Главная · Зубной камень · Библия онлайн. Послание к евреям святого апостола павла Кем было написано письмо

Библия онлайн. Послание к евреям святого апостола павла Кем было написано письмо

2. ВЫСШЕЕ СЛУЖЕНИЕ (8:1 - 10:18)

По ходу дальнейшего развития своих мыслей автор ясно дает понять: в основе нового священнического служения лежит Новый Завет.

а. Вступление на высшее служение (8:1-6)

Евр. 8:1-2 . В первой половине стих 1 как бы подводится итог сказанному выше для перехода к развитию новых мыслей. О Господе Иисусе, Который в качестве Первосвященника воссел одесную престола величия на небесах, автор говорит почти в тех же словах, что в 1:3 (сравните 10:12; 12:2). Подробно эта тема разрабатывается дальше.

В словах и есть священно-действователь святилища и скинии истинной он касается некоторых положений, которых вскользь касался и прежде, но говорит о них иными словами. Идея "священнодействования" (яеитоургос) лежит в основе новой темы. Под "скинией истинной" понимается небесная сфера, где это "священнодействование" происходит.

Евр. 8:3-6 . Поскольку функция первосвященника состояла в принесении даров и жертв, нужно было, чтобы и новый Первосвященник имел, что принесть. Оставаясь на земле, Он не мог бы быть Первосвященником, так как совершение левитских ритуалов в храме продолжалось (эти слова свидетельствуют, что послание писалось до разрушения храма).

Однако святилище, в котором служили левиты, было всего лишь образом (сравните 9:23-24) и тенью (сравните 10:1) небесного святилища, в котором совершает Свое служение новый Первосвященник. Это подтверждается и словами, которые Моисей услышал свыше, когда приступал к сооружению спаши (предшествовавшей храму) под Божиим руководством (8:5).

И служение, совершаемое Иисусом в небесной "скинии", настолько же превосходит служение левитов, насколько завет, Ходатаем которого Он является, лучим их завета (т. е. закона). (Трижды употребляет здесь автор слово "ходатай" - в 8:6; 9:15; 12:24.)

Слово служение (леитоургиа) опять несет тут основную смысловую нагрузку; превосходство нового священнического служения связано, как уже отмечалось, с превосходством нового завета, который утвержден на лучших обетования. К рассмотрению этого завета и его обетовании и приступает теперь автор.

б. "Превосходнейший" завет (8:7 - 9:15)

Евр. 8:7 . В доказательство того, что Новый Завет был обещан издревле, автор сошлется вскоре на книгу Иеремии (31:31-34). В этом обетовании он видит свидетельство несостоятельности прежнего завета.

Евр. 8:8-12 . Обетование Нового Завета было дано, указывает автор, когда Бог, устами пророка, укорял народ. Ветхий завет "потерпел неудачу" по причине греховности народа, средством исцеления от которой не располагал. Новый завет такое средство имеет.

В цитируемом тут тексте из книги Иеремии прежде всего предсказывается заключение нового завета (стих 8); затем следует исполненное силы заявление, что он будет отличаться от предыдущего (стих 9). Потом идет описание "превосходнейших" результатов, которые повлечет за собой заключение обещанного завета.

Это: 1) внутренняя склонность к послушанию "Бог вложит Свои законы в мысли их и напишет их на сердцах их"; 2) устойчивые взаимоотношения с Богом "и буду их Богом, а они будут Моим народом"; 3) познание Бога "все… будут знать Меня" и 4) прощение грехов "Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не воспомяну более". Все это и есть "лучшие обетования", упомянутые в стихе 6.

Ясно, что все они относятся к возрожденным свыше людям, сколько бы ни жило их на земле со времени крестной смерти Спасителя. И хотя в первую очередь новый завет ориентирован на Израиль ("дом Израиля и дом Иуды" в Иер. 31:31), не вызывает сомнения, что и христиане всех времен подпадают под упомянутые благословения (Лук. 22:20; 1-Кор. 11:25; 2-Кор. 3:6). Такое понимание отнюдь не ведет к ошибочному смешению Израиля с Церковью.

Новый завет - это орудие, избранное Богом для осуществления тех благословений, которые были обещаны Израилю в Аврааме. Но ведь в завете Бога с Авраамом предполагалось благословение "всех народов", так что новый завет тем самым становится Божиим средством спасения всех верующих в Него со времени Креста, Сказать это - в сущности не сказать ничего более того, что было возвещено Самим Иисусом: "Ибо спасение от иудеев" (Иоан. 4:22).

Слова Спасителя ни в коей мере, однако, не противоречат восприятию христианской Церкви как явления уникального, как некоего духовного тела, тесно связанного со Христом и в значительной степени отличающегося от феномена израильского народа. Но поскольку спасение в целом совершено посредством креста Христова, оно невозможно вне крови Нового Завета.

Евр. 8:13 . Из только что процитированного им ветхозаветного пророчества автор делает справедливый вывод, что ветхий завет - это нечто ветшающее и стареющее, и, значит, близкое к уничтожению. Ритуалы, все еще совершающиеся в соответствии с ним (стихи 4-5), являются духовным анахронизмом; в этот момент автор мог вспомнить пророчество Иисуса о разрушении Иерусалимского храма (Матф. 24:1-2). Вероятно, пророчество это осуществилось вскоре после написания Послания к Евреям. И тогда гибель храма явилась драматическим подтверждением мыслей автора о ветхом завете.

8:1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
Итак, у нового духовного Первосвященника - воскресшего Иисуса Христа – много преимуществ по сравнению с первосвященниками из колена Аарона. Но главное его преимущество в том, что новый первосвященник сидит по правую руку Бога на небесах, ему незачем самому проходить множество очистительных процедур для того, чтобы с земли взывать к Богу в надежде быть услышанным. Он рядом с Богом и в любой момент может говорить с Ним.

8:2 и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
К тому же Иисус имеет возможность священнодействовать в истинном святилище Бога, находящимся на небесах и построенном самим Богом. Земное же святилище воздвигали люди, поэтому небесное святилище - настолько же превосходнее земного, насколько Божье умение создавать и творить - превосходит человеческое умение в этом.

8:3 Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.
Но поскольку Первосвященник земного святилища был предназначен для принесения Богу даров и жертв, новый духовный Первосвященник также не с пустыми руками должен являться к Богу, а с кровью искупительной жертвы. Иисус имел эту кровь, принеся в жертву себя для искупления всех (1Тим.2:6)

8:4 Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что [здесь] такие священники, которые по закону приносят дары,
Если бы Иисус оставался на земле, он не мог бы быть священником по закону: не из рода Аарона этот человек, не имел бы права Иисус священнодействовать в скинии земного устроения

8:5 которые служат образу и тени небесного, но земное священнодействие пред Богом - это всего лишь «тень», которую «отбрасывает» небесное священнодействие, и земные священники - это лишь несовершенная копия небесного священства, настолько же проигрывающая в отображении истинной сути, насколько сам человек проигрывает в отображении сущности Бога.

как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.
Земное святилище и процесс священнодействия были устроены Моисеем по тому образцу, который был показан ему на горе Синай. То есть, земное храмовое устройство для священного служения Богу - это попытка Моисея при помощи Бога «срисовать» небесное устройство настолько точно, насколько это вообще возможно в земных условиях с использованием земных священнослужителей и земных атрибутов.

Можно сказать, что на земле - всего лишь крошечный макет Божьего устройства общества разумных личностей, поклоняющихся Богу. А на небесах - само устройство, сама суть вещей Божьего мироустройства.

8:6 Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
Но новый Первосвященник Иисус Христос получил возможность священнодействовать пред Богом и ходатайствовать за грешных людей в условиях, превосходящих условия Ветхого Завета настолько, насколько сам Новый Завет Бога с людьми превосходит Ветхий (новый завет имеет лучшие обетования, он приведёт всё богобоязненное человечество к жизни вечной: к духовному и физическому совершенству)

8:7 Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
Ветхий завет не мог обеспечить спасения от греха и смерти богобоязненному человечеству, хотя и нужен был на определённом этапе истории человечества. Но поскольку в намерение Бога входит именно спасение человечества от греха и смерти (1Тим.2:4), то Он и предусмотрел введение в действие Нового завета, способного привести в исполнение его замысел.

8:8 Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
О том, что прежний (ветхий) завет с потомками Израиля (10ти коленного государства) и Иуды (Иудеи) - будет заменён на новый, народ Бога древности знал от своих пророков (Иер.31:31-34). Поэтому христиане из евреев не должны были бы удивляться введению в действие другого завета с Богом, в котором воскресший Иисус Христос назначен Первосвященником для всего Божьего народа эпохи нового завета.

8:9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
Новый завет должен будет отличаться от прежнего, заключённого с Израилем по плоти после их вывода из Египта. Евреи должны были понять, что Моисеев закон - не единственный и не окончательный завет Бога со Своим народом, так как будет заменён на другой.

8:10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
Новый завет должен будет содействовать изменению внутренней сущности Божьего народа, усовершенствованию их совести, а не просто диктовать пункты правил для жизни, как Моисеев закон. Моисеев закон могли исполнять как добрые люди, так и злые, как любящие, так и не любящие Бога и людей - ради избежания наказания смертью.

Новый же завет будет способствовать возрастанию в них духовной личности, сердечной, доброй и любящей как самого Бога, так и тот образ жизни, который Он предлагает человечеству для всей вечности: ни один злой человек не сможет стать участником Нового завета (либо ему придётся изменить свою сущность на добрую, либо его вычеркнут из списков Божьего бытия)

8:11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
Закон Бога, написанный на сердцах и заложенный в совесть человека - будет гарантией тому, что каждый «сердечный» участник Нового завета будет знать, как следует поступать правильно, по совести - во всех жизненных ситуациях, и для этого ему не придётся «перелопачивать» горы макулатуры пунктов закона в надежде найти в них описание тому, как он должен поступить правильно в своей ситуации.

Ни один закон в виде предписаний не имеет возможности описать вообще ВСЕ возможные житейские ситуации для верующего человека, но совесть, обученная самим Богом, в любой ситуации будет ему подсказывать правильно, ибо каждый человек, познав Божий дух, будет точно знать, как в его ситуации поступил бы Бог. Значит, так же следует поступить и Ему. Это и есть духовное совершенство, когда познан ум Христов и дух Божий в совершенстве.
Достижение духовного совершенства - это апогей воздействия Нового завета на человечество, достигнуто оно будет в конце Миллениума: и буду их Богом, а они будут Моим народом (Откр.21:3,7)

8:12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
Почему участники Нового завета смогут достичь духовного совершенства? Потому что по причине искупления Христова у Бога будут все основания простить им все грехи (Римл.3:24,25)
Прощение же грехов соделает их праведными в глазах Бога. Это, в свою очередь, позволит Ему милостиво приблизить очищенный народ к Себе настолько, чтобы они имели возможность «напитаться» Его святым духом и полностью изменить свою внутреннюю сущность.

Такая близость к Богу в условиях прежнего завета - была невозможна из-за того, что кровь животных не очищала совесть грешников до состояния праведности (Евр.10:1,4), а Бог далёк от нечестивых (Пр.15:29) и не мог нарушить Свой закон, приближая к себе тех, кто грешил и при этом считал, что кровью животных смоет свои грехи.

8:13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
Евреи должны были понять, что если Бог назначил нового первосвященника и вводит в действие Новый завет, то прежний завет, по которому они привыкли жить и считать себя праведниками (Моисеев закон) - уже «израсходовался», исчерпав себя, и потерял свою значимость для Божьего народа.

8:1-2 Служение Первосвященника "навеки совершенного" связано со священнодействием "в святилище и скинии истинной", воздвигнутой Богом.

8:3 имел, что принести. Иисус принес в жертву Самого Себя: Свою кровь (9,12) и тело (10,10).

8:4 не был бы и священником. На земле Иисус не мог бы быть священником в силу закона Моисеева (7,13). Священническое служение Иисуса, таким образом, осуществляется по иным законам, не земным, а небесным.

8:5 образу и тени. Скрижали, врученные Моисею, содержали лишь смутное отражение будущего служения Иисуса. И скрижали, и установления о богослужении служили одной цели - они указывали на Иисуса.

8:6 Новый завет является лучшим, ибо он заключен с клятвой (7,22), а также потому, что он содержит лучшие обетования (ст. 8-12). По обеим причинам, служение новому завету - "превосходнейшее".

ходатай. Посредник - лицо, представляющее обе договаривающиеся стороны. Моисей охарактеризован как посредник (ходатай) закона (Гал. 3,19.20). Сущность посредничества Христа заключается в том, что Он предложил Себя как искупительную жертву за грех (9,14.15; 12,24; 1 Тим. 2,5.6).

8:7-13 Обетование нового завета в Иер. 31,31-34 - объединяющая тема стихов 8,7-10.18, в которых слово, переведенное как "завет", встречается четырнадцать раз. Для сравнения отметим, что оно еще трижды встречается в Послании к Евреям (7,22; 12,24; 13,20) и шестнадцать раз в остальных книгах Нового Завета.

8:7 Божие обетование нового завета, сделанное через Иеремию, свидетельствует, что прежний завет не был окончательным.

8:9 не пребыли в том завете. Одна из причин, обусловившая необходимость нового завета, в том, что народ "не пребывал" в прежнем завете, т.е. нарушал его и закон, сопутствовавший завету.

8:10 вложу законы Мои в мысли их. В отличие от освящения, предусмотренного законом, смерть Христа очищает совесть (9,9-14), поэтому мы в состоянии исполнять волю Божию (держать Его законы в мыслях своих).

8:11 все... будут знать Меня. Закон запрещал всем, кроме первосвященника, входить в Святая Святых (присутствие Бога). При новом завете все могут через Иисуса Христа приходить к Богу (10,19-22).

8:12 грехов их... не воспомяну. В отличие от постоянно повторяющихся жертвоприношений, предусмотренных законом как ежегодное напоминание о грехе (10,3), жертва Иисуса принесла прощение грехов и освящение и совершилась раз и навсегда (10,10.13.18).

Всегда называется самое важное; когда кто-нибудь в немногом хочет передать самое существенное, то говорит, что он обращает на это внимание во главе всего, подобно тому как голова, хотя и мала по величине, составляет важнейшую часть тела. Так и теперь апостол говорит: «Главное же в том, о чем говорим» , то есть я выскажу самое важное и вкратце обнимающее многое: – мы имеем Первосвященником Бога. Ибо сидение не свойственно никому другому, кроме Бога. Заметь же, как, сказав много униженного, именно: Первосвященник ходатайствует пред Отцом, и то, что свойственно человечеству, восходит к высокому и к тому, что свойственно Божеству. Поступает же так всегда, как и Наставник его в Евангелии, чтобы чрез уничиженное руководить слушателем, так чтобы он воспринял слово: ибо иначе слушатель не понимает, если не восходит постепенно; чрез возвышенное же он научает, что то униженное было снисхождением. "Престол ом же величия" называет престол Отца, или потому, что Отец мог быть назван величием для Него, или же просто потому, что «престол величия» есть наивысший престол.

И есть священнодействователь святилища

Как земные первосвященники, входя во Святое святых, служили, так и Он поистине есть служитель святых, истинных, пренебесных святилищ. Казалось бы, Павел здесь противоречит самому себе. Ибо в начале сказал: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня...? Не все ли они суть служебные духи...?» (), как бы давая понять, что служителю и не подобает сидеть. Теперь же, сказав: «воссел одесную престола» , снова представляет Его служителем. Итак, каким образом говорит это, если не по совершенному снисхождению к слушателям, и смешивая уничиженное с высоким? А некоторые поняли: «святым служитель», т.е. освященным Им людям. Ибо, говорит (ап. Павел, – Прим. пер. ), Он – наш Первосвященник.

и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Здесь ободряет уверовавших иудеев. Ибо так как, вероятно, они недоумевали, говоря: мы не имеем такой скинии, то вот, говорит, более великая скиния и истинная – само небо. Ибо ветхозаветная скиния была образом этой: и ту водрузил человек, или Веселеил (), или Моисей, эту же – Бог. Здесь же заметь, согласно святому Иоанну Златоусту , что небо и не движется, и не шаровидно: ибо выражение: "воздвиг" исключает и то и другое.

. Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.

Так как сказал: "воссел" (), то, чтобы ты не счел за обман, что он назвал Его священником, говорит, что хотя и воссел, однако оттого не перестал быть Первосвященником; ибо все, что свойственно первосвященникам, Он имеет, и как те приносят жертвы, так и Он принес Самого Себя в жертву. Восседать одесную – принадлежит достоинству Его, первосвященство же есть дело великого человеколюбия. И кроме того, так как некоторые спрашивали, для чего Он умер, если действительно был Сыном и вечен, то разрешает это недоумение и говорит: так как Он был Священником, а священник не бывает без жертвы, то «нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести» . Этим же было не что иное, как тело Его Самого. Итак, Ему необходимо было умереть. Между "дар ом" и "жертв ами», по точному смыслу, есть различие. Ибо жертвами бывают приношения кровные и мясные, или точнее – все, что сжигается огнем. Ибо слово θυσία – жертва происходит собственно от слова θύεσθαι , то есть быть сжигаемым. Дары же, как например плоды и тому подобное, – бескровны и не сжигаемы. Однако в Писании и то и другое употребляется безразлично, как например: «И призрел Господь на Авеля и на дар его» , хотя дар был именно от первородных овец, «а на Каина и на дар его не призрел» , хотя дар был от плодов земли (). Если же кто попытается примирить это пустыми рассуждениями, которые мы и сами слышали, то я все-таки не вижу, как он освободит себя от упрека в невнимательном чтении Писаний. Ибо часто и в иных местах это употребляется безразлично, и я мог бы привести бесчисленное множество мест, если бы не считал это необязательным. Однако нам будет довольно и того, что сам апостол далее назвал вообще дарами все приносимое в жертву. Вот послушай.

. Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары,

Еще подтверждает то, что хотя не на земле имеет скинию, но на небе, однако, от этого нет препятствий к тому, чтобы быть священником. И заметь мудрость. На основании чего кто-нибудь особенно мог бы утверждать, что Он не священник, разумею, конечно, то, что Он не имеет места на земле, где священствовал, – на основании этого сам наиболее утверждает, что Он – Священник, и говорит, что по тому самому Он – Священник, что Он не имел места на земле. «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником» . Ибо были иные на земле священники, и это обстоятельство казалось бы опровержением. Теперь же, имея местом – небо, и вознесши туда собственное тело, там Он ходатайствует за нас пред Отцом. Отсюда, так как Он на небе, то поэтому Он по преимуществу Священник.

. которые служат образу и тени небесного,

Здесь показывает преимущество священства Христова, называя ветхозаветное священство «образом и тенью», наше же – небесным. Ибо когда ничего земного, напротив, духовное все, что в таинствах, где ангельские гимны, где ключи Царствия Небесного, и отпущение грехов, и снова связывание; когда жительство наше на небесах, то каким образом может не быть небесным наше священство? Посему этому небесному священству служило прообразом и примером, то есть темным образчиком и как бы теневым очертанием, – то, что в Ветхом Завете было открыто Моисею.

как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. (Ср. )

Так как то, что мы видим глазами, мы скорее постигаем, чем то, что узнаем чрез слух, то поэтому Бог «показал» Моисею все, не только устройство скинии, но и то, что касается жертв и всего служения.

Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее,

Это вытекает из той именно мысли: «если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником» . Ныне же, говорит, не будучи на земле, но небо имея местом священнодействия, Он получил лучшее служение, то есть служение Его не таково, какое свойственно земным первосвященникам, но небесное, так как местом совершения его служит небо.

чем лучшего Он ходатай завета,

Возвысив священство Христово по месту, и по священнику, и по жертве, таким же открыто выставляет его и по завету. И хотя прежде сказал, что был немощен и не полезен, по причине младенчества слушателей, но он скоро прекратил об этом речь. Теперь он долго задерживается на рассуждении об этом, и показывает, что Новый Завет лучше того, то есть Евангелие, ходатай и дарователь его есть Христос; ибо Сам Он сделался для нас служителем Евангелия, «приняв образ раба», как Моисей есть посредник закона.

который утвержден на лучших обетованиях.

Предлагает то, что особенно ободряло верующих из иудеев, именно, что обетования нашего завета – лучшие обетования. Ибо не блага земные, и не блага в потомстве и не многочадие, но Царство Небесное обещано соблюдающим Евангелие. Итак, не будьте малодушны: обетования Евангелия лучше; неразумно унывать тем, кто имеет лучшее.

. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.

Замечай порядок. Сказал, что завет Христов лучше Ветхого. А откуда это видно? Из того, говорит, что «утвержден на лучших обетованиях» . Ведь, если обетования и воздаяния лучше, то совершенно ясно, что и завет лучше, и заповеди божественнее. Откуда же видно, что обетования лучше? Из того, говорит, что тот был отменен, а этот был введен вместо него. Ибо потому имеет превосходство, что он лучше и совершеннее. «Если бы первый завет был без недостатка» , то есть если бы он делал людей непорочными, то не был бы введен второй завет. Как мы обыкновенно говорим: дом не без недостатков, вместо того, чтобы сказать: он приходит в упадок, ветшает; так и о Ветхом Завете сказал, что он не был без недостатка, не как дурной, но как не имевший силы сделать людей лучшими, как данный младенцам.

Но пророк, укоряя их, говорит:

Не сказал: укоряя его, то есть завет, но "укоряя их" , то есть иудеев, которые не могли совершенствоваться чрез заповеди закона.

вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

Здесь более ясно показывает, что отменен. Ибо вводит Бога, чрез Иеремию говорящего, что «заключу... новый завет» (), то есть совершенно новый: не так, как понимают евреи, что Ездра обновил Писание. Ибо Писание не стало новым, но осталось древним, хотя и было им восстановлено.

. не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, (Ср. )

Чтобы кто-нибудь не подумал, что отменяется тот завет, который был заключен с Авраамом, присоединил: «в то время, когда взял их за руку» . Ибо, говорит, Я желаю отменить завет, о котором говорится в книге Исход, завет, данный на горе Синае отцам вашим, слившим тельца, тогда как именно завет с Авраамом во Христе получил исполнение. Ибо «благословятся» , говорит, «в семени твоем все народы» (), то есть во Христе.

потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. (Ср. )

Видишь ли, что начало зла от нас. "Они" , говорит, «не пребыли» , а потому «Я пренебрег их» . Напротив, блага и благодеяния получают начало от Него. Как бы оправдываясь, приводит причину, по которой Он оставляет их, именно за их непостоянство.

. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: (Ср. )

«После тех дней» : каких же? Одни говорят, что это дни исхода, когда был дан Моисеев закон. А мне кажется, что он говорит о тех днях, о которых сказал выше: «се, дние грядут» . Таким образом, после того, как пройдут те дни, Я положу такой завет, о чем услышишь далее.

вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; ()

Пусть покажет это иудей, когда он получил неписаный закон. Ибо и после возвращения из Вавилона, он дан был Ездрой письменно. Апостолы же ничего не получили письменно, но приняли в свои сердца закон Духа. Посему и Христос сказал: «Утешитель... научит вас всему и напомнит вам все» (Ср. ).

и буду их Богом, а они будут Моим народом. ()

Это совершено было чрез Евангелие. Ибо те, которые прежде служили идолам, ныне, признав истинного Бога, стали Его народом.

. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, (Ср. )

Научением называет здесь наставление, сопровождающееся трудом. Ибо вот, мы видим, что нам нужно очень много слов для здравомыслящих, чтобы убедить их веровать во Христа. Так как закон иудейский содержался в одном углу вселенной, то немногие знали его: глас же апостолов распространился по всей земле (). И кроме того, так как жил на земле во плоти, и так как Он обожествил нашу природу чрез восприятие, то Он и возжег в душах всех свет истинного Богопознания, и благодатью была как бы вложена в человеческую природу некоторая способность к истинному познанию Бога.

. потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. (Ср. )

Омывая нас чрез крещение от нечистоты прежних грехов, Он уже более не воспоминает о них, как прежде смытых.

. Говоря «новый», показал ветхость первого;

Изъясняет пророческое выражение, и говорит, что то самое, что он назвал этот завет совершенно новым, служит указанием, что первый, наконец, оказывается ветхим.

а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Получив уверенность от пророка, касается, наконец, закона, показывая, что ныне процветает наш завет. Таким образом, из пророческого выражения он взял имя «ветхого», от себя присоединил имя обветшалости, и далее с необходимостью сделал вывод, что «уничтожение» неизбежно для закона, как бы так говоря: не случайно упразднил Ветхий, но вследствие ветхости, устарелости его, то есть в силу того, что он Ветхий, т.е. «немощен и неполезен», как и в другом месте говорит: «закон, ослабленный плотию, был бессилен» ().

Главным (т.е. головным , - Прим. ред. ) всегда называется самое важное; когда кто-нибудь в немногом хочет передать самое существенное, то говорит, что он обращает на это внимание во главе всего, подобно тому как голова, хотя и мала по величине, составляет важнейшую часть тела. Так и теперь апостол говорит: главное же в том, о чем говорим , то есть я выскажу самое важное и вкратце обнимающее многое: - мы имеем Первосвященником Бога. Ибо сидение не свойственно никому другому, кроме Бога. Заметь же, как, сказав много униженного, именно: Первосвященник, ходатайствует пред Отцом, и то, что свойственно человечеству, восходит к высокому и к тому, что свойственно Божеству. Поступает же так всегда, как и Наставник его в Евангелии, чтобы чрез уничиженное руководить слушателем, так чтобы он воспринял слово: ибо иначе слушатель не понимает, если не восходит постепенно; чрез возвышенное же он научает, что то униженное было снисхождением. Престолом же величия называет престол Отца, или потому, что Отец мог быть назван величием для Него, или же просто потому, что престол величия есть наивысший престол.


Как земные первосвященники, входя во Святое святых, служили, так и Он поистине есть служитель святых, истинных, пренебесных святилищ. Казалось бы, Павел здесь противоречит самому себе. Ибо в начале сказал: кому когда от Ангелов сказал Бог: сиди одесную Меня? Не все ли они суть служебные духи? (Евр.1:13 -14), как бы давая понять, что служителю и не подобает сидеть. Теперь же, сказав: воссел одесную престола , снова представляет Его служителем. Итак, каким образом говорит это, если не по совершенному снисхождению к слушателям, и смешивая уничиженное с высоким? А некоторые поняли: святым служитель , т.е. освященным Им людям. Ибо, говорит (ап. Павел, - Прим.Пер. ), Он - наш Первосвященник.


Здесь ободряет уверовавших иудеев. Ибо так как, вероятно, они недоумевали, говоря: мы не имеем такой скинии, то вот, говорит, более великая скиния и истинная - само небо. Ибо ветхозаветная скиния была образом этой: и ту водрузил человек, или Веселиил (Исх.31:2), или Моисей, эту же - Бог. Здесь же заметь, согласно святому Иоанну Златоусту, что небо и не движется, и не шаровидно: ибо выражение: воздвиг исключает и то и другое.


Так как сказал: воссел (Евр.8:1), то, чтобы ты не счел за обман, что он назвал Его священником, говорит, что хотя и воссел, однако оттого не перестал быть Первосвященником; ибо все, что свойственно первосвященникам, Он имеет, и как те приносят жертвы, так и Он принес Самого Себя в жертву. Восседать одесную - принадлежит достоинству Его, первосвященство же есть дело великого человеколюбия. И кроме того, так как некоторые спрашивали, для чего Он умер, если действительно был Сыном и вечен, то разрешает это недоумение и говорит: так как Он был Священником, а священник не бывает без жертвы, то нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести . Этим же было не что иное, как тело Его Самого. Итак, Ему необходимо было умереть. Между даром и жертвами , по точному смыслу, есть различие. Ибо жертвами бывают приношения кровные и мясные, или точнее - все, что сжигается огнем. Ибо слово θυσία - жертва происходит собственно от слова θύεσθαι, то есть быть сжигаемым. Дары же, как например плоды и тому подобное, - бескровны и не сжигаемы. Однако в Писании и то и другое употребляется безразлично, как например: и призрел Господь на Авеля и на дар его , хотя дар был именно от первородных овец. А на Каина и на дар его не призрел , хотя дар был от плодов земли (Быт.4:3 -5). Если же кто попытается примирить это пустыми рассуждениями, которые мы и сами слышали, то я все-таки не вижу, как он освободит себя от упрека в невнимательном чтении Писаний. Ибо часто и в иных местах это, употребляется безразлично, и я мог бы привести бесчисленное множество мест, если бы не считал это необязательным. Однако нам будет довольно и того, что сам апостол далее назвал вообще дарами все приносимое в жертву. Вот послушай.


Еще подтверждает то, что хотя не на земле имеет скинию, но на небе, однако, от этого нет препятствий к тому, чтобы быть священником. И заметь мудрость. На основании чего кто-нибудь особенно мог бы утверждать, что Он не священник, разумею, конечно, то, что Он не имеет места на земле, где священствовал, - на основании этого сам наиболее утверждает, что Он - Священник, и говорит, что по тому самому Он - Священник, что Он не имел места на земле. Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником . Ибо были иные на земле священники, и это обстоятельство казалось бы опровержением. Теперь же, имея местом - небо, и вознесши туда собственное тело, там Он ходатайствует за нас пред Отцом. Отсюда, так как Он на небе, то поэтому Он по преимуществу Священник.


Здесь показывает, преимущество священства Христова, называя ветхозаветное священство образом и тенью , наше же - небесным. Ибо когда ничего земного, напротив, духовное все, что в таинствах, где ангельские гимны, где ключи Царствия Небесного, и отпущение грехов, и снова связывание; когда жительство наше на небесах, то каким образом может не быть небесным наше священство? Посему этому небесному священству служило прообразом и примером, то есть темным образчиком и как бы теневым очертанием, - то, что в Ветхом Завете было открыто Моисею.


Так как то, что мы видим глазами, мы скорее постигаем, чем то, что узнаем чрез слух, то поэтому Бог показал Моисею все, не только устройство скинии, но и то, что касается жертв и всего служения.


Это вытекает из той именно мысли: если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником . Ныне же, говорит, не будучи на земле, но небо имея местом священнодействия, Он получил лучшее служение, то есть служение Его не таково, какое свойственно земным первосвященникам, но небесное, так как местом совершения его служит небо.


Возвысив священство Христово по месту, и по священнику, и по жертве, таким же открыто выставляет его и по завету. И хотя прежде сказал, что Ветхий Завет был немощен и не полезен, по причине младенчества слушателей, но он скоро прекратил об этом речь. Теперь он долго задерживается на рассуждении об этом, и показывает, что Новый Завет лучше того, то есть Евангелие, ходатай и дарователь его есть Христос; ибо Сам Он сделался для нас служителем Евангелия, приняв образ раба , как Моисей есть посредник закона.


Предлагает то, что особенно ободряло верующих из иудеев, именно, что обетования нашего завета - лучшие обетования. Ибо не блага земные, и не блага в потомстве и не многочадие, но Царство Небесное обещано соблюдающим Евангелие. Итак, не будьте малодушны: обетования Евангелия лучше; неразумно унывать тем, кто имеет лучшее.


Замечай порядок. Сказал, что завет Христов лучше Ветхого. А откуда это видно? Из того, говорит, что утвержден на лучших обетованиях . Ведь, если обетования и воздаяния лучше, то совершенно ясно, что и завет лучше, и заповеди божественнее. Откуда же видно, что обетования лучше? Из того, говорит, что тот был отменен, а этот был введен вместо него. Ибо Новый Завет потому имеет превосходство, что он лучше и совершенное. Если бы первый завет был без недостатка , то есть если бы он делал людей непорочными, то не был бы введен второй завет. Как мы обыкновенно говорим: дом не без недостатков, вместо того, чтобы сказать: он приходит в упадок, ветшает; так и о Ветхом Завете сказал, что он не был без недостатка, не как дурной, но как не имевший силы сделать людей лучшими, как данный младенцам.


Не сказал: укоряя его, то есть завет, но укоряя их , то есть иудеев, которые не могли совершенствоваться чрез заповеди закона.


Здесь более ясно показывает, что Ветхий Завет отменен. Ибо вводит Бога, чрез Иеремию говорящего, что заключу новый завет (Иер.31:31 -34), то есть совершенно новый: не так, как понимают евреи, что Ездра обновил Писание. Ибо Писание не стало новым, но осталось древним, хотя и было им восстановлено.


Чтобы кто-нибудь не подумал, что отменяется тот завет, который был заключен с Авраамом, присоединил: в то время, когда взял их за руку . Ибо, говорит, Я желаю отменить завет, о котором говорится в книге Исход, завет, данный на горе Синае отцам вашим, слившим тельца, тогда как именно завет с Авраамом во Христе получил исполнение. Ибо благословятся , говорит, в семени твоем все народы (Быт.22:18), то есть во Христе.


Видишь ли, что начало зла от нас. Они , говорит, не пребыли , а потому Я пренебрег их . Напротив, блага и благодеяния получают начало от Него. Как бы оправдываясь, приводит причину, по которой Он оставляет их, именно за их непостоянство.