Главная · Стоматит · Монастырь святой феклы, сирия. Храм святой феклы

Монастырь святой феклы, сирия. Храм святой феклы

В то время, как обитель святой равноап.Феклы восстанавливается в Маалюле, остается на осадном положении. Об этом в интервью РИА Новости рассказал викарий Патриарха Антиохийского и всего Востока, наместник Ильинского монастыря в Швайе (Ливан) епископ Забаданский Константин (Кайял).

Древний монастырь святой равноапостольной Феклы, неоднократно подвергавшийся нападениям радикальных исламистских группировок, в настоящее время возрождается. "В Маалюле сейчас восстанавливается одно крыло монастыря, чтобы сестры обители могли в нее вернуться. Разумеется, остается страх, остается опасность, но нам нужно возвращаться туда. Мы должны дать свое свидетельство о том, что мы остаемся на этой святой земле", — владыка Константин.

Там много фанатиков, но Богородица нас охраняет

Сирийская Маалюля остается последним местом на Земле, где разговорным языком является арамейский - земной язык Господа нашего Иисуса Христа.

И Маалюлю захватывали боевики CCA и "Джабхат ан-Нусра". 13 монахинь и 3 послушницы вместе с настоятельницей монастыря святой Феклы провели в плену и были при посредничестве спецслужб Ливана.

Представитель Антиохийского Патриархата также сообщил, что в настоящее время один из крупнейших женских монастырей в Сирии — монастырь Сеиднайской Божией Матери находится в окружении фанатично настроенных мусульман.

"Весь монастырь окружен мусульманскими деревнями, там много фанатиков, но Богородица нас охраняет; монахини и миряне чувствуют ее присутствие и не оставляют свои жилища", — подчеркнул епископ.

Собеседник агентства особенно отметил хорошие отношения сирийских христиан с приверженцами традиционного ислама. "У нас нет каких-то затруднений с умеренными мусульманами, мы живем рядом с ними, они разделяют и наши радости, и наши печали. Мы живем в мире, и даже политические лидеры, принадлежащие к обеим конфессиям, дружелюбны друг к другу", — сказал священнослужитель.

СИРИЯ - СТРАНА ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ И ДРЕВНИХ ХРИСТИАНСКИХ ТРАДИЦИЙ

СИРИЯ сыграла выдающуюся роль в истории человечества. Об этой стране часто говорят, как о колыбели цивилизации, поскольку многие величайшие достижения человеческой культуры берут свое начало в древней Сирии простиравшейся от гор Торос до Синая и от Средиземного моря до Евфрата. На этой земле человек познал секреты земледелия и металлургии и изобрел первый алфавит. Основы многих религий и философских доктрин, зачатки торговли, градостроительства и дипломатии, навыки культурного обмена зародились в Сирии.

Дамаск - самый древний в мире, обитаемый до наших дней город. За прошедшие века многие цивилизации - арамейская, греческая, римская, византийская, арабская оставили свой след в его облике.

МЫ ПОСЕТИЛИ ХРИСТИАНСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА:

ЖЕНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ ИМЕНИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «САЙДНАЯ»;
- ХРАМ М.Ч.Ч. СЕРГИЯ И ВАКХА / IV в. /
- ЖЕНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ФЕКЛЫ В МААЛЮЛЕ / Iв./;

- ДРЕВНИЙ ГОРОД ДАМАСК , В КОТОРОМ МЫ ОСМОТРЕЛИ:

ВОРОТА «BАВ КISAN», ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ СПАСАЛСЯ БЕГСТВОМ АПОСТОЛ ПАВЕЛ;
- «ПРЯМУЮ УЛИЦУ» - УПОМЯНУТУЮ В БИБЛИИ;
- ДОМ АПОСТОЛА АНАНИЯ, В КОТОРОМ ПРОИЗОШЛО ЧУДЕСНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ В ХРИСТИАНСТВО АПОСТОЛА ПАВЛА / I в. /;
- КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХАТА АНТИОХИЙСКОГО И ВСЕГО ВОСТОКА;
- МЕЧЕТЬ ОМИЙЯДОВ, В ЧАСОВНЕ КОТОРОЙ, В САРКОФАГЕ ПОЧИВАЕТ ЧЕСНАЯ ГЛАВА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ;
- БАЗАР «ХАМИДИЯ» ВОЗВЕДЕННЫЙ В I в;
- ДРЕВНИЙ ГОРОД ПАЛЬМИРА / ТАДМОР – I в. ДО Н.Э. /;
- КОЛЛЕДЖ СИРО – ЯКОВИТСКОЙ ЦЕРКВИ.

Краткая история женского монастыря Божьей Матери «Сайдная».

САЙДНАЯ –сирьякское слово. САЙДА – госпожа, НАЙЯ – наша – госпожа наша. На сирьякском языке это слово означает: САЙД – охота, ДНАЯ – место, то есть место для охоты.

Особо чтимой святыней монастыря является Сайднайская икона Божьей Матери, одна из четырех, написанных, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой.

По-сирьякски эта икона называется «ШАГУРА», что значит –знаменитая, всем известная.
В монастыре также хранятся несколько старинных драгоценных икон с изображением Божьей Матери и другие V, VI, VII веков. В библиотеке хранятся древние рукописи.

Сайднайский монастырь – самый крупный женский монастырь Сирии, где подвизается около пятидесяти монахинь и послушниц. При монастыре существует приют, в котором живут и учатся сорок девочек-сирот. Приют содержится за счет пожертвований прихожан. Настоятелем монастыря является Патриарх.

Практическое руководство монастырем осуществляет Игуменья – наместница Патриарха. Монастырь считается одним из богатейших, он имеет свое обширное хозяйство и полностью удовлетворяет свои потребности в еде. Разумеется, многочисленные паломники оставляют пожертвования на нужды монастыря и приюта.
Престольный праздник монастыря – 8 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.

Сайдная располагается частично в долине, частично на склонах скалистого холма, вершину которого венчает православный женский монастырь Сайднайской Божьей Матери.

Экскурс в историю.
В 547 году император Юстиниан проходил с войском через Сирию во время войны с персами и остановился в пустыне неподалеку от Дамаска.

Жара и жажда изнурили его солдат и лошадей. Император сам отправился искать источник воды. Вдалеке он увидел газель и пустился преследовать ее. Газель вдруг остановилась на вершине скалы и император приготовился пустить в нее стрелу.
Внезапно появился столб света, газель превратилась в женщину в белых одеждах, которая молвила: «Ты не убьешь меня, Юстиниан, а построишь на этом месте церковь и монастырь». Свет погас, женщина исчезла.

По преданию, Пресвятая Богородица еще раз явилась императору, чтобы подсказать план, по которому должен быть построен монастырь.
До сих пор существует первоначальный план этой очаровательной церкви, которая отражает высокую культуру Византии.

Сайднайский монастырь, по мнению некоторых священнослужителей, занимает второе место после Иерусалима по своей важности и количеству паломников, посещающих священные места на Востоке. Монастырь известен, как оплот Православия на Востоке.

В стенах монастыря находится чудотворная икона Божьей Матери, которая помогает всем людям любого вероисповедания, кто обращается к ней с верой, поклоняясь иконе «Шагура» и просит ее о благодати Божьей Матери.

Во время визита в монастырь, нам рассказали много чудесных историй, связанных с этой иконой и имевших место в разные периоды истории. Если автору не изменяет память, то нам рассказывали случай, о чуде воскрешения араба из Саудовской Аравии.

Первой настоятельницей монастыря была сестра императора Юстиниана.
Она попросила одного из паломников, идущего к Гробу Господню, приобрести для монастыря икону с изображением Богородицы с младенцем, снабдив путника деньгами и необходимыми инструкциями.
Паломник приобрел требуемую икону. На обратном пути группу пилигримов подстерегали многочисленные опасности – то начнутся повальные болезни, то нападут разбойники, то природа разбушуется, но каждый раз опасность отступала. Это обстоятельство натолкнуло купившего икону на мысль о ее чудотворности.
Вернувшись в монастырь, он задумал утаить ее и возвратил настоятельнице деньги, выразив сожаление, что не смог выполнить поручение.
Выспавшись в монастырской келье, на следующий день, странник хотел продолжить свой путь, но неведомая сила не выпустила его за порог. Сразу догадавшись, в чем причина, обманщик кается настоятельнице и отдает ей чудотворную икону.

С тех пор бесценная реликвия хранится в серебряном ларце находящемся в нише, за металлической решеткой.
На фотографиях, представленных в этом альбоме, запечатлен киот, в котором находится Сайднайская Икона Божьей Матери / I в./. Рассмотреть икону достаточно трудно из-за слабого освещения помещения часовни. К тому же, святыня закрыта окладом и значительным количеством металлических (серебро, золото и др.) приношений верующих.

В Сайднае, со временем, были построены многие другие церкви на пожертвования прихожан и паломников. С течением времени, под влиянием стихийных бедствий, а так же гонений арабов, многие церкви были разрушены.
До нашего времени сохранились две деревни – Жабаадин и Бакха, расположенные неподалеку от Сайдная, в которых говорят на сирьякском языке, который считается коренным языком этой внутренней области Сирии.

ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ФЕКЛЫ В МААЛЮЛЕ.

Поселок Маалюля расположен в горах Каламон в 56 километрах к северо-востоку от Дамаска.
Маалюла – место, где население до сих пор говорит по-арамейски – на языке Иисуса Христа.

Маалюля – одна из главных святынь Сирии.
Здесь находится пещера, в которой жила и погребена равноапостольная Фекла – ученица святого апостола Павла.

Святая Фекла родилась в городе Иконии /на средиземноморском побережье современной Турции вблизи Греции/. Ее отец занимал большой пост в Римской империи – являлся римским наместником в Иконии.
Фекла росла в достатке и благополучии, соответствующим высокому положению семьи и воспитывалась родителями в традициях языческих верований своих предков. К 18-ти годам это была красивая и образованная девушка. Родители готовились выдать ее замуж.
Впервые жители Иконии услышали об учении Иисуса Христа от апостола Павла, когда в сопровождении Варнавы (Деяние, гл.13,14) он по пути в Грецию, пришел в Иконию (45 г. н.э.).
Апостол остановился в доме Онисифора, который располагался по соседству с домом римского наместника и Фекла из окна своего дома услышала проповеди святого Павла, с которыми он обращался к местным иудеям и эллинам. Слова апостола привлекли ее внимание и постепенно наполнили душу девушки светом искренней и глубокой веры в единого Бога и Отца и в Иисуса Христа, сына Божия, который пришел взять на себя грехи людей и указать им путь к спасению. День ото дня Фекла укреплялась а вере и в убеждении, что ее жизнь должна быть посвящена христианству.

Родители придерживались старых взглядов и уговаривали дочь вернуться к языческим традициям семьи, но не смогли заставить Феклу отказаться от веры в Христа – Спасителя. Разгневанный упорством дочери, наместник приказал сжечь ее на костре, но внезапная гроза с сильным ливнем потушила огонь.
Тогда Феклу бросили в яму с голодными львами, но они стали ластиться к ней, как домашние кошки.
На нее напустили ядовитых змей, но и они не причинили ей вреда.
Замученная преследованиями отца, девушка была вынуждена бежать из Иконии. Отец послал за ней отряд воинов, но их постигла неудача.

Святая Фекла отправилась вначале в Антиохию, а от туда на юг. По пути она проповедовала учение Иисуса Христа и творила чудеса.
Весь путь девушка прошла пешком. Когда она достигла маалюльских гор, силы покинули ее, так как она была утомлена долгим странствованием и истощена. Чтобы спуститься в селение, надо было преодолеть высокую гору.
Тогда Фекла, пав на колени, стала просить Господа помочь ей. И произошло одно из чудес Господних – гора раздвинулась и образовала узкий проход, по которому Фекла вышла к селению.
Слово Маалюля по-арамейски означает «проход» или «вход».
Святая Фекла поселилась в небольшой пещере у ущелья и долгие годы прожила у источника, проводя дни в посте и молитве.
К ней приходили люди из разных мест и она крестила уверовавших водой из источника и исцеляла больных.
И сегодня те, кто с искренней верой приходит к месту погребения святой Феклы испить воды из неиссякаемого чудотворного источника, получает благословение и исцеление от болезней.
У пещеры святой Феклы христианами создан алтарь, где совершались молитвы до III века. Алтарь сохранился до сегодняшнего дня.

С IV-го века и до начала IX-го века а Маалюле располагался центр епископата.
Сейчас здесь женский православный монастырь относящийся к Антиохийской православной церкви. Монахини заботятся о поддержании монастыря и воспитывают девочек-сирот.
24 сентября – праздник святой Феклы. В этот день в монастыре особенно много гостей.
14 сентября, в праздник креста господня, на вершинах в Маалюле зажигают костры в память о том, каким способом в 325 году из Иерусалима в Константинополь передавали весть о нахождении святого креста, на котором был распят Иисус Христос.
Церковь при монастыре, где проходят литургии, названа в честь Иоанна Крестителя, в знак того, что святая Фекла первой в этих местах крестила вновь обращенных христиан.
Обновление монастыря продолжается по сей день, в т.ч. благодаря пожертвованиям верующих.
Чтобы подняться к пещере святой Феклы, древнему алтарю и святому источнику, надо от площадки монастыря подняться в верх по лестнице. От туда хорошо видны древние каменные кельи первых христиан на склонах противоположных гор.
При монастыре есть музей с образцами медной утвари XII века.

В монастыре есть специальное крыло для проживания девочек-сирот, их воспитания и социальной подготовки, чтобы девочки стали либо полезной обществу, либо вышли замуж, либо стали монахинями в монастыре.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОПИСАНИЯ ЭКСПЕДИЦИИ В СИРИЮ - СЛЕДУЕТ

Создан 23 ноя 2006

Вот уже почти неделю весь мир следит за тем, что происходит в Маалюле — на древней христианской земле, где сегодня христиане страдают за веру, — так же, как и по всей .

«Радикалы вынуждали нас принять ислам!»

Христиане, бежавшие из Маалюли в Дамаск, говорят, что вошедшие в город моджахеды называли местных жителей «крестоносцами» и под дулом пистолета принуждали их принимать ислам.

Мария — очевидица событий, которая присутствовала в Дамаске на отпевании трех христиан, погибших в ходе боевых действий в Маалюле, — сообщила, что , подорвав КПП правительственных войск, «вошли в город с западной стороны, выкрикивая: “Джабхат ан-Нусра грядет за вами, крестоносцы!”».

Также она рассказала, что боевики «оппозиции» более трех часов оставались на главной площади городка, снимая происходящее на видео, выкрикивая такбиры и стреляя в воздух.

В церемонии прощания с убитыми принимали участие сотни жителей столицы и окрестных городов. Процессия во главе с музыкантами прошла по христианским кварталам Дамаска и сопровождалась неустанной стрельбой в воздух — тем самым служащие Сирийской Армии отдавали последнюю честь павшим. Автоматные очереди заглушили слова, скандируемые толпой: «Маалюля — это рана Христа!»

Город Маалюля, находящийся в каламунском районе в 55 километрах к северу от Дамаска, известен своими христианскими святынями. Будучи одним из наидревнейших мест паломничества христиан, город был внесен и в список главных туристических объектов Сирии. Вместе с тем, Маалюля — крупнейший в мире населенный пункт, жители которого до сих пор общаются на арамейском языке, на котором в Своей земной жизни говорил Иисус Христос. В городе проживают 4500 человек — в большинстве своем католики, однако живут здесь и чада Антиохийской Православной Церкви: в Маалюле находится знаменитый на весь мир , которая долгие годы подвизалась на том месте, где он расположен.

Организация «SyriaHR Observatory» заявляет, что множество молодых христиан Маалюли влились в ряды ополчения, выступающего на стороне правительства и защищающего городские кварталы. После начала боевых действий в Маалюле к ним присоединились и дамасские христиане из «Сил национальной обороны» — подразделения, также созданного в помощь правительственным войскам.

Обстрел крестов и принуждение к исламу

В интервью христианскому порталу «Calam1», Аднан Насралла (62 года), также присутствовавший на отпевании погибших, сообщил, что утром в среду он слышал тот самый взрыв, который уничтожил арку в воротах города.

«После этого я увидел людей в повязках, на которых было написано “ан-Нусра”», — говорит Аднан, подчеркивая, что упомянутые им бойцы стреляли в возвышающиеся над храмами и монастырями кресты. Насралла также стал очевидцем того, как моджахеды «приставили пистолет к голове одного из соседей, издеваясь над ним и понуждая его к объявлению своего обращения в ислам».

Аднан рассказал и о том, что сам он провел 42 года в Вашингтоне, где владел рестораном «Маалюля». В начале марта он возвратился на родину, чтобы провести здесь остаток жизни: «Была у меня мечта заняться туристическим бизнесом в своей стране. Я построил маленькую гостиницу и ветряную электростанцию для жителей Маалюли. Но все ушло на ветер».

Яд враждебности

По словам Аднана, главная трагедия Маалюли состоит в отношении мусульманского населения к произошедшим событиям.

«Женщины выходили на балконы, выкрикивая приветствия моджахедам, а с ними были и их дети. Тогда-то мы и поняли, что наша дружба была поверхностной», — продолжает он, но его сестра Антуанетта против обобщения, сделанного братом: «Это все беженцы из Харасты и Домы, которых мы приняли в нашем городе. Именно они посеяли яд враждебности среди местного населения, — особенно в юношеской среде».

Другая жительница города — Раша — рассказала о том, что ее жених Атиф, сражавшийся в строю народных ополченцев, защищавших Маалюлю от боевиков, был похищен « ».

В субботу, узнав в Дамаске о новостях Маалюли, невеста позвонила на мобильный номер жениха. «Мне ответил один из них, — говорит девушка, — со словами: “Привет, Рашруш!.. Я из Сирийской Свободной Армии!” Я спросила его: “Где Атиф?” Тогда он сказал мне: “Мы его зарезали”». Раша добавила, что она предлагала выкуп за любимого, но ее собеседник заметил: «Мы не шутим — мы зарезали его! Он был одним из “шаббихи” , к тому же вооружен. Мы предложили ему принять ислам — но он отказался». После этого девушка связалась с госструктурами, где узнала, что «Атиф был похищен с другими бойцами», и что «они все еще живы». Юноша был одним из шести похищенных ополченцев, судьба которых и по сей день неизвестна.

В то же время источник из сирийской службы безопасности сообщил Франс-пресс, что в Маалюле до сих пор не прекращаются сражения. И это несмотря на то, что вооруженная группировка «Джабхат тахрир ал-Каламун», состоящая из нескольких полков, во вторник заявила, что готова покинуть населенный пункт — с условием, что в него не войдут правительственные войска.

«Джабхат тахрир ал-Каламун» — одна из главных, наряду с «Джабхат ан-Нусра», группировок, участвовавших в маалюльском сражении против правительственных войск и отрядов ополчения. Эти «оппозиционеры» и захватили город.

В видеоролике, опубликованном в Интернете, представитель «Джабхат тахрир» говорит: «Во избежание кровопролития и для возвращения беженцев в свой город Свободная армия провозглашает нейтральность территории Маалюли в войне между Свободной армией и армией режима с тем условием, что последняя не вступит в город».

Что будет, когда государство ослабеет?

7 сентября жители Маалюли отправили письмо в Конгресс США, — об этом сообщил другой христианский арабский портал, Linga .

«Террористы и убийцы... атаковали город, нарушив безопасность домов, монастырей и церквей, оскверняя иконы, требуя, чтобы люди оставили свою веру и перешли в ислам. Это преступность, направленная на христианские города, и терроризм, обращенный на христиан, и это — только часть большого плана вытеснения христиан от наших родных очагов.

Такое происходит сейчас, когда государство еще сильно. Но что же будет, когда оно ослабеет, когда ВВС США будут бомбить ?»

Известно, что с начала этой самой кровопролитной в XXI веке войны в Сирии уже разрушено более 30 церквей: 10 в провинции Хомс, 7 — в провинции Алеппо, 5 — в Дамаске, 5 — в провинции Дэйр-эз-Зор, 3 — в Латакии, 2 — в Идлибе и одна — в Ракке.

Каково будущее христианства в стране, где жили первые христиане? Что будет завтра с Антиохийской Церковью?

Битва за Маалюлю продолжается.

Монастырь святой Феклы - православный женский монастырь, расположенный в деревушке Маалюля, в Сирии. Монастырь известен как последняя обитель святой Феклы, а также место, где хранятся её мощи. Христианами монастырь почитаем как святое место и объект паломничества.

Монастырь был основан в четвёртом веке - именно тогда в скале была вырублена пещера, где сейчас покоятся мощи святой Феклы. Позже рядом с пещерой построили церковь с каменным престолом, чей алтарь был вырезан прямо в скальной породе. Рядом с храмом бьёт святой источник, вода которого, по поверьям, способна исцелять болезни. Намного позже, уже в восемнадцатом веке, монастырь значительно расширился, были построены многие здания - новый храм, монашеские кельи и школа для девочек.

Рядом с монастырем расположено живописное ущелье, которое также связывают с легендами о святой Фекле - якобы, спасаясь от врагов, девушка помолилась, и гора раскололась надвое, открывая путь к спасению.

Монастырь святой Феклы - одно из самых удивительных мест во всей Сирии. Здесь витает дух древности и царит особенная атмосфера. А в деревушке Маалюля, где расположен монастырь, жители по-прежнему говорят на арамейском - на языке самого Иисуса Христа. Всё это придает монастырю особый колорит, привлекающий христианских паломников со всего мира.

Монастырь Мар-Муса аль-Хабаси

Недалеко от Дамаска, посреди пустыни, находится монастырь Мар-Муса Аль-Хабаси (святого Моисея Абиссинского). Он построен в 11 веке на месте обители отшельника из Эфиопии, позднее канонизированного. Позднее монастырь пришел в упадок, с 1983 года под руководством иезуита Паоло делл’Оглио началось его восстановление.

Монастырь Мар-Муса постоянно принимает паломников изо всех стран мира, как христиан, так и мусульман, поддерживает связь с мусульманским миром, признавая ислам равноправной с христианством религией. Также уникальность монастыря состоит в том, что он смешанный – в числе его монахов как мужчины, так и женщины. Службы ведутся на арабском языке.

Архитектурный стиль монастыря отличается аскетичностью и простотой. К нему ведет каменная лестница длиной около 1 километра. В церкви при монастыре сохранились средневековые фрески. Паломники и обычные посетители размещаются в специальных комнатах, на них возлагаются обязанности помогать монахам в хозяйственных делах.

Маленький городок Маалюля известен тем, что он является одним из трех мест на земле, где местные жители до сих пор говорит на арамейском языке, на котором говорил Иисус Христос. Этому удивительному сохранению способствовала и труднодоступность самого городка. Теперь здесь открыт небольшой научный центр по изучению древнего языка и сюда приезжают лингвисты со всего света. В апостольские времена арамейский язык, относящийся к группе семитских языков, был основным разговорным языком на большей части территории Ближнего Востока.

Город Маалюля находится в 56 км к северо-востоку от Дамаска, на высоте 1650 м над уровнем моря, в горах Каламон. Со всех сторон город окружен высокими горами и попасть в него можно только через узкое ущелье. Может быть, поэтому в переводе с арамейского Маалюля означает «вход» или «проход». Жилые дома, уютно прилепившиеся на склонах гор, возвышаются здесь друг над другом, на фоне живописных скал и грозного ущелья. Здесь находится и одна из величайших святынь Сирии - монастырь Святой равноапостольной Фёклы, первомученицы, верной ученицы апостола Павла.

Святая Тёкла (в русской традиции - Фёкла) родилась в римском городе Икония, расположенном при подошве горной гряды Тавра, на юге Малой Азии. Ее отец в этом городе являлся наместником (по другой версии, она была дочерью богатой вдовы), поэтому она выросла в достатке и роскоши, а к 18 годам получила хорошее языческое образование. Ее готовили уже выдать замуж, когда судьба ее вдруг круто изменилась.

Около 45 г. от Рождества Христова в город Икония прибывает, как свидетельствуют новозаветные «Деяния апостолов» (гл. 14), апостол Павел в сопровождении Варнавы, проповедуя иудеям и эллинам Слово Божье. Они остановились, по преданию, в доме некоего Онисифороса, располагавше-гося рядом с домом римского наместника. Яркие проповеди святого Павла смогла подслушать из открытого окна и Фёкла. Его слова пробудили в душе совестливой девушки глубокую веру, наполнили смыслом существования и укрепили в убеждении, что жизнь ее теперь должна быть посвящена Богу. Воздействие его слов было так велико, что она не ела и не пила три дня. Это вызвало ярое негодование ее близких, которые стали одними из инициаторов гонений апостола за проповедь Евангелия.

Сохранилось множество раннехристианских сочинений, описывающих жизнь Фёклы. Разные предания свидетельствуют, что по настоянию роди-телей Фёклы апостол Павел был заключен под стражу. Но Фёкла ночью, подкупив стражников, пробралась в его темницу, подарив им серебряное зеркальце. Там она всю ночь слушала его поучения и наставления о любви к Богу, которые укрепили ее в вере и правильности выбранного пути. Вскоре апостола Павла постановили изгнать из города вместе с Варнавой и немно-гими их последователями. А бедную Фёклу, разгневавшись на ее упорство и непреклонность, за отказ отречься от новой веры, осудили на сожжение. Апостолы несколько дней молились об избавлении Фёклы от неправедного суда, находясь недалеко от города. Когда мучители развели уже сильный огонь, внезапно начавшаяся гроза с сильным ливнем затушила бушевавшее пламя, сохранив тем самым ее невредимой. Видя непреклонную волю провидения, городские власти решили отпустить ее. После чудесного избавления Фёкла находит апостолов Павла и Варнаву и вместе с ними благовествует Слово Божье в Сирии, совершая многочисленные чудеса. Вместе с ними она при-ходит в Антиохию, где наместник города, прельщенный ее красотой, решил добиться ее. Но решившая посвятить свое девство Жениху небесному, Фёкла дает ему прилюдно решительный отказ. Разгневанный ее упорством, в гневе он осуждает ее на съедение львам. Брошенная к ним в яму, она остается чудесно невредимой, они лишь миролюбиво ластятся к ней. Тогда бросают на нее многочисленных ядовитых змей, но и они не причиняют ей никакого вреда. Господь не допустил её погибели, сохранил жизнь ее для будущих деяний. Из христианок она первая была осуждена на мучения - растерзание дикими зверями, и хотя они и не коснулись ее, но в христианской истории считается она первомученицей. После чудесного спасения наместник города отпускает святую Фёклу, которая, по благословению апостола Павла, уже самостоятель-но идет в город Селевкию, что стоял когда-то на берегу Средиземного моря и где находились захоронения сирийских царей. Фёкла много проповедует, неся слово истины, и творит чудеса с Божьей помощью. Она успешно рас-пространяет христианство в Сирии, наравне с апостолами, поэтому позднее признается Церковью равноапостольной. Когда она приходит к горам Ка- ламона, совершенно изможденная, она обращается к Господу о милости не оставить ее без Его заботы. Ведь от долгих лет странствия силы покинули ее, а надо было преодолеть высокую гору. Упав на колени, она долго молит о даровании сил и помощи. И происходит чудо, гора неожиданно раздвигается, образуя узкий проход к селению. По другой версии, скала раздвигается во время погони от солдат, посланных отцом за непреклонной дочерью, дав ей возможность укрыться в селении. Но чудесное образование ущелья многие века пытливый ум человека не мог объяснить иначе. Даже сегодняшней науке трудно внятно объяснить причины подобного природного чуда, когда гора словно разломлена какой-то невидимой силой.

Позднее праведная Фёкла поселилась здесь, в пещере, у источника, где проводила дни в посте и молитве и где часто принимала больных, принося им многочисленные исцеления. Отсюда - второе значение названия Маалюля, это место, куда приходят больные, по-арабски «маалиль».

После смерти святой в ее пещере был устроен храм и воздвигнут алтарь, сохранившийся и доныне. В IV в. здесь был основан женский монастырь, когда была расширена естественная пещера. В южной ее части размещена гробница с мощами святой Фёклы, а в восточной - каменный престол для богослужений. Здесь же находится и чудотворный источник, водами которого исцеляются и сегодня. Вода здесь капает с потолка и собирается в каменном резервуаре, из него же пила воду и святая ее обитательница. Следует отметить интересный факт, что в пещере выросло дерево, возраст которого никто не берется определить. На склонах гор вокруг пещеры хорошо видны много-численные кельи-пещеры ранних христиан, которых с древних времен стала привлекать святость этого места.

В XIX в. в монастыре Святой Фёклы был построен храм во имя Пророка Иоанна Крестителя, в знак того, что святая Фёкла здесь первая крестила местное население. Были также возведены кельи и благоустроена территория, что позволило создать уютный монастырский комплекс. Здесь по-прежнему располагается женская обитель и сегодня, где проживает тридцать монахинь, заботящихся о поддержании монастыря и воспитании девочек-сирот. Мона-стырь всегда находился в юрисдикции Антиохийской православной церкви, а до XIX в. в Маалюле даже располагался центр епископата. Интересно, что в 325 г. его епископ Евтихий принимал участие в Первом Вселенском соборе в Никее и подписывал его определения.

Местные жители любовно называют святую Фёклу «Баркатой», что означа-ет на арамейском языке «благословенная». Поклониться ее мощам ежедневно прибывают многочисленные паломники, но больше всего их прибывает в престольный праздник, 24 сентября / 7 октября, когда празднуется память святой Фёклы. Паломники останавливаются в Маалюле, который является также одним из горных курортов Сирии и куда приезжают жители Дамаска спасаться от летнего зноя.

На вершине горы Каламун находится одна из древнейших обителей Си-рии, монастырь и храм во имя Святых мучеников Сергия и Вакха, римских воинов, мученически пострадавших за веру, который по-арабски называют «Маар-Саркис». Как известно, мученик Сергий был небесным покровителем преподобного Сергия Радонежского, а храм в честь него был здесь воздвигнут уже в IV в., а позднее рядом создан мужской монастырь. В храме сохранилась часть византийских фресок, а также два древних алтаря в форме чаши, повторяющие языческие традиции. Богослужения здесь ведутся до сих пор на арамейском языке.

Интересна в Маалюле традиция празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Как известно, в 325 г. императрицей Еле-ной в Иерусалиме был найден Крест Христов. Множество народа пыталось увидеть святыню. И тогда патриарх Иерусалимский Макарий стал поднимать (воздвигать) Крест, а люди поклонялись ему. В память этого события был позднее установлен праздник. Так вот, известие о нахождении Креста было передано в Константинополь по древнему способу передачи информации - с помощью сигнальных костров. И в память этого события в Маалюле всегда на вершинах гор разжигаются многочисленные костры.