Главная · Налет · Социальная пассивность в современном российском социуме: институциональные факторы воспроизводства. Субботние рассуждения: пассивность молодежи

Социальная пассивность в современном российском социуме: институциональные факторы воспроизводства. Субботние рассуждения: пассивность молодежи

Любовь Чижова , Москва: Каждый раз в преддверии выборов особенно актуально встает вопрос: как пробудить в молодых людях интерес к политике, чтобы юноши и девушки, отложив свои дела, в назначенный день пришли на избирательные участки? О причинах политической пассивности молодежи говорили во вторник лидеры молодежных отделений российских политический партий, заодно делясь друг с другом и журналистами опытом привлечения молодежи в свои ряды. Встреча называлась: "Вопросы молодежной политики в программах российских политических партий". Лидер молодежного отделения "Единой России" Алексей Шапошников рассказывал о молодежной политике своей партии долго, нудно и обстоятельно. Лидер молодежной организации "ЛДПР" Игорь Павлов постоянно всех перебивал своими громкими репликами, а Илья Яшин из "Яблока" объяснял, что от словосочетания "молодежная политика" его бросает в дрожь, уж больно устрашающе это звучит. Государство должно решать проблемы людей, не важно, молодых, или пожилых. Молодой коммунист Илья Пономарев открыл мне секрет, как партия, средний возраст членов которой 52 года, привлекает в свои ряды юных активистов:

Илья Пономарев: Мы стараемся делать акции не для молодежи, а вместе с молодежью, например, наша новосибирская организация специализируется на различного рода перформансах. Они устраивают разные протестные чисто акции, но с большой выдумкой, там ракеты запускают, когда была война в Ираке, они вот недавно проводили такую акцию "похороны капитализма", большой гроб, набитый мандаринами, весь город был собственно ими засыпан. Вчера мы плавали на теплоходе под названием "Аврора", стреляли из пушки по Кремлю. Прохожие все на берегу стояли, аплодировали.

Любовь Чижова: Как сделать так, чтобы молодой россиянин был политически активен, что пообещать ему, чтобы он пошел на выборы? Рассказывает Андрей Вульф из СПС:

Андрей Вульф: Мне кажется, нужно пообещать то, что в состоянии сделать, можно пообещать льготы, можно пообещать всем свои собственные квартиры, можно пообещать, как лидер одной из парламентских партий, каждой женщине по мужику, но как это потом выполнить - это второй вопрос. Мы предпочитаем обещать то, что реально можем сделать. У нас идет программа кадрового резерва, где мы реально через Интернет собираем заявки молодежи на возможность трудоустройства в какие-то серьезные компании. Вторая позиция, которая 100 процентов их волнует - это вопрос денег, обзаведение либо своим делом, либо получение какой-то высокооплачиваемой специальности, и это проблема, которую, к сожалению, в состоянии решить не политическая партия, а все государство и гражданское общество.

Любовь Чижова: Общее мнение почти всех участников встречи: в России нет государственной молодежной политики. Государство в молодежи не заинтересовано. Ну, не ходит молодежь на выборы - нечего с ней и связываться. Ничего от нее не зависит. А молодежь не ходит на выборы, потому что государство ей не помогает, не решает ее проблемы. Замкнутый круг какой-то получается.

Активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений - это залог национальной безопасности. Однако, практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается.

Существует множество факторов, влияющих на электоральное отчуждение молодых избирателей: психологические, исторические, социальные, экономические, другие. В российской политической традиции их принято объединять в три основные группы:

* правовой нигилизм,

* недоверие к власти,

* негативная социальная адаптация. Редькин А. Повышение электоральной активности молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/r/redxkin_aleksandr_aleksandrowich/msu.shtml

Нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - это отрицание исторических и культурных ценностей, моральных и нравственных норм и устоев общества. В данном случае правовой нигилизм подразумевает под собой отрицание исторических предпосылок, авторитета источников и вообще права, как такового. Однако, «свято место пусто не бывает», и право подменяется на различные иные формы квазимировоззрения субкультурной направленности, включая различного рода течения, секты и т.п.

Правовой нигилизм появляется не на пустом месте. Долгие годы, в течение которых наше государство шло «по пути социализма» и наш народ усиленными темпами строил «светлое будущее коммунизма», наложили неизгладимый отпечаток на всю отечественную юридическую науку и ещё более углубили пропасть, разделяющую уровни правосознания в России и Европе. Всё это, в конечном счёте, базировалось на догмах учения Маркса и Ленина, - именно в трудах этих разработчиков классической идеи коммунизма и социалистического государства с всеобщим равенством и обобществлением средств производства активно пропагандировалась идея о том, что в будущем государстве всеобщего равенства праву, вообще, и правовым нормам, в частности, будет отводиться едва ли не второстепенная роль, а на более поздних этапах становления коммунистического общества предполагалось отмирание всей отечественной правовой системы целиком «за ненадобностью». Сухие нормы закона предполагалось заменить на более действенные требования и предписания «пролетарского самосознания» и «пролетарского правосознания». Редькин А. Повышение электоральной активности молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/r/redxkin_aleksandr_aleksandrowich/msu.shtml

Дальнейшее историческое развитие, последовательное прохождение поколений через «перестройку», 90-е годы, настоящее время, с его изменяющимся законодательствам, так же не приносят ощущения стабильности. Сегодня исследователи констатируют, что правовой нигилизм присущ уже не одному поколению россиян, он передается от родителей к детям.

Следующая группа факторов, отрицательно влияющих на электоральную активность - это недоверие к власти. Если правовой нигилизм - есть отношение к праву в целом, то недоверие к власти выражается в недоверии к отдельным властным структурам, конкретным должностным лицам, государственным и муниципальным учреждениям. Данное недоверие может переходить в крайние формы, когда наибольшее количество голосов на выборах получает кандидат «против всех» (в то время, когда такая графа еще присутствовала в избирательных бюллетенях в России), также следствием данного отношения населения является тотальное игнорирование гражданами выборов.

В контексте анализа доверия как фундаментального фактора политического, в том числе и электорального, поведения следует рассмотреть отношение к выборам как политическому институту. В социологической анкете респондентам был предложен ряд позитивных и негативных характеристик выборов. Нельзя сказать, что среди молодежи доминирует негативное отношение к институту выборов. В целом респонденты на нормативном уровне понимают, что выборы - это необходимый механизм законной смены власти (20%), выборы помогают отстоять интересы народа (10%), что выборы - это способ возможного влияния на политический курс, проводимый правительством (9%). Однако 23 респондентов придерживаются жесткого мнения о том, что выборы в стране не решают злободневных проблем и ничего не меняют в жизни простых людей. Еще 11 процентов респондентов согласились с утверждением, что выборы - это способ обмануть избирателей.

В своем отношении к существующему политическому режиму по отдельным вопросам молодежный электорат может выступать, и выступает, как это демонстрирует комплексное социологическое исследование, серьезным оппонентом, но в стратегическом плане именно молодежь заинтересована в проведении реформаторского курса и возрождения страны. Следовательно, задача состоит в том, чтобы разработкой и реализацией действенной системы мер (правовых, экономических, организационных) успеть переломить реальными делами политико-психологическое противостояние власти подавляющей части молодежного электората, превратить этот стратегический электоральный ресурс из возможного в реальный. Особо следует подчеркнуть, что анализ результатов исследований проблемы показывает, что молодежь волнует кризис духовности, падение уровня культуры в молодежной среде, нравственная деградация общества в целом. Она остро реагирует на проявление социальной несправедливости и ощущает себя на историческом перепутье.

Эксперты, отвечая на вопросы о низкой электоральной активности молодежи, выделяют два типа мотивов участия молодежи в политике, которые непосредственно влияют на политическое поведение. Во-первых, это прагматические мотивы. Мотив поведения заключается в том, чтобы влиять на устройство общественных институтов, тем самым, стремясь улучшить свое положение. Другой тип мотивов - идеологический. Это наглядно видно, когда вдруг молодежью овладевает какая-нибудь идея, ради которой они готовы жертвовать жизнью. В настоящее время, на молодежь не влияют ни прагматические, ни идеологические мотивы, а значит, остаются случайные воздействия. Этим и объясняется низкий уровень электоральной активности с точки зрения фактора мотивации.

Третья группа факторов - негативная социальная адаптация. Пожалуй, это основная группа, так как человек, социальная адаптация которого прошла положительно, не ищет возможности обвинить в своих неудачах представителей власти или правовой режим государства. Социальная адаптация напрямую связана с процессом социализации личности. Она показывает, насколько личность готова к жизнедеятельности, насколько она способна встраиваться в окружающую социальную среду, ставить перед собой цели, искать пути их достижения, отметать девиантные методы поведения, разбивать путь к цели на отдельные задачи. Социальная адаптация наглядно иллюстрирует то, насколько процесс социализации личности в данном, конкретном обществе отработан и реально помогает человеку, обретая индивидуальность, оставаться частью общей структуры. Не выпадать из нее, переживая фрустрации, депрессии и становясь постепенно асоциальной, а напротив, налаживать социальные связи, постоянно обучаться, черпая информацию из окружающего мира, делать правильные выводы. Редькин А. Повышение электоральной активности молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/r/redxkin_aleksandr_aleksandrowich/msu.shtml

Пассивность молодежи

Причины

    Считают, что это не их дело

    Если государство не может решить мы тем более

    Знают проблемы, но не видят решения (зачастую из за не информированности в своих правах)

Проблемы, которые приводят к пассивности

Учеба (уровень образования в ВУЗах страны низкий, нет нормальных лабораторий и книг) ВУЗы соответствующие хорошему уровню образования зачастую без грантов и очень дорогие.

СПОРТ (не сколько дороговизна месячной платы, сколько дороговизна спортивного обмундирования, инвентарь спортивных помещений еще стоит с советских времен, очень старый)

КУЛЬТУРА (музыкальная школа, колледж) Дороговизна месячной оплаты:

Учебная – 2000 тенге в месяц, коммерческое 5000 тенге в месяц, при том что занятия идут всего два раза в неделю.

Еще надо иметь свой инструмент, зайдите в любой магазин музыкальных инструментов вы будете в шоке от цен.

Решения

Волонтерство! Самый ярый и эффективный метод борьбы с пассивностью (нужно поднять уровень волонтерства, например как главный фактор приеме не работу, как в США)

Cейчас очень много молодежных НПО, которые работают видимо по чуть чуть, потому что ощутимого эффекта не видно. Нужно систематизировать все молодежные НПО, создать один главный центр откуда будет координироваться и мониториться работа каждой организации.

    Социальные ролики (упор нужно сделать так же на гражданские СМИ, так как они очень популярны среди молодежи.)

    Не бояться спамить (информацией о молодежных акциях с лозунгом «не оставайся в стороне», что бы информировать молодежь)

    Заинтересовать (будущими перспективами и пользой от социальной работы)

    Вознаграждать (грамотами или денежно, как например гранты или стипендии, ведь так заинтересовывает нашу молодежь наше государство)

    СПОРТ и КУЛЬТУРА (Страна не знает своих героев, поднять популярность музыкантов и спортсменов, а они в свою очередь должны проводить мастер классы для молодежи, мотивировать и подавать пример)

Всё же главный фактор, нужно чтоб у всей молодежи был доступ к качественному образованию, не только у богатой. Тогда поднимается культура поведения, жизненные цели, а в этом случае пассивность у молодежи отпадет сама собой.

Пассивной части молодежи свойственны низкий социальный статус, привычное отчуждение от общественной жизни, отстраненное отношение к труду и его результатам, автономные действия, растущая неуверенность в собственном бытии, неблагополучие в сфере моральных устоев, снижение нравственности, отсутствие патриотизма. Пассивная к инновациям молодежь постепенно, медленно, неторопливо
включается в политические, социальные и экономические процессы в условиях становления рыночной экономики и разрушающегося то-талитаризма, действуя без особенной отдачи для общества.
Брошенная обществом, эта категория молодежи отчуждена от инновационного процесса, подвержена разрушительным негативным влияниям, проявляет эгоизм и жестокость, теряет жизненно важные ориентиры, разочарована, иногда агрессивна.
Она находится, по выражению М.К.Мамардашвили, в состоянии "антропологической катастрофы" и имеет тенденцию замены реальной жизни, реального бытия его иллюзорным, мнимым суррогатом16. Эта часть молодежи находит оправдание для ухода из общественного труда, и труд для данной страты не является важнейшим критерием в измерении молодежного социума. Бедность молодежи имеет огромное социальное значение.
Французский социолог А.Горц пишет об утрате смысла труда, его превращении в инструмент для зарабатывания денег17. Со времен Аристотеля известно, что если молодой человек не ограничивает себя в цели стремления к богатству, то он переходит на позиции хремасти- ки (способ добывания денег ради самих денег, ради богатства)18.
Иллюзии или ошибки восприятия жизни этой молодежью приводят к тому, что социальные проекты пассивной части молодежи связаны с организацией неформальных движений. И в этом контексте, находя "своих", она также может проявлять активность. Осмысленность действий некоторых групп неформальной молодежи заставляет видеть и воспринимать их совсем по-другому. Они также заняты инновационным проектированием, но их социальные проекты по отношению к другим стратам молодежи разрушительны.
Объективированная картина позволяет за видимым видеть невидимое - усталость, неверие, раздражительность, увеличение масштабов криминала, агрессию, экстремизм в молодежной среде, то есть все способы выражения кризиса идентичности.

Еще по теме Пассивная часть молодежи:

  1. Теорема 2. Мы пассивны постольку, поскольку составляем такую часть природы, которая не может быть представляема сама через себя и без других.
  2. Студенчество является социальной группой, наиболее остро реагирующей на перемены, происходящие в современном трансформирующемся обществе. Сегодняшняя российская молодежь участвует в модернизации страны, в проведении реформ, а постоянно меняющиеся условия жизни вынуждают молодых людей приспосабливаться к новым реалиям, вести постоянный поиск новых форм идентичности, вырабатывать свою жизненную позицию. Ориентация молодежи на внешние формы идентификации заставляет ее использовать в этом случае
  3. Теорема 1. Душа наша в некоторых отношениях является активной, в других - пассивной, а именно: поскольку она имеет идеи адекватные, она необходимо активна, поскольку же имеет идеи неадекватные, она необходимо пассивна.

В России отмечается Всероссийский день молодежи. Какая она, наша молодежь? И чем отличаются современные молодые люди от петербуржцев постарше? За ответами на эти вопросы «Фонтанка» решила обратиться к социологическим исследованиям.

В России сегодня отмечается Всероссийский день молодежи. Какая она, наша молодежь? И чем отличаются современные молодые люди от петербуржцев постарше? За ответами на эти вопросы «Фонтанка» решила обратиться к социологическим исследованиям.

Как видно из исследований Центра стратегического анализа общественных процессов, в сознании петербургского молодого человека общество разделилось на своеобразные касты: бедный - богатый, счастливчик - неудачник, элита - плебс, наш - не наш... При этом практически каждый человек причисляет к определенной группе и себя. Еще с середины 80-х годов у молодежи резко возросла роль личных жизненных ценностей - поэтому сейчас для большинства петербургских девушек и юношей семья превыше всего. При этом юноши стремятся еще и к материальному благополучию, в то время как для девушек имеет значение и духовное, личностное развитие.

Понятия долга и чести стали абстрактными. Современная молодежь вовсе не горит желанием быть нужным людям или приносить им пользу. Гораздо большее значение имеет собственный успех, карьера. Молодежь надеется на свои собственные силы и не собирается ждать помощи от государства или других структур.

Наблюдается интересный парадокс: молодежь настроена весьма оптимистично, уверена в успехе начинаний, однако в то же время весьма пассивна, не желает принимать участия в социальных преобразованиях. Очевидно, в этом виновата система образования, которая воспитывает хороших исполнителей, но не развивает творческие и лидерские качества.

Политикой интересуется примерно половина петербургской молодежи, однако активность в этой сфере заметно снижена. Современные молодые люди поддерживают демократов и либералов, а ценностями для них являются свобода и собственность. Собственность очень важна для половины молодых людей Петербурга и только для трети пенсионеров. Свобода имеет большое значение для половины пенсионеров и 65 процентов молодежи.

Верят в бога порядка 20 процентов молодых людей, не верят - около 17. Остальные в этом вопросе еще не определились либо верят в какие-то другие высшие силы.

Что же касается службы в армии, то проходить ее по-прежнему никто не хочет - избежать призыва желают более половины опрошенных. Однако более 70 процентов молодых людей возьмут в руки оружие, если что-то будет угрожать их жизни или жизни их близких. В то же время мало кто пойдет воевать в том случае, если будет оскорблено национальное достоинство нашей страны (всего 11 процентов).

К наиболее серьезным проблемам страны молодые отнесли наркоманию (61 процент), преступность (37 процентов) и пьянство (24 процента) - треть опрошенных чувствует себя в таком обществе весьма незащищенными.

Молодые люди не доверяют политикам и государству, и это, по-видимому, сдерживает их активность. Более половины опрошенных (52 процента) считают, что чиновники думают только о себе, а не о народе, а 89 уверены в том, что никак не могут влиять на руководство страной.

Александра Балуева,
Фонтанка.ру