Главная · Боль в деснах · Факты и домыслы об электричестве в древности. После Революции нас решили погрузить во мрак, разрушая храмы, чтобы взимать с нас налоги за свет Старинные источники электричества

Факты и домыслы об электричестве в древности. После Революции нас решили погрузить во мрак, разрушая храмы, чтобы взимать с нас налоги за свет Старинные источники электричества

Мы привыкли к завоеваниям цивилизации. Кажется, ничего нет удивительного, когда щелкаешь выключателем, и зажигается свет; нажимаешь на кнопку - и подставляешь лицо под прохладный ветерок, порожденный лопастями вентилятора; втыкаешь вилку в розетку, и утюг в считанные секунды нагревается до нужной температуры. Трудно представить, что в древности люди не знали электричества. А может быть, они его все-таки знали?..

Солнечный камень

Миллионы лет назад над Европой нависала гигантская шапка ледника, и климат был совсем иной. Растительность чем-то напоминала современную тайгу с разнообразными хвойными деревьями. Под палящим солнцем сломанные бурями густо истекали смолой реликтовые ели и сосны. Со временем смолистые выделения приобретали каменную твердость. Так рождался удивительный янтарь. Из него тысячелетия назад уже делали украшения и амулеты. История не сохранила имени безвестного пастуха, случайно потершего окаменевшую смолу об овечью шкуру. Раздалось легкое потрескивание, и шерстинки встали дыбом...

Прошли тысячелетия, и уже древнегреческий философ Фалес Милетский целенаправленно ставил разнообразные опыты с «электроном», что по-гречески и означает «янтарь». Мы знаем об этих незатейливых опытах не слишком много. Более-менее известно, что философ вытачивал из янтаря разнообразные фигурки - палочки, пластины, шарики и кубики, которые затем натирал всяческими тканями, шкурками и шерстью.

Так он исследовал «родство» предметов и материалов и «божественной силы электрона». Долгое время считалось, что это было единственное (не считая молний) знакомство человека с электричеством, однако история любит преподносить сюрпризы.

«Багдадская батарейка»

Как-то раз в 1936 году во время строительства юго-восточного участка багдадской железнодорожной магистрали рабочие наткнулись на древнюю парфянскую гробницу. В ней были найдены глиняные желто-коричневые сосуды двухтысячелет-ней давности. Внутри находились свернутые в цилиндр листки меди, изъеденные коррозией железные стержни и кусочки битума - природного асфальта. Похоже, что битум покрывал верхнюю и нижнюю части медного цилиндра, внутри которого помещался железный стержень.

Битумный герметик и следы коррозии наводят на мысль, что в сосудах находилась какая-то едкая жидкость, например винный уксус. Так, может быть, перед нами настоящая батарейка? Именно так считал директор Национального музея Ирака Вильгельм Кёниг. Этот видный археолог пришел к сенсационному выводу о том, что содержимое сосудов очень напоминает гальванические элементы.

Впрочем, большинство археологов уверены, что тут они просто столкнулись с обычными футлярами для хранения папирусных свитков, ведь похожие артефакты были найдены возле города Селевкия на Тигре и столицы Парфянского царства Ктесифона. Там в «селевкийских вазах» нашли свиток папируса и скрученные листы бронзы, больше напоминавшие пенал для свернутых листов папируса.

В «селевкийских вазах» могли храниться священные свитки из пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении могли выделяться органические кислоты, разъедающие медь и железо, что и объясняет следы коррозии на внутренних металлических деталях. При этом битумный герметик» позволял хранить содержимое кувшина длительное время.

Древнеегипетские «лампы»

Сенсационность возможного использования «селевкийских ваз», несмотря на возражения академических ученых, вызвала волну интереса к «электрическим» артефактам. Энтузиасты исследования тайн древнеегипетской «храмовой науки» Петер Красса и Рейнхард Хабек даже написали книгу «Свет фараонов», где рассмотрели вопрос использования электричества в древние времена.

Они предположили, что «храмовые ученые» входившие в жреческую касту, умели изготовлять некие «джед-столбы», одни из составляющих системы энергопитания. Авторы также утверждают, что при раскопках пирамид были обнаружены модели всяческих «прожекторов» с медными проводами.

Выводы исследователей «египетского света» основаны на необычных храмовых древнеегипетских фресках. Прежде всего, здесь выделяются таинственные барельефы подземного храма Дендеры. В одной из каменных камер непонятного назначения изображены человеческие фигуры рядом с некими предметами, имеющими форму колбы.

Эти колбы, или пузыри, очень напоминают гигантские электролампы с причудливыми извивающимися змеями внутри. Головы змей увенчаны цветками лотоса, чем-то напоминающими ламповые патроны. Нечто подобное кабелю подсоединено с ящиком, вблизи которого находится символ могущества - «джед-столб», также скрепленный со змеями.

Правда, необходима значительная доза фантазии, чтобы представить слуг фараона, держащих в руках какие-то таинственные аппараты, напоминающие лампы или даже прожекторы, соединенные проводами с рядом сосудов-аккумуляторов.

Есть и критические доводы, ведь изображение сопровождают лишь иероглифы какого-то религиозного гимна, посвященного богу солнца - Ра. Это позволило египтологам отбросить все неформальные гипотезы и уверенно объяснить пиктограммы изображением храмовой мистерии с небесной ладьей бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу.

Между прочим, немецкий физик Франк Деренбург рассчитал параметры батареи по «багдадской версии», и получилось, что подобная конструкция для освещения египетских подземелий должна весить десятки, а то и сотни тонн. Что явно противоречит здравому смыслу.

На пути к разгадке -«живые аккумуляторы»

Загадка «багдадских батареек» и «египетского электричества» может быть решена неожиданным путем. Историкам медицины Древнего мира известны парадоксальные способы лечения с помощью... «животного электричества». В принципе здесь нет ничего необычного, ведь отдельные представители нильских электрических сомов действительно способны поражать 400-вольтовыми импульсами при амперном токе, что весьма существенно и для современной электромедицины.

Существуют описания европейских этнографов XVIII века о том, что те же абиссинцы необычным образом и весьма успешно использовали «электрошоковую терапию». Во время тяжелых приступов болотной лихорадки они крепко привязывали больного к деревянному помосту, обливали его солевым раствором рапы (воды соляных озер.) и касались его пупка живым электрическим сомом, завернутым в сухой папирус. Электрические удары следовали до тех пор, пока лихорадочный приступ не прекращался.

К концу XVIII века среди британских врачей и биологов стала популярна тема «живого электричества». Анатом Джон Уолш доказал электрическую природу удара ската, показав, что электрические импульсы передаются не «воздушными флюидами», а непосредственным контактом и «проводящим сродством веществ». Затем шотландский хирург Джон Хантер рассмотрел строение электрического органа этой необычной рыбы. Исследования Уолша и Хантера были опубликованы в 1773 году и через несколько лет попали к итальянскому врачу и физиологу Луиджи Гальвани.

Гальвани начал экспериментировать с воздействием статического электричества. Как-то раз его ассистент случайно коснулся лягушачьей лапы скальпелем, накопившим электрический разряд. Лапка судорожно дернулась, и перед Гальвани открылась новая область исследований.

Занимаясь «животным электричеством», Гальвани сделал выводы, что мышцы являются своеобразными аккумуляторами, которыми посредством электрических сигналов управляет центральная нервная система. Используя знаменитый врачебный принцип «подобное - подобным», он предположил, что многие мышечные заболевания, спазмы и «корчи» можно было бы лечить электрическими разрядами.

Так, может быть, и слаботочные египетские и шумерские «электроприборы» имели медицинское предназначение? Такое кажется возможным при процедурах электроакупунктуры, когда к биологически активным точкам (БАТ) подводят небольшие импульсы тока. Между прочим, электровоздействие на БАТ может приводить и к обезболивающему эффекту.

Итак, существовали или нет «электрические» артефакты, историческая наука пока еще не знает, ведь после гибели Александрийской библиотеки исчезли тысячи папирусных свитков, хранящих тайны «храмовой науки».

Может быть, нас еще ждут очень необычные археологические находки «криптоэлектрических» артефактов, которые откроют новые страницы истории науки и техники.

Олег ФАЙГ

Багдадская батарейка - загадочный месопотамский артефакт парфянского и сасанидского периодов, который вслед за Вильгельмом Кёнигом - директором Национального музея Ирака - иногда расценивают в качестве античных гальванических элементов, созданных за 2000 лет до рождения Алессандро Вольта.

Согласно современной истории электрическая батарея была изобретена в 1800 году Александром Вольта. Ученый заметил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в ткани лягушки, появляется слабый электрический ток. Более того, ток протекал и при помещении электродов не в живую среду, а в некоторые химические растворы. Собственно, с этого и начались работы над электричеством. Однако находка багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта.

Первая «батарейка», обнаруженная Кёнигом близ Багдада в июне 1936 года (в некоторых источниках говорится, что в 1938 году, представляла собой 13-сантиметровый сосуд, горлышко которого было залито битумом, а через него проведен железный прут со следами коррозии. Внутри сосуда находился медный цилиндр, внутри которого находился железный стержень.

В наше время багдадская батарейка находится в Национальном музее Ирака и представляет собой глиняный сосуд, размером с мужской кулак. Вильгельм Кёниг в своей книге «В потерянном раю» дает такое описание багдадской батарейке: "Верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, но полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толщиной примерно три миллиметра".

Вильгельм Кёниг предположил, что багдадская батарейка, заполненная кислотой или щёлочью, могла создать электрический ток напряжением в один вольт. Кёниг пересмотрел экспонаты Багдадского музея древностей. Его удивили медные посеребрённые вазы, относящиеся к 2500 году до н. э. Как предположил Кёниг, серебро на вазах было нанесено электролитическим методом.

Версию Кёнига о том, что находка является батарейкой, подтвердил профессор Дж. Б. Перчински из Университета Северной Каролины. Он создал точную копию «батарейки» и наполнил её пятипроцентным винным уксусом. Было зафиксировано напряжение в 0,5 вольта.

Немецкий египтолог Арне Эггебрехт при помощи опыта доказывает, что ещё более 2000 лет назад была известна гальванизация. Для подтверждения он использовал статуэтку Осириса. Использовав 10 сосудов, подобных багдадской батарейке и солевой раствор золота, за несколько часов учёный подтвердил догадку - статуэтка была покрыта ровным слоем золота.

В 1947 году американский физик Уиллард Ф. Грей изготовил точную копию багдадской батарейки, использовав сульфат меди в качестве электролита. Батарейка дала электрический ток с напряжением около 2 вольт. После было проделано множество подобных экспериментов, но напряжение получалось примерно таким же: от 0,8 вольт до 2 вольт. В передаче «Разрушители легенд» был получен тот же результат - гальванизация происходила, хотя и была малоэффективна. Для достижения достаточного для гальванизации напряжения потребовалось соединить последовательно 10 сосудов. Также там выдвинулась теория, что возможно батарейка использовалась в медицинских целях.

"Электрическое освещение имелось еще в древнем Египте" - утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу. Их основной аргумент - рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри колбы извивается змея. Ее голова обращена к небу.

Странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами.

По мнению египтологов, на рельефе в дендере изображена небесная барка бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения - пресловутая "колба". Даже египтологи не знают, как ее истолковать. Возможно, она обозначает "горизонт".

Эрих фон Деникен продолжает: «Концепция, которую я здесь излагаю, пока еще зиждется на шаткой основе. Хотя мы располагаем действующими батареями и отдельными проводами, однако для манипуляций с электричеством нужны еще и изоляторы. Эти изоляторы представлены в различных вариациях. Египтологи называют их «джед-столбы». Только посвященные могли обращаться с ними. Они были обнаружены уже под самой древней пирамидой - Джосера.

Современный исследователь Эндрю Томас, в течение многих лет изучавший Восток и не много раз бывавший в Индии, пишет: «Во время своего пребывания в Индии я ознакомился с древним документом, хранящемся в библиотеке г. Уджайна, - «Адастия Самхита». Невероятно, но там я нашел инструкцию, как изготовить электрическую батарею!

Она выглядит так: «...положите хорошо очищенную медную пластинку в глиняный горшок. Накройте ее сначала сульфатом меди, а потом влажными опилками. Далее сверху следует положить цинковую пластину, амальгированную ртутью. Контакт этих пластинок даст энергию, которая известна под названием Митра-Варуна.

Эта энергия расщепляет воду на Пранаваю и Уданаваю - кислород и водород. Батарея, сделанная из сотни таких горшков, обеспечивает очень активную и эффективную силу». Митру-Варуну мы называем сегодня анодом и катодом. Известно, что в древней Индии знали и об электропроводности.

О таинственных ярких негасимых источниках света знали еще в древнейшее время. Плутарх писал о лампе, которая горела при входе в храм Юпитера-Аммона на протяжении нескольких веков. О таком же ярком источнике света, который горел в голове статуи Геры в городе Гераполисе (Сирия) писал греческий сатир Лукиан (120-180 гг. н.э.). Павсаний (II в.н.э.) рассказывал об удивительной золотой лампе в храме Минервы, неугасимо горевшей на протяжении века.

С другой стороны, скептически настроенные археологи отмечают, что сама демонстрация возможности использования находки в качестве источника электрического тока не доказывает, что она на самом деле так применялись. К тому же, слой асфальта покрывает медный цилиндр полностью, что исключает подключения проводов снаружи.

Не было найдено никакого сопутствующего электрического оборудования, которое могло бы использовать «батарейки», не было найдено даже проводников тока. Также неизвестны образцы того времени покрытые золотом с помощью электричества, все они были позолочены хорошо известным процессом амальгамирования. Вдобавок, багдадская батарейка почти идентична найденным сосудам из близлежащей Селевкии с известной функцией, они использовались для хранения свитков.

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Все забывается. И некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. Войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение. И теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. Он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.

Предыдущие части:

Продолжим рассматривать примеры странных конструкций на куполах и скорее лишних, чем естественных металлических связей в строениях. А так же, на основе современной информации о достижениях кулибиных в наше время, попытаемся все это связать в единую картину.

В начале предлагаю запомнить, как выглядит странная конструкция на крыше башни. Журнал "Всемирная иллюстрация" конца 19в.


Упоминание про использование электричества из атмосферы в конце 19в.

Тоже непонятные современному человеку конструкции на крыше здания


Может быть, здесь не снимали конструкцию с времен постройки и это еще рабочая установка?


Храмы без крестов

А сейчас, чтобы обосновать свои предположения. Предлагаю просмотреть вот этот патент:

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТМОСФЕРНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА , включающее приемный блок с антенным элементом, соединенным токопроводом с разрядным элементом, отличающееся тем, что приемный блок содержит выполненную ниже антенного элемента систему ориентированных вертикально и сообщающихся друг с другом проводящих куполообразных трибоэлементов, к кромке нижнего из которых присоединен игольчатый электрод разрядного элемента, а другой его электрод выполнен в виде заземленного металлического диска.

Камера конденсатора 1 ограничена корпусом 2, по конфигурации выполненным в виде тела вращения с конической верхней частью. Корпус изготовлен из диэлектрика (бетон, известняк). На вершине корпуса 2 размещен нижний металлический куполообразный трибоэлемент 3, имеющий длинный металлический "нос" 4, на котором жестко закреплены последовательно (посредством металлического "носа") соединенные между собой куполообразные трибоэлементы, полости которых и камеры сообщены. На верхнем куполообразном трибоэлементе закреплена крестообразная антенна 6, от кромки нижнего куполообразного трибоэлемента вертикально опускается игла 10. На основании камеры 7 расположен нижний дискообразный металлический электрод 8, имеющий заземление 9.

Устройство работает следующим образом.
Куполообразные трибоэлементы, расположенные вертикально и соединенные с антенной крестообразной формы, позволяют при минимальном объеме создать максимальную поверхность для осуществления трибоэлектризации различными атмосферными факторами аналогично электризации корпусов летательных аппаратов. В результате возникает разница потенциалов между верхним электрически заряженным игольчатым электродом и нижним электродом.
В период метелей, дождя, гроз этот процесс (накопление электрических зарядов) значительно усиливается за счет использования развитой поверхности куполов.
Нарастание напряжения между электродами также зависит и от высоты подъема верхнего электрода (с антенной и куполообразным трибоэлементами), так как Ez вертикальная составляющая электрического поля Земли составляет до 200 В/м от поверхности Земли, увеличиваясь в период возмущений (дождь, метель, гроза). Игла позволяет максимально сконцентрировать напряженность поля для пробоя разрядного промежутка.

Почему купола христианских церквей имеют шарообразную форму и покрыты золотом? Не с точки зрения символизма, а с точки зрения физики?

Каркас у куполов каменных церквей тоже металлический

Что бы арматура выполняла свои функции – она не должна быть гладкой. Максимум – это стяжка периметра стен, но не армирование. Но я склоняюсь к мысли (как и pro_vladimir и dmitrijan ), что это шинопроводы.

Вся эта конструкция храмов напоминает Лейденскую банку , первый простой конденсатор:


Чем не купола храмов?

Может быть, не зря храмы ставили на источниках, родниках или рядом?

Все больше склоняюсь к мысли, что эти сооружения, храмы, ранее к религии не имели отношения. Это был оздоровительный комплекс, работающий на получение статического электричества из атмосферы. В таком электростатическом поле человек за несколько сеансов мог хорошо поправить здоровье, излечиться. Это отдельная тема, имеющая мощную базу по физиологии клетки. Без отрицательного потенциала на мембране клетка не может нормально обмениваться с межклеточной жидкостью веществами. И вирусы легко проникают в нее при слабом потенциале. Еще эритроциты слипаются от недостатка заряда, гроздья эритроцитов не доносят кислород до клеток по капиллярам. На этом основан процесс опьянения при попадании в кровь этилового спирта. Можно выпить живой воды с сильным отрицательным окислительно-восстановительным потенциалом (ОВП). А можно было прийти в такой храм. Цилиндры фараона – тоже из этой же темы.

Есть современные кулибины, кто что-то понял и начинает конструировать приборы, основанные больше на статике, чем на силовых токах. Одним из таких ученых-самоучек, является Александр Мишин:

Продолжение в этом веб-семинаре А.Мишина: Вихревая медицина - использование статического электричества при лечении многих заболеваний:

Санкт-Петербург "Иллюминация на набережной Мойки". Акварель В.С. Садовникова. 1856 г. Электрическая подсветка Юсуповского Дворца.

Вся эта иллюминация смотрит на нас с картин до официального изобретения Лодыгиным лампы накаливания, а тем более до промышленного производства их на основе вольфрамовой нагревательной спирали в конце 19в.

Мы привыкли к завоеваниям цивилизации. Кажется, ничего нет удивительного, когда щелкаешь выключателем, и зажигается свет; нажимаешь на кнопку - и подставляешь лицо под прохладный ветерок, порожденный лопастями вентилятора; втыкаешь вилку в розетку, и утюг в считанные секунды нагревается до нужной температуры.

Трудно представить, что в древности люди не знали электричества. А может быть, они его все-таки знали?..

Солнечный камень

Миллионы лет назад над Европой нависала гигантская шапка ледника, и климат был совсем иной. Растительность чем-то напоминала современную тайгу с разнообразными хвойными деревьями. Под палящим солнцем сломанные бурями густо истекали смолой реликтовые ели и сосны. Со временем смолистые выделения приобретали каменную твердость. Так рождался удивительный янтарь. Из него тысячелетия назад уже делали украшения и амулеты. История не сохранила имени безвестного пастуха, случайно потершего окаменевшую смолу об овечью шкуру. Раздалось легкое потрескивание, и шерстинки встали дыбом...

Прошли тысячелетия, и уже древнегреческий философ Фалес Милетский целенаправленно ставил разнообразные опыты с «электроном», что по-гречески и означает «янтарь». Мы знаем об этих незатейливых опытах не слишком много. Более-менее известно, что философ вытачивал из янтаря разнообразные фигурки - палочки, пластины, шарики и кубики, которые затем натирал всяческими тканями, шкурками и шерстью.

Так он исследовал «родство» предметов и материалов и «божественной силы электрона». Долгое время считалось, что это было единственное (не считая молний) знакомство человека с электричеством, однако история любит преподносить сюрпризы.

«Багдадская батарейка»

Как-то раз в 1936 году во время строительства юго-восточного участка багдадской железнодорожной магистрали рабочие наткнулись на древнюю парфянскую гробницу. В ней были найдены глиняные желто-коричневые сосуды двухтысячелет-ней давности. Внутри находились свернутые в цилиндр листки меди, изъеденные коррозией железные стержни и кусочки битума - природного асфальта. Похоже, что битум покрывал верхнюю и нижнюю части медного цилиндра, внутри которого помещался железный стержень.

Битумный герметик и следы коррозии наводят на мысль, что в сосудах находилась какая-то едкая жидкость, например винный уксус. Так, может быть, перед нами настоящая батарейка? Именно так считал директор Национального музея Ирака Вильгельм Кёниг. Этот видный археолог пришел к сенсационному выводу о том, что содержимое сосудов очень напоминает гальванические элементы.

Впрочем, большинство археологов уверены, что тут они просто столкнулись с обычными футлярами для хранения папирусных свитков, ведь похожие артефакты были найдены возле города Селевкия на Тигре и столицы Парфянского царства Ктесифона. Там в «селевкийских вазах» нашли свиток папируса и скрученные листы бронзы, больше напоминавшие пенал для свернутых листов папируса.

В «селевкийских вазах» могли храниться священные свитки из пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении могли выделяться органические кислоты, разъедающие медь и железо, что и объясняет следы коррозии на внутренних металлических деталях. При этом битумный герметик» позволял хранить содержимое кувшина длительное время.

Древнеегипетские «лампы»

Сенсационность возможного использования «селевкийских ваз», несмотря на возражения академических ученых, вызвала волну интереса к «электрическим» артефактам. Энтузиасты исследования тайн древнеегипетской «храмовой науки» Петер Красса и Рейнхард Хабек даже написали книгу «Свет фараонов», где рассмотрели вопрос использования электричества в древние времена.

Они предположили, что «храмовые ученые» входившие в жреческую касту, умели изготовлять некие «джед-столбы», одни из составляющих системы энергопитания. Авторы также утверждают, что при раскопках пирамид были обнаружены модели всяческих «прожекторов» с медными проводами.

Выводы исследователей «египетского света» основаны на необычных храмовых древнеегипетских фресках. Прежде всего, здесь выделяются таинственные барельефы подземного храма Дендеры. В одной из каменных камер непонятного назначения изображены человеческие фигуры рядом с некими предметами, имеющими форму колбы.

Эти колбы, или пузыри, очень напоминают гигантские электролампы с причудливыми извивающимися змеями внутри. Головы змей увенчаны цветками лотоса, чем-то напоминающими ламповые патроны. Нечто подобное кабелю подсоединено с ящиком, вблизи которого находится символ могущества - «джед-столб», также скрепленный со змеями.

Правда, необходима значительная доза фантазии, чтобы представить слуг фараона, держащих в руках какие-то таинственные аппараты, напоминающие лампы или даже прожекторы , соединенные проводами с рядом сосудов-аккумуляторов.

Есть и критические доводы, ведь изображение сопровождают лишь иероглифы какого-то религиозного гимна, посвященного богу солнца - Ра. Это позволило египтологам отбросить все неформальные гипотезы и уверенно объяснить пиктограммы изображением храмовой мистерии с небесной ладьей бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу.

Между прочим, немецкий физик Франк Деренбург рассчитал параметры батареи по «багдадской версии», и получилось, что подобная конструкция для освещения египетских подземелий должна весить десятки, а то и сотни тонн. Что явно противоречит здравому смыслу.

На пути к разгадке -«живые аккумуляторы»

Загадка «багдадских батареек» и «египетского электричества» может быть решена неожиданным путем. Историкам медицины Древнего мира известны парадоксальные способы лечения с помощью... «животного электричества». В принципе здесь нет ничего необычного, ведь отдельные представители нильских электрических сомов действительно способны поражать 400-вольтовыми импульсами при амперном токе, что весьма существенно и для современной электромедицины.

Существуют описания европейских этнографов XVIII века о том, что те же абиссинцы необычным образом и весьма успешно использовали «электрошоковую терапию». Во время тяжелых приступов болотной лихорадки они крепко привязывали больного к деревянному помосту, обливали его солевым раствором рапы (воды соляных озер.) и касались его пупка живым электрическим сомом, завернутым в сухой папирус. Электрические удары следовали до тех пор, пока лихорадочный приступ не прекращался.

К концу XVIII века среди британских врачей и биологов стала популярна тема «живого электричества». Анатом Джон Уолш доказал электрическую природу удара ската, показав, что электрические импульсы передаются не «воздушными флюидами», а непосредственным контактом и «проводящим сродством веществ». Затем шотландский хирург Джон Хантер рассмотрел строение электрического органа этой необычной рыбы. Исследования Уолша и Хантера были опубликованы в 1773 году и через несколько лет попали к итальянскому врачу и физиологу Луиджи Гальвани.

Гальвани начал экспериментировать с воздействием статического электричества. Как-то раз его ассистент случайно коснулся лягушачьей лапы скальпелем, накопившим электрический разряд. Лапка судорожно дернулась, и перед Гальвани открылась новая область исследований.

Занимаясь «животным электричеством», Гальвани сделал выводы, что мышцы являются своеобразными аккумуляторами, которыми посредством электрических сигналов управляет центральная нервная система. Используя знаменитый врачебный принцип «подобное - подобным», он предположил, что многие мышечные заболевания, спазмы и «корчи» можно было бы лечить электрическими разрядами.

Так, может быть, и слаботочные египетские и шумерские «электроприборы» имели медицинское предназначение? Такое кажется возможным при процедурах электроакупунктуры, когда к биологически активным точкам (БАТ) подводят небольшие импульсы тока. Между прочим, электровоздействие на БАТ может приводить и к обезболивающему эффекту.

Итак, существовали или нет «электрические» артефакты, историческая наука пока еще не знает, ведь после гибели Александрийской библиотеки исчезли тысячи папирусных свитков, хранящих тайны «храмовой науки».

Может быть, нас еще ждут очень необычные археологические находки «криптоэлектрических» артефактов, которые откроют новые страницы истории науки и техники.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО В ДРЕВНЕМ МИРЕ


Храм богини Хатор в Дендере.

Александр Шимбалаев

Множество тайн хранит древний мир. Большинство современных людей склонно думать, что наши предки были примитивны и малообразованны. Однако археологи, в противовес этому мнению, находят время от времени удивительные свидетельства мудрости тех, кто жил за тысячелетия до нас. Одни только храмы и величественные сооружения, которые раскинулись по всему миру, начиная от Египта и заканчивая Стоунхенджем в Англии, завораживают и вызывают восхищение умением и силой древних строителей.

Казалось бы, общеизвестно: электричество было открыто в 1820 году Эрстедом * . Однако сегодня некоторые исследователи оспаривают это мнение. Почему? Во время археологических раскопок в Иране археологи обнаружили загадочные похожие по форме на вазы предметы, оказавшиеся во время дальнейших исследований…вполне работоспособными гальваническими батареями! Невероятно, но время их создания датируется 250 г. до н. э. Каждое приспособление состоит из длинного, примерно в 12 см, цилиндра, изготовленного из медной пластины и покрытого слоем олова. Сечение цилиндра ровно 2,5 см., а внизу он плотно закрывается медной крышечкой, обработанной битумной массой. Внутри находится железный прут длиной 11 см, конец которого изолирован смолой и выходит наружу. Чтобы обеспечить сохранность прибора от внешних воздействий, он помещён в терракотовый чехол. "Ваза" имеет размеры 18 см. Если эту медно-железную конструкцию поместить в вино, уксус, лимонную кислоту, мы получим гальванический элемент. Интересным является также тот факт, что по строению вавилонская батарея идентична той, которую спустя 2 тысячи лет использовал Луиджи Гальвани ** .



"Электрические лампы" на барельефах храма Хатор.

Несколько лет назад в Германии, в городе Хильдесхайм, был проведён эксперимент, поставивший экспертов в большое недоумение: каждая из подключенных к измерительным приборам батарей показала напряжение 0,5 вольта. Этим было доказано, что найденные в Чуйут Рабуах в Селевкии над Тигром, или в соседнем Ктесифоне медные элементы действительно являются древними электрическими батареями. Появляется даже вопрос, имели ли древние народы подобные технологии.

Есть данные, позволяющие ответить на этот вопрос утвердительно. Приведём в качестве примера страну фараонов - Египет. Знали ли жрецы - древние учёные - тайны электричества? Как появились прекрасные росписи на стенах в подземных святынях или в Долине Царей? Какой источник света использовали при живописных работах?

Первая мысль, которая приходит в голову, подсказывает, что это были, скорее всего, свечи или масляные лампы. Но исследование потолков и стен подземных камер показывает, что там нет следов копоти. Факелы и лампы должны были их оставить на потолках, стенах, колоннах. Археологи заметили бы это даже спустя множество столетий.

Однако ничего подобного нет. Может быть, умные жрецы придумали систему зеркал, которая доставляла солнечный свет под землю? Нет, практические исследования показали, что он должен был рассеяться, следуя по длинным туннелям. Создать освещение таким способом оказалось невозможным. Предположение о том, что древние египтяне использовали не коптящие лампы или факелы, также не нашло подтверждение. Никто до сегодняшнего дня ещё не открыл подобную технологию. Подсказку дали сами древние египтяне, оставив нам послание в виде многочисленных барельефов на стенах своих храмов. На расстоянии 60 километров к северу от Луксора можно найти строение, которое привлекает внимание туристов, путешествующих по Египту. Это храм богини Хатор, расположенный в Дендере.

Находящиеся поблизости от него руины и монументальные развалины выразительно свидетельствуют в пользу того, что собственно храм является только частью огромного архитектурного комплекса.

24 толстые колонны в вестибюле огромных размеров, остатки стен 3-метровой толщины - это лишь надземная часть, являющая собой маленький фрагмент всего комплекса. Остальное строение - 12 длинных, узких и труднодоступных криптов*** - представляет обширную подземную конструкцию. Здесь скрыты завораживающие барельефы, равных которым нет нигде в мире, ни в самом Египте, ни в других странах. А размещённые во многих местах иероглифы не прочитаны до сих пор.


Восстановленная по рисункам из храма Хатор электрическая лампа. Примерно такие электрические светильники горели в древнеегипетских храмах.

Видимый нами храмовый комплекс был построен в эллинистическом Египте, с 54 г. до н. э. по 60 г. н. э. Однако упоминавшиеся выше крипты датируются глубокой древностью. Старые тексты, обнаруженные на стенах, относятся к царствованию фараонов Пепи II (6- я династия, с 2175 г. до н. э.), Хуфу (4-я династия, с 2675 г. до н. э.) и Тутмоса III (18 -я династия, с 1480 г. до н. э.). На кладбище храма есть могилы самых ранних династических времён (3100 - 2890 гг. до н. э.)

На барельефах видны человеческие фигуры, расположенные рядом с предметами, по форме напоминающими баллоны. Они без особого мысленного напряжения ассоциируются с огромными электрическими лампами. Вьющиеся в них змеи - это электрические дуги, цвет лотоса создаёт оправу, из которой выходит провод, соединённый с прямоугольным контейнером. Всё находится на колонне, которая каждому технику покажется изолятором, применяемым в линиях высокого напряжения. Эта конструкция имеющая длину вытянутых рук, обозначена иероглифом " djed ", что означает стабильность, продолжительность.

Не стоит ли поискать настоящее значение этой мистической подпорки, опираясь на прямой смысл указанного слова? Вся выбитая на камне огромная библиотека состоит из информации, закодированной на известном только высокопоставленным жрецам языке. Символы, знаки, цифры были придуманы для того, чтобы сохранить знание и одновременно скрыть его от непосвящённых. Всякий значительный памятник египетской цивилизации представляет собой кладезь мудрости. Например, пирамида Хеопса более похожа на вместилище знаний, чем на гробницу фараона.


Многие вопросы древности можно решить, обращаясь к опыту других культур. В одной из индийских книг, Kumbhadwaba Agadsyonumi , находится описание изготовления элемента, производящего ток. Позволим себе процитировать фрагмент этого текста: "После того как разместишь в глиняном сосуде, который не пропускает воду, кусок чистой меди, нужно сделать отверстие, направленное к верху, и добавить витриола, голубого, как павлинье перо. Потом кувшин наполнить опилками и сверху положить цинковый блок, натёртый чистым серебром. Из этого соединения возникнет сила, которая называется Митра, равно как и свет, появившийся из соединения меди и цинка. Сто таких глиняных сосудов дадут большую силу". Интересным является факт, что данный текст появился за много столетий до Рождества Христова и задолго до возникновения так называемых "сухих батарей" из Багдада".

В этом документе также можно найти совпадение с представленными на одной из стен храма Хатор в Египте иероглифами и барельефами. Художники и резчики страны пирамид изобразили электричество под видом змей неспроста. Символика и действительность переплетаются здесь однозначно: змея быстра, как молния, она может быть смертельно опасной и в дополнение ко всему является существом, внушающим ужас. Звуки, которые издаёт электрический разряд, треск искр, ассоциируется с её шипением.

Но откуда египтяне брали энергию? Какие источники создавали ток? Сегодня однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Анализ обсуждавшихся источников требует обратить внимание на несколько возможностей. Австрийский инженер-электрик Вальтер-Гарн, работавший с археологами над разрешением этой проблемы, пишет: "Последовательное соединение многих таких элементов позволяет получить очень высокое напряжение, так же, как в современных аккумуляторах. Можно его получить, используя также пыль или дым, хотя подобные явления считаются нежелательными, и лучше его усилить, используя заземлённые медные пластины. Ещё один метод позволяет применить электростатическую машину, работающую на энергии воды. Высокое напряжение можно получить и химическим путём. Трудно, в конце концов, узнать все способы, приводящие к получению электрического тока. Можно лишь вспомнить ската - рыбу, поражающую свою жертву тысячами вольт".

Чтобы выйти из теоретических рассуждений, Гарн сконструировал две действующие модели "лампочек", опираясь исключительно на инструкции, помещённые в храме Хатор. Первая из них давала электрическую дугу, интенсивно освещавшую находящиеся во тьме предметы. Вторая более интересная, представляла собой стеклянную колбу длиной 40 см и шириной 12см в самом "толстом" месте. На одном конце находился укреплённый при помощи смолы электрод, второй узкий, был также залит смолой. Подсоединённая к лампе "змея" тщательно изолировалась от поступления воздуха. Эта модель была многократно представлена публично.

Стоит здесь вспомнить, что древние египтяне были большими мастерами в производстве стекла. Примером служит захоронение, обнаруженное на расстоянии 25 км южнее Каира, датируемое возрастом в несколько тысяч лет. Там найдена увеличивающая линза, сделанная из горного хрусталя. Учёные вновь сталкиваются с очередной загадкой. Какие приборы использовали древние, чтобы изготавливать оптические линзы? Может быть, и этот секрет когда-нибудь раскроется. Изучение находящегося на южной стене восточной комнаты барельефа, позволяет решить загадку получения вакуума в древнеегипетских лампах. Представленные на изображении четверо мужчин распрыскивают какую-то жидкость похожую на воду, находящуюся в обслуживаемом ими приборе.

Сегодня известно, что, используя так называемые электроды, или водяные насосы, можно получить относительно высокий вакуум, особенно если они работают в каскадной системе. При давлении 40 мм ртутного столба, реализованном внутри стеклянной колбы с помещёнными там двумя металлическими пластинами, уже при очень малых напряжениях появляется нить света, соединяющая их. Если уменьшить давление внутри сосуда, светящаяся змейка расширяется, заполняя постепенно весь объём. А это точно соответствует картинам в подземных коридорах храма богини неба Хатор в Дендере.

Существуют сегодня и другие объяснения барельефов храма Хатор, опирающиеся на древнеегипетскую мифологию. Однако они не дают ответы на поставленные вопросы. Как поданные фараона освещали свои подземелья? Да и опыты учёных, воспроизводивших древние электрические приборы, свидетельствуют о том, что люди, жившие в стране пирамид несколько тысяч лет назад, могли их использовать.

Многие любители сенсаций сразу же считают, что все чудеса техники были принесены на Землю пришельцами из космоса. Нам эта гипотеза кажется надуманной. Нужно очень сильно не любить человечество, чтобы все значительные его достижения сразу же приписывать влиянию инопланетного разума. Если в наше время земляне достигли значительных успехов в развитии науки и техники, почему подобные открытия не могли быть сделаны ранее? Наука говорит о том, что человек биологически не изменился за всё время своего существования. Чудеса древности свидетельствуют о высоком интеллекте наших предков. Мы и сегодня не можем воспроизвести многое из того, что делали люди в прошлом.

Почему же не сохранились достижения древней техники до сего дня? Тому есть множество причин. Наука точно установила, что на Земле неоднократно были потопы. В Библии сказано, что древние мудрецы достигли большого мастерства в различных искусствах. Однако слишком увлеклись техническим прогрессом, который их и погубил. Помимо природных катаклизмов, человечество постоянно сотрясали войны. Время от времени массы необразованных варварских племён вторгались в культурные страны и уничтожали всё знание, накапливавшееся тысячелетиями. Сегодня же учёные с большим трудом пытаются распутать все сложные узлы человеческой истории.

*Электричество - совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов. Термин введён английским естествоиспытателем Уильямом Гилбертом в его сочинении «О магните, магнитных телах и о большом магните - Земле» (1600 год), в котором объясняется действие магнитного компаса и описываются некоторые опыты с наэлектризованными телами. Он установил, что свойством наэлектризовываться обладают и другие вещества.

Одним из первых электричество привлекло внимание греческого философа Фалеса в VII веке до н. э., который обнаружил, что потёртый о шерсть янтарь (др.-греч. ἤ λεκτρον: электрон) приобретает свойства притягивать легкие предметы. Однако долгое время знание об электричестве не шло дальше этого представления. В 1600 году появился сам термин электричество («янтарность»), а в 1663 году магдебургский бургомистр Отто фон Герике создал электростатическую машину в виде насаженного на металлический стержень серного шара, которая позволила наблюдать не только эффект притягивания, но и эффект отталкивания. В 1729 году англичанин Стивен Грей провел опыты по передаче электричества на расстояние, обнаружив, что не все материалы одинаково передают электричество. В 1733 году француз Шарль Дюфе установил существование двух типов электричества стеклянного и смоляного, которые выявлялись при трении стекла о шелк и смолы о шерсть. В 1745 г. голландец Питер ван Мушенбрук создает первый электрический конденсатор - Лейденская банка.

Первую теорию электричества создает американец Б. Франклин, который рассматривает электричество как «нематериальную жидкость», флюид («Опыты и наблюдения над электричеством», 1747 год). Он также вводит понятие положительного и отрицательного заряда, изобретает молниеотвод и с его помощью доказывает электрическую природу молний. Изучение электричества переходит в категорию точной науки после открытия в 1785 году Закона Кулона.

Далее, в 1791 году, итальянец Гальвани публикует «Трактат о силах электричества при мышечном движении», в котором описывает наличие электрического тока в мышцах животных. Другой итальянец Вольта в 1800 году изобретает первый источник постоянного тока - гальванический элемент, представляющий собой столб из цинковых и серебряных кружочков, разделенных смоченной в подсоленной воде бумагой. В 1802 г. Василий Петров обнаружил вольтову дугу.

В 1820 году датский физик Эрстед на опыте обнаружил электромагнитное взаимодействие. Замыкая и размыкая цепь с током, он увидел колебания стрелки компаса, расположенной вблизи проводника. Французский физик Ампер в 1821 году установил, что связь электричества и магнетизма наблюдается только в случае электрического тока и отсутствует в случае статического электричества. Работы Джоуля, Ленца, Ома расширяют понимание электричества. Гаусс формулирует основную теорему теории электростатического поля (1830).

Опираясь на исследования Эрстеда и Ампера, Фарадей открывает явление электромагнитной индукции в 1831 году и создает на его основе первый в мире генератор электроэнергии, вдвигая в катушку намагниченный сердечник и фиксируя возникновение тока в витках катушки. Фарадей открывает электромагнитную индукцию (1831) и законы электролиза (1834), вводит понятие электрического и магнитного полей. Анализ явления электролиза привел Фарадея к мысли, что носителем электрических сил являются не какие-либо электрические жидкости, а атомы - частицы материи. «Атомы материи каким-то образом одарены электрическими силами», - утверждает он. Фарадеевские исследования электролиза сыграли принципиальную роль в становлении электронной теории. Фарадей создал и первый в мире электродвигатель - проволочка с током, вращающаяся вокруг магнита. Венцом исследований электромагнетизма явилась разработка английским физиком Д. К. Максвеллом теории электромагнитных явлений. Он вывел уравнения, связывающие воедино электрические и магнитные характеристики поля в 1873 году.

В 1880 году Пьер Кюри открывает пьезоэлектричество. В том же году Д. А. Лачинов показал условия передачи электроэнергии на большие расстояния. Герц экспериментально регистрирует электромагнитные волны (1888 год).

В 1897 году Джозеф Томсон открывает материальный носитель электричества - электрон, место которого в структуре атома указал впоследствии Эрнест Резерфорд.

В XX веке была создана теория Квантовой электродинамики. В 1967 году был сделан очередной шаг на пути изучения электричества. С. Вайнберг, А. Салам и Ш. Глэшоу создали объединенную теорию электрослабых взаимодействий.

**Луи́джи Гальва́ни (итал. Luigi Galvani, 9 сентября 1737 - 4 декабря 1798) - итальянский врач, анатом, физиолог и физик, один из основателей электрофизиологии и учения об электричестве, основоположник экспериментальной электрофизиологии. Первым исследовал электрические явления при мышечном сокращении («животное электричество»). Обнаружил возникновение разности потенциалов при контакте разных видов металла и электролита.

Одним из последователей Гальвани был его племянник Джованни Альдини, именно он одним из первых применил теоретические знания Гальвани на практике. Он стал проводить эксперименты, связанные с электрическими явлениями при мышечном сокращении, а точнее на трупах казнённых преступников.

***Крипты - тайные подземные склепы, некоторые для целей посвящения, другие - для погребения.