Главная · Прорезание зубов · Собор богородицы. Икона “Собор Богоматери” и ее загадки

Собор богородицы. Икона “Собор Богоматери” и ее загадки

Январь очень богат на разнообразные праздники, в том числе и церковные. Самым главным большая часть православных считают Рождество. Однако не менее важным считается и следующий за этим торжеством день. Ведь отмечается 8 января праздник Собор Пресвятой Богородицы, который в старину для женщин был гораздо более значимым чем все рождественские богослужения. Ни для кого не секрет, что на Руси Божья Матерь всегда была очень почитаема. В ее честь возводились многочисленные храмы, монастыри и писали иконы. Многие из образов стали чудотворными и до сих привлекают к себе внимание тысяч паломников со всего мира. Сегодня праздник Собор Пресвятой Богородицы не столь известен, однако это не умаляет его значения. Из нашей статьи вы узнаете об истории возникновения и становления этого торжества. А также о том, что значит праздник Собор Пресвятой Богородицы для всех верующих и особенно женщин.

Описание торжества

Наши предки обязательно посещали храм не только седьмого, но и 8 января. Праздник Собор Пресвятой Богородицы имеет очень древнее происхождение и относится к торжествам главного церковного круга. В православии существует традиция, согласно которой после какого-то великого праздника всегда отмечается сопутствующее ему торжество. Чаще всего без тех лиц, кого церковь чествует в эту дату, великий праздник просто не был бы возможен.

Поэтому в праздник Собора Пресвятой Богородицы все верующие вспоминают Божью Матерь, явившую этому свету младенца Иисуса. Однако не только ее чествуют в эту дату, параллельно христиане прославляют тех, кто имел отношение к рождению Христа и помогал ему сохранить жизнь.

Кого еще чествуют восьмого января?

В православный праздник Собор Пресвятой Богородицы в храмах вспоминают не только Деву Марию. Кроме Нее в этот день молятся и еще о трех личностях, который считают близкими к Спасителю в его земной жизни:

  • Иосиф.
  • Царь Давид.
  • Иаков.

Каждое из этих имен хорошо известно православным. К примеру, Иосифа называют мужем Марии, именно так он представляется нам во время рождественских историй. Однако священнослужители могут рассказать о событиях, предшествующих появлению на свет младенца Иисуса, совсем иначе. Эта информация относится к предыстории Рождества и праздника Собора Пресвятой Богородицы. Об этом мы расскажем читателям в следующем разделе статьи.

Праздник Собор Пресвятой Богородицы: история праздника

В старинных книгах упоминается, что на тот момент, когда Иосиф стал нареченным мужем Девы Марии, ему уже исполнилось восемьдесят лет. Богоматерь была доверена ему для сохранения Ее жизни и чистоты. Ранее Иосиф уже был женат и имел несколько детей. Именно один из его сыновей, Иаков, отправился вместе с рожденным Спасителем в Египет ради сохранения Его жизни, а также спасения отца и самой Марии от власти царя Ирода. Примечательно, что об Иосифе известно не слишком много. Он считался очень благочестивым человеком и именно из-за этого был избран на роль человека, оберегающего Богоматерь. Это стало его самым главным служением Господу, которое Иосиф прошел от начала до конца.

Хочется уточнить, что Иаков, как и его отец, был очень благочестив и уже после мученической смерти Христа и его воскрешения из мертвых стал предстоятелем одной из первых христианских церквей.

Нельзя не упомянуть и о царе Давиде. Его имя вспоминают в праздник Собора Пресвятой Богородицы потому, что он является предком Христа, и они происходят из одного рода.

Если интересоваться предысторией церковного праздника, то священнослужители рассказывают о чудесном спасении младенца от гнева Ирода. Царь ждал того, что волхвы, пришедшие в его земли с подарками для новорожденного раскроют его местоположение. Однако они так и не подались уговорам Ирода и тайно покинули его царство. Рассвирепев, он приказал своим воинам уничтожить абсолютно всех младенцев в самом городе Вифлееме и его ближайших окрестностях. Однако Иосиф во сне увидел ангела, посланного к нему с предупреждением. Ангел повелел ему немедленно подниматься, брать свою семью и бежать в Египет ради спасения своих жизней. Иосиф последовал услышанным словам и смог избежать печальной участи.

Спустя много лет ангел вновь явился к Иосифу и сообщил ему о смерти Ирода, повелев возвращаться в Вифлеем. Святой старец вновь покорился воле свыше, но он не решился селиться в том же городе, где теперь правил сын жестокого царя. Вместе с семьей Иосиф отправился в Назарет, где и обосновался.

Сохранив жизнь Христу и Богоматери, он выполнил свое главное предназначение. Поэтому и чествуется практически наравне с Девой Марией в праздник Собора Пресвятой Богородицы.

Становление церковного праздника

Праздник Собор Пресвятой Богородицы отмечается уже очень давно, его становление происходило практически параллельно развитию христианской церкви. Приблизительно в четвертом веке многие священнослужители и святые старцы писали о том, что в Рождество обязательно необходимо вспоминать и почитать Богоматерь. Они поучали в своих текстах христиан и советовали им, как правильно отмечать этот праздничный день.

Долгие столетия верующие именно так и относились к Рождеству, как повелели им святые мужи, однако приблизительно к концу седьмого века Вселенский Собор принял иное решение относительно этой даты. Стоит заметить, что священнослужители, участвующие в Соборе, часто устанавливали правила, которые в будущем становились нормой для всей Церкви. Поэтому принятое решение о разделении Рождества и чествования Богоматери было воспринято за прямое указание для всех христиан. С этого периода поздравления с праздником Собора Пресвятой Богородицы православные приносят друг другу восьмого января. До наших дней эта дата не менялась, к тому же стоит учитывать, что она является постоянной и не зависит от других праздничных дней, как многие другие церковные торжества.

Что означает праздник Собора Пресвятой Богородицы?

Отчасти о значении этого церковного торжества мы уже рассказали в предыдущих разделах статьи. Но все же кратко повторимся: невозможно праздновать рождение Христа, не вспомнив о тех, кто был рядом с ним и стал помощниками будущего Спасителя. Ведь каждый человек, оказавшийся рядом с младенцем после его появления на свет, не был случайным. Поэтому восьмого января православные приходят в храм и молятся перед иконами Девы Марии, вознося хвалу ей, Иосифу, Иакову и царю Давиду.

Обычно в этот день в церковь приходят в основном женщины. Именно они приносят Богоматери свои проблемы и заботы. Считается, что она как нельзя лучше понимает все женские беды и никогда не оставляет просьбы без внимания. Поэтому для незамужних и семейных представительниц прекрасного пола Дева Мария является заступницей. А праздничный день является еще одним поводом, чтобы поблагодарить ее за помощь и обратиться с очередной просьбой. Многие говорят, что именно восьмого января Богоматерь особенно внимательна к слезам и проблемам земных женщин.

Добродетели Пресвятой Богородицы: о чем необходимо просить в праздник

Сегодня мы обращаемся к высшим силам практически по каждому поводу, даже не задумываясь о ничтожности некоторых просьб. Однако наши предки более ответственно относились к своим отношениям с Богом. Особенно это касалось женщин, ведь они несли ответственность перед Творцом за духовную чистоту своих близких. А помогала им нести эту миссию именно Богородица, поэтому женская половина прихожан всегда приходила восьмого января в храм и просила даровать им добродетели, которыми обладала Дева Мария. Их священнослужители насчитывают три:

  • Всецелая преданность Господу. Богородица отличалась большим смирением перед Божьей волей, что является величайшей добродетелью любого верующего человека. Она послушно приняла весть от архангела Гавриила о будущем рождении Христа. Однако вместе с этим Дева Мария добровольно приняла на себе и все горести, которые свалились на ее хрупкие плечи в дальнейшем. Однако даже многочисленные скорби и печали не смогли поколебать ее веры и смирения. Именно так подобает вести себя всем, кто принял христианство как единственно правильную религию.
  • Обет чистоты. Все знают историю о непорочном зачатии Спасителя, но мало кто задумывается о том, что Богоматерь на протяжении всей своей дальнейшей земной жизни хранила эту чистоту. Причем, когда мы говорим о невинности и безгрешности, то имеем в виду не только телесную чистоту, но и духовную.
  • Мужество. Хрупкая и нежная женщина очень мужественно переживала все тяготы и лишения, которые были предопределены на ее земном пути. Она ярче многих других иллюстрирует эту добродетель и будто призывает верующих следовать ее примеру.

Сегодня об этой особенности праздника известно немного. Однако как никогда наш мир нуждается именно в перечисленных добродетелях, которые сделают нас светлее и помогут достойно нести данный свыше крест.

Как отмечали праздник наши предки?

Значение праздника Собор Пресвятой Богородицы для христиан на Руси трудно было переоценить. Особенно стремились в этот день в храм недавно родившие женщины и те, которые были на сносях. Для них эта дата была даже важнее Рождества и с ней связывали множество примет.

К примеру, женщины, ждущие малыша, и их супруги ни в коем случае не должны были работать восьмого января. В противном случае наши предки предрекали появление на свет малыша с различными физическими проблемами.

Принято было в этот день вспоминать в храме всех умерших родственников. По давнему поверью они могли спускаться на землю и приходили в церковь, чтобы послушать богослужение, которое устраивали для них почившие священники.

Интересно, что церковный праздник плотно переплелся с языческим обрядом почитания повитух. Назывался он «Бабьи каши». Обычно после посещения храма женщины варили кашу и готовили различные вкусности, а затем шли в гости к повитухам, взяв с собой детей, которым они помогли появиться на свет.

Многие жительницы деревень ходили в этот день колядовать. Считалось, что это принесет им удачу на весь следующий год.

Сегодня восьмого января принято и чествовать иконы Богоматери, а именно восемь из них. В это число входят и чудотворные образа, об одном из которых мы расскажем чуть позже.

Иконография

Приблизительно к тринадцатому веку на территории Древней Руси сформировались традиции написания икон к этому празднику. А уже с четырнадцатого века образы распространились практически по всем храмам, церквям и монастырям.

Согласно канонам, Богородица всегда изображается в центре композиции. Она восседает на троне в окружении волхвов, святых и пастухов. На некоторые иконы добавлены и другие символические изображения, призванные усилить значимость служения, которое несет Дева Мария. Практически на каждом образе она держит на руках Иисуса, но самая древняя из имеющихся икон существенно отличается от остальных. На ней Богоматерь придерживает не самого Христа, а его изображение. Данный образ датируется четырнадцатым веком и до сих пор по-разному трактуется священнослужителями.

Чудотворная икона «Милостивая»

Многие из тех, кто бывал на Кипре, видели этот необычный образ Богородицы, который сегодня располагается в специально выстроенном для него храме. Однако долгие годы до этого икона странствовала, переходя из рук в руки.

Считается, что впервые она появилась у египетских христиан, которые молились перед ней и считали лик чудотворным. Но в период гонений они отдали свою святыню морякам, обещавшим доставить ее в Константинополь. В пути судно ограбили пираты-сарацины, однако владели они иконой недолго. Буквально через несколько недель сами они стали жертвой греческих пиратов. Уже они доставили образ в подарок императору Константинополя.

Там она находилась долгое время, а в двенадцатом веке ее доставили на Кипр в красивый храм, выстроенный в живописном месте. Здесь она находится и по сей день. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников, которые страдают тяжелыми болезнями. За столетия накопилось множество свидетельств чудесных исцелений, которые давались по большой вере и искренней молитве.

Интересно, что самого лика Девы Марии и Христа на ее руках никто не видел уже долгие годы. По неведомой причине икона по диагонали закрыта пеленою. Поэтому паломники, да и сами служители церкви, а также монастыря, возникшего рядом, никогда не видели ее полностью.

Молитвы Богородице

Многие интересуются тем, какие молитвы к празднику Собора Пресвятой Богородицы необходимо читать в храме. На этот счет нет единого мнения, ведь главное, чтобы это обращение было максимально искренним. Поэтому молиться можно даже простыми словами, идущими от самого сердца.

Однако если вы все же предпочитаете определенные молитвы, то одну из возможных мы приводим ниже.

Так как она достаточно длинная, то в праздник вы можете взять с собой в храм ее напечатанный текст. Его будет уместно читать у иконы Девы Марии или в любом другом месте.

Во время празднования Собора Пресвятой Богородицы православный мир с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Деве Марии, которая родила Спасителя.

Sputnik Грузии поинтересовался, что за праздник Собор Пресвятой Богородицы и каковы его суть и история.

Собор Пресвятой Богородицы

Праздник называется Собором Пресвятой Богородицы, потому что в этот день почитаются Святые, которые имеют непосредственное отношение к празднику Рождества Христова.

В богослужебном годовом круге есть особенность — на следующий день после великого праздника совершается память Святых, послуживших этому событию.

В Собор Пресвятой Богородицы почитают не только Богоматерь - в этот день вспоминают Иосифа — старца, который перед Богом поклялся, что сохранит девственность той, которая должна будет родить Спасителя всего сущего и на протяжении долгого времени помогал Деве Марии.

Иосиф был первым, кто увидел ребенка — Иисуса Христа, он помог ей бежать в Египет от Ирода и его приспешников. Он также пожертвовал многим ради того, чтобы Христос мог воплотить в жизнь предсказания и исполнить свое предназначение.

Вспоминают в праздник Собора Пресвятой Богородицы также царя Давида, который был прямым родственником Христа, и Святого Иакова, брата Господня, который был сыном Святого Иосифа Обручника от первого брака.

Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

История и традиции

Праздник Собора Пресвятой Богородицы, установление которого относится к ранним временам Христианской Церкви, имеет древнее происхождение.

Епифаний Кипрский, блаженный Августин и святой Амвросий Медиоланский уже в IV веке в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Спасителю с хвалой родившей Его Деве Марии.

Указание праздновать Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова было записано в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году.

© photo: Sputnik / Vladimir Astapkovich

Икона "Богоматерь Владимирская" (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков)

Собор Пресвятой Богородицы на Руси считался для женщин даже важнее, чем Рождество Христово, поскольку связан с Божией Матерью. В старину верили, если в этот день будут работать беременная женщина или ее муж, даже из-за крайней необходимости, то ребенок у них родится с физическими недостатками.

В праздник Собора Пресвятой Богородицы женщины ходили по домам с поздравлениями и пели колядки - рождественские песни, посещали баб-повитух и причащали их ужином.

Существует поверье, что в ночь на 8 января в храм сходятся все покойники, и покойные священники им правят служб, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим.

По церковному календарю 8 января также чествуют мученика Евфимия, преподобного Константина, преподобного Евареста и восемь икон Божией Матери, в том числе икона, которая называется "Милостивая".

Милостивая

Икона Божией Матери написана, по преданию, Святым евангелистом Лукой. Название "Киккотиса" (Пребывающая в Киккосе) икона получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Икона находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь.

Чудотворный образ Богородицы, долго странствовал, прежде чем попасть на остров Кипр. Сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте. Когда там возникли гонения на христиан, Киккскую икону в 980 году отправили в Царьград, но на пути корабль захватили сарацины.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

В свою очередь и враги христианской веры попали к грекам в плен, которыми образ был доставлен в Константинополь, где Киккская икона до начала XII века хранилась в царских чертогах.

Затем образ с великими почестями перевезли на остров Кипр, где он был помещен в сооруженный для него храм. Вокруг храма постепенно образовался монастырь.

Многие чудеса стали совершаться от чудотворного образа Божией Матери "Милостивой", поэтому с древних времен по сей день в обитель со всех сторон стекаются люди, одержимые различными недугами, и получают по вере своей исцеление.

Веруют в чудодейственную силу Святой иконы не только христиане, но и иноверцы.

Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя "Милостивая".

Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.

На иконе изображение Богоматери являет собой тип "Елеусы", лик Пресвятой Богоматери наклонен в левую сторону, Богомладенец поддерживает рукой край мафория божией Матери, а в соединенных вместе руках - греческий свиток.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Копии чудотворного образа "Милостивая" на Руси появились в XVII веке — в московском Зачатьевском женском монастыре пребывал один из наиболее известных и почитаемых списков и являлся его главной святыней.

Чудотворный список был передан после разорения обители в 20-х годах прошлого столетия в близлежащий храм пророка Илии в Обыденском переулке.

Когда монашеская жизнь в обители стала возрождаться, икона Божией Матери "Милостивая" вернулась в 1999 году на свое прежнее место. Молитва перед этой иконой укрепляет и духовно утешает всех, кто с верой и упованием обращается к Владычице Небесной.

Молитва

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Собор Пресвятой Богородицы — праздник православной церкви, совершается на следующий день после Рождества Христова.
Второй день после Рождества - называется Собором Пресвятой Богородицы, т.е. собранием, в которое входили лица, лично близкие Пресвятой Деве Марии, Иосифу Обручнику, а также и Господу Иисусу Христу.

В составе Собора Пресвятой Богородицы совершается память тех, кто по плоти был близок к Христу:
- святого Иосифа Обручника;
- царя Давида (предок по плоти Иисуса Христа);
- святого апостола Иакова, брата Господня (сын от первого брака Иосифа Обручника). Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Будучи 80-летним старцем, Иосиф Обручник по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию.

«Но для многих людей, которые не знали тайны Боговоплощения, Иосиф был отцом Господа Иисуса Христа», - отметим, что и Богородица говорила, обращаясь к Иисусу, который в двенадцатилетнем возрасте остался в Иерусалимском храме и потерялся для родителей, что Отрок огорчил своего отца - ведь для окружающих Иосиф был как отец (ср. Лк. 2:39-52).

В первое воскресенье по празднику Рождества Христова Церковь вспоминает и царя, пророка, псалмопевца Давида - святого человека, который тяжко согрешил, но покаялся так, что его словами люди сегодня призывают имя Божие, вспоминая великие обращенные к Создателю строки: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс.50:1). «Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова».

Апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа - от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви. Иаков, исполняя предписания Ветхого Закона, был епископом Завета Нового и провозглашал Господа Иисуса Христа и Мессией, и Избавителем Израиля. Проповедь Иакова была неугодна всем тем, кто привел Иисуса Христа на Голгофу, и святого апостола Иакова сбросили с крыши Иерусалимского храма.

О значении праздника «Собор Пресвятой Богородицы»

Рождение Спасителя было от Духа Святого. Это не было обычным рождением. Но в земной жизни Спасителя важное значение играла Его семья: Его Пречистая Матерь, Иосиф Обручник, Его ближайшие родственники - те, кто окружал Младенца и Отрока Иисуса. И поэтому Церковь, воздавая особое почитание всему тому, что Господь Бог принес в мир через воплощение Сына Своего, одновременно вспоминает и земную жизнь Спасителя, и Его близких и родных. И так иначе и быть не могло, потому что в Церкви соединяется Божественное и человеческое, небесное и земное, и в этом соединении одно не умаляется другим.

Богу было угодно, чтобы и человеческая природа, человеческая жизнь, с ее радостями и скорбями была восхищена в Тайну Святой Троицы, чтобы эта человеческая жизнь обожествилась. Это было угодно Господу и в отношении Его возлюбленного Сына, и после воплощения Сына Божиего этот Божий замысел о прославлении всего творения, о прославлении человеческой природы стал совершенно очевидным, ибо во Христе соединяется небесное и земное, Божественное и человеческое.

Вот почему христианин, устремляясь к горнему, устремляясь к вечному спасению, никогда не должен осуществлять путь ко спасению, обижая своих родных и близких, отказываясь от добрых семейных отношений и вообще уничижая человеческое начало. Некоторым кажется, что в человеческом начале - грех. Но грех не в самой человеческой природе, а в злой человеческой воле. И все то, что совершает человек во славу Божию, все, что является результатом его труда, благословляется Богом. Это некая святыня, посредством которой мы служим Богу. Вот почему человеческое творчество: и самое высокое, и самое незначительное - это все наш дар Богу, это жертва, которую мы Богу приносим.

Если у нас будет такое понимание человеческого бытия, такое понимание человеческой природы, такое понимание человеческих отношений, то это бытие, эта природа и эти отношения наполнятся благодатью Божией - так, чтобы, по слову апостола, небесное соединилось с земным и чтобы во главе всего был Бог, который и наполняет все, и содержит все силой Своей.

Рождество Христово - тайна Божественного воплощения - многому нас учит, в том числе и угодному Богу отношению человека к своей земной жизни. Прославим Господа в душах и телесах наших, которые суть Божии, призывает нас апостол. И сегодняшний день, подчеркивая родственные и человеческие отношения Спасителя с теми, кто окружал Его, еще и еще раз призывает нас всех к благочестивой жизни, к добрым отношениям с нашими близкими и родными, к построению человеческих отношений по заповеди Божией, дабы действительно прославлять Бога и в душах, и в телесах наших. Аминь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Тропарь Собору Пресвятой Богородицы:
Пречистая Богомати, Богородице,
Собор Твой честный украшен многоразличными добротами,
дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие,
Узы наша грешныя раздери Своею милостию
и спаси души наша.

Установление праздника Собор Пресвятой Богородицы

Установление этого празднования относится к древним временам Христианской Церкви. Уже Епифаний Кипрский († 402), а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом можно найти в 79 правиле 6 Вселенского Собора, состоявшегося в 691 году.

VI Вселенский Собор - правило 79

Божественное от Девы рождение, как безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему свету проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что либо не должное. Понеже убо некие, по дне святого рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочные Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего такового. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово; если ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновенного и нам свойственного рождения. Если убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен".

Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет


После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему поведено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет.

Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: "И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свои Назарет" (Лк. 2:39). Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матвея, когда пишет так: "Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном?

А здесь святой Матвей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матвей, именно - что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матвей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как, по возвращении оттуда, снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матвей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта". Итак, по выходе из храма Господня, святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к Египту. При этом они взяли с собою, для услужения, и Иакова, старшего сына Иосифова, названною впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23-е октября(с.ст), где поется так: "брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом" . Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия.

А бежал Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный человек воплощенный, а не дух и привидение (на что указывает святой Ефрем, в слове на Преображение, когда говорит: "Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же бежал Иосиф в Египет"); а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Так объясняет и Златоуст: "В своем бегстве, - говорил он, - Господь научает нас давать место ярости, т.е. бегать человеческой ярости. И если Всемогущий бежит, то мы, гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности". Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание агнца были прообразованы спасительное знамение креста и пасха Господня, - уготовалось таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество Исаиино: "Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские" (Ис.19:1). В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот облак, Пречистая Дева, - легок, ибо, Она не отягощена никаким бременем какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества.

Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:

Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не хотел бы быть красивее сего Младенца.

Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:

Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его.

Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: "Ныне же Будешь со мною в раю" (Лк. 23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что "воздаст тебе Сей Младенец".

Когда они вошли в Египетскую страну и находились в пределах Фиваиды, приблизились они к городу Ермополю. Близ входа в сей город росло очень красивое дерево, называвшееся "Персея", которое тамошние жители, по своему идолопоклонническому обычаю, почитали, как бога, из-за его высоты и величественной красоты, поклоняясь ему и принося ему жертвы, ибо в том дереве жил и бес, почитаемый ими. Когда Пречистая Богоматерь с Божественным Младенцем приблизилась к тому дереву, тотчас оно сильно потряслось, ибо бес, убоявшись пришествия Иисусова, бежал. А дерево приклонило свою верхушку до самой земли, воздавая подобающее поклонение своему Создателю и Его Родительнице, Пречистой Деве, кроме того, оно оградило их тенью своих много лиственных ветвей от солнечного зноя и тем дало возможность утомленным святейшим путникам отдохнуть. И в таком наклоненном виде осталось то дерево в очевидное знамение пришествия Господа в Египет. После того, как под сим деревом Господь с Своею Материю и Иосифом отдыхали, это дерево получило целебную силу, ибо от его ветвей исцелялись всякие болезни. Затем святые путники прежде всего вошли в тот город и идольский храм, находившийся в нем, и тотчас все идолы пали. О сем храме упоминает Палладий в Лавсаике: "Мы видели, - говорит он, - там (в Ермополе) идольский храм, в котором во время пришествия Спасителя упали все идолы ниц на землю. Также и в одном селении, называемом "Сирен", упало триста шестьдесят пять идолов в одном храме, в то время как туда вошел Христос с Пречистою Материю.


После сего святые путешественники повернули немного в сторону от города Ермополя и, ища места для остановки, вошли в селение, называвшееся "Натарея", лежащее недалеко от Илиополя Иосиф близ этого селения оставил Пречистую Деву Марию со Христом Господом, а сам пошел в селение ради приобретения потребного. А то смоковничное дерево, приютившее святых странников под собою, раздвоилось сверху до низу и опустило свой верх, образуя как бы сень или шатер над их главою: а внизу, у своего корня, оно образовало в той расселине как бы углубление, удобное для пребывания, и там Пречистая Дева с Младенцем легла и отдохнула от путешествия. То место и до сего времени в большом почитании не только у христиан, но и у сарацинов, которые и до сих пор (как это рассказывается достоверными очевидцами) возжигают светильник с елеем в расселине дерева в честь почивавшей там Девы с Младенцем.

Иосифу и Пресвятой Богородице захотелось остаться в том селении и, найдя для себя недалеко от того дерева хижину, они начали в ней жить. Совершилось и другое чудо силою Божественного Младенца, ибо там же, близ их местопребывания и близ того чудесного дерева, явился внезапно источник живой воды, из которого Пречистая Дева черпала для своей потребы и в котором устраивала купанье для Своего Младенца. Существует тот источник и доныне, имея очень холодную и здоровую воду. А что еще удивительнее, что во всей земле Египетской это единственный источник живой воды, и он славится в том селении. Сим кончается повествование о пребывании Пречистой Богоматери со Христом в Египте, где они пробыли несколько лет. Но точного известия о том, сколько лет провел Господь в Египте - нет. Св. Епифаний говорит, что - два года, а Никифор три года, а Георгий Кедрин пять лет; иные же, как Аммоний Александрийский, думают, что семь лет. Во всяком случае то несомненно, что до кончины Иродовой, как и Евангелия говорит: "И там был до смерти Ирода" (Мф. 2:15).

После же убиения вифлеемских младенцев и после того, как окаянный Ирод погиб злою смертью, Ангел Господень опять явился во сне Иосифу, повелевая ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву, "ибо (сказал он) умерли искавшие души младенца". Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в Иудею, которая составляла лучшую и большую часть земли Израильской. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, он убоялся идти туда. Ибо Ирод оставил после себя трех сыновей: первого Архелая, другого Ирода Антипу, а третьего, самого младшего, Филиппа. Все они, по смерти отца своего, отправились в Рим, к кесарю, из-за соперничества, так как каждый из них хотел получить царство отца. Кесарь, не давая ни одному из них царской чести, разделил царство на четыре части, назвав их тетрархиями. Старшему брату Архелаю он дал Иудею, Ироду Антипе дал Галилею, а младшему брату Филиппу - Трахонитскую страну; Авилинию же дал он Лисанию, младшему сыну Лисания старшего, некогда друга Иродова, а потом убитого им по зависти.

Отпуская всех их из Рима, кесарь обещал Архелаю и царскую честь, если только он обнаружит хорошее и заботливое управление своею частью. Но Архелай нисколько не лучше был жестокого отца своего, мучая и убивая многих, ибо, придя в Иерусалим, он тотчас напрасно убил три тысячи народа, и многих граждан велел мучить в день праздника, среди храма, перед всем собранием иудеев. По причине такой своей жестокости, он был, по прошествии нескольких лет, оклеветан, лишен власти и сослан в заточение Иосиф, при своем возвращении, услышал, что царствует этот злой Архелай, хотя и без царского титула, и убоялся идти в Иудею, получив же извещение во сне от того ангела, который уже прежде являлся ему, ушел в пределы галилейские, во владение Ирода Антипы, брата Архелая, ибо этот Ирод с большею кротостью правил народом, чем брат его; и поселился Иосиф в городе Назарете, в своем доме, где они и прежде жили, дабы исполнилось предсказанное о Христе Господе пророками, что Он назовется назореем. Ему слава вовеки. Аминь.

Димитрий, митрополит Ростовский "Жития святых"

Православная церковь на следующий день после праздника Рождества Христова с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя.

Пресвятая Дева Мария есть Та, которая родила Спасителя, и именно потому праздник установлен на 8 января сразу после Его Рождения.

История

Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в 4 веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве.

Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году.

В празднование Собора совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю — Святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника.

Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Согласно Евангелию, после того, как волхвы ушли из Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом и Материю Его, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему поведено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет погубить Младенца. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет.

Иосиф Обручник, будучи 80-летним старцем, по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию.

Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова. А апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа — от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви.

Традиции

В старину на Руси считалось, что праздник 8 января для женщин даже важнее, чем Рождество Христово, поскольку связано с Матерью Божией. В народе верили, если беременная женщина или ее муж, даже из-за крайней необходимости, будут работать в этот день, то у них ребенок родится с физическими недостатками.

На Богородицу начинали колядовать (ходить по домам с поздравлениями, петь колядки) женщины. Они посещали баб-повитух, причащали их ужином, а также проводили обеды и панихиды по умершим. Существует поверье, что в ночь на 8 января все покойники сходятся в храм и им правят службу покойные священники.

Также по церковному календарю 8 января чествуют мученика Евфимия, преподобного Константина, преподобного Евареста и иконы Божией Матери, которые называются "Трех Радостей", "Милостивая" и "Блаженное Чрево".

"Милостивая"

По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Название свое "Киккотиса" она получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Здесь она находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь.

Прежде чем попасть на остров Кипр чудотворный образ Богородицы произволением Божиим долго странствовал. Сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте. Когда здесь возникли гонения на христиан, то Киккская икона была отправлена в 980 году в Царьград. Но на пути корабль захватили сарацыны.

Однако и нечестивые враги христианской веры попали в плен к грекам, которыми образ все же был доставлен в Константинополь. Здесь Киккская икона до начала XII века хранилась в царских чертогах. Затем образ перевезли на остров Кипр.

Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть. Изображение Богоматери на иконе являет собой тип Одигитрии, как и образ Смоленской иконы Матери Божией. Глава Богородицы увенчана короной.

"Блаженное Чрево"

До 1924 года эта икона находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Барловский список этой иконы явился 26 декабря (8 января по новому стилю) 1392 года, в воспоминание чего и установлено в этот день празднование.

Образ был принесен в Москву из города Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и другое название иконы — "Барловская".

Существуют и другие иконы Богоматери, известные под названием "Блаженное Чрево". Одна из них несколько похожа на икону "Помощь в родах", а на другой Богоматерь изображена в короне, а Предвечный Младенец с непокровенной главой. Наверху помещены изображения двух ангелов, одной рукой поддерживающих корону на главе Пречистой Девы, а другой — украшение в виде цепочки, полукругом спускающейся вниз около лика Богородицы.

"Трех Радостей"

В начале XVIII столетия некий благочестивый живописец привез из Италии список с иконы, изображающей Святое Семейство. Этот образ он оставил в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви. Впоследствии священник пожертвовал привезенный ему образ в свою приходскую церковь. Здесь икона была помещена на паперти, над входом в церковь.

Икона Божией Матери "Трех радостей" прославилась чудесной помощью одной несчастной женщине, возложившей все свое упование на Божию Матерь.

Предание гласит, что однажды на некую знатную женщину за короткий промежуток времени постигло три тяжелых испытания — мужа ее оклеветали и отправили в ссылку, имение отобрали, а сын ее попал в плен на войне.

Женщина долго молилась Пресвятой Богородице, обливаясь слезами; во сне она услышала голос, повелевающий ей найти икону "Святое Семейство" и помолиться перед ней. После долгих поисков она нашла эту икону в московской церкви Троицы на Покровке.

Молитва несчастной женщины перед святой иконой была услышана, и вскоре три ее скорби обратились в три радости: мужа оправдали и возвратили из ссылки, имение отдали обратно, а сын был отпущен из плена. Отсюда и пошло наименование иконы — "Трех Радостей".

На иконе Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях. По правую Ее руку стоит старец Иосиф, а слева — Иоанн Предтеча, взирающие на Богомладенца с любовью.

Молитва

О Пресвятая Дево, всеблагаго Сына Мати всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего покровительнице, всем сущим во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе радость: сущим в скорбех и печалех утешение, бедствующим милосердие, сущим в многонедужии нечаемое исцеление и укрепление. О Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу, Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии сохрани и от вражды единокровных миром и любовию огради. И всем нам даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори, да вси на Небеси и на земли ведят Тя яко твердую и непостыдную Предстательницу нашу, рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Собор Пресвятой Богородицы. История праздника

В богослужебном годовом круге есть такая особенность: после великого праздника на следующий день совершается память святых, послуживших этому событию. Так, после отмечается Собор Пресвятой Богородицы , после - Собор Иоанна Предотечи, после дня - Собор двенадцати апостолов. На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.

————
Библиотека Русской веры
Cобор Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
————

Когда царь Ирод узнал, что волхвы, которые поклонились новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, не сообщив ему место рождения Младенца, то Ирод впал в гнев и приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Но ангел явился во сне Иосифу и велел ему взять Младенца Христа и Пресвятую Богородицу и бежать в Египет. Иосиф сделал, как сказал ему ангел. Когда царь Ирод умер, ангел снова явился Иосифу и велел вернуться в Вифлеем. Иосиф, Дева Мария с Младенцем поселились не в Вифлееме, а в Назарете, опасаясь сына Ирода - Архелая. В первое воскресенье после Рождества Христова совершается память святого праведного Иосифа , которому была обручена Дева Мария, святого царя Давыда , из рода которого происходил Христос, и святого апостола Иакова, брата Господня , сына Иосифова.

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Епифаний Кипрский (ум.403 г.), святой Амвросий Медиоланский (ок.340-397 гг.) и блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом содержится в 79 правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680-681 гг.

Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение

Тропарь Рожеству Христову, глас 4.

Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6.

И$же прeжде дн7ьни1цы t nц7A бе€м™ре рождeисz, на земли2 без8 nц7A воплоти1сz днeсь и3стебE. тёмже ѕвэздA бlговэствu1етъ волхвHмъ, ѓгGли же спaстыри пою1тъ, не сказaнное ржcтво2 твоE њбрaдованнаz.

Собор Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Собора Богоматери сформировалась в конце ХШ века. На Руси иконы Собора Богородицы известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви. Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая к. XIV - нач. XV вв., происходит из Пскова. Икона весьма отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. В центре иконы изображена Богородица на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На этой иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещено заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа, которое Она как бы придерживает.

Слева от трона Девы Марии изображены приносящие дары волхвы, один из них указывает на звезду, изображение которой на иконе не сохранилось. Справа и слева от подножия трона написаны фигуры двух женщин, которые олицетворяют Пустыню и Землю. Пустыня одета в красное, она подносит Христу ясли, а Земля облачена в зеленый плащ: одной рукой она как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь. Вверху, над горками, изображены ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах изображения особо почитаемых святых - Николы Чудотворца и великомученицы Варвары. Изображение именно святых, вероятно, выполнено по желанию заказчика, и не имеет прямого отношения к иконографии. В нижней части образа изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша. Эта сцена и по сей день не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе встречаются противоречивые истолкования. Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять разные формы прославления Богородицы, совершаемого людьми. Три центральных фигуры рассматривались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давыд, Иосиф и Иаков. Их называли «пастырями» в конкретном и иносказательном значении этого слова, понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Существуют и более поздние иконописные изображения и фрески Собора Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось выше, Пресвятая Дева изображается восседающей на троне с Младенцем Христом, в окружении ангелов, волхвов, которые преподносят дары Спасителю, и святых.

Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы

В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин - Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.