Главная · Стоматит · Какие православные конфессии отмечают рождество 25 декабря

Какие православные конфессии отмечают рождество 25 декабря

МОСКВА, 25 дек — РИА Новости, Антон Скрипунов. Украшенная елка, румяная индейка и нарядные коробки с подарками — эта голливудская атрибутика ассоциируется с Рождеством даже у россиян, которые отмечают его вовсе не 25 декабря. В то же время в массовом сознании этот праздник уже давно раздвоился на католическое и православное Рождество. Так ли это на самом деле и будут ли христиане всего мира когда-нибудь отмечать его в один день — в материале РИА Новости.

Двойное Рождество

По своей архитектуре и атмосфере исторический центр Львова — типичный западноевропейский город: те же узкие улочки, прямоугольные башни с часами и плотно прижатые друг к другу дома. А в декабре этот центр Римско-католической церкви на Украине неторопливо обрастает рождественскими огнями.

Треть населения Львова — грекокатолики (униаты). Каково же было удивление прихожан одного из униатских храмов, когда 24 декабря я спросил: "А во сколько у вас завтра начнется рождественская служба?" Оказалось, грекокатолики отмечают Рождество в один день с православными — 7 января.

Наверное, именно поэтому далеко не все на Украине поняли смысл принятого в ноябре закона, по которому Рождество 25 декабря стало выходным днем. Согласно официальным данным, католицизм и протестантизм исповедует лишь чуть более 10% населения — явно не "значительное большинство страны", вопреки заявлениям депутатов Рады.

Случай поистине уникальный — один и тот же праздник на одинаковом уровне отмечается два раза. У властей Украины этому есть простое объяснение: нужно отмечать Рождество "вместе с большинством цивилизованных стран".

"Согласно всем социологическим опросам, подавляющее большинство украинцев празднуют Рождество 7 января. Так было до избрания этих народных депутатов, так будет и после них", — заявил в интервью изданию "Вести" глава информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата архиепископ Ирпенский Климент.

"Один из компромиссов"

Между тем 25 декабря рождественские богослужения проходят в храмах 10 из 15 поместных православных церквей мира. Впрочем, такой порядок вещей установился, по меркам церковной истории, сравнительно недавно и имел вовсе не религиозные причины.

"Это произошло в XX столетии. Инициатором перехода на новый западный стиль был патриарх Константинопольский Мелетий II (Метаксакис), который, находясь в тяжелой общественно-политической ситуации нового турецкого государства, искал помощи и поддержки христиан Запада. Одним из компромиссов и взаимных жестов стал и этот переход на западный календарь. За ним последовали так или иначе ориентированные на Константинопольский патриархат другие поместные церкви", — рассказывает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

А чтобы как-то погасить недовольство простых верующих, было решено составить новоюлианский календарь. Дело в том, что православные не хотели перенимать католическое летоисчисление, разработанное в XVI веке папой римским Григорием XIII с целью скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным. Возмущение греческой паствы "западными нововведениями" привело даже к тому, что одно из них — обычай ставить рождественскую ель — приживалось в Греции необычайно долго, по сравнению с другими православными странами.

Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3 тысячи 333 года, а новоюлианского — за 40 тысяч лет. Разница между двумя последними в один день накопится аж к 2800 году.

Сейчас по старому юлианскому календарю, помимо Русской, живут Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри, а также многие католики восточного обряда и некоторые протестанты. Но с точки зрения канонов все православные церкви вне зависимости от даты отмечают один и тот же праздник Рождества Христова. Да и народные традиции во многом идентичны — те же колядки являются неотъемлемой частью Рождества в России, Румынии и Греции.

Надо ли передвигать дату

Призывы перенести Рождество на 25 декабря неоднократно раздавались и в России. Еще в 1923 году патриарх Тихон под давлением советской власти издал указ о переходе на новоюлианский календарь. Но верующие эту идею не поддержали, и менее чем через месяц постановление отменили.

Однако с начала 1990-х предложения перенести Рождество на две недели вперед звучат постоянно. Мол, за годы безбожной власти Новый год полностью затмил следующее за ним Рождество, да и верующим будет проще соблюдать последние — самые строгие — дни Рождественского поста.

"Как мне кажется, есть некоторый смысл в том, что у нас на Новый год пост. Превратившееся в безудержное пьянство и разные другие вредные действа отмечание новогодних праздников у православных христиан все же сдерживается фактором Рождественского поста. Каких-то других особенных резонов перехода на новый календарь нет. А перенести один праздник, оставив все остальные по-старому, невозможно с точки зрения богослужебного устава", — объясняет протоиерей Максим Козлов.

Поэтому необходимости в переносе Рождества на 25 декабря в Русской церкви, заверил он, не видят. А двухнедельная разница между датами, хоть и "несколько прискорбная с точки зрения отсутствия единства между поместными православными Церквами мира", не является на самом деле серьезной проблемой.

На прошлое Рождество в моей ФБ ленте самой популярной "рождественской открыткой" была такая. Трое Волхвов бодро шагают через пустыню за звездой. Один из них - допустим, это Бальтазар - говорит: зачем, мол, башмаки стаптывать - две недели назад уже ходили. А второй - например, Гаспар - отвечает: ну ладно, сходим еще раз - для православных. Картинка облетела Интернет не без причины: к концу прошлого года остро обсуждался вопрос "единого календаря". И, как первый шаг навстречу Волхвам, вынужденным делать свою работу по два раза, вскоре Верховная Рада приняла решение "признать" за западными христианами те же права на Рождество, какие есть у восточных христиан, сделав 25 декабря выходным днем.

Решение ВР вызвало неоднозначную реакцию у публики - как равнодушной к вопросам исповедания, так и религиозной. Первая категория оказалась недовольна увеличением числа религиозных праздников в "светском государстве", но в большей степени - тем, что произошло это за счет сокращения майских праздников. Маевка и/или посадка картошки для большинства украинцев актуальнее, чем "католическое" Рождество. Интереснее позиция второй категории противников "лишнего выходного", утверждающих, что "католическое Рождество" - традиция чужая и чуждая, и нам не следовало бы с ней считаться вообще.

Что ж, календарь - вещь одновременно прикладная и политическая, и тут просто не могло обойтись без конфликтов. Никогда не обходилось. Вопрос календаря в православной части мира порождал массу недовольств и даже настоящих расколов. Причем особенно болезненно все это воспринималось не светским миром, для которого переход на новый стиль оказывался "делом техники". Все недоразумения в календарном вопросе так или иначе связаны с церковью, которая занимает по этому вопросу весьма жесткую позицию.

Спросите, например, у первого встречного украинца, какого числа празднуется Рождество. Готова спорить на что угодно, он ответит - 7 января. И это будет верно - но только со светской колокольни. С церковной же точки зрения это ерунда - православные, как и католики, празднуют Рождество 25 декабря. Только "по старому стилю". 7 января - это 25 декабря.

Вам понятно? Ах, так... Ну, держитесь.

Через сто лет 25 декабря будет 8-го января. Рождество в ХХІІ веке сдвинется на день позже. Календари, видите ли, вообще довольно несовершенны, а юлианский немножечко более несовершенен, чем григорианский. Из-за чего и был реформирован в 16 веке папой Григорием ХІІІ

В этом, наверное, и была беда - что во главе реформы календаря оказался папа римский. Не мог не оказаться: для такого серьезного дела, как изъятие из жизни тринадцати дней (ложитесь спать 8 сентября, например, а просыпаетесь не 9-го, а сразу 21-го) нужен был колоссальный авторитет, чья связь непосредственно с Небесной Канцелярией не подвергается сомнению. Поэтому и календарь "католический", и Рождество - соответственно, а православная часть мира так принципиальна в своем отказе все это принимать.

Ни одна православная церковь не приняла григорианского календаря по сей день. Многие из них живут по новоюлианскому календарю - созданному в качестве компромисса между светским жизненным циклом православных стран и нежеланием православных церквей мириться с "католическим" календарем. Иногда приходится слышать, что эти церкви "приняли григорианский календарь", но это не так. Во всяком случае, пока. В новоюлианском календаре непереходные праздники - такие, как Рождество - совпадают с "астрономическими" и, соответственно, с григорианскими, а переходные - пасхальный цикл - рассчитываются "по старому стилю". Григорианский и новоюлианский календари должны окончательно совпасть только к 2800 году.

Нас это, впрочем, не касается - украинское православие и греко-католическая церковь живут "по старому стилю", а их прихожане попадают в календарную ловушку, ассоциируя 25 декабря именно с "католическим Рождеством". Невозможно жить одновременно по двум календарям - если вы свою ежедневную жизнь сверяете по "новостильному", то и Рождество у вас - "7 января", а не "25 декабря по старому стилю".

Преодолеть этот разрыв между повседневной жизнью и церковной "отдельной реальностью" совсем непросто. Вопрос календаря, повторюсь, политический. И настолько болезненный, что даже из программы Всеправославного собора его решили вымарать - потому что достичь по нему консенсуса лидеры мирового православия не могли даже между собой. "Календарный разрыв" - между светским и сакральным, церковным и мирским, западным и восточным - дело принципа

Преодолеть этот разрыв между повседневной жизнью и церковной "отдельной реальностью" совсем непросто. Вопрос календаря, повторюсь, политический. И настолько болезненный, что даже из программы Всеправославного собора его решили вымарать - потому что достичь по нему консенсуса лидеры мирового православия не могли даже между собой. "Календарный разрыв" - между светским и сакральным, церковным и мирским, западным и восточным - дело принципа.

Для православной церкви неприятие "нового стиля" не исчерпывается нежеланием подчиняться правилам, сформулированным в католической церкви и носящим имя папы римского. То, что мир, в конце концов, принял этот календарь, для церкви оказалось вызовом, на который она ответила по-разному, но в любом случае осталась при "особом мнении". Новоюлианский календарь, хоть и выглядит компромиссом между светским календарем и желанием сохранить православную календарную самобытность, сохраняет дистанцию с григорианским в принципиальном вопросе пасхалии. Приверженцы юлианского календаря - "старого стиля" - не признают даже такого компромисса.

Характерно, что старый стиль сохраняется в нескольких православных церквях, находящихся в орбите РПЦ - Грузинской, Сербской, Польской и Иерусалимской ПЦ. РПЦ остается "оплотом" старого стиля.

Это, между прочим, было аргументом для продвижения в Украине "новостильного" Рождества: юлианский календарь привязывает нас к "русскому миру", а переход на "новый стиль" (хотя бы в виде новоюлианского календаря) сближает нас с западной культурой и ассоциирует с византийской "православной родиной". В общем, выход из отдельной астрономической реальности Святой Руси и переход на европейское время был бы выразительным символическим жестом.

Не только символическим, впрочем. Вести дела с западными партнерами стало бы проще, чем с "восточными" - это известно каждому, кто когда-либо имел дело с западными партнерами, у которых "анабиоз" зимних праздников начинается на неделю раньше, чем у нас, а когда мы сами в глубоком "анабиозе", они уже готовы работать и требуют этого от нас. Наконец, есть же над нами звезды - так пуская они решают! Григорианский календарь куда ближе к астрономической реальности, чем "старый стиль" нашего церковного календаря. Поэтому особенно смешно слушать апологетов государственного атеизма, возмущенных тем, что "католическое" Рождество сделали выходным днем. С точки зрения строгой науки, именно "католическое" Рождество и должно стать тем "одним выходным", на который они готовы согласиться в интересах верующих. А вовсе не 7 января. Но этот научный аргумент не только ничего не меняет в точке зрения церковной, а еще и усугубляет положение.

Как недавно дал понять патриарх Московский, наука для церкви - не аргумент, даже когда речь идет о научных экспертизах. Что "подлинное", а что нет - решать церкви, а не экспертизам

Если астрономические данные не совпадают с церковной традицией - тем хуже для астрономии. В общем, Галилея в православной церкви не только не стали бы таскать по церковным судам - его даже не заметили бы. Отказ переходить на "новый стиль" - это не только отказ мириться с чем-то исходящим от римского понтифика. Это также отказ признавать авторитет науки - вплоть до формирования "отдельной реальности", в которой календарь диктуют не движения небесных светил, а воля церковного руководства.

Когда я говорю о формировании "отдельной реальности" - это не то чтобы упрек. Это данность: церковь в любом случае формирует "отдельную реальность" - сакральную, в отличие от повседневной. Церковь - представительство "иного мира" на Земле и эта "неотмирность" может иметь самые разные проявления. От странных костюмов священнослужителей до полупонятного языка богослужения и - почему бы нет? - собственного календаря и летоисчисления в принципе.

Но есть некая грань между "неотмирностью" и политическим расчетом. Если православные церкви не могут договориться о едином календаре между собой - это не от того, что у них разная "неотмирность". У этого должны быть какие-то вполне земные причины. Одна из них заключается в том, что календарь оказывается крепко связан с самоидентификацией верующих. Вот хоть на нас посмотрите: подвергая ревизии свою самоидентификацию с русским православием, оспаривая свой статус "канонической территории" Моспатриархии, украинские православные остаются преданы старостильному календарю. В православном мире, разделенном на два лагеря - промосковский и прогреческий - календарная граница проведена достаточно четко, и мы со своей самоидентификацией с 7-м января остаемся в "московской" орбите.

Этот же аргумент самоидентификации важен не только в контексте отношений с Москвой. Он важен для тех, кто по каким-то причинам находится вдали от родины. Для украинцев в диаспоре, например, "свое Рождество" - это один из редутов на пути ассимиляции. Поэтому относиться к вопросу о календарной идентификации однозначно не получается.

Но политика в данном случае и не главное. Главная проблема - прикладная. Дело в том, что "все так привыкли". Это "традиция", которая одинаково используется как диаспорой, сохраняющей через нее духовную связь со "своими", так и политическими манипуляторами, формирующими геополитические химеры. Так вот, 7 января - это наша традиция (она же инерция). Все так привыкли: сначала - оливье, а уже после него - кутя. Да и церковнослужителям сверять свои богослужебные календари с новым стилем - лишняя работа.

Лейтмотивом отказа от перехода на "новый стиль" для большинства церковников оказывается именно этот: народ не поймет. Аргумент очевидно ущербный для церкви - это значит, что прихожане не доверяют в полной мере своим пастырям в вопросах, связанных с религиозной практикой.

Если верующие "в этот день в церковь не пойдут", как утверждают некоторые наши владыки, значит, что-то идет не так - верующие должны приходить, когда пастырь зовет, а не "когда привыкли".

Казалось бы, если традиция стоит на пути церковной миссии, в жертву нужно приносить традицию, а не миссию. Эта сентенция применима к вопросу о календаре в целом: если церковный календарь не совпадает с повседневным, это может быть истолковано положительно - как разрыв между сакральным и повседневным. Но в какой-то момент этот разрыв может оказаться разрывом уже не только между мирским и божественным, но между церковью и миром, в котором она призвана нести миссию.

Вопрос "своего календаря" и нежелания "сводить" его с другими - неважно, "греческим" или "католическим" - симптом застревания на стадии узкой самоидентификации. Идентификации с традицией, довольно узкой группой "своих" - нацией или империей, не слишком важно, с чем именно. Главное, что такого типа идентификация - противоположность христианскому универсализму. То, что Рождество "католическое" значит для нас по-прежнему больше, чем то, что это - Рождество. Классический случай убийства существительного прилагательным. Мы цепляемся за "свое Рождество" и "свой календарь", за "свою традицию" и узкую самоидентификацию, как за какую-то высшую ценность, превосходящую ценность христианской самоидентификации и единства во Христе.

Вопрос календаря сам по себе мало что значит - это только один из камней преткновения, одно из мест страсти, которые мы найдем для себя обязательно - не в этом, так в чем-то другом. За этим - политическим в корне - вопросом стоит значительно более сложная и глубокая драма разорванного мира и разделенного человечества. Драма, в которой земное рождение Бога-Младенца - центральный сюжет, дающий надежду. Ученые расходятся в точной датировке этого события. Говорят, это, на самом деле, было вовсе не зимой, а осенью. Или даже летом. Но "подогнать" дату Рождества под языческие праздники, связанные с зимним солнцестоянием, было очень практичным решением. Люди любят традиции. Это богов "подменить" можно, а даты празднований - поди попробуй...

Но ничего подменять нам и не надо. Выходной 25 декабря хорош уже тем, что возвращает нас именно к этим цифрам. Дата "7 января" - победа светского календаря над сакральным. Православное Рождество - как и католическое - 25 декабря. Можете делать поправку на стиль. А можете не делать.

Христианские конфессии, живущие по григорианскому и так называемому новоюлианскому календарю, отмечают Рождество Христово. Это происходит на две недели раньше, чем у православных христиан. Рождество в западной религиозной традиции считается главным праздником, с которым связано радостное ожидание чуда.

Католики и лютеране отмечают Рождество 25 декабря. Праздновать начинают накануне вечером — в Сочельник, а подготовка к торжеству начинается за несколько недель до этого и носит название Адвент.

Непременным атрибутом этого периода является венок Адвента - венок из еловых веток, в который вплетены четыре свечи. В первое воскресенье Адвента зажигается одна свеча, во второе - две и так далее. В последнее воскресенье - Сочельник, и над венком зажигаются все четыре свечи, которые возвещают скорое наступление Рождества Христова.

Накануне, 24 декабря, в омской лютеранской кирхе прошли праздничные богослужения на русском и немецком языках.

В департаменте общественных отношений и социальной политики мэрии Омска отметили, по результатам переписи населения 2010 года католики и лютеране составляют около 1% от общего числа жителей нашего города. В Омске действуют две общины римско-католической, одна община греко-католической церкви, а также три религиозные организации лютеран.

Кто отмечает Рождество 24-25 декабря

Праздник Рождество Христово, отмечаемый 24-25 декабря, иногда называют католическим Рождеством. На самом деле в это время Рождество отмечают не только католики, но и большинство протестантов, а также многие православные церкви.

Когда отмечают Рождество в России, Беларуси и на Украине

Русская православная церковь отмечает праздники по юлианскому календарю, поэтому в России Рождество встретят в ночь с 6 на 7 января. Этот праздник является в России выходным днем.

На Украине и в Белоруссии также большинство православных отмечает Рождество вместе с россиянами - 6-7 января. Но на Украине ради католиков и представителей других конфессий, которые живут по григорианскому календарю (а таких среди украинцев немало, хотя и не большинство), 25 декабря также объявлено выходным днем. Впрочем, это, наверно, к лучшему, поскольку лишний праздничный день - это всегда хорошо, тем более, когда речь идет о Рождестве.

Католические рождественские традиции

Вертепы

Со средневековья в Западной Европе появился обычай устраивать на Рождество рождественские вертепы - делать игрушечные ясли с куклами в виде девы Марии, младенца Иисуса, святого Иосифа, пастухов, волхвов и т.д.

Колядки

На Рождество европейцы, особенно дети любят колядовать - наряжаться в карнавальные костюмы и маски и ходить по улицам и домам, распевая рождественские гимны. Певцам принято давать сладости или деньги. Рождественская ель Главный рождественский обычай, который еще в петровские времена попал в Россию черед приезжих немцев - ставить в домах и на площадях наряженную ель, которая символизирует райское дерево.

Санта Клаус

Санта Клаус (он же святой Николай) - это рождественский дед, который приносит детям подарки на Рождество. В западной традиции считается, что, подобно святому Николаю, Санта заходит в дома по ночам через дымоход, оставляя подарки под елкой или в специальном носке, подвешенном у камина.

Здравствуйте,

Дело в том, что различается не дата Рождества, а используемый календарь. Христиане, которые празднуют Рождество 25 декабря используют современный - Григорианский календарь. Другие же вспоминают о рождении Спасителя также 25 декабря, но уже по Юлианскому календарю, и эта дата в ХХ и ХХI веках приходится на 7 января.

Интересно отметить, что так не всегда было, и не все время так будет. Разница между календарями постепенно увеличивается. Я как–то писал об этом в своем блоге, но отвечая на данный вопрос, специально повторюсь:

Все дело в том, что разница григорианского (новый стиль) и юлианского календаря (старый стиль) оказывается величина изменяемая. Вот в чем суть различий:

Юлианский календарь - был введен в 45 г. до н.э Юлием Цезарем, а высчитан был группой астрономов из Александрии. По этому календарю, год начинается с первого января и имеет 365 дней в обычном году, а каждые четыре года наступает так называемый високосный год, в котором добавляется еще один день - 29 февраля.

Но этот календарь, как выяснилось, не столь точен. За 128 лет накапливается лишний день, и это не учитывается.
Именно поэтому, решением папы Григория XIII в 1582 году этот календарь был изменен на более точный, который и был назван григорианским. Как это произошло? В решении папы было объявлено, что после 4 октября 1582 года следующим днем шло 15 октября. Таким образом в истории, по григорианскому календарю, не было НИКАКИХ событий в 5-14 октября того года!

Отказ от юлианского календаря сначала коснулся католических стран, затем протестантских. В России григорианский календарь (новый стиль) был введен уже при советской власти.

Интересно отметить, что в Православии из 15 автокефальных церквей по старому стилю существуют всего четыре: Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные церкви. Остался функционировать по старому стилю Афонский монастырь, находящийся в ведении Константинопольского Патриархата и часть монофизитских церквей и некоторые православные, оказавшиеся в расколе.

Десять православных церквей существуют по новоюлианскому календарю, который вплоть до 2800 года будет совпадать с новым стилем (григорианским календарем).

В чем же особенность григорианского календаря, по которому мы живем? Он более приближен к году фактического оборота Земли вокруг солнца, и равняется 365,2425 суток. Ошибка в одни сутки в нем накапливается за 3200 лет.
Как функционирует григорианский календарь?

Каждый четвертый обычный год - високосный
- но каждый сотый год - не високосный
- при этом каждый четырехсотый год - все же високосный

Вот почему в 2000 году мы не заметили изменений!!! Мы имели 29 февраля в том году, но не по общему правилу, как кажется, а по второму исключению. А вот в 1700, 1800, 1900 году и, к примеру, в 2100 в феврале 28 дней.

Такая особенность порождает все более увеличивающуюся разницу между старым и новым стилем. ОНА НЕ ВСЕГДА ОДИНАКОВАЯ.

Если в прошлом (ХХ) и нынешнем веке (XXI) разница между стилями 13 суток, то через век она будет уже 14 суток (в XXII в), а в XXIII веке - уже 15. В девятнадцатом веке разница составляла 12 суток, а в восемнадцатом - 11 и т.д.

Таким образом, если в оставшихся четырех православных церквях не перейдут на григорианский календарь, то через век наши потомки будут справлять Рождество по старому стилю уже 8 января нового стиля, а через два века - уже 9 января. (Дата Рождества при этом останется неизменной - 25 декабря, только одни будут справлять ее по григорианскому, другие по юлианскому календарю).

Вот такая "неизменная" изменяющаяся дата. Радует, что самое главное в Рождестве - это не точность календаря, а значимость Того, что Неизменный в Своей любви Спаситель пришел к нам в этот мир.

Потому, как бы по какому бы стилю не праздновали этот праздник - будем радоваться всегда!

С уважением,
Денис Подорожный

Москва, 25 декабря - АиФ-Москва. Католики всего мира в ночь с 24 на 25 декабря отмечают один из важнейших христианских праздников - Рождество Христово.

Этот праздник отмечают не только католическая, но и православные церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта.

Рождество - один из самых торжественных религиозных праздников. Он посвящен рождению Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа.

Празднованию Рождества Христова у католиков предшествует период Адвента, который начинается в четвертое воскресенье до Рождества и длится от трех до четырех недель. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния.

Храмы в этот период украшают венками - их устанавливают у алтарей. В венках крепятся по четыре свечи, и каждое воскресенье зажигается по одной из них. Свечи означают количество недель, оставшихся до Рождества.

Католическое Рождество: история и традиции праздника

Рождество Христово входит в число двунадесятых праздников - двенадцати важнейших праздников после Пасхи.

Согласно Евангелию, Иисус Христос родился в городе Вифлееме. Когда император Октавиан Август постановил провести перепись населения Римской империи, Мария и Иосиф Обручник отправились в Вифлеем, чтобы внести свои имена в список.

Почему Рождество в некоторых странах празднуют 25 декабря?

Из-за различий в юлианском и григорианском календарях католики и другие церкви встречают Рождество в ночь с 24 на 25 декабря. Празднованию Рождества Христова у католиков предшествует период Адвента — время Рождественского поста и особого покаяния, которое предшествует празднику Рождества Христова. Верующие во время Адвента исповедуются в церкви. Заканчивается предрождественское время Сочельником.

Рождественская выпечка. Как приготовить ароматный кекс к празднику

Многие запомнили это с детства: елка, вечные мандарины и... выпечка. В Англии рождественская выпечка — это пудинг. За несколько столетий своей истории это блюдо обросло легендами и множеством ритуалов, связанных как с приготовлением, так и с поеданием пудинга. К примеру, пудинг должны были мешать всей семьей, хотя бы по разочку, хотя бы чуть-чуть, но каждый член семьи принимал участие в приготовлении лакомства, загадывая при этом желание.