Главная · Стоматит · Сказка про лубяной и ледяной домик. Заюшкина избушка — сказка русская народная

Сказка про лубяной и ледяной домик. Заюшкина избушка — сказка русская народная

Ж или-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.

Пришла весна-красна, у лисы избёнка расстаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!

Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу - собака:
- Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
- Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избёнке, собака забрехала:
- Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:

Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему на встречу - медведь: - О чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
- Не плачь! Я твоему горю помогу!
- Нет, не поможешь! Собака гнала - не выгнала и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню!
- Подошли они к избёнке, медведь как закричит:
- Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.

Идёт опять зайчик, ему на встречу бык:
- Му-у-у-у! Что, зайчик, плачешь?
-Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
- Му-у-у! Пойдём, я твоему горю помогу!
- Нет, бык, не поможешь! Собака гнала- не выгнала, медведь гнал - не выгнал и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню!
Подошли они к избёнке, бык как заревел:
- Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Бык испугался и убежал.

Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Eму на встречу петух с косой:
- Куд-ку-да! O чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
- Пойдём, я твоему горю помогу!

Нет, петух, не поможешь! Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню!
Подошли они к избёнке, петух лапками затопал, крыльями забил:
- Кукареку-у! Иду на пятах, несу косу на плечах,

Поди, лиса, вон!
- Обуваюсь!

Петух опять:
- Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит: "Одеваюсь!"
Петух в третий раз:
- Кукареку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах!...

Лиса без памяти выбежала, петух взмахнул косой - её и след простыл!
И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.

mp3, 3.5 Mb, 6:03

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
- Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!
- Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:
- Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса опять просит:
- Пусти меня, заюшка, в избушку.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик - на печи.
На четвертый день лиса опять просит:
- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса, да и выпросила - пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки:
- Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

- Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - мы ее выгоним.
- Нет, не выгоните!
- Нет, выгоним!
Пошли к избушке.
- Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:

Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
- О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:
- Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
- О чем ты, заинька, плачешь?
- Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал:
- Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.
Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
Пошел петух к избушке:

Услыхала лиса, испугалась и говорит:
- Одеваюсь...
Петух опять:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит:
- Шубу надеваю...
Петух в третий раз:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Заюшкина избушка.

Цель : Развивать творческие и актёрские способности детей.

Пробуждать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания;

Создавать условия для положительных мотиваций к познанию, общению, творчеству.

Образовательная :

Активизировать и совершенствовать словарный

запас, грамматический строй речи,

звукопроизношение, навыки связной речи,

мелодико-интонационная сторона речи, темп,

выразительность.

Развивающая:

Развивать психические процессы: внимание,

память, восприятие, воображение, стимулировать

мыслительные операции.

Совершенствовать исполнительское мастерство,

Выразительность в передаче образа героев сказок.

Воспитательная :

Обогащать эмоциональную сферу положительными, эмоциональными переживаниями.

Формировать положительные качества характера (доброжелательность, отзывчивость).

Воспитывать чувство сопереживания, помогать ближнему.

Сказочные герои :

Рассказчик.

Рассказчик : Жили-были лиса да заяц.

У лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная.

Вот лиса и дразнит зайца:

Лиса : – У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная.

Рассказчик : Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

Лиса : - Пусти меня, заинька, хоть на дворик к себе!

Заяц: – Нет, лиса, не пущу,- зачем дразнилась?

Рассказчик: Стала пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

Лиса : – Пусти меня, заинька, на крылечко.

Заяц: - Нет, не пущу,- зачем дразнилась?

Рассказчик : Упрашивала, упрашивала лиса,- согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

Лиса: - Пусти меня, заинька, в избушку.

Заяц: - Нет, не пущу, – зачем дразнилась?

Рассказчик : Просилась, просилась, – заяц пустил её и в избушку.

Сидит лиса на лавке, а заяц на печи.

На четвёртый день лиса опять просит:

Лиса : - Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

Заяц: – Нет, не пущу,- зачем дразнилась?

Рассказчик : Просила, просила лиса да и выпросила, – пустил её заяц на печку.

Прошёл день - другой, стала лиса зайца из дома гнать:

Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы обтирает.

Рассказчик: Бегут мимо собаки:

Собаки: - Тяф, Тяф, Тяф! О чём, заинька, плачешь?

Заяц: – Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная.

Пришла весна, избушка у лисы избушка растаяла.

Попросилась лиса ко мне да меня и выгнала.

Собаки : - Не плачь, зайчик,- мы её выгоним.

Заяц: - Нет, не выгоните!

Собаки: – Нет, выгоним!

Рассказчик: Пошли собаки к избушке:

Собаки: - Тяф, Тяф, Тяф! Пойди, лиса, вон!

Лиса: - Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По закаулочкам!

Рассказчик : Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет. Идёт мимо волк:

Волк : - О чём, заинька, плачешь?

Заяц : - Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы -ледяная.

Волк: - - Не плачь, зайчик, я её выгоню.

Заяц: - Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.

Волк: - Нет, выгоню.

Рассказчик : Пошёл волк к избушке и завыл страшным голосом:

Волк: Уыыы… Уыыы…Ступай, лиса, вон!

Лиса: – Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По закаулочкам!

Рассказчик: Испугался волк и убежал.

Вот заяц опять сидит и плачет.

Идёт старый медведь.

Медведь: - О чём,заинька, плачешь?

Заяц: - Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка

Лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла.

Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

Медведь : – Не плачь, зайчик, я её выгоню.

Заяц : – Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал.

И ты не выгонишь.

Медведь : - Нет, выгоню.

Рассказчик : Пошёл медведь к избушке и зарычал:

Рррр… Рррр… ступай, лиса, вон!

Лиса : - Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По закаулочкам!

Рассказчик: Испугался медведь и ушёл.

Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух и несёт косу.

Петух : - Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь?

Заяц : – Как же мне, петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная.

Пришла весна, избушка у лисы растаяла.

Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

Петух: - Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

Заяц: – Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал.

Старый медведь гнал, гнал - не выгнал.

А ты и подавно не выгонишь.

Петух: - Нет, выгоню.

– Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Рассказчик: Услыхала лиса, испугалась и говорит:

Лиса: - Одеваюсь…

Петух : – Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Лиса : - Шубу надеваю.

Петух: - Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Рассказчик : Испугалась лиса, соскочила с печи – да бежать.

А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Заяц и петушок танцуют танец дружбы.

Ж или-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна - у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет, а ему навстречу собаки:

Тяф, тяф, тяф! Про что, зайчик, плачешь?

А зайчик говорит:

Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.

Не плачь, зайчик!- говорят собаки.- Мы ее выгоним.

Нет, не выгоните!

Нет, выгоним! Подошли к избенке:

Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон! А она им с печи:

Собаки испугались и бежали.


Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь:

О чем, зайчик, плачешь? А зайчик говорит:

Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.

Не плачь, зайчик!- говорит медведь.- Я выгоню ее.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.

Нет, выгоню! Пошли гнать:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!

Медведь испугался и ушел.


Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык:

Про что, зайчик, плачешь?

Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.

Пойдем, я ее выгоню.

Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь.

Нет, выгоню. Подошли к избенке:

Поди, лиса, вон! А она с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!

Бык испугался и ушел.


Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой:

Кукуреку! О чем, зайчик, плачешь?

Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.

Пойдем, я выгоню.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и ты не выгонишь!

Нет, выгоню! Подошли к избенке:

А она услыхала, испугалась, говорит:

Одеваюсь... Петух опять:

Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

А она говорит:

Шубу надеваю. Петух в третий раз:

Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

Лисица выбежала; он ее зарубил косой-то и стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать.

Вот тебе сказка, а мне кринка масла.


Второй вариант сказки "Заюшкина избушка"

Жили-были в лесу лисичка и зайка. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик - из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисичкина избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла. Пришла лисица в зайкину избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.

Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк.

Чего ты, зайка, плачешь? - спрашивает волк.

Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я - из сыпучего песка, а она - из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.

Не плачь, зайка, пойдём, я тебе помогу.

Пришли они. Волк кричит на лисичку:

Ты зачем залезла в чужую избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.

Не испугалась лисичка, отвечает волку:

Ой, волк, берегись: мой хвост что прут,- как дам, так и смерть тебе тут.

Испугался волк да наутёк.


Сел опять зайка под берёзкой и горько плачет.

Идёт по лесу медведь. Видит - зайчик сидит под берёзкой и плачет.

Чего, зайка, плачешь?- спрашивает медведь.

Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я - из сыпучего песка, а она - из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Вот я сижу и плачу.

Не плачь, зайка, я тебе помогу.

Пришли они. Медведь кричит на лисичку:

Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.

Не испугалась лисичка, отвечает медведю:

Ох, медведь, берегись: мой хвост что прут,- как дам, так и смерть тебе тут.

Испугался медведь да наутёк и зайку одного покинул.


Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет. Идёт по лесу петух. Увидел зайчика, подошёл и спрашивает:

Чего, зайка, плачешь?

Да как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я - из сыпучего песка, а она - из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Вот я сижу да плачу.

Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоей избушки.

Ой, Петенька,- плачет зайка,- где тебе её выгнать? Волк гнал - не выгнал. Медведь гнал - не выгнал.

А вот я выгоню. Пойдём,- говорит петух. Вошёл петух в избушку, стал на пороге, кукарекнул, а потом как закричит:

А лисичка лежит и говорит:

Ой, петух, берегись: мой хвост что прут,- как дам, так и смерть тебе тут.

Прыгнул петушок с порога в избу и опять кричит:

На плече косу несу, лисе голову снесу.

И - прыг клюнул лису в спину. Как подскочит лисица да как побежит вон из зайкиной избушки, а зайка и двери захлопнул за нею.

И остался он жить в своей избушке вместе с петушком.


Жили зайка и лиса по соседству. У зайчика была лубяная избушка, а у лисы - ледяная. Пришла весна, избушка лиса растаяла. Она попросилась в дом к зайке погреться, а сама выгнала его. Сел зайчик под кустом и заплакал. Навстречу шли собаки, увидели зайца, решили помочь. Лиса напугала их, они убежали. Затем пробовали выгнать лису медведь и бык, но она не поддавалась. Лишь петух смог справиться с лисой, и стал с зайчиком жить-поживать, да добра наживать.


Главная мысль сказки "Заюшкина избушка"

Сказка учит нескольким вещам: нужно помогать друзьям в беде; главное, не сила, а смелость; не нужно отчаиваться, а продолжать искать выход из ситуации.


Блок коротких вопросов

1.Хорошо ли поступила лиса, когда выгнала зайчика из его дома?

2.Сколько животных вступилось за зайку?

3. Кто оказался самым смелым защитником зайчика?

Есть ли у русских сказок тайный смысл?
Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять…

С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?

Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.

К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался - ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка - ложь, да в ней намек…»

С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции - когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.

Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было.

В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса - зима, заюшка - лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок - солнышко, которого очень боится лиса - зима.

Читаем сказку.

Однако при поиске истины самое главное – обращение к первоисточнику. Ну невозможно, опираясь на современный алфавит, понять всю глубину смыслов хотя бы азбуки (кириллицы). То же самое и с любым текстом. Это во-первых. Во-вторых, при поиске смысла – не менее важно – обращать внимание на детали . Ведь известно же, что «дьявол кроется в мелочах ». Один из уровней понимания этого наставления заключается в том, что при любом взаимодействии как с внешним, так и с внутренним пространством, необходимо учитывать ВСЕ мелочи и нюансы, которые возможно заметить и ухватить сознанием. Иногда деталь значит гораздо больше в поиске ответа на вопрос, чем всё остальное вместе взятое…

Впрочем, о сказке. К сожалению, обнаружить первоисточник мне не удалось (надеюсь, пока), но и смириться с предлагаемыми вариантами толкований данной сказки – выше моих сил. Поэтому я попытаюсь дать своё понимание смысла этой сказки, опираясь на доступные мне источники.

Начну с наблюдения над тем, как менялось название сказки и всё дальше уводило от изначально заложенного смысла: «Лиса, Заяц и Петух», «Лиса и Заяц» и «Заюшкина избушка». А ведь дело здесь даже не совсем в том, что «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт ». Здесь проблема посерьёзнее – та, которую ещё Конфуций сформулировал: «Если имя дано неверно, то речь не повинуется, то дело не может быть образовано. Если же имя дано верно, если речь повинуется, то и дело образуется ». Другими словами,название – это не только указатель направления поиска смыслов, это ещё и своего рода ограничитель уровня , на котором этот поиск осуществляется, и, соответственно, глубина поисков.

Итак, сказка имеет три названия: «Лиса, Заяц и Петух », «Лиса и Заяц » и «Заюшкина избушка ». В последнем случае внимание акцентируется на избушке. И, естественно, поиск скрытых смыслов будет вестись вокруг роли избушки и её значения. Такой себе вульгарный материализм в действии. Классический делёж материальных ценностей. Другие смыслы на этом уровне просто не просматриваются. Этакий поиск на мелководье без возможности заплыва на глубину. Отсюда и мысли о том, что эта сказка о социальной справедливости. И то, что Заяц в последних вариантах сказки стал хнычущим нытиком, - работает как раз на развитие образа несправедливо обиженного, обращающегося за помощью к каждому встречному, пока наконец не повезёт найти заступника.

Хотя, впрочем, и название «Лиса, Заяц и Петух » в контексте сегодняшней толерантности и направления размышлений «Почему Лиса сбежала из Заюшкиной избушки? » () – предполагает поиски смысла в рамках физиологии и «классического» треугольника – он, она и… он. Причём никто даже не задумывается о том, что те, кто эту сказку сочинял – а это, безусловно, ведическая сказка – такой уровень смыслов даже в страшном сне не могли себе представить! Воистину: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся » (Ф.И. Тютчев).

Итак, ключевые позиции, обозначенные в названии, - это Лиса, Заяц и Петух. Обратите внимание: в сказке обычно 5-6 участников событий – кроме Лисы, Зайца и Петуха – это Козёл/Собака(-и)/Волк, Медведь и Бык. А указателями поиска направлений смысла являются только три – Лиса, Заяц и Петух. Что они символизируют? Какие образы передают?

Чтобы это увидеть, нужно понять, что сказка эта написана для того, чтобы показать различные системы ценностей и подходы к жизни, механизм действия Тёмных Сил и способы борьбы с Тёмными .

Избушка в данном случае символизирует отнюдь не материальные ценности, а духовные: внутреннее пространство, истинное «Я» и уровень возможностей созидателя (Зайца) и потребителя (Лисы).

В образах избушек представлены две прямо противоположных системы ценностей, два взаимоисключающих подхода к жизни. Принципиально различных.

Один ориентирован на внутренний комфорт и удобство (функциональность).

Другой – на внешний блеск и престижность (производимое впечатление).

У одного всё в соответствии с принципом целесообразности, необходимости и достаточности. Без излишеств. В некоторых вариантах сказки заячью избушку именуют избёнкой . То есть очень простеньким, ничем не примечательным домиком для жилья.

А у другого – акцент именно и как раз на излишества. В мультфильме Ходатаевой Лиса смотрится в большое зеркало у себя дома и поливает избушку водой для придания блеска. В мультфильме Норштейна об избушке Лисы прямо говорится: «Ни дать ни взять – хрустальный дворец! ».

В основе первого подхода лежит правда , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают по всем направлениям, преимущественно «по вертикали», «в глубину». В заячьей «избёнке» есть печь – источник тепла и комфорта, которого в принципе (!) не может быть в ледяном «дворце» Лисы. Данный подход (а это подход Светлых сущностей) вместе с творческими способностями позволяет создавать нечто принципиально новое, преобразуя имеющиеся подручные средства до неузнаваемости. Всё у Зайца продумано до мелочей. Вот смотрите: избушка у Зайца лубяная. Луб, лубок – это та часть древесины, что находится под корой. Получается, что Заяц свой дом сложил из брёвен, очищенных от коры. А кора, видимо, Косому в пищу сгодилась. Вот вам и безотходное производство! И практичность, присущая жителям умеренного климата, в котором, кстати, формировались наши предки как этнос и который (климат) вынуждал их быть изобретательными, «умеренными» и практичными. Сама природа подталкивала к рачительному и бережному отношению ко всему окружающему.

В основе второго подхода лежит ложь , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают «по горизонтали», «в ширину». Ложь – это поверхностное, «несуществующее », как писал Аристотель, илисуетное (преходящее, временное), о котором говорится во всех религиозных источниках в том числе. Дело в том, что представители Тёмных Сил не способны создавать нечто принципиально новое, они могут обходиться лишь подручными средствами и «пускать пыль в глаза». В данном случае подручное средство – лёд, из которого у Лисы получился «ни дать ни взять – хрустальный дворец ». На нашей планете Мидгард-земле потребительское отношение формировалось, в основном, у жителей субэкваториального климатического пояса, условия жизни в котором вынуждают человека быть только потребителем природы и формируют специфическую систему ценностей без учёта перспективы. Носители потребительского мировоззрения до сих пор, кстати, не поняли «одной простой истины – если ты потребитель, а не творящий, рано или поздно упрёшься в стену ».

Подход созидателя требует сосредоточенности, углублённости, связан с кропотливым трудом и обязательной заботе о дне завтрашнем. Из этого вытекает уважение к своему и чужому труду, сострадательность (сочувствие) и отсутствие времени и желания на пересуды, зависть и критику соседа.

Подход потребителя формирует созерцательность, пассивность и связан с относительно лёгкой и быстрой работой «по вершкам». Всё своё свободное время потребитель может посвятить «изучению жизни соседа» и «перемыванию косточек» всех, кто под руку попался. «Побочным» эффектом второго подхода является высокомерие, пренебрежение, осуждение, злорадство и многие другие «подарочные» черты характера, которые, кстати, обыгрываются в мультфильме Ю. Норштейна: «Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайцем посмеивается. Ишь, чернолапый, какую лачугу смастерил! То ли дело моя – и чиста, и светла! Ни дать ни взять – хрустальный дворец! » У Зайца же попросту нет времени на подобные занятия «глядеть в окошко да посмеиваться». Он своё свободное время тратит на то, чтобы на балалайке играть, а не за соседями подглядывать.

Отличительная черта Тёмных Сил и носителей мировоззрения потребления – гибкость в адаптации, приспособленчество. Они всё своё «свободное время» внимательно изучают сильные и слабые стороны противника (жертвы) и в «подходящий» час атакуют жертву, получая все её наработки «без-воз-мез-дно. То есть даром », как говорила Сова из мультфильма про Винни-Пуха. Тёмные, как правило, играют на присущих Светлым сочувствии, человечности, сострадании, жалостливости; они постепенно втираются в доверие, занимая всё больше пространства и буквально выдавливая из этого пространства хозяев вплоть до того момента, пока не почувствуют за собой перевес сил. Вот это и есть «точка Х», точка невозврата, при наступлении которой Тёмные переходят в атаку, либо уничтожая, либо подчиняя, либо нейтрализуя противника (жертву).

Вот этот момент ни в мультфильмах, ни в литературных обработках сказок мне не встретился, но я это хорошо помню из сказки, рассказанной мне бабушкой. В её варианте сказки, когда пришла весна и лисий «дворец» начал активно таять, Лиса попросилась во время этого разлива – на крылечко заюшкиной избушки, чтобы «ноги не промочить». Зайчик, естественно, пустил. Затем, когда пошёл весенний ливень, Лиса попросилась в горницу, чтобы «немножко просохнуть и подкрепиться». Зайчик, естественно, разрешил и, естественно, накормил. После этого, пока Зайчик по хозяйству занимался, Лиса, подкрепившись, освоившись и окончательно обнаглев, попросила пустить её на печку погреться. Ведь, пока Заяц занят, печка-то свободна, а она (Лиса) только погреется – и сразу же уйдёт. Зайчик, естественно, поверил и разрешил. А вот когда Лиса заняла ключевую позицию в доме (печь в крестьянских избах – это сердце и голова любого дома и лежать на ней имел право только хозяин дома), Лиса объявила Зайца «вне закона» и выгнала его из собственного дома…