Главная · Зубной камень · Какие продукты не едят евреи. Как мясо оказалось под запретом. Где можно поесть вне дома

Какие продукты не едят евреи. Как мясо оказалось под запретом. Где можно поесть вне дома

Запрет на употребление свинины – не единственное кулинарное ограничение в еврейском обществе. Верующие евреи, то есть свято соблюдающие законы Торы, – принимают в пищу только кошерные продукты. И на то есть свои, очень веские причины.

Что такое кошерная пища

Кошерность не имеет никакого отношения к калорийности продуктов или, скажем, к их вкусовым качествам. К примеру, никто не станет сомневаться в том, что осетрина, креветки, мясо сома – это вкусно. Тем не менее все перечисленные продукты некошерны, ведь по законам кашрута (специальной системы запретов и ограничений) можно употреблять в пищу только рыбу, имеющую чешую и плавники. Осетр и сом чешуи не имеют, креветки – вообще не рыба. Кстати, некошерными являются все моллюски и ракообразные.

Полный список кошерных продуктов будет приведен чуть ниже, а пока поговорим о целях и задачах подобных ограничений.

Кашрут: кому и зачем это нужно?

Собственно, принципы кашрута касаются не только питания, но и некоторых других аспектов еврейской жизни: бытовых, юридических, социальных. Логического объяснения этим принципам нет. Их исполняют исключительно в знак подчинения воле Творца, а в конечном итоге – чтобы достичь единства с миром, так называемой «обители в нижних мирах».

Существует также медицинское обоснование законов кашрута. Считается, что некошерная (или как иногда еще говорят, трефная) пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, кроме того, вместе с ней (в частности, с мясом агрессивных животных) передается агрессия и другие низменные реакции.

В какой-то степени принципы кашрута перекликаются с известным высказыванием Гиппократа о здоровом питании: «Ты – то, что ты ешь».

Разделение пищи в соответствии с принципами кашрута

Вся окружающая нас неживая материя подразделяется на кошерное (разрешенное), некошерное (запрещенное) и псуль (несъедобное).

Пример кошерной пищи: мясо курицы, гуся, утки. Пример некошерной пищи: свинина (смотрите также – ), крольчатина, конина. Что касается несъедобного, с ним все и так понятно.

Кошерная пища, в свою очередь, делится на басар (мясную), халав (молочную) и парвэ (овощи, фрукты, рыба, орехи, мед). Получается, что кошерной является любая растительная пища в ее первозданном виде, а вот что касается блюд, тут не все так просто. Для приготовления кошерной пищи нужно использовать специальную (кошерную) посуду – ту, которая не контактировала с продуктами из запретного списка. Для того, чтобы вернуть посуде кошерность, если вдруг она утрачена, ее можно прикипятить или прокалить на огне.

Мясные продукты, употребление которых разрешено кашрутом:

  • мясо домашних жвачных животных с раздвоенными копытами (коров, коз, овец);
  • мясо диких животных с такими же признаками (лосей, оленей, косуль);
  • мясо кур, уток, гусей, индеек и перепелов. Также разрешается использовать яйца этих птиц.

Стоит сделать еще одно важное уточнение. Мясо кошерного животного должно быть правильно обработано, а забой произведен в соответствии со специальным обрядом (шхитой). Тора строго запрещает употреблять в пищу кровь, поэтому сразу же после умерщвления животного его мясо замачивают в воде комнатной температуры, затем посыпают солью – чтобы соль впитала как можно большее количество крови – и промывают. За кошерностью обработки мяса следит магшиах (специалист, в обязанности которого входит надзор за кошерностью еды и посуды).

Запрещенные мясные продукты

  • свинина, конина, крольчатина, мясо верблюда и диких животных, не имеющих обоих признаков кошерности;
  • мясо птиц, не входящих в список разрешенных (некошерно, к примеру, мясо страуса, фазана, цесарки);
  • мясо земноводных и пресмыкающихся.

Также строжайше запрещено употреблять в пищу насекомых и продукты их жизнедеятельности (кроме меда – он считается кошерным продуктом).

Что касается молочных продуктов, кошерными считаются те из них, которые получены от кошерных животных.

Кроме того, к основным принципам кашрута относится запрет на смешивание мясной и молочной пищи, состоящий из трех пунктов:

  • нельзя готовить вместе мясные и молочные продукты;
  • между употреблением мясной и молочной пищи должно пройти не менее 6 часов;
  • хранить эти продукты и изделия из них также следует отдельно.

Давайте подведем итоги. Система ограничений, известная под названием «кашрут», только на первый взгляд кажется набором бессмысленных запретов. На самом деле за ней стоят многовековые традиции еврейского народа и бесконечная мудрость Творца. А многие принципы кошерного питания стоит взять на вооружение приверженцам здорового образа жизни.

Будьте внимательны к тому, что Вы едите!

Что такое кашрут
Слово кашер (כשר) означает в переводе с иврита на русский язык – "пригодный" для чего-либо. Сегодня это слово чаще всего употребляется в сочетании кашерная еда – так называют еду, приготовленную в соответствии с законами еврейской традиции. Совокупность этих законов называется наиврите – кашрут (כשרות).

Кашрут – довольно объемная система законов. Но в ее основе лежат всего несколько заповедей, известных из Торы, и некоторые дополнительные правила, установленные еврейскими мудрецами в более позднее время.
Еще раз отметим, что полная система правил кашрута довольно сложна. Поэтому мы даже не пытаемся дать "руководство" по кашруту, но только постараемся выяснить, что же имеет в виду традиция, говоря о кашерной пище.

Вопросы для повторения

Что означает слово "кашер"?
Что такое "кашрут"?
Что лежит в его основе?

Основные принципы

Можно коротко перечислить основные принципы кашрута:
- разрешается есть мясо только определенных (кашерных) видов наземных животных, птиц и рыб;
- животное, чье мясо используется в пищу, должно быть убито, приготовлено и разделано специальным образом;
- нельзя смешивать мясную и молочную пищу;
- есть определенные требования на употребление в пищу плодов, выращенных евреями в Эрец-Исраэль,
- существуют дополнительные ограничения на некоторые другие продукты.

Разберем эти принципы подробнее.

Вопросы для повторения

Каковы основные принципы кашрута?

Запрещенная едаПрежде всего, мясо каких животных, птиц и рыб в принципе можно использовать для приготовления кашерной еды?
Точные указания по этому поводу содержатся в Торе, в 11-й главе книги "Ваикра". И сформулированы они в виде запретов и разрешений, так что деление животных на разрешенных и запрещенных – это заповедь.
В соответствии с указаниями, разрешенные, кашерные, наземные животные (а также птицы и рыбы) называются в традиции чистыми, а неразрешенные – нечистыми.
Наверное, самое известное из нечистых (запрещенных в еду) животных – это свинья: почти все слышали, что евреи не едят свинину. Однако далеко не все знают, что точно так же еврейская традиция запрещает есть, например, кролика или крабов.
Далее, к нечистым относятся все насекомые, земноводные и пресмыкающиеся. И если в России такая еда практически не принята, то в некоторых других странах она весьма популярна (например, лягушки во Франции).
Следует еще иметь в виду следующий принцип: продукт нечистого животного также является нечистым. Что такое "продукт животного"? Это, например, молоко. Поэтому традиция запрещает использовать, скажем, верблюжье молоко (которое пьют в некоторых странах Средней Азии), так как верблюд – некашерное животное (см. дальше). По той же причине запрещены черепашьи яйца: ведь черепаха – пресмыкающееся, а значит, некашерна.
Есть только одно исключение из этого правила – мед. Он кашерен, хотя и является продуктом жизнедеятельности насекомых – пчел.
Нет такого понятия – "нечистые растения". Все виды фруктов, овощей, грибов, ягод – кашерны. Есть, однако, некоторые тонкости, связанные с плодами Эрец-Исраэль. О них мы еще будем говорить.
Рассмотрим теперь подробнее деление на чистых и нечистых среди животных, птиц и рыб.

Вопросы для повторения

Что такое "чистые" и нечистые" животные?
Где в традиции есть источник такого деления?
К каким типам живых существ относится это деление? Какие типы живых существ безусловно некашерны и какие – кашерны?

Мясо животных

Для животных критерий сформулирован в книге "Ваикра": "Животное можно есть, если оно – жвачное и парнокопытное".
Таким образом, "чистые" животные – это, например, корова, овца, коза, олень. Их мясо кашерно, если будет приготовлено соответствующим образом (см. дальше).
Нечистые же животные – это, например, как уже говорилось выше, свинья (не жвачное), кролик и верблюд (нет раздвоенных копыт). Другие примеры – лошадь, тюлень, все хищные животные. Мясо таких животных запрещено в пищу и не может стать кашерным ни при какой обработке.

Вопросы для повторения

Как и где сформулировано правило, разделяющее животных на чистых и нечистых?
Приведите примеры чистых животных.

Приведите примеры нечистых животных, объясните, почему они некашерны.

Птицы

Список птиц, чье мясо запрещено в еду, приведен в Торе в книге"Ваикра" (11:13-19). Это – все хищные птицы (орел, коршун, сова и т.п.), а также аист, ворона, чайка, пеликан, удод и некоторые другие. Запрещено, соответственно, есть и яйца этих птиц.
Возникает вопрос: почему только для птиц дан список "нечистых", но не установлены точные критерии, как для животных (о чем мы только что говорили) или для рыб (см. дальше), что считать чистым, а что – нечистым?
Ответ, видимо, такой: хотя этот список и длинный, но чистых птиц, видимо, было больше, чем нечистых.
К сожалению, за время, прошедшее с момента дарования Торы, евреи расселились по всему свету. Со временем стало иногда трудно определить точно, к какому виду птиц относится то или иное название, упоминаемое в ТаНаХе – какой птице оно соответствует? Поэтому еврейские общины выбирали в еду только те виды птиц, в определении вида которых были уверены.
Сегодня евреи считают чистыми всех домашних птиц: курица, гусь, индейка, утка.
Для того, чтобы стать кашерным, мясо птиц также должно быть подвергнуто специальной обработке.

Вопросы для повторения

Как и где сформулировано, какие птицы являются нечистыми?
В чем особенность этой формулировки? Как это можно объяснить?
Приведите примеры кашерных и некашерных птиц.
Почему сегодня так мало видов птиц употребляется евреями в пищу?
Является ли их мясо автоматически кашерным?

Кашерное мясо

Из того, что корова – кашерное животное, еще не следует, что любой кусок говядины в магазине кашерен. Тора запрещает также есть:
- мясо животного, умершего естественной смертью; такое мясо называется невела (נבלה – "падаль"); в это понятие включается также мясо животного, болевшего перед убоем;
- мясо животного, раненого или убитого другим зверем или на охоте; такое мясо называется тареф (טרף – "растерзанный"), и отсюда происходит часто употребляемое общее название для некашерной еды – трефная;
- мясо животного, в котором еще есть кровь;
- некоторые части туши (сальный жир и седалищный нерв).

К каким выводам приводят эти запреты?
Во-первых: животное (разумеется, разрешенное) должно быть убито лишь специальным образом, называемым шхита (שחיטה). Суть шхиты в том, что животное убивают одним ударом ножа, перерезающим сонную артерию. Так гарантируется, что животное умирает без мучений. Человек, умеющий производить шхиту, называется шохет (שוחט – "резник").
Если животное убито любым другим способом – его мясо евреям запрещено есть.
Во-вторых: после шхиты должна быть сделана проверка туши. Если выясняется, что в теле животного были серьезные повреждения – его мясо некашерно. Проверяющий тушу называется на иврите бодек (בודק).
В-третьих: из туши должны быть удалены сальный жир и седалищный нерв. Выполняющий эту работу называется менакер (מנקר).
Шохет, бодек и менакер – профессии, требующие специального обучения.

Вопросы для повторения

В каком случае мясо чистого животного является некашерным?
Что такое "невела" и "трефа"?
Как называется разрешенный кашрутом убой скота и в чем его суть?
Какие профессии связаны с ним?

Обработка мяса

И, наконец, в-четвертых: из мяса должна быть удалена кровь. Интересно узнать, в чем заключаются причины этого требования.
Тора категорически запрещает всем (не только евреям) есть часть тела еще живого существа: это – одна из семи заповедей сыновей Ноаха, то есть заповедей для всего человечества. Для евреев же это требование уточняется: так как кровь – признак жизни животных, Тора (Дварим, 12:23) запрещает евреям употреблять в пищу кровь, а, следовательно, нельзя есть и мясо, в котором осталась кровь.
Как же удалить кровь из разделанного мяса? Традиция разрешает два способа:
1) "просолка": свежее мясо промывают в воде, затем засыпают крупной солью на час; за этой время соль впитывает кровь, после чего мясо вновь промывают;
2) прожаривание мяса на открытом огне.
Напомним, что все эти требования относятся только к мясу животных и птиц. Но – не к рыбам.

Вопросы для повторения

Почему из мяса должна быть удалена кровь?
Какими способами можно удалить кровь?

Мясное и молочное

Существует запрет, который (уникальный случай!) упоминается в Торе трижды. Вот этот запрет: "Не вари козленка в молоке его матери" ("Шмот", 23:19, "Шмот", 34:26, "Дварим", 14:21). Повелительная форма фразы говорит о том, что это – заповедь. Традиция уточняет, что троекратное повторение фразы подразумевает три запрета:
- нельзя готовить вместе мясо и молоко;
- нельзя есть вместе мясо и молоко;
- нельзя никаким образом использовать мясо-молочную смесь.

Что означает слово "мясо" в этих запретах?
Это – любое мясо животных и птиц (но не рыб!), а также все, имеющее отношение к этому мясу – например, жир (говяжий, куриный и т. д.).
"Молоко" – это не только собственно молоко, но еще и любые молочные продукты: сыр, творог, сливочное масло, кефир, сметана, молочный маргарин и т. д.
Таким образом, согласно еврейской традиции, недопустимы не только варка мяса в молоке, но и вообще смешение мясных и молочных частей в любой еде.
Каждая составная часть пищевого продукта может быть или мясной, или молочной, или нейтральной (например, рыба, фрукты, овощи, грибы, яйца, мед, сахар, соль, мука, растительное масло и др.). Поэтому каждый кашерный продукт может принадлежать к одному из трех видов:
- "мясной" (бсари – בשרי): если в нем есть хоть какие-то мясные компоненты;
- "молочный" (халави – חלבי): если в нем есть хоть какие-то молочные компоненты;
- "нейтральный" (парве – פרווה): если в нем нет ни мясных, ни молочных компонентов, а только – "нейтральные".
Наример: бутерброд с колбасой – это мясная еда (мука+мясо), бутерброд с маслом – молочная (мука+масло), а бутерброд с медом – паревная.
Поскольку переваривание еды занимает какое-то время, традиция запрещает есть молочные продукты сразу после мяса – необходимо сделать определенный перерыв. Продолжительность этого перерыва (между мясной и молочной едой) в разных общинах установлена по-разному: от трех до шести часов.
А вот после молока ждать так долго не нужно: достаточно, например, прополоскать рот и можно есть мясо.

Вопросы для повторения

Сколько раз в Торе дается запрет на смешение мяса и молока?
Какие выводы делает из этого традиция?
На какие три вида делится вся кашерная еда?
Что такое "парве"?

Рыбы

Там же, в книге "Ваикра", сказано: "…из всех, обитающих в воде, можете есть тех, у кого имеются чешуя и плавники…" (11:9-12).
Таким образом, нечистыми являются все обитающие в воде "не рыбы": мидии, устрицы, кальмары, крабы, раки, креветки и т. д., а также некоторые рыбы (без чешуи): сом, осетр, акула, угорь и др. Соответственно осетровая (черная) икра – некашерна.
Подавляющее большинство рыб (кроме хищных) – чистые. В отличие от мяса животных и птиц, чистая рыба автоматически является кашерной: ее не надо подвергать никакой специальной обработке. Икра этих рыб – кашерна.
Еще раз напомним, что рыба – паревная еда; нет никакого запрета на рыбно-молочные блюда (например, в восточно-европейских общинах была весьма популярна щука в сметане). В то же время традиция не рекомендует есть рыбу одновременно с мясом – из медицинских соображений.

Вопросы для повторения

Где и как сформулировано в Торе определение кашерности для обитающих в воде существ?
Приведите примеры некашерных.
Требуется ли для рыбы, как для мяса животных и птиц, дополнительная обработка?
Запрещено ли смешивать рыбную и молочную еду?

Фрукты и овощи в Эрец-Исраэль

Фрукты и овощи, выращенные евреями в Эрец Исраэль, заслужили нескольких отдельных заповедей в Торе. Суть этих заповедей сводилась к:
- обязанности отделять часть урожая в пользу бедных;
- обязанности отделять часть урожая для Храма;
- запрету использовать плоды первых трех лет урожая деревьев;
- отдыху земли в каждый седьмой год.

Часть из этих требований можно перенести на сегодняшний день без изменений (например, запрет на использование плодов первых трех лет), часть теперь невозможно выполнить буквально (например, отделять часть урожая для Храма, так как Храма сегодня нет), и поэтому они выполняются только символически. Полная система законов, связанных с выполнением этих заповедей в наши дни, совсем не проста, и рядовому человеку трудно в ней разобраться. Поэтому в Государстве Израиль сегодня этими вопросами занимается Раввинат. Каждый, кто хочет соблюдать эти заповеди, полагается на инспекцию какого-либо раввината и покупает фрукты, проверенные данной инспекцией.
Еще раз напомним: речь идет только о плодах, выращенных евреями в Эрец-Исраэль! К подмосковным яблокам, например, эти заповеди не имеют никакого отношения.

Вопросы для повторения

Какие заповеди ведут к ограничениям кашрута на растительную пищу?
Все ли они буквально выполнимы сегодня?
К каким плодам они относятся?

Особые продукты

Кроме вышесказанного, существуют особые требования кашрута по отношению к некоторым особым продуктам. Эти требования не являются заповедями, но – ограничениями, в разное время установленными еврейской традицией. Такие ограничения называются на иврите гзерот (גזירות).
Наиболее существенные из гзерот установлены на:
- нееврейское виноградное вино или любой другой виноградный напиток (на напитки не из винограда этот запрет не распространяется);
- сыр, изготовляемый обычным способом (при этом используются специальные ферменты, способствующие створаживанию молочной массы, и эти ферменты могут оказаться некашерными).

Вопросы для повторения

Что такое "гзерот"?
Являются ли они заповедями?
Привести виды гзерот для кашрута.

Посуда

Еврейская традиция требует, чтобы посуда, в которой готовится еда, также была кашерной. Что это значит? Как посуда вообще может стать некашерной?
Во-первых, это может случиться, если в посуде находилась горячая некашерная еда. Понятно, что в доме, где соблюдается правила кашрута, скорее всего, такой еды и не окажется. Однако в случае, если приходится есть в гостях, в ресторане и т. д. – это становится серьезным требованием.
Во-вторых, так как традиция запрещает любое смешение мясного и молочного, в еврейских домах существует разные комплекты посуды – для мясной и молочной, а иногда и для паревной еды. Мясная и молочная еда не только не готовится вместе – нельзя даже подавать ее одновременно на один стол.
Эти требования кашерности относятся ко всем видам посуды: кастрюли, тарелки, чашки, ложки, ножи, сковородки, противни для печей, мясорубки и т. д.

Вопросы для повторения

Что такое "кашерная посуда"?
В каком случае посуда становится некашерной?
Как решают эту проблему в еврейских домах?

Кашерная еда

Подведем итоги тому, что мы уже знаем о правилах кашрута: еда является кашерной, если она:
- приготовлена из разрешенных правилами кашрута продуктов и в кашерной посуде;
- ее мясные компоненты (части) прошли специальную обработку;
- при ее приготовлении не смешивалась молочная и мясная пища.

Вопросы для повторения

Что такое "кашерная еда"?

Кашрут сегодня

Сложно или легко стало выполнять правила кашрута сегодня? Ответ на этот вопрос неоднозначен.
С одной стороны, в Израиле и в других странах Запада со значительными еврейскими общинами существует современная пищевая промышленность, которая в состоянии производить любые количества любых кашерных продуктов. В Израиле, например, подавляющее большинство предприятий пищевой промышленности выпускают только кашерную еду, есть много кашерных ресторанов, кафе и т. д. Большое количество кухонных приспособлений упростили процесс приготовления пищи и в домашних условиях.
С другой стороны, ритм жизни заметно вырос по сравнению с тем, каким он был еще сто-двести лет назад. Если раньше, например, покупая мясо в лавке, еврей лично знал шохета и мог положиться на его шхиту, – сегодня тонны такого мяса ежедневно отправляются в каждый израильский супермаркет. Трудно представить себе, что произойдет, если каждый покупающий это мясо в супермаркете захочет лично познакомиться с шохетами данной фирмы! А как быть тому человеку, кто живет в общине, где нет своего шохета?
Кроме того, при использовании разных продуктов приходится следить: нет ли в яйцах крови, а в фруктах – червей (и то, и другое автоматически делает продукты некашерными). Сегодня каждая домохозяйка использует у себя на кухне массу полуфабрикатов: консервы, майонез, мороженное тесто и т. д. Как узнать, были ли все эти полуфабрикаты изготовлены с учетом требований кашрута?

Для этого в еврейском мире существуют сегодня специальные организации, занимающиеся вопросами кашрута. Если какая-либо фирма хочет, чтобы соблюдающие кашрут евреи ели ее продукцию – она заключает договор с одной из таких организаций. Согласно этому договору организация осуществляет инспекцию (на иврите hашгаха – השגחה) соблюдения требований кашрута в течение всего производственного процесса. И если все требования фирмой выполнены, организация ставит свою печать на ее продукции – hэхшер (הכשר – "удостоверение кашерности). А так как руководят такими организациями обычно известные и уважаемые люди, то полагающиеся на их мнение евреи знают: этот продукт кашерен.
А как же быть в ресторане, где еду изготовляют не автоматическим потоком, а по мере поступления заказов посетителей? Для этого нужно постоянно следить за выполнением требований кашрута, так что только hэхшера недостаточно. и ресторан нанимает разбирающегося в кашруте инспектора (машгиах – משגיח), который контролирует всю работу.
В Государстве Израиль вопросами кашрута занимается в основном Главный Раввинат и некоторые другие организации. Во всех государственных учреждениях (в том числе, и в армии) соблюдение кашрута обязательно, что оговорено израильскими законами.

Вопросы для повторения

Почему можно сказать, что сегодня легче выполнять требования кашрута, чем раньше?
Какие новые проблемы возникли в наши дни?
Как они решаются в еврейских общинах?
Что такое "hашгаха" и "машгиах"?
Что такое "hэхшер"?

Значение кашрута

Получив основные сведения о кашруте, полезно остановиться и спросить: в чем смысл всех этих правил?
На этот вопрос можно дать разные ответы.
Прежде всего, прав тот, кто скажет: заповеди, лежащие в основе кашрута, – это хуким. Напомним (см. раздел 2), что найти логическое обоснование хуким невозможно; традиция передает еврейскому народу эти законы. Еврей, для которого "Тора – путь жизни", соблюдает кашрут по той же причине, по которой он соблюдает Шаббат: потому что это – заповеди. И другого объяснения законам кашрута нет.
Впрочем, многие склонны искать законам кашрута объяснения в медицине, диетологии и биологии. Возможную связь между этими науками и требованиями кашрута подчеркивал еще РаМБаМ. Сегодня же появились многочисленные новые теории, согласно которым смешение мяса и молока, употребление в пищу остатков крови, мясо хищных животных, птиц и рыб, – вредны для здоровья. Возможно, эти теории верны – ведь само многотысячелетнее существование еврейского народа показывает, что Тора, во всяком случае, не требовала ничего, что могло бы повредить здоровью человека. Однако уже РаМБаН (крупнейший еврейский мыслитель 13-го века; жил в северной Испании и был, в частности, знаменитым врачом) полемизировал с этой точкой зрения, указывая, что в таком случае эти заповеди должны быть адресованы всему человечеству, а не только евреям. Так что вряд ли эти теории объясняют подлинный, внутренний смысл заповедей кашрута.
Намек на иррациональный (то есть недоступный человеческому разуму) смысл связанных с кашрутом заповедей еврейские мудрецы находили в Торе. Там же, в книге "Ваикра", после перечисления заповедей, называющих "нечистых" животных, Тора добавляет: "Не оскверняйте душ ваших… и не станете нечистыми, как нечисты они [запрещенные животные]" (Ваикра, 11:43). Отсюда мудрецы делали вывод, что понятие "нечистого" животного имеет глубокий внутренний смысл: такое животное несет в себе нечто, способное повредить не телу, а душе человека. Так, например, РаМБаН считает, что запрет на мясо хищников связан именно с тем, что они – хищники, и поэтому их мясо может передать человеку такие качества, как жестокость.
То же относится и к другим требованиям кашрута: даже те, кто далеки от традиции, согласятся, что на еврейскую психологию повлияли как запрет на добытое на охоте мясо, так и то, что на протяжении сотен поколений ни один еврейский ребенок не видел, чтобы его мать убивала курицу.
В более широком смысле можно сказать так: человек – несомненно, существо биологическое. Для того, чтобы жить, он должен выполнять множество функций, свойственных и остальным биологическим существам (то есть животным) – в частности, есть. Но если человек хочет подняться над уровнем животного, он должен внести нравственные соображения даже в такое "животное" действие, как еда: чтобы быть чистым морально, ему надо быть чистым и физически. В разных нравственных системах это пытаются делать по-разному: скажем, во всей западной (и не только западной) цивилизации запрещен каннибализм (поедание человеческого мяса); в России вряд ли кто-нибудь станет есть змей – и не по соображениям диеты, а потому что это – змеи; наконец, существуют вегетарианцы и т. д. Источником же еврейской (в том числе и нравственной) традиции является Тора. Поэтому кашрут – еврейская система ограничений на еду – построена на заповедях Торы.
И еще одно соображение: нет сомнения в том, что кашрут действительно помогает единству еврейского народа. Что делает соблюдающий традицию еврей, когда он приезжает в новое место? Чтобы найти кашерную еду, он должен прежде всего найти местных евреев. Если он остановился в гостинице, то скорее всего предпочтет такое место, поблизости от которого есть еврейский ресторан; сможет пообедать только в доме придерживающихся традиции евреев и т. д. В результате кашрут автоматически приводит к тому, что еврей в каждом месте укрепляет связи с другими евреями.

Еврей может питаться любой растительной пищей. Ограничения касаются только пищи животной. В Торе перечислены все физические признаки животных, мясо которых еврею можно есть.

Из животных, обитающих на суше, разрешается употреблять лишь тех, которые обладают обязательными двумя признаками: они едят растительную пищу и имеют раздвоенные копыта. В результате оказывается, что евреям разрешается есть мясо только травоядных животных и непригодной в пищу остается вся остальная земная фауна: хищные животные, грызуны, пресмыкающиеся, толстокожие, приматы, свинья и лошадь, то есть животные, большинство которых в те или иные эпохи употреблялись в пищу разными народами. В среде евреев, считающих себя просвещенными, бытует мнение, что запрет есть свинину был разумен лишь в странах с жарким климатом и в былые века, когда не было холодильников. Однако если вспомнить, на скольких еще животных наложен запрет, то становится очевидным, что этот аргумент не выдерживает критики. Нам нельзя есть свинину, но нам нельзя есть и мясо белого медведя. Климат тут совершенно не при чем. В основу запрета явно положены четкие формальные признаки; да по логике так оно и должно было быть. Если бы запрет на ту или иную пищу был всего лишь отражением мудрых диетических познаний опередившего свое время Моисея, человечество рано или поздно достигло бы этой мудрости, и тогда еврейские обычаи, касающиеся еды, растворились бы в соблюдаемых всеми тех же самых обычаях.

Из морских тварей евреи могут есть только тех, которые обладают плавниками и чешуей. Таким образом, нам заказаны столь популярные в Америке ракообразные: устрицы, креветки, омары, раки. Под запретом находятся и многие французские деликатесы: морские ежи, улитки, моллюски, лягушки, осьминоги и тому подобное. Некоторые пытаются обосновать эти ограничения тем, что, дескать, осьминоги и омары внушают омерзение, чего нельзя сказать о рыбах. Однако, на мой взгляд, это рассуждение напоминает довод о запрете на свинину в жарких странах. Я уверен, что для любителя осьминогов хорошо приготовленный осьминог представляет собою эстетически самое что ни на есть привлекательное зрелище - со всеми своими щупальцами и присосками. Нет никакого сомнения, что в рацион евреев входят многие вкуснейшие рыбы и не входят (как и в случае с животными) некоторые морские и пресноводные существа, которые у других народов считаются деликатесом.

Для птиц у евреев не предусмотрены ограничения по формальным признакам. В Торе перечислены птицы, которых евреи должны гнушаться - это хищные птицы или пожиратели падали (орел, гриф, коршун, ворон, страус, лебедь и так далее). По сути дела, евреи и неевреи едят одних и тех же птиц. Разница только в том, что у евреев имеется особый - кашерный - способ убоя птицы. Что касается насекомых, то для евреев все они - табу. Вообще-то в Америке насекомых в пищу почти не употребляют, хотя время от времени на приемах с коктейлями нам приходится отказываться от таких лакомых кусочков, как покрытые шоколадом муравьи.

Тора не приводит никаких признаков, по которым можно было бы отличить разрешенных и запрещенных птиц. Вместо этого названы двадцать четыре некашерных вида.

В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных евреям в пищу.

§ Разрешены лишь те млекопитающие, которые имеют раздвоенные копыта и жуют жвачку. Не обладающие обоими признаками или имеющие только один из них запрещены (верблюд, свинья, заяц, барсук). «Чистые» животные: крупный и мелкий рогатый скот, олени, косули и пр.

§ Разрешены только те виды рыб, которые имеют плавники и чешую. То есть нам нельзя есть многие «дары моря», признающиеся съедобными у других народов: омары, устрицы, креветки, трепанги, крабы, каракатицы и т.п. Нельзя употреблять в пищу икру некашерных рыб.

§ Тора не приводит никаких признаков, по которым можно было бы отличить разрешенных и запрещенных птиц. Вместо этого названы двадцать четыре некашерных вида. На основе этого списка мудрецы Талмуда сформулировали признаки птиц, запрещенных к употреблению в пищу. Главным образом это хищники или те, кто поедает падаль: стервятники, вороны, ястребы, совы, страусы, пеликаны, аисты, цапли и т.д. К разрешенным птицам традиция относит кур, гусей, уток, индюков, голубей.

§ Земноводные, грызуны и насекомые запрещены, так же как и все существа, «ползающие на чреве», т.е. пресмыкающиеся.

§ Все создания, разрешенные к употреблению в пищу, называются в Торе тагор - чистые. Все некашерные живые существа называются тамэ - нечистые, а также шекец - мерзкие или тоэйва - отвратительные. Однако обычно их характеризуют термином трефа , как любое мясо (даже кашерно-го животного), непригодное в пищу в соответствии с еврейскими законами.

§ Запрещены также яйца, молоко, икра всех некашерных животных, птиц и рыб. Единственным исключением является пчелиный мед, который особо разрешен Торой.

§ Еврейский свод законов включает также некоторые санитарные указания. Продукты, которые приносят вред здоровью, нельзя употреблять в пищу, даже если они разрешены правилами кашрута . Основанием для этого служит требование Торы: «Оберегайте жизни ваши…» (Дварим, 4:15).

§ Тора запрещает употреблять мясо животных и птиц, которые умерли естественной смертью или не были зарезаны особым способом, называемым шхита" . «Не ешьте никакой падали…» (Дварим, 14:21); «…режь [животных] из крупного и мелкого скота твоего… как я заповедал тебе…»(Дварим, 12:21).

§ Правила шхиты сохранила для нас Устная Тора, и касаются они только скота и птицы, но не рыбы: «…мелкий и крупный скот зарезан для них… рыбы моря собраны для них…» (Бемидбар, 11:22).

§ Правила шхиты разработаны таким образом, чтобы животное страдало минимально и чтобы удалить из мяса как можно больше крови. Очень острым ножом без малейшей зазубрины моментально рассекают трахею, пищевод, сонную артерию и яремную вену. Животное теряет сознание почти мгновенно, а сам разрез безболезнен (человек, порезавший палец острой бритвой, чувствует боль лишь секунду-две спустя). Лучшие психологи, патологоанатомы и другие ученые утверждают, что еврейский способ забоя животных -самый гуманный. Кроме гуманности, шхита имеет еще одно существенное преимущество перед любыми другими методами забоя: она гарантирует полное и быстрое вытекание крови, что является непременным требованием кашрута . Не вызывает сомнения, что это требование соответствует современным взглядам на гигиену питания.

§ Шохет - не просто еврейский резник. Шохет обязан быть глубоко религиозным человеком, хорошо знающим законы шхиты . Он должен отлично разбираться в анатомии и физиологии животных, сдать сложный экзамен и иметь соответствующий документ от раввината. Будучи уверены в знаниях и благочестии шохета , евреи часто приглашают его исполнять и другие обязанности, особенно в маленьких общинах. Процедура шхиты детально разработана в Талмуде (трактат Хулин, 1,2) и кодифицирована в «Шулхан арухе» (раздел «Йорэ деа», 1:28).

«КАШЕРОВАНИЕ» МЯСА

Запрещение крови

§ Тора запрещает употреблять в пищу кровь даже кашер-ного скота и птицы (но не рыб): «Крови же никакой не ешьте… ни птиц, ни скота… А кто будет есть кровь, душа того истребится из народа своего» (Вайикра, 7:2б,27).

§ Чтобы не нарушать эту заповедь, кровь нужно удалять одним из двух способов: либо вымачиванием и солением, либо обжариванием над огнем или в электропечи.

§ Если животное или птица были правильно зарезаны, но их мясо приготовлено не по еврейскому закону, оно становится некашерным. Так, если во время варки или обжаривания без предварительного кашерования из мяса вытекает оставшаяся после убоя кровь, - все содержимое сковороды или кастрюли становится некашерным.

Кашерование обжариванием

§ Нельзя обжаривать мясо на сковороде, кровь должна вытекать свободно.

§ Гриль, вертел, решетку, на которых кашеровали мясо, необходимо прокалить для дальнейшего употребления.

§ Сырое мясо нужно тщательно вымыть и посолить перед обжариванием.

§ После того, как мясо прожарено, его нужно промыть три раза, чтобы удалить кровь. После этого можно готовить любым способом.

§ Способ кашерования обжариванием применяют, в основном, для приготовления печени, которая содержит очень много крови. Обычное же мясо кашеруют вымачиванием и солением.

Кашерование вымачиванием и солением

§ Прежде всего мясо тщательно моют в холодной проточной воде, затем кладут на полчаса в миску с холодной водой. Вода должна полностью покрывать мясо, при этом оно смягчается.

§ Мороженое мясо нельзя солить до тех пор, пока оно не оттает полностью.

§ После того, как мясо пробыло в воде полчаса, его густо солят со всех сторон (птицу внутри и снаружи тушки) солью средней зернистости. Обычная столовая соль слишком мелкая и быстро впитывается в мясо, вместо того, чтобы вытягивать кровь.

§ Посоленное мясо кладут на наклонную доску, чтобы кровь могла свободно стекать. Доску, в которой есть отверстия, нет надобности наклонять.

§ Мясо должно лежать на доске в течение часа (при особых обстоятельствах этот срок можно сократить до восемнадцати минут).

§ Через час соль нужно тщательно смыть холодной проточной водой. Теперь мясо можно варить, жарить или печь.

§ Миску, в которой вымачивают мясо, и доску нельзя использовать в других целях.

§ Мясо кашеруют сразу после покупки. Во всяком случае, не следует откладывать обработку больше чем на семьдесят два часа с момента шхиты . Если все же кашерование приходится отложить на более поздний срок, то мясо нужно тщательно промыть в холодной воде до того, как истекут семьдесят два часа, чтобы не дать крови свернуться, иначе соление и вымачивание могут стать неэффективными.

§ Если мясо пролежало без промывки и кашерования более семидесяти двух часов, кровь можно удалить только обжариванием. Если же оно было заморожено, то, по мнению некоторых авторитетов, его можно кашеровать солением.

§ Яйцо, обнаруженное внутри курицы, тоже нужно вымочить и высолить. Но его кладут отдельно от тушки в верхнем конце наклонной доски. Оно считается мясом, и его нельзя употреблять в пищу вместе е молочными продуктами.

§ Мясо, предназначенное для фарша, нужно кашеровать перед измельчением. Если мясо перемолото до кашерования, есть его нельзя. Посуда, в которой хранилось это мясо, становится некашерной.

§ Запрещается использовать яйцо, если в нем обнаружены кровяные пятна или сгустки. Перед употреблением нужно тщательно просматривать и желток, и белок.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

=Почему евреи едят только кошерную пищу=

Запрет на употребление свинины – не единственное кулинарное ограничение в еврейском обществе. Верующие евреи, то есть свято соблюдающие законы Торы, – принимают в пищу только кошерные продукты. И на то есть свои, очень веские причины.

Что такое кошерная пища

Кошерность не имеет никакого отношения к калорийности продуктов или, скажем, к их вкусовым качествам. К примеру, никто не станет сомневаться в том, что осетрина, креветки, мясо сома – это вкусно. Тем не менее все перечисленные продукты некошерны, ведь по законам кашрута (специальной системы запретов и ограничений) можно употреблять в пищу только рыбу, имеющую чешую и плавники. Осетр и сом чешуи не имеют, креветки – вообще не рыба. Кстати, некошерными являются все моллюски и ракообразные.

Полный список кошерных продуктов будет приведен чуть ниже, а пока поговорим о целях и задачах подобных ограничений.

Кашрут: кому и зачем это нужно?

Собственно, принципы кашрута касаются не только питания, но и некоторых других аспектов еврейской жизни: бытовых, юридических, социальных. Логического объяснения этим принципам нет. Их исполняют исключительно в знак подчинения воле Творца, а в конечном итоге – чтобы достичь единства с миром, так называемой «обители в нижних мирах».

Существует также медицинское обоснование законов кашрута. Считается, что некошерная (или как иногда еще говорят, трефная) пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, кроме того, вместе с ней (в частности, с мясом агрессивных животных) передается агрессия и другие низменные реакции.

В какой-то степени принципы кашрута перекликаются с известным высказыванием Гиппократа о здоровом питании: «Ты – то, что ты ешь».

Разделение пищи в соответствии с принципами кашрута

Вся окружающая нас неживая материя подразделяется на кошерное (разрешенное), некошерное (запрещенное) и псуль (несъедобное).

Пример кошерной пищи: мясо курицы, гуся, утки. Пример некошерной пищи: свинина, крольчатина, конина. Что касается несъдобного, с ним все и так понятно.

Кошерная пища, в свою очередь, делится на басар (мясную), халав (молочную) и парвэ (овощи, фрукты, рыба, орехи, мед). Получается, что кошерной является любая растительная пища в ее первозданном виде, а вот что касается блюд, тут не все так просто. Для приготовления кошерной пищи нужно использовать специальную (кошерную) посуду – ту, которая не контактировала с продуктами из запретного списка.
Для того, чтобы вернуть посуде кошерность, если вдруг она утрачена, ее можно прикипятить или прокалить на огне.

Мясные продукты, употребление которых разрешено кашрутом:

Мясо домашних жвачных животных с раздвоенными копытами (коров, коз, овец);
мясо диких животных с такими же признаками (лосей, оленей, косуль);
мясо кур, уток, гусей, индеек и перепелов. Также разрешается использовать яйца этих птиц.

Стоит сделать еще одно важное уточнение. Мясо кошерного животного должно быть правильно обработано, а забой произведен в соответствии со специальным обрядом (шхитой). Тора строго запрещает употреблять в пищу кровь, поэтому сразу же после умерщвления животного его мясо замачивают в воде комнатной температуры, затем посыпают солью – чтобы соль впитала как можно большее количество крови – и промывают. За кошерностью обработки мяса следит магшиах (специалист, в обязанности которого входит надзор за кошерностью еды и посуды).

Запрещенные мясные продукты

Свинина, конина, крольчатина, мясо верблюда и диких животных, не имеющих обоих признаков кошерности;
мясо птиц, не входящих в список разрешенных (некошерно, к примеру, мясо страуса, фазана, цесарки);
мясо земноводных и пресмыкающихся.

Также строжайше запрещено употреблять в пищу насекомых и продукты их жизнедеятельности (кроме меда – он считается кошерным продуктом).

Что касается молочных продуктов, кошерными считаются те из них, которые получены от кошерных животных.

Кроме того, к основным принципам кашрута относится запрет на смешивание мясной и молочной пищи, состоящий из трех пунктов:

Нельзя готовить вместе мясные и молочные продукты;
между употреблением мясной и молочной пищи должно пройти не менее 6 часов;
хранить эти продукты и изделия из них также следует отдельно.

Давайте подведем итоги. Система ограничений, известная под названием «кашрут», только на первый взгляд кажется набором бессмысленных запретов. На самом деле за ней стоят многовековые традиции еврейского народа и бесконечная мудрость Творца. А многие принципы кошерного питания стоит взять на вооружение приверженцам здорового образа жизни.

Будьте внимательны к тому, что Вы едите!