Главная · Зубной камень · Анализ эстетики в стоматологии. Эстетические аспекты в ортопедической стоматологии Методы исследования в медицинской эстетике ортопедическая стоматология

Анализ эстетики в стоматологии. Эстетические аспекты в ортопедической стоматологии Методы исследования в медицинской эстетике ортопедическая стоматология

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Клюшников О.В.,

Подкорытов Ю.М.,

Бессчастный Д.С.,

Подкорытов Е.Ю.

Возросший культурный и материальный уровень современных людей требует полноценного восстановления функций и внешнего вида лица, нарушенного, потерей зубов у всех пациентов не зависимо от их общественного положения, профессии и возраста.

Ортопедическая стоматология достигла значительных успехов в диагностике, профилактики и лечении заболеваний, требующих ортопедического вмешательства. Тем не менее, потребность в протезировании не сокращается, а к сожалению растет.

В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо остановиться на вопросах эстетики в ортопедической стоматологии.

Эстетика - наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Как наука эстетика изучает сейчас все сферы эстетического освоения деятельности, касается любой творческой деятельности людей. Складывалось это учение, прежде всего, в недрах искусства и разрабатывалось многие века художниками, скульпторами, музыкантами и философами.

В каждой науке существуют свои научные понятия, категории, методы. Для эстетики такими категориями являются понятия прекрасного, красивого, причем существует строгое различие между красотой и украшением.

Общепринято, что красота сопутствует здоровью человека. Поэтому трудно переоценить роль врача-ортопеда, который призван путем ортопедического лечения, с одной стороны, восстанавливать у больных нарушенную или полностью утраченную функцию зубочелюстной системы, а с другой - способствовать возвращению пациентам эстетически полноценной конфигурации лица.

Художественно-эстетический метод, который применяют в эстетике, охватывает многие дисциплины и средства, такие, как физика (оптика, свет), психология восприятия (иллюзии, эмоции), средство художественной выразительности, перспектива и пр. Включает этот метод и биометрию, дающую хотя и средние, но достаточно объективные цифровые данные.

Перечисленные и многие другие средства врач-ортопед применяет в процессе конструирования протезов, совместно с зубным техником. Стараясь сделать их наиболее приближенным к естественным зубам. Именно художественное творчество проявляют они, когда стремятся восстановить конфигурацию лица и отдельные элементы зубочелюстной системы больного: высоту прикуса, центральное соотношение челюстей, зубы, овал альвеолярных и зубных дуг и др. Также как перед художником или скульптором, перед врачом-ортопедом стоит задача воспроизведения объекта. Кроме того, врач в своей работе руководствуется основным принципом эстетики - законом гармонии.

Закон гармонии в приложении к нашей специальности может быть сформулирован следующим образом: Единство форму и функции, целостность построения зубочелюстной системы, соразмерность и пропорциональность отдельных ее элементов.

Эстетические факторы ортопедического лечения многогранны, но прежде всего они включают в себя понятия гармонии формы и гармонии функции. эстетическая стоматология зубочелюстная протез

Гармония формы означает соразмерность, пропорциональность отдельных элементов лица и зубочелюстной системы в покое. Например, наиболее привлекательными будут такие формы и размер зубов, которые соответствуют форме и величине лица человека, его головы, т.е. которые будут находиться в соответствии с общей конфигурацией лица и его элементов.

Гармония функции означает правильные и гармоничные движения нижней челюсти, сокращения жевательных и мимических мышц, правильное соотношение отдельных элементов лица и органов зубочелюстной системы во время речи, жевания, глотания. Если имеют место какие - либо приспособительные движения нижней челюсти во время жевания, производящие отрицательное впечатление - считается, что нарушена эстетика функции жевания.

Неправильное произношение звуков речи, зависящее от протезов, следует диагностировать как нарушение эстетики речи. Применительно к постановке искусственных зубов эстетически полноценной функциональной постановкой будет такая, при которой зубы выглядят естественно как в покое, так и при улыбке, смехе, разговоре, еде.

Ортопедическое лечение в эстетическом плане направлено, с одной стороны, на воспроизведение идеального образа лица человека, его зубочелюстной системы, а с другой - на отображение отклонений от идеального, т.е. восстановление индивидуального.

Зубное протезирование, как известно и свидетельствуют палеонтологические раскопки, было известно еще за несколько веков до нашей эры. Уже во времена Римской империи и в средние века изготавливались искусственные зубы эстетического назначения. Так при вскрытии пирамиды египетского фараона Хефреса был найден протез из дерева. Его возраст 4500 лет. При раскопках древнего города Сидона (IV-III век до нашей эры) найден протез, который можно было бы назвать прототипом современного мостовидного протеза. В гробницах этрусков (IX-VI век до нашей эры) найдены более совершенные протезы. Что характерно, материалами для изготовления искусственных зубов служили золото, слоновая и бычья кость, дерево и зубы людей и животных. Искусственные зубы изготавливались ювелирами, кузнецами, резчиками по металлу и кости. Все это говорит за то, что во все времена те, кто занимался зубным протезированием стремились как можно естественнее восстановить утратившие зубы. Что достигалось применением материалов по своим свойствам соответствующим или напоминающих естественные зубы человека. Изготовление их людьми, так или иначе связанно с какой-то мере с искусством (ювелиры, резчики, чеканщики и т.д.). С 1774 года для изготовления искусственных зубов стали применять фарфор, а с 30 годов нашего столетия пластмассы. С внедрением в стоматологическую практику этих материалов возможность достижения большого эстетического эффекта значительно возросла. Так как теперь сходство с естественными зубами по цвету, внешнему виду стало более реальным.

В эпоху расцвета греческого искусства великий скульптор Поликлет (V век до нашей эры) создал фигуру человека, получившую название "канона", которая долгое время служила руководством при определении пропорциональности частей тела человека (Поликлетом было установлено, например, что длина головы составляет 1/8 длины тела, а длина лица 1/ 10 длины тела). Для стоматолога-ортопеда таким каноном является ортогнатический прикус и все его признаки - зубные, мышечные, суставные, включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического прикуса помогает создать "идеальную", а вернее, среднюю, наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но этого мало, необходимо также найти признаки, присущие только данному человеку, т.е. воспроизвести индивидуальное. И в этой части своей работы врач ортопед очень близок к художнику, потому, что, совершенствуясь в искусстве, живописец или скульптор проходит те же два этапа творческого роста: от принятого канона к воплощению индивидуального образа.

Восстановление индивидуальных черт лица помогает изучение фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с использованием относительно постоянных анатомических ориентиров на костях и мягких тканях лица.

Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и в не меньшей степени фонетическом отношении, являются моделирование, изготовление, подбор и постановка фронтальных зубов. Многие исследователи пытались найти какие-либо закономерности в построении отдельных элементов зубочелюстной системы и выработать эстетические критерии для постановки и изготовления искусственных зубов.

Частое соответствие между формой лица и центральными резцами установили Халл, Бери, а затем и Вильямс. В результате многочисленных измерений на черепах людей различных рас были определены общие для всех рас три типа лица: треугольный, квадратный, яйцевидный (округлый), которым соответствуют по форме верхние резцы; установленные Вильямсом закономерности до настоящего времени используются при производстве искусственных зубов.

Некоторые авторы считают форму и величину головы надежным ориентиром для определения формы и величины зубной дуги. Длинная узкая голова обычно сочетается с длинным, узким небом, узкими конусовидными альвеолярными дугами и конусовидным расположением передних зубов. Округлая форма головы сочетается с округлой формой зубных дуг и зубов.

Согласно законам гармонии, выпуклому профилю лица соответствуют выпуклые зубы; прямому профилю - плоские зубы; плоскому лбу и впалым щекам соответствуют плоские зубы; выпуклому лбу и круглым щекам - зубы выпуклые с резко выраженным экватором.

Форма зубов должна также соответствовать контурам лица, если смотреть на него с разных позиций - прямо, сбоку, а также сверху и снизу. Законы гармонии могут быть использованы в качестве общего руководства в практике ортопедической стоматологии при изготовлении и выборе не только формы зубов, но и их размера и цвета. Искусственные зубы подбираются главным образом по лицевым признакам, но, кроме того, их выбор должен быть увязан с полом, возрастом, типом нервной системы пациента и конституцией.

Фронтальные зубы у мужчин по размерам больше, чем у женщин. Однако если учесть пропорциональные размеры тела у мужчин и женщин, то зубы у женщин оказываются больше, чем у мужчин. Зубы мужчин обычно отличаются более четко выраженными формами, подчеркивающими силу и мужество. Зубы женщины имеют более мягкие, гибкие контуры, повторяющие округлость, мягкость линий лица и тела.

Зубы пожилых людей. как правило, более темной окраски и нередко имеют резко очерченные, удлиненные шейки. Режущие края фронтальных зубов и особенно клыков уплощенные вследствие стираемости.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать общие положения об эстетической гармонии формы, лежащей в основе постановки зубов:

1. В основе постановки зубов должен лежать принцип гармоничного сочетания формы отдельных элементов зубочелюстной системы и эффективного гармоничного функционирования;

2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его характером, конфигурацией и чертами;

3. Отсутствие гармонии означает, прежде всего, нарушение соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы в целом, а также невозможность нормального функционирования зубочелюстной системы.

Общие положения о гармонии формы и функции могут быть использованы не только при выборе и постановке искусственных зубов, но и при изготовлении других конструкций несъемных зубных протезов.

Следует добавить, что из косметических соображений, т.е. чтобы скрыть от постороннего взгляда наличие протезов во рту, целесообразно, особенно у лиц пожилого возраста, при постановке фронтальных зубов нарушать строгую симметрию.

Функциональная асимметрия, наблюдается в природе вообще и в построении тела человека в частности, его лица и зубочелюстной системы. Воспроизведение этой асимметрии и особенностей расположения зубов, которые были до потери, а именно трем между зубами, поворотов отдельных зубов, их скученности и др., является средством для того, чтобы избежать впечатления об "искусственности" в восприятии протеза.

Одним из способов, при помощи которого можно придать искусственным зубам более естественный вид, является неровная постановка фронтальных зубов. Режущие края фронтальных зубов не должны стоять на одном уровне. Естественное впечатление производит, когда верхние центральные резцы и клыки длиннее, чем боковые зубы. Центральные резцы могут быть повернуты медиальными поверхностями в небном направлении, дистальными - в губном. Этот вид постановки особенно показан, когда имеется широкий альвеолярный отросток. Поворот медиальных поверхностей центральных и боковых резцов в сторону губ и дистальных в сторону неба полезен, когда альвеолярный отросток имеет треугольную форму.

Диастема и тремы в искусственной зубной дуге показаны для широколицых людей. Они могут сочетаться с уплощенными режущими краями и быть поставлены встык с нижними зубами.

Чтобы придать искусственным зубам естественный вид, можно применять двухцветные зубы, которые имеют режущие края более светлого оттенка, чем в пришеечной части. Возможно также наложение пломб или вкладок в пришеечной, проксимальной областях, на режущем крае фронтальных зубов или видимых поверхностях премоляров. Вкладки и пломбы могут быть изготовлены одномоментно у кресла больного из пластмассы, золота или серебряно-палладиевых сплавов. В пришеечной части целесообразно создавать треугольные просветы.

Рейте, применив метод фотомонтажа, привел многочисленные варианты постановки зубов в пределах "рамки губ" одного человека. Автор весьма иллюстративно продемонстрировал, как при изменении расположения фронтальных зубов только в вертикальной плоскости получается весьма различный эстетический эффект, вплоть до карикатурного. Особое значение в получении положительного зрительного впечатления от зубов Рейте придает учету так называемого лицевого, резцового, пришеечного эффекта постановки зубов.

Лицевой эффект, обеспечивающий общее впечатление от зубов, согласно Рейте, определяется формой зубов, цветом и их соответствием лицевым признакам. Резцовый эффект зависит от положения резцов по отношению к губам.

Пришеечный эффект определяется соотношением между шейками зубов и контурами десневого края. Зрительное впечатление от искусственных зубов будет благоприятным или неблагоприятным в зависимости от того, насколько правильно учтены и соблюдены при постановке резцовые и лицевые признаки зубов данного человека.

Для того чтобы получить положительный эффект при постановке зубов, необходимо определить индивидуальный уровень расположения верхних зубов по отношению к губе, чему помогает лябиометрия - измерение верхней губы и установление ее типа. Однако еще более точное определение уровня режущих краев фронтальных зубов по отношению к верхней и нижней губам и их вестибуло-оральное положение оказывается возможным при помощи функциональных фонетических проб.

Весьма важно, особенно при коротком типе верхней губы, найти не только расположение режущих краев фронтальных зубов, но и уровень шеек этих зубов.

Для того чтобы при улыбке не было видно искусственной десны Кемени (при коротком типе верхней губы) рекомендует ставить искусственные зубы длиннее, чем они были у пациента. Такая постановка зубов без искусственной десны может быть показана при определенных анатомических условиях, а именно нависающей форме вестибулярного ската и сохранившемся альвеолярном отростке челюсти.

В других случаях, если существуют определенные показания и условия, желательно осуществлять постановку искусственных зубов на "приточке" (незначительная атрофия фронтального участка альвеолярного отростка верхней челюсти).

В некоторых случаях лучшие в эстетическом отношении результаты обеспечиваются постановкой зубов, соответствующих по длине типу лица, но при условии особо тщательной моделировки базиса протеза, и созданием естественной формы альвеолярных выступов, рельефа десневого края, тщательной моделировки шеек зубов, имитирующих оголенные шейки зубов при заболевании пародонта и др.

Весьма существенным и необходимым моментом в постановке зубов является обеспечение красоты и, главное, естественности вида лица человека и в то время, когда он смеется или улыбается.

Переверзев предложил объективный метод оценки улыбки, которую он проводил на фасных фотографиях лица с помощью линейных и угловых измерений. Им были выделены следующие компоненты улыбки:

1. Степень обнажения зубов и альвеолярного отростка при улыбке;

2. Средние резцовые линии верхней и нижней зубных дуг (которые могут совпадать, что считается с точки зрения эстетики положительным, или не совпадать);

3. "Щечное пространство" - расстояние между видимым краем последнего зуба и углом рта.

Индивидуальные особенности расположения зубов в пределах "рамок губ", согласно перечисленным элементам, могут быть достаточно точно установлены врачом при оценке старых фотографий больных и повторены или учтены при протезировании.

Для более качественного изготовления протезов с точки зрения эстетики существуют определенные анатомические ориентиры, знание которых облегчат врачу-ортопеду задачу изготовления полноценных протезов:

1. Ширина рта в покое соответствует ширине зубной дуги 6 передних верхних зубов;

2. Высота верхней губы соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса верхней челюсти;

3. Высота нижней губа соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса нижней челюсти;

4. Длина крыла носа в два раза меньше высоты лба; в два раза меньше высоты носа и в два раза меньше нижней трети лица;

5. Длина крыла носа в два раза меньше ширины рта и в два раза меньше высоты уха;

6. Длина крыла носа равна длине глаза и в четыре раза меньше наибольшей ширины лба;

7. Длина глаза равна ширине зубной дуги 4 верхних резцов и высоте верхней губы в покое;

8. Длина глаза равна ширине уха и в два раза меньше высоты уха;

9. Высота уха равна высоте верхней и средней трети лица;

10. Высота уха равна нижней трети лица и укладывается в высоте лица три раза;

11. Высота уха равна ширине рта и в два раза меньше наибольшей лобной ширины.

Полученные величины могут быть использованы в повседневной практике врачей-ортопедов и зубных техников. На этих величинах и базируется статистическая и лабораторная части постановки искусственных зубов. Статистическая постановка зубов должна быть затем индивидуализирована путем использования функциональных признаков (жевания, речи, глотания), присущих данному человеку.

Одним из основных современных требований, предъявляемых к несъемным конструкциям протезов (штифтовые зубы, коронки, мостовидные протезы) тоже является эстетичность. Для достижения данной цели используют различные материалы (пластмасса, фарфор, металлокерамика и др.) и приемы. Те принципы, которые лежат в основе конструирования съемных протезов для достижения наиболее полного эстетического восстановления внешнего вида больных, в полной мере применимы для конструирования и изготовления несъемных протезов.

Когда коронками покрывается большая группа, эстетический фактор приобретает особо важное значение. Нередко больные отказываются от ортопедического лечения только ввиду нежелания покрыть зубы металлическими коронками. Применение коронок с облицовками, изготовление промежуточной части мостовидных протезов в виде фасеток дает положительный эстетический эффект. Особое внимание при изготовлении мостовидных протезов следует уделять разделке зубов промежуточной части протеза, правильной моделировки искусственных зубов. При сильной атрофии альвеолярного отростка в области дефекта рекомендуется зубы промежуточной части мостовидного протеза моделировать длиннее, чем они были у больного до потери зубов, или имитировать обнаженный корень, создавая впечатление обнаженных корней при болезнях пародонта, если существуют для этого клинические показания. При применении металлокерамических конструкций использовать искусственную десну.

В заключении следует отметить, что вершиной искусства моделировки, изготовления и постановки искусственных зубов следует считать естественность их вида в покое, во время функции жевания, речи, а также когда человек улыбается или смеется, в чем проявляют свое умение врача и зубного техника, их творчество, труд и знание дела, и конечно же их искусство. Нужно отметить, что качество ортопедического лечения определяется как подготовленностью и искусством врача, так и свойствами стоматологических материалов, клиническими методами и зуботехническими технологиями.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные и дополнительные методы исследования жевательного аппарата. Лечение заболеваний органов зубочелюстной системы в клинике ортопедической стоматологии. Внешний осмотр больного. Обследование полости рта, зубных рядов, пародонта зубов больного.

    презентация , добавлен 14.05.2015

    Деонтология и этика в ортопедической стоматологии. Обследование больных в клинике ортопедической стоматологии. Осмотр внеротовой области головы и шеи. Больные с аномалийным соотношением челюстей. Исследование альвеолярных отростков беззубых участков.

    презентация , добавлен 25.05.2012

    Место рентгенологического метода в комплексе обследования больных с заболеваниями челюстно-лицевой области. Методические подходы к исследованию зубочелюстной системы. Защита больных и персонала при рентгенологическом исследовании в стоматологии.

    реферат , добавлен 20.11.2009

    Определение понятия "менеджмент" в стоматологии. Рассмотрение подходов к управлению в стоматологии. Изучение управленческих функций в клинике. Описание взаимодействия субъекта и объекта управления. Обзор системы мотивации и формирования лояльности.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2015

    Материалы, применяемые в стоматологии (конструкционные, вспомогательные, клинические). Особенности материалов, используемых врачом-стоматологом в процессе изготовления зубных протезов и на приеме больных. Характеристика свойств основных материалов.

    презентация , добавлен 26.10.2014

    История ортопедической стоматологии. Виды зубных протезов: металлокерамика, вкладки, виниры. Этапы зубного протезирования. Съемные и условно-съемные зубные протезы, уход за ними. Бюгельное протезирование зубов. Протезирование без обточки соседних зубов.

    реферат , добавлен 18.11.2009

    Классификация зубных протезов. Обзор применяющихся в ортопедической стоматологии сплавов. Основные требования, предъявляемые к ним. Литье сплавов металлов. Гальванический синдром, аллергия к ним. Характеристика методов изготовления зубных протезов.

    презентация , добавлен 19.01.2015

    Схема проведения обследования больных в клинике ортопедической стоматологии. Трудности при ортопедическом лечении больных. Получение представления о физическом и психическом состоянии больного и особенностях его челюстно-лицевой системы при обследовании.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Кариес зубов как одно из самых распространенных заболеваний человечества. Гигиенист стоматологический как основной специалист профилактической программы стоматологии. Успех ортодонтического лечения. Современное лечение стоматологических заболеваний.

    презентация , добавлен 27.03.2015

    Основные свойства пластмасс и их применение в практике ортопедической стоматологии. Характеристика современных стоматологических термопластических материалов: полиамидов (нейлон), полиоксиметилена, полипропилена, полиметилметакрилата, этиленвинилацетата.

n эстетика - это философская наука об общих принципах творчества по законам красоты. Предмет медицинской эстетики охватывает закономерности строения человеческого тела, пространственную организацию частей тела, их соразмерность в покое и динамике, цветовую гармонию, вопросы симметрии, возрастные изменения и т. д.

Оценка формы и размеров головы, лица и зубов n Фронтальное и боковое обследования, включающие анализ расположения глаз, носа, подбородка и губ, позволяют определить референтные точки, которые очень важны в эстетической реабилитации. Внешний осмотр начинают с оценки формы лица. Для определения соотношения участков черепа предложены индексы, по величине которых различают типы головы и лица. Форму головы можно определить по формуле: n Широкая часть головы ÷ Длинная часть головы × 100.

между лбом и носом; prn проназале, наиболее выступающая вперед точка носа; sn - подносо-вая точка; st - стомион, точка пересечения линии смыкания губ со срединно-сагиттальной плоскостью; gn - гнатион, наиболее выступающая точка подбородка

Считается, что при показателе: n до 75, 9 - голова долихоцефалическая; n от 76 до 80, 9 - мезоцефалическая; n от 81 до 85, 4 - брахицефалическая; n от 85, 5 и более - гипербрахиоцефалическая.

Архитектоника лица человека зависит от следующих моментов: n высоты лица (удлиненный, средний, укороченный тип); n ориентации челюстей в пространстве; n величины угла нижней челюсти.

n В зависимости от этого выделяют синдром удлиненного лица. У пациентов этой группы высота лица увеличена, развернут угол нижней челюсти, увеличен угол между основанием челюстей и основанием черепа. Взаимоотношение зубных рядов может быть различным. Зубное пространство в состоянии покоя минимально или равно нулю. Вторая группа больных представляет синдром укороченного лица. Высота лица у них уменьшена, угол наклона нижней челюсти приближается к 90°, основания челюстей и основание черепа параллельны. Межзубной промежуток равен 6 мм и более. Третью группу составляют пациенты с правильным лицом. Все антропометрические и телерентгенографические данные у них средние.

Для определения соотношения участков черепа Гарсон (1910) предложил индексы, по величине которых различают типы головы и лица. Морфологический индекс формы лица можно определить по формуле: Морфологическая высота лица ÷ Наибольшая скуловая ширина × 100. По морфологическому индексу лица изначально выделяют 5 его типов: n до 78, 9 - очень широкое лицо; n 79, 0 -83, 9 - широкое лицо; n 84, 0 -87, 9 - среднее лицо; n 88, 0 -92, 9 - узкое лицо; n 93, 0 и выше - очень узкое лицо.

Степень развития мозгового черепа, жевательного и дыхательного аппарата, костно-мышечной системы формирует лицо человека, и соответственно этому Бауер выделил четыре формы лица: церебральную, респираторную, дигестив-ную (пищеварительную) и мышечную. Первые научно обоснованные описания формы лица, в связи с эстетикой зубного протезирования, встречаются в работах Вильямса (1913). Изучив большое количество черепов различных расовых групп, он установил четыре формы лица: n квадратный тип - когда боковые линии лица параллельны или почти параллельны; n треугольный тип - при более или менее остро сходящихся к нижней части лица боковых линиях; n овальный тип - с закругленными боковыми линиями; n овоидный тип - когда лицо имеет более широкие размеры под глазами, чем над ними.

Энгль (1908) ввел для оценки эстетики лица по фотографиям "линию гармонии", соединяющую наиболее выступающие точки лба глабелла (gl) и подбородка - погониум (pg). Изучая профиль лица, положение губ и носа, автор пришел к выводу, что наиболее гармоничным является лицо, когда эта линия проходит через крыло носа (рис. 5 -3, а). Кампион брал за основу мягкие ткани лба, кончик носа и подбородка (рис. 5 -3, б). Однако сегодня появились современные и точные методы определения профиля лица по профильным телерентгенограммам.

Виды профиля лица по Lowery, где n а - выпуклый; б прямой; в - вогнутый

Фронтальный анализ лица, взаиморасположение горизонтальных и вертикальных линий лица, обеспечивающих его правильную геометрию: n А - срединная линия; В межзрачковая линия; С 1 граница волосистой части головы; С 2 - надбровная линия; С 3 - под-носовая линия; С 4 - подбородочная линия; D - линия резцов. Фото предоставлено автором

n Выделяют три разновидности улыбки: резцовую, сосочковую и альвеолярную (рис. 5 -6). Для резцового типа улыбки характерно обнажение только режущего края передних верхних зубов. Это так называемая закрытая улыбка. n Она позволяет разместить вне зоны видимости кламмеры или искусственную десну съемного протеза. При со-сочковом типе улыбки обнажается вся коронка переднего зуба, уголки рта приподняты. При таком типе улыбки нежелательно применение кламмер-ной системы фиксации. Самым неблагоприятным является альвеолярный тип улыбки, так как при этом вообще затруднено эстетическое протезирование.

n Существует три типа линии улыбки - низкая, средняя и высокая ("десневая улыбка"). Немаловажное значение для эстетики лица имеет так называемое щечное пространство затемняющееся вглубь пространство от середины клыка до угла рта. Это темное пространство между щечной поверхностью боковых зубов, слизистой оболочкой щек и углами рта помогает достичь эффекта градации при меняющемся освещении зубов. В то время как щечное пространство уменьшает восприятие деталей, возрастает иллюзия расстояния и глубины (рис. 5 -7).

n Компоненты улыбки n Соответствие общих размеров зубов человека его конституционному типу и общим размерам головы. Обычно для высоких людей астеничного типа характерны длинные и узкие прямоугольные зубы; для нормостеника - зубы любой формы с незначительным преобладанием высоты над шириной; для гиперстеника - широкие зубы, чаще с признаками овальности. n Соответствие формы верхних резцов форме лица. n Ширина рта в покое и при улыбке. Если в покое расстояние между углами рта меньше расстояния между зрачками, то ширина рта считается нормальной, и при улыбке углы рта будут располагаться на одной вертикали со зрачком. При протезировании пациента необходимо учитывать видимость обнажаемых зубов при улыбке. При широкой улыбке могут быть видны кламмеры на премолярах и молярах, а также металлические зубные протезы в боковых отделах зубных рядов.

n Симметрия улыбки. n Соответствие ширины верхних передних зубов ширине рта. n Степень обнажения передних зубов. В норме нижние зубы обнажаются не более чем на 1/3 их высоты. Верхние зубы обнажаются различно. Степень обнажения зубов влияет на эстетику протезирования. Выбор метода фиксации протеза, постановки передних искусственных зубов в съемном протезе определяется степенью обнажения передних зубов. Существует четыре степени обнажения: n - коронки верхних центральных резцов обнажаются в пределах режущей трети; n - коронки этих же зубов обнажаются в пределах средней трети; n - зубы обнажаются в пределах пришеечной трети; n - обнажается альвеолярный отросток.

n Отношение верхнего зубного ряда к краю нижней губы. Наиболее красивым является такое соотношение, когда зубной ряд повторяет изгиб нижней губы. n Равномерность обнажения верхних зубов от одного угла рта к другому. n Плоскость, проходящая между верхними и нижними резцами, должна совпадать со срединной линией (эстетическим центром лица). n Ширина носа у женщин соответствует расстоянию между буграми клыков, а у мужчин - всей ширине шести верхних передних зубов. n Ширина фильтрума равна ширине двух верхних центральных резцов. n Осевой наклон передних зубов. Наилучший эстетический эффект наблюдается при величине угла 5° для 4 верхних резцов.

Компоненты "красивой улыбки" n Большое значение в формировании нормальной улыбки имеет параллельность резцовой поверхности нижнему краю красной каймы верхней губы и линии, соединяющей углы рта (рис. 5 -8). Окклюзионная плоскость в норме при сомкнутых губах расположена на уровне разреза губ и соответствует режущему краю нижних резцов.

n Моделирование формы и величины искусственных зубов не представляет больших трудностей, если имеются зубы противоположной стороны челюсти (антагонисты). Однако отсутствие всех передних зубов, наличие диастемы и трем, аномалии развития челюстей и другое делают этот процесс сложным. Для достижения хорошей эстетики с пациентом обсуждают цвет, форму, величину искусственных зубов. При согласовании эти форма и величина переносятся на постоянные зубные протезы. Величина беззубых альвеолярных отростков диктует величину искусственных зубов. Не всегда это обеспечивает гармонию лица. Для решения этой задачи применяются выразительные средства, которые должны создавать иллюзию.

n n При моделировании искусственных зубов и коронок на верхней челюсти с диастемой контактные поверхности делают более выпуклыми, увеличивают наклон зубов к средней линии, применяют более темную окраску зубов. Если пациент с широким разрезом рта и узкой верхней челюстью, то для придания иллюзии ширины челюсти оси верхних передних зубов следует расположить вертикально. Другим приемом иллюзии является наложение боковых резцов на центральные. Этим достигаются уменьшение площади обзора центральных зубов и увеличение площади более мелких боковых резцов. Прямолинейные зубы кажутся больше, овальные - меньше

n При выборе опорных зубов и вида фиксации протеза следует помнить об эстетике. Видимые при улыбке кламмеры не делают внешний вид пациентов привлекательным. Эстетическим целям лучше отвечают бескламмерные системы крепления (магнитные фиксаторы, телескопические коронки, аттачмены) или специально планируемая "косметическая" ретенция кламмеров в визуально недоступных зонах, которую можно осуществить на этапе изготовления (бюгельных) коронок.

В идеальной пропорции резцов, где форма и положение зубов оптимальны, межзубные промежутки располагаются все более апикально от средней линии до клыков. Практически все исследователи оптимальных пропорций зуба пришли к выводу, что ширина у резца составляет приблизительно 75 -80 % длины (рис. 5 -9).

n В сложных клинических ситуациях для реализации плана эстетического лечения необходимо проведение диагностического воскового моделирования. Это, в свою очередь, позволяет наглядно продемонстрировать планируемое восстановительное лечение, что особенно важно при наличии трем, диастем, скученного расположения передних зубов, рецессиях десны и т. д. Восковое моделирование позволяет определить необходимость дополнительной ортодонтической, хирургической подготовки, избирательного пришлифовывания бугров, коррекции десневого прикрепления, а также наметить схему препарирования зубов под ортопедические конструкции и выявить особенности временных коронок (рис. 5 -10).

Рис. 5 -10. Восковое моделирование зубного ряда на диагностической модели верхней челюсти (а). Пластмассовый аналог восковой композиции, полученный с помощью силиконового ключа (б)

n Характеристика зубных протезов по мере убывания их эстетических качеств: n керамические виниры; n цельнокерамические коронки из прессованной керамики; n цельнокерамические коронки с безметалловым каркасом из оксида алюминия или циркония; n металлокерамические коронки с керамическим краем (плечом) без гирлянды; n металлокерамические коронки с гирляндой.

n ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТА ЗУБОВ n Одним из факторов, определяющих успех протезирования керамическими и металлокерамическими конструкциями, служит правильное, точное определение цвета зубов. Между тем эта процедура требует определенных знаний и навыков. Определение цвета зубов с помощью стандартной расцветки (эталона) не всегда дает реальную картину, потому что зубы, как и любое другое творение природы, очень многоцветны (мультихромны).

Виды расцветок для определения цвета зубов n Существует несколько видов расцветок - Vita, Chromascop, Vitapan 3 D Master и др. , но ни одна из них в полной мере не отображает всего многообразия цветов в живом зубе. n Возьмем за основу расцветку Vita Lumin Vacuum, Vitapan Classical фирмы "Vita" (Германия). В настоящее время она является самой распространенной. Рассмотрим ее подробнее. В вопросе определения цвета всегда нужно учитывать следующие характеристики: n окраска или тон - название цвета или сочетание цветов; n насыщенность - определяется количеством пигментов данной окраски (чем их больше, тем выше степень насыщенности); n яркость - определяется количеством серого оттенка.

n Расцветка Vita имеет четыре диапазона тонов: А, В, С, Д. При этом: А оранжево-коричневый, В - желто-оранжевый, С - серо-коричневый, Д оранжево-серый. В реальной жизни один из цветов может преобладать над другими, например А 3 с преобладанием оранжевого. Шейка натурального зуба, как правило, окрашена более интенсивно, потому что там самый тонкий слой эмали. И при определении цвета это обязательно нужно учитывать. Иногда окраска шейки зуба может находиться в тоне, отличающемся от основного. Например, основной тон может быть А, но шейка зуба может быть желтой с заходом в гамму В. n К расцветке Vita прилагается вкладыш, где цвета расцветки расставлены по степени яркости: В 1, А 1, В 2, Д 2, А 2, С 1, С 2, Д 4, А 3, Д 3, В 3, А 3. 5, В 4, С 3, А 4, С 4. Часто можно видеть зубы, имеющие тон А или В, но при этом по яркости вполне соответствующие гамме С. Другими словами, если приложить один из зубов расцветки группы С к такому зубу со сниженной яркостью, то можно увидеть, что он (зуб из расцветки) почти выделяться не будет. По яркости зубы будут идентичны, и различие лишь в окраске. Ошибка в степени яркости моментально выделяет протез в полости рта. Разница в цвете или насыщенности иногда бывает не так заметна, как ошибка в яркости.

n Эта шкала расцветок соответствует: n керамическим материалам из Вита Омега/Омега-800, Вита VMK 68/95, Вита Тиманкерамик, Вита Хай-Керам, Витадур Альфа; n искусственным пластмассовым и фарфоровым зубам Витапан. n Универсальная расцветка Chromascop фирмы Ivoclar Vivadent (Лихтенштейн) состоит из 20 цветов, которые подразделяются на 5 наглядных, съемных цветовых групп ("белый", "желтый", "светлокоричневый", "серый", "темно-коричневый"). По окончании определения основного оттенка дальнейшие операции определения цвета осуществляются лишь в рамках соответствующей группы (рис. 511).

Расцветка Vitapan 3 D Master фирмы Vita (Германия) состоит из 26 цветов, скомпонованных по яркости, насыщенности и оттенку (рис. 5 -12).

Процедура определения цвета зубов n Определяя цвет, необходимо разделить коронку зуба на 3 условные взаимно перпендикулярные горизонтальные и вертикальные плоскости. Горизонтальные плоскости следует разделить: n на пришеечную; n срединную (экваторную); n режуще-окклюзионную.

Оптимальные условия для определения цвета n Эрнст А. Хегенбарт (1993) считает, что для оптимального восприятия цвета зубов предпочтителен нейтральный дневной свет, падающий с северной стороны, он принят за стандарт. Причем уровень освещенности зуба не должен превышать 1500 лк. В соответствии с этим стандартом разработаны искусственные источники освещения для рабочих мест врача-стоматолога и зубного техника. Установлено, что гигиенический минимум естественной освещенности для помещений с длительным пребыванием людей составляет 200 лк. На определение цвета зубов также влияет цвет стен, потолка, пола и штор, мебели и т. д.

n электронные приборы для измерения цвета зубов можно разделить на спектрофотомеры, колориметры и цифровые камеры. Эти приборы отличаются размерами участка измерения, конструкцией, чувствительностью к воздействию различных факторов во время работы, устойчивостью к нежелательным воздействиям, дизайном, а также ценой.

В специальной литературе и в обиходе среди врачей ортопедов-стоматологов встречаются термины «эстетика» и «косметика», обозначающие свойство искусственных протезов. Что правильно? Дословно косметика означает искусство украшать. Врачебная косметика (декоративная) скрывает или делает менее заметным дефекты внешности.

Слово «эстетика» переводится с греческого как «чувствующий, чувственный». В широком смысле эстетика – это философская наука об общих принципах творчества по законам красоты, о генезе, закономерностях развития и функционирования эстетического осознания, в том числе и искусства как специфической формы отражения действительности. Предмет медицинской эстетики охватывает закономерности строения человеческого тела, пространственную организацию частей тела, их соразмерность в покое и динамике, цветовую гармонию, вопросы симметрии и асимметрии, речь, возрастные изменения и т.д.

Разделом медицинской эстетики, особенно в ортопедической стоматологии, является теория художественного моделирования. Это относится ко всем видам протезов.

Универсальными признаками красоты считаются мера, гармония, пропорция, симметрия.

Количественными методами в медицинской эстетике являются антропометрический, биометрический, кинофотостатический и телерентгенографический.

В ортопедической стоматологии предметом изучения является лицо человека. Архитектоника лица человека зависит от следующих моментов:

    высоты лица (удлиненный, средний, укороченный тип),

    ориентации челюстей в пространстве,

    угла нижней челюсти.

Различают три типа лица в зависимости от строения зубочелюстной системы. Выделяют синдром удлиненного лица. У пациентов этой группы высота лица увеличена, развернут угол нижней челюсти, увеличен угол между основанием челюстей и основанием черепа.

Взаимоотношение зубных рядов может быть различными. Свободное межокклюзионное пространство минимально или равно 0. Вторая группа больных представляет синдромом укороченного лица. Высота лица у них уменьшена, угол нижней челюсти приближается к 90 0 , основания челюстей и основание черепа параллельны. Свободное межокклюзионное расстояние равно 6 и более мм. Третью группу пациентов составляют люди с правильным лицом. Все антропометрические и телерентгенографические данные у них среднее. Пространственная организация лица или другими словами его форма также представляет интерес для исследователей. Вильямс (1913) установил 4 формы лица:

1. Квадратное лицо.

2. Треугольное лицо.

3. Овальное лицо

4. Овоидное лицо (более широкие размеры под глазами).

Бауэр выделил церебральный, респираторный, дигестивный и мышечный тип лица. В профиль в зависимости от угла выпуклости лица В.Н. Трезубов выделяет выпуклое лицо, прямое и вогнутое. Форма лица человека имеет прямую связь с формой его зубов. Форма зубов может быть прямоугольной, квадратной, клиновидной, овальной.

По Переверзеву прямоугольная форма характеризуется тем, что высота коронки превосходит ее ширину, контактные поверхности параллельны. Квадратная форма зубов – равные значения ширины и высоты, контактные поверхности параллельны. Треугольная форма узкая шейка зуба, конвергенция контактных поверхностей. Овальная форма встречается у 66,9% женщин.

Зубы играют важную роль в красоте лица. Поскольку они являются опорой для губ, то даже в покое от положения зубов и их взаимоотношений зависит тонус, взаимоположение и профиль губ. Они могут выглядеть напряженными или свободнопокоящимися, выступать или западать, находиться на одном уровне. Все это отражается на выражении лица, его индивидуальной красоте.

Еще больше возрастает их значимость при динамическом состоянии лица во время разговоров, улыбки, смеха. Обнажаясь зубные ряды и сами зубы своими признаками активно формируют облик лица, дополняя лицевую гармонию, либо ее разрушая. Их цвет, форма, размеры, положение, рельеф, целостность, взаимное расположение в зубном ряду относительно свободных краев губ и других частей лица, пропорциональность между собой, всем лицом и многое другое формируют красоту улыбки.


На первый взгляд, может ли являться точной наукой лицевая эстетика ? Либо человек нравится, либо нет. Но, оказывается, существует огромное множество параметров пропорций лица, размеров и форм частей лица, которые должны находиться во взаимной гармонии.

Нас, как стоматологов, интересуют, прежде всего, параметры улыбки и зубов, однако при проведении реставраций зубов мы всегда смотрим и учитываем такие параметры, как:

  • пол и возраст пациента,
  • расу и национальность,
  • размеры глаз, носа, щек, подбородка.

    Остановимся на некоторых осебенностях размера и формы зубов в зависимости от пола и возраста. Как вы наверное догадались, на левом фото – улыбка мужчины, в центре – молодой девушки и справа – женщины средних лет.

    Эти правила выполняются, разумеется, не всегда, но в среднем:

  • У мужчин передние зубы более широкие и имеют более плоский режущий край
  • У женщин передние зубы имеют более закругленные края
  • У женщин боковые резцы (вторые от центра) чаще всего значительно меньше по размеру, чем центральные; у мужчин разница не так выражена
  • Также вторые резцы у женщин чаще имеют выпуклую форму, у мужчин они более прямые
  • У молодых людей (и девушек и юношей) центральные резцы часто длиннее, чем остальные зубы; с возрастом линия зубов выравнивается за счет стираемости
  • При улыбке у молодых людей губы более изогнуты, уголки рта обращены вверх, с возрастом они опускаются (ослабление мышечного тонуса)

    "Золотое сечение" и числа Фибоначчи в стоматологии

    В 60-70-х годах в США было проведено много исследований для обнаружения "золотых пропорций" или "золотого сечения" в стоматологии, которые успешно систематизировал американский стоматолог-ортодонт Роберт Рикеттс (R.Ricketts).

    "Золотой пропорцией" называется соотношение 1 к 1,618 (приближенное значение). "Магия" заключается в том, что

    0,618: 1 = 1: (1 + 0,618)

    1,618 х 0,618 = 1
    1,618 - 0,618 = 1

    В математике понятие "золотого сечения" связано с числами Фибоначчи. В XIII веке итальянец Филиус Боначчио придумал ряды, названные впоследствие его именем, в самом простом из которых 0,1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144,... "каждое моследующее число равняется сумме двух предыдущих". Примечательно, что отношение a n+1 / a n с увеличением n стремится как раз к пропорции "золотого сечения".

    1: 1 = 1
    2: 1 = 2
    3: 2 = 1,5
    5: 3 = 1,67
    8: 5 = 1,6
    13: 8 = 1,625
    21: 13 = 1,615
    34: 21 = 1,6190
    55: 34 = 1,6176
    89: 55 = 1,61818
    144: 89 = 1,61797
    233: 144 = 1,61805
    377: 233 = 1,618026
    610: 377 = 1,618037
    987: 610 = 1,618033

    Применимо к эстетическим реставрациям передних зубов приблизительно в "золотой пропорции" относятся:

    1. Ширина верхнего центрального резца к ширине нижнего

    2. Последовательно (во фронтальной проекции): ширина двух нижних резцов, ширина двух верхних резцов, ширина четырех верхних резцов, расстояние между премолярами

    3. Расстояния между дистальными поверхностями нижних клыков и щечными фиссурами моляров

    В анатомическом строении тела человека можно обнаружить немало "золотых пропорций", например длины фаланг пальцев. Обратите внимание на соотношения стопы и голени, голени и бедра, кисти и предплечья, верхней части плеча и лопатки, расстояний от макушки до бедра и до пятки.

    Не меньше примеров "золотого сечения" встречается в лицевой эстетике. Идеальная пропорция наблюдается при сравнении ширины одной ноздри с суммарной шириной носовой перегородки и другой ноздри. Наиболее красивые лица также демонстрируют золотую прогрессию при сравнении ширины носа в области переносицы по внутренним краям орбит с шириной основания. Данная прогрессия продолжается далее к ширине ротовой щели, ширине между наружными углами глаз и, наконец, к ширине лба на уровне линии бровей.

    Вертикальные пропорции имеют еще большее значение для создания симметрии лица. Эти пропорции берут начало от соотношения верхней и нижней губ: если за единицу принять высоту верхней губы, то у наиболее красивых губ высота нижней губы будет больше именно в идеальной пропорции.

    Еще одна идеальная вертикальная пропорция наблюдается, если за 1 принять высоту фильтрума или губного желобка (от "лука Купидона" до основания носа): в этом случае суммарная высота губ будет составлять 1,618.

    У людей с красивыми лицами существует идеальная пропорция между расстояниями от медиального угла глаза до крыла носа и от крыла носа до подбородка. Это явление называется "динамической симметрией" или "динамическим равновесием". Расстояние от линии смыкания губ до крыльев носа пропорционально расстоянию от линии губ до низшей точки подбородка в соотношении 1: 1,618 (кончик носа при этом может быть приподнят или опущен, это не влияет на результат). Было также установлено, что расстояние от линии смыкания губ до крыльев носа идеально пропорционально расстоянию от зрачка глаза до крыла носа. Таким образом, на идеальном лице расстояние от глаз до крыльев носа равняется расстоянию от ротовой щели до подбородка (гармоническое уравнение).

    Идеальная пропорция существует между расстояниями от линии роста волос (расположенной в верхней части лба в области начала апоневроза черепа) до зрачковой линии и от нее до подбородка. Если затем перевернуть циркуль, не изменяя положения его ножек, станет видно, что между расстояниями от нижней точки подбородка до крыльев носа и от крыльев носа до линии роста волос тоже идеальная пропорция. Эти данные показывают, что на идеальном лице в целом равны три вертикальных расстояния, вновь образующие гармоническое уравнение: (1) расстояние от линии роста волос до зрачковой линии, (2) расстояние от зрачковой линии до линии смыкания губ и (3) расстояние от крыльев носа до подбородка. Интересно, что на красивой голове даже высота уха тесно связана с этим размером.

    Цвет в стоматологии

    Цвет – понятие субъективное. Цветовосприятие человека индивидуально, более того оно зависит от многих факторов. На тему оптического восприятия существует множество забавных опытов, к примеру, если в течение минуты смотреть на синий круг, переводя взор на другие предметы, вы будете видеть желтое пятно.

    Не вдаваясь в риторику и философию вопроса, поговорим о том, как определяется цвет зуба при эстетической реставрации.

    Если речь идет о постановке стандартной пломбы или лечении зубов по страховке, врач использует чаще всего материал одного цвета, наиболее близкого к оттенку восстанавливаемого зуба и/или соседних зубов. Многие знают, что к каждому набору композитного материала прилагается расцветка, врач прикладывает ее к зубам и выбирает наиболее похожий цвет.

    Если речь идет об эстетических реставрациях, одним цветом не обойтись. Наша задача сделать пломбу или реставрацию неотличимой от окружающих тканей. Зуб является очень сложным, с оптической точки зрения, объектом. Мы попытаемся понятным языком и вкратце рассказать теорию цвета в стоматологии.

    Возьмем на себя смелость утверждать, что восприятие объекта, в нашем случае зуба, определяется следующими факторами:

    Параметры цвета:

  • тон (оттенок, hue )
    Пример:
  • насыщенность (saturation )
    Пример:
  • яркость (lightness )
    Пример:

    Квадратик посередине – один и тот же, если кажется, что они разные, это очередной оптический эффект. Если Вы вообще не видите различия между квадратиками, расположенными в одном ряду, извините, у Вас плохой монитор. Параметры объемного объекта:

  • прозрачность

    Нетрудно заметить, что режущий край и боковые зоны зуба более прозрачны, чем его центральная часть.

  • блеск

    Этот параметр определяется степенью гладкости поверхности. Блеск определяет наличие и размеры блика. Человеческий глаз очень чувствительный орган, он легко определит различия в блеске поверхностей зубов.

    Феномены отражения падающего света:

  • флюоресценция

    Свойство преломления лучей ультрафиолетового спектра (короткие волны) в голубые оттенки видимого спектра.

  • опалесценция

    Свойство преломления лучей теплого спектра (длинные волны) в оттенки желтого, красного, серого тонов.

    Чтобы проиллюстрировать столь непростые понятия, как флюоресценция и опалесценция, сравните две фотографии: 1 – при освещении лампой накаливания (короткие волны) сбоку, 2 – при освещении дневным светом (больше ультрафиолета). Фотографии не корректировались на компьютере.

    Желтые тона – слева, голубые – справа.

    При оценке цветовосприятия эстетической реставрации следует использовать различные источники света, на разных уровнях яркости и под разным углом падения лучей.

    Подсказка для пациентов:

    Для эстетических реставраций зубов очень желательно наличие дневного света, поэтому лучше записываться к врачу на день или утро.

  • Источник материала: http://www.esthetics.ru/tree

    1

    В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Это связанно с тем, что в современном обществе красота улыбки измеряется «голливудскими» стандартами. Чтобы можно было назвать зубы идеальными, они должны быть не только здоровыми, но и иметь приятный внешний вид. Эстетическая реставрация зубов – это не только применение новейших технологий и использование современных композитных материалов, но и настоящее ювелирное мастерство и высокий профессионализм врачей-стоматологов. Поэтому так важно сегодня стоматологу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и владеть навыками скульптора и художника. Слово «эстетика »в медицине охватывает закономерности строения человеческого тела, его соразмерность в покое и динамике, цветовую гармонию, вопросы симметрии, речь, возрастные изменения.

    эстетика

    искусственные зубы

    1. Гумилевский Б.Ю., Жидовинов А.В., Денисенко Л.Н., Деревянченко С.П., Колесова Т.В. Взаимосвязь иммунного воспаления и клинических проявлений гальваноза полости рта // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 7–2. – С. 278–281.

    2. Данилина Т.Ф., Жидовинов А.В. Гальваноз как фактор возникновения и развития предраковых заболеваний слизистой оболочки полости рта // Волгоградский научно-медицинский журнал. – 2012. – № 3. – С. 37–39.

    3. Данилина Т.Ф., Наумова В.Н., Жидовинов А.В. Литье в ортопедической стоматологии. Монография. – Волгоград, 2011. – С. 89–95.

    4. Данилина Т.Ф., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н. Профилактика гальваноза полости рта у пациентов с металлическими зубными протезами // Вестник новых медицинских технологий. – 2012. – Т. 19, № 3. – С. 121–122.

    5. Данилина Т.Ф., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н., Майборода А.Ю. Диагностические возможности гальваноза полости рта у пациентов с металлическими ортопедическими конструкциями // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 2. – С. 49–51.

    6. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н., Вирабян В. А. Способ диагностики непереносимости ортопедических конструкций в полости рта // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 1. – С. 46–48.

    7. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н., Вирабян В.А. Расширение функциональных возможностей потенциалометров при диагностике гальваноза полости рта // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2013. – № 1. – С. 260.

    8. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Наумова В.Н., Жидовинов А.В. Литье в ортопедической стоматологии. Клинические аспекты. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. – С. 184.

    9. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Порошин А.В., Жидовинов А.В., Хвостов С.Н. Коронка для дифференциальной диагностики гальваноза // Патент на полезную модель РФ № 119601, заявл. 23.12.2011, опубл. 27.08.2012. Бюл. 24. – 2012.

    10. Данилина Т.Ф., Наумова В.Н., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н. Качество жизни пациентов с гальванозом полости рта//Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. – Т. 14. № 2. – С. 134.

    11. Данилина Т.Ф., Порошин А.В., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В. Хвостов С.Н. Способ профилактики гальваноза в полости рта // Патент на изобретение РФ №2484767, заявл. 23.12.2011, опубл. 20.06.2013. -Бюл. 17. – 2013.

    12. Данилина Т.Ф., Сафронов В.Е., Жидовинов А.В., Гумилевский Б.Ю. Клинико-лабораторная оценка эффективности комплексного лечения пациентов с дефектами зубных рядов // Здоровье и образование в XXI веке. – 2008. – Т. 10, № 4. – С. 607–609.

    13. Жидовинов А.В. Обоснование применения клинико-лабораторных методов диагностики и профилактики гальваноза полости рта у пациентов с металлическими зубными протезами / Жидовинов А.В. // Диссертация. – ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет». – Волгоград, 2013.

    14. Жидовинов А.В. Обоснование применения клинико-лабораторных методов диагностики и профилактики гальваноза полости рта у пациентов с металлическими зубными протезами: автореф. дис.... мед. наук. – Волгоград,. – 2013. – 23 с.

    15. Жидовинов А.В., Головченко С.Г., Денисенко Л.Н., Матвеев С.В., Арутюнов Г.Р. Проблема выбора метода очистки провизорных конструкций на этапах ортопедического лечения // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 232.

    16. Жидовинов А.В., Павлов И.В. Изменение твердого неба при лечении зубочелюстных аномалий с использованием эджуайз-техники. В сборнике: Сборник научных работ молодых ученых стоматологического факультета ВолгГМУ Материалы 66-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых. Редакционная коллегия: С.В. Дмитриенко (отв. редактор), М.В. Кирпичников, А.Г. Петрухин (отв. секретарь). – 2008. – С. 8–10.

    17. Мануйлова Э.В., Михальченко В.Ф., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Филюк Е.А. Использование дополнительных методов исследования для оценки динамики лечения хронического верхушечного периодонтита // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1020.

    18. Медведева Е.А., Федотова Ю.М., Жидовинов А.В. Мероприятия по профилактике заболеваний твёрдых тканей зубов у лиц, проживающих в районах радиоактивного загрязнения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12–1. – С. 79–82.

    19. Михальченко Д.В., Слётов А.А., Жидовинов А.В. Мониторинг локальных адаптационных реакций при лечении пациентов с дефектами краниофациальной локализации съемными протезами // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 407.

    20. Михальченко Д.В., Гумилевский Б.Ю., Наумова В.Н., Вирабян В.А., Жидовинов А.В., Головченко С.Г. Динамика иммунологических показателей в процессе адаптации к несьёмным ортопедическим конструкциям//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 381.

    21. Михальченко Д.В., Порошин А.В., Шемонаев В.И., Величко А.С., Жидовинов А.В. Эффективность применения боров фирмы «Рус-атлант» при препарировании зубов под металлокерамические коронки // Волгоградский научномедицинский журнал. Ежеквартальный научнопрактический журнал. – 2013. – № 1. – С. 45–46.

    22. Михальченко Д.В., Филюк Е.А., Жидовинов А.В., Федотова Ю.М. Социальные проблемы профилактики стоматологических заболеваний у студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 474.

    23. Поройский С.В., Михальченко Д.В., Ярыгина Е.Н., Хвостов С.Н., Жидовинов А.В. К вопросу об остеоинтеграции дентальных имплантатов и способах ее стимуляции / Вестник Волгогр. гос. мед. ун-та. – 2015. – № 3 (55). – С. 6–9.

    24. Шемонаев В.И., Михальченко Д.В., Порошин А.В., Жидовинов А.В., Величко А.С., Майборода А.Ю. Способ временного протезирования на период остеоинтеграции дентального имплантата//Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 1. – С. 55–58.

    25. Mashkov A.V., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Variability index of activity of masticatory muscles in healthy individuals within the circadian rhythm. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

    26. Matveev S.V., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Rehabilitation diet patients using the dental and maxillofacial prostheses. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

    27. Matveev S.V., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Selection criteria fixing materials for fixed prosthesis. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

    28. Mikhalchenko D.V., Sirak S.V., Yarigina E.N., Khvostov S.N., Zhidovinov A.V. The issue of a method of stimulating osteoitegratsii dental implants. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

    29. Mikhalchenko D.V., Sirak S.V., Zhidovinov A.V., Matveev S.V. Reasons for breach of fixing non-removable dentures. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

    30. Mikhalchenko D.V., Siryk S.V., Zhidovinov A.V., Orehov S.N. Improving the efficiency of the development of educational material medical students through problem-based learning method in conjunction with the business game.. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 4.

    31. Mikhalchenko D.V., Siryk S.V., Zhidovinov A.V., Orekhov S.N. Optimization of the selection of provisional structures in the period of osseointegration in dental implants.. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 4.

    32. Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V., Mikhalchenko A.V., Danilina T.F. Тhe local immunity of dental patients with oral galvanosis // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. – 2014. – Vol. 5, № 5. – P. 712–717.

    33. Sletov A.A., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Treatment of patients with surround defects mandible. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

    34. Virabyan V.A., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Dynamics of immune processes during the period adaptation to non-removable prosthesis. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

    35. Zhidovinov A.V., Sirak S.V., Sletov A.A., Mikhalchenko D.V. Research of local adaptation reactions of radiotherapy patients with defects of maxillofacial prosthetic with removable. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

    AESTHETIC CONSIDERATIONS IN PROSTHETIC DENTISTRY

    Mashko O.A. 1

    1 Volgograd State medical university

    Abstract:

    Recently, the aesthetic demands of patients for prosthetics increased significantly. This is due to the fact that in today’s society a beautiful smile is measured by «Hollywood» standards. Perfect teeth should be not only healthy, but also to have a pleasing appearance. Aesthetic restoration of teeth – it is not only the use of new technologies and the use of advanced composite materials, but also present jewelry skill and professionalism of dentists. Therefore the dentist-orthopedist should have the necessary knowledge on aesthetics, artistic taste and be skilled sculptor and painter. Currently, this is an integral part of his work. The word «aesthetics» in medicine covers the laws of the human body structure, its proportionality at rest and dynamic, color harmony, symmetry issues, speech, age-related changes.

    Keywords:

    artificial teeth

    Эстетическая стоматология - область стоматологической науки, изучающая эстетику челюстно-лицевой области, ее нормы; аномалии и деформации, методы их устранения и профилактики. Другими словами, это отрасль стоматологии, работающей во имя красоты человеческого лица - прекраснейшего из творений природы .

    Разделом ортопедической эстетики является теория художественного моделирования.

    Платон определял эстетику следующим образом - это простота, чистота, прямота, число, непрерывность, многообразие, целостность, совершенство, свет, цвет, пропорция, гибкость, точность, величина, и т.д. .

    Целью данной статьи является изучение необходимости эстетических аспектов в ортопедической стоматологии.

    Эстетическая стоматология имеет серьезную этическую базу, которая нацелена на общее улучшение состояния зубов .

    Стремление пациентов к эстетическому лечению вызвано тем, что благодаря улучшению внешнего преображения, люди желают изменить свое внутреннее содержание.

    Но несмотря на то, что эстетика способствует достижению уверенности в себе, не стоит забывать о том, что ключевым моментом все же является общее оздоровление зубов.

    Как известно, в ортопедической стоматологии предметом изучения является лицо человека. Архитектура лица человека зависит от:

    1. Высоты лица (удлиненный, средний, укороченный тип)

    2. Ориентация челюстей в пространстве.

    3. Углы нижней челюсти .

    В зависимости от строения зубочелюстной системы различают три типа лица:

    У пациентов с удлиненным типом, высота лица увеличена, развернут угол нижней челюсти, увеличен угол между основанием челюстей и основанием черепа. Взаимоотношение зубных рядов может быть различным. Свободное межокклюзионное пространство минимальное или равно нулю .

    Вторая группа пациентов имеет синдром укороченного лица. Высота лица у них уменьшена, угол нижней челюсти приближается к 90 градусам, основание челюстей и основание черепа параллельны, свободное межокклюзионное расстояние равно шести или более миллиметров .

    Третья группа - люди с правильным контуром лица, все атрогеометрические и телеренгенографические данные у них средние.

    В красоте лица, несомненно, главная роль принадлежит зубам. Они являются опорой для губ, даже в покое от положения зубов зависит тонус, взаимоположение и профиль губ. Они могут быть свободными - состояние покоя, выступать или западать, находится на одном уровне. Все это отражается на индивидуальной красоте человека. Зубы выполняют немаловажную роль во время разговора, улыбки, смеха, приема пищи. Обнажаясь, зубы своими признаками активно формируют облик лица, его гармонию,формируя или разрушая ее. Цвет зубов, форма, размеры, расположение в зубном ряду формируют красоту улыбки .

    Реакция большинства людей на какое-либо отклонение от нормы часто бывает непропорциональна его тяжести. Вследствие этого, у человека появляется негативное чувство отличия от других членов общества, что сказывается на его психоэмоциональном состоянии .

    Основными компонентами улыбки являются:

    1. Соответствие общих размеров зубов человека его конституционному типу и общим размером головы.

    2. Соответствие формы верхних резцов с формой лица.

    3. Ширина рта в покое и улыбке.

    4. Симметрия улыбки.

    5. Соответствие ширины верхних передних зубов с шириной рта.

    6. Степень обнажения передних зубов. Нижние зубы в норме обнажаются на 1/3 их высоты, верхние имеют четыре степени обнажения:

    В пределах режущей трети.

    В пределах средней трети.

    В пределах пришеечной трети.

    Обнажается альвеолярный отросток .

    Степень обнажения зубов влияет на эстетику протезирования, фиксации протеза.

    Важное значение в формировании нормальной улыбки имеет параллельность окклюзионной поверхности зубных рядов. Окклюзионная плоскость в норме при сомкнутых губах расположена на уровне разреза губ. Изучение лица в профиль в обычных условиях устанавливает соответствие углов наклона верхнего центрального резца .

    Выразительным средством, которое занимает в эстетике ортопедической стоматологии одну из первых позиций, является подбор цвета зубов и конструкций.

    Цвет искусственных зубных коронок не должен отличатся от естественных. Для решения данной проблемы применяют фарфоровые, металлокерамические или металлопластиковые короноки и мостовидные протезы . Цвет зубов подбирается пациенту с помощью специальных расцветок и при помощи определенных условий (освещение, одежда пациента и т.д.) .

    Если же у пациента наблюдается полная потеря зубов, подбор цвета искусственных зубов проводится в соответствии с возрастом и цветом кожи, у женщин с цветовой гаммой лица .

    Большие возможности в усилении динамизма и ритма лица заложены в цвете. Различные цветовые оттенки глаз, кожи, волос, зубов оживляет лицо и разрушают монотонность .

    Эстетика съемных протезов так же зависит от выбора и постановки искусственных зубов, цвета и моделирования искусственной десны и видимости фиксирующих элементов протеза. Если обойтись без искусственной десны нельзя, то ее поверхность должна быть отмоделирована в соответствии с естественной десной. Прозрачная искусственная десна воспринимает цвет слизистой оболочки и делается незаметной. Не стоит опускать эстетические аспекты и при выборе фиксирующих элементов протеза. Видные при улыбке кламмеры не делают внешний вид пациентов привлекательным. Эстетическим целям лучше отвечают балочные системы и аттачмены .

    Сегодня на рынке представлены различные виды эстетических материалов. К примеру керамические массы представлены следующими видами:

    Различают несколько видов керамики:

    Каркасная керамика

    Диоксид алюминия (спечен., полуспеч.)

    Диоксид циркония (спечен., полуспеч.)

    Диоксид циркония, стабилизированный иттрием

    Бескаркасная (высокая эстетика):

    Полевошпатная керамика:

    Лейцитная керамика

    Силикатная керамика

    Первые материалы для фрезерования в аппарате CEREC появились вместе с первым аппаратом в 1985 году. Это были блоки фирмы VITA и производились они из натурального сырья полевошпатной керамики и назывались они Vitablocs.

    Для достижения качественной цветопередачи используются композиционные фиксирующие материалы различных цветов.

    Relyx U200 (3M ESPE) - самопротравливающий самоадгезивный композитный цемент двойного отверждения. Выпускается в шприцах и в дозирующей форме Clicker.

    Предназначен для фиксации коронок, мостовидных протезов, вкладок, накладок из металлокерамики, всех видов штифтов и культевых вкладок. Безметалловых конструкций на основе оксида циркония/алюминия.

    Достоинства материала:

    Отсутствуют этапы протравливания и бондинга: упрощен процесс фиксации, минимизирован риск ошибок и возникновения постоперативной чувствительности.

    Высокая степень адгезии к тканям зуба и всем видам материалов для изготовления конструкций, как у традиционных много шаговых композитных систем.

    Практически нулевая растворимость: надежная фиксация без нарушения краевого прилегания, долговечность реставрации.

    Низкий коэффициент расширения при контакте с жидкостью: стабильный и долговечный результат при фиксации конструкций из любых материалов.

    Выбор оттенков и отличная светопроводимость для эстетических реставраций.

    Двойной механизм отверждения.

    Variolink II - это двойного (светового и химического) отверждения композиционная система для адгезивной фиксации керамических и композитных реставраций.

    Variolink II выпускается 6 цветов основной пасты и 2 цветов катализатора, а также 3 степеней вязкости. Рабочее время - примерно 3,5 минуты при 37 °C. Основа и катализатор смешиваются в соотношении 1:1. Состав:

    Мономерная матрица состоит из Bis-GMA, диметакрилата уретана и диметакрилата триэтиленгликоля;

    Неорганические наполнители включают в себя бариевое стекло, трифторид иттербия, Ba-Al-фторидсиликатное стекло и сфероидные смешанные оксиды.

    Дополнительные компоненты: катализаторы, стабилизаторы и пигменты.

    Размер частиц - 0,04-3,0 мкм. Показания: фиксация керамических и комп зитных реставраций (вкладок inlay/onlay, коронок, безметалловых адгезивных мостовидных протезов, виниров), штифтово-культевых конструкций.

    В индивидуальных случаях выявляются аллергические реакции. Возможно раздражение пульпы при очень глубоких или средних полостях без соответствующей защиты пульпы/дентина лечебной/изолирующей прокладкой.

    Взаимодействие с другими материалами: фенольные вещества (например, эвгенол) ингибируют полимеризацию.

    У многих пациентов при высоких требованиях эстетики врач вынужден идти на компромисс - улучшая внешний вид съемного протеза, уменьшать фиксацию протеза .

    Реакция большинства людей на какое-либо отклонение от нормы часто бывает непропорциональна его тяжести. Вследствие этого, у человека появляется негативное чувство отличия от других членов общества, что сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Поэтому красивая и здоровая улыбка оказывает благоприятное влияние не только на общее здоровье пациента, но и на его настроение, психологический статус, успешность, как в личной, так и в общественной жизни.

    Библиографическая ссылка

    Машко О.А. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2017. – № 4. – С. 54-57;
    URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1011 (дата обращения: 23.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»