Главная · Прорезание зубов · В случае соответствия объекта сертификации на основании. Общие понятия о сертификации, объекты и цели сертификации. Участники и процедура обязательной сертификации

В случае соответствия объекта сертификации на основании. Общие понятия о сертификации, объекты и цели сертификации. Участники и процедура обязательной сертификации

Процедура сертификации направлена на подтверждение соответствия объекта сертификации предъявляемым к нему нормам и требованиям.

В результате проведения лабораторных исследований и испытаний, составляется акт о соответствии или несоответствия объекта исследования необходимым требованиям стандарта или технических условий. В случае соответствия объекта сертификации на основании акта выдается сертификат соответствия исследуемого объекта требуемым параметрам качества.

Сертификация выполняется как в добровольном порядке, так на добровольной основе. В процедуре сертификации участвует три стороны.

Первая сторона – изготовитель или продавец продукции Вторая сторона – покупатель или потребитель продукции.

Третья сторона – независимый от первой и второй стороны орган.

Объектами сертификации являются: товары народного потребления, услуги, процессы, рабочие места, персонал системы качества и пр.

В условиях рыночной экономики производитель борется за конкурентоспособность своей продукции. В погоне за быстрой прибылью недобросовестные изготовители предлагают товар, способный нанести вред здоровью человека и окружающей среде.

Государство в лице законодательной власти устанавливает юридическую, административную и гражданскую ответственность за ввод в обращение недоброкачественной продукции, а также определяет основные обязательные требования характеристик продукции в целом и отдельным ее параметрам.

Основными задачами сертификации продукции, в том числе и импортной, являются следующие.

1. Обеспечение доверия потребителя качеству товаров и услуг.

2. Облегчение потребителю выбора необходимых товаров и услуг.

3. Предоставление потребителю достоверной информации о качестве товаров и услуг.

4. Обеспечение защиты в конкуренции с несертифициро-ванными товарами и услугами.

5. Предотвращение доступа некачественной импортной продукции.

6. Влияние на развитие научно-технического процесса.

7. Содействие росту организаторско-технического процесса.

Все работы по проведению сертификации осуществляются системой сертификации, возглавляемой Госстандартом РФ на основании Закона РФ «О сертификации продукции и услуг».

Особая роль в работе по сертификации отводится деятельности по разработке систем качества предприятий и систем охраны окружающей среды в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 и ИСО 14 000.

Сертификация товаров и услуг осуществляется на международном, государственном (национальном) и региональном уровнях.

2. Условия сертификации

При проведении процедуры сертификации необходимо выполнять следующие условия.

1. Работы по проведению сертификации выполняются на основе законодательной базы (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», Закон РФ «О защите прав потребителей» и других нормативных актах).

2. В проведении работ по сертификации участвуют предприятия, организации, учреждения; форма собственности организаций значения не имеет.

3. Гармонизация рекомендаций и правил по проведению сертификации с международными правилами, нормами и рекомендациями. Гармонизация обеспечивает признание знаков соответствия и сертификатов за пределами России и взаимодействие с национальными, региональными и международными системами сертификации других стран.

4. Открытость информации: при проведении сертификации необходимо обеспечить информирование всех участвующих в процедуре сторон – изготовителя или производителя, потребителя, предприятия, общественных организаций и других юридических и физических лиц, заинтересованных в результате сертификации.

5. Закрытость информации: при проведении сертификации необходимо обеспечить конфиденциальность информации, являющейся коммерческой тайной.

3. Правила и порядок проведения сертификации

Правила и порядок проведения сертификации

1. Заявителем подается заявка в соответствующий орган по проведению процедуры сертификации. Информация о данном органе предоставляется территориальным органом Госстандарта или в Госстандарте.

2. Орган по проведению сертификации принимает на рассмотрение заявку, выносит решение, включающее все необходимые основные условия сертификации, в том числе материальные затраты, перечень прошедших аккредитацию испытательных лабораторий, получивших аттестат на право проведения испытаний, и список организаций, имеющих разрешение на проведение сертификации систем качества или производства.

3. Заявителем выбирается испытательная лаборатория или орган по проведению сертификации систем качества или производства из перечня, предложенного органом по проведению сертификации, с органом по проведению сертификации заключается договор о проведении сертификации.

4. Испытательная лаборатория или орган по проведению работ по сертификации выполняет процедуру отбора необходимых образцов для проведения испытаний.

5. Орган по проведению сертификации системы качества или производства или комиссия органа по проведению сертификации проводит анализ реального состояния производства или системы качества и оформляет заключение в орган по проведению сертификации.

6. Заявитель и орган по проведению сертификации получают протокол испытаний, составленный на основании проведенных исследований испытательной лабораторией.

7. Орган по проведению сертификации, проведя анализ протокола испытаний, заключения о реальном состоянии производства и других данных о соответствии данной продукции нормативным требованиям, на соответствие которым исследуется продукция, приходит к решению о выдаче сертификата соответствия или отказе в выдаче сертификата соответствия. На основании полученного сертификата соответствия выдается лицензия, дающая право использования знака соответствия.

8. Орган по проведению сертификации должным образом оформляет и регистрирует сертификат соответствия и вручает его заявителю одновременно с лицензией на использование знака соответствия.

9. Продукция, подлежащая обязательной сертификации, маркируется изготовителем знаком соответствия согласно требованиям документа «Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции».

10. Контроль за прошедшей сертификацию продукцией осуществляется согласно выбранному при разработке необходимой схемы сертификации порядку органом по проведению сертификации.

Таблица 2

Этапы процесса сертификации продукции

4. Развитие сертификации

Одной из первых стран, учредивших знак соответствия, является Германия. Именно в ней в 1920 г. Институтом стандартов был учрежден знак соответствия стандартом DIN, зарегистрированный в ФРГ на основании Закона «О защите торговых знаков». В этот же период в Германии начинает развиваться и действовать система сертификации VDE (Немецкая электротехническая ассоциация).

В Великобритании процедурами проведения сертификации занимаются несколько национальных систем. Самой значительной системой является Британский институт стандартов. Продукция, сертифицированная в этой системе, удостаивается специального знака «бумажный змей», удостоверяющего в соответствии британским национальным стандартам.

Продукция, прошедшая сертификацию во Франции использует знак NF. Данный знак был разработан национальной системой сертификации. Организацией и руководством национальной системой сертификации занимается французская ассоциация по стандартизации (AFNOR). Наличие на продукции знака указывает на то, что данная продукция полностью соответствует требованиям стандартов, действующих на территории Франции. Продукция, не имеющая знака NF, не пользуется потребительским спросом. В связи с этим во Франции для получения знака NF более 75 % продукции, выпускаемые французскими фирмами, проходят процедуру добровольной сертификации.

В декабре 1989 г. Советом ЕС был принят документ «Глобальная концепция по сертификации и испытаниям», основной задачей которой является обеспечение сертификации и аккредитации по единой европейской норме и формирования у потребителя доверительного отношения к европейскому товару.

В 1979 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР принимает постановление «Об улучшении планирования и усилению воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ».

В 1986 г. «Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР. РД 50598–86» устанавливает основные требования и правила по сертификации машиностроительной продукции.

В 1992 г. вводится в действие Закон Российской Федерации «О защите прав потребителя», являющийся базой сертификации продукции и услуг ГОСТ.

В 1993 г. принимается Федеральный закон «О сертификации продукции и услуг», действующий до принятия в 2002 г Федерального закона «О техническом регулировании».

Понятие «сертификация» было определено и включено в Руководство ИСО (ИСО/МЭК 2) «Общие термины и определения в сфере стандартизации, аккредитации и сертификации испытательных лабораторий».

Комитетом по сертификации (СЕРТИКО) международной организации (ИСО) по стандартизации в 1982 г. понятие «сертификация» определяется действием, подтверждающим установленным сертификатом или законом соответствия о том, что продукция или услуга отвечает требованиям, определенным стандартам или другим нормативным документам

5. Понятие качества продукции

Качество продукции или услуг – это определенный перечень показателей свойств продукции или услуги, благодаря которым они способны удовлетворять необходимые потребности потребителя при их использовании и эксплуатации, включая уничтожение и утилизацию.

В наше время такие понятия, как рентабельность, эффективность, производительность, цена, прибыль тесно связаны с показателями качества выпускаемой продукции. Качество становится объектом планирования на всех уровнях государства. В связи с этим возникает необходимость в численном выражении измерения и оценки качества продукции.

Квалиметрия от лат. «квали» – «какой» и др. – гр. «метрео» – «мерить, измерять». Развитие квалиметрии происходит по двум основным направлениям.

1. Прикладная квалиметрия – осуществляет разработку методик по оценке качества.

2. Теоретическая квалиметрия рассматривает опросы методологии и оценивания качества объекта.

Основными целями квалиметрии являются: 1) создание методов определения численных значений показателей качества, обработка данных и определение требований, обеспечивающих точность вычислений;

2) создание перечня методов определения наиболее оптимальных значений показателей качества продукции;

3) обоснование выбранного перечня показателей качества продукции при разработке способов повышения качества и запланированной стандартизации;

4) определение единых методов оценки уровня качества продукции для возможности сопоставления результатов;

5) определение единых методов оценки отдельных свойств продукции.

Для определения качества продукции используют три независимых друг от друга понятия.

1. Качество продукции – свойства продукции, определяющие ее способность удовлетворять потребности, связанные с назначением продукции.

2. Главное (единичное) качество продукции – определяет одно, первостепенное свойство продукции и определяет потребительную стоимость.

3. Интегральное качество продукции – определяется совокупностью всех свойств (экономических, эстетических и функциональных) продукции.

Методы определения показателей качества продукции следующие.

1. Измерительный метод – данные о продукции получают путем использования технических средств измерений. С помощью данного метода определяют физические параметры (скорость, масса, геометрические размеры и т. д.).

2. Расчетный метод – основан на обработке информации, полученной путем теоретических и эмпирических зависимостей, и служит для определения мощности, массы, производительности и т. д.

3. Органолептический метод – основан на восприятии органов чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние) и выражается в баллах. С помощью данного метода определяют показатели качества парфюмерной, табачной, кондитерской и других видов продукции.

4. Традиционный метод – проводится компетентными специалистами в лабораториях, на испытательных стендах и т. д.

5. Экспертный метод – проводится специалистами – экспертами (дизайнерами, товароведами, дегустаторами и т. д.).

6. Социологический метод – непосредственное использование продукции потребителем и сбор информации о качест ве продукции путем анкетирования, выставок, конференций и т. д.

Номенклатура показателей качества продукции.

1. Показатели назначения – характеризуют свойства продукции, определяющие функции, для которых она предназначена.

При определении показателей назначения учитывают:

1) цель выполняемой оценки;

2) условия эксплуатации или применения продукции;

3) назначение продукции.

В группу показателей назначения входят подгруппы:

1) показатели структуры и состава – химический состав, структура, комплектующие изделия;

2) классификационные показатели – зависят от специфики продукции;

3) показатели технического совершенства – отражают актуальность принятого при создании продукции технического решения.

2. Показатели надежности определяют свойства продукции сохранять заданные параметры качества в процессе эксплуатации, ремонта, транспортирования и т. д.

К показателям надежности относятся:

1) сохраняемость – свойство сохранять заданные параметры качества в процессе хранения и транспортирования;

2) ремонтопригодность – свойство продукции к обнаружению, предупреждению и устранению отказов и повреждений;

3) безотказность – свойство продукции сохранять работоспособность в определенном промежутке времени;

4) долговечность – показатели, определяющие ресурс или срок службы продукции.

3. Показатели технологичности характеризуют эффективность принятых при производстве и эксплуатации продукции конструктивно-технологических решений.

Основные показатели технологичности – себестоимость, трудоемкость, материалоемкость.

Относительные показатели технологичности – коэффициент использования материала.

4. Показатели стандартизации и унификации обусловлены уровнем использования в изделии стандартных узлов и деталей, а также степенью их унификации.

Показатели стандартизации и унификации выражаются:

1) коэффициентом применяемости;

2) коэффициентом повторяемости;

3) коэффициентом унификации.

5. Показатели транспортабельности – свойство продукции сохранять показатели качества в процессе перемещения, не связанного с эксплуатацией.

Прямые показатели транспортабельности – затраты на подготовку к транспортированию, транспортирование и подготовка к эксплуатации после транспортирования.

6. Эргономические показатели характеризуют степень взаимодействия человека с изделием.

Эргономические показатели включают:

1) антропометрические – соответствие размерам тела человека;

2) гигиенические – уровень шума, освещенность, токсичность и т. д.;

3) физиологические – соответствие физическим возможностям человека;

4) психофизиологические – учитывают возможности органов чувств человека;

5) психологические – учитывают особенности нервной системы человека.

7. Эстетические показатели характеризуют композицию, форму и рациональность продукции.

8. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту новых технологий.

К патентно-правовым показателям относятся:

1) показатель патентной защиты указывает на использование в изделии, произведенном в нашей стране, изобретений, признанных в России и за ее пределами;

2) показатель патентной чистоты указывает на возможность реализации изделий в России и за рубежом.

9. Показатели однородности характеризуют неизменность параметров продукции при серийном изготовлении.

10. Показатели устойчивости – способность продукции сохранять свои свойства при взаимодействии в процессе эксплуатации с вредной средой.

11. Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду и человека, возникающий в момент эксплуатации продукции.

12. Показатели безопасности определяют в процессе эксплуатации для обслуживающего персонала.

13. Экономические показатели определяют затраты на разработку, производство и эксплуатацию продукции.

6. Защита прав потребителя

Защита потребителя от недоброкачественной продукции осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». В соответствии с действующим законодательством за нарушение правил обязательной сертификации ответственность несут:

1) физические лица;

2) юридические лица;

3) органы федеральной исполнительной власти. Ответственность за нарушение закона может быть:

1) уголовной;

2) административной;

3) гражданско-правовой.

7. Система сертификации. Схема сертификации

Система обязательной сертификации ГОСТР, созданная и управляемая Госстандартом России, включает в себя:

1) системы сертификации однородных видов продукции (товаров легкой промышленности, пищевой продукции и продовольственного сырья, посуды, игрушек и т. д.);

2) системы сертификации однородных видов услуг (услуг гостиниц, услуг общественного питания, услуг образования, медицинских услуг и т. д.).

Система добровольной сертификации состоит из более 100 систем добровольной сертификации:

1) система сертификации экологического производства (Эко Нива);

2) система стоимостной оценки автотранспорта (СЕРТО-ЦАТ);

3) система сертификации санаторно-оздоровительных услуг (ЦСЦР) и др.

В данное время на территории России предпочтение отдается обязательной сертификации, за рубежом – добровольной.

Определенное сочетание, необходимое при проведении процедуры сертификации инспекционных и контрольных действий, составляет схему сертификации. В каждом процессе сертификации продукции или услуги принимается определенная схема проведения сертификации, учитывающая особенности продукции, организации ее производства, экономических показателей и т. д.

ИСО осуществило обобщение опыта применения схем сертификации.

Наряду со схемами сертификации, используемыми и принятыми зарубежными и международными организациями в документе «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации», предлагается еще несколько схем. Всего в данном документе содержится 16 различных схем проведения сертификации, которые определяются как рекомендуемые.

Основной задачей при выборе схемы проведения сертификации является обеспечение необходимой доказательности сертификации.

8. Обязательная сертификация. Добровольная сертификация

Обязательная сертификация – процедура подтверждения аккредитованным органом по проведению сертификации на соответствие продукции установленным обязательным требованиям, является формой контроля государства и безопасности продукции и услуг.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, обозначенных в законодательных актах РФ:

1) законах РФ;

2) нормативных актах Правительства РФ.

Согласно ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» перечень товаров (работ и услуг) утверждается Правительством РФ и подлежит обязательной сертификации.

С учетом этих перечней Госстандартом России разработано и введено в действие Постановление «Номенклатура продукции и услуг (работ), подлежащих, согласно законодательным актам Российской Федерации, обязательной сертификации».

Перечень включает в себя классы Общероссийского классификатора с двухрядным кодом (ОК 005–93–ОКП – по продукции, ОК 002–93–ОКУН – по услугам) и содержит объек

ты, подлежащие обязательной сертификации на данный момент, и объекты, обязательная сертификация которых помечена в перспективе.

Номенклатура содержит виды продукции и услуг с шестиразрядным кодом и состоит из объектов, подлежащих обязательной сертификации на данный момент.

При проведении обязательной сертификации подтверждают установленные законом по обязательной сертификации обязательные требования к продукции или услуге.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при проведении обязательной сертификации необходимо подтверждать безопасность товаров, работ или услуг.

Сертификат соответствия и знак соответствия, выданные на основании проведения процедуры обязательной сертификации, действительны на территории всей РФ.

Проведением и организацией работ по обязательной сертификации занимается специальный уполномоченный орган федеральной исполнительной власти в сфере сертификации товаров, работ и услуг – Госстандарт России.

Процедуру проведения обязательной сертификации отдельных видов товаров, работ и услуг осуществляют другие федеральные органы.

Участниками обязательной сертификации являются:

1) изготовитель продукции и исполнитель услуг (первая сторона);

2) заказчик и продавец (могут быть и первой и второй стороной);

3) организации, имеющие полномочия на проведение сертификации товаров, работ и услуг (третья сторона).

Добровольная сертификация – процедура, осуществляемая

согласно Закону РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителя для подтверждения на предмет соответствия продукции или услуги требуемым нормам стандартов, правил, технических условий, рецептур и других нормативных документов, представленных заявителем.

Условием для проведения процедуры добровольной сертификации служит подписанный между органом по проведению сертификации и заявителем договор. Добровольная сертификация не заменяет обязательную сертификацию товаров, работ и услуг. Тем не менее товары, работы и услуги, прошедшие обязательную сертификацию, могут быть проверены на соответствие дополнительных требований при помощи добровольной сертификации.

9. Органы по сертификации

Орган по сертификации (ОС) осуществляет следующие действия:

1) сертификацию товаров, работ и услуг; выдачу сертификатов и лицензий на применение знаков соответствия;

2) проведение инспекционного контроля за сертифицированными товарами, работами и услугами;

3) осуществляет приостановку или отмену действия выданных им на товары, работы и услуги сертификатов;

4) обеспечивает заявителя необходимой информацией;

5) несет ответственность за соблюдение правил сертификации товаров, работ и услуг; правильность выдачи сертификатов соответствия.

Испытательные лаборатории (ИЛ), прошедшие аккредитацию, выполняют функции:

1) испытание конкретной продукции;

2) проведение конкретных видов испытаний;

3) выдача протоколов испытаний, необходимых для сертификации;

4) отвечает за достоверность результатов и соответствие требований сертификационных испытаний.

Орган по проведению сертификации, получивший аккредитацию как испытательная лаборатория – называется сертификационным центром.

Для координации и организации работ в системах сертификации однородных видов продукции или услуг созданы центральные органы систем сертификации (ЦОС).

ЦОС являются:

1) ВНИИ сертификации (осуществляет добровольную сертификацию в Системе сертификации ГОСТ Р);

2) Технический центр Регистра систем качества (осуществляет добровольную и обязательную сертификацию и входит в структуру Госстандарта России) и др. Обязанностями ЦОС являются:

1) координация и организация работы в возглавляемой системе сертификации;

2) определение правил процедур;

3) рассмотрение апелляции заявителя на действия ИЛ или ОС.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по сертификации Госстандарт, выполняет обязанности:

1) формирование и реализация политики государства в области сертификации;

3) осуществление государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих на территории Российской Федерации;

4) публикация официальной информации о действующих на территории Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия;

5) представление информации в международные организации по сертификации;

6) разработка предложений о присоединении к международным системам сертификации;

7) заключение соглашений с международными организациями об обоюдном признании результатов сертификации;

8) представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам сертификации;

9) осуществление межотраслевой координации в области сертификации.

Эксперт – главный участник работ по проведению сертификации, имеющий аттестат на право выполнения одного или нескольких видов работ в области сертификации товаров, работ или услуг.

В работах по проведению сертификации принимают участие федеральные органы исполнительной власти. Координация и работа этих органов осуществляется при участии Госстандарта.

Координация осуществляется на основании соглашений, в которых оговариваются выбор систем сертификаций объектов сертификаций, органа по аккредитации и пр.

На основании соглашения федеральный орган имеет право: 1) выполнять сертификацию вне системы ГОСТ Р по собственным правилам с оформлением и выдачей сертификата и знака соответствия;

2) состоять в системе ГОСТ Р и выполнять работы в соответствии с правилами системы.

10. Подтверждение соответствия. Формы подтверждения соответствия

Подтверждениями соответствия являются:

1. Сертификация продукции – процедура, направленная на подтверждение соответствия, благодаря которой орган или лицо (третья сторона), независимая от изготовителя, продавца или исполнителя (первой стороны) и потребителя или покупателя (второй стороны), удостоверяет в письменной форме о соответствии продукции установленным нормативным требованиям.

2. Декларация продукции – уведомление изготовителем, продавцом или исполнителем в письменном виде о соответствии предлагаемой им продукции или услуги необходимым нормативным требованиям.

Перечень продукции, соответствие которых может подтверждаться декларацией, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации.

Декларация о соответствии обладает такой же юридической силой, как и сертификат. Вся ответственность за качество продукции возлагается на предъявителя декларации (изготовителя, продавца, исполнителя).

Формы подтверждения соответствия

1. Сертификат соответствия – официальный документ, выданный по определенным правилам системы по проведению процедуры сертификации, обеспечивающий подтверждение сертифицированной продукции на соответствие установленным нормативным требованиям.

2. Декларация о соответствии – документ, в котором непосредственно изготовителем, продавцом или исполнителем удостоверяется, что предлагаемая им продукция или услуга полностью соответствует требуемым нормам и правилам.

3. Знак соответствия – знак, зарегистрированный в строго установленном порядке, определенном в данной системе сертификации и подтверждающим полное соответствие маркированной знаком продукции установленным нормативным требованиям.

11. Аккредитация органов по сертификации

Функции органа по проведению сертификации выполняет Госстандарт России. В пределах компетенции данного органа производится разработка процедур, правил и порядка проведения аккредитации. Вырабатываются необходимые требования к документам, экспертам и объектам аккредитации, а также осуществляется взаимодействие с органами по проведению аккредитации международного уровня.

Аккредитация так же, как и сертификация, проводится в регулируемых и нерегулируемых законодательством областях.

К регулируемой законодательством области относится аккредитация испытательных лабораторий и органов по проведению сертификации, обеспечивающих выполнение обязательной сертификации. Это обусловливается требованиями законодательства по обеспечению безопасности продукции и услуг для человека и окружающей среды.

К нерегулируемой законодательством области относится координация работы испытательных лабораторий и органов по проведению сертификации, обеспечивающих выполнение добровольной сертификации.

Советом по аккредитации осуществляется рассмотрение и решение вопросов в следующих направлениях:

1) определение параметров общих технических требований в процессах выполнения работ по аккредитации;

2) изучение и исследование передовых технологий в данной области;

3) решение экономических вопросов;

4) организация согласованной работы органов, осуществляющих аккредитацию;

5) тесное сотрудничество с международными органами по проведению аккредитации;

6) системное подведение итогов и анализ деятельности органов по проведению аккредитации;

7) составление реестра объектов, прошедших аккредитацию и экспертов по проведению процедуры аккредитации Орган по проведению аккредитации осуществляет руководство системой по аккредитации согласно установленным стандартом РФ ГОСТ Р 51000.2–95 требованиям, учитывающим общеевропейские требования стандарта ЕК45003. Для получения права проведения работ по аккредитации орган должен иметь необходимый юридический статус; стабильное финансирование; налаженную организационную схему, обеспечивающую профессиональную компетентность, абсолютную независимость и непредвзятость при проведении работ по аккредитации; помещения и современное техническое оснащение; высококвалифицированных специалистов и сотрудников; требуемую нормативно-техническую литературу на критерии и осуществляемые процессы аккредитации; разработанную систему, обеспечивающую качество выполнения работ по аккредитации.

На данный момент работы по проведению аккредитации органов и испытательных лабораторий в России осуществляют следующие структуры.

1. Подразделения Госстандарта – для проведения работ по обязательной сертификации.

2. Центральные органы систем сертификации – для проведения работ по добровольной сертификации.

Исполнительная дирекция органа состоит из руководителя, экспертов-аудиторов, бухгалтерии, секретариата и выполняет все необходимые задачи, связанные с проведением и организацией работ по осуществлению аккредитации.

Управляющий совет состоит из сотрудников министерств, профсоюзных организаций, ведомств, предприятий и других подразделений, заинтересованных и организующих работу в данном процессе по выполнению аккредитации.

Наблюдательный совет состоит из представителей учредительных организаций и осуществляет контроль за работой по проведению аккредитации.

Апелляционная комиссия принимает на рассмотрение жалобы от заявителей по вопросам проведения работ по аккредитации.

Ответственность за систему обеспечения качества осуществляет работник организации или независимое лицо, приглашенное со стороны и имеющее соответствующие навыки и квалификацию.

Комиссия по аккредитации осуществляет утверждение актов экспертизы по выполненной аккредитации и решает вопрос о выдаче или отказе в выдаче аттестата аккредитации.

Секторные комитеты состоят из специалистов организаций разных профилей и специалистов, нанимаемых для помощи в разработке процедур и правил аккредитации.

Процедура подачи заявки на проведение аккредитации включает в себя определенные этапы:

1) получение полной информации о возможности проведения работ по аккредитации, правилах проведения и требованиях данной испытательной лаборатории или органа по проведению сертификации;

2) рассмотрение и предварительное обсуждение вопросов по проведению аккредитации между заявителем и исполнителем на основании представленных материалов;

3) оформление заявки на проведение работ по аккредитации, в которой в обязательном порядке указывают, в какой области проводится аккредитация, продукция или услуга, виды и типы испытаний, форма и сроки оплаты;

4) официальная регистрация поданной заявки на проведение работ по аккредитации;

5) оформление должным образом анализа о данных, содержащихся в заявке и приложения к данной заявке, содержащего юридический статус организации, выполняющей работы по сертификации, информацию о площадях, наличии квалифицированных кадров, нормативной документации, оборудования, а также оформленную должным образом анкету с данными о готовности к прохождению аккредитации и решения вопроса по обеспечению качества;

6) заключение двустороннего договора, в котором заявитель и исполнитель оговаривают обязанности и права обеих сторон.

Процедура проведения экспертизы состоит из:

1) утверждения экспертов для проведения работ по аккредитации, согласованных с заявителем. Руководителем экспертизы назначается штатный сотрудник, а техническими консультантами – сотрудники, приглашенные на основании субподрядного договора;

2) распределения главным экспертом между членами сформированной экспертной комиссии определенных обязанностей по проведению аккредитации;

3) проведения анализа организации, осуществляющей аккредитацию;

4) организации и проведении в органе, осуществляющем аккредитацию, или испытательной лаборатории экспертизы по специальным и общим вопросам;

5) составления и оформления отчета по проведенной экспертизе членами сформированной экспертной комиссии. Процедура принятия решения по проведенной аккредитации состоит из следующего.

1. Руководитель органа по проведению аккредитации и представители секторных комитетов, входящие в состав сформированной экспертной комиссии, проводят проверку отчета по результатам проведенной экспертизы и принимают решение об отклонении или утверждении решения комиссии, осуществляющей экспертизу.

2. При положительном решении комиссии выдается аттестат аккредитации с указанием области сертификации или испытаний и сроком действия аттестата.

3. Включение аккредитованного органа по проведению сертификации или испытательной лаборатории в реестр.

Процедура проведения инспекционного контроля осуществляется органом по проведению аккредитации и заключается в контроле за выполнением нормативных требований выполнения работ по аккредитации на всем протяжении срока действия аттестатов.

Контроль проводится один раз в год на основании подписанного договора и оплачивается самим заявителем.

На основании нормативных требований орган по проведению аккредитации должен:

1) иметь независимую от влияния извне организационную структуру, материально заинтересованную в результате проведения аккредитации и защищенную от давления или других действий, способных повлиять на непредвзятость выполненной работы;

2) иметь соответствующие соглашения, дающие право на привлечение независимых специалистов по проведению экспертизы в качестве консультантов по технологическим вопросам.

В состав штатной группы по проведению аккредитации входят руководитель, эксперт, эксперт, отвечающий за качество, секретарь, бухгалтер, эксперты со стороны (в случае необходимости).

Перечень необходимой нормативной документации по проведению аккредитации:

1) внутренняя нормативная документация органа по проведению аккредитации;

2) общая нормативная документация с установленными правилами по проведению аккредитации;

3) достоверная информация об органе, осуществляющем аккредитацию и сведения о его деятельности. Руководство по качеству содержит разделы:

1) указания направления политики в проблеме обеспечения качества;

2) схему организационной структуры органа по проведению аккредитации;

3) функции и задачи сотрудников, обеспечивающих качество;

4) общие вопросы обеспечения качества;

5) вопросы поэтапного обеспечения качества в процессе выполнения работ по аккредитации;

6) взаимодействие и корректировка возникающих расхождений;

7) порядок рассмотрения спорных вопросов, апелляций и претензий.

Руководство по обеспечению качества должно быть доступным и использоваться всем персоналом органа по проведению аккредитации.

12. Финансирование работ по сертификации

Обязательное государственное финансирование распространяется на:

1) непосредственную разработку прогнозов в области сертификации;

3) обеспечение необходимой официальной информацией в сфере сертификации;

4) участие в работах международных или региональных организаций по проведению процедуры сертификации;

5) организацию по проведению работ с зарубежными государственными органами по осуществлению сертификации;

6) участие в разработке или разработку международных или региональных рекомендаций и правил по проведению процедуры сертификации;

7) разработку в области проведения сертификации проектов законодательной власти;

8) проведение научно-исследовательской или какой-либо другой работы по проведению сертификации, имеющей общественный интерес;

9) организацию и проведение государственного надзора и контроля за соответствием правил по процедуре сертификации и за продукцией, прошедшей сертификацию;

10) составление и ведение Государственного реестра по аккредитации и сертификации;

11) обеспечение хранения архивных материалов по государственной регистрации знаков соответствия и систем сертификации;

12) организацию и проведение других работ по выполнению обязательной сертификации, обозначенных законодательством Российской Федерации.

Оплата за проведение работ по выполнению обязательной сертификации данной конкретной продукции должна производиться в порядке, определенном органами Федеральной исполнительной власти в сфере проведения работ по сертификации России и органами Федеральной исполнительной власти в сфере финансов. Финансовые затраты, использованные на проведение процедуры обязательной сертификации своей продукции, включаются в ее себестоимость.

13. Сертификация импортной продукции

В целях безопасности потребителя проводится обязательная сертификация как отечественной, так и импортной продукции. Сертификация продукции, импортируемой в Россию, проводится не только с целью обеспечения безопасности потребителя, но и в связи с увеличением поступления импортной продукции на внутренний рынок Российской Федерации.

Продукция, поступающая на рынок России и подлежащая обязательной сертификации согласно Закону РФ, должна отвечать необходимым требованиям систем сертификации России.

На основании Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» в контрактах или договорах на поставку продукции в РФ, предусмотренной сертификации, должны быть в наличии сертификат и знак соответствия, удостоверяющие ее соответствие необходимым нормативным требованиям.

Товары, ввозимые на территорию России владельцем, не подлежат сертификации в случае их личного использования.

Товары, на которые необходимо подтверждение безопасности, при ввозе на российскую территорию кодируются по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). При ввозе в Россию автотранспортного средства оформляется сертификат соответствия «Одобрение типа транспортного средства».

Сертификат или свидетельство о его признании предоставляют в таможенный орган вместе с грузовыми таможенными декларациями и составляют пакет документов, необходимых для оформления и получения на ввоз товаров на территорию России.

Госстандарт совместно с Государственным таможенным комитетом (ГТК) установил перечень товаров, для которых необходимо подтверждение безопасности при ввозе в РФ Наряду с этим ГТК России предусмотрен вариант ввоза в Россию образцов и проб в целях осуществления их испытаний и сертификации.

Отдельные виды импортной продукции должны иметь подтверждение о соответствии специфическим нормам и требованиям безопасности (гигиенические, ветеринарные и т. д.)

При ввозе товара на территорию России, подлежащего обязательной сертификации, вместе с документами, необходимыми для таможенного оформления, предоставляется таможенная декларация и копия сертификата.

Скоропортящиеся товары проходят таможенное оформление и сертификацию вне очереди.

Товары, поступающие на внутренний рынок России, проходят таможенный контроль и подтверждение их безопасности с помощь:

1) подтверждения иностранного сертификата;

2) проведения сертификационного испытания. Подтверждение иностранных сертификатов осуществляет территориальный орган Госстандарта.

Достигнутое соглашение о взаимных признаниях результата сертификации позволяет не сертифицировать импортные товары, ввозимые в Россию.

Признанные органы по сертификации:

1) Дин ГОСТ ТЮФ – общество по сертификации в Европе;

2) венгерская фирма «Метрконтроль»;

3) швейцарская фирма SGS (или СЖС) и т. д.

Эти органы классифицируются по видам аккредитаций и месторасположением:

1) располагаются на территории Российской Федерации и аккредитованы Системой сертификации ГОСТ Р;

2) располагаются за рубежом и аккредитованы Госстандартом России или представительствами Госстандарта за пределами России в Системе сертификации ГОСТ Р;

3) располагаются за рубежом и аккредитованы в зарубежных национальных системах сертификации и проверены Госстандартом России;

4) располагаются в России или за рубежом и аккредитованы системой сертификации;

5) аккредитованы в соответствии с процедурами и правилами, утвержденными в восьми странах – членах Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации.

Товары, ввозимые на территорию России, проходят сертификацию до их поставки в Российскую Федерацию. Протоколы испытаний, проводимых в зарубежных лабораториях, являются основанием для оформления и получения сертификата при условии, что испытательная лаборатория аккредитована Госстандартом и занесена в Реестр системы по проведению процедуры сертификации ГОСТ Р.

Товары, подлежащие сертификации для ввоза на территорию России, должны иметь сведения о нем (этикетки, инструкции и т. д.), написанные на русском языке.

Импортные товары, не подтвержденные сертификатом на безопасность, через таможню не пропускается.

14. Номенклатура сертифицированных услуг (работ) и порядок их сертификации

Оказание услуг – это широко распространенная деятельность, которая осуществляет удовлетворение потребностей клиентов путем выполнения определенных услуг, необходимых людям, организациям или социальным группам.

Простейшие услуги – оказание помощи в повседневных вопросах не требующие специальной подготовки и знаний.

Сложные услуги – оказание дорогостоящей помощи квалифицированными специалистами, обладающими специальными знаниями и навыками с использованием необходимого оборудования.

Сертификация услуг включает в себя такие понятия, как услуга, потребность, деятельность.

В области услуг состоят крупные секторы экономики:

1) транспорт;

2) финансы;

3) здравоохранение;

4) торговля;

7) образование и т. д. Классификация услуг включает в себя:

1) бытовые услуги;

2) жилищно-коммунальные услуги;

3) правовые услуги;

4) услуги грузового и пассажирского транспорта, связи;

5) услуги системы образования, культуры, туристическо-экскурсионные услуги;

6) услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные услуги.

Номенклатура сертифицируемых услуг (работ). Постановлением Правительства РФ в перечень работ и услуг включены бытовые услуги, подлежащие обязательной сертификации:

1) услуги торговли и общественного питания;

2) химическая чистка и хранение;

3) услуги парикмахерских;

4) жилищно-коммунальные услуги (услуги гостиниц и других мест проживания);

5) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых приборов и бытовых машин;

6) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

7) транспортные услуги (услуги по перевозки пассажиров автомобильным транспортом);

8) туристические и экскурсионные услуги. Помимо существующих нормативных документов (ГОСТ, ГОСТР, СНиП, СанПиН), при выполнении процедуры сертификации услуг, состоящих в Перечне, применяют правила выполнения отдельного вида работ и оказания отдельного вида услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ. К ним относится:

1) правила продажи отдельных видов товаров;

2) правила оказания услуг общественного питания;

3) основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и др. Работа по проведению сертификации услуг производится в той же последовательности, что и при сертификации продукции, и состоит из шести этапов.

1. Оформление и подача заявки на проведение сертификации услуг.

2. Рассмотрение заявки и принятие решения о проведении сертификации услуги.

3. Оценка необходимого соответствия услуг и работ установленному требованию.

4. Принятие окончательного решения о выдачи сертификата.

5. Оформление и выдача сертификата и лицензии, дающей право на использование знака соответствия.

6. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной услугой или работой.

При проведении сертификации услуг и работ используют семь схем.

Схема 1. Качество и безопасность услуг зависят от исполнителя (экскурсовод, парикмахер, педагог и т. д.).

Схема 2. Оценка процесса оказания услуг:

1) наличие нормативной документации;

2) методическое, метрологическое, информационное, организационное и другое обеспечение процесса оказания услуг;

3) стабильность и безопасность процесса;

4) квалификация и профессионализм рабочего и обслуживающего персонала;

5) безопасность реализованных товаров.

Схема 3. Сертификация производственных услуг. Схема 4. Оценка организации – исполнителя услуг на соответствие государственным стандартам и правильности присвоения категории (разряд, тип, класс и т. д.).

Схема 5. Сертификация наиболее опасных услуг и работ (пассажирские, медицинские и пр.) осуществляется по стандартам серии ИСО 9 000.

Схема 6. Сертификация услуг и работ небольших предприятий.

Схема 7. Сертификация исполнителя, имеющего систему качества.

В качестве проверки результата услуги или работы проводят социологические опросы или используют экспертные методы.

Для оценки материальных услуг (химчистка, ремонт и т. д.) используют инструментальный метод. В необходимом случае орган по сертификации имеет право на привлечение испытательной лаборатории.

15. Нормативная база сертификации

Работы по проведению сертификации товаров и услуг выполняются на основании системы документов, которые носят обязательный характер (кроме рекомендаций).

1. Законодательные акты Российской Федерации

В эту группу документов входят законы Российской Федерации:

1) Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»;

2) Закон РФ «О защите прав потребителя». На основании этих законов выполняется обязательная сертификация указанных в законодательных актах объектов (товаров, услуг, рабочих мест и т. д.), назначаются органы федеральной исполнительной власти, которые должны организовать работу по проведению процедуры сертификации этих объектов, создать необходимые системы по проведению процедуры сертификации, определить перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

2. Подзаконные акты – постановление Правительства Российской Федерации.

Эта группа документов выполняет следующие функции:

1) разрабатывает и вводит в действие перечень товаров, услуг и работ, подлежащих сертификации;

2) устанавливают правила проведения процедуры сертификации по другим вопросам;

3) определяют регламент выполнения процедуры проведения сертификации по отдельным видам работ и услуг.

3. Основополагающие организационно-методические документы

В эту группу входят документы, определяющие требования к организационным работам по проведению процедуры сертификации; участникам проведения процедуры сертификации; установлению единых принципов проведения процедуры сертификации.

Основополагающие организационно-методические документы подразделяются на два уровня.

1) документы, действие которых осуществляется на национальном (государственном) уровне, и охватывающие все системы сертификации товаров и услуг;

2) документы, разработанные органами федеральной исполнительной власти и определяющие функции конкретной системы сертификации товаров и услуг.

4. Правила и порядки

Это группа документов состоит из организационно-методических разработок, направленных на проведение процедуры сертификации однородных групп товаров и услуг («Услуги транспортных, пассажирские перевозки», Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и т. д.).

5. Перечни, номенклатуры и классификаторы

Перечень – документ, обеспечивающий всех участников работ по проведению процедуры сертификации требуемыми сведениями о товарах и услугах, определенных для обязательной сертификации. Правительство Российской Федерации. Для продукции, импортируемой на территорию России и подлежащей проведению обязательной сертификации, Госстандартом и Государственным таможенным комитетом разработан и введен в действие Перечень товаров, требующих их подтверждение при ввозе на территорию РФ.

На основании перечней, разработанных и утвержденных Правительством РФ, Госстандартом России совместно с Минздравом РФ и Госстроем, составляется номенклатура объектов. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих процедуре обязательной сертификации, предоставляет всем участвующим в сертификации сторонам сведения о нормативной документации и развернутой номенклатуре товаров и услуг, на базе которых проводится процедура сертификации.

Правительством Российской Федерации установлены Перечни продукции (товаров и услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

В работе по проведению процедуры сертификации товаров и услуг используют:

1) Общероссийский классификатор продукции (ОКП) – обозначает и идентифицирует товар помощью 6–разрядного кода;

2) Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) – обозначает и идентифицирует работу и услугу с помощью 6–разрядного кода;

3) Товарная номенклатура внешней экономической деятельности – международный классификатор, обозначающий и идентифицирующий импортную и экспортную продукции с помощью 9–разрядного кода.

Определяют и развивают вопросы, относящиеся к организации процедуры сертификации, выбора методов и форм, повышающих эффективность работы всех специалистов участвующих в процессе.

7. Справочные информационные материалы

Эта группа документов содержит полную информацию о зарегистрированных в Госстрое:

1) продукциях;

2) системах сертификации;

3) органах по сертификации;

4) испытательных лабораториях;

5) экспертах.

16. Правовое регулирование маркированной продукции

Маркировка какой-либо продукции регламентируется Госстандартом или техническими условиями (ТУ). Маркировка продукции может быть: торговой, производственной, транспортной, специальной и пр. Общие требования к маркировке продукции: доступность, достоверность, достаточность.

Маркировка продукции производится при помощи знака соответствия Госстандартом, представляющего собой зарегистрированный в определенном порядке знак, подтверждающий соответствие продукции основным нормативным требованиям.

Знак маркировки продукции устанавливается организациями, лицензированными Госстандартом Российской Федерации. Организации, имеющие лицензии, а также услуги и продукция, получившие маркировку, заносятся в специальный Государственный реестр.

Неправильная маркировка или ее отсутствие может обернуться для руководителей организаций уголовной или административной ответственностью.

Процедура сертификации направлена на подтверждение соответствия объекта сертификации предъявляемым к нему нормам и требованиям.

В результате проведения лабораторных исследований и испытаний, составляется акт о соответствии или несоответствия объекта исследования необходимым требованиям стандарта или технических условий. В случае соответствия объекта сертификации на основании акта выдается сертификат соответствия исследуемого объекта требуемым параметрам качества.

Сертификация выполняется как в добровольном порядке, так на добровольной основе. В процедуре сертификации участвует три стороны.

  • Первая сторона – изготовитель или продавец продукции.
  • Вторая сторона – покупатель или потребитель продукции.
  • Третья сторона – независимый от первой и второй стороны орган.

Сертификация - это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавцы, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (закон РФ от 10.06.1993г № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг").

Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе (правила по проведению сертификации в РФ). Система сертификации формируется на национальном (федеральном), региональном и международном уровне. В нашей стране система сертификации создается специально уполномоченными на это органами исполнительной власти по стандартам России: ГОСТР, Министерство Здравоохранения РФ, ГосКом РФ по связи и информатизации (ГосКомСвязи) и пр. Система сертификации государственного стандарта России охватывает область народного потребления и услуги.

Сертификат соответствия - это документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Декларация о соответствии - это документ, в котором изготовитель (продавец исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии устанавливается постановлением правительства РФ. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия. Кроме сертификата соответствия и декларации соответствия существует знак соответствия.

Знак соответствия - это зарегистрированный в установленном порядке знак, которым подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

· Основными целями сертификации являются:

  • создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
  • защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • контроль безопасности продукции окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Объекты сертификации

Объектами сертификации являются продукция, услуги и иные объекты, включая процессы, работы, системы качества и др. (“услуга – результат и взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя”)
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на две группы:

  • материальные услуги – услуги, обеспечивающие восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перевозку грузов и людей, банковских услуг и т.д.;
  • нематериальные услуги – услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физической развитие личности, повышение профессионального мастерства и т.п.

В настоящее время каждый предприниматель знаком с процессом сертификации, поскольку она помогает не только получить дополнительные прибыли, но и значительно улучшить процесс производства или оказания услуг. При процедуре сертифицирования в качестве объектов сертификации могут выступать продукция, услуги, те или иные работы, системы качества, производство, технологический процесс. То есть объектов сертификации существует большое количество, на которые могут быть оформлены различные сертификаты.

Объекты сертификации принято классифицировать на группы. В первую группу объектов сертификации входят любые товары, производство и продукция. Во вторую группу входят услуги, работы. Услуги принято делить на материальные и нематериальные. Материальные услуги – это перевозка грузов и людей, банковские услуги, то есть такая услуга подразумевает восстановление или создание нового товара, перехода его в иное состояние. Нематериальная услуга касается восстановления здоровья, наполнение внутреннего мира, повышение профессионализма и многое другое.

Основные объекты сертификации в России

При сертификации товара или услуг следует выделять добровольную и обязательную сертификацию. Обязательной сертификации должны быть подвергнуты те товары или услуги, которые имеют требования безопасности со стороны различных законодательных актов. То есть объектами обязательной сертификации становятся те товары или услуги, которые представлены в перечне. Этот перечень составляет Госстандарт России или органы, которые будут проводить аудит для сертификации. проводится по желанию юридических или физических лиц с целью повышения качества продукции или услуги. Следует отметить, что объекты добровольной и обязательной сертификации не сильно отличаются друг от друга, но для некоторой продукции существует ряд требований, наличие которых выявляется в процессе аудита.

Объекты сертификации должны быть указаны в заявлении на проведении сертификации. Обычно заявление имеет стандартный вид, но при этом очень важно, чтобы оно содержало максимальную информацию не только о товаре, но и о производстве. После подачи заявки экспертная организация запросит образцы продукции, а также и проверит технологию производства данной продукции. Если продукция будет соответствовать представленным требованиям и Госстандарту, то ему присвоят .

Отдельно следует упомянуть и сертификацию производства, которое подразумевает проверку всех сфер технологического процесса. Часто сертификация производства входит в общую систему проверки качества продукции, но иногда проводится и отдельно.
Таким образом, в качестве объектов сертификации выступают товары и услуги, которые могут быть сертифицированы добровольно, по желанию производителя, или в обязательном порядке по установленному Госстандартом России перечню товаров и услуг, подлежащих сертификации в России.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в виде декларирования соответствия (т.е. в форме принятия декларации о соответствии) или непосредственного осуществления обязательной сертификации.

  • ? Следует напомнить, что декларирование соответствия представляет собой форму подтверждения соответствия какого-либо объекта (продукции и т.п.) требованиям технических регламентов. ?
  • ? Декларация о соответствии - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. ?
  • ? Обязательное подтверждение соответствия в виде его декларирования предполагает принятие декларации на основе собственных доказательств, к которым можно отнести информацию о подтверждении покупателем соответствия сертифицируемого объекта необходимым требованиям. ?

Таким образом, при использовании данной формы можно привлекать вторую сторону, т.е. потребителей. Доказательной базой может быть техническая документация, результаты собственных измерений, испытаний и исследований, отзывы потребителей и другие веские мотивированные материалы, характеризующие соответствие рассматриваемого объекта техническим регламентам. Помимо всего перечисленного возможно использование документов о проведенных работах третьими сторонами (испытательными аккредитованными лабораториями и центрами, органами по сертификации СМК и др.).

Данную форму декларирования можно отнести к наиболее развивающимся формам обязательного подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов. Декларирование соответствия осуществляется по одному из следующих вариантов:

  • одностороннее - принятие декларации на основании только собственных доказательств соответствия. При этом доказательная база формируется заявителем самостоятельно в соответствии с указаниями технического регламента о составе доказательных материалов. Обычно в этот состав включаются техническая документация, результаты исследований (испытаний) и измерений, выполненных самостоятельно, и другие документы, которые могут послужить основанием для подтверждения соответствия объекта требованиям технического регламента;
  • двухстороннее - принятие декларации на основании собственных доказательств соответствия и доказательств, получаемых с участием аккредитованного органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории (центра), т.е. с участием независимой (третьей) стороны (в случае недостаточности собственных доказательств). В дополнение к собственным доказательствам заявитель включает протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных третьей стороной, и сертификат системы менеджмента качества, если техническим регламентом для рассматриваемого объекта не предусмотрена другая форма подтверждения соответствия.
  • Обязательная сертификация как более объективная форма из всех ранее указанных предусматривает подтверждение в письменном виде соответствия сертифицируемых объектов установленным требованиям в технических регламентах независимым органом по сертификации, т.е. третьей стороной, не связанной ни с производителем, ни с потребителем. ?

Подтверждение соответствия третьей стороной в настоящее время получило широкое распространение и развитие как при совершенствовании порядка и методов, так и процедур ее проведения. Свидетельством тому до сих пор является ее популярность в международных экономических и коммерческих отношениях. Подтверждение соответствия третьей стороной распространяется на такие ее объекты, как:

  • продукция, услуги, работы и т.п.;
  • системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО серии 9000);
  • системы экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО серии 14000);
  • интегрированные системы менеджмента организации (ГОСТ Р ИСО серии 9000 + ГОСТ Р ИСО серии 14000 + + ОШАЗ серии 18000 + 8А 8000 и др.);
  • органы по сертификации, испытательные центры и лаборатории и т.п.;
  • персонал.

Обязательная сертификация по подтверждению соответствия объектов требованиям технических регламентов должна использоваться в обоснованных случаях, так как в последнее время принятие декларации о соответствии признается более приоритетной обязательной формой подтверждения соответствия. Для обоснования применения обязательной сертификации (по сравнению с принятием декларации о соответствии) следует учитывать:

  • отсутствие доверия к объективности декларирования соответствия, когда потребители не могут быть удовлетворены этой формой подтверждения соответствия;
  • принадлежность конкретного объекта к сфере действия международных договоров и других соглашений, где предусмотрена обязательность подтверждения соответствия и которые должна выполнять Россия;
  • относительно высокую опасность объектов обязательного подтверждения соответствия в комплексе со сложившейся ситуацией на рынке (например, на рынке лекарств, алкогольных напитков);
  • ограниченные возможности заявителя по декларированию соответствия (например, в случае невозможности заявите - лем-продавцом без нарушения закона и требований технического регламента полностью или частично обеспечить собственные доказательства подтверждения соответствия в требуемом объеме; при отсутствии на территории России полномочного представителя зарубежного изготовителя, что не позволяет реализовать положения об обязательном подтверждении соответствия).

Проведение обязательной сертификации как формы обязательного подтверждения соответствия оформляется договором заявителя с органом по сертификации - третьей стороной. Положительное решение органа по сертификации подтверждается выдачей сертификата соответствия (рис. 11.3).

Рис. 11.3. Состав информации сертификата соответствия

Таким образом, любое обязательное подтверждение соответствия объекта проводится только на соответствие требованиям определенного технического регламента в случаях, установленных этим регламентом. Объектами обязательного подтверждения соответствия могут быть только объекты, выпускаемые в обращение на территории РФ. Это в полной мере относится также к инновационным видам объектов. По результатам обязательного подтверждения соответствия может быть выдан сертификат соответствия (при обязательной сертификации) или декларация о соответствии (при обязательном подтверждении соответствия), которые в Российской Федерации имеют равную юридическую силу.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются техническим регламентом с учетом степени риска на достижения его целей. При этом риск следует воспринимать как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, животному и растительному миру, имуществу государства, физических и юридических лиц и окружающей среде.

Оплата работ по обязательному подтверждению соответствия осуществляется заявителем. Причем ее размер исчисляется по установленной Правительством РФ методике. Данная методика предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на объекты подтверждения соответствия, в том числе на однородную продукцию (независимо от страны, места ее происхождения и лиц, являющихся заявителями).

Заявитель в области обязательного подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов имеет определенные права и обязанности (рис. 11.4).


Рис. 11.4.

Заявителями, декларирующими соответствие объектов требованиям технических регламентов, должны быть зарегистрированные в РФ юридическое или физические лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя непосредственно или на основании договора.

Конкретный состав заявителей и схема декларирования о соответствии при двухсторонней ее форме оговариваются в техническом регламенте.

Оформленная по всем правилам (в соответствии требованиями Федерального закона «О техническом регулировании») декларация о соответствии должна быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. При этом Правительством РФ определяют правила ведения реестра деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление содержащихся в данном реестре сведений.

Следует отметить, что декларация о соответствии и материалы доказательной базы заявитель должен хранить в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. В Федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию хранится второй экземпляр декларации о соответствии.

Аккредитованный в установленном Правительством РФ порядке орган по сертификации при проведении обязательной сертификации призван выполнять соответствующие работы (рис. 11.5).


Рис. 11.5. Состав основных работ по обязательной сертификации объектов, выполняемых аккредитованным органом по сертификации

Подтверждение соответствия проводится на основе оценки, представляющей собой прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту оценивания. В общем случае при проведении работ по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов следует оценивать следующее:

  • доказательную базу выполнения требований регламентов, соответствующих выполненным положениям региональных, национальных или международных стандартов. При несоответствии продукции таким стандартам, а также при отсутствии таких нормативных документов следует оценивать продукцию непосредственно на соответствие требованиям технического регламента;
  • правильность и законность маркирования продукции на соответствие требованиям, предъявляемым к знакам обращения на рынке и соответствия.

В целом оценка соответствия, как правило, включает государственный контроль (надзор), аккредитацию, испытания, регистрацию, подтверждение соответствия, приемку и ввод в эксплуатацию оцениваемого объекта и т.д. При этом в техническом регламенте обычно содержатся требования по подтверждению соответствия объекта и проведению государственного контроля за ним.

Помимо сертификата о соответствии по результатам сертификации выдается разрешение на пользование знаком обращения на рынке и знаком соответствия. Знак обращения на рынке представляет собой обозначение, которое служит для информирования покупателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Знак соответствия также является обозначением, предназначенным для информирования потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации (его применение устанавливается этой системой) или национальному стандарту. Его применение осуществляется заявителем на добровольной основе в порядке, установленном национальным органом по стандартизации. Обозначение знаков осуществляется посредством маркирования на продукции.

Механизм обеспечения признания отечественных сертификатов и знаков соответствия за рубежом формируется таким образом, чтобы отечественные законодательные положения, правила и рекомендации по подтверждениям соответствия и сертификации были эквивалентными действующим международным нормам и правилам, изложенным в руководствах ИСО и Международной электротехнической комиссии (МЭК), международных стандартах ИСО серий 9000 и 10000, европейских стандартах серий 45000 и 29000, в документах других международных и региональных организаций, осуществляющих работы по сертификации. При таком механизме признание документов, полученных за пределами России, о подтверждении соответствия, знаков соответствия, протоколов испытаний (исследований) и измерений продукции без особых трудностей осуществляется на основе многосторонних и двусторонних договоров. Данный механизм ныне более предпочтителен. Однако здесь должно быть доверие к нашим формам и органам сертификации, осуществляющим подтверждение соответствия.

В противном случае придется реализовывать иной механизм признания подтверждений соответствия за рубежом, в частности проводить повторную сертификацию в другой стране при поставке продукции на ее рынок. Очевидно, что такой механизм требует дополнительных затрат заявителей (российских изготовителей, продавцов) подтверждения соответствия. Все это может привести к отказу наших экспортеров от поставок продукции за рубеж. Та же ситуация потенциально сложится у импортеров продукции в нашу страну. Соответственно это приведет к ограниченной конкуренции на отечественных рынках со многими вытекающими отсюда возможными негативными последствиями (снижение привлекательности отечественного рынка для импортеров, повышение цен и т.п.).

Независимо от принимаемого механизма признания подтверждения соответствия все меры в этом отношении должны устранять барьеры для свободной бескриминальной торговли. Регистрация сертификатов соответствия и деклараций о соответствии осуществляется Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Проведение работ по сертификации требует от заявителей определенных затрат. Например, согласно зарубежным и отечественным источникам сумма издержек на эти работы составляет около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей. В России стоимость работ по сертификации устанавливает орган по сертификации, аккредитованный в порядке, установленном Правительством РФ, на основе расчетов по утвержденной Правительством РФ методике определения стоимости таких работ.

Реализация предприятиями сертифицированной продукции в условиях рыночных отношений дает достаточно много преимуществ, а именно:

Обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;

  • облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителем;
  • обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
  • способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;
  • уменьшает импорт аналогичной продукции;
  • предотвращает поступление в страну импортной продукции несоответствующего уровня качества;
  • стимулирует улучшение качества нормативно-технических документов путем установления в ней более прогрессивных требований;
  • способствует повышению организационно-технического уровня производства и улучшению управления качеством;
  • стимулирует ускорение научно-технического прогресса.

Анализ систем сертификации продукции показал, что для

цивилизованных рыночных условий наиболее целесообразными и эффективными являются модификации, которые требуют сертификации систем УК. Этот вывод обусловлен тем, что:

  • (1) потребитель, заключающий контракт, часто требует у изготовителя предъявить сертификат на систему МК;
  • (2) наличие сертификата, как правило, увеличивает цену продукции;
  • (3) нередко принятая изготовителем или требуемая по международным условиям модификация системы предполагает сертификацию системы МК;
  • (4) орган по сертификации нередко выдвигает обоснованные требования подтвердить сертификаты на продукцию, требуя сертифицировать систему МК;
  • (5) сложное изделие, монтируемое у потребителя, не может быть по техническим причинам испытано и соответственно сертифицировано у изготовителя, а потому необходима сертификация системы МК.

Использование модификаций, предусматривающих сертификацию одновременно продукции и системы МК, усиливает преимущества сертификационных работ.

Знаете ли Вы, в чем ложность понятия "физический вакуум"?

Физический вакуум - понятие релятивистской квантовой физики, под ним там понимают низшее (основное) энергетическое состояние квантованного поля, обладающее нулевыми импульсом, моментом импульса и другими квантовыми числами. Физическим вакуумом релятивистские теоретики называют полностью лишённое вещества пространство, заполненное неизмеряемым, а значит, лишь воображаемым полем. Такое состояние по мнению релятивистов не является абсолютной пустотой, но пространством, заполненным некими фантомными (виртуальными) частицами. Релятивистская квантовая теория поля утверждает, что, в согласии с принципом неопределённости Гейзенберга, в физическом вакууме постоянно рождаются и исчезают виртуальные, то есть кажущиеся (кому кажущиеся?), частицы: происходят так называемые нулевые колебания полей. Виртуальные частицы физического вакуума, а следовательно, он сам, по определению не имеют системы отсчета, так как в противном случае нарушался бы принцип относительности Эйнштейна, на котором основывается теория относительности (то есть стала бы возможной абсолютная система измерения с отсчетом от частиц физического вакуума, что в свою очередь однозначно опровергло бы принцип относительности, на котором постороена СТО). Таким образом, физический вакуум и его частицы не есть элементы физического мира, но лишь элементы теории относительности, которые существуют не в реальном мире, но лишь в релятивистских формулах, нарушая при этом принцип причинности (возникают и исчезают беспричинно), принцип объективности (виртуальные частицы можно считать в зависимсоти от желания теоретика либо существующими, либо не существующими), принцип фактической измеримости (не наблюдаемы, не имеют своей ИСО).

Когда тот или иной физик использует понятие "физический вакуум", он либо не понимает абсурдности этого термина, либо лукавит, являясь скрытым или явным приверженцем релятивистской идеологии.

Понять абсурдность этого понятия легче всего обратившись к истокам его возникновения. Рождено оно было Полем Дираком в 1930-х, когда стало ясно, что отрицание эфира в чистом виде, как это делал великий математик, но посредственный физик , уже нельзя. Слишком много фактов противоречит этому.

Для защиты релятивизма Поль Дирак ввел афизическое и алогичное понятие отрицательной энергии, а затем и существование "моря" двух компенсирующих друг друга энергий в вакууме - положительной и отрицательной, а также "моря" компенсирующих друг друга частиц - виртуальных (то есть кажущихся) электронов и позитронов в вакууме.