принимавшие христианство, а покровительствовал обществу сам император.

Члены общества получали ряд прав, которых евреи ведущий традиционный образ жизни не имели. Александр предполагал создать из членов общества отдельные поселения, земли были выделены в Екатеринославской губернии, но так и не были заселены.

Принявшие христианство получали целый ряд привилегий, таких как освобождение от рекрутской повинности, освобождение от земских повинностей, получали право производить винно-водочную продукцию, а также свободу торговой и ремесленной деятельности по всей империи. Также они имели право организовывать собственные полицейские органы в поселениях .

Несмотря на предоставленные привилегии евреи не стремились обращаться в христианство, по сообщениям князя Голицина, бывшего александровским министром духовных дел и народного просвещения, из более чем миллионного еврейского населения империи в христианство перешло лишь несколько сотен человек, из которых невозможно было создать ни одно поселение. В итоге «Общество израильских христиан» было упразднено в 1833 году уже Николаем I .

По нашему мнению политика Александра I по отношению к евреям была направлена на разрушение традиционного уклада еврейской жизни и ассимиляцию евреев в российском обществе.

Таким образом, рассмотрев политику российского государства по отношению к евреям в конце XVIII и начале XIX века мы можем сделать вывод, что данная политика носила двойственный характер. Можно сказать, что отношения государства к еврейскому населению изменялось волнообразно. Первоначально государство не стремилось ограничить права евреев, но по мере увеличения количества еврейского населения их права всё же ограничивались. Государство вводило черту оседлости, двойные подати для евреев, ограничивало свободу их передвижения. Во времена правления Александра I государство стремилось разрушить замкнутую еврейскую общину, ассимилировать евреев среди остального населения империи, русифицировать их.

Говоря о характерных чертах правового положения евреев в данном временном периоде, следует отметить, что государство стремилось извлечь максимальную выгоду из их присутствия на своей территории, а также ослабить влияние замкнутой национально-религиозной общины на своих западных рубежах.


Библиографический список
  1. Абдулпатахова Х.М. К вопросу о распространении иудаизма в Хазарии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008 год. № 80. С. 13–16.
  2. Россия. Евреи на территории Древней Руси до XIV // Краткая Еврейская Энциклопедия. Том 7. Иерусалим, 1994. 1046 с.
  3. Кандель Ф. Очерки времён и событий из истории российских евреев. Часть вторая. Иерусалим: Тарбут. – 1990 год. 297 с.
  4. Козлитин Г.А. Правовое положение евреев в российской империи XVIII – XIX века: цивилистический аспект // Вестник Института мировых цивилизаций. 2014 год. № 8. С. 52-58.
  5. Абакумова Е.В. Правовое положение евреев в Российской империи в конце XVIII – начале XIX вв.: диссертация кандидата юридических наук. Москва, 2014. 363 c.
  6. Егоров В.В. Правовые особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века // Юридическая наука и практика. 2012. № 20. С. 149 – 152.
  7. Егоров В.В. Положение «О устройстве евреев» от 9 декабря 1804 г. Как источник законодательства, регулировавшего правовой статус еврейского населения российской империи в начале XIX в // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012 год. № 4. С. 330-334.
  8. Егоров В. В. Основы конфессиональной политики правительства Александра I в отношении евреев в первой четверти XIX века. // Вестник Нижегородской Правовой Академии. 2014. № 1. С. 12-20.
  9. Егоров В.В. Христианизация российских евреев в первой четверти XIX века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. № 6. С. 106-109.

Еврейская тема в нашей стране всегда была политизирована. В ней сформировались противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди которых можно выделить два основных.

В первом, условно "антиеврейском" лагере, евреи определяются как общность, безусловно чужеродная и враждебная России. Это очень широкая палитра взглядов от простой констатации сказанного, до настойчивых поисков и разоблачения "еврейского заговора", а далее вплоть до откровенно черносотенной пропаганды, от которой остаётся менее полушага до призывов к погромам. Из этого лагеря постоянно делаются недвусмысленные намёки на то, что евреям лучше бы целиком и полностью, раз и навсегда покинуть Россию, если не добровольно, то принудительно.

Во втором, условно "произраильском" лагере, евреи также определаются как общность, чужеродная в России и всегда мечтающая вырваться "из плена" и вернуться на "Землю обетованную", то есть в Израиль. С этой точки зрения история российских (советских) евреев представляется как сплошная цепь гонений и преследований, противостояния "антисемитской" власти и обществу. Эта история обычно заканчивается счастливо - алией и воссоединением с Израилем.

Интересно то, что эти диаметрально противоположные позиции сходятся в главном тезисе - определении евреев как чужеродной и враждебной России общности, весь смысл существования которой состоит в том, чтобы эту самую Россию навсегда покинуть. Все разногласия сводятся только к тому, каким именно образом это произойдёт: добровольной алией или принудительным изгнанием.

Есть насущная необходимость рассмотреть совершенно другой тезис: отношения российского (советского) еврейства и Советской власти вовсе не сводились к враждебности, определяющим фактором было наоборот тесное и плодотворное сотрудничество, вхождение советских евреев в братство трудящихся Советского Союза, огромный вклад евреев в победу в Великой Отечественной войне. Советский Союз как раз успешно разрешил еврейский вопрос в самом позитивном виде, задолго до образования Израиля. Необходимо рассмотреть, что именно Советская власть собиралась сделать для евреев, какие цели ставились и как они были достигнуты. Советское еврейство претерпело удивительные трансформации, обратившись из национального и религиозного меньшинства, чьи права и возможности были сильно ограничены и болезненно ущемлены, в неотъемлемую часть общества, причём часть, сыгравшую важную историческую роль. Невозможно обойти и вопрос антисемитизма, оказавшего сильное влияние на общество, и пустившего глубокие корни в общественном мышлении, тем более, что Советская власть всегда вела жестокую борьбу с антисемитизом. И ещё очень важно учитывать, что советская политика в отношении евреев всегда имела международный аспект, поскольку многочисленная еврейская община жила за рубежом, связи между советскими и зарубежными евреями не прерывались.

В общем, история российского (советского) еврейства получается далеко не линейной, её нельзя свести ни к "еврейскому заговору", ни к стремлению евреев к репатриации в Израиль. Реальность неизменно оказывается сложнее и многограннее любых идеологических конструкций. Это была целая эпоха масштабных социальных трансформаций, преобразовавших сам облик еврейского народа.

В Российскую империю евреи попали совершенно особым порядком. Если большинство других инородцев и иноверцев, например, многочисленные народы Сибири, вошли в Россию на основании вассалитета от московского государя, союзных договоров или прошений о приёме в подданство, во главе со своими правителями и вместе с территорией, то евреи оказались в составе России во время разделов Речи Посполитой во второй половине XVIII в., как жители территории, отошедшей под власть российской короны. В 1772 году императрица Екатерина II сохранила за евреями все их права и свободы, которыми они пользовались в Польше. Очевидно, это и стало отправной точкой в формировании враждебного отношения к евреям, определения их как чужеродного элемента, хотя их не раз пытались уравнять в положении и включить в то или иное сословие. Послабления при императорах Александре I и Александре II чередовались с ужесточениями при Николае I и Александре III.

При этом Россия стала самой еврейской страной в мире. В 1880 году в Российской империи проживало 4,5 млн. евреев, или 67% мирового еврейства (данные Ю.Ларина). Остальные евреи сравнительно немногочисленными общинами были рассеяны по разным странам, как в Европе, так и в Азии, и нигде не составляли такой большой и плотной массы, как в российской черте осёдлости. Евреи, как народ, формировались в огромной степени именно в России и под влиянием специфической политики в их отношении.

После убийства императора Александра II для евреев были введены многочисленные запреты и ограничения. В 1882 году евреям было запрещено селиться вне городов и местечек, приобретать землю, причём эта мера была введена для предотвращения погромов. Правда, в качестве антипогромного средства ограничения прав евреев оказалось совершенно неэффективным и даже более того, в известной степени содействовали расширению и распространению погромов в последующее время. До введения этих жёстких ущемлений прав основная масса евреев проживала в местечках и сельской местности, 29% - в средних городах и только 5% еврейского населения проживало в крупных городах (данные Ю.Ларина) . Небольшие местечки, немногочисленные общины, объединяемые синагогой с хедером под управлением кагала и раввинов, занятие мелкой торговлей и мелким ремеслом, обслуживающим окрестных крестьян, - так можно обрисовать образ жизни основной массы евреев в эту пору.

После категорического запрещения на поселение в деревнях еврейское население стало перетекать в местечки, которые и без того были нищими и перенаселёнными. К концу XIX в. лишь 6% российского еврейства проживало вне черты осёдлости, а в Европейской России и того меньше - 4% (чуть более 211 тыс. человек). Для прокормления многочисленных торговцев и ремесленников в местечках не было достаточно широкого рынка. К тому же на пятки мелкой еврейской торговли и ремесла наступала развивающаяся российская промышленность. Из развития капитализма в России сумели извлечь пользу, пожалуй, только наиболее богатые евреи, которые взяли в свои руки хлебную торговлю, проникали в торговлю лесом, производство сахара, в текстильную промышленность и банковское дело.

Уже к концу XIX века местечки были переполнены разорившимися и скатившимися в нищету людьми. Лишённые достаточного заработка, не имеющие земли, чтобы самим вырастить себе урожай для пропитания, еврейские массы в местечках обрекались в буквальном смысле на голодную смерть. Огород и поле были мечтой еврейской бедноты...
Облик и основные черты еврейства того времени, которые нашли отражение в литературе и которые потом всячески раздували антисемиты, выковались именно в местечках черты осёдлости. Тщедушность и слабосильность - последствия хронического недоедания, особенно в детстве. Хитрость и изворотливость - следствия крайне скудных источников заработка и средств пропитания. Приходилось ловить любую возможность, изобретать, чтобы заработать. Трудолюбие - следствие того, что евреям никто ничего не гарантировал.

Тяга к образованию - следствие того, что единственная форточка для выхода из черты осёдлости с её гнетущей атмосферой, была в высшем образовании. Иудаизм также требовал от своих последователей грамотности, умения читать Тору и Талмуд. Наконец, солидарность - следствие понимания того, что выжить в явно недружелюбном окружении можно только сообща, да и у каждого еврея, который чего-то добился и достиг, легко набиралось с десяток голодных и нищих родственников, которым надо было помочь. В свете повальной бедности в местечках, подобная родственная помощь принимала значительные масштабы и скоро сделалсь национальным обычаем.

Выходов у еврейской бедноты было только два. Первый из них состоял в том, чтобы всеми правдами и неправдами выехать и поселиться в большом городе, где было гораздо больше возможностей для заработка. Ю.Ларин в 1929 году писал, что в крупных городах с населением свыше 100 тысяч человек проживало 32% всех евреев в мире, в средних городах - 40% и только 28% в местечках и деревнях. За полвека евреи превратились из преимущественно сельской нации в городскую, 72% численности которой перебралось в города.

Второй выход состоял в эмиграции, то есть в выезде за пределы Российской империи. Еврейская эмиграция приняла столь большие масштабы, что за те же самые полвека Россия утратила статус самой еврейской страны в мире. В 1930 году в СССР проживало около 22% мирового еврейского населения, если считать вместе с другими территориями Российской империи, то 45%. Хотя многочисленные сионисты агитировали за Палестину, тем не менее основная масса эмигрантов подалась в США, где в несколько десятилетий сформировалась крупнейшая в мире еврейская община. В 1930 году в США проживало 30% мирового еврейства, сейчас - около 50%.

Февральская революция 1917 года принесла российским евреям великое освобождение. Это действительно было выдающееся, переломное событие в еврейской истории, причём не только российских евреев, но и вообще мирового еврейства. 22 марта 1917 года Временное правительство провозгласило законодательный акт, подготовленный министром юстиции А.Ф. Керенским, гласивший: "Все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальностью, отменяются."

Хотя евреи в этом законе специально не упоминались, тем не менее этот акт стал основой для отмены всех ранее действовавших ограничений, связанных с чертой осёдлости, свободой передвижения, государственной и военной службой, приобретением собственности или найма. В результате были аннулированы 140 действовавших "особых о евреях правил", в том числе и такое одиозное, как процентная норма при приёме в учебные заведения, и архаичное, как черта осёдлости.

Это вызвало среди российского еврейства бурю восторга, тем более что это событие совпало с праздником Песах, в память Исхода евреев из Египта. Новый закон воспринимался как второй исход из Египта. Евреи часто проводили параллели между событиями библейской истории и современными событиями, их касающимися. Так же как Моисей вывел евреев из египетского рабства, так и Временное правительство вывело евреев из черты осёдлости и многочисленных болезненных ущемлений. Конечно же, в марте 1917 года до разрешения всех этих застарелых проблем было ещё очень и очень далеко. Беднейшая часть еврейства, которая осталась в России по причине отсутствия средств на эмиграцию, ещё ждала разрешения своей судьбы. Решение этой проблемы выпало на долю Советской власти.

Источники:
Верхотуров Д.Н. Сталин и евреи;
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия;
Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев России.

Продолжение следует

После разделов Речи Посполитой в конце XVIII века в состав Российской империи вошли территории, на которых в течение нескольких веков проживали евреи. Согласно переписи населения 1897 года, еврейская община насчитывала 5 с лишним миллионов человек, живших в пределах учрежденной Екатериной II черты оседлости. Именно это территориальное ограничение проживания еврейского населения предопределило их дальнейшее компактное расселение в штетлах или местечках. Предложенная деятелями прусской Хаскалы (просветительского движения) идея необходимой европеизации евреев и интеграции их в общественные структуры («немцы Моисеева закона») привела к формированию основ национальной идентичности и проектам создания независимого еврейского государства.

Присоединив Польшу, Российская империя стала страной с самой высокой численностью еврейского населения: к концу XIX века тут проживало более половины (56%) всех иудеев мира. На протяжении предыдущего столетия евреи хаотично населяли европейские страны, причем правительства старались не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Потому такие еврейские общины становились своеобразными миниатюрными государствами, которые порой немало страдали от притеснений и социальных несправедливостей.

В обществе сложилось мнение, что евреи лишились лояльности к государству

Движение за национальную идентичность и равноправие сформировал в Пруссии в середине XVIII века философ Моисей Мендельсон, выдвинувший идеологию «все права как гражданам, никаких особых прав как евреям». Этот лозунг подхватили немецкие просветители, в том числе драматург и теоретик Лессинг, — так зародилось движение за права еврейства, Хаскала, влияние которого впоследствии привело к значительному расширению гражданских свобод европейских иудеев.

Значительно расширив территорию своей империи, Александр I вынужден был столкнуться и с решением еврейского вопроса, однако, до конкретных действий дело не дошло, погрязнув в конфликтах как внутри самой еврейской общины, так и связанных с сопротивлением чиновничества и высших сановников. Следующий император, Николай I, был настроен более решительно и даже предлагал проект переселения всех евреев в Сибирь, который, впрочем, получил резкую отповедь двух виднейших министров 1830−40-х годов, Павла Дмитриевича Киселева (автора реформы государственной деревни) и Сергея Семеновича Уварова (создателя «теории официальной народности»). С другой стороны, все-таки опасаясь возможных репрессий, часть евреев воспользовалась лазейкой в российском законодательстве о том, что национальная принадлежность устанавливалась в соответствии с вероисповеданием, а значит, приняв христианство, еврей освобождался от всех правовых и гражданских ограничений и становился дееспособным подданным империи. Так появились «выкресты» — евреи, отказавшиеся от веры предков, перейдя в православие или лютеранство.

Царь-реформатор Александр II склонялся к идее либерализации юридических норм по отношению к еврейскому населению. Так, в 1859 году была ликвидирована черта оседлости (граница, дальше которой евреям запрещено было селиться) для наиболее зажиточных представителей — купцов 1-ой гильдии и иностранцев.

Проживание евреев разрешалось в специальных городах и местечках

В 1861 году евреи получают право устраиваться на государственные должности, а богатейший город Киев становится центром еврейской торговли. Решение еврейского вопроса осуществляется поступательно: в 1865 году все ремесленники-евреи и их семьи могут переселяться за черту оседлости, а в 1867 году такие привилегии получают и все, отслужившие в армии. Однако, император так и не решился на самую ожидаемую меру — полную отмену черты оседлости.

После восшествия на престол новый император Александр III существенно ограничивает все привилегии, дарованные предыдущим правителем. Обязательным условием стало проживание в рамках черты оседлости без права владения землей, в изолированных поселениях — штетлах или местечках. Вводилась жесткая квота на обучение в высших учебных заведениях и гимназиях империи — 10% в пределах черты оседлости, 5% - на всей остальной территории страны, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы, где квота устанавливалась в мизерные 3%. На фоне принятого в том же году печально известного циркуляра «о кухаркиных детях» (ограничивающего возможность получения образования для «неблагородных» слоев населения и детей разночинцев), консервативные настроения в русском обществе усиливались, порождая массу актов сопротивления и бурного недовольства в среде интеллигенции.

Рост налогов и преследования привели к обнищанию еврейского населения

Лишившись возможности получения высшего образования на родине, дети многих зажиточных евреев уезжали в европейские университеты, возвращаясь потом в Россию в статусе широко образованных специалистов, решительно настроенных на достижение равноправия и гражданских свобод для своих соотечественников. Возможно, это обстоятельство может частично объяснить, почему многие талантливые еврейские юноши сильно радикализировались и стали принимать активное участие в деятельности разнообразных революционных групп и кружков. В ответ на это правительство принимает еще ряд ограничений для еврейского населения: прекращается выдача лицензий на занятие адвокатской практикой, евреям запрещается участвовать в земских выборах. Безусловно, все обязанности по отношению к государству (сбор податей и налогов) сохранялись в полной мере. Ряд наиболее либеральных сановников во главе с членом Государственного совета графом Константином Ивановичем Паленом представляют императору в 1888 году доклад, в котором настойчиво рекомендуют наделить 5 миллионов евреев всей полнотой гражданских прав во избежание радикализации их настроения. Однако, Александр III не внял советам своих приближенных и проигнорировал изложенные в докладе рекомендации.

На этом реакционном и негативном фоне в среде еврейства начинают формироваться общественно-политические организации, в частности, «Всеобщий еврейский рабочий союз» (Бунд), насчитывающий в своих членах многих евреев-ремесленников западных губерний империи. Идеологической основой зарождающегося национального движения стал распространившийся из Австро-Венгрии «сионизм», проповедующий идеи создания на территории Палестины независимого еврейского государства, причем многие еврейские интеллектуалы склонялись к социалистической базе построения будущего Израиля. После создания в 1899 году организации по защите прав еврейских рабочих «Поалей-Цион» («Трудящиеся Сиона»), она вступила в открытую конфронтацию с более консервативным «Бундом», тем самым вызвав раскол в еврейском движении. Это противостояние закончилось поражением радикальных идей о построении социалистического общества в пользу борьбы за безопасность еврейского населения и права исповедовать свою религию.

Важным этапом, значительно усилившим революционные настроения в рядах русского еврейства, стала серия еврейских погромов (наиболее трагичный из них — в Кишиневе в 1903 году), вызвавшая широчайший общественный резонанс. Дальнейших путей в окончательном решении еврейского вопроса виделось два: либо использование самых жестоких методов для отвоевания своих прав, в том числе и террористических, либо активное участие в деятельности появившегося сословно-представительного органа — в Государственной Думе.

Лидером еврейских интеллигентов в либеральных слоях политической элиты был Максим (Мордехай) Моисеевич Винавер — талантливый адвокат и публичный оратор. Став членом I Государственной Думы от партии кадетов, он стал выступать за повсеместное просвещение евреев, собирая под эгидой «Еврейского историко-этнографического общества» разнообразные материалы о традициях и быте русского еврейства. Между прочим, именно благодаря пожертвованиям Винавера, молодой гений Марк Шагал получил стипендию на обучение в Париже, что стало толчком в его карьере живописца. До 1919 года Винавер участвовал в деятельности белого движения, работая на посту министра иностранных дел Крымского правительства. Однако, разочаровавшись, эмигрировал в Париж, где издавал популярную газету «Последние новости», старавшуюся опровергнуть бытовавшее тогда мнение о массовой поддержке евреями большевистского правительства. Позднее юрист и активный деятель еврейского движения начала XX века Генрих Слиозберг напишет: «Я с детства привык сознавать себя прежде всего евреем, но уже с самого начала моей сознательной жизни я чувствовал себя и сыном России… Быть хорошим евреем не значит быть хорошим русским гражданином».

Ульянова Г.Н. Законодательство о предпринимательстве евреев в Российской империи, XIX – начало ХХ века // Частное предпринимательство в дореволюционной России: этноконфессиональная структура и региональное развитие, XIX – начало ХХ века. М., РОССПЭН, 2010. С.314-332 .

Законодательство о предпринимательстве евреев в Российской империи. XIX – начало XX века

Включение миллионного еврейского населения в состав подданных Российской империи в результате присоединения западных губерний в конце XVIII в. Появление еврейского вопроса

Императрица Екатерина II продемонстрировала стремление прикрепить еврейское население к территории проживания и не дать ему выхода во внутренние губернии. С этого момента начинает складываться законодательство по еврейскому вопросу, которое пошло «не по прямому пути равенства перед законом, а по извилистому пути специального законодательства» . В юридических документах возникло основополагающее понятие «черты оседлости», ставшее ограничителем прав евреев вплоть до революций 1917 г.

С точки зрения монархов и представителей высшей власти в этом не усматривалось ничего исключительного, поскольку и значительная часть русского крестьянского населения существовала на условии крепостного права. И как русские крестьяне были прикреплены к владениям своих помещиков, так и решение еврейского вопроса власть видела в таком же прикреплении евреев к месту проживания. Пресечение свободы передвижения рассматривалось в качестве главного тормоза для социального брожения.

С самого начала появление этого законодательства имело, в числе других факторов, и экономическую подоплеку. Дело в том, что еврейские торговцы с присоединенных территорий, жители двух белорусских губерний Могилевской и Полоцкой (где евреям указом Екатерины II было разрешено записываться в купечество), стали приезжать в сопредельные великорусские губернии – Смоленскую и Московскую – для сбыта дешевых мануфактурных товаров европейского, главным образом, польского производства. Торговали оптом и в розницу, и торговля имела успех среди потребителя: товары были хорошего качества, и дешевле чем московские.

Это не могло не встревожить московских купцов, которые в феврале 1790 г. подали московскому главнокомандующему жалобу на евреев, которые, по их словам, причиняли «весьма чувствительный вред» местной торговле. Жалоба нашла сочувствие в правительственных сферах Петербурга. Однако, еврейские купцы ответили на это контрходатайством, которое было рассмотрено в Совете при высочайшем дворе (существовавшем в 1769-1801 гг. органе-предшественнике Государственного совета). В своем ходатайстве еврейские купцы просили разрешить им записываться в московское и смоленское купечество.

Ходатайство евреев было признано «не имеющим пользы», а год спустя, запрещение на право свободной торговли во внутренних губерниях было закреплено в указе Екатерины II от 23 декабря 1791 г., в котором говорилось о том, что «евреи не имеют права записываться в купечества во внутренние российские города и порты, а только дозволено им пользоваться правом гражданства и мещанства в Белоруссии», а также в Екатеринославском наместничестве и Таврической области.

По указу 23 июня 1794 г., изданному после второго раздела Польши, евреям было разрешено «отправлять купеческие и мещанские промыслы в губерниях: Минской, Изяславской (впоследствии Волынской – Г.У.), Брацлавской (впоследствии Подольской – Г.У.), Полоцкой (впоследствии Витебской), Могилевской, Киевской, Черниговской, Новгородской-Северской, Екатеринославской и в области Таврической». После присоединения, по третьему разделу Польши, Виленской и Гродненской губерний формирование черты оседлости было завершено.

Наряду с ограничением евреев по району проживания, в 1794 г. было также установлено податное ограничение. Согласно ему евреи для записи в купечество и мещанство были обязаны платить подати вдвое больше по размеру, чем купцы и мещане христианского вероисповедания .

Наряду с этой податью евреи-купцы должны были, как и русское купечество, платить особый рекрутский налог взамен личного отбывания воинской повинности .

В царствование Павла I полоса оседлости пополнилась Курляндской губернией . В этот же период в среде еврейского купечества происходил процесс переселения из бедных белорусских губерний в более благополучные украинские, особенно в район Полтавщины. Купцы были единственным сословием, переселявшимся беспрепятственно, остальным же надлежало брать увольнительные свидетельства.

2. Либеральные преобразования Александра I. Первый Еврейский комитет. «Положение об устройстве евреев» 1804 г.

При Александре I в ходе процесса преобразования всего административного механизма в конце 1802 г. был учрежден «Комитет по благоустройству евреев», в который вошли министр внутренних дел Кочубей, министр юстиции Державин, граф В. Зубов и польские сановники – помощник министра внутренних дел Адам Чарторыйский и сенатор Северин Потоцкий. В работе комитета принимал участие и М.М. Сперанский, стоявший на позиции наименьшего давления на евреев, что выразилось в его мнении в журнале Комитета за 20 сентября 1803 г.: «Преобразования, производимые властию правительства, вообще не прочны, и особенно в тех случаях не надежны, когда власть сия должна бороться со столетними навыками» В этом комитете был выработан проект регламента, легшего в основу изданного 9 декабря 1804 г. «Положения об устройстве евреев» .

Следует отметить, что в ходе подготовки к изданию Положения была установлена приблизительная численность еврейского населения – 174 тыс. 385 мужских ревизских душ, платящих подати, что дало основание Комитету говорить о том, что общая численность достигала около 1 млн чел.

В Положении формулировались основные положения законодательства, действовавшего в отношении евреев в последующее сто с лишним лет. Пункты 13 и 30 гласили: «Никто из евреев нигде в России терпим быть не может, если он не будет записан в состояние сельских или городских обывателей тех губерний, где им постоянное пребывание дозволено. С евреями, кои не предъявят в том письменного, законом установленного вида, надлежит поступать как с бродягами по всей строгости законов».

В пунктах 13 и 17 определялись 15 губерний, находившихся в пределах так называемой «черты еврейской оседлости». Это были губернии: Бессарабская, Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, Екатеринославская, Ковенская, Минская, Могилевская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская, Черниговская. Несколько особое положение имели евреи Киевской губернии – им разрешалось проживать на всей территории губернии за исключением губернского города – Киева .

Что касается регламентации экономических прав евреев, то Положение 1804 г. было жестко направлено на искоренение сельского шинкарства, взамен которого евреям предлагалось заниматься земледелием, для которого предусматривались поощрительные меры. Также провозглашалось покровительство фабричному и ремесленному производству, которое могли развернуть еврейские фабриканты и ремесленники – было обещано освобождение от двойной подати, и даже «казенная ссуда» в случае учреждения фабрик. Также Положение допускало для фабрикантов, купцов и ремесленников временный приезд по делам бизнеса «во внутренние губернии и даже в столицы, но не иначе, как по паспортам губернаторов», на тех же бланках, на каких оформлялись паспорта для выезда заграницу.

Следует сказать о шинкарстве, которое Положение 1804 г. запрещало в качестве занятия для евреев. Причем, статьей 34 запрещалось не только шинкарство, но и вообще сельские промыслы: «Никто из евреев, начиная с 1 генваря 1807 года в губерниях Астраханской и Кавказской, малороссийских и Новороссийских, а в прочих губерниях – с 1 генваря 1808 года, ни с какой деревне и селе не может содержать никаких аренд, шинков, кабаков и постоялых дворов, ни под своим, ни под чужим именем, ни продавать в них вина и даже жить в них под каким бы то видом ни было, разве проездом» (сноска). По словам С.М. Дубнова, «этой статьею сразу вычеркивался из экономической жизни промысел – хотя и далеко не почетный, но кормивший почти половину всего еврейского населения России, а вместе с тем тесный район жительства евреев был еще более сужен изъятием из него огромной площади сел и деревень» . Удаление еврейских арендаторов и шинкарей из сельской местности в города (в пределах черты оседлости) грозило 60 тысячам еврейских семейств. Надо сказать, что шинкарский и другие сельские промыслы приносили незначительный доход, так что даже сам процесс переселения на новое место мог быть весьма разорительным – люди не имели сбережений, чтобы обеспечить себя даже скромным жильем. Выселение это, несмотря на петиции, посылаемые евреями в Петербург, немного отложилось, вследствие военных действий Наполеона, приближавшегося к западным границам Российской империи в 1806-1807 гг., но после заключения Тильзитского мира в июле 1807 г. между Наполеоном Бонапартом и Александром I выселение вновь встало на повестку дня. Генерал-губернаторам западных губерний было предписано выселять евреев из деревень в течение трех лет 1808-1810 гг. После первого года переселение было приостановлено, потому что переселять евреев было некуда, их оставляли в городах на площадях под открытым небом, и генерал-губернаторы информировали петербургское начальство о невозможности такого положения. В результате, в конце 1808 г. вышел указ «Об оставлении евреев, до дальнейшего впредь повеления, на местах их жительства по прежнему» ., а затем указ «О приостановлении переселения евреев в города, и об учреждении особого Комитета для изыскания мер, посредством которых таковое переселение могло бы быть приведено в действие» .

В начале января 1809 г. в Петербурге был учрежден комитет для разработки вопроса о том, как привлечь евреев к отраслям труда помимо винного промысла. Главной проблемой при этом продолжал оставаться чрезвычайно низкий уровень жизни еврейского населения. В инструкции, подписанной царем и поступившей руководителю комитета Попову, отмечалось, что барьером для переселения евреев из деревень в города является то, что «евреи по нищете их не имеют сами способов, оставив настоящие их жительства, устроиться и обзавестись в новых состояниях, а правительство равным образом не может принять на себя водворение всех их на новых местах», чтобы будучи удалены от шинкарского промысла, евреи «могли бы себе доставлять пропитание работою» .

Результатом трехлетней работы комитета стал доклад, представленный Александру I в марте 1812 г. В докладе была дана оценка идее удаления евреев от шинкарского промысла и переселения их в города: «Евреев хотят удалить от сельского винного промысла, как вредного для населения; но ведь источник пьянства не в шинкарях, а в праве винокурения (…), составляющем регалию помещиков и главную статью их дохода. Если удалить из деревень 60 тысяч шинкарей-евреев, на их место станут 60 тысяч шинкарей-крестьян, земледелие лишится десятков тысяч умелых работников, а евреи хорошими земледельцами сразу не станут, тем более, что у казны нет ресурсов для такого внезапного превращения массы шинкарей в пахарей. Еврей в селе не обогащается на счет крестьянина: он обыкновенно беден и еле снискивает себе пропитания от питейного промысла и продажи крестьянам разных нужных им товаров; скупая у крестьянина хлеб на месте, еврей избавляет его от траты времени на поездки в город. В сельском хозяйстве еврей исполняет посреднические функции, без которых не обойдется ни помещик, ни земледелец. Перевести всех сельских евреев в города и сделать их фабрикантами, купцами и ремесленниками – невозможно, ибо в городах и прежнее еврейское население еле перебивается, а искусственно насаждать фабрики и заводы – значит «бросить капитал в воду», да и у казны нет свободных миллионов на субсидии фабрикантам» .

Эти доводы Комитета (деятельность которого закончилась в 1818 г.) сыграли немалую роль, и от исполнения 34 статьи Положения 1804 г. было решено отказаться. Тем более что к России приближалась армия Наполеона, и задача отпора врагу могла быть решена только в условиях общественно-политической стабильности в западных губерниях.

Значимым пунктом для формирования экономического статуса евреев стало законоположение 1819 г., наложившее запрет на владение евреями помещичьими деревнями и использования труда крестьян и дворовых людей даже по согласованию с помещиками . Главные аргументы лежали при этом в религиозной плоскости – система законов об инородцах строилась по иерархическому принципу в отношении прав титульной русской нации и первенству православной религии. Согласно законодательству, Православная церковь была первенствующей и господствующей в России, и только она одна в пределах государства, имела право убеждать не принадлежащих к ней подданных к принятию ее учения о вере, не прибегая, однакож, ни к каким принудительным средствам и угрозам. Всем иноверцам при этом разрешалась свобода вероисповедания и богослужения по их обрядам .

Соответственно, в представлениях высшего чиновничества, особенно первой половине XIX в., в условиях жесткой сословной и этнической конструкции, представлялось невозможным, чтобы лицо, исповедующее господствующую религию, могло бы находиться в услужении у иноверца, то есть тем самым иноверец был поставлен в позицию господства по отношению к православному. Это, в частности, выразилось в узаконении запрета евреям держать в домашнем услужении христиан . Исключение было сделано только для питейного откупа в 1823 г.

Одновременно правительство в последний период царствования Александра I и в правление Николая I активно проводило политику обращения евреев в христианство. Так, купцы-евреи, перешедшие из иудаизма в православие (также допускался переход в лютеранство и католичество, но только с Высочайшего соизволения), обретали полные гражданские и экономические права. Это отразилось в принятии законоположений об освобождении крещеных евреев от рекрутского сбора натурою . Положением 1830 г. евреи, перешедшие в христианство, освобождались на три года от платежа податей . Однако, переход в дворянское сословие для крещеных евреев был запрещен указом 1834 г.

В 1820-х годах ликвидация сельского проживания евреев продолжилась: в Гродненской, Киевской и других губерниях .

3. Деятельность Еврейского комитета, учрежденного в 1823 г. Дебаты о допущении евреев-купцов к жительству за пределами черты оседлости. «Положение о евреях» 1835 г.: половинчатость снятия запретов на торговлю во внутренних губерниях

В 1823 г. был учрежден очередной Еврейский комитет, в который вошли ряд министров и директоров департаментов . Вопросу о евреях придавалось важное значение и с 1829 г. министр внутренних дел должен был ежемесячно представлять царю отчеты о делах комитета .

Но перед тем, как перейти к характеристике Положения, следует отметить, что в период конца 1820-х гг. и до появления сводного кодекса, каким стало Положение о евреях 1835 г., появился ряд отдельных законоположений, регулирующих права еврейского купечества» .

К 1834 г. было выработано новое Положение о евреях на замену Положения 1804 г. 13 апреля 1835 г. оно приняло форму закона.

Когда шла выработка Положения, то в Комитете министров был поднят вопрос о предоставлении особой группе еврейского населения – купцам 1-й гильдии – права на постоянное пребывание вне черты оседлости. Однако, министр финансов Е.Ф. Канкрин это предложение не поддержал, говоря, что, во-первых, если купец вдруг обеднеет или умрет, то непонятно, что делать с его семейством, также переселившимся за пределы черты оседлости, а во-вторых, евреи могут обретать право жительства во внутренних губерниях путем крещения (и приводил в пример Петербург, где жило немало крещеных евреев) .

Департамент законов, из которого при подготовке Положения исходила идея дать право жительства во внутренних губерниях купцам первой гильдии, выразил несогласие с министром финансов. Департамент законов продолжал настаивать, что разрешение послужит для пользы торговли. Было отмечено, что еврейские купцы 1-й гильдии несут значительные денежные повинности, а также, что число русских оптовых торговцев невелико. Было уточнено, что желательно предоставлять право постоянного жительства вне черты оседлости купцам, пробывшим в гильдии 3 года.

Вопрос этот вызвал сильные разногласия в Государственном совете При голосовании только 13 его членов поддержали это предложение, а 22 – были против, ссылаясь на необходимость оградить русских купцов от конкуренции. На письменном тексте доклада против доводов большинства, сводившихся к тому, что русский народ «по понятиям веры и по общему мнению о нравственных качествах евреев, вообще привык чуждаться и презирать их» царь Николай I написал: «Слава Богу» . Так решение вопроса об уравнении в праве повсеместного проживания наиболее предприимчивых купцов еврейского происхождения с остальными купцами Российской империи был отложен почти на четверть века.

При обсуждении многих других пунктов готовящегося Положения голоса членов Государственного совета часто разделялись, однако, устав был утвержден в наиболее консервативном его варианте. Наиболее либеральную позицию проявил адмирал А.С. Грейг, поставивший вопрос так: «Могут ли быть в государстве терпимы евреи или нет?». На этот вопрос он сам ответил с прямотой, что если да, то необходимо отказаться от «стеснения в действиях и обычаях их по своей вере» и «предоставить им «равную с другими свободу по торговле», чтобы для государства было бы больше пользы «от их благодарности, нежели от их ненависти» . Но голос здравомыслящего адмирала оставался в одиночестве. Интересно и весьма точное замечание Грейга об этнических особенностях коммерческой деятельности евреев: «…Как евреи признаются вообще имеющими в большей степени качество торговых людей, то нельзя не заключить, что и они, по крайней мере в сем отношении, есть люди для государства не бесполезные» .

4. Эпоха Великих реформ и смягчение ограничительного законодательства о евреях. Закон 1859 г. о предоставлении евреям-купцам 1-й гильдии права жительства и торговли вне черты постоянной оседлости

Смягчение ограничительного законодательства о евреях наступило в эпоху Великих реформ.

В заседании Еврейского комитета 31 марта 1856 г. была оглашена резолюция императора Александра II, оставленная им на бумагах Еврейского комитета: «Пересмотреть все существующие о евреях постановления для слияния сего народа с коренными жителями, поскольку нравственное состояние евреев может сие дозволить» .

Поэтому при работе Еврейского комитета было обращено внимание на то, что торгово-промышленная деятельность евреев-купцов стеснена законами о жительстве.

Позиция императора изменила вектор отношения к еврейской проблеме у целой когорты влиятельных бюрократов, прежде всего, министра внутренних дел С.С. Ланского и губернатора Новороссии графа А.Г. Строганова. Последний был хорошо знаком с образом жизни еврейского населения, поскольку руководил краем, где, к примеру, в Одессе евреи составляли до 35% населения.

Строганов в письме к Ланскому высказался за радикальное решение еврейского вопроса путем уравнения евреев во всех правах «с другими подданными податного сословия» и ссылался на опыт западноевропейских стран, где «по мере того, как правительства начали показывать себя более благоприятными евреям … они тотчас становились полезными членами общества наравне с другими гражданами» . Ланской поддержал мнение Строганова. Близкая, но более умеренная позиция была высказана министром финансов П.Ф. Броком, считавшим, что расширение прав евреев соответствует коммерческим интересам правительства, но право на повсеместное проживание евреям надо дать не для всех внутренних губерний, а до железнодорожных узлов Харькова, Орла и Курска на севере от черты оседлости.

Департамент государственной экономии Государственного совета также поддержал отмену стеснений, высказавшись, что «нет надобности, чтобы до выхода из черты оседлости евреи предварительно находились 10 лет в первой гильдии» .

Однако Еврейский комитет не откликнулся на проект этих видных сановников и пошел по наиболее консервативной линии постепенности процесса «эмансипации евреев» (как тогда говорилось по аналогии с «эмансипацией», то есть раскрепощением, крестьян). 16 марта 1859 г был принят закон под названием «Предоставление евреям-купцам 1-й гильдии и евреям-иностранным подданным права жительства и торговли вне черты постоянной оседлости» .

Таким образом, Еврейский комитет в своей деятельности отражал воззрения Александра II, который противился упразднению черты оседлости, но поощрял шаги высшей бюрократии к отмене ограничений для почетных граждан и купцов 1-й и 2-й гильдий. Привлечение крупных еврейских капиталов в экономику мыслилось полезным. Фактически, закон 1859 г. соответствовал схеме, предложенной киевским генерал-губернатором князем Васильчиковым.

Закон предоставил права жительства и торговли вне черты постоянной оседлости только части еврейского населения – купцам первой гильдии. Он гласил: «Евреям-купцам первой гильдии, как Российской империи, так и губерний Царства Польского, не состоящим под следствием, судом или надзором полиции, и не опороченным судебным приговором, дозволяется приписываться на общем основании и вне черты их постоянной оседлости, в купечество же первой гильдии, ко всем вообще городам Российской империи, а равно и Закавказья» .

Этим правом после издания закона могли воспользоваться евреи-предприниматели в двух случаях. Во-первых, «те евреи, кои состоя до 16 марта 1859 года в первой гильдии, пробыли или пробудут в оной не менее двух лет». Во-вторых, «те евреи, кои, получив купеческое свидетельство первой гильдии после 16 марта 1859 года, будут состоять в оной не менее пяти лет».

Таким образом, наступил долгожданный перелом в ситуации, о которой видный юрист Г.Б. Слиозберг писал: «До 1859 г. не существовало ни одной категории евреев, имеющих право постоянного жительства вне черты оседлости» . В 1859 г. такая категория появилась – право причисления в купечество внутренних губерний было предоставлено купцам-первогильдейцам, имевшим успешный опыт экономической деятельности в черте оседлости.

Было установлено, что приписавшиеся к городам, находящимся вне черты оседлости, купцы-первогильдейцы из евреев «пользуются всеми правами, коренному русскому купечеству по сей гильдии присвоенными», а именно: по торговле, подрядам, по устройству фабрик и заводов, по учреждению банкирских контор и приобретению недвижимой собственности. Им надлежало исполнять все, лежащие на купцах первой гильдии повинности. Однако, на них не распространялись льготы, присвоенные в пользу жителей тех городов, к которым они были приписаны.

Евреи – купцы первой гильдии переселялись за черту оседлости вместе с членами своих семей (внесенными в гильдейское свидетельство) и могли брать с собой приказчиков и домашнюю прислугу из евреев. Количество такой прислуги для всех городов, кроме столиц определялось одним приказчиком или конторщиком и четырьмя человеками другой прислуги на семейство. Приказчики и домашняя прислуга не должны были состоять под следствием, судом или надзором полиции.

Переселение купцов-евреев в столицы – Москву и Петербург – было обставлено более строгими правилами. Разрешение на переезд давалась после решения каждого индивидуального случая московским генерал-губернатором или санкт-петербургским градоначальником (то есть начальником полицейской власти). Купцы-евреи подавали особые прошения на имя генерал-губернатора или градоначальника. В прошении следовало указать, какое именно число приказчиков и прислуги им необходимо иметь при переселении в столицы и обосновать это число.

При выбытии из первой гильдии купец с семейством и прислугой обязан был вернуться на прежнее место жительства. Для этого устанавливались жесткие сроки – один год для не приобретших недвижимую собственность, и два года для тех, кто недвижимую собственность приобрел. Надзор над переселением возлагался на полицию.

Право постоянного проживания вне черты оседлости предоставлялось только тем евреям, которые пробыли в первой гильдии вне черты оседлости более десяти лет. Эту возможность также могли получить вдова и дети еврея-первогильдейца, даже в том случае, если он умер до истечения установленного десятилетнего срока, но члены семьи продолжали вносить пошлины и повинности по первой гильдии до достижения десяти лет со времени перечисления. Однако, после выбытия из купечества после 10-летнего срока, и сам купец и его семейство (в случае его кончины) могли проживать не повсеместно (то есть в любом городе), а только в том городе, где были приписаны в купечество.

При этом на время действия купеческого первогильдейского свидетельства за евреями – купцами первой гильдии признавалось право повсеместного жительства. Такое же право повсеместного жительства признавалось за членами семейства еврея-купца первой гильдии, приписанного вне черты оседлости «для производства торговли по доверенности главы семьи» .

Постепенно, когда коммерческая активность евреев достигла значительного уровня, представители еврейского купечества стали допускаться к занятию общественных должностей. Так, в 1862 г. было принято законоположение о том, что «в банковые конторы тех городов, где евреи производят значительные торговые обороты, избираются по два члена в учетный и ссудный комитеты контор от еврейского купечества» .

С 1863 г. евреи, наравне с купцами русского происхождения, получили возможность получения потомственного почетного гражданства за 10 лет пребывания в 1-й гильдии и 20 лет – во 2-й гильдии .

Мы видим, что эпоха Великих реформ стала временем переосмысления принципов всего внутреннего строя государства.

Даже лица на самых высоких правительственных должностях демонстрировали широту и смелость суждений по разным вопросам. Так, известно, что в 1862 г. министр финансов М.Х. Рейтерн представил в Государственный совет проект нового положения о пошлинах, где в частности высказался за уравнение евреев в торговых правах с остальным населением.

В составленном «Записке о торговом сословии» Рейтерн отмечал, что предрасположенность евреев к посреднической торговой деятельности надо использовать на пользу развитию рынка, особенно во внутренних губерниях, где предприимчивость земледельческих масс весьма низка.

Рейтерн считал преувеличенным опасение, что евреи отстранят русских от торговли. Напротив, по его мнению, государство бы выиграло «правильным распределением народонаселения..., уменьшением контрабанды… с одновременным оживлением промышленности» .

После закрытия Еврейского комитета в 1865 г. в числе других дел «Записка» Рейтерна была передана в Комитет министров, но там сочувствия не встретила.

Однако после эпохи Великих реформ маятник политических решений начал движение в обратную сторону.

5. Возврат к системе ограничений в эпоху политической реакции 1880-х – начала 1890-х гг. «Временные правила» 1882 г. и так называемый льготный закон 1893 г. о жительстве вне черты оседлости

После убийства Александра II наступила эпоха реакции. Многое из того, что было сделано в эпоху Великих реформ, стало пересматриваться в консервативном духе. В соответствии со сгущением атмосферы несвободы и подозрительности претерпело изменения в сторону сужения законодательство о евреях, и в частности об их торговых правах.

Всплеск великорусского шовинизма в 1880-е гг. захватил все сферы общественно-политической жизни. Был взят курс совершенно противоположный тому, который в свое время провозгласила в конце XVIII в., нацеливавшая правящие круги на ассимиляцию нерусских этносов, влившихся в состав населения Империи после присоединения завоеванных территорий.

В апреле 1881 г. на юге России разразились еврейские погромы, охватившие семь губерний. Император Александр III заявил, что «в преступных беспорядках на Юге России евреи служат только предлогом, что это дело рук анархистов» .

В 4 мая 1881 г. министром внутренних дел был назначен граф Н.П. Игнатьев. С приходом Игнатьева взгляд на погромы в правительственных кругах изменился. 21 августа 1881 г. Игнатьев подал всеподданнейший доклад, в котором объяснял, что евреи сами спровоцировали погромы, вызывая неприязнь прочего населения тем, что захватили в свои руки не только торговлю и промыслы, но приобрели значительную поземельную собственность». Основным предложением Игнатьева стало «ограждение населения от вредной деятельности евреев» .

Граф Игнатьев направил в Комитет министров проект принятия репрессивных мер против евреев, главным пунктом которого стало выселение евреев по приговорам сельских сходов из деревень. Но даже в Комитете министров против проекта выступили министр финансов Н.Х. Бунге и министр государственных имуществ М.Н. Островский. Бунге считал, что перемещение сотен тысяч людей и удаление их от промыслов может существенно расстроить экономическую жизнь в губерниях черты оседлости. Бунге отмечал, что евреи имеют весьма обширные торговые сношения и сделки, затрагивающие, в большинстве случаев интересы христианского населения. Переселение евреев города не станет решением проблемы, а только откроет «широкое поле для взяток, насилий и всякого рода притеснений мирскими властями» . Осторожность Бунге разделил и министр юстиции Д.Н. Набоков.

Противодействие вышеназванных министров снизило репрессивный градус подготовленных в министерство Игнатьева «Временных правил», принятых 3 мая 1882 года.

Эти правила, признаваемые современниками и историографами пиком ущемления гражданских прав евреев, не затронули права первогильдейского купечества, уже проживавшего во внутренних губерниях. Но они больно ударили по мелкому бизнесу, существовавшему в пределах черты оседлости. Если же говорить в целом об общественно-политическом резонансе, то «Временные правила» вполне вписывались в систему правительственных мер, направленных на ужесточение контроля над проявлением любых проявлений частной инициативы, будь то в экономической или общественной сфере. В данной ситуации, ужесточение запретительных мер в отношении евреев черты оседлости отражало изменение политического курса самодержавия в сторону великорусского шовинизма и патриархальных ценностей, что, конечно, строилось на отрицании европейских тенденций наращивания рыночных отношений и снижения ксенофобии. Немаловажную роль сыграло и желание «отыгравшись на евреях» выпустить пар недовольства, накапливавшийся внутри общества, уже охваченного с одной стороны – проблемой люмпенизации части крестьянского населения, не сумевшего вписаться в новую социальную систему после отмены крепостного права, а с другой – проблемой радикализации антиправительственных настроений, проявившихся в учащавшихся вылазках террористов, убивавших чиновников и метавших бомбы в наиболее ненавистных бюрократов.

«Временные правила» гласили, что «в виде временной меры и до общего пересмотра в установленном порядке законов о евреях, воспретить евреям в губерниях постоянной их оседлости впредь вновь селиться вне городов и местечек, с допущением в сем отношении исключения только относительно существовавших до 1882 г. еврейских колоний, занимающихся земледелием» . Переход евреев из селений, где они жили до 3 мая 1882 г. в другие селения «безусловно воспрещался».

Особенно тяжелым стало «временное» приостановление в губерниях черты оседлости совершения на имя евреев купчих крепостей и закладных на недвижимое имущество, находящееся вне черты городов и местечек. Тем самым, евреи-мелкие торговцы получали жесткую привязку к месту жительства, а невозможность вложить в недвижимость даже незначительные капиталы парализовала возможности для даже медленного наращивания бизнеса. И фактически, заработать капитал, достаточный для вступления в первую гильдию, и в перспективе, последующего переселения за пределы черты оседлости, уже можно было только путем невероятных хитроумных ухищрений.

Отец «Временных правил» граф Н.П. Игнатьев был вынужден уйти в отставку в мае 1883 г., вследствие общего недовольства его политикой «закручивания гаек» в самих правительственных кругах, не стремившихся к слишком резкому поправению курса. Однако эти «Правила» действовали еще двадцать лет.

Следует также сказать, что «»Временные правила» создали законодательный прецедент утверждения всякого рода «временных» (на самом деле действовавших годы, а то и десятилетия) законов, регламентировавших права еврейского населения. С этого времени, целых ряд ограничительных законоположений принимался со смягчающей преамбулой «в виде временной меры, впредь до пересмотра действующих о евреях узаконений». Это как давало надежду самим евреям на скорое изменение «временных» ограничений, так и представляло русское правительство весьма благоприятным образом в глазах европейского общественного мнения. Не следует забывать и о том, что с развитием системы международных займов, Россия вынуждена была соответствовать нормам международного права, поскольку в финансовых сферах Европы еврейское банковское лобби заслуженно играло важную роль.

В 1883 г. была образована межведомственная «Высшая комиссия для пересмотра действующих о евреях в Империи законов» под руководством графа К.И. Палена. После пятилетнего изучения материалов о положении евреев, с привлечением мнений губернаторов и министров, комиссия признала, что «и закон страны, и чувство справедливости, и наука государственного права поучают, что все подданные находятся под общим покровительством законов, все они имеют одинаковые гражданские права, все они пользуются свободою передвижения и жительства» . Однако Комиссия Палена высказалась за соблюдение «постепенности и осторожности» в разрешении еврейского вопроса, направленного в конечном счете на «постепенное уравнение прав евреев во всеми другими подданными».

Несмотря на выводы комиссии, обусловленные участием в ней европеизированных правоведов-либералов, в правительственном курсе начало 1890-х гг. стало периодом наибольшего развития системы ограничительных мероприятий.

По высочайшему повелению 28 марта 1891 г. в изъятие закона 1865 г., предоставившего ремесленникам-евреям право повсеместного жительства, им было запрещено пребывание в Москве и Московской губернии, и все проживавшие здесь, должны были в короткий срок выселиться в местности, определенные для постоянной оседлости . В это время московская община насчитывала около 30 тыс. чел. Тяжесть «московского изгнания» – такое название получило это событие в еврейской историографии – пришлась на ремесленников, мелких торговцев, конторщиков.

Эти гонения совпали с началом генерал-губернаторства великого князя Сергея Александровича, сменившего в феврале 1891 г. на посту В.А. Долгорукова, которого упрекали в «юдофильстве». Говорили, что сыграли свою роль и антисемитские настроения городского головы Н.А. Алексеева, неприязненно относившегося к усилению в московской банковской сфере Лазаря Полякова и имевшего с Поляковым прямую стычку.

Обер-полицмейстером Е.К. Юрковским был отдан приказ о проведении ночной облавы для поимки незаконно проживавших евреев. Полицейские врывались в квартиры и забирали людей в участок, где брали подписку о немедленном выезде. Жившим на легальном положении (а были лица, проживавшие в Москве законно по 30-40 лет) устанавливались сроки выселения от 3 до 12 месяцев, в зависимости, от длительности предыдущего проживания в Москве . Так было выселено 20 тыс. евреев, многим из которых пришлось, по словам С.М. Дубнова, вернуться на «родину», которую многие из них никогда не видели.

Последствием «Положения» 1891 г. стало фактическое искоренение еврейского мелкого бизнеса в московском регионе и психологический шок для законно проживавших купцов 1-й и 2-й гильдий. Изгнание вызвало общественный резонанс, в частности, «Новое время» Суворина разразилось руганью в адрес «жидовских финансистов» после того, как глава парижского банкирского дома Альфонс Ротшильд отказался участвовать в реализации полумиллиардного русского займа в знак протеста против антисемитизма в России .

Циркуляром министра внутренних дел от 14 января 1893 г. были отменены циркуляры 1880 и 1882 гг., по которым евреям, ранее проживавшим в запрещенных для их проживания областях, можно было не подвергать преследованию и выселению. После этого губернаторам было предписано вернуть в черту оседлости всех евреев, не имевших законных документов на поселение во внутренних губерниях.

Получило ограничительную корректировку и положение из закона 1859 г. о том, что купцы 1-й гильдии могут причислиться «ко всем вообще городам Российской Империи». По закону 22 мая 1880 г. евреям-купцам было воспрещено водворяться в Области Войска Донского (закон, выработка которого последовала после ходатайства администрации Области Войска Донского, заявлявшей, что после начала железнодорожного строительства во главе с евреем-концессионером, евреи стали внедряться в экономику края, включая каменноугольную промышленность, что подрывает торговлю и промышленность среди казаков, – был пролоббирован военным министром Д.А. Милютиным). Также право причисления евреев к купечеству 1-й гильдии не распространялось на города 50-верстной пограничной полосы западных губерний и губернии Бессарабской, на области Кубанскую и Терскую, Таганрог, Ростов-на-Дону, Ялту (где летом отдыхала царская семья), на Финляндию (купцы-евреи могли быть там только проездом), а также города Иргиз, Турган, Актюбинск, Темир .

Некоторые возможности (а точнее говоря, лазейки, поскольку интерпретация закона создавала благоприятные условия для взяток, путем которых часто определялась степень льготы, как свидетельствовали мемуаристы) для жительства вне черты оседлости были даны так называемым «льготным законом» 21 июля 1893 г. . Согласно этому закону конечный срок для принудительного выселения евреев в черту еврейской оседлости откладывался до 1 июня 1894 г. Но и этот срок не был окончательным: по ходатайству губернатора по персональным спискам он мог быть продлен до 1 июня 1895 г. Был и еще более смягченный вариант с формулировкой «в случаях исключительных, по особо уважительным местным условиям, губернаторам предоставляется ходатайствовать пред Министерством [внутренних дел] об оставлении евреев в местах их временного поселения до особого распоряжения центральной власти» . Закон этот вопровождался оговоркой, что оставленные на жительство по льготному закону евреи могут проживать только в том месте, где их застал этот закон, а не повсеместно.

Стоит сказать, что в период конца 1880-х – 1890-х гг. решение вопросов о правах евреев (как и вообще вопросов о гражданских правах отдельных лиц) сместилось в сферу административной юстиции. Целый ряд дел лиц, получивших отказ на жительство во внутренних губерниях, был пересмотрен после подачи кассационных жалоб в Сенат. Приведем ниже несколько интересных примеров, создавших прецеденты для интерпретации весьма противоречивых законов о лицах, имевших право на повсеместное проживание.

Например, дело по вопросу причисления Айзика Шика и Абрама Кинеловскера в московское 1-й гильдии купечество, по которому вначале было отказано, было пересмотрено в 1895 г. в первом общем собрании Правительствующего Сената. Речь шла о том, как считать пять лет, проведенные в первогильдейском купечестве черты оседлости (соответственно по Полоцку для Шика и по Вильне для Кинеловскера), необходимые для поступления в первогильдейское купечество внутренний губерний – по выборке свидетельства или по формальному перечислению казенной палатой (происходящему, как правило, позже). По сроку утверждения казенной палатой пятилетний срок не набирался, хотя свидетельства выбирались с 1888 по 1894 гг., то есть 7 лет. После тяжбы Сенат постановил, что по закону Шик и Кинеловскер имеют право на причисление к московскому купечеству .

В 1897 г. в Сенате рассматривался по рапорту министра финансов вопрос о праве совершеннолетних сыновей еврея-купца 1-й гильдии, умершего до истечения 10-летнего срока состояния в купечества 1-й гильдии, на причисление, каждого в отдельности в купечество 1-й гильдии вне черты еврейской оседлости. Апелляция была подана московскими 1-й гильдии купеческими сыновьями Залкой и Лейбой Персицами после того, как московская казенная палата отказала на том основании, что по Положению о пошлинах место умершего главы семейства может заменить лишь один из оставшихся сыновей. По этому принципу, второй брат должен был быть выслан в черту еврейской оседлости, поскольку не прошло 10 лет, необходимых для приобретения права постоянного жительства. В законе имелась формулировка, что право постоянного жительства давалось после смерти главы семейства вдове и детям, если они и после смерти главы семейства продолжали вносить гильдейские пошлины. Братья Персицы, по мнению московской казенной палаты, не подпадали под это условие, поскольку их мать скончалась ранее. Сенат истолковал эту формулу так, что и только дети могли получить право постоянного жительства. Сенат также разъяснил, что прописанное в Уставе о налогах запрещение совершеннолетних братьев числиться в одном свидетельстве, устранялось статьей того же Устава, в силу которой родственники, не имеющие права состоять в одном купеческом свидетельстве, могли разделиться и взять свидетельства каждый на свое имя или открыть торговый дом под общей фирмой. В результате, было отменено решение московской казенной палаты, и братья Персицы получили право постоянного проживания в Москве и причисления к купечеству 1-й гильдии каждый по своему свидетельству.

Присоединив Польшу, Российская империя стала страной с самой высокой численностью еврейского населения: к концу XIX века тут проживало более половины (56%) всех иудеев мира. На протяжении предыдущего столетия евреи хаотично населяли европейские страны, причем правительства старались не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Потому такие еврейские общины становились своеобразными миниатюрными государствами, которые порой немало страдали от притеснений и социальных несправедливостей.

В обществе сложилось мнение, что евреи лишились лояльности к государству

Движение за национальную идентичность и равноправие сформировал в Пруссии в середине XVIII века философ Моисей Мендельсон, выдвинувший идеологию «все права как гражданам, никаких особых прав как евреям». Этот лозунг подхватили немецкие просветители, в том числе драматург и теоретик Лессинг, — так зародилось движение за права еврейства, Хаскала, влияние которого впоследствии привело к значительному расширению гражданских свобод европейских иудеев.

Значительно расширив территорию своей империи, Александр I вынужден был столкнуться и с решением еврейского вопроса, однако, до конкретных действий дело не дошло, погрязнув в конфликтах как внутри самой еврейской общины, так и связанных с сопротивлением чиновничества и высших сановников. Следующий император, Николай I, был настроен более решительно и даже предлагал проект переселения всех евреев в Сибирь, который, впрочем, получил резкую отповедь двух виднейших министров 1830−40-х годов, Павла Дмитриевича Киселева (автора реформы государственной деревни) и Сергея Семеновича Уварова (создателя «теории официальной народности»). С другой стороны, все-таки опасаясь возможных репрессий, часть евреев воспользовалась лазейкой в российском законодательстве о том, что национальная принадлежность устанавливалась в соответствии с вероисповеданием, а значит, приняв христианство, еврей освобождался от всех правовых и гражданских ограничений и становился дееспособным подданным империи. Так появились «выкресты» — евреи, отказавшиеся от веры предков, перейдя в православие или лютеранство.


Царь-реформатор Александр II склонялся к идее либерализации юридических норм по отношению к еврейскому населению. Так, в 1859 году была ликвидирована черта оседлости (граница, дальше которой евреям запрещено было селиться) для наиболее зажиточных представителей — купцов 1-ой гильдии и иностранцев.

Проживание евреев разрешалось в специальных городах и местечках

В 1861 году евреи получают право устраиваться на государственные должности, а богатейший город Киев становится центром еврейской торговли. Решение еврейского вопроса осуществляется поступательно: в 1865 году все ремесленники-евреи и их семьи могут переселяться за черту оседлости, а в 1867 году такие привилегии получают и все, отслужившие в армии. Однако, император так и не решился на самую ожидаемую меру — полную отмену черты оседлости.


После восшествия на престол новый император Александр III существенно ограничивает все привилегии, дарованные предыдущим правителем. Обязательным условием стало проживание в рамках черты оседлости без права владения землей, в изолированных поселениях — штетлах или местечках. Вводилась жесткая квота на обучение в высших учебных заведениях и гимназиях империи — 10% в пределах черты оседлости, 5% - на всей остальной территории страны, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы, где квота устанавливалась в мизерные 3%. На фоне принятого в том же году печально известного циркуляра «о кухаркиных детях» (ограничивающего возможность получения образования для «неблагородных» слоев населения и детей разночинцев), консервативные настроения в русском обществе усиливались, порождая массу актов сопротивления и бурного недовольства в среде интеллигенции.

Рост налогов и преследования привели к обнищанию еврейского населения

Лишившись возможности получения высшего образования на родине, дети многих зажиточных евреев уезжали в европейские университеты, возвращаясь потом в Россию в статусе широко образованных специалистов, решительно настроенных на достижение равноправия и гражданских свобод для своих соотечественников. Возможно, это обстоятельство может частично объяснить, почему многие талантливые еврейские юноши сильно радикализировались и стали принимать активное участие в деятельности разнообразных революционных групп и кружков. В ответ на это правительство принимает еще ряд ограничений для еврейского населения: прекращается выдача лицензий на занятие адвокатской практикой, евреям запрещается участвовать в земских выборах. Безусловно, все обязанности по отношению к государству (сбор податей и налогов) сохранялись в полной мере. Ряд наиболее либеральных сановников во главе с членом Государственного совета графом Константином Ивановичем Паленом представляют императору в 1888 году доклад, в котором настойчиво рекомендуют наделить 5 миллионов евреев всей полнотой гражданских прав во избежание радикализации их настроения. Однако, Александр III не внял советам своих приближенных и проигнорировал изложенные в докладе рекомендации.


На этом реакционном и негативном фоне в среде еврейства начинают формироваться общественно-политические организации, в частности, «Всеобщий еврейский рабочий союз» (Бунд), насчитывающий в своих членах многих евреев-ремесленников западных губерний империи. Идеологической основой зарождающегося национального движения стал распространившийся из Австро-Венгрии «сионизм», проповедующий идеи создания на территории Палестины независимого еврейского государства, причем многие еврейские интеллектуалы склонялись к социалистической базе построения будущего Израиля. После создания в 1899 году организации по защите прав еврейских рабочих «Поалей-Цион» («Трудящиеся Сиона»), она вступила в открытую конфронтацию с более консервативным «Бундом», тем самым вызвав раскол в еврейском движении. Это противостояние закончилось поражением радикальных идей о построении социалистического общества в пользу борьбы за безопасность еврейского населения и права исповедовать свою религию.

Важным этапом, значительно усилившим революционные настроения в рядах русского еврейства, стала серия еврейских погромов (наиболее трагичный из них — в Кишиневе в 1903 году), вызвавшая широчайший общественный резонанс. Дальнейших путей в окончательном решении еврейского вопроса виделось два: либо использование самых жестоких методов для отвоевания своих прав, в том числе и террористических, либо активное участие в деятельности появившегося сословно-представительного органа — в Государственной Думе.


Лидером еврейских интеллигентов в либеральных слоях политической элиты был Максим (Мордехай) Моисеевич Винавер — талантливый адвокат и публичный оратор. Став членом I Государственной Думы от партии кадетов, он стал выступать за повсеместное просвещение евреев, собирая под эгидой «Еврейского историко-этнографического общества» разнообразные материалы о традициях и быте русского еврейства. Между прочим, именно благодаря пожертвованиям Винавера, молодой гений Марк Шагал получил стипендию на обучение в Париже, что стало толчком в его карьере живописца. До 1919 года Винавер участвовал в деятельности белого движения, работая на посту министра иностранных дел Крымского правительства. Однако, разочаровавшись, эмигрировал в Париж, где издавал популярную газету «Последние новости», старавшуюся опровергнуть бытовавшее тогда мнение о массовой поддержке евреями большевистского правительства. Позднее юрист и активный деятель еврейского движения начала XX века Генрих Слиозберг напишет: «Я с детства привык сознавать себя прежде всего евреем, но уже с самого начала моей сознательной жизни я чувствовал себя и сыном России… Быть хорошим евреем не значит быть хорошим русским гражданином».