Главная · Боль в деснах · Колена Израиля – современные данные и история. Двенадцать колен израилевых

Колена Израиля – современные данные и история. Двенадцать колен израилевых

Вот их имена: Реувен, Шимон, Леви, Йегуда, Звулун, Иссахар, Дан, Гад, Ашер, Нафтали, Йосеф, Биньямин.
Пересчитали? Двенадцать? Но не все так просто с арифметикой, как кажется. Сыновья Йосефа - Менаше и Эфраим - сделали стремительную карьеру. Иаков усыновил своих внуков и «назначил» родоначальниками двух самостоятельных колен вместо их отца. Колен, таким образом, стало тринадцать. Вероятно, для того, чтобы сохранить сакральное для многих ближневосточных (но не только) культур число 12 в неприкосновенности, одно из колен - Леви - стали держать «в уме». Библия объясняет это тем, что на потомков Леви было возложено служение в скинии , а потому в отличие от остальных колен они не получили удела в Земле обетованной.

2. После смерти царя Соломона (около 928 год до н.э.) еврейское государство разделилось на два: Иудею и Израиль. В Иудее оказались колена Йегуды и Биньямина, а остальные десять колен составили население Израиля. В 721 году до н.э. ассирийский царь Саргон II захватил столицу Израильского царства Самарию и угнал в плен его жителей. С этого момента десять из двенадцати колен Израиля исчезли с исторической арены. Трагическая судьба потерянных колен и в Библии, и в более поздней традиции объясняется справедливым возмездием за грехи. Однако надежда на их возвращение не умирает вот уже почти три тысячи лет. Раз, два, три, четыре, пять… идем искать.

3. Некоторые древние авторы демонстрировали завидную осведомленность о судьбе потерянных колен и утверждали, что изгнание способствовало их исправлению. Так, апокрифическая Книга Эзры упоминает, что они живут за рекой Ефрат в стране Арсареф, строго соблюдая Закон.
Еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет, что «десять колен до сих пор живут по ту сторону Ефрата и столь многочисленны, что их невозможно исчислить». А римский писатель Плиний Старший сообщает, что вернуться из изгнания потерянным коленам мешает река Самбатион с ее бурным течением. В субботу русло реки высыхает, «но перейти ее нельзя, чтобы не нарушать Закона о субботнем дне, когда запрещено совершать далекие путешествия, и при попытке ее перейти в субботу, река начинает бурлить со страшным шумом. Поэтому десять колен Израиля не могут воссоединиться с двумя коленами, - лишь с приходом Мессии это станет возможным».

4. Мудрецы Мишны и Талмуда, которые, как известно, редко проявляют единодушие по какому-либо вопросу, не изменили себе и в данном случае. «Как этот день проходит и не возвращается, так и израильские колена ушли и не вернутся», - утверждал рабби Акива . «Темнеет и светает. Так же и десять колен: сначала они были во тьме, но потом будет и для них свет», - возражал ему рабби Элиезер. Десять колен «не вернутся, если их дела таковы, как и в тот день (т.е. до их изгнания), но они возвратятся, если дела их (теперь) не таковы», - резюмировал рабби Шимон бен Йегуда.

5. Еврейский «барон Мюнхаузен» Эльдад Данит (IX век) в своей изобилующей удивительными подробностями книге рассказывает, что сам происходит из колена Дана, а рядом с данитами в «Золотой стране» возле Красного моря «живут в мире и согласии» и другие потерянные колена - Нафтали, Гада и Ашера:

«Там нашли они себе хорошую землю, плодородную, просторную, изобилующую садами, парками, полями и виноградниками И кушиты стали платить дань пришельцам, потому что боялись их У названных колен золото в изобилии; очень и очень много овец, рогатого скота, верблюдов, лошадей и ослов; они сеют, жнут и живут в шатрах, кочуют от границы до границы Детей у них столько, сколько песка на берегу моря, и все мужчины очень воинственны…».

Потомки пропавшего колена Иссахара, писал Эльдад, живут «в горах, на берегу моря, в конце персидской и мидийской земель; живут они мирно, спокойно и беспечно, занимаются скотоводством, говорят на священном языке и изучают Тору». К югу от колена Иссахара располагается в шатрах колено Звулуна: «между ними мир, любовь, братство и дружба». А колено Эфраима и половина колена Менаше живут в Южной Аравии, возле Мекки, - они «очень сильны и воинственны, так что один в состоянии победить тысячу человек». А колено Шимона и половина колена Менаше «обитают в стране кузарим (хазар)‚ на расстоянии шести месяцев пути от Иерусалима; они неисчислимы и берут дань с 25 царств. Исмаильтяне платят им дань по причине их страшного вида и храбрости».

6. Узнав о существовании в далекой Хазарии «еврейского» государства, высокопоставленный чиновник при дворе арабских халифов в Испании Хасдай ибн Шапрут (Х век) был невероятно воодушевлен:

«Чрез это мы подняли голову, наш дух ожил и наши руки окрепли. Царство моего господина стало для нас (оправданием), чтобы раскрывать смело уста. О если бы эта весть получила большую силу, так как благодаря ей увеличится наше возвышение. Благословен Господь, Бог Израиля, который не лишил нас заступника и не упразднил светоч и царство у колен израильских!».

Я работаю над циклом «12 колен Израилевых», и надеюсь, что кого-то эта работа заинтересует. Пока выставляю два листа: «Реувен» и «Шимон».

Реувен (Рувим)- первенец Иакова, но Иаков порицает сына за связь со своей наложницей.

Иаков, описывая характер Реувена, сравнивает своего сына с разрушительным потоком воды, бушующем в руслах Святой Земли. Подобно сметающему все на своем пути натиску воды, Реувен не отличается нравственным самообладанием. « Ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел». В Бытие, 35:22, сказано, что Реувен вступил в интимные отношения с наложницей Иакова, Валлою. Реувен нарушил честь своего отца и потому потерял право руководить Израилем. В результате, его колено не занимало никакой влиятельной позиции в народе.


На гербе Реувена изображено растение- мандрагора. По форме корень растения напоминает человека, он помогает от бесплодия. Камень — одем («красный») — помогает беременной женщине выносить ребенка.


Колено Реувена (Чис. 1:5; Отк. 7:5) было богато стадами и поэтому выбрало себе местожительство к востоку от Мертвого моря, между Арноном и коленом Гадовым, в стороне от остальных колен (Чис. 32:32, 37 и дал.; И. Нав. 13-15). Моавитяне были их опасными соседями. Колено Рувимово одно из первых было отведено в плен (4 Цар 10:33; 15:29; 1 Пар. 5:26).


Реувену посвящен месяц Рака - Таммуз.

Шимон (Симеон). Его родоначальник описывается как человек чрезвычайно жестокий. Вместе со своим братом Леви он совершил кровавое истребление жителей города Шхема (Сихем) за оскорбление своей сестры Дины сыном местного князя.

Шимон был зачинщиком продажи Иосифа в рабство, которое произошло также возле этого города.

Колено Шимона вело пастушеский образ жизни, постепенно смешались с соседними еврейскими племенами, в частности с иудеями и вениамитами.. Представителем этого племени выступает в Библии Юдифь

Иаков сурово осуждает склонность Шимона и Леви к насилию и предсказывает, что их потомки будут «разделены в Иакове, рассеяны в Израиле». Во время пребывания в Египте потомки Шимона (равно как и Реувена и Леви) не предавались идолопоклонству и не вступали в браки смешанные.

В то же время Шимон среди тех, кто на пути в Ханаан стал «блудодействовать с дочерьми Моава».

Эмблема на знамени: город Шхем на зеленом фоне.

Во всех этих случаях проявилась несдержанность человека, обладающего силой и мощью. Камень Шимона — топаз зеленоватого цвета — помогает сдерживать необдуманные порывы и обуздывать страсти.

Колена Израиля. Большинство названий дано в варианте синодального перевода.

Колена Израилевы (שִׁבְטֵי יִשְׂרָאֵל , шивтей Исраэль ) - названные в Библии родственные племена потомков Яакова , образовавшие, согласно традиции, израильский народ.

Родоначальники колен

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Яакова (Берешит 49:28), хотя он уже усыновил, согласно последовательности библейского повествования (но, видимо, не исторической хронологии), Эфраима и Менаше и возвел их в родоначальники двух колен вместо их отца Йосефа (Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличивало число племен до 13.

Большинство списков Израилевых колен в Библии, как правило, приводит названия всех 13 колен, но всегда с оговоркой, исключающей колено Леви как посвященное служению культу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин (Чис. 1:47), не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан (там же, 2:33); оно не получает удела в Земле обетованной и в Заиорданье (там же, 26:57, 62 и др.).

Лишенное земельного надела колено Леви фактически как бы не идёт в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешенных функций восстанавливает первоначальное число 12 Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число (Исх. 28:9–12, 21).

Позиция исследователей Библии 19 - начала 20 века

Научная школа библейской критики, стремившаяся примирить необходимость изучения Библии с господствовавшим в научной среде атеистическим мировоззрением, в отсутствии археологического материала и методов корректного научного исследования (появившихся на протяжении 20 века), пошла по пути выдвижения гипотез разной степени спекулятивности.

В делении израильтян на 12 колен библейская критика усматривает позднейшую генеалогическую конструкцию, призванную объяснить общность истории израильских племен их кровной связью.

Согласно одной точке зрения, союз израильских племен существовал уже в период странствований по Синаю , но завоевание Ханаана велось ими порознь и в разное время.

По другой гипотезе, объединение колен возникло в конце эпохи Судей - начале эпохи монархии, но сознание национального единства, опиравшееся на этническую близость и общность истории, веры и культа, зародилось еще до проникновения израильтян в Ханаан.

Традиция, согласно которой 12 Израилевых колен определились как народ уже в эпоху порабощения израильтян, пришельцев из Земли ханаанской, и их потомков в Египте , считается в этой школе исторически необоснованной. Например, немецкий учёный Мартин Нот, автор книги "Схема 12 колен Израиля" (Das System der zwölf Stämme Israels, 1930) считал, что союз еврейских племён возник только после завоевания Ханаана, и постулировал недостоверность повествования в Торе .

Число 12, принятое в Библии для Израилевых колен, носит во многих архаических традициях (особенно ближневосточных) сакрально-мифологический характер и принадлежит к наиболее употребительным в мифопоэтических культурах числовым шаблонам, часто принятым также в Библии и для других племенных родословий (ср. Быт. 22:20–24; 25:13–16).

Союзы из 12 (или 6) племен известны и у других народов (в Малой Азии, Италии и Греции) и носят в науке название амфиктионий. Они обычно складывались вокруг общего культового центра и обладали устойчивой числовой структурой. Так, если одно из племен выходило из союза или поглощалось другим племенем, число 12 сохранялось либо путем разделения одного из племен на два, либо путем принятия в союз нового племени.

Использование аналогичного способа заметно и в Библии. Когда, например, потомки или колено Леви рассматриваются как одно из 12 Израилевых колен, род Йосефа считается одним племенем (Быт. 46:8–25; 49:1–27), но когда Леви не упоминается, потомки Йосефа рассматриваются как два отдельных коленА (Чис. 26:5–51). Для поддержания двенадцатичленной структуры колено Шимона числится как отдельное племя и после того, как было поглощено коленом Йеhуды (ИбН. 19:1), в то время как колено Менаше продолжает считаться одним племенем и после его фактического распадения на два отдельных клана.

При текстологическом анализе частей Пятикнижия , относящихся к образованию Израилевых колен, выявляется противопоставление двух групп племен, прародительницами которых были две жены Яакова и их служанки:

  • с одной стороны, Реувен , Шимон , Леви и Йеhуда (старшие сыновья Леи), а также Йосеф и Биньямин (сыновья Рахели),
  • с другой - Иссахар и Звулун (младшие сыновья Леи), Дан и Нафтали (сыновья Билхи, служанки Рахели), Гад и Ашер (сыновья Зилпы, служанки Леи).

Тексты, считающиеся более древними, дают основание предположить, что колена, происходившие от шести сыновей первой группы, составляли первоначально ядро объединения, ставшего известным как колена Израилевы. Согласно одной из теорий, разделение сыновей Яакова на группы по их старшинству и акцент на происхождении от различных матерей (Быт. 29:32–30:24; 35:16–18), видимо, указывает на позднейшее присоединение некоторых колен к сообществу или же на более позднее проникновение их в Ханаан , а, возможно, и на то, что уже на раннем этапе имелись различия в статусе колен внутри сообщества.

Возможно, в пользу гипотезы, что народ Израиля первоначально состоял из меньшего числа колен, говорит Песнь Дворы (Суд. 5), относимая к 12 в. до н. э., в которой названы лишь девять колен Израилевых, но из которой следует, что в войне против Явина, царя Хацора , возглавленной Дворой, принимали участие только шесть с половиной колен.

Большинство ученых отвергают теорию, которая, ссылаясь на языческие или мифологические элементы в именах сыновей от служанок (Гад - божество счастья; ср. Ис. 65:11; Ашер - мужская форма от Ашеры; Дан - от древнегреческого мифологического Данай), утверждает, что возникшие от них колена в действительности были иноземного происхождения.

Статус колен

Колена были автономными общинами, управляемыми согласно традиционному патриархально-племенному укладу. Они состояли из родов или кланов (мишпахот), делившихся на семьи (батей ав). Во главе колена стоял князь (наси, рош мате), во главе рода - старейшина (закен, алуф).

Время от времени главы колен и родов созывались, видимо, для отправления правосудия, управления делами колен и т. п. (Чис. 11:16; Исх. 18:21–26; Втор. 1:15–16 и др.). Есть ссылки на заседаниях племенных вождей и старейшин в периоды завоевания страны и судей. "Князья собрания, главы тысяч Израилевых", наряду со священником Пинхасом , вели переговоры с трансиорданскими племенами от имени всего народа. Йеhошуа бен Нун призвал "старейшин, глав, судей, начальников Израиля" заключить завет в Шхеме . Старейшины Израиля, обратились от имени всей страны с просьбой к Шмуэлю назначить царя.

Из повествований Библии о помазании на царство Давида (после смерти Саула его сын был признан новым царём всеми племенами, кроме Йеhуды и Шимона, предпочитавших Давида) и об отказе северных племен признать правление Рехавама (II Сам. 2:4; I Ц. 12:1, 16) можно заключить, что на ранних этапах монархии предводители колен и родов избирали и устраняли царей.

После завоевания Земли Израиля каждому племени была выделена своя территория для расселения. В течение периода расселения и последующей эпохи Судей не было определённой структуры руководства союзом племен, хотя различные кризисы заставляли племена совместно действовать против врагов. Шило служил сакральным центром для всех племен, там находился Ковчег Завета . Имеется скудная информация о наличии рядом с ним каких-то административных учреждений, общих для всех племён.

Наряду с этим, существовали региональные святилища: в Беэр-Шеве и Хевроне для южных племён, в Шхеме и Гильгаль-Йерихо (кроме Шило) - для центральных и в Дане - для северных. Это усугублялось тем, что группы ханаанских поселений разделяли центральные племена и отделяли их от южной и северной групп.

Одной из основных обязанностей глав племенных объединений было сохранение в пределах колена земельных наделов отдельных семейств в соответствии с законами о наследовании, запрещавшими, между прочим, выход замуж дочерей-наследниц за членов другого колена (Чис. 27:8–11; 36:7–9). Наряду с племенными, вероятно, существовали межплеменные институты при центральных святилищах, однако сведения о них чрезвычайно скудны.

В период странствований по пустыне израильтянами руководили племенные князья и старейшины, помогавшие Моше (Исх. 19:7; Чис. 11:16–17; Втор. 27:1 и др.). Собрания вождей и старейшин Израилевых колен созывались и в период заселения Ханаана , а также в эпоху Судей (ИбН. 22:30; 24:1; I Сам. 8:4). Но в эту эпоху сознание национально-религиозного единства и межплеменные связи Израилевых колен настолько ослабли, что они не могли объединиться ради достижения общих военно-политических целей и даже открыто враждовали друг с другом (Суд. 8:1–17; 12:1–6).

Война Саула против Нахаша, царя Амона , в которой все племена действовали "как один человек, от Дана до Беер-Шевы, с землёй Галаадской", доказывает, что племена должны были прийти на помощь любому члену союза, оказавшемуся в трудном положении. Из-за святости союза войны племен считались «войнами Господа". Тем не менее, рассказы в книге Судей о войнах, которые Израиль вёл против своих врагов становится ясно, что союз был довольно слабым в те дни. Песня Дворы дает четкое представление об отсутствии солидарности среди племен. Невозможно было организовать даже совместную войну против общего врага.

Существует точка зрения, что судьи Израиля были отдельными у племён или их групп, а не общими для всего народа. Лишь к концу эпохи Судей , когда израильтяне испытывали военное давление на западе со стороны филистимлян , а на востоке - со стороны заиорданских народов, или когда вопиюще беззаконный поступок людей одного колена вызывал возмущение всех остальных , они объединялись для ведения совместных военных или карательных действий (I Сам. 11:7; Суд. 19–20). Вражда также забывалась, когда какому-либо колену угрожала опасность исчезновения (Суд. 21:13–23).

На протяжении истории менялась роль и место племён в народе. До завоевания Страны Израиля колено Реувена было лидером народа. А уже в эпоху Судей это племя было неактивно, и Двора позорила его в своей победной песне за неучастие в войне с ханаанеями . Оно оказалось на границе Израиля и само его существование как племени было в опасности. Его место в союзе племён занял дом Йосефа , главным образом, колено Эфраима , из которого происходили Йеhошуа бен Нун , Двора и Шмуэль . Колено Эфраима возглавляло войну остальных колен против Биньямина в конце эпохи Судей, когда это племя было почти полностью уничтожено.

Колено Шимона растворилось в колене Йеhуды . Колено Леви распределилось равномерно среди всего народа. В начале периода царств лидерство перешло к колену Йеhуды. Этот переход главенства отражён в I Хроники 5:1-2.

Ликвидация племенного уклада

Монархия, противостоящая традиционному сепаратистскому общинно-племенному укладу колен, стремилась к ослаблению племенного сознания за счет внедрения идеи единого царства, управляемого богоизбранным царем. Давид , по-видимому, еще был вынужден организовать войско и администрацию, согласно традиционному делению народа на 12 колен (I Хр. 12, 27), но предпочтение им колена Йеhуды вызвало ряд бунтов в стране. Соломон поставил 12 «правителей» над народом (I Ц. 4:7), установив границы подвластных им территорий вне связи с границами наделов Израилевых колен.

С уводом десяти колен в Ассирию деление народа на коленА утратило реальное значение, хотя из текста II Хр. 30:10–12 можно заключить, что некоторая часть населения осталась на своих местах. Жители Иудеи , продолжавшие жить на родине до вавилонского пленения , долгое время сохраняли доказательства своего происхождения и даже во времена Эзры и Нехемии искали (особенно духовенство) в реестрах знатных фамилий своих родоначальников среди глав кланов, упоминаемых в Библии (Эз. 2; Нех. 7:5). В эсхатологическом видении Иехезкеля возрожденный Израиль представлен как народ, состоящий из 12 колен (47:13; 48:1–7, 23–29), в число которых, следуя традиции, пророк не включает

"И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых: шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне, по порядку рождения их;
чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда и положи два камня сии на нарамники ефода: это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти."(Исх. 28:9-12).

Обращался Господь к Моисею после того, как сказал ему помазать елеем брата Аарона и его сыновей, чтобы они были священниками Богу.

Камень оникс впервые встречается в самом начале существования человека: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс."(Быт. 2:7-12).

Таким образом, через стихию камня - оникс, Господь взаимосвязал прародителей всего человечества с праотцами иудейскими.

"И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий ", а с именем Моим "Господь " не открылся им."(Исх. 6:2,3).

Господь - Иегова.

Само имя Израиль Иаков получил следующим образом:
"И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова."(Быт. 32:24-32).

Израиль - поборовший Бога.

Поэтому и сыны Израилевы, несмотря на прямое общение с Самим Богом, невсегда соблюдали заветы Его.

12 колен Израилевых образовали израильский народ:

Первенец его Рувим родился от первой жены Лии, на которой его женили обманом, введя её в шатёр после 7 лет, которые Израиль работал у их отца за её младшую сестру Рахиль.
К тому времени, когда спасённый Иосиф пригласил братьев к себе в Египет, Рувим имел уже четырёх сыновей (Быт. 46:9). Происшедшее от Рувима колено, по переселении в Ханаан, получило надел в Заиорданье, как более пригодном для пастушеской жизни.

Симеон - родоначальник Симеонова колена, жившего с коленом Иуды на юге Ханаана.

Левий - родоначальник левитов и коэнов.

Четвёртому сыну Иуде было суждено сыграть одну из важнейших ролей в последующей истории еврейского народа, так как он стал родоначальником знаменитого колена Иудина, из которого произошёл царь Давид, основатель царской династии. Из этого же колена произошел и Иосиф Обручник. На момент исхода из Египта колено Иудино насчитывало 74600 человек (Чис.1:27) и было самым многочисленным израильским племенем. Во времена Моисея вождем племени был Нахшон.

Иссахарово колено: По переселении Иакова в Египет от Иссахара произошло колено, которое по Исходе из Египта у Синая, состояло из 54400 способных к ношению оружия мужчин, а перед переходом через Иордан возросло до 64300 мужчин (Чис.1:29; 26:25). При разделе завоеванного Ханаана колену Иссахара была отведена в удел северная её часть, в которую входила и плодородная Ездрилонская (Изреельская) долина и гора Фавор (Нав.19:22). Позже эта территория входила в состав Галилеи.

От Завулона в Египте произошло Завулоново колено, которое при Исходе евреев из Египта состояло из 57 тыс. взрослых, способных носить оружие мужчин. При занятии Ханаана ему была отведена северо-западная часть страны, между Тивериадским озером и Средиземным морем. К числу его городов принадлежали Назарет и Кана.

Это сыновья Лии.

От Рахили родились:
Иосиф, который скончался в 110 лет, оставив после себя двух сыновей, внуков и правнуков. Прародитель двух колен Израилевых.

В семени Вениамина исчислено сорок пять тысяч шестьсот. Заняв небольшую, но центральную площадь в Ханаане (к северу от Иерусалима между уделами Иуды и Ефрема), это колено отличалось чрезвычайно воинственным и мужественным духом.

От служанки Валлы:

От Дана в Египте произошло колено, которое во времена исхода из Египта насчитывало 62700 человек (Чис.1:39).

В благословении Моисеевом сказано: «Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа: море и юг во владении его» (Втор.33:23).
После завоевания Земли Обетованной, это колено заняло самую северную часть её, вследствие чего более других поддавалось иноземным влияниям. При нашествии ассирийцев оно первое сделалось их жертвой.

От служанки Зелфы:
Гад: При завоевании евреями обетованной земли это колено насчитывало до 45 650 человек. При переселении этому племени достались земли к востоку от реки Иордан и земли, лежащие около Тивериадского озера (озеро Кинерет). История колена Гада представляет собой постоянные войны с окружающими его племенами.

Колено Ашера занимало прибрежную область на севере Ханаана, в долине Акко, а также в верхней и нижней частях западной Галилеи. Упоминается в книге Судей: «Ашер не изгнал жителей Акко, и жителей Сидона, и Ахлава, и Ахзива, и Хелвы, и Афека, и Рехова. » (Суд.1:31)

Через камень оникс эти колена получили первозданную благодать, данную Адаму.

Рецензии

Шалом Вам Аня.

Но ведь у каждого "колена" Израиля был свой "личный" камень.

"Драгоценные камни хошена
Приводим список всех камней. Рядом с названием камня указано соответствующее ему колено, а также буквы, которые были начертаны на нем:
Рубин - Реувен - а; Топаз - Шимон - в; Изумруд - Леви - раам; Карбункул - Иеуда - и; Сапфир - Иссахар - ц; Алмаз - Зевулун - х; Яхонт - Дан - яак; Агат - Нафтали - ов; Аметист - Гад - ов; Хризолит - Ашер - шивтей; Оникс - Иосеф - ешур; Яшма - Биньямин - ун. Из букв составлялись слова: Авраам, Ицхак, Яаков, Шивтей Ешурун. Они были распределены по всем драгоценным камням так, что на каждом камне было начертано по шесть букв. Имена наших патриархов и названия колен на нагруднике служили напоминанием о заслугах наших великих патриархов и колен Израиля. Четыре ряда камней указывали на заслуги наших праматерей. Начертанные на хошене слова включали все буквы еврейского алфавита. Это позволяло, комбинируя буквы, строить предложения для того, чтобы с помощью урим ветумим составлять послания.
Р.Бехая объясняет далее: «На каждом камне хошена было шесть букв. Это значит, что мир, сотворенный за шесть дней, основан на двенадцати коленах. Общее количество букв, равное семидесяти двум, соответствует семидесятидвухбуквенному Б-жественному Имени, которое поддерживает существование вселенной, созданной в течение семидесяти двух часов (поскольку каждое из повелений Всевышнего, которыми был сотворен мир, произносилось в начале двенадцати дневных часов шести дней (Указание на тот факт, что сохранение мира связано с числом семьдесят два, содержится также в стихе: “Свет устроен благословением” Теилим 89:3). Численное значение слова хесед (милосердие) - семьдесят два.
Колено Биньямина было единственным, к имени которого не прибавлено букв, потому что само имя состоит из шести букв. Здесь содержится намек на то, что, благодаря заслугам Биньямина, это колено не было полностью истреблено, когда оно совершило грех с наложницей из Гивы (см. Шофтим 20:47), так что шестьсот людей из этого колена выжили».
Объясним теперь некоторый неявный смысл и символику, заключенных в драгоценных камнях нагрудника (хотя глубинные причины, определяющие их выбор, известны одному Всевышнему).
Первый ряд драгоценных камней
- Рубин (одэм) - камень, красный как кровь, - был выбран для колена Реувена. Он указывал на заслугу Реувена, лицо которого покраснело от стыда, когда он признал свой грех в истории с Билой. Рубин наделен особой силой предотвращать выкидыши и способствовать беременности. Такая сила была дана камню за заслугу Реувена, принесшего своей матери цветы дудаим (мандрагоры).
- На топазе (питда) - зеленом камне - было высечено имя Шимона, чье лицо позеленело (побледнело) от стыда, когда глава колена Зимри, его прямой потомок, взбунтовался против Моше. И еще: вожди того же колена побледнели, когда их люди были совращены моавитянками. Этот камень обладает свойством успокаивать, помогая человеку сдерживать свою страстную натуру.
- Изумруд (барэкет) - разноцветный сверкающий драгоценный камень. (Этим драгоценным камнем Ноах освещал свой ковчег.) Он был дан колену Леви, поскольку люди из этого колена освещали мир светом изучения Торы. Сила камня состоит в просвещении ума человека и придании ему мудрости.
Второй ряд
- Карбункул (нофех) - зеленоватый сверкающий камень, представляющий Иеуду. Он был дан ему в награду за то, что его лицо побледнело, когда Тамар бросила ему вызов и когда его отец заподозрил, что он убил Иосефа. Но в конце концов его лицо воссияло, когда Яаков в завершающем благословении своих сыновей снял с него подозрение. Тот, кто носит на себе этот драгоценный камень, обладает способностью заставить врага отступить.
- Сапфир (сапир). Иссахар был признан достойным получить сапфир - камень, из которого были сделаны Скрижали. Его небесно-голубой цвет - признак смирения. Этот драгоценный камень полезен для зрения человека и, как говорят, излечивает все физические недомогания.
- Алмаз {налом) - белый драгоценный камень, носивший имя Зевулуна, - напоминает о белом кресле купца. Он способствует успехам в делах, что подходило колену Зевулуна, занимавшемуся торговлей, дабы поддержать Иссахара.
Третий ряд
- Яхонт (лэшем) - камень Дана - давал перевернутое изображение человека. Это указывало на то, что люди из колена Дана изменили истинной цели служения Всевышнему, когда установили идол Михи. В Книге Иеошуа это событие описывается следующим образом:
После смерти Иеошуа и еще до назначения первого судьи один еврей по имени Миха ришил поклоняться идолу. Воздвигнутый им истукан стал известен под названием пэселъ Михи. Для служения Миха нашел человека из колена Леви, по имени Ионатан, который согласился быть его жрецом.
Это случилось, когда колено Дана стремилось расширить свою территорию в Стране, считая, что им выделено недостаточно земли. На поиски подходящей территории была отправлена делегация. Проходя неподалеку от дома Михи, посланцы остановились у него на ночлег, потому что Миха отличался гостеприимством. Обнаружив истукана и жреца Ионатана, они попросили, чтобы Ионатан спросил у идола, дарует ли Ашем успех их миссии. (Все евреи в это время поклонялись Всевышнему, и этот идол был установлен, якобы, в честь Всевышнего. Но Тора запрещает поклоняться Ашему через посредство каких-либо изображений.)
Ионатан ответил, что Ашем одобрил их предприятие, и они продолжили свой путь. Затем разведчики пришли в местность под названием Леиш, которая показалась им подходящей для завоевания. Они сочли это место предназначенным для них свыше, потому что этот район изобиловал драгоценным камнем лэшем, соответствовавшим колену Дана на нагруднике. (Название Леиш происходит от «лэшем».}
В конце концов, колено Дана отправило шестьсот человек для завоевания земли. Их сопровождали разведчики, уже знакомые с дорогой. Проходя мимо дома Михи, они рассказали своим соплеменникам об идоле, который помог им, и биньямиты решили присвоить его себе. Миха был бессилен перед шестью сотнями вооруженных людей. Затем люди Дана завоевали Леиш и вернулись к своим братьям с идолом в руках. К ним присоединился и жрец Ионатан. Они уговорили его пойти с ними, сказав: «Не лучше ли тебе служить жрецом целому колену, чем одной семье?»
Так в колене Дана был установлен пэсель Михи, а Ионатан и его сыновья служили ему. И хотя члены колена Дана воспринимали служение этому изображению, как почести, оказываемые Б-гу, Всемогущий был разгневан. Он упрекал не только потомков Дана, но и всю Общину Израиля. В конце концов Он сурово наказал народ за то, что тот не возразил против поклонения истукану.
- Агат (шво) - драгоценный камень Нафтали - наделял всадника способностью крепко сидеть в седле. Он соответствовал колену Нафтали, потому что имя Нафтали означает «прикрепление».
- Аметист (ахлама) был предназначен для колена Гада, потому что этот камень укрепляет смелость человека в бою, а сыны Гада славились своим умением воевать.
Четвертый ряд
- Хризолит (таршиш) - камень Ашера - золотым цветом напоминает оливковое масло, которым был богат надел Ашера. Кроме того, этот камень помогает тем, кто его носит, становиться округлыми и сытыми. О хлебе Ашера сказано, что он был сытным (см. Берешит 49:20).
- Оникс (шоам) - камень Иосефа - обладает особой силой, которая наделяет человека обаянием. Название шоам содержит те же буквы, что и слово «Ашем», показывая, что именно Ашем наделил Иосефа способностью находить милость в глазах всех, от кого зависела его судьба (сначала купцы, которые его купили у братьев, затем Потифар, начальник тюрьмы, фараон).
- Яшпа (яшфэ) - разноцветный камень - был дарован Биньямину, потому что Биньямина после продажи Иосефа одолевали противоречивые мысли. Он не был уверен, что надо скрыть от отца то, что произошло. Но он сдержал свое желание раскрыть секрет и хранил молчание. В награду он получил драгоценный камень яшфэ, чье название - яш пэ - означает: хотя Биньямин мог открыть Яакову тайну продажи Иосефа, он, однако, воздержался от этого.
Всевышний повелел сохранить драгоценные камни нагрудника и фартука во время обработки безупречно целыми. Поэтому буквы на них не могли быть нанесены с помощью инструмента: камень оказался бы слегка отбитым. Как же тогда были выгравированы названия колен? Был принесен шамир, существо размером с ячменное зернышко, которое было сотворено в канун Шабата в первую неделю Творения. Он обладал способностью раскалывать даже самые твердые скалы. Названия колен написали на камнях чернилами. Затем шамир был выпущен на написанное и врезался в камень с такой точностью, что не осталось даже мельчайших осколков камня."

Да и про перевод слова Израиль прочтите вот это:"Имя "Израиль" (Исраэль), данное Иакову, особое имя. Его носит весь еврейский народ, этим именем названо гос-во, расположенное на земле Обетованной, и это же имя означает Общину (Божий народ), состоящую из евреев и не евреев по плоти, объединенных вместе через служение Единому Богу Израилеву, и состоящих в завете с Ним.

Ниже я хочу привести различные значения и переводы этого имени:

"ИсраЭль - (ישראל) - богоборец (в смысле воин Бога, который имеет силу бороться с другими богами). А. Борель

Израиль - от слова срара - "господство", "властвование", означает, что отцовское благословение принадлежит Яакову по праву, соответствуя его величию". А. Борель

Аня,ну и почему же тогда эти бедные апостолы,да ещё и под Духом Святым, не свидетельствовали людям о том,что Иисус есть бог?

Аня,Вы знаете о том,что дух Святого женского рода?

Да,вот прочитайте о "пророке" Иисусе:Тора дышит возможностью прямого контакта с Богом и даже, как мы видим, допускает Его явление инородцам. Но уже в книге Шмуэля (I, 3) говорится: "слово Господне стало редко в те дни, видение было не часто". Что же касается эпохи Второго Храма, то считается, что с той поры пророчество вовсе прекратилось. В Талмуде сообщается, что мужи Великого Собрания, в число которых входило 80 мудрецов и 40 пророков, устрашенные страстью Израиля к идолослужению, молились, чтобы идолослужение в мире прекратилось. Всевышний послушал их, но одновременно с идолослужением упразднил и пророчество.

Событие это ознаменовалось синхронным возникновением религиозных систем по всему лицу земли, синхронным зарождением рационализма, т.е. тем, что в современной философии и историографии принято именовать "кольцом Ясперса".

Нередко мне приходилось слышать (а когда-то и самому высказывать) неосторожное утверждение, что Человек из Назарета был пророком. Должен сказать, что если бы это могло быть так, этим бы автоматически могли быть решены все проблемы, связанные со случаями его двусмысленного поведения. Ведь пророк (по вдохновению Бога, разумеется) вправе нарушить любую заповедь. Когда речь идет о каких-то исключительных связанных с пророческим служением обстоятельствах, то допустимым считается нарушение любой заповеди, кроме идолослужения. В связи с этой проблемой Маймонид утверждал, что "пророк получает над словами Торы такую власть, которой кроме него никому не дано... Если он укажет, что следует временно отменить какую-либо предписывающую заповедь или разрешить на время что-то из того, что запрещено Торой - мы обязаны слушаться его".

Однако согласно учению иудаизма Иисус не мог быть пророком в строгом значении этого слова, т.е. в том самом значении, при котором ему позволялось бы совершать любые нарушения. Не мог уже хотя бы потому, что он жил после того, как пророчество упразднилось.

В общем нарицательном, а не строго галахическом значении такое наименование может присваиваться кому угодно. И нет ничего удивительного, что многие современники Иисуса "почитали его за пророка" (Мф 21.11). Однако если понимать это слово строго, то претендуй Иисус на пророческую миссию, он был бы сходу объявлен лжепророком. Но вот только претендовал ли он? Из его собственных высказываний явствует, что он не только не считал себя пророком, но и целиком был солидарен с учением мудрецов об упразднении этого служения. Так, он обнаруживает убеждение в том, что эпоха пророков как бы завершена: "Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел я, но исполнить". Это подтверждается также и высказыванием Иисуса относительно миссии Иоанна: "Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царствии Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и потребляющий усилие восхищает его. Ибо все пророки и Закон прорекли до Иоанна" (Мф.11.11-14). Не менее характерна в этом отношении и притча о виноградарях, в которой избивались посланники Хозяина, а когда пришел сын, его и вовсе убили (Лук 20.9-19). Где под посланниками естественно понять именно пророков.

Из этого, правда, естественно заключить, что Иисус считал себя (или того же Иоанна - см.Лук 7.27) даже кем-то большим, чем просто пророком. Однако не будем забывать, что "меньшие" и "большие" в Царствии Небесном, согласно учению Иисуса, очень часто меняются местами. Во всяком случае слова "меньший в Царствии Небесном больше его" вполне можно понимать как провозвестие нового служения, как "переоценку всех ценностей", как свидетельство того, что Иисус чувствовал себя сыном иной эпохи, эпохи Каббалы, чувствовал себя Баал Шемом. И это лучше всего видно как раз из его изречения, связанного с деятельностью Иоанна Крестителя: "отныне Царствие Небесное силою берется".

Сын из притчи о виноградарях - это тот, кто достигает Царствия Небесного не столько средствами снисходящего к нему откровения (Шехины), сколько восходящей (уже при содействии Святого Духа, а не Шехины) из него самого "силой". Сын - это совершеннолетний представитель Отца, это Властитель Его Имени - Баал Шем, человек свершивший "двекут" (прилепление), Цадик, Праведник.

При этом следует отметить, что сам Иисус вполне различает и даже противопоставляет эти уровни ("кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника" (Мф.10.41. Ср. также 13.17).

Уровень пророческий - это уровень Шехины, уровень мистический (цадика, праведника) - это уровень Святого Духа. С точки зрения откровения это уровень более низкий, но с точки зрения активности самого человека, с точки зрения его дерзновения, с точки зрения его призвания заполнить своими силами недостающие знания и смыслы - этот уровень выше. Тот, кто достиг "Царствия Небесного силой", кто совершил "двекут" благодаря жертвенной самоотдаче и знанию Торы, тот больше пророка. Ибо он по словам мудрецов "добавляет силы Небесам" (Псикта де-р.Кахана).

Поэтому не удивительно, что в барайте р.Пинхаса бен Яира говорится, что "стяжание Святого Духа ведет к способности воскрешать мертвых". Стяжание Святого Духа, но не Шехины. Да, пророк Иехезкель воскрешал мертвых по повелению Всевышнего, точнее даже Всевышний воскрешал посредством этого пророка, здесь действовала Шехина. Но в приведенной брайте имеется ввиду нечто другое, в этой брайте говорится о Святом Духе, а значит в ней учитываются заслуги, усилия и знания самого человека.

Дар пророчества достигается преимущественно ниспосылаемым свыше откровением, дар мистика, дар каббалиста отчасти также и заслугами самого человека, его жертвенностью и его мастерством. Поэтому и сказано: "отныне Царствие Небесное силою берется".



ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ
Согласно библейской традиции, древние евреи, потомки Иакова (Израиля), были разделены на 12 племен ("колен"), носящих имена сыновей Иакова (за исключением колен Манассии и Ефраима, которые являются потомками Иосифа, сына Иакова, и носят имена двух сыновей Иосифа). Потомки сына Иакова Левия не включаются в число 12 колен, так как колено Левия, посвященное на служение Господу, не имело собственного земельного удела в Ханаане и было рассеяно по всей стране. Обычно в перечнях колен последние группируются в соответствии с происхождением по материнской линии: колена Лиины: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона; колена Зелфины: Гада и Асира; колена Рахили: Ефраима, Манассии и Вениамина; колена Валлины: Дана и Неффалима. Колено состояло из группы семей, объединенных кровными узами и образующих социальную и политическую общность. Со временем более сильные колена стали поглощать более слабые. После установления монархии колена перестали существовать как самостоятельные социальные единицы и в основном утратили свою индивидуальность, однако само понятие "12 колен Израиля" сохранилось и фигурирует в относительно поздней еврейской литературе. Современная научная точка зрения на израильские колена существенно отличается от традиционной. Согласно этой точке зрения, еврейская нация возникла как конфедерация кочевых скотоводческих племен, которые вторгались в Ханаан в разное время, хотя в каждом случае это могли быть группы, объединявшие несколько племен; и совершенно невероятно, чтобы все эти племена произошли от одного человека - Иакова.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Библейская энциклопедия. М., 1996

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ" в других словарях:

    ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ, библейское разделение евреев на племена, носящие имена сыновей Иакова (см. ИАКОВ) (за исключением колен Манассии и Ефраима, двух сыновей Иосифа). Потомки сына Иакова Левия не включаются в число 12 колен, так как… … Энциклопедический словарь

    Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия

    Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия

    - (апостол греч. άπόστολος, «посланник»), в христианских преданиях избранная Иисусом Христом «коллегия» его ближайших учеников, составившая ядро первохристианской общины. Список Д. а. (часто они называются просто «двенадцать» или «ученики») даётся… … Энциклопедия мифологии

    - (апостол греч. «посланник»), избранная Иисусом Христом «коллегия» Его ближайших учеников, составившая ядро первохристианской общины. Список Д. А. (часто они называются просто «двенадцать» или «ученики») дается в синоптических Евангелиях (Мф. 10:2 … Энциклопедия культурологии

    Согласно ветхозаветным преданиям, сыновья библейского патриарха Иакова (Израиля): Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин; шесть из них рождены Иаковом от его двоюродной сестры Лии, два от другой… … Энциклопедия мифологии

    В Ветхом Завете сыновья патриарха Иакова (Израиля): Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин; шесть из них рождены Иаковом от его двоюродной сестры Лии, два от другой двоюродной сестры Рахили (Иосиф… … Исторический словарь

    Двенадцать сыновей Иакова - в Ветхом Завете сыновья патриарха Иакова (): Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин; шесть из них рождены Иаковом от его двоюродной сестры Лии, два от другой двоюродной сестры Рахили (), остальные… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    12 двенадцать 9 · 10 · 11 · 12 · 13 · 14 · 15 Факторизация: 2×2×3 Римская запись: XII Двоичное: 1100 Восьмеричное: 14 Шестнадцатеричное … Википедия

Книги

  • Библейские образы: Истории из Ветхого и Нового Заветов , Неттелхорст Р.П.. Кто такие двенадцать колен Израилевых? Что совершили Иезавель и Иуда, чтобы их имена стали нарицательными для обозначения неверности и предательства? Кому однаждыдовелось бороться с…
  • Библейские образы. Истории из Ветхого и Нового Заветов , Р. П. Неттелхорст. 192 стр. Кто такие двенадцать колен Израилевых? Что совершили Иезавель и Иуда, чтобы их имена стали нарицательными для обозначения неверности и предательства? Кому однажды довелось бороться с…