Главная · Прорезание зубов · Тесты гвэ по русскому языку. Материал для подготовки к гвэ по русскому языку

Тесты гвэ по русскому языку. Материал для подготовки к гвэ по русскому языку

Подготовка к ГВЭ

Важной составляющей по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку является работа по формированию навыков написания подробного изложения и применении приёмов компрессии подробно записанного текста. В течение нескольких лет (с 5-го по 9-й классы) учащиеся работают на уроках развития речи с этой формой творческого задания. Выпускники на конец обучения в 9-ом классе должны уметь писать подробное изложение с голоса чтеца и применять приёмы сжатия текста. Сжатое изложение требует от ученика навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста, то есть применения для компрессии текста нескольких приёмов (исключение, обобщение,упрощение). Излагая текст сжато, выпускники при этом проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля. Допускается соавторский текст, не искажается при этом идейное содержание сжатого текста.

Так при работе над компрессией текста на уроках использовалась адаптивная технология (подбирались оптимальные условия обучения каждого: работа в группе, в парах), когда каждая группа получала задание применить в данной части (микротеме) текста тот или иной приём сжатия. Затем уже сжатый текст собирался воедино, анализировались идеи полученных микротем текста, сопоставлялся объём исходного текста и полученный объём сжатого текста, выявлялись неточности, ошибки в компрессии текста. Учащиеся записывали полученный сжатый текст, на полях помечали приёмы сжатия, используемые в каждой части текста. Таким образом, ученик достигал необходимого уровня использования приёмов компрессии заданного текста, используя один или несколько приёмов сжатия.

Творческая работа к изложению, согласно « Методическому письму», в этом году была усложнена не только объёмом (не менее 200 слов), но и структурой написания сочинения – рассуждения на поставленный по тексту изложения проблемный вопрос. Поэтому большое внимание первоначально уделялось развитию умения учащихся определять проблему текста, которую автор раскрывает перед читателем. Девятиклассники, устно работая над предложенным для анализа текстом, давали структурный анализ (определение темы, идеи, типа речи, стиля речи, микротем в тексте) , учились при этом выявлять проблему в тексте (легче было это сделать на примере текста публицистического стиля, труднее - на примере текста стиля художественной литературы). Для такой аналитической работы я брала тексты известных публицистов, предлагаемые ФИПИ в сборниках по подготовке к « ГИА – 2013 » и « ГИА – 2014 » (по Д.С.Лихачёву « Время меняет людей», « Грубость в языке…», « Мы часто говорим друг другу…»; по С.Л.Львову «Человек совершил проступок…» и др.), на примерах которых при анализе учащимися выявлялись проблемы, поставленные перед читателем каждым из публицистов данных статей, определялась авторская позиция, подбирались примеры в качестве аргументов из жизни самих учеников или из произведений художественной литературы. Так девятиклассники, работая устно, готовились к написанию сочинения - рассуждения по тексту публицистического стиля речи. Практическая работа по написанию сжатого изложения и творческой работы к нему проводилась и по тексту стиля художественной литературы (на примере отрывка из рассказа В.П.Аксёнова «Липкие булочки»). Учащиеся написали подробное изложение (с голоса чтеца), сжали текст, применив приёмы компрессии. Отвечая на поставленный по тексту изложения вопрос «Почему герой рассказа стал отстаивать свой завтрак?», учащиеся написали сочинение - рассуждение, раскрывая при этом проблему воспитания подростков в военное время, комментируя авторскую позицию и своё отношение по выявленной проблеме, а также привели один из аргументов (из художественной литературы или из личного жизненного опыта), сочинение закончили написанием вывода – заключения. Для написания такого сочинения учащимся предоставлялась возможность сначала исследовать текст, вернувшись к записанному подробно изложению, на предмет проблематики, показывая основную проблему текста в форме вопроса по одной из главных проблем (такую проблему ставит перед читателями автор текста, заставляя задуматься над…). Учащиеся использовали «Памятку - план композиционного построения сочинения», в которой отражены следующие пункты:

1) вступление-тезис в виде записанного проблемного вопроса (проблема - это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления);

4)личный комментарий автора сочинения о позиции автора по выявленной проблеме (автор справедливо осуждает…); (свою позицию пишущий сочинение выражает согласием или несогласием с авторской точкой зрения);

5) аргумент и комментарий к нему (так и в моей жизни произошёл подобный случай…); (это доказательство своей точки зрения в справедливости обсуждаемой в сочинении проблемы, для этого можно, рассуждая, привести пример из художественной литературы или из жизненного опыта);

6) вывод-заключение (итак, рассуждая о проблеме …, мне хочется сказать…); (заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной перед читателями автором исходного текста) .

Пользуясь такой «Памяткой», учащиеся сначала написали общее для всех сочинение - образец, создавая и комментируя вслух каждую часть этой творческой работы. Так было записано образцовое сочинение - рассуждение, в котором прослеживалась последовательно, логично выстроенная композиционная линия рассуждения. Учащиеся при написании работы использовали фразы – клише (так и в моей жизни произошло…; чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор показывает…; таким образом, можно сделать вывод…) . Девятиклассники обучались умению создавать текст публицистического стиля речи, показывая и проблематику текста изложения, и позицию автора, давая при этом личностную оценку описанию происходящего в тексте, и заканчивая своё рассуждение выводом по проанализированной в сочинении проблеме. Многократное написание такой объёмной работы (изложение с творческим заданием) готовит девятиклассников к выбору и такой формы экзаменационной работы по русскому языку.

В помощь учащимся мною был собран справочный материал по подготовке к ГВЭ-9 в специальной папке, которая называется «Сборник справочных материалов», в котором объединён весь необходимый при подготовке к обязательному экзамену по русскому языку комплект деловых бумаг: «Памятки», «Клише», «Объяснения использования приёмов сжатия текста», «Образцы работ», «Характеристики стилей речи», «Применение функциональных характеристик языковых средств выразительности», « Алгоритм выполнения работы над ошибками», «Виды грамматических разборов», «Схемы всех видов разборов», «Классификация ошибок в сочинении и в изложении». Такой « Сборник» с необходимыми на уроках русского языка и литературы материалами во время проведения практических заданий есть на парте каждого ученика, это хорошее подспорье в проведении уроков-практикумов и уроков по развитию речи.

Современный ученик, готовясь к выпускному экзамену и имея запас необходимых образовательных компетенций, в большей степени творчески освобождён от навязанных когда-то догм строгого и беспрекословного выполнения того или иного вида работы на итоговой аттестации по окончании школы. У экзаменующегося раскрепощено мышление, проявляется его личность при осознанном (с учётом объёма собственных компетенций) выборе той или иной формы творческой работы. Ученик коррекционной школы с ограниченными возможностями (по здоровью), благодаря многократному написанию в классе творческих работ в разных формах, не будет на экзамене испытывать психологический дискомфорт, проявит уверенность и осознанность при выборе формы сочинения, уже отработанной на практических уроках русского языка, и сможет выполнить выбранное экзаменационное творческое задание.

Приобретённые практические навыки, активизация творческих способностей учеников – путь обучения, который в конечном итоге и ведёт к развитию культуры письменной речи. Основная цель учебного предмета «Русский язык», используя практическую работу по развитию речи на уроках,- научить в литературном слове передавать свои мысли, чувства, настроение, сопереживание, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом и состоит большая роль комплекса творческих работ, предлагаемых на итоговой аттестации. Роль учителя словесника и состоит в том, чтобы подготовить обучающихся к написанию различных форм творческих работ, учитывая при этом индивидуальные особенности, подбирая необходимые для обучения педагогические технологии, позволяющие ученику уверенно чувствовать себя на Государственном экзамене.

В настоящее время сложно найти хотя бы одного старшеклассника, которого бы не коснулись реформации в образовательной сфере. С каждым днем в лексиконе школьников появляются новые аббревиатуры – ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ.

И если расшифровка понятий ЕГЭ и не представляет сложностей, то термин ГВЭ у некоторых выпускников вызывает определенные затруднения. Что это за слово? Как оно расшифровывается и что представляет собой ГВЭ?

Как расшифровывается ГВЭ?

ГВЭ расшифровывается как «Государственный выпускной экзамен» и проводится при помощи тестов, билетов, заданий. Как и стандартный ОГЭ, он начал использоваться в среднеобразовательных заведениях с 2002 года и на сегодняшний день выступает обязательной аттестацией для учеников 9-го и 11-го класса.

В сущности, ГВЭ служит аналогом основного государственного экзамена, однако предназначен для определенной категории учащихся и имеет некоторые отличия.

Что такое ГВЭ?

ГВЭ является одной из форм аттестации, проводимой на государственном уровне среди школьников, которые освоили программу общего либо среднего образования. Данный экзамен сдается только теми учащимися, которые по каким-то причинам не могут пройти стандартное тестирование.

Аттестация предусматривает сдачу экзаменов в устной и письменной форме. Обязательными предметами выступают математика и русский язык, остальные школьник может сдавать на свое усмотрение.

При прохождении аттестации по русскому языку ученикам предлагается на выбор написание сочинения или изложения с творческим заданием. Во время тестирования в аудитории присутствуют ассистенты, которые могут оказать учащемуся техническую помощь.


Экзаменационные варианты состоят из десяти заданий, в числе которых задачи по арифметике, теории вероятностей, геометрии и алгебре. Все они требуют развернутого ответа и решения, которое должно продемонстрировать знания школьника в математических науках.

Кто сдает ГВЭ?

Список учащихся определяется приказами Минобрнауки РФ и включает школьников, которые проходят обучение в воспитательных заведениях закрытого типа, учреждениях пенитенциарной системы, а также учеников с ограниченными возможностями.

К последним относятся дети с психическими либо физическими недостатками – глухонемые, плохо видящие, имеющие тяжкие речевые нарушения, болезни двигательного аппарата, включая инвалидов разных групп.

Чтобы принять участие в экзаменах, ученики или их родители (опекуны) должны до 1 марта написать заявление на сдачу с указанием списка избранных предметов и предоставить документы, подтверждающие невозможность участвовать в обычной аттестации. Это может быть заключение медицинской комиссии либо справка об инвалидности.

Как проходит ГВЭ?

Поскольку школьники имеют ограниченные возможности, ГВЭ может проходить в 3 этапа – досрочно в апреле, на общих основаниях в мае–июне и дополнительно в июле. Местом проведения тестов обычно является учебное заведение, в котором учащийся получал образование. Аттестация осуществляется с учетом особенностей психофизического развития школьника.

Здания, в которых проводится тестирование, должны быть оснащены всем необходимым для удобства учеников – пандусами, специальными креслами, звукоусиливающей аппаратурой для слабослышащих или принадлежностями по системе Брайля для слепых.

Чем ГВЭ отличается от ОГЭ?

Основное различие между ГВЭ и ОГЭ заключается в доступе к экзаменам тех или иных категорий учащихся. Если ОГЭ сдают здоровые дети, живущие в собственных семьях, то ГВЭ предназначен для школьников, находящихся в уголовно-исправительных заведениях или имеющих проблемы со здоровьем.


Разница состоит и в организации аттестации. ГВЭ представляет собой контрольную работу с выполнением определенных заданий, тогда как ОГЭ – это совокупность тестирования, решения задач или выполнения творческой работы.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

коррекционных занятий по русскому языку

«Подготовка к ГВЭ»

для обучающихся 9-Б класса

(АООП ООО)

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

Свистунова Татьяна Эвальдовна,

Санкт-Петербург

Страницы

Титульный лист

Пояснительная записка

Планируемые результаты

Учебно–тематический план

Календарно-тематическое планирование

Материалы для контроля уровня подготовки обучающихся

Лист корректировки

Пояснительная записка.

Рабочая программа коррекционных занятий по русскому языку «Подготовка к ГВЭ» для обучающихся 9-Б классов разработана учителями русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 7 Свистуновой Т.Э.

Рабочая программа коррекционных занятий является практическим курсом подготовки к ГИА в форме ГВЭ и дополняет Адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования (АООП ООО) в соответствие с требованиями ГИА – 9 в форме ГВЭ.

Используемый учебно-методический комплект:

    Д.А.Хаустова Написание сжатого изложения в 9 классе / Д.А.Хаустова – М.: Экзамен, 2015

    Е.В.Амелина Русский язык для ГИА. Пишем изложения и сочинения./ Ростов- на –Дону, Феникс, 2014.

    Г.А. Богданова Уроки русского языка в 9 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

Цель: обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ГВЭ.

Задачи:

    совершенствовать умения сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам;

    способствовать полному и осознанному владению системой знаний по всем разделам русского языка в рамках школьной программы;

    воспитывать культурно-ценностное отношения к русской речи.

Программа адаптирована на обучающихся с задержкой психического развития.

Коррекционные занятия рассчитаны на 34 недели, 1 раз в неделю, 34 часа в учебном году.

Планируемые предметные результаты

В ходе занятий обучающиеся должны:

    овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

    научиться грамотно писать полные и сжатые изложения художественного и публицистического стиля;

    владеть формами обработки информации исходного текста;

    четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

    самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

    систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания.

Обучающиеся должны знать/уметь:

    понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    понимать основную мысль прослушанного текста;

    подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    интерпретировать информацию звучащего текста;

    точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    определять средства связи предложений в тексте;

    создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

    выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

    последовательно излагать собственные мысли;

    осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

    использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

    оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Учебно–тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Основное содержание

программы по теме

Формы

организации урока

Структура экзаменационной работы.

фронтальная

Сжатое изложение.

Микротемы исходного текста.

Абзацное членение текста.

Структурные особенности сжатого изложения.

фронтальная

групповая

Основные приёмы компрессии исходного текста.

Отработка приёма исключение.

Отработка приёма обобщение.

Отработка приёма упрощение.

фронтальная

групповая индивидуальная

Практическая работа.

Написание изложения.

индивидуальная

Сжатое изложение.

Редактирование текста.

фронтальная

групповая

Сочинение-рассуждение.

Алгоритм написания сочинения.

фронтальная

групповая

Сочинение-рассуждение.

Тезис. Аргументы. Редактирование сочинения.

индивидуальная

Сочинение-рассуждение.

Написание сочинения.

индивидуальная

Текст как речевое произведение.

Стили речи.

фронтальная

групповая

Средства выразительности.

фронтальная

групповая

Практическая работа в форме ГВЭ.

Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения

индивидуальная

Анализ итогов по проведённой практической работе в форме ГВЭ.

фронтальная

групповая

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Ко-во часов

Формы организации учебных занятий

Требования к уровню подготовки учащихся

Характеристика деятельности обучающихся

Введение. Структура экзаменационной работы.

Комбинированный урок

ГИА в форме ГВЭ – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Основные термины. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знать : особенности проведения ГВЭ по русскому языку.

Уметь: ориентироваться в терминах.

Способы сжатия: исключение, обобщение, упрощение.

Построение сжатого изложения.

Редактирование изложения.

Знать:

Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, аргументировать доказательства,используя прочитанный текст

Индивидуально и в парах проводить анализ тек­стов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная

Сжатое изложение. Микротемы исходного текста.

Урок закрепления и контроля

Сжатое изложение. Абзацное членение текста.

Урок изучения нового материала

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения.

Урок закрепления и контроля

Практическая, самостоятельная

Урок закрепления и контроля

Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Урок изучения нового материала

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Урок изучения нового материала

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Урок закрепления и контроля

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Комбинированный урок

Практическая работа.

Написание изложения.

Урок закрепления и контроля

Практическая работа. Написание изложения.

Урок изучения нового материала

Индивидуально и в парах проводить анализ тек­стов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная

Сжатое изложение. Редактирование текста.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Знакомство с алгоритмом написания сочинения. Знакомство с критериями оценки сочинения. Примеры-аргументы, доказывающие правильность тезиса.

Знать: правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: подбирать примеры для обоснования тезиса; подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Анализ худо­жественного текста, рабо­та со слова­рем – работа в группах.

Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения.

Урок закрепления и контроля

Сочинение-рассуждение. Тезис.

Урок закрепления и контроля

Сочинение-рассуждение. Тезис.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сочинение-рассуждение. Аргументы.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения.

Урок закрепления и контроля

Комбинированный урок

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Знать: основные правила работы с текстом; основные средства выразительности; основные сведения по стилистике русского языка. Уметь: находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности; определять стилистическую принадлежность слов и выражений; работать со стилистическими синонимами.

Анализ худо­жественного текста, рабо­та со слова­рем – работа в группах.

Текст как речевое произведение. Стили речи.

Комбинированный урок

Индивидуально и в парах проводить анализ тек­стов, выявлять главное и существенное. Коллективная, самостоятельная

Смысловая и композиционная целостность текста.

Урок изучения нового материала

Смысловая и композиционная целостность текста.

Урок закрепления и контроля

Урок изучения нового материала

Текст. Средства выразительности

Урок закрепления и контроля

Урок закрепления и контроля знаний

Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов.

Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст разными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Практическая, самостоятельная

Практическая работа. Написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения.

Урок закрепления и контроля

Анализ худо­жественного текста.

Урок закрепления и контроля

Анализ итогов по проведенной практической работе в форме ГВЭ.

Урок обобщения

Лист корректировки.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Материал для подготовки к ГВЭ по русскому языку на тему: Образец сочинения – рассуждения по данному тезису о роли природы в жизни человека.

Пояснительная записка.

Данная работа адресована учителям, работающим с выпускниками, учащимся для подготовки к ГВЭ. Учащиеся должны написать сочинение в объёме не менее 200 слов, приведя аргументы с примерами из художественной литературы и собственного жизненного опыта.

Сочинение – рассуждение по данному тезису.

Тезис: умение видеть и ценить красоту природы – важнейшее качество духовно развитой личности.

Фрагмент сочинения

Действительно, только у человека с богатым духовным миром есть обострённое чувство природы, которое позволяет видеть, слышать, осязать не только прекраснейшие пейзажи родной страны, но и весь окружающий их мир. Только такой человек внимателен, чуток, добр к другим людям.

В художественной литературе найдётся множество примеров, когда нравственные ценности героев раскрываются через их отношение к природе. Вспомним героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяну Ларину и Евгения Онегина. Для тонкой и поэтичной души Татьяны природа являлась и домом, и другом. Воспитанная в деревне, в окружении лесов, полей, она, как никто другой в романе, умела видеть неповторимую красоту русской природы. «Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звёзд исчезает хоровод». Татьяна любила русскую зиму, «сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров». Как белый снег зимою, любимая героиня Пушкина была чиста душой. Онегин же, напротив, далёк от умения видеть и ценить красоту природы. Она наводит на него скуку, чужда его душевному складу. «Два дня ему казались новы уединённые поля, прохлада сумрачной дубровы, журчанье тихого ручья; на третий роща, холм и поле его не занимали боле, потом уж наводили сон…» Онегин не чувствует единства и гармонии с природой, возможно, поэтому он внутренне опустошён, поэтому он не нашёл своё место в жизни. Значит, умение наслаждаться красотой присуще не каждому, а только тому, кто богат душой.

Духовное развитие – это результат воспитания человека посредством природы, музыки, произведений искусства и литературы. И главнейшая роль в этом, по моему мнению, принадлежит именно красоте природы, потому что умение видеть, слышать, чувствовать развивается у человека с детства, впитывается с молоком матери. Если чистую детскую душу заполнить любовью к природе, то и природа откроется ей всеми гранями своей неповторимой красоты.

Например, мне, моим братьям и сестре эту любовь подарила бабушка Елена Егоровна. Несмотря на трудную жизнь, тяжелую работу в колхозе, она вырастила шестерых детей, помогала воспитывать нас, пятерых внуков. Помню, как часто мы ходили в лес то по грибы, то за ягодами. Но это был не просто сбор даров природы. Бабушка учила нас любоваться каждым найденным подберёзовиком, семейкой лисичек, рассказывала о полевых цветах, обращала наше внимание на красоту бабочек. Мы слушали пение птиц, смотрели на синее небо сквозь ветви берёз. Мы удивлялись, восторгались, радовались всему необычному. Так постепенно наши души наполнялись внимательностью, чуткостью ко всему окружающему миру.

Таким образом, красота природы может открыться только людям, способным её почувствовать и оценить.