Главная · Боль в деснах · Фгос до логопед что изменилось. Рабочая программа логопеда на логопункте в доу по фгос

Фгос до логопед что изменилось. Рабочая программа логопеда на логопункте в доу по фгос

Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть.
Паскаль Блез

Речь, что это? Для чего она нам нужна? Многие поколения мучают эти вопросы.

По мнению многих ученных, речь – это важнейшая коммуникативная функция человека.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения начинает свое развитие в дошкольном детстве. Путь, который родившийся ребенок проходит в свои первые годы жизни — уникален. Ребёнку нужна речь для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется, пополняется в общении с окружающими, а в дошкольном учреждении педагоги проводят специальные занятия по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладевая речью психика малыша перестраивается, позволяя ему воспринимать явления более осознанно и самостоятельно.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – первое и самое важное звено в общей системе народного образования. Овладение ребенком родным языком — это самые важные знаниями в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития для современного дошкольного образования, является общей основой воспитания и обучения детей.

Согласно введенному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие детей включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Цель работы воспитателя в ДОУ в образовательной области «Речевое развитие» — это становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Для осуществления этой цели воспитатель помогает ребенку с помощью решения следующих задач во всех возрастных группах:

  • освоение и развитие звуковой культуры речи,
  • развитие и пополнение словаря,
  • освоение грамматически правильной речи,
  • развитие связной речи,
  • подготовка к обучению грамоте.

Для построения всего образовательного процесса детского сада, педагог основывается на соответствующих возрасту формах работы. Воспитатель имеет право выбрать ее самостоятельно. При выборе форм необходимо обратить внимание на состав воспитанников, оснащенности ДОУ, культурных и региональных особенностей, специфики и методов ДОУ и творческого подхода педагога.

Основными формами работы ДОУ в образовательной области «Развитии речи» выделяются:

  • игра;
  • образовательная ситуация;
  • ситуация общения;
  • специально планируемая ситуация общения.

Главной формой работы по развитию речи детей ДОУ это игра, которая побуждает детей к вступлению в общение и является мотивом к коммуникативной деятельности.

Автор Бизикова О.А. предложила игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Поручение», «Кто кого запутает», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

Следующая форма работы по развитию речи детей ДОУ является образовательная ситуация. Под термином «образовательная ситуация» понимается участие небольшой подгруппы детей (от 3 до 8 человек). В образовательном процессе можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.

А. Г. Арушанова считает, что одну из форм речевого развития для детей является сценарий игры, который активизирует общение детей, тем самым развивая их игровое (диалогическое) общение. К этой форме относятся разговоры с детьми, подвижные, народные, дидактические игры, инсценировки, драматизации и т.д.

Следующая форма работы по развитию речи детей ДОУ является «ситуация общения». Под термином «ситуация общения» понимается специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. В зависимости от поставленной речевой задачи ситуации общения бывают вербально оценочными, лексическими, коллизийными, прогностическими, описательными.

Еще одна из форм работы по развитию речи детей ДОУ является «специально планируемая ситуация общения». К ним относятся игры-викторины такие как «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности), «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок).

Многие авторы, такие как Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, выделяют проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Для реализации образовательной области «Речевое развитие» можно использовать метод проектов. Цель и задачи которого носят направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО: «Как рождается книга» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта - авторские детские книги сказок, загадок, лимериков); «Лучше сам или все вместе?» (цель: развитие регуляционно-коммуникативных умений (совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнеров по деятельности); «Спор хороший и плохой» (цель: освоение этикета убеждения и спора).

Таким образом, различные формы работы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

  • дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
  • обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
  • педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Логопедическое сопровождение МБДОУ в условиях ФГОС ДОУ.

В последнее годы увеличился процент плохо говорящих детей. Это связано с многими причинами, такими как эндогенные и экзогенные факторы.

Цель работы учителя — логопеда ДОУ — это своевременное выявление нарушений устной речи и оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения, в освоении ими образовательных программ.

Во ФГОС ДОУ говорится о вариативности содержания образовательных программ. Организация ДОУ самостоятельно с учётом Примерных программ ДОО разрабатывает и утверждает Образовательная программу ДОУ, определяет объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Каждый учитель — логопед при переходе на ФГОС ДО продумывает свои формы работы, приёмы, методы, средства сотрудничества детей и взрослых для формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) при переходе на школьный уровень образования, а так же учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

Учитель – логопед при переходе на ФГОС ДО должен обратить внимание на создание условий развития ребёнка, открывающихся возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей; на создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.

Новым для ФГОС ДО является понятие «образовательная среда». Внешние, социальные компоненты образовательной среды определяют и влияют на развитие личности ребёнка. Внутренние компоненты образовательной среды предполагают понимание ребёнком своего места в социальных отношениях со сверстниками и с взрослыми, вырабатывают отношение ребёнка к окружающей действительности.

В ФГОС ДО выделено пять образовательных областей. Для работы учителя — логопеда эти направления развития идут параллельно.

Для социально-коммуникативного развития ребёнка нужно привести к тому, чтобы он умел общаться, договариваться, обосновывать отстаивать свою точку зрения.

Для познавательного развития нужно чтобы ребенок много знал и был развит.

Для речевого развития нужно чтобы ребенок смог выразить свои мысли.

Для художественно-эстетического развития нужно чтобы ребенок видел красоту окружающего мира.

Для физического развития нужно чтобы ребенок был здоровым, имел развитую артикуляционную, мелкую и общую моторику.

ФГОС определяет Программу ДОУ как программу психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей. Для учителя — логопеда это может означать снятие регламентированных временных рамок для устранения речевого дефекта. Теперь, опираясь на ФГОС ДО, можно работать с ребёнком столько, сколько необходимо для устранения выявленного речевого нарушения.

Учитель-логопед:
Буцан Анна Сергеевна
МБДОУ «Аленка»
МБОУ Крулянская СОШ
Ростовская область, Азовский район,
С. Крулое




Доклад

Роль учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Подготовила учитель – логопед

высшей квалификационной категории

МАДОУ «ЦРР – детский сад № 6 г. Шебекино

Гулина Л.В.

2014
ФГОС дошкольного образования разработан и утверждён советом впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Стандарт утверждает основные принципы: поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Стандарт утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Стандарт преследует следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает задачи: обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре Программы; к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.

Цель коррекционно – логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.

Раздел Программы «Содержание коррекционной работы» входит в обязательную часть Программы, поэтому объём раздела «Содержание коррекционной работы» рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, со спецификой дошкольного образования, реализуется в группах компенсирующей или комбинированной направленности, построен в соответствии с режимом пребывания детей в образовательном учреждении, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности и рассчитан на 2 года обучения и воспитания детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи: первый год обучения – 5-6 лет, второй год обучения - 6-7 лет, в основе которого положена «Программа коррекционного обучения и воспитания детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и методические разработки других авторов.

На сегодняшний момент существует достаточное количество методик и методов для обследования речи ребёнка-дошкольника. Это пособие по диагностике речевых нарушений под редакцией Г.В. Чиркиной «Методы обследования речи детей» и практическое пособие Филичевой и Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», в котором имеется глава «Изучение детей с общим недоразвитием речи». Также существуют: «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова, где тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет; «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями», авторы Кабанова Т.В., Домнина О.В.; «Методика диагностики языковой способности (для детей 3-7 лет)» Микляевой Н.В.; для раннего выявления интеллектуального развития существует методика Стребелевой Е.А. «Ранняя диагностика умственного развития». Сюда относятся различные авторские методики (например: «Методика обследования речевого развития старших дошкольников» Хваловой В.В..), нейропсихологические методы диагностики речи (к примеру, Фотековой Т.А. и Т.В. Ахутиной).

Так какова же роль учителя-логопеда в процессе введения ФГОС нового поколения?

Что делать, чтобы не оказаться в стороне от инновационных процессов?

Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы: работа с литературой по своей специальности, просматривание сайтов для изучения и обмена опытом, посещение курсов и изучение нормативных документов. Также учитель-логопед должен периодически осваивать новые образовательные программы профессиональной переподготовки не реже, чем раз в пять лет; владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Какие основополагающие принципы и положения этих документов отражаются в нашей работе?

В тексте ФГОС отмечено, что

- «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» . Образование в любых формах неразрывно связано с речью. Значит, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить «неуспех», негативизм, обеспечить возможность освоения программы;

- «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ» и предполагает системно-деятельностный подход, лежащий в его основе.

Важно то, что отмечено: предметные результаты по русскому языку должны отражать «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека».

Как должна измениться работа учителя-логопеда?

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение». Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».

В нашей работе должно быть место и инновациям, и традициям. Изменились цели образования, меняется ситуация в стране. "Ребёнок не должен. "Взрослые должны "- готовить ребёнка к жизни, учить учиться ».

Как сформировать учебную деятельность? Если дети сказок мало слышали, книги редко видели, на русском языке говорят плохо. А в первом классе им нужно усвоить объём знаний, который ребёнок обычно получает в течение двух лет. Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально - ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Учитель-логопед должен обязательно взаимодействовать со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.

Определены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов в условиях внедрения ФГОС. Рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.

Ключевые слова : деятельностный подход; универсальные учебные действия; компоненты логопедического сопровождения; цели, задачи и направления логопедического сопровождения.

Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. ФГОС строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов:

 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

 более гибкое и прочное усвоение знаний детьми;

 существенное повышение мотивации и интереса к учению;

 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

 профилактика речевых нарушений;

 логопедическая диагностика;

 коррекция речевых дефектов;

 формирование всех сторон (компонентов) речи;

 развитие невербальных психических функций;

 развитие эмоционально – волевой сферы;

 формирование нравственных установок ребёнка.

Определим цель, задачи, направления деятельности учителя – логопеда по организации сопровождения детей – логопатов в рамках требований и показателей новых стандартов.

Целью логопедического сопровождения в ДОУ является коррекция и развитие устной речи.

В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач:

1. Провести логопедическую диагностику:

Своевременно выявить речевые нарушения;

Предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными

речевыми нарушениями;

Определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.

2. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов:

Исправить дефектное звукопроизношение,

Сформировать звукослоговую структуру слова,

Развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)

3. Сформировать лексический компонент речи:

Уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

Сформировать семантическую структуру слов;

Развить лексическую системность и семантические поля;

Закрепить учебную лингвистическую терминологию;

4. Сформировать грамматическую сторону речи:

Устранить имеющиеся аграмматизмы;

Отдифференцировать категориальное значение различных частей речи;

Уточнить грамматическое значение слов;

Сформировать грамматические и морфологические обобщения;

Сформировать парадигму словообразования;

5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:

Сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;

Расширить фразу до необходимого объёма;

Развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.

6. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:

Мышление - способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации;

Звуковой анализ и синтез;

Свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;

Зрительную и речеслуховую память;

Временные и пространственные представления;

Мелкую моторику;

Динамическую организацию двигательного акта;

Сенсомоторные взаимодействия.

7. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:

Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.

Для достижения эмоционального комфорта необходимо положительно воспринимать даже незначительные положительные достижения ребёнка, психологически поддерживать его в виде поощрительных прикосновений.

Возбуждать эмоции удивления, новизны, сомнения. Рекомендуем приём шутливой формулировки целей заданий и упражнений, Важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы.

Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем- логопедом деятельности.

8. Формирование коммуникативных умений и навыков:

Самостоятельно планировать речевое высказывание;

Точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

Диалогические и монологические высказывания;

Умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;

Обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

Воспитание толерантности, культуры речевого общения.

9.Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.

Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям:

1. Диагностическое.

К диагностическому направлению могут быть отнесены следующие виды деятельности учителей-логопедов:

Обследование речи детей; с целью определения индивидуального коррекционного маршрута.

По результатам диагностики составляется речевая карта. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом – психологом, классным руководителем.

2. Коррекционно - развивающее.

К коррекционно-развивающему направлению относятся:

Индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;

Работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;

Проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.

3. Методическое. Повышение профессиональной компетентности.

К данному направлению логопедического сопровождения относятся:

Консультирование педагогических работников;

Консультирование родителей;

Выступления на ПДС учителей- логопедов;

Проведение открытых логопедических занятий;

Выступления на родительских собраниях;

Публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;

Работа по теме самообразования;

Осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;

Пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.

Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в специализированном детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

— фронтальных (подгрупповых) занятий;

— индивидуальных занятий;

— занятий подвижными микрогруппами.

Занятия проводятся логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический подходы.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой - либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

При планировании и проведении фронтальных подгрупповых логопедических занятий:

— определяются тема и цели занятия;

— выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

— отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;

— обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

— при отборе программного материала учитывается зона ближайшего развития дошкольников, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности;

— включается в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. Например, на занятиях по формированию фонетико - фонематической стороны речи с старшей группе при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, и у нас начинается формирование языкового анализа и синтеза, когда дети работают с символами звуков, пытаясь «прочитать» их вместе.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Исходя из всего сказанного, к фронтальным занятиям должны предъявляться следующие требования :

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7. Самое главное - на занятиях дети должны много говорить.

Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы :

1. Занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи.

2. Занятия по формированию и развитию связной речи.

3. Занятия лексические с элементами грамматики.

4. Занятия по формированию лексико - грамматических категорий.

Основными задачами занятий по формированию фонетико - фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, навыков произнесения слов различной звуко - слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ - описание.

На лексическом занятии с элементами грамматики используется «лексический» подход. При таком подходе происходит пополнение знаний и сведений детей, их словарного запаса. Логопедом выбираются игры, с помощью которых можно закрепить какую - то грамматическую форму, уже имеющуюся в речи детей.

На занятиях по формированию лексико - грамматических категорий используется лексико - грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

В нашем саду во второй младшей и средней группах проходят лексические занятия с элементами грамматики. В старшей и подготовительной группах проводятся занятия по формированию лексико - грамматических категорий.

С чем связано то, что используются разные типы занятий ? В младших группах в саду логопедической направленности основной упор в работе логопеда делается на обогащение словаря детей. И здесь нужны занятия лексического типа. Т.е. в соответствии с тематическим годовым планированием, выбирается лексическая тема, внимание логопеда и детей на занятии полностью сосредоточено на словаре, лексико - грамматические категории если и берутся, то только уже известные ребенку. В данном типе занятий изучение лексико - грамматических категорий играет второстепенную роль.

В старших группах изучение лексико - грамматических категорий выходит на 1 место, то есть, на одном занятии логопед планирует изучение только одной лексико - грамматической темы. Это обусловлено тем, что ни одна грамматическая категория не может войти в самостоятельную речь детей - логопатов без многократного сознательного использования ее в разных словосочетаниях и предложениях. Темы для лексико - грамматических занятий выбираются не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого - педагогическими особенностями формирования ребенка при ОНР.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально - типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико - грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

Роль таких занятий особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, особенности которого мешают установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в малых подгруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:

— сформулировать тему и цели занятия;

— продумать этапы занятия, их связь друг с другом;

— запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;

— осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

— формулировать инструкции кратко и четко;

— использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

— уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать лексико - грамматические игры и игры на развитие ВПФ со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во - первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование здесь - к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным - от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

- здоровьесберегающие технологии . Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Здоровьесберегающие технологии - это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные - на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно - развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения. Например, при подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

Познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

Научить интонационно выделять звук в слове, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов;

Сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений.

При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания. На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

Усвоению принципа замещения (умение обозначать персонажей художественного произведения заместителями), передачи событий при помощи заместителей;

Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ;

Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания.

Таким образом, результаты проводимого коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

В последнее время в нашем саду стал активно применяться метод проектов. Использование этого метода - принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. В этом году в подготовительной группе был разработан, а затем проведена презентацияпроекта на тему: «Мотивы осени». Этот проект развивает эмоциональную сферу и музыкально-эстетические чувства старших дошкольников с речевыми нарушениями. Исследуя окружающий мир, ребенок, получает обобщенный опыт в сфере развития речевых, познавательных, музыкально-эстетических способностей.

Для того, чтобы дети проявили музыкально-эстетические чувства - нужно привить им любовь к хорошей музыке и научить эту музыку понимать, а это невозможно без развития музыкальных способностей.

Деятельность педагогов в этом проекте была сосредоточена на приобщение детей к высокохудожественному и доступному музыкальному репертуару, на развитии творческой активности детей.

Еще одним новшевством в работе нашего сада является использование такого метода коррекции речевых нарушений у детей как логосказки. Мы только приступаем к разработке этого проекта, целью которого является создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей посредством игровой деятельности. С помощью логосказок мы надеемся решить следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы детей:

Создание благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;

Обогащение эмоционально - чувственной сферы детей посредством общения со сказкой;

Развитие диалогической и монологической речи;

Повышение эффективности игровой мотивации детской речи, ее художественно - эстетической направленности;

Приобщение детей к красоте художественного слова, народному фольклору;

Развитие сотрудничества учителя - логопеда и воспитателей с детьми и друг с другом на основе личностно ориентированной модели взаимодействия.

Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Шумова Светлана Викторовна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»

В системе дошкольного образования в последние годы произошли изменения: приняты новый «Закон об образовании в РФ» , Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования.

Новые требования, которые вкладываются законодательством в понимание работы логопеда на современном этапе - это перестроить свою деятельность с знанием новых технологий, новых правил, новых подходов к организации собственной работы.

Говоря о работе логопеда в рамках федерального государственного стандарта, хочу остановиться на тех документах, которые регламентируют работу логопеда.

В своей работе мы руководствуемся прежде всего:

  • Законом РФ «Об образовании» №273 Ф3
  • Федеральным закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
  • «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»
  • Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» .

Это основные документы, регламентирующие деятельность как коррекционных педагогов вообще, так и учителя-логопеда в частности. Они относятся к сфере общего образования, а стандартов, федеральных и государственных требований, которые бы непосредственно относились к коррекционному образованию на настоящий момент не существует. Существуют лишь проекты законов, проходят общественные слушания, общественные обсуждения проекта концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Этот стандарт был разработан специалистами института коррекционной педагогики и КП РАО в Москве. Этот стандарт обсуждался, но до сих пор этот стандарт не является принятым, потому как, и в правительстве, и в кругах педагогической общественности сейчас широко обсуждается вопрос интеграции, вопрос о том, где должны обучаться дети с проблемами в развитии, в частности дети с речевой патологией, интеллектуальной недостаточностью. Вопрос решается, и этот проект правительством поддержан. Все склоняются к тому, что инклюзия инклюзией, но существуют категории детей, которых никаким образом нельзя обучать в системе общеобразовательной школы, в частности, категория детей с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время система коррекционного образования, дефектологии сохраняется и этот стандарт, обсуждаемый, корректируемый, еще пока не принятый, находится в свободном доступе на сайте ИКПРАО.

Особенностью проекта ФГОС начального общего образования для детей с нарушениями речи является то, что решение выбора образовательного маршрута отдается не общей программе, а конкретному специалисту, который будет работать с ребенком и зависит от запросов родителей, от объективной картины физического и психического статуса ребенка. Чем сложнее структура дефекта, тем в большей степени программа становится вариативной, тем больший удельный вес приобретает жизненная компетенция, т.е. формирование жизненно необходимых навыков. Программ для детей с речевой патологией минимум. Для дошкольников - это программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Каше. Для школьников, для детей с дисграфиями, с дислексиями не существует. Только рекомендованы варианты логопедов-практиков, которые в каждом конкретном случае выстраивают свою работу в отношении стратегии коррекционно-логопедической работы с тем контингентом детей, которые пришли к ним в образовательное учреждение.

В пункте 2.6 ФГОС определены направления развития и образования детей (образовательные области) :

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие.

Хочу остановиться на "речевом развитии". Хоть эта область и выделена в отдельную, в реализации всех этих областей можем найти междисциплинарные связи. Например: физическое развитие включает развитие моторное, развитие общей моторики. Куда без общей моторики при коррекции фонетических нарушений при дизартрии у детей, где общая моторика, там мелкая, там и артикуляционная, где логопедическое занятие, там и физкультурное. Если мы говорим про художественно-эстетическое развитие, то подразумевается, что у детей развивается музыкальные способности, если это музыкальные способности, то это работа музыкального руководителя, а если это работа музыкального руководителя и логопеда, то это занятие по логоритмике, без логоритмики невозможны занятия с детьми с заиканием.

Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения
  • обогащение активного словаря
  • развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, то, что мы не обделяем вниманием в структуре логопедического занятия, когда говорим про то, что любое занятие должно быть выстроено в рамках одной лексической темы, объединено общим игровым сюжетом.
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Это намек на развитие импрессивной речи, на понимание речи обращенной, в том числе и реализованной в детской литературе, в письменно-речевом творчестве.
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте (профилактика дисграфии, дислексии, нарушений письменной речи в целом. Полностью учтено в данном разделе, в данном направлении в структуре ООП дошкольного образовательного учреждения.

В этой области определены все направления работы, с которыми работаем мы – логопеды.

Содержание работы будет зависеть от того с кем мы работаем, от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы. Будет отражаться в общеобразовательной программе и парциальной программе логопеда. Может реализовываться в общении, в игре, в познавательно-исследовательской деятельности. Это дает возможность для творчества, т.е. это можно делать в любом виде деятельности в группе, кабинете, в структуре занятий других специалистов. Но никто и не запрещает проводить традиционно логопедические занятия, что впоследствии в школе превратится в классно-урочную систему. Чинно сидя за столом, а не лежа на полу, перед зеркалом и в структуре традиционного общения учитель-ученик, ребенок с речевой патологией – логопед, ребенок-взрослый. Как в групповых, так и в подгрупповых и индивидуальных формах работы.

Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

К сожалению, в настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких малышей не является личностно значимой.

Наблюдается и «угасание» родительской инициативы – ещё одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками и их родителями.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдается нестабильное психо-эмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей - это тяжелый труд. Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждет их сегодня. А что же их может ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия, только так можно ребенка заинтересовать пригласить к диалогу.

В этих изменяющихся условиях нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра для ребенка является основным видом деятельности, значит, нам как педагогам необходимо перестроиться на игру, игру какую? Игру, которая строилась по инициативе детей, т. е. увлекательную, игру со смыслом. Для этого я старалась создать содержательно-насыщенную среду для реализации продуктивной, увлекательной, познавательной и творческой совместной деятельности с детьми.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми.

Световые столы для рисования песком стали сейчас особенно популярными. Хотя это не совсем игра. Работа с песком развивает тактильные ощущения и моторику рук.

Рисование песком идеальный вариант для занятий с гиперактивными и слишком возбудимыми детьми. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Естественная потребность детей играть с песком навела меня на мысль использовать песочницу в своей работе. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта» .

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) , а так же речь и моторика.

В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Так в моем логопедическом кабинете появился ящик с песком. Для игр-занятий в песочнице - множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. игрушки из «Киндер-сюрпризов» . Также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и др.) .

Планшет для рисования песком с подсветкой (пишут слоги, рисуют (без света) , составляют по собственно нарисованной картинке рассказ, рисуют овощи, фрукты, деревья.

В ящик с песком добавляю детали, и получаем уже "Цветовые параллели" -

придаю обстановке таинственность, задаю вопрос: «Как узнать, что спрятано под песком, не дотрагиваясь до него?» . При этом в виде подсказки предлагаю детям разнообразные предметы: палочку, трубочку, камень, веревочку и т.д. Даю план-схема, в которой с помощью условных обозначений указано, где находятся предметы. Ребята договариваются, кто читает схему (например, первый предмет находится в желтом ряду, во второй сверху ячейке и т.д.) , а кто с помощью кисточки находит предметы. Далее пары определяют и проговаривают, где спрятался звук. Предметы расселяют в разные секции песочного стола: в правой располагают предметы со звуком в начале слова, в левой – в конце слова. Параллельно идет развитие пространственных представлений, чем повышаю результативность и качество деятельности (продуктивно-творческой, познавательной) .

При помощи «Веселых человечков» , которые представляют собой латексный шар наполненный песком, благодаря чему, он может принимать разную форму.

Даю детям задание: когда они услышат звук «С» , слепить улыбку, когда звука нет – грусть (опущены уголки губ) . Так с помощью мимики передают эмоции «человечков» и одновременно развивают слуховую память.

Обучаю воспитанников навыку синтеза слога. Выставляю «человечков» парами, (первый синий рядом красный с условным обозначением звука «А» , в виде рта - большого круга) . Ребенок соединяет звуки и получает слог «СА» . Аналогичная работа проводится с другими гласными звуками.

Я использую игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия.

Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа)

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук.

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. (Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить) .

В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

Надеваем колечки на пальчики поочередно и массажируем их (пальчиковая игра «мальчик-пальчик» - Мальчик-пальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел) .

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

В своей работе также использую планшеты И.Лыковой, И. Мальцевой "Логико малыш" с наборами карточек с упражнениями для овладения детьми начальной грамотой.

Широко использую готовые картинно-графические схемы и планы рассказов Бардышевой Т. Ю., Моносовой Е. Н.

Авторы отмечают, что наиболее эффективными в работе оказываются методики и технологии развития связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа. Связная речь в данном случае формируется с помощью картинно-графических схем. Благодаря данной методике дети смогут адекватно употреблять различные виды предложений, пересказывать тексты и составлять рассказы с опорой на картинно-графические планы самостоятельно.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» . (К. Д. Ушинский) .

Недавно в своей работе стала использовать такую форму работы как - Лэпбук. Я решила оформить игры и речевой материал по закреплению звука в виде модного сейчас лэпбука. Лэпбук - это такая самодельная книжка - раскладушка или тематическая папка с разными кармашками и подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом готовый лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап работы над звуком, которую ребенок проделал по теме. На каждом этапе работы над закреплением звука по моему заданию дети вместе с родителями делают кармашки для игр, подбирают игры, загадки, скороговорки, картинки и другой материал для игр. В лэпбуке «У Шипелочки в гостях» представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [ш] , но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Специальные компьютерные игры «Учимся говорить правильно» , «Игры для тигры» и др. «Речевые игры" для интерактивной доски.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Я как учитель-логопед в своей работе использую ИКТ для:

  1. Подбора иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация) .
  2. Подбора дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.
  3. Знакомства с периодикой, наработками других педагогов.
  4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов» .
  6. Обмена опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернета.

В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ) .

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.

А инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО.