Главная · Боль в деснах · Как Церковь относится к Ванге и её предсказаниям? Церковь не признает вангу

Как Церковь относится к Ванге и её предсказаниям? Церковь не признает вангу

Пользовательского поиска

Добрый день, батюшка! Спасибо Вам за Ваши ответы. Еще вопрос. А каково отношение православной церкви к Ванге и ее предсказаниям?

Добрый день! Ванга была таким же экстрасенсом, как Кашпировский, Чумак и Григорий Распутин. Да, она обладала даром некоего предвидения. Но дар этот был для неё самой как проклятие, потому что исходил он от силы явно не Божественной. Это видно из воспоминаний о Ванге митрополита Неврокопского Нафанаила (Болгария).Согласно его воспоминаниям, Ванга проживала на территории Неврокопской епархии, предстоятелем которой и являлся владыка Нафанаил. Однажды, незадолго до смерти Ванги, к митрополиту Нафанаилу прибыли посланцы от нее и передали ее просьбу приехать к ней. Ванга сообщала владыке, что очень нуждается в его совете и нижайше просит его снизойти к ее старости и болезни и приехать к ней. Владыка, надеясь, что может она желает покаяться, обещался быть. Когда он через несколько дней приехал и вошел в комнату старухи, он держал в руках крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было полно народа, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в комнату. Вдруг она прервалась и изменившимся низким хриплым голосом с усилием проговорила: "Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!" "Что "это"?" - спросили у Ванги окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: "ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу!" - вопила старуха, топая ногами и раскачиваясь. Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал. Это очень похоже на одержимость. в определённые млменты она была как медиум в руках какой-то враждебной силы. Поэтому Церковь относится к Ванге и её предсказаниям крайне негативно.Ванга видела будущее, но информация ее была бесполезной.Эта информация была как ПРИГОВОР!Принимающий ее ничто уже не мог изменить.А прозорливый человек(батюшка,священник) от Бога никогда не скажет своему духовному чаду о том что он через неделю умрет,даже если это будет правдой!А подойдет и скажет ему: - дорогой мой,дитя мое,тебе нужно сходить причаститься.И тем самым поможет человеку спастись,получить возможность прощения грехов!А там глядишь и Господь не возьмет человека из этой жизни раньше времени. В книге Деяний описывается случай, когда апостол Павел изгнал из женщины духа прорицательного, хоть она и вещала правду: "Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки -- рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час." (Деян.16, 16-18). То есть, как видите, и отношение апостолов к данному феномену было явно негативным. Благослови вас Господь!

Храм «Света Петка Българска».

Храм «Света Петка Българска», был построен в 1994 году, по проекту друга Ванги архитектора Светелина Русева, а также трудами и стараниями самой Ванги, в селении Рупите, где она родилась, жила и пророчествовала. А справа от храма, находится могила Ванги, которая завещала похоронить себя здесь же, рядом с храмом.

Храм был построен на собственные деньги Ванги, а также на средства спонсоров, и граждан из Болгарии и из других государств.

По желанию и указаниям Ванги, необычную роспись церкви выполнил Светелин Русев, резьбу по дереву - Григор Паунов , а иконостас, скульптуры и крест изготовил Крум Дамянов . Все они, в том числе и бригада каменщиков, и добровольные помощники Ванги, работали на строительстве храма бесплатно .

Причина отказа местных священослужителей освятить храм.

К статье, храм «Света Петка Българска».

Отличная от устоявшихся церковных канонов, непривычная роспись храма в Рупите, явилась поводом для резко негативной реакции со стороны некоторых болгарских священослужителей, которые категорически отказались освящать построенный Вангой храм.

И это решение болгарских священослужителей, после смерти Ванги, спровоцировало в средствах массовой информации пиар-компанию по демонизации образа умершей Ванги .

Между тем, согласно существующему народному поверью, люди обязаны уважительно относиться к умершим. «О мертвых или хорошо, или ничего, или только правду» - гласит народная мудрость. Говорят, что душа человека, нарущившего эту заповедь, после смерти не находит себе места в мире мертвых, к которому при жизни, этот человек проявил неуважение.

Лукавое решение болгарских священослужителей не освящать храм Ванги, имело совсем другую подоплеку.В своей книге «Ванга», племянница Ванги Красимира Стоянова пишет, что конфликт между провидицей и местными священниками существовал давно. И болгарские священослужители, боявшиеся при жизни возражать пророчице, которая видела их внутреннюю сущность насквозь, нашли способ отомстить Ванге незадолго до ее смерти.Вот что пишет Красимира Стоянова: «Ванга была избрана Небом. Моя тетя была верующая и добродетельная, высоконравственная и скромная женщина. Она соблюдала все каноны православной веры, много молилась, с радостью посещала церкви и монастыри. И всегда и везде призывала людей к вере в Бога! Что касается служителей церкви, то по отношению к Ванге они уже тогда применяли двойные стандарты. Официально они ее не признавали, но священники, даже митрополиты, приезжали к моей тете и спрашивали о своих личных делах. И она всегда им говорила правду, даже нелицеприятную» .

Ванга никогда не делала людям зла и учила делать только добро. И мне не удалось найти ни одного свидетельства, даже среди ее недругов, о том, что Ванга, хотя бы одному человеку причинила зло. Вот что о Ванге рассказывает ее крестница Венетта Шарова.

Свидетельство крестницы Ванги Венетты Шаровой.

«Тетя Ванга была мне как мама. В 16 лет я, как многие, пришла к ней на прием. Стою в коридоре, жду. Она вышла и указала на меня - заходи. Так мы познакомились…

Сначала просто дружили, а потом я начала помогать ей по хозяйству, была рядом до последнего дня. Она всегда меня учила: не надо злиться, если кто-то сделает тебе плохо, оставь его. Пусть он отвечает за все свои ошибки. А ты, что бы ни случалось, всегда добро делай. Она ведь не только рассказывала людям про их болезни, про то, разрешатся ли проблемы, но и учила любить, быть смиренными .

Храм в Рупите - давняя мечта Ванги.

Ванга всю жизнь мечтала построить храм в Рупите, но мешала бедность. Она всегда принимала посетителей бесплатно, и только в 1967 году, по постановлению правительства Болгарии, визит к болгарской пророчице стал платным. Для граждан из социалистических республик визит стоил 122 рубля, а для посетителей из капиталистических стран - 50 долларов. И только после этого у Ванги появилась возможность заработать деньги на постройку храма в Рупите.

Вот что об этом пишет Венетта Шарова: «Ванга мечтала построить храм в селе Рупите, где мы жили. Все переживала - не успеет. Строила на свои заработанные, а чтоб деньги были, принимала без перерыва и днем, и ночью. Бывает, начнет в девять утра, а заканчивает за полночь. По экстренным случаям могла всю ночь работать. Когда в августе 1992-го началось строительство храма, тетя Ванга была такая счастливая! Сама командовала строительством, говорила рабочим, что и как надо делать.

Когда ставили купол, она сидела на своей любимой скамейке напротив храма, склоняла голову то влево, то вправо и просила поставить купол «немножко в другую сторону, чтобы он стоял прямо». «Как вы видите все это?» - спрашивали ее строители. А тетя отвечала: «Мне глаза не нужны».

Например, после окончания строительства болгарский художник Светлин Русев начал рисовать лики святых для внутреннего убранства храма. Тетя каждый вечер спрашивала его, что он сделал за день, и что будет делать завтра. Единственный портрет Ванги в этом храме, Русев также рисовал по ее указаниям . Она часто повторяла, что храм для нее стал вторым домом. Люди перед приемом шли туда, приносили цветы, зажигали свечки.

Когда тетя заболела, я все время была возле нее, она знала, что умрет, и все повторяла: «Ухожу». Последние месяцы Ванга не вставала с кровати, я за ней ухаживала. А когда стало понятно, что не могу дать ей нужную заботу, ее отвезли в Софийскую больницу. Через несколько дней после того, как тети не стало, ее тело привезли в храм. Помню, я касалась ее рук и чувствовала тепло. А в ночь похорон Ванга приходила ко мне во сне. Она вышла из гроба, держа в руках волосы, и почему-то говорила: «Вы сожгли мои волосы!»

Для меня она все еще жива. Когда чувствую, что мне ее не хватает, прихожу на могилу, разговариваю с ней, и тоска сменяется легкостью».

Символика храма.

Скорбная символика росписи храма Ванги не противоречит никаким христианским ценностям, и, по-видимому, является всего лишь ее собственным видением будущих событий, связанных с грядущим «концом света». Но это требует некоторого дополнительного пояснения.

Христианское вероучение является космической религией, и иконостас любой церкви, это всего лишь многоликая символика Ноева потопа и предстоящего «конца света», о чем, обладавшая даром ясновидения, Ванга, несомненно, знала.

В своей книге «Пятое измерение», я уже писал о том, что каждый год, вместе со своими близкими, Ванга отмечала день, когда в Рупите произошла космическая катастрофа и извержение вулкана, во время которого погибло много местных жителей.

Давайте вспомним эту цитату из книги Красимиры Стояновой: «Ежегодно, 15 октября, когда на церковном календаре значится Петров день , Ванга собирает у себя гостей. За скромной трапезой сидят соседи, друзья, знакомые. Трапеза тихая, без возлияний и торжественных речей. …

Вот что рассказывала Ванга: " В этот же день, тысячу лет тому назад, здесь произошло сильное извержение вулкана. Потоки лавы залили большой и богатый город, в огне погибли тысячи людей .

А люди, которые жили здесь, были высокими и статными, очень красивыми, одевались в белые одежды, отливающие металлическим блеском. В городе были театры и библиотеки, более других благ его граждане ценили просвещенность, глубоко чтили мудрость, чувствовали себя на равных даже с царями. Через город протекала голубая река, она несла свои воды по дну, устланному золотым песком. В этой реке крестили новорожденных, и дети росли здоровыми, постепенно превращались в молодых людей, крепких телом и здоровых духом... Главные городские врата были украшены златокрылыми грифонами - покровителями города . Неподалеку высились три больших храма: Святой Петки , Святой Богородицы и Святого Пантелеймона. Земные раскаленные бездны дышат и сейчас, их дыханием согрета минеральная вода. Прислушайтесь, вы непременно услышите вздохи давно погибших людей. И вот я смею просить вас, моих гостей: пока будем живы, станем поминать тихой молитвой всех, погибших так внезапно, во цвете и величии радостной земной жизни. Им ли следовало умереть? И не скрыт ли здесь глубокий провидческий смысл?»

Провидческий смысл был скрыт Вангой в тайной символике построенного ею храма. Ведь 15 октября отмечается не только Петров день (от греч. Петр - (небесный) камень). Болгарская церковь и балканские страны накануне этого дня отмечают праздник Святой Параскевы (Святой Пятницы, или праздник Света Петка ). А потому об этом празднике мы обязаны сказать несколько слов.

Света Петка Българска.

Праздник Света Петка Българска, или Параскевы Сербской, является одним из самых почитаемых на Балканах. У этого праздника в разных странах имеются и другие названия: Параскева Пятница, Тырновская пятница, Болгарская пятница, Молдавская пятница, или просто Света Петка - «Святая пятница».

Память Параскевы Сербской отмечается Православной церковью 30 августа и 14 (27) октября . Это канун праздника Параскевы Ионийской, или Святой Параскевы Пятницы (от греч. Παρασκευ - «канун праздника, пятница»), который празднуется Православной церковью 15 (28) октября.

Праздник Параскевы Пятницы отмечается в честь православной святой, прославившейся своим аскетизмом. И Ванга знала, что одновременно этот праздник является и днем памяти космической катастрофы. Этомуне стоит удивляться, ибо христианство - космическая религия, и я уже писал о том, что многие знаковые космические катастрофы в церковном календаре, обозначаются именами христианских святых .

Местоположение Рупите.

Окруженное горами селение Рупите, расположено в Петрическо-Санданской котловине, на месте кратера бывшего вулкана Кожух . Считается, что возраст кратера более тысячи лет , но на его склонах до сих пор имеются горячие серные (до +75 градусов Цельсия) геотермальные источники. Из-за них даже зимой температура в Рупите выше, чем в окрестных селениях. На эти целебные источники ежегодно приезжают тысячи людей.

Ванга неоднократно говорила, что в Рупите находится очаг мощной космической энергии, которая давала ей силы . И благодаря этой энергии, она до самой своей смерти занималась целительством больных, а также служила утешением и пророчицей для обращавшихся к ней посетителей.

Но она всегда тщательно избегала озвучивать плохие пророчества, при этом было безразлично, касалось ли это жизни отдельного человека, государства, или стихийных бедствий Земли . Очевидцы из ее близкого окружения, свидетельствуют, что перед освящением храма, Ванга очень боялась войти в транс, чтобы в этом бесконтрольном состоянии, случайно, раньше времени, не выдать тайну странной символики храма и цели его постройки .

О «пупе Земли» в окрестностях Рупите.

Кратер в Рупите.

Патомский кратер.

В книге «Пятое измерение» я уже писал о том, что кроме потухшего вулкана, в Рупите имеется еще один кратер, так называемый («пуп Земли»), который является формацией, образовавшейся на месте космического электроразрядного взрыва. По неизвестной нам причине, именно на таких местах у древних пророков и сивилл наиболее ярко проявлялся дар пророчества. Несложно понять, что с этим кратером, оказался связан и удивительный феномен ясновидения Ванги, который наиболее ярко проявлялся именно в Рупите . Для тех, кто не знаком с моими предыдущими книгами, должен сообщить, что кратер в Рупите, как две капли воды, похож на Патомский кратер , образовавшийся после электроразрядного взрыва осколка Тунгусского тела. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить фотографии этих кратеров.

Причина строительства храма в Рупите.

Вот что об этом месте, и о причине строительства храма, пишет Красимира Стоянова: «… Мне запомнился еще один рассказ о тех временах. Ванга помнит, старые люди рассказывали, что еще их деды видели огромный огненный столб на холме» . По их мнению, на этом месте опять же во время турецкого рабства были зарезаны пятнадцать мучеников, защитников христианской веры. Тогда там был храм Святого Георгия Победоносца , но турки разрушили его до основания . Ванга рассказывает, что в 1941 году ей явился огромный храм , поддерживаемый пятнадцатью святыми-офицерами. Кто они, и откуда пришли? Когда позже произвели раскопки, то на этом месте обнаружили колонны бывшего храма Святого Георгия. А потом граждане Струмицы построили большую церковь, которую назвали "Пятнадцать святых мучеников струмицких". Но открытие церкви Святого Георгия впереди. Сама Ванга все еще живет желанием открыть этот храм, потому что слышит "голос", который говорит: "Приходи и открой ворота. Они железные и тяжелые, но за ними яркий свет " . Жалея людей, Ванга не хотела прежде времени раскрывать тайную причину строительства своего храма. А потому у нас есть необходимость дополнить свой рассказ.

Крест - как символ космической катастрофы.

Крест.

На противоположной от храма стороне котловины, по желанию Ванги, был выложен огромный крест, в виде ступенек, ведущих к его вершине. В религиозной мифологии крест является обозначением эпицентра космической катастрофы, и надо полагать, что таким нехитрым образом, Ванга обозначила эпицентр одного из космических взрывов будущей космической катастрофы. И здесь нам необходимо дать еще немного дополнительной информации. Отличным способом развлечься ночью являются секс знакомства в Тюмени которые удивят вас новыми и незабываемыми ощущениями.

Пророчество Серафима Саровского.

Жалея психику людей, Ванга избегала говорить о тайнах, связанных с «концом света», и никогда не называла дату этого бедствия. Но в разные годы, находясь в состоянии неконтролируемого транса, она оставила несколько свидетельств об этом ужасном бедствии: « Однажды этот мир закончится, но край наступит не скоро. Не бойтесь! Живите в согласии и помогайте друг другу. Жить в страхе - это не жизнь. А написанное на небесах, человек изменить не может. Рано или поздно оно случается».

… «Землетрясения, пожары, наводнения, ураганы. От этого много народа погибнет. Со всех сторон будут воевать. Домашних животных не будет, деревья будут уничтожены, … . Люди будут ходить голышом и босиком - не будет ничего поесть, ни отопления, ни освещения».

Знаменитый русский провидец и святой, старец Серафим Саровский, в одном из своих пророчеств, говорил, что когда наступит время тяжелых испытаний и хаоса, немногие выжившие, найдут спасение в его саровской обители . В дополнение к этому, следует сказать и о том, что в христианском вероучении, все монастыри и храмы являются объектами двойного назначения, и во время предстоящего «конца света», предназначены служить островками безопасности для людей, чудом выживших в огне космической катастрофы . Проведя напрашивающуюся параллель, можно полагать, что странная роспись на стенах и входе в храм Ванги, изображает скорбящих людей, которые найдут приют в храме Ванги в тяжелые дни грядущей космической катастрофы. Лица этих людей, по-видимому, и попросила изобразить Ванга на стенах храма в Рупите. То есть Ванга построила свой храм, как еще один островком безопасности, дающий людям надежду на спасение. Так «что же удивительного в очах Ваших?»

Храм.

При жизни Ванги тысячи туристов и паломников ездили в Болгарию, специально, чтобы повидаться с Вангой. Она старалась принять и утешить всех, кто нуждался в ее помощи. Ее удивительные пророчества, так и не были осмыслены при ее жизни. И науке еще предстоит изучить этот странный мир, в котором души умерших, способны рассказать нам о прошлом и будущем мира живых. В этом мире нет лжи и временных рамок, и не каждому дано свидетельствовать о нем людям. И мы, должны быть благодарны Ванге, взявшей на себя труд, рассказать об этом удивительном мире людям. Ведь наши сведения об этом, находящимся за гранью реального, потустороннем знании, настолько малы, что мы вынуждены поставить его мерилом нашей веры и нашего чудовищного мракобесия .

Иногда в СМИ появляется ложная информация о том, что Болгарская Православная Церковь причислила Вангу к лику святых. Это утверждение не соответствует действительности. Вот официальный ответ нашему сайту «Суеверие.нет», полученный из Болгарии:

Прот. Василий Шаган, настоятель храма св. Архангела Михаила в г. Варна, Болгария:

Болгарская Православная Церковь не собирается канонизировать Бабу Вангу. Я даже не слышал о таком движении в нашей Церкви. Если и есть нечто подобное, то это, я предполагаю, кучка каких-то ярых представителей культа Ванги. Она действительно построила на свои средства храм, который расписан одним из известных болгарских художников. Но он явно впервые пробовал себя в церковной живописи, от чего получилось нечто ужасное, в прямом смысле этого слова.

Можно подтвердить эту информацию в Москве, на подворье Болгарского патриархата:

Храм Успения Богородицы в Гончарах

Гончарная ул., 29, т. 915-62-88 М.»Таганская»

Настоятель подворья архимандрит Борис (Добрев), архимандрит Трифон (Кревский), иерей Сергий Рзнянин, иерей Михаил Авраменко. Богослужение ежедн.. Литургия в 8 ч., по праздн. и воскр. Литургия в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч.

Настоятель Болгарского подворья в Москве архимандрит Гавриил (журнал «Дружба» («Россияне»), № 6 за 1990 год):

Во-первых, прорицания Вангелии далеко не всегда верны. Например, в предсказаниях моим родственникам она ошиблась. А во-вторых, Болгарская Церковь вовсе не утверждает, что дар Ванги от Бога. Он вполне может быть подобен тому, каким обладала рабыня, упоминаемая в «Деяниях святых Апостолов».

Вы, конечно, помните, что в одном из городов Македонии за Павлом и его учениками несколько дней подряд ходила служанка, одержимая духом прорицания. Она не переставала кричать: «Сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Вроде бы чего страшного в соответствующих истине словах? Но Апостол, распознав их дух, пресек это славословие врага, вещающего ее устами, ибо враг что и делает, на первый взгляд, полезного для человека, то непременно с пагубной целью. Изгнал Апостол из нее этого духа, и она тотчас лишилась дара прорицания.

Правда, среди прочих даров Духа святой Павел упоминает и о даре пророческом. Такой ниспосылается некоторым святым. Но они, зная волю Божию, никогда не открывали людям о их судьбе все и вся, а только духовно полезное, спасительное на трудном пути людском.

Священник Дионисий Свечников:

Церковь отрицательно относится к деятельности Ванги. Ванга никогда не имела ничего общего с Богом, а ее предсказания не имели ничего общего с Божественными откровениями. Хочу для достоверности моих слов привести пару примеров из книги племянницы Ванги Касимиры Стояновой «Правда о Ванге», которые дают понять, что болгарская целительница находилась в непосредственном контакте с нечистыми духами. Вот отрывок рассказа Касимиры из этой книги: «Я помню день, когда мне исполнилось 16 лет. Помню именно потому, что после ужина в нашем домике в Петриче Ванга вдруг начала говорить, обращаясь именно ко мне. И это уже была совсем не она, и голос совсем другого человека слышала я: «Ты всегда, каждую секунду на виду у нас». А после рассказала мне все, чем я занималась на протяжении всего дня… Я онемела. А после спросила тетку, зачем она все это сказала? Ванга удивилась: «Я тебе ничего не говорила». Но когда я повторила все только что услышанное из ее уст, она тихо молвила: «То не я, то другие, которые находятся всегда возле меня. Одних я для себя называю «маленькие силы»,именно они рассказывали через меня тебе о твоем дне, а есть еще «большие силы». Когда они начинают говорить мне, вернее через меня, я теряю много энергии, мне становится плохо, я долго пребываю в унынии». Как можно видеть из этого отрывка, откровения Ванги есть ничто иное, как одержимость злыми духами. И, уж конечно, от общения с ангелами не может появиться чувства уныния. Вот еще один пример, взятый из той же книги, из которого мы видим, что Ванга находилась в контакте с демонами не низшего порядка: «Узнав о приближающемся бедствии, бедная моя тетя бледнеет, падает в обморок, с уст ее слетают бессвязные слова, а голос в такие моменты не имеет ничего общего с ее обычным голосом. Он очень сильный, ничего общего с повседневным словарем Ванги не имеющий… Будто бы некий разум вселяется в нее, чтобы сообщить о судьбоносных событиях. Его она называет «большая сила» или «большой дух». Думаю, не стоит говорить, кого Ванга называла «большими духами».

Думаю, всей этой информации достаточно для того, чтобы Вы определили свое отношение к Ванге.

В 1994 году на средства Ванги по проекту болгарского архитектора Светлина Русева в селе Рупите была построена часовня Святой Параскевы. Часовня не была освящена Болгарской Православной Церковью, поэтому про здание просто говорят «храм», не уточняя его принадлежность.

Фотографии храма, построенного Вангой и её слова.

«Эту Церковь я вижу с 1941 года, с 6 апреля, и по сию пору. И говорю себе: вот моя дочка, вот мой сынок, моя слава, это - все для меня…»

Я сказала, что сегодня четырнадцатое (14 октября, день освящения храма. - Ред.,), а Церковь пустая, и меня парализовало. Не могла шевельнуть ногой, тело ниже пояса словно одеревенело. И я испугалась. Почему в ногах не было силы, и я не могла стоять? Я это пережила. Сказала, что церковь будет готова к этому дню. Ты себе гараж не можешь построить, а я с Божьей помощью церковь воздвигла!

Господи, Господи! В Петриче не нашлось никого, кто дал бы хоть 200 или 1000 левов. Никто ни копейки не дал. А сейчас распространяют слухи, будто деньги краденые. Да у меня документы в порядке, вот они, целая куча бумаг, все до копейки записано. Ладно, пусть ругаются, ведь все зло из-за денег, из-за этих проклятых денег.

Я ли - церковь, или же церковь - это Ванга, или я - Ванга-церковь, в любом случае храм выигрывает. Рано утром, когда иду в церковь, там уже дожидаются не меньше ста душ. Они уже помолились, свечки зажгли, по пять левов дали. И, уходя, говорят: «Мы поставили свечу и за твое здравие». Почему? Чтобы ты была жива-здорова, говорят. Приезжают и из Америки, и из других держав, сколько их - точно не скажу…»



15 лет прошло со дня смерти болгарской ясновидящей Ванги. Можно было бы не обращать внимания на ажиотаж вокруг этой даты в светских СМИ, но в прошедшей по НТВ передаче «Русские сенсации» Ванга показана в окружении духовенства, во время крестин. Более того, еще при жизни она на свои деньги пострила в Рупите, где жила, храм в честь святой Петки. Многие нецерковные люди сравнивают ее с блаженной Матроной Московской. В чем принципиальное отличие между ними и как относится к Ванге Болгарская Православная Церковь?


«Я все сделала, чтобы найти мужа: и к Матронушке ездила, и к Ксении Петербуржской, молитву Николаю Угоднику читала, и ленточки на дерево счастья привязывала, чтоб желание сбылось. Но пока в девках». Не секрет, что в обращении к народным святым немало язычества. И далеко не для всех обращение к ним становится дорогой к храму. Почему же святые не отказывают? Помогают не только спасать душу, но и купить квартиру, исцелиться от болезни, выйти замуж, несмотря на «дерево счастья»? Рассуждает иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии


30 миллиардов долларов тратят ежегодно россияне на колдунов и экстрасенсов, 2/3 женщин в нашей стране обращались к гадалкам. Действительно ли существует магическое воздействие, или это приемы шарлатанов и чем вредно обращение к магии, рассказывает иеромонах Иов (ГУМЕРОВ)


Дьявол, используя доверчивость человека к совпадениям, подстраивает ситуации таким образом, чтобы отдалить его от Бога, заставить поверить в приметы, в суеверия, во что угодно, но вне Бога. Почему взрослые люди боятся черных кошек, чем отличается суеверие от благочестивой традиции и что ждет тех, кто не верит в плохие приметы мы спросили у специалистов


Под видом семейного праздника неоязычники пытались устроить в центре города религиозное действие. Сама по себе организация торжеств во время Поста чувства верующих не оскорбляет, – отмечают представители Церкви.


Что было бы, если бы киевский князь Владимир не крестил Русь в самом конце X века? Ответ на этот вопрос ищут уже несколько столетий. Свою попытку реконструкции предлагает Андрей ЗАЙЦЕВ


Российский телезритель должен испытать ностальгию: на Российском телевидении опять выступают маги. Теперь место приснопамятного Кашпировского занял его израильский коллега Ури Геллер. Как будто и не было 20 лет активного воцерковления страны!


Каждый из нас как-то постился: кто-то на протяжение всего Рождественского поста, кто-то только последнюю неделю, некоторых должно быть не хватило и на это. Как не смущаться когда мы видим людей, которые постятся не так строго, как мы. Отвечает Протоиерей Федор БОРОДИН


Заповедь «возлюбить ближнего» порой кажется совершено невыполнимой. Ведь в мире столько людей, творящих беззаконие! Однако Господь заповедал любить всех. Как же стать по-настоящему любящим и милосердным? Практические и духовные советы дает духовник Московской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово, протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ


О чем мы просим Бога на молебне, из чего состоит это богослужение, почему можно подать записку «О здравии», но лучше присутствовать на молебне, рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН


Из паломничеств, например с могил святых, с горы Афон и т. д., люди любят привозить «земельку». Это тоже считается святыней? У такой «земельки» есть какое-то «практическое» значение, и вообще, в чем ее сокровенный смысл для человека?


Мне часто делали замечания, что я прикладываюсь неправильно, не так кланяюсь перед мощами, но как правильно, не объясняли. Сама я видела много вариантов: некоторые прикладываются троекратно, кто-то - только к ногам и голове. А в Страстную пятницу на Плащанице лежит Евангелие, рекомендуют прикладываться только к нему


От чудотворных и мироточивых икон я привозила маленькие репродукции с ваткой мира. Со временем миро подсыхает, помазываться уже не получается. Что делать с ваткой? И куда девать старую продукцию с религиозной символикой: например, журналы, календари, бумажные репродукции икон, бутылочки из-под святого масла и воды?

Е сли Ванга была не православной, почему же храм, который она построила, был освящен? Почему целый ряд священнослужителей имел с ней общение? Еще при жизни она на свои деньги пострила в Рупите, где жила, храм в честь святой Петки. Многие нецерковные люди сравнивают ее с блаженной Матроной Московской. В чем принципиальное отличие между ними и как относится к Ванге Болгарская Православная Церковь?

На фото: иконостас храма, построенного Вангой, рядом с иконостасом висит и "икона" самой Ванги, написанная в том же стиле.

Иеромонах Виссарион, насельник Зографского монастыря во имя великомученика Георгия на Афоне:

Действительно, очень многие болгары уверены в святости Ванги. За 45 лет социализма люди настолько отдалились от веры, что не отличают Божье от бесовского. Это трагедия болгарского общества. И огромной ошибкой я считаю освящение построенного Вангой храма. Принять его за православный может только человек, не знающий ни канонов, ни Предания, не понимающий духа христианства. Иконы в нем я не могу назвать даже живописью – это мертвопись. Над престолом висит портрет Ванги, на котором она благословляет, как священник. Трудно представить большее кощунство. Женщина вообще не может так благословлять – исключение в иконописи делается для Богородицы, и то нечасто.

Митрополит Неврокопский Нафанаил понимал это. Сохранилась видеозапись, где он прямо говорит Ванге, что храм этот противоречит канонам и освящать его нельзя, а Ванга в ответ презрительно отзывается о канонах. Почему же в итоге владыка освятил его? Могу только догадываться. Тогда, в 1994 году, в Болгарской Православной Церкви был раскол, почти все власти и СМИ поддерживали раскольников, о Священном Синоде говорили и писали враждебно. Наверное, многочисленные почитатели Ванги шантажировали митрополита, грозились уйти к раскольникам, если он откажется освятить храм. Думаю, он пошел на компромисс в надежде, что эти люди медленно пойдут в Православие.

Один священник из Неврокопской епархии, присутствовавший на освящении, рассказывал мне, что у некоторых непосредственных участников (иерея Валентина Ноцкова, диакона Орлина Андреева) во время освящения сильно разболелась голова. Бог давал знаки, что это не Его волю они выполняют, а человеческую. Но еще святой Афанасий Великий говорил, что мы обязаны служить не времени, а Богу. Нельзя идти против Предания. Естественно, надежды митрополита не сбылись – не пришли почитатели Вангы к вере. Он каноничный митрополит, я уважаю его сан, но тот поступок считаю ошибкой, о чем неоднократно говорил и писал.

Несколько месяцев назад я издал свою магистерскую диссертацию: «Ванга. Портрет одной современной колдуньи». Многие истории, рассказанные там о Ванге, я вычитал в книгах ее сторонников и последователей. Например, швея-модистка Эмилия Адамова описывает такой случай: «Когда мы с братом пришли к ней, Ванга осуществила такой сильный контакт с нашей умершей матерью, что говорила ее словами и ее голосом около часа». Естественно, Ванге неоткуда было знать прошлое незнакомых людей. Знали бесы, они и заставили Вангу говорить чужим голосом. Адамова, как и многие другие почитатели и последователи Ванги, рассказывает об этом с восхищением, так как не понимает, что ее кумир общалась с бесами.

И таких случаев немало – часто она и мужскими голосами говорила (например, когда тяжело заболела и врачи уже не могли ей помочь). А один мой друг видел, как в монастыре недалеко от Петрича Ванга не могла поклониться иконе Божией Матери. Он предложил ей помощь – до иконы было метров пять, но она сказала, что устала. Тогда они с еще одним паломником попробовали поднести ее к иконе, и Ванга закричала не своим голосом: «Сила меня оставит».

Когда вышла моя книга, митрополит Пловдивский Николай пригласил меня в свою епархию, поблагодарил за книгу, сказал, что давно пора было обличить эту колдунью. Также поддержали меня митрополит Ловечский Гавриил, митрополит Варненский Кирилл. Все эти уважаемые архиереи единодушны во мнении, что Ванга не святая, а сатанинский феномен. Надеюсь, что в скором времени Священный Синод Болгарской Церкви выразит официальное отношение Церкви к Ванге. Но борьба только начинается. Увы, авторитет Церкви в болгарском обществе не так высок, как был в прошлом. Люди замечают человеческие немощи священников и епископов, а духовного смысла Церкви не понимают. Многие из них считают Вангу святой, и их сегодня слышат лучше, чем нас.

Знаю, что и в России многие считают Вангу святой. Как можно на родине таких великих святых, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Оптинские старцы, поклоняться лжесвятым колдунам? Но ничего не поделаешь – оккультизм быстро отравляет сознание современного человека. Поэтому мы перевели мою книгу на русский язык, уже издали небольшим тиражом, и скоро ее можно будет приобрести в Киево-Печерской лавре. В России уже некоторые издательства тоже заинтересовались книгой.

Александр Дворкин, завкафедрой сектоведения ПСТГУ:

Я уже писал в «Афонских рассказах» о митрополите Неврокопском Нафанаиле (Ванга проживала на территории Неврокопской епархии), как незадолго до смерти Ванги к владыке пришли посланцы от нее и передали, что Ванга нуждается в его совете и просит приехать к ней. Через несколько дней митрополит Нафанаил приехал и вошел в комнату Ванги. В руках он держал крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было много народу, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в дверь, и уж точно не могла знать, кто это. Вдруг она прервалась и изменившимся – низким, хриплым – голосом с усилием проговорила: «Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!» «Что «это»»? – спросили у Ванги ошеломленные окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!» – вопила старуха, суча ногами и раскачиваясь. Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал.

Ванга была колдуньей, контактировала с темными силами. При жизни она, как любой человек могла покаяться, и именно на это надеялся митрополит Нафанаил, откликнувшись на ее просьбу. Но, увы, не покаялась, и, естественно, Болгарская Православная Церковь относится к ней отрицательно. Самой же ведьме очень хотелось показать свою связь с Православием, так как таким образом она рассчитывала привлечь новых «клиентов». Для этого и храм построила на территории своего поместья, но если внимательно посмотреть, его трудно назвать православным. Какие-то внешние формы соблюдены, но иконы ужасные, архитектура чудовищная, все
грубо, аляповато, и вообще все построено вокруг Ванги. Поддерживали ее раскольнические или откровенно сектантские псевдоправославные группировки. Нарядиться в рясу может каждый, но от этого он не станет священником.

Ну а что она была у кого-то крестной, так бытовое православие, в котором соблюдаются лишь какие-то внешние формы, без связи с содержанием, а иногда и вопреки ему, в Болгарии распространено еще больше, чем в России. У нас тоже иногда крестными становятся некрещеные люди – нецерковные родители приглашают в кумовья своих друзей, даже не интересуясь, крещены ли они. В Болгарии часто происходит то же самое.

А вот что общего между Вангой и блаженной Матроной Московской, я не понимаю. Слепота? Так и Гомер был слеп. И венецианский дож Энрико Дондоло тоже ничего не видел. Тем не менее сумел привести 4-й крестовый поход к стенам Константинополя и руководил предательским взятием византийской столицы, невиданным грабежом и надругательством над ее святынями. Ванга открыто занималась колдовством, говорила об особом даре, который появился у нее после черепно-мозговой травмы, брала деньги за прием. Это был хорошо поставленный и отработанный бизнес, на котором наживалось немало людей – все окружение болгарской колдуньи. Блаженная Матрона лежала парализованная, смиренно несла свой крест и молилась Бог за людей, которые ее об этом просили.

Нескучный сад