Главная · Стоматит · Кто такие молокане: история и основы веры. Молокане: как русские оказались на Кавказе

Кто такие молокане: история и основы веры. Молокане: как русские оказались на Кавказе

Все мои предки - молокане родом из Азербайджана. А я - любитель истории и путешествий, решивший обратиться к истокам и поехать в село пращуров, а также в другие молоканские села Закавказья с целью составления небольшого очерка о современной их жизни.
Но прежде чем, начать рассказать о путешествии, попытаюсь в общих чертах описать молоканство и молокан.

Кто такие молокане?

Молокане - русская христианская секта, сущность которой заключается в отвержении всей внешней христианской обрядовости и символики и почитании Священного писания, как единственного источника вероучения. Молокане отвергают православие, церковную иерархию и священство, почитание икон и мощей. Считают, что отцы церкви исказили учение Христа, и потому стремятся обустроить свою церковь подобно первым христианам. Так, молокане собираются для богослужения в простых домах - собраниях, а их обрядом руководит пресвитер - выборный старец, наиболее сведущий в вопросах веры.

В.В. Верещагин "Молоканский пресвитер"

"Название молоканства усвоено секте еще в 1765 г. тамбовской консисторией на том основании, что сектанты в пост едят молоко. Сами сектанты называют себя "духовными христианами", а усвоенное им название молокане объясняют тем, что содержимое ими учение есть то "словесное млеко", о котором говорится в Св. Писании (Кор. III, 2; Евр. V, 12; I Петр. II, 2 и др.)" см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . 1890-1907гг.

Происхождение молоканства

Принято считать, что молоканство основано во второй половине XVIIIв. крестьянином Тамбовской губернии Семеном Матвеевичем Уклеиным (1727-1809), который, будучи близок к духоборам, откололся от них и решил создать новое учение. Активная проповедническая деятельность С.М. Уклеина привела к распространению молоканства от Воронежа и Тамбова до предгорий Кавказа. В XVIII веке именно эти территории были местами вольницы, куда не дотягивалась рука государства и церкви.
Не смотря на общепринятую позицию, считать Семена Уклеина основоположником молоканства не совсем верно, так как корни молоканства уходят глубже XVIII века. Русский историк Николай Иванович Костомаров в "Воспоминании о молоканах":
"О происхождении учения молокан я слышал от них самих следующее: вера наша (говорили мне) пошла на Руси от Матвея Семеновича; он жил давно, назад тому лет триста, при царе Иване Грозном, и был замучен: его живого сожгли. От многих гонений вера наша после того умалилась и ослабела, а тому назад лет пятьдесят или поболее подкрепил ее и подновил Семей Уклеин. Впрочем, прибавляют они, с тех пор как христианство стоит на земле, все истинные поклонники Божества так верили и до конца мира будут верить, как мы. Упоминаемый ими Матвей Семенович должен быть, по-видимому, не иной кто, как Башкин, осужденный в 1555 году в Москве."

Николай Иванович Костомаров

Идеолог молоканства Н.Ф. Кудинов о происхождении секты:"...казалось бы странным утверждать, что молокане произошли от Уклеина: как нельзя полагать, что лютеранство произошло от Лютера. Лютеранство было прежде Лютера, как религиозный критицизм в пытливых умах, в виде протеста против церковной неурядицы и несоответствующих духу христианства явлений в церковном мире. У нас, в России, не представлялось возможности, и не было такого лица, которое приняло на себя смелость объединить рационалистическое движение умов в форме всеобщего народного отпадания от православной церкви, и потому роль эта распределена между мелкими учителями по разным губерниям и местам России. К числу таких частных проповедников рационализма, давно жившаго в России, принадлежал и Уклеин в Тамбовской губернии. Единовременно и даже прежде Уклеина молоканство было уже в других губерниях, хотя молокане тогда не назывались молоканами, а духовными христианами. Заслуга Уклеина состоит в том, что он объединил существующее молоканство и дал ему более определенную форму" см. Кудинов Н.Ф. Столетие молоканства в России 1805-1905. Баку, 1905

Таким образом, молоканство уходит корнями в XVI век и является частью общеевропейского процесса реформации, то есть реформирования христианства в соответствии с Библией. Однако в России в XVIв. "религиозный критицизм в пытливых умах" был надолго задавлен опричниной, и отголосок его проявился только в XVIII веке в южных землях империи.

Как молокане оказались в Закавказье?

Гонимые в эпоху Екатерины II, при императоре Александре I молокане получают религиозную свободу в 1805 г. Это событие становится ключевым в истории молоканства. Однако после смерти Александра в 1825 году либеральная политика в отношении сектантства прекращается. Новая формула правления Николая I "православие-самодержавие-народность" не допускает распространение молоканства. Возникает необходимость изолировать секту от православных, так как бороться напрямую с многочисленными молоканами трудно. Для переселения отлично подходят новые земли Закавказья, перешедшие Российской империи в ходе русско-турецких и русско-персидских войн 1804-1828гг. Переселить сектантов в Закавказье, значит убить двух зайцев: ликвидировать дурное влияние молокан на православных и закрепить русское присутствие на новых южных границах.
20 октября 1830 года Государственный Совет издает акт о заселении Закавказья русскими переселенцами. И в 1830-е годы начинается долгое и тяжелое переселение молокан в Закавказье.

Молокане-переселенцы

Власти, преследуя не только стратегические, но и экономические цели, поселяли молокан вдоль важных дорог, связывающих закавказские губернии с Россией. Таких дороги было три:

1) Дербент- Хачмас - Килязи - Алты-Агач - Хильмилли - Шемаха
2) Тифлис - Елизаветполь (Гянджа) - Казах - Дилижан - Еленовка (Севан) - Ахта
3) Тифлис - Александрполь (Гюмри) - Карс

Как сейчас живут молокане?

За два века история раскидала молокан по всему миру. В российской империи они ссылались не только в Закавказье и в Сибирь, но и на Дальний Восток. Из Закавказья в первые годы советской власти многие переехали в Америку (США, Мексика), а оттуда в Австралию.

The John Paul S. Babshoff & William Paul Babishoff Families

В 90-е с развалом Союза притесняемое русскоязычное население советских республик стало возвращаться в Россию, молокане не исключение. Вот только в отличии от русских они не возвращались домой, а покидали свою Родину. Ведь почти за два века молокане сформировались в отдельную субэтническую общность, идентифицирующую себя не как русские, а как молокане. И их родина была в Закавказье.

1991 год, СССР, Армянская ССР, Цахкадзор, пресвитеры ДХМ

Сейчас молоканство представляет из себя разрозненные независимые общины в России, Украине, Закавказье, США, Мексике и Австралии.

Молоканское собрание.

Наше путешествие.

Из-за разрозненности молокане мало знают об общинах в других регионах и странах. Например, мои бабушки только лишь слышали о молоканах в Армении, жители же Армении почти ничего не знали о молоканских селах Азербайджана. Этот момент заинтересовал меня, и так возникла идея проехать по всему региону Закавказья, чтобы посмотреть, как и где живут молокане.


Все путешествие заняло месяц. Две недели ушло на молоканские села, и две недели мы знакомились с культурой стран Закавказья.

Весь этот путь мы проехали вместе с моей подругой Женей. Проделать подобное
этнографическое путешествие в одиночку было бы непросто.

Кризис средневекового мировоззрения наступил в России в XVII веке и вылился в раскол, породивший феномен старообрядчества. Важным катализатором этих изменений стали петровские реформы, усугубившие кризис традиционной ре-лигиозности. Петр I вдохновлялся опытом протестантских стран: целью было не только создание института церкви, но и религиозное просвещение.

«Я давно побуждал… сделать книгу, где бы изъяснить, что непременный Закон Божий, и что советы, и что предания отеческие, и что вещи средние, что толь-ко для чину и обряду сделано и что непременное… <…> понеже Понеже — потому что. всю надежду кладут на пение церковное, пост и поклоны и прочее тому подобное…» — писал в 1724 году император в созданный им высший орган церковного управления Святейший синод. Так впервые за долгое время был объявлен приоритет Писа-ния над церковной традицией, а догматов — над обрядом.

Разрешив самостоятельное чтение Библии, что в православной традиции не поощрялось, Петр I и его единомышленники не подозревали о последствиях. Как остроумно заметил английский историк Кристофер Хилл: «Библия могла иметь различный смысл для разных людей в разные времена и при разных обстоятельствах. Она была огромным сундуком, из которого можно было вынуть все что угодно».

Читая или слушая Библию, простые люди увидели массу несоответствий меж-ду библейскими заповедями и церковной реальностью. Так возникли новые религиозные группы, чьи принципы явно напоминают основные идеи европей-ской Реформации: отказ от института священства, поклонения иконам, почи-тания святых и совершения таинств. Впрочем, появление новых сект связано не только (и не столько) с чтением Библии, но и с разочарованием в традици-онных религиозных институтах.

Правительство опасалось миссионерской активности сектантов и стремилось изолировать их от православных, ссылая в Сибирь, на Северный Кавказ и в Закавказье. Возможность открыто исповедовать свою веру религиозные меньшинства получили лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести. Однако после установления советской власти религиозная свобода стала фикцией. Борьба государства с любыми формами религии привела к тому, что число русских сектантов сильно сократилось, а некоторые группы и вовсе ушли в небытие.

Хлысты

Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX века University of Alberta Libraries

Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVII — началу XVIII века. Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его ко-стромской крестьянин Даниил Филиппович. В отличие от других сек-тантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. По-следние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкри-кивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допуска-лись: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.

Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником осо-бых пору-чений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли Кораблями назывались хлыстовские общины. , рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола». Вопреки этим расхожим стерео-типам Подобные обвинения довольно распростра-нены: в первые века нашей эры им подверга-лись христиане, а сегодня — представители современных новых религиозных движений. , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие. «Хмельного не пейте, плот-ского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с се-строй; нежени-мые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлы-сты приписы-вали Даниилу Филипповичу.

Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Биб-лии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» (2 Цар. 6:14).


Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопче-ской ереси». 1844 год Wikimedia Commons

Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почита-нием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, ода-ривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.

В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлы-стами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном го-лубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева.

В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и прекратили свое существование в 50-60-х годах ХХ века.

Скопцы


Община скопцов в Якутии. Начало XX века yakutskhistory.net

Скопчество, возникшее во второй половине XVIII века, подходило к борьбе с человеческими грехами еще радикальнее, чем хлыстовство. Скопцы практи-ковали «огненное крещение» — оскопление — и ставили таким образом неру-шимую преграду между человеком и грехом. Среди скопцов была распро-странена легенда о том, что Иисус Христос, будучи евреем, был не просто обрезан, а оскоплен. Таким образом, кастрируя, или, как говорили сектанты, «убеляя» себя, они подражали Спасителю. Кроме того, оправдание своей практики эти радикальные аскеты находили в Библии: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Основным ритуалом скопцов, как и хлыстов, были радения.

Основателем скопчества был крестьянин Кондратий Селиванов, выходец из хлыстовских кругов. Впоследствии он объявил себя спасшимся императором Петром III и, по легенде, даже встречался с Павлом I, призвав и его к «огнен-но-му крещению». В результате своей активной деятельности, приведшей к оско-плению нескольких нижних гвардейских чинов, а также вовлечению в скоп-ческий корабль родственников высокопоставленных чиновников, Кондратий Селиванов был арестован в 1820 году и сослан в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где жил до смерти в 1832 году. Его могила стала объектом палом-ничества — в ней проделывали ямки, куда опускали сухари, чтобы тем самым их освятить.

Кондратий Селиванов.

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год «Дом антикварной книги в Никитском»

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год «Дом антикварной книги в Никитском»

К концу XIX века количество скопцов составляло десятки тысяч человек. Пра-вительство активно боролось с сектантами, отдавая их в солдаты, ссылая в За-кавказье и Восточную Сибирь, где они создавали свои поселения и успешно хо-зяйствовали, всячески процветая.

Скопцы, как и другие сектанты, с энтузиазмом отнеслись к революции, ожидая для себя перемен к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: советская власть довольно быстро начала преследовать скопцов. По-видимому, скопческое движение окончательно сошло на нет в 1940-50-х годах — хотя время от времени появляются сообщения о современных скопческих общинах, их трудно счесть достоверными.

Молокане

Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губер-нии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как герои-ческий воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустра-шимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Биб-лией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демон-ской власти».

Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

Молокане на Кавказе. 1870-е годы New York Public Library

Молоканская деревня. 1870-е годы New York Public Library

Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес с Кавказа. 1905 год New York Public Library

Молокане в Лос-Анджелесе. Начало XX века Library of Congress

Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхоза-ветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу сви-нины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не по-добает, а есть свинину нелепо и нечисто» «Дух и жизнь», 1975 год. .

Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, вклю-чает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных пе-сен. Молокан-ство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духов-ные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослуже-ния (пророчество, глоссолалия Глоссолалия (с греч. «говорение на язы-ках») — практика говорения на несуществую-щем ангельском языке в ходе богослужения. Восходит к раннехристианским временам, неоднократно упоминается в Новом Завете. Сегодня встречается в ряде христианских конфессий. , прыжки и т. п.) и почитают сочинения одно-го из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.

К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения. В XIX — начале ХХ века эми-гри-ровавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Кали-форния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобнови-вший свою деятельность в 1991 году. В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азер-байджане и Тур-ции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.

Духоборы

Духоборы на крыльце дома. Начало XX века

Три девушки-духоборки. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Духоборы. Начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Собрание духоборов. Канада, Йорктон, 1915 год British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Мужчина и мальчик - духоборы. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Муж и жена - духоборы. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Духоборы из Йорктона отправляются в паломничество. Канада, 1902 год British Library / Picturing Canada / Wikimedia Commons

Духоборы получили свое имя благодаря оппонентам: в конце XVIII века те пы-тались представить новое движение борцами против Святого Духа, однако са-ми сектанты поняли это название иначе (духоборы — «поборники Духа») и ста-ли охотно употреблять.

Как и другие сектанты, духоборы отвергали православную обрядность, но, в от-личие от молокан, не считали Библию непререкаемым авторитетом. Ее место в традиции занимает так называемая «Животная книга» — в основе лежат тексты, созданные духовными лидерами общины, главным образом псалмы.

Духоборы — принципиальные пацифисты. В конце XIX века в духоборских по-селениях в Грузии (духоборов, как и других сектантов, при Николае I сослали в Закавказье) собрали и сожгли оружие, а ранее служившие в армии сдали при-бывшей полиции военные билеты. После обрушившихся на духоборов прави-тельственных репрессий за них вступился Лев Толстой. Он призвал Нобелев-ский комитет вручить духоборам премию мира и пожертвовал им часть гоно-рара за роман «Воскресение». Благодаря этой помощи более семи тысяч духо-боров в самом начале ХХ века перебрались в Канаду, где их потомки живут до сих пор.

Часть духоборов осталась в Грузии, однако после распада Советского Союза многие предпочли переехать в Россию. Таким образом в 90-х годах ХХ века в Тульской, Брянской и других областях появились духоборческие поселения.

Субботники

Субботник. Начало XX века Альманах «Еврейская старина», 1913 год

Члены еще одного религиозного дви-жения, возникшего в XVIII веке, так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Биб-лию, что отвергли не только православ-ную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм.

Сами русские иудействующие назы-вают себя «субботники», «геры», очень редко — «евреи»: «Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие?» Правитель-ство Российской империи наклеило на них ярлык «жидовствующие» в указе 1825 года «О мерах к отвращению рас-пространения жидовской секты под названием субботников». Там же пред-писывалось высылать из регионов рас-пространения секты всех евреев без ис-ключения, возлагая на последних от-ветственность за «совращение» православных в иудаизм Однако иудаизм не миссионерская религия, и обратившиеся в иудаизм русские крестьяне сами инициировали контакты с новыми еди-новерцами. Бывали и случаи, когда столкно-вение с живым, а не книжным иудаизмом разочаровывало неофита и приводило к его возвращению в православие. .

Субботники, как следует из названия, еженедельным праздничным днем счи-тают субботу, а не воскресенье, а также соблюдают некоторые другие — пищевые ограничения, обрезание и другие обряды жизненного цикла, а также иудейские праздники. Субботники давали детям еврейские име-на, а в советское время иногда считались евреями и по паспорту Так, субботники — жители села Ильинка в Воронежской области благодаря этому обстоятельству в 70-х годах ХХ века эмигри-ровали в Израиль. .

В постсоветское время судьбы субботников складывались по разному: часть эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и в Россию. Их отношения с еврейскими религиозными органи-зациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах суббот-ники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в дру-гих — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни.

  • Энгельштейн Л. Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению.
  • Русские поселенцы (скорее всего, молокане) в Закавказье (начало XX в.)

    История

    Молокане. 1870-е

    Время формирования молоканского движения достоверно неизвестно. Даже серьезные источники называют разное время. Так в словаре "Христианство" (1994) датой называются 60-70-е года XVIII века . Справочник "Современная религиозная жизнь России" (2003) называет рубеж XVII-XVIII веков .

    Ряд исследователей считает, что движение духовных христиан, из которых выделилось молоканство, берет начало от Великого раскола РПЦ, а точнее - от беспоповцев . Историк баптизма М. С. Каретникова , считает, что духовные христиане вышли из секты Божьих людей - "первой секты на почве православия" и вполне правомочны вести свою историю от 1666 года - года Великого раскола .

    По другой версии, молоканство (а точнее, духовное христианство) - следствие проповеди иностранца. В 1938 году издававшийся в США молоканский журнал "Солнце" опубликовал серию "Очерков истории русского протестантского религиозного движения" А. К. Дубового. Там говорилось:

    "Духовное христианство появилось первоначально в селе Охочем Змиевского уезда Харьковской губ. в 1740 году. Вот как история повествует о начале молоканства и духоборчества. Пришел туда (в Охочее) - один престарелый иностранец, называвший себя отставным унтер-офицером, который, начав с осторожностью проповедовать новые мысли, основанные на Библии, собирал по вечерам людей и толковал им Слово Божие. В продолжении некоторого времени он давал им советы, помогал, улаживал раздоры, за что приобрел к себе доверие и любовь многих. По их просьбе согласился он остаться жить между ними, и, живя среди них, приобрел последователей. Таким образом зародилась община духовных христиан, - в последствии разделившаяся на два течения - духоборцев и молокан.

    Некоторые полагают, что этот основатель духовного христианства у нас на Руси был квакер, что, хотя, подвержено сомнению; но нужно сказать, что как у духоборцев, так и у молокан, есть много сходственного в уставах и обрядах с квакерскими.

    Кто бы он не был, но проповедник этот бросил семена Евангелия, вследствие чего к концу 1790 года религиозное пробуждение уже вовсю охватило Харьковскую губернию; оно рапространилось и по всей Екатеринославской и др. соседним губерниям".

    Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина, из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

    В 1830-х годах, по декрету Николая I, для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.

    Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи, а именно по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день.

    В конце XIX - начале XX века на территории Российской империи значительная часть молоканства влилась в русский баптизм , схожий с молоканством по вероучению, но имевший более проработанное и структурированное богословие. Основное отличие молокан от баптистов заключалось в небуквальном "духовном" понимании крещения и Вечери. Баптисты, используя Библию, убеждали молокан принять крещение буквально, что вело их к переходу в баптистскую общину.

    В первые десятилетия распространения баптизма в России именно молоканство наряду со штундизмом являлись основной "питательной средой" для роста баптизма. В населенных пунктах, где были крупные молоканские общины (Тифлис, Самара, Пески Воронежской губернии, Благовещенск-на-Амуре и близлежащие села - Толстовка, Тамбовка, Гильчин и др.) появились крупные баптистские церкви. Значительная часть пионеров российского баптизма являлись выходцами из молокан.

    Численность

    По сведениям Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи, собранным через губернаторов, к 1 января 1912 года общее количество "сектантов" в России составляло 399.565 человек. молокане -"воскресники" стали самыми многочисленными из них (около 133.935 человек), обойдя по численности баптистов (штундистов) (около 115 тысяч человек), меннонитов (около 36 тысяч человек) и евангельских христиан-прохановцев (около 31 тысячи человек). В то же время рост численности баптистов почти десятикратно превышал молоканский: если за период 1905 - 1911 годов в молоканство из православия перешло 2.875 человек, то в баптизм - 28.144 .

    Вероучительные документы

    У молокан не было общепринятого признаваемого вероучительного документа, ибо, как писалось в журнале "Духовный христианин", молоканский «фундамент – есть внутренняя свобода совести; у нас нет никакого св. синода, который имел бы право составлять по баллотировке для нас правила вероучения (катехизис), выработанное на съезде по большинству голосов, а не какие либо другие катехизисы, составленные другими братьями» . В то же время попытки выработать вероучение предпринимались не раз.

    Молокане

    русская рационалистическая секта, образовавшаяся из секты духоборцев (см.) и удержавшая многое из ее учения и обрядов. основателем секты был Семен Уклеин (жил в 2-й половине XVIII в.), крестьянин Тамбовской губ., Борисоглебского у. Занимаясь шитьем одежды и ходя из одного села в другое, он встретился с одним из основателей духоборчества, Побирохиным, женился на его дочери и принял духоборческое учение. Через 5 лет они разошлись, так как Уклеин не признавал, что единственный источник религиозной истины - внутреннее озарение. Отделившись от духоборцев, Уклеин сблизился с последователями протестантского рационалистического учения Тверитинова, которых в то время было немало в Тамбовской губ., и, усвоив их учение, организовал из них особую секту. Отгруженный 70 "апостолами", он торжественно, с пением псалмов, вступил в Тамбов, где полиция посадила всех их в тюрьму. Имп. Екатерина II велела отдать их для увещания духовенству, а если не обратятся к церкви, предать их суду. Уклеин, отказавшись на словах от своего учения, был освобожден, но снова принялся за пропаганду. К концу его жизни в губ. Тамбовской, нынешней Саратовской и Воронежской насчитывалось его последователей до 5000 душ. Затем секта проникла в губ. Астраханскую и Екатеринославскую, а также на Кавказ. Название молоканства усвоено секте еще в 1765 г. тамбовской консисторией на том основании, что сектанты в пост едят молоко. Сами сектанты называют себя "духовными христианами", а усвоенное им название М. объясняют тем, что содержимое ими учение есть то "словесное млеко", о котором говорится в Св. Писании (Кор. III, 2; Евр. V, 12; I Петр. II, 2 и др.); М., подобно духоборцам, отрицают совершенно православную церковь, ее таинства и обряды, почитание святых, мощей и икон, но разнятся от духоборцев учением об источниках вероучения и своеобразным пониманием некоторых догматов. Единственным источником вероучения служит, по мнению молокан, Св. Писание Ветхого и Нового Завета; вне Св. Писания нет религиозной истины. Церковь, основанная И. Христом, существовала лишь до IV в. Вселенские соборы и отцы церкви извратили своими постановлениями и сочинениями истинное христианство, дали значение преданию и учредили иерархию, за которою М., считая себя истинными представителями библейского христианства, не признают чрезвычайных благодатных дарований. Один архиерей - Христос, все люди - братья, все равны по благодати; "старцы" М., их наставники в вере - не священники и не учители, ибо не обладают никакими особыми от Бога полномочиями. В этих пунктах учения М. нельзя не видеть влияния протестантства через посредство последователей Тверитинова. О Боге М. в своих символических книгах - "обрядниках" - учат, что он "есть Дух в трех лицах"; в "Изложении учения Уклеина" говорится, однако, что и сын Божий и Св. Дух хотя единосущны Отцу, но не равны ему по Божеству. Рождение Сына и Божия от Девы означает принятие им не действительной плоти человеческой, но той плоти, какую, по понятию М., имел архангел Рафаил, когда, сопровождая Товию, был видим ему и беседовал с ним; эту плоть Сын Божий принес с неба и с нею вселился в утробу Девы. Равным образом И. Христос и умер не так, как умирают люди, а каким-то особым образом. Воскресение мертвых будет, но все люди воскреснут в других телах, а не в тех, в которых жили на земле. Чтобы отвергнуть учение церкви православной о таинствах, постах, иконах и пр., основанное в значительной степени на Св. Писании, которое отвергать М. не хотят, они прибегают к аллегорическому толкованию Св. Писания, основывая принцип такого толкования на некоторых выражениях Библии: "буква убивает, дух животворит", "Богу нужно поклоняться духом и истиною" и т. п. Так, отвергая водное крещение, они под словом "вода" в установительных словах этого таинства разумеют учение И. Христа, ту "воду живу", о которой говорится у Иоан. VII, 38. О таинстве евхаристии, основываясь на словах апостола, что "плоть не пользует ничтоже", М. учат, что плоть Христова есть учение Христово и что слова "приимите, ядите, сие есть тело мое" значат "примите учение мое". Брак не есть таинство, потому что апостол, говоря о нем, таинством называет лишь союз Христа с церковью (Ефес. V, 31). Покаяние состоит в одном отвержении греха самим грешником, ибо "не может разрешать грехов другого тот, кто сам грешит". Миропомазание и елеопомазание суть только символы помазания духовного. При елеопомазании больного спасает не самое помазание, а молитва веры. В своем обрядовом культе, который М. непоследовательно допускают, они думают подражать церкви апостольской; они отвергают каждение, лампады, свечи, самые храмы как отдельные здания, известным образом устроенные, но ограничиваются чтением Св. Писания, а также чтением и пением самими ими составленных или принятых от церкви молитв. Богослужебные собрания их устраиваются в "горницах", или больших комнатах (по образу якобы "Сионской горницы") обыкновенных домов, в которых посередине стоит обыкновенный стол, а по стенам - лавки, на которых справа садятся мужчины, слева - женщины. В более позднее время у них явились особо составленные чин "общего моления" и чины "молений на частные случаи", напр. на дни рождения, кончины и брака, при наречении имени ребенку (при чем совершается обряд дуновения в уста, через что будто бы младенцу сообщается Дух Святой). Обряд брака состоит в благословении отцом и матерью жениха-сына и в чтении особой молитвы при встрече жениха невестой в ее доме, после которой отец невесты, взяв дочь за руку, отдает ее жениху со словами: "се даю дщерь мою тебе в жену"; при этом спрашивается о их взаимном согласии и произносятся ими обеты взаимной любви. При некоторых обрядах употребительны коленопреклонение и воздеяние рук. В позднейшее время в молоканство проникли чуждые ему, как рационализму, учения мистические. Один из преемников Уклеина, возвратившись из Персии, пророчествовал, что скоро явится Избавитель, который соберет всех верных, т. е. М., в земле, кипящей медом и млеком, - где-то близ Арарата. В 1835 г. между М. появилось учение о близком наступлении тысячелетнего царства Христова (в Новом Иерусалиме, также близ Арарата), заимствованное из проникшей в их среду книги Юнга Штиллинга "Победная песнь". Так как по учению Штиллинга наступлению тысячелетнего царства Христова должно предшествовать пришествие Илии и Еноха, то в 1833 г. мелитопольский молоканин Терентий Беловзоров провозгласил себя Илиею и в подтверждение этого учения объявил, что в известный день сам он вознесется на небо. Когда чудо не совершилось, Беловзоров был самими М. отдан в руки полиции. В 1836 г. явился между ними лжехристос Лукиан Петров, который убедил их оставить все работы и, одевшись в лучшие одежды, идти в обетованную землю на Кавказе, где и начнется тысячелетнее царство Христово. Свое учение он подтверждал мнимыми чудесами, напр. воскрешением нескольких девок, которых он убедил притвориться умершими. После того появлялись еще два лже-Христа, в Самарской губ. За Кавказом один наставник учил молиться лишь на некоей горе Сионской, близ Александрополя, и делал попытку с этой горы вознесться на небо при помощи каких-то приспособлений в одежде. Другие пытались вознестись на небо с крыши дома и с горы, покрытой облаками. Как и духоборцы, М. не признают государя императора помазанником Господним, хотя в своих "обрядниках" решительно требуют от своих последователей почитания царя и властей, им установленных, и узаконяют моление за царя. М. учат избегать исполнения тех законов, которые, по их мнению, противоречат Св. Писанию, напр. законов о военной службе и о присяг. В позднейшее время молоканство раздробилось на несколько отдельных отраслей, отличающихся одна от другой неодинаковым пониманием тех или других отдельных пунктов учения. Таковы: 1) пресники, которые на основании слов Иисуса Христа: "блюдитеся от кваса фарисейска и саддукейска" запрещают употребление в пищу квасного, кислого, а затем, чтобы не уподобляться в пище жидовствующим - употребление любимых еврейским простонародьем луку и чесноку, также сахару и хмелю. 2) Последователи Исаии Крылова, который, владея хорошею памятью и зная наизусть почти все Св. Писание, указывал на то, что в Новом Завете говорится о многих обрядах, не существующих у М., и настаивал, чтобы такие обряды были ими непременно усвоены. В этом смысле он ввел коленопреклонения и воздевания рук при молитве, преломление хлеба на "тайной вечери" М. Его тенденцию продолжал некто Маслов, введший при совершении вечери у М. чтение наставником Евангелия и раздачу благословенного хлеба, который сектанты вкушали, запивая вином. Учение Маслова перенесено было в 1823 г. Андреем Саламатиным в Таврическую губ., откуда произошли 3) "М. донского толка", именующие себя "евангелическими христианами". Это - самая близкая к православной церкви из всех рационалистических русских сект. Она признает несостоятельным учение Уклеина об одном лишь духовном служении Богу и имеет много обрядов, большею частью близких к обрядам церкви. Так, по рождении младенца наставник читает особую молитву и нарекает имя; в сороковой день по рождении читается очистительная молитва жене-родильнице; крещение совершается через троекратное погружение в воду, предварительно освященную по особому чину. Наставник исповедует кающегося по установленному чину и читает над ним разрешительную молитву. Особенно близко к православному у них чинопоследование причащения. Относительно священства эта отрасль молоканства учит, что один у них священник, священник навсегда - Иисус Христос; тем не менее при избрании "наставников" совершается над ними обряд рукоположения, при чем возлагают на посвящаемого руки все присутствующие. У них существует и елеопомазание больных. Донские М., наконец, подчиняются властям без каких-либо ограничительных условий, молятся за них, не уклоняются от военной службы и признают присягу. 4) Субботника и воскресники. Некто Семен Далматов, бывший сначала наставником секты иудействующих, затем обращенный в молоканство Уклеиным, настаивал, чтобы М., подобно иудействующим, не вкушали свинины, рыбы, не имеющей чешуи, и вообще пищи, запрещенной Моисеевым законом. Уклеин сначала этому настоянию сопротивлялся, но потом уступил, не оглашая, впрочем, вновь принятого правила всему обществу молокан. Когда о нововведении узнали молокане мелитопольские и саратовские, произошло движение против Уклеина; но напрасно недовольные доказывали, что закон Моисея не может считаться обязательным, ибо апостол называет его лишь сению или прообразом закона Христа. Некоторые ученики Уклеина пошли дальше своего учителя и стали доказывать вообще превосходство иудаизма над христианством, а о Христе утверждали, что он - простой человек, пророк, низший Моисея, сам исполнявший безусловно законы Ветхого Завета. Главным представителем этого учения был Сундуков, крестьянин села Дубовки Саратовской губ. Отвергнув почти все христианские догматы, он в числе других установлений иудаизма ввел у М. чествование субботы взамен дня воскресного, отчего его последователи и получили название субботников. Чистые же М. в Саратовской губ. стали называться воскресниками. Впоследствии субботники слились с ранее существовавшею сектою "жидовствующих", или иудействующих (см. эти сл.). 5) Дальнейшим развитием молоканства уже в новейшее время служат секты "общих" и "прыгунов". Некто Михаил Акинфиев Попов, найдя в книге Деяний апостольских (II, 14) выражение: "все верующие были вместе и имели все общее", потребовал, чтобы в его общине (в Шемахинском у.) был общий труд и чтобы все вырученное этим трудом не было чьею-либо собственностью, а становилось достоянием общины. С первого же раза у него нашлось много последователей; они принесли к его ногам все свое имущество, для которого Попов устроил особый склад в Шемахинском у.; затем он избрал 12 апостолов и казначея. Впоследствии пожертвование всего имущества в пользу общины заменено взносом десятой его части и, кроме того, пожертвований добровольных, деньгами и вещами (холст, нитки и т. п.), которые клались на стол под полотенце во время общих собраний, а оттуда поступали в общую кассу. Из нее выдаются пособия нуждающимся под условием возврата или поста по дню за каждый взятый рубль. Если пост (состоявший в том, чтобы ни хлеба не есть, ни воды ни пить) не по силам получившему пособие, то этот последний может обращаться к собранию с просьбой разделить пост, что и исполняется желающими по силе слов апостола: "друг друга тяготы носите". Община обыкновенно управляется 12-ю избранными лицами, во главе которых стоить "судья"; на нем лежит обязанность объяснять Св. Писание в собрании и наблюдать за другими управителями ("жертвенник", "распорядитель", "словесник", "молитвенник" и т. д.). В отношении культа "общие" отличаются тем, что у них узаконена публичная исповедь перед "судиею", хотя дозволена и частная, перед "жертвенником". Основной принцип молоканства - право свободного толкования Св. Писания - у общих не существует: если у кого возникло свое личное мнение о смысле того или иного изречения Св. Писания, он обязан сообщить его "судье" и только с его разрешения может предложить его вниманию и других. Прыгунство выродилось из секты "общих". Многим в этой секте не нравилось, что избранные 12 лиц пользовались особыми религиозными правами и рядовая братия должна исповедоваться перед "судьею", который становится, таким образом, не только распорядителем внешних дел в общине, но и владыкою совести людской. Начало секте прыгунов положил в 30-х годах нынешнего столетия один из молоканских лжехристов, Лукиан Петров, который, прочитав слова псалма 50: "окропиши мя иссопом" стал учить, что во время богослужений собравшиеся взамен исповеди должны сопеть друг на друга, чтобы взаимно освятиться и очиститься от грехов. От этого секта сначала была известна под именем сопунов. Позже Петров восстановил исповедь и исповедовал сам, взимая за это плату. Затем Петров ввел обряд воскрешения мнимоумерших дев: во время собрания какая-либо из женщин, притворясь умершею, падала со скамьи, а учитель, подойдя к ней, разными манипуляциями и молитвами якобы воскрешал ее, и она вставала. Чтобы возбудить большую деятельность духа в верующих, Петров ввел в собраниях прыганье и скаканье с произнесением каких-то слов и пением стихов, якобы по примеру царя Давида, который "пред сенным ковчегом скакаше играя"; заимствован, может быть, этот обряд от хлыстов. Прыгуны считают себя "избранными" среди молоканства и думают, что в имеющем наступить тысячелетнем царстве Христовом они займут привилегированное положение. После Петрова самым известным главою секты был (на Кавказе, в Александропольском у.) Максим Рудометкин, по прозванию Комар, установивший особый род прыганья: прыгающие должны были образовать из себя круг, взявшись левыми руками, а правые оставляя свободными, и вертеться на месте до истощения сил, когда они падали на пол и затем начинали "пророчествовать". Эти прыганья не были обязательны для каждого собрания, а назначались периодически, большею частью в дни церковных или еврейских празднеств; обыкновенные же собрания сопровождались лишь чтением и пением. В 1857 г. Рудометкин решился провозгласить себя "царем духовных христиан" и, короновавшись, сшил себе особый костюм с чем-то вроде эполет, на которых значились буквы Ц и Д (т. е. царь духовных). Он был сослан в Соловки, но на его место являлись другие "цари". В позднейшее время секта не имеет "царей" и не обнаруживает никаких противогосударственных стремлений. Прыгуны известны также под именем "веденцев" и"сионцев". Они ввели у себя празднование субботы, еврейской пасхи и праздника кущей, основываясь на том, что об этом говорится в Св. Писании. Вообще чем дальше, тем больше прыгунство из секты молоканской, рационалистической переформировывается в секту мистическую, обнаруживая тенденции к сближению с хлыстовщиной. Подробнее о молоканстве и его отраслях см. "Правосл. собеседник" (1858); "Отечественные записки" (1867, март и 1870, июнь); Варадинов, "История министерства внутренних дел" (т. VIII); Ливанов, "Раскольники и острожники" (т. I и II) и др. Общий перечень всей литературы о М. и его сектах, довольно обширной, см. в "Указателе литературы о расколе" Н. Сахарова (вып. I, стр. 83 и след., вып. II, стр. 87-89).

    Н. Б-в.


    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

    Жизнь молокан в селе Лермонтово

    Название «молокане» было дано духовным христианам в 1765 году тамбовской консисторией за то, что они в пост употребляли молоко. Сами же молокане говорят, что название происходит от «словесного млека», о котором говорится в Первом послании Петра 2:2: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение».

    Основателем учения считается портной Семен Уклеин. Он женился на дочери духобора Иллариона Побирохина и сам стал духобором. Однако потом между Семеном и Илларионом началось непонимание: Уклеин был не согласен с Побирохиным в том, что богопознание происходит только путем духовного озарения. В результате он сблизился с протестантами рационалистического толка, а затем окончательно отделился от духоборов, создав свою общину.

    Духовные христиане считают, что нужно поклоняться Богу в «духе и истине», как говорил Христос. Это означает, что важнее всего, с какими чувствами и верой человек поклоняется Богу. Т.к. «Бог есть Дух», его невозможно описать, и он стоит над всем материальным. Именно эта заповедь стала центральной в учении духовных христиан. Остальные же постановления, причислялись к загрязнению веры.

    Наиболее влиятельными и многочисленными стали два направления: постоянные молокане и прыгуны. В некоторых областях они соседствовали, но в основном были разделены расстоянием. Существует мнение, что прыгуны попали под влияние христоверов (хлыстов) и отделились от постоянных молокан. В их богослужениях использовались танцы, глоссолалия и пророчествования. У прыгунов особенно сильно были распространены эсхатологические ожидания.

    Молокане отвергают Священное Предание, почитание икон, православную литургию и посещение храмов, все таинства церкви, в том числе венчание, крещение и евхаристию, а также православные молитвы и крестное знамение. Молокане собираются в молельных домах в комнатах, именуемых «горницами», поют псалмы, читают Евангелие и обсуждают духовные вопросы с пресвитером и старейшинами.

    Самым важным для молокан является знание Библии всеми членами общины. Истина заключается в том, что «Бог есть Дух, а человек – Храм Божий. Дух обитает в каждом человеке, и все заповеди содержатся в одной: люби Бога как Отца нашего и человека, ближнего своего, ибо он есть Сын Божиий». Причащение же заключается во вкушении слова Божия через Писание.

    Благодаря своему отношению к труду молокане были одними из наиболее зажиточных и влиятельных людей. Их образованность позволяла использовать новые технологии. Именно из-за отношения к труду, близкого к баптистскому, молокан называют русскими протестантами.

    Молокане в течение всей своей истории преследовались властями, и даже признавались особо опасной изуверской сектой. Однако властям не удавалось уничтожить их, а запреты лишь укрепляли молокан в своей вере. В моменты послабления со стороны властей (правление Екатерины II и Александра I) молоканство распространялось особенно интенсивно, чем вызывало сильное недовольство православной церкви.

    Дети армянских молокан

    Т.к. применяемые запреты на распространение молоканства почти не работали, власти приняли решение о выселении их в дальние регионы. Наиболее крупная резервация была создана на Кавказе. В 1900 году молокане начали свое переселение в Новый Свет, но точное количество определить невозможно, т.к. они отказываются от переписи. На данный момент общины молокан распространены в США, Мексике, Уругвае, в России (в Ставропольском крае, на Кавказе), а молокане воспринимают себя не только как религиозную общину, но и как национальность.

    Молокане в Армении

    Основной проблемой молоканства является уменьшение количества верующих. Религия и традиции молокан постепенно исчезают под воздействием глобализации и политического давления. Однако пресвитеры общин стараются спасти свое учение. Собираются детские лагеря, кроме того публикуется и распространяется информация на тематических сайтах и форумах.