Главная · Прорезание зубов · Психология тренинг игра в шахматы. Особенности психологической подготовки шахматистов высших разрядов к соревнованиям. Результаты и их обсуждение

Психология тренинг игра в шахматы. Особенности психологической подготовки шахматистов высших разрядов к соревнованиям. Результаты и их обсуждение

Психология шахматной борьбы .

Психология шахматной борьбы, становится предметом широкого изучения с начала 1970-х годов, что обусловлено практическими потребностями шахматистов. Познание психологических особенностей соперника, а также верная оценка собственных возможностей позволяют в известной мере прогнозировать развитие игры, намечать план действий. Большинство психологических исследований, начиная с исследований французского психолога А. Бине (1894), который изучал особенности мышления, памяти и одарённости шахматистов, посвящено их интеллектуальным функциям (А. Кливленд, Б. Блюменфельд, О. Тихомиров, А. де Грот и др.), но в шахматной игре важная роль отводится и личности в целом: «Шахматы не только соревнование умов, но и интеллектуальное состязание характеров» (Б. Ананьев).

Эм. Ласкер (1907) первым серьёзно занялся изучением противоборства шахматистов как личностей: «На шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры». Он изучал сильные и слабые стороны игры соперников, на практике умело использовал индивидуальные недостатки партнёров, условно выделил несколько типичных стилей игры:

  • стиль автомата - заимствование известных образцов и использование идентичных идей в исходных позициях;
  • прочный стиль - стремление главным образом обезопасить свою позицию;
  • стиль заманивания - провоцирование соперника на активные действия с идеей контратаки;
  • комбинационный стиль - преимущественно расчёт конкретных вариантов;
  • классический стиль - ведение игры преимущественно по правилам стратегии, разработанным В. Стейницем.

В классификации Ласкера нет чётко выраженных критериев выделения стилей; мало писал он и о конкретных методах своей психологической подготовки. А. Алехин более подробно описал свою подготовку к матчам с X. Р. Капабланкой (1927) и М. Эйве (1937). Анализируя партии соперников, он выделил кризисные моменты, качество игры в разных стадиях партии, типичные ошибки, зависимость качества игры от ситуации в матче. При этом использовались хронометрические и статистические данные. Исследования Алехина вызвали большой интерес и были продолжены А. Нимцовичем, К. Торре, Р. Рети, Р. Шпильманом. Ценные исследования провёл М. Ботвинник: углубил методы психологического анализа партий соперников, обратил внимание на информативность их поведения, стал шире привлекать данные статистического анализа (результаты партий, число ошибок и т. д.). Р. Файн рассматривал проблемы психологии шахматной борьбы с позиций психоаналитической концепции 3. Фрейда.

Ряд интересных наблюдений (преимущественно об эмоциональном состоянии шахматистов) содержат работы Т. Петросяна, М. Таля, Б. Ларсена, Р. Фишера, И. Бондаревского и других. Н. Крогиус в исследованиях 1960-80-х годов обосновал системную позицию понимания характера и структуры психологии шахматной борьбы, показал, что основополагающую роль в психологии шахматной борьбы играют знание и понимание соперника; оценка собственных возможностей; изучение особенностей взаимодействия соперников. Программа изучения соперника должна охватывать:

  • стиль игры;
  • особенности характера и поведения;
  • особенности затрат времени на обдумывание ходов;
  • эффективность игры на разных этапах соревнования с шахматистами разного класса;
  • эффективность игры в типичных спортивных ситуациях;
  • оценку соперником своих возможностей и возможностей соперника;
  • влияние возраста.

Изучение стиля игры соперника должно предусматривать выявление относительной частоты выбора дебютных схем, типичных позиций миттельшпиля, сравнительной эффективности игры в позициях определённого стратегического содержания, частоты ошибок. Исследование поведения соперника позволяет прогнозировать в первую очередь его состояние уверенности. С помощью разработанной методики удалось интерпретировать показатели эмоционального состояния шахматистов; отсюда появилась возможность составления своеобразного «словаря» выразительных движений соперника. При изучении затрат времени на обдумывание ходов представлялось важным определить частоту цейтнотов у соперника, их остроту, эффективность игры в цейтноте, способы его профилактики, а также причины возникновения, выявить подверженность соперника влиянию темпа игры партнёра, установить случаи особо длительного (или, наоборот, быстрого) выбора хода в проблемных позициях, случаи сознательного попадания в цейтнот. Изучение эффективности игры на разных этапах соревнования выявляет индивидуальные особенности «врабатываемости» шахматиста, его умение распределять силы, особенно на решающем этапе соревнования.

О характере шахматиста можно судить по результатам его игры в определённых спортивных ситуациях (необходимость играть на выигрыш, на ничью; после проигрыша или выигрыша и т. д.), выявляющих объективность самооценки шахматиста, его осмотрительность, готовность к риску, психологическую устойчивость и т. д. Разработан ряд методик, которые позволяют получить данные о самооценке шахматиста и оценке им своих соперников, установлена взаимосвязь этих критериев.

Для самоизучения рекомендуется использовать сходные методики, что и при изучении соперника. При выводах необходимо, однако, учитывать основные различия процессов познания соперника и самопознания: более активная направленность познания на другого, чем на себя; трудность обобщения при составлении самохарактеристики; относительно высокая статичность и консервативность самооценки (особенно при снижении спортивных результатов). На основании самоанализа выявляются и данные об эмоциональном состоянии перед игрой с соперниками разной силы, при разных положениях в турнире и т. д. Для борьбы с устойчивыми отрицательными переживаниями разработаны способы саморегуляции, предусматривающие срочное снятие отрицательных эмоций и перестройку самооценки, основанные на использовании механизмов самовнушения и самоубеждения.

Правила психологической борьбы в шахматах проявляются в форме приёмов, основными из которых являются:

  • «согласие» с соперником - демонстрация мнимого следования замыслам соперника, если в них обнаружены дефекты;
  • заманивание - предложение мнимой уступки для завлечения соперника;
  • выжидание - демонстрация пассивности с целью провоцирования невыгодной для соперника активности;
  • демонстрация ложной цели - отвлечение соперника какой-либо акцией от главной опасности;
  • демонстрация множества целей - создание неопределённой ситуации с множеством угроз:
  • действия «ва-банк» - крайне рискованные операции, связанные с резким изменением характера борьбы (оправданы лишь в критических ситуациях).

Процесс установления межличностных отношений в шахматном соревновании проходит в борьбе за овладение психологической инициативой («господство - подчинение»). Наличие такой инициативы способствует большей уверенности, самостоятельности и активности действий; эта инициатива может быть устойчивой и неустойчивой. В шахматной практике известны факты установления длительного и однозначного характера взаимоотношений (по координате «господство - подчинение») между соперниками приблизительно одного класса игры (П. Керес регулярно проигрывал Ботвиннику в 1940-55; Фишер выиграл матч у Ларсена в 1971 - 6: 0 и т. д.). Возникновение устойчивой психологической инициативы обусловлено не столько формальными результатами, достигнутыми на начальном этапе встреч соперников, сколько психологическим содержанием борьбы, особой эффективностью действий, которыми удавалось дискредитировать решения соперника. Обнаруженная шахматистом несостоятельность своего «кредо» усиливает психологический эффект дискредитирующих действий и приводит к длительной потере психологической инициативы, в борьбе за которую решающее значение приобретает способность распознать основные компоненты самооценки соперника.

  • Н. В. Крогиус Психологическая подготовка шахматиста, 2-е издание, М., 1979;
  • Н. В. Крогиус Психология шахматного творчества, М. 1981;

Источник

  • Шахматы: энциклопедический словарь / Гл. ред. Карпов А. Е. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 624 с. - . - Стр. 321.

См. также

Цитаты

  • Атака ведётся на позицию рокировки, на слабые пешки и, главным образом, на психику противника. - С. Тартаковер .
  • Для шахматной борьбы прежде всего необходимо знание человеческой натуры, понимание психологии противника. Раньше боролись только с фигурами, мы же боремся и с противником - с его волей, нервами, с его индивидуальными особенностями и - не в последнюю очередь - с его тщеславием. - А. Алехин .
  • Если ваш оппонент предложил ничью, попытайтесь понять, почему он признаёт свою несостоятельность. - Н. Шорт.
  • Карлсен - шахматист, который играет против личности соперника. Он заманивает, выжидает и припиливает тупым ножом. Он умеет провоцировать противника на ошибки, при этом сам ошибается редко. - С. Макарычев.
  • Оставайся твёрдым как скала и может воздух станет камнем ради тебя. Тот, кто знает других - мудр. Тот, кто знает себя - просветлённый. - Лао Цзы.
  • По мнению врачей матч на первенство мира отнимает у шахматистов около пяти лет жизни. Проигрыш такого матча почти всегда приводит к резкому снижению творческих и спортивных результатов - ломается личность. - Р. Исмаилов, С. Переслегин .
  • С молодёжью - в эндшпиль! - Из игровой практики.
  • Сражение - это не столько сокрушение воинства врага, сколько сокрушение его мужества. - К. Клаузевиц .
  • Фишер на вопрос «Что вам больше всего нравится в шахматах?» ответил: «Больше всего нравится видеть, как разрушается эго моего соперника».
  • Чем быстрее я заведу противника в неизведанные воды, тем лучше. - Колман.
  • Чтобы одержать победу - бейте в самое сердце врага. - К. Клаузевиц .
  • Шахматист - хрупкий, капризный инструмент. Ему требуется тонкая настройка и комфортные условия для работы. Повышенное внимание публики может помешать. Чрезмерное общение - тоже. Даже наилучшие пожелания, даже всеобщая любовь, даже искренняя помощь способны привести к обратному эффекту. И от человека это мало зависит. Таковы законы шахмат, законы психологии игроков. - С. Шипов .
  • Я не верю в психологию, я верю в сильные ходы. - Р. Фишер .

Психология шахмат

Человек, это существо, которое на 80% движим эмоциями и только на 20% логикой. Попадая в ту или иную ситуацию, в первую очередь мы ощущаем эмоциональную реакцию нашего организма, и только когда первый всплеск проходит, включается наш мозг. В некоторых случаях именно эмоции помогают принять нужное и правильное решение, но чаще всего в напряженных и стрессовых ситуациях они нам не советчики. Психология - это достаточно тонкая сфера деятельности нашего организма и ею необходимо научится управлять, особенно когда дело касается такой настольной игры как шахматы.

Психология шахмат - это та область, которую стараются изучить и понять многие ученые. Для этого они анализируют не только игру, но и самих игроков. Шахматы - это логическая игра. В ней необходимо угадывать стратегию соперника, просчитывать наперед по нескольку ходов. Эта настольная игра является одной из самых популярных и одной из самых сложных. Что бы достичь победы нужно приложить максимум усилий. Партия в шахматы может длиться достаточно долго и многие специалисты сходятся на том, что для победы важна не только прекрасно отработанная стратегия. Но и позитивное психологическое мышление, а также умение принимать быстрые решения в тех ситуациях, которые выходят за рамки так хорошо продуманного плана.

Психологический тренинг

Психологический тренинг очень важен для игрока в шахматы. Дело в том, что если этот момент не учесть, то психика игрока может значительно пошатнутся. Когда он снова и снова будет попадать в ситуации, которые не вписываются его стратегию. Если к таким моментам человек не бывает психологически подготовлен, то это его застает врасплох, выбивает из колеи, игрок теряется и победа ускользает у него из-под носа. Современная психология шахмат говорит о том, что необходимо подготавливать себя к различным ситуациям, быть оптимистом, но в тоже время не исключать возможности поражения. Последний аспект особенно важен. Многие люди, которые играют в шахматы, изначально являются перфекционистами. Таково мнение ряда ученых. Они считают эту игру идеальной в плане математических расчетов и логического мышления. И когда у них не получается соответствовать уровню этой игры - получить победу, то это приводит их к депрессии. Поэтому всем, кто решил играть в шахматы и кто хочет получить от процесса удовольствие, а не головную боль и нервный тик, необходимо тренировать свою психологическую устойчивость. Как это сделать? Поэтапных шагов или методик вам не расскажет никто. Просто потому, что в готовом варианте их нет и для каждого они индивидуальны. Но благодаря опыту игроков, вы сможете найти для себя оптимальный вариант.

Если допустить, что есть секреты игры в шахматы и талант к шахматам, действительно, существует, то получается, что есть определенный набор врожденных свойств, которыми человек оказывается наделен от природы? Эти свойства при должном развитии позволяют достичь небывалых высот в шахматах. Но что это за свойства? Можно ли говорить о «шахматном психотипе»?

Шахматы… когда-то очень популярная игра в СССР, где, наверное, в каждой школе был свой шахматный клуб, постоянно проводились турниры и очень редко можно было встретить ученика, который совсем не умеет играть в эту древнюю игру. И, тем не менее, далеко не каждый человек, знающий правила шахмат, становится гроссмейстером или, что еще реже, мировым чемпионом.

Если посмотреть внимательно на 13 так называемых «шахматных королей» мира, то можно сделать вывод, что секреты игры в щахматы существуют и чемпионы просто так не появляются. Это обязательно люди, кому талант к игре был дан с рождения. Конечно, все они прикладывали к достижению своего успеха немало труда: изучали всевозможные комбинации и анализировали игры лучших из лучших, разрабатывали наиболее удачную стратегию ведения боя. Но все они изначально талантливы.

Секреты игры в шахматы или маленькая война на черно-белом поле

Что это за игра такая, шахматы? С виду простые, шахматы представляют собой удивительный феномен. Те, кто думает, что главная идея этой игры – переставлять фигурки по правилам, глубоко заблуждается. Ведь шахматы – это, прежде всего, очень точный расчет. Мало видеть угрозы противника и уметь нападать. Нужно уметь просчитывать всевозможные ходы соперника, ведь только так можно предугадать, как он поведет себя!

Что же нужно, чтобы успешно освоить секреты игры в шахматы? В первую очередь, это логическое мышление и умение мгновенно сделать точный расчет, принять единственно верное решение. Эти свойства присущи кожному вектору. Но далеко не каждый кожник может быть хорошим игроком. Необходим четкий комбинаторный ум . Иные люди могут потеряться в толще комбинаций или ничего не увидеть вообще. Хороший игрок – обладатель захватнического мышления: ведь в настоящие шахматы никто не играет на ничью – играют только лишь на победу. Стремление к победе обеспечивается свойствами именно кожного вектора и может быть, здесь зарыта собака секретов игры в шахматы?

Вы, конечно, возразите и сразу скажете: «А как же анальный вектор? Вот если посмотреть на матч гроссмейстеров, то они там часами могут сидеть и думать. Шахматист не может быть без анального вектора!». Но далеко не все шахматные партии сводятся к многочасовым заседаниям у доски. Вспомните те же самые «блицы», в которых на все про все, дается ограниченное время – 5 минут! Там нет времени долго сидеть, анализировать и думать. Однако, все зависит от сложности партии. Сложные просчеты и у кожника занимают много времени, его ум напрягается до предела.

Обладатель анального вектора занимает в шахматной игре позицию «защитника». Секреты игры в шахматы кроются в людях с анальным и кожным вектором, которые хорошо играют в шахматы, отличаются, прежде всего, очень хорошим кожным мышлением.

Почти все серьезные шахматисты обладают зрительным вектором. Зрительный вектор дарит шахматному чемпиону фотографическую память, умение создавать в голове и удерживать зрительные образы, что тоже немаловажно в шахматах. Вспомните, как многие даровитые шахматисты прославились умением играть вслепую (не глядя на доску) одновременно с несколькими людьми и одерживать победу. Конечно, главное здесь абстрактное мышление, ведь картинки они никакой не видели, но ее визуализация помогает представлять комбинации в воображении.

Секреты игры в шахматы. Кто они — врожденные шахматные короли?

И, конечно, в такой игре, как шахматы, нельзя достичь небывалых высот без звукового вектора. В идеале шахматист — это кожно-звуко-зрительный человек. Сразу возникает вопрос: а причем здесь звуковой вектор? Зачем он нужен? Ведь мы привыкли видеть звуковиков в музыке, литературе, в программировании, в конце концов! Какую роль звуковой вектор играет в шахматах?

С твердой уверенностью можно сказать, что секреты игры в шахматы всех великих шахматистов, заключались в том, что все они были в какой-то степени, «одержимы» своей любимой игрой. Они не просто играли: они жили на шахматной доске, они пытались постичь законы устройства шахматного мира, как иные физики пытаются понять законы мироздания. Звуковики видят в шахматах , чем просто игру. Вы когда-нибудь слышали, как те или иные чемпионы восхищаются красотой той или иной комбинации или позиции? Такое возможно только у звуковиков!

Если сравнить биографии всех чемпионов мира по шахматам, то можно заметить, что все они обладают замечательными способностями к языку (говорят на многих языках), хорошо разбираются в музыке, многие из шахматистов – инженеры (кожно-звуковая профессия).

Чтобы понимать секреты игры в шахматы больших игроков, необходимо представить себе огромное количество комбинаций 32 фигур на 64 клетках…. Бесчисленное количество вариантов ходов и комбинаций и все в одной голове…

Звуковики пытаются постичь мир через постижение шахматных законов, пытаются раскрыть секрет успешной игры. Люди со звуковым вектором – это обладатели абстрактного мышления. Ведь шахматы особенно то, что вытворяют чемпионы, отыгрывая вслепую десятки-сотни партий) – это колоссальное напряжение для ума. Кожно-звуко-зрительные шахматисты – не просто мощные вычислительные машины. Это люди, для которых нет секретов игры в шахматы. Они видят в шахматах глубокий внутренний смысл. Неудивительно, что раньше, когда не было компьютерных игр, звуковики «зависали» в мире черных и белых клеток, который им казался миниатюрной моделью мира реального.

Итак, куда ни глянь в шахматном мире, везде натолкнешься на кожно-звуко-зрительных людей. Особенно, если речь идет о самой «вершине». Но каких усилий стоит добиться титула чемпиона и, что немаловажно, удерживать его?!

Все мы смотримся в шахматы, как в зеркало, и они показывают нас такими, какими мы есть, а не какими хотим казаться.
Григорий Санакоев

Человек действует в жизни подобно тому, как двигает фигуры на доске, тут нечего добавить. В каждом ходе видна сущность характера.
Альберт Санчес Пиньоль. В пьянящей тишине

Шахматы, подобно музыке, или любому другому искусству, способны делать человека счастливым.
Зигберт Тарраш

Шахматы - это целительный пластырь на тысячах уколах судьбы.
Макс Вайс

Высокая самооценка

Шахматы ведут к духовности, так как они заставляют нас понять, что существует борьба между двумя силами – белыми и черными, которые символизируют добро и зло, положительное и отрицательное. Они дают понять, что у каждого из нас своя роль, но разные способности: пешка, дама или ферзь, но в зависимости от своего нахождения все мы, даже простые пешки, можем поставить мат.
Бернар Вербер. Последний секрет

Шахматы дают нашим мыслям совсем другое направление. Они так далеки от всего человеческого… от сомнений и тоски… это настолько абстрактная игра, что она успокаивает. Шахматы - мир в себе, не знающий ни суеты, ни… смерти.
Эрих Мария Ремарк. Жизнь взаймы

– Отвлекает. Шахматы гораздо совершеннее карт. В картах все зависит от случая. Они недостаточно отвлекают. А шахматы – это мир в себе. Покуда играешь, он вытесняет другой, внешний мир. – Профессор поднял воспаленные глаза. – А внешний мир не так уж совершенен.
Эрих Мария Ремарк. Триумфальная арка

Я думаю, каждый из нас в разные периоды жизни становится пешкой или слоном, конем или ладьей, королем или королевой. Можно все время быть пешкой, а можно попробовать стать королем.
Гай Ричи

Ради свободы передвижения, пешка способна на многое, даже на то, чтобы стать ферзем.
Александр Пашинин

Слабости характера обычно проявляются во время шахматной партии.
Гарри Каспаров

«Шахматы облагораживают человека, так как они полны разочарований».
(Савелий Тартаковер)

Шахматы не для слабых духом.
Вильгельм Стейниц

Белые начинают… Черные мстят.
Игорь Карпов

На мой взгляд, если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера.
Иван Степанович Конев
(1897-1973),
Маршал Советского Союза

Из шахматных наблюдений: фигура долго бездейвствовавшая, внезапно может отбрести страшную силу. Для этого нужно, чтобы партия продолжалась.
Владимир Леви. Куда жить

Будучи психотерапевтом и специалистом в области психологии спорта, Джузеппе Сгро подчеркнул этическое измерение игры в шахматы: человечность, соблюдение правил, уважение другого человека, воспитание ответственности. «Все это, – подчеркнул психолог, – может быть передано на невербальном уровне нашим детям уже в раннем возрасте и может стать реальным противостоянием проблемам детской агрессивности и издевательств над сверстниками».

Жизнь - не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода.

Атакую…
- Если атака идет как по маслу - значит, впереди засада.
- Угу. А это-то откуда?
- Из жизни. Так… Е-3, Ж-5.
- Так, ну, у нас всё идёт по плану.
- А если всё идёт по плану - значит, о нём знает противник!
Номер сезона: 1
Номер серии: 1
Честь имею!

Все гроссмейстеры ненормальны. Они отличаются лишь степенью своего помешательства.
Виктор Корчной

С периодом политического угнетения одни ищут в шахматах забвения от повседневного произвола и насилия, а другие черпают в них силы для новой борьбы и закаляют волю.
Александр Александрович Алёхин

Весь этот мир - шахматы (если только, конечно, это можно назвать миром). Это одна большая-пребольшая партия. Ой, как интересно! И как бы мне хотелось, чтобы меня приняли в эту игру! Я даже согласна быть Пешкой, только бы меня взяли… Хотя, конечно, больше всего мне бы хотелось быть Королевой!
Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье

«Свойства идеального чемпиона мира можно схематично изобразить в виде квадрата, в котором, как известно, все стороны равны. Одна сторона — природное дарование, вторая сторона квадрата — разносторонняя теоретическая подготовка, точность расчета и мастерство анализа — то, что в сочетании с талантом и создает искусство игры. Первые две стороны квадрата характеризуют шахматиста-художника. Третья сторона квадрата — это безупречная спортивная форма: превосходное здоровье, железные нервы, и как следствие этого, воля к победе, выдержка, вера в себя. Четвертая сторона — спортивная: продуманный режим, умение понять сильные и слабые стороны самого себя и противника, дабы использовать такое знание для подготовки победы».
Василий Николаевич Панов (1903-1973), мастер по шахматам, журналист, автор многих шахматных книг.

Ласкер говорил: «В шахматах — есть элементы науки и искусства, но те и другие подчинены основному — борьбе!». Ласкер призывал игроков быть твердыми в борьбе: «Мне удалось спасать восемь или девять партий из десяти, которые авторитеты объявляли проигрышными, но я сам не считал их безнадежными даже в самый критический момент. Шахматы — это борьба между людьми, а не между фигурами, и ошибка — такая же составная часть партия, как и ее ходы». Ласкер видел в шахматах надежное средство воспитания: «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить. И кто хочет воспитать в себе способность самостоятельно мыслить в шахматах, тот должен избегать всего, что в них мертво, надуманных теорий, которые опираются на очень немногие примеры и на огромное количество размышлений; привычки избегать опасности, привычки играть с более слабым противником; нежелания сознаваться в своих ошибках».

«Шахматы похожи на жизнь, только жизнь — тотальная война, а шахматы — война ограниченная».
Роберт Фишер

НАД ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ

И если сердце съедено тоской,
И если в нем не заживает рана, —

Здесь тот же мир, но только без обмана.

И если страстью, горькой, роковой
Терзаем ты без отдыха и срока, —
Склонись скорей над шахматной доской:
Здесь тоже страсть, но только без порока.

И если ты, замученный борьбой,
День ото дня томишься безысходней, —
Склонись скорей над шахматной доской:
И здесь борьба, но только благородней.

И если силу, радость и покой
Взяла она, та, что подобна лани, —
Склонись скорей над шахматной доской:
И здесь любовь, но только без страданий!

Шахматист должен научиться бороться с утомлением и с плохим настроением, уметь освобождаться от волнений, связанных с шахматными «неприятностями», неизбежными на трудном спортивном пути. Он должен научиться создавать необходимую психологическую настроенность и вырабатывать стойкость. Этого можно добиться только укреплением своей воли.

Хорошее настроение, психологическая настроенность - непременные спутники шахматного успеха. Неверие в свои силы, вялость, пессимизм несовместимы с шахматной формой.

Нервно - психологическая подготовка к соревнованиям, включающая в себя активный отдых, отработку точности расчета вариантов и другие элементы, прежде всего должна содействовать укреплению уверенности в своих силах, убежденности в своем превосходстве над силами противника.

Поучительный пример психологической подготовки к матчу с Хосе-Раулем Капабланкой продемонстрировал А. Алехин.

В статье «Нью-Иоркский турнир 1927 г. как пролог к борьбе в Буэнос-Айресе за мировое первенство», открывающей сборник партий этого выдающегося соревнования, А. Алехин глубоко и критично анализирует творчество Капабланки, указывая уязвимые стороны его игры. «Лишь тогда мне стало совершенно ясно, как преувеличены всеобщие восхищения, которыми приветствовали качественные достижения Капабланки в Нью-Йорке. Шахматная машина? Чемпион всех времен? Какие абсурдные утверждения об игроке», писал Алехин с целью не столь разубедить других, как окрылить себя, создать твердую уверенность в своей победе.

Перед матч-реваншем с М. Талем в конце 1960 г. М. Ботвинник весьма трезво и объективно оценивал недостатки в спортивной форме своего будущего соперника. Результат предстоящего матча, казалось, не вызывал у него сомнений.

Весьма интересной в психологическом отношении была спортивная борьба в финальном соревновании претендентов в 1965 и 1968 гг. В процессе подготовки к матчу с М. Талем (1965 г.) Б. Спасский и его тренер И. Бондаревский подготовили для М. Таля ряд «психологических» сюрпризов. Первый из них смелая контратака Маршалла в испанской партии. Ценой жертвы пешки М. Таль был поставлен в положение защищающегося, Таль привык вести дерзкую атаку, а тут скучная и изнурительная оборона (да еще при игре белыми). Второй ощутимый психологический удар - длительный «ничейный» прессинг, рассчитанный на лучшее физическое состояние и более крепкие нервы Спасского, оказался правильным.

Психологическая стойкость - весьма ценное для шахматной спортивной формы качество. Уметь играть энергично, зло и бескомпромиссно даже после поражения - удел далеко не каждого. К этому себя надо серьезно готовить. Следует помнить, что психологическая настроенность - жажда достижений и уверенность в них - естественно усиливают физиологический тонус. Только при таком сочетании возможны максимальная продуктивность и успех. Но в состоянии подъема и наибольшего вдохновения находиться все время нельзя. Оно таит в себе и опасность, как всякая выигрышная партия, о которой Э. Ласкер метко сказал: «Самые опасные позиции- выигрышные! При них и бывают такие психологические срывы, как головокружение от успехов, потеря бдительности. Каждый крутой подьем чреват падениями!»

В шахматах за такими примерами далеко ходить не надо. Возьмем хотя бы последний финальный матч претендентов. В. Корчной пришел к нему в наилучшей форме. Победы над Решевским и Талем говорили сами за себя! И вдруг... срыв и почти разгромное по-ражение от Б. Спасского. Многие не узнавали в этом матче обычно упорного и изобретательного гроссмейстера.

Такие колебания формы, взлет и падение неизбежны. Величину амплитуды этих колебаний в известной степени можно и нужно регулировать психологической подготовкой к каждому спортивному рубежу.

Творческие возможности шахматиста зависят прежде всего от состояния его центральной нервной системы, Шахматисту, даже самому опытному, знакомо волнение, каждый раз наступающее перед турнирной или матчевой партией. Если такое волнение в меру, то это нормальная психологическая реакция нервной системы. Но часто бывает, что это состояние не проходит в течение всей партии, и тогда оно отрицательно сказывается на качестве игры,

Бывает немало случаев, когда, испытывая недостаток времени на обдумывание, нервы играющего совсем сдают, и он может совершить трагикомические поступки.

В одном из довоенных чемпионатов Ростова-на-Дону произошел занятный случай. Во время обоюдного цейтнота один из играющих вскочил со стула и, обращаясь к зрителям, истошным голосом закричал: «Какими я играю?». Такие слу-чаи, конечно, редки, но не-избежных промахов в состоянии нервного перевозбуждения сколько угодно.

Как же справиться с разбушевавшейся нервной системой? Как научиться преодолевать психологические барьеры?

Вопросы психологической подготовки весьма важны и ждут больших исследований. В области других видов спорта, особенно в легкой и тяжелой атлетике, специальные изыскания ученых научно-исследовательского института физической культуры уже дали положительные практические результаты. Например, создана специальная установка для наблюдения за состоянием технической и психологической подготовленности штангистов. Подходя к установке, штангист, так же как и в соревнованиях, выполняет ряд движений тестов. Показания приборов обрабатываются, и ученые совершенно точно могут сказать, готов ли штангист к соревнованиям.

Интересны приемы тренеров, помогающие их ученикам преодолеть психологический барьер. Вот один из них. Он называется «иллюзорный обман». Для того чтобы приучить прыгунов к высоте, тренер сближает стойки, на которых покоится планка. От этого будет казаться, что планка находиться выше, но зато потом, на соревнованиях, высота не будет пугать спортсмена.

Самый опасный враг для всякого спортсмена - усталость. Она вызывается как мышечным, так и нервным напряжением. Только настоящий спортсмен огромным напряжением воли сумеет преодолеть «мертвую» точку, когда все силы на исходе и легкие, казалось бы, уже не могут обеспечить надлежащую доставку кислорода. В какой-то момент наступает так называемое «второе дыхание». Спортсмен вдруг начинает чувствовать себя легко и свободно.

Победа над «мертвой» точкой лишь один из примеров самовнушения.

Тренировка самовнушением открывает большие возможности перед каждым спортсменом. Это можно подтвердить, в частности, таким примером: канадский атлет Рой Бьюмонт однажды подверг себя испытанию на выносливость. После 312 приседаний казалось, что сил больше нет. Но он сказал себе: «Ты сумеешь сделать гораздо больше. Ведь это совсем нетрудно. Ну же, смелее!». Самовнушение помогло, и Р. Бьюмонт сумел сделать около трех тысяч приседаний.

Этот пример лишний раз подтверждает, какие еще не испытанные резервы таятся в организме.

С помощью тренировки самовнушением можно воздействовать на эмоциональное состояние спортсмена, изменить его мышечную силу, температуру тела, вселить уверенность перед стартом. Иначе говоря, человек получает самую великую власть - власть над собой.

Несомненно, самовнушение - один из перспективных и важных разделов психологической подготовки шахматиста. Но это еще, к сожалению, почти неисследованная область.

Вопросы психологической подготовки шахматиста заслуживают большого внимания, В этой области первые и весьма полезные шаги сделал гроссмейстер Н.Крогиус. Много интересного и нужного для себя найдет молодой шахматист в его книге «Человек и шахматы». Поучительны также советы опытного гроссмейстера и психолога по развитию устойчивости внимания шахматиста.

«Неустойчивость внимания характерна также отказом от поисков скрытых, оригинальных возможностей в позиции. При этом шахматист часто доверяет первоначальной, порой поверхностной оценке или расчету.

Все ему кажется ясным и простым. Поэтому нередко неустойчивость внимания сочетается с такими чертами характера, как излишняя самоуверенность и легковесность.

Неустойчивость внимания связана с определенными особенностями мышления.

Такой шахматист зачастую больше доверяет интуитивной общей оценке или мгновенному «видению» вариантов, чем обстоятельному логическому анализу. Подобная манера игры, правда, как правило, избавляет от цейтнотов, но зато существенно сужает творческий диапазон шахматиста.

Как избавиться от этого недостатка? Вероятно, первопричина его кроется в индивидуальных свойствах характера. Необходима работа по воспитанию выдержки и решительности при выборе хода.

Полезным средством является чтение шахматной литературы, решение композиций без доски, а также тренировочные партии «вслепую». При игре «вслепую» повышается необходимость более концентрированного внимания к положению фигур на доске и к каждому возникающему замыслу. Представление «в уме» бледнее зрительного восприятия, но поэтому и повышается контроль за принятием решения, требуется особая тщательность, аккуратность обдумывания.

На основании собственного опыта могу посоветовать контролировать себя во время партии постановкой мысленного вопроса: «Не слишком ли поспешно я оценил позицию, план, идею? Не слишком ли рано закончил рассмотрение варианта?...»

Касаясь борьбы с «узостью» внимания, выражающуюся в просмотре «промежуточных» ходов и неожиданных ответов противника на «второстепенных» участках доски, Н.Крогиус рекомендует тренировочные блиц-партии, которые и на наш взгляд, совершенно не-заслуженно были отнесены некоторыми нашими авторитетами в разряд «вредных». «При игре «блиц» быстрая смена ситуаций не создает достаточных предпосылок к излишне углубленному анализу какого-то отдельного плана, а, наоборот, как правило, требует постоянной перестройки, переключения внимания на разрешение вновь возникающих проблем по всей доске.

Кроме того, на основании своей тренерской практики считаю возможным высказать предположение, что благоприятное влияние на расширение объема внимания шахматиста оказывают сеансы одновременной игры, особенно с часами при сокращенном контроле времени (сеанс на 8 - 10 досках, контроль 45 - 60 минут на 40 ходов).

Положительные результаты дали и первые опыты показа шахматистам 1-го разряда и кандидатам в мастера сложных позиций. После 10-секундного рассмотрения доска убиралась и предлагалось восстановить позицию, а также дать общую характеристику борьбы на каждом из флангов в отдельности...».

Для успешной игры в длительных шахматных соревнованиях необходимо создавать себе возможность для отдыха - временного покоя для центральной нервной системы,

При умственной работе мозг, как правило, не может полностью отключиться, даже если работа окончена. Шахматисту после напряженной игры очень трудно «выкинуть из головы» все ее перипетии. Он долго не может успокоиться, заснуть. Виной всему господствующий участок возбуждения в коре головного мозга - доминанта, продолжающая действовать как бы по инерции и притягивающая к себе возбуждения из других участков нервной системы. Доминанта длительное вре-мя сохраняет напряжение нервной системы и истощает ее. Иногда это напряжение сохраняется и во время сна, обычно вызывающего разлитое торможение коры головного мозга и обеспечивающего ей отдых.

Для того чтобы справиться с непокорной доминантой, нужно противопоставить ей еще более сильное воздействие - новый господствующий участок возбуждения в коре головного мозга. Здесь на помощь приходят физические упражнения, любимый труд, пешие прогулки и спортивные игры, особенно если они вызывают эмоциональный подъем. Они-то и смогут «утихомирить» доминанту. Хорошую службу шахматисту в этом отношении может сослужить и увлечение музыкой. Любимые мелодии- лучшая разрядка после на-пряженной игры для Т. Петросяна, В Смыслова и многих других гроссмейстеров.

М. Тайманов пишет: «музыка - это отдых от шах-мат».

Совершенствующемуся шахматисту надо укреплять волевые ка чества. Можно привести множество примеров, когда отсутствие должной организованности и волевой собранности приводило к досадным спортивным срывам.

В одной из партий международного турнира в Сараево гроссмейстер Ивков попал в сильный цейтнот и допустил грубую ошибку. Его партнер, немецкий мастер Питч, мог немедленно форсировать мат. Несмотря на то, что у немецкого мастера было еще 25 минут на обдумывание, он нервничал больше своего соперника. Поторопившись с ответным ходом, Питч умудрился сам получить мат. Таких примеров можно привести множество.

Во всех этих случаях шахматисты не справились с разбушевавшейся доминантой, хотя имели для этого вполне достаточно времени. Усилием воли следовало бы «оторваться» от доски и в течение 3 - 6 минут полностью отключиться от расчета вариантов, «остыть», стремясь «погасить» очаги возбуждения в коре головного мозга. Для этого полезно встать из-за доски, немного пройтись, постоять у окна или хотя бы посидеть за доской, закрыв глаза, и заставить себя поду-мать о чем угодно, только не о шахматах.

Конечно, все это не так просто, как кажется. Только систематически тренируя свою волю, нервную систему, можно приучить себя использовать во время многочасовой напряженной шахматной работы каждую свободную минуту для отдыха мозга - торможения очагов возбуждения в его коре.