Главная · Зубная боль · Расписание служб храма святой варвары. Церковь святой великомученицы варвары. История храма Великомученицы Варвары

Расписание служб храма святой варвары. Церковь святой великомученицы варвары. История храма Великомученицы Варвары

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.

А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка название – «Китай-город» – произошло от связок – жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские – а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства – именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» – где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, – там, где проживали просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков – Рыбный, Ветошный... А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это считалось святотатством, – а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это – «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор – далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) – одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много – 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» – оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою... Отсюда и пошла поговорка – «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное правило – устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив... распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись...

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью... Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» – прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» – так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках – для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.

Храм святой Великомученицы Варвары на Варварке расположен в самом сердце столицы - в Китай-городе.

Здесь всегда кипела жизнь, шла оживленная торговля. Улица Варварская, на которой находился храм, славилась своими лекарями, способными травами и лечебными настоями облегчить любую боль.

Излечение духовное получали в храме, куда устремлялись верующие, дабы поклониться образу святой Варвары.

Варвара была дочерью Диоскора, знатного жителя града Илиополя.

Девушка славилась своей красотой, отец мечтал найти ей богатого жениха. Однако Варвара пошла против его воли, втайне приняла Крещение, отказалась от всех мирских радостей. Вера девушки была настолько сильна, что она мужественно переносила все пытки и издевательства. Смерть же Варвара приняла от меча родного отца, который так и не смог понять свою юную дочь.

Частицы мощей святой хранились в церкви на Варварке, очень почитаемом месте не только среди москвичей, но и приезжих.

История храма Великомученицы Варвары

Построен храм Святой Великомученицы Варвары в 1514 году на средства богатых купцов из Судака. Архитектором стал итальянец Алевиз Фрязин (фрязинами на Руси звали всех выходцев из Италии).

В 1731 году церковь обновили по указанию государыни Анны Иоанновны.

В пожаре 1737 году пострадала церковная утварь, сгорели иконы и иконостас. Прошение о восстановлении храма было удовлетворено.

В 1796 году старую церковь Великомученицы Варвары решили разобрать, а на ее месте возвести новую (хотя постройка и не являлась ветхой, а состояние было вполне удовлетворительным, посчитали, что храм не гармонирует с соседними зданиями).

Автором проекта выступил Родион Казаков , однофамилец известного архитектора.

Старый фундамент решили оставить вместе с несколькими рядами кладки. Здание получилось очень светлым за счет большого количества окон, которые были даже в подкупольном барабане.

Храм святой Варвары выглядел довольно просто - четкие линии, умеренный декор. Но при всей внешней простоте церковь была прекрасна, не зря ее проект брали за основу при строительстве некоторых других храмов.

В 1812 году часть церковной утвари была разграблена, но само здание не пострадало - сохранился даже позолоченный иконостас и часть икон.

После революции храм Варвары на Варварке было решено закрыть. Сначала в его стенах разместили склад, а позднее и конторские учреждения.

Московский храм во имя святой великомученицы Варвары, на Варварке (Патриаршее подворье храмов Зарядья в Китай-городе, Московская епархия)

Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары упомянута в веке. Посвящение храма дало современное наименование всей улице, ранее называвшейся сходным образом – Варьской улицей (от слова «варя», означавшее повинность посадского населения). По другим сведениям, Варварка до XVI века называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках .

В начале XVI века деревянная церковь была разобрана и на ее месте итальянским зодчим Алевизом Новым в году был построен каменный храм. В летописи место постройки обозначено "за торгом, против Панского двора". Вскоре после постройки церковь приобрела в Москве большую популярность.

Архитектура

Основной объем храма - крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая - за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма - сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. Колокольня храма - не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации.

Красота этого храма – в тонкости пропорциональных соотношений и изяществе ордерного и декоративного убранства. В сохранившейся части интерьера большое впечатление производит купол, в котором серо-голубая живопись создает иллюзию перспективного сокращения и зрительно увеличивает объем. Стены отделаны искусственным мрамором теплых розово-желтых тонов. Настенные образа выполнены в XIX веке масляной живописью. В алтарной части сохранилась первоначальная мраморная резьба прекрасного художественного качества.

Литература

  • Елена Лебедева. "Церковь святой великомученицы Варвары"

Использованные материалы

  • Никита Брусиловский. "Церковь великомученицы Варвары на Варварке"
  • "Церковь Варвары Великомученицы на Варварке", страница сайта "Храмы России"

Одна из самых древних улиц Москвы, Варварка получила свое название от местной церкви. Уже в XV веке упомянута Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары. В начале XVI века она была разобрана и на ее месте построено каменное здание по проекту итальянца Алевиза Нового, создавшего в Кремле Архангельский собор, а за его пределами – более десятка каменных церквей. Одна из них сохранилась до наших дней практически в первозданном виде – это собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре (другие церкви либо утрачены, либо значительно перестроены).

Каменная церковь на Варварке 1514 года постройки имела схожий облик – «восьмилистник» в плане, увенчанный одной мощной главой. Она была возведена по заказу купцов Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова, живших в Зарядье. Церковь стояла практически без изменений до конца XVIII века, когда ее обветшавшее здание разобрали. Новый храм святой Варвары тоже строился на частные средства: храмоздателями стали майор Иван Барышников и купец I гильдии Николай Самгин. Работы начались в 1796 году, а освящение новой церкви состоялось в 1804 году.

Наиболее вероятным автором церкви святой Варвары считается архитектор , мастер эпохи классицизма. Крестообразное в плане здание увенчано мощным куполом с маленькой главкой и отмечено четырехколонными портиками с севера и с юга, с запада к нему примыкает трехъярусная колокольня. Церковь поставлена на высокий мощный цоколь, но из-за перепада высот со стороны Варварки он не заметен: чтобы увидеть его, нужно обойти храм с севера.

В 1812 году Варварская церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена.

Большие утраты произошли после революции. В 1932 году церковь святой Варвары была закрыта, вскоре улицу переименовали в честь Степана Разина. Храм лишился главы и верхнего яруса колокольни, изнутри его пространство было разгорожено на этажи для склада и контор, но все же здание устояло, несмотря на планы по его сносу.

В 1960-х годах параллельно со строительством в Зарядье здания гостиницы «Россия» были отреставрированы исторические памятники Варварки, в том числе и церковь святой Варвары, воссозданы ее глава и утраченная часть колокольни. Внутри расположился Совет Московского областного отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры.

В 1991 году храм был передан общине верующих, вскоре возобновлены богослужения на втором этаже. В 1993 году улица снова стала называться Варваркой. В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент алевизовской церкви XVI века, подтвердивший версию о ее внешнем сходстве с собором в Высоко-Петровском монастыре.

Проект реставрации 2014-2015 годов предусматривал восстановление облика храма, сложившегося к 1880-м годам. В ходе работ отреставрирована штукатурная поверхность фасадов и сохранившиеся элементы лепного декора фасадов – капители и пилястры коринфского ордера, ионические пилястры, розетки, цветы, полубалясины и карнизы. Утраченные декоративные элементы воссозданы по аналогам. Колористическое решение фасадов разработано на основании архивных и химико-технологических исследований – фасады выкрашены в насыщенный теплый розовый цвет, а лепной декор имеет табачный оттенок, поверх которого выполнены бликовка и золочение сусальным золотом на лак.

На основании архивных данных и натурных исследований на северном портике был раскрыт центральный дверной проем, воссозданы и установлены на сохранившиеся подставы входные металлические двери и белокаменная лестница. Современные металлические решетки заменили на выполненные по образцу сохранившейся в оконном проеме южного фасада решетки XVIII века. На основании архивных фотографий 1882 и 1931 годов были воссозданы завершение колокольни и кресты.

В 2016 году храм стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Церковь Святой Варвары расположена в самом центре Москвы, в двух шагах от Красной Площади, рядом со станцией Метрополитена «Китай-город». Улица, на которой находится церковь, получила название в честь возведенного храма — Варварка.

Место для строительства было выбрано не случайно. Великомученица Варвара считалась покровительницей торгового люда, а Китай-город с давних времен считался важным «бизнес-центром» Москвы. Здесь селились мастера, ремесленники и купцы, располагались торговые ряды. Практически с момента строительства и до наших времен Храм Святой Варвары считался одним из самых почитаемых в Москве.

История церкви

Церковь Святой Варвары была возведена в 1514 году, во время правления князя Василия Иоанновича. Средства выделили купцы Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвост, а автором архитектурного проекта был знаменитый итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Именно этот мастер строил и Кремлевский Архангельский Собор.

Во времена Иоанна Грозного церковь великомученицы Варвары стала важным местом паломничества москвичей и людей, приезжавших из других городов. В Храме хранилась чудотворная икона Святой Варвары.

В 1730 году пожар сильно повредил храм, по указанию императрицы Анны Иоанновны церковь Великомученицы Варвары полностью восстановили. Но уже к концу восемнадцатого столетия власти сочли, что старая церковь не соответствует великолепию Китай-города. К этому времени был отстроен Английский двор, Гостиный двор, появились благоустроенные крытые торговые ряды.

Митрополит Платон объявил церковь недостаточно красивой, его инициативу о строительстве нового Храма поддержали знаменитые московские купцы Барышников и Самгин. Именно они и выделили на это средства. Жены предпринимателей чудесным образом исцелились, благодаря чудотворному образу и, в конце концов, было принято решение о сносе здание и возведении на Варварке более современного храма.

Так в Москве появилось новое изящное строение в стиле классицизма. Автором проекта был Родион Казаков. Здание, действительно, получилось настолько красивым, что многие русские зодчие при строительстве храмов брали церковь Святой Варвары за эталон.

В 20-х годах почти все постройки Китай-города снесли, улицы переименовали. Так, Варварка стала называться улицей Степана Разина. Когда-то предводителя повстанцев по этой улице везли на казнь на Красную площадь.

Церковь уцелела, но с Храма снесли кресты, разрушили колокольню, а в помещениях сначала устроили склад, а позднее отдали под нужды Общества Охраны памятников.

Церковь вернули верующим в 1991 году.

Сейчас Храм восстановлен, в нем проводятся Богослужения. Церковь входит в комплекс Подворья Патриарха Московского в Зарядье.

Не так давно археологи в подклете обнаружили элементы белокаменных сводов, возведенных еще Фрязиным. Это свидетельство истории Москвы скоро увидят все желающие.

Святая Покровительница Храма

Храм освящен в честь Святой Великомученицы Варвары. Эта женщина жила на рубеже третьих–четвертых столетий и была дочерью знатного финикийца Диоскора. Это были времена гонений на Учеников Христа, но Варвара искренне уверовала и приняла Крещение. Об этом узнал ее отец и заключил ее под стражу, пытаясь добиться, чтобы дочь отреклась от Веры. Но Варвара была непреклонна. Тога Диоскор выдал дочь городским властям. По приказу правителя Мартиана, Варвару жестоко пытали. Однако к девушке явился Сам Спаситель, он исцелил ее раны и велел ей ничего не боятся.