Главная · Зубная боль · Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции

Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции

Древние люди воспринимали очаг как место обитания светлого божества (…) и позднее огню приписывались многие чудесные свойства.

1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2.Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Первые тополиные листочки сильно и терпко пахли () и аромат их перебивал все остальные запахи.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом Й нужна запятая.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

11. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые?

Вечереющее солнце (…) вдоволь накупавшись в облаках (…) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

1. выделяется причастный оборот

2. выделяется деепричастный оборот

3. не выделяется причастный оборот

4. не выделяется деепричастный оборот

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1. Ему принадлежит столько мировых рекордов, что их помнят только заядлые любители спорта.

2. Погода была прекрасная: солнечная, ясная, совсем без дождей и без ветра.

3. В XII веке, общая культура россиян находилась на высокой ступени развития.

4. Умение пользоваться средствами языка в соответствии с ситуацией, условиями и целями общения необходимо каждому образованному человеку.

В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены)

1. Земная слава как дым.

2. Много всяких мелочей было в моей сумочке зеркальце булавки расческа календарик.

3. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза

4. Мещёра остаток лесного океана.

14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Три раза зимовал он в Мирном (…) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4. Простое предложение, перед союзом И запятая не нужна.


Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №3

Орфоэпические нормы

1. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог
1. добыча 2. завидно 3. порты 4. звонит 5. избалованный

2. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог
1. шарфы 2. средства 3. туфля 4. каталог 5. феномен

3. В каком слове ударение падает на второй слог
1. ходатайствовать 2. апостроф 3. вечеря 4. позвонит 5. алфавит

4. В каком слове ударение падает на третий слог
1. позвонит 2. феномен 3. кружево 4. красивейший 5. ворожея 6. издавна

5. В каком слове ударение падает на третий слог
1. бунгало 2. красивее 3. названый 4. накладной

6. В каком слове правильно выделен ударный слог
1.БАлованный 2. ДЕфис 3. дозвоНИтся 4.Оберег

7. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный звук
1. сосредотОчение 2. килОметр 3. издАвна 4. дОговор

8. В каком слове НЕправильно выделен ударный слог
1. фарфОр 2. сИроты 3. простынЯ 4. завИдно 5. пломбировАть 6. хозЯева

В русском языке выполняют несколько функций. Они заменяют интонационные паузы и выделение ключевых слов, понижение/повышение голоса, характерные для В зависимости от назначения их можно разделить на несколько групп.

Знаки на конце предложения

Все пунктуационные знаки имеют свое определенное значение. Так, в конце предложения ставятся либо точка, либо многоточие, и восклицательный.

  • Точка нужна, если высказывание содержит какое-либо сообщение и носит повествовательный характер: "Сегодня целый день, с утра и до позднего вечера, шёл крупный снег".
  • Многоточие указывает на то, что мысль, высказанная в предложении, не закончена и требует продолжения: "Скажите, пожалуйста, вы не могли бы…".
  • Вопросительные пунктуационные знаки ставятся, если предложения содержат вопрос: "Где вы до сих пор бегаете?".
  • Восклицательный - когда в высказывании содержится побуждение к чему-либо или эмоциональная насыщенность: "Саня, как я рад тебя видеть! Иди сюда!".

Знаки внутри предложения

Внутри предложения используются свои пунктуационные запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, скобки. Кроме того, есть ещё и кавычки, которые могут открывать и закрывать самостоятельного высказывание, а также находится внутри уже созданного. Запятую ставим в следующих случаях:

  • При однородных членах предложения, отделяя их друг от друга: "Снежинки над землёй кружатся мягко, плавно, размеренно".
  • Когда она служит границей простых предложений в составе сложного: "Гром грянул, и дождь хлынул сплошной стеной".
  • Пунктуационные знаки при обособлении причастных и деепричастных оборотов: "Улыбаясь, мальчик всё говорил и говорил без остановки. Собеседники его, смеявшиеся от души, были пареньком весьма довольны".
  • Если в предложении есть вводные слова или "По-моему, погода вскоре должна восстановиться".
  • При союзах "но, а, да и" и других этот пунктуационный знак препинания обязателен: "Сначала я решил отправиться на прогулку, но затем передумал".

Перечень пунктограмм, конечно, далеко не полный. Для его уточнения следует обращаться к учебникам синтаксиса.

Двоеточие проставляется по определённым правилам:

  • Оно употребляется при обобщающих словах: "Везде: по комнатам, в коридоре, даже в отдалённых уголках кладовки и кухни - сияли разноцветные огоньки гирлянд".
  • В двоеточие ставится при пояснительных отношениях внутри его частей: "Мой друг не ошибся с прогнозами: на западе медленно, но верно собирались тяжёлые, низкие тучи".
  • При прямой речи также нельзя забывать об этом знаке препинания: он отделяет слова автора: "Подойдя вплотную, парень угрожающе сдвинул брови и процедил: "Может, выйдем?"".

Точка с запятой пишутся, если предложение сложное, бессоюзное, и между его частями нет тесной связи или внутри каждой части есть свои знаки препинания: "Между тем стемнело; в домах тут и там замелькали огоньки, из труб потянулись струйки дыма, запахло готовящейся снедью".

Тире также ставится в бессоюзных предложениях или же если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным при наличии частицы "это" и т.д.: "Весна - это блеск солнца, синева неба, радостное пробуждение природы".

У каждой пунктограммы есть целый ряд нюансов и уточнений, поэтому для грамотного письма обязательно нужно регулярно работать со справочной литературой.

В этой работе я разобрала структуру туристического предприятия, проанализировала для чего нужен бизнес-план и привела его небольшой пример. Подход к составлению бизнес-плана должен быть творческий: можно пересмотреть структуру, дополнить документ материалами, которые могут быть сочтены необходимыми, внести новшества. Нельзя экономить времени на планировании. Планируя, Вы сбережете его больше.

Литература:

1. Чеботарь Ю.М., Туристический бизнес, М, 1998 г.

2. Гуляев В.Г., Организация туристической деятельности, М, 1997 г.

3. Сенин В.С., Введение в туризм, М, 1995 г.

4. Костюкова О.И., Основы туризма

5. Грибалев Н.П., Игнатьева И.Г., Бизнес-план, С-Пб, 1999 г.


Ст. 429 ГК РФ ч.1

Ст. 380-381 ГК РФ

В соответствии с федеральным законом «Об основах туристической деятельности»

Согласно федеральному закону «Об основах туристической деятельности в РФ»

Проверка качества предметной обученности учащихся 9 классов

Задания типа А с выбором ответа.

Вариант

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) песс…мист, опт…мизм

2) лаб…ринт, оранж…рея

3) пол…клиника, ид…ология

4) пал…садник, р…ферендум

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишутся две согласные буквы?

1) мирово…рение, ко…ектив

2) и…юстрация, га…ерея

3) диску…ия, ре…урсы

4) дра…а, о…упация

А3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р…сток, пол…гаться, т…ропливый

2) укр…щать, пон…мание, г…сударственный

3) ок…лдовать, разб…раться, зап…тевать

4) в…жатый, отт…ргать, напр…гать

А4. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) намЕрение, создАвший

2) дАвнишний, каталОг

3) бантЫ, тОрты

4) бАлуясь, начАв

А5. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?

1) станица, письмецо

2) посадка, вместе

3) птица, текст

4) пехота, кашевар

А6. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) приморский, выжигая

2) свалка, опилки

3) завязка, задуманный

4) поблекший, орешник

А7. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

1) в окружающ…м мир… , на пересохш…й полын…

2) в утренн…м туман… , о вчерашн…м мероприяти…

3) к младш…й дочер… , по петляющ…й дорог…

4) по зимн…й стуж… , в крайн…м дом…

А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ра…ширить, не…держанность, бе…человечный

2) п…дсказывать, р…ссматривать, не…бозримый

3) пр…обрел, пр…слушаться, пр…образователь

4) раз…скать, без…сходный, сверх…нтересный

А9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Н?

1) варе…ое куриное яйцо, лебеди…ая песня, необоснова…ый вывод

2) золоче…ые ложки, ю…ое создание, соловьи…ые трели

3) серебря…ая луна, кожа…ая куртка, рифмова…ые строки

4) чище…ая морская рыба, купле…ый билет, рука обожже…а

А10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Солнце село () и тусклые тучи висели над темной степью.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И не нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А11. Какое предложение является сложносочиненным?

1) Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего человека.

2) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.

3) Луна зашла за тучу, и берега не стало видно.

4) Лес, недавно отчетливо видневшийся впереди, неожиданно побледнел, растворяясь в косых потоках ливня.

А12. Какое предложение является сложноподчиненным?

1) Одни только грачи, привыкшие к степному шуму, спокойно носились над травой, ни на что не обращая внимания.

2) Луна зашла за тучу, и берега не стало видно.

3) Стая снежинок стучится в окно и слезами по стеклу струится.

4) Тропинка поднимается на серые скалы, где смотрят в небо красные сосны.

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Неожиданно (1) над степью (2) подул легкий ветерок (3) принося с собой еле

уловимый аромат земли (4) недавно освободившейся (5) из-под снега.

Упражнение 388. Перепишите отрывки. При списывании тек-

ста ставьте порядковые номера около поставленного знака и

после текста кратко объясните, почему поставили тот или дру-

гой знак.

жена старосты, (4) Мавра, ^5) женщина здоровая и не-

глупая, (6) во всю свою жизнь не видела ни города, (7) ни

железной дороги, (8), а в последние десять лет сидела дома,

(9) за печью, (10) выходя на улицу по ночам.

1-2 - запятыми выделено вводное слово, указыва-

ющее на отношения между мыслями;

3 - запятой отделено главное предложение от при-

даточного;

4-5 - выделено одиночное приложение;

5-6 - выделено распространенное приложение;

7-8 - отделены однородные члены предложения

(однородные дополнения, однородные сказуемые);

9-10 - обособленное уточняющее обстоятельство

10 - обособленное обстоятельство - деепричаст-

ный оборот.

Изо дня в день в мучной пыли в грязи натасканной

нашими ногами со двора в густой пахучей духоте мы

рассучивали тесто и делали крендели смачивая их на-

шим потом и мы ненавидели нашу работу острой нена-

вистью мы никогда не ели того что выходило из-под

наших рук предпочитая кренделям черный хлеб. Сидя

за длинным столом друг против друга девять против девя-

ти мы в продолжение длинных часов механически дви-

гали руками и пальцами и так привыкли к своей работе

что иногда уже и не следили за движениями своими. И

мы до того присмотрелись друг к другу что каждый из

нас знал все морщины на лицах товарищей. Нам не о

чем было говорить мы к этому привыкли и все время

молчали если не ругались ибо всегда есть за что отругать

человека а особенно товарища. Но и ругались мы редко

в чем может быть виновен человек если он полумертв

если он как истукан если все чувства его подавлены тя-

жестью труда? Но молчание страшно и мучительно лишь

для тех которые все уже сказали и нечего им больше

говорить для людей же которые не начинали своих ре-

чей для них молчание просто и легко... Иногда мы пели



и песня наша начиналась так среди работы вдруг кто-

нибудь вздыхал тяжелым вздохом усталой лошади и запе-

вал тихонько одну из тех протяжных песен жалобно-

ласковый мотив которых всегда облегчает тяжесть на

душе поющего. Поет один из нас и мы сначала молча

слушаем его одинокую песню и она гаснет и глохнет

под тяжелым потолком подвала как маленький огонь

костра в степи сырой осенней ночью когда серое небо

висит над землей как свинцовая крыша. Потом к певцу

плавают в духоте нашей тесной ямы. И вдруг сразу не-

становится сильнее громче и точно раздвигает сырые

тяжелые стены нашей каменной тюрьмы...

(М. Горький)

Предисловие 5

ОРФОГРАФИЯ

Правописание гласных в корне 7

§ 1. Проверяемые безударные гласные 7

§ 2. Непроверяемые безударные гласные 9

§ 3. Чередующиеся гласные 9

§ 4. Гласные о-е после щипящих в корне 18

§ 5. Гласные ы-и после ц в корне 20

§ 6. Букваэ 20

Правописание согласных в корне 22

§ 7. Звонкие и глухие согласные 22

§ 8. Двойные согласные 23

§ 9. Непроизносимые согласные 26

Употребление прописных букв 27

§ 10. Прописные буквы в собственных именах 27

Буквы ъ и ь 33

§ 11. Употребление б и ь как разделительных знаков 33

§ 12. Буква ь как знак мягкости 33

§ 13. Буква ь как показатель грамматической формы 34

Правописание приставок 37

§ 14. Гласные ыи «после приставок 37

§ 15. Приставки на зи приставка с- 37

§ 16. Приставки пре- и при- 40

Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 43

§ 17. Гласные ои е после шипящих 43

§ 18. Гласные после ц 46

Правописание имен существительных 49

§ 19. Окончания имен существительных 49

§ 20. Суффиксы имен существительных 53

Правописание имен прилагательных 62

§ 21. Окончания имен прилагательных 62

§ 22. Суффиксы имен прилагательных 64

Правописание сложных слов 74

§ 23. Соединительные гласные о и е 74

§ 24. Сложные слова без соединительных гласных 75

§ 25. Правописание сложных существительных 77

§ 26. Правописание сложных прилагательных 80

Правописание имен числительных 88

§ 27. Числительные количественные, порядковые, дробные 88

Правописание местоимений, 91

§ 28. Отрицательные местоимения 91

§ 29. Неопределенные местоимения 94

Правописание глаголов 97

§ 30. Личные окончания глаголов 97

§ 31. Употребление буквы ь в глагольных формах 100

§ 32. Суффиксы глаголов 103

Правописание причастий 109

§ 33. Окончания и суффиксы причастий 109

§ 34. Правописание пни нв причастиях и в отглагольных прилагательных 114

Правописание наречий 125

§ 35. Гласные на конце наречий 125

§ 36. Наречия на шипящую 127

§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия 127

§ 38. Слитное написание наречий 129

§ 39. Дефисное написание наречий 137

§ 40. Раздельное написание наречий и наречных выражений 139

Правописание предлогов и союзов 150

§ 41. Предлоги 150

§ 42. Союзы 152

Правописание частиц 157

§ 43. Раздельное и дефисное написание частиц, 157

§ 44. Частицы не и mi 159

Правописание междометий и звукоподражательных слов 184

§ 45. Дефис в сложных междометиях 187

Повторительные упражнения по орфографии 185

ПУНКТУАЦИЯ

Простое предложение

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 193

§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 193

Тире между членами предложения 194

§ 47. Тире между подлежащим и сказуемым 194

§ 48. Тире в неполном предложении 199

§ 49. Тире для обозначения пределов пространствен-ных, времетшх, количественных 198

Знаки препинания в предложениях с однородными членами 200

§ 50. Однородные члены, не соединенные союзами 200

§ 51. Однородные и неоднородные определения 200

§ 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 203

§ 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами ч 205

§ 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами 207

§ 55. Обобщающие слова при однородных членах 208

§ 56. Запятая между повторяющимися словами 215

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 217

§ 57. Обособленные определения 217

§ 58. Обособленные и необособленные приложения 223

§ 59. Обособленные обстоятельства 231

§ 60. Обособленные дополнения 238

§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 238

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 247

§ 62. Вводные слова и предложения. Вставные предложения 247

§ 63. Обращение 258

§ 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 259

Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении 262

Сложное предложение

§ 65. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 265

§ 66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 272

§ 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п 284

§ 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 294

Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении 304

Прямая речь

§ 69. Знаки препинания при прямой речи 312

§ 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору

словаря или употребляемых в ироническом значении 314

Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации 318

ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА

Лексико-фразеологические упражнения 327

§ 71. Многозначность слова 327

§ 72. Синонимы, антонимы, омонимы 331

§ 73. Значение слов и выражений 341

§ 74. Употребление иноязычных слов 345

Грамматикр-стилистические упражнения 346

§ 75, Употребление форм имен существительных 346

§ 76. Употребление форм имен прилагательных 348

§ 77. Употребление форм имен числительных 348

§ 78. Употребление местоимений 349

§ 79. Употребление форм глагола 349

§ 80. Строй простого предложения 350

§ 81. Согласование сказуемого с подлежащим 352

§ 82. Согласование определений и приложений 353

§ 83. Некоторые случаи управления А 355

§ 84. Предложения с однородными членами 357

«Предложение урок» - Чем выражены обособленные определения? Оборудование к уроку: интерактивная доска, Мультимедиапроектор презентация к уроку. 10.Выпишите из предложений 1-7 предложение с двумя обособленными определениями. Дайте синтаксическую характеристику 3,5,7 предложений. 2. Из предложений 18-25 выпишите слова, в которых происходит озвончение согласных (1 вариант) оглушение согласных (2 вариант).

«Осложнённое предложение» - Образец: Свет > свет > светлый> светленький Свет>. Чехов). 1. Анализ текста. Потом я повернул на длинную липовую аллею. Карточка. Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. 1. Выполните синтаксический разбор предложения, расставьте знаки препинания. Словообразовательный разбор: подумайте, заклеймил.

«Вопросы по предложениям» - Определите тип связи в словосочетании: нравоучительно изрекла. Чем осложнено данное предложение? Тире стоит между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными. На месте которых в предложении должны стоять запятые? Назовите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Запятые в предложении выполняют разделительную функцию между однородными членами предложения.

«Сложноподчинённое предложение» - Сложноподчинённое предложение. Последовательное подчинение. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки. Параллельное подчинение. Средства подчинения - союзы, местоимения, наречия. Придаточные изъяснительные - вопросы косвенных падежей. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.

«Предложение в русском языке» - Простые и сложные предложения. Предложение – единица речи. Нераспространенные и распространенные предложения. Части слова. Второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Суффикс. Содержание. Начало предложения пишется с большой буквы.

«5 класс «Предложение»» - Творческое списывание. Средством связи сложных предложений является интонация. Предложение. Точка. Работа с текстом. Словосочетание. Цели урока. Проверь себя. Простые и сложные предложения. Укажите сложное предложение (знаки препинания не проставлены). Работа с толковым словарем. Синтаксис. Анаграмма.

Всего в теме 20 презентаций