Главная · Уход · Конвергентное и дивергентное мышление. Дивергентное и конвергентное мышление

Конвергентное и дивергентное мышление. Дивергентное и конвергентное мышление

Американский психолог Джой Пол Гилфорд в своей книге «Природа человеческого интеллекта» (The Nature of Human Intelligence) пишет о том, что существует конвергентное и дивергентное мышление (интеллект). Сегодня мы поговорим в чем разница между конвергентным и дивергентным мышлением.

Отличия конвергентного и дивергентного мышления

Конвергентное мышление — это линейный подход к выполнению задач, который основан на точном и поэтапном исполнении инструкций и алгоритмов. Похожим образом «думают» наемные сотрудники, компьютеры и люди, без креативного подхода. Конвергентное мышление происходит от итальянского convergere (переводится как «сходиться»). В основе конвергентного мышления лежит строгое исполнение инструкций. В основном, такой тип мышления развивается стандартной школьной системой образования, где обучения связано со:

  • строгим исполнением правил (математика, физика, химия)
  • запоминанием фактов (история, философия)

То же самое мы можем сказать и о выпускных экзаменах, которые проходят в виде ЕГЭ (тесты, которые проверяют именно конкергентное мышление).

Однако в школьной программе сравнительно мало занятий, направленных на развитие творчества. Мы знаем, что многие одаренные люди порой довольно плохо учились в школе, так как они обладали плохим немного иным типом мышления — более творческим подходом. Это и называется дивергентным мышлением .

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление — это способность креативно (творчески) мыслить. Для развития творческого подхода в работе вы можете использовать специальные методики:

Слово дивергентное происходит от латинского divergere и обозначает расходиться, расхождение. Образно говоря, расхождение здесь означает, что над решением задачи человек пытается подойти с разных сторон. В итоге может быть найдено неожиданное, нестандартное решение. Подробнее про эти вопросы писали:

  • Е. Торранс
  • К. Тейлор
  • Г. Груббер

Дивергентное мышление помогает находить оригинальные идеи. Такой тип нелинейного мышления подходит для творческих профессий, научных исследований и так далее.

Для людей, склонных к дивергентному мышлению характерны следующие характеристики:

  • способность быстро генерировать большое количество идей;
  • оригинальность и нестандартность мышления (не шаблонность);
  • способность быстро переключаться между разными идеями;
  • возможность видеть необычное в мелких деталях;
  • образность мышления;

Если для конвергентного мышления используются тесты по типу ЕГЭ и тесты на IQ, то для измерения дивергентного мышления нет классических тестов.

Для достижения максимальных результатов в работе желательно развивать как классический интеллект в виде конвергентного мышления, так и творческие способности по типу конвергентного мышления.

Первым, кто сделал креативное мышление предметом своего изучения был Джон Пол Гилфорд (1897-1987). Рассвет его деятельности пришелся на 40-50-е г.г.

Он считал, что креативное мышление присуще любому человеку на одном уровне, его просто необходимо развивать. Можно быть креативным дворником, хулиганом и т.п. Не только деятели искусства относятся к креативной сфере.

Ввел понятия конвергентного и дивергентного мышления.

    Конвергентное

Занимается решением задач, имеющих определенный, единственно верный ответ.

Именно его развивают в школе, за что Гилфорд школу и укорял.

    Дивергентное

Работает с задачами, где нет единственно верного решения. Необходимо предлагать несколько вариантов решения.

Его Гилфорд и назвал творческим. Считал, что без хорошего конвергентного не будет хорошего дивергентного.

4 основные способности, которые обеспечивают работу дивергентного мышления:

    Беглость мышления

    Гибкость мышления

    Оригинальность

    Способность к дополнению и доработке ситуации

Беглость мышления:

Характеризуется широтой ассоциативного поля, в которой бегает мысль, в поисках того материала, который нужен ей для принятия решения.

Способ тестирования Гилфорда: придумывание синонимов к словам на время.

Гибкость мышление:

Характеризуется количеством существенных свойств изучаемого объекта, которое мысль способна в нем найти.

Очень значимая характеристика. Характеризует активность, живость, целенаправленную интенсивность мышления.

Оригинальность:

Способность находить нетривиальные решения.

Методики: представление каких-нибудь нереальных историй (например, как изменится мир, если 365 дней будет идти дождь).

Способность к доработке ситуации:

Очень часто нужно добавить к ситуации чего, что ей не хватает. В общем, умение из говна сделать конфетку.

Эти способность частично определены природой, но кроме хорошей генетики необходимо иметь хороших учителей.

Билет 15.

    Язык и речь. Функции речи. Виды речи.

(по словарю)

Язык система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления; в собственном смысле язык словсоциальнопсихологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное. Одним из непосредственных проявлений речи является речь как звукословесное общение.

Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, кот представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Р и язык составляют сложное диалектическое единство. Р осуществляется по правилам языка, и вместе с ем под действием ряда факторов (требований, общественной практики, развития науки, взаимных влияний, языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.

Р и язык современного человека результат исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в Р.

Благодаря Р (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность опыта людей. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения Р становится основным механизмом их мышления.

Высшее абстрактнопонятийное мышление невозможно без Р. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и др форм мышления (нагляднодейственного и нагляднообразного). Р тесно связана и со всеми др психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль Р в воображении, при осознавании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т д.

Акт речевого общения включает взаимосвязанные между собой процессы произнесение Р., ее восприятие и понимание. Принята дифференциация Р. на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю (см.Автономная речь , Виды речи , Внутренняя речь , Импрессивная речь , Мимико-жестовая речь , Речь письменная , Речь устная , Эгоцентрическая речь , Экспрессивная речь ).

РЕЧИ ФУНКЦИИ (англ.speech functions ) - роль речи в общественной и индивидуально-психической жизни человека. Различают 2 главные Р. ф., теснейшим образом связанные между собой. 1-я - осуществление процессаобщения между людьми (коммуникативная функция ).2-й функцииречь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития (интеллектуальная функция ).

В коммуникативной функции,в свою очередь, принято различать (хотя эти различия не очень точны) функциюсообщения и функциюпобуждения к действию .При сообщении человек может указывать на к.-л. предмет (указательная ,илииндикативная ,функция) и высказывать свои суждения по к.-л. вопросу (предикативная функция, или функциявысказывания ).Помимо сообщения о к.-л. событиях, явлениях речь очень часто направлена на то, чтобы вызвать у собеседника определенные поступки, а также мысли, чувства, желания (функцияпобуждения к действию ).Речь побуждает задуматься над чем-то, определенно отнестись к тому или иному событию, пережить чувства сожаления, возмущения, радости и т. п. Побудительная сила речи зависит от ее выразительности,экспрессивности (иногда специально выделяютэмоционально-выразительную Р. ф.). Всвою очередь, выразительность речи зависит от структуры построения предложений и отбора слов (важны живость, образность языка, доступность для понимания), от речевой интонации и сопровождающих речьвыразительных движений (изменения позы, мимики лица,жестов ).

Речь становится средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и т. д. В этой связи говорят о семантической (или сигнификативной) Р. ф. Однако роль речи в процессе мышления этим не ограничивается. Усваиваяязык как общественно-фиксированную знаковую систему, человек овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциямимышления . Речь становится средствоманализа исинтеза , сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.

ВИДЫ РЕЧИ (англ.kinds of speech ) - принятые в психологии обозначения для различных актов речевогообщения или их компонентов.Речь делят на виды по разным основаниям и благодаря этому подчеркивают разные стороны речевой деятельности. В зависимости от выявленности речевой деятельности вовне различают внешнюю ивнутреннюю речь . Внешняя, громко произносимая и воспринимаемая на слух речь получила названиеустной речи . Ей противопоставляется (тоже внешняя)речь письменная , исторически более поздно возникший способ речевого общения, в котором словесное высказывание обозначается (кодируется) с помощью графических символов (графем ).

Внешнюю речь, устную и письменную, делят в свою очередь на продуктивную, активную, экспрессивную речь и рецептивную, пассивную,импрессивную речь . Продуктивная речь - это говорение (речепроизнесение), описание; рецептивная речь - слушание, чтение. Деление речи на продуктивную (активную) и рецептивную (пассивную) весьма условно. Восприятие речи (слушание, чтение), еепонимание - активный процесс, включающий скрытое проговаривание, фрагментарное или развернутое (в зависимости от степени трудности ее понимания), осмысленную переработку (перекодирование) воспринятого.

В исследованиях развития речи детей изучают как минимум еще 2 своеобразных В. р. -автономную речь иэгоцентрическую речь маленьких детей.

Кроме того, выделяют В. р. в зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном речевом акте (напр., речь слышимая, произносимая и видимая). Аналогично с этим м. б. обозначена и осязательная речь, т. е. речь, воспринимаемая слепыми или слепоглухими при чтении по Брайлю или ощупывании руки др. человека, говорящего с помощью дактильной речи (см. Дактилология ). К видимой речи, кроме обычной письменной, следует отнести также способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т. ч. общение посредством сигналов, представляющих собой трансформацию звуковых речевых сигналов в оптические. Особые случаи видимой речи - этомимико-жестовая речь глухих, дактильная речь ичтение с губ .

Внутренняя речь

беззвучная речь , скрытая вербализация, возникающая, напр., в процессе мышления . Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различныхзадач в уме, внимательном слушании речи др. людей, чтении про себя, мысленном планировании,запоминании и припоминании. Посредством В. р. происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание ипонимание в определенной системепонятий , даются самоинструкции при выполнении произвольныхдействий , осуществляется самоанализ исамооценка своихпоступков и переживаний. Все это делает В. р. весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности исознания человека. В более узком, психолингвистическом смысле В. р. - начальный момент порождения речевого высказывания, его «внутреннее программирование» до реализации в устной или письменной речи.

Генезис В. р. недостаточно изучен. По предположению Л . С . Выготского (1932, 1934), она возникает изэгоцентрической речи - разговора ребенка с самим собой вслух во времяигры и др. занятий, который постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим и предикативным, с преобладанием в нем глагольных форм и, в конце концов, на пороге школьного возраста превращается во В. р. - речь «про себя и для себя», причем ее осознание и совершенствование происходит под влиянием письменной речи, развивающейся уже в школьном возрасте. По предположениюП .П . Блонского (1935), В. р. возникает одновременно с внешней речью в результате беззвучного повторения ребенком обращенных к нему слов взрослых, что наблюдается уже в конце 1-го г. жизни.

Логико-грамматическая структура развитых форм В. р. м. б. весьма различной в зависимости от содержания мысли и порождающей ее ситуации. Обычно во В. р. мысль выражается очень обобщенно в виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым могут присоединяться различные наглядные образы и условные знаки, превращающие В. р. в индивидуальныйкод , отличный от устной и письменной речи. Однако в момент мыслительных затруднений В. р. становится более развернутой, приближающейся к внутренним монологам, и может переходить в шепотную и даже в громкую речь, что позволяет более точно анализировать объекты мысли и контролировать свою мыслительную деятельность.

Психофизиологические исследования В. р. весьма затруднены из-за скрытого характера всех ее процессов. Наиболее изучен ее речедвигательный компонент - зачаточная артикуляция слов, сопровождающаяся микродвижениями речевых органов (языка, губ, гортани) или повышением тонуса их мускулатуры (см.Речи органы ). По данным электромиографических исследований (см.Электромиография ), при мыслительной деятельности выявляются 2 вида речедвигательных реакций:тонические (низкоамплитудные) ифазические (высокоамплитудные с кратковременными вспышками речедвигательных потенциалов). Первые, по-видимому, связаны с общей активизацией речедвигательного анализатора, вторые - с микродвижениями речевых органов при скрытой артикуляции слов. Интенсивность и длительность речедвигательных реакций весьма нестабильна и зависит от многих факторов: трудности и новизны решаемых задач, степени автоматизации мыслительныхопераций , включения в мыслительную деятельность тех или иныхобразов , индивидуальных особенностей памяти и мышления. При повторении одних и тех жеумственных действий речедвигательная импульсация уменьшается или полностью прекращается, возобновляясь лишь в момент перехода от одних умственных действий к др. При скрытой артикуляции слов максимальная ЭЭГ активация мозга наблюдается в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевым центрами. Эти исследования позволяют предполагать, что основная физиологическая функция скрытой артикуляции при мыслительной деятельности заключается в речедвигательной (проприоцептивной) активации мозга и образовании в его речевых отделах речедвигательных доминант, интегрирующих импульсы др. анализаторов мозга в единуюфункциональную систему , которая может произвольно регулироваться посредством кинестезии В. р. (см.Кинестезии речевые ) - и таким путем осуществлять анализ поступающей в мозг информации, ее отбор, фиксирование, обобщение и др. операции мышления.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ (англ.writing , written speech ) - речь, реализуемая в форме, доступной для зрительного восприятия. Под это определение подходит такжемимико-жестовая речь (см. такжеАмер . язык жестов ). В отличие от нее Р. п. закреплена в виде письменного текста, т. е. допускает разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием и дает возможность воспринимающему (читающему) использовать любую стратегию восприятия, возвращаться к уже прочитанному и т. п. Др. словами, сообщение в Р. п. обладает в психологическом плане бо льшим числом степеней свободы (для воспринимающего), чем сообщение в устном или жестово-мимическом видах речи. То же касается и порождения Р. п.: в отличие от устной, особенно диалогической, речи, она допускает сознательный перебор и оценку вариантов содержания и языкового оформления сообщения.

С т. зр. используемых в Р. п. средств, она обладает спецификой на 3 уровнях: а) в ней используется графический код (письменность); б) существуют отличия в языковой организации Р. п., напр. в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т. п. используется интонация, а в Р. п. те же функции выполняются при помощи лексики (выбора сочетания слов), грамматики и знаков препинания; в) существуют языковые формы, принятые в Р. п., но необязательные в устной. Используемый графический код м. б. буквенным, илиалфавитным (как в рус. или англ. письме),слоговым (как в письменностях народов Индии),словесным (как в китайской письменности, где 1 знак, иероглиф, используется для целого слова или основы слова).

Если устной речью ребенок овладевает уже на 2-м г. жизни, то Р. п. формируется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте , обычно в результате целенаправленного обучения. Полностью же умения Р. п. формируются не раньше старшего школьного возраста. См.Развитие речи детей . (А. А. Леонтьев.)

РЕЧЬ УСТНАЯ (англ.oral speech ) - внешняя, произносимая и воспринимаемая наслух речь . Р. у. м. б. диалогической и монологической.

Диалогическая ,или разговорная, речь обычно бывает не полностью развернутой, т. к. она ситуативно, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. В диалогической речи большое значение имеют интонация, с которой произносится то или иное высказывание, а также сопровождающие речь мимика ипантомимика говорящего. Эти выразительные средства делают речь понятнее для окружающих и увеличивают силу ее воздействия на них.

Монологическая речь - это речь одного человека, не перебиваемая репликами др. людей (речь лектора, докладчика, оратора или любого человека, подробно рассказывающего о событиях собственной жизни, о прочитанной книге и т. д.). Монологическая речь значительно более развернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки. Существенная черта монологической речи - логическая связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненные определенному плану. Рассчитанная на определенную аудиторию, она, однако, не всегда сопровождается непосредственной реакцией слушающих (эта реакция остается неизвестной, напр. для выступающих по радио или телевидению). Умелый оратор или лектор всегда учитывает малейшие реакции аудитории (мимику слушающих, их отдельные реплики) и в соответствии с этим изменяет ход своего изложения, сохраняя его основное содержание (вводит или опускает подробности в изложении, усиливает его логическую доказательность, вносит элементы занимательности и т. п.). Монологическая речь становится понятнее и убедительнее благодаря целому ряду специфических интонационных средств, к которым относятся паузы, ударения, замедление или ускорение темпа речи, особые выделения голосом отдельных слов или фраз. Имеются специальные конструкции, характерные только для Р. у. (повторы или перефразировка отдельных высказываний, вопросы, обращаемые к аудитории, изменение последовательности слов во фразе с целью придать отдельным словам особую значимость). См.Экспрессивная речь . (А. А. Леонтьев.)

Хотелось ли вам когда-нибудь выйти за рамки мира стереотипов, шаблонов? Найти нечто новое, способное вдохновлять, взглянуть на обыденные вещи под иным углом? Если да, тогда дивергентное вам в помощь. Развивая его, открывается возможность во время разрешения какой-либо проблемы, задачи видеть сразу несколько решений.

Иными словами, данное мышление лежит в основе креативности, и дивергентные способности называются не иначе, как проявление нестандартности мысли. Оно является фундаментом любого творчества. Рассмотрим более детально, в чем заключается природа такого вида мышления и как его развить.

Природа дивергентного мышления

Как было сказано ранее, дивергентное – это сознание, одновременно развивающееся в нескольких направлениях. Его главная задача – создать великое множество вариантов решения задачи. Именно благодаря ему рождаются творческие идеи, способные порою начать новую главу в развитии человечества.

Исследованиями этого мышления занимались такие ученые как: Д. Роджерс, Э.П. Торранс, Д. Гилфорд и т.д. Последний, являющийся основателем дивергентной концепции, в своей книге «Природа человеческого » называл дивергентное «расходящимся» мышлением. В 1950-х годах вся его научная деятельность была посвящена изучению творческого потенциала личности. Именно в этот период он предложил свою концепцию Американской психологической ассоциации. В 1976 г. предоставил усовершенствованную модель, назвав дивергентное мышление составной частью творчества и описав основные его характеристики:

  1. Способность разрабатывать, детализировать идеи, не забывая воплощать их в жизнь.
  2. Беглость в создании большого количества идей или во время разрешения проблемы.
  3. Умение производить оригинальные идеи, не затертые стереотипным мышлением.
  4. Проявление гибкости в одновременном поиске подходов к каждой отдельной проблеме.

Дивергентное и конвергентное мышление

Противоположностью рассматриваемого мышления есть конвергентное, что направлено на поиски одного единственно верного решения. Так, существует тип людей, который всегда убежден в существовании одного правильного пути. Задачи решают посредством уже накопленных знаний и с помощью цепочки логических рассуждений. Большая часть современного обучения в ВУЗах основана именно на конвергентном мышлении. Для творческих личностей такая система образования не позволяет раскрыть свой творческий потенциал. За примером не нужно далеко ходить: А. Энштейну было не сладко учиться в школе, но не по причине какой-либо его недисциплинированности. Преподавателям сложно было вынести его манеру отвечать на вопросы. Так, ему свойственно было спрашивать нечто наподобие: «А если рассмотреть вариант, что это не вода, а…?» или «Рассмотрим этот вопрос с другой точки зрения…». Вот в этом случае и проявлялось дивергентное мышление маленького гения.

Развитие дивергентного мышления

Одной из технологий, способствующей развить такое мышление, есть решение изобретательских задач:

  1. Необходимо придумать слова, что заканчивались бы на «т». Вспомнить, какие слова начинаются на «с», и в каких третья буква от начала – «а».
  2. Из начальных букв создать полноценное предложение: В-С-Е-П. Это упражнение развивает как дивергентное, так и беглость мышления.
  3. Проверьте свои умения находить причинно-следственную связь, продолжив выражение: «Вчера вечером она замерзла…».
  4. Продолжить численный ряд: 1, 3, 5, 7.
  5. Исключить лишнее: черника, манго, слива, яблоко. Это упражнение направлено на умение выделять существенные признаки.

Понятие дивергентного мышления служит объяснением креативности мышления в рамках определенного направления - направления Дж. Гилфорда. Однако креативность (творческое мышление) изучается с позиций и других объяснительных схем, поэтому креативное мышления и дивергентное мышление - понятия не тождественные, что отмечает также и Дорфман. В качестве примеров он приводит понимание творчества как усмотрения побочного продукта деятельности Пономаревым Я. А., как интеллектуальную активность и творческую способность у Богоявленской Д. Б., инвестиция Стернберг Р., Григоренко Е. Е. и т. д.

Особенно важным в анализе дивергентного мышления нам представляется четкая связь дивергетности с механизмом ассоциаций. Ассоциативная теория креативного мышления эту связь эксплицирует. В других работа, наоборот, ассоциации и дивергенция трактуются как две стороны теории креативного мышления.

В основе ассоциативной теории креативности лежит идея о том, что базой креативного мышления являются ассоциации. Креативное мышление образуется, в частности, в результате новых комбинаций ассоциаций между идеями. Чем более отдаленными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednick различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях: через интуитивную прозорливость, нахождение сходства между отдаленными элементами (идеями), опосредование одних идей другими идеями. Martindale утверждает, что любые креативные продукты возникают в результате рекомбинации известных идей через новые ассоциации. Опираясь на аналогию (сходство), креативное мышление способно устанавливать ассоциации между ранее несвязанными идеями. Эта особенность креативного мышления является центральной и перекрывает специфику отдельных областей творческой деятельности (противоположный взгляд на области творческой деятельности, придающие креативности специфичность, см.: Sternberg,.

Согласно Eysenck, креативность есть неслучайный процесс поиска - комбинирования, направленный на творческое решение проблем. Центральной чертой креативности является «сверхвключенность» («overinclusiveness»). Когнитивная сверхвключенность представляет собой способность производить много креативных идей через продуцирование ряда ассоциаций - настолько широкого, насколько ассоциации релевантны проблеме. Eysenck утверждал, что когнитивная сверхвключенность является генетически обусловленной, связана с психотизмом и создает предрасположенность к креативному поведению людей (сравни с данными Дружинина). Наличие необычных ассоциаций характеризует креативное мышление. Таким образом, существует связь между способностью генерировать ассоциации, дивергентным мышлением и креативностью.

Вопрос взаимоотношений дивергентного и ассоциативного креативного мышления являются определенной проблемой. Так как сосуществование нескольких идей может служить основой и для их дивергенции, и для их ассоциаций. Но сосуществование нескольких расходящихся идей, приводящее к уменьшению их связности (дивергенция), и сосуществование нескольких идей, приводящее к усилению их связности (ассоциация) формально взаимоисключают друг друга. Но, если учесть, что когда на перекрестке «эволюционных каналов» происходит бифуркация, возникает несколько новых и различных вариантов развития. Причем этих вариантов столько, сколько новых «каналов» выходит на «перекресток». Нам представляется, что этот «перекресток» и есть аналогия ассоциаций. Таким образом, ассоциация содержится в самом генезисе дивергентной мысли.

По мнению же Дорфмана ассоциации и дивергенцию можно рассматривать как феномены, проявляющиеся в разных слоях мышления. Дивергентные идеи обнаруживаются в поверхностных слоях мышления, а необычные ассоциации, наоборот, зарождаются в более глубоких слоях мышления. Они могут представлять собой фрагменты глубинных ассоциаций. Последнее предполагает, что дивергенция и ассоциации не исключают, а напротив, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой.

В целом, Дорфман верно пишет, что дивергентное мышление не есть синоним креативного. Во-первых, креативность мышления можно изучать под иными углами зрения, а во-вторых и дивергентное мышление само по себе не всегда является креативным. Дивергентное мышление может складываться из некоторого множества идей, но каждая (или большая часть) из них может быть банальной.

В данном параграфе мы привели представления зарубежных коллег об ассоциативной природе дивергентного мышления в качестве беспристрастных экспертов нашей интерпретации теории Гилфорда.

Дивергентное мышление – это метод мышления, который подразумевает под собой творческий подход и поиск нескольких решений для одной задачи. При этом, решения равноценны по правильности и соответствию одному и тому же объекту. Этот тип мышления опирается на воображение и креативность, подразумевает способность мыслить вширь и видеть разнообразные свойства объекта.

Данный вид является противоположным к понятию «Конвергентное мышление», при котором разум концентрируется на одном решении.

История возникновения понятия

Впервые термин «Дивергентное мышление» ввел Джой Гилфорд, американский психолог, занимавшийся исследованием человеческого разума и интеллекта. Гилфорд пытался выстроить модель интеллекта, которая была многомерной и включала в себя 3 измерения (содержание, операции, результаты мышления), которые в свою очередь делились на переменные. Конвергентное и дивергентное мышление являлись, согласно его модели, переменными операций, то есть одного из измерений интеллекта.

Предложив два новых вида мышления, Гилфорд отошел от классического разделения на индуктивное (решение задач, путем выведения общего правила на основе частных наблюдений) и дедуктивное (логическое) мышление.

Развитие теории Гилфорда продолжили другие психологи: Тейлор, Торранс, Груббер. Они более четко сформировали само понятие дивергентности, установили критерии ее выявления, установили, что этот тип мышления позволяет человеку в создании нестандартных идей, гипотез, классификации и группировки полученной информации.

Критерии дивергентности

  • Беглость (количество решений, которые возникают за определенное время).
  • Оригинальность (решения должны быть нестандартными).
  • Чувствительность или гибкость (способность переключаться от одной задачи к другой).
  • Образность (мышление символами, образами, ассоциациями).
  • Ответственность или точность (последовательность мыслительного процесса и выбор в результате подходящего, адекватного решения).

Дивергентное мышление состоит из неорганизованных мыслей и идей, поэтому его нельзя измерить стандартными, общепринятыми методиками. Это творческое мышление, не связанное с уровнем знаний и логикой. Человек может иметь плохие показатели IQ , но при этом у него будет очень высоко развито творческое мышление. Этот метод мышления связан с активностью познавательных процессов.

Способы оценки дивергентного мышления

Чтобы оценить уровень развития данного типа мышленияу человека, используются творческие задачи и тесты с неожиданными вариантами ответов или вообще без них. Они могут быть арифметическими, текстовыми, вербальными или графическими (например, необходимо закончить рисунок, придав его сюжету как можно более нестандартное направление).

Вот простой тест на креативность, который был придуман самим отцом понятия «Дивергентное мышление» Джоем Гилфордом: За 3 минуты нужно придумать как можно больше вариантов применения скрепок для бумаги, придуманные варианты можно кратко записывать. Затем подсчитайте сколько у вас получилось вариантов:

  • Меньше 10 – уровень креативности ниже среднего;
  • 10 – 12 – средний уровень;
  • 12-20 – хороший уровень;
  • Больше 20 – высокий уровень креативности.

Методы дивергентного мышления:

  • Мозговой штурм.

Этот метод появился в 1953 году и в настоящий момент широко используется для поиска решения творческих и других задач во многих организациях. Смысл его в том, что участники штурма (оптимально от 4 до 10 человек) накидывают идеи, связанные с решением задачи и потом из них выбираются самые подходящие. Основные принципе штурма: на этапе генерации идей, никто из участников не дает им оценку, определяется модератор, которые записывает абсолютно все идеи, даже те, которые кажутся самыми нереальными. Идей должно быть максимально много, главная задача участников – не боятся высказывать свои варианты решения, какими бы абсурдными они не были. В конце штурма, на основании авторитетного мнения приглашенного эксперта, выбираются лучшие идеи, которые уже развиваются индивидуально ответственными за задачу.

Чтобы штурм прошел максимально эффективно, всем участникам необходимо предварительно подготовиться – изучить глубже информацию по теме, обдумать ее и, возможно, придумать заранее несколько идей.

В начале штурма модератору лучше еще раз кратко, пунктами, изложить задачу, чтобы избежать недопонимания среди участников.

Если есть ощущение, что штурм идет тяжело и идеи почти иссякли, можно привлечь людей со стороны, которые могут быть даже не в курсе темы. Это поможет влить в обсуждение свежие идеи.

  • Составление карты памяти.

Этот метод используется для более быстрого понимания и запоминания большого количества разнообразной информации одного направления (например, история, математика, химия) и позволяет разместить всю информацию о задаче на одном листе. Составление карт памяти помогает фиксировать ключевые моменты информации, лучше видеть взаимосвязь между объектами, оценивать информацию с разных точек зрения, восстанавливать в памяти и воспроизводить информацию спустя промежуток времени, лучше понимать абстрактный материал.

Карта создается от общего к частному, то есть сначала в центре листа изображается основной предмет задачи (главная тема), далее от него отходят линии, которые обозначают основные признаки данного предмета, от них отходят линии, являющиеся свойствами признаков и так далее. В изображении так же используются геометрические фигуры, стрелки, абстрактные изображения, удобные и понятные для того, кто будет использовать карту.

Информация усвоится лучше, если при создании карт памяти, пользоваться ручками или маркерами разных цветов.

Карты памяти применяются в различных сферах и для решения очень разноплановых задач: подготовка к лекции, экзамену, презентации, публичной речи и так далее.

  • Метод фокальных объектов.

Этот дивергентный метод подразумевает поиск новых решений путем сочетания основного объекта задачи со свойствами случайно выбранных объектов.

Для начала необходимо выделить основной объект задачи, которому будут придумываться дополнительные свойства, затем выбрать несколько случайных объектов (чем больше, тем лучше, желательно от 4 до 10). Для случайных объектов придумываются и записываются характерные свойства, которые потом переносятся на основной объект. В результате образуются новые интересные и креативные сочетания основного объекта и новых свойств, заимствованных от других понятий. Наиболее удачные из этих сочетаний додумываются и развиваются.

Пример:

Объект — Мыло.

Случайные объекты:

Трава (свежая, сочная, яркая);

Дождь (сильный, бодрящий, тропический);

Итог: Мыло свежее, бодрящее, яркое, тропическое, сильное.

Метод фокальных объектов часто используется в рекламе, например, для создания Уникального торгового предложения (УТП).

  • Ромашка Блума.

Это простой метод понимания и усвоения информации, путем составления на ее основании вопросов разного уровня и ответов на них. Американский психолог Бенджамин Блум создал удобную и четкую классификацию вопросов:

  1. Простые вопросы (проверяют общее знание задачи или текста и подразумевают четкие однозначные ответы).
  2. Уточняющие вопросы (определяют понимание задачи и требуют ответы «да» или «нет»).
  3. Объясняющие вопросы (используются для анализа информации, как правило начинаются со слова «Почему» и подразумевают развернутый ответ на основании причинно-следственной связи, новый, не содержащий упоминавшуюся ранее информацию).
  4. Творческие вопросы (задаются в форме прогноза, фантазии или предложения, содержат частицу «бы» и подразумевают обобщение имеющейся информации).
  5. Оценочные вопросы (помогают пониманию оценки фактов и явлений, упоминавшихся в задаче).
  6. Практические вопросы (нацелены на применение полученной информации, на выводы и поиск взаимосвязи между теорией и практикой).

Развитие дивергентного мышления

Существует множество простых упражнений, направленных на развитие творческого мышления:

  1. Составление списка слов, которые соответствуют заданному критерию. Например, те, которые заканчиваются на «я», начинаются на «л» или состоят из равного количества букв.
  2. Выбор любого слова, например, «Солнце» и составление из каждой его буквы отдельного предложения. Будет еще эффективнее, если эти предложения будут объединены по смыслу в один общий рассказ.
  3. Придумывание необычных способов применения обычным предметам.
  4. Визуальное упражнение: составление изображений из бумажных геометрических фигур, различных по размеру.
  5. Нахождение как можно большего количества общих признаков для пары совершенно не похожих предметов (Корова — коньки)
  6. Создание инструкции к какому-либо необычному предмету или действию.
  7. Поиск необычных причин для обычных ситуаций (Собака бежала по улице в одну сторону, потом остановилась, резко развернулась)
  8. Придумывание истории, опираясь на один не связный набор слов (Валенок, Кухня, Лето, Кот, Стройка).
  9. Придумывание экзотических имен. Очень простое и веселое упражнение, суть которого в том, чтобы придумать несуществующие имена, как женские, так и мужские.
  10. Решение загадок головоломок. Они могут быть как текстовыми, так и графическими.

Во всем мире графические загадки известны как Droodle и автором этого направления является комедийный писатель Роджер Прайс. Загадки были очень популярны в середине прошлого века и сейчас вновь становятся интересны аудитории. Друдл представляет собой лаконичный рисунок, по которому нельзя точно определить, что на нем изображено и чем больше вы придумаете вариантов, тем лучше. Воспользуйтесь нашими для тренировки дивергентного мышления.

  1. 5 дней Мечты. Очень приятное упражнение для тренировки творческого мышления, связанное с придумыванием в течение 5 дней своих желаний, связанных с той или иной жизненной сферой.
  • 1 день – мечты, связанные с личной жизнью;
  • 2 день – с карьерой, работой;
  • 3 день – с семьей;
  • 4 день – мечты, связанные с новыми знаниями и навыками;
  • 5 день – глобальные мечты, касающиеся вашего города, страны, планеты в целом.

«Для меня креативность – это не просто творческий акт, это образ жизни. Креативность требует внутренней свободы, желания рисковать и умения существовать в хаосе. Поэтому креативность начинается не с практических приемов, а с мировоззрения. Не думаю, что такой образ жизни подходит каждому, но и не каждый способен стать джедаем.»

Дивергентное мышление является основой креативности, поэтому развивая его, вы совершенствуете так же свой творческий потенциал и способность нестандартно мыслить.