Главная · Прорезание зубов · Банник: Жестокий банный дух (4 фото). Мифы и страшные истории о баннике

Банник: Жестокий банный дух (4 фото). Мифы и страшные истории о баннике

Банник. Байник, баенник, байнушко, белорусский лазьник. У русских и белорусов дух - обитатель бани. Домовой божок. Дух, живущий в бане, злой, появляется в облике маленького нагого человечка с радужными глазами. В нетопленой бане живёт всегда, пар выгоняет его ненадолго.

Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен. По этой причине верующие люди считают баню - символ, казалось бы, чистоты - "нечистой". О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Может погубить человека, моющегося в неурочное время (после полуночи). Сначала усыпляет, потом длинными и толстыми губами обволакивает рот и загоняет в грудную клетку горячий воздух. Особенно не любит выпивох. Умелые люди выгоняют его банным веником. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового. Банник моется вместе с чepтями, лешими, овинниками в четвёртую очередь, кто попадёт им в это время — запарят. Если уж случилось — убегать надо задом наперёд. Заискивают расположение баинника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар чёрную курицу. Баня в языческие времена считалась нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим человека, едва не доводившим его до удушья в бане, топившейся по-чёрному, т. е. с открытым очагом внутри и без дымохода. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло, воду; в жертву баннику приносили чёрную курицу.

Банник живёт на каменке или под полком. Бывает невидим (по некоторым поверьям, имеет шапку-невидимку) или показывается в виде человека с длинными волосами, голого старика, покрытого грязью и листьями от веников, собаки, кошки, белого зайца и др. Есть поверье, что банник первый раз появляется в бане после того, как там побывает роженица. Считается, что банник моется в бане и ему следует оставлять воду, мыло и веник, иначе он брызжет кипятком, кидает раскаленные камни, напускает угару. Входя в баню, принято было говорить: «Крещеный на полок, некрещеный с полка» (Смоленская губ.). Банник вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся: банник душит их или сдирает кожу; банник пугает заходящих в баню, прикидываясь человеком. Банник может подменить оставленного ребенка. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, в банный веник. Банник иногда защищает от других демонических существ (овинника, мертвецов и др.). Из других функций банника следует отметить его участие в святочных гаданиях: в полночь девушки подходят снаружи к двери бани, задрав юбки; или подходят к челу каменки, или суют зад в дымник; если банник прикоснется мохнатой рукой — будет жених богатый, если голой рукой — бедный. Тем, кто, гадая, сует руку в окно бани, банник может сковать пальцы железными кольцами.

Для того чтобы защититься от вредоносных действий банника, задобрить его, приносят в новую баню хлеб и соль, хоронят под порогом задушенного черного петуха или курицу.Банный дух может выступать также в женском облике — банниха, байница. баенная матушка, на Пинеге и Печоре — обдериха. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая; показывается в виде кошки; живет под полком; поверья о ней сходны с представлениями о баннике (кроме участия в гаданиях). Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига. Если кто пожелает быть невидимым, тот должен во время Христовой заутрени прийти в баню и, найдя там ее хозяина, который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и бежать с нею как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет. Банник бормочет гробовым голосом. В быличках гипертрофированные руки приписывались баннику: рука у него большая и мохнатая. Восточные славяне, болгары и поляки считали, что в доме, где есть Дети Некрещёные, должен ночью гореть свет, чтобы демоны (у русских — домовой, банник, леший) не подменили ребенка и не подложили своего детеныша — безобразного и крикливого (см. Подменыш). На Русском Севере считали, что банник живет в куче неошпаренных банных Веников, а домовой обитает под Веником. Овинник защищает человека от происков банника.

Банник черного Цвета, как это характерно для демонологических персонажей (появляются также в виде черного животного или предмета): черт, банник, овинник, полевой дух «удельница» (рус.). Банник или банный дух, отличающийся необыкновенной жестокостью ещё называли Обдериха. Банник чаще всего невидим и обнаруживает себя шумом. Как истый «хозяин» бани, он изгоняет неугодных ему посетителей, кричит, «стукочет», кидается камнями: «Один мужик пошел с бабой в баню. Вдруг кто-то застукотал на вышки. Они спугались и пошли на вышку благословясь, а там никого нет. Они спустились и опять стали мытце. Вдруг закричало не руским голосом: „Уходите скорея, а то заем!“ Мужик да баба побежали домой голы» (Новг.). Когда банник видим, то предстает чаще всего в страшном обличье: это черный мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми душит или «запаривает» моющихся. Иногда он сед и мохнат, иногда — наг и покрыт грязью или листьями от веников (Волог.). По поверьям жителей некоторых районов России, банник может быть котом (Арх.); белой кошкой (Карелия); превращается в собаку, лягушку (Новг., Волог.); в маленькую собачку (Печ.); в белого зайчика (Лен., Новг., Волог., Карелия) и даже в веник, уголь (Арх.). Часто коварный «хозяин» бани именуется крестьянами чертом (или банным нечистиком, шишком, анчуткой). Баня — «уже прямо-таки обиталище чертей», — считали в начале нашего века в Ярославской губернии. Во владимирских деревнях, чтобы выгнать чёрта (прежде чём привести в баню роженицу), повивальная бабка бросала по углам камни с каменки со словами: «Черту в лоб!» В XX в. облик являющейся в бане нечистой силы «осовременивается»: «Напился и ушел ночевать в баню (повествует житель Терского берега Белого моря). Вдруг зашаталось! Я чиркнул спичкой — двое стоят у дверей в шляпах и плащах черных. У меня волоса шапкой! Заматерился и ушел из бани». Однако банник и черт — это в общем разные мифологические персонажи, точнее, «черт» — наименование банника, выражающее самое общее представление о нем как о «нечистой силе». По общерусским поверьям, банник обычно обитает под полком или появляется из-под полка. В повествовании, записанном на Печоре, работник просит хозяина взять его с собой в баню: «„А ты не забоишься-ле? Ко мне из-под полка человек выходит. Ты с ума сойдешь“. — „Нет, я не боюсь и не сойду с ума“. <...> Роботник пошел, стали мытця, а из-под полка страшной старик и вылез. Роботник им веники роспарил, оба они и мылись, а потом старик скатился под полок». Забайкальские крестьяне считали, что, если человек, услышав возню банника под полком, убежит, «банник изорвет оставшиеся вещи».

Банник может быть связан своим местопребыванием и с каменкой — сложенной из больших камней банной печью (Олон., Карелия): «У банника волосы растрепаны, за каменкой сидит» (Арх.). В восточносибирской быличке моющаяся позже всех девушка обнаруживает его под лавкой: «...за водой-то нагнулась, а под лавкой сидит маленький старичок! Голова большая, борода зеленая! И смотрит на нее. Она кричать и выскочила!» Банников, или чертей, в бане может быть и несколько (иногда банник обитает там с женой и детьми). Некоторый намек на такую «семью» есть в восточносибирской быличке: «И в банях чудилось тоже. Значит, все перемылись. И пошли вдвоем мать с ребятишками... Налила, говорит, воды, начинает мыть. А под полком — полок кверху поднимается — ребенок ревет: „Увяк, увяк...“ А тут кто-то и говорит: „Ну, погоди, я тебя счас помою...“ А баба та собралась, ребенка в пазуху — да нагишом из бани...» Названия банника «жихарь», «пастырь», «хозяин» отражают представления крестьян о нем как об исконном обитателе и «хозяине» бани. Чаще всего этот «хозяин» строг, опасен для людей: «Банник человеку не товарищ». Упоминания о «добром баенном пастыре», у которого просят разрешения топить баню, единичны. В поверьях русских крестьян есть и женский персонаж, подобный «страшному» баннику, — банная обдериха, «занятия» которой исчерпывающе характеризуются ее названием.

Есть в русских поверьях и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) — по-видимому, самостоятельный банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно, как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница». Банник, по поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит (Печ., Новг.), моет волосы в кипятке (Волог.). Банные хозяева очень любят париться и моются в четвертый или в третий пар (реже — в седьмой), т. е. после двух или трех (шести) смен побывавших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте. Нельзя мыться в четвертый, третий пар и особенно в одиночку, после захода солнца или поздно ночью (в полночь).

Губящий людей банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью (Новг,). В другом рассказе начала XX в. такие же «знакомые и родственники» (и даже в сопровождении красноармейца) запаривают и забивают за полок старушку (Костр.). Козни банников могут быть и совершенно немотивированными, но всегда опасны, злы: банник, прикинувшись проезжим барином, просит истопить баню и «запаривает» жену крестьянина (Новг.). В баню, где на полке прячется крестьянин, «входят как два человека и тащат солдата. И начали с солдата кожу снимать и бросили ее на крестьянина. Тот лежит ни жив ни мертв и читает молитву: „Да воскреснет Бог“. А они услышали и ему в ответ: „Да растреснет лоб“. Он читает дальше: „Да расточатся враги Его“. А они: „Да раскачается осина“. И так до половины отчитывался. Прочитал он всю молитву, лежит — и кожа на нем. Банники пропали. Утром проснулся, глядь — а на нем лежит рогожа» (Новг.).

По распространенным представлениям, банник поселяется в бане после того, как в ней появляется на свет ребенок, что опять-таки связывает банника с судьбами семьи и ее новорожденных. «Если в какой байне не бывало рожениц, то нет в ней и байного» (Новг.). Однако коварный банник и здесь оборачивается своей опасной, наиболее ярко проявляющейся в поверьях XIX—XXвв. стороной: банник может погубить родильницу, если ее оставить в бане одну, или украсть младенца, заменив его своим ребенком. Дети банника обычно уродливы и плохо растут. В восточносибирской быличке банник, недовольный местом, на котором построена баня, насылает болезнь на дочку хозяев бани: «В это время в их доме остановился старик проезжий. У него-то и спросил отец, почему девочка болеет. Тот посмотрел и сказал сходить в двенадцать часов на кладбище, накрыть стол белой скатертью и поставить на него две рюмки и бутылку водки. Причем рюмки должны быть не граненые, не с рисунком, а простые, светлые. Все так и сделал отец. Стоит и ждет. Вдруг слышит: водка наливается. Он повернулся, а никого не видит. Смотрит, а рюмка уже пустая, и вдруг кто-то говорит: — Баня у тебя не на месте. Послушался отец и стал разбирать баню. А девочка помаленьку стала выздоравливать. Видно, правду говорил он, что баннику место не понравилось».

Банниха. Дух бани, банника в облике женщины. Есть в русских поверьях и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) — по-видимому, самостоятельный банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно, как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница».

В славянской мифологии множество духов. Добрые и злые, проказливые и строгие, они сопровождали каждый шаг наших предков в этом недружелюбном мире. Если попытаться классифицировать их, то удобнее всего будет использовать принцип места. Существовали духи лесов и полей: лешие, лесавки, полевики. Водяные духи: водяной, болотник и духи человеческого жилья: домовой, овинник и, наконец, банник.

Кто такой банник?

Это существо имеет много имён. Дедушка банный, жихарь, банный апостол - это тоже всё он. Банник - это один из представителей домашней нечисти, живущий в бане и привязанный не только к месту, но и к семье, владеющей им. В отличие от проказливого, но хорошо относящегося к людям домового, банник - однозначно злой дух. Его любимое развлечение - содрать кожу с человека. Существует множество преданий о том, как дух наказывал неугодивших ему.

Существует ли банник?

Однозначного ответа на вопрос, существуют ли банники и , дать невозможно. В современную рационалистическую модель мироздания их существование не укладывается, но схожесть ритуалов, призванных задобрить банника, в разных регионах Руси и Российской империи может являться аргументом в пользу существования таких духов. Единственное, в чём расходится мнение крестьян - это облик банника.

Как выглядит банник?

Народная фантазия не дала баннику единого облика.

  1. В Калужской области его представляли уродливым гигантом, появляющимся с грязным веником под мышкой.
  2. В Олонецкой губернии считали, что он невелик ростом, всегда босой, волосы его всклокочены, а глаза горят огнём.
  3. В Новгородской губернии банник появлялся в виде чёрного человека с длинными волосами.
  4. В большинстве же мест банного апостола считали оборотнем, превращающимся как правило в кошку, собаку, белого зайца или человека.

Ещё одно категорично утверждает мифология - банник дух бани, всегда вонюч. Когда заходят в баню утром и чувствуют, что псиной пахнет - значит дедушка банный мылся ночью. Также проявляет себя этот дух воем, стуком и хохотом из-под полок. Известна история о том, как превратившийся в белую корову банник до полусмерти напугал резвившихся девок, зовущих жихаря. В тоже время в бане, стоявшей неподалёку, насмерть угорела девка.


Как вызвать банника?

В обычное время с банным дедушкой предпочитали не связываться. Рассказывают и о том, как он сковал железными кольцами пальцы девушки, неосмотрительно попросившей колечко, но в Святки банник в славянской мифологии становился духом, способным предсказывать будущее. Для этого нужно было зайти в баню ночью, лучше после полуночи, и нагнувшись, задрать подол.

  1. Если банник гладит по заду мягкой лапой - замужество будет хорошим, да и жизнь в целом удастся.
  2. Если же лапа сухая и когтистая - жить гадающему в бедности и постылом браке.

Согласно некоторым поверьям, банник появляется в бане, в которой хоть раз произошли роды, но сейчас в этом месте рожать не принято. Поэтому, если вы построили баню, и хотите, чтобы там поселился банный дедушка, самым лучшим вариантом будет заняться там любовью, чтобы выброс энергии привлёк духа. Не забывайте и о ритуалах, призванных задобрить банника.

Как задобрить банника?

Все представители нечистой силы боятся креста и молитвы, но в баню заходить с нательным крестом запрещено. Чтение молитв там тоже не одобряется, поэтому, чтобы не сердился банник мифология предлагает следующие способы подружиться с опасным духом:

  1. Банный домовой не переносит, когда кто-то моется в его время, поэтому в третий пар баню оставляли пустой. Сейчас почему-то считается, что мыться нельзя в четвёртый пар.
  2. Обязательно нужно оставлять кусок мыла, чтобы банный дедушка тоже мог помыться.
  3. Когда в новой бане моются впервые, для банника берут хлеб-соль. Оставляют их на полке.
  4. Ночевать в банях считалось делом опасным. Но если есть такая необходимость, надо вежливо попросить у него разрешения: «Хозяинушко-батюшко! Пусти ночевать!»

Как известно, пантеон богов той или иной нации представляет собой отражение ее религиозных воззрений, отношений родовых и общинных, между окружающим миром и любой отдельно взятой личностью.

Древние славяне считали себя потомками своих богов и стремились следовать их законам на протяжении всей жизни. Славянский бог и банник был не просто карающей дланью или Творцом. Это был союзник, способный помочь, указать верный путь, а также прощать.

Все славянские боги — Сварог, Перун, Ярила — принадлежали к одному «клану», и у каждого из них была своя сфера, за которую отвечал тот или иной бог. Но помимо непосредственно богов, высших существ, в старославянской картине мира присутствовали и другие персонажи, которые являлись мифическими созданиями, но при этом не были вхожи в пантеон.

Они не являли собой высшую силу, и в их «компетенцию» не входили такие масштабные вопросы, как, к примеру, природа или богатый урожай. Эти существа соседствовали рядом с человеком и оказывали влияние на его повседневную жизнь, как позитивное, так и, разумеется, негативное. О них до сих пор рассказывают сказки -это домовой, леший, водяной, кикимора и прочие узнаваемые персонажи.

Отдельного внимания среди этих существ заслуживает такой персонаж, как банник . Персонаж не столь известный, как, допустим, водяной, но тоже весьма интересный.

Как нетрудно догадаться, банник обитал в бане. Нашим предкам он представлялся в виде маленького полуголого старичка, облепленного листьями от банного веника, с длинными волосами и бородой.

По славянским поверьям, банник обычно жил за печкой и в основном занимался тем, что пугал посетителей бани и обжигал их кипятком. Считалось, что банник также был способен запарить человека до смерти, ободрать ему кожу или задушить.

Банные ритуалы

Банник никогда не пользовался особой милостью у наших предков. Издревле, несмотря на свои целебные свойства, баня считалась зловещим местом. Никто не отваживался заходить в баню после наступления темноты, и даже после Крещения Руси люди суеверные никогда не снимали в ней свои нательные крестики. При строительстве бани также нередко руководствовались суеверными соображениями — предпочитали строить ее как можно дальше от избы.

Также существовали определенные правила похода в баню. К примеру, по правилам парились сначала мужчины, потом женщины. А беременным женщинам ни в коем случае нельзя было ходить в баню без присмотра мужей.

Категорически запрещалось париться в чужом пару — каждый должен был самостоятельно растопить для себя печь. И, разумеется, чтобы не прогневать банника, в конце всех водных процедур необходимо было оставить для банника подарок (как блюдечко с молоком для домового) — маленький березовый веник и чашу с теплой водой либо кусок ржаного хлеба с солью.

Место для ворожбы

Любопытно, что главным врагом банника является как раз домовой. Считается, что если банник напал на вас, то на помощь следует звать именно его — выбежать из бани спиной вперед и закричать: «Батюшка, выручи!» При этом банник охотно дружит с другими враждебными человеку духами и часто приглашает их к себе попариться и искупаться.

Впрочем, не исключено, что образ банника просто изменился со временем в отрицательную сторону. После принятия христианства на Руси восприятие языческих божеств практически полностью изменилось. Такие персонажи, как домовой или банник, стали олицетворением демонических и враждебных сил.

За счет того что баня считалась таинственным местом, где обитают духи и банник, зачастую она использовалась для гаданий и ворожбы. Одно из самых старинных «банных» гаданий заключалось в том, что девушка должна встать в дверях бани и приподнять юбку.

Затем необходимо позвать суженого и попросить его прикоснуться к себе. Если девушка почувствует прикосновение мохнатой лапы, то считается, что ее будущий муж будет богатым, если голой руки — то бедным, если мокрой — то муж будет пьяницей, а если шершавой — то это означает, что у ее мужа будет суровый характер.

Не ходите мыться после полуночи

Разумеется, существует огромное количество преданий и страшных историй, связанных с банником, а точнее, с его правилами, которые иным несчастным довелось нарушить.

Одна из таких историй повествует о пяти девушках, которые, нарушив запрет, отправились в баню после полуночи. Одна из девушек взяла с собой свою маленькую сестренку. После купания девушки сели за стол ужинать, как вдруг кто-то постучался в дверь.

На пороге стояли пятеро красивых молодых людей, рассказавших, что они проделали огромный путь и, увидев свет в окне, решили зайти и попросить немного еды. Девушки пригласили путников за стол, чтобы разделить с ними ужин, и в это время маленькая девочка, сестра одной из девиц, уронила на пол ложку. Девочка полезла за ней под стол и увидела, что у их гостей вместо ног — коровьи копыта.

То, что девочка смогла распознать в незнакомцах нечисть, объясняется тем, что ребенок до семи лет — безгрешен и способен видеть то, что не может увидеть грешник, взрослый человек. Девочка уговорила свою старшую сестру покинуть баню и оставить незнакомцев… Утром стало понятно, что ночные гости действительно оказались чертями — баня ушла под землю, утащив с собой четырех девушек.

И несмотря на то что в этой истории в роли нечисти выступают черти, их появление обуславливается именно нарушением запрета банника — не ходить париться после наступления темноты.

Еще одна из историй связана с нарушением этого же запрета.

Жили-были две сестры со своей старой теткой. Одна из сестер ждала ребенка, и в итоге родила мальчика, но сама при этом скончалась при родах. Младшая сестра и тетка взяли ребенка под свою опеку. И вот как-то раз эти женщины с грудным младенцем решили пойти в баню, но засиделись допоздна и пошли только после полуночи.

Сестра, испытывая при этом странное беспокойство, решила закрыть дверь в баню на замок. Как только женщины разделись и принялись мыться, раздался стук в окно. Они увидели в окне большого черного кота, который, впрочем, скоро исчез из виду.

Затем послышался звук скребущихся когтей по двери, по стенам, на крыше раздался топот. Кто-то яростно стучался в стены и в окна, ломился внутрь. Эти звуки раздавались до утра, но сразу же прекратились после первых петухов.

Подождав какое-то время, женщины с ребенком на руках побежали домой. В их избе все оказалось перевернуто вверх дном. . . Спустя какое-то время женщины вернулись к бане, и увиденное поразило их: ее стены были исцарапаны, повсюду находились следы от гигантских когтей, на земле виднелись кровь и следы копыт…

А на крыше сидел тот самый черный кот и рядом банник, что заглядывал к ним в окно. Этим котом оказался банник, ожидавший той ночью гостей, — считалось, что он способен принимать вид кошки, собаки либо зайца. Но, так или иначе, он не дал тех женщин в обиду и фактически спас их от чертей, уже почуявших свою добычу.

Целебная сила

Стало быть, этот маленький дух банник не так плох и не всегда настроен агрессивно по отношению к человеку. Банник также считается прекрасным лекарем, способным ‘вылечить практически любую болезнь при помощи пара. Кроме того, баню традиционно растапливали перед различными значимыми событиями, в честь всех праздников, перед свадьбами и родами.

И разумеется, в наш век суеверия не могут быть помехой столь приятному времяпрепровождению, как поход в баню, ставший для нас синонимом отдыха и хорошего настроения. Русская баня всегда являлась местом исцеляющим, ее целебная сила хранится в ее жаре и холодной воде, а банник одухотворяет ее и на правах хозяина устанавливает в ней свои правила.

Каждый человек знает, что баня - это особое место в домашнем хозяйстве, всегда баня стоит особняком от дома, хлева и сарая.
Объясняют это мерами пожарной безопасности, мол, огонь от бани не достанет до жилья. Однако есть и мистические причины такого отдельного существования.
Баня во все времена было особым сакральным местом, во-первых, признавалось наличие в ней особой очистительной и лечебной силы, во-вторых, в черной бане раньше рожали детей.
В-третьих, в бане часто гадали и ворожили.
Ну, и в бане был свой хозяин - банный, который часто проявлял себя к месту, и не к месту.

По древним пересказам и верованиям, которые известны нам, в бане жил Банник — покровитель русской бани. Баня — место не чистое с точки зрения религии, поэтому образ Банника рисовался как наиболее злобный людям из всех домашних духов. Изображения, которые дошли до наших дней описывали его как карлика, или маленького старичка. В некоторых регионах банника рисовали как карлицу — женщину или банную старушку (банная бабушка). Известна и женская форма духа бани — Шишига.

Существовали и поддерживаются традиции поклонения Баннику, которые были направлены на примирение с этим злым духом:
Никогда не мылись и даже не ходили в баню после полуночи.
Первыми в парную должны входить и париться мужчины. После завершения банных процедур в мыльной комнате обязательно надо оставить немного воды, мыла и веник для Банника.
Нельзя париться в чужом пару, т.в. том, который для тебя не готовили. Например — планировалась баня для одних людей а на пар попали — совсем другие. Ходить в баню к друзьям или знакомым надо только на приглашение именно попариться. В противном случае надо самому баньку протопить хоть и чужую. Должен быть соблюден обряд, когда ты сам готовишь дрова, огонь и пар.
Нельзя вносить веник в дом, оставлять только в бане.

банник, дух бани, банный

ЗАЩИТА ОТ БАННИКА
А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, выручи!.."
Обитая в непосредственной близи от человека, они не показывались на люди, но требовали строгого себе подчинения. Условия их были просты: баня должна была стоять там, где того желал их подлинный, мистический хозяин. В противном случае банник не замедливал с местью. Действовал он довольно подло и наверняка - вплоть до насылания на людей смертельных болезней. Однако стоило переложить баню - и больной, стоя уже одной ногой в могиле, шел на поправку.
«В бане видели чертей, банных анчуток» (Самб.); «Овинные, решные, водяные, банные! Скажите, не утаите, выдадут ли < имя > замуж» [из гадания] (Костр.);
«Вот банный съест тебя, не балуй» (Свердл.); «Овинны, баенны, гуменны, подите царю мост мостить!» (Арх.).
Банник чаще всего невидим и обнаруживает себя шумом. Как истый хозяин бани, он изгоняет неугодных ему посетителей, кричит, «стукочет», кидается камнями: «Один мужик пошел с бабой в баню. Вдруг кто-то застукотал... И закричало нечеловеческим голосом: «Уходите скорее, а то заем!» Мужик и баба побежали домой» (Новг.).
Когда банник видим, то предстает чаще всего в страшном обличье - это черный мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми душит или «запаривает» моющихся. По поверьям некоторых районов России, банник может быть котом (Арх.); он превращается в собаку, лягушку (Новг., Волог.), в белого зайчика (Лен.) и даже в веник, уголь (Арх.).
Часто коварный хозяин бани именуется крестьянами чертом (или банным нечистиком, шишком, анчуткой). Баня - «уже прямо-таки обиталище чертей», - считали в начале нашего века в Ярославской губернии. Во владимирских деревнях, чтобы выгнать черта (прежде чем привести в баню роженицу), повивальная бабка бросала по углам камни с каменки со словами: «Черту в лоб!» В Новгородской области и сейчас популярны рассказы о том, как колдун «показывал шишка» (черта) в бане или как черт в бане обучал молодых людей игре на гармони. Тем не менее банник и черт - это, в общем, разные мифологические персонажи, точнее, «черт» - наименование банника, выражающее самое общее представление о нем как о «нечистой силе».
По общерусским поверьям, банник обычно обитает под полком (или появляется из-под полка), но может быть связан своим местопребыванием и с каменкой - сложенной из больших камней банной печью: «У банника волосы растрепаны, за каменкой сидит» (Арх.).

гадание в марийской бане - Святки

БЫЛИЧКИ ПРО БАННИКА
Таких историй и быличек, про проделки банного я слышал великое множество, вот некоторые из них.
Мать рассказывала случай, произошедший в их деревне.
Один мужик вернулся домой с тяжёлой работы уже поздно вечером, ну, и решил помыться в бане. А как помылся, то решил прямо здесь и заночевать, так как устал очень сильно.
Лёг на полок, и сразу заснул. Вдруг среди ночи чувствует, что кто-то щекотит его за пятку, он проснулся, но никого в темноте не приметил. Снова задремал, и снова какой-то шорох и щекотанье - тут он проснулся по-настоящему! Хотел было привстать, да не тут-то было: словно какая-то сила прижала его на полке, и даже стала душить. Едва-едва он дышит.
Понял, что шуткует с ним сам банный, очень сильно перепугался, да стал вспоминать какие-нибудь молитвы. А вспомнить ничего не может, еле-еле что-то пришло на ум, удалось несколько слов прошептать - тут его и отпустило. Так он в исподнем белье из бани побежал домой, а холодно было на улице, и снег уже лежал. С тех пор зарёкся он ночевать в бане, да и поздно ночью даже не заходил туда.
Родная тётка мне рассказывала случай, который произошёл с ней много лет назад, когда она ещё была девушкой. Припозднилась она где-то на гулянке, воротилась домой к ночи, а тут баня натоплена. Мать-то говорит, мол, сходи, помойся. Та и пошла.
Мало того, что было уже темно, так она ещё и крестик нательный с себя сняла в предбаннике. Волосы у неё были длинные, красивые, промывать нужно долго. Пока намылила, да промывала в тазике, то почувствовала, что в бане кто-то легонько прыгает, будто бы мячик скачет. А сама посмотреть не может, глаза-то в мыле. Дальше стали её сзади хватать то ли мохнатыми лапами, то ли когтями. Она как закричит, и в чем мать родила вон из бани! А ноги-то словно одеревенели, не слушаются её. Едва она смогла порог переступить, будто какая сила тянула её обратно в баню.
Так голая да намыленная прибежала домой, родня не знает - смеяться или бояться!


А ещё давно случай был у нас в селе.
Обычные ребятишки пошли шукать банного, решили побаловаться. Мол, никто нам не страшен, придём ночью в баню. Пришли они в баню, да не просто так сидят, а стали материться, как мужики, да ещё матом самого банного поминают.
Вначале вроде ничего не было, ребятня осмелела, да давай пуще прежнего ругаться, мол, нет ни чёрта, ни Бога. А тут, как начало греметь всё в бане, сверху потолок, аж, прогибается, заёрзали ведра и жбаны, а в трубе кто-то истошно завыл. Со страху побежали они в предбанник, да не тут-то было - застряли они в дверях, каждый хотел первым выскочить, а дверной проём узкий! Пока пролазили, то исколотили друг дружку до синяков, от страха и не такого можно натворить. А один малец прямо в штаны наделал, напугался он так, что потом полгода заикался.
Дома от родителей им ещё добавили, будут знать, как банного беспокоить.
С тех пор уж они такого в бане не вытворяли.
А был ещё случай. Мужик, на ночь глядя, пошел мыться в баню. А сам был пьяный, еле на ногах стоял. Родные ждут его из бани - его долго нет. Решили проведать, что с ним случилось.
Заходят в баню, мать честная, лежит он мёртвый и наполовину в печи, только ноги наружу торчат, будто кто-то его силком туда затолкал, а мужик был довольно крупный.
Потом стали выяснять, якобы от угара он помер, так врачи в свидетельстве написали. А какой там угар? Баня уже давно была протоплена, угли из печки выгребли, никакого дыма, да и уже вся семья перед ним помыться успела. Никак угара не могло быть.
Опасно шутить с банным.


НАКАЗАНИЕ ОТ БАННОГО ДУХА
С теми, кто эти правила нарушает Банник мог сотворить неприятность: ожег, удушие, головокружение и т.п. Абсолютно оправданной традицией банных процедур есть запрет париться в нетрезвом состоянии. За такие фокусы Банник мог кожу «на полок натянуть»
Все банные обряды всегда были согласованы с ограниченными территориями и временем. Баньку топили с обеда, чтоб помыться да попариться до полуночи. Лучшее время — с 5 до 8 вечера. Это совсем не значит что баня пустовала перед полуночью. Вот в это время, когда баня опускалась в сумрак и начали топить печь и варить зелья бабки-гадалки, ворожки раскладывали карты и заговаривали привороты- отвороты.
Считалось что тот кто идет самый последний в баню париться — будет общаться с потусторонними силами. Третьего захода в баню нельзя было делать по традиции. Семьи в старые времена были большие. Ну никак не могли в два захода поместиться и помыться в одной бане все члены одной семьи. Это послужило зарождению совместной помывку и мужчин и женщин.
Среди многих строительных обрядов закладки домов-срубов практически не встречаются обряды по строительству Бани. Не зазывали в баню счастье, достаток и т.п. Место на котором стоит баня называлось Баннищем и считалось оно нечистым местом.

ПОВЕРЬЯ ПРО ШИШИГУ - ЖЕННУ БАННИКА
Как то уж повелось, что мужики считают баню исключительно мужским занятием. Наверное, это имеет объяснение. Но это объяснение неприемлемо женской стороной. Они так же имеют право на чистое тело, здоровый дух и своих приведений женского рода. Вот именно, приведений и духов! Пример тому — женский дух бани Шишига (банниха, байница, баенная матушка). Как и все духи и покровители стихий, банный дух является наследием языческой религии, что нашло отражение в историях и поверьях.
Это, почти, демоническое существо, которое прикидывается знакомой женщиной, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Шишига показывается тем людям, которые ходят в баню с плохими мыслями и без охраняющей молитвы.
Банник или Шишига принимает участие в святочных гаданиях, которые в древности иногда проводились в бане. Ведь баня считалась не очень чистым местом в религиозном плане. В баню люди ходили не защищенные — без нательного креста. Это сказалось и в традициях связанных с постройкой бани — их строили подальше от дома.
А гадания -такие близкие по духу женщинам проводились в полночь, при этом девушки подходили к открытым дверям бани, задрав юбку. Если Банник или Шишига «коснётся» мохнатой рукой ноги — у девушки вскоре будет богатый и обеспеченный жених, а если коснется голой рукой — бедный, а если мокрой — пьяница. Уж, действительно, дух бани оказывал сильное влияние на перепуганных женщин идущих мыться в баню.

Но тем и хороша баня, что все плохие мысли в ней пропадают вместе с легким паром, призраки и духи бани отходят на второй план. Ну а для тех кто сильно верит в духов и призраков напомним, что все банные духи живут не в бане, а в основном в водоемах возле бани — в колодцах, реках и прудах. Веселая и загадочная традиция почитания духов выполняется и сейчас, когда заходя в баню можно услышать от корифеев банного дела приговорки попавшие к нам вместе с историей и традициями бани:
«Мужик богатый, ударь по жопе рукой мохнатой!»
«Баюнушка, братанушка,
скажикась мне пути дороги вещие,
укажикась мне то, что приидиша,
то, что сбудиша, то, что бысти, занадобно.»
Банников и банных духов боялись, но и почитали. У каждого хозяина дома в бане положено было иметь своего духа бани, свою Шишигу. Именно они оберегали баню от попадания в нее чужих для бани людей и злых духов: лешие, водяные, упыри, нежить.

Поверья, связанные с баней, сильно были распространены и связаны с процедурой родов. Новорожденных очень часто обмывали в бане, именно в бане и проходили первые заговоры для детей:
«Мою я младенца в жару да в пару. Как идет из каменки жар, из дымника пар, из сеней дым, так бы исходили бы с младенца всякие скорби и болести. Паря младенца дарую живенца, мамку родимку во всея веки почитамши, батьку светлого, сильного во всеи века почитамши, отроковицу себу дороги крепкие, думы светлые, дела ладные, деньги складные»

ДРУГИЕ ДУХИ БАНИ
Банников, или чертей, в бане может быть и несколько (иногда банник обитает там с женой и детьми).
Названия банника «жихарь», «пастырь», «хозяин» отражают представления крестьян о нем как об исконном обитателе и хозяине бани. Чаще всего этот хозяин строг, опасен для людей («Банник человеку не товарищ»). Упоминания о «добром баенном пастыре», у которого просят разрешения топить баню, единичны.
Банник, по поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит (Печ., Новг.); моет волосы в кипятке (Волог.). Банные хозяева очень любят париться и моются «в четвертый» или «в третий пар» (реже - в седьмой), то есть после двух или трех (шести) смен побывавших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте. Нельзя мыться в четвертый, третий пар и особенно в одиночку, после захода солнца или поздно ночью (в полночь).
В баню, где нет оберегающих икон и где мылись, парились, снимая охранительный нательный крест, входили с оглядкой, прося разрешения у банного хозяина, иногда приговаривая: «Крещеный на полок, некрещеный с полка». Нельзя было и шуметь, ругаться. Вымывшись, не благословив, не перекрестив, оставляли на полке ведро и веник для банного, благодарили его, приглашали: «Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками, гостите к нам в гости!» (Терский Берег Белого моря). Иногда обращались и к самой бане: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье». Нарушение этих правил влекло за собой появление «страшного» банника, который мог защекотать, задушить, запарить и даже затащить на каменку, содрать с неугодного ему человека кожу, повесив ее сушиться на печку.
Губящий людей банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью (Новг.). В другом рассказе начала XX в. такие же «знакомые и родственники» (и даже в сопровождении красноармейца) запаривают и забивают за полок старушку (Костр.).
В поверьях русских крестьян есть и женский персонаж, подобный «страшному» баннику, - банная обдериха, «занятия» которой исчерпывающе характеризуются ее названием (см. ОБДЕРИХА).
Есть в русских поверьях и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) - банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно, как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница». Упоминаются и дети банника, которыми он может подменить детей, оставленных в бане без присмотра.
Козни банников могут быть и совершенно немотивированными, но всегда опасны, злы: банник, прикинувшись проезжим барином, просит истопить баню и «запаривает» жену крестьянина (Новг.). В баню, где на полке прячется крестьянин, «входят как два человека и тащат солдата. И начали с солдата кожу снимать и бросили ее на крестьянина. Тот лежит ни жив ни мертв и читает молитву: «Да воскреснет Бог». А они услышали и ему в ответ: «Да растреснет лоб». Он читает дальше: «Да расточатся враги Его». А они: «Да раскачается осина». И так до половины отчитывался. Прочитал он всю молитву, лежит - и кожа на нем. Банники пропали. Утром проснулся, глядь - а на нем лежит рогожа» (Новг.).

Образ коварного, обитающего у печки-каменки банника, пожалуй, ближе всего к персонификации жара, морока, душащего человека, жгущего его, к персонификации подстерегающих в бане опасностей.
Однако банник иногда проявляет себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей - хозяев бани. Он защищает их от «чужих» банников, «чужой» нечисти. «К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит: «Укрой меня в ночи, пусти ночевать». - «Да места-то нету, вишь, теснота-то какая! Не хошь ли в баню, сегодня топили?» - «Ну вот и спасибо». - «Ступай с Богом». На другое утро этот мужик и рассказывает: «Лег это я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужчина, ровно как подовинник, и говорит: «Эй, хозяин! На беседу звал, а сам ночлежников пускаешь, я вот его задушу!» Вдруг поднимается половица и выходит хозяин, говоря: «Я его пустил, так я и защищаю, не тронь его». И начали они бороться. Долго боролись, а все не могут друг друга побороть. Вдруг хозяин (банник) и кричит мне: «Сними крест да хлещи его!» Поднявшись как-то, я послушался и начал хлестать, и вдруг оба пропали» (Новг.).
Существенная для крестьянского рода, семьи охранительная роль банного хозяина (менее ярко, но прослеживающаяся в поверьях и рассказах о нем) связана с двойственным восприятием самой бани. Традиционно в крестьянском обиходе баня - место нечистое, опасное (здесь сказываются и некоторая отдаленность ее от дома, отсутствие икон, смываемая в бане грязь и т.п.). В то же время «переходное», очищающее пространство бани необходимо: в ней как бы «смывается» прошедшая жизнь, пыль, грязь, грехи и происходит своеобразное возрождение человека к новой, чистой жизни.
Баня обязательно топилась не только еженедельно, но и перед праздниками, и по случаю самых значительных событий крестьянской жизни - при родах, для невесты накануне свадьбы. Со времен Древней Руси баню топили и для предков-покойников, умерших родственников, приглашая их помыться и попариться перед большими праздниками (особенно в Чистый четверг Страстной недели). Поэтому и сама баня, и ее обитатели исконно были и опасны, и необходимы одновременно.
Наконец, по мнению ряда ученых, баня - один из самых древних дошедших до нас прообразов крестьянских жилищ, жилищ наших предков, где обитали и продолжают обитать, по поверьям XIX-XX вв., разнообразные божества и наделенные сверхъестественными способностями существа явно не христианской природы - банный хозяин, проклятые и даже русалки. Они не только моются в бане, но и вообще пребывают в ней - например, собираются там на посиделки (проклятые на посиделках в бане плетут лапти) (Новг.).
На севере и северо-западе России популярен рассказ о явлении в бане проклятой девушки, на которой затем женится парень, решившийся ночью взять с банной каменки камень (Мурм., Новг.).
В бане иногда происходило «посвящение в колдуны».
Баня - одно из самых подходящих мест для знакомства с чертом (шишком): «А колдун, раз он сумел колдовать, так он показывал сыну шишка. Зачем сын сказал, что нет никого, ни беса, ни Шишков, никого нету. Вот колдун и стал говорить: «Я грешный человек, Бога не могу показать (Бога кто может показать), а грешка я покажу, шишка... Я вперед уйду в байню, а ты после за мной приди». Ну, малец справился, попосля его и пошел. Баню открыл... А шишок сидит с отцом на скамейке! Вот малец назад, и белье забыл, и убег домой. И пока в армию не взяли, в баню свою не ходил мыться» (Новг.).
По поверьям Олонецкой губернии, у банного хозяина хранится шапка-невидимка, которую можно получить раз в год. Для этого необходимо пойти в Пасхальную ночь в баню, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и все проклясть. Тогда из-под полка должен появиться старик с шапкой-невидимкой. В Печорском крае верили, что получивший такую шапку мог стать колдуном после Вознесения.

Согласно верованиям крестьян, есть у банника и «беспереводный» целковый. Чтобы получить его, нужно спеленать черную кошку и в полночь бросить ее в баню с приговором: «На тебе ребенка, дай мне беспереводный целковый!» - (но затем быстро выбежать и крестом очертить себя три раза) (Ворон.).
В бане нередко гадали. «Севернорусские девушки берут землю из-под девяти столбов забора, бросают ее на каменку и приговаривают: «Байничек, девятиугольничек! Скажи, за кем мне быть замужем?» <... > отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: «Мужик богатый, ударь по ж... рукой мохнатой!» Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер» [Зеленин, 1991].
Во время Святок, при огне, девицы приходят в баню, «снимают пояс, крест, распускают косы и расстегивают все пуговицы, ставят одну в середину, а вокруг ее водят черту и поочередно смотрят в зеркало со словами: «Придите сорок чертей с чертенятами, из-под пеньев, из-под кореньев и из других мест». Черти должны «показать» суженого или показаться в его облике. Если при этом покажется, что в зеркале выходит черт по пояс, то надо «расчерчиваться» (это опасно); если же черт является в полный рост, то девушкам грозит гибель» (Костр.).
В Сургутском крае на Святки баню топили для нечистого, который приходил париться; затем он либо благодарил ожидавшую у дверей девушку, просил подать ему чистое белье (к замужеству), либо требовал подать гроб (к смерти). Все такие гадания считались очень опасными, поскольку вызываемый нечистый, по поверьям, нередко покидал магический круг, которым его очерчивали, и губил гадающих.
Из Владимирской губернии сообщали, что «долго болеющего и помирающего и дурно ведшего себя человека переносят в баню, крышу которой несколько приподнимают осиновыми клиньями, с тем чтобы черт забрался в образовавшуюся щель и поскорее покончил с больным, забрал бы его душу с собою в ад».
Баня с ее всесведущими обитателями и в XX в. остается одним из самых удобных мест для гаданий, а в рассказах крестьян, в быличках - местом для обучения колдовству, искусству игры на музыкальных инструментах, даже для сватовства - и все это с участием банника-черта, «хозяина» бани, каменки, очага, возможно, некогда - и «хозяина» крестьянского жилища, от которого зависела судьба семьи, человека. В последней ипостаси (менее прослеживаемой в XIX-XX вв.) банник ближе к наделенным универсальной властью языческим божествам (некоторые исследователи сопоставляют его с древнерусским Волосом), к божествам очага, покровителям семьи.

Не случайно поэтому в русских поверьях есть не столь опасное и даже доброжелательное по отношению к людям существо, обитающее в бане, - банная бабушка, матушка. Кстати, по распространенным представлениям, банник поселяется в бане после того, как в ней появляется на свет ребенок, что опять-таки связывает банника с судьбами семьи и ее новорожденных.
Однако коварный банник и здесь оборачивается своей опасной, наиболее ярко проявляющейся в поверьях XIX-XX вв. стороной: банник может погубить родильницу, если ее оставить в бане одну, или украсть младенца, заменив его своим ребенком. Дети банника обычно уродливы и плохо растут.
Чтобы задобрить банного хозяина, в некоторых районах России под полком новой бани в Чистый четверг Страстной недели закапывали задушенную черную курицу, а затем уходили, пятясь задом и кланяясь. Когда топили новую баню, сверху на каменку бросали соль (Волог.).

БЫЛИЧКИ ПРО БАННОГО ДУХА
Живёт банник в бане.
Банник людей не любит.
Если разозлится, может задушить паром, угаром, кипятком, облить кипятком.
Его можно умилостивить: дать умыться в первый пар.
Тоже грязи не любит, может болезни лечить!!

Каждое лето мы ездили к деду в деревню.
И как - то приехали очень поздно вечером.
Попросили деда истопить баню, искупаться с дороги.
На что он ответил, что ночью нельзя, потому что банщику это не понравится.
Но мы его не послушали, сами дров нарубили, воды нанесли.
И только мы устроились, как с печи на пол полетели тазы с водой.
Мы не придали этому значения.
Но когда муж положить дров решил, то не нашёл их на месте.
Тут - то мы испугались и выбежали.
Дед был очень рассержен и говорил, что теперь придется уговаривать банника, замаливать его подарками.
Больше я в баню ни ногой!!

Построили баню не на том месте - баннику не понравилось.
Построили одни баню, и в это время заболела у них дочка.
А под подушкой каждое утро мать находила кусочки сахара.
Уже и покупать стали сахар-песок, а всё равно каждое утро мать находила сахар, а девочка всё хуже и хуже себя чувствовала.
В это время в их доме остановился старик проезжий.
У него - то и спросил отец, почему дочка болеет.
Тот посмотрел и сказал сходить в 12 часов на кладбище, накрыть стол белой скатертью и поставить на него 2 рюмки и бутылку водки.
Причем рюмки должны быть не граненные, не рисунком, а простые, светлые.
Всё так и сделал отец.
Стоит и ждет.
Вдруг слышит: водка наливается.
Он повернулся, а никого не видит.
Смотрит, а рюмка уже пустая, и вдруг кто - то говорит:
— Баня у тебя не на том месте.
Послушался его отец и стал разбирать баню.
А девочка помаленьку стала выздоравливать.
И уже когда оклад разбирал, вышла девочка на крыльцо.
Видно, правду говорил, что баннику место не понравилось!!

Раньше ведь строили бани по-чёрному.
Ну, вроде зимовейку построят и такую примитивную печь из камня.
Ну, чтоб стена-то не горела.
Эту печь вплоть не ставят по стене, а там щель остаётся, ну примерно сантиметров где-то 20.
Так вот нам всем старики говорили:
— Ребятишки, если моетесь в бане, один другого не торопите, а то банник задавит.
Вот такой случай был.
Один мужик мылся, а второй:
— Ну, чё ты там, скоро или нет? Раза 3 спросил.
А потом из бани голос:
— Нет, я его ещё обдираю только! Ну он сразу это, побоялся.
А потом открыл дверь, а у того мужика, который мылся, одни ноги торчат! Он его, банник-то, в эту щель потащил.
Такая теснота, что голова сплющилась.
Сам же он не мог бы так полезти, чтобы голова сплющилась.
Вытащили его, ободрать-то он не успел.
Банник грязи не любит, наказывает!!

Ты кажешь, домови, ведьмы, це бабкыны сказки, а я оце тоби балакаю зараз.
Як строилы мы с батьком, царстве ёму небесне, лазню (баню), а батько був пошты негожий, так у первый же день, як построилы, захотелось батьку скупаться.
А натопылы гарно, ажноущиу трубку зверталысь.
На оце я выскочив з лазни, а батько ще остався, дак писля мэнэ пьять минут, и выскочив.
Прыбига, та каже:
— Тилько улигся, а тут толпа лазникив наскочила.
Одни за руки держать, а други веником хлещут.
Насылу вырвався.
— А яки це лазники? - спросил я.
— Ну, яки, яки. Таки ж як лешни, тилько усы у дубовых листьях, та желуди у патлах торчать.
Та ну цю нечисту силу поминать, а то соби накликаем.
Нельзя мыться в третий пар - появляется банница!!

Это с бабкой моей было.
Она молодая ещё была.
Один раз мылись все, а она опоздала.
Пришла, а всё уже помылись: и мужики, и бабы.
Ну, она смелая была - одна побежала в третий - то пар, лишь дитенка взяла свово.
Думает светло еще.
Ну, пришла.
Разделась в предбаннике - то, малого - то в пеленке взяла, и в баню.
Дверь открыла, - ногой - то одной лишь переступила через порог, глядь - а там на полке бабка сидит, зеленоватая такая вся, и волосья длинные и зеленые.
Ну, она испугалась, чего делать не знает.
А эта ей, банница - то:
— Как зашла, так и уйди!
Ну, она баба - то была понятливая: как стояла, так и, не поворачиваясь, ногу - то обратно за порог, да дверь скорей закрыла.
Схватила одежду, да бежать.
В бане нельзя торопить друг друга, а то банник задавит!!

__________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Предания Вятского края о банных духах.

Сергей Карпеев - былички.
Славянская мифология.
http://slavyans.myfhology.info/nechist/bannik.html
Сайт Википедия.
https://sites.google.com/site/russkieskazki/home/bylicki/bylicki-polnyj-arhiv

Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Лазник) — один из домашних духов древних славян, который, по поверьям, обитает в бане. Дух бани или хозяин бани имеет свой характер и предъявляет к людям, которые пользуются его домом, особые требования. По своему характеру банник довольно близок к другим домовым духам — , овиннику, дворовому, кикиморе и даже лешему. Так, в частности, некоторые славянские мифы говорят о том, что все эти духи ходят мыться к хозяину бани. Отсюда следует поверие, что пользоваться баней можно только в три пара. На четвёртый пар со своими друзьями-духами идёт мыться сам банник, и человек, который окажется в это время в бане, может поплатиться за свою неосторожность, в частности — «угореть», «перепариться» и так далее. Также существует поверие, что нельзя мыться в бане после захода солнца.

Вера в банников является такой же древней, что и вера в домовых. Так, например, сохранились сведения, что славяне в определённые праздники, которые посвящались поминовению предков (осенние деды, солнечные праздники и т.д.), оставляли угощение для духов своих умерших родственников не только на праздничном столе и в различных частях дома, но и в бане и даже на крыше бани. Внутри бани на ночь рассыпали золу, а на утро ходили смотреть — приходили ли духи за угощением или нет. Если духи приходили, то на золе сохранялись следы, которые напоминали птичьи.

Банник, как и все другие духи, совершенно невидим для человека, покуда он сам не захочет явиться. В бане он живёт под полком или за печкой-каменкой. Часто в бане живёт не один банник, а целая семья — банник, жена и дети. Те, кто видел банника своими глазами, утверждают, что выглядит он как голый старик с длинными растрёпанными волосами и бородой. Славянские мифы говорят о том, что хозяин бани может обернуться котом, собакой, лягушкой, белым зайцем, веником или угольком. Его жена — банница , банниха, байница, баенная матушка или обдериха. Также супругу банника часто называют Шишигой. Банница выглядит как страшная, лохматая старуха, является в голом виде. Может обернуться хорошей знакомой или родственницей, чтобы завлечь в баню и запарить до смерти.

У банника довольно крутой нрав. Если его всё устраивает, то люди-хозяева бани могут только наслаждаться, мыться и париться в своё удовольствие. Но если дух чем-либо разгневан, то может стучать, кричать, щекотать людей. Может запарить человека до потери сознания, ободрать кожу и повестить её на печку и даже кидаться камнями из каменки. Чтобы не гневить хозяина бани, нужно содержать это место в чистоте. Принято оставлять банникам воду, мыло, веник и другие необходимые вещи. Если же всё-таки люди начинают чувствовать, что в бане что-то идёт не так, стоит задобрить духа. Для этого в первую очередь необходимо прибраться, затем принести в баню кусок ржаного хлеба, который посыпан солью. Горсть соли бросить на каменку. Кроме того, стоит благодарить банника каждый раз после того, как помылись и насладились его гостеприимством.

Существуют народные представления о подарках банника. Например, у банника можно получить настоящую шапку-невидимку, но для этого нужно знать определённый день и совершить при этом особый ритуал. Также считается, что у духа бани имеется беспереводной целковый, то есть монета, которая всегда возвращается назад к человеку после того, как тот её потратил. Для того чтобы получить целковый, нужно спеленать (как ребёнка) кошку чёрного цвета и ровно в полночь бросить её в баню, при этом потребовав: «На тебе ребенка — дай мне беспереводной целковый». К баннику обращаются и с целью получить предсказание. До нашего времени сохранились упоминания гадательных обрядов, которыми увлекались девушки в праздники. Девушки приходили к бане ночью и совали в открытую дверь какую-либо часть тела. Если банник прикоснётся голой рукой — жених будет бедным, если мохнатой — богатым.