Явление мученика Феодора Тирона: зачем варить коливо. Коливо в традиции православной церкви
Значение слова КОЛИВО в Православной энциклопедии Древо
КОЛИВО
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Коливо (греч.: вареная пшеница), также кутия, кутья или сочиво - вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром.
Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. великомученика Феодора Тирона бывшего в 362 году. Великомученик, явившись во сне Константинопольскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью и повелел епископу объявить всем христианам, чтобы они вместо еды с рынков вкушали коливо во время первой седмицы Великого поста.
Коливо благословляется также после панихиды по умершему или заупокойной литии.
Зерна символизируют будущее Воскресение умершего: как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36 -38; Ин. 12, 24). Мед или сахар знаменует блаженство будущей жизни.
Использованные материалы
Тихомиров, Е., Загробная жизнь или последняя участь человека, Санкт-Петербург, 1883 (репринт 1995):
http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pominovenie/others/pom.htm - Отдел III, "Погребение и поминовение православного христианина", в современной редакции, _Православный церковный календарь_, 1995, 69-112.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент
Православная энциклопедия Древо. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОЛИВО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- КОЛИВО
(греч. вареная пшеница) - вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в … - КОЛИВО
- кутья, сочиво; рис сваренный с … - КОЛИВО в словаре Синонимов русского языка:
колево, … - КОЛИВО в Словаре русского языка Лопатина:
кол`иво, … - КОЛИВО в Полном орфографическом словаре русского языка:
коливо, … - КОЛИВО в Орфографическом словаре:
кол`иво, … - КОЛИВО в Словаре Даля:
колево ср. поминальная кутья, каша из пшеницы, либо из полбы, рису и пр. с изюмом. | зап. росток, побег, стебелек. … - КОЛИВО (ГРЕЧ. ВАРЕНАЯ ПШЕНИЦА)
вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели … - КОЛЫВО в Этнографическом словаре:
коливо, обрядовое блюдо у славян, то же, что кутья … - КОЛЫВО в Словаре этнографических терминов:
коливо, обрядовое блюдо у славян, то же, что … - ЧЕТЫРЕХДЕСЯТНИЦА в Словаре Обрядов и таинств:
Четырехдесятница Первая неделя Великого Поста - "сборная", о ней говорили: "Неделя сбор - течет воды с гор", поскольку начало Великого … - ВЕЛИКИЙ ПОСТ в Словаре Обрядов и таинств:
Великий пост Если ты действительно можешь понести все иго Господне, то будешь совершенен, а если не можешь, то делай то, … - ПАНИХИДА в Словаре церковных терминов:
(греч. всенощный) - богослужение, на котором совершается поминовение умерших. Панихиды совершаются по просьбе верующих (см. требы) и … - КУТИЯ в Словаре церковных терминов:
см. коливо … - ПАНИХИДА (ГРЕЧ. ВСЕНОЩНЫЙ) в Православных церковных терминах:
богослужение, на котором совершается поминовение умерших. Панихиды совершаются по просьбе верующих (см. требы) и в установленные дни всей церковью … - КУТИЯ в Православных церковных терминах:
см. … - КУТИЯ в Кратком церковнославянском словаре:
- то же, что коливо, только она приносится для панихид по … - ФЕОДОР ТИРОН
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор Тирон (+ ок. 306), воин, великомученик. Память 17 февраля и в субботу … - ПАНИХИДА в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Панихида (греч.: всенощный) - богослужение, на котором совершается поминовение умерших. Панихиды совершаются по просьбе верующих … - КУТЬЯ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кутья - см. Коливо. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | …
Кутья – это традиционное основное рождественское блюдо, которое готовят из вареной пшеницы, добавляя мед и мак. Кутья символизирует жертву Богу, потому что пшеница с медом является сакральной частью святой вечери. Мак символизирует мученичество, невинно пролитую кровь. Мед – символ Божьего слова и чистоты.
Кутья – главное блюдо на столе, с которого принято начинать трапезу. Горшок с кутьей должна нести хозяйка. Историю, символизм кутьи и ее виды – читайте в нашем материале.
История кутьи
Происхождение слова "кутья" берет начало еще из Древней Греции и дословно переводится как "вареное зерно". В Греции и Украине блюдо изначально было связано с традиционным поклонением покойным, и подавалось на стол накануне всех религиозных праздников. Кутья всегда присутствовала на столе в Рождество, Крещение и другие православные праздники.
Символизм кутьи
Основной компонент кутьи – зерно, которое является символом вечной жизни и перерождения, вера в бессмертие души и ее перевоплощение. Как и семя, которое попадает в землю и перерождается, так и дух человека возрождается в новом теле после захоронения. Зерно способно долго "спать", сохраняя в себе жизнь, а потом снова возрождать ее с приходом весны.
Что такое кутья: история и ее виды
Употребляя в пищу кутью, человек становится частью бесконечного круговорота жизни. В кутью часто добавляют пророщенные зерна, которые являются символом вечной жизни. Маковые зерна или ядра орехов в кутьи – означают плодородие. Добавляя эти продукты, человек программирует себя на богатство, щедрость и изобилие для всей семьи. Именно из-за этого, кутью часто готовят на свадьбах и при рождении или крестинах детей. Мед в сочиве символизирует удовольствие и сладкую жизнь, но не земную, а вечную, которая ждет человека в Царстве Небесном. Говорят, что блага загробной жизни настолько велики и прекрасны, что превосходят самые смелые мечты и ожидания.
Виды кутьи
Для каждого праздника существует отдельный способ приготовления. Кутья может быть полужидкой или рассыпчатой, все зависит от количества жидкости. Есть три разновидности приготовления кутьи:
– богатая кутья (постная кутя с разными компонентами, которую готовят в Сочельник);
– щедрая кутья (перед Новым годом, скоромное блюдо с добавлением сливочного масла, сливок или молока);
– голодная кутья (на Крещение, блюдо в основном состоит из зерновой основы и подсластителя).
Секреты приготовления кутьи
Кутью варят из разнообразных круп и зерен: пшеницы, перловки, ячменя, риса, овса и даже гречки. Пшеницу или другое цельное зерно толкут в ступе с добавлением воды. После этого ее надо варить в печи. Пшеницу и крупы надо замачивать, чтобы уменьшить время приготовления. Они должны хорошо развариться и стать мягкими.
Время поста Церковь рекомендует начать с того, чтобы «помазать голову свою и умыть лицо», как перед ответственной встречей. В чистый понедельник часто можно услышать еще и поздравления: «С Великим постом!» Но это время принято считать одним из самых строгих в жизни христианина. А поздравляют обычно с чем-то радостным. Что же радостного в посте? С этим вопросом мы обратились к православным христианам самого разного рода занятий.
Максим СЫРНИКОВ, кулинар и исследователь русской кухни, рассказывает о том, чего о кашах вы еще не знаете, и предлагает эксклюзивные авторские рецепты
Про то, что православному человеку положено поститься каждую среду и пятницу, а кроме Великого в году есть еще три продолжительных поста, наши рестораторы, похоже, и не знают. Мы пытались понять: можно ли постящемуся человеку где-то быстро перекусить, а то и полноценно отобедать, выбежав из офиса на час? Да так, чтобы потом не мучила изжога и удар по кошельку не оказался слишком сильным?
Трапеза Великим Постом не должна быть скучной. Ведь это не просто еда. Собраться за общим столом - это возможность общения в любви, со своими родными, друзьями и гостями. Представляем рецепты вкусных постных блюд
Пироги из постного дрожжевого теста, картофельные пирожки с грибами, сушки к чаю, пахлава и козинаки, приготовленные по нашим рецептам, помогут хозяйке порадовать своих близких
В России есть традиционные блюда, которые готовились к определенному дню. «Жаворонки» – к дню памяти Сорока мучеников Севастийских – это 22 марта по новому стилю, «лествица» (лесенка из теста) – к дню памяти святого Иоанна Лествичника (4-я Неделя Великого поста), а на крестопоклонной неделе (третья Неделя Великого Поста) пекли кресты из теста. И жаворонков, и кресты, и лествицы освящали в храме, потом ели.
Чем хорош клюквенный кисель? Чем оттенить вкус имбиря в чае и как самим сделать лимонад? Предлагаем несколько рецептов напитков, которыми можно разнообразить стол
Из свеклы с чесночными гренками, из фасоли, из томатов и чечевицы, сушеных грибов и из моркови – каждый день можно варить новый суп, питательный, вкусный и постный
Успенский пост - счастливое время для хозяйки. Август дарит нам такое изобилие плодов, что приготовление постных блюд не составляет никакого труда. Для тех, кто не готов самостоятельно придумывать рецепты и сверять их с предписаниями устава, мы начинаем серию «кулинарных» публикаций. Предлагаем меню на каждый день Успенского поста. День первый.
Что приготовить на завтрак, обед и ужин? Для тех, кто не готов самостоятельно сверять рецепты из поваренных книг с постным календарем и предписаниями устава, мы публикуем кулинарные идеи на каждый день поста. Главная героиня сегодняшнего меню - паэлья.
Продолжаем серию «кулинарных» публикаций. Пришла пора вспомнить про такой полезный, насыщенный белком продукт, как нут. А к традиционному картофелю сегодня подается сразу несколько дипов - из огурцов и авокадо.
От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, – великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, – такая прелесть. Я хватаю щепотками, – как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»... а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное!
И.С. Шмелёв. Лето Господне
Традиции Православной Церкви донесли до нашего времени обычай в некоторые постные дни готовить особые кушанья, имеющие связь с тем или иным праздником.
Такое блюдо как кутья (кутья – общее славянское название сладкой праздничной зерновой каши) готовится в дни особого поминовения усопших. По традиции с кутьи (она могла быть из разваренных зерен пшеницы, ржи, ячменя или риса с мёдом или изюмом), начинался поминальный обед. Поминальный обед традиционно устраивается после смерти христианина на третий день (в честь трехдневного Воскресения Христа – победы жизни над смертью), на девятый день, на сороковой день (в честь сорокадневного Вознесения Христа на небо), а также в годовщину смерти. Поминальный стол на Руси традиционно был простым и сытным, за ним не принято было подавать изысканные блюда, а некоторые поминальные кушанья иногда предварительно освящались в храме. С давних времен таким кушаньем является мед (мёд ел Воскресший Христос, когда явился своим ученикам). Из фруктов и мёда на Руси приготовляли сладкий фруктовый взвар – прообраз современного компота, который также стал обязательной поминальным блюдом. Для поминок выпекали пшеничный дрожжевой хлеб, на который ставили зажженные свечи. В конце обеда его раздавали всем присутствующим. Этот хлеб напоминал о том, что ученики Христа после Воскресения всегда оставляли один хлеб во время трапезы, надеясь, что Христос придет к ним.
Самым простым способом приготовления кутьи для поминального обеда является такой (потребуется 2 стакана риса, 1-2 стакана изюма, 1 стакан меда):
Сварить рассыпчатый рис. Изюм промыть, залить кипятком на 10-15 минут, воду слить, изюм отжать салфеткой. Рис, изюм и мед смешать. В кутью можно добавить 1 стакан измельченного миндаля.
Среди разновидностей кутьи особое место занимают сочиво и коливо. Как утверждают некоторые знатоки обрядовой кухни, традиция готовить сочиво и коливо уходит в давние христианские времена.
В 362 г. император Юлиана Отступник хотел во время начала Великого поста осквернить христиан кровью языческих жертв и приказал, чтобы всю пищу, которая будет продаваться на рынке, тайно окропили кровью идоложертвенных животных. Тогда Константинопольскому епископу во сне явился святой Феодор Тирон и раскрыл ему коварный замысел, повелев сказать всем христианам, чтобы они не покупали ничего на рынке, а питались той пищей, которую святой Феодор назвал коливом. По преданию, архиепископ Евдоксий долго недоумевал и переспрашивал явившегося ему святого, что такое коливо и как его приготовить, поскольку в Константинополе такое название не было известно. Мученик Феодор пояснил, что в Евхаитах, где он погребен, так называют вареную с медом пшеницу. Епископ Евдоксий рассказал об этом христианам, и поэтому никто не покупал оскверненную пищу, как того хотел император Юлиан.
В память об этом чудесном событии в пятницу 1-й Недели поста в храмах Русской Православной Церкви совершается Чин освящения колива. Обычная молитва над коливом в данном случае предваряется особенным молебном великомученику. Профессор Киевской Духовной Академии Михаил Скабалланович объясняет в «Толковом Типиконе», что «вкушение колива – такая же принадлежность, такое же отличие памяти бденного святого, как трапеза для каждого дня. Это – трапеза в день памяти святого. Что такое коливо, объясняется в самом заглавии настоящего чина: это кутия или вареная пшеница с медом, украшенная сладкими плодами и приносимая в церковь в честь и память «Господских (т. е. двунадесятых, великих) праздников или святых Божиих», святых великих, как видно из помещения этого чина именно здесь. Как показывает содержание молитвы над коливом, оно, с одной стороны, имеет такое же знаменование, как приносимое в память усопших, то есть предуказывает на воскресение, уподобляемое в Священном Писании прозябанию зерна из земли; с другой стороны, коливо имеет целью, как и благословляемые на вечерне хлеб и вино, освящение праздничной трапезы, являющейся образом наслаждения вечными благами».
Пшеница или плоды, приносимые в память усопших, означают, что умерший воистину опять восстанет из гроба, ибо и пшеница, посеваемая в земле, и плод, полагаемый в землю, сперва истлевают, а потом приносят обильные, зрелые и совершенные плоды. Мед сахар, употребляемые в кути, означают то, что после воскресения ожидает православных и праведных, не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Царстве небесном. Коливо или кутия, приготовленные из зерен, выражают веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни, подобно тому, как зерно, брошенное в землю, хотя подвергается тлению, но дает обильный урожай.
Сочиво – это блюдо родственное коливу. Когда практика празднования коливом дней памяти святых стала повсеместной, эта традиция перешла и на двунадесятые праздники. Однако для более торжественных праздников в Греческой Церкви в кушанье стали добавлять миндальное молоко, а в других культурах – заливать «соком» («сытой» – медовой водой или «взваром» – компотом из сухофруктов). Так появилось сочиво. Согласно церковному уставу, в дни Рождественского и Богоявленского сочельников православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво (церковнослав. сочиво – замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя).
В Покровском храме сочиво и коливо по традиции готовятся несколько раз в год. По словам старшего повара трапезной храма Елены Борисовны Беловой, эти кушанья могут готовиться по самым разным рецептам. Елена Борисовна поделилась рецептом, по которому готовилось коливо в пятницу Первой недели Великого поста 2011 года.
Коливо
Ингридиенты:
1 ст. пшеничной крупы или цельного зерна пшеницы.
По 200 г. грецких орехов, фундука, кешью, миндальных орехов.
2 ст. л. кунжута.
200 г. белого хлеба.
3/4 ст. светлого изюма.
150 г. сахарной пудры.
Корица по вкусу.
Приготовление:
Орехи слегка подсушить в духовке (чтобы не потеряли цвет), натереть на мелкой тёрке. Хлеб нарезать на сухари, подсушить в духовке (без изменения цвета) смолоть на мясорубке. Пшеничную крупу просеять, набрать 1 стакан и залить 1 стаканом кипятка, варить на медленном огне до готовности, постепенно добавить еще? ст. воды. Полученную смесь укутать на 1 час. Затем промыть холодной водой, отжать и разложить в один слой на полотенце. Если варим цельное зерно пшеницы, то нужно варить его до готовности в 3-х стаканах воды. Затем также промыть и просушить.
На следующее утро смешиваем пшеничную крупу или пшеницу с молотыми сухарями, тщательно перемешиваем, постепенно добавляем орехи всех видов. Затем добавляем сахарную пудру, корицу по вкусу, изюм, жареный кунжут.
Выкладываем полученную смесь в блюдо, сверху посыпаем сахарной пудрой, украшаем цукатами, зернами граната. Можно выложить крест.
Коливо должно быть рассыпчатым, светлым, в меру сладким с приятным ореховым вкусом. Ангела за трапезой!
Материал подготовила Татьяна Петрович
Центральным блюдом стола является кутья.
Колево в православии - символ рождественских праздников . У каждого народа и народностей есть свои уникальные рецепты, как готовить рождественскую кутью.
Когда и откуда появилась в России кутья
В православии коливо появилось не сразу. Его родиной является Греция, которая в каждом предмете находила смысл.
Первоначально это блюдо готовили как поминальное в странах, где существует культ поклонения усопшим.
Христианство возникло, когда мир жил по языческим законам. Множество обрядов того времени прижилось и поныне, только смысл их изменился.
В России коливо стало символом жизни и богатства, ее делают на свадьбы, крещение детей.
Вареная пшеница, приправленная маком и медом, в Греции получило название кутьи.
Как связано сочиво с рождением Бога богов, Царя царей, Спасителя человечества?
Как Иисус даровал людям вечную жизнь через веру в Него после отречения от грехов мира сего, так и зерно является символом плодородия, которое умирая весной, дает жизнь множеству колосков.
Человек, употребляющий в пищу коливо, символично приобщается к вечному круговороту жизни, возрождаясь через веру в Иисуса
- Благо вечной жизни, сладостное пребывание в раю связано с медом.
- Мак - символизирует достаток и плодородие, спокойствие и множество щедрот.
Каждая хозяйка старается в праздничные дни приготовить самую богатую и сытную кутью, чтобы привлечь богатство и достаток в дом.
Разновидности колива
Каждый рождественский праздник, будь то Сочельник, Рождество или Крещение, православные встречают за столом, «царицей» которого является коливо.
В зависимости от праздника, времени рождественского поста и правил Церкви есть несколько видов кутьи:
- богатая, подается на Новый год и Сочельник;
- щедрая отличается от богатой только способом заливки мака, в этом случае мае заливается горячим молоком;
- голодная, как правило, готовится на вечер перед Крещением из зерен, небольшого количества изюма и подсластителя.
Читайте о Новогодних праздниках:
Коливо своей основой всегда имеет зерно.
В ночь перед Рождеством едят богатую кутью, в которую добавляют много компонентов, но при этом строго запрещено использовать скоромные блюда, такие как молоко, сливки или масло.
Рождественское главное блюдо стол поистине щедрое по количеству ингредиентов и способу приготовления сочива, это еще одно название кутьи. Сочиво от колива отличается только наличием жидкости, означает более сочное блюдо.
Важно! Несмотря на то, что пост уже закончился , ужин перед Крещением строго ограничен в выборе продуктов, коливо готовится постное, только зерно и сладости.
Рождественская кутья
Народные традиции, связанные с сочивом
Главное рождественское блюдо, наполненное символами, связано с множеством народных традиций.
- Во время праздника хозяин дома набирал полную ложку сочива и подбрасывал его к потолку. Все члены семьи внимательно считали прилипшие вверху зернышки. Чем больше зерен осталось на потолке, тем богаче будет урожай. Каждое прилипшее к потолку зерно - символ снопа, который дарует Бог в наступающем году.
- Оберегом дома считались колоски, подложенные под миску с коливом. Их хранили целый год, до наступления следующих праздников.
- Некоторые хозяева настолько верили в целительную силу сочива, что кормили ним и домашних животных, чтобы те меньше болели и давали хороший приплод.
- На ночь на столе оставляли немного кутьи в память об умерших родственниках.
- Дети обязательно относили вечером коливо бабушкам и дедушкам, живущим отдельно, и крестным родителям.
Еще рецепты православной кухни:
Основой колева является зерно, в каждой местности используют свою составляющую:
- пшеница;
- перловка;
- ячмень и другие.
Каждая крупа имеет свои секреты приготовления.
- Рис получится рассыпчатым, если его залить водой в соотношении 1:2. 3 - 4 минуты проварить на сильном огне, который потом уменьшить до среднего. Варить кашу еще 6 минут. Последние 5 - 10 минуты доваривать на медленном. После этого огонь выключить, оставить рис «париться». Коливо из риса в основном готовится на Крещение, в него добавляется только изюм и немного меда.
- Пшеницу, перловку и ячмень желательно замочить на ночь, чтобы уменьшить время варки, залить до готовности. Если в каше после полной готовности еще осталась вода, ее можно слить.
У каждой опытной хозяйки свой рецепт, как готовить рождественскую кутью.
Коливо получится сочным и насыщенным сладостью, если горячую кашу, сразу после приготовления, залить почти кипящим узваром так, чтобы он покрыл зернышки. Добавить немного сахара, укутать и оставить упариваться.
Если нет узвара, тогда можно развести в кипятке любое варенье, но в этом случае не кладется сахар.
Мед в горячую смесь добавлять запрещено, целебный эликсир при нагревании становится канцерогеном.
Пока каша набирается сладости и сочности, готовится заправка из таких ингредиентов:
- промытого изюма,
- перемолотого мака;
- измельченных орехов;
- мелких кусочков оставшихся от приготовления узвара сухофруктов.
Мак на Рождество разрешается залить горячим молоком, а в других случаях используется кипяток, чтобы убрать горечь.
После остывания каши до 30 - 40 градусов добавить все ингредиенты, мед и все тщательно перемешать и снова укутать до полного остывания. Тогда каждая составляющая колива наполнится вкусом «соседа».
Совет! Не готовьте сочиво впрок, это блюдо может забродить при нахождении длительное время в тепле.
Посмотрите видео о рождественской кутье