Главная · Зубной камень · История трамвая. Междугородний горный трамвай во Франции. Конка на улице Нью-Йорка

История трамвая. Междугородний горный трамвай во Франции. Конка на улице Нью-Йорка

«ДИВО» русская книга рекордов и достижений

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: Наука и техника: Общественный транспорт

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

РОССИЙСКАЯ КОНКА

В России конка появилась в Петербурге в 1860 году, сначала как грузовая, связавшая 17-ю линию Васильевской: острова со складами биржи. А в 1866 году начали действовать три пассажирские линии - Невская, Адмиралтейская и Садовая. В 1872 году была построена первая линия конки в Москве В начале 1880-х годов конка была в Одессе, Харькове, Тифлисе, Риге и Ростове-на-Дону.

ПЕРВЫЙ ТРАМВАЙ

Первый трамвай в России появился в Петербурге. 22 августа 1880 года в II часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка русским изобретателем Федором Аполлоновичем Пироцким был продемонстрирован первый электрический трамвай. Пироцкий, служащий главного артиллерийского управления, решил проблему передачи электроэнергии по рельсам. Позже на заброшенной железнодорожной ветке в Сестрорецке ему удалось двинуть по рельсам трамвай, находившийся на расстоянии километра от источника тока. Владельцы акционерных обществ конно-железных дорог увидели в электрическом вагоне опасного конкурента. Поэтому у Пироцкого, к великому сожалению, дальше опытов дело не пошло. И только спустя 12 лет (в 1892 году) в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Затем трамвайные линии построили в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринославе.

В 1883 году впервые электропитание трамвая было осуществлено через воздушный контактный провод, как у современных трамваев.

В Москве первые трамваи появились в 1899 году. А в Петербурге лишь в 1907 году, то есть через 27 лет после и зобретения.

ПЕРВЫЕ ТАКСИ

Первый автомобиль-такси появился на улицах Петербурга в 1907 году. А по Москве первые такси - французские «рено» и итальянские «фиаты» - забегали 21 июня 1925 года. И лишь в 1932 году в такси появились отечественные машины ГАЗ-А6, а с 1936 года - автомобили М-1 (знаменитые «эмки»).

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ АВТОБУС

По Москве первый автобус начал курсировать 18 апреля 1922 года. Стоимость билета «на одну станцию» была четверть миллиона бумажных рублей. Весь рейс состоял из двух станций. Первый автобус не имел ни своего номера, ни какого-либо определенного расписания движения. «Захватить» автобус и сесть в него можно было только случайно.

Регулярное автобусное движение открылось в Москве 24 августа 1924 года. Всего курсировало 8 машин английской фирмы «Лейланд», которые могли развить максимальную скорость 30 километров в час.

ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС

Первый российский троллейбус был создан в 1933 году на московском заводе «Динамо». S ноября 1933 года на площади Белорусского вокзала собралось множество народа. Все смотрели в сторону Ленинградского шоссе. Вскоре на дороге показался «рогатый», который возвращался из своей первой поездки от Белорусского вокзала до села Всехсвятского.

ПЕРВОЕ МЕТРО

Первый проект сооружения Московского метрополитена - «внеуличной железной дороги», как его тогда называли, был разработан русским инженером П. И. Балинским и в конце 1902 года рассматривался в Московской городской думе. Он сразу вызвал настороженное к себе отношение: ведь в нем предусматривалось безвозмездное отчуждение городских земель вокруг наземных линий, снос многих домов. Пайщики трамвайных компаний испугались конкуренции, духовенство окрестило подземку «греховной мечтой», и проект отклонили. Несколькими годами ранее точно так же был отклонен проект сооружения метро в Санкт-Петербурге.

Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве IS мая 193S года. Первая очередь была протяженностью 11,6 километра и имела 13 станций (две линии - от Сокольников до ЦПКиО им. Горького и до Смоленской площади). По этим линиям курсировало в час 15 пар четырехвагонных поездов, перевозивших в сутки 177 тысяч пассажиров.

РЕКОРДЫ МЕТРОПОЛИТЕНА

Самое оживленное в мире метро - в Москве. Ежедневно его услугами пользуется от 8 до 10 миллионов человек. В мае 1990 года Московский метрополитен имел 141 станцию, 49 пересадочных узлов, 428 составов, которые курсировали по 227 километрам пути. Занимая пятое место в мире по развитости железнодорожной сети, московское метро крепко держит пальму первенства по количеству перевозимых в сутки пассажиров.

ВМЕСТО АВТОБУСОВ - ФУНИКУЛЕРЫ

Самое большое количество канатных дорог - в грузинском городе Чиатура. Нигде в мире нет ничего подобного. Канатные дороги являются здесь основным видом транспорта: десятки линий связывают центр города с рудниками и рабочими поселками. Часть из них - пассажирские.

САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ ТРАМВАЙ

Ближе всех к Северному полюсу находится трамвайная линия в Усть-Илимске протяженностью 16 километров. С 1991 года по ней ходит самый северный в мире трамвай. Трамвайная линия соединяет город с лесным комплексом.

Как и где появился этот вид городского транспорта

Трамвай - самый поэтичный и романтичный вид транспорта, он упоминается в сотнях песен, книг, стихотворений. 21 мая отмечается годовщина запуска самого первого трамвая в нашей стране, поэтому самое время и нам поговорить о нем.

Прародителем трамвая стала так называемая «конка» - городская железная дорога, по которой двигались запряженные лошадьми вагоны. Они появились в США еще в первой половине 19 века, распространились по всем развитым странам мира и просуществовали вплоть до начала века 20, когда конные трамваи были заменены на электрические. В Мексике конки работали вплоть до 1956 года, а на британском острове Мэн их можно увидеть и сегодня, правда, уже не в качестве обычного транспорта, а в качестве инструмента привлечения туристов.

Помимо конок до изобретения трамваев существовали и другие типы рельсового городского транспорта: паровые, канатные, пневматические, бензомоторные и т.д. Но настоящий расцвет эпохи трамваев наступил только после того, как они начали работать на электричестве. Теоретическую основу функционирования электрического транспорта В. Н. Чикалёв, Б. С. Якоби, Д. А. Лочинов и П. Н. Яблочков создали еще в 1838 году, однако на практике она была воплощена только через четыре десятилетия. Русский ученый Фёдор Аполлонович Пироцкий с 1876 года проводил испытания движения вагонов на электрической тяги и даже смог в 1880 году «двинуть» состав по рельсам, но до конца свой эксперимент не довел. Поэтому фактическим изобретателем трамвая считается запатентовавший его Вернер фон Сименс из Германии. Первый трамвай прошел по железнодорожной линии между Берлином и Лихтерфельдом в 1881 году, тогда же появилась первая трамвайная линия в Париже.

Первый трамвай в Российской империи был запущен в 1892 году в Киеве. Машина производства фирмы Siemens. Затем появились трамвайные линии в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Витебске, Курске, Москве, Казани, Твери. В 1907 году трамвай появился и в столице - Санкт-Петербурге.

Вплоть до Второй мировой войны трамвай был основным видом общественного транспорта во всех развитых городах мира. Существующие трамвайные линии постоянно расширялись, открывались новые маршруты. Но постепенно трамвай стал вытесняться с городских улиц другими видами транспорта.

Трамваи ушли на периферию городского транспорта в конце 1950-х годов. Автомобили к этому времени перестали быть роскошью, технический прогресс значительно повысил надежность и экономичность троллейбусов и автобусов. Для последних не нужно было прокладывать рельсы и строить сложные депо, поэтому они все чаще выпускались на улицы городов вместо трамваев. В некоторых странах, например, во Франции или Великобритании, трамваи исчезли практически полностью.

В СССР, а затем и России трамваи даже во времена заката их популярности оставались крайне востребованными. В социалистических странах население не так быстро обзаводилось личными автомобилями, как на Западе, поэтому общественный транспорт процветал.
Сегодня трамваи снова входят в моду. Мировая общественность давно озаботилась проблемой загрязнения окружающей среды, а трамваи, как и троллейбусы, являются транспортом экологически чистым и не выделяющим в атмосферу вредных выбросов, как автомобили или автобусы. Поэтому многие страны, где трамваи остались в одном-двух городах, сейчас планируют возобновить у себя активное трамвайное движение.

Интересные факты о трамваях

Самый «трамвайный» город - Санкт-Петербург. Протяженность трамвайных путей в Северной столице составляет 220 километров, что было зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса. Мельбурн также можно назвать «столицей трамваев», так как в нем создана самая крупная сеть этого вида транспорта.

Самый длинный трамвайный маршрут - Береговой трамвай в Бельгии. Его протяженность составляет 67 километров. На которых трамваи делают 60 остановок. Еслт также 185-километровая линия из Фройденштадта в Эринген.

Всем нам хорошо известен трамвай как один из видов городского транспорта. История его существования насчитывает уже почти два столетия. Появившись в 1828 году, трамваи постепенно получали распространение в мире, до сих пор являются неотъемлемой частью транспортной сети множества городов. За долгие годы своего существования этот вид транспорта постоянно изменялся и совершенствовался. Появлялись разные виды трамваев, среди которых были конный, электрический, пневматический и бензомоторный. Ниже будут более подробно рассмотрены особенности каждого из них.

Конный

Именно с появления конного вида городского транспорта (или конки) и начинается отсчет истории трамвая. Она довольно интересная и занимательная. Ее мы и поведаем в статье.

Первый трамвай представлял собой закрытый или открытый экипаж, запряженный одной или двумя лошадьми, а иногда и мулами или зебрами, и передвигающийся по рельсам. Управлял конкой кучер, также в ней обязательно присутствовал кондуктор, который (помимо продажи билетов пассажирам) зачастую помогал кучеру в управлении на трудных участках дороги. Первый трамвай появился еще в 1828 году в американском Балтиморе, а через несколько лет и в других городах. Но настоящую популярность этот вид транспорта получил лишь после того, как в 1852 году были изобретены рельсы с желобами, не выступающие над дорогой, и таким образом, конки перестали мешать движению другого транспорта.

Уже в конце XIX века конные трамваи стали популярны и в России, причем в нашей стране использовались два вида такого транспорта: одноэтажные и двухэтажные конки, так называемые империалы.

Но расцвет конки оказался недолгим. Существенные неудобства в ее применении, например, низкая скорость движения, быстрая утомляемость лошадей и необходимость их регулярной смены, привели к тому, что уже в конце XIX - начале XX века конные трамваи были заменены на электрические практически во всех крупных городах. Причем произошло это как в Америке и Европе, так и в России.

Электрический трамвай

Идеи, заложенные позже в основу создания электротранспорта, были озвучены русскими учеными еще в 40-е годы XIX века. Однако потребовалось еще полвека, чтобы эти идеи были претворены в жизнь, лишь в 1892 в Киеве был запущен первый электрический трамвай. Позднее они появились также в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге и других крупных городах. На несколько лет раньше появились первые электрические трамваи в Европе. Но в целом можно говорить о практически одновременной разработке и внедрении данного вида транспорта в Российской Империи и европейских странах. Данный вид трамвая отличался более высоким уровнем комфорта и значительно большей скоростью по сравнению с конкой.

Другие типы этого вида транспорта в истории

Еще несколько видов этого городского транспорта не получили широкого распространения в мире. Так, на протяжении нескольких десятилетий в Париже существовал пневматический трамвай. Движение вагона осуществлялось за счет пневматического двигателя, а сжатый воздух находился в специальных баллонах, общего запаса которых хватало на поездку в обе стороны. На конечной станции происходила дозаправка баллонов сжатым воздухом.

В России (а позже и в СССР) в ряде городов существовали бензомоторные трамваи. Информации о том, как они выглядели, до наших дней сохранилось мало. Известно лишь, что они представляли собой вагонетки без крыши, которые управлялись легкими мотовозами. Широкого распространения они не получили, это в основном из-за того, что уровень создаваемого ими шума во много раз превышал допустимые нормы.

Трамвай в 20-м веке

Говоря о судьбе трамвая в XX веке, нужно отметить, что за этот период в его развитии были как взлеты, так и падения. Время с начала XX века и до периода между Первой и Второй мировыми войнами считается так называемым золотым веком трамваев. В этот период он постепенно стал практически основным видом городского транспорта. Конки к этому времени уже почти полностью перестали использоваться, а автобусы и автомобили еще не получили значительного распространения. Однако уже в середине - в конце пятидесятых годов автомобили постепенно начали заменять трамваи на городских улицах. Также к этому времени серьезную конкуренцию этому виду транспорта стали составлять троллейбусы и автобусы, поездки в которых были куда более комфортными, ведь ремонт трамвайных путей практически не проводился, так что и движение уже не отличалось плавностью и мягкостью. Все это приводило к упадку этого вида городского транспорта.

Взлет трамваев

Как гласит история трамвая, новый его «взлет» относится к концу семидесятых годов. К этому времени масштабная автомобилизация привела к таким негативным последствиям, как пробки на дорогах, смог, отсутствие мест для парковки. Все эти факторы привели к необходимости пересмотра транспортной политики практически по всему миру, преимущества трамвая как экологически чистого вида транспорта вновь стали очевидны. Кроме того, техническое усовершенствование трамвайных сетей помогло уменьшить количество в городах автомобилей и автобусов, а это способствовало снижению числа парковочных мест и появлению большего количества парков и скверов.

Трамвай в современном мире

В наши дни городские трамваи не только продолжают выполнять свою непосредственную функцию - перевозку пассажиров по установленному маршруту, но и могут использоваться в экскурсионных целях, для привлечения туристов или в качестве рекламы того или иного заведения. Так, по улицам курсируют двухэтажные трамваи и трамваи-кабриолеты, а в некоторых городах они выполняют также функцию кафе или гостиниц.

Есть также трамваи, используемые в технических и служебных целях: например, для работ по ремонту рельсового покрытия или уборки снега, для перевозки грузов.

Скоростной вид

В ряде городов получили широкое распространение В целом скоростным считается любой вид этого городского транспорта, скорость которого составляет или превышает 24 км/час. На практике, конечно, скорость современных трамваев может быть в несколько раз больше. Так, во Франции скоростной трамвай, курсирующий между центром города и аэропортом, может на некоторых участках пути развивать скорость свыше 100 км. Если говорить о нашей стране, то, например, в Волгограде создана целая трамвайная система, включающая в себя 22 станции и частично проходящая под землей для обеспечения максимально возможной скорости движения.

Самым старым в мире функционирующим трамваем считается «Санта-Тереза» в бразильском Рио-де-Жанейро. Еще в 1896 году он был переведен с конной тяги на электрическую, а с тех пор ездит по улицам города без каких-либо изменений или усовершенствования. Используется для развлечения туристов и проведения экскурсий по городу.

В Лиссабоне можно прокатиться на так называемом музыкальном трамвае. Путешествуя на нем, туристы как будто переносятся в прошлое. Как и сто лет назад, этот трамвай сделан из фанеры, а на протяжении всего пути местные исполнители создают живое музыкальное сопровождение. Если же пассажир хочет выйти, он должен потянуть за специальный трос, расположенный сверху.

Во французских Альпах проходит самый высокогорный в мире Трамвайные рельсы здесь были проложены в начале XX века, тогда эта дорога использовалась в основном в сугубо практических целях, то есть для перевозки крестьян из одной деревни в другую. В настоящее же время это очень популярный маршрут среди туристов, поскольку поездка на таком трамвае позволяет своими глазами увидеть альпийские красоты, а наивысшая точка маршрута находится на высоте почти двух с половиной километров над уровнем моря.

Музеи трамвая

Как было рассмотрено выше, за годы своего существования трамвай претерпел множество изменений, один его вид сменялся другим. История трамвая необычайно интересна, поэтому как в России, так и в мире существует целый ряд музеев этого вида и электротранспорта в целом. Один из них находится в Нижнем Новгороде. Это неслучайно, ведь именно нижегородский трамвай считается первым в России. В музее представлено значительное количество трамваев и троллейбусов, и поскольку музей ориентирован на семьи с детьми, то все экспонаты здесь можно потрогать руками и очень тщательно изучить.

Еще один музей истории трамвая и троллейбуса находится в Екатеринбурге, его открытие было приурочено к 275-летию города. В нем подробно освещается история создания городского электротранспорта.

Что касается музеев истории трамвая за границей, интереснейшая организация, посвященная данному виду транспорта, находится в Амстердаме. В музее представлено около 60 вагонов, привезенных из нескольких европейских стран и принадлежащих различным эпохам существования этого вида транспорта. Для того чтобы полностью прочувствовать атмосферу, здесь обязательно нужно прокатиться в старинном вагоне, маршрут которого проходит мимо всех основных достопримечательностей города. При этом самым маленьким туристам также разрешается активно «помогать» движению трамвая: например, называть остановки и звонить в колокольчик. Еще одна услуга, которую предоставляет музей, - аренда исторических вагонов для свадеб, выпускных вечеров и просто фотосессий, что пользуется большой популярностью среди местных жителей и приезжих.

Уже не первое столетие трамвай во многих городах — излюбленный вид транспорта, хотя его все больше вытесняет подземный брат — метрополитен. Первые трамваи появились в Нью-Йорке в 1832 г., когда изобретательный местный каретник придумал способ транспортировки растущего населения.

Новый массовый вид транспорта

Промышленный переворот привел к тому, что в городах Западной Европы и США в конце XVIII в. фабрики росли, как грибы после дождя. Конные экипажи были не в состоянии справиться с перевозкой такого количества людей, не говоря уж о том, что для новой эпохи эти средства передвижения были слишком медленными. Решение проблемы нашел житель Нью-Йорка Джон Стефенсон. Он проложил на Манхэттене первые внутригородские рельсы — и 26 ноября 1832 г. «Нью-йоркский и гарлемский поезд» начал свою работу. Уютные вагоны были оснащены ковровыми дорожками и мягкими сиденьями, и люди неожиданно почувствовали, что здесь не трясет, как на дрожках. Кроме того, трамвай двигался быстрее, даже в ту пору, когда его еще тянули лошади. Париж последовал примеру Нью-Йорка в 1855 г., Лондон в 1861 г., Копенгагене 1863 г.

Великий прорыв — электричество

Вскоре появились трамваи, приводившиеся в движение паром или сжатым воздухом. После изобретения динамо-машины, позволявшей с помощью кабеля снабжать электричеством целый город, трамвай стал по-настоящему современным видом транспорта. На Берлинской ремесленной выставке 1879 г. инженер и предприниматель Вернер фон Сименс предложил сенсационную новинку. Правда, его трамвайчик был совсем маленьким и напоминал шахтную вагонетку, и все же это была первая железная дорога без пара и лошадей. В 1881 г. первый электрический трамвай двинулся по берлинским улицам. Правда, тянувшиеся прямо по земле кабели представляли значительную опасность. С этой проблемой справились американцы Фрэнк Спраг и Шарль ван Деполь. В 1887 г. им удалось создать в Ричмонде (штат Виргиния) надежную систему верхних проводов. С этого момента трамвай начал победное шествие по городам всего мира.

  • 1832 г.: в Нью-Йорке открылась конка — первая разновидность трамвая.
  • 1873 г.: в Сан-Франциско появился канатный трамвай. Канат приводился в движение стационарным паровым двигателем.
  • 1877 г.: в Касселе открылась линия городского паровоза. Однако гарь и шум так мешали горожанам, что линию вскоре пришлось закрыть.

Вы знаете, где в России впервые был пущен электрический трамвай? Рассказать об этом мне особенно приятно, поскольку первый в России трамвай, работающий на постоянном режиме, был пущен в Нижнем Новгороде - городе, в котором я живу. И этому событию на днях исполнилось 120 лет. Почему же именно Нижний Новгород, не столичный город, стал первый в стране, где был запущен этот новый вид городского транспорта? Об этом, и о других интересных фактах, связанных с этим событием, и пойдет речь в этой статье.

120 лет Нижегородскому трамваю - первому в России

Недавно еду по городу, и в глаза бросился огромный билборд с надписью "120 лет Нижегородскому трамваю - первому в России! ".

Сразу вспомнилось, как 20 лет назад, мы всей семьей с сыном (ему тогда было 4 годика), ездили на праздник, посвященный 100-летию Нижегородского трамвая - первого в России. Придя домой, я достала наши старые видеозаписи (к счастью, у нас уже тогда была видеокамера, на которую мы фиксировали все значимые события и путешествия), и с удовольствием посмотрела и вспомнила этот праздник снова. Какие же мы были тогда молодые! И вот уже 20 лет прошло... И снова праздник! Теперь уже 120 лет первому в России Нижегородскому трамваю!

Нижегородский трамвай стал первым в России городским пассажирским трамваем с постоянным режимом работы, и пущен он был 8 мая 1896 г.

Ранее этой даты в 1895 г. в Петербурге в качестве эксперимента был пущен ледовый трамвай, но он мог работать не постоянно, а лишь сезонно.

В 1892 г. первый трамвай пошел в Киеве, но это другое государство - Украина.

В 1894 г. - во Львове, но тогда этот город принадлежал Австрии и носил название Лемберг.

В 1895 г. - в Калининграде, но на тот момент это была Пруссия, и город назывался Кенигсберг.

Вот так и получается, что городом именно в России, где впервые появился электрический трамвай, работающий постоянно, стал Нижний Новгород.

Почему же именно в Нижнем Новгороде произошел пуск первого в России трамвая?

Дело в том, что в 1896 г. Нижний Новгород удостоился чести принимать у себя XVI Всероссийскую промышленно-художественную выставку, которая проходила с 28 мая по 30 сентября. Именно к открытию этой выставки и был проложен первый трамвайный маршрут.

Эта Выставка была выдающимся событием русской жизни! Она выделялась даже среди других выставок в мире, превосходя их и по площади, и по числу посетителей, и по количеству экспонатов. Так, Нижегородская выставка по занимаемой площади превосходила Всемирную выставку в Париже (1889 г.), а Московскую Всероссийскую выставку 1882 г. вообще более, чем в 3 раза! А посетило ее около миллиона человек!

Нижний Новгород тогда стал первым и единственным из нестоличных городов Российской империи, который был удостоен этой высокой чести проведения у себя Всероссийской выставки.

Почему же выбор пал именно на Нижний Новгород? Это легко объяснимо.

Во-первых , огромную роль в экономической жизни России тогда играла Нижегородская ярмарка, благодаря которой даже была поговорка: "Петербург - голова России, Москва - ее сердце, а Нижний - ее карман ".

Во-вторых , у города удобное месторасположение в центре России с развитым речным (город стоит на слиянии Волги и Оки), сухопутным и железнодорожным сообщением.

А, в-третьих , местоположение города отличается живописным ландшафтом (город расположен по обе стороны рек: левобережье - низменная равнина, а правобережье - высокие крутые склоны Дятловых гор, перепад высот около 140 метров).

Как всегда, перед проведением столь значимых мероприятий, в городе разворачивается массовое строительство и благоустройство. Так произошло в 1896 г. и в Нижнем Новгороде - было проведено электрическое освещение, пущены электрический трамвай и фуникулеры (перевозили пассажиров из верхней части города в нижнюю), построены гостиницы, городской театр, здания окружного суда, биржи, под выставку была освоена огромная территория, на которой возвели 172 павильона.

Вот таким образом, благодаря проведению в нашем городе Всероссийской выставки, Нижний Новгород и стал первым городом в России, где был пущен трамвай.

Интересно, что Нижний Новгород стал единственным в стране городом, на улицах которого сначала появился электрический трамвай, и лишь потом конка (в 1908 году был пущен единственный городской пассажирский маршрут). Обычно все происходило наоборот.

И еще один интересный факт, касающийся нашего Нижегородского трамвая. Опять мы первые! Нижний Новгород - первый город в России, где трамвай поднялся на высоту около 100 м. Произошло это в 1924 г.

А с 1933 года было открыто регулярное движение по участку горы (Похвалинский съезд), где уклон достигает 9 см на 1 м пути (90 промилле). До недавнего времени среди всех городов России для трамваев это был максимальный уклон. Сейчас более крутой уклон в 120 промилле есть лишь в городе Усть-Катав Челябинской области, но там эта линия не служит для городских пассажирских перевозок, а используется в служебных целях.

Ну и на последок еще один интересный факт.

Во времена Великой Отечественной войны между двумя железнодорожными вокзалами в нашем городе - Московским и Ромодановским - не было прямой связи, а Нижний Новгород выпускал много продукции для фронта. Требовалось как-то доставлять эти военные грузы с одного вокзала на другой, а это разные ветки железной дороги. И тогда железнодорожники приспособили для этого трамвайные пути, которые были проложены по мосту через Оку. Благо, что ширина трамвайной и железнодорожной колеи совпадали. В ночное время, соблюдая светомаскировку, по опасному участку проходила небольшая группа железнодорожных вагонов, в голове и хвосте которых были локомотивы.

Надеюсь, вам было интересно узнать некоторые исторические факты о появлении первого трамвая в России.

У меня на сайте есть еще одна большая статья, рассказывающая о Нижнем Новгороде.

А я на этом пока прощаюсь с вами, дорогие мои читатели.

● Из истории возникновения слов