Главная · Прорезание зубов · Как святить вербу в вербное воскресенье. Когда освящать вербу? Против грома, грозы

Как святить вербу в вербное воскресенье. Когда освящать вербу? Против грома, грозы

За неделю до Лазаревой субботы на рынках и в переходах появляются торговцы с пучками цветущих ивовых ветвей. И миряне задаются вопросом, когда святить вербу в Вербное воскресенье.

Когда святить вербу, в субботу или воскресенье

Купить букет цветущей ивы можно в любой день недели. Но чудодейственными свойствами вербу наделяет освящение в храме.

Жителям больших городов проще купить небольшой букет по дороге домой. Но в таком случае в субботу вечером (в 2018 году это 31 марта) до начала праздничной всенощной службы необходимо принести веточки в церковь, и отстоять молебен. Батюшка прочтет особые молитвы, окропит вербу святой водой, и наделит ее целительной силой.

Если отстоять всенощную, по каким либо причинам нет возможности, то освятить вербу можно в Вербное воскресенье 1 апреля на утренней службе.

Внимание! Иногда прихожане стараются встать в ближний ряд к священнослужителю, чтобы на их букет попало больше воды. Возникают толкания и недовольство. Этого ни в коем случае делать нельзя! Важно лишь присутствие вербы в храме, освященной она становится от молитвы, даже если на неё попала всего лишь одна капля святой воды.

Когда нужно рвать вербу на вербное воскресенье

Горожане, не имеющие возможности сходить за вербой на природу, обычно покупают ее у торговцев. Делать это лучше со второй половины недели. Так ивовые веточки не успеют сильно распуститься и дождутся праздника в наилучшем виде.

Внимание! Нередко продавцы наряду со свежими букетиками вербы продают искусственные веточки. Пластмассовую вербу в церкви не освящают. Ценности в качестве оберега такие цветы также не имеют.

Если есть возможность, лучше самостоятельно нарезать веточек вербы в роще, лесу или на берегу озера в субботу до полудня, а вечером того же дня отправиться в церковь. Не стоит набирать огромные охапки распускающихся ивовых прутьев. Достаточно 5 – 7 веток, это как раз тот случай, когда значение имеет не количественный, а качественный выбор. На ветвях должны быть как уже распустившиеся котики, так и совсем едва набухшие почки. Если поставить букет в воду, которую ивы просто обожают, то через несколько дней ветви полностью распушатся.

По давней русской традиции допускается ходить за вербой в воскресенье до восхода солнца, чтобы к заутрене успеть принести ее в храм.

Обратите внимание! Каким бы способом не приобреталась верба, следует сосчитать количество прутиков. Их обязательно должно быть нечетное число. Лучше всего брать столько веточек, сколько человек проживает в доме. Если количество членов семьи четное, то добавляют еще одну ветвь.

Что делать с вербой, освященной в церкви

Отстояв службу в храме, и освятив вербу, православные приносят ее домой. Букет опускают в вазу с водой и ставят на почетное место.

Внимание! Освященную вербу нельзя раздавать чужим людям и родственникам, проживающим отдельно. Если кто-то попросит освятить вербу для него, то стоит взять отдельный букет для этого человека.

В воскресенье за дневной трапезой в честь Входа Господа в Иерусалим вербу ставят в центр стола, символизируя признание истинной веры. В дальнейшем ивовый букет занимает место в красном углу возле икон.

Прежде чем поставить вербы в воду, прутиками бьют легонько по спине всех членов семьи, с пожеланиями крепкого здоровья на весь год. Если в доме у кого-то что-то болит, то веточкой вербы водят по больному месту, приговаривая: «святая верба пришла — болезнь унесла». Существует множество заговоров на освященную вербу, деревенские знахари до сих пор используют их в своих ритуалах. Однако служители церкви считают, что целительную силу дает не само растение, а истинная вера человека в божью помощь.

Освященной вербой из храма можно очистить жилище от негативных энергий. Для этого веточки скрещивают между собой, смачивают в святой воде и с молитвой опрыскивают все углы дома, двигаясь по часовой стрелке.

Православные люди верят, что освященная верба защитит от происков нечистой силы, поможет легко перенести или вовсе избежать, всякие болезни.

Что делать с вербой после вербного воскресенья

После праздника веточки извлекают из вазы, перевязывают красной нитью или лентой и хранят у икон до следующего Вербного воскресенья.

Можно оставить букет в воде. Он долго будет радовать красотой и запахом домочадцев. Возможно, ивовые прутья пустят корни, и тогда их можно высадить вблизи водоемов или на приусадебном участке.

Внимание! Выбрав второй вариант нужно помнить, что верба очень влаголюбивое растение, требующее частого обильного полива.

В современных интерьерах не всегда уместно выглядит неприхотливая ваза с букетом вербы. В таком случае из засушенных веточек можно сделать икебану в сочетании с другими сухоцветами. Из вербы можно сплести венок с добавлением подходящих к обстановке комнаты деталей.

Как и сколько хранить вербу после праздника

Хранить освященную вербу нужно целый год до следующего Вербного воскресенья. Если прутики были засушены сразу после праздника, то они с легкостью переживут это время в неизменном виде.

Веточки, которые оставили в воде отцветут и выпустят листья. Можно засушить их в таком виде. Если ветви вербы пустят корни, то правильным решением будет дать им вторую жизнь, высадив вдоль реки. В случае если прутья испортятся и начнут подгнивать (зависит от качества воды), то их следует закопать в землю там, где не бегают животные и не ходят люди. Лучше под деревом на приусадебном участке или в лесу.

Важно! Священнослужители и православные традиции не разрешают выбрасывать ветви священного растения в отхожие места и свалки.

Куда девать прошлогоднюю вербу

Верба, которая оберегала семью на протяжении всего года, заслуживает особого способа утилизации. Ни в коем случае ее нельзя отправлять в мусорное ведро!

Избавиться от прошлогодней святыни можно следующими способами:

  1. Сжечь на костре вместе с прошлогодней листвой, собранной на участке.
  2. Отправить в свободное плавание по реке.
  3. Закопать в землю в тихом нехоженом месте.
  4. Измельчить и добавить в корм домашнему скоту.
  5. Взять с собой в храм на освящение новой вербы. В церквях предусмотрены столы для прошлогодних букетов. Церковнослужители предадут вербу огню в общем костре.
  6. Если в доме, не дай Бог, кто-то умирает в преддверии Вербного воскресенья, то с вербы обрывают котики и добавляют их в набивку для подушки покойному. Считается, что такой ритуал поможет усопшему найти дорогу в рай.

Как и когда святить вербу в Вербное воскресенье зависит от возможностей верующих. Лучше это делать накануне праздника – в Лазареву субботу. Если такой возможности нет, то поход в храм можно перенести на утро воскресенья.

Освященная верба станет оберегом для всей семьи, только в том случае, если верующий принесший ее в храм с открытым сердцем помолится Господу во время богослужения. Священники говорят, что в первую очередь в священный День Входа Иисуса в Иерусалим православные должны молиться о собственной душе, и благодарить Господа за искупление человеческих грехов через самопожертвование. Верба же всего лишь символ святого дня.

Узнайте, когда цветет верба, когда ее собирать и святить, что делать с вербой дома после освящения.

Неделей ранее Пасхи православные христиане празднуют Вход Господен в Иерусалим. В этот день в церквях освящают веточки вербы. С праздником связаны не только церковные, но и околоцерковные традиции, о которых в Библии не прочтешь. Следовало бы знать, как правильно собирать и святить вербу, а также после хранить ее дома.

Когда распускается верба, когда цветет?

ВАЖНО: Иисус Христос на осле въезжал в Иерусалим, зная, что судьба его предначертана. Город же, наслышанный о деяниях Господа, встречал его радостно, простилая на дорогу перед его ногами листья пальмы. Поэтому если что-то и должно было стать символом праздника Входа Господня в Иерусалим, символом готовности встретить Христа в любой момент своей жизни, так это растение.

Большинство православных христиан – это славяне, проживающие в условиях умеренного климата, где пальмы не растут. Праздник этот припадает на начало — середину весны, когда снег только стаял, большинство растений еще не отошло от зимы. Но только не верба, она начинает цвести одной из первых.

Верба начинает цвести еще в марте.

Верба, или ива остролистая, — это кустарники и деревья, входящие в многочисленное семейство Ивовых. Эти растения опыляются ветром, который должен быть достаточно сильным, чтобы разнести пыльцу.

ВАЖНО: Цветет верба в начале или в середине весны, с марта по апрель. На побегах с характерным красным цветом (красноталах) появляются цветочные почки, которые очень скоро распускаются.

Цветки вербы разные у деревьев мужского и женского пола.

  1. Мужские называют «котиками» — они собраны в круглые «комочки», окрашенные в серовато – белый цвет, мягкие на ощупь.
  2. Женские – серовато-зеленые, продолговатые, не такие пушистые.


Именно вербу православные христиане выбрали символом праздника Входа Господня в Иерусалим. Более того, он получил еще одно название — Вербное воскресенье. В церковь на освящение люди носят цвет вербы и с мужских, и с женских деревьев.

Когда нужно рвать вербу на вербное воскресенье? Как сохранить вербу до праздника Вербного воскресенья?

По традиции, рвут прутики вербы накануне праздника, в Лазареву субботу, или за пару дней до него.

ВАЖНО: Нужно помнить, что верба – это не просто оберег, украшение жилища, а растение, живое существо. Накануне Вербного воскресенья кустики вербы, растущие в городах и деревнях, подвергаются настоящему налету – их обламывают чуть ли не до последней веточки. Вряд ли такое вред природе – богоугодное дело. Не нужно нести в церковь целый веник! Достаточно небольшого непарного количества прутиков.



Вербу принято рвать накануне праздника, в Лазореву субботу.

Хранить вербу до праздника Вербного воскресенья необходимо в вазе с водой, тогда веточки сохранять свежесть.

Когда освящают вербу в церкви: в субботу или воскресенье?





Правильно освещать вербу в субботу.

  1. Накануне Вербного воскресенья, вечером субботы, в храмах проходит праздничное богослужение – Всенощная.
  2. Прихожане присутствуют на нем со свечами и веточками вербы.
  3. После чтения Евангелия, священник произносит особую молитву, обходит людей, держащих вербы, с кадилом и окропляет их святой водой. Церковь делает акцент именно на том, что освящаются, получают благодать сам и прихожане, а не ветви растения.
  4. Освящается верба со словами:


Молитва освящения вербы.

Повторно окропление происходит утром в воскресенье, после литургии. Обычно, именно утром наблюдается самый большой поток желающих получить благодать. Они не только заполняют храм, но и выстраиваются вокруг него. Но этому окроплению молитва уже не предшествует.

ВАЖНО: Священники сетуют, что Вербное воскресенье сегодня превратилось из праздника, посвященного Господу, в день освящения вербы. Люди стекаются в церковь не для того, чтобы восхвалять Христа, вспоминать о его чудесных деяниях, а просто окропить святой водой вербовые прутики у них в руках. Принесет ли это какую-либо пользу душе и телу? Служители церкви сомневаются. За истинной благодатью они советуют приходить на Всенощное богослужение.

ВИДЕО: Вербное воскресенье

Как украсить вербу своими руками в церковь?

Верба для освящения в церкви не требует особого украшения. Обычно, несколько веточек просто собирают в букет, перевязывают его нитью или цветной ленточкой.



Также можно собрать красивый букет из вербовых прутиков с мужскими и женскими цветами, добавить к ним веточки похожих на вербу растений, например, ивы.

Стоит повториться, что служители церкви придают вербе не такое большое значение. Поэтому у них нет каких-либо требований к ее внешнему виду во время освящения.

Что делать с освященной вербой после праздника? Сколько веточек вербы нужно ставить дома? Сколько должна стоять верба после вербного воскресенья?

После освящения веточки вербы нужно принести домой и хранить в красном уголке:

  • разложив за иконами, тогда верба высохнет
  • поставив в вазочку с водой, тогда растение надолго останется свежим и, возможно, пустит корни


Место освященной вербы — в красном уголке, около икон.

Все остальное, что связанно с вербой после ее освящения в церкви, уже околоцерковные традиции, родившиеся у наших предков. Вот некоторые из них:

  1. Дома нужно ставить количество веточек вербы, равное количеству членов семьи, либо любое нечетное.
  2. Свою вербу раздавать никому ни в церкви, ни после нее нельзя. Если кто-то, кто по уважительной причине в храм сам прийти не смог, просит об услуге, для него необходимо сделать отдельный букетик.
  3. По приходу из церкви домой вербой принято символически стегать всех домочадцев, особенно, детей. Считается, что тогда растение передает им силу и здоровье, при это приговаривают: «Не я бью, верба бьет» или


Человек, имеющий какой-либо недуг, может вылечиться, проведя вербой той части тела, которая болит и беспокоит, и произнеся:



Считается, что почки вербы после освящения можно есть, чтобы:

  • защитить себя от болезней и бед
  • забеременеть
  • окончить успешно какое-то важное дело

Вербой также набивают подушку покойнику, кладут ее в гроб, чтобы душа его попала в Рай.

ВАЖНО: Многие из этих народных традиций священники считают абсурдными. Они категорически не рекомендуют есть вербу, класть ее в гроб, а также думать, что она одна единственная убережет дом от пожаров, ограблений и различных стихийных бедствий.

Освященные ветки вербы стоят в доме до следующего Вербного воскресенья, то есть целый год.
По желанию, из нее можно сделать интересные интерьерные украшения, такие как букеты и венки.



Можно ли выбрасывать вербу после вербного воскресенья? Куда девать старую освященную вербу с прошлого года? Можно ли сажать освященную вербу на участке?

Освященные в церкви веточки вербы приобретают характер святыни. Поэтому, после того, как они приходят в негодность (например, преют или высыхают), либо же на следующий год, просто выбрасывать их в мусорное ведро нельзя.
По мнению церкви, верба не должна находиться в грязном, попираемом месте, смешиваться с мусором и отходами.
Священники советуют поступить с прошлогодними освященными веточками таким образом:

  1. Закопать их там, где не ходят люди, не справляют нужду животные. Например, под деревом в саду или на дачном участке.
  2. Пустить веки по реке.
  3. Предать вербу огню – сжечь в печи или на костре.
  4. Скормить животным.
  5. Отнести в церковь, где и пройдет ритуал сожжения.


Если же у вербовых прутиков появились корешки, их можно посадить в теплом месте и обеспечить обильным поливом. Сажают деревцо на участке возле водоема – речки или пруда.

Как освятить вербу в домашних условиях?

Освятив воду на Крещение, многие думают, что теперь с ее помощью сами они смогут освящать все что угодно, вплоть до пасхальных куличей, крашенок и вербы. Описание обрядов знают «сведущие» женщины, также они есть в Интернете.

  1. По идее, освящать вербу дома может тот человек, который по уважительной причине не присутствует в храме.
  2. Женщина во время менструации обряд проводить не может.
  3. Чтобы провести освящение, помимо самой вербы понадобится святая вода. Ее кропят вербу, произнося те же слова, что и священник в церкви.


Есть мнение, что вербу можно освятить дома самому. Священнослужители с ним не согласны.

Священники считают, что в окроплении вербы дома святой водой нет ничего плохого. Но этот обряд не имеет ничего общего с настоящим освящением.

ВИДЕО: Верба. Освещать или не освещать. Куда деть старую вербу.Вербное воскресенье

ОТ РЕДАКЦИИ. Что мы знаем об освящении вербы в праздник ? - Так, с ложившаяся благочестивая традиция…

Что делать с освященной вербой / зеленью на Троицу / букетами на Маковія? - Вот, собственно, и все вопросы, которые у нас в этой связи возникают.

Наши современники - богословы из общества имени Скабаллановича - в своём миссионерском издании обращают внимание на то, когда и зачем освящается верба за богослужением в день праздника.

Знаете ли вы, что…

Факт №1

Освящение веточек вербы происходит на вечернем богослужении в субботу

Во время полиелея - самой торжественной части праздничного вечернего богослужения, после Евангелия, во время чтения покаянного 50-го псалма священник кадит народ, стоящий с ветками деревьев и зеленью.

После чего читается молитва:

Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасёт Он мір Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм - и воскресение тем предсказали.

Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и, как те толпы и дети, возгласы «Осанна» Тебе приносящих, соблюди и сохрани.

Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

После этой молитвы стоящих в храме людей с веточками вербы в руках окропляют святой водой.

Факт №2

Освящается не верба, а люди, стоящие в храме.


Хотя и считается, что освящаются ветки деревьев (чаще всего вербы), однако в молитве речь идёт о совершенно другом, а именно: мы просим Господа освятить нас, дать нам Свою Спасительную благодать, чтобы мы, держащие ветки, как незлобивые дети при встрече Господа в Иерусалиме, таковыми и остались, чтобы не стали такими, как те, что сначала кричали «Осанна!», а затем стали кричать «Распни Его!» Даже если мы и не говорим таких слов, то всё равно своими грехами, своим безчувствием и ленью мы ещё и ещё раз распинаем Христа и делаем Его Жертву для нас напрасной.

Факт №3

Важно не унести из храма освященную вербу, а прийти с ней в храм.

Веточка в руках - знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!».

Вот как об этом поётся в тропаре празднику:

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего - «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» - Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом.

Факт №4

Если вы не стояли с вербой на службе, прославляя Господа, «грядущего на вольную страсть», то идти с ней в храм просто так, чтоб освятить, не нужно.

Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда её ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку.

Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освящённая. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «... и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».

Объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике - сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов - даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике - книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Факт №5

Утром в день праздника вербу окропят святой водой, но молитва на освящение уже не читается.

Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после Литургии.

При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь

Но при совершении этого обряда нельзя забывать внутренний его смысл. Главное - это куда идет Господь и ради чего.

Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!»

За неделю до Святой Пасхи истинные христиане встречают прекрасный праздник – Вербное Воскресенье. Нежные веточки по старинной традиции с почтением освящают в храмах и церквях в субботу или само воскресенье, правильно именуемое Входом Господним в Иерусалим.

Почему освящают веточки вербы?

Свое начало этот ритуал берет от событий, описывающих последние дни жизни Иисуса Христа. Его, прибывшего в Иерусалим на старом осле, местные жители встретили с огромным почтением, выкладывая перед ним ветви пальм, как перед царственной особой.

Экзотическую пальму со временем заменили нежные веточки вербы, которая почиталась славянами как символ жизненной силы за раннее пробуждение от зимнего сна. Тоненькие прутики, украшенные пушистыми почками, можно купить на рынке у предусмотрительных торговцев, или заготовить самим, аккуратно нарезав в лесу небольшую связку из нескольких штук.

Как освятить вербу?

Впервые обычай святить вербу упомянут в летописях 1073 года. Обряд освящения по традиции проводится после вечерней субботней или праздничной утренней воскресной службы. Священник, после прочтения серии молитв, окропляет ветки вербы святой водой, наделяя ее особой силой. Нарядно одетые прихожане поздравляют друг друга с пожеланиями всех благ и бережно несут домой главный освященный символ праздника.

По старинному поверью, тех членов семьи, кто по разным причинам не был на праздничной службе, принято легонько отхлестать веточками. Это помогает освободиться от грехов и скверны, придает на весь год силы и здоровья.

Приметы и традиции, связанные с освященной вербой

Пушистые веточки, принесенные из церкви, на целый год становятся сильным оберегом, защищая дом от бед и напастей, принося благодать всей семье. Их помещают на почетное место перед образами святых, при желании украсив красивыми лентами.

Освященной вербе приписывают волшебную силу, окропляя ею с помощью святой воды свое жилище, очищая его от плохой энергетики. Сажают несколько веточек в огороде, веря, что это защитит урожай, и принесет прибыль. Спрятанные в углах дома, они хранят его от пожара и бедствий. Тяжелобольным рекомендуют принимать с нею ванны для скорейшего излечения.

К вербе нужно относиться бережно, не выбрасывая в мусор святой символ. После полного высыхания, его можно сжечь, развеяв пепел в огороде или прикопав у дома, для улучшения атмосферы в семье и привлечения удачи и благодати.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.