Главная · Зубной камень · Дозы и фазы действия лекарственных препаратов. Зависимость эффекта от количества действующего вещества, его концентрации. Понятие о лекарственном веществе и «яде» Зависимость действия лекарственного средства от дозы

Дозы и фазы действия лекарственных препаратов. Зависимость эффекта от количества действующего вещества, его концентрации. Понятие о лекарственном веществе и «яде» Зависимость действия лекарственного средства от дозы

Химия и фармакология

Пороговая это минимальная доза которая вызывает какой-либо биологический эффект. Среднетерапнвтическая доза которая вызывает оптимальный лечебный эффект. Высшая терапевтическая доза которая вызывает наибольший эффект. Широта терапевтического действия это интервал между пороговой и высшей терапевтической дозами.

Зависимость фармакологического эффекта от дозы действующего вещества. Виды доз. Широта терапевтического действия лекарств. Биологическая стандартизация.

Дозы фармакологического вещества

Действие каждого фармакологического вещества зависит от его количества — дозы (или концентрации). При увеличении дозы действие вещества усиливается. Наиболее характерна S -образная зависимость величины эффекта от дозы. Другими словами, вначале при увеличении дозы эффект нарастает медленно, затем быстрее, потом увеличение эффекта замедляется и достигается максимальный эффект, после чего повышение дозы уже не ведет к увеличению эффекта. При сравнении двух одинаково действующих веществ сопоставляют их дозы, в которых вещества вызывают одинаковые по величине эффекты, и по этому показателю судят об активности веществ. Так, если вещество А повышает артериальное давление на 40 мм рт. ст. в дозе 0, 25 г, а вещество Б — в дозе 0, 025 г, считают, что вещество Б в 10 раз активнее вещества А. Сравнение максимальных эффектов двух веществ позволяет судить об их сравнительной эффективности. Так, если с помощью вещества А можно увеличить мочеотделение максимум на 6 л в сутки, а с помощью вещества Б — только на 2 л, считают, что вещество А в 3 раза эффективнее вещества Б.

Виды доз.

Пороговая – это минимальная доза, которая вызывает какой-либо биологический эффект.

Среднетерапнвтическая – доза, которая вызывает оптимальный лечебный эффект.

Высшая терапевтическая – доза, которая вызывает наибольший эффект.

Широта терапевтического действия – это интервал между пороговой и высшей терапевтической дозами.

Токсическая - доза, при которой возникают симптомы отравления.

Смертельная – доза, которая вызывает смерть.

Разовая – pro dosi – доза на один прием.

Курсовая – доза на курс лечения.

Ударная – доза, назначаемая в начале лечения, которая превышает среднетерапевтическую в 2-3 раза и назначается с целью быстрого достижения концентрации лекарственного средства в крови.

Поддерживающая – доза, назначенная после ударной и она соответствует, как правило, среднетерапевтической.

Действие лекарств при их повторном введении

При повторном применении эффективность лекарственных средств может измениться как в сторону повышения, так и в сторону снижения, то есть возникают нежелательные эффекты. Кумуляция бывает двух видов: материальная (физическая) и функциональная. Материальная кумуляция - увеличение лечебного эффекта за счет накопления в организме лекарственных средств. Функциональная кумуляция - увеличение лечебного эффекта и появление симптомов передозировки происходит быстрее, чем накопление в организме самого препарата.

Привыкание – это снижение фармакологической активности препарата при его постоянном введении.

Перекрестное привыкание – это привыкание к препарату, сходному по химической структуре.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29753. Принцип індивідуальне навчання 18.64 KB
Один учень взаємодіє лише із засобами навчання книги компютер. Загальні принципи: Індивідуалізація є стратегія процесу навчання; Індивідуалізація являється необхідним фактором формування особистості; Використання індивідуалізованого навчання з усіх предметів які вивчаються; Інтеграція індивідуальної роботи з іншими формами навчальної діяльності; Навчання в індивідуальному стилі і темпі; Передумовою Індивідуалізації навчання являється вивчення особливостей учнів які в першу чергу слід враховувати при індивідуалізації навчальної...
29754. Організація робочих місць учнів у навчальній майстерні 19.38 KB
В навчальних майстернях обладнуються робочі місця учнів індивідуального і колективного користування та робоче місце вчителя у відповідності до вимог ергономіки. У навчальних майстернях обладнуються робочі місця учнів індивідуального і колективного користування робоче місце вчителя. Конструкція й організація робочих місць повинні забезпечувати можливість виконання робіт у повній відповідності з навчальними програмами а також враховувати відмінності антропометричних даних учнів вимоги ергономіки наукової організації праці та технічної...
29755. Стандарт освіти та його структура 77.91 KB
Забезпечення мотивації і прийняття учнями мети навчальнопізнавальної діяльності актуалізація опорних знань і умінь. Готовність учнів до активної навчальнопізнавальної діяльності на основі опорних знань. Засвоєння нових знань і способів дій. Забезпечення сприйняття осмислення і первинного запам"ятовування знань і способів дій зв"язків і стосунків в об"єкті вивчення.
29756. Алгоритм підготовки викладача до уроку теоретичного навчання 18.07 KB
Попередня підготовка до уроку: вивчення навчальної програми;змісту самої програми усвідомлення мети і завдань навчальної дисципліни в цілому та мети і завдань які вирішує кожна тема. Послідовність безпосередньої підготовки до уроку: 1.Формулювання мети і завдань уроку.
29757. Методика вивчення навчальних досягнень учнів 17.77 KB
Запровадження 12бальної системи оцінювання навчальних досягнень учнів потребують розробки різнорівневих завдань. Основним видом оцінювання навчальних досягнень учнів є тематичне тому що тільки у межах відповідної мети в учнів формується цілісне сприйняття обєкта вивчення забезпечується ситність та наступність у засвоєнні знань можливість поступового їхнього опанування від нижчого до вищого рівня. Оцінюючи навчальні досягнення учнів враховують: характер відповіді учня: елементарна фрагментарна неповна повна логічна доказова...
29758. Методи створення і використання навчальних матеріалів 19.26 KB
Засоби навчання: Технічні засоби навчання обладнання й апаратура що застосовуються в навчальному процесі з метою підвищення його ефективності. При підготовці і проведенні уроку з використанням технічних засобів навчання необхідно: детально проаналізувати зміст і мету уроку зміст і логіку навчального матеріалу; визначити обсяг та особливості знань які повинні засвоїти учні уявлення факти закони гіпотези необхідність демонстрування предмета явища або їх зображення. Якщо умовно представити коло де розташовані різні предмети в...
29759. Засоби педагогічної діяльності 18.48 KB
Засоби навчання це різноманітні матеріали і знаряддя навчального процесу завдяки яким більш успішно і за коротший час досягаються визначені цілі навчання. До засобів навчання належать: підручники навчальні посібники дидактичні матеріали технічні засоби ТЗН обладнання станки навчальні кабінети лабораторії ЕОМ ТБ та інші засоби масової комунікації. Засобами навчання можуть також слугувати реальні об"єкти виробництво споруди. Вибір засобів навчання залежить від дидактичної концепції мети змісту методів і умов навчального...
29760. Цільова підготовка педагога до уроку 20.07 KB
Безпосередня підготовка педагога до уроку передбачає, насамперед, створення поурочного плану-конспекту, який допомагає цілеспрямовано провести урок. Системний підхід до планування уроку вимагає дотримуватися такої послідовності дій
29761. Основные понятия химической термодинамики. Первый закон термодинамики. Закон Гесса. Теплоёмкость 26.25 KB
Часть системы с присущей ей химическим составом и макроскопическими свойствами называется фазой. В каждый момент времени состояние системы характеризуется параметрами состояния которые разделяются на экстенсивные и интенсивные параметры. Интенсивные определяются лишь специфической природой системы: давление температура химический потенциал и т. Термодинамическими параметрами состояния называются параметры которые измеряются непосредственно и выражают интенсивные свойства системы.

Для того чтобы лекарственное вещество оказало свое действие на организм, необходимо, чтобы оно могло растворяться. На быстроту всасывания и наступления того или иного терапевтического действия влияет форма вводимых лекарств. Лекарства, вводимые в виде растворов, всасываются быстрее, чем вводимые в виде твердых лекарственных форм (порошки, таблетки, пилюли). Быстрота всасывания растворов будет зависеть от растворителя; так, спиртовые растворы всасываются быстрее водных. Всасывание порошков, а тем более таблеток происходит значительно медленнее и зависит от степени их измельченности и растворимости входящих в них составных частей. Пилюли всасываются еще более медленно и постепенно. При введении лекарственных веществ через рот на всасывание оказывает влияние и степень наполнения желудка: вещества, введенные в пустой желудок, всасываются и оказывают свое действие значительно быстрее, чем введенные в наполненный желудок.

Следует также отметить, что хорошей всасывательной способностью обладают вещества, растворимые в липоидах (жирах) нашего организма.

Всасывание зависит от самого вводимого вещества, от способности его проникать вглубь тканей и от того, входят ли в его состав легко или трудно диффундирующие ионы. Скорость всасывания изменяется и от концентрации растворов: чем концентрированнее раствор, тем медленнее он будет всасываться и оказывать свое действие на организм.

Зависимость действия лекарственных веществ от дозы . Действие вещества изменяется количественно, а иногда и качественно от количества вводимого средства. От величины дозы (dosis- порция, прием) зависит не только характер получаемого действия, но часто и скорость наступления эффекта и сила. Увеличивая, например, вводимую внутривенно дозу адреналина, можно отметить нарастание его действия в отношении повышения кровяного давления.

Изменение характера действия в зависимости от количества могут демонстрировать следующие примеры. Рвотные средства, применяемые в малых дозах, вызывают лишь отхаркивающее действие, в больших же дозах - наступление рвоты. Соли тяжелых металлов в слабых концентрациях оказывают вяжущее действие, в более крепких - раздражающее, а в еще более крепких - прижигающее.

Снотворные вещества в малых дозах применяются для успокоения центральной нервной системы, в больших же дозах - как снотворные и т. и.

Введение малых доз лекарственного средства может не оказать никакого видимого действия на организм. Наименьшая дола, начинающая оказывать присущее данному веществу действие, называется пороговой. Дозы, применяемые для лечения, называются лечебными, или терапевтическими. Кроме того, как уже упоминалось выше, существуют еще дозы высшие (максимальные), затем отравляющие (токсические) и смертельные (летальные). Расстояние между лечебной и токсической дозой называется терапевтической широтой. Чем больше это расстояние, тем безопаснее применение такого лекарства, й наоборот. Например, расстояние между лечебной дозой кофеина (0,1-0,2) и токсической (свыше 1,0) очень велико, и мы имеем дело в данном случае с большой терапевтической широтой. Некоторые же лекарственные вещества, например, гексенал и сернокислая магнезия, обладают очень малой терапевтической широтой и поэтому должны применяться очень осторожно, так как в противном случае наступает остановка дыхания вследствие угнетения дыхательного центра.

Доза, предназначенная на один прием, называется разовой. Иногда бывает нужно создать сразу в организме достаточно большую концентрацию лечебного препарата при однократном приеме. Для этого с самого начала дают увеличенную дозу препарата, в 2 или 3 раза больше разовой, и такую дозу называют ударной. Такими дозами, например, назначают сульфаниламиды, акрихин. Количество же вещества, предназначаемое для приема в течение суток, называется суточной дозой. Некоторые же лекарственные вещества, например, экстракт мужского папоротника, не рекомендуют вводить сразу, а вводят дробно, отдельными небольшими количествами. Такие дозы называются дробными. Дозы же веществ, предназначенные на целый курс лечения, как, например, акрихина при малярии, сульфаниламидов при крупозном воспалении легких, новарсенола и биохинола при сифилисе, называются общими.

Зависимость действия лекарственного вещества от состояния организма . В детском и юношеском возрасте (моложе 25 лет) дозы соответственным образом уменьшаются. Это относится не только к лекарственным растениям, но и к физическому воздействию на организм. Например, как занятие спортом, растяжки, массаж и другие ортопедические процедуры. Выше была приведена таблица из Фармакопеи изменения доз в зависимости от возраста. Но оказывается, что детский организм особенно чувствителен к некоторым лекарственным веществам, которые он плохо переносит даже в очень малых дозах. Это в первую очередь относится к веществам, угнетающим нервную и сердечнососудистую систему. К таковым относится, например, алкоголь, морфин, опий и многие другие. Кроме того, следует быть очень осторожным при назначении детям отхаркивающих, рвотных, стрихнина и др. Это объясняется тем, что в детском возрасте некоторые системы и центры недостаточно хорошо развиты и устойчивы (мышцы, дыхательный центр и т. д.). Наряду с этим, дети достаточно хорошо переносят сульфаниламиды, сердечные средства, хинин, слабительные и пр. Поэтому в отношении дозировки некоторых веществ приходится делать отступления от норм, приведенных в Фармакопее, как в ту, так и в другую сторону.

Организм людей в возрасте старше 60 лет, а иногда и ранее в силу происшедших в нем изменений не способен переносить те дозы, которые предназначаются по Фармакопее для взрослых. Особенно плохо переносят люди пожилого возраста слабительные, рвотные и вещества, повышающие кровяное давление.

Дозирование лекарственных веществ, в зависимости от веса, весьма затруднительно и не всегда может быть правильным (наличие опухолей с большим весом, отеки, большое количество жировой ткани), так как расчет должен производиться только на вес деятельных тканей. Только некоторые вещества назначаются из расчета на единицу веса больного, например, нарколан.

Дозирование лекарственного вещества, характер его действия или противопоказания к применению могут изменяться также в связи с некоторыми физиологическими и патологическими состояниями.

Так, например, в ранние месяцы беременности противопоказаны сильные слабительные средства, рвотные. Во время кормления опасно назначать некоторые вещества, переходящие в организм ребенка с молоком матери и могущие вызвать отравление (антипирин, морфин, стрихнин и др.). Способность веществ переходить с молоком матери используется часто для лечения ребенка.

При различных патологических процессах, происходящих в организме, действие лекарственных веществ часто изменяется, причем в действии некоторых из них отмечается существенная разница в зависимости от того, воздействуют ли они на здоровый или больной организм. К этой группе веществ относятся жаропонижающие, камфора, валериана и др. Следует также отметить, что обычно органы или системы организма, находящиеся в состоянии угнетения, легче подвергаются воздействию веществ возбуждающих, и наоборот.

На действие веществ может также влиять время дня, года и состояние организма.

Так, снотворные, принятые в лечебных дозах вечером, в привычный час, в тихой, спокойной обстановке, вызывают состояние сна, будучи же приняты в утренние часы, они такого действия не оказывают. В летнее жаркое время года особенно легко проявляется действие потогонных веществ, расширяющих периферические сосуды, и т. п.

Для получения хорошего терапевтического эффекта у истощенных, слабых больных, достаточны меньшие, чем обычно, дозы; назначения таким больным больших доз следует избегать из-за возможности проявления чрезвычайно сильного действия, часто нежелательного и опасного для больного (слабительные, рвотные и т. п.).

Изредка наблюдается необычная реакция на введение некоторых лекарственных веществ. Это явление называется идиосинкразией (idios - свой, своеобразный и synkrasis - смешение, слияние). Средние терапевтические или даже меньшие дозы некоторых лекарственных веществ (хинин, антипирин, аспирин, иод, бром, мышьяк) у таких лиц вызывают необычайно сильный эффект, часто сопровождающийся явлениями раздражения кожи, слизистых и т. п. Это может выражаться.появлением отека, различных сыпей и спазмов гладкой мускулатуры, особенно бронхов и других органов. Явления идиосинкразии наблюдаются иногда и при введении пищевых веществ, -таких, как творог, мед, яблоки, земляника, помидоры, рыба и раки. При этом обычно отмечаются явления со стороны желудочно-кишечного тракта (поносы, рвота), повышение температуры, кожные сыпи, плохое общее самочувствие, а иногда и явления коллапса.

Б. Доза лекарственного вещества – это то количество препарата, которое проникает в организм и вызывает эффект. Большинство препаратов дозируется в весовых единицах – граммах. Биологическими единицами действия (ЕД) дозируются препараты животного, растительного происхождения, когда действующее вещество трудно выделить в химически чистом виде (антибиотики, гормоны). В этом случае проводится их биологическая стандартизация.

Предтеча современной фармакологии - знаменитый средневековый целитель, врач и химик Парацельс (настоящие имя и фамилия - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, 1493–1541 гг.) утверждал: «Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости: одна лишь доза делает яд незаметным». Можно сказать и иначе: нет ядовитых веществ, а есть ядовитые их количества. Ядом может стать и обычная поваренная соль, если десятикратно увеличить ее концентрацию в организме.

Различают терапевтические (лечебные) и токсические (вызывающие отравления) дозы. Терапевтические дозы бывают малыми, средними и высшими, а, кроме того, они бывают разовыми (на один раз), суточными (на сутки) и курсовыми (на курс лечения). Средняя терапевтическая доза приблизительно в 2 раза меньше высшей терапевтической, а малая терапевтическая – в 3- 4 раза. Терапевтическая доза может быть ударной (для быстрого эффекта) и поддерживающей (для поддержания полученного эффекта). Также различаются и токсические дозы: минимальная, средняя и максимальная. Наивысшие токсические дозы называют смертельными. В настоящее время всё большее внимание приобретают проблемы действия лекарств в сверхмалых дозах (Академик РАМН В.И. Петров).

Для оценки фармакологического средства большое значение имеет широта терапевтического действия . Под этим термином понимается кратное от деления величины токсической дозы на величину минимальной терапевтической. Чем больше различие между минимально действующей дозой препарата и его токсической дозой, тем безопаснее это лекарственное средство.


Рис.3. Графическая зависимость выраженности эффекта от дозы препарата

Графически зависимость между дозой и выраженностью эффекта чаще отображается в виде болограмм (рис.3): линейная зависимость (1), гиперболическая или параболическая (2-3), а чаще всего S-образная (4).

Следует помнить, что в общем виде с увеличением дозы скорость воздействия препарата возрастает, сила действия повышается, длительность действия увеличивается, а также может измениться характер действия (нитрат серебра в малых дозах вызывает вяжущее действие, в средних - дезинфицирующее, в высоких – прижигающее).



Понятие о гомеопатии

Говоря о дозах, мы прежде всего указывали на аллопатические дозы, в отличии от гомеопатических. Поэтому несколько слов о ГОМЕОПАТИИ. Термин "гомеопатия" образован от двух греческих слов: homois - подобный и pathos - страдание, болезнь. Дословно гомеопатия переводится как подобная, сходная болезнь. Основатель гомеопатии немецкий ученый Самуэль Ганеман в своей знаменитой книге "Органон врачебного искусства или основная теория гомеопатического лечения" еще в начале XIX столетия (1810 год) изложил основные принципы этой науки. Принципов этих несколько, но 2 из них являются основными:

1) Это закон подобия, который гласит, что лечение болезней необходимо осуществлять подобным, сходным средством. Согласно этому принципу Ганеман советует "подражать природе, которая иногда излечивает хроническую болезнь посредством другой присоединяющейся болезни". Поэтому "против болезни, подлежащей излечению (преимущественно хронической), следует применять такое лекарственное вещество, которое в состоянии вызвать другую, наивозможно сходную искусственную болезнь, и первая будет излечена". Similia similibus (подобное подобным). Например, желтуху следует лечить желтым и т. п.

2) Второй принцип - лечить супермалыми дозами. Разведения лекарственных средств, используемые гомеопатами исчисляются несколькими порядками, иногда доходя до их десятков: 10 в пятой; 10 в десятой; 10 в восемнадцатой и более степени (то есть миллионные и даже менее доли граммов). Чтобы объяснить эффект применения лекарственных веществ в высоких разведениях Ганеман выдвинул умозрительную концепцию: "Малые дозы отличаются особой духовной силой, большей активностью, способностью проникать в пораженные органы и ткани".



Научная жизнь в последнее время предъявила очень серьезные доказательства для справедливости утверждения Ганемана. Так, например, опыты француза Жака Беквениста, произведенные им с разведением веществ в 10 в восьмидесятой степени раз показали, что молекулы воды обладают "памятью" на присутствие данного вещества, вызывая определенный физиологический эффект. О памяти воды свидетельствуют и опыты японского учёного Масару Эмото.

В экспериментальной фармакологии для установления дозы пользуются альтернативной или градированной системами. В альтернативной системе устанавливают в процентах количество животных, у которых лекарственные средства вызывают фармакологический эффект. В градированной системе регистрируют степень изменения эффекта в зависимости от дозы. Так, для альтернативной системы эффективная доза ЭД 50 обозначает дозу, вызывающую эффекту 50 % животных, в градированной системе - это доза, обеспечивающая фармакологическую реакцию, равную 50 % максимально возможной.

Все лекарственные средства имеют терапевтические, токсические и летальные (смертельные) дозы.

Терапевтические дозы:

· минимальная (пороговая) терапевтическая доза - минимальное количество лекарственного средства, вызывающее терапевтический эффект;

· средняя терапевтическая доза - диапазон доз, в которых лекарственное средство оказывает оптимальное профилактическое или лечебное действие у большинства больных;

· максимальная терапевтическая доза - максимальное количество лекарственного средства, не оказывающее токсическое действие.

Токсические дозы:

· минимальная токсическая доза - доза, вызывающая слабо выраженные симптомы интоксикации или отравление в 10 % наблюдений;

· средняя токсическая доза - доза, вызывающая интоксикацию средней тяжести или отравление в 50 % наблюдений;

· максимальная токсическая доза - доза, вызывающая тяжелую интоксикацию или интоксикацию в 100 % наблюдений, но при этом не возникают летальные исходы.

Летальные дозы:

· минимальная летальная доза (ДЛ 10) - доза, вызывающая гибель в 10 % наблюдений;

· средняя летальная доза (ДЛ 50) - доза, вызывающая гибель в 50 % наблюдений;

· максимальная летальная доза (ДЛ 100) - доза, вызывающая гибель всех отравленных животных.

В эксперименте терапевтические, токсические и летальные дозы вычисляют с помощью математических расчетов. Препараты списков А и Б имеют высшие разовые и суточные дозы.

Широта терапевтического действия - диапазон между средней и максимальной терапевтическими дозами. Терапевтический индекс - отношение эффективной дозы ЭД 50 к летальной дозе ДЛ 50 .

Для достижения быстрого терапевтического эффекта лекарственные средства иногда назначают в ударных дозах (антибиотики, сульфаниламиды). Препараты, способные к кумуляции, применяют в поддерживающих дозах. В педиатрической практике лекарственные средства дозируют в расчете на массу или поверхность тела ребенка.

Зависимость действия лекарственных средств от дозы может быть не только количественной, но и качественной. Ацетилхолин в малых дозах возбуждает М-холинорецепторы; в дозах, в 10 раз больших, - также Н-холинорецепторы. Натрия оксибутират в малых дозах оказывает обезболивающее и седативное, в средних дозах - противосудорожное и снотворное, в больших дозах - наркозное действие.

Химическая структура лекарства определяет следующие особенности его действия:

    Пространственную конфигурацию молекул лекарства и его способность активировать или блокировать рецепторы. Так, например, l-энантиомер пропранолола способен блокировать 1 и 2 -адренорецепторы, тогда как егоd-энантиомер в несколько раз более слабый адреноблокатор.

    Тип биосубстрата, с которым вещество способно взаимодействовать. Например, стероидные молекулы с ароматизированным кольцом из класса С 18 -стероидов активируют эстрогеновые рецепторы, а при насыщении кольца приобретают способность стимулировать андрогеновые рецепторы.

    Характер устанавливаемых с биосубстратом связей и продолжительность действия. Например, ацетилсалициловая кислота образует ковалентную связь с циклооксигеназой, ацетилирует активный центр фермента и необратимо лишает его активности. Напротив салицилат натрия образует с активным центром фермента ионную связь и лишь временно лишает его активности.

Физико-химические свойства лекарства. Данная группа свойств определяет, главным образом, кинетику лекарства и его концентрацию в области биологического субстрата. Ведущую роль здесь играет степень полярности молекулы вещества, сочетание липофильных и гидрофильных свойств. Все эти факторы были уже рассмотрены ранее.

Лекарственная форма. Лекарственная форма определяет скорость поступления лекарства в системный кровоток и продолжительность его действия. Так, в ряду водный раствор > суспензия > порошок > таблетка скорость поступления в кровоток падает. Данный эффект связан, отчасти, с площадью поверхности лекарственной формы – чем она больше, тем быстрее происходит всасывание, т.к. большая часть лекарства контактирует с биологической мембраной. Данную зависимость можно проиллюстрировать следующим примером: площадь поверхности куба с ребром 1 см составляет 6 см 2 , а если этот куб разделить на меньшие кубики с ребром 1 мм, то площадь поверхности составит 60 см 2 при том же общем объеме.

Иногда размер частиц или вид лекарственной формы являются определяющими факторами для реализации фармакологического эффекта лекарства. Например, абсорбция гризеофульвина или солей лития возможна только в том случае, если они имеют вид мельчайших частиц, поэтому все лекарственные формы этих средств представляют собой микрокристаллические суспензии, таблетки или порошки.

Пути введения. Путь введения также определяет скорость поступления лекарства в системный кровоток. В ряду внутривенное > внутримышечное > подкожное введение скорость поступления лекарства в организм уменьшается и время развития эффекта лекарства замедляется. Иногда путь введения может определять характер действия лекарства. Например, раствор сульфата магнезии при пероральном введении оказывает послабляющее действие, при введении в мышцу он оказывает гипотензивный эффект, а при внутривенном введении – наркотическое действие.

Проблема биоэквивалентности лекарственных средств

Выше уже упоминалось о том, что каждое лекарство может быть представлено на рынке как в брендовой, так и в генерической форме, причем генерические средства могут иметь несколько вариантов торговых названий. Например, транквилизатор диазепам представлен на рынке 10 генерическими препаратами, противовоспалительное средство диклофенак – 14. Все это многообразие лекарственных средств отличается часто не только внешним видом, но и стоимостью (причем, разница в цене иногда может быть довольно ощутимой).

Естественно, что врач и пациент предполагают, что все это многообразие лекарств должно обеспечить равное по эффективности лечение болезни. Т.е. они исходят из предположения об эквивалентности различных препаратов одного и того же лекарственного средства, произведенного разными фирмами.

Различают 3 вида эквивалентности:

    Химическая (фармацевтическая) эквивалентность – означает, что 2 лекарственных препарата содержат одно и то же лекарственное вещество в равных количествах и в соответствии с действующими стандартами (фармакопейными статьями). При этом неактивные ингридиенты лекарственных препаратов могут различаться. Например, таблетки ренитека и энама по 10 мг являются химически эквивалентными, т.к. содержат по 10 мг эналаприла малеата (ингибитора АПФ).

    Биоэквивалентность – означает, что два химически эквивалентных лекарственных препарата различных производителей при введении в организм человека в равных дозах и по одинаковой схеме всасываются и поступают в системный кровоток в равной степени, т.е. обладают сопоставимыми показателями биодоступности. Доказательство биоэквивалентности генерического лекарственного препарата его брендовому аналогу – необходимое условие регистрации любого генерического препарата.

Основным критерием биоэквивалентности является отношение площадей под фармакокинетической кривой для двух изучаемых лекарственных средств, а также отношение максимальных концентраций этих лекарств в крови пациента:

и

Считают, что допустимыми колебаниями этих параметров является диапазон 0,8-1,2 (т.е. биодоступность двух сравниваемых лекарств не должна различаться более чем на 20%).

Если генерический лекарственный препарат является небиоэквивалентным его брендовому аналогу то данное лекарство не может быть зарегистрировано и разрешено к применению. Показателен пример с препаратами пиридинолкарбамата. Это средство было представлено на рынке в виде таблеток пармидин (Россия), продектин (Венгрия) и ангинин (Япония) 2 . Разница показателей биодоступности между пармидином и ангинином составляла 7,1%, тогда как та же разница для продектина и ангинина была 46,4%. Неудивительно, что доза продектина должна была быть в 2 раза больше дозы ангинина, чтобы оказать сопоставимое терапевтическое действие.

Доказательств биоэквивалентности не требуется для отдельных лекарственных препаратов: дигоксина, фенитоина, оральных контрацептивов. Это связано с тем, что обеспечить равную биодоступность для этих средств сложно даже в пределах одного производителя – иногда разные серии препарата, изготовленные на одном заводе могут иметь значимые колебания показателей биодоступности.

Следует помнить, что биоэквивалентность лекарств еще ничего не говорит об их терапевтической эквивалентности. Ниже приведен пример подобной ситуации.

    Терапевтическая эквивалентность. Данное понятие означает, что 2 лекарственных препарата, содержащих одно и то же лекарственное средство, которые применяют в равных дозах и по одинаковой схеме вызывают сопоставимый терапевтический эффект. Терапевтическая эквивалентность не зависит от биоэквивалентности лекарственных препаратов. Два препарата могут быть биологически эквивалентны, но при этом иметь разную терапевтическую эквивалентность. Примером может служить ситуация, которая сложилась после выхода на рынок лекарств 2 препаратов коллоидного висмута субцитрата – брендового препарата «Де-нол» (YamanouchiEuropeB.V., Нидерланды) и «Трибимол» (TorrentHouse, Индия), которые были биоэквивалентны. Однако, изучение их антигеликобактерной активности показало, что незначительное изменение фирмойTorrentтехнологии производства практически лишило трибимол активности в отношенииH.pylori. Следует отдать должное сотрудникам фирмы – они исправили допущенную ошибку (хотя репутация фирмы при этом несколько пострадала).

Возможна иная ситуация, когда два биологически неэквивалентных препарата оказываются терапевтически эквивалентными. В частности, два оральных контрацептива - новинет (GedeonRichter) и мерсилон (Organon) содержат по 150 мг дезогестрела и 20 мкг этинилэстрадиола. Несмотря на одинаковый состав, они являются бионеэквивалентными, но при этом равноэффективно предупреждают беременность.