Главная · Прорезание зубов · Нефритовый император и двенадцать животных (Китайская легенда)

Нефритовый император и двенадцать животных (Китайская легенда)

Alquimia Travel приглашает принять участие в а также с Цзе Куном .

Разделяя мир на внешний и внутренний, мы познаем движение и покой . Движение в даосской алхимии - это знание о внешнем преобразовании, покой - это знание о внутреннем преобразовании. И хотя одно является сутью другого, именно для познания эти понятия следует разделять.

Отправляясь в путешествие, мы сразу попадаем во взаимодействие с законами движения, что и становится сутью внешней алхимии. Именно это побуждало и побуждает даосов собирать драгоценную эссенцию для внутреннего преобразования, для усиления внутренней алхимии. Даосское учение основано на идее преобразования, трансформации, где высшей точкой является способность достижения кристаллической модели существования, которую и представляет легендарный Нефритовый император Юй-ди.

Учение Нефритового императора, по сути, легло в основу одной из главных даосских школ - школы Небесного наставника . Причем знания об этом учении надо искать не в «Дао-де Цзине», не в учениях великих даосских алхимиков и мыслителей, а в «Книге гор и морей» (Шаньхай-цзин, Shānhai Jīng), созданной великим Юем.

Именно учение о горах (а правильнее сказать, о том, что они выражают, или, так сказать, воспроизводят) содержит полноценное знание о Нефритовом императоре. Согласно этому учению, горы - это места, которым подчиняется Земля, ее сила, и только через них макрокосмос взаимодействует с Землей (а значит, и с населяющими ее людьми). Именно поэтому даосы всегда старались определять и выбирать для жизни те горы, на которых связь с макрокосмосом была наиболее действенна.

Эти горы были определены как места, в которых можно было обрести бессмертие. Они были способны соединять практикующего с 36-м небом, где, собственно, и обитает сила Нефритового императора. А сам камень нефрит был определен как особый кристалл, способный раскрыть способ постижения всех 9-ти пространств макрокосмоса, или 72-х превращений.

Великое чудо

Дальше мы будем распространятся не только о великом, но скажем и о первом. Первое - это даосская гора, которая имеет название «Великое чудо». Это первая гора в Китае, расположенная между древним Шелковым путем и центральной равниной. Древний рельеф горы состоит из жесткого конгломерата обломочной горной породы красно-фиолетового цвета. Это место стало местом развития различных направлений - здесь мирного сосуществовали даосизм, буддизм и конфуцианство. Это место также известно как родина стиля «Великое чудо» - знаменитой китайской даосской школы боевых искусств.

Гора полна минералами, позволяющими адептам собирать киноварь. Здесь можно найти более 1000 видов растений и 300 видов животных. Лес покрывает более 90% горы.

Легендарный Желтый император Хуан-ди неоднократно посещал Великое чудо для общения с Великим хранителем эссенции цзин (энергии преобразования) по вопросам продолжительности жизни и управления государством.

Также в этом месте на протяжении многих поколений жил древний клан. Он был сильнейшим в эпоху правления династии Чжоу (1046 - 256 до н. э.) и являлся лидером среди 12 аналогичных кланов - таких как Дася (Daxia), Гуди (Gudi), Сюннун (Xiongnong) и т.д.

Как самая известная даосская гора, Великое чудо ассоциируется с пустотой, тишиной и чистотой природы (Великое чудо среди даосов известна также как Пустая пещера).

Происхождение горы

Согласно преданию, Великое чудо было создано богиней Нюй Ва (Nu wa) - сестрой Фу Си (Fuxi), которая также почитается в китайской культуре как создатель человека. Только здесь можно увидеть Сюань Хэ (Xuan He, 玄 鹤), или черного журавля. Сюань Хэ является видом небесного журавля с красной головкой, черной спиной, белым брюшком и красным клювом.

Предание гласит, что только когда журавли были видны в небе, великий отшельник готов был принять учеников. Также говорят, что когда великий отшельник практиковал на горе Великое чудо, заботу о нем взяла на себя пара журавлей. Птицы очень любили друг друга, а также они были просто влюблены в красивую гору, на которой жили.

Перед тем как Великий отшельник ушел на Небеса, он решил помочь журавлям и осуществил их желание: птицы могли навсегда остаться жить в горах. Даос попросил их защищать жизнь людей, помогать бедным и сообщать ему, что происходит на земле. Поэтому в небе над Великим чудом можно часто увидеть журавлей.

Важнейшей точкой горы является пещера, где великий отшельник собирал и пестовал эликсир. Это воистину мистическое место, которое связано с возникновением даосизма. Именно отсюда вынес свои первые знания Хуан-ди. Именно здесь Чжан Саньфэн собирал эссенцию для киновари.

Цитаты из классических трактатов

Цитата из классического даосского трактата «Эя» (Eya) гласит: «Великое чудо - это область, расположенная прямо под созвездием Большой Медведицы».

Примечательно, что из-за этой цитаты в разных местах Китая появилось пять великих гор. Обитатели каждой из них утверждали, что они находятся «прямо под Большой Медведицей». При этом большинство серьезных источников указывает, что есть только один способ определить его точно: это место, где находится минерал, которым пользовался Хуан-ди.

Тихая обитель

После Великого Чуда мы направляемся на гору Тихая обитель. Это гора-замок, скрывающая в себе тысячу сокровищ. Эта гора представляет древнее поколение священных даосских гор, предназначенных для достижения бессмертия и носящих название «Земных небес». По преданиям, десятки и сотни бессмертных приходят на эту гору поприветствовать Чжао Даолина (Zhao Daoling).

По преданию, Чжао Даолин перенес на эту гору священный огонь, необходимый для плавки киновари (это произошло в 143 г. н. э.). Огонь был спрятан в недрах горы, которая и по сей день вырабатывает священную эссенцию. Впоследствии эту гору использовали многие даосские школы для жизни в изоляции и достижении искомого качества. После династии Мин (1368-1644) наибольший интерес к этим местам проявляла школа Лунмэнь (Longmen).

Передняя часть хребта является основной областью горы. Большинство храмов расположено именно здесь. Самым важным среди них является Шанцин Гун. Храм расположен на вершине «Первый пик горы», в 500 метрах от его края. Это лучшее место для наблюдения восхода солнце, «священных светильников» и моря облаков. С правой стороны, между двумя скалами, уходящими вершинами в небо, лежит большой камень. Он считается местом, где бессмертные собираются для развлечения.

Важными местами горы являются пещеры, где распространяется огонь Чжао Даолина. Но даже до него пещерами пользовалась, согласно одной из легенд, Небесная дева с Девятых небес. Считается, что она помогла легендарному императору Хуанди завоевать власть.


Киноварная гора

Киноварная гора находится в провинции Цзянсу (Jiangsu). Она считается первым местом, куда пришли братья Мао. Площадь горы составляет около 71,2 кв. км. Максимальная высота горы - 372,5 м. На Киноварной горе насчитывается 9 главных пиков, 26 больших пещеры и 19 крупных источника.

В это место можно приходить неоднократно - Киноварная гора знаменита своими пейзажами, необычными пещерами и является признанным объектом наследия даосской культуры. Даосы считают Киноварную гору «Божественной землей для практики и подходящей горой для восхождения на Небеса».

Ее также называют «Первой Фуди» (福地, Местом обитания Небожителей) и «Восьмой Дунтянь» (洞天, Божественной горой на Земле). Титул, данный Киноварной горе, звучит так: «Дворец Небожителей со времен Цинской династии, Дом Правителей со времен Царства Лян (Liang) и династии Тан» (秦汉神仙府,梁唐宰相家).

Ландшафт Киноварной горы замысловат и извилист. Отдавая должное прекрасной растительности горы и удивительно свежему воздуху, китайцы называют ее еще и «Легкими Китая». Пейзажи здесь лучше всего наблюдать весной; летом здесь лучше чувствуется энергия ци; осень - время бушующей красоты играющих красок, а зима являет собой картину безмятежности и покоя.

Район также богат лесными фруктами, здесь произрастает множество целебных горных трав - например, Мао Кан Шу, или мечеподобное корневище Атрактилоидеса (Mao Cang Shu, 茅苍术). Это растение питает селезенку, изгоняет из тела холод и ветер. Можно также упомянуть Тайбао Хуан Цзин (Taibao Huang Jing, 太保黄精) - растение, которое обогащает энергию и питает органы, и Мао Чан Пу, или аир тростниковый (mao chang pu, 茅菖蒲).

История

5000 лет назад легендарный китаец Предок Чжань (Zhan, один из самых ранних китайских первопредков) практиковал в деревне Юйчэнь (Yuchen), расположенной недалеко от Киноварной горы.

Около 221 г. н. э. в храме Юйчэня (Yuchen) практиковал Го Сычао (Guo Sichao), а в храме Цяньюаня (Qianyuan Temple) - Го Сымин (Guo Siming);

Около 44 г. н. э., во времена правления династии Западная Хань, на Киноварную гору пришли практиковать три брата - Мао Ин (Mao Ying), Мао Гу (Mao Gu) и Мао Чжун (Mao Zhong). Братья излечивали людей с помощью своего эликсира, за что их почитали далеко за пределами этих мест. Их также почитают в качестве «создателей даосизма».

В 364 году Ян Си (Yang Xi) и Сюй И (Xu Yi) создали «Шанцинские истинные трактаты в Большой Пещере» (Shangqing da dong zhenjing, 上清大洞真经, Shang Qing), а также основали даосскую школу с характерными чертами южных китайских учений - школу Шанцин, или школу «Высшей чистоты».

Во времена правления династии Восточная Цзинь (371-420) на пике Паопу (Paopu feng, 抱朴峰) практиковал и писал свои книги Гэ Хун (Ge Hong) (например, «Стремясь к вершине Простоты»).

Во времена эпохи Наньчао (420-589) на Киноварной горе жил Тао Хунцзин (Tao Hongjing) (456-536), который провел более сорока лет в отшельничестве. Тао Хунцзин получил обширные знания из традиций конфуцианства и буддизма, и в то время он считался главным преемником школы Шанцин.

Однажды император спросил его: «Почему ты выбрал стать отшельником?». На что Тао Хунцзин ответил: «Вы можете удивляться и задаваться вопросом, что же тянет меня на Киноварную гору. Но вам достаточно увидеть белые облака в чистом синем небе. Там есть нечто, что я могу только чувствовать и ощущать, ибо это невозможно описать словами, и я не смогу передать вам это».


Времена правления династий Тан и Сун (617-1279) стали эпохой процветания для даосов Киноварной горы. В это время на горе существовало более 300 храмов, здесь проживали тысячи даосов.

Легенды Киноварной горы

«Он так торопился за возможностями Киноварной горы, что пропустил гору Цзюли», - это высказывание отражает то, как местные жители относятся к людям, все время меняющим свои цели и направления.

Во времена правления династии Западная Хань (206 г. до н. э. - 24 г. н. э.) на Киноварную гору пришел практиковать Лю Пу (Liu Pu). Ему очень понравилось жить в этих местах, но однажды утром, позанимавшись практиками, он заметил на востоке в лучах утреннего солнца другую гору, которая называлась Цзюли.

После того, как Лю Пу обосновался на Цзюли, он обнаружил, что Киноварная гора на самом деле выглядела еще более прекрасно, особенно ночью. Когда Лю попытался вернуться на Киноварную гору, то он обнаружил, что здесь уже обосновался и практикует Мао Ин, а это означало, что гора была занята. Когда же расстроенный Лю вернулся на Цзюли, он увидел, что и эту гору уже заняли.

Однажды, увидев расстроенного и несчастного Лю Пу, который бродил у подножия горы, Мао Ин выразил ему сочувствие, сказав: «Будь целеустремлен в своих намерениях, будь терпелив - вот путь практики. Понимаешь? Что ты обрел, бегая от одной горы к другой? Ты поторопился поймать свой шанс на Киноварной горе и упустил Цзюли, правильно?».

Увидев искреннее раскаяние Лю, Мао помог ему, предложив место для занятий. Позже Лю смог достичь больших результатов.

Гора Четырех Направлений

Если говорить о результатах, влияющих на развитие, то нам никак не обойти в своем рассказе гору Четырех Направлений, расположенную на востоке Поднебесной. Это гора, которая прямо указывает на Млечный Путь, лежащий между звездами Нюлан (Niulang) и Чжинъю (Zhinu). Это гора заняла свое место в истории не только даосизма, но и буддизма - тем, что, как считается, здесь было создано учение о пустоте .

Значение горы в даосском мире

Гора Четырех Направлений традиционно считается местом обитания бессмертных. Следовательно, это лучшее место для практики алхимии.

В список «Даосских дунтянь» («божественных, или небесных, пещер») входят пещеры, где практиковал Гэ Сюань (Ge Xuan), живший в эпоху Трех Царств. Здесь Цзо Юаньфан (Zuo Yuanfang, 左 元 放) обучил его девяти перегонкам эликсира и получению золотой жидкости, а также быстрому способу «саньлюй ципинь» (sanlu qipin).

Гора Четырех Направлений также известна тем, что здесь практиковали Юань Гэнь (Yuan Gen, 袁 根), Бай Шо (Bai Shuo, 柏 硕), Вэй Фужэнь (Wei Furen, 魏夫 人), Сюй Mai (Xu Mai, 许 迈), а также Чжу Боюй (Zhu Boyu, 褚伯玉) и Сюй Цзэ (Xu Ze, 徐 则) из Южного Царства. Во времена Северной и Южной династий (420-589) здесь было построено несколько храмов.

Период правления династии Тан был временем расцвета даосизма. Гору посещало и на ней жило огромное количество даосов. Самые известные среди них - Сыма Чэнчжэнь (Sima Chengzhen, 司马承祯), Си Цзыжань (Xi Ziran, 谢 自然), Цзяо Цзючжэнь (Jiao Juzhen, 焦 静 真), Сюэ Цзичан (Xue Jichang, 薛季昌).

Таким образом, практикование на горе Четырех Направлений - это идеальная возможность познать искусство сворачивания ци. В рамках внешней алхимии здесь важен прием сакральных снадобий горы: типи фэнху (tiepi fenghu, 铁皮 枫 斛), известная как первая трава долголетия, черное лекарство бессмертия уяо (wu yao, 乌药), растение хуанцзин (huangjing, 黄 精), которое также признано бессмертной пищей.

Гора Четырех Направлений - идеальное место для принятия девяти трав для обретения бессмертия.

Гора Розовое Облако

Эта гора ассоциируется с раем в даосской космогонии. Является шестнадцатым небесным гротом среди 36 даосских гор. Считается одной из важнейших гор для тех, кто практикует даосскую алхимию, культивацию собственного духа.

Гора является объектом всемирного культурного и природного наследия.

Однажды один из Бессмертных, получив от Нефритового Императора задание контролировать различных духов на Земле, спустился с небес на пик горы и назвал себя «бессмертным с розового облака». Так и гора, где он стоял, получила свое название в его честь.

Считается, что в этих краях жил Пэнцзу (Pengzu) - известный даосский святой, внесший серьезный вклад в технику Искусства Чистой девы и умевший извлекать из семени в организме мужчины женскую субстанцию.

Каждый год здесь проходит фестиваль Пэнцзу, на котором люди чтят его наследие и молятся о здоровье, счастье и долголетии. Его картины висят в домах по всему Китаю: они являются популярным подарком на день рождения для пожилых людей.

Во время правления династии Цинь здесь некоторое время жил Хуантайму (Huangtaimu, 皇太 姥, 武夷 君) - уи цзунь кунхэ сяньжэнь (wuyi jun konghe xianren, 控 鹤 仙人) (Бессмертный, управляющий журавлями).

Первым же даосом, который постоянно жил на горе, был Ли Лянцзуо (Li Liangzuo). После 37 лет практики в этих местах он вознесся на небеса из Храма Цинсюй. Он считается даосским первопредком горы.

Период процветания даосизма на горе Розовое облако пришелся на эпоху династии Сун. 18-й том «Записок с Розовой горы» перечисляет имена многих даосов этой династии, например:

Сюй Сичунь (Xu Xichun), или Сун Си"Ин (Song Xiing, 宋熙宁) (1068-1077). Он работал виноторговцем. После принятия эликсира Ухуацао (Wuhuacao, 五 花草) - травы с пятью цветками, которую дал ему даос по имени Цай (Cai) - он отказался от принятия еды и затем вознесся на небеса с пика Даван.

Си Нин (Xi Ning, 熙宁) (1068-1077) любил играть на железной флейте. Музыка его была способна проникать через облака и раскалывать камни. Однажды он просто исчез, оставив людям на память прощальное стихотворение.

Даос по имени Го (Guo, 郭 道人), другое его имя - Человек, который лежит на облаке (卧 云 子). После того как он стал учеником Гэ Синчжэна (Ge Xingzheng), тот взял его на гору Розовое облако. Здесь они вместе практиковали (и в один и тот же день вознеслись на небеса).

В этих краях неоднократно бывал Бай Юйчань (Bai Yuchan, 白玉蟾) (1195-1224), который внес серьезный вклад в даосскую алхимию. Он преподавал в Цайитане (Caiyintang, 采 隐 堂, буквально «Зал для собирания скрытых сокровищ»).

Бай Юйчань получил от императора статус «Цзы Цин Мин Дао Чжэньжэнь» (Zi Qing Ming Dao Zhenren, 紫 清明 道 真人) (буквально «Даос, реализующий истину посредством фиолетовой очищенной энергии»). Бай Юйчань оставил много письменных работ. Большая часть из них - краткие описания или истории даосов, живших в горах. Например, истории о Чэне Даньшу (Chen Danshu), Чэне Хунфане (Chen Hongfan), Нуне Лю Мяоцине (Nun Liu Miaoqing) и т.д.

Период правления династии Юаньотмечен появлением на данной горе представителямаошаньской школы Чжан Дэ Мао (Zhang De Mao, 张德懋) (его другое имя – Си Цзы Вэй (希 微 子, Xi Zi Wei)).

Еще один даос Чэнь Чунсу (Chen Chongsu, 陈冲 素) (другое его имя - Сюй Бай (虚 白, Xu Bai) был экспертом по внутренней алхимии. Однажды, выпивая с лесорубом, он вдруг провалился в сон, в котором принял зеленый гриб линчжи (Lingzhi) в некой пещере. После этого видения он перестал принимать пищу и не ел ничего вплоть до своего вознесения на небеса.

Пэн Жилун (Peng Rilong, 彭 日 隆), также известный как Скрытый в небесах (隐 空), начал изучать даосизм уже в зрелом возрасте, но обрел способность летать и перемещаться по горам.

Вопросы и ответы

Поясните, пожалуйста Ваше отношение к ритуалам и их следованию, например, при посещении храмов или каких-либо значимых мест. Казалось бы ритуал как жёсткая организующая конструкция, был введён для организации только ищущих путь, на ориентацию их к пониманию внутреннего движения ритуала. Человек же много познавший и так постоянно выражает своё понимание и присутствие в этом мире. Или выражать своё внутреннее отношение к силам, под действием чьих форм мы всегда находимся необходимо только в заданных внешних действиях? Или здесь ритуал - просто ключ к данному месту силы?

Н ефритовый император правил небесами и всем, что находилось на небесах, но он никогда не спускался на землю, поэтому его интересовал внешний вид всех земных существ. Однажды он вызвал своего главного советника.

Я много лет правлю небесами.

Сказал император.

Но я никогда не видел этих странных животных. Как они выглядят? Я хотел бы узнать их характерные черты и свойства. Мне бы хотелось увидеть, как они передвигаются, и услышать звуки, которые они издают. Насколько они умны и как они помогают людям?

Советник сообщил, что на земле тысячи различных существ. Одни из них бегают, другие летают, третьи ползают. Понадобится много месяцев, чтобы собрать все земные существа. Неужели государю хочется увидеть их всех?

Нет, я не намерен тратить так много времени. Отбери двенадцать самых интересных животных и доставь ко мне, чтобы я смог распределить их по цвету и форме.

Советник перебрал в уме всех животных, которых знал, и решил позвать крысу, но попросил ее передать приглашение еще и ее другу коту. Он отправил приглашения также быку, тигру, кролику, дракону, змее, лошади, барану, обезьяне, петуху и собаке и велел им предстать перед императором в шесть часов утра на следующий день.

Крысе очень польстило это приглашение, она тут же отправилась передать хорошие новости коту. Кот тоже обрадовался, но встревожился, что может проспать, поэтому взял с крысы обещание вовремя разбудить его. Всю ночь крыса размышляла о том, какой кот симпатичный и лоснящийся и какой уродливой она будет выглядеть по сравнению с ним. И пришла к выводу, что единственный способ сделать так, чтобы вся похвала не досталась коту - это не будить его утром.

В шесть часов утра одиннадцать животных выстроились перед Нефритовым императором, который принялся не спеша рассматривать их. Дойдя до последнего животного, он повернулся к советнику:

Все животные интересные, но почему их только одиннадцать?

Советник не смог ответить и тут же послал слугу на землю, приказав ему доставить на небеса первое же животное, которое он встретит на земле. Слуга опустился на сельскую дорогу и увидел крестьянина, который нес на рынок свинью.

Прошу тебя, остановись.

Взмолился слуга.

Мне нужна твоя свинья. Нефритовый император желает немедленно увидеть это существо. Подумай о великой чести - ведь твоя свинья предстанет перед правителем небес.

Крестьянин оценил слова слуги и отдал ему свинью, которую слуга и доставил на небо.

А тем временем крыса, испугавшись, что останется незамеченной, запрыгнула на спину быка и принялась играть на флейте. Императору так понравилось это необычное животное, что он отдал ему первое место. Второе место император отдал быку, ведь он был настолько великодушен, что позволил крысе сидеть на его спине.

Тигр за свой храбрый вид получил третье место, а кролику за его нежный белый мех досталось четвертое место. Император решил, что дракон выглядит как мощная змея с лапами, и поставил его на пятое место. Змея за свое гибкое туловище получила шестое место, лошадь - седьмое за элегантную осанку, а баран - восьмое за сильные рога.

Проворной и непоседливой обезьяне досталось девятое место, петуху за красивые перья - десятое, а бдительной сторожевой собаке - одиннадцатое. Свинья стояла в конце: она, возможно, была и не так интересна, как другие животные, но все же попала на небеса и поэтому была удостоена последнего места.

Когда церемония завершилась, во дворец вбежал кот и стал умолять императора оценить и его, однако было слишком поздно: император уже выбрал двенадцать животных. Увидев крысу, стоявшую на первом месте, кот бросился на нее с намерением убить. Вот почему и по сей день кот и крыса остаются врагами.

Вот и сказке Нефритовый император и двенадцать животных (Китайские сказки) конец, а кто слушал - огурец!

; см. также Душа, дух и духи). В даосском пантеоне Юй-хуан — второй из трех высших божеств трех сфер (сань цин). Образ Юй-ди сложился, видимо, примерно к X в. Предполагают, что на его формирование определенное влияние оказал образ Индры(кит. Ши-ди), пришедший в Китай сбуддизмом .

Юй-ди представляют обычно сидящим на троне в церемониальном имп. халате с вышитыми драконами (лун), в царском головном уборе-мянь , с нефритовой дощечкой в руках. Лицо его, обрамленное бородой и усами, лишено всякого выражения (даосский знак истинного величия). Считается, что Юй-ди живет в небесном дворце, к-рый находится на самом высшем из 36 небес небе Дало, откуда управляет всеми небесами, землей и подземным миром (ср. Эр ши ба тянь). У ворот дворца в качестве привратника стоит даосский святой Ван Лин-гуань . При дворе Юй-ди существуют своеобразные управы (министерства): грома, огня (хо-бу), моровых поветрий (вэнь-бу ), пяти священных пиков (У юэ), богатства и т.п.

У Юй-ди есть жена (о к-рой упоминается крайне редко), одной из его второстепенных жен считается богиня шелководства Ма-тоу-нян (см. Цань-шэнь), одна из его младших сестер считается матерью Ян Цзяня (см. Эр-лан-шэнь), его дочь Ци гу-нян (Седьмая девица) — фигура популярная в народных сказках и верованиях (ее дух вызывали девушки, гадая о суженом). По нек-рым даос. версиям, Юй-ди появился в момент творения и создания неба и земли, а живет он во дворце на горе Юйцзиншань.

Литература:
Ма Шу-тянь. Хуася чжушэнь (Божества Китая). Пекин, 1988, с. 28-36; Цзун Ли, Лю Цюнь . Чжунго миньцзянь чжушэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 27-38; Чэнь Цзянь-сянь . Юй-хуан да-ди синьян (Верования, [связанные с] Великим государем Юй-хуаном). Пекин, 1994.

Рифтин Б.Л.
Образ Юй-хуана овеян апокрифич. легендами. В наиболее полном виде они представлены в специально посвященном ему соч. «Юй-хуан цзин» («Канон Нефритового императора»), полное назв. — «Гао-шан Юй-хуан бэнь син цзи цзин» («Каноническое собрание [сведений] о путях и деяниях Высочайшего Верховного Нефритового императора»), входящем в даосский свод «Дао цзан» («Сокровищница Пути-дао »). Повествуется, что Нефритовый император некогда был принцем либо одного из удельных правящих домов эпохи Чжоу (XII/XI-III вв. до н.э.), либо некоего легендарного гос-ва Гуанъянь-мяолэ-го (Государство Сияющего величия и таинственной радости). Его рождению предшествовало чудесное видение его матери Бао-юэ-гуан ван-хоу (Царица Сияния драгоценной луны), увидевшей во сне мудреца Лао-цзы , привезшего с собой и передавшего ей младенца-сына. Наследовав трон отца, Нефритовый император показал себя мудрым и добродетельным правителем, но вскоре добровольно отказался от верховной власти и, передав бразды правления своему министру, вступил на Путь-дао . Проведя долгие годы в отшельническом уединении, он обрел бессмертие, присоединился к сонму бессмертных (сянь ) и духов, среди к-рых вновь выделялся добродетелями и необыкновенными способностями, что и позволило ему в конце концов стать их главою. Очевидно, что эта легенда является вариацией на тему канонич. версии жизни Будды .

На самом деле образ Нефритового императора восходит к религ.-космологич. представлениям даос. школы шанцин-пай («школа Высшей чистоты»), возникшей в эпоху Шести династий (Лю-чао, 229-589). В космологич. модели этой школы мировое пространство делилось на семь осн. сфер. Высшей считалась сфера «нефритовой чистоты» (юй-цин), там находился дворец Сань-юань-гун (Дворец Трех изначальных), а в нем обитало божество, именовавшееся Юй-хуан дао-цзюнь (Нефритовый августейший господин Пути-дао).

Происхождение культа собственно Нефритового императора связано с очередными действиями по реформированию офиц. религ. представлений, предпринятыми правящим домом дин. Сев. Сун (960-1127). Основанный гвардейским офицером Чжао Куан-инем (927-976), ставшим впоследствии сунским имп. Тай-цзу (960-976), этот правящий дом остро нуждался в идейно-религ. доказательствах своего права на верховную власть. Такую попытку осуществил имп. Чжэнь-цзун (998-1022), третий монарх Сев. Сун, при к-ром как раз и произошло окончательное утверждение этой династии после предшеств. периода междоусобных смут. По признаниям Чжэнь-цзуна, изложенным в спец. декретах, на протяжении 1007-1012 ему было явлено неск. видений (первое — в ночь на 11 дек. 1007 по совр. летосчислению) посланцев Нефритового императора, предупреждавших его о грядущем визите великого божества. В последнем из этих видений Нефритовый император предстал перед ним лично, возвестив ему, что он является одним из Девяти августейших правителей (цзю хуан в даос. мифологии — первые правители мира и человеческого об-ва), предком и божественным покровителем сунского правящего дома. В 1014 Чжэнь-цзун приказал воздвигнуть в имп. резиденции алтарь для жертвоприношений Нефритовому императору с его изваянием и воздавать ему офиц. почести. Культ Нефритового императора, поддержанный было преемниками Чжэнь-цзуна (хотя и без придания ему статуса главного государственного культа), через нек-рое время утратил религ. актуальность.

След. этап в эволюции культа и образа Нефритового императора также связан с религ. реформами (см. Шэнь сяо), проведенными последним имп. Сев. Сун — Хуй-цзуном (1101-1126), объявившим высшим покровителем правящей династии божество, именуемое Юй-цин-ван (Царь нефритовой чистоты). Хотя реформа Хуй-цзуна потерпела полную неудачу как в религ., так и в политич. плане (падение дин. Сев. Сун), она способствовала распространению культа Юй-хуана. Он был заимствован новыми даос. школами, в частности цюаньчжэнь-цзяо («учение совершенной истины»), возникшей в XII в. Через пантеон этой школы, в к-ром Юй-хуан занял главенствующую позицию, его культ утвердился (XIV-XVII вв.) в популярных верованиях. Там он стал типологич. аналогом древних и гос. культов высших мужских божеств (Шан-ди , Тянь-ди — Небесный владыка/император), к-рые персонифицировали стихию неба (тянь ) и мужское начало (ян ; см. Инь-ян) мира. И в собственно даос., и в популярных верованиях Юй-хуан почитается владыкой всех божеств, главою бессмертных, повелителем Неба и Земли, рая и ада (результат контаминации даос. религ. представлений с буддийскими) и судеб отдельных людей. Важнейшее место в этом культе занимает вера в его ежегодное (в ночь с 24-е на 25-е число 12-го лунного месяца) нисхождение с небес в мир людей для проведения личной инспекции Поднебесной, к-рая, по даос. верованиям, длится до 9-го дня 1-го лунного месяца. В течение всего этого времени Нефритовый император незримо объезжает страну, вознаграждая достойных и наказывая виновных в нерадивости и дурных поступках, а в даос. храмах проводятся спец. литургии и торжества. Особенно пышно и тщательно обставляется момент встречи, когда все служители даос. монастырей в полном составе коленопреклоненно ожидают его прибытия, а также проводы. День проводов, являющийся и днем его рождения, отмечается торжеств. службой, завершаемой пиршественной трапезой, на к-рой, по поверью, присутствуют не только люди, но и бессмертные и духи.

Скульптурные изображения Нефритового императора непременно наличествуют в монастырях и храмах школы цюаньчжэнь-цзяо и, как правило (но не строго обязательно), в даос. святилищах др. школ и сект. Чаще всего ему отводится центр. строение храмового ансамбля — Нефритовый зал (Юй тан). В живописных композициях (в т.ч. на простонародных иконах нянь хуа) фигура Нефритового императора обычно дополняется изображениями многочисл. персонажей — божеств, олицетворяющих все сферы и области мироздания, либо членов его семьи, свиты и помощников.

Литература:
Алексеев В.М. Китайская народная картина, М., 1966, указ.; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004, с. 493-495; Бай-юнь-гуань ([Даосское святилище] Бай-юнь-гуань). Пекин, 1983; Ма Шу-тянь. Хуася чжушэнь (Все боги китайцев). Пекин, 1988, с. 28-36; Cheng Man-chao. The Origin of Chinese Deities. Beijing, 1995, р. 135-143; Maspero H. The Mythology of Modern China // Asiatic Mythology. A Detailed Description and Explanation of the Mythologies of All the Great Nations of Asia. N.Y., 1964.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 762-764.

Существует китайская легенда о том, как Нефритовый император - повелитель небес - выбрал двенадцать животных. Каждое животное правит годом раз в двенадцать лет и обладает определенными качествами, влияющими на нашу жизнь.

Двенадцать животных китайского календаря Нефритовый император правил небесами и всем, что находилось на небесах, но он никогда не спускался на землю, поэтому его интересовал внешний вид всех земных существ. Однажды он вызвал своего главного советника.

Я много лет правлю небесами, - сказал император, - но я никогда не видел этих странных животных. Как они выглядят? Я хотел бы узнать их характерные черты и свойства. Мне бы хотелось увидеть, как они передвигаются, и услышать звуки, которые они издают. Насколько они умны и как они помогают людям?

Советник сообщил, что на земле тысячи различных существ. Одни из них бегают, другие летают, третьи ползают. Понадобится много месяцев, чтобы собрать все земные существа. Неужели государю хочется увидеть их всех?

Нет, я не намерен тратить так много времени. Отбери двенадцать самых интересных животных и доставь ко мне, чтобы я смог распределить их по цвету и форме.

Советник перебрал в уме всех животных, которых знал, и решил позвать крысу, но попросил ее передать приглашение еще и ее другу коту. Он отправил приглашения также быку, тигру, кролику, дракону, змее, лошади, барану, обезьяне, петуху и собаке и велел им предстать перед императором в шесть часов утра на следующий день.

Крысе очень польстило это приглашение, она тут же отправилась передать хорошие новости коту. Кот тоже обрадовался, но встревожился, что может проспать, поэтому взял с крысы обещание вовремя разбудить его. Всю ночь крыса размышляла о том, какой кот симпатичный и лоснящийся и какой уродливой она будет выглядеть по сравнению с ним. И пришла к выводу, что единственный способ сделать так, чтобы вся похвала не досталась коту, - это не будить его утром.

В шесть часов утра одиннадцать животных выстроились перед Нефритовым императором, который принялся не спеша рассматривать их. Дойдя до последнего животного, он повернулся к советнику:

Все животные интересные, но почему их только одиннадцать?

Советник не смог ответить и тут же послал слугу на землю, приказав ему доставить на небеса первое же животное, которое он встретит на земле. Слуга опустился на сельскую дорогу и увидел крестьянина, который нес на рынок свинью.

Прошу тебя, остановись, - взмолился слуга. - Мне нужна твоя свинья. Нефритовый император желает немедленно увидеть это существо. Подумай о великой чести - ведь твоя свинья предстанет перед правителем небес.

Крестьянин оценил слова слуги и отдал ему свинью, которую слуга и доставил на небо.

А тем временем крыса, испугавшись, что останется не замеченной, запрыгнула на спину быка и принялась играть на флейте. Императору так понравилось это необычное животное, что он отдал ему первое место. Второе место император отдал быку - ведь он был настолько великодушен, что позволил крысе сидеть на его спине. Тигр за свой храбрый вид получил третье место, а кролику за его нежный белый мех досталось четвертое место. Император решил, что дракон выглядит как мощная змея с лапами, и поставил его на пятое место. Змея за свое гибкое туловище получила шестое место, лошадь - седьмое за элегантную осанку, а баран - восьмое за сильные рога.

Проворной и непоседливой обезьяне досталось девятое место, петуху за красивые перья - десятое, а бдительной сторожевой собаке - одиннадцатое. Свинья стояла в конце: она, возможно, была и не так интересна, как другие животные, но все же попала на небеса и поэтому была удостоена последнего места.

Когда церемония завершилась, во дворец вбежал кот и стал умолять императора оценить и его, однако было слишком поздно: император уже выбрал двенадцать животных. Увидев крысу, стоявшую на первом месте, кот бросился на нее с намерением убить. Вот почему и по сей день кот, и крыса остаются врагами.

︵︵︵︵︵︵︵︵︵︵︵︵

Доброго времени суток,

дорогие пользователи АА!

Сегодня я хочу познакомить

вас с Нефритовым императором.

━━━━━━━━━━━━━━━━━━

─────────────

‣ Кто такой Юй-ди?

─────────────

‣ Образ императора

─────────────

‣ Мифическая история

─────────────

‣ Почему нефритовый?

─────────────

‣ Образ Юй-ди в современном мире

─────────────

‣ Легенда “Нефритовый император и двенадцать животных"

°°━━━━━━━━━━━━━━━━━━°°

﹒❛ Кто такой Юй-ди? ❜﹒

───────────────────

──────

͙❛៹Юй-ди, или же Нефритовый император, - древнекитайское божество, которому поклоняются в даосизме.

Юй-ди - это кто-то вроде владыки мира, ведь вся вселенная находится под его контролем. Но несмотря на это, Юй-ди все же не первый по значимости бог в пантеоне даоса.

Нефритовый бог, согласно преданиям, управляет жизнью людей, растений и всего живого (и не совсем, нельзя ведь сказать, что духи и другие боги живые. Они, несомненно, существуют, но все же они не так смертны, как люди) с 36-го, самого верхнего неба. На этом уровне находится и его величественный дворец, под стать хозяину, который охраняется даосским святым - Ван Лин-гуанем. При дворе императора существуют различные министерства: министерство грома, министерство богатства, огня и т.п.

храм Юй-ди

﹒❛ Образ императора ❜﹒

───────────────────

──────

͙❛៹Как правило, Юй-ди по представлению людей изображался статным мужчиной в возрасте, лицо которого хладнокровно, никаких эмоций, а это, в свою очередь, является символом величия. Имеются борода и усы. Император восседает на величественном троне. Одет император в роскошный церемониальный халат, на котором, словно золотом, вышиты драконы (один из символов Китая). На его голове мянь - традиционный головной убор царя. В своих руках Бог держит нефритовую дощечку. Также существует мнение, что Юй-ди способен менять облик и даже перевоплощаться не в кого-то одного, а в 72 различных существ и предметов!

﹒❛ Минутка мифической истории ❜﹒

───────────────────

──────

͙❛៹Во времена правления императора Яо, Юй-ди остановил затопление огромных территорий реками, вышедшими из своих берегов. В 2278 году до нашей эры разделил Китайскую империю на девять провинций. За эти великие деяния Юй-ди был удостоен званием временного правителя, а затем стал наследником императора Шунь, начав править в 2205 году до н.э. Заложил основу правления династии Ся (правили до 1766 года до нашей эры).

﹒❛ Почему нефритовый? ❜﹒

───────────────────

──────

͙❛៹Вообще, Нефритовым император называется не просто так. Нефрит - это древний минерал, который в китайском народе принят священным с древнейших времен, олицетворяет сосредоточение власти.

У Юй-ди есть две жены. Одна из них второстепенная - Матоднянь, богиня шелководства. Также у правителя есть дочь, которая часто упоминается в фольклоре.

Почитание этого божества приобрело популярность и значимость в 11 веке нашей эры, во времена правления династии Сун.

В честь Юй-ди было возведено множество храмов, которые по сей день принимают посетителей.

﹒❛ Образ Юй-ди в современном мире ❜﹒

───────────────────

͙❛៹Образ Нефритового императора мы можем лицезреть и в нынешнее время. Так, например, Юй-ди упоминается в фильмах "Запретное царство" (2008 год; Китай, США) и "Аран и Магистрат" (2012 год; Южная Корея).

Легенда “Юй-ди и 12 животных”

͙❛៹Однажды, сидя на троне, Юй-ди наблюдал за своими владениями. Его заинтересовало, какими существами он управляет, что они делают, как живут, как подчиненные выглядят.

Для того чтобы узнать это, нефритовый император призвал своего верного помощника и приказал ему отобрать из великого множества невероятных существ только двенадцать самых забавных тварей.

Прибыв на землю, помощник передал приглашение во дворец императора Юй-ди Крысе. Он попросил её также пригласить от его имени и Кота, ведь Юй-ди был бы, по его мнению, изумлен его шубкой.

Затем, продолжив свой путь, помощник пригласил Быка, Тигра, Кролика, Дракона, Змею, Лошадь, Козу, Обезьяну, Петуха и Собаку. Им он тоже приказал явиться на следующее утро в императорский дворец к шести часам.

Все последующее время звери были заняты приготовлениями и прихорашиваниями. А Крыса нашла Кота и передала ему новость о визите к самому Юй-ди. Кот был очень рад этому приглашению.

Разбуди меня утром, пожалуйста, иначе я опоздаю.

Но хитрая Крыса пообещала ему это, а сама мучалась от зависти и всё думала, как испортить императору представление о ее “приятеле”. Недолго думая, она решила просто не будить Кота.

На утро, когда уже все одиннадцать животных предстали перед императором, он потребовал объяснений от своего помощника, ведь не досчитал ровно одной твари.

Поняв свою оплошность, помощник устремился на землю, в поисках двенадцатой зверушки. Он решил быстро найти замену ленивому Коту, и первой ему повстречалась Свинья, которую он и забрал во дворец.

А пока шли смотрины, Крыса всё никак не могла угомониться, ведь как она, такая маленькая и незаметная, должна превзойти этих животных? Для того чтобы привлечь внимание, она забралась на спину к Быку и стала играть на флейте. Очарованный игрой Крысы император сказал:

За твою сообразительность я дарую тебе первое место.

Быку, за его спокойствие и великодушие, Юй-ди дал второе место. Третье место досталось Тигру, он был бесстрашен, за свою нежную белую шерстку четвертого места удостоился Кролик. Дракон по мнению императора был похож на Змею на могучих лапах, он занял пятое место. Змее дали шестое, Лошади - седьмое, Козе - восьмое, Обезьяне - девятое, Петуху - десятое и Собаке - одиннадцатое. А Свинье император нехотя присудил двенадцатое место, она казалась ему самой безобразной из всех.

P. S. Как вы уже могли понять, эта легенда связана с Китайским календарем, которым пользуются и по сей день.