Главная · Прорезание зубов · Наголовные приборы ночного видения. Поражение по очкам

Наголовные приборы ночного видения. Поражение по очкам

Выпускаемые многими фирмами и организациями наголовные и нашлемные ИКС (очки ночного видения - ОНВ), как правило, представляют собой системы много­целевого назначения. Они предназначены для вождения наземного, речного и морского транспорта, пилотирования самолетов, наблюдения за природными объектами, ориен­тации и навигации на местности, охраны различных объектов и др. Отдельную под­группу ОНВ составляют очки для пилотов вертолетов в виде нашлемной или наголов - ной конструкции, позволяющей в ночных условиях вести полеты, взлеты и посадки на малых высотах, обнаруживать препятствия на трассе полета, совершать другие опера­ции, например наблюдать за подстилающей поверхностью и обнаруживать различные объекты (линии электропередачи, транспортные средства, строения, людей и т. п.). При использовании средств подсветки (ИК-прожекторов) их дальность действия может воз­растать в несколько раз. Очки выполняются как в монокулярном, так и бинокулярном исполнении.

Такие ИКС состоят из приемной оптики, элемента, формирующего видимое изо­бражение (ЭОП, ЖКД, и др.), оптической системы, передающей полученное изображе­ние в глаз наблюдателя, собственно шлема или другой наголовной конструкции. В от­дельных случаях в них включают системы слежения за поворотом головы наблюдателя. Формирователь (преобразователь) изображения и передающая оптическая система крепятся на шлеме. Система слежения наблюдает за положением линии визирования и формирует сигнал об отклонении этой линии от направления на цель, поступающий в систему управления транспортным средством, обычно вертолета или самолета.

При разработке ИКС для вождения транспортных средств, включая пилотирование вертолетов и самолетов, отдельной проблемой стоит совмещение этих систем с источ­никами освещения и подсветки, расположенными в кабинах, на борту или на корпусе (например, подсветка шкал и панелей), на трассе наблюдения или вождения и т. д. Впервые с этой проблемой столкнулись разработчики ИКС на базе ЭОП, работающих в ближнем ИК-диапазоне, поскольку в том же спектральном диапазоне излучают обыч­ные лампы накаливания, многие электролюминесцентные источники, светодиоды. Из­лучения, отраженные от стеклянных поверхностей, в кабине создают тени и ореолы в изображении, наблюдаемом с помощью ЭОП, а кроме того, приводят в действие систе­мы автоматической регулировки яркости в приборах с ЭОП, снижая чувствительность и разрешение и тем самым уменьшая дальность действия приборов.

Для борьбы с указанными явлениями для подсветки внутрикабинных приборов ис­пользуют преимущественно коротковолновую часть видимого диапазона спектра (0,4...0,61 мкм) с помощью специальных светофильтров, а в оптическую систему при­боров с ЭОП вводят отсекающие фильтры с коротковолновой границей пропускания 0,625...0,665 мкм (фильтры minus-blue). За рубежом разработаны специальные стан­дарты на внутрикабинное освещение вертолетов (MIL-L-85762) и самолетов (MIL-L - 85762А). Если на первых стадиях развития в нашлемных системах использовали катод­но-лучевые трубки (KJ1T), то сегодня все чаще применяют плоские электролюминес­центные панели, жидкокристаллические дисплеи.

Для пилотов самолетов и вертолетов важна возможность одновременно наблюдать внешнюю обстановку (через ОНВ) и приборную панель (невооруженным глазом). Для этого в современных авиационных системах применяются светоделительные, дихроич - ные и голографические комбайнеры. Иногда для создания изображений приборными панелями используется лишь часть видимого диапазона оптического спектра, тогда в оставшейся части этого диапазона пилот может наблюдать внешнюю обстановку.

В ряде систем голографические комбайнеры наносятся на внутреннюю сторону ко­зырька защитного шлема пилота. При дневной освещенности ЭОП очков отключается. Во избежание разбаланса конструкции шлема пилота с ОНВ отдельные каналы ОНВ размещаются по сторонам шлема - слева и справа.

В литературе описано большое число нашлемных и наголовных ИКС. Многие из них обеспечивают круглосуточную работу и поэтому ино­гда называются приборами «день-ночь». В дополнение к §11.4 приведем краткие све­дения лишь о некоторых конструкциях ОНВ.

Обычно используемые в современных ОНВ ЭОП Г второго и третьего поколений с волоконно-оптической пластиной на выходе имеют микроканальные усилители, встро­енные источники питания, автоматическую регулировку яркости и защиту от мощных источников засветки. Очки крепятся на наголовной маске, которая подходит для чело­века с любой формой головы и фиксируется с помощью специальных ремней, а также
на шлеме пилота или водителя. Конструкция позволяет изменять межзрачковое рас­стояние, диоптрийную наводку и фокусировку объектива в широких диапазонах. В отечественных ОНВ, выпускаемых ОАО «Загорский оптико-механический завод», ОАО «Лыткаринский завод оптического стекла» и другими предприятиями, угловое поле составляет 36...40°, пределы регулировки окуляров от -3 до +5 дптр, база глаз -

55.. .76 мм. Их масса не превышает 1 кг.

Прибор «Альфа-1032», выпускаемый государственным унитарным предприятием (ГУП) «Альфа» (табл. 14.8), может комплектоваться афокальной насадкой с увеличени­ем 2,5 крат и ИК-прожектором «Альфа-8011», позволяющим значительно увеличить дальность видимости.

Увеличение, крат

1 (с насадкой 2,5)

Угловое поле, град

40 (с насадкой 10)

Разрешение (на оси), мрад

Фокусное расстояние объектива, мм

Диафрагменное число объектива

Диапазон фокусировки, см

Диоптрийная наводка, дптр

Непрерывное время работы при 20 °С, ч

Напряжение питания (2 элемента АЗ 16), В

Масса в снаряженном состоянии, кг

0,82 (с насадкой 1,0)

Дальность видения человека при свете звезд, м

К недостаткам бинокулярных очков относятся сравнительно большая масса и доста­точно высокая стоимость ЭОП. Поэтому на практике большое распространение полу­чили псевдобинокулярные ОНВ с одним объективом и одним ЭОП, изображение с эк­рана ЭОП с помощью окулярной системы разводится на два глаза (см. § 6.6). Такие ОНВ выпускают отечественные предприятия: ОАО «Загорский оптико-механический завод», ОАО «Казанский оптико-механический завод», ОАО «Катод», ОАО «Ростов­ский оптико-механический завод», ОАО «Ленинградское оптико-механическое объе­динение» и др.

Псевдобинокулярные очки ночного видения «Сова-Б» Новосибирского приборо­строительного завода (НПЗ) построены на базе ЭОП П+. Они имеют угловое поле 37°, напряжение питания 3 В, габариты 150x152x73 мм и массу 0,7 кг.

Наголовные псевдобинокулярные ОНВ «Байгыш 27» Казанского оптико­механического завода с увеличением Iх построены на базе ЭОП П+. Их угловое поле составляет 40°, пределы диоптрийной установки - ±4 дптр. Диаметр выходных зрач­
ков равен 5 мм, а удаление глаза наблюдателя от окуляра - 20 мм. Габариты ОНВ 166х 160x65 мм, масса - 0,45 кг. Идентификация человека с помощью этих очков в ночных условиях при "Л-фазе Луны возможна на расстоянии до 120...160 м. Прибор работает в диапазоне окружающих температур от -40 до +50°С, питание от двух эле­ментов типа А А.

Прибор ГЕО-ОНВ4, выпускаемый научно-производственным объединением «Гео - физика-НВ», построенный на базе ЭОП ПГ, имеет угловое поле 40°, питания напряже­ние 3 В; габариты 180x165 х 120 мм; масса (вместе с маской) 0,87 кг.

ГУП «Альфа» выпускает вертолетные бинокулярные очки ночного видения «Альфа - 2031» (табл. 14.9), закрепляемые на шлеме и имеющие быстросъемный противовес, размещаемый сзади шлема для улучшения балансировки. Прикрепленные к шлему оч­ки быстро откидываются наверх, одновременно отключая источник питания, которое может быть автономным (от двух встроенных батарей типа АА или аналогичных акку­муляторов) или от бортовой сети вертолета. В очках используется ЭОП III.

Спектральный диапазон, мкм

Угловое поле, град

Увеличение, крат

Максимальная разрешающая способность, лин/мм

Коэффициент усиления яркости

Диапазон регулируемого межцентрового расстояния, мм

Диоптрийная наводка, дптр

Удаление окуляра от глаза оператора, мм

Габаритные размеры очков в рабочем положении, мм

Масса очков, кг

Масса противовеса, кг

Масса преобразователя напряжения с кабелем (устанавливаются на борту), кг

Диапазон рабочих температур, °С

Дальность обнаружения, м, при естественной ночной освещенности 510”3лк: грузового автомобиля мачт линий электропередач

В табл. 14.3 приведены параметры и характеристики ряда ОНВ, стоящих на воору­жении армий США и НАТО и использующих ЭОП разных поколений, т. е. работающих в ближнем ИК-диапазоне оптического спектра.

В бинокулярной системе HIDSS (табл.14.10) для шлема пилота вертолета РАН-66 Comanche используются две миниатюрные KJ1T (1"), позволяющие просмат­ривать поле 30*52° с областью перекрытия в 17°. Планируется замена KJIT плоскими панелями на основе ЖК и электролюминесцентными панелями. В новых системах бу­дут обеспечиваться угловые поля в 40° у монокуляров и 30 х 50° у бинокуляров с пере­крытием 30°.

Сегодня разработано большое число нашлемных (наголовных) ИКС, работающих в длинноволновом спектральном ИК-диапазоне. Так, фирмой «FLIR Systems Inc.» (США) создана ИКС с минимальной обнаруживаемой разностью температур менее 0,05 К при температуре фона 300 К . Потребляемая мощность составляет менее 10 Вт, а общая масса - менее 3 кг при массе закрепляемого на голове оператора моду­ля менее 0,5 кг. В системе, работающей в диапазоне 7... 14 мкм, используется микробо - лометрическая матрица формата 320*240 с мгновенным угловым полем (угловым раз­решением) 5,5 угл. мин. Угловое поле оптической системы равно 30° по горизонтали и 22,5° по вертикали. Температура ФПУ стабилизируется миниатюрным термоэлектри­ческим холодильником. Вся система может работать при окружающей температуре от-49 до +80°С.

Из условий рационального размещения ИКС на голове оператора, требований к ог­раничению габаритов системы и ее балансировке, а также к глубине резкости изобра­жения наблюдаемого пространства в этой системе выбран объектив с небольшим диа - фрагменным числом и автоматической фокусировкой. Такая система корректирует из­
менения фокусного расстояния объектива из-за температурных воздействий, а главное - обеспечивает наилучшую фокусировку при изменении расстояний до наблюдаемых или обнаруживаемых объектов, происходящих, например, при наклоне головы опера­тором (углы наклона могут доходить до 50...60°). После однократной калибровки для конкретного оператора система фокусировки работает автоматически. В системе ис­пользуется монокуляр, с помощью которого оператор наблюдает одним глазом плоский электролюминесцентный экран (панель) с яркостью свечения порядка 685 кд-м“2. Кон­струкция скомпонована так, чтобы опрокидывающий момент, возникающий при на­клоне головы оператора с закрепленной на ней ИКС, не превышал 90 Нем. Система выдерживает ударные перегрузки до 40g и вибрационные до 2g.

В некоторых конструкциях ОНВ расстояние от последней поверхности оправы окуляра до выходного зрачка («вынос выходного зрачка») делается достаточно боль­шим, например 25 мм в ОНВ М927/929 и AN/AVS-6 ANVIS, что позволяет пилоту наблюдать приборную панель боковым и «нижним» зрением, а также использовать обычные очки.

Для увеличения углового поля ОНВ фирма «Night Vision Corp.» (США) предложила использовать четырехканальную панорамную систему, в которой окуляры отдельных каналов создают наложенные друг на друга изображения. В центральную зону разме­ром 40x35° для каждого глаза может выводиться пилотажная информация.

Фирма «ПТ» (США) проводила эксперименты по встраиванию в ОНВ миниатюр­ной телевизионной камеры, на которую с помощью устанавливаемого на выходе одно­го из окуляров светоделителя ответвляется -10% излучения. Таким образом можно пе­редавать наблюдаемое летчиком ОНВ-изображение другим членам экипажа, а также наземным службам.

Технические характеристики некоторых зарубежных ОНВ, рекламируемых на ми­ровом рынке авиационного оборудования и не вошедших в табл. 14.3 и 14.9, приводят­ся в табл. 14.11.



Сегодня развелось уж слишком много скептиков, зачастую огульно и безосновательно заявляющих, что, мол, отечественная «оборонка» уже не может ничего создать и живет лишь советским багажом. К счастью, это не так. Конечно, есть предприятия и НИИ, которые действительно так и остались в прошлом веке. Но есть и «оборонщики» другого рода, они развивают производство, внедряют ноу-хау, в условиях кризиса выдают на-гора современный и востребованный продукт.

9 августа 2008 года при проведении операции по принуждению Грузии к миру батальонная тактическая группа 135-го мотострелкового полка попала в хорошо организованную засаду. В ходе боя получили ранения командующий 58-й общевойсковой армией генерал-лейтенант А. Хрулев, журналисты, следовавшие с ним, и военнослужащие. Отражая нападение и спасая журналистов, погиб гвардии майор Денис Ветчинов. Раненым оказали первую медицинскую помощь и перевезли в Джаву.
Медики, оценив ранения «трехсотых» и состояние их здоровья, запросили срочную эвакуацию. На необорудованную площадку прибыл вертолет. Раненых загрузили на борт. Винтокрылая машина под артиллерийскую канонаду российской и грузинской артиллерии плавно взмыла в небо.
Командир экипажа подполковник Иван Гнетецкий работал филигранно. Во-первых, на борту раненые. Во-вторых, для горной площадки машина с ранеными имела предельный взлетный вес. Прямо по курсу взлета И. Гнетецкий увидел провода линии электропередачи. Он сманеврировал, избежав столкновения с препятствием, а дальше, используя рельеф местности, вывел остававшийся невидимым для врага вертолет из зоны боевых действий и доставил раненых на аэродром Беслан.
Журналисты, находившиеся на борту вертолета, посчитали полет не выходящим за рамки обычного. Летчики армейской авиации, в ходе боевых действий неоднократно проявляя мастерство и мужество, приходили на выручку тем, кто нуждался в их помощи. Эвакуация с поля боя стоит особой строкой в их работе. В таких случаях экипажи вертолетов, как говорится, готовы пройти по лезвию ножа, чтобы подарить тяжелораненым «сущую мелочь» - жизнь. В данном случае все прошло просто и буднично.
Вспоминая о событиях 9 августа, журналисты говорят, что бой под Цхинвалом стал для них вторым днем рождения. Они ошибаются. В тот день они «родились» дважды, и второй раз судьба была милостива к ним в вертолете.
Возможности вертолетчиков небезграничны. Сесть на необорудованную площадку и взлететь с нее в условиях боя можно, но не ночью. А ведь именно ночью выполнялся тот санрейс. Как подполковник И. Гнетецкий сумел заметить линию электропередачи, если у него были выключены посадочные фары и практически все остальное светотехническое оборудование вертолета?
Ответ банально прост. Убывшему в командировку командиру вертолета Ми-8МТКО торжокского Центра боевого применения и переучивания летного состава были выданы очки ночного видения (ОНВ) «ГЕО-ОВН-1-01». Выполняя боевые вылеты на тепловую разведку местности, поисково-спасательные операции ночью в горах, он, помимо всего прочего, выполнял исследовательскую работу.
Необходимо было получить практический опыт по применению новых ОНВ, сравнить их с предыдущими моделями, которые имелись у летчика-штурмана и бортового техника. Как и положено по техпаспорту ОНВ «правака», «бортача» в упомянутом вылете «заткнулись» от вспышек артиллерийского огня - сработала защита электронно-оптического преобразователя, спасая фотокатоды от прожога. Новинка осталась работоспособной. Вот почему по прилете в Беслан подполковник И. Гнетецкий смог отправить в НПО «Геофизика-НВ», создавшее новые ОНВ, короткое, но емкое сообщение: «Благодаря вашим очкам мы спасли жизнь командующему и всему экипажу».
Шаг за шагом
В 1994 году для серийного освоения электронно-оптических преобразователей (ЭОП) 3-го поколения в Москве был создан Федеральный научно-производственный центр ОАО «НПО Геофизика-НВ». Он объединил ученых и специалистов, занимавшихся разработкой ЭОП 3-го поколения и техникой ночного видения на их основе. В следующем году в России была создана серийная технология производства ЭОП 3-го поколения. Практически была решена проблема оснащения серийного производства всеми комплектующими материалами и элементами отечественного производства.
С 1996 года на производственно-технологической базе НПО «Геофизика-НВ» начат серийный выпуск ЭОП 3-го поколения с характеристиками, соответствующими зарубежным аналогам.
Применение ЭОП 3-го поколения обеспечило повышение основных параметров приборов ночного видения и обеспечило их эффективную работу при уровнях ночной освещенности, в десятки раз более низких, чем требовалось для преобразователей первого поколения.
Одним из основных направлений деятельности предприятия стала проводимая совместно с МВ3 им. М.Л. Миля и другими предприятиями комплексная модернизация вертолетов для обеспечения их действий в ночных условиях, в том числе путем оснащения их пилотажными очками ночного видения «ГЕО-ОНВ1», круглосуточными телевизионными камерами «ГЕО-НТК» и адаптированным под применение очков ночного видения светотехническим оборудованием.
В июле 2000 года первые отечественные пилотажные очки «ГЕО-ОНВ1» были приняты на снабжение Российской армии. С тех пор их стали использовать вертолетчики Минобороны, МВД, ФСБ.
По заказу силовых структур НПО «Геофизика-НВ» изготовило и поставило более 100 пилотажных очков ночного видения типа «ГЕО-ОНВ1», 8 круглосуточных телевизионных камер на основе ЭОП 3-го поколения и провело адаптацию светотехнического оборудования около 15 вертолетов Ми-8МТКО и Ми-24.
В ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе для бандформирований вертолеты-«ночники» стали кошмаром. Экипажи Ми-8МТКО, взаимодействуя со спецподразделениями и артиллерией, методично «зачищали» лесные массивы в ночное время. Бандитам пришлось менять тактику и вырабатывать способы защиты и противодействия от «ночных охотников». Именно поэтому и по сей день вертолетчики всех ведомств не спешат подробно рассказывать о специфике использования систем, разработанных в НПО «Геофизика-НВ».
Кстати, разработка и принятие на вооружение в России «ночных» вертолетов Ми-8МТКО привели к резкому возрастанию экспортных поставок этих машин в Словакию, Алжир, Пакистан, Йемен и другие страны. Только за последние два года по контрактам ФГУП «Рособоронэкспорт» поставлено на экспорт «ночных» вертолетов на сумму, превышающую 500 млн. долларов США.
В 2002 году в НПО «Геофизика-НВ» началась разработка ЭОП 4. Вместе с тем специалисты НПО «Геофизика-НВ» пришли к выводу, что в практике ночного видения еще не реализованы все возможности ЭОП 3-го поколения. Они весьма успешно продолжили работы по совершенствованию технических характеристик выпускаемой продукции и достигли хороших результатов.
21 июля 2003 года указом Президента России за разработку и серийное освоение ЭОП 3-го поколения и современной техники ночного видения на их основе сотрудникам предприятия присуждена Государственная премия в области науки и техники.
В 2004 году завершена разработка высокоэффективных ЭОП 4-го поколения. Созданные на их основе «ОНВ-1» обладают повышенной на 30-40 процентов дальностью действия и помехозащищенностью, а также возможностью работы при повышенных уровнях освещенности.
В дальнейшем после обобщения опыта боевого применения очков ночного видения специалисты НПО «Геофизика-НВ» в инициативном порядке разработали новую модификацию прибора, улучшив эргономические характеристики, повысив качество изображения и надежность. В частности, по многочисленным пожеланиям летного состава батарейный отсек очков переместился в противовес, дав существенную экономию массы. Достаточно сказать, что «ГЕО-ОНВ-1-01» на 30 процентов легче американского аналога. А что это значит, осознает любой летчик, хоть раз вылетавший в очках на боевое задание. Оптики фирмы смогли, сохранив малый вес, улучшить качество выходного изображения, доработав конструкцию окуляров. В результате снизилась утомляемость зрения, увеличилась дальность обнаружения малоразмерных препятствий.
Заколдованный круг
Эксперты отмечают весьма парадоксальную ситуацию. Даже на государственном уровне зарубежным покупателям предлагается российская техника и при этом сразу выражается готовность оснастить ее иностранными комплексами и системами. Мотивировка проста: у нас нет аналогов. Однако это не всегда соответствует истине. Пример с ОНВ - лучшее тому подтверждение.
К разработкам НПО «Геофизика-НВ» на МАКСе-2009 большой интерес проявляли посетители. При этом все они интересовались, когда будет налажен серийный выпуск ОНВ. Ответ сотрудников их шокировал: «Научно-производственное объединение готово к ежегодному выпуску до 8.000 штук ОНВ, но госзаказа на такой объем нет».
Россия - вторая страна в мире, вышедшая на уровень ЭОП, близкий по своим параметрам к технике, производимой США. При этом объем финансирования несопоставим. Наша страна в настоящее время имеет прекрасный базис, способный послужить хорошим трамплином для дальнейшего развития в данном направлении.
В настоящее время российские вертолетостроители сотнями поставляют военные вертолеты с кабинами, адаптированными для применения ОНВ. Только все они предназначены для зарубежного потребителя, а для отечественных силовых структур техника с таким оснащением все еще в диковинку. И это при том, что, по оценке экспертов, при сравнительно небольших затратах на доработку российских боевых и транспортно-боевых вертолетов область их применения существенно расширяется, а боевая эффективность возрастает в 3-5 раз.
Опыт эффективного применения средств ночного видения на вертолетах для обеспечения их действий в ночных условиях используется в настоящее время при решении аналогичных задач для боевых самолетов. В странах НАТО вся авиационная техника адаптирована под применение ОНВ.
Не отстает в подобных разработках и
Россия. Практический опыт по созданию «ночных» вертолетов типа «Ми» используется в ОКБ «Сухого», РСК «МиГ» и Авиационным комплексом им. С.В. Илюшина при создании и поставки партии «ночных» самолетов Су-30МКМ ВВС Малайзии на сумму около 1 млрд. долларов США, «ночных» самолетов МиГ-29К/КУБ ВМФ Индии для авианосца «Адмирал Горшков» на сумму 1,4 млрд. долларов США. К сожалению, из «ночных» самолетов для ВВС России имеется только Ил-112.
Область применения ОНВ необходимо расширять. К примеру, их можно и нужно адаптировать для использования в Сухопутных войсках, спецподразделениях силовых ведомств. Казалось бы, теперь на фоне увеличения ГОЗ будут сделаны заказы на продукцию НПО «Геофизика-НВ». К сожалению, этого не произошло. Зато нашлись те, кто увидел для себя другие заманчивые перспективы с Федеральным научно-производственным центром.
Сегодня, когда особое внимание уделяется высокотехнологичным и наукоемким производствам, с НПО «Геофизика-НВ» происходят события, вызывающие недоумение среди специалистов. Фирма существует более 15 лет, а руководство Росимущества возбуждает судебные процедуры по факту законности нахождения у предприятия того или иного имущества, занимаемых площадей.
Кому это нужно и для чего? Ответ напрашивается сам собою. Место нахождения НПО «Геофизика-НВ» в Москве очень привлекательно для тех, кто желает без особых усилий заработать деньги на распродаже территории. По сути, под маской защиты государственных интересов предпринята попытка рейдерского захвата. По мнению экспертов, даже если в конце прошлого века и были допущены какие-либо ошибочные действия, то сегодня чиновникам Росимущества не надо делать шаги, ведущие к ликвидации предприятия, имеющего стратегическое значение для оборонобезопасности страны. В противном случае в производстве ЭОП Россия будет отброшена в прошлый век, а это недопустимо.

Модернизация вертолета Ми-24

Транспортно-боевой вертолет Ми-24… Кто не знает этой грозной винтокрылой машины? Пожалуй, никакой другой вертолет не пользуется заслуженным и столь высоким авторитетом в Вооруженных Силах России, стран СНГ и многих других государств. Он грозно заявил о себе в небе Афганистана, сражался на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке, прославился в воздушных схватках кровавой ирано-иракской войны, миротворческих операциях ООН, антитеррористических операциях на Кавказе.

Ни один иностранный боевой вертолет, за исключением разве что модернизированного «Апача», не может сравниться по огневой мощи, боевой эффективности и живучести с машиной, созданной в конце 60-х годов в ОКБ М.Л.Миля. Столь продолжительной и успешной службе Ми- 24 во многом способствует постоянная работа отечественных специалистов по модернизации машины и, в первую очередь, – комплекса вооружения. В настоящее время в постоянной эксплуатации как у нас в стране, так и за рубежом насчитывается не менее полутора тысяч «двадцатьчетверок»! Они по-прежнему являются основным типом боевых ЛА ВВС России и многих других стран.

Поэтому конструкторы ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» совместно со специалистами ОАО «Роствертол» – головного серийного производителя «двадцатьчетверок» – продолжают модернизировать их парк как у нас в стране, так и за рубежом с целью продления сроков службы, повышения боевой эффективности, улучшения летно-технических и эксплуатационных характеристик вертолетов.

В подготовке и проведении программы модернизации Ми-24 принимают участие также ФГУП «Рособоронэкспорт», ОАО «Завод им. В.Я.Климова», ФГУП «ПО УОМЗ», ОАО «Красногорский завод им. С.А.Зверева» и др. Общее руководство программой осуществляют руководители ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» Генеральный директор Ю.М.Андрианов и Генеральный конструктор А.Г.Самусенко.

В результате на модернизированных вертолетах должны быть продлены жизненные циклы, устранены выявленные в ходе боевого применения недостатки, боевые возможности приведены к современным требованиям, а сами машины переведены в качественно новое поколение боевых винтокрылых аппаратов. По самым скромным оценкам специалистов, модернизация обойдется владельцам Ми- 24 в три-четыре раза дешевле закупки новых боевых вертолетов.

Все мероприятия российской программы модернизации семейства Ми-24 условно сгруппированы в несколько блоков. Реализация программы основывается на выборе заказчиком варианта по критерию «располагаемые средства – желаемая эффективность». Программа предусматривает блочное внедрение конструктивных и технологических новаций в любом сочетании в зависимости от желания заказчика, состояния вертолета, остаточного срока службы и ресурса винтокрылой машины.


Продление жизненного цикла вертолета

В настоящее время парк Ми-24 выпуска 70-80-х годов подходит к пределу календарных сроков эксплуатации при наработке от 1200 до 2200 ч. В связи с этим вертолеты прежде всего нуждаются в продлении технического ресурса всей машины и агрегатов. Многолетний опыт эксплуатации подтверждает такую возможность при условии проведения комплекса ремонтных работ.

Сначала специалисты на основе анализа документации и дефектации техники оценивают состояние парка вертолетов для выделения машин, пригодных к дальнейшей эксплуатации. Затем проводится комплексный ремонт вертолета с заменой и монтажом комплектующих изделий. Специалисты МВЗ им.Миля могут провести все работы по продлению назначенного срока службы Ми-24 свыше 20 лет (на полный очередной межремонтный срок службы), а также срока службы и ресурса основных агрегатов вертолета. Эти мероприятия завершает контрольный облет машины и оформление соответствующих документов.


Улучшение летно-технических характеристик

Предусматривает модернизацию большинства агрегатов и систем Ми-24. В первую очередь повышают технические характеристики и аэродинамическое качество несущей системы путем использования агрегатов, спроектированных специально для новейшего боевого вертолета четвертого поколения Ми-28Н: стеклопластиковых лопастей несущего винта с новыми аэродинамическими профилями и втулки несущего винта с элас- томерными шарнирами без подшипников качения. Кроме того, будут использованы элементы забустерной части системы управления (автомата перекоса и др.), детали трансмиссии, а также Х-об- разный рулевой винт с торсионной втулкой.


Ми-24ПН уже завершип программу петных испытаний. Серийное производство началось на ОАО "Росвертол"


Все эти огреготы и детали прошли всесторонние испытания на Ми-28, продемонстрировали высокое конструкционное и технологическое совершенство, а также пригодность к серийному производству и широкой эксплуатации. Использование агрегатов и систем от перспективного Ми-28 существенно упростит и удешевит в будущем возможную совместную эксплуатацию этих машин с Ми-24 в частях, на ремонтных базах и облегчит обучение обслуживающего персонала. Агрегаты и детали Ми-28 увеличат тягу несущего винта более чем на 300 кг, существенно улучшат маневренные характеристики вертолета, снизят на 15% затраты на техническое обслуживание, уменьшат акустическую заметность Ми- 24 и значительно повысят боевую живучесть.

Важнейшим элементом программы модернизации Ми-24 является установка на вертолете новейшего двигателя ВК- 2500 (ТВЗ-117ВМА-СБЗ), разработанного на петербургском ОАО «Завод им. В.Я.Климова» под руководством главного конструктора П.С.Изотова. ВК-2500 является результатом глубокой модернизации надежных и хорошо освоенных в производстве и эксплуатации двигателей ТВЗ-117. Модернизация проведений петербуржцами на основе новейших отечественных и зарубежных технологий. Теперь взлетная мощность двигателей достигает 2400 л.с. В случае отказа одного из двигателей, предусмотрен перевод другого на чрезвычайный режим в 2700 л.с., что позволит продолжать взлет и полет на одном работающем. Новые двигатели позволяют эксплуатировать Ми-24 в условиях высоких температур и горной местности. Назначенный ресурс ВК-2500 несоизмеримо возрос. С его установкой заслуженный вертолет поистине приобрел «новое сердце».

Программа улучшения ЛТХ предусматривает изменения еще ряда агрегатов и систем. В ходе модернизации шасси Ми- 24 заменяют новым – неубирающегося типа. Благодаря этому масса вертолета снижается более чем на 100 кг, а также высвобождается объем для размещения нового оборудования. Кроме того, новое шасси повышает безопасность полета на предельно малых высотах. Уменьшению массы конструкции Ми-24 способствует и замена радиостанции значительно более легкими новейшими Р-999, а также использование более легких аккумуляторных батарей.

Столь же существенный выигрыш в массе конструкции образуется при модернизации крыла Ми-24 за счет исключения крайних вертикальных пилонов подвески вооружения. Как показал опыт боевого использования вертолета, оставшихся пилонов более чем достаточно для подвески полной гаммы перспективных видов вооружения. При переделке крыльев балочные держатели вооружения и других подвесных систем БДЗ-57КрВ заменяют новыми универсальными ДБ- ЗУВ. Для подвески ракет комплексов «Штурм» или «Атака» модернизированные Ми-24 оснащают многоместными пусковыми установками АПУ-8/4-У. Каждая из них может нести до восьми ракет в пусковых контейнерах. Важным нововведением в конструкцию крыла является оснащение его встроенным механизмом подъема тяжелых грузов. Это значительно снизит время подготовки машины к вылету и облегчит процесс подвески вооружения. На подкрыльевых пилонах модернизированного Ми-24 предусматривается подвеска топливных баков увеличенной емкости (575 л), применяемых на Ми- 28.


Круглосуточное боевое применение

Этот блок модернизации способен обеспечить круглосуточное применение Ми-24 в простых и ограниченно-сложных метеоусловиях. Модернизация затрагивает в первую очередь БРЭО. Часть существующего оборудования наращивается, а часть заменяется новым. Блок отличает наивысшая актуальность в свете самых современных тенденций мирового вертолетостроения и развития тактики применения армейской авиации В настоящее время обязательным требованием к вертолетам боевого назначения является ведение активных военных операций в любое время суток. Ведущие фирмы мира приступили к модернизации своих изделий. При этом для ведения ночных действий переоснащают боевые вертолеты не только второго (Ми-24, Белл «Кобра»), но и третьего (Ми-28, «Апач», «Мангуста») поколений.

Используя тяжелое экономическое положение нашей страны и временные трудности головного разработчика российской вертолетной техники, ряд зарубежных фирм принялись за «пиратскую» модернизацию мирового парка вертолетов Ми-24. Южноафриканская фирма модернизировала «двадцатьчетверки» Алжира. Израильтяне намерены переоборудовать весь парк индийских вертолетов. Произведенные в нашей стране и экспортированные машины оснащают различного рода обзорно-прицельными системами (FUR), очками ночного видения и прочим оборудованием круглосуточного использования Иногда «пиратская» модернизация касается значительно большего число агрегатов и систем. Из рук отечественных вертолетостроителей уплывает исключительно выгодный кусок мирового винтокрылого рынка. В связи с этим, ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» совместно с ФГУП «Рособоронэкспорт» и рядом других заинтересованных организаций провело серию акций в защиту своих авторских прав и коммерческих интересов, в том числе официально сняло гарантии с вертолетов, модернизированных без согласования с головным производителем.

Предпринятые шаги возымели действие. Удалось остановить несогласованную модернизацию порка вертолетов Ми-24 стран вышеградской группы (Польша, Чехия, Венгрия и Словакия). На этот лакомый (стоимостью более чем в полмиллиарда долларов) заказ претендовали британские, американские, французские и израильские фирмы. Теперь им придется считаться с мнением российских разработчиков. Однако шансы отечественных вертолетостроителей на участие в международных программах модернизации Ми-24 прямо зависят от наличия собственных систем круглосуточного боевого применения вертолетов.

Специалистами ОАО «МВЗ им.М Л Миля» и ОАО «Роствертол» в настоящее время отработаны два варианта модернизации по блоку «Круглосуточное боевое применение». Один из них создан в тесном сотрудничестве с приборостроителями Роменского ПКБ, ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» и московским НПО «Орион», а другой – совместно с екатеринбургским ФГУП «ПО УОМЗ», московским НТПК «Геофизика-АРТ» и Рязанским ГРПЗ.

ОАО «Красногорский завод им. С.А.Зверева» несколько лет назад предложил МВЗ им. Миля модернизировать Ми- 24, дооснастив «дневную» обзорно-прицельную станцию управляемых ракет «Радуга-Ш» ночной прицельной подсистемой «Зарево», созданного на базе отечественного тепловизора «Ноктюрн». При разработке подсистемы были использованы результаты ОКР по обзорно-прицельным системам для вертолетов Ми-28 и Ка-50, а также для бронетанковой техники. Модернизированный совместно со «зверевцами» вертолет носит обозначение Ми-24ПН. Преимущества варианта интегрирования тепловизионной прицельной подсистемы со штатной «дневной» – относительная простота и дешевизна работ.



Приборные доски кабин пилота (слева) и штурмана-оператора (справа) на опытном вертолете Ми-24ПН


Тепловизионная система "Зарево" не даст спутать Ми-24ПН ни с кокой другой модификацией вертолета


«Красногорский» вариант модернизации позволяет оставить на вертолете хорошо освоенную экипажами и службами эксплуатации надежную и высокоэффективную станцию «Радуга-Ш» вместе со штатными электронными блоками пеленгатора и вычислителя. Кроме того, остается востребованным научно-технический задел отечественных предприятий по созданию и производству гироскопических систем стабилизации, тепловизоров первого поколения, лазерных дальномеров и прочих систем БРЭО.

Дополняющая «Радугу-Ш» тепловизионная подсистема «Зарево» включает в себя: систему стабилизации и наведения головного приемного зеркала, тепловизионный канал, лазерный дальномер, оптико-электронный модуль пеленгатора и блок сопряжения с «Радугой». Модернизация обеспечивает экипажу обзор местности и пилотирование, а также применение неуправляемого и управляемого оружия круглосуточно.

Помимо подсистемы «Зарево», экипаж модернизированного Ми-24ПН получает также очки ночного видения ОВН-1 разработки московского НПО «Орион». Они предназначены для ночных полетов на вертолетах при низкой естественной освещенности. Очки созданы по бинокулярной схеме с использованием двух ЭОП 2+ или 3-го поколения бипланарного типа с фотокатодом высокой спектральной чувствительности и встроенной системой автоматической регулировки яркости при изменяющихся условиях освещенности. Очки позволяют летчикам вести наблюдение окружающего пространства и считывать показания приборов без изменения положения на голове летчика. ОВН-1 можно устанавливать на любых видах летных шлемов.

Применение очков предусматривает адаптацию внутреннего и внешнего светотехнического оборудования Ми-24. Комплект модернизированного светотехнического оборудования представляет собой комбинированный вариант из светофильтров и полупроводниковых источников света. Светофильтры изготовлены из высококачественных цветных стекол с многослойным интерференционным покрытием.

Полупроводниковые источники света – узкополосные светоизлучающие структуры, используемые в светодиодах. Излучающие кристаллы располагаются необходимым образом в светоформирующих элементах вместе с крепежом и обеспечивают желаемый цвет, диаграмму направленности и интенсивность. Комплекс БРЭО-24 вертолета создан на Раменском ПКБ. В настоящее время завершаются государственные испытания Ми- 24ПН. ОАО «Роствертол» приступил к серийному переоборудованию вертолетов в новую модификацию.

Использование отработанных технических решений на отечественной элементной базе, сокращение объема летных испытаний и сроков внедрения с учетом остаточной стоимости и остаточного ресурса вертолетов Ми-24 максимально снижают стоимость работ по «красногорской» программе модернизации. Модификация Ми-24ПН особенно привлекательна для государств с ограниченным бюджетом или обладающих парком вертолетов Ми-24П с изрядно израсходованным ресурсом. Для обеспеченных стран с «молодым» парком «двадцатьчетверок» более привлекательной может оказаться программа модернизации, разрабатываемая МВЗ им. Миля совместно с екатеринбургскими приборостроителями. Данной модели присвоено обозначение: Ми-24ВК-2 (Ми-35ВН) или Ми- 24ПК-2 (Ми-35ПН). Основу ее БРЭО составляют полностью новые: комплекс управляемого вооружения круглосуточного применения, комплекс навигации, пилотажа и электронной индикации, а также прицельно-вычислительный комплекс.

Упомянутый комплекс управляемого вооружения основывается на базе обзорно-прицельной системы ОПС-24Н. Она обеспечивает: круглосуточное обнаружение и распознавание наземных и надводных целей, определение расстояния до цели при помощи лазерного дальномера, наведение управляемых противотанковых ракет комплекса «Штурм» или «Атака», прицеливание при применении стрелково-пушечного подвижного и неподвижного вооружения, а также неуправляемых ракет В состав ОПС-24Н входит созданная на екатеринбургском ФГУП «ПО УОМЗ» гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС- 342. Внешне она представляет собой шар-контейнер, подвешенный на гиростабилизированной турели по правому борту в носовой части вертолета вместо аппаратуры управления противотанковыми ракетами «Радуга-Ш», часть элементов которого используется при модернизации.

Четырехканальная ГОЭС-342 состоит из системы стабилизации поля зрения, ТВ- и ИК-каналов, лазерного дальномера, ИК-пеленгатора и устройства очистки защитных стекол. Система обеспечивает диапазоны углов наведения: по азимуту: в режиме обзора – круговой, в режиме применения вооружения – 60° в обе стороны; по углу место: обзор – 30° вверх и 80° вниз, применение – 15 и 45° соответственно.



Приборные доски кабин пилота /слева) и штурмана-оператора (справа) опытного вертолета Ми-24ПК-2


Гиростабилизированная оптико- электронная система ГОЭС-342 – отличительная особенность Ми-24ПК-2


Установке ГОЭС-342 на вертолет Ми- 24 предшествовали испытания упрощенной двухканальной гиростабилизированной оптико-электронной системы ГОЭС- 321. В ее состав входили лишь тепловизор и дальномер ГОЭС-321 позволяла летчикам опытного Ми-24 ВК-1 осуществлять обзор местности, поиск, обнаружение и распознавание объектов, ориентиров и препятствий по тепловому изображению на экране многофункционального индикатора, а также прицеливание неуправляемого вооружения.

Двухканальная система успешно используется на модернизированных десантно-транспортных Ми-8МТКО круглосуточного применения ГОЭС-342 является ее дальнейшим развитием, С ОПС-24Н сопряжены баллистический вычислитель и аппаратура передачи команд, а также многофункциональные индикаторы МФИ летчика и оператора из состава прицельно-пилотажного и навигационного оборудования. Комплексом МФИ кабины экипажа также оборудуют в ходе модернизации.

Прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24 устанавливают на Ми-24 при модернизации взамен старых целевых аналоговых вычислителей. Комплекс обеспечивает: прием и обработку информации от датчиков параметров полета, хранение в энергонезависимой памяти баллистических характеристик всей номенклатуры применяемого вооружения, вычисление прицельных поправок при применении авиационных средств поражения, вычисление дальности цели на основе информации лазерного дальномера обзорно-прицельной системы и угломестным способом, а также выдачу ее на визирную головку прицела и МФИ, выдачу прицельных поправок на прицельную головку и МФИ в виде подвижного перекрестья, ввод полетного задания на применение авиационных средств поражения, как подготовленного на наземном пункте, так и оперативно с рабочих мест экипажа, контроль в полете исправности блоков ПрВК-24, запись и хранение в памяти отказов.

Комплекс навигации, пилотажа и электронной индикации КНЭИ-24 производства Государственного Рязанского приборного завода состоит из двух многофункциональных индикаторов МФИ на цветной ЖК-матрице, установленных по одному на приборной доске летчика и рабочем столе оператора, двух малогабаритных вычислительных комплексов, многофункционального пульта управления, систем спутниковой навигации и воздушных сигналов, датчиков и устройств.

КНЭИ-24 обеспечивает: счисление текущих координат местоположения вертолета, коррекцию счисленных координат местоположения с использованием информации от спутниковой навигационной системы, визуальную коррекцию координат по характерным ориентирам, хранение в энергонезависимой памяти базы данных о навигационных точках маршрута, оперативное перепрограммирование маршрута в полете, прием, обработку и индикацию экипажу в виде TV- сигналов пилотажно-навигационной информации, информации об отказах и о достижении предельных параметров полета, границ их эксплуатационных допусков, а также управление режимами электронной индикации с кнопочного обрамления индикаторов и выдачу информации в сопрягаемые системы и для регистрации информации в телевизионном стандарте Комплекс обеспечивает вычисление навигационных параметров по координатам привязки вертолета к месту с точностью до нескольких метров, а также пространственного положения машины по крену, тангажу и бокового скольжения с точностью до нескольких градусов. На вертолете обеспечен доплеровский, радионавигационный и курсо-воздушный метод счисления координат местоположения

Комплекс управляемого вооружения круглосуточного применения Ми-24ВК-2 (Ми-24ПК-2) способствует ориентированию экипажа вертолета на местности по изображению на экранах МФИ; обнаружению и распознаванию объектов по изображению на экранах МФИ, создаваемому телевизионной камерой круглосуточного применения, с дальностью обнаружения целей типа «танк» не менее 4-6 км ночью и до 10 км – днем; обнаружению и распознаванию целей по изображению на экране МФИ, создаваемому ИК-камерой, с дальностью опознавания целей типа «танк» не менее 4-6 км; измерению наклонной дальности целей в диапазоне 8-10 км; выдаче угловых координат и угловых скоростей линии визирования в систему подвижного вооружения.

Кабины вертолетов Ми-24ВК-2 и Ми- 24ПК-2 в ходе модернизации комплектуют очками ночного видения ГЕО-ОНВ-1 разработки московского предприятия НТПК «Геофизика-АРТ». Они обеспечивают экипажу возможность наблюдения закабинного пространства вертолета в условиях естественной ночной освещенности на местности и выполнения взлета, висения, пилотирования но малых высотах, захода на посадку и посадки на необорудованные и неподготовленные площадки, обнаружения препятствий, а также наблюдения показаний приборов в кабине мимо окуляров очков.

ГЕО-ОНВ-1 созданы на основе ЭОП 3-го поколения, устанавливаются на защитный шлем летчика и позволяют обнаруживать и распознавать препятствия типа мачт ЛЭП, столбов линий связи, границ лесных массивов, отдельных деревьев и автомобилей на фоне травяной поверхности на дальности не менее 0,5 км.


Укороченным крылом и неубирающимся шасси можно оснащать при модернизации любые вертолеты семейств Ми-24


Адаптация светотехнического оборудования к спектральным характеристикам очков осуществляется заменой ламп ИК-светофильтроми, приспособленными для работы совместно с ОНВ. ИК-фильтры ставятся непосредственно на светопроводах, пультах, панелях и приборах. Чехлы сидений и спинок кресел летчиков, все элементы внутренней отделки обтягивают чехлами из черной ткани или окрашивают черной матовой небликующей краской.

Вертолеты Ми-24 ВК-2 (Ми-35 ВН) и Ми-24ПК-2 (Ми-35ПН) – наиболее перспективное решение модернизации «двадцатьчетверок» по блоку «Круглосуточное боевое применение» и могут послужить надежной основой для многочисленных еще более совершенных модификаций. Опытные вертолеты Ми-24ВК-2 и Ми- 24 ПК-2 в настоящее время проходят госиспытания, и уже недалек день, когда из ворот сборочного цеха ОАО «Роствер- тол» рабочие выкатят первые серийные аппараты.


Повышение эффективности вооружения

Этот блок предусматривает значительное усиление боевой мощи посредством внедрения в арсенал новых, более мощных видов оружия. В ходе модернизации усиливается комплекс управляемого противотанкового ракетного оружия. Модернизированный комплекс получил обозначение 9К113К, что означает «круглосуточный». Он сопряжен с новой обзорно-прицельной станцией ОПС-24Н, и теперь может использовать для стрельбы не только ракеты 9М114, но и новые «Атака-В», прошедшие всесторонние испытания на перспективном боевом вертолете Ми-28.

Сверхзвуковая (скорость 420 м/с) управляемая ракета модернизированного комплекса предназначена для уничтожения бронированных и защищенных целей на расстоянии до 6 км. Ее бронепробиваемость достигает 800 мм. Помимо кумулятивной БЧ тандемного типа, ее можно оснащать также фугасной или осколочной (стержневые поражающие элементы) БЧ. Система наведения – полуавтоматическая радиокомандная. Боекомплект этих ракет на борту – от четырех до 16 (на многоместных пусковых АПУ-8/4-У) на подкрыльевых пилонах.

Модернизация ракетного оружия не ограничивается только управляемыми противотанковыми системами. Учитывая большую вероятность встречи с ЛА противника в ходе боевых действий, конструкторы предусмотрели также установку самонаводящихся ракет ПЗРК «Игла» класса «воздух-воздух» (до четырех штук). Широко распространенные в российских Вооруженных Силах и армиях других государств ракеты "Игла" зарекомендовали себя исключительно эффективным средством ведения боя с воздушным противником на малых дальностях.

В ходе модернизации вертолетов Ми- 24В, их оснащают более эффективной, применявшейся на Ми-24ВМ носовой подвижной установкой НППУ-23 с пушкой ГШ-23Л (взамен пулеметной УСПУ- 24), способной поражать легкобронированную технику и живую силу. Темп стрельбы орудия – до 3400 выстр./мин. Начальная скорость снаряда – 720 м/с. Боекомплект – 450-470 патронов со снарядами осколочного, бронебойного и зажигательного действия. Подвижность установки по азимуту ±60°, по углу места +20 – -45°.

Учитывая широкий спектр стран-эксплуатантов Ми-24 (Ми-35) и их стремление использовать на авиатехнике не только российское, но и иностранное оружие и оборудование, специалисты ОАО «МВЗ им. Миля» рассматривают и альтернативные варианты вооружения. В частности, модернизированный вертолет предлагается оснащать различными типами стандартизированного для стран НАТО вооружения. В качестве альтернативы НППУ-23 прорабатывают возможность применения турелей THL-20 и THL-30 с пушками 20М621 калибра 20 мм и 30М781 калибра 30 мм. Вместо отечественных блоков НАР на модернизированном вертолете можно использовать европейские стандартизированные блоки HL-19-70, по 19 ракет калибра 2,75 дюйма в каждом. Блоки подвешивают к балочным держателям БДЗ-УВ через переходные адаптеры.

Адаптация вертолета к применению ракет евростандарта позволяет сделать его универсальным для применяемого оружия, т.е. сохранить возможность использования и российского оружия В качестве альтернативы пушечному контейнеру УПК-23-250 можно использовать контейнер NC-621 с пушкой 20М621 с боезапасом от 180 до 250 патронов.

При выполнении специальных штурмовых операций и поддержке десантно- транспортных вертолетов, модернизированный Ми-24 может дооснащаться легкосъемной дверной пулеметной установкой калибра 12,7 мм. Установка DGP с крупнокалиберным пулеметом М2НВ монтируется в проеме левой двери кабины десанта.

В ходе модернизации Ми-24 могут быть усилены пассивные средства защиты вертолета за счет внедрения новых систем предупреждения о РЛ- и лазерном облучении и систем оптико-электронного подавления ГСН средств поражения.

Программа комплексной модернизации парка вертолетов Ми-24 предусматривает не только переделку вертолетов поздних модификаций Ми-24В и Ми-24П, но и более ранней модели Ми-24Д (Ми- 25). Объем ремонтно-восстановительных работ в этом случае будет больше, чем у вертолетов Ми-24В. При модернизации Ми-24Д до уровня Ми-24М, по сравнению с Ми-24В для них необходимы дополнительные комплектующие: радиокомандная линия комплекса «Штурм-В», баллистический вычислитель и визирная головка ВГ-17. Кроме того, большие доработки требуются в системе управления вооружением, топливной системе, силовой установке и ряде других. Поэтому трудоемкость и стоимость модернизации вертолета Ми-24Д получаются значительно больше.

Таким образом, специалистами ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» и ОАО «Роствертол» разработана и успешно воплощается в жизнь комплексная программа модернизации парка вертолетов Ми-24 Значительно улучшаются ЛТХ машин. Особенно статический (с 1750 до 3100 м) и динамический (с 4500 до 5500 м) потолки, а также скороподъемность (с 9,6 до 12,4 м/с), что весьма существенно при использовании вертолета в высокогорных регионах с жарким климатом для маневренного воздушного боя. В результате модернизации эффективность поражения одиночных целей повышается в 1,4- 1,6 раза, зона поражения подвижной пушечной системой увеличивается в 2-2,5 раза, а боевая эффективность управляемых ракет возрастает в 1,7-2,2 раза. Существенно улучшается эксплуатационная технологичность вертолета. Срок эксплуатации машин продлевается до 2010-2015 гг.

В итоге заслуженный воздушный воин Ми-24 получает возможность «перешагнуть» сразу из второго поколения боевых вертолетов в четвертое. «Милевская двадцатьчетверка» еще хорошо послужит в XXI веке!





Ми-24ПК-2



МИ-24ПК-2


В. Марковский И. Приходченко

С 20 по 23 ноября Владимир Путин провел в резиденции «Бочаров ручей» в Сочи цикл совещаний с руководящим составом Минобороны и ОПК, ставший десятым по счету. По словам главы государства, «подобная практика, а мы проводим встречи в таком формате уже пятый год, доказала свою востребованность».


«По итогам прошедших обсуждений отдано более 360 поручений президента, их исполнение находилось на особом контроле. Это позволило четче скоординировать работу и задачи развития Вооруженных Сил и оборонной промышленности, повысить ответственность предприятий ОПК за выполнение гособоронзаказа и главное – обеспечить планомерное наращивание возможностей Вооруженных Сил», – констатировал президент.

Пенсионная дымочка

На проводимых у президента РФ совещаниях постоянно рассматривались вопросы, связанные с оценкой применения российских вооружений в Сирии. «Высоких оценок заслуживает работа новейших авиационных комплексов, таких как Су-30СМ, Су-34, Су-35, вертолетов Ми-28 и Ка-52», – отметил Владимир Путин на одном из совещаний. И с Верховным, надо полагать, был полностью согласен главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) генерал-полковник Виктор Бондарев, постоянный участник девяти подобных циклов совещаний у главы государства. В нынешнем цикле Виктор Бондарев не участвовал, поскольку по окончании службы был отправлен на пенсию в не самое плохое место – парламент, став председателем Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

И тут новоявленный сенатор прозрел. Оказывается, сирийская кампания выявила вопиющие недостатки у очков ночного видения (ОНВ) летчиков Ми-28Н. Они, по утверждению сенатора, называют ОНВ «смерть пилотам». «Когда безоблачно, все прекрасно, как только дымочка какая-то, летчик потом три дня ходит с красными глазами», – высказался Бондарев на заседании по законодательному обеспечению работы ОПК. По словам экс-главкома, Минобороны недостаточно финансирует конструкторские разработки.

Что тут скажешь? «Жираф большой, ему видней…» Однако откровения сенатора не согласуются с оценками применения Ми-28Н в Сирии, высказанными президентом Владимиром Путиным, министром обороны Сергеем Шойгу и его первым заместителем – начальником Генерального штаба Валерием Герасимовым. В Сирии, а также во всех подразделениях армейской авиации ВКС и за рубежом, куда Ми-28НЭ поставляются через Рособоронэкспорт, они применяются ночью только с родными ОНВ, которые на самом деле получили высокую оценку и российских, и зарубежных летчиков.

Действительно, 12 апреля 2016 года в Сирии потерпел катастрофу Ми-28Н («Ошибка «Ночного охотника»). Погибли два члена экипажа. Эта потеря с 30 сентября 2015 года, когда по просьбе сирийского президента Башара Асада началась операция российских ВКС на территории Сирии против боевиков, является до настоящего времени единственной ночной небоевой потерей Ми-28Н. Экс-главкому, наверное, доподлинно известны причины катастрофы, которую в Минобороны РФ объяснили потерей экипажем ориентации в пространстве в условиях полета темной ночью над безориентирной местностью со сложным рельефом. Экипаж тогда пилотировал винтокрылую машину в очках ОНВ-1 «Скосок» производства 90-х годов, которые не шли ни в какое сравнение с современными пилотажными ОНВ поколения «3+» типа «ГЕО-ОНВ1-01М» (для вертолетов марки Ми) и «ГЕО-ОНВ1-01К» (для Ка), разработанными и серийно изготавливаемыми ОАО «НПО Геофизика-НВ». По результатам расследования все последующие полеты в очках типа «Скосок» были незамедлительно запрещены.

Об этом, а также о других проблемах применения российских вооружений при проведении антитеррористической операции неизменно шла речь во время вышеупомянутых совещаний у главы государства. На Сирийском ТВД с самого начала постоянно работали представители не только полевых ремонтных бригад, но и конструкторских бюро, научных учреждений. «Работа их была, прямо скажем, и интересной, и своевременной, и весьма эффективной. Многое удалось поправить в ходе применения новейших систем вооружения в боевых условиях», – подчеркнул Владимир Путин 20 ноября.

Эльбрус и микроны

Основные возможности любой техники ночного видения на 90 процентов определяются характеристиками применяемого в их составе электронно-оптического преобразователя (ЭОП). В конце прошлого столетия удалось резко повысить возможности приборов ночного видения (ПНВ) за счет создания на новых физических принципах ЭОП третьего поколения, основные параметры которых примерно в три раза выше, чем у предшественников. Серийный выпуск подобных ЭОП освоили только две страны – Россия и США, по два предприятия в каждой, в том числе у нас – НПО «Геофизика-НВ».

«Хочу отметить, что комплексная модернизация и перевооружение армии и флота идут планомерно. Предприятия ОПК оперативно решают наиболее острые производственные проблемы. Да, разумеется, проблемы еще есть, но без этого невозможно, они всегда будут, важно только на них своевременно реагировать. Но в целом нужно отметить, что ОПК свои обязательства по гособоронзаказу выполняет», – заявил Путин на заключительном совещании, посвященном вопросам ресурсного обеспечения технического переоснащения Вооруженных Сил. В результате выполнения майских 2012 года (№ 603 и 604) указов президента уровень оснащенности войск современным удалось повысить почти в четыре раза, на сегодня он составляет 58,9 процента. Новое вооружение показало высокую эффективность и надежность в Сирии. В первую очередь это относится к авиационной технике и высокоточному оружию большой дальности. В ближайшей перспективе оснащенность современными вооружениями и техникой планируется довести до уровня не менее 70 процентов, а исправность – не ниже 90 процентов.

В соответствии с экспортным законодательством США поставки ЭОП поколения «3+» в третьи страны запрещены за исключением образцов с низкими параметрами, поэтому европейские и азиатские фирмы вынуждены производить ПНВ на устаревшей основе. Как следствие такие приборы значительно уступают современным российским и американским.

Что в таких случаях принято делать, чтобы продвинуть свою продукцию на рынки современной техники ночного видения, где в последние 20 лет доминируют фирмы из РФ и США? Заниматься дезинформацией при проведении маркетинговых кампаний. И наши конкуренты стали заявлять, что их продукция на основе ЭОП поколения «2+» превосходит новейшие российские и американские ПНВ и обеспечивает рекордные дальности действия по наземным целям. В результате удалось ввести в заблуждение нескольких заказчиков, поскольку пилотажные ОНВ предназначены не для применения вооружения, а для осуществления взлета, посадки на неподготовленные площадки и ориентацию в пространстве при пилотировании вертолетов ночью. Для обнаружения и распознавания целей и прицеливания вооружения применяются прицельные гиростабилизированные оптико-электронные станции (ГОЭС) с тепловизионными или телевизионными системами, у которых угловое поле в 20 раз меньше, чем у пилотажных ОНВ, и, следовательно, их дальность действия в четыре-пять раз больше.

Будучи главкомом ВКС, Виктор Бондарев заявлял: находясь на борту французского «ночного» вертолета, он в пилотажные ОНВ типа CN-2 наблюдал танк на расстоянии 12 километров. Однако геометрический размер танка на фотокатоде ЭОП составит пять микрон, это уровень аппаратной погрешности, разглядеть такое изображение в ОНВ невозможно. Более того, генерал не сообщил, при каком уровне естественной освещенности и прозрачности атмосферы была достигнута такая дальность действия французских очков.

Для сравнения можно привести реальные примеры, когда российские летчики при проведении в горах в составе Ми-28Н специальных летных испытаний пилотажных ОНВ типа «ГЕО-ОНВ1-01М» при уровне естественной освещенности от звездного неба отчетливо наблюдали Эльбрус на расстоянии 110–120 километров, а при полетах с использованием пилотажных ОНВ типа «ГЕО-ОНВ1-01К» в море в составе Ка-226Т экипаж обнаружил малоразмерный катер на дальности 38 километров.

Почему у экс-главкома красные глаза

Дальность действия пилотажных ОНВ зависит от того, насколько качественно выполнена адаптация внутрикабинного светотехнического и внешнего светосигнального оборудования «ночных» вертолетов, так как подсветка пилотажных приборов и сигнальных табло, расположенных в непосредственной близости от высокочувствительных ЭОП последнего поколения, является мощным источником помех. Для безопасного пилотирования с применением ОНВ разработаны специальные требования к спектральным, цветовым и энергетическим параметрам, характеристикам источников внутрикабинного освещения и внешнего светотехнического оборудования, которые отражены в военном стандарте ГОСТ РВ 5855-002-2010. В этом отношении Россия прочно занимает лидирующие позиции в мире. Даже американские летчики, эксплуатирующие в настоящее время в Афганистане наши вертолеты Ми-17В-5, поставленные через АО «Рособоронэкспорт», дали высокую оценку качеству адаптации светотехнического оборудования американского производства, которую провело НПО «Геофизика-НВ», как «лучшее из того, что они когда-либо видели».

Как стало известно в ходе международного авиасалона «Дубай эйршоу-2017» от представителя американской делегации, Пентагон, несмотря на действующие против России санкции, реализует проект по приобретению для ВВС Афганистана по всему миру 100 военно-транспортных вертолетов типа Ми-8. Они будут подвергнуты капитально-восстановительному ремонту на заводах в Чехии (Прага), Словакии (Тренчин) и Болгарии (Пловдив). Естественно, их светотехническое оборудование должно быть адаптировано под применение современных ОНВ. И американцы хотят, чтобы этим, как и в случае с ранее поставленными в Афганистан 63 вертолетами Ми-17В-5, занимались российские специалисты.

Что же касается красных глаз от применения ОНВ, как об этом поведал сенатор Бондарев, то действительно, в последнее время жалобы есть. С этой проблемой столкнулись еще в начале 2000-х, когда были завершены испытания пилотажных ОНВ типа «ГЕО-ОНВ1» на основе ЭОП третьего поколения и очки были приняты на снабжение ВВС России. Но при этом отсутствовала нормативная база, регламентирующая их использования. Решение проблемы было поручено Государственному научно-исследовательскому испытательному институту военной медицины (ГНИИИ ВМ) МО РФ. Специалисты выявили основные причины боли в глазах после применения ОНВ: неправильные регулировки относительно глаз и длительное время полета ночью в очках. Рекомендации по применению отражены в курсе боевой подготовки летного состава армейской авиации. Более чем за десятилетний период применения ОНВ типа «ГЕО-ОНВ1» установлено, что при условии выполнения рекомендаций ГНИИИ ВМ МО РФ проблем не возникает.

В руководстве по летной эксплуатации (РЛЭ) для вертолета Ми-28Н детально расписаны указания летчикам, что необходимо делать в тех случаях, если вдруг произойдет отказ ОНВ, если усложнились условия полета и ухудшилась возможность наблюдения закабинного пространства. В этих случаях, чтобы устранить действие так называемого человеческого фактора и предотвратить попадание в летное происшествие, экипаж должен действовать строго по указаниям РЛЭ. А о них экс-главком, как можно понять из его откровений, забыл.