Главная · Зубная боль · Проект «Путешествие по планетам солнечной системы. Проект "Солнечная система" (4 класс)

Проект «Путешествие по планетам солнечной системы. Проект "Солнечная система" (4 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №23»

140250, Московская область, Воскресенский район

п. Белоозерский, ул. Молодёжная, д.39, тел. 44-55-084

E-mail: [email protected]

http://vos-licey-23.edumsko.ru/

ПРОЕКТ

на тему

«Солнечная система»

в номинации «Исследовательский проект»

ученика 4- В класса

Журавлева Данилы

Руководитель: Божко Марина Игоревна

г. Воскресенск

2016

Содержание

I . Введение 3

II . Основная часть 3

1. Солнце 3

2. Планеты Солнечной системы 4

3. Космические объекты Солнечной системы 7

4. Дальние объекты C олнечной системы 7

5. Практическая работа 8

III . Выводы 10

IV . Список литературы 11

V . Приложения 12

    Введение

На уроках «Окружающего мира» меня заинтересовал вопрос, как устроена Солнечная система. Мы выбрали небесные тела Солнечной системы как объект своего исследования.

Целью нашей работы является изучение небесных тел.

Задачи , которые мы поставили

    Изучить небесные тела Солнечной системы

    Исследовать изменения Луны

    Выяснить, каково влияние Солнца и Луны на жизнь людей

Мы выбрали тему "Солнечная система", потому что хотели больше узнать о Солнечной системе и космосе. Мне очень интересно было узнать, есть ли жизнь на Марсе? Какая планета самая холодная? Какие ещё есть космические объекты? Почему Луна меняет форму? Как происходит затмение? Как влияют небесные тела на жизнь человека?

Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет. Планеты земной группы: Меркурий , Венера , Земля и Марс (рис.1) . Эти планеты небольшого размера с каменистой поверхностью, они находятся ближе других к Солнцу. Планеты гиганты: Юпитер , Сатурн , Уран и Нептун (рис.2) . Это крупные планеты, состоящие в основном из газа и им характерно наличие колец, состоящих из ледяной пыли и множества скалистых кусков.

II . Основная часть

Первым небесным объектом, сведения о котором мы изучили, была звезда Солнце. Солнце (рис.3) представляет собой гигантский огненный шар очень высокой температуры. Что интересно, солнце светит почти белым светом, но у поверхности планеты Земля за счет сильного рассеивания приобретает желтый цвет, а при ясной погоде вместе с голубым цветом неба лучи Солнца вновь приобретают белое освещение. Солнце является единственной звездой в Солнечной системе, вокруг нее совершают свое движение все планеты системы.

Солнце самый главный источник тепла и энергии, благодаря которому при содействии других благоприятных факторов на Земле есть жизнь (рис 4). Наша планета Земля вращается вокруг своей оси, поэтому каждые сутки, находясь на солнечной стороне планеты, мы можем наблюдать рассвет и удивительное по красоте явление закат (рис 5), а ночью, когда часть планеты попадает в теневую сторону, можно наблюдать за звездами на ночном небе.

Солнце оказывает огромное влияние на жизнедеятельность Земли, оно участвует в фотосинтезе, помогает в образовании витамина D в организме человека. Солнечный ветер вызывает геомагнитные бури и именно его проникновение в слои земной атмосферы вызывает такое красивейшее природное явление, как северное сияние, называемое еще полярным. Солнечная активность меняется в сторону уменьшения или усиления примерно раз в 11 лет.

    Планеты Солнечной системы

Давайте начнем увлекательное знакомство с планетами Солнечной системы по порядку составленного мною «топа», в котором я учитывал то, чем планеты отличаются от остальных.

Самая маленькая и самая близкая к Солнцу планета Меркурий (рис.6) Название планете дали древние римляне, которые почитали бога Меркурия как покровителя воров, путешественников и торговцев. В Древней Греции её называли сразу двумя именами - Аполлоном (бог солнечного света, покровитель искусств и науки) утром и Гермесом (шустрый посланник богов) вечером. Причем греки не знали, что видят одну и ту же планету. Меркурий так медленно вращается вокруг своей оси, что проходя полный круг вокруг солнца, совершает оборот вокруг своей оси всего 1,5 раза, из-за чего солнечные сутки на планете длятся 58 земных суток.

Самая яркая планета – Венера. Планета получила своё название в честь Венеры , богини любви из римского пантеона. Венеру (рис.7) очень часто называют «сестрой» Земли, поскольку их размеры и масса очень приближены друг к другу, но существенные отличия наблюдаются в их атмосфере и поверхности планет. Ведь если большая часть Земли покрыта океанами, то на Венере увидеть воду просто невозможно. На Венере постоянно происходят вспышки молний.

Самая пригодная для жизни – планета Земля . Третья от Солнца Земля (рис.7), ставшая нашим домом, имеет спутник – Луну , в состав атмосферы входят важные элементы водорода, углерода, которые делают возможным на Земле жизнь. Поверхность Земли состоит на 2/3 из воды, остальная часть это континенты, где и в воде и на суше развивается жизнь. Земля единственная из всех планет Солнечной системы, имеет океаны, - они покрывают более семидесяти процентов ее поверхности. Кислород на Земле, не критическая температура на поверхности планеты и другие свойства дали благоприятную возможность для существования растительного, животного мира и жизни человека на Земле. Наша планета играет уникальную роль в Солнечной системе, ведь Земля – единственная планета, на которой есть жизнь ! Только на Земле присутствует атмосфера, в которой может дышать человек и все живые организмы. У планеты Земля есть один естественный спутник – Луна (рис. 9). Если не брать в расчет Солнце, то именно Луна является самым ярким светилом, которое можно наблюдать с Земли.

Наиболее таинственная и спорная планета - Марс (рис.10). Небольшая планета, которая представляется невооруженным глазом, известна как красная планета. Названа в честь Марса - древнеримского бога войны, соответствующего древнегреческому Аресу. Имеет два спутника – Фобос (страх) и Деймос (ужас). На важнейший из вопросов волнующий ученых – есть ли жизнь на Марсе - однозначный ответ так и не получен. Однако есть факты, свидетельствующие о том, что жизнь на планете могла быть в прошлом. Ученые постоянно получают косвенные свидетельства наличия жизни на марсе в прошлом, по крайней мере, на уровне микроорганизмов. Единственное явление, которое наблюдается на Марсе это пылевые бури, принимающие иногда глобальный марсианский размах.

Самая крупная планета в Солнечной системе , состоящая из газа, слои которого находятся в постоянных вихреобразных движениях - Юпитер (рис.11) – пятая от Солнца планета. Его масса Назван в честь верховного бога Юпитера у римлян и Зевса у греков. Размеры Юпитера превышают размеры Земли в 318 раз. Несмотря на большие размеры Юпитера, сутки на планете длятся около 10 часов. Интересной загадкой является Большое красное пятно (рис.12). Учёные считают, что это огромный ураган, который вращается со скоростью более 300 км\ч уже несколько столетий.

Наибольшее количество спутников у Сатурна. У него же самые ярко-выраженные кольца вокруг планеты , которые легко разглядеть в обычный телескоп (рис.13). Сатурн назван в честь римского бога Сатурна , аналога греческого Кроноса (Титана, отца Зевса). Эта удивительная и красивая планета имеет систему колец с миллиардами маленьких объектов: частиц льда, железных и каменных пород, а также много спутников - все они вращаются вокруг планеты.

Это самая холодная планета Солнечной системы , самая низкая зафиксированная температура равна -224°C. Планета Уран (рис.14) названа в честь греческого бога неба Урана. Это седьмая по счету планета солнечной системы, она имеет 27 спутников и 13 колец. Эта необычная планета видна наблюдателю в синих и зеленых цветах.

Самая «ветреная» планета Нептун (рис.15) - это последний из четырех газовых гигантов, принадлежащих солнечной системе. Из-за синего цвета планета получила свое название в честь древнеримского владыки океана - Нептуна. Сама атмосфера обладает повышенной активностью, где мощные ветра дуют со скоростью свыше 2000 км/ч, образуя огромные пятна размером с нашу планету.

  1. Космические объекты Солнечной системы

(рис.16) - несущиеся на огромной скорости и путешествующие по огромным орбитам, проложенным во вселенной, кометы, так называются эти небесные тела, состоят из яркой светящейся головы и невероятно длинного (до 100 миллионов км) шлейфа хвоста. Комета представляет собой небесное тело малых размеров, состоящее изо льда с вкраплениями пыли и каменных обломков. При приближении к солнцу лед начинает испаряться, потому за кометой остается хвост, растягивающийся порой на миллионы километров. Хвост кометы состоит из пыли и газа.

(рис.17) - подобно планетам, только совсем небольших размеров, астероиды вращаются вокруг Солнца, они имеют каменистую структуру поверхности и по некоторым характеристикам бывают похожи на небольшие планеты, поэтому их иногда называют "малые планеты". Наибольшее скопление астероидов находится между Марсом и Юпитером, эта зона получила название "пояс астероидов". Астероиды имеют самые разные размеры: маленькие от нескольких десятков сантиметров в диаметре, как кухонная кастрюлька, и крупные диаметром до 250 и выше км.

(рис.18) - падающие звезды - так называют метеорный дождь, который происходит каждый год в начале августа и в другие промежутки в течении года. Иногда "падающие звезды" метеориты можно увидеть невооруженным глазом, они мелькают, словно искорка.

    Дальние объекты Солнечной системы

Самая далекая в Солнечной системе планета (рис. 19) Ее называют «ледяная планета». По своим характеристикам могла бы относиться к земной группе планет, но с 2006 года по решению Международного Астрономического Союза Плутон причислили к карликовым планетам наряду с Эридой и Церерой.

    Практическая работа

Более всего нас интересовал спутник Земли и его влияние на людей и их жизнь. Откуда появились такие временные измерения как «месяц» и «неделя»? Как Луна влияет на жизнь людей?

Сама по себе поверхность на Луне очень темная, несмотря на то, что в лунную ночь мы хорошо видим Луну на ночном небе. Даже с Земли можно наблюдать пятна на ее поверхности. Первым, кто описал свойства и характеристики Луны, был итальянский астроном Галилео Галилей, он описал горы, кратеры и равнины на поверхности Луны. В XX веке 3 февраля 1966 года на Луну впервые прилунился спускаемый аппарат Луна-9, а несколькими годами позже 21 июля 1969 года на поверхность Луны впервые ступила нога человека.

В течение месяца мы наблюдали за изменениями Луны и заносили результаты наблюдений в наш дневник наблюдений «Фазы Луны»:

Дата

Вид Луны

07.09.2015 г.

13.09.2015 г.

19.09.2015 г.

26.09.2015 г.

В результате наблюдения подтвердилось, что в течение месяца Луна проходит четыре фазы. Она то «смотрит» на нас полным круглым диском, то начинает уменьшаться, становясь серпом, а потом и вовсе исчезает с небосвода, а затем опять является нам в виде растущего серпа (рис.20). Смена фаз происходит потому, что между Луной и Солнцем примерно в равные временные промежутки встает Земля. Поэтому тень нашей планеты заслоняет Луну – частично или полностью.

Каждая фаза Луны продолжается 7,4 земных суток, а отсчет лунных фаз начинается с новолуния. Каждая фаза Луны соответствует одной из четырех природных стихий - огню, земле, воздуху или воде. Через каждые 7 дней наступает новая лунная фаза.

Что бы правильно определить в какой фазе находится Луна, нужно знать одно интересное правило. Если её серп похож на дужку от буквы «Р», значит Луна растущая. Когда её дужка смотрит в противоположную сторону и напоминает букву «С», тогда Луна стареющая. Это очень легко запомнить и вы всегда сможете определить, молодая Луна только начала свой путь или старая Луна завершает свой цикл.

2016 год дает возможность наблюдать сразу 6 затмений. К ним относятся 4 частичных солнечных затмения и 2 полных лунных затмения, отличающиеся необычно большой длительностью.

Как же происходит затмение Луны? В результате проведенного опыта выяснилось, как происходит лунное затмение (рис.21) и почему Луна меняет форму на небосклоне. Тень от Земли перекрывает диск Луны и вместо светящегося лунного диска можно увидеть тёмный круг (рис.22). Для этого опыта мне потребовался фонарик и два разных по размеру шара.

Какова же роль Луны на людей? В результате наших исследований мы узнали, что роль Луны в жизни нашей планеты очень велика. Два раза в сутки уровень Мирового океана меняется – вода «наступает» на сушу по время приливов и «отступает» с отливом. Приливам и отливам океан обязан притяжению Луны. Когда Луна проходит над определенной точкой, происходит прилив – поднятие воды. Покидая эту точку Луна «отпускает» воду – так начинается отлив. Оказывается, Луна притягивает к себе воду. Так же Луна влияет на самочувствие и здоровье животных.

Интересуются ли мои одноклассники небесными объектами и их влиянием на землян? С этой целью был проведен опрос: «Что Вы знаете о Солнечной системе» в «4-В» классе (диаграмма 1). В результате выяснилось, что из 20 респондентов

    75% интересно узнавать новое о Солнечной системе

    80% опрошенных знают, как отличить фазы Луны

    90% - не знают, почему меняется форма Луны в течение месяца

После презентации проекта данные изменились (диаграмма 2):

    90% интересно узнавать новое о Солнечной системе

    98% опрошенных знают, что Луна меняет форму в течение месяца

    5% - не знают, почему меняется форма Луны в течение месяца

    Выводы

В состав Солнечной системы входят восемь больших планет. Они располагаются в соответствии с увеличением расстояния от центральной звезды: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Первые четыре планеты, в том числе и наша Земля, образуют Земную группу: они имеют твёрдые поверхности и сравнительно медленно вращаются вокруг своей оси. Следующие четыре планеты являются планетами – гигантами, или планетами типа Юпитера. Они намного больше по размеру, чем Земля, но менее плотные, состоят в основном из водорода и гелия и не имеют твёрдой поверхности.

Самая маленькая планета среди гигантов – Нептун, а наибольшая планета – Юпитер - по диаметру в 11 раз обогнала Землю.

Среди всех планет Земля выделяется тем, что находится от Солнца как раз на таком расстоянии, где не слишком холодно и не слишком жарко, так что на её поверхности существует жидкая вода и жизнь.

  • Я выбрал этот проект потому что я увлекаюсь астрономией


Таблица Солнечной системы


Солнечная система

  • СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА, состоит из центрального светила - Солнца и 9 больших планет, обращающихся вокруг него, их спутников, множества малых планет, комет и межпланетной среды.


Солнечная система

    СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА, система космических тел, включающая, помимо центрального светила - Солнца - девять больших планет, их спутники, множество малых планет, кометы, мелкие метеорные тела и космическую пыль, движущиеся в области преобладающего гравитационного действия Солнца. Образовалась Солнечная система около 4,6 млрд. лет назад из холодного газопылевого облака. В настоящее время с помощью современных телескопов (в частности космического телескопа им. Хаббла) астрономы обнаружили несколько звезд с подобными протопланетными туманностями, что подтверждает эту космогоническую гипотезу.


Как и кем открыта Солнечная система

    Общая структура Солнечной системы была раскрыта в середине 16 в. Н. Коперником, который обосновал представление о движении планет вокруг Солнца. Такая модель Солнечной системы получила название гелиоцентрической. В 17 в. И. Кеплер открыл законы движения планет, а И. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Изучение физических характеристик космических тел, входящих в состав Солнечной системы, стало возможным только после изобретения Г. Галилеем в 1609 телескопа. Так, наблюдая солнечные пятна, Галилей впервые обнаружил вращение Солнца вокруг своей оси.


Солнце

    СОЛНЦЕ, центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик спектрального класса G2; масса М~2.103 кг, радиус R=696 т. км, средняя плотность 1,416.103 кг/м3, светимость L=3,86.1023кВт, эффективная температура поверхности (фотосферы) ок. 6000 К. Период вращения (синодический) изменяется от 27 сут на экваторе до 32 сут у полюсов, ускорение свободного падения 274 м/с2


Горячие миры

  • МЕРКУРИЙ, планета, среднее расстояние от Солнца 0,387 астрономических единиц (58 млн. км), период обращения 88 сут., период вращения 58,6 сут., средний диаметр 4878 км, масса 3,3·1023 кг, в состав крайне разреженной атмосферы входят: Ar, Ne, He. Поверхность Меркурия по внешнему виду подобна луной.


Голубая жемчужина

  • ЗЕМЛЯ, третья от Солнца большая планета Солнечной системы. Благодаря своим уникальным, быть может, единственным во Вселенной природным условиям, стала местом, где возникла и получила развитие органическая жизнь.

  • Форма, размеры и движение Земли

  • По форме Земля близка к эллипсоиду, сплюснутому у полюсов и растянутому в экваториальной зоне. Средний радиус Земли 6371,032 км, полярный -6356,777 км, экваториальный -6378,160 км. Масса Земли 5,976·1024 кг, средняя плотность 5518 кг/м3.


Голубая жемчужина

    По современным космогоническим представлениям Земля образовалась примерно 4,6-4,7 млрд. лет назад из захваченного притяжением Солнца протопланетного облака. На образование первых, наиболее древних из изученных горных пород потребовалось 100-200 млн. лет. Примерно 3,5 млрд. лет назад возникли условия, благоприятные для возникновения жизни. Homo sapiens («Человек разумный») как вид появился примерно полмиллиона лет назад, а формирование современного типа человека относят ко времени отступления первого ледника, то есть около 40 тыс. лет назад.


Луна

  • ЛУНА, естественный спутник Земли, ближайшее к ней небесное тело. Особая роль Луны в космонавтике обусловлена тем, что она уже достижима не только для автоматических, но и для пилотируемых космических кораблей. Первым человеком, ступившим на поверхность Луны 21 июля 1969, был американский астронавт Н.


Красная планета

    МАРС, планета, среднее расстояние от Солнца 228 млн. км, период обращения 687 суток, период вращения 24,5 ч, средний диаметр 6780 км, масса 6,4*1023 кг; 2 естественных спутника - Фобос и Деймос. Состав атмосферы: СО2 (»95%), N2 (2,5%), Ar(1,5-2%), СО(0,06%), Н2О (до 0,1%); давление на поверхности 5-7 гПа. Участки поверхности Марса, покрытые кратерами, похожи на лунный материк. Значительный научный материал о Марсе получен с помощью космических аппаратов «Маринер» и «Марс».


Газовый гигант

    ЮПИТЕР (астрологический знак G), планета, среднее расстояние от Солнца 5,2 а. е. (778,3 млн. км), сидерический период обращения 11,9 года, период вращения (облачного слоя близ экватора) ок. 10 ч, эквивалент диаметра ок. 142 800 км, масса 1,90·1027 кг. Состав атмосферы: H2, CH4, NH3, He. Юпитер - мощный источник теплового радиоизлучения, обладает радиационным поясом и обширной магнитосферой. Юпитер имеет 16 спутников (Адрастея, Метида, Амальтея, Фива, Ио, Европа, Ганимед, Каллисто, Леда, Гималия, Лиситея, Элара, Ананке, Карме, Пасифе, Синопе), а также кольцо шириной ок. 6 тыс. км, почти вплотную примыкающее к планете.


Планета с кольцами

    САТУРН (астрономический знак H), планета, среднее расстояние от Солнца 9,54 а. е., период обращения 29,46 года, период вращения на экваторе (облачный слой) 10,2 ч, экваториальный диаметр 120 660 км, масса 5,68·1026 кг, имеет 30 спутников, в состав атмосферы входят СН4, Н2, Не, NН3. У Сатурна обнаружены радиационные пояса. Сатурн - планета, имеющая кольца (см. Кольца Сатурна).


Туманный Уран

    УРАН (астрономический знак I), планета, среднее расстояние от Солнца - 19,18 а. е. (2871 млн. км), период обращения 84 года, период вращения ок. 17 ч, экваториальный диаметр 51 200 км, масса 8,7·1025 кг, состав атмосферы: Н2, Не, СН4. Ось вращения Урана наклонена на угол 98 °. Уран имеет 15 спутников (5 открыты с Земли - Миранда, Ариэль, Умбриэль, Титания, Оберон, и 10 открыты космическим аппаратом «Вояджер-2» - Корделия, Офелия, Бианка, Крессида, Дездемона, Джульетта, Порция, Розалинда, Белинда, Пэк) и систему колец.


Бушующий Нептун

    НЕПТУН (астрологический знак J), планета, среднее расстояние от Солнца 30,06 а. е. (4500 млн. км), период обращения 164,8 года, период вращения 17,8 ч, экваториальный диаметр 49 500 км, масса 1,03.1026 кг, состав атмосферы: CH4, H2, Нe. Нептун имеет 6 спутников. Открыт в 1846 И. Галле по теоретическим предсказаниям У. Ж. Леверье и Дж. К. Адамса. Удаленность Нептуна от Земли существенно ограничивает возможности его исследования.


Плутон

    ПЛУТОН, планета, среднее расстояние от Солнца 39,4 а. е., период обращения 247,7 лет, период вращения 6,4 сут, диаметром ок. 3000 км, масса ок. 1,79.1022 кг. На Плутоне обнаружен метан. Плутон - двойная планета, его спутник, примерно в 3 раза меньший по диаметру, движется на расстоянии всего ок. 20 000 км от центра планеты, делая 1 оборот за 6,4 сут.


Кометы

  • КОМЕТЫ (от греч. kometes, букв. - длинноволосый), тела Солнечной системы, движутся по сильно вытянутым орбитам, на значительных расстояниях от Солнца выглядят как слабо светящиеся пятнышки овальной формы, а с приближением к Солнцу у них появляются «голова» и «хвост». Центральная часть головы называется ядром


Галактика

    ГАЛАКТИКА (от греч. galaktikos - млечный), звездная система (спиральная галактика), к которой принадлежит Солнце. Галактика содержит не менее 1011 звезд (общей массой 1011 масс Солнца), межзвездное вещество (газ и пыль, масса которых составляет несколько процентов массы всех звезд), космические лучи, магнитные поля, излучение (фотоны). Большинство звезд занимает объем линзообразной формы поперечником ок. 30 тыс. пк, концентрируясь к плоскости симметрии этого объема (галактической плоскости) и к центру (т. н. плоская подсистема Галактики).


Галактика

    Меньшая часть звезд заполняет почти сферический объем радиусом ок. 15 тыс. ПК (т. н. сферическая подсистема Галактики), концентрируясь к центру (ядру) Галактики, который находится от Земли в направлении созвездия Стрельца. Солнце расположено вблизи галактической плоскости на расстоянии ок. 10 тыс. ПК от центра Галактики. Для земного наблюдателя звезды, концентрирующиеся к галактической плоскости, сливаются в видимую картину Млечного Пути.


Млечный Путь

  • 1) пересекающая звездное небо неярко светящаяся полоса. Представляет собой огромное количество визуально неразличимых звезд, концентрирующихся к основной плоскости Галактики. Близ этой плоскости расположено Солнце, так что большинство звезд Галактики проецируется на небесную сферу в пределах узкой полосы - Млечного Пути.







Юпитер Древние астрономы назвали эту планету именем древнеримского бога неба, грома, молнии и дождя. Юпитер - настоящий гигант, самая большая планета Солнечной системы. Для невооруженного глаза это яркое желтое светило, которое своим блеском затмевает все планеты, за исключением Луны и Венеры. Он светит даже ярче, чем Сириус - самая яркая звезда на нашем небосклоне.


Юпитер имеет мощную атмосферу высотой 50 км, состоящую на 90% из водорода и на 10% гелия. В нижних слоях атмосферы обнаруживаются также аммиак, сероводород, метан, гидросульфид аммония, вода и другие простые соединения, которые образуют облака. Большая часть Юпитера находится в жидком состоянии. Верхний слой - это смесь водорода и гелия толщиной 20 тыс. км, постепенно меняющая свое состояние по направлению к ядру от газообразного к жидкому, под влиянием повышения температуры и давления. Движение облаков в атмосфере Юпитера




Планета названа в честь римского бога земледелия. Впервые наблюдал Сатурн через телескоп в годах, Галилео Галилей. Сатурн


Основными химическими элементами, составляющими Сатурн, являются водород и гелий. Эти газы переходят при высоком давлении внутри планеты сначала в жидкое состояние, а затем (на глубине 30 тыс. км) в твердое, поскольку в существующих там физических условиях (давление 3 млн. атм.) водород приобретает металлическую структуру. В этой металлической структуре создается сильное магнитное поле. Ниже слоя металлического водорода располагается ядро из более тяжелых элементов.


Уран Уран, как и большинство планет Солнечной системы, был назван в честь божества. В данном случае Урана - бога неба и поднебесья. В антической мифологии Уран был сыном Кроноса (Сатурна). Открыл эту планету английский астроном Вильям Гершел в 1781 году.



Нептун Обнаружен 23 сентября 1846 г. Иоганном Галле и Гейнрихом д Арре на основе расчетов Урбена Леверье. Нептун стал первой планетой, открытой благодаря математическим расчётам, а не путём регулярных наблюдений. Иногда Нептун помещают в отдельную категорию « ледяных гигантов». Нептун назван в честь древнеримского бога морей, который правит океанами, реками, ручьями и источниками, а также всем скрытым под водой. В астрологии Нептун считается планетой идеализма и духовности.


Нептун. Внутреннее строение Нептуна напоминает внутреннее строение Урана. Атмосфера составляет примерно 1020 % от общей массы планеты, и расстояние от поверхности до конца атмосферы составляет 1020 % расстояния от поверхности до ядра. Вблизи ядра давление может достигать 1000 Па. Объёмные концентрации метана, аммиака и воды найдены в нижних слоях атмосферы.


Планета имеет 13 спутников и 6 колец. Первый спутник Нептуна был открыт в 1846 году Уильямом Ласселом практически одновременно с планетой и получил имя Тритон. Спутник Тритон отличается от других тем, что еще и имеет обратное движение по направлению орбиты. Другой спутник Нептуна Нереида был открыт гораздо позже в 1949 году, а во время космической миссии к аппарата "Вояджер-2" были обнаружены сразу несколько малых спутников планеты. Этот же аппарат открыл и целую систему слабо освещенных колец Нептуна. На данный момент последний из открытых спутников это Псамафа в 2003 году.




ПЛУТОН Она была открыта в марте 1930 года американским астрономом К. Томбо. Позже она была найдена и на более ранних фотографиях неба, начиная с 1914 года. Замечательная история открытий Нептуна и Плутона в действительности начинается с открытия Урана, потому что, не будь наблюдений Урана, два более поздних открытия могли бы задержаться на многие годы. Карликовая планета Плутон названа в честь римского бога подземного мира. В римской мифологии, Плутон был сыном Сатурна, который с тремя своими братьями правил миром: Юпитер контролировал небо, Нептун был владыкой морей...




СПУТНИКИ ПЛУТОНА У Плутона обнаружено четыре спутника: Харон (назван в честь паромщика ада), Никс (в честь греческой богини ночи и тьмы), Гидра (по имени девятиглавой змеи, охраняющей ад) и пока еще безымянного спутника S/2011 P 1, который был открыт совсем недавно (в 2011 году).


МЕРКУРИЙ Эта планета находится ближе всех к солнцу. Меркурий полностью обходит вокруг солнца за восемьдесят восемь суток земных. Вокруг своей оси он обходит за неполных шестьдесят суток, что по меркурианским меркам – две трети года. Температура на поверхности меркурия может колебаться очень сильно, от градусов на стороне солнца и до градусов с теневой стороны. В нашей солнечной системе эти перепады являются самыми сильными. У Меркурия можно наблюдать такое необычное явление, которое получило название эффект Иисуса Навина. Когда солнце на Меркурии доходит до определенной точки, оно останавливается и начинает идти в обратную сторону, а не как на Земле – должно обойти полный круг вокруг планеты. Меркурий является самой маленькой планетой группы Земли. Планета Меркурий названа в честь римского бога торговли и путешествий Меркурия.


Строение планеты Меркурий Средняя плотность Меркурия почти равна плотности Земли. Меркурий имеет железное ядро, на долю которого приходится 70% массы и 75% общего диаметра планеты. Обнаружено и магнитное поле, по напряженности составляющее лишь около сотой части напряженности поля Земли, но его существование служит дополнительным доказательством существования металлического ядра.


ВЕНЕРА Она носит имя богини любви. Одна из планет земной группы, по своей природе подобная Земле, но меньше по размеру. Как и Земля, она окружена достаточно плотной атмосферой. Венера подходит к Земле ближе любой другой планеты. Венера вращается вокруг своей оси, отклонённой на 2° от перпендикуляра к плоскости орбиты, с востока на запад, то есть в направлении, противоположном направлению вращения большинства планет. Один оборот вокруг оси занимает 243,02 земных суток. Температура на поверхности Венеры (на уровне среднего радиуса планеты) около 750 К (477 °C), причём её суточные колебания незначительны. Давление около 93 атм, плотность газа почти на два порядка выше, чем в атмосфере.


У Венеры жидкое железное ядро, но в нем не возбуждается магнитное поле, вероятно, из-за медленного вращения Венеры. На поверхности Венеры обнаружены кратеры, разломы и другие признаки протекавших на ней интенсивных тектонических процессов. Отчетливо просматриваются и следы ударной бомбардировки. Поверхность покрыта камнями и плитами различных размеров; поверхностные породы близки по составу к земным осадочным породам.


Земля Земля́ третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы. Иногда упоминается как Мир, Голубая планета, иногда Терра (от лат. Terra) Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из солнечной туманности около 4,54 миллиарда лет назад и вскоре после этого приобрела свой единственный естественный спутник Луну. Предположительно жизнь появилась на Земле примерно 3,9 млрд лет назад, то есть в течение первого миллиарда после её возникновения. Приблизительно 70,8 % поверхности планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. На материках расположены реки, озёра, подземные воды и льды, вместе с Мировым океаном они составляют гидросферу. Жидкая вода, необходимая для всех известных жизненных форм, не существует на поверхности какой-либо из известных планет и планетоидов Солнечной системы, кроме Земли. Полюса Земли покрыты ледяным панцирем, который включает в себя морской лёд Арктики и антарктический ледяной щит.


Спутник Земли Луна - единственный естественный спутник Земли, находится от нее на расстоянии 384,4 тыс. км. Наклон орбиты к плоскости эклиптики 58",7. Масса Луны составляет 0,0123 массы Земли или 7, кг. Диаметр Луны чуть больше четверти земного (0,273) или км. Луна - это большой спутник, 5-ое место среди известных естественных спутников в Солнечной системе. Луна - единственный естественный спутник Солнечной системы, который притягивается Солнцем сильнее (в 2 раза!), чем "своей" планетой.


МАРС Планета Марс названа так древними римлянами в честь бога войны. Марс обращается вокруг Солнца на расстоянии в полтора раза большем, чем Земля. Он завершает облет Солнца за 687 земных суток. Диаметр Марса почти вдвое меньше диаметра Земли. Марс вращается вокруг оси почти с такой же скоростью, как Земля, сутки его лишь на 37 мин длиннее земных. У Марса есть два спутника Фобос и Деймос. планета Марс окружена разреженной атмосферой, состоящей в основном из углекислого газа, дышать в таких условиях человек не смог бы. Поверхность Марса отчасти напоминает лунную. Она усеяна множеством кольцеобразных гор кратеров. Есть на Марсе и горные хребты, и ущелья. В полдень на экваторе Марса тем- пература иногда повышается до плюс 20 С. Но по ночам всюду очень холодно морозы нередко достигают минус 140 С.




Фобос и Деймос – естественные, но очень маленькие, спутники Марса. Они имеют не правильную форму, и по одной из версий, представляют собой, захваченные гравитацией Марса, астероиды. Спутники Марса Фобос (страх) и Деймос (ужас) – это герои древнегреческих мифов, в которых они помогали богу войны Аресу (Марсу), побеждать в сражениях. В 1877 году, их открыл астроном из Америки Асаф Холл. Вращение обоих спутников по своей оси происходит с одинаковым периодом, как и вокруг Марса, за счет этого они все время обращены к планете одной стороной. Деймос постепенно удаляется от Марса, а Фобос наоборот, притягивается еще больше.



Интересные факты солнечной системы: Юпитер всасывает космический мусор. В нашей системе есть 5 карликовых планет: Плутон Церера (Ceres) Эрида (Eris) Хаумея (Haumea) Макемаке (Makemake) Один день на Меркурии соответствует 58 дням на Земле Времена года на Уране продолжаются по 20 лет Венера самая горячая планета


Вывод на поставленный вопрос. Солнце освещает всегда половину Луны, но мы видим полностью освещённую Солнцем половину только когда Луна и Солнце находятся с разных сторон от Земли (Земля в этом случае не закрывает свет Солнца, падающий на Луну, потому что плоскость орбиты Луны и Земли отстоят на небольшой угол, когда плоскости совпадают - происходит Лунное затмение - соответственно оно может происходить только в полнолуние). А значит полную Луну нельзя увидеть вместе с Солнцем. Когда Солнце и Луна по отношению к Земле составляют другой угол, то видимая и освещённая половины Луны не совпадают, а мы видим только их совпавшую часть. Чем меньше эта часть, тем ближе Луна к Солнцу на небосводе и тем большее время её можно наблюдать вместе с Солнцем. То есть полную Луну можно увидеть вместе с Солнцем только из приполярных областей, но они будут возле горизонта в противоположных сторонах.

Гончаров Андрей,Федоров Матвей.

Тема проекта «Путешествие по планетам солнечной системы»

Работа состоит из введения, двух глав, заключения.

Во введении раскрывается актуальность, цель проекта, задачи.

В первой главе описывается процесс образования солнечной системы, а также дается характеристика планет.

Во второй главе разработан проект «Путешествие по планетам солнечной системы»

Заключение посвящено основным выводам по проекту.

Имеется приложение в виде презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ЛЕКСИС»

Проект

на тему:

«Путешествие по планетам солнечной системы»

Выполнили:

Ученики

3 и 4 классов

Гончаров Андрей,

Федоров Матвей.

Руководители:

Учителя начальных классов

Дьякова Т. В.,

Ващебрович Н. В.

2014год

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1.Образование солнечной системы. Характеристики планет солнечной системы……………………………………………………………………….……..4

Глава 2. Организация работы над созданием моделей планет солнечной

системы……………………………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………..….11

Используемая литература и электронные ресурсы..…………………………...12

Введение

Средства массовой информации грозят почти каждый год всемирным апокалипсисом. Человечество должно искать выход из сложившейся ситуации. Таким выходом может стать эвакуация на другую планету.

На сегодняшний день ученые не нашли признаков жизни на других планетах. Но современные технологии позволяют открывать все новые и новые горизонты в науке. И возможно, в будущем мы сделаем открытие, которое поможет нам создать условия для жизни на других планетах. Для открытия нового необходимо изучить уже известные факты.

Цель проекта: расширить знания о планетах солнечной системы и создать макеты планет солнечной системы.

В задачи данного проекта входит:

Описать процесс образования солнечной системы;

Охарактеризовать планеты солнечной системы;

Разработать и реализовать проект «Путешествие по планетам солнечной системы».

В ходе работы над проектом были использованы следующие методы : анализ научной литературы по данной теме, видеоматериалов, интернетресурсов;систематизация и обобщение полученной информации; проектирование и конструирование моделей изучаемых объектов.

Глава 1.Образование солнечной системы.

Характеристика планет солнечной системы.

Наша Вселенная полна тайн и загадок. И уже много тысяч лет люди наблюдают за звездами, пытаясь проникнуть в их тайны.

Вселенная – это весь известный нам мир, вся материя, от мельчайших частиц до самых огромных звезд. (Марк А. Гарлик,2013) Частью Вселенной является и наша солнечная система.

По мнению ученых у нашей Вселенной богатое прошлое. Большинство ученых считает правильной теорию Большого взрыва. (Хаббл, 1930)

Большой взрыв – это теория, и споры ученых не прекращаются до сих пор, исследования продолжаются.

Как теория большого взрыва объясняет происхождение солнечной системы?

14 млрд лет назад … Тогда не существовало ни пространства ни времени, все было сосредоточено в плотном ядре, наполненном теплом и энергией.

Внезапно оно стало расширяться, и произошел невероятной силы взрыв, который и назвали Большим взрывом.

Этот взрыв породил все, из чего состоит наш мир: элементарные частицы и связывающие их силы.

По мере остывания и расширения Вселенной из огромного множества этих элементарных частиц стали возникать сгустки, которые медленно объединялись в более крупные объекты. Из них постепенно образовались звезды, галактики, планеты.

В том числе и наша галактика, которая называется Млечный путь. Ученые считают, что Солнечная система образовалась 5 млрд лет назад из вращающегося газопылевого облака протосолнечной туманности.

Туманность сжалась под действием собственного тяготения, и в ее центре сформировалось Солнце, а вокруг кольца «строительного мусора», которые постепенно слипались, образуя шарообразные тела разного размера – планеты Солнечной системы.

В центре нашей солнечной системы звезда по имени Солнце - гигантский газовый шар. Ее масса 330 тыс. раз больше массы земли. Солнечная энергия поддерживает жизнь на Земле, энергия возникает в результате ядерных реакций около гелиевого ядра и достигает поверхности через миллионы лет. Поверхность Солнца напоминает кипящий суп в глубокой кастрюле. Из недр, которого постоянно, как пузыри при кипении, поднимаются потоки газа высокой температуры. (Афонькин С.Ю., 2012)

Первой от Солнца планетой является Меркурий. Эта планета получила своё название в честь римского бога торговли. Меркурий самая быстрая планета. Год на нем равен 88 земным суткам. А день сменяет ночь всего один раз в году. Из-за этого днём жара до + 360 С, а ночью – ледяной холод до – 160 С. Поверхность каменистая и пустынная. В жизни Меркурия было много столкновений с различными метеоритами и от этого его поверхность испещрена различными по размеру кратерами. А внутри он тверд, сердце планеты из железа и никеля.

Венера вторая от Солнца планета. Она носит имя богини красоты и выглядит, как очень яркая звезда, ещё Венеру называют «утренней звездой». Планета может сиять серебристым светом, и очень похожа на Землю, почти такого же размера. Под ее облачной шубкой стоит невыносимая жара. Год на Венере составляет примерно 224 земных суток, а день меняет ночь через 243 земных суток.

Третья планета солнечной системы – Земля. Ее назвали в честь богини Земли Геи. Температура на ней позволяет большей части воды быть в жидкомсостоянии, наполнять наши океаныи моря, реки и озёра, а не испаряться полностью и не замерзать совсем. Вода играетчуть ли не самую главную роль и для жизни, и в жизни всех других живых существ, без неё жизнь на Земле была бы невозможна. Другой очень важной особенностью является то, что атмосфера Земли, в отличиеот других планет, пригодна для дыхания живых существ благодаря тому, что в ней в достаточном количестве содержится необходимый нам кислород. Правда это ужезаслуга растений, которые тоже не смогли бы возникнуть и существовать без воды. У Земли есть спутник, который зовется Луна.

Последняя планета земной группы – Марс. Четвёртая от Солнца планета, названная в честь бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность Марса содержит большоеколичество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Ночью моя температура опускается доминус 85°С.Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звалиСыновей бога войны). Фобос и Деймос лишены атмосферы. И всегда обращены к Марсу одной стороной. Их поверхность покрыта кратерами. (Асаф Холл,1877)

Юпитер - самая большая планета в Солнечной системе. Она носит имя самого главного римского бога Юпитера. Состоит из газов. В его цветастой атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы. Полный оборот вокруг Солнца Юпитер совершает за 12 земных лет, а день мой равен 9 ч 55мин.16 спутников вращаются вокруг него, а так же кольцо из пыли и каменных частиц. Самым крупный спутником в Солнечной системе является Ганимед. Его радиус составляет 2631 км. Мантия его состоит из водяного льда,а внутри каменное ядро. Этот спутник назвали в честь сына троянского царя Троса.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Сердце железно-каменное, а снаружи газ. Температура на поверхности составляет -175С. День на Сатурне длится 10 ч 40 мин, а год 29 земных лет. У Сатурна обнаружили 30 спутников, самый большой и них это Титан. Атмосфера Титана из азота, и океан из этана и метана. В древнегреческой мифологии его именем называли детей бога неба Урана и богини земли Геи.

Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов. Назвали его в честь древнегреческого бога неба. Вокруг солнца Уран облетает за 84 года, а вокруг своей оси оборачивается за 17 ч 14 мин. Наклон его оси составляет 98 градусов, вот почему эта планета вращается лежа на боку.

Нептун восьмая от Солнца. Носит имя римского бога морей и мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности – минус 200°С. Год на Нептуне длится 165 земных лет, а день 16 ч 3 мин

Глава 2. Организация работы

над созданием моделей планет солнечной системы

Мы решили сделать свою модель планет солнечной системы. Какой материал выбрать? Наша инсталляция с составляющими ее объектами должна соответствовать по форме, цвету реальным объектам солнечной системы, также должна содержать адаптированный теоритический материал, понятный детям разного возраста. Наши планеты не должны быть хрупкими или тяжелыми: дети захотят их подержать в руках.

Для изготовления моделей планет мы выбрали технику папье-маше,которая позволяет создать любую форму, легко красится.

Мы сделали заготовки шарообразной формы разные по размеру, так как есть планеты Земной группы и планеты-гиганты, которые отличаются друг от друга размерами. Потом мы их раскрасили согласно цветовым особенностям планет солнечной системы.

Меркурий – самый маленький шар серого цвета, так как это самая маленькая планета, состоящая из железа и никеля.

Венера – шар желто-коричневого цвета. Самая жаркая планета солнечной системы. Но мы знаем, что поверхность Венеры удалось рассмотреть только тогда, когда ее поверхность сфотографировала станция, находящаяся на орбите Венеры. Сама планета буквально окутана очень плотной, мощной атмосферой, состоящей из углекислого газа и серной кислоты. Мы «сделали» атмосферу из ваты.

Земля – сине-зеленый шар, потому что на Земле есть вода. Планета тоже имеет атмосферу, но совсем другую, нежели на Венере. Земная атмосфера состоит, в основном, из кислорода, и она задерживает опасное солнечное излучение и вместе с тем сохраняет большую часть тепла.

Марс – красный шар, потому что Марс еще называют красной планетой. Такой цвет объясняется тем, что поверхность этой планеты покрыта пылью из оксида железа(или попросту ржавчиной). На Марсе самые высокие горы во Вселенной, а вот и Олимп, она вздымается на высоту 20 км и занимает площадь размером с Англию.

Юпитер- самый большой шар желто-коричневого цвета. Эта самая большая планета солнечной системы. А вот знаменитое Большое Красное пятно-это гигантская буря, которая бушует там по меньшей мере 300 лет. (Джованни Кассини, 1665)

Сатурн-особенностью этой планеты являются кольца, состоящие из обломков льда и камней. И мы их сделали.

Уран и Нептун-похожи и по размерам, и по цвету, - голубовато-зеленые шары, потому что их атмосфера состоит из водорода, гелия и метана. Именно метану они обязаны своим голубоватым цветом. Но есть и различия: Уран- единственная планета солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, лежа на боку, потому что наклон его оси составляет 98 градусов.

Создавая нашу модель солнечной системы, мы постарались отобразить наиболее яркие особенности каждой планеты, чтобы ребята их визуально запомнили. А для ребят постарше мы приготовили книжки-помощники, в которых мы разместили интересный материал о каждой планете. Книжки круглые по форме и их обложки по цвету соответствуют каждой планете.

Заключение

Мы «побывали» на всех планетах Солнечной системы. Узнали много нового и интересного. Изучив особенности планет, мы пришли к выводу, что не на одной планете солнечной системы жизнь пока зародиться не может, т. к. для ее появления необходимы кислород и вода. Мы убедились, что в достатке эти компоненты есть только на нашей планете - Земля. Но мы знаем, что 4,5 миллиарда лет назад Земля была похожа по характеристикам на Венеру, и, возможно, Венера, в будущем, приобретёт параметры необходимые для зарождения жизни.

Приподняв завесу тайн Вселенной, мы открыли для себя еще множество объектов для изучения.

Используемая литература и электронные ресурсы

Список литературы:

Список используемой литературы:

Вселенная/Пер. с итал. О. Позднеевой.- М.:Эксмо, 2012

Универсальная школьная энциклопедия. Т1,Т2/Главный ред. Е. Хлебалина –М.:Аванта, 2003.

Детская иллюстрированная энциклопедия/Глав.ред. Е. Мирская

Космос.- СПб: «БКК»,2012.

Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Космос/Авт. Сост. Т.И. Гонтарук. – М.: АСТ, 1996.

Детская энциклопедия/Глав.ред.А. И. Маркушевич-М.: Педагогика,1971

Я открываю мир: Изд. Для досуга: Земля-Ч.: АРКЕБУС,2008.

Что такое наука? Энциклопедия для любознательных- М.: Эксмо, 2010.

Космические корабли: Научно-поп. Изд.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС.2001

Изобретения/Пер. с англ. В.А. Гришечкина.-М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011.

Скажи мне почему/Пер. с франц. Е. Агафоннинкова-М.:Махаон,2013

Иллюстрированный атлас/Земля-М.:Махаон,2013

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №4 г. Чехова
Проект
ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Подготовили: ученики 4-Б класса
Руководитель: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Натопта Елена Николаевна
2013-2014 учебный год
Содержание:
Введение………………………………………………………………
Основная часть………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………
Введение
Образовательный проект по планетам Солнечной системы выполнен учащимися 4-го Б класса в рамках предмета "Мир вокруг нас". Сформулированные цели и задачи определили пути обработки информации по следующим вопросам: почему планета имеет такое название; кто и когда обнаружил ее существование; где расположена планета относительно Солнца; какие существуют спутники планеты; какое строение имеет планета и каково ее население?
Название проекта: «Планеты солнечной системы»
Руководитель проекта: Натопта Е.Н., учитель начальных классов

Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 4-б класс (10 лет).

Тип проекта по масштабу применения: групповой (для учащихся одного класса).

Тип проекта по продолжительности выполнения: кратковременный

Тип проекта по характеру деятельности учащихся: образовательный
Тип проекта по предметно-содержательной области: межпредметный, выполняется в урочное и внеурочное время.

Тип проекта по характеру управления: непосредственный (учащиеся имеют возможность общения с учителем «здесь и сейчас»).

Мотивационный компонент: «Что мы знаем о звёздах и планетах?»
Цель проекта для учеников: учиться работать над групповым проектом, самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать свои собственные творческие и деловые возможности.
Цель проекта для учителя: учить работать в парах и группах, контролировать и оценивать свою работу; развивать познавательный интерес обучающихся, формировать речевую, коммуникативную и информационную компетентности.
Основная часть
Этапы работы над проектом:
1 Этап. Разработка проектного задания
Задачи этапа:
- определение темы, уточнение целей;
- выбор рабочих групп и распределение ролей;
- определение источников информации
1 группа – найти информацию об Уране, Нептуне, Плутоне, подготовить шапочки для мини-спектакля
2 группа – найти информацию о Солнце, нарисовать, сделать макет планет Солнечной системы
3 группа – найти материал о Меркурии, Венере, Земле, нарисовать планеты
4 группа – найти материал о Марсе, Юпитере, Сатурне, нарисовать планеты
2 Этап. Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов, обсуждение конкретных выходов по проекту (газета, альбом, плакат, сценка).
Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.
Учащиеся вместе с родителями работают с информацией, находят материал в библиотеке, интернете. Работают индивидуально, в группах, парами, согласно распределению ролей. Учитель наблюдает, консультирует.
3.Этап. Исследование: Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения.
4. Этап. Анализ и обобщение:
1. Каждая группа (1-2 чел.) докладывают учителю о результатах работы.
2. Презентация - выступления с докладами от групп (1-2 человека от группы представляет работу).
3. Обмен мнениями о ходе деятельности, трудностях и путях их преодоления.
5.Этап. Представление проекта в виде мини-спектакля: Выступление перед одноклассниками, на параллели перед учащимися, перед родителями, на научно- практической конференции.
6.Этап. Оценка результата и процесса: Рефлексия деятельности, анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.

Мини-спектакль «Планеты Солнечной системы»
1 группа
«Солнце»: «Блуждающая звезда»... Так переводится с греческого языка слово планета. Планеты не занимают определенного места на звездном небе, а блуждают среди звезд. Это происходит оттого, что они вращаются вокруг Солнца.
Ближе всех к Солнцу расположен Меркурий. За 88 земных суток он совершает оборот вокруг Солнца.
«Меркурий»: Я - Меркурий – первая планета от Солнца.
Я нахожусь ближе всех к Солнцу, и днем на мне жарче, чем в любой точке Земли примерно в семь раз. Зато ночью становится очень холодно, ниже нуля – у меня нет атмосферы, и тепло не сохраняется. Я – самая маленькая из «внутренних планет» и вращаюсь вокруг Солнца гораздо быстрее, чем все другие планеты. Недаром меня назвали в честь покровителя путешественников и вестника богов в римской мифологии. Поверхность каменистая и пустынная.
«Солнце»: Даже при свете Солнца, в лучах утренней и вечерней зари, когда уже исчезли другие звезды, на небе можно разглядеть яркую звезду. Но, увы, это не звезда. Это планета отражает солнечный свет. Поэтому кажется светящимся шаром. С Земли видна лишь одна сторона этой планеты.
«Венера»: Я - Венера – вторая планета от Солнца.
По своим размерам я схожа с Землей, а мою поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера у меня почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло, и потому на Венере постоянно высокая температура. Я – самая яркая из девяти планет Солнечной системы и вращаюсь не так, как остальные планеты, а наоборот: Солнце всходит на западе и заходит на востоке. Планета Венера носит имя богини красоты.
«Земля»: Земля – третья планета Солнечной системы. Это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. «Живую» оболочку планеты образуют микроорганизмы, растения, животные, люди.
«Солнце»: Если на ночном небе Вы заметите красноватую звездочку, которая Вам подмигивает, то знайте – это наш ближайший сосед – планета Марс. Когда ученые сфотографировали эту планету, то оказалось, что марсианская земля красновато-бурого цвета, а небо тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли. Пыль лежит толстым слоем на дне кратеров, на склонах гор, в долинах и глубоких оврагах. Стоит подняться ветру, как начинается пылевая буря. Она длится несколько месяцев. Потом пыль оседает, проясняется небо. Марс успокаивается.
«Марс»: Я Марс. Марс меньше Земли примерно в 2 раза, а находится в 1,5 раза дальше от Солнца. Поэтому получает от Солнца меньше тепла. Днем здесь можно загорать, но с заходом Солнца резко холодает. Ночью ударяет мороз. Но ни купальник, ни шуба Вам не понадобятся для путешествия по этой планете! Ее атмосфера непригодна для дыхания.
Все: Мы- каменные планеты!
2-я группа
«Солнце»: Ярко-белой звездой сияет на небосводе Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы. Его диаметр около 140 тысяч км. Год Юпитера равен почти 12 земным годам. Эта планета богата на спутники.
«Юпитер»: Я - Юпитер, самая большая планета Солнечной системы. Я так велик, что внутри меня могли бы уместиться остальные восемь планет. У меня небольшое твердое ядро, окруженное бурлящей массой жидкого водорода. Я очень быстро вращаюсь вокруг своей оси, из-за чего моя средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Я имею цветастую атмосферу и 16 спутников, а в моей атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы.
«Солнце»: Он окружен великолепными плоскими кольцами, которые составляют как бы одно кольцо. Внутри него можно уложить три раза земной шар. Кольцо Сатурна не сплошное, оно состоит из мелких спутников, расположенных в одной плоскости.
«Сатурн»: Я - Сатурн.
Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, меня легко узнать по окружающим меня красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твердых частичек (лед и камень). Я состою из водорода и гелия и являюсь наименее плотной из всех девяти планет Солнечной системы. Как это ни удивительно, я вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который меня можно было бы опустить. Планета Сатурн названа в честь римского бога земледелия.
«Солнце»: В 1781 году была открыта новая планета, которая больше Земли в 73 раза. Это Уран. Французский ученый Леверье выяснил, что за 60 лет планета отклонилась от вычисленной орбиты.
«Уран»: Я - Уран. Уран был впервые замечен в 1781 году астрономом-любителем Вильямом Гершелем. От солнца я удален на расстояние 2 миллиардов 735 миллионов километров, и поэтому здесь очень холодно. Я в основном состою из гелия и водорода, а содержащийся в моей атмосфере газ метан придает мне зеленый цвет.
«Солнце»: При наблюдении в телескоп планета имеет вид зеленоватого диска, лишенного каких-либо деталей. Это неудивительно. Ведь планета удалена от Солнца на 4,5 миллиарда километров.
«Нептун»: Я - Нептун. Нептун очень похож на Уран, только размером поменьше. От меня до Солнца 4 миллиарда 345 миллионов километров, поэтому здесь стоят лютые морозы. Температура на моей поверхности – минус 200 градусов. Планета Нептун носит имя римского бога морей.
«Солнце»: Самой маленькой планетой считался Плутон. Возможно, из-за своей величины ей пришлось покинуть список планет. В Солнечной системе очень много малых планет диаметром от нескольких сотен метров до сотен километров. Они называются астероидами. Так что у наших ученых есть возможность для открытия новых планет.
«Плутон»: Я - Плутон. Впервые Плутон заметили в 1930 году. Я самая маленькая и самая легкая планета Солнечной системы. Мой диаметр – всего лишь 2400 километров. Плутон меньше Луны. Планета Плутон названа в честь римского бога – повелителя царства мертвых. температура на моей поверхности – минус 230 градусов.
Все: Мы- газовые планеты!
(Все выходят и становятся в ряд)
«Солнце»: Ребята, выучите считалочку, которая поможет вам запомнить расположение планет в Солнечной системе!
Раз Меркурий.
Два – Венера.
Три – Земля.
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер.
Шесть – Сатурн.
А еще – Уран, Нептун,
И, конечно же, Плутон. Наше Солнце чемпион!
Заключение
Данный проект является серьёзной самостоятельной работой учащихся 4-го «Б» класса.
В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы со словарем, книгой, Интернетом. Работа в группах, взаимодействие с взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдовой презентации.
Работа в рамках проекта получается интересной, увлекательной, познавательной. Позволяет раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты.
Литература
Астрономический календарь - М., «Наука», главная редакция физико-математической литературы, 1995г.
Большая Серия Знаний «Вселенная» - М., 2006г.
БронштейнВ.А. «Планеты и их наблюдения» - М., «Наука».
Клушанцев П. «Отзовитесь Марсиане!» - М., «Детская литература», 1995г.
«Наука» энциклопедия - М., 1995г.
«Наука», главная редакция физико-математической литературы - М., 1984г.
«На зов таинственного Марса» - М., «Детская литература», 1991г.
«Про луну и про ракету» - М.,«РОСМЕН», М., 1999г.
Энциклопедия для детей «Аванта +» - М., 1998г.