Главная · Налет · Соблюдению распорядка дня. Старт в науке

Соблюдению распорядка дня. Старт в науке

порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, способствующий нормальному развитию ребенка и укреплению здоровья. Составляется с учетом возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка. Приучать ребенка к соблюдению Р.д. необходимо с первого года жизни. Детям до 6 лет необходим одноразовый дневной сон, прогулки (3-4 ч), занятия физическим воспитанием (через 1-1,5 ч после завтрака). В Р.д. дошкольников входят: утренняя зарядка, игры, прогулки (1-4 ч в зависимости от климата), физические упражнения, направленные на развитие движений (ходьба, бег и т.д.), обучение плаванию, катанию на коньках, лыжах и т.д. Организм ребенка обладает наивысшей работоспособностью в утренние часы, поэтому в это время рекомендуется проводить наиболее трудоемкие занятия: рисование, лепку и др. Необходимо следить за осанкой; расстояние от стола до глаз должно составлять 30-35 см. Во 2-й половине дня время занятий следует сократить. В меню питания детей старше 3 лет не следует включать крепкие чай и кофе, острые, жирные и очень сладкие блюда. Одно из блюд в каждый прием пищи должно быть горячим, а ужин заканчиваться за 2 ч до сна. Ребенка приучают соблюдать личную гигиену: умываться, чистить зубы и т.д. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отсутствие Р.д. у первоклассника ведет к истощению нервной системы и переутомлению. Важно научить ребенка правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий, начинать с письменных и более трудных заданий, делать перерыв на 10-15 мин для отдыха. Продолжительность прогулок на воздухе должна быть не менее 3 ч в день, а перерыв между занятиями в школе и дома - 1,5 ч. Нормальный сон для детей 7-10 лет длится не менее 10-10,5 ч, для подростков - 8-9 ч (иначе работоспособность падает до 30%). Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, - причина неврозов. Школьникам необходимо 4-5-кратное питание, ужин заканчивается за 1-1,5 ч до сна. Физическое воспитание в школе проводится по образовательным программам. Дома ребенок должен делать утреннюю зарядку и заниматься спортом в свободное время. Внимания взрослых требует организация выходного дня и каникул (максимальное пребывание на воздухе, культурные мероприятия и др.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕЖИМ ДНЯ детей и подростков

порядок чередования разл видов деятельности и отдыха в течение суток Способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине Правильно организовать Р.д. в семье помогают учителя, воспитатели, врачи обра-зоват учреждений. Составляют P. д. с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиол. и индивидуальных особенностей ребенка Р.д. предусматривает определенную продолжительность разл занятий, сна и отдыха, в т.ч. отдыха на открытом воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены Приучать ребенка к соблюдению Р.д. необходимо с первого года его жизни Это не только облегчает уход за младенцем, но с возрастом постепенно приучает ребенка к порядку, опрятности, с IV2 - 2 лет дети переходят на одноразовый дневной сон, в зависимости от погоды прогулки на свежем воздухе занимают 3-4 ч. Рекомендуется ежедневно через 1 - IV2 ч после зав трака заниматься физич. воспитанием

Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы Поэтому в это время с детьми дошк. возраста следует проводить наиб. трудоемкие занятия - рисование, лепку, работу с ножницами и др. Во время занятий необходимо следить за осанкой ребенка, расстояние от глаз до стола должно составлять 30-35 см У детей 3-4 лет проводят 1 занятие, у более старших - 2 занятия с перерывом Во 2-й половине дня время занятий следует сократить, а время отдыха увеличить Пребыванию на воздухе, прогулкам отводится от 1 до 4 ч в зависимости от климата и погодных условий В Р.д. дошкольников должны входить утренняя зарядка, игры, физич. упражнения, направленные на развитие осн.движений (ходьба, бег, лазание и т.д.). В этом возрасте начинают учить детей плаванию, катанию на коньках, лыжах, велосипеде Питание детей старше 3 лет мало чем отличается от питания взрослых Однако в меню не следует включать крепкий чай, кофе, острые соусы, крепкие бульоны, шоколад, пирожные Одно из блюд в каждый прием пищи (не раньше чем через 30 мин после игры или прогулки). должно быть горячим Ужинать следует за 2 ч до сна Необходимо прививать ребенку гигиенич навыки приучать самостоятельно умываться, чистить зубы и др. До 6 лет ребенок спит днем (1 раз). Родители должны постепенно готовить ребенка ко сну, успокоить после игры, перед ночным сном проследить за вечерним туалетом и др. Перед сном комнату необходимо проветрить.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Задача педагогов и родителей - максимально облегчить преодоление трудностей, вставших перед ним Превышение допустимого уровня уч нагрузки, отсутствие режима уч работы, полноценного отдыха, физич. труда, достаточной двигат активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости разл инфекциям Важно научить ребенка правильно регламентировать время уч работы дома чередовать виды занятий по разл предметам, делать перерыв между занятиями в 10-15 мин, во время к-рых снимается напряжение, отдыхают глаза.

Начинать приготовление уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным занятиям В первую очередь выполняются задания ср. трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие Дети 7-9 лет занимаются в школе не более 4 ч, 9-12 лет - 4-5 ч, у ст школьников проводятся 6-часовые занятия Уч работа чередуется с переменами - отдыхом.

Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе Прогулки, игры должны продолжаться не менее 3 ч в день, причем половина этого времени должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома Для восстановления сил и работоспособности организма очень важен нормальный сон Детям 7-10 лет необходимо спать не менее 10-10V2 ч, подросткам - не менее 8-9 ч, в противном случае их работоспособность падает на 30% Хронич недосыпание, как и умственное переутомление, - причина неврозов и сопровождающих их раздражительности, грубости, рассеянности Следует избегать излишних нагрузок, к-рые могут нарушить сон и вредно сказаться на состоянии здоровья школьника.

Большое внимание в Р.д. школьника должно быть уделено питанию Для нормального физич. и невропсихич. развития школьника имеет большое значение правильно организованный режим питания (4-5-кратный). Ужинать ребенок должен за 1-IV2 часа до сна.

Физич. воспитание в школе проводится по программам, соответствующим возрасту школьника Родители призваны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей Каждое утро ребенок должен делать зарядку, это должно войти в привычку Время на внеклассные, внешкольные (свободные). занятия (по собственному выбору). должно согласовываться с кол-вом уроков в школе и временем приготовления домашних заданий Внимания взрослых требует организация выходного дня и каникул школьника Осн.элементы Р.д. (сон, еда и т.д.). должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени отводится пребыванию на воздухе, участию в походах и экскурсиях, посещению музеев, театров В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться

Лит Воликова Т В, Режим дня в жизни школьника, M, 1961, Антропова M В, Гигиена детей и подростков, M, 19826 M В Антропова

Отличное определение

Неполное определение ↓

Режим дня многими воспринимается, как что-то связанное с армией, спортом или здравоохранительными учреждениями. Они считают, что простому человеку не обязательно так себя «дрессировать». Но справедливо ли такое утверждение? Что такое режим дня? Зачем он нужен? Сложно ли заставить себя соблюдать распорядок? Существуют ли научно обоснованные рекомендации, помогающие составить режим дня? Кому это вообще необходимо? Какие причины мешают его соблюдению? Насколько быстро можно упорядочить свой день?

Что такое режим дня?

Режим дня - это четкое расписание всех аспектов жизни, включая сон, бодрствование (рабочие и бытовые вопросы, а также досуг). Упорядочивание своей деятельности позволяет довести до автоматизма отдельные процессы, тем самым повысив личную эффективность. Организм сам запоминает последовательность действий, позволяя разуму переключиться на более актуальные задания.

Кому необходим режим дня

Всем без исключения. Он актуален детям и взрослым, представителям творческих профессий и работникам, связанным с рутинной деятельностью. Несобранность забирает слишком много продуктивного времени и сил. Банальный пример – порядок на рабочем столе. Если все документы, папки и заметки лежат на своих местах, то можно выиграть вплоть до нескольких часов рабочего времени. А это лишь один конкретный стол. Не сложно догадаться, что будет, если упорядочить всю свою жизнь? Поговорим, как это сделать, и какие препятствия могут возникнуть.

Как составить режим дня?

Попытки упорядочить свою жизнь зачастую сталкиваются с суровыми реалиями жизни. Далеко не у всех получается соответствовать тому идеалу, который они для себя создали. Почему же так происходит? Какие помехи не дают выработать режим дня? К основным причинам относятся:

  • Непредвиденные обстоятельства;
  • Физиологические и психические особенности;
  • Обилие рабочих или домашних дел;
  • Многозадачность, распыление усилий;
  • Сезонные изменения в ритме жизни.

Влияние названных факторов на человека может усиливаться или ослабевать, но считаться с ними стоит в любом случае.

Непредвиденные обстоятельства

Неожиданные изменения в планах – злейший враг любого режима дня. Самое коварное в этом – невозможность предвидеть изменения. Например, неожиданная командировка в другой город может перечеркнуть запланированную тренировку в спортзале. Что же делать? Постараться осуществить задуманное, хотя бы «для галочки», не в полном объеме. Допустим, кто-то хотел потратить полтора часа на упражнения в спортзале, но прихоть шефа испортила его планы. Заменой, хоть и условной, будет поход на ближайшую спортплощадку, где можно выделить хотя бы 10-15 минут для подтягиваний на перекладине.

Физиологические и психические особенности

В силу индивидуальных особенностей в протекании психических реакций и физиологических процессов отдельным людям бывает сложнее стать собранными. Также, важную роль играет здоровье человека, уровень его жизненной энергии и сил. Если уделить внимание правильному питанию и активному образу жизни, то намного проще будет заставить себя соблюдать определенный режим дня.

Обилие рабочих или домашних дел

Чрезмерная наполненность ежедневного графика также усложняет упорядочивание своей жизни. Основной совет, помогающий разгрузить себя от изнурительной рутины – делегирование. Домашние дела можно распределить между всеми членами семьи. Производственные задачи можно попробовать аналогичным образом делегировать своим коллегам. Главное, не давать взваливать на себя дополнительные обязанности, которые отбирают «львиную долю» времени.

Многозадачность, распыление усилий

Бич многих «семиделкинов», из-за которого страдает их режим дня. Согласно закону Миллера, человек способен продуктивно выполнять от пяти до девяти заданий, включая бытовые вопросы и хобби. Если перегрузить себя, то заметно упадет концентрация внимания, сосредоточенность, продуктивность работы. Необходимо научиться устанавливать приоритеты для своих интересов, больше времени уделять самым важным из них.

Сезонные изменения в ритме жизни

Смена времен года также негативно сказывается на режиме дня. Свою лепту вносят практически все изменения, включая температуру, количество осадков, длину светового дня и т.п. Это требует регулярной корректировки своего распорядка. В холодные периоды особенно актуальным становится здоровый сон и потребление витаминов (лучше природные – в виде фруктов и овощей). Поскольку простуда или упадок сил негативно сказываются на работоспособности человека, его желании жить по определенному распорядку.

Как нормализовать свой режим дня?

Причины, мешающие гармонизации жизни, перечислены. Теперь разберемся, как все-таки составить режим дня. Наша работоспособность зависит от целого ряда факторов. Среди них – гормональный фон, биоритмы, активность различных органов.

Считается, что с 6.00 до 7.00 срабатывает «внутренний будильник» человека, поэтому данный временной промежуток особенно благоприятен для пробуждения. Также рекомендуется в это время совершать зарядку без чрезмерных силовых нагрузок, что способствует обогащению внутренних органов кислородом. Не менее полезен прохладный душ.

Примерно с 7.30 до 8.15 оптимальное время для завтрака. Основную массу килокалорий заберет активизация мозговой деятельности. Чем насыщеннее будет завтрак, тем больше сил и энергии появится для дневного времяпрепровождения.

Далее, до 9.00 стоит добраться до работы. Если погода и расстояние позволяет, лучше всего это проделать пешком или на велосипеде. Свежий воздух и солнечные «ванны» помогут дополнительно настроиться на продуктивный день. Начало рабочего дня лучше посвятить составлению списка дел.

Примерно с 10.00 до 12.00 наблюдается максимальный уровень физической и интеллектуальной активности. Так что, при формировании режима дня, желательно планировать на этот период самые ответственные и важные задания.

Обеденное время традиционно ассоциируется с восстановлением сил и энергетических запасов. Органы пищеварения работают на полную мощность, что позволяет переваривать даже очень сытную пищу.

С 13.00 до 15.00 наблюдается снижение активности большинства систем организма. По возможности, стоит посвятить это время спокойной и размеренной работе.

С 16.00 до 18.00 в организме наблюдается оптимальная выработка гормонов, стимулирующих физическую активность. Лучше всего запланировать тренировки именно на это время.

Около 22.00 – оптимальное время для того, чтобы лечь спать.

Безусловно, многие могут возразить, что «мой режим дня невозможно подогнать под эти требования», ведь бывают ненормированные рабочие дни, сменный график, дежурства и т.п. Безусловно, каждый отдельный случай индивидуален. Но стремиться к оптимизации хотя бы определенной части своего продуктивного времени нужно. В первую очередь, это касается сна и еды. Все остальное, может быть упорядоченно чуть позже, по мере возникновения такой возможности.

Лучше всего режим дня представлять в качестве интересной игры, направленной на оптимизацию своей жизни. Ни в коем случае, не стоит превращать его в рутину и повинность. Следует уяснить, в чем польза от подобной упорядоченности. Тогда соблюдение ежедневных правил не будет вызывать дискомфорт, превратившись в жизненный стиль.

Стратегия Здорового Образа Жизни

По дисциплине: Культура здоровья

Орманжи Анастасии

Студентки III курса

Группы НДП-13

-Комрат 2016-

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе алгоритма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья и постоянно корректируемого с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Создаваемая вами система здорового образа жизни должна иметь привлекательность и необходимо хорошо видеть конечную цель усилий, что же вы хотите добиться, ведя здоровый образ жизни. Можно, перефразировав Цицерона, конечную цель сформулировать так: «Здоровый образ жизни - это система поведения человека для достижения благополучия для себя, для семьи и государства».

Режим дня и здоровье человека

Вся жизнь человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим дня студента определен учебным планом занятий в учебном заведении. Таким образом, режим - это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей. Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен прежде всего его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно - все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность - один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое.

Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе. Отдых - это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности. Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, еженедельно в выходные дни, ежегодно во время очередного отпуска, используя свободное время для укрепления физического и духовного здоровья.

К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна - основа здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.

Говоря об общих понятиях режима жизнедеятельности человека, целесообразно коснуться режима питания.

Правильное питание - это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия.

Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твердые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.

Рассмотренные выше элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья, долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни. Правильно спланированный режим дня с учетом возраста, физиологических и психических особенностей является основой для сохранения здоровья и главной составной частью здорового образа жизни.

Из сказанного можно сделать два вывода: интенсивность обучения постоянно повышается, и это необходимость, так как объем нужной для человека информации постоянно растет; с учетом учебной нагрузки следует корректировать режим дня: он должен обеспечивать рациональное сочетание умственной и физической нагрузок, отдыха, сна и правильного питания, т.е. обеспечивать гармоничное развитие духовного и физического здоровья человека.

При определении основных элементов режима дня целесообразно учитывать влияние биологических ритмов человека на его работоспособность. Известно, что работоспособность человека и его поведение во многом зависят от характера и интенсивности биологических процессов и явлений в его организме, т.е. от биологических ритмов.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с, до 5 ч ночи. Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Это поможет при выполнении наиболее сложных заданий. Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером.

Важно усвоить, что правильный режим работы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности (классные занятия), так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).

Правильно организованный режим дня способствует укреплению здоровья - нормальному духовному и физическому развитию человека. Однако не всегда удается выдержать оптимальный режим жизнедеятельности, иногда возникает необходимость в повышении нагрузок на обучающихся (контрольные работы, экзамены и др.), что может привести к появлению у них утомления и переутомления. Для восстановления нормального режима жизнедеятельности обучаемые должны знать ряд мер по профилактике переутомления.

Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль своего состояния. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, работоспособность, сон, аппетит и общие ощущения.

К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Режим дня - почему важен и какой должен быть?

У большинства людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Примерно в одни и те же часы человек работает, отдыхает, принимает пищу. Организм привыкает к этому распорядку, и в результате дела требуют меньше усилий, затрачиваемые в процессе трудовой деятельности силы быстро и полностью восстанавливаются.

У большинства людей в течение суток отмечаются волнообразные изменения работоспособности с двумя пиками ее повышения - с 8 до 13 часов и с 16 до 19 часов. В режиме дня должно быть определенное время для работы, отдыха, занятий.

Желательно завтракать с 6 до 8 утра.

Известно, что время с 6 до 10 утра характеризуется хорошим запоминанием. Если вам необходимо запомнить определенную информацию – лучше учить сутра. С 5 до 7 активизируется механическая память. Логическое запоминание активно с 7 до 8 утра, а ассоциативная память лучше работает с 8 до 10 утра. С десяти утра активируются функции работоспособности. Начинается наиболее благоприятный период времени для развертывания вашей основной деятельности, который длится до 6 часов вечера.

С 11 до 13 часов необходимо сделать перерыв на обед. Вы должны есть неспешно, с удовольствием, даже если это простая пища. Попробуйте во время еды думать о еде, осознавая ее вкус и аромат, не отвлекаясь на посторонние мысли. Обеденную трапезу следует начинать с небольшого количества напитка. Это может быть свежий сок из овощей, настой из трав или просто чистая вода. Затем нужно приступить к сырым овощам. После обеда можно выпить немного жидкости, но потом в течение часа лучше не пить. Жарким летом вообще нельзя запивать пищу. Можно съесть немного сочных фруктов и этого будет достаточно. Если вам предстоит напряженная умственная деятельность, то после обеда можно также полакомиться небольшим количеством сладенького десерта.

До 6 вечера вы трудитесь, а после 6 физическая и умственная активность снижается. В это время деятельность должна быть направлена на умиротворение, успокоение.

В 7 вечера желательно принять теплый душ – это вас расслабит и подготовит ко сну.

С 18 до 22 часов вы можете постепенно сворачивать свою деятельность и готовиться ко сну. Если в этот период времени смотреть телевизор, выяснять отношения или заниматься умственной деятельностью – вам обеспечены плохие сны, бессонница и разбитое настроение утром. Вечером желательно проанализировать прошедший день.

Режим сна так же очень важен. С 10 до 12 часов происходит фаза глубокого сна и идет восстановление внутренних сил организма. С 12 до 2 часов ночи мозг уже начинает работу, и мы видим сны. Как уже говорилось, сны напрямую зависят от ваших внутренних переживаний в период бодрствования и от вашего питания. C 2 до 4 утра наблюдается наибольшее расслабление организма.

6.00 - лучшее время проснуться и встать с постели, принять душ. Начинают выделяться гормоны, ускоряется обмен веществ, накапливается энергия.

В 7.00 стрелки внутренних часов показывают, что пришло время завтрака. Причем сладости не добавят лишних килограммов. Утренние углеводы полностью перерабатываются в энергию.

В 8.00 вырабатывается максимальное количество гормонов. Повышается порог болевой чувствительности. Поэтому происходит обострение различных недугов.

9.00 - пик активности кратковременной памяти. Бросайте все и садитесь за учебники.

10.00 - ускоряется циркуляция крови по организму, и мозг лучше снабжается кровью, и легче всего запоминается все услышанное и увиденное, поэтому с 10 до 12 время творить.

С 11.00 начинается стрессоустойчивый период. Самое время для улаживания конфликтов.

В 12.00 пора передохнуть. Повышается кислотность желудка, а следом и чувство голода. Снижается умственная деятельность, ведь кровь приливает к желудку.

13.00 - время обеда, образуется больше всего желудочного сока.

В 14.00 мозг отдохнул и готов для долгосрочного запоминания. Притупляется чувство боли, поэтому наметьте на это время посещение стоматолога.

С 15.00 ускоряется кровообращение, поднимается артериальное давление. Возрастает трудоспособность.

В 16.00 открывается второе дыхание. Работайте, учитесь, занимайтесь спортом.

В 17.00 обостряются чувства. Можно выступать перед начальством с новым проектом.

В 18.00 активизируется работа печени и поджелудочной железы. Печень наиболее эффективно утилизирует алкоголь, можно выпить с друзьями.

19.00 - падает давление крови и пульс. Поэтому в это время желательно отказаться от препаратов, снижающих давление.

20.00 - снижается температура тела и артериальное давление, замедляется обмен веществ, лучше усваиваются лекарства.

21.00 - организм готовится ко сну. Не перегружайте желудок.

22.00 - пора в кровать. Если же вы решили развлечься с друзьями на дискотеке, то избегайте употребления алкоголя. Лишний коктейль обернется утренней головной болью.

23.00 - худшего времени для умственной работы не найти.

24.00 - если вам все еще не спится, то пора творить. Садитесь и пишите стихи.

Выделяют 6 основных компонентов режима: сон; пребывание на открытом воздухе (прогулки): учебная деятельность; игровая деятельность и отдых по собственному выбору; приемы пищи; личная гигиена. Содержание и длительность каждого из этих компонентов, а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые особенности и характерные черты.

Сон - это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем, в первую очередь функции клеток коры большого мозга. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от уровня работоспособности их нервной системы.

Так, у новорожденных продолжительность сна составляет около 16,5 ч. Эта потребность во сне обусловлена тем, что даже небольшие по силе внешние раздражители оказываются для новорожденных сверхсильными, превышают предел работоспособности нервных клеток, вызывая охранительное торможение. Вот почему сон является основным физиологическим состоянием новорожденного.

В 1-й месяц жизни ребенок спит без порядка, со 2-го месяца устанавливается суточный ритм сна: ночной (10-11 ч) и дневной (6-6,5 ч). В первые 3 года жизни продолжительность сна ночью практически не изменяется, а суточная продолжительность сна снижается за счет снижения числа периодов дневного сна: с 4 до 1.

Одноразовый дневной сон формируется к 1,5-2 годам и сохраняется в течение всего дошкольного возраста. К 7-8 годам формируется непрерывный сон в ночное время. Однако следует учитывать, что в этом возрасте дети начинают обучаться в школе, попадают в новые условия, связанные с большими умственными и физическими нагрузками. Отсюда очевидна важность для учащихся I класса дневного сна как одного из элементов переходного режима от дошкольного к школьному. К 17-18 годам длительность сна приближается к норме взрослого человека (8-8,5 ч). В осенне-зимний период потребность во сне у подростков повышается, он должен длиться не менее 9 ч.

Систематическое недосыпание может привести к нарушению высшей нервной деятельности и снижению умственной работоспособности детей. Дети с ослабленной нервной системой нуждаются в более продолжительном сне по сравнению со здоровыми.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий сниженное в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. Эффективность прогулок связана с повышенной оксигенацией (снабжением кислородом) крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания, тонизирующим влиянием на кору большого мозга. Пребывание на воздухе - действенное средство закаливания организма, профилактики ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.

В зависимости от возраста детей прогулки (их характер и длительность) имеют особенности. Пребывание на воздухе ребенка до 1,5 лет - это его дневной сон. С 1,5 лет, когда формируется акт ходьбы, в режим вводятся прогулки, постепенно заменяющие сон на воздухе. Для детей 2-3-летнего возраста в режиме дня дошкольного учреждения предусматриваются две прогулки, а третью родителям рекомендуется проводить дома вечером, гуляя с ребенком перед сном. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна быть не менее 4,5-5 ч. В дальнейшем длительность прогулок сокращается и составляет у школьников младших классов 3,5 ч, средних -3 ч, старших - 2,5 ч в сутки.

Питание детей должно быть сбалансированным с самого раннего детства. Упор делайте на каши и овощи, фрукты. Мучное, сладкое, газированные напитки и фаст-фуд надо свести к минимуму, тогда в подростковом или зрелом возрасте его не будет волновать вопрос, как избавиться от живота и лишних килограмм. Чтобы метаболизм ребенка работал, как часы, приучите ребенка к 5-разовому питанию небольшими порциями. Перекусы также должны быть полезными - орешки, фрукты, хлебцы, но никак не печенье и конфеты. Если у ребенка плохой аппетит. значит, он мало бывает на улице и у него низкая активность, либо же он перекусывает между приемами пищи чем-то еще.

Учебные занятия постепенно занимают все более значительную часть времени. В раннем возрасте (первый год и начало второго) они носят характер игры, очень непродолжительны (не более 10 мин), проводятся сначала индивидуально, а затем по подгруппам.

Возможность значительно усложнить процесс обучения появляется в дошкольном возрасте, когда повышаются работоспособность и выносливость центральной нервной системы детей.

В режиме предусматриваются более продолжительные занятия (20-30 мин), направленные на развитие речи, устный счет, т. е. на способность оперировать отвлеченными понятиями. Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков, поскольку в этом возрасте особенно выражена потребность в движении. Рассматривать ее следует как биологически закономерную реакцию, обеспечивающую нормальное развитие организма.

Общим направлением развития детей школьного возраста является дальнейшее совершенствование функции коры большого мозга. Морфологически более зрелая нервная система приобретает и большие функциональные возможности. Они проявляются в росте работоспособности клеток коры, увеличении силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов и совершенствовании второй сигнальной системы. Все это определяет способность школьника к абстрактному мышлению, необходимому для успешного освоения предусмотренных учебными программами знаний.

Уровень развития организма подростка (15-16 лет) позволяет приступить к профессиональному обучению, формированию сложных рабочих динамических стереотипов, Закономерно увеличивающиеся функциональные возможности растущего организма все же по многим показателям уступают возможностям взрослого человека. С этим связана необходимость постепенного увеличения умственных и физических нагрузок как по характеру, так и по длительности.

Учебные занятия школьников и подростков состоят из уроков в школе (или другом учебном заведении) и выполнения домашних заданий (самоподготовки). Длительность каждого урока и перемены регламентированы Уставом средней общеобразовательной школы и одинаковы для всех возрастов. Поэтому общая продолжительность школьного учебного дня определяется числом уроков.

Исследования работоспособности учащихся в процессе занятий выявили прямую зависимость ее динамики от возраста и числа уроков в день. В начальных классах выраженное снижение работоспособности учащихся наблюдается после 2 ч занятий, в старших классах и среднем ПТУ - после 6-7 ч.

Длительность приготовления уроков регламентируется Уставом средней общеобразовательной школы и составляет в зависимости от возраста 1-4 ч. Однако следует подчеркнуть, что 4 ч - максимальная величина. Оптимальная длительность - от 45 мин до 3 ч.

Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций. Их физиологическое значение заключается в повышении возбудимости коры большого мозга и нивелировании неблагоприятных изменений в организме, связанных с отрицательными эмоциями.

Разнообразные игровые, внеклассные и внешкольные занятия, отсутствие элемента принуждения при их выборе, максимальная активность, возможность увидеть результаты затраченных усилий и испытать чувство удовлетворения вызывают у детей положительные эмоции и укрепляют их уверенность в своих силах. Психология располагает многочисленными примерами того, как воодушевление, вызванное небольшим первоначальным успехом, способствует преодолению трудностей на дальнейшем пути. Эта форма отдыха помогает выявлению и развитию индивидуальных склонностей и способностей детей, тем самым облегчая процесс их дальнейшей социальной адаптации.

Время для игры у детей младшего возраста увеличивается благодаря уменьшению суммарной длительности дневного сна и увеличению периодов бодрствования по времени. У дошкольников игра занимает 4,5-5 ч, у школьников отдых по собственному выбору продолжается 1,5-2 ч.

В суточном режиме важно предусмотреть утреннего и вечернего туалета, переодевания детей, умывания перед едой . Очень важно, чтобы все это проходило в спокойной обстановке, неторопливо. Вместе с тем не стоит неоправданно увеличивать продолжительность этих процессов, это может послужить причиной сокращения прогулок и других видов отдыха.