Главная · Боль в деснах · Как стать знаменитым музыкантом. Что необходимо знать начинающему музыканту. Обучение теории музыки

Как стать знаменитым музыкантом. Что необходимо знать начинающему музыканту. Обучение теории музыки

Есть сотни примеров, когда люди начинали заниматься творчеством в уже зрелом возрасте и достигали успехов. Такие примеры есть в живописи, архитектуре, литературе… Но в музыке с ними туго.

Исследования, проведенные рядом ученых, доказывают, что способность слышать весь спектр звуков во взрослом возрасте напрямую зависит от того, занимался ли человек музыкой в раннем детстве.

Обучение в музыкальной школе, занятия в кружке или дома – первый шаг к тому, чтобы стать профессиональным музыкантом. Ещё одним плюсом будет бескорыстная любовь к музыке.

Минусом – спонтанное желание стать музыкантом, потому что как раз сейчас по радио выступил бывший школьный товарищ.

Как стать профессиональным музыкантом или пять шагов навстречу мечте

  1. Определитесь с инструментом , на котором намерены играть. Это инструмент вашей мечты. Барабаны? Саксофон? Терменвокс ? Отлично! Купите его. Не нужно сразу приобретать дорогой инструмент, пусть его цена всегда будет адекватна вашей ценности как музыканта.
  2. Найдите учителя. В его роли может выступить и самоучитель с табулатурами, по которым вы начнете играть свои любимые мелодии. Но в идеале нужен живой проводник в мир вашего инструмента.
  3. Практикуйте чтение нот , если вы уже умеете это делать, и научитесь читать их, если не умели. Практиковаться в понимании нот лучше всего на пианино.
  4. Не пренебрегайте изучением теории музыки , она не менее важна, чем практика.
  5. Слушайте музыку . Как можно больше музыки, особенно на выбранном вами инструменте, обращайте внимание на технику игры, различные приёмы.

Сколько времени уйдёт на обучение? Точно на этот вопрос не ответит никто. Здесь важны регулярность занятий, терпение, способности. Однако при максимуме приложенных усилий, через 4-6 месяцев вы будете играть вполне сносно. Совершенствоваться же придется всю жизнь.

Как стать знаменитым музыкантом или семь шагов к знаменитости

Вы проделали первые пять шагов, и в ближнем кругу вас признают за музыканта.

Теперь вы хотите, чтобы о вас узнал круг дальний – сотни, тысячи, а может быть, миллионы неизвестных вам людей.

Тогда вам надо пройти ещё семь шагов.

  1. Найдите экспертов, которые непредвзято оценят ваши возможности . Нелестные оценки – повод ещё практиковаться. Хотя бы одна лестная - переходите к следующему шагу.
  2. Найдите соратников , с которыми вы намерены играть. В современном шоу-бизнесе сольная карьера – это фантастика. А если вы решили стать рок-музыкантом, то без собственного музыкального проекта однозначно не обойтись.
  3. Найдите звукорежиссера и студию , где этот проект воплотится в трек и (или) в видеоклип.
  4. Заводите знакомства. В первую очередь, на радио, телевидении (не помешают и газеты); в местных префектурах, среди тех, кто «заведует» культурой; шоу-бизнесе.
  5. Воспользуйтесь возможностями Интернета. Есть множество сервисов , на которые вы можете выложить свой, обязательно качественный продукт, и быть замеченным. Среди них - Last FM, MySpace и некоторые другие. Размещение роликов в сети может быть самым прямым путём к известности, к Enter Shikari и Noize MC слава пришла как раз из всемирной паутины. Не пренебрегайте социальными сетями, создавайте странички проекта, наполняйте их качественным контентом, активно общайтесь с аудиторией.
  6. Отслеживайте все музыкальные события, в которых вы потенциально можете участвовать и заявить о себе. Конкурсы, фестивали, благотворительные концерты. Изучите правила участия, познакомьтесь с организаторами.
  7. Выходите с вашим творчеством «в люди» , но не опускайте планку своих амбиций. Переход в метро – не то место, где вас заметят.

Не теряйте веры в себя. Помните, чем тернистей путь, тем надежней успех.

Возможно Вас заинтересуют.

Музыкантами не становятся, музыкантами рождаются? Каждый когда-либо задавался этим вопросом. Eatmusic побеседовал с разными музыкантами – как состоявшимися профи, так и с самоучками, чтобы узнать, где же кроется правда.

В чем проблема?

Разделение музыкантов на любителей и профессионалов существует давно. Мы задаемся вопросом, по каким же критериям оно осуществляется: мастерство, коммерческий успех или наличие диплома? Если соотношение двух первых пунктов предельно ясно, то по третьему признаку возникает ряд вопросов.

Диплом потребуется однозначно в трех случаях: вы хотите официально преподавать, вы хотите карьеру в классической музыке, продолжить образование заграницей. Также, есть неоднозначное мнение, что музыканты, закончившие музыкальный ВУЗ могут лишиться возможности творчески мыслить и импровизировать, а станут очередным продуктом системы образования под «гребенку». Насколько нужна корочка современному музыканту, когда она может понадобиться, и настанет ли этот момент вообще?

Мнения

Светлана Шебеко

педагог по вокалу в Московском колледже импровизационной музыки,

вокалистка группы Кукуруза

Я преподаю джазово-эстрадный вокал в Московском колледже импровизационной музыки около семнадцати лет. Колледж широко известен благодаря своим давним традициям и уникальной методике обучения. Среди выпускников колледжа есть джазовые (и не только) музыканты, добившиеся успеха и признания. Высокий уровень музыкального образования студентов, прошедших обучение в МКИМ, дает возможность выступать сольно и с профессиональными музыкальными коллективами на площадках любого уровня. Программа обучения рассчитана на четыре года. Пройдя ее, выпускник получает диплом об окончании МКИМ.

Когда речь идет о профессиональном, а не любительском уровне, то надо понимать, что любая профессия, в том числе и музыкальная, предполагает наличие определенных знаний, умений и навыков. Получить их можно, пройдя системный, комплексный и поступенный курс обучения (музыкальная школа, музыкальное училище (колледж), музыкальный ВУЗ по определенной специальности).

Я знаю людей, которые, не имея специального образования, достигали высокого профессионального уровня в музыкальной деятельности. Это во многом зависит от наличия музыкальных способностей человека, его целеустремленности и умения самостоятельно осваивать специальность, предполагающую комплексные знания, например, знание сольфеджио. Такие люди – большая редкость. Минус самообразования заключается в том, что подойти к овладению специальностью через комплексное изучение дисциплин самому человеку сложно. Недаром существуют определенные программы и методики обучения, разрабатываемые годами.

Российское музыкальное образование долгие года и до сих пор пользуется авторитетом за рубежом. Музыкальных учебных учреждений за границей достаточно много и есть из чего выбрать. Пожалуй, чаще всего едут учиться в США и Германию. В США есть такие школы, как «Berklee College of Music», «The University of Rochester», «The Julliard School» и другие. Место учебы следует выбирать соответственно направленности школы, колледжа или университета.

Я согласна с тем, что не все педагоги учат творчески мыслить и не всегда развивают (не подчеркивают) творческую индивидуальность ученика. Поэтому важно, у кого вы учитесь. Я убеждена, что очень многое зависит от педагога, и если вы попадаете к хорошему педагогу, то приобретаете знания, навыки, и при этом ваша творческая индивидуальность сохраняется.

Музыкантами становятся!

Ния Архангельская

основатель школы вокальной импровизации MUSIC INSIDE

По моему опыту, важнее открытость и готовность взаимодействовать, чувствование себя и желание создать что-то вместе. Если это есть, то даже образование неважно. Профессиональные музыканты не спрашивают, где ты учился, но смотрят на что ты способен. Музыка – это чувственное наполнение общества, и поэтому важно находить действительно свое, уникальное, то, что важно сказать.

Образование бывает настолько гнетущим и несвободным, что и Музыка выходит такая – сдавленная, потерянная в попытках быть “хорошей”. Образование может как помочь познать музыку, так и отбить все желание.

Шансы коммерчески состояться без образования велики. Я знаю несколько таких примеров, начиная с меня. Я всегда любила петь, но образование получила экономическое. Но Музыка нашла меня снова. Если это желание души, отсутствие образования никогда тебя не остановит. Важно получить опыт и найти ключи – к своему голосу, к своей истории, к своему сердцу, значит, и к сердцам людей. И если это случилось, коммерческий успех не заставит себя долго ждать.

Думаю, что разница между любителем и профи только в корочке и, возможно, в каких-то технических возможностях. Это как разница между коренным жителем и приезжим. Коренные обычно имеют привилегии, квартиру в центре, например, а приезжие настроены работать, вкладывать себя. Зачастую от Музыки любителей трогает до глубины души, и ты плачешь от красоты, а технически изощрённая Музыка профи зачастую не пробуждает чувств…

Мне сложно оценивать состояние системы образования в России, но по мнению друзей-музыкантов и людей с классическим образованием, которые приходят ко мне на занятия, система образования кажется закостеневшей. Мы чуть-чуть застряли во времени. На мой взгляд, Англия и Америка – страны с самым прогрессивным мышлением в области искусства и музыки.

Общая «гребенка» и невдохновлённые преподаватели – это бич современного классического образования. Думаю, что главное преимущество самообразования это свобода, а минус – отсутствие дисциплины.

Да, музыкантами рождаются, причем все! Все рождены с музыкой внутри, просто не каждый позволяет себе услышать эту музыку по-настоящему, дать себе время и возможность заглянуть в себя поглубже. Для этих людей мы и занимаемся тем, чем занимается.

Личный опыт

Артем Самодуров, джазовый музыкант

Лично мне комбинация самообразование/преподаватели подходит идеально

Я выбрал самообразование. Мое первое образование – экономическое, есть своя фирма. Джазом увлекся позднее. Был бы рад пойти учиться в ГМУЭДИ (Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства) на очную форму, но у меня очень мало времени на совмещение – тратить его на такие предметы, как «история музыки ХХ века» совсем не хочется. Поэтому я набрал преподавателей по основным предметам и хожу на индивидуальные занятия. По стоимости получается одно и тоже, а индивидуальный подход и свобода от экзаменов позволяет сделать что-то шире общей образовательной программы. Гармония, сольфеджио, специальность – вот три столпа. Лично мне комбинация самообразование/преподаватели подходит идеально. Сейчас готовлюсь к поступлению в Голландию. Надеюсь, что через два года получится уехать.

Никакие бумаги в этой сфере тебе не помогут, если ты не научился играть музыку. «Лажу» на джеме с классными музыкантами дипломом не прикроешь, а если произведешь фурор своим мастерством, то диплом никто не спросит. Если говорить совсем грубо, то профи – это тот, кто умеет играть все и круто, как минимум в своем направлении.

Если говорить о джазе, то без образования тебе не удастся общаться с другими музыкантами на одном языке. Многие великие джазмены не знали нот, как Чарли Паркер или наш современник двенадцатилетний Джоуи Александр. Но это исключения. Правда между двумя крайностями. Наличие диплома не делает из тебя музыканта и наоборот. Все определяется на прослушиваниях, где важно лишь твое мастерство.

Коммерческий успех

Во-первых, многое зависит от музыки, которую ты играешь. У меня много знакомых-непрофессионалов, которые с авторской музыкой в различных направлениях неплохо зарабатывают в дополнение к основной офисной работе. Во-вторых, если говорить о серьезной профессиональной сцене, где ты играешь и записываешь чужую музыку за деньги, то заработать можно без офиса, но конкуренция невероятно высока. В-третьих, можно самому писать серьезные альбомы с серьезной музыкой, играть концерты и зарабатывать еще больше, но это уже что-то из разряда построения бизнеса. Нужны идеи, свой стиль исполнения и высочайшее мастерство. Плюс маркетинг и раскрутка. Но менеджер Газпрома все равно зарабатывает больше среднестатистического музыканта. Sad, but true.

Образование

У нас системы джазового обучения нет. Знания отрывочны, во многом заимствованы из классики и отличаются в зависимости от преподавателя. Наше обучение – это отношения «учитель – ученик». Из уст в уста, можно сказать. Несколько месяцев назад я начал брать уроки у музыканта, который закончил Академию джаза в Голландии. Занимаемся по учебникам Беркли. За эти несколько месяцев я узнал и поставил на место столько знаний, сколько не смог за предыдущие три года обучения в колледже (МКИМ). Хорошим музыкантом ты можешь стать и здесь, есть классные музыканты, но средний уровень музыкантов ниже на порядок. В любом случае, если хочешь стать «фирмачем», то тебе придется делать 200% работы вне зависимости от страны и места обучения.

Что касается зарубежного образования – Codarts Rotterdam в Голландии по программе New York Jazz. Там одни из лучших преподавателей и музыкантов мира, есть знакомые, которые там учились. Хорошее место. Многие уезжают в Berklee, но там берут баснословные деньги.

Тем, кто родился музыкантами, очень повезло, всех остальных ожидает адский каждодневный труд многочасовых занятий!

P.S.: Мнение редакции может не совпадать с мнением респондентов.

Наверняка, каждый человек, занимающийся музыкой, мечтает в будущем стать музыкантом. И в этом нет ничего удивительного, ведь этот вид деятельности в настоящее время наиболее популярен. Люди, которые задумываются о том, как стать музыкантом, сразу представляют вокруг себя толпу поклонников, которые ловят каждый звук вашей музыки.

В настоящее время есть большое количество вариантов и возможностей для развития своего музыкального таланта, ведь существует множество учебных заведений. Да и инструмент для начала можно приобрести за небольшую сумму, и только после того, как освоились играть на нем, можно будет говорить о настоящей игре и более профессиональных инструментах.

Музыкальный путь

  • Для начала, было бы не плохо, освоить некоторые элементарные навыки в музыкальной школе. Бывает и такое, что люди добиваются хороших результатов благодаря своей усидчивости, но это все решает случай. Именно поэтому для начала следует получить музыкальное образование, а потом уже мечтать о том, как стать известным музыкантом. Мало, кто хочет стоять на улице и играть за жалкие гроши, а все будет именно так без получения образования. Поэтому если люди говорят, что я хочу стать музыкантом, то они должны предъявить к себе наиболее высокие требования.
  • Было бы не плохо, иметь хорошие связи и быть хорошо узнаваемым и популярным среди своих друзей. Есть люди, которые при общении с другими рассказывают о своем творчестве, в частности, о песнях. А другие могут выложить свою песню в социальную сеть, что позволит выслушать мнения других людей, что в последствие может скорректировать творение музыканта, или вовсе его переделать.
  • Необходимо каждый день стремиться к карьере музыканта, а не просто предаваться мечтаниям и желаниям, типа хочу быть музыкантом. Приложите больше старания и практика будет подавать все большие надежды на положительный исход. Но не следует забывать, что всему свое время. Многие годы практики и длительных тренировок дадут положительные результаты.
  • Нужно быть одержимым своей мечтой и найти себе партнеров. Все это поможет найти кучу фанатов и стать популярным. Ведь в одиночку трудно поверить своей правоте, а другие тебе подскажут, что лучше и поддержат, если будут неудачи.
  • Определитесь со своим талантом, или же на каком инструменте сможете играть без проблем. Ведь какие есть музыканты – есть играющие на пианино, есть те, которые играют на гитаре, просто необходимо сначала определиться. Лучше, конечно быть универсалом, но если выбрать один инструмент, можно доказать свой профессионализм, что просто замечательно. После всего этого повышается самооценка и увеличивается готовность завоевать "свое" место.

Поиск наставника

Кто, как не наставник может "вытянуть" талант из новичка. Ведь именно он знает такие тонкости, которые помогают провести время с пользой для дела. А свои способности проверить довольно просто. Стоит задаться вопросом о том, сколько вы занимаетесь музыкой, и поверьте, если вам это не надоедает, то вы к ней расположены. Постоянство и трудолюбие – это гарантированный успех.

На самом деле все довольно просто, и не существует препятствий и ограничений в понимании, как стать музыкантом. Если вы поняли, что к вам тянутся люди, то наставник найдется всегда. Но не стоит на это сильно надеется. Главное верить в свои силы и в свой талант!

"Что нужно, чтобы стать профессиональным музыкантом и гитаристом?" Для большинства людей ответ на этот вопрос весьма туманный. Так уж повелось, что обычно вместо ответа или объяснения можно услышать лишь три заявления, которые, по сути дела являются ни чем иным как мифами. Вот они в порядке возрастания ложности.

Миф номер 1: - Если бы все знали, как стать профессионалами, все бы делали это.

Миф номер 2: - Необходимо быть везучим, чтобы тебя заметили и оказаться в нужном месте в нужное время.

Миф номер 3: - Нужно быть очень одарённым и обладать большим количеством связей в музыкальном мире.

Как и большинство подростков-гитаристов моего поколения, я и мои друзья, будучи ещё в школе, верили во все эти мифы, верили, что это и есть ответы на вопрос как издавать свои записи, гастролировать по миру, быть рок-звёздами и.т.п и.т.п... И так как мы практически ничего не знали о том как на самом деле работает музыкальная индустрия, получая подобные ответы от взрослых (которые как и мы не имели ни малейшего представления о том как на самом деле это работает), считали эти мифы вполне логичными.

Так, вдобавок к обычным занятиям музыкантов(уроки игры на гитаре, чтение о музыке, прослушивание записей, упражнения, джем-сейшны с друзьями, организация групп и мечты о том как пробиться),я понял, что мне нужно нечто большее, чем просто продолжать улучшать свои музыкальные способности, мне хотелось понять, как стать профессионалом, как стать удачливым, как угадывать нужное место и нужное время, быть замеченным, быстрее стать более талантливым и завести связи в музыкальном мире.

Стать более талантливым было наилегчайшей задачей, так как я уже занимался у замечательного педагога, кто сильно ускорил мой рост как музыканта (прочитать эту историю вы можете ЗДЕСЬ ( Но вот всё остальное выглядело не столь легким(вдобавок я ещё и жил вдали от музыкальных центров США). Наиболее страшным выглядело для меня то, что практически всё, что, как я думал, мне нужно для успеха, не зависит от меня. На самом деле, наибольшей моей проблемой было то, что я бесцельно, беспорядочно стремился к ненужному. Взглянем на те мифы, о которых я рассказал в начале.

Миф номер 1 - Если бы все знали, как стать профессионалами, все бы делали это .

Трудно представить себе более ложное высказывание... В мире миллионы гитаристов, которые хотят стать профессионалами, известными, успешными и тп. Теперь, когда я знаю (и сделал) то, что необходимо, чтобы стать профи, я знаю, что большинство людей просто не хотят делать то, что нужно, чтобы стать профессионалом. Многие говорят об этом, мечтают, некоторые даже пытаются, но только малое количество обладает волей, чтобы постоянно, целеустремлённо, интенсивно двигаться вперед долгое время. Это также объясняет, почему столь многие люди в Америке, которые хотят быть богатыми, небогаты....возможности предоставляются всем. И проблема не в том, что люди не знают, что делать. Проблема в том, что люди выбрали бы не делать того, что нужно, даже если бы они знали, что это следует сделать.

Миф номер 2 - Необходимо быть везучим, чтобы тебя заметили и оказаться в нужном месте в нужное время.

По поводу удачи я мог бы говорить часами, но лучше приведу одну цитату -

"Удача - это результат замысла приведенного в исполнение"

"Удача может быть создана, направлена, управляема и контролируема" (по крайней мере в нашем случае)

Оказаться в нужном месте в нужное время очень и очень легко. Bы cлышали о музыкальных выставках? A o выставках звукозаписывающих компаний? A o музыкальных фестивалях, и конкурсах? Эти и многие другие места в мире могли бы оказаться теми, куда Bы (Да-да именно ВЫ) могли бы принести свои записи,CD, демки и дать их продюсерам, издателям и другим людям из музыкального мира.

Ну что, ответ получился вроде "Ну, наверно продюсеры ищут 2-3 гитаристов\группы, и если пришло более сотни, то 98 процентов уходят ни с чем.?” Вроде логично, но истинно ли причина в этом? Вовсе даже НЕТ.

Большую часть времени это продюсеры уходят домой ни с чем. Они встречают очень много музыкантов, но решают не работать ни с кем из них. Необходимо отметить, что музыкальнaя индустрия жаждет новых талантов, и новой музыки. Многие из музыкантов, пришедших на эти мероприятия, приносят замечательную музыку, а также весьма продаваемую. Вроде всё совпало, можно бы и контракт заключить… Но всё не так просто. Компании занимающиеся раскруткой, не собираются вкладывать сотни тысяч долларов в карьеру человека, в котором они не уверены АБСОЛЮТНО, дабы не потерять колоссальные финансовые\временные вложения. Вот мы и добрались до правды - вложение крупных средств в людей экстремально рискованно. Когда музыкальная компания решает работать с Bами, они не просто работают с вашей музыкой - они работают с ВАМИ. Необходимо убедить их, что вложение в Bас денег принесет выгоду с минимальным риском. Да, издатели хотят хороших песен, а звукозаписывающие компании хороших музыкантов и записей, но все они хотят найти подходящих людей. Это вовсе не обязательно означает людей с громким именем.

Приведу простейший пример. Представим себе отличного музыканта, в замечательной группе с прекрасными вещами. Допустим также, что у этих ребят уже имеется своя фан-база, они даже продали достаточное количество записей (для группы без контракта со звукозаписывающей компанией). А теперь представим себе, что солист группы и автор песен наркоманы. Каково быть на месте менеджера звукозаписывающей компании...? Вложили бы вы на их месте СВОИ $450,000 долларов в группу с хорошими песнями, фан-базой, но основные члены которой умственно нестабильные недоделки? Я бы не стал, и так же поступило бы большинство компаний. Раньше компании иногда заключали договора с подобного рода отморозками, но заканчивалось это в большинстве случаев плачевно для всех. Это был утрированный пример, но он ярко показывает, как риск, связанный с людьми, может погубить возможности.

По многим причинам музыкальная индустрия становится всё более и более сложным руслом зарабатывания денег для звукозаписывающих контор. (Стоило бы рассмотреть эту тему подробнее, но она слишком обширна для рассмотрения здесь и сейчас.) Вывод - в поисках музыкантов для продвижения звукозаписывающие компании будут искать много больше, чем музыкальные способности человека, его группы и качества их записей. Большинство групп не понимают, почему их последний диск, состоящий из хитов, не пользуется спросом у воротил музыкальной индустрии.

Продюсеры и издатели, звукозаписывающие компании и менеджеры жаждут новых талантов. И если бы все 100 из тех, кто пришёл, соответствовали требованиям, все они получили бы множество возможностей.

Огромное заблуждение - что конкуренция слишком велика, что слишком многие хотят стать рок-звёздами. В реальности, проблема не в том, что у звукозаписывающих компаний слишком большой выбор музыкантов. На самом деле еле хватает людей, у которых есть "весь набор достоинств". Этот набор состоит далеко не только из группы и их песен. То, чего недостаёт большинству музыкантов, чаще всего находится(или не находится) у них в головах. Жанна Д"Арк как то сказала "Все битвы сначала выигрываются или проигрываются в уме". Ныне это ещё более актуально, чем в ее время.

Миф номер 3 - Нужно быть очень одарённым и обладать большим количеством связей в музыкальном мире.

Собственно, проблемы с этим мифом тe же, что и со вторым. Добавлю только насчёт связей - персонал звукозаписывающих компаний, менеджеры, продюсеры и издатели знают тысячи музыкантов(а в своей жизни встречали и ещё больше). Если кто-то кого-то знает, это ещё ничего не значит....если не выполнены два условия:

1.У Bас с этим человеком дружеские отношения (ведь просто знать о человеке ещё ничего не значит)

2. Вы- "подходящий человек". Да, у Bас должен быть музыкальный талант, но, как было сказано выше, этого мало. Вложение средств в вас должно быть безопасным и выгодным.

Много лет ушло, чтобы понять это, но теперь я знаю, что это правда. Конечно, можно найти и некоторые исключения из правил. И чем глубже в древности мы будем искать, тем чаще будут встречаться эти исключения. Но музыкальная индустрия сегодня - совсем иное, чем она была в 1970-е,80-е,90-е,и даже в первые 2-4 года этого десятилетия. Индустрия развивается быстрыми темпами, и природа ее изменилась до неузнаваемости. Но, как музыкантам, вам нужно понять главное:

Компании гораздо реже идут на риск в последнее время.

Наибольший риск компаний - вложение средств в людей (музыкантов и группы).

Это основная причина, почему в моей Music Careers Mentoring Program моя основная задача - развитие способности мыслить как "подходящий человек". Только позже мы начинаем работу над остальными средствами и возможностями музыканта для использования в нынешней или будущей карьере.

Итак....мой совет для готовящихся к музыкальной карьере:

1.Сконцентрируйтесь на своём сознании, найдите всё, что вы можете предложить муз.индустрии и избавьтесь от всех слабостей(в мыслях, привычках, действиях),которые могут показаться звукозаписывающим компаниям риском.

2.Постоянно работайте над сочинением музыки.

3.Узнавайте как можно больше про индустрию, в которой вы хотите зарабатывать, и не слушайте никого, кто не жил этим делом. Если Bы хотите гастролировать по всему миру, не слушайте тех, кто не гастролировал. Если вы хотите продавать по всему миру свои записи, не слушайте тех, чьи записи не продаются по всему миру. Кстати говоря, в связи с этим плохой идеей (но не всегда) будет учиться законам музыкальной индустрии в университете, тaк кaк большинство преподавателей там не гастролируют или никогда не гастролировали по миру, иначе бы они не преподавали а были сейчас где-то в Европе или Америке, живя тем, про что они рассказывают (Естественно, есть и исключения, Bам вполне могут встретиться преподаватели, которые в прошлом занимались этим).

Музыкантам, как и любым другим представителям творческих профессий, общество привыкло так активно петь дифирамбы, что иногда создается впечатление, будто жизнь исполнителей и композиторов напрочь лишена изъянов. Не менее десяти лет старательного обучения в учебных заведениях, по-видимому, представляются людям как приятная и увлекательная поездка на аттракционе в парке отдыха. Бесчисленные часы домашних занятий, заучивание наизусть ненавистных произведений, скучное знакомство с теорией и сухая механическая практика – всё это мало волнует человека далекого от музыки. Главное, считает он, что на выходе из учебного заведения музыканта уже поджидает успех, слава и приличные гонорары. Чем не сказка?

В противоположность таким заблуждениям, действительность оказывается куда сложнее и прозаичнее. С трудностями музыкант столкнется на первых же этапах обучения, и разлучиться с ними ему будет не суждено до самого завершения своей карьеры. Впрочем, до собственно карьеры дело доходит только у единиц, остальные в лучшем случае находят себя в других профессиях.

Думаете, утрирую? Если бы. В противовес елейному общественному мнению приведу свои личные наблюдения о сути профессии музыканта. Может быть, где-то я окажусь необъективным или чрезмерно пессимистичным, но таково уж мое личное мнение.

Обучение

Итак, путь к головокружительным высотам исполнительского мастерства, как правило, начинается с музыкальной школы и репетиторов или самоучителя. Второй вариант заканчивается положительно, только если учащийся осваивает инструмент для игры в поп- или рок-группе. Таких людей можно смело причислять к музыкантам-любителям, но не принижать за это их достоинства – среди подобной публики также встречаются самородки. Однако речь сейчас не о самоучках – у них другие цели и потому трудности, с которыми им приходится сталкиваться, оказываются несколько иного рода.

Что же качается человека, решившего посвятить свою жизнь музыке, то его ожидают долгие годы упорного и беспрерывного труда. Даже если учащийся «горит» музыкой, интересные и полезные занятия с преподавателями будут у него уравновешиваться скучнейшими упражнениями на технику, которым по всем правилам стоит уделять не менее полутора часа в день. Общее время ежедневных занятий – от трех до восьми часов.

Выходных у настоящих музыкантов не бывает. Не жизнь, а праздник.

Если кому-то кажется, что изучить понравившееся произведение можно сразу, разобрав ноты и сыграв его на своем инструменте, то он глубоко ошибается. Разумеется, речь идет не о популярных песнях и мелодиях. Одна из импровизаций Чарли Паркера? Соната Скарлатти? Выучите за день? Предположим. Но хорошо сыграете только через полгода. Для начала необходимо будет добиться полного автоматизма в игре и только после этого приступать к поиску верных интонации.

Короче говоря, с лету сыграть с душой не получится. Не получалось даже у выдающихся музыкантов.

Если человеку вздумалось учиться музыке в провинции, перед ним возникнет еще одна проблема – выбор толкового педагога. Чем дальше населенный пункт расположен от столицы и крупных городов, тем меньше шансов найти действительно хорошего учителя. В случае с маленькими городами вступает в силу негласный закон: кто умеет, тот делает; кто не умеет, учит других. Такие преподаватели не только горазды путать Баха с Бетховеном, но и способны в буквальном смысле нанести вред своим ученикам. Например, нередки случаи, когда в процессе обучения у детей формировалась неправильная посадка, что могло привести к развитию сколиоза и остеохондроза. Не лучший из побочных эффектов обучения музыке. Подобных педагогов, к счастью, не так уж и много, но они еще встречаются в учебных заведениях, поэтому надо быть крайне осторожным при выборе наставника.

Также следует понимать, что если желание стать музыкантом застало вас врасплох уже в юношестве, то развивать технику игры может быть мучительно трудно. У детей организм только формируется и потому все возлагаемые на них нагрузки способствуют развитию слуха, гибкости суставов и подобному. Но уже подросткам приходится в процессе обучения бороться с собственным телом. Как бы то ни было, даже для достижения среднего результата придется много и упорно работать в течение длительного времени.

Встречаются, конечно, и люди, которым обучение дается легче, чем остальным, но такие случаи единичны.

Трудоустройство

С освоением игры на инструменте и так все ясно – в любом учении тяжелее, чем в бою. Но так ли просто реализовать себя в любимой профессии после того, как отучился во всех возможных учебных заведениях? Как ни странно, и в этом творческом виде деятельности работают принципы, применимые также к другим специальностям. То есть, шансы на полноценную реализацию себя как музыканта зависят не только от стараний и таланта, но и от воздействия внешних факторов. Поясню.

Практически в любой сфере деятельности существует конкуренция среди профессионалов. И чем больше в стране таких людей, тем тяжелее найти себе работу. Высшие учебные заведения выпускают сотни специалистов в год, а места, на которые новоявленные специалисты могут устроиться, исчисляются десятками. Не берем в расчет людей талантливых, чьи способности были вовремя замечены – их карьера, как правило, начинается с юных лет. Но что если человек звезд с неба не хватал: инструмент с горем пополам освоил, теорию вышколил, о практике представление имеет и, несмотря на трудности, видит себя только музыкантом. Между нами говоря, для него все только начинается.

В данном случае больше всего повезет выпускникам эстрадных отделений, потому что им легче кооперироваться. Они могут запросто набрать единомышленников и сколотить собственную группу или бэнд. Другой вопрос, насколько прибыльны такие затеи, ведь помимо игры музыкантам еще надо кушать и одеваться. Мой опыт подсказывает, что даже неплохим исполнителям денег хватает только на удовлетворение базовых потребностей. Sad but true.

Если мечтаете о финансовом благополучии – ни в коем случае не идите в музыканты.

Меньше всего шансов разбогатеть у выпускников классических отделений. Исполнители, композиторы и теоретики просто обречены на безденежье, только если вдруг не случится чудо. Поступить в хороший оркестр, чтобы обеспечить себе стабильный заработок, практически нереально. Работать на одних халтурах – значит быть готовым время от времени голодать. Писать собственную музыку в академических жанрах – смерти подобно. Остается педагогическая деятельность, подработки студийным музыкантом или лабухом в ресторанах, репетиторство или освоение смежных профессий ( , например). Высокая зарплата и широкие возможности для самореализации? Нет, не слышал.

Если человек полон амбиций и жаждет явить миру свой талант, то в девяноста девяти случаях из ста его ждет крах всех надежд, сопровождающийся бездной разочарований. Такие горе-исполнители, в итоге, от невостребованности имеют свойство впадать в затяжную депрессию, которая обычно заканчивается погребением своего эго, мечтаний и радужных фантазий. Если такой музыкант не успеет переквалифицироваться, то вся его творческая деятельность очень скоро мутирует в скучную и бесперспективную рутину.

Но весь этот мрак ждет «середнячков», что же происходит с теми, кто смог преодолеть внешние обстоятельства и реализовать себя в профессии?

Там тоже не все так гладко, как хотелось бы. Во-первых, музыка будет отнимать массу времени, что неизбежно скажется на личной жизни. Повезет, только если встретится понимающий партнер, который не станет терзать музыканта за его бесконечную занятость и периодическое выпадение из бытовой сферы. Во-вторых, финансовый вопрос. Как я уже отметил выше, профессиональные музыканты миллионерами не становятся. В-третьих, успешному исполнителю и композитору на протяжении всей своей карьеры придется иметь дело с людьми творческими, а потому не всегда легкими в общении и сотрудничестве. Ну и наконец, чтобы не потерять позиции, музыкант вынужден будет беспрерывно развиваться. И это касается не только оттачивания техники, но также углубленного изучения других видов искусства, освоения новых для себя видов деятельности и других вещей.

То есть, пахать придется без остановки.

Все вышеперечисленные ужасы, на самом деле, грозят далеко не каждому и могут даже обойти человека стороной, если тот чувствует, что самим космосом ему было завещано стать музыкантом. Такое встречается крайне редко, но если уж в голову приходит мысль, что без занятия музыкой жизнь лишится самого главного, то попробовать реализовать себя в этой области наверняка стоит. Да, будет трудно. Зато ничто не сравнится с чувствами, которые переживает музыкант во время игры перед публикой. Да, на яхту накопить не получится. Но разве яхта гарантирует счастливую жизнь? Да, профессиональная деятельность будет отнимать большую часть времени. Но разве настоящая музыка этого не заслуживает?

Пусть каждый сам ответит на все вопросы и решит для себя, чем он готов пожертвовать ради своей цели и что он получит взамен при ее достижении. И если выбор все же падет именно на эту нелегкую профессию, то важно успеть осознать, что надо будет всегда выкладываться по полной, а иначе нет смысла даже пробовать.