Главная · Налет · Постановка или описание проблемы. Выясняем, чем отличается цель от задачи

Постановка или описание проблемы. Выясняем, чем отличается цель от задачи

shuster любопытное описание отличия проблемы от задачи.

Думаю, что в дальнейшем это можно будет использовать в продолжении . Сейчас он начинается с постановки проблемы, которую, кстати, часто путают с констатацией факта. (Одно от другого отличается тем, что при постановке проблемы описывается нерешенное противоречие между желаемым состоянием и действительным, а при констатации факта описывается только одно текущее состояние .)

Вообще-то задача и проблема - это далеко не одно и то же. По смыслу «проблема» - это некое препятствие, затруднение, мешающее нам добиться желаемого. Представьте, что вы идёте по своим делам, и вдруг натыкаетесь на стену поперёк дороги. Стена - это препятствие, проблема, мешающая вам двигаться дальше. Скажите, можно ли «решить стену»? Нет? А почему мы тогда часто говорим «решить проблему?». Сама по себе проблема не имеет решения. Решение может иметь только ЗАДАЧА на устранение (преодоление, избегание) проблемы. А проблемой (стеной) можно, например, любоваться. Можно её (стену) изучать. Можно руками потрогать. Можно языком полизать. Но если мы хотим двигаться дальше, нужно думать не о ПРОБЛЕМЕ, а о ЗАДАЧЕ по ее устранению или преодолению.

Более того, в подавляющем большинстве случаев думать о проблеме - контрпродуктивно. Чем больше мы будем смотреть на стену - тем более массивной, высокой, даже пугающей она будет нам казаться. Конечно, изучать проблему нужно - но не абстрактно, а с конкретной целью - для поисков вариантов решения задачи. То есть не разглядывать стену, а искать способы ее преодоления. Писать диссертации на тему «история и особенности беззакония в РФ» - дело увлекательное, но без дальнейших шагов бесполезное. Нужна чёткая формулировка ЗАДАЧИ и способы ее решения.

Ещё одно очень и очень важное замечание. В связи с одной и той же проблемой могут быть сформулированы самые различные задачи и, соответственно, найдены различные решения. Вот пример всё с той же стеной. Возможные задачи:
1. Как преодолеть стену с наименьшими усилиями (решение - обойти).
2. Как преодолеть стену не отклоняясь от маршрута (решение - перелезть).
3. Как сделать так, чтобы впоследствии эта проблема больше не возникала (решение - разобрать).
4. Как БЫСТРО сделать так, чтобы эта проблема больше не возникала (решение - взорвать). И т.д.

Проблема одна, но задачи и решения могут быть совсем разные. Это приводит нас к неожиданному выводу. Даже в связи с НЕУСТРАНИМОЙ проблемой можно сформулировать задачу, имеющую вполне реализуемое решение. Мы не можем долететь до звёзд - мешает физическая (в рамках сегодняшних теорий) невозможность преодолеть скорость света. Но ведь можно сформулировать другую задачу. Например, как сделать так, чтобы нам было НЕ НУЖНО лететь к этим самым звёздам... Ведь зачем-то нас туда тянет? Может, поискать это поближе? :)

Итак, на этом шаге мы формулируем задачу. Есть общие правила на сей счёт:
1. Формулировка задачи представляет собой задание на устранение, преодоление, уменьшение, избегание проблемы.
2. Проблема и задача должны отличаться.
3. Формулировка задачи должна быть в виде вопроса и оканчиваться вопросительным знаком (?)
4. Формулировка задачи должна начинаться с вопросительного слова (Как? Где? Чем?...)
5. В формулировке задачи должна отсутствовать частица НЕ (ориентация на возможности, проактивное мышление: вместо того, чтобы думать, как НЕ быть бедным, полезнее искать способ стать богатым)
6. По возможности (если это не является самоочевидным) должен присутствовать субъект задачи. (чья эта задача)
7. По возможности должен быть определён временной интервал решения (когда это нужно)
8. Формулировка задачи не должна содержать решения.
9. Формулировка задачи не должна содержать общих фраз (Что делать? Как достичь цели?...)
10. Ожидаемый результат должен быть осязаемым и/или измеримым.
11. В группе не должно быть разночтений в формулировке.

01.01.2016

Когда мы мечтаем и планируем наше будущее, то среди этих мечтаний мы выделяем для себя то, чего хотим добиться в ближайшее время или в ближайшем будущем. Мы начинаем обдумывать то, как мы будем добиваться и чего именно будем добиваться. Осуществляя свои смелые задумки, мы выделяем конкретные цели, задачи и способы их осуществления. Но многие не знают, чем же отличается цель от задачи? На этот вопрос часто ищут ответ, для того чтобы лучше понимать какую работу нужно сделать, для достижения любой поставленной цели.

Действительно, как говорится, успех это 10% таланта и 90% труда, поэтому очень важно, правильно работать над достижением цели. И начинается любая работа с постановки целей и задач, которые не являются одним и тем же, хотя схожи по некоторым признакам. Чтобы устремить все свои силы на достижение желанного результата, нужно четко понимать свою цель, для получения которой, будут выполняться задачи.

Что такое цель?

Цель — выражает желание добиться определенного результата, ради которого мы хотим осознанно начать действовать. Цель нужна, чтобы выстроить определенную структуру работы, результат который можно будет сравнивать. Цель одновременно имеет конкретный, конечный результат и долю неопределенности в будущей работе. Цель появляется, как результат потребности человека иметь что-либо или достичь чего-либо.

Как задача относится к цели ?

Мы выбираем себе желанную цель и для ее получения начинаем разрабатывать конкретный план, каждый шаг которого приближает нас к ней. Конкретные пути решения, этой ситуации зависят от того, какие задачи на пути к цели мы поставим. Именно эти шаги на пути к мечте и называются задачами. Задач может быть много, но все они подчиняются цели и осуществляются во благо ее реализации.

Как правильно ставить задачи чтобы добиться желаемой цели ?

Сначала мы выбираем цель, потом концентрируем на ней свое внимание. Вот он желанный результат, ради которого мы готовы стараться и сворачивать горы. Затем мы оцениваем свои реальные возможности, ведь только так мы можем плодотворно работать и адекватно действовать для достижения цели. Теперь можно выстраивать цепочку задач, исходя из цели и заданного направления.

Казалось бы, можно скорее приступать к осуществлению заветной цели! Но это тот случай, когда лучше дольше готовиться, но потом быстро все сделать. Поэтому сначала нужно придумать план и определить задачи, которые будут конкретными шагами на пути к цели. Каждая задача должна приближать нас к цели, маленькими, но уверенными шагами.

Каждая задача может быть разной, но она ведет к одному результату. Сверяясь с планом, мы не уйдем в сторону и не сделаем ничего лишнего на пути к цели. Каждый раз, выполнив задачу, мы сравниваем нынешнее положение дел с тем, что мы хотим получить. Мы чувствуем удовлетворение от выполненной работы, так как мы видим, что стали ближе к цели.

Иногда на пути мы встречаем препятствия или что-то оказывается не таким, как мы думали. Тогда мы можем корректировать задачи, что может вызвать необходимость изменения связанных с ней других задач, хотя может не изменить наш план. Важно проверять актуальность плана, исходя из выполненных задач и актуальности желаемого результата. Возможно, в процессе вы поймете, что вы хотите изменить цель, тогда и план придется изменить, но ничего страшного, ведь жизнь всегда просит изменений, это и дает нам ощущение неповторимости нашей жизни.

Бывают цели, которые выполнить легко и быстро. Достаточно выполнить несколько задач, и мы получим то, чего так страстно желаем. Однако на осуществление некоторых целей может уйти много времени. Чтобы не потеряться на пути к результату, нужно ставить подцели к нескольким задачам.

Какие бывают цели ?

Цели бывают краткосрочными и долгосрочными. Например, похудеть на пару килограмм за неделю это краткосрочная цель. А вот если вы хотите похудеть на десять килограмм, то цель будет долгосрочной и выполняться будет долгое время. Как правило, краткосрочные цели имеют конкретное время выполнения, а долгосрочные цели не имеют четких временных рамок.

Цель всегда определяется на будущее с возможным изменением времени получения результата, ну а задачи должны быть решены в конкретные сроки. Конечно, выполнение задач более быстрое дело, чем достижение цели или подцели.

Какой результат мы получаем от задачи и цели ?

Задача решается и считается выполненной, цель до своего достижения повторяется в каждой задаче. Важно помнить, что без выполнения задач, цель достигнута не будет. При этом даже самые полезные задачи без цели ни к чему не приведут. Поэтому осознавайте свои цели, приближая их выполнением четких и реальных задач для себя.

Чтобы быть хозяином своей жизни, совсем необязательно быть самым умным или способным человеком в мире. Важно организовать свою жизнь, чтобы она имела смысл. А смысл жизни в достижении целей, в процессе чего мы выполняем задачи, и процесс этот может быть тоже важен для нашего развития. Желаем вам всегда достигать своих целей, какие сложные задачи не пришлось бы выполнить для их осуществления!

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.

Говоря о своем отношении к жизни и работе, выдающиеся люди говорят, что успех придет к тем счастливчикам, которые научились составлять планы, ставить себе задачи и четко . Однако изучая этот вопрос, большинство начинает путать понятия, в итоге не добиваясь желаемого результата. Чтобы исключить такие моменты, достаточно раз и навсегда понять, чем отличается цель от задачи.

Что такое цель

Достаточно спросить любого знакомого, есть ли у него какая-то , как человек назовет конкретный предмет или событие. Например, молодая девушка хочет сыграть свадьбу, и факт заключения брака становится для нее целью. Или же молодой человек желает приобрести шикарную машину. Он определился с маркой, знает модель, которую хочет, и даже можно назвать цвет будущего авто – он определил для себя цель. Как видно, целью является конечный результат, который получится после выполнения определенных действий. Обычно в цель трансформируются самые яркие мечты, желания человека. Цель может быть материальной или нематериальной, с течением времени может меняться, однако всегда остается результатом какой-либо работы.

Что такое задача

Задачей называется ситуация, вопрос, который нужно решить, чтобы прийти к цели или хотя бы стать к ней немного ближе. Цели и задачи на первый взгляд отличить непросто, однако важно помнить, что задача ассоциируется с проблемой и ее решениями, позволяет выстроить план действий, необходимых для достижения цели. Чтобы успешно планировать свою работу, большие задачи разбиваются на более мелкие, отдельно выносятся сложные вопросы, а простые по возможности выполняются быстрее всего.

В чем основные различия

Как говорилось ранее, чтобы отличить цели от задач, достаточно задать вопрос «что это». Иными словами, если человек чего-то «хочет» – это становится его целью. Если для достижения результата ему нужно выполнить какие-то действия, они становятся его «задачами». Рассмотрим простой пример: Ольга хочет переехать на Кипр, чтобы устроиться на работу и жить у моря. Ее мечтой, целью, является счастливая жизнь на берегу моря, а переезд, оформление документов, поиск работы и накапливание денег – задачи, которые позволяют прийти к цели.
и задач позволяет людям из любой области делать свою работу намного эффективнее, а в жизни помогает найти гармонию и избавиться от ощущения «потерянного времени».

Большие и маленькие цели

Если договориться о том, что – это оформленные мечты, можно вспомнить поговорку «мечтайте о большем». Со временем цели человека меняются в зависимости от его социального положения, знакомств, жизненных обстоятельств.
Однако любую цель, поставленную в любом возрасте, можно отнести к группе «больших» или «маленьких», «краткосрочных» или «долгосрочных». Большая цель может состоять из маленьких, а они, в свою очередь, трансформироваться в задачи.
Правильная и задач позволяет человеку здраво оценить возможность ее достижения, а от этого зависит его настроение, желание работать, совершенствоваться и тратить свое время.

Как ставить цель

Говоря о своих целях, делясь планами с друзьями и близкими, человек должен понимать, что его цели – это его собственные «дети», а значит, разрабатывая задачи и пути выполнения, рассчитывать нужно лишь на себя. Именно поэтому психологи советуют не ставить большие цели, достигнуть которых в одиночку не получится. Правильная постановка целей и задач (ноша по силам) спасет человека от зависимости, ведь если он постоянно просит у кого-то помощь, он перестает быть самостоятельным и в непредвиденной ситуации может прекратить движение к цели, оставшись без поддержки.
Проще прийти к цели, если четко видеть ее. Например, рекомендуется думать не о «какой-то собственной квартире», а о вполне конкретном жилом помещении в новом доме, с двумя комнатами и просторной кухней. Такая конкретизация позволит человеку «записать в мозг» ответ на вопрос «зачем он столько старается», «что получит в результате». Также нужно постараться оградить себя от людей, высмеивающих мечты других. Даже если человеку это не кажется важным, неприятные слова о том, что кажется действительно важным, могут сбить настрой.

Не подглядывать

У каждого человека цели и задачи будут своими, ведь они, как и мечты, зависят от характера, личности и ряда других слагаемых. Именно поэтому человек, который страстно желает найти цель в жизни или в работе, не должен слепо копировать стремления других. Для хорошего спортсмена изнурительные тренировки, сознательный отказ от некоторых удовольствий – маленькие задачи, позволяющие хорошо выполнять большую – тренироваться для достижения лучшего результата.
Если обычный человек, не слишком сильно увлекающийся спортом, внушает себе, что выступление на каком-то турнире может стать его целью, он может добиться отличного результата, но он его, с вероятностью 99%, не удовлетворит. Цели должны быть придуманы конкретным человеком, не навязаны и не «украдены» у других, только в этом случае планирование и решение задач будет приносить удовольствие, а не выматывать.
Другой пример – влюбленные пары, которые через некоторое время ловко заменяют «я» на «мы». Если один из партнеров имеет цель в жизни, второй, еще не определившийся, может «забрать» эту цель себе и начать идти к ней вместе с любимым. Опасность такого варианта заключается в том, что в случае разрыва один из партнеров поймет, что тратил слишком много времени на чужие мечты. Вот почему важно всегда думать своей головой, даже если идея взять чужую цель кажется вполне нормальной.

Существуют ли недостижимые цели

Вопреки расхожему мнению, цели и задачи действительно могут быть настолько сложными, что человек их не достигнет и не выполнит. Чтобы не разочароваться в себе и мире, важно разбивать огромные цели на более мелкие, тщательно оформляя задачи, которые потребуется выполнить на нелегком пути к их достижению.
Говоря о скромных целях и небольших задачах, не нужно стесняться. Молодой человек, который хочет хорошую машину, но пока вынужден приобрести модель скромнее, чтобы в будущем продать ее, добавить деньги и купить «мечту». В данном случае он поступает намного разумнее, чем его приятель, желающий «непременно самый лучший вариант сейчас и сразу». Достаточно верить в себя, постоянно анализировать свои потребности, желания и не сидеть просто так. Постоянно работая в верном направлении, человек обязательно придет к тому, что сделает его жизнь счастливой.

В очередной раз в попытках осмысления того, чем занимаются мои маркетинговые подчиненные понял, что у них есть непонимание разницы между целью и задачей , а так же сознательная или неосознанная путаница между личными целями специалистов и целями компании. Поделюсь и с Вами тем, что вынужденно рассказал им.

Что такое задача, и что такое цель?

Цель - это конечный желаемый результат.

Цель определяется в процессе планирования и регулируется функциями управления.

Задача - проблемная ситуация с явно и заранее заданной целью.


Задача отвечает на вопрос «как сделать?», возникает в силу понимания проблемы, возникшей на пути к цели. Задача определяет план работ для решения задачи, для достижения цели в итоге. У маркетолога, как правило, есть много задач. Все задачи специалистов маркетинга мы делим на три вида:
  • текущие задачи (встречи, мероприятия, поручения, совещания и т. п.);
  • ключевые задачи, то есть очень важные задачи, которым можно присвоить высокий приоритет;
  • этапы, вехи – время, дата к которой должны быть выполнены некие работы, задачи проектов с длительностью, равной нулю;

Что различает цели и задачи?

Далеко не все умеют ставить цели, зачастую цели путают с задачами, проектами и наоборот. Предлагаю разобраться в этом лишь на первый взгляд несложном вопросе.

Все, что мы сейчас делаем, – это решение определенных задач, сформулированных и поставленных накануне. Достигаемый в результате решения задач результат – это отражение цели (100% ее достижение, или частичное), которая была поставлена.

  • Если задаете вопрос «что хотите?» – ставите цель
  • Если описываете проблему, что хотите в связи с ней, задаете вопрос «что сделать?» – формулируете задачу
  • Если озадачены вопросом «как сделать?» - это пытаетесь составить план .

Любая конкретизация, "обсасывание" цели неизбежно превращается в набор задач. Дело в том, что как только поставили цель, сразу же становится понятно, что проблем на пути к ней будет дофига!

Но, если цель не будет конкретной и облеченной в форму набора задач (будет слишком общей), она будет просто идеей, маркетинговой фантазией, прожектом.

Если менеджер по маркетингу считает целью освоение маркетинговых технологий, получение новых знаний в области торгового маркетинга и получения опыта взаимодействия с клиентами, BTL-агентствами, то это ли явяляется целью его работы?

Успеть разработать буклет к выставке - это задача. Успеть разработать, напечатать - это многоступенчатая задача. А участие в выставке - цель? Нет! Это коллективная задача тех кто разрабатывает буклет, готовит выставку, привлекает на ивент дилеров и знакомит их с новинками продукции.

А цель? Раскрутить новинку? Ну это не конкретно и похоже на прожект. У "раскрутки" должны быть SMART показатели . Вот продажа первой пробной партии новинок всем дилерам может быть локальной целью.

Хочется верить в то, что в отличии от моих подчиненных ваши сотрудники идут к намеченным вами целям. Но при этом они ставят и свои собственные жизненные цели, которые хотят достигнуть на каждой конкретной позиции. И еще одно очень важное: цели, определенные Вами, не должны противоречить целям, которые определил для себя сотрудник.

Цели

Всякая деятельность (движение, изменение, развитие и т. п.) является целенаправленной - направлена на достижение определенной цели.

Примеры. Студент учится, чтобы получить профессию. Рабочий обтачивает заготовку, чтобы получить деталь. Спортсмен тренируется, чтобы завоевать медали и чемпионские звания. Целевой характер имеют отдых, развлечения, прогулки, игры, физзарядка, чтение, коллекционирование и т. п.

Цель - это субъективный образ желаемого состояния объекта.

Причинной и движущей силой любой деятельности является наличие противоречия - своеобразной «разности потенциалов» между имеющимся и желаемым (целевым) состояниями объекта. Если пути устранения противоречия не являются очевидными, то противоречие становится проблемой.

Понятие цели тесно связано с такими понятиями, как потребность, желание, проблема .

Проблема : с одной стороны, поставленная цель порождает проблему ее достижения, а с другой - для решения проблемы ставится цель как путь ее решения.

При этом проблемы могут иметь объективный или субъективный характер, а цели могут носить характер желания или направления деятельности.

Потребность - это объективная необходимость в чем-либо для сохранения функционирования и развития объекта. Потребность определяется объектом.

Пример . Для управления необходима информация, для жизни человека - воздух и т. п. Если всего этого хватает, то нет никаких проблем; они начинаются, если потребность не удовлетворена.

Неудовлетворенная потребность порождает проблемную ситуацию - проблему, которую назовем объективной проблемой.

Объективная проблема - это разность между необходимым и существующим состоянием объекта.

Желание - это субъективно осознанная потребность, соотнесенная с конкретным результатом ее удовлетворения.

Субъективность желания состоит в том, что, с одной стороны, мы можем желать только то, о чем знаем и понимаем (или нам кажется, что понимаем); с другой стороны, чтобы появилось желание, надо осознать, что потребность имеется.

Примеры . 1. Для управления имеется объективная потребность в информации, и когда ее не хватает (или кажется, что не хватает), возникает желание внедрить информационную систему. Если руководитель не понимает, что такое информационная система, он может пожелать принять на работу дополнительных сотрудников, которые бы собирали, передавали и обрабатывали информацию.

2. Мы желаем приобрести мобильный телефон и принимаем это за потребность. Но это не объективная потребность, а только желание. Потребность у нас может быть, например, в оперативной связи, и удовлетворить ее можно и другими средствами.



Желание носит целевой характер, но эта цель - только цель-желание - без критического осмысления ее достижимости.

Цель-желание - субъективный образ состояния объекта (или конкретное средство), которое удовлетворило бы осознанную потребность.

Субъективная проблема - разность между желаемым и действительным состоянием объекта, ликвидация которой не является очевидной.

Примеры . 1. Пусть появилось желание установить в организации информационную систему. При этом могут появиться проблемы: недостаточность финансовых средств, отсутствие требуемых помещений, отсутствие соответствующих квалифицированных кадров для ее внедрения и эксплуатации и, наконец, проблема выбора - на рынке имеется несколько систем, а нужна одна - какую выбрать?

2. Мы желаем приобрести мобильный телефон, и тут появляются проблемы: нехватка денежных средств на его приобретение, нет телефонов с желаемыми функциями и т. п.

Из субъективной проблемной ситуации вытекает цель-намерение.

Цель-намеренье - субъективный образ несуществующего, но желаемого состояния объекта, которое решило бы возникшую проблему и на достижение которого будет направлена деятельность.

Цель и точка зрения

В системном анализе цель занимает центральное место, собственно одним из начальных этапов системного анализа является формулирование целей.

Однако, говоря о цели, нельзя упускать из виду, что выбор цели сугубо субъективен. Если ставится или имеется цель, то всегда существует субъект целеполагания , точка зрения которого отражается в ней. Дело в том, что выбранная цель направлена на удовлетворение конкретной жизненной потребности конкретного субъекта. При этом выбор цели всегда ограничен конкретными знаниями и пониманием субъекта - нельзя желать того, о чем не знаешь.

В связи с вышесказанным, при исследовании всегда необходимо определяться с тем, чья точка зрения на объект берется за основу. При системном анализе цель можно рассматривать с позиций субъекта и объекта исследования.

Цель с позиции субъекта определяет цель анализа, описания, проектирования (создания или реорганизации) и управления:

цель анализа объекта - выявить наличие и место противоречий (проблемной ситуации), причин их возникновения и способов устранения;

цель описания объекта - представить проблемную ситуацию в виде, удобном для анализа;

цель проектирования - разрешить проблемную ситуацию с помощью нового объекта или реорганизации старого;

цель управления - разрешить проблемную ситуацию путем удержания функционирования объекта в заданном состоянии или перевода его в новое состояние.

При всем при этом субъект преследует свои цели, удовлетворяет свои потребности (например, получение прибыли, самореализация и т. п.). К тому же сам субъект анализа часто является сосредоточием субъектов целеполагания: это отдельные исполнители (каждый имеет свою цель), это и руководители различного уровня.

Цель с позиции объекта определяет цель его функционирования (существования), которая может быть заложена при его создании либо формироваться внутри него.

Примеры. 1. Если анализируется проблемная ситуация в некотором техническом устройстве, то вначале необходимо понять назначение этого устройства.

2. При анализе экономического или организационного объекта иногда выясняется, что фактическая цель его функционирования отличается от цели, с которой он создавался.

И здесь мы также имеем нескольких субъектов целеполагания: коллектив или индивидуумы объекта исследования, руководитель объекта, руководитель вышестоящего уровня и т. д.

Кроме того, в качестве субъекта целеполагания может выступать заказчик анализа. Таким образом, можно говорить о трех группах целей участников анализа, имеющих различные потребности, а отсюда и разные цели - аналитику приходится решать три задачи, связанные с целью: понимание целей заказчика; определение внутренних целей объекта анализа; формулировка своих целей анализа.