Главная · Зубная боль · Таран шапошникова, герои ввс чф. Ввс черноморского флота ссср в годы войны Налёты морской авиации по наземным целям

Таран шапошникова, герои ввс чф. Ввс черноморского флота ссср в годы войны Налёты морской авиации по наземным целям

Отдельному смешанному Констанцскому Краснознаменному авиационному полку ВВС Черноморского флота, которым командует полковник Юрий Бондарев, исполнилось 90 лет. Это самый великовозрастный полк в морской авиации Российского флота, и вот уже несколько лет его признают одним из лучших среди однородных авиачастей ВВС ВМФ России.

С юбилеем авиаторов тепло поздравил командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Клецков.

Из истории полка

27 апреля 1916 года в Ораниенбауме организуется Чудский отряд морской авиации. Созданный для него аэродром послужил базой, на которой впоследствии организуется ряд авиационных частей. Чудский отряд сливается с Петроградской школой морской авиации, переводится в Нижний Новгород и преобразуется в Морской дивизион особого назначения, который 27 апреля 1918 года был переименован в 1-й Морской воздушный дивизион Балтийского моря. Этот день и определен как День полка. На вооружении дивизиона находились самолеты М-9, М-15, М-20 и «Ферри».

В 1920 году часть летчиков и техников дивизиона были отправлены на юг, где участвовали в освобождении Крыма от войск барона Врангеля.

В ноябре 1921 года дивизион перебазирован в 1-й разведывательный гидроотряд воздушного флота Балтийского моря, командиром которого стал летчик Б.Г. Чухновский.

В 1929 году за высокие показатели в боевой подготовке и заслуги по защите Советской Карелии в годы интервенции и Гражданской войны приказом РВС РККА № 12 от 15 января отряду было присвоено имя Карельской АССР и навечно вручено Памятное знамя.

В 1938 году эскадрилья получает самолеты МБР-2 и преобразуется в 18-ю отдельную разведывательную авиаэскадрилью. С ноября 1939 года эскадрилья вводится в состав 15-го авиаполка и принимает участие в боевых действиях в войне с Финляндией. За отвагу и героизм в ходе финской войны 22 военнослужащих были награждены орденами и медалями, а летчики Крохалев и Губрий удостоены звания Героя Советского Союза.

В сентябре 1941 г. 18-я ОРАЭ была перебазирована на Черное море и включена в состав ВВС Черноморского флота. Базировалась эскадрилья на гидроаэродроме оз. Донузлав.

В составе ВВС ЧФ 18-я эскадрилья участвовала в боях в небе Северного Кавказа, Крыма и Севастополя, в боях за Констанцу, Варну, Бургас, обеспечивала Ясско-Кишиневскую операцию. За образцовое выполнение заданий 7 сентября 1944 г. 18-я ОРАЭ была удостоена почетного наименования «Констанцская», а 25 сентября 1944 г. награждена орденом Красного Знамени. Четырем летчикам присвоено звание Героя Советского Союза.

С января 1962 г. эскадрилья переформируется в отдельный Констанцский Краснознаменный противолодочный авиационный полк.

15 октября 1995 г. полк переформировывается в отдельную противолодочную авиационную эскадрилью и перебазируется в Качу.

1 сентября 1996 года эскадрилья вновь реорганизуется и входит в состав авиаполка, состоящего из противолодочной авиационной эскадрильи самолетов Бе-12 и транспортной авиационной эскадрильи самолетов Ан-26.

Юбилей «на крыле»

...К юбилею готовились на бегу. «На крыле» – точнее. Словно в награду за зимнюю непогоду с ее хлябями небесными, низкой облачностью и скверными метеосводками, апрельский полетный график оказался до предела насыщенным: плановые вылеты, подготовка и участие в ответственных маневрах в составе разнородных сил флота, обеспечение воздушно-десантной подготовки морских пехотинцев и подразделений всевозможного спецназа, тренировок сборной ЧФ по парашютному спорту, доставка военных грузов к местам назначения...

Не обошлось, правда, и без внезапных вводных. Возникла срочная необходимость вылететь в район Новороссийска, где экипаж гидроплана Бе-12 под командованием полковника Юрия Бондарева – командира прославленного «смешанного авиационного» провел блестящую поисково-спасательную операцию.

- «Деловая» высота работы Бе-12 над морем – порядка двадцати метров, а потому, когда возникает необходимость «походить» на уровне корабельных мачт, это всегда захватывает.

На заставке экрана его рабочего ноутбука – приводняющийся Бе-12: скользящая по волнам огромная дюралевая чайка в радужном ореоле мощного водяного буруна.

С этой картинки обычно и начинается рабочий день командира.

О Бе-12 Бондарев говорит с упоением. Самозабвенно и совсем как о живом существе, а не о нескольких тоннах хитроумных сплавов, пластика, кабелей, проводов и стекла, некогда слитых в единое целое инженерным замыслом конструктора Бериева – отца легендарных отечественных летающих амфибий. Что вообще свойственно истинным пилотам: обычно сдержанные на эмоции, они всякий раз чудесным образом преображаются, когда речь заходит о небе и самолетах.

Почему так? Трижды Герой Советского Союза легендарный летчик Иван Кожедуб, которого при всем желании невозможно заподозрить в излишней лиричности, писал в мемуарах: «И если предположить у самолета наличие души, то душа – это тот, кто сидит за его штурвалом. Вынешь душу – не будет самолета...».

Жена не ревнует, Юрий Иванович?

Есть немного...

Но это лишь небольшое отступление. Если хотите – лирическое. А впрочем...

Рожденный летать

Командир полка летчик-снайпер Юрий Бондарев. Более 2.500 часов налета. Из них – 1.100 ночью.

Любой отнюдь даже не маститый кинорежиссер, отбирающий актера на роль военного летчика, узрев человека бондаревского типажа, наверняка без раздумий выхватил бы именно его из тысячной шеренги вероятных кандидатов.

Так уж, видимо, устроено наше мировосприятие, что невольно ищет некий эталонный образ, не оставляющий ни малейших сомнений, что перед вами человек, попавший при выборе профессии в «десятку».

И еще – он не терпит высокого стиля в словах (если, конечно, речь не о небе и самолетах) и не роняет, как пудовые гири, слова, если кто-то или что-то ему не так, и уходит плавно на крыло, когда диалог вдруг касается лично его, зато часами и без устали может говорить о товарищах, коллегах, подчиненных, друзьях, семье.

Он не любит публичности (деловые совещания не в счет) и скорее предпочтет пару-тройку трудных глиссад с «камнями с неба» и при низкой «ватной» облачности над ВВП месту оратора на какой-нибудь парадной трибуне. Но коль уж должность или прочая необходимость обязывают, стойко и мужественно принимает и сию неизбежность.

И, кстати, не родился еще на свет такой Карден или Юдашкин, который бы придумал для него одежду более органичную, чем летный или повседневный комбезы, которые, кажется, еще на небесах пожалованы ему исключительно по праву рождения...

Ярко выраженная профессиональная и личностная харизматичность командира заразительна и неизбежно отражается на внешнем облике его подчиненных. Как выразился один из уважаемых старожилов Качинского гарнизона: «бондаревских» видно за три морские мили и даже при низкой облачности».

Небо на руках

...В обиходе полк называют кратко – «транспортный». Что, собственно, не совсем справедливо. Потому как, ничуть не умаляя значения трудолюбивых «грузовиков» Ан-26, транспортный он лишь наполовину. Второе «крыло» полка – сугубо боевое и состоит из эскадрильи противолодочных «Бехов» – Бе-12.

Вот уже несколько лет полк по праву считается одним из лучших в ВВС ВМФ России по основным критериям боевой готовности: боевой подготовке, обеспеченности вооружением и военной техникой, исправности самолетного парка.

В полку летчика-снайпера Бондарева, помимо его самого, летают трое летчиков столь же высокой летной квалификации (выше – только «заслуженный»), один штурман-снайпер и девять летчиков 1-го класса, столько же штурманов 1-го класса. Это летчики-снайперы: заместители командира полка подполковники С. Корнаков, С. Карпенко, П. Хинев, В. Агейкин...

Хочу отметить слаженную работу замовского звена и штурманской службы, возглавляемой подполковником Юрием Девиным, – говорит Бондарев. – Именно они несут основную нагрузку при выполнении задач боевой подготовки летного состава. Заместители, несмотря на различия в должностных, функциональных обязанностях, знают и умеют выполнять работу друг друга. Умело взаимодействуют с летным составом подразделений, офицерами штаба, инженерно-авиационной службой.

Сегодня в отличие от еще свежих в памяти скверных времен (когда даже опытнейшие боевые пилоты годами дожидались очереди, чтобы полетать) с летной практикой в полку проблем почти нет.

Работы хватает всем – и «Аннам» и «Бехам», – говорит комполка. – Меня, да простят «транспортники» эту мою привязанность, особенно радует, что наконец-то почти в полную силу могут летать Бе-12...

Бе-12 – самолет универсальный. Помимо своей прямой функции – поиск и уничтожение подводных лодок, он имеет куда более широкое применение в повседневной учебно-боевой деятельности флота. Здесь и противолодочное охранение кораблей и конвоев судов на переходах, и обеспечение ракетных и артиллерийских стрельб, и всевозможные разведывательные и поисковые задачи.

Вообще, считаю, что потенциал Бе-12 пока еще не в полной мере оценен по достоинству. Взять те же поисково-спасательные работы в море. Здесь ему, убежден, вообще нет равных. Или, скажем, постановка воздушных мишеней для корабельных стрельб. Нас, кстати, нередко привлекают на учения и других флотов в этом качестве. Не так давно один из наших экипажей неплохо отработал с «северянами», а сейчас мы готовим к такой командировке на Балтику заместителя командира эскадрильи майора Агейкина...

И тем не менее, сетуют и комполка, и пилоты «летающих амфибий», до желаемого использования потенциала Бе-12, увы, еще далековато: «мало работаем с лодкой», «если во времена Союза это было минимум два раза в месяц, то теперь, дай Бог, дважды в год сработать», «гидроакустические буи уже мало отвечают современным требованиям», «летать приходится на территории, как говорится, дружественного государства, что накладывает массу ограничений на учебно-боевое использование «Бехов»...

Взять, к примеру, полет «с воды». В противолодочной эскадрилье на сегодняшний день его на практике могут выполнять только сам командир полка Бондарев и командир противолодочной эскадрильи подполковник Игорь Маньков. Нет, теорией взлетов с поверхности моря и посадок прекрасно владеют все летчики «мокрой эскадрильи», но практическими навыками – только двое.

В этой связи есть у меня давняя, но неосуществимая пока мечта – дать практику работы «с воды» всем экипажам Бе-12, – говорит Юрий Иванович. – К сожалению, слишком много в этой мечте объективных «но»...

Теория, огорчается комполка, конечно, штука необходимая и хорошая, но когда приводняешься на скорости 210 километров в час и до касания воды остается всего пара-тройка секунд и столько же на принятие верного решения, то это – ЧТО-ТО!..

Свой полет

- ...Свою главную задачу, как командира полка, и приоритетную задачу командиров экипажей я прежде всего вижу в том, чтобы подготовить достойную командирскую смену. Не назначить на должность и лишь затем учить, а именно предложить командирское кресло уже полноценному командиру-профессионалу, – говорит полковник Бондарев, разработавший и внедривший, кстати, собственную оригинальную и достаточно эффективную методику подготовки командиров кораблей.

По этой схеме мы работаем примерно с 2000 года, и результатами я вполне удовлетворен. Суть ее, не вдаваясь в профессиональные нюансы, в том, что к моменту назначения на командирскую должность кандидат фактически завершает освоение программы подготовки командира корабля. Такие кандидаты у нас есть в каждом подразделении. Благодаря чему, в частности, хорошо отлажена система безболезненного замещения командиров кораблей в связи с увольнением в запас летчиков, достигших предельного возраста.

Взять, к примеру, командира звена подполковника Цитовича. Он только готовится к увольнению в запас, а на его место уже есть подготовленный летчик – капитан Зыбенков. Ему осталось лишь завершить курс по программе «ночь», и вот он – готовый командир...

За последние годы полковник Бондарев подготовил шестерых летчиков – командиров кораблей, пятерых летчиков 1-го класса. Вот они – реальные плоды его работы.

Мою категоричную позицию летчики знают: мне нужны не только пилоты, – говорит комполка, – мне нужны командиры. Научить человека летать – это лишь полдела. Важно, чтобы он мог самостоятельно принимать обоснованные, грамотные и своевременные решения. Ну и, конечно, ответственность. Ответственность за принятое решение – вот основа основ командирского профессионализма...

Кстати, о единоначалии. Казенное, казалось бы, слово особенно емко воспринимается там, за облаками. Не только, кстати, над людьми единоначалие – над собой в первую очередь. Над своим опытом и нервами, чувствами и эмоциями, сдерживаемой смелостью и контролируемым страхом, быстротой реакции и скоростью обработки информации, над самолетом и его послушанием. Только ты можешь и должен просчитать все. И запас по углу атаки, и приборную скорость, и изменение температуры воздуха на высоте, и высоту грозовых облаков, и просветы между ними; и у «земли» спросишь, и посоветуешься со своим экипажем, который тоже часть тебя и твоего персонального «единоначалия». Ты этот экипаж создал, воспитал личным примером, слетался с ним, изучил, как самого себя, и веришь ему, как своим рукам.

Ты веришь своей «возрастной» машине, ее пенсионного возраста двигателям и много лет уже не самым современным приборам.

Да, что-то может забарахлить – но он это все учитывает, как земной человек учитывает, что у него что-то не так со здоровьем и может на полпути прихватить...

Он к этому готов. Его экипаж к этому готов. «Земля» тоже к этому готова. Понадобится – опытные люди с земли всегда дадут совет, что делать с матчастью, как поступить в нестандартной ситуации.

Подобное отношение к делу, конечно, не возникает ниоткуда. Все это уроки его, Бондарева, первых учителей и старших командиров, с кем летал и служил когда-то: тех, кто не мог нагрубить, накричать, унизить. Тех, кто с нежностью говорил о тоннах неодушевленного – о машине: «Ее люби-ить надо!». Тех, кто умел руками показать, как надо творить полет.

Это прежде всего подполковник командир эскадрильи Олег Александрович Трембач, – вспоминает Юрий Иванович. – Мне повезло, что именно он оказался моим первым учителем, наставником, отцом-командиром. Я еще лейтенантом-мальчишкой хотел быть похожим на него. И сейчас, спустя почти 30 лет, он для меня все тот же добрый, отзывчивый друг, мудрый советчик, Летчик, каждый день начинающий со взгляда на небо...

Дорога в небо начинается с земли. С кропотливого настойчивого изучения авиационной техники. Самолет – не игрушка, и без серьезного отношения к нему летчику не состояться. Эту школу Юрий Иванович когда-то проходил у заместителя командира полка по инженерно-авиационной службе Александра Григорьевича Сыса:

Он умел не только спрашивать, но и учить...

Третий закон Ньютона

...И тут мне снова вспомнился третий закон Ньютона. Причем здесь Ньютон со своим законом, спросите вы? А хотя бы потому, что третий закон Ньютона гениален уже своей универсальностью. И физики и лирики равно почитают его. Технари и поэты. Даже в исконном народном фольклоре он отразился: как аукнется, так и откликнется, что посеешь, то и пожнешь, где сядешь, там и слезешь...

Нет, вообще-то в оригинале он гласит так: мол, если тело А воздействует с некоей силой на тело В, то тело В также воздействует на тело А с равной по величине и противоположной по направлению силой. Самолет-земля, к примеру. Или самолет-пилот. Что может быть нагляднее такого вот взаимодействия тел?

Да, сегодня Бе-12 и Ан-26, увы, считаются морально устаревшими боевыми машинами. «Аннам», к примеру, уже далеко за тридцать (самая «юная» – 1982 года выпуска), «Бехам» и того больше. Но, как оговариваются в полку, «только морально». Хорошая, говорят, техника. «Спасибо конструкторам и полковому техсоставу!» – надежная и добротная.

– Замены им пока не предвидится, – говорит заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе подполковник Вячеслав Сурков. – Все разговоры об обновлении летно-технического парка в системе той же военно-транспортной авиации пока, увы, остаются лишь разговорами. В обозримом будущем во всяком случае. А потому будем летать и обслуживать то, что имеем. Когда несколько лет назад нашим самолетам стукнуло 30, им продлили срок эксплуатации до 35. Мы, впрочем, надеемся, что при должном уходе они легко разменяют и четвертый, и пятый десяток...

Сегодня, выражаясь языком инспекторов-проверяющих, «запущенной техники и безвозвратных потерь в полку нет».

Если сравнить материально-технические показатели полка с состоянием дел в аналогичных авиачастях на других флотах и флотилиях, – не без видимого удовлетворения продолжает «главный инженер» полка, – то у нас вообще, как показывают результаты проверок, наивысшая исправность самолетного парка. Есть, конечно, проблемы с расходными материалами и запчастями, но, спасибо нашим специалистам, как-то выкручиваемся. На моей памяти у нас не было ни одного отказа двигателя самолета...

И все это благодаря опыту, мастерству, отношению к делу таких крепких профессионалов, как заместитель командира транспортной эскадрильи по инженерно-авиационной службе майор Владимир Некрасов, начальник группы обслуживания самолетов и двигателей майор Сергей Подтоптанный, начальник группы обслуживания радиоэлектронного оборудования майор Виталий Ковалев...

Практически обо всех подчиненных могу сказать много добрых слов, – говорит подполковник Сурков. – Отдельно хочу отметить достойное вхождение в должность старшего техника Бе-12 лейтенанта Эдуарда Шеманчука. К месту замечу, нас очень обнадеживает то, что в последнее время офицерский состав полка наконец-то стал, так сказать, «молодеть». А то ведь в последние годы мы считались очень уж «возрастным» полком. Средний возраст был 37-38 лет. Хорошего в этом мало...

Полку прибыло

В летный состав полка за последние два года влились пятеро выпускников летных училищ: трое правых летчиков и двое штурманов. Кроме того, взяли и переучили из вертолетного полка еще двоих лейтенантов. Что, кстати, не такое уж простое дело – поставить на «крыло» вертолетчика. Говорят, что проще порой перепрофилировать фигуриста на нападающего хоккейной сборной.

Слабенький пока еще выходит лейтенант из училища, – говорит комполка. – Что такое для летчика несколько десятков часов налета? Почти ничего. А если учесть, что даже эти часы нередко просто «цифры в дипломах», то ясно, каких усилий стоит подготовить из выпускника профессионального летчика...

Потому и нависают опытные командиры-наставники над начинающими пилотами и, как над родными сыновьям, с чуть грубоватой нежностью втолковывают, что такое хорошо и что такое плохо. Им очень хочется, чтобы их планка держалась на том же уровне, что держится сейчас, а если даст Бог – то и выше.

Одухотворенность экипажа витает над неокрепшими еще и чуть робкими лейтенантами – а ведь вырастим-де, натаскаем эдакую матерую птицу: сильную, умную, хладнокровную, с реактивной реакцией и развитым шестым чувством.

На сегодняшний день, – говорит командир полка, – они полностью боеготовы и работают по самым сложным видам подготовки...

Вообще, говорят здесь, при добром раскладе командирское место молодой летчик может по праву занять уже через четыре года, при идеальном стечении факторов – через три, но, «увы, до идеальных условий боевой подготовки нам пока по объективным причинам довольно далеко».

Впрочем, ни командиры, ни пилоты на это не сильно ропщут. Ибо уже за то благодарны судьбе, что еще на их летном веку, кажется, заканчивается недавно казавшееся беспросветным время, когда никому до них не было дела и когда нечем было заправлять самолеты, не говоря уже о серьезной работе. А что такое летчики без неба?

Немало обнадеживает их еще и тот факт, что за любимую работу им в последнее время стали еще и достойно платить. Хотя любой из них скажет вам, что совсем не за деньги летали и продолжают летать они. А уже только ради ощущения впрыскивающегося в кровь адреналина, крепко вколоченного с юности чувства долга и свежего встречного ветра. Тот самый случай, когда деньги – не следствие и эквивалент профессионализма и трудолюбия, а лишь наземная необходимость: дом, семья, дети...

И глядя на них, абсолютно веришь: нет, не за материальные стимулы поднимаются в воздух они. Да и разве их денежное довольствие было стимулом? Вряд ли, уж коль даже сам президент обратил недавно личное внимание на то, что военный летчик – элита лишь по названию, а на деле – «черная кость» пестрого российского авиакрыла, получающая за свою работу «на порядок меньше» коллег по небу со штатской геральдикой в петлицах и на шевронах.

Отцы и дети

А еще есть в семьях летчиков полка добрая традиция, как говорят здесь, «не покупать сыновьям кепки с большими козырьками». Летчики знают, а кто не в курсе – поясним. «Купить сыну кепку» – означает задробить наследнику мечту о летном училище. «А козырек зачем?» – «Да чтобы неба не видел!»

Полк Юрия Бондарева в этом отношении тоже, можно сказать, образцово-показательный.

Полковые династии – это предмет нашей особой гордости, – говорит заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Валерий Атасов. – Их у нас – пальцы устанешь загибать! Это и летные династии Юриных, Несмачных, Федоровых, Башкатовых, Базыльчуков, Куприных, Нарчуков, Николаевых... И династии техсостава – Некрасовых, Сысов, Яновичей, Веревки, Кушнаревых, Слесарчуков... Во сколько!..

Но не только своей эмоциональной стороной радуют командование полка профессионально-наследственные «дуэты» «смешанного авиационного»:

Сыновья отцов, служивших в полку, прекрасно осведомлены о тончайших нюансах нашей гарнизонной жизни, укладе службы, традициях, – говорит офицер-воспитатель. – А потому их становление после выпуска из летных вузов складывается гораздо проще и быстрее, чем у прочих молодых офицеров...

Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

8-й истребительный авиационный полк был сформирован в ноябре-декабре 1939 года на Черноморском флоте в составе пяти эскадрилий на самолетах И-16, И-153 и И-15бис. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны полк участвовал с 22 июня 1941 г. до ее победного окончания в мае 1945-го (с прекращением боевых действий на Черном море летом 1944 г. активной боевой работы не вел).

3 апреля 1942 г. за проявленную отвагу, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом ВМФ СССР 8-й ИАП был преобразован в 6-й Гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ .

Летчик 8-го ИАП ВВС ЧФ Стефан Войтенко (будущий Герой Советского Союза) в кабине И-153
с надписью «Смерть фашизму!» на борту, сентябрь 1941 г. (фото предоставлено Леонардом Качаном)

Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнено 21 560 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 300 самолетов противника.

В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

И-15бис, И-153 и И-16 . Начало войны 8-й ИАП встретил, имея в боевом составе только самолеты Поликарпова. На 22 июня 1941 г. в составе пяти эскадрилий насчитывалось 37 И-16, 16 И-153 и 9 И-15бис. Все эти типы, постепенно сокращаясь в численности из-за потерь и иногда восполняясь за счет расформированных авиачастей ВВС ЧФ (таких как 96-я ОИАЭ, 101-я ОИАЭ и др.), находились на вооружении части вплоть до окончания обороны Севастополя в конце июня – начале июля 1942 г., когда остатки полка перелетели с аэродрома Херсонес на аэродром Анапа, где все истребители старых типов были выведены из боевого состава 6-го Гв.ИАП и переданы в другие части ВВС ЧФ и ремонтные органы.

ЛаГГ-3 . Первые несколько экземпляров этого типа попали во 2-ю эскадрилью 8-го ИАП в конце июля 1941 г. Максимальной численности – 13 машин – «ЛаГГи» в составе полка достигли, судя по всему, в конце сентября 1941 г., когда 10 самолетов этого типа перелетели на аэродром Сарабуз для ведения боевых действий в районе Армянска, а оставшиеся три экземпляра были включены в состав Фрайдорфской авиагруппы, действовавшей в Крыму. После этого число «ЛаГГов» в полку постепенно сокращалось из-за потерь. Последние несколько машин этого типа поступили в декабре 1941 г., когда 8-й ИАП принял остатки эскадрилий из 9-го, 32-го и 62-го ИАП ВВС ЧФ. 12.10.1942 полк убыл в тыл для доукомплектования и перевооружения, на фронте осталась только одна эскадрилья на самолетах ЛаГГ-3 и Як-1, продолжавшая вести боевую работу в районе Новороссийска. Когда в марте 1943 г. 6-й Гв.ИАП вернулся после доукомплектования на аэродром Геленджик и возобновил боевую работу в полном составе, исправных ЛаГГ-3 в полку, судя по всему, уже не осталось.


МиГ-3 из состава 7-го ИАП ВВС ЧФ, вошедшей в состав 8-го ИАП в январе 1942 г.
Аэродром Херсонес, Севастополь, весна 1942 г. (фото предоставлено Леонардом Качаном)

МиГ-3 . Впервые небольшое количество истребителей этого типа попало в боевой состав 8-го ИАП в декабре 1941 г., когда были приняты остатки эскадрилий из 9-го, 32-го и 62-го ИАП ВВС ЧФ. Затем, в январе 1942 г., в состав части была включена прибывшая в Севастополь эскадрилья МиГ-3 из 7-го ИАП ВВС ЧФ. Больше «МиГами» полк не пополнялся, продолжая сохранять тип на вооружении до момента эвакуации полка из Севастополя в конце июня – начале июля 1942 г., после чего все уцелевшие к тому времени МиГ-3 были возвращены в 7-й ИАП.


Як-1 из состава 8-го ИАП ВВС ЧФ. Аэродром Херсонес, Севастополь, весна 1942 г. (кадр кинохроники)


Реконструкция внешнего вида Як-1 с предыдущего снимка (рисунок автора)

Як-1 . Долгая история пребывания истребителей Яковлева на вооружении 8-го ИАП началась в конце июля 1941 г., когда в полк, вооруженный «коктейлем» из поликарповских машин, поступило некоторое количество самолетов новых типов – Як-1 (в 5-ю эскадрилью) и ЛаГГ-3. Продолжительное время пополнений «Яками» часть не получала, до тех пор пока в декабре 1941 г. 8-й ИАП не принял остатки эскадрилий из 9-го, 32-го и 62-го ИАП ВВС ЧФ, где в числе прочих типов было несколько Як-1. В октябре 1942 г. 6-й Гв.ИАП (за исключением оставленной на фронте одной эскадрильи) был отведен в тыл для доукомплектования и перевооружения и вернулся к полномасштабной боевой работе в марте 1943 г. в полном составе трех эскадрилий, уже целиком укомплектованный самолетами Як-1, которые эксплуатировал до октября того же года, когда полк вновь был выведен на тыловой аэродром Гудаута для перевооружения и доукомплектования. По возвращении на фронт 6-й Гв.ИАП, помимо новой матчасти (см. ниже), некоторое время сохранял в составе несколько «единичек», но они уже не играли какой-либо заметной роли в боевой работе части (на 01.04.1944 полк еще имел 3 Як-1Б, но спустя два месяца в строю уже не осталось ни одного).


Звено Як-9Д из состава 6-го Гв.ИАП ВВС ЧФ в полете над черноморским побережьем, весна 1944 г. Пилот
самолета с тактическим № 22 – Герой Советского Союза Михаил Гриб, машину № 31 пилотирует
его ведомый Владимир Воронов, в кабине № 26 – Герой Советского Союза Иван Белозеров
(K. Geust & G. Petrov «Red Stars In The Sky»)


Реконструкция внешнего вида Як-9Д с предыдущего снимка (рисунок автора)

Як-9 . Истребителями данного типа 6-й Гв.ИАП был вооружен в октябре 1943 г. на аэродроме Адлер, где личный состав полка получил 36 Як-9Д. «Девятки» составляли основу вооружения части вплоть до окончания активных боевых действий на черноморском ТВД в конце августа 1944 г., после чего полк был в основном перевооружен на Як-3, но при этом некоторое количество Як-9 сохранялось в полку, по всей видимости, до самого конца войны (на 30.09.1944 6-й Гв.ИАП имел в боевом составе 5 «девяток»).





Вручение летчику 6-го Гв.ИАП ВВС ЧФ Борису Маслову именного Як-3, построенного на средства,
собранные коллективом Темрюкского районного комитета ВКП(б), осень 1944 г.
(фото предоставлено Сергеем Кузнецовым)

Як-3 . Новейшие на тот момент и наиболее совершенные самолеты конструкции Яковлева поступили на вооружение 6-го Гв.ИАП в конце августа 1944 г., когда активные боевые действия на Черном море уже завершились. Формально полк еще оставался в составе действующей армии до 09.05.1945, но фактически боевой работы на новых истребителях не вел, сосредоточившись в основном на учебно-боевой подготовке летного состава. На 30.09.1944 в 6-м Гв.ИАП имелось 36 Як-3.

27 апреля 1916 года в Ораниенбауме организуется Чудский Отряд Морской авиации, созданный для него аэродром послужил базой, на которой впоследствии организуется ряд авиационных частей.
Чудский отряд в 1917 году сливается с Петроградской школой морской авиации и переводится в город Нижний Новгород и преобразуется в морской Дивизион Особого назначения, который приказом Наркома МД № 335 от 27 апреля 1918 года переименовывается в 1-й Морской Воздушный Дивизион Балтийского моря. Этот день определен как День полка. На вооружении дивизиона находятся самолеты М-9, М-15, М-20 и "Ферри".
Личный состав дивизиона принимал активное участие в боевых действиях против белофиннов, обороне Петрограда от войск генерала Юденича и интервентов. В 1920 году часть летчиков и техников дивизиона направлены на юг, где участвовали в освобождении Крыма от войск барона Врангеля.
В ноябре 1921 года дивизион перебазирован в 1-й разведывательный гидроотряд воздушного флота Балтийского моря, командиром которого стал летчик Чухновский Б.Г.
В 20-е и 30-е годы морские летчики гидроотряда принимали участие в разведке и освоении Северного морского пути, проведении различных спасательных операций, выполняли и другие важные задания. В 1929 году за высокие показатели в боевой подготовке и заслуги по защите Советской Карелии в годы интервенции и гражданской войны приказом РВС РККА № 12 от 15 января отряду было присвоено имя Карельской АССР и навечно вручено памятное знамя.
В 1938 году гидроотряд преобразован в 18 отдельную разведывательную авиаэскадрилью, командир Усачев Ф.А. Эскадрилья перевооружена на новые самолеты МБР-2. В короткий срок личный состав освоил этот самолет и в полном объеме подготовился к выполнению боевых задач. В ноябре 1939 года во время войны с Финляндией, эскадрилья была введена в состав 15 АП и с первых дней включилась в боевые действия. Летали в сложных погодных условиях, днем и ночью, преодолевая сильную ПВО противника. За 3-и месяца боевых действий эскадрилья совершила 600 боевых вылетов, из них 156 ночью. За отвагу и героизм 22-а военнослужащих были награждены орденами и медалями, а летчики Крохалев и Губрий удостоены звания Героя Советского Союза.
С началом Великой Отечественной войны только за первые 3-и месяца боевых действий эскадрилья совершила 997 боевых вылетов. Летчики бомбили боевые порядки противника, летали на разведку и сопровождение кораблей Балтийского флота.
В сентябре 1941 года 18 ОРАЭ была перебазирована гидроаэродром оз. Донузлав Черного моря и включена в состав ВВС Черноморского флота. Летчики принимали активное участие в обороне Севастополя. Летали днем и ночью, совершая по 2-3 боевых вылета в сутки.
В декабре 1941 года личный состав 18-ой эскадрильи был привлечен для обеспечения Керченкско-Феодоссийской десантной операции. Летали с предельно бомбовой нагрузкой, а стрелки-радисты и штурманы брали в свои кабины мелкие осколочно-зажигательные бомбы и ампулы с горячей смесью, которые на бреющем полете сбрасывали на головы отступающего противника. Часть авиаторов из числа механиков и мотористов сражались в составе десантного батальона.
Летчики и штурманы, механики, мотористы, стрелки-радисты, специалисты водолазной команды самоотверженно защищали родную землю от фашистских захватчиков, сражались с врагом в небе Северного Кавказа, участвовали в освобождении Крыма и Севастополя, в боях за Констанцу, Варну, Бургас, обеспечения Ясско-Кишиневской операции. За образцовое выполнение заданий 7 сентября 1944 года 18 ОРАЭ была удостоена почетного наименования "Констанцская", а 25 сентября 1944 г. награждена орденом Красного Знамени. Весь личный состав эскадрильи неоднократно отмечался высокими правительственными наградами, в том числе четырем летчикам Мусатову, Кручавых, Дегтяреву, Ильину присвоено звание Героя Советского Союза.
В послевоенные годы летный состав освоил новые типы авиационной техники - самолеты Бе-6, Бе-10, Бе-12.
В январе 1962 года эскадрилья переформируется в 318 Краснознаменный Констанский противолодочный авиационный полк.
15 октября 1995 г. (в связи с организационно-штатными мероприятиями) полк переформируется в 318 отдельную противолодочную авиационную эскадрилью и перебазируется на аэродром Кача.
01 сентября 1996 года 318 отдельная противолодочная авиационная эскадрилья вновь переформируется в 318 отдельный смешанный Краснознаменный Констанский авиационный полк, состоящего из противолодочной авиационной эскадрильи самолетов Бе-12 и транспортной авиационной эскадрильи самолетов Ан-26, аэродром Кача, в составе Морской авиации Краснознаменного Черноморского флота Российской Федерации.
01 августа 2009 года в связи с организационно-штатными мероприятиями проводимыми в ВС РФ на базе 318 отдельного смешанного Краснознаменного Констанцского авиационного полка сформирована 7057 авиационная Констанцская Краснознаменная база (2 разряда) (войсковая часть 49311), в которую вошел 318 отдельный смешанный Краснознаменный Констанцский авиационный полк.
В 2009 году личный состав участвовал в проведении стратегических учений "Запад-2009".
В 2010 году авиационной группы полка, выполняла задачу учений "Восток-2010" базируясь на палубе Гвардейского ракетного крейсера "Москва".
Успешно решены все поставленные задачи, летный состав приобрел практические навыки полетов с палубы корабля в акватории Тихого океана.
В 2011 году личный состав принимал активное участие в Международных учениях "Фарватер мира - 2011", проводимых в акватории Черного моря под руководством Главнокомандующего Военно-Морским флотом России и международных наблюдателей.
В период с 26 сентября 2011 года по 24 октября 2011 года войсковая часть 49311 подвергалась проверки Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации. Получена оценка "удовлетворительно".
01 декабря 2011 года проведены организационно-штатных мероприятий по переформированию 7057 АвБ, 7058 АвБ, 37 оиаэр, 312 ЛАМ, 1471 АРМ с подразделениями охраны в 7057 авиационную Севастопольскую Краснознаменную, ордена Кутузова базу (2 разряда).
Летный и инженерно-технический состав принимал активное участие в 2012 году в международных учений "Блэксифор-2012", совместных командно-штабных учения "Фарватер мира - 2012" и в стратегическом командном штабном учении "Кавказ-2012", где с высоким качеством выполнил поставленные задачи.
В период с 28 по 30 марта 2013 года военнослужащие воинской части участвовали в проведении широкомасштабных учениях Южного Военного округа по указанию Верховного Главнокомандующего Российской Федерации.
В 2013 году личный состав, базируясь на ГРКР "Москва" участвовал в боевой службе в дальней океанской зоне и выполнял противолодочные задачи по поиску и обнаружению подводных лодок вероятного противника.
С 20 октября 2013 года по 28 февраля 2014 года личный состав воинской части выполнял охранные мероприятия по обеспечению безопасности проведения 22-х зимних Олимпийских игр в городе Сочи. Для решения данной государственной задачи летные экипажи и инженерно-технический состав авиационной базы перебазировались на оперативный аэродром Агой Краснодарского Края.
В феврале и марте 2014 года личный состав в исторические дни решения судьбы Автономной Республики Крым и города Севастополя, принимал активное участие в мероприятиях по их вхождению в состав Российской Федерации. Офицеры и военнослужащие, проходящие службу по контракту и призыву обеспечили высокую боеготовность, надежную охрану военных объектов и населенных пунктов Крыма, проявили бдительность и гражданское мужество по недопущению проникновения радикально настроенных экстремистов с Западной Украины,
Высокая дисциплина и ответственность личного состава, верность Присяге и Конституционному долгу, способствовали обеспечению организованного проведения Всекрымского референдума и восстановлению справедливости по присоединению Крыма и г. Севастополя к России.
В соответствии с приказом МО РФ № 222 от 28 марта 2014 г., за отличия, проявленные при обеспечении безопасности мероприятий, связанных с защитой прав и жизни граждан Республики Крым, проведения референдума в Республике Крым в 2014 году, медалью "ЗА ВОЗВРАЩЕНИЕ КРЫМА" награжден весь личный состав воинской части.
01 июля 2014 года во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 7057 авиационная база переформирована в 318 отдельный смешанный авиационный полк и 43 отдельный морской штурмовой авиационный полк.

3. Командование воинской части:
- Командир полка - полковник Степанов Анатолий Евгеньевич.
- Начальник штаба полка - подполковник Макаренко Олег Владимирович.
- Заместитель командира полка - полковник Воробьев Игорь Александрович.
- Заместитель командира полка по работе с личным составом - подполковник Аитов Александр Рифатьевич.
- Заместитель командира полка по летной подготовке - подполковник Крысюк Сергей Владимирович.
- Заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе - подполковник Сурков Вячеслав Владимирович.
- Заместитель командира полка по тылу - начальник тыла - капитан 2-го ранга Чехов Александр Владимирович.

В состав ВВС Черноморского флота до развала СССР входили морская ракетоносная авиационная дивизия трехполкового состава, истребительная авиационная дивизия трехполкового состава, штурмовой авиационный полк, противолодочный авиационный полк, два противолодочных вертолетных полка, разведывательный авиационный полк, транспортный авиационный полк, авиационная группа экранопланов, а также 859-й Учебный центр.
2-я гв. МРАД (Гвардейское):
- 5-й гв. МРАП (Весёлое),
- 943-й МРАП (Октябрьское);

119-я гв. МИАД (Тирасполь):
- 86-й гв. МИАП (Маркулешты),
- 161-й МИАП (Лиманское);

43-й ОМШАП (Гвардейское);
318-й ОПЛАП (Кача);
841-й гв. ОПЛВП (Мериа);
30-й ОДР АП (Саки);
917-й ОТАП (Кача);
872-й ОПЛВП (Кача),
78-й ОКПЛВП (Донузлав).
В составе имелось более 400 летательных аппаратов.

До 1990 года ВВС Черноморского флота имели в своем распоряжении разветвленную аэродромную сеть, они базировалась на территории четырех республик СССР в гарнизонах: Веселое, Гвардейское, Кача, Донузлав, Октябрьское, Саки, Мериа, Маркулешты, Лиманское, Каспийск, а также на запасные аэродромы, в том числе с бетонированными ВВП Херсонесский, Большой Токмак и Геническ.

Гарнизон Гвардейское

Аэродром Гвардейское (до 1945 года - Сарабуз) - один из основных аэродромов ВВС Черноморского флота. На аэродроме базировались, преимущественно, авиационные части бомбардировочной, минно-торпедной и ракетоносной авиации. На этом аэродроме в 1953 году зародилась морская ракетоносная авиация. В советское время аэродром использовался как аэродром прилета и отлета руководства страны.

124-й морской ракетоносный авиационный полк

В июне 1953 года на аэродроме Гвардейское для проведения испытаний в условиях строевой части первой в СССР ракетной системы «Комета» была сформирована 27-я отдельная специальная часть. Директивой Главного штаба ВМФ от 30 августа 1955 года № 53280 предписывалось на базе 27-й отдельной специальной части приступить к формированию в составе ВВС Черноморского флота 124-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка дальнего действия. Этот день является Днем образования полка.
Авиационный парк полка состоял из 12 Ту-4КС, 8 Ту-4, 2 МиГ-15СДК, МиГ-15УТИ, Ли-2,
По-2. И хотя полк именовался бомбардировочным - это был первый в авиации ВМФ морской ракетоносный авиационный полк.
В июне 1957 года, опять-таки первым в авиации ВМФ, полк переходит на реактивные ракетоносцы Ту-16КС. Практическое переучивание летного состава началось в сентябре, а уже к концу октября 1957 года 26 экипажей завершили программу переучивания.
К этому времени (3 октября 1957 года) полк переименовали в 124-й МТАП ДД. Приказом Министра обороны СССР в октябре 1961 года все части минно-торпедной авиации переименовали в морские ракетоносные и 124-й МТАП ДД стал 124-м МРАП.
В начале 1960 годов 124-й МРАП переучился на ракетный комплекс К -10 и эксплуатировал его до своего расформирования.
В конце 1971 года 124-й МРАП вошел в состав вновь сформированной 2-й морской ракетоносной авиационной дивизии.
В 1989 году первый в авиации ВМФ морской ракетоносный авиационный полк был расформирован, положив тем самым начало расформированию всей морской ракетоносной авиации ВВС Черноморского флота.

2-я морская ракетоносная авиационная дивизия

В октябре 1971 года в авиации Черноморского флота образована 2 -я МРАД в составе трех авиационных полков: 5-го гвардейского МРАП, 124-го МРАП и 943-го МРАП. Полки базировались на своих основных аэродромах Веселое, Гвардейское и Октябрьское соответственно, управление дивизии размещалось в гарнизоне Гвардейское.
На момент создания дивизии на вооружении полков находились:
- 5-й гвардейский МРАП - две эскадрильи (22 самолета) ракетоносцев Ту-16К-10-26 и дна эскадрилья (11 самолетов) Ту-16 постановщиков помех, заправщиков и бомбардировщиков;
124 МРАП - две эскадрильи (22 самолета) ракетоносцев Ту-16К-10, одна эскадрилья (11 самолетов) постановщиков помех, заправщиков, бомбардировщиков и два самолета Ту-16 спасателя;
943-й МРАП - две эскадрильи ракетоносцев (22 самолета) Ту-16КС и одна эскадрилья Ту-16 постановщиков помех, заправщиков и бомбардировщиков.
Командиром дивизии был назначен полковник В.А. Балин, начальником штаба - подполковник Бондаренко, начальником политотдел а - полковник А.И. Кокорев.
В конце 1975 года изменился качественный состав дивизии - две эскадрильи 943-го МРАП переучились на сверхзвуковой ракетоносец Ту-22М2 и вошли в боевой состав.
В 1985 году 5-й гвардейский МРАП приступил к переучиванию и в 1986 году вошел в боевой состав дивизии на сверхзвуковых ракетоносцах Ту-22МЗ.
В том же году 943-й МРАП также перешел на эксплуатацию Ту-22МЗ и боевой состав 2-й МРАД стал состоять из двух полков сверхзвуковых ракетоносцев Ту-22МЗ и одного - на ракетоносцах Ту-16К-10.
В 1989 году был расформирован первенец морской ракетоносной авиации - 124-й МРАП, в дивизии осталось два полка, а в 1994 году было расформировано и управление 2-й морской ракетоносной авиационной дивизии, 5-й гвардейский и 943-й морские ракетоносные авиационные полки стали отдельными.
14 июня 1990 года 43-й Краснознаменный ордена Кутузова III степени Севастопольский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков под командованием полковника М. Кукушкина перебазировался на аэродром Гвардейское и поступил в подчинение командующему ВВС ЧФ. 1 декабря 1990 года 43-й ИПИБ переформирован в 43-й ОМШАП, 1 декабря 1995 года - в 43-ю отдельную морскую штурмовую авиационную эскадрилью. Командир эскадрильи полковник О. Николаев. С мая 1998 года на вооружение эскадрильи поступают новые самолеты - Су-24 и Су-24мр.

Гарнизон Октябрьское

Аэродром Октябрьское, как место постоянного базирования частей ВВС Черноморского флота, начал использоваться с 1955 года, когда в октябре того года с аэродрома Гвардейское сюда перебазировался 40-й авиационный полк.
Поселок Октябрьское расположен, практически, в центре Крымского полуострова, в 43-х километрах севернее Симферополя. Железная дорога и автотрасса Симферополь - Харьков, а также разветвленная сеть асфальтированных шоссейных дорог, позволяли довольно быстро добраться до любого населенного пункта Крыма.
Жилой городок гарнизона, как и все жилые городки того время, начинался с одноэтажных домов. Постепенно городок расширялся, возводились пятиэтажные дома, с конца 1970-х годов уже с централизованным горячим водоснабжением.
Служебный городок располагался в 3-х километрах от жилого городка, что создавало определенные трудности для личного состава, особенно при сборе по тревоге.
Полк сформирован 28 мая 1938 году. В состав полка входило пять авиационных эскадрилий, местом базирования стал аэродром Сарабуз. Первым командиром полка стал Николай Алексеевич Остряков (будущий командующий ВВС Черноморского флота).
С июня 1941 года полк вошел в состав 63-й бомбардировочной авиационной бригады, с 9 марта 1944 года - в состав 13-й авиационной дивизии пикирующих бомбардировщиков. 31 мая 1944 года полк награжден орденом Красного Знамени, 7 сентября 1944 года присвоено почетное наименование «Констанцский».
После окончания Великой Отечественной войны в апреле 1946 года полк возвратился на свой довоенный аэродром Гвардейское (Сарабуз).
С 15 ноября 1950 года личный состав полка приступил к переучиванию на самолет Ил-4 и уже к 22 декабря 1950 года было подготовлено 32 экипажа из 33 запланированных к переучиванию. Однако самолеты Ил-4 эксплуатировались недолго, 8 октября 1951 года началась их консервация в связи с переходом на реактивную авиацию. 13 октября 1951 года были получены первые четыре Ил-28.
В октябре 1955 года полк перебазировался на аэродром Октябрьское. 2 февраля 1957 года личному составу довели приказ командующего ВВС Черноморского флота о переучивании полка на самолет Ту-16. Началась подготовка к освоению самолета, который эксплуатировался авиаторами полка с небольшим перерывом до конца 1990 года.
25 февраля 1974 года 1-я авиационная эскадрилья им. Героя Советского Союза А. П. Цурцумия первой в авиации ВМФ приступила к теоретическому переучиванию на сверхзвуковой ракетоносец Ту-22М2. 3 сентября 1974 года первый самолет Ту-22М2 произвел посадку на аэродроме Октябрьское и в середине сентября командир полка полковник Ю. П. Зверев первым «опробовал» родной аэродром.
В апреле 1975 года шесть экипажей полка приняли участие в учениях «Океан-75» с выполнением межфлотского маневра на аэродром ВВС Северного флота Оленья.
По программе учений 17 апреля 1975 года экипаж командира эскадрильи подполковника Владимира Ефимовича Задираки впервые в условиях строевой части осуществил на 77-м морском полигоне практический пуск крылатой ракеты Х-22М с оценкой «отлично», пуск производился со сверхзвуковой скорости.
Это были первые учения в Советском Союзе, в котором приняли участие сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22М.
В дальнейшем полк на самолетах Ту-22М принимал участие во всех учениях, проводимых на Черноморском театре, неизменно получая высокие оценки.
В 1982 году была расформирована единственная на то время в Советском Союзе эскадрилья, продолжавшая эксплуатировать ракетоносный комплекс Ту -16КС. Последним ее командиром был подполковник Константин Аксенов. Часть личного состава эскадрильи, освоив самолет Ту-22М2, продолжила службу в полку, часть,- была переведена в другие части, эксплуатировавшие самолет Ту-16. В полку остались две эскадрильи ракетоносцев Ту-22М2.
В 1986 году полк начал переучивание на самолет Ту-22МЗ. Первая авиационная эскадрилья теоретически, а часть экипажей практически, переучилась в 33 ЦБП и ПЛС, остальные экипажи - на своей полковой базе. Первыми посадку на Ту-22МЗ на аэродром Октябрьское совершили экипажи заместителя командира 1-й эскадрильи майора В. Мясникова и командира отряда этой эскадрильи майора В. Цыганенко, перегнав два самолета с аэродрома Веселое.
В последнее воскресенье июля 1996 года два экипажа 943-го МРАП на самолетах Ту-22МЗ в последний раз продемонстрировали свое мастерство на параде, посвященному празднованию Дня Военно-морского флота Российской Федерации, пролетев на предельно-малой высоте над парадным строем боевых кораблей Черноморского флота в главной бухте города-героя Севастополь.
1 ноября 1996 года 943-й морской ракетоносный Краснознаменный Констанцский авиационный полк прекратил свое существование. А вместе с ним прекратила свое существование и морская ракетоносная авиация Военно-воздушных сил Черноморского флота.

Гарнизон Веселое

5-й гвардейский морской ракетоносный ордена Отечественной войны I степени Констанцский авиационный полк сформирован 15 ноября 1939 года. С августа 1941 года и до окончания боевых действий входил в состав 63-й бомбардировочной авиационной бригады (1-ой МТАД - 2-ой гвардейской МТАД). С первых дней Великой Отечественной войны полк активно участвует в боевых действиях, нанося удары по объектам противника на территории Румынии. В период обороны Севастополя, 3 апреля 1942 года, преобразован в 5-й гвардейский МТАП. Полк в полном составе или частью сил принимал участие во всех операциях и боевых действиях ВВС Черноморского флота в Великой Отечественной войне.
В послевоенные годы, как и все полки ВВС Черноморского флота, 5-й гвардейский МРАП начинает осваивать реактивную технику. В феврале 1951 года на аэродроме Октябрьское полк приступил к переучиванию на торпедоносец Ту-14, а уже 18 августа 1951 года 9 экипажей полка приняли участие в воздушном параде в Москве.
В 1956 году первым в ВВС Черноморского флота на вооружение полка поступает дальний бомбардировщик Ту-16, а в конце 1957 года, вслед за 124-м полком, ракетоносец Ту-16КС. Полк в короткие сроки осваивает ракетный комплекс и уже в начале 1958 года экипаж командира полка полковника В. Дубины произвел пуск двух ракет с одного захода, хотя ранее такая возможность не только ставилась под сомнение, но и категорически отрицалась.
В 1959 году в состав ВВС Черноморского флота от Дальней авиации принимается ядерно-техническая база, расположенная в гарнизоне Веселое. Эта база уже имела опыт обеспечения самолетов-носителей ядерного оружия Ту-4 и Ту-16.
В 1960 году полк первым в ВВС Черноморского флота приступил к освоению нового ракетного комплекса К-10. В 1969 году был принят на вооружение ракетный комплекс К -10-26, в 1970 годы под новый комплекс переоборудовали ракетоносцы Ту-16К-10 и 5-й гвардейский МРАП вновь переучивается.
В 1985 году 5 гвардейский морской ракетоносный авиационный полк приступил к освоению сверхзвукового ракетоносца Ту-22МЗ и уже на следующий год вошел в боевой состав ВВС Черноморского флота. В 1990 году впервые в авиации ВМФ произведен одновременно пуск двух крылатых ракет Х-22М на сверхзвуковой скорости.
15 декабря 1994 года 5 -й гвардейский морской ракетоносный ордена Отечественной войны I степени Констанцский авиационный полк был расформирован.

Заместитель директора ЦВММУ по научной работе,
полковник, писатель В. Б. Иванов.