Главная · Уход · Формирование однопартийной системы в ссср кратко. Установление Советской власти в России. Формирование однопартийной системы

Формирование однопартийной системы в ссср кратко. Установление Советской власти в России. Формирование однопартийной системы

Октябрьская революция не положила начало непосредственной мировой революции, но она несомненно простимулировала глобальные реформистские преобразования на Западе, в результате которых трудящиеся добились значительных социальных завоеваний, а сам капитализм впоследствии принял весьма цивилизованный благопристойный вид общества «социального партнерства». Большевики всеми силами обеспечивали большинство в Советах рабочим и членам партийной элиты как самой пролетарской, в результате чего советская власть начала приобретать черты однопартийной диктатуры. Главным орудием строительства новой государственности был Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным, который с самого начала освободился от контроля Советов и начал формирование специфического большевистского политического режима власти. В январе 1918 г. было разогнано Учредительное собрание. Контуры советской государственности определялись первой Конституцией РСФСР, принятой в июле 1918 г., которая одновременно стала самой первой конституцией в России в целом. Основной закон отразил влияние недавней революции и начинавшейся гражданской войны. Бывшие эксплуататоры лишались гражданских прав, исключались из политической жизни нетрудовые элементы и предусматривались неравные права для избирателей города и села. Выборы были многостепенными, что обеспечивало нужный состав всех Советов.

Вплоть до смерти В. И. Ленина в партии и государстве сохранялся режим относительного коммунистического плюрализма, допускавший известную свободу мнений в рамках коммунистической доктрины. Но уже в это время шла деформация политического режима, против чего пытались бороться «рабочая оппозиция», группа «демократического централизма», оппозиция Троцкого и др. Формирование однопартийной полит. системы резолюция “О единстве партии” запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Введя единомыслие в своих рядах, большевистское руководство принялось за своих полит. оппонентов. В декабре 1921 г. по предложению Дзержинского ЦК ВКП(б) принял решение провести открытый судебный процесс над эсерами. Суд состоялся в июне-августе 1922 г. трибунал ВЦИК обвинил арестованных в организации заговоров с целью свержения сов. власти, в контрреволюционной пропаганде и агитации. В июне 1923 г. была разработана секретная инструкция “ О мерах борьбы с меньшевиками”, в которой ставилась задача разбить партию меньшевиков. Полит. оппозиция вне большевистской партии прекратила свое существование.

Образование СССР. По предложению Ленина 6 октября 1922 г. ЦК РКП (б) одобрил проект Федеративного договора, по кот. всем республикам гарантировал равные права внутри образуемого СССР, теоретически предоставлялось право свободы выхода из Союза. 30 декабря 1922 г. в день открытия 1 съезда Советов СССР, принявшего реш. об образовании СССР, уже парализованный Ленин продиктовал письмо “К вопросу о национальностях или об “автономизации””. Здесь он изложил свое понимание интернационализма, подчеркивал необходимость сохранения и укрепления. СССР. Образование СССР 30 декабря 1922 г. произошло в составе 4-х республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. В январе 1924 г. была принята Конституция СССР. Высшим законод. органом согласно ей был съезд Советов СССР. Он избирался на основе непрямого избир. права депутатами губернских и республиканских Советов. При этом права голоса лишались т.н. “нетрудовые элементы”, выборы не были тайными, проводились на собраниях трудовых коллективах. М/у съездами Советов три раза в год собирался ЦИК. Он состоял из двух законод. палат: Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК избирал Президиум ЦИК и назначал СНК (исполн. и административный орган с рядом законодательных. ф-ций). Т.о., нэп в целом включала админ.-рыночную сис-му хоз-ва при гос. собств-ти на крупную и значит. часть промышленности, транспорта, банки, с неэквивалентным обменом с деревней и авторитарным полит. Режимом Авторитаризм отличается строго иерархической структурой власти, не допускающей никакой полит. оппозиции, при наличии однако в экономике различных форм собственности. Отсюда внутр. противоречивость авторитарных режимов, кот. приводит к тому, что их развитие ведет либо к постепенной демократизации полит. сферы и правовому общ-ву, либо происх. огосударствление экономики с дальнейшим ужесточением контроля со стороны гос-ва над политикой, идеологией и личной жизнью граждан, в результате все “новшества” нэпа потребовали отмены принудит. труда и вв. рынка рабочей силы, реформирования сис-мы з/п (была введена тарифная система оплаты труда). Была проведена денежная реформа, итогом кот. стало вв. в стране твердой денежной единицы, обеспеченной золотом, - “золотого червонца”, кот. высоко ценился на мировом валютном рынке. Наиболее быстро приспос. к нэпу мелкая пром-ть, розничная торговля и деревня. Более медленными темпами шло восстановление тяжелой пром-ти. После страшной засухи 1921 г. и голодного 1922 г. с/х стало постеп. увел. свои объемы. Введение нэпа вызвало изм-е соц. структуры и образа жизни людей. Олицетворением новой экон. пол-ки были яркие, социально-разнородные типы: красные наркомы, директора.

Начало формирования однопартийной политической системы.

В январе 1918 г. состоялся III Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Он поддержал большевиков. Съезд утвердил "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", одобрил проект закона о социализации земли, провозгласил федеративный принцип государственного устройства Российской Советской Социалистической республики (РСФСР) и поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции страны.

В РСФСР начала складываться однопартийная политическая система.

Экономические преобразования. До прихода к власти большевики представляли себе социалистическую экономику, как экономику без частной собственности, директивную, где государство должно взять в свои руки все товары и выдавать их населению по мере необходимости.

В декабре 1917 г. для руководства государственным сектором в экономике был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

Весной 1918 г. началась реализация Декрета о земле. Крестьяне безвозмездно должны были получить 150 млн. десятин земли, принадлежавшей помещикам, буржуазии, церкви, монастырям.

Аграрная политика большевиков вызвала социальную напряженность в деревне, так как Советская власть поддерживала бедноту. Это вызвало недовольство зажиточных крестьян-кулаков. Кулаки стали придерживать товарный (на продажу) хлеб. В городах возникла угроза голода. В связи с этим СНК перешел к политике жесткого давления на деревню. В мае 1918 г. была введена продовольственная диктатура. Это означало запрещение хлебной торговли и изымание запасов продовольствия у зажиточных крестьян. В деревню посылались продовольственные отряды (продотряды). Они опирались на помощь комитетов бедноты (комбеды), созданных в июне 1918 г. вместо местных Советов. "Черный передел" земли наносил удар по крупным хозяйствам помещиков, зажиточных крестьян (отрубников, хуторян), т.е. уничтожались положительные стороны аграрной реформы П.А. Столыпина. Уравнительное распределение вело к падению производительности труда и товарности сельского хозяйства, к худшему использованию земли.

Продовольственная диктатура не оправдала себя и потерпела неудачу, т.к. вместо запланированных 144 млн. пудов хлеба собрано было всего 13, а также привела к выступлениям крестьян против власти большевиков.

Социальные преобразования. Советская власть окончательно уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины и титулы. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Был принят Декрет о 8-часовом рабочем дне, кодекс законов о труде, который запрещал эксплуатацию детского труда, гарантировал систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Провозглашалась свобода совести. Церковь отделялась от государства и от системы образования.

Национальная политика Советского государства определялась "Декларацией прав народов России", принятой Совнаркомом 2 ноября 1917 г. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств. В декабре 1917 г. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии, в августе 1918 г. - Польши, в декабре - Латвии, Литвы, Эстонии, в феврале 1919 г. - Белоруссии. Свою независимость провозгласила и Закавказская демократическая федеративная республика; после ее распада (в июне) возникли Азербайджанская, Армянская и Грузинская буржуазные республики.

Первая Советская Конституция РСФСР (принята 10 июля 1918 г.) закрепила принцип унитарности нового государства, но народы России получили право на областную автономию. Народы Российского государства в рамках автономии могли реализовать свои национальные интересы.

В 1918 г. первыми национальными областными объединениями были: Туркестанская Советская республика, Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Тавриды (Крыма). В марте 1919 г. была провозглашена Башкирская Автономная Советская республика, а в 1920 г. автономными республиками стали Татарская, Киргизская. К автономным областям присоединились Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская, Чувашская. Трудовой Коммуной стала Карелия. В 1921-1922 годах создаются Казахская, Горская, Дагестанская, Крымская автономные республики, Коми-зырянская, Кабардинская, Монголо-Бурятская, Ойротская, Черкесская, Чеченская автономные области.

Ленин и Сталин. Обострение отношений между Лениным и Сталиным на личной почве. Обострение личных отношений дополнялось политическими разногласиями по национально-государственному строительству, по вопросу внутрипартийной демократии. Декабрь-январь 1922-23 - Ленин пишет письмо к съезду, в котором дает нелицеприятную характеристику Сталину. Сталина спасли Каменев и Зиновьев: они огласили письмо на пленуме ЦК, а затем на 13 съезде партии и добились переизбрания Сталина. Смерть Ленина. Завещание Ленина - совкупность последних работ Ленина. Ленинский план строительства социализма предусматривал индустриализацию, кооперацию и культурную революцию. Смерть Ленина 21 января 1924: траур по стране, издание полного собрания сочинений, переименование Петрограда в Ленинград, постройка мавзолея. Борьба за ленинское наследие. Левая оппозиция: в 1923 в центральном комитете складываются 2 группировки: Каменев, Зиновьев, Сталин; Троцкий и его сторонников (Пятаков, Преображенский). На роль преемника Ленина претендует Зиновьев. После того, как позиции Троцкого были ослаблены в ЦК и в Реввоенсовете, он начинает борьбу за их восстановление. Направляет в ЦК письмо о необходимости демократии, солидаризуется с 46 видными коммунистами. Позиция Троцкого: требует демократии, обвиняет своих противников в кулацком уклоне и в потворстве частнику. Троцкий доказывает невозможность победы социализма в одной стране, т.е. по-прежнему отстаивает курс на мировую революцию - крайне революционная точка зрения (левая). В партии развернулась дискуссия. Троцкий в ней потерпел поражение и 13-я партийная конференция (январь 1924) осудила его позицию как мелкобуржуазный уклон. В январе 1925 Троцкий снят с поста председателя Реввоенсовета и нарком военмора, но остался в политбюро. Новая оппозиция: (1925 год). После победы над Троцким Сталин повел борьбу с Зиновьевым. В ВКПБ сформировалась новая оппозиция - Каменев, Зиновьев, Евдокимов, Сокольников, Крупская. Демократия, критика НЭПа с левых позиций, критика возможности победы социализма в одной стране. Борьбу с новой оппозицией возглавил Сталин и Бухарин. Решающее столкновение состоялось на 14 съезде партии в 1925. Оппозиция потерпела поражение. Сталин во внутрипартийной борьбе одержал победу над Троцким, Каменевым и Зиновьевым. Объединенная оппозиция 1926-1927: В едином оппозиционном движении соединились троцкисты, зиновьевцы, составившие троцкистско-зиновьевский блок, и к ним присоединилась рабочая оппозиция, все вместе - объединенная оппозиция, носящая левый характер. Борьбу с объединенной оппозицией возглавил Сталин, Бухарин и Рыков. Оппозиция 7 ноября 1927 попыталась организовать альтернативные демонстрации, чтобы продемонстрировать свою широкую опору в массах, но широкой поддержки эта акция не получила. Лидеры оппозиции исключены из партии, но Каменев и Зиновьев покаялись и частично сохранили свои позиции. В 1928 Троцкий выслан в Казахстан, а потом за границу. Правая оппозиция. Бухарин, Рыков и Томский (председатель ВЦСПС) выступают в защиту крестьянства и НЭПа вцелом. На конец 20-х годов приходится прекращение НЭПа, а Бухарин, Рыков и Томский защищают частника - антиреволюционная позиция - правая. Сталин предпринял курс коллективизации. Оппозиция была разгромлена на ноябрьских пленумах ЦК 1928 и 1929 годов, а ее лидеры отстранены от руководящей работы.



Итог политической борьбы: усилились позиции Сталина, а к концу 20-х годов по сути складывается режим личной власти Сталина. Государственник (Сталин) одержал победу над интернационалистами.Болезнь Ленина, надолго отрывавшая его от руководства партией и государством, поставила вопрос о его преемнике. Начинается внутрипартийная борьба за власть , главными оппонентами в которой выступают Л.Д.Троцкий и И.В.Сталин. Остальные видные деятели (Зиновьев, Каменев, Рыков, Бухарин и Пятаков) играют подчинённые роли. Смерть Ленина, последовавшая в январе 1924 года, не разрешила этого вопроса, главные схватки противников были впереди. Одним из методов борьбы в то время была организация блоков и фракций внутри партии, где под видом дискуссий о дальнейших путях развития социализма в СССР решался вопрос о власти. Сталину удалось, блокируясь с разными лидерами, идейно разгромить всех своих оппонентов, иной раз, выводя их из состава Политбюро.В 20-е годы предпринимались большие усилия для решения проблем национально-государственного устройства страны. В ходе революционных событий и гражданской войны на контролируемых Советской властью территориях бывшей Российской империи возник ряд национальных государственных образований, взаимоотношения между которыми оформлялись путем специальных договоров и соглашений. Эти договоры и соглашения предусматривали частичное объединение органов управления, совместные мероприятия в сфере хозяйственной и военной деятельности, дипломатии.

Политическая ситуация в СССР в 20-е годы

Международное признание Советского государства.

Первым государством, признавшим Советы, стала Германия. 16 апреля 1922 года в Рапалло (под Генуей) был заключен договор между Германией и РСФСР о восстановлении дипломатических отношений. Вскоре после этого, в 1924-1925 годах прошла целая полоса признаний. Были установлены дипломатические отношения с Францией, Италией, Великобританией, Швецией, Мексикой другими государствами Европы и мира. Закончилась международная дипломатическая изоляция советского государства. Единственной крупной державой, не признававшей СССР, оставались США. Они признали Советский Союз лишь в 1933 году.

В 1922 году состоялся суд над группой эсеров, обвинявшихся в заговоре против советской власти, контрреволюционной пропаганде, пособничестве белогвардейцам и иностранным интервентам. Суд признал их виновными по всем пунктам обвинения. С эсеровским движением было окончательно покончено.

В 1923 году началась непримиримая борьба с меньшевиками, которые еще имели определенное влияние в обществе. Была поставлена задача «окончательно разбить партию меньшевиков, совершенно дискредитировать ее перед рабочим классом». Эта задача была выполнена в короткие сроки. Меньшевики тоже были социалистами, и мировое социалистическое движение негативно относилось к преследованию меньшевизма. Поэтому большевики не рискнули провести над ними показательный процесс. Они развернули мощную кампанию по «разоблачению» недавних партийных товарищей. В результате меньшевики стали восприниматься в обществе как носители крайне враждебной, антинародной идеологии. Меньшевистская партия быстро теряла сторонников и в конце концов распалась, прекратив свое существование.

Уже к 1924 году в стране окончательно установилась однопартийная политическая система, в которой РКП(б) получила безраздельную власть.

Формирование основных структур РКП(б) и советской политической системы.

В годы Гражданской войны партия большевиков фактически исполняла функции органов государства. Сложилась «диктатура партии», как было признано на XII съезде РКП(б). Это было продиктовано военной ситуацией в стране. В ходе войны в 1919 сформировался также новый партийный орган - Политбюро ЦК РКП(б) , тесный круг большевистских лидеров, которые и принимали основные решения. Ситуация не изменилась и после Гражданской войны: Политбюро стало главным политическим центром страны, определявшим пути развития советского государства.

Руководить партийной работой Ленину помогал секретариат ЦК. При Ленине это был технический орган, созданный для сугубо аппаратной работы. Но в 1922 году Ленин тяжело заболел. Потребовалась должность руководителя секретариата, который мог бы вести дела в отсутствие вождя. А чтобы поднять авторитет новой должности, придумали ей эффектное название – генеральный секретарь . На эту незначительную должность назначили Сталина. Но Сталин сумел поставить работу так, что секретариат стал главным органом управления в партии, а должность генерального секретаря – главным постом.


Так появились не только основные структуры партии, но и оформилась ее роль в государстве. В течение всей советской истории компартия будет осуществлять фактическое руководство страной, а пост лидера партии всегда будет высшим постом в СССР.

В январе 1923 года Ленин продиктовал «Письмо к съезду», в котором он предлагал переместить Сталина с должности генсека. Вождь предупреждал, что такие черты характера Сталина как нетерпимость и грубость несовместимы с должностью генсека. Письмо было оглашено на XIII съезде РКП(б) в мае 1924 года, после смерти Ленина. Но делегаты решили оставить Сталина на посту генсека, мотивируя свое решение сложной обстановкой внутри партии и угрозой ее раскола со стороны Троцкого. Тем самым съезд РКП(б) определил и путь, по которому пойдет страна. Под руководством Сталина сформируется политическая система советского государства, которая останется практически неизменной в течение всего времени существования СССР.

Борьба за власть в России в 1917 году - это ключевое событие для истории государства, итогом которого было установление однопартийной системы в стране.

Во время событий в феврале 1917 года была свергнута абсолютная монархия, на смену ей пришло Временное правительство, которое по оценкам, было слабым и нерешительным, вследствие чего оно было свергнуто в Октябрьскую Революцию радикальными социалистами, большевистской фракцией социал-демократической партии, которые отделились и сформировали «Российскую коммунистическую партию (большевиков)». К лету 1918 года произошел окончательный этап формирования однопартийного правительства под предводительством В.И. Ленина. Стоит отметить, что большинство современных исследователей сходятся на том, что создание именно такой модели государства большевиками изначально не планировалось и стало чистой импровизацией в условиях жёсткой борьбы за власть.

После прихода к власти перед большевиками встали несколько альтернатив дальнейшего государственного строительства: власть Советов с образованием в них «однородного социалистического правительства» из разных социалистических партий, растворение Советов в партийной организации с передачей государственной власти непосредственно партии, сохранение Советов с подчинением их партии. Был избран третий вариант, и центр принятия решений перемещается из советских органов в партийные, из ВЦИК и СНК в ЦК РСДРП(б).

V Съезд Советов принимает Конституцию 1918 года. Конституция окончательно зафиксировала, что единственной властью в России являются Советы. Система Советов была унифицирована, также окончательно закреплено лишение избирательных прав бывших «цензовых элементов», круг которых был определён следующим образом:

1. лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

2. лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

3. частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

4. монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

5. служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; Протасов Л. Г. Всероссийское учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997.

Также избирательных прав были лишены лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой: лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

В общей сложности избирательных прав было лишено около пяти миллионов человек.

Курс на утверждение однопартийной политической системы (такой системы, при которой сохраняется единственная и, следовательно, правящая партия) полностью соответствовал теоретическим представлениям о государстве диктатуры пролетариата. Власть, опирающаяся на прямое насилие и систематически применяющая его в отношении «враждебных классов», не допускала и мысли о возможности политического соперничества и оппозиции со стороны других партий. Столь же нетерпимым для данной системы было существование инакомыслия, альтернативных группировок внутри правящей партии. В 20-е гг. формирование однопартийной системы завершилось. Нэп, в экономической сфере допускавший элементы рынка, частной инициативы, предпринимательства, в сфере политической сохранил и даже ужесточил военно-коммунистическую нетерпимость к «врагам и колеблющимся».

К 1923 г. были ликвидированы остатки многопартийности. Состоявшийся в 1922 г. судебный процесс над эсерами, обвиненными в организации заговоров против советской власти и вождей коммунистической партии, поставил точку в более чем двадцатилетней истории партии. В 1923 г. затравленные и запуганные меньшевики объявили о самороспуске. Прекратил свое существование Бунд. Это были левые, социалистические партии; монархические и либеральные партии были ликвидированы в первые годы после Октябрьской революции 1917 г.

С политическими оппонентами, находившимися вне рядов коммунистической партии, было покончено. Оставалось добиться единства внутри партии. Вопрос о единстве партии В.И. Ленин после завершения Гражданской войны считал ключевым, «вопросом жизни и смерти». X съезд РКП(б) в 1921 г. принял по его настоянию знаменитую резолюцию «О единстве партии», запрещавшую любую фракционную деятельность. В не менее знаменитых последних работах 1922-1923 гг. тяжело болевший вождь призывал своих наследников хранить единство партии «как зеницу ока»: в расколе ее рядов он видел главную угрозу.

Между тем внутрипартийная борьба, обострившаяся еще при жизни Ленина, после его смерти (январь 1924) разгорелась с новой силой. Ее движущими силами были, с одной стороны, разногласия о том, в каком направлении и как двигаться дальше (что делать с нэпом; какую политику вести в деревне; как развивать промышленность; где взять деньги на модернизацию экономики и пр.), и личное соперничество в непримиримой схватке за абсолютную власть - с другой.

Основные этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг.:

1923-1924 гг. - «триумвират» (И.В. Сталин, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев) против Л.Д. Троцкого. Идейное содержание: Троцкий требует прекратить отступление перед мелкобуржуазной стихией, «закрутить гайки», ужесточить командное руководство экономикой, обвиняет лидеров партии в перерождении. Итог: победа «триумвирата», личное уси^-ление Сталина.

1925 г. - Сталин, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский и др. против «новой оппозиции» Зиновьева и Каменева. Идейное содержание: Сталин выдвигает тезис о «возможности построения социализма в отдельно взятой стране»; оппозиция защищает старый лозунг «мировой революции» и критикует авторитарные методы руководства партией. Итог: победа Сталина, сближение «новой оппозиции» с Троцким.

1926-1927 гг. - Сталин, Бухарин, Рыков, Томский и др. против «объединенной оппозиции» Зиновьева, Каменева, Троцкого («троцкистско-зиновьевский блок»). Идейное содержание: продолжается борьба вокруг сталинского тезиса о строительстве социализма в отдельно взятой стране. Оппозиция требует форсировать развитие промышленности за счет «выкачивания» денег из деревни. Итог: победа Сталина, снятие лидеров оппозиции с руководящих постов в партии и государстве, ссылка, а затем изгнание из страны Троцкого.

1928-1929 гг. - Сталин против «правой оппозиции» (Бухарин, Рыков, Томский). Идейное содержание: Сталин выдвигает курс на форсированную индустриализацию, проводимую за счет крестьянства, говорит об усилении классовой борьбы; Бухарин и др. развивают теорию о «врастании» в социализм, о гражданском мире и поддержке крестьянства. Итог: победа Сталина, разгром «правой оппозиции». http://www.portal-slovo.ru/history/35430.php

Таким образом, внутрипартийная борьба в 20-е гг. завершилась личной победой Сталина, овладевшего к 1929 г. абсолютной властью в партии и государстве. Вместе с ним победил курс на отказ от нэпа, форсированную индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, утверждение командной экономики.

С момента победы большевиков в ожесточенной борьбе за власть, прохождение через Гражданскую войну, уничтожение и подавление оппонирующих партии, можно говорить о том, что с 1920 года коммунистическая партия была единственной легальной в СССР.

В 30-е гг. ВКП(б) являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным механизмом. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло cocтояться без одобрения партийных ячеек.

Комсомол, профсоюзы и общественные организации в основном просто связывали партию к массами. Профсоюзы для рабочих, комсомол для молодежи, пионерская организация для детей и подростков, творческие союзы для интеллигенции), они, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - «тройки», Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.), использование которого принесло миллионы жертв среди народа.

Итогом этого периода можно считать принятие конституции в 1936 году. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался как социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал. Конституция СССР 1936 г. приблизила государственный строй к системе парламентского типа, хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Данный период характеризуется большими изменениями в организации государственного единства. Заметно возрастает централизация: компетенция Союза расширяется, соответственно сужаются права союзных республик.

В период Великой Отечественной Войны в государстве происходит перестройка на военный лад, что выражалось в том, что 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей форме программа мероприятий Коммунистической партии и государства по борьбе с фашистским агрессором. Была проведена перестройка государственного аппарата. В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов.

Начавшийся в середине 50-х гг. курс на демократизацию государственной жизни затронул и форму государственного единства, вследствие чего в 50-е гг. был осуществлен ряд мер по расширению прав союзных республик. В 1954-1955 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В результате удельный вес предприятий республиканского и местного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г. В период же 50-60 годов происходит изменение государственного аппарата с целью демократизировать государственную структуру и убрать централизм. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял Постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Можно сказать, что принятые меры не прошли даром, жизнь в Советах оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов, теснее стали связи Советов с населением. Также, стоит отметить, что в 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности. Были проведены меры по улучшению правопорядка и законопослушности, проведена реформа судебной системы. Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация. - М., 1996.

С середины 60-х годов СССР входит в период замедления темпов общественного развития, проявляется тенденция к отказу от тех нововведений в государственном управлении, которые были проведены перед этим.

Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Простая мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.

С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции.

С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий, в конечном счете, по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.

Можно сказать, что реформирование дало результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось. В 70-80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню - ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.

Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, так как отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.

В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.

Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер. Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л.И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. - Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.

Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70-80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андроповым (1982-1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений. Все о КПСС // http://www.kpss.ru/

О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения. Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм - неподвижностью, преемственность - кризисом.

Таким образом, логичным завершением кризиса стал такой процесс как «перестройка», начиная с 1986 года и окончательный развал СССР. В «перестроечном» периоде выделяют три этапа:

Первый этап (март 1985 - январь 1987). Начальный период Перестройки характеризовался признанием отдельных недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») - антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-1986 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А.Н. Яковлев, Е.Т. Лигачёв, Н.И. Рыжков, Б.Н. Ельцин, А.И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей». Верт Н. История советского государства. 1900 - 1991гг. - М., 1992.

Второй этап (январь 1987 - июнь 1989). «Золотой век» Перестройки. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности - смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989-1991). Заключительный этап Перестройки, берущий своё начало от I Съезда народных депутатов СССР. В этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 80-90-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антисоветскими настроениями. «Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы - начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.