Главная · Прорезание зубов · Собор Саграда Фамилия – главный храм в Барселоне

Собор Саграда Фамилия – главный храм в Барселоне

Охватывает необъяснимый трепет и бесконечное восхищение перед её символом и главной достопримечательностью – грандиозным Собором Саграда Фамилия.

Ведь и вправду, стоя перед этим прекрасным архитектурным шедевром, проходя по громадным залам, возникает неутолимое желание преклонить колени перед необъятным талантом его творца, истинного гения, преданного до самой смерти душой и сердцем своей Каталонии, .

Примечательно, что строительство началось без участия Гауди и, к сожалению, закончится без него.

История малой папской базилики уходит корнями в 1881 год, когда вернувшийся из Ватикана испанский богобоязненный книготорговец Хосе Мариа Бокабелья Вердагер подал идею строительства некоего аналога величественных храмов Ватикана у себя на Родине. Для этих целей им была основана ассоциация по сбору средств для строительства собора. Кроме того эту идею активно поддержала религиозная община Общество Святого Иосифа.

В 1882 году муниципальные власти Барселоны выделили окраине района Эйшампле участок для строительства. Поскольку на строительство храма предполагалось использовать денежные средства вышеупомянутой общины и пожертвования простых граждан, что очевидно бюджет на строительство предполагалось заложить небольшой. На одном из заседаний Городского Совета Барселоны известный архитектор и скульптор Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лозано предложил бесплатно подготовить проект будущего собора.

Глава 1: Заложение камня

Храм планировали построить за 10 лет. Смена архитектора на более дешевого Гауди

19 марта 1882 года, когда Барселона отмечала День Святого Иосифа, епископ освятил место для храма и заложил его первый камень. Строительство началось.

Проект, предложенный Вильяром, сочетал в себе как соблюдение традиций христианского храмового строительства, так и актуальную для ситуации экономию средств. Именно поэтому небольшой, и притом, неготический собор предполагалось построить за 10 лет.

Однако все пошло совсем не так, как было задумано. Хотя уже летом 1882 года в строительстве было задействовано порядка полсотни человек, руководитель постройки окончательно Вильяр рассорился с церковным советом из-за весьма банального и прозаичного обстоятельства – финансирования работ.

Так, совет стремился сократить затраты, закупая дешевые строительные материалы, которые представлял себе неприемлемым использовать Вильяр. Страдало и его жалование. В конечном итоге и сам верховный архитектор и церковный совет принялись подыскивать иное лицо на должность руководителя работ по строительству храма.

Внезапно в поле зрения воинствующих группировок попал молодой талантливый человек, бывший ученик самого Вильяра – Антонио Гауди. Последний испытывал величайший восторг от перспективы возглавить строительство грандиозного католического собора у себя на Родине. Он предложил церковному совету крайне смелый проект, который оставил от прежних разработок своего учителя один лишь фундамент. Церковный совет безоговорочно утвердил кандидатуру Гауди. Поскольку для них он оказался более «дешевым» работником, нежели именитый Вильяр.

Глава вторая: Гауди вдохновлен

Петь тут будет ветер, а колокола звучать как орган…

Начиная с 1884 года, Гауди официально был назначен руководителем постройки Саграда Фамилия или Храма Отпущения Грехов, как именовал его сам архитектор. Для Антонио постройка собора была не просто работой – это было некое занятие для души глубоко верующего человека. В таком призвании он видел назначение свыше и потому все эти 44 года отдавал всего себя работе.

По видению самого Гауди, храм Саграда Фамилия должен был стать неким единением земного и небесного, связующим звеном между Богом и людьми.

В этом свете сооружение планировалось грандиозное. Шутка ли: 18 башен с витиеватыми узорами и громадный центральный купол, возвышающийся на 170 метров над землей. Строение крыши над центральным залом планировалось выполнить так, чтобы в её прорези звучание колокола разносилось, как орган, а дуновение ветра напоминало пение. К слову сказать, даже колокола для собора отливали по особому чертежу архитектора – необычной удлиненной формы.

Примечательно, что в самом соборе Гауди заложил великолепную идею иного понимания христианской религии и веры. За долгие годы средневековой инквизиции католическая церковь очернила себя до такой степени, что вызывала у верующих не благоговение, а дикий страх. Великий архитектор же считал, что религия – это свет и добро. Потому он спроектировал внутреннее убранство церкви светлым, радужным и цветущим.

Антонио Гауди не только проповедовал христианские принципы, но и активно проводил их в жизнь в ходе строительства. Так, он позволял рабочим разводить огороды на участках близ строительства, переводил престарелых рабочих на менее тяжелые работы, а сам ютился в маленькой каморке прямо на строительной площадке и каждый вечер ходил на исповедь.

Примечательно, что великое строительство посещали многие высокопоставленные персоны, в частности король Альфонсо, инфанта Изабелла, папский нунций в Испании, Альберт Швейцер, а также философ Мигель де Унамуно. Со всеми ними Гауди держал себя сухо, холодно и, несмотря на их недовольство, разговаривал исключительно на каталонском языке.

Ходят легенды о скрупулезном отношении Гауди к каждой мелкой детали интерьера и экстерьера храма. Так, каменные изваяния, украшающие фасады здания приходилось по множеству раз поднимать и опускать с невероятной высоты для доработки. При этом все библейские герои изготавливались не наобум, а с натуры – Гауди позировали реальные люди, которых он сам тщательно отбирал из своего окружения.

Глава третья. Смерть Мастера

В 1900 году команде под руководством Гауди удалось закончить центральный фасад Рождества, часть внутренних стен, часовню и крипту и работала над фасадом Страстей Христовых. Когда над собором взвились в небо первые четыре колокольни, случилось непоправимое – трагически закончилась жизнь великого вдохновителя и творца Саграда Фамилия.

После смерти архитектора великое дело продолжил его близкий друг Доменк Сурганьес по чертежам самого Гауди. Под его руководством были закончены башни фасада Рождества, а также керамическая ветвь кипариса, украшающая центральный вход.

В 1936 году в Испании грянула гражданская война, которая уничтожила в своих пожарах часть ценных документов и чертежей строительства.

И хотя в 1939 году работы по возведению собора возобновились под началом Франсеса де Паула Кинтана-и-Видала, они велись скорее наугад. Каждый последующий архитектор стремился достроить шедевр Гауди, но боялся испортить что-то в первоначальном замысле. Именно поэтому, а также из-за недостаточности средств работы велись с муравьиной скоростью. Тем не менее, за эти долгие годы строителям удалось возвести внутренние стены и частично достроить центральные фасады.

Глава четвертая: Официальное признание Храма

В 2010 году папа римский освятил помещение храма и назвал его Малой папской базиликой. С этого момента в Соборе Саграда Фамилия начали проводиться церковные службы. Однако окончание строительства ещё далеко.

Искупительный Собор Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia), часто называемый Саграда Фамилия (Sagrada Familia) — известная церковь в Барселоне, спроектированная знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Храм расположен в районе Эшампле, его строительство было начато в 1882 году и до сих пор не завершено.

Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), на место которого в конце 1883 года был приглашён А.Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

К 1918 году Гауди превратился в совершенно изолированную фигуру, у него остался только один спонсор - католическая церковь. Ему приходилось в одиночестве переживать глубокий духовный кризис, ухудшение здоровья и смерть многих близких друзей. В 1910 году умер его первый учитель Хосе Вилласек, в 1911 году - Марагалл, эксцентричный скульптор Мани и его ассистент, в 1914 году - Беренгер, следом за ним - епископ Кампис, а в 1916 году - епископ Торрас. Со смертью Эусебио Гуэля в 1918 году все работы в парке и колонии Гуэль окончательно прекратились. B тем не менее к 1918 году у него остался всего один проект, дело всей его жизни - собор Саграда Фамилиа. Создав свой собственный уникальный стиль в архитектуре, к концу жизни он полностью посвятил себя этому зданию и Богу.

Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)
Гауди занимался не только проектированием здания, но и сбором пожертвований на строительство, темпы которого в первые тридцать шесть лет, с 1882 по 1918 год, никак нельзя было назвать быстрыми. Крипта, унаследовавшая свои неоготические формы от Пауло дель Вильяра-и-Лозано, была закончена в 1891 году.

К 1900 году был закончен первый поперечный фасад, получивший название фасада Рождества, часть внутренней стены и часовня.
Спустя восемнадцать лет команда Гауди с величайшей тщательностью и вниманием к деталям продолжала совершенствование замыслов и макетов центрального нефа и перехода, а также чертежей противоположного поперечного фасада Страстей Господних. Всё это время над фасадом Рождества медленно поднимались четыре башни-колокольни. Первая, законченная в 1918 году, имеет внешнюю оболочку из кирпича в виде пчелиных сот с ассиметричными окнами, восходящими по спирали от основания к вершине. Издалека она напоминает увеличенную во много раз копию хрупкой морской раковины, которые встречаются на побережье Каталонии. Башня святого Варнавы, покрытая мозаикой из битого стекла, оказалась единственной башней, законченной при жизни Гауди.

На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определённый литургический порядок символического содержания пространства собора Саграда Фамилиа. Благодаря опытам в колонии Гуэль, которые доказали эффективность и надёжность параболической арки, конструктивное решение в целом было уже найдено. Но в своей мастерской при храме Гауди без устали трудился над деталями.

По четырём углам стройплощадки были расставлены обелиски, символизирующие четыре поста католического календарного круга. Кроме того, они должны были, по словам Гауди, «восхвалять Святое Семейство и проповедовать добродетели покаяния». Композицию завершали фонтан и светильник, символизирующие очищение огнём и водой. Внутри собора Гауди планировал разместить скамьи для тринадцати тысяч прихожан, в то время как центральные колонны соответствовали основным апостольским миссиям Испании, в число которых входили Валенсия, Гранада, Сантьяго-де-Компостела, Бургос, Севилья, Толедо, Сеговия и даже маленькие епархии вроде Бурго-де-Осма с населением всего пять тысяч душ.



На протяжении всей своей жизни Гауди делал то, что до него делали Гойя и Эль Греко, - умело использовал пластичность и податливость духовного мира. Он говорил, что «слух соответствует вере, а зрение - славе, поскольку слава - это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Гауди было известно о мощном психологическом воздействии звука, особенно в культовых зданиях. Он годами экспериментировал с формой удлинённых колоколов для Саграда Фамилиа. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована таким образом, чтобы звучать подобно грандиозному органу.


Цвет также играл особую роль. Ирония заключается в том, что для многих творчество Гауди ассоциировалось с «чёрной Испанией», то есть, инквизицией, в то время как он был автором и более впечатляющих творений, нежели сверкающая мозаика «ОСАННА», взмывающая к вершине башни-колокольни. Гауди представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилиа как яркий многоцветный псалом во славу Господа.

Гауди завершил лишь одну из двух часовен, расположенных по углам церковного двора - часовню Розария Нашей Госпожи. Она представляет собой совсем небольшое сооружение, увенчанное куполом, благодаря чему внутрь проникает достаточное количество дневного света, и кажется, будто по стенам выткано богатое кружево с обилием цветущих роз и розовых кустов, связанных с христианской символикой. Помимо Святой Девы с Младенцем, здесь имеются изображения Святого Доминго и Святой Каталины Сиенской, а также фигуры волхвов и пророков из Нового Завета: Давида, Соломона, Исаака и Иакова.

Фасад Рождества собора Саграда Фамилиа вселял ужас в сердца честных прихожан. Когда ступаешь под гигантский скульптурный фриз, кажется, что здание сейчас обрушится и погребёт под собой всё живое.
Центральный вход, разделённый посередине колонной, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор. Черепахи символизируют стабильность, неизменность мира. В то же время фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.

На тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.

Портик Милосердия, коронация Марии

Портик Надежды

Рождество Иисуса

Портик Надежды, избиение младенцев

Занимаясь проектированием фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так скульптор сделался святым Петром, перевозчик строительного материала - апостолом Фаддеем, а штукатур - царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо, и тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Фасад Рождества Христова украшает шпиль в виде кипариса, венчающего три портика: Милосердия, Веры и Надежды. Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса, довольно сложная и выразительная. В центре её виден крест с буквами Α и Ω по краям, обозначающими начало и конец всего сущего. Сам крест служит символом зарождения и окончания мировой жизни.

Немного выше можно видеть ещё один редко упоминаемый символ - покрытое золотой и красной глазурью яйцо, также помеченное личной анаграммой Иисуса: JHS. Вероятно, речь идёт о яйце как символе целостности. Фигура пеликана над ним относится к примитивной иконографии Христианства, она встречается и в мифологии предшествующих эпох. Согласно мифам, эта птица клювом разрывает себе живот, полный рыбы, чтобы накормить своих птенцов, и потому служит символом Иисуса, а также символом воскресения из мёртвых.


В день 30 ноября 1925 года было завершено строительство башни святого Варнавы, первой башни в левой части фасада Рождества Христова. Это единственная башня, которую Гауди увидел завершённой.
Внутри башни также поразительны, как и снаружи. В нижней части каждой башни начинается винтовая, почти без перил (из-за крутизны) лестница, при подъёме по которой человеку начинает казаться, будто он вращается вокруг своей оси. При взгляде на эти лестницы снизу вверх или сверху вниз возникает потрясающий оптический эффект. Лестницы некоторых башен закручены в одну сторону, лестницы других - в противоположную. Поднявшись наверх, можно перейти из одной башни в другую. Множество переходов образуют восхитительный вертикальный лабиринт. Внутри одной из четырёх башен имеется лифт, позволяющий подняться от уровня земли до места, где в стенах открываются проёмы с каменными жалюзи. Здесь лестницы опираются уже на внешние стены.

В последующие годы архитектор Доменик Суграньес, последователь Гауди, отстроил ещё три башни. Позже были возведены четыре почти такие же башни фасада Страстей, их строительство закончилось в 1977 году. Согласно проекту, четыре башни фасада Славы должны быть гораздо выше, чем все существующие.
Башни посвящены двенадцати апостолам. На четырёх старейших - крайних, высотой девяносто четыре метра, и внутренних, высотой сто семь метров, - высечены имена и соответствующие им фигуры апостолов Варнавы, Симона, Иуды Тадео и Матфея, сидящих на пьедесталах, и надпись «Sursum corda» (Вознеситесь сердцем) на латыни. Башни с квадратными основаниями выше имеют круглое сечение. Перетекание одной формы в другую происходит на верхнем уровне фасада. Существует множество церковных башен квадратного сечения и совсем немного круглого, но нет ни одной башни, кроме башен Саграда Фамилиа, сочетающей оба вида сечений. Гауди не оставил никакого объяснения причины перехода от квадратного к круглому, критики же ограничиваются высказываниями о том, что это приём, в высшей степени удачный с эстетической точки зрения.




В понедельник 7 июня 1926 года, в пять часов тридцать минут пополудни, Гауди покинул собор Саграда Фамилиа, чтобы пройти три километра до церкви Сан Филипп Нери. Следуя привычным путём, он спустился по улице до перекрёстка и там был сбит трамваем. Позже водитель маршрута №30 утверждал, что Гауди не смотрел, куда идёт, и, споткнувшись о трамвайные пути, ударился головой о фонарный столб. Двое прохожих бросились на помощь жертве происшествия, но не признали в нём знаменитого архитектора. При нём не было документов, в карманах нашлась лишь горсть изюма и орехов. Шляпа тоже куда-то пропала. Четырежды они пытались остановить такси, чтобы доставить пострадавшего в больницу, но всякий раз получали отказ. Наконец с помощью солдат национальной гвардии удалось заставить одного таксиста отвезти раненого в бесплатную амбулаторию для бедных. Там Гауди быстро поставили диагноз: переломы рёбер плюс черепно-мозговая травма, и приняли решение отправить его в клинику.
Наутро «пациент пришёл в сознание после ночного беспамятства и попросил соборовать его, с жаром приняв последнее причастие». Вскоре новость о плачевном состоянии Гауди распространилась по всему городу. К вечеру вторника его перевели в отдельную палату, вправили рёбра, но жизнь едва теплилась в нём. Прелаты церкви, друзья и почитатели заполнили больничные коридоры. Предложение перевести архитектора в дорогую частную клинику было отклонено. Гауди хотел умереть среди народа. Он почти ничего не говорил, и его тяжёлое дыхание лишь изредка прерывалось шёпотом «Господи Иисусе!», а бледная рука, лежащая поверх одеяла, крепко сжимала распятие. В четверг, 10 июня 1926 года, в пять часов пополудни Антонио Гауди ушёл из жизни.

После смерти Гауди в 1926 году строительство храма возглавили Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана, при которых были закончены первые четыре колокольни. В 1939 году строительством собора занялись Исидрэ Пуч Боада и Льюис Бонет-и-Гали. Льюис Бонет-и-Гали стал главным архитектором проекта в 1971 году. В 1985 году руководство принял Жорди Бонет-и-Арменголь, а годом позже скульптор Хосе Мария Субиракс приступил к работе над фасадом Страстей Христовых.

«Если бы мы начали строительство с этого фасада, люди воспрепятствовали бы ему», - так объяснял Гауди своё решение повременить с возведением Портала Страстей. Это высказывание демонстрирует всю глубину драматизма, к которому стремился архитектор. В 1911 году в городе Пучсерда, будучи тяжело больным, он написал завещание и тогда же составил композицию этого портала, где запечатлены события последней недели земной жизни Иисуса.

Распятие

То, что Субиракс был тем самым мастером, которому предстояло воплотить его замысел, подтверждает огромное уважение, с которым исследователь каталонского искусства Сириси Пелисер пишет в своей работе «Современное искусство Каталонии» (1970): «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами». Тем не менее назначение Руководящим Советом скульптора Субиракса с самого начала подвергалось резкой критике и сопровождалось острейшей полемикой. После года внимательного изучения архитектурного и скульптурного наследия Гауди Субиракс приступил к исполнению своих обязанностей. На своеобразной сцене с тремя планами скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.







28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время Хосе Мария Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом вознесутся восемнадцать башен - в честь двенадцати апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы, доминирующей над Барселоной. Гауди считал, что его творение не должно возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком, которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора. На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».




Многие считали творчество Гауди пророческим. Опасаясь, что человечество вновь скатывается к средневековому мракобесию, Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно - возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики - то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».

Наиболее точно охарактеризовал творчество Гауди валенсийский архитектор Сантьяго Калатрава, которого можно считать наследником Гауди в смысле уникальной способности чувствовать и открывать новые формы: «Люди пытались толковать творения Гауди в терминах язычества, масонства, буддизма и даже атеизма. Я думаю, это был человек, который действительно служил религиозной идее. Но этот бог или, скорее, богиня, перед которой преклонялся Гауди, была сама архитектура».

Предыдущая фотография Следующая фотография

В каждой туристической Мекке, куда ежегодно стекаются тысячи любознательных паломников со всего света, есть свое ассоциативное сооружение-визитка. Это самая главная достопримечательность, которая является обязательным must look’ом для каждого иностранного туриста, и без которой уже невозможно представить ту или иную страну или город. Так, только при одном упоминании о Париже моментально всплывает образ Эйфелевой башни, при виде изображения статуи свободы в сознании мигают проблесковым маячком буквы USA, а значок пирамиды Хеопса вполне может заменять собой название Египта на географической карте. Однако, пожалуй, больше ни в одной стране мира нет такой специфической особенности, которая отличает визитку испанского города Барселоны от других всемирно известных сооружений. Речь идет, разумеется, о знаменитом произведении великого архитектора Гауди, о соборе Саграда Фамилия.

Архитектурное повествование этого автора тянется цепочкой вкладов в строительство от его последователей до наших современников. Оно дышит эхом прошлого, храня в своих стенах воспоминания минувших исторических событий, и звучит в унисон с сегодняшним 21 веком. Собор Святого Семейства - это поистине уникальное архитектурное явление, это мост, связавший поколения, эпохи и подаривший исключительную возможность не только прикоснуться к истории, но и приобщиться к ее созданию. На протяжении полутора столетий сооружение строится, растет, видоизменяется.

И это единственный случай в истории архитектуры, когда долгострой имеет такую колоссальную мировую известность, является источником притяжения миллионов туристов и входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.

История строительства собора

Создание собора началось в 1882 году с малознакомого истории архитектора Франсиско де Вильяра. Изначально сооружение задумывалось исполнить в неоготическом стиле, в духе того времени и в классических представлениях о том, как должна выглядеть христианская церковь. В соответствии с этим было заложено строительство и возведена крипта под апсидой. Однако, волею случая Вильяр вскоре отказывается от проекта и его возглавляет Антонио Гауди, который назначается главным архитектором в 1891 году.

С этого момента жизнь Гауди будет неразрывно связана со строительством собора. Он жил и дышал этим произведением, он был фанатично предан ему и часто лично собирал пожертвования на его возведение. Кстати, жил автор в буквальном смысле, в самом соборе, в келье незавершенного здания.

Гауди просто фонтанировал идеями. Как художник абстракционист, охваченный внутренними порывами и эмоциями, он выплескивал свои замыслы хаотично, часто без схем и чертежей, интуитивно, бесконечно что-то меня, ломая и перестраивая заново. Неудивительно, что строительство требовало от него максимального личного присутствия и содействия, поэтому в итоге собор стал для него и рабочей мастерской, и кровом. 43 года жизни мастер отдал своему творению, при этом при его жизни была реализована только треть его замысла. Гауди был глубоко набожным человеком, и Саграда Фамилия должна была стать, по его замыслу, современным прочтением Нового Завета. И действительно, кажется, что каждый камень в сооружении неслучаен, он информативно напитан и рассказывает об очередном библейском сюжете. План здания выполнен в виде латинского креста, на этом собственно исчерпывалось сходство этого футуристического сооружения с обычными каталонскими церквями и храмами.

Интерьер и архитектура собора

Гауди задумывал выполнить три фасада, Рождество, Страсти Христовы и Воскресение, каждый из которых должен быть увенчан четырьмя остроконечными башнями, высотой до 112 метров, которые бы складывались в общее число 12, что соответствовало бы 12 апостолам. Еще 4 башни, по 120 метров каждая, должны символизировать Евангелистов и окружать центральную, самую высокую башню (170 м), посвященную Иисусу, на которой должен располагаться крест. Башню с колокольней в честь Девы Марии предполагалась расположить над апсидой. Гауди решил, что даже самая высокая башня храма не должна превышать самую высокую гору в Испании, Монжуик.

Как истовый христианин, он не мог свое произведение поставить выше, чем творение Бога.

Саграда Фамилия

Каждый фасад должен нести собственную смысловую нагрузку, переданную барельефами, которые передавали бы повествование о жизни и делах Христа. Так первый фасад повествует о Рождестве Христовом, это восточная часть трансепта, единственная часть собора, построенная практически полностью при жизни автора. Полное завершение фасада было закончено только в конце 50 годов двадцатого века.

Говоря о достоинствах архитектуры, необычности формы и структуры здания в целом, хочется обратить внимание на внутреннюю и внешнюю отделку храма. Даже на самой плохой любительской фотографии очевидно насколько внимательно и с любовью отнесся Гауди буквально к каждому квадратному сантиметру своего произведения. Отделка здания и декор просто поражает воображение количеством деталей, продуманностью сюжетов, линий, переходов, сочетанием различных стилей. Это и модерн, и готика, и христианские традиции, щепотка барокко, толика восточного зодчества, и все это не китч, это совершенно гармоничная композиция, в которой нет ничего лишнего. Винтажные ступени, новаторские диагональные опоры, колонны в виде ветвистых деревьев, выложенные майоликой башни и украшенные зодиакальными символами и дарами природы, виноградными лозами и гроздьями, раковинами, пшеничными колосьям. Кроме того, храм напоен особой поэтичностью, которую хотел вложить в него маэстро. Гауди планировал построить колокольню, где колокола раскачивались бы от порывов ветра. Он создал сложною осветительную систему, где свет должен был проникать через проемы в башнях и через витражи на разных уровнях, что создавало бы ощущения струящегося света.

При этом мастер очень ответственно и с возможной долей профессионализма подходил к своему делу. Одно из подтверждений тому, следующий факт: при создании одного из библейских сюжетов «Избиение младенцев», архитектор снимал слепки с мертворожденных младенцев, а для того что бы снять слепок с животного, для более натуралистичного изображения Гауди усыплял на их время с помощью хлороформа.

В 1954 году, многим после смерти Гауди его последователи приступили к постройке фасада Страстей. Внутри этой части храма был впоследствии открыт музей, в котором представлены сохранившиеся наброски, чертежи, разработки самого автора, а так же художественные и технические объекты, связанные со строительством сооружения, на протяжении всей истории его существования. С 1977 и вплоть до начала 21 века велись работы по строительству четырех башен, оформлению фасада скульптурами и внутреннее украшение здания витражами. В 2000 году началось создание фасада Славы и одновременно планировалось воздвижение башни Христа и Девы Марии. Работы ведутся по сей день и по предварительным подсчетам глобальное окончание строительства планируется к 2030 году. Все последнее десятилетие храм окружен желтыми жирафами подъемных кранов, которые забавно и странно смотрятся между коническими верхушками башен. Запечатленные миллионами туристов на фотографиях они, в какой-то степени тоже увековечены и приобщены к истории архитектурного шедевра.

Контакты

Информация для проникшихся творчеством Антонио Гауди и желающим осмотреть собор Святого Семейства:

Любоваться сооружением можно в любое время года. Добраться до храма можно на метро станция Sagrada Familia, линии L2(сиреневая ветка), L5(синяя) либо на автобусах 19, 33, 34, 43, 44, 50 и 51,- остановка Sagrada Familia. Храм находится по адресу Mallorca, 401.

Время работы с ноября по февраль - с 9:00 до 18:00, в марте - с 9:00 до 19:00, с апреля по сентябрь - с 9:00 до 20:00, в октябре - с 9:00 до 19:00, 25 и 26 декабря а также 1 и 6 января - с 9:00 до 14:00.

Стоимость входного билета - 15-22-24-29 EUR (с гидом или аудиогидом); цена зависит от выбранной программы.

Для экскурсий в данный момент открыты: одна башня Фасада Рождества, наверх которой можно подняться по узкой винтовой лестнице. Однако если вы не экстремал, то на этот случай имеется старинный винтажный лифт. Так же открыт вход в одну из башен Фасада Страстей и музей. Будьте морально готовы к огромным очередям и поверьте, это того стоит!

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Прекрасная столица Каталонии – один из популярнейших туристических городов планеты. В Барселоне находится восемь объектов наследия ЮНЕСКО, шесть из которых создал великий каталонский зодчий Антонио Гауди. Недаром Барселону именуют «городом Гауди».

Его главный шедевр – Temple Expiatori de la Sagrada Família, которому архитектор отдал 44 года жизни. Искупительный храм Святого Семейства в наибольшей степени отражает уникальный талант и личные черты гения архитектуры.

Церковь имеет почётный статус Малой папской базилики. Её нередко неправомерно именуют собор Святого Семейства. Собор – название епархиальной церкви города, которой Саграда Фамилия не является.

Об архитекторе Антонио Гауди

Antonio Gaudí родился в 1852 г. Мальчик с детства болел ревматизмом, не позволявшим играть в обычные детские игры со сверстниками. Вместо этого Антонио пристрастился к длительным одиночным прогулкам на лоне каталонской природы, ставшей для него основным источником творческого вдохновения. Архитектуру часто именуют застывшей музыкой. Творения Гауди можно назвать застывшей природой.

В личном плане судьба не баловала Гауди. Он рано потерял близких родственников – малолетних братьев, затем мать и сестру. Никогда не было у Антонио и своей семьи.

В 1878 г., при получении им диплома архитектора, один из профессоров экзаменационной комиссии сказал, что Гауди – или сумасшедший, или гений. И вот тут, на заре творческой карьеры, судьба улыбнулась ему, подарив встречу с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем. Огромное богатство не мешало Гуэлю быть тонким ценителем искусства и архитектуры. Они стали настоящими друзьями, а Гауди фактически стал личным архитектором Гуэля.

Проекты, выполненные по заказам Гуэля и других, принесли Гауди широкую известность, поэтому к моменту начала работы над Саграда Фамилия его авторитет был непререкаем.

В конце жизни Гауди всецело был поглощён работой над своим главным творением, сооружаемым на народные пожертвования. Он вкладывал в строительство все заработанные средства, периодически даже ночевал в храме, стал рассеянным, не следил за собой.

Жизнь Гауди оборвалась трагически. 7 июня 1926 г. он попал под трамвай. Извозчики, не надеясь на оплату, не хотели везти «бродягу» в больницу. В итоге Гауди попал в больницу для нищих. Правда, на следующий день его узнали, и попытались спасти. Увы, драгоценное время было упущено: 10 июня Гауди умер. Так Барселона отплатила прославившему её архитектору. Его похоронили в крипте церкви, которой он отдал всего себя.

История незавершённого строительства

Строительство стартовало ещё в 1882 г. Первый проект церкви создал архитектор Вильяр. Спустя несколько месяцев он не нашёл общий язык с заказчиками, и руководство строительством поручили Гауди. Через несколько лет, к 1889 г. им была завершена начатая Вильяром крипта с украшенным рельефом Благовещения сводом. По получении неожиданного крупного пожертвования анонима, Гауди решил, сохранив планировку церкви в форме латинского креста, основательно переделать проект. Будучи религиозным человеком, он задумал в архитектурной форме выразить основные новозаветные истории. Три фасада – Рождества, Страстей Христовых и Воскресения (Славы), с устремлёнными к Богу массивными колокольнями должны были отображать евангельские сюжеты.

В 1892 г. Гауди начал проектировать северный фасад, посвящённый Рождеству. При жизни он успел завершить строительство его основной части с тремя порталами и 100-метровой башней-колокольней св. Варнавы. В 1911–23 гг. архитектор разработал проект второго фасада – Страстей, но его воздвижение началось уже после кончины Гауди. Строительство возглавил коллега – архитектор Доменек Сугранес, сотрудничавший с зодчим и при постройке других его шедевров. Суградес до смерти в 1938 г. завершил строительство трёх других башен первого фасада.

В 10-е годы XIX в. Гауди набросал эскизы фасада Славы. Следует, однако, иметь в виду, что многие детали существовали только в голове гения. Для некоторых аналогичных расчётов после его смерти пришлось прибегнуть к помощи сверхмощных компьютеров. Гражданская война прервала строительство, возобновлённое только в 1952 г. Была построена лестница фасада Рождества, и он стал подсвечиваться в тёмное время суток. Два года спустя стартовало сооружение второго фасада – Страстей.

В 1961 г. в крипте открылся музей проекта и строительства храма. В 1977 г. были сооружены все четыре колокольни фасада Страстей, декорированные скульптурами уже в XXI в. В этот же период были созданы прекрасные витражи. В 2000 г. началось сооружение последнего фасада – Славы.

В конце XX в. появились главный неф и трансепты. Уже в нашем столетии были построены средокрестия апсиды. На их основе планируется сооружение шести колоколен – 170-метровой в честь Христа, 123-метровой – Девы Марии, и четырёх башен евангелистов высотой 120 м. Основные работы предполагается закончить к столетию смерти Гауди – в 2026 г.

Архитектурные решения

Как фасады, так и внутренние помещения храма ошеломляют и восхищают безграничной фантазией своего гениального создателя.

Главный вход в храм сейчас находится в фасаде Рождества. Его четыре остроконечные башни посвящены апостолам Матвею, Симону, Иуде и Варнаве (последний относится к 70 апостолам «второго призыва»). Три портика этого фасада символизируют христианские добродетели – Веру, Надежду и Милосердие. Всё пространство портиков фасада покрыто кажущейся бесконечной вязью скульптур и барельефов, отображающих евангельские события.

Конструкция башен – открытая типа жалюзи для оптимального выхода колокольного звона. На них высечены ключевые словосочетания католической мессы – «Sanctus, Sanctus, Sanctus», «Hosanna excelsis» и «Sursum corda».

Каменная вязь портика Милосердия отображает события от обручения Марии до рождения Иисуса. В центре портика – сцена Рождества, в которой изображены Дева Мария с Младенцем, Иосиф Обручник, ясельные животные – вол и мул. По бокам от неё – сцены поклонения пастухов и волхвов. На ленте ниже высечена родословная Иисуса. Выше можно видеть сцену Благовеста с архангелом Гавриилом и Марией. Верхняя статуя портика изображает небесную коронацию вознесённой Богородицы.

По правую сторону от портика Милосердия расположен Портик Веры. Слева от дверей – визит обручённой Иосифу Марии к её родственнице Елизавете, беременной Иоанном Крестителем. Справа – работающий плотником Иисус. В центре над дверьми изображён 12-летний Иисус, толкующий Божий Закон в храме. Выше – сцены Непорочного зачатия, Принесение во храм (Сретение) с Симеоном, узревшем Спасителя в младенце Иисусе, всевидящее око как аллегория Божьего промысла, таинство Причастия.

Портик Надежды находится слева. Скульптурные композиции портика Надежды отображают бегство семьи Иосифа в Египет от Ирода, Избиение младенцев, Обручение Марии с Иосифом.

Скульптуры этого фасада лишены декоративных деталей. Крестный путь Спасителя отображает протяжённая S-образная тропа. Вдоль неё можно видеть изображения Тайной вечери, воинов, пришедших за Иисусом, поцелуй Иуды. Змей символизирует дьявола, по наущению которого Иуда Искариот предал своего Учителя. Непонятная на первый взгляд криптограмма с четырьмя строками и столбцами из цифр во всех направлениях даёт три сотни комбинаций сумм, равных числу 33 (возраста Христа).

Далее изображены Иисус с терновым венцом, римские солдаты, делящие Его одеяния, умывающий руки Пилат, сцены падения Христа под тяжестью креста, Вероника, вытирающая своим платком лицо Спасителя, римский сотник Лонгин, протыкающий копьём Иисуса на Распятии, разорванная завеса Иерусалимского храма, тайный ученик Христа Никодим и Иосиф Аримафейский, предоставивший каменную гробницу для погребения тела Иисуса, коленопреклонённая Мария Магдалена.

На бронзовых воротах фасада Страстей помещён текст Евангелий, повествующих о Страстной неделе. У ворот – натуралистическая пятиметровая статуя бичуемого Спасителя. На дверях фасада Страстей изображены моление о чаше в Гефсиманском саду и высечены отрывки текста «Божественной комедии» Данте.

Этот строящийся фасад выходит на юг, и весь день освещён солнцем. Будущий семиколонный портик – аллегория даров Святого Духа. В верхней части фасада будет изображена подсвечиваемая ночью архитектурная композиция Святой Троицы, на каменных тучах будут высечены ветхозаветные тексты, повествующие о Сотворении мира. Башни-колокольни фасада Славы будут посвящены апостолам Петру, Андрею, Иакову и Павлу.

Высота будущей центральной башни Христа с крестом будет составлять 172,5 м, что на полметра ниже горы Монжуик: ведь творение рук человеческих не должно быть выше Божьего. После постройки колокольни Христа Sagrada Familia станет высочайшим христианским храмом планеты. Всего в нём будет 18 башен. Вторая по высоте будет посвящена Деве Марии, четыре – евангелистам, и 12 – апостолам. Гауди не был бы самим собой, если бы удовольствовался обычными колоколами на башнях. Они будут трубчатыми, издающими звук при ветре. Звук будет свободно проходить через жалюзиобразную конструкцию башен.

Интерьер

Слова неспособны в полной мере передать оригинальность интерьера храма. Первое впечатление внутри – огромный сказочный залитый солнцем лес.

В интерьере нет неизвестных природе углов и явных прямых линий. Но его многочисленные геометрические фигуры имеют линейчатую поверхность, что позволяет без труда сочленять их друг с другом. При приближении к архитектурным деталям создаётся оптическая иллюзия развёртывания пространства.

Сечения несущих колонн выполнены в форме многоугольных звёзд, постепенно превращающихся в круг. В зависимости от предполагаемой нагрузки число вершин звёзд колеблется от 4 до 12. В верхней части колонны разветвляются подобно ветвям деревьев. Самые длинные и толстые колонны для пяти будущих башен в центре храма изготовлены из очень твёрдого материала – красного порфира. Остальные колонны – базальтовые.

Внутреннее освещение решено в виде проникающих через красивейшие цветные витражи лучей. Совершенно оригинален алтарь с парящим Христом, смотрящим вверх. По периметру балдахина алтаря изображены гроздья винограда, напоминая о словах Спасителя «Я есмь истинная виноградная лоза». Лестницы с обеих сторон алтаря символизируют восхождение от земли к небу. За алтарём находятся огромные органы с прекрасным звучанием.

Как добраться?

Адрес: Calle Mallorca 401. Храм Святого Семейства можно посетить с 9 до 18–20 часов. К остановке Sagrada Familia удобнее всего добраться (в рамках первоначального знакомства с достопримечательностями) или на метро веток L2 или L5.

Минуты, проведённые в Барселоне, драгоценны. Рекомендуется не тратить их на очереди, и заранее забронировать билеты на сайте знаменитого храма. Возможны пять вариантов посещения:

  • индивидуальное с аудиогидом и посещением смотровой башни за 29 EUR;
  • индивидуальное с аудиогидом и посещением музея Гауди за 24 EUR;
  • в составе групповой экскурсии (русского языка нет) за 24 EUR;
  • индивидуальное с аудиогидом за 22 EUR;
  • индивидуальное за 15 EUR.

Саграда Фамилия – архитектурное чудо, при осмотре которого лучше всего забыть об экономии, и выбрать самый подробный первый вариант. На одной из готовых башен есть смотровая площадка. Лифт доставляет посетителей до 65 м, после чего им приходится преодолеть 426 ступенек винтовой лестницы. Открывающийся вид Барселоны, шпилей и портиков храма быстро заставит забыть о тяготах подъёма.

Искупительный храм Святого Семейства - так звучит название этой достопримечательности. Туристы и местные жители называют его "Саграда Фамилия". В переводе с каталонского - означает "святое семейство", которому посвящен весь архитектурный ансамбль. Оригинальность решений, символизм, множество мелких деталей, которые создают единое целое - все это побуждает восторгаться им снаружи, но куда большее впечатление он производит внутри.

Возможно экскурсия не была бы столь впечатляющей, если бы не русскоязычный аудиогид , который расскажет вам огромное количество невероятно интересной информации об истории создания и символах, которые вплетены в него гением Антонио Гауди.

К 2026 году, когда планируется закончить строительные работы, он должен стать главным символом Каталонии.

История создания

Идея создания не таит в себе никакой тайны. В 1874 году к богатому книготорговцу Ж.Бокабелье пришёл молодой священник по имени Маньяне и рассказал о мечте – построить храм, посвященный Святому Семейству. Бокабелье идея понравилась – и тут же занялся сбором средств на его строительство.

Датой начала строительства считается 19 марта 1882 года, когда был заложен первый камень церкви.

Изначально архитектором был назначен Франсиско де Пауло дель Вильяр, однако вскоре покидает проект, а вместо него приглашают сравнительно молодого Антонио Гауди, который, тем не менее, уже успел показать свою оригинальность и талант. Сначала он продолжает строительство по проекту своего предшественника, однако в 1889 году, когда было получено довольно большое пожертвование, архитектор решает переделать его, изменив структуру и форму здания.

По замыслу собор должен состоять из 18 башен, каждая из которых символизирует апостолов, евангелистов, Марию и (центральная башня с крестом) Иисуса. На сегодняшний день построено только 8 из них.

Вид с высоты

Автору не суждено было дождаться завершения своего проекта: в 1926 году он трагически погибает. Строительство продолжили его ученики, затем – последователи. Все старались следовать изначальной задумке, однако отличие всё равно заметно. Сейчас к проектированию привлекаются и современные компьютерные технологии, о которых вы сможете услышать во время экскурсии с русскоязычным аудиогидом.

Подробнее об истории Саграды Фамилии и оформлении её фасадов можно прочитать в Википедии . Туристу будет гораздо интереснее узнать о самых интересных фактах.

Сегодня здесь также работает дом-музей, где вам расскажут о жизни великого архитектора и о процессе строительства церкви.

Посещение лучше всего оставить на утренние часы – в это время народу здесь поменьше, да и утреннее освещение позволит лучше рассмотреть его красоту. И непременно воспользуйтесь одним из двух лифтов, что находятся в башнях: Барселона с высоты птичьего полёта – восхитительное зрелище!

Внешние фасады храма

Первое, что обычно видит турист при выходе из метро или из окна автобуса - один из фасадов Храма Святого Семейства. Каждый из них представляет сцены из жизни Христа:


Фасад Рождества успели построить ещё при жизни Гауди. Он находится с другой стороны от того места, где сейчас расположён вход в собор и кассы. В нём выделяется три портала: Веры, Надежды и Милосердия. Каждый из них посвящен земной жизни Христа. В портале Надежды можно увидеть сцены обручения Марии и Иосифа, бегства в Египет и избиения младенцев. Наверху можно увидеть символические а его навершие символически изображает гору Монсеррат с надписью «Спаси нас». Правый портал Веры содержит скульптурные картины «Встреча Елизаветы с Богоматерью», «Иисус и фарисеи», «Введение во храм» и «Иисус, работающий в мастерской плотника». Над центральным порталом, под рождественской звездой, помещены скульптурные группы «Рождение Иисуса» и «Поклонение пастухов и волхвов», а над ними - фигуры трубящих ангелов, возвещающих рождение Христа, сцены Благовещения и Венчания Святой Девы и др. Высоко над порталом возносится символизирующее церковь и её паству увенчанное крестом кипарисовое дерево в окружении птиц.


Фасад Страстей Христовых был начат позже фасада Рождества, так как Гауди боялся испугать людей сценами, изображёнными на нём. Этот фасад устремлён к Западу, где садится солнце и это не случайно. С восходом солнца в мир по задумке Гауди приходит, с его же закатом начинается история страстей. На западной стороне храма все скульптуры достаточно крупные, поэтому вы без труда найдёте сцены из последних дней жизни Иисуса. Вот он несёт свой крест, его распятие сейчас находится прямо над главным входом, а по боками можно увидеть сцены его погребения. Подробнее о символах, которые расположены на этом фасаде можно на этом сайте или на .


Третий фасад - фасад Славы находится с торца здания. Его ещё не построили, поэтому сейчас не представляется возможным увидеть его фотографии. Согласно эскизу, который вы можете видеть выше здесь будет изображена вся история человечества от Адама и Евы и до Второго Пришествия.

Внутреннее убранство храма

Многие туристы не находят время, чтобы побывать внутри. А зря, потому что внутри он производит еще большее впечатление, чем снаружи. Особенно впечатляют колонны, которые поддерживают купол и потолок, который просто поражает своим оформлением.


Игра света

В солнечный день красок внутреннему убранству добавляют невероятная игра света. Признанный мастер работы со светом спроектировал собор таким образом, что ему практически не нужен искусственный свет. Достаточно того, который проникает через световые окна, расположение которых тщательно продумано.


Оконные витражи

О том как устроены витражи и символизм внутреннего убранства вам расскажет русскоязычный аудиогид, который вы получите на входе. На официальном сайте вы можете посмотреть больше фотографий, а погулять по нему можете здесь. Хотя, конечно, 360° проекция не передает и десятой части того, что вы уведите своими глазами.

  • На фасаде "Рождества" есть портал милосердия. На нем можно увидеть лица, проекции которых были сняты с масок реально умерших жителей Барселоны и строителей церкви. Таким образом хотелось увековечить их память.
  • Строительство займет больше времени (начали в 1882 году), чем строительство египетских пирамид , которые "воздвигли" всего за 20 лет. Планируется, что работы будут закончены в 2026 году, но по другим прогнозам строительство закончится лишь к 2040 году.
  • Гауди не любил прямые углы и линии из-за их неестественности, поэтому при проектировании использовались "природные" подсказки. Если присмотреться к зданию, то можно провести параллели с замком из мокрого песка.
  • Символизм виден в каждом квадратном метре этого места. Внутренняя структура поддерживается большими столбами, которые похожи на деревья . Каждый столб имеет черепаху в основании, чтобы показать баланс между землей и морем.
  • Гауди считал, что ни одно человеческое строение не должно по высоте превосходить сотворенное Богом. Поэтому высота Саграды Фамилии составляет 560 метро в. Это на 1 метр ниже вершины холма Монжуика, который возвышается над городом.
  • В 1936 году группа анархистов устроила пожар в крипте и уничтожила мастерскую с планами и моделями. К счастью, небольшую часть из них удалось спасти.
  • Построен в таком месте, чтобы его было видно с любой точки города. Стеклянная мозаика в его верхней части сконструирована таким образом, чтобы отражающийся свет солнца или луны служил маяком для мореплавателей .
  • В помещении, где сейчас расположен музей, раньше находилась школа . В 1909 году в ней учились дети строителей, пока те днем и ночью строили это величайшее творение.
  • 12 из будущих 18 башен посвящены апостолам, одна для девы Марии и центральная (самая высокая) Иисусу Христу.
  • В основании здания находится молебная, где похоронен великий архитектор .
  • Финансирование строительства по большей части складывается из пожертвований и оплаты за вход. В течение года Саграду Фамилию посещают около 3 миллионов туристов, что дает возможность около 25 миллионов евро на её строительство ежегодно.
  • Для того, чтобы проект был доведен до конца - необходимо снести часть домов напротив главного входа в здание. Сейчас основным входом считается фасад Рождества, но он должен быть напротив алтаря. Для того, чтобы сделать там вход необходимо расчистить площадь, на которой стоят дома и перенести улицу. Пока неизвестно будет ли этот проект воплощен в жизнь.
  • Незадолго до строительства, когда Жузеп Бокабелья только начал собирать деньги на возведение и размышлял над тем, кого же пригласить на разработку проекта, один из родственников сказал ему: «Строить его будет человек с голубыми глазами!» Книготорговец удивился, однако, как уверяет легенда, принялся искать голубоглазого архитектора (у Гауди были голубые глаза ).
  • Храм, уже давно считающийся в народе самым главным в Барселоне, был освящён только в ноябре 2010 года .
  • С самого начала и до сих пор строительство осуществляется лишь на пожертвования частных лиц – это одна из главных причин, почему на его возведение ушло так много лет.
  • Только в 2006 году достопримечательность посетили 2,26 миллиона туристов , что ставит её в один ряд с такими известными памятниками Испании, как дворец Альгамбра и музей Прадо.

Если вы хотите углубиться в символизм и тайны Саграды Фамилии, то заказывайте недорогие , на которых местные гиды раскроют вам это великий архитектурный ансамбль в полной мере. Внутри храма работа гидов официально запрещена, поэтому все подобные экскурсии проходят снаружи здания. После неё вы уже сможете "добить" программу осмотрев здание изнутри. Как добраться общественным транспортом

Как добраться из аэропорта

Если у вас пересадка в Барселоне и вы хотите увидеть её главную достопримечательность, то можно воспользоваться специальной веткой метро (L9), которая соединяет аэропорт с северной частью города.

  1. Вам нужно купить билет (4,50€ в одну сторону) на линию метро L9, которая есть около каждого терминала в аэропорту. Поезда ходят каждые 7 минут.
  2. Проедите до станции Collblanc (предпоследняя), где нужно отдельно оплатить проезд на метро (2 евро в одну сторону) пересесть на линию L5 в направлении Vall d"Hebron и доехать до станции Sagrada Familia.

Общее время в пути - около 30-35 минут (в одну сторону). Поездка туда и обратно обойдется в 13€/человека.

Компаниям в 4 человека и больше имеет смысл заказать . На машине вы доберетесь до места назначения за 25 минут (с этим же таксистом и вернетесь обратно). Имейте в виду, что вам потребуется около полутора часов на осмотр изнутри. Поэтому между рейсами должен быть запас не менее 5 часов.

Типы билетов и их покупка

Тип Что входит в стоимость Цена
Панорамный
  • Аудиогид на русском языке
  • Посещение башен (+ лифт)
34€
Жизнь и творчество Гауди
  • Аудиогид на русском языке
  • Посещение дома-музея в парке Гуэля

Полезные советы

  1. Покупайте билет с аудиогидом на русском языке. Аудиогид очень качественный (длительность программы около 60 минут). Без него вы не сможете прочувствовать величие этого строения. Вы можете выбрать насколько углубленный аудиогид вам нужен. Для детей от 4 лет и старше, кстати, тоже есть специальные аудиогиды на русском языке. Хотя на сайте написано, что до 12 лет аудиогида нет.
  2. Настоятельно рекомендуем покупать билеты заранее. Обычно в кассы стоит довольно большая очередь, где вы можете потерять до 1,5-2 часов своего времени. А с заранее купленными, вы идёте к турникету для электронных билетов без ожидания в очереди.
  3. Полный комплект с посещением башен имеет смысл покупать только, если не планируте посещать другие смотровые площадки. Есть в Барселоне и более классные точки для панорамных фото города.