Главная · Зубной камень · Что такое суффикс? Суффиксы. Начальная школа Как правильно определить суффикс в словах

Что такое суффикс? Суффиксы. Начальная школа Как правильно определить суффикс в словах

Как разбирать слово по составу + ТАБЛИЦА СУФФИКСОВ

Разобрать слово по составу - значит сделать его морфемный анализ , или указать, из каких морфем слово состоит. Морфема - минимальная значимая часть слова.
Напомним, на какие части можно разбить слово:

Корень

главная значимая часть слова, которую имеют родственные слова.

В русском языке есть слова, которые состоят из одного корня: гриб , метро , пер о , остров , погод а .
Также, есть слова состоящие из двух корней: тепл о ход , вод о пад , сам о вар .
Из трех корней: вод о гряз е леч ебница.
Из четырех корней: электр о свет о вод о леч ение.

Суффикс

значимая часть слова, которая стоит после корня и предназначенная для образования новых слов.

В некоторых словах может быть два суффикса: подберез ов ик - суффиксы - ов - и - ик - .

Приставка

это значимая часть слова, которая находится перед корнем и предназначена для образования новых слов.

Окончание

это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.

Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово.

Например, в слове поездка .

Изменяя слово: поездк ой , или поездк у , то видно - изменяемая часть - а . Обведем её рамочкой, это окончание .

Далее найдем корень, для этого подберем однокоренное слово - по езд , пере езд . Сравнивая эти слова - видим, что не меняется часть слова езд . Это и есть корень .

Затем найдем приставку , для этого надо опять подобрать однокоренные слова - по езд , под ъезд. Видно, что приставка стоит перед корнем, т.е. в нашем случае - это часть слова по .

И наконец, найдем суффикс , который стоит после корня и предназначен для образования слова, в нашем случае - это часть слова к .

У нас получилось:

Теперь рассмотрим самые распространенные суффиксы имен существительных:

суффикс

пример

к

леп к а, лап к а

ик

луч ик , пакет ик

ок

волос ок , снеж ок

чик

лет чик , кузне чик

щик

гон щик , бан щик

ник

меха ник , двор ник

ек

платоч ек , веноч ек

ёк

кул ёк , парен ёк

ишк

дом ишк о, пальт ишк о

ышк

пятн ышк о, пер ышк о

ушк

весн ушк и, баб ушк а

юшк

гор юшк о, пол юшк о

очк

ламп очк а, дуд очк а

ечк

сит ечк о, сем ечк а

оньк

ябл оньк а, дев оньк а

еньк

руч еньк а, нож еньк а

ищ

изб ищ а, руч ищ а

тель

учи тель , строи тель

ист

такс ист , программ ист

онок

зайч онок , волч онок

ёнок

лис ёнок , тигр ёнок

ат

галч ат а, волч ат а

ят

лис ят а, тигр ят а

Самые распространенные суффиксы имен прилагательных:

суффикс

пример

н

суббот н ий, извест н ый

ов

образц ов ый, холщ ов ый

ев

кольц ев ой, ежедн ев ный

оват

бедн оват ый, мал оват ый

еват

молодц еват ый, син еват ый

оньк

мах оньк ий, лёг оньк ий

еньк

сер еньк ий, бел еньк ий

ск

белорус ск ий, монголь ск ий

лив

счаст лив ый, хваст лив ый

чат

дыр чат ый, дым чат ый

Суффиксы у глаголов:

суффикс

пример

а

прыг а ть, дрыг а ть

я

се я ть, ве я ть

е

тверд е ть, гляд е ть

и

глад и ть, езд и ть

о

мол о ть, кол о ть

л

прыгну л а, сея л и

Образцы разбора слов:

пришкольный

1. Выделяем окончание, ищем однокоренные слова: пришкольн ому , пришкольным. Окончание ый .

2. Находим корень: пришкольный - школ а, школь ник. Корень школь

3. Ищем суффикс: холод н ый, молодеж н ый - прил. Суффикс в слове пришколь н ый - н .

4. Теперь приставка: при усадебный, при морский. То есть приставка при .

подосиновики

1. Окончание, изменяем слово: подосиновик, подосиновик ам , подосиновик ов . Окончание и .

2. Корень: подосиновик - осин а, осин ник. Корень осин .

3. Суффикс: орех ов ый, осин ов ый, - ов -. И суффикс - ик -: подберезов ик , мохов ик .

4. Приставка: под одеяльник, под березовик. Приставка под .

1. Суффикс - это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.

Например: добрый - доброт а (суффикс -от - словообразовательный), добрее , добрейш ий (суффикс -ее - формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс -ейш - формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).

Обратите внимание!

В некоторых случаях суффикс -j- может не получать в слове специального графического обозначения. На его наличие могут указывать гласные е, ё, ю, я в положении после согласного или разделительный ь , например: Поволжь [ j ]е [пΛво́лжjь], Заонежь [ j ]е [зъΛн’э́жjь].

2. Большинство суффиксов служит для образования новых слов.

Учить - учитель , учительств о, учительск ий.

Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:

    суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательного: -ее (-ей ), -е, -ше, -ейш-, -айш ;

    Быстрее , быстрей , дороже , старше , глубочайш ий, мудрейш ий.

    суффикс прошедшего времени глагола -л ;

    Пришёл , узнал .

    суффикс повелительного наклонения глагола -и ;

    Бери , веди .

    некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;

    Ср.: гражданин (ед.ч.) - граждане (мн.ч.); друг (ед.ч.) - друзья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -j- - [друз’j а́]); сын (ед.ч.) - сыновь я (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -овj - [сынΛв’j а́]); утён ок (ед.ч.) - утят а (мн.ч.).

    некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.

    Ср.: мать - (нет) матер и , время - (нет) времен и.

Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

Обратите внимание!

1) В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) - -ть, -ти, -чь (бежать , везти , беречь ). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие - как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива (-ть, -ти, -чь ) как окончание (!).

2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (читающ ий, читаем ый, прочитавш ий, прочитанн ый ) и деепричастий (читая , прочитав ). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других - как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.

3. Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».

Ср.: книж-к -а - книж-ек ; скольз-к -ий - скольз-ок , смеш-н -ой - смеш-он , стар-ец - стар-ц -а, блюд-ц -е - блюд-ец .

Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков (к /ч , ова /уj ).

Ср.: книж-к -а - книж-еч -к-а, ком-ок - ком-оч -ек, пир-ова -ть - пир-уj -ю.

4. В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.

Например:

  1. Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка .

      В слове Сашенька (Саш-еньк-а ) выделяется корень Саш- (Саш-а ) и суффикс -еньк (а ): «Сашенька - уменьшительно-ласкательное к Саш а ».

      В слове вишенка (вишен-к-а ) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я ) и суффикс (а ): «Вишенка - маленькая вишн я ».

      В слове горошинка (горош-ин-к-а ) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х /ш (горох ) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а ): «Горошина - единичная составляющая гороха» ; суффикс (а ): «Горошинка - маленькая горош ина ».

  2. Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный и сознательный .

      В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый ) выделяется корень мечт- (мечт-а ) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть ): «Мечтать - предаваться мечт ам »; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель ): «Мечтатель - тот, кто любит мечт ать »; суффикс прилагательного (ый ): «Мечтательный - такой, как мечтатель ; свойственный мечтател ю ».

      В слове сознательный (со-зна-тельн-ый ) выделяется корень зна- (зна-ть ) с приставкой со- (со-зна-ть ), а также один суффикс -тельн (ый ): «Сознательный - такой, который правильно созн аёт , понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель .

Обратите внимание!

Наиболее типичными ошибками при выделении суффиксов являются следующие.

1) Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами: -ениj (е ) - влад-ениj -е, -тиj (е ) - взя-тиj-е, -иj (е ) - самолюб-иj-е, -j (е ) - счасть-j-е, -j (ё ) - старь-j-ё, -ациj (я ) - делег-ациj-я, -иj (я ) - арм-иj-я . Во всех этих случаях иj или j относятся к суффиксу, а не к окончанию (!).

2) Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв).

3) Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов.

Ср.: косн- ость (от косн ый , где косн - - корень), готов -ность (от готов ый , где готов - - корень), грамот-н- ость (ср.: грамот -а грамот -н -ый грамот-н- ость ).

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учащиеся читают свои тексты.)

III. Актуализация знаний

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1) Землю согрело, не опоздай с посевом.

2) Разлитую воду не соберёшь.

Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите при­ставки.

Спишите слова. Выделите в них корень. Столик, пенёк, лётчик.

Назовите окончания. (Нулевые окончания.)

- Объясните лексическое значение каждого слова.

Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 89).

- Прочитайте стихотворение.

Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)

Упр. 165 (с. 89).

- Прочитайте группы слов.

Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

С помощью какой части слова образованы новые слова?

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

Что такое суффикс?

Для чего служат суффиксы?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 166 (с. 90).

- Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

Выполните задания.

Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-СК-).)

Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-1 (Русский, конских.)

- А как называют жителей нашего города (села)?

Прочитайте ниже сведения о языке.

Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

Приведите примеры.

Упр. 167 (с. 90).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Корень - с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же - в космос проник. (Спутник.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

Прочитайте слова.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) пе­реход, отлёт, пригороде)

- По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с по­мощью приставок.)

- Что такое приставка? Для чего она служит?

IX. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Записать десять слов с суффиксами.

Тема: Значения суффиксов

Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объ­яснять значения суффиксов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

Что такое суффикс? Для чего он служит?

Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

Подберите к прилагательным однокоренные существитель­ные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый, сильный, храбрый, дикий,

Как найти в слове суффикс?

2. Словарный диктант

Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмеш­кой, -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно -было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», - писал -ик-.

«Большой дом».

«Домище», - писал -ищ-.

«Старый, дряхлый дом».

«Домишко», - писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетон­щик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

Тортик! - закричал -ик-.

- Тортишко, - усмехнулся -ишк-.

Тортище, - сказал -ищ-.

- Тортилыцик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

Прочитайте слова. Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суф­фиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежи­тельно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - от­рицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда го­ворят о мужском роде.

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профес­сию, -ищ - суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (барани­на, свинина, телятина).

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть сло­ва, имеет своё лицо и многое может рассказать.

3. Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

Какое значение словам придают эти суффиксы?

3. Анализ смысловых значений суффиксов

Вызнаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? {Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)

Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся - в тетрадях.) Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Вы­делите их.

Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

4. Работа по учебнику

Упр. 169 (с. 91).

- Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

Прочитайте суффиксы в рамочке.

Найдите данные суффиксы в словах.

Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обо­значают слова-названия людей породу их занятий.)

Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

Назовите слова с таким суффиксом.

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

Упр. 170(с. 92).

Прочитайте.

Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия де­тёнышей.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 172(с. 92).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова, объясняют их написание и называют суф­фиксы.)

Какое значение придают эти суффиксы словам?

Упр. 173(с. 93).

- Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

Объясните лексическое значение каждого слова.

С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 174(с. 93).

- Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)

А кто помнит мораль басни? Расскажите.

Выполните письменные задания к упражнению.

Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.

Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.

Упр. 175 (с. 94).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова и называют суффиксы.)

Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

Прочитайте предложения, которые вы составили.

VIII. Рефлексия

1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

От данных слов образуйте новые слова с помощью суффик­са -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-на­звания людей породу их занятий.)

- Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать но­вые слова? (Суффикс.)

2. Игра «Хитрые вопросы»

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суф­фикс -ж-.)

- Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

- Какие значения могут придавать суффиксы словам? При­ведите примеры.

IX. Подведение итогов урока

Что общего между суффиксом и приставкой?

Домашнее задание

Упр. 176 (с. 94).

Дополнительный материал

Суффикс -ёр-

Жил-был суффикс -ер-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр - зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился - а -ёр- уже тут как тут.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса ~ёр-

- А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?

Нужно выделить окончание –ый. Все остальное будет основой.

Теперь нужно найти корень. Это легко сделать, если подобрать однокоренные слова. Можно взять слово «традиция», которое является мотивирующим для данного прилагательного. В слове «традиция» окончание –я, если быть точнее, -ja, остальное – корень, значит, и в искомом слове нужно выделить корень «традици-». Оставшаяся часть слова, соответственно, будет суффиксом.

Иногда для выделения суффикса проделанных операций недостаточно – необходимо установить мотивацию, то есть метод образования данного слова. Например, слово «иголочка». Многие поспешат выделить в слове суффикс «очк», однако это будет ошибкой. Если разобрать образование слова, то получится следующее:

Игла -> игол(к)а ->иголо(оч)(к)а

Таким образом, в слове «иголочка» будет два суффикса – -оч- и -к-.

Некоторые суффиксы можно просто запомнить и выделять, как говорится, на автомате. Например, в глаголах прошедшего времени в подавляющем большинстве случаев будет выделяться суффикс -л-. В существительных легко выделяются уменьшительно-ласкательные суффиксы -очк-, -очек-, -еньк-, -аньк-, -ок-, -чик- и другие. Суффиксы наречий -а-, -о-, -е- часто выделяют как окончания, однако у наречий не может быть окончаний, так как это неизменяемая часть речи.

Постфикс -ся- в неопределенных формах глагола обычно определяется как синкретичная морфема, то есть и как суффикс, и как окончание, и выделяется двумя значками суффикса.

Источники:

  • Основные суффиксы в русском языке

Младший брат просит объяснить ему, что такое суффикс, и вы испытываете сомнения по поводу ответа? Пора вспомнить уроки русского языка. Суффиксом называют морфему (значимую часть слова), которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Задача выделения суффикса в слове покажется легкой, если следовать следующей схеме.

Вам понадобится

  • Листок бумаги, карандаш, морфемный словарь русского языка для самопроверки

Инструкция

Выпишите на листок нужное слово, например: космический. Из определения мы знаем, что стоит после корня, поэтому для начала необходимо выделить , подобрав однокоренные слова: косм-онавт, косм-одром, микро-косм, косм-ический (корень -косм-). Корнем считается минимальная часть слова, повторяющаяся во всех .

Теперь найдите суффикс, помня о том, что он следует за корнем: косм-ическ-ий - суффикс -ическ-. Заметьте, что в состав суффикса не входит (в данном случае -ий). Для выделения окончания изменяйте слово до тех пор, пока не станет ясно, какая часть слова остается неизменной. Всё, кроме нее, является окончанием: космическ-ий, космическ-ая, космическ-ое, космическ-ого, космическ-ому, космическ-ие и т.д. (окончание -ий).

Попытайтесь найти слова с тем же суффиксом и подумайте, какое общее для данных слов значение этот суффикс может иметь. Заметьте также, что в языке число суффиксов ограничено, поэтому почти все из них повторяются от слова к слову. Например: косм-ическ-ий, акуст-ическ-ий, артист-ическ-ий, символ-ическ-ий, гигиен-ическ-ий и т.д. Суффикс -ическ- образут прилагательное от существительного и имеет значение свойственности или связанности с тем, что это исходное существительное обозначает (космический - связынный с кососом, имеющий отношение к космосу).

Видео по теме

Обратите внимание

В одном слове может быть больше одного суффикса. Например, в слове "деловитость" их два (-овит-, -ость-), а в слове "производительность" - три (-и-, -тельн-, -ость-).
И наоборот, в слове может не быть ни одного суффикса: рука (корень -рук-, окончание -а).

Полезный совет

Если затрудняетесь, обратитесь к морфемному или словообразовательному словарю.

Источники:

  • Академическая грамматика русского языка
  • Словарь морфемного членения слов

Суффиксы относят к аффиксам, т.е. служебным морфемам, по своим свойствам противопоставленным центральной морфеме в слове – корню. Словоизменительные суффиксы выражают грамматическое значение слова, словообразовательные нужны для образования новых однокоренных слов.

Вам понадобится

  • - анализируемое слово.

Инструкция

Выделение в суффикса вызывает затруднения прежде всего потому, что его местоположение после корня (или после другого суффикса) часто воспринимается однозначно. Безошибочно обозначить суффикс можно только при умении выделять в слове окончание и корень. Поэтому, определяя эту морфему, пользуйтесь алгоритмом:1) Выделите изменяемую часть слова – окончание. Для этого поменяйте грамматическую форму: учительниц-а – учительниц-ы.2) «Отбросив» окончание, выделяйте корень путем подбора слов: учитель, учить, учение и т.д. Обозначьте корень (уч-).3) Установите производящее , которое позволит выделить в составе производной основы словообразовательное средство: учить → учитель → учительница. В морфемном составе слова определяются суффиксы -и-, -тель-, -ниц.4) Проверить, верно ли выделены суффиксы, поможет способ подбора других слов, относящихся к той же части речи, что и разбираемое, с таким же суффиксом. Например: уч-и-ть – стро-и-ть; уч-и-тель – стро-и-тель; уч-и-тель-ниц-а – во-и-тель-ниц-а.

Обратите внимание, что суффикс, который встречается только в одном слове языка, называется унификсом: маск-арад. О таких случаях для выделения аффиксов необходимо справляться в словообразовательных словарях.

Разновидностью суффиксов является нулевой словообразовательный суффикс. О данном типе можно говорить только в том случае, если анализируемое слово воспринимается всеми говорящими как от какого-либо однокоренного слова, причем разница в их значениях такова, что в других выражается обычными «ненулевыми» суффиксами. Например, в паре «супруг → супруга» производное слово образовано с помощью нулевого суффикса, т.к. обычно значение указания на женский пол выражается суффиксами, определяемыми в основе: артист → артист-к-а; учитель-ниц-а: пловч-их-а.

Для выделения формообразующего (словоизменительного) суффикса подберите несколько слов из этой грамматической категории, поскольку такие суффиксы характеризуют не отдельную грамматическую форму, а сразу несколько.

Запомните, что к числу формообразующих суффиксов в русском языке относят:1) -л и нулевой суффикс в глагольных формах прошедшего времени: да-л, пёк;2) -и и нулевой суффикс в формах повелительного наклонения глагола: скаж-и, брось;3) суффиксы причастий: став-ящ-ий, постави-вш-ий, поставл-енн-ый и т.д.;4) суффиксы деепричастий: держ-а, сказа-в, сид-ючи, вырос-ши; 5) суффиксы сравнительной степени прилагательных, наречий и безлично-предикативных слов: жив-ее, стар-ше, строж-е;6) суффиксы в формах превосходной степени прилагательных: глубоч-айш-ий, красив-ейш-ий.

Источники:

  • суффиксы в слове

Совет 4: Как дать определение корня, суффикса и приставки

Основу практически всех слов составляют приставка, корень и суффикс. В отличие от окончания, они являются неизменяемыми частями лексемы и несут в себе смысловую нагрузку.

В однокоренных возможно чередование гласных или согласных звуков . К таким корням относятся молок/млек, раст/ращ/рос и т.д. Это связано с их происхождением и с общим процессом развития языка. Такие фонетические чередования в корне однокоренных слов не редкое явление в языке. Для того, чтобы правильно выделить на письме такие корни иногда просто необходимо бывает знать что этому способствовало. Это могла быть утрата носовых гласных в русском языке в связи с тенденцией упрощения, наличие двух наиболее сильных диалектов, составивших современный русский язык – петербургский «окающий» диалект и московский «акающий» диалект и т.д.

Суффикс

Место суффикса – сразу после корня. Суффикс несет в себе дополнительное значение и способен изменить основное значение слова. Благодаря суффиксу можно преобразовать одну часть речи в другую, добавить эмоциональной экспрессивности и т.д. К примеру, если к слову «дом» добавить суффикс «ик», то появляется дополнительное уменьшительное значение. Добавляя к существительному «интерес» суффикс «н», вы получаете прилагательное «интересный».

Исходя из вышесказанного, суффикс можно определить как несущую дополнительную смысловую нагрузку значимую часть слова, занимающую положение после корня.

Приставка

Приставка, так же как и суффикс, несет в себе дополнительный смысл и может изменять основной смысл лексемы. К примеру, если к глаголу несовершенного вида «играть» добавить приставку «до», он преобразуется в глагол совершенного вида. Являясь, префиксом, приставка занимает положение до корня.

Таким образом, приставку можно определить как несущую дополнительную смысловую нагрузку значимую часть слова, занимающую положение перед корнем.

Выделить основу, на письме можно, если просклонять по падежам существительное, прилагательное либо проспрягать по лицам глагол. Та часть слова, которая остается неизменной и будет составлять основу лексемы.

Суффикс представляет собой такую часть слова, с помощью которой можно пополнить словарный запас языка и расширить его многообразие. Этот элемент может служить для образования новой части речи или новой формы уже имеющегося слова. Поэтому, зная суффиксы, можно заниматься преобразованием, например, глаголов в существительные, или наоборот, можно понять, какой частью речи является слово, как оно было образовано.

Вам понадобится

  • словарь-справочник, словообразовательно-морфемный словарь

Инструкция

Прежде чем переходить к определению непосредственно суффикса слова, следует понять, какой частью речи оно является. Это облегчит задачу, поскольку для каждой части речи существуют характерные суффиксы. Чтобы узнать, какая часть речи подлежит разбору, нужно понять, на какой вопрос слово отвечает.

Определив речевую принадлежность, можно переходить к разбору составных частей т.е. морфем. Поскольку суффиксом называется та часть слова, которая расположена между корнем и окончанием, сначала необходимо выделить две эти морфемы – окончание и корень.

Для определения окончания нужно слово просклонять (изменить по падежам) или проспрягать (изменить по лицам, числам, временам). Та часть, которая будет изменяться, будет окончанием. Графически оно обводится в квадрат.

Чтобы определить корень слова, нужно подобрать к нему однокоренные т.е. родственные слова. Та часть этих слов, которая будет оставаться неизменной и общей для всех, и является корнем. Графически он обозначается дугой над ним.

Та часть, которая осталась между корнем и окончанием, и будет суффиксом. На этом этапе целесообразно свериться со словарем или грамматическим справочником, поскольку в слове может быть как несколько суффиксов, так и не быть вовсе. А это может определяться конкретной частью речи или грамматической формой.

Завершив анализ, можно обозначить суффикс графически треугольником (^) над ним. Причем, если в слове несколько суффиксов, то каждый обозначается отдельно.

Обратите внимание

В русском языке некоторые суффиксы могут располагаться после окончания. Примером могут быть следующие морфемы: суффиксы « –ся» или «-сь» у возвратных глаголов, « –те» в повелительном наклонении, или суффиксы у неопределенных местоимений, которые пишутся через дефис.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Для того чтобы слова в предложении звучали согласованно, некоторые части слова могут изменяться. Эти части слова служат для образования новых слов и для связи слов в предложении. Инструкция 1Любое изменяемое слово в русском языке состоит из двух…

В процессе морфемного разбора слова проводится анализ морфем, его составляющих: какие именно морфемы присутствуют в слове, как с их помощью слово образовано. Морфемный разбор позволяет глубже понять структуру данного слова и родственных ему слов, а…

Суффиксы в русском языке являются частью слова и в глаголах. и в существительных, и в прилагательных, и у каждой части речи сложности написания вызывает определенный набор морфем. Суффиксы в русском языке являются частью слова и в глаголах. и в…

Достаточно часто на уроках русского языка школьники испытывают затруднения в отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова. Изменяя форму той или иной части речи, вы всего лишь измените грамматические признаки, а не лексическое значение. …

Суффиксом называют морфему, стоящую в слове после корня и несущую в себе смысловое и грамматическое значение. Как правило, суффикс выделяется значком ^ и служит одним из основных способов словообразования в русском языке. Инструкция 1Суффикс –…

Определить состав слова – значит выяснить, из каких морфем оно состоит. Морфемой называют минимальную неделимую часть слова. В изменяемых словах выделяются основа и окончание. Неизменяемые слова, соответственно, состоят только из основы. …

Суффиксы относят к аффиксам, т.е. служебным морфемам, по своим свойствам противопоставленным центральной морфеме в слове – корню. Словоизменительные суффиксы выражают грамматическое значение слова, словообразовательные нужны для образования новых…

Морфемный разбор слова – разбор по составу, определение и выделение значимых словообразовательных частей слова. Морфемный разбор предшествует словообразовательному – определяющему, каким способом появилось слово. Инструкция 1Морфемный разбор…

Разбор слова по составу в филологической науке называется «морфемный анализ». Это один из самых сложных видов аналитической работы с лексическими единицами русского языка. Несмотря на то, что морфемы изучают уже в начальной школе, даже у…

Строение или состав слов изучается разделом науки о языке – морфемикой. Все слова делятся на минимальные значимые части, которые называются морфемами. Одни из них несут лексическую информацию (корни и приставки), другие – одновременно лексическую и…

Младший брат просит объяснить ему, что такое суффикс, и вы испытываете сомнения по поводу ответа? Пора вспомнить уроки русского языка. Суффиксом называют морфему (значимую часть слова), которая стоит после корня и служит для образования новых слов.…

Окончанием называют значимую изменяемую часть слова. Оно помогает согласовывать слова в предложениях, а также указывает на число, падеж, лицо или род. Эта морфема служит только для образования одной и той же формы слова. Обычно окончание…