Главная · Налет · Подготовка к исповеди. Список грехов для исповеди. Смертные грехи в православии: список пороков, смысл покаяния

Подготовка к исповеди. Список грехов для исповеди. Смертные грехи в православии: список пороков, смысл покаяния

А.М. Леонов,
преподаватель Догматического богословия

Ви́ды греха́ - богословское понятие, подразумевающее классификацию типов грехов по их форме, тяжести и направленности (см.: ).

Различие грехов по базовым определениям: первородный, родовой, личный

Слово «грех», как эквивалент греческого слова «ἁμαρτία», означает, в буквальной интерпретации, «непопадание в цель», «промах». В этом отношении объём понятия «грех» включает два принципиально различных значения.

В первом случае термином «грех» обнимается понятие помысла, мысли, желания или поступка, совершаемого (или злым духом) вопреки Божественному волеизъявлению. В этом отношении русское «грех» выступает аналогом греческого: «ἀνομία» - «беззаконие», «несправедливость».

Во втором варианте грехом именуется не конкретное (противозаконное) действие, а последствия беззакония, негативно отображающиеся на природе и личности человека. Под эту категорию «греха» подпадают первородный и родовой грех.

Первородным грехом называется порча человеческой сущности, передаваемая потомкам Адама и Евы наследственным путём, и выражающаяся в том, что все люди (исключение составляет лишь один Человек - Господь , зачатый и рождённый особым, сверхъестественным образом) рождаются с повреждением по и по , удобопреклонными ко злу.

Различие грехов по степеням тяжести вины и ответственности перед Богом: смертные и иные

По большому счёту смертными грехами могут именоваться все те те грехи, которые не омыты покаянием. Ведь любые грехи отталкивают человека от Бога, а вне Бога он не в состоянии достичь вечного спасения, удостоиться вечного блаженного покоя на Небесах.

Но существует и практика более тесного употребления понятия «смертный грех». В рамках такого употребления смертными грехами традиционно называются лишь наиболее тяжкие преступления, те, что особенно сильно влекут человека к духовной смерти, адовым безднам и вечной погибели. К таковым относится, например, человекоубийство, самоубийство, заигрывание с потусторонними силами.

Помимо явно злодейских деяний перечень смертных грехов дополняют и такие, которые в очах многих людей даже и не выглядят опасными. Тяжесть этих грехов проявляется не в однократном совершении, а в том, что при неоднократном их повторении они способствуют формированию и развитию греховных : , чревоугодия, пьянства, гнева, уныния, гордости, и других.

Страсть же сильна и опасна тем, что пленяет и сковывает человеческое произволение. Предмет греховной страсти нередко играет для человека роль своеобразного идола. Растрачивая силы и время на удовлетворение страстных стремлений, грешник становится невнимательным к исполнению религиозного, духовно-нравственного долга.

Наиболее опасным родом греха считается хула на . Как следует из предостережения Господа Иисуса Христа, в случае покаяния и обращения к Богу человеку простятся любые грехи, в том числе смертные, за исключением одного: хулы на Духа ().

Но даже и этот вид злодеяния не лишает беззаконника возможности унаследовать Царство Славы. В противном понимании получалось бы, что любому, пусть даже и бывшему атеисту, одна дорога - в ад; но это не так.

Другое дело, что возводя брань против Святого Духа, нечестивец сам возводит стену, препятствующую осуществлению личного спасения. Ведь очищение и освобождение от греха возможно не иначе как при содействии благодати Святого Духа. Поскольку же Бог никого не спасает насильно, а грешник, хуля Духа Святого, тем самым отказывается от Его , постольку он и не может очиститься, сделаться праведным и святым.

Различие грехов в зависимости от степени произволения грешника при их совершении: вольные и невольные

Вольным именуется такой грех, который совершается сознательно, добровольно. По разумению святых Божьих подвижников, кто грешит произвольно, охотно и с наслаждением, тот вверяет свою свободу силам зла, отдаёт себя в послушание наслаждению, пребывает в дружестве с падшими духами и имеет мир с сатаной.

Наказание за подобные преступления и за само отношение к ним со стороны исполнителя бывает куда более страшным, чем наказание за грехи, совершаемые непроизвольно, радеющими о добродетели людьми.

Невольный грех - тот, который осуществляется либо без предварительного умысла, либо по принуждению. В ряде случаев к такого рода грехам могут быть причислены и те, что совершаются под давлением обстоятельств. Кроме того, иногда к непроизвольным грехам причисляют греховные помыслы (навязываемые тёмными духами), которые хотя и обращаются в сознании грешника, однако воспринимаются им с сопротивлением и борьбой, не ложатся на сердце и не имеют дальнейшей реализации в соответствующих им греховных поступках.

Грехи, совершаемые в ведении или неведении

Грехи, совершаемые по неведению, суть те, совершая которые, человек не знает или даже не догадываться, что он нарушает Божий закон.

Собственно, по большей части о греховности своих помышлений, желаний известно даже и тем, кто совершенно далёк от религии. Естественный нравственный закон вписан в самое естество человека и обнаруживается в голосе совести. Если человек живет неправедной жизнью, голос совести в нём притупляется, хотя и не исчезает совсем. В некоторых случаях человеку с прожженной бывает трудно отличить греховное деяние от не греховного.

Между тем существуют и такие виды грехов, выявить беззаконность которых на основании свидетельства совести или крайне трудно, или невозможно. К таким грехам относится, положим, проповедование искаженного учения о Боге. С одной стороны, проповедниками ложного вероучения могут быть злостные , и с таких людей - спрос особый. Но с другой стороны, ложно исповедовать веру может и запутавшийся (в том числе под влиянием наставников-еретиков) христианин. Этот грех, как и другие, врачуется .

В старину на Руси излюбленным чтением всегда были «Добротолюбие», «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника и другие душеполезные книги. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А жаль! Ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые и сегодня очень часто задают на исповеди: «Батюшка, как не раздражаться?», «Отче, как бороться с унынием и леностью?», «Как жить в мире с близкими?», «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?». Эти и другие вопрошания приходится слышать каждому священнику. На эти вопросы отвечает богословская наука, которая называется аскетика . Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться, как обрести мир душевный, как стяжать любовь к Богу и ближним.

Слово «аскетика» сразу вызывает ассоциации с древними подвижниками, египетскими пустынниками, монастырями. И вообще аскетические опыты, борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским: мы, мол, люди немощные, в миру живем, мы уж так как-нибудь… Это, конечно, глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: «Те, которые Христовы (то есть все христиане. - Авт. ) распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24). Как солдаты принимают присягу и дают торжественное обещание - клятву - защищать Отечество и сокрушать его врагов, так и христианин как воин Христов в таинстве крещения присягает на верность Христу и «отрекается от диавола и всех дел его», то есть от греха. А значит, предстоит бой с этими лютыми врагами нашего спасения - падшими ангелами, страстями и грехами. Бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный, если не ежечасный. Поэтому «покой нам только снится».

Возьму на себя дерзновение сказать, что аскетику можно назвать в некотором роде христианской психологией. Ведь слово «психология» в переводе с греческого языка значит «наука о душе». Это наука, изучающая механизмы человеческого поведения и мышления. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и людьми. Как видим, предметы внимания аскетики и психологии одни и те же.

Святитель Феофан Затворник говорил, что нужно составить учебник по христианской психологии, и сам применял в своих наставлениях вопрошающим психологические аналогии. Беда в том, что психология не является единой научной дисциплиной, такой как физика, математика, химия или биология. Существует множество школ, направлений, которые называют себя психологией. К психологии относятся и психоанализ Фрейда и Юнга, и новомодные течения вроде нейролингвистического программирования (НЛП). Некоторые направления в психологии совершенно неприемлемы для православных христиан. Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зерна от плевел.

Попытаюсь, используя некоторые знания из практической, прикладной психологии, переосмыслить их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями.

Перед тем как начать говорить об основных страстях и методах борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: «А для чего мы боремся с нашими грехами и страстями?». Недавно услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (не буду называть его имени, так как очень уважаю его; он был моим преподавателем, но в данном случае я в корне не согласен с ним) сказал: «Богослужение, молитва, пост - все это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель - избавление от страстей». Не могу с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель, а об истинной же цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен - и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть цель жизни христианина - стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждется весь закон и пророки. Это «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). Христос не сказал, что это просто две из десяти, двадцати других заповедей, но сказал, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых является смыслом и целью христианской жизни. А избавление от страстей - это тоже лишь средство, как и молитва, богослужение и пост. Если бы избавление от страстей было целью христианина, то мы недалеко бы ушли от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия - нирваны.

Человеку невозможно исполнить две главные заповеди, пока над ним господствуют страсти. Человек, подверженный страстям, грехам любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопросы риторические.

Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета - заповедь о любви.

Страсти и страдания

С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни болезни, ни что-либо другое, - как собственные страсти, укоренившиеся грехи.

Сначала страсти служат удовлетворению греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).

Конечно, в каждой страсти есть элемент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самые яркие примеры страстной зависимости - алкоголизм и наркомания. Потребность в алкоголе или наркотиках не только порабощает душу человека, но алкоголь и наркотики становятся необходимой составляющей его обмена веществ, частью биохимических процессов в его организме. Зависимость от алкоголя или наркотиков - это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко, то есть врачуя и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром 90% преступлений совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но при алкоголизме и наркомании порабощение души еще усиливается телесной зависимостью.

Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни часто видят в христианстве одни запреты. Мол, напридумывали каких-то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить. Но в Православии нет ничего случайного, лишнего, все очень гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушить, иначе это приведет к ущербу и даже к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды. Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не влезай, убьет!», «Стой! Зона радиационного заражения» и подобным, или с надписями на емкостях с ядовитыми жидкостями: «Ядовито», «Токсично» и прочее. Нам, конечно, дана свобода выбора, но если мы не будем обращать внимание на тревожные надписи, обижаться потом нужно будет только на себя. Грех - нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Слово «страсть» имеет два значения.

Во-первых, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (Лествица. 15: 75). То есть страсть - это уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

Во-вторых, слово «страсть» - это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью. Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:

1. чревообъядение,
2. любодеяние,
3. сребролюбие,
4. гнев,
5. печаль,
6. уныние,
7. тщеславие,
8. гордость.

Некоторые, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние. Вообще-то это несколько разные страсти, но разговор об этом пойдет ниже.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока. Это учение коренится в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11: 24-26).

Про семь страстей обычно пишут западные богословы, например Фома Аквинат. На Западе вообще числу «семь» предают особое значение.

Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости.

Один западный богослов приводит очень удачный пример. Он сравнивает страсть с псом. Очень хорошо, когда пес сидит на цепи и охраняет наш дом, но беда, когда он залез лапами на стол и пожирает наш обед.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что страсти подразделяются на душевные, то есть исходящие из душевных склонностей, например: гнев, уныние, гордость и т.д. Они питают душу. И телесные: они в теле зарождаются и тело питают. Но так как человек душевно-телесен, то страсти разрушают как душу, так и тело.

Этот же святой пишет, что первые шесть страстей как бы происходят одна из другой, и «излишество предыдущей дает начало последующей». Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть. От блуда - сребролюбие, от сребролюбия - гнев, от гнева - печаль, от печали - уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие. Чтобы победить печаль, нужно подавить гнев и т.д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно, победив тщеславие. Святые отцы говорят, что некоторые страсти совершаются телом, но зарождаются они все в душе, выходят из сердца человека, как говорит нам Евангелие: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека» (Мф. 15: 18-20). Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. А тело как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает. И невозможность удовлетворить свои страсти - вот что будет мучить и жечь человека после смерти.

И святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, - без сна и отдыха палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, как блуд или пьянство, но и душевные: гордость, тщеславие, гнев; ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, что бороться со страстями человек тоже не сможет; это возможно только на земле, ведь земная жизнь дается для покаяния и исправления.

Воистину чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад - это будет бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика - вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Земная жизнь дается нам как подготовка к вечности, и мы здесь, на земле, определяемся с тем, что для нас главнее, что составляет смысл и радость нашей жизни - удовлетворение страстей или жизнь с Богом. Рай - это место особого присутствия Божия, вечное богоощущение, и насильно Бог туда никого не помещает.

Протоиерей Всеволод Чаплин приводит один пример - аналогию, позволяющую понять это: «На второй день Пасхи 1990 года владыка Костромской Александр служил первую со времен гонений службу в Ипатьевском монастыре. До последнего момента было неясно, состоится ли богослужение - таково было сопротивление музейных работников… Когда владыка вошел в храм, музейщики во главе с директрисой стояли в притворе с гневными лицами, некоторые со слезами на глазах: “Попы оскверняют храм искусства…” Во время крестного хода я держал чашу со святой водой. И вдруг владыка говорит мне: “Пошли в музей зайдем, в их кабинеты!”. Зашли. Владыка громко говорит: “Христос воскресе!” - и кропит музейщиков святой водой. В ответ - перекошенные от злобы лица. Наверное, так же богоборцы, перейдя черту вечности, сами откажутся войти в рай - им там будет невыносимо плохо».

Христианам известно, что сознательное нарушение божьих заповедей приводит к гибели души. Грех — это преступление нравственного закона против бога и человека. Что такое смертные грехи в православии? Можно ли искупить свои проступки перед богом, и как это сделать? Достаточно ли искренней покаянной молитвы или нужно совершить какие-то особые действия? Рассмотрим эти волнующие вопросы детально.

Библия нам рассказывает, что из-за грехопадения и были изгнаны из . Они лишились благодати и вечной жизни, стали смертными. С этого трагического момента человеческой истории смерть стала постоянным спутником жизни. Наказание за грех — смерть. Это незыблемый закон божий, который невозможно отменить.

Грех является искажением человеческой природы. Непобежденный грех влечет за собой и другие прегрешения. Так, чревоугодие может привести к алчности и похоти. Жажда добыть больше денег для удовлетворения алчности может привести к воровству, стяжательству и даже убийству. Поэтому победа над одним грехом приводит к освобождению и от других пороков. Потому что всё взаимосвязано.

Нарушение одной заповеди считается нарушением всего закона в целом.

Все ли грехи приводят к смерти, или существуют нетяжкие грехи? Библия говорит, что любой грех разлучает человека с богом, является препятствием к божьей благодати. Нарушение хотя бы одной заповеди божьей считается нарушением всего закона. И не важно, зависть одолела человека или потребность воровать — он является преступником закона и заповедей.

Понятие смертный грех имеет корни в Ветхом Завете, когда людей физически уничтожали за содеянную неправду. Например, побивали камнями за блудодейство. Считалось, что этот грех невозможно искупить никаким раскаянием. Основа такого убеждения лежит в плоскости понятий, что блудодей давно отошел от Источника Жизни и черпает свое вдохновение в водах смерти. Логическая цепочка рассуждений приводит к тому, что блудодей давно мертв духовно, поэтому его полагается упокоить навсегда и физически.

Ветхозаветная религиозная доктрина основывалась на искоренении всего, что противостояло божьим заповедям. Носитель духовной смерти должен быть уничтожен, чтобы не заразить ею все общество. То есть, грех рассматривался как инфекция, подлежащая истреблению.

Впервые о заповедях божьих люди услышали от Моисея в Синайской пустыне. Это были 10 заповедей, на которых базируется и современное христианство. Заповеди были даны людям, чтобы спасти их от беды. Не все понимали, что нарушение моральных законов ведет к катастрофе. Заповеди объясняли людям, как нужно вести себя в обществе и чего избегать.

Понятие греха в евангелии

В евангелии понятие греха остается прежним, но отношение к нему меняется. Благая весть (евангелие) наполнена прощением и милостью божьей к грешникам. Этим оно отличается от всех священных книг любой религии мира. Божья благодать спустилась на землю, благодаря искупительной жертве Христа, и теперь человек имеет шанс быть прощенным. Но для этого необходима вера в искупительную жертву и искреннее раскаяние в содеянном.

Почему грехи приводят к смерти, если грешники живут припеваючи долгие годы и не умирают? Потому что смерть имеется в виду духовная — смерть души. Нераскаянные грехи уничтожают в сердце человека любовь к богу, поэтому его душа не может попасть в райскую обитель и обрести вечное существование в небесных чертогах.

Святитель Игнатий Брянчанинов приводит в пример классификацию восьми грехов, которые ведут к смерти. Однако не стоит понимать эту классификацию как исключительно 8 смертных грехов: это 8 групп страстей, которые могут овладеть человеком. На самом деле их намного больше. Авва Дорофей считает, что человеком могут овладеть 3 страсти — сребролюбие, сластолюбие и себялюбие. Остальные прегрешения являются лишь следствием данных страстей.

Разделение грехов на маленькие и большие, смертные и не смертные — очень условно. Любой нераскаянный грех ведет к смерти и отлучению от бога.

Понесет ли человек осуждение за раскаянный грех? Отцы церкви наставляют: нет непрощаемых грехов, есть только нераскаянные. Поэтому и существует таинство исповеди, чтобы человек очистил душу раскаянием в содеянном. А почему нельзя просто помолиться богу и покаяться в грехах? Потому что таинство исповеди было дано от бога, и нарушать этот закон тоже нельзя.

По мнению отцов церкви только один грех приводит к смерти души — самоубийство . Это самый большой и самый страшных грех. Потому что человек сам себя лишает возможности раскаяться и получить искупление. Поэтому недопустимо впадать в отчаяние из-за совершения грехов, так как отчаяние может привести к самоубийству. Нет непрощенных грехов — их всех можно искупить раскаянием.

Опасность нераскаянных грехов приводит к тому, что грех становится навыком. Человек привыкает жить во грехе и не ощущает его смертоносного влияния на душу. Этому способствует враг человеческий — сатана, который неустанно улавливает души в свои сети соблазна.

Хуление Духа Святого

Помимо самоубийства есть еще один самый страшный грех в православии — это хула на Духа Святого. Если самоубийца по глупости своей лишается благодати вечного спасения, то хула на Духа Святого — осознанный и целенаправленный отказ от вечной жизни.

Как можно похулить Духа Святого, каким образом? Отцы церкви дают нам следующее толкование. Например, святой Великий говорил:

Почему хула на Духа не простится никогда? Потому что противники Христа обвинили его чудотворные действия бесовской силой. Вот что они сказали:

Противники Христа не узрели в его действиях божественной благодати и посчитали чудеса бесовским наваждением. Их логика была проста: раз бесы ему подчиняются, значит, Христос и есть верховный бес. На что им ответил, что они хулят Духа Святого, действующего через него.

Список грехов в православии

Существует 7 грехов, которые ведут к смерти. Почему христианство выделило именно эти грехи из всех остальных, которым несть числа? История определения смертных грехов берет исток из выделения восьми тяжких пороков человечества, которые описал в ӀV веке нашей эры Евграфий Понтийский. В 590 году этот список пороков был изменен Папой Римским, который определил всего 7 смертных грехов. Именно утвержденный Папой Римским список грехов по сей день используется в православии.

Грехи в православии — список:

  1. гордыня;
  2. алчность;
  3. зависть;
  4. гнев;
  5. похоть;
  6. чревоугодие;
  7. уныние.

Гордыня — это вера в себя и свои возможности. Гордыня исключает веру в бога и его помощь людям.

Алчность затмевает собой размышления о духовном, так как все устремления человека направлены на добывание и преумножение материальных благ. Человек настолько поглощен этим процессом, что ему просто некогда задуматься о своей душе и ее состоянии.

Зависть — это желание быть другим, добиться или украсть его судьбу. Зависть не дает возможность реализовать свое предназначение в жизни, постоянно направляя внимание завистника на судьбу другого человека. Завистник теряет покой в душе, изнывая от чувства «несправедливости в этом мире». Тем самым он укоряет бога в предвзятом отношении к людям и несправедливом распределением милости и благодати.

Гнев несет в себе разрушение. Гневающийся человек забывает о милости божьей, он полностью управляем дьявольской волей. Во время гнева человек может совершить тяжкое преступление вплоть до убийства. Гнев противоположен любви, что является следствием отдаления от божьей благодати.

Похотью называется любое излишество, которое позволяет себе человек. Это пристрастие к чувственным удовольствиям, которые уводят от духовных истин. Человек не думает о спасении души, а поглощен утолением плотских желаний. Он ублажает свое тело, которое все равно умрет, в ущерб вечной и нетленной душе.

Чревоугодие — это избыточное потребление пищи, которое уводит от духовных истин. Человек поглощен поеданием изысканных яств, что становится смыслом его жизни. Он наполняет удовольствием смертное тело, забывая о бессмертной душе.

Уныние тоже причислено к смертным грехам, так как лишает человека стимула к действиям. Он поглощен мыслями о бесполезности каких-либо действий, так как не находит ни в чем смысла. Но цель земного существования состоит в служению Господу, а отсутствие такой цели является грехом. Хотя уныние не причиняет вред другим людям, но приводит грешника к духовной смерти из-за отказа служить богу. Также унывающий человек постоянно хулит бога в своем сердце за несправедливое к себе отношение.

Грехам противопоставляются добродетели, которых в православии тоже 7:

  1. любовь;
  2. терпение;
  3. смирение;
  4. доброта;
  5. умеренность;
  6. усердие;
  7. целомудрие.

Это те духовные плоды, которые человек возьмет с собой в вечность. Поэтому каждый христианин должен заботливо взращивать добродетели, чтобы прийти на суд божий с духовными плодами вместо прегрешений.

Помните, что любой грех начинается с мысли, которой соблазняет нас дьявол.

Если греховная мысль завладеет разумом человека, то неизбежно приведет к греховному поступку. Поэтому важно следить за своими помышлениями и содержать их в чистоте и святости. Молитва помогает верующему очистить помыслы от скверны и не допустить грехопадения. Пока грех существует на уровне мысли, всё можно исправить.

Неисправленный грех никуда не исчезает, он преследует душу и после смерти тела. В аду душа претерпевает страшные мучения, так как неутоленные греховные помыслы буквально разрывают ее на части. Поэтому важно избавиться от грехов еще здесь, на земле, так как после смерти этой возможности не будет. После смерти будут только адские мучения от ненаполненности грешных желаний. Только представьте на секунду неутоленную жажду, свои мучения от этого ощущения — и всё станет ясно. Грешнику никто не позволит утолить жажду греха в аду, поэтому его страдания будут невыносимыми.

Как бороться с грехами

Какие есть грехи, мы выяснили. Теперь разберем вопрос, как с ними бороться. Не следует думать, что бороться с соблазнами и прелестью должны только монахи — это явное заблуждение. Монахи несут определенную ответственность перед богом, но и мирской человек тоже не лишен ответственности за свои деяния. При крещении человек отрекается от дьявола, тем самым утверждает свою позицию христианина — побеждать греховное в ежедневном бдении.

В жизни многих христиан грехи стали просто привычкой, с которой очень трудно расстаться. Но это сделать необходимо, так как человеческие грехи отделяют от бога. Что нужно делать для избавления от пороков?

Правила борьбы с грехами:

  • Осознать пагубность порока и возненавидеть его всем сердцем.
  • Покаяться в грехе на исповеди, чтобы освободиться от груза вины.
  • Искренне отречься от греховных помыслов в своем сердце, а не только на словах.
  • Преодолеть страх и стыд перед священником, честно раскрыть свои греховные наклонности.
  • Уповать на божью помощь в избавлении от грехов.

Грехи в православии рассматриваются как слабость человеческой природы. Человек настолько немощен духовно, что не в состоянии самостоятельно противостоять дьявольской прелести. Поэтому он должен ежедневно совершать молитвенный подвиг, прося бога о помощи в избавлении от пороков.

Немаловажную роль в избавлении от страстей играет и доверительная беседа с духовным наставником — священником. Служитель божий поможет найти правильный путь к освобождению от пристрастий, укажет методы борьбы с лукавым соблазнителем.

Помните, что продолжение греховных поступков недопустимо. Если вы осознали свою греховность и раскаялись в ней, недопустимо продолжать грешить и следовать по порочному пути. Человек не может обрести благодать, если он является рабом страстей земных. Нужно найти в себе мужество раз и навсегда покончить с дьявольскими наваждениями и осознать, что смертельные грехи действительно приводят к духовной смерти. Грех умерщвляет духовную природу человека, лишая его вечной жизни. Поэтому только обретя благодать можно удостоиться царствия небесного. Решите раз и навсегда, что вы выбираете — смерть или жизнь?

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

В православии насчитывается 7 смертных грехов. Считаются семью смертными грехами: гордыня, алчность, блуд, зависть, чревоугодие, гнев и уныние, ведущие к более тяжким грехам и гибели души. Список смертных грехов основан не на библейских, а на богословских текстах, которые появились значительно поздней.

Гордыня

Гордыне – этому ужаснейшему из 7 смертных грехов – предшествуют такие духовные болезни, как самолюбие, высокомерие, похвальба, лицемерие, тщеславие, чванство, надменность и т. п. Все эти «болезни» результат одного и того же духовного «отклонения» – нездорового внимания к своей персоне. В процессе развития гордыни у человека вначале появляется тщеславие, а различие между этими двумя видами духовной болезни приблизительно такое же, как между подростком и взрослым мужчиной.


Так как же люди могут заболеть гордыней?

Все люди любят добро: случаи проявления добродетели и примеры любви у всех вызывают лишь одобрение. Ребенку приятно, когда родители хвалят его за усердие и успехи, и малыш старается делать еще лучше, что и правильно. Поощрение – очень важный момент в воспитании детей, но, как и следовало ожидать, многие в своей греховной природе отклоняются от намеченного: например, жажда похвалы также может «помочь» человеку свернуть с правильного пути. Добиваясь похвалы, иной человек может творить великие дела, но делать это он будет не ради самих достойных дел, а ради впечатления, которое они производят на окружающих. Такого рода настроения приводят к ханжеству и лицемерию.

Гордыня зарождается в самоуверенности с превозношением всего того, что «мое», и отвержением того, что «не мое». Этот грех, как никакой другой, представляет из себя прекрасную почву для лицемерия и лжи, а также для таких чувств, как гнев, раздражение, вражда, жестокость и связанные с ней преступления. Гордыня – это отвержение Божьей помощи, несмотря на то что именно гордый в особенности нуждается в помощи Спасителя, так как его духовный недуг никто, кроме Самого Всевышнего, не может исцелить.

Со временем настроение тщеславного портится. Он бывает озабочен всем, кроме собственного исправления, так как не видит своих недостатков, или находит причины, оправдывающие его поведение. Он начинает сильно преувеличивать свой жизненный опыт и способности и жаждет признания своего превосходства. Причем он очень болезненно реагирует на критику или даже на несогласие с его мнением. В спорах любое независимое мнение он воспринимает как вызов себе, а его агрессивность начинает встречать отпор и противодействие окружающих. Упрямство и раздражительность возрастают: тщеславный человек верит в то, что все мешают ему только из зависти.

На последней стадии этой духовной болезни душа человека становится темной и холодной, так как в ней поселяются злоба и презрение. Ум его помрачается до такой степени, что он уже больше не в состоянии отличить добро от зла, так как эти понятия подменяются понятиями «мое» и «чужое». Кроме этого, он начинает тяготиться «глупостью» начальников и ему все трудней признавать чужие приоритеты. Ему как воздух надо доказывать свое превосходство, потому ему больно, когда правым оказывается не он. Успехи другого человека он воспринимает как личное оскорбление.

Алчность

Господь открыл людям, как одолеть сребролюбие – при помощи благотворительности. В противном случае мы всей своей жизнью показываем, что земное богатство ценим выше, чем нетленное. Алчный как бы говорит: прощай бессмертие, прощай, Небо, я выбираю эту жизнь. Так мы обмениваем ценную жемчужину, которую представляет собой жизнь вечная, на поддельную безделушку – сиюминутную выгоду.

Бог ввел систематические пожертвования как профилактику против зла, имя которому алчность. Иисус видел, что сребролюбие изгоняет из сердца истинное благочестие. Он знал, что любовь к деньгам способствует ожесточению и охлаждению сердец, препятствует щедрости и делает человека глухим к нуждам обездоленных и страждущих. Он говорил: «Смотрите, берегитесь любостяжания. Не можете служить Богу и маммоне».

Таким образом, алчность – один из наиболее распространенных грехов современности, оказывающих на душу парализующее воздействие. Желание разбогатеть занимает мысли людей, страсть к накоплению средств умертвляет в человеке все благородные побуждения и делает равнодушными к интересам и нуждам других людей. Мы стали бесчувственными, как кусок железа, но серебро и золото наши проржавели, так как они разъедают душу. Если бы с ростом нашего благосостояния росла и благотворительность, мы бы считали деньги только средством для делания добра.

Блуд

В жизни крещеного человека, казалось бы, не должно быть даже намека на этот тяжкий грех. Ведь уже апостол Павел в своем «Послании к Ефесянам» писал: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас». Но в наши дни разврат мира сего так притупил нравственные чувства христиан, что даже воспитанные в православной вере допускают разводы и добрачные связи.

Блудник считается хуже блудницы. Блуднику намного тяжелей расстаться со своим грехом, чем блуднице. Гнусность же его блудодеяний в том, что он рассчитывает на безнаказанность. В противоположность блуднику женщина-блудница всегда рискует, в частности своей репутацией.

В настоящее время люди утратили чувство греха как никогда в истории человечества. Великие мира сего изрядно потрудились, чтобы вытравить его из сознания людей. Заповеди Божьи всегда возмущали лукавого, и не случайно в различных странах сейчас растет преступность, а в некоторых из них даже содомский грех – мужеложество – не считается чем-то предосудительным, и однополые связи получают официальный статус.

Зависть

Зависть – поругание самой природы, порча жизни, вражда против всего, что дал нам Бог, а значит, и противление Создателю. Более пагубной страсти, чем зависть, не бывает в душе человека. Как ржавчина разъедает железо, точно так же и зависть съедает душу, в которой живет. Кроме этого, зависть является одной из самых непреодолимых разновидностей вражды. И если прочих недоброжелателей благотворение склоняет к кротости, то завистливого сделанное ему доброе дело лишь раздражает.

Завистью как оружием от начала мира уязвляет и низлагает человека дьявол – первый истребитель жизни. Из зависти рождаются смерть души, отчуждение от Бога и лишение всех благ жизни на радость лукавому, который сам был поражен той же страстью. Потому зависти нужно остерегаться с особым рвением.

Но когда зависть уже завладела душой, она оставляет ее только после того, как доведет до полного безрассудства. И пусть больной завистью подает милостыню, ведет трезвую жизнь и регулярно постится, но если при этом он завидует брату своему, то его преступление огромно. Завистливый как бы живет в смерти, считая окружающих своими врагами, причем даже тех, которые его ничем не обидели.

Зависть полна лицемерия, потому она – страшное зло, которое наполняет Вселенную бедствиями. От зависти рождается страсть к стяжанию и славе, от нее происходят гордость и властолюбие, и какой бы грех вы ни вспомнили, знайте: любое зло проистекает от зависти.

Зависть берет начало от гордости, потому что гордый желает вознестись над остальными. Из-за этого ему трудно терпеть рядом с собой равных, а тем более тех, кто лучше его.

Чревоугодие

Чревоугодие – это такой грех, который заставляет нас принимать пищу и питье только ради наслаждения. Эта страсть приводит к тому, что человек как бы перестает быть существом разумным и уподобляется скоту, который не обладает даром слова и разумения. Чревоугодие является великим грехом.

«Давая волю» чреву, мы вредим не только своему здоровью, но и всем своим добродетелям, особенно целомудрию. Чревоугодие возжигает похоть, так как избыток пищи этому способствует. Похоть же ведет к падению, потому так необходимо, чтобы человек был хорошо вооружен против этой страсти. Нельзя давать чреву столько, сколько оно просит, а только потребное для поддержания сил.

Посредством чревоугодия рождаются разные страсти, потому его причисляют к 7 смертным грехам.

И если вы хотите оставаться человеком, сдерживайте свое чрево и храните себя со всей заботой, чтобы случайно не оказаться побежденным чревоугодием.

Но прежде всего задумайтесь, сколько тягот доставляют вашему желудку пьянство и обжорство, как они угнетают ваш организм. Да и чего особенного в чревоугодии? Что нового может дать нам вкушение благовидных блюд? Ведь их приятный вкус держится, лишь когда они у вас во рту. А после того, как вы их проглотите, не останется не только сладости, но и воспоминания об их вкушении.

Гнев

Гнев удаляет душу человека от Бога, потому что гневливый проводит жизнь в смятении и беспокойстве, утрачивая здоровье и мир, тело его истаивает, плоть увядает, лицо бледно, разум изнемогает, а душа скорбит, и помыслам его нет числа. Но все его сторонятся, так как не ждут от него здравых поступков.

Гнев – самый опасный советник, и то, что сделано под его влиянием, невозможно называть благоразумным. Нет хуже зла, которое может сделать человек во власти гнева.

Ничто так не омрачает ясность мыслей и чистоту души, как сильный гнев. Гневливый не делает ничего как положено, так как не может мыслить здраво. Потому он уподобляется людям, которые из-за повреждения чувств потеряли способность рассуждать. Гнев можно сравнить с сильным, всепожирающим огнем, который, опаляя душу, вредит телу и даже сам вид человека становится неприятным.

Гнев подобен огню, охватывающим все человеческое существо, умерщвляя и сжигая его.

Уныние и леность

Уныние наводят на душу бесы, предполагая, что ее терпение истощится в долгом ожидании Божьей милости и она покинет жительство по Закону Божьему, так как признает его слишком трудным. Но терпение, любовь и воздержание могут противостоять демонам, и они будут посрамлены в своих намерениях.

Уныние и бесконечное беспокойство сокрушают силу души, доводя ее до изнеможения. От уныния рождаются сонливость, праздность, бродяжничество, беспокойство, непостоянство тела и ума, любопытство и разговорчивость.

Уныние – помощник всего злого, потому не стоит отводить в своем сердце место для этого чувства.

Если каждая из описанных здесь страстей может быть упразднена какой-то из христианских добродетелей, то уныние для христианина является всепоражающей страстью.

6266 просмотров

Грех в переводе с греческого означает «промах, непопадание в цель». А цель у человека одна — путь к духовному росту и прозрению, к высшим духовным ценностям, стремление к Божьему совершенству. Что такое грех в Православии? Все мы грешны, уже такими являемся миру, только потому что прародители наши были грешны, принимая грех своих сородичей, мы добавляем свои и передаём их потомству. Без греха трудно прожить и день, мы все слабые существа, своими мыслями, словами, поступками отдаляемся от божьей сути.

Что вообще есть грех, какие из них сильнее, какие прощаются и какие относятся к смертным грехам?

«Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно) » (Иоанн Дамаскин).

Всё то, что есть отступление от — это грех.

Семь смертных грехов в Православии

В целом, строгой иерархии грехов в православии не существует, нельзя сказать какой грех страшней какой проще, какой в начале списке, какой в конце. Выделены лишь самые основные часто присущие всем нам людям.

  1. Гнев , злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
  2. Похот ь, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
  3. Лень , праздность, уныние. Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.
  4. Гордыня , тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе, преходящее в хвастовство.
  5. Зависть , ревность. В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.
  6. Чревоугодие , обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти. Мы все погрязли в этом грехе. Пост — великое спасение!
  7. Сребролюбие , алчность, жадность, скупость. Не значит что плохо стремиться к материальным благам, важно чтобы материальное не затмевало духовное…

Как видим из схемы, (для увеличения кликайте по картинке) все чувства, что мы проявляем в избытке — есть грех. И только любви к своему ближнему и врагу своему, и только добра, света и тепла много не бывает. Какой из всех грехов страшней, сказать трудно, всё зависит от обстоятельств.

Самый страшный грех в Православии — суицид

Православие строго для своих пастырей, призывая их к строгому послушанию, соблюдая не только десять основных божьих заповедей, не допускать излишества в мирской жизни. Все грехи могут быть прощены, если человек их осознает и вымолит прощения через причащение исповедь и молитвы.

Не грех быть грешным, а грех не каяться — так трактуется народом вся их земная жизнь. Бог простит всех, кто придёт к нему с покаянием!

Какой же грех считается самым всё- таки самым страшным? Лишь один грех не прощается человеку — это грех самоубийства . Почему именно оно?

  1. Убивая себя человек нарушает библейскую заповедь: Не убий!
  2. Человек не сможет замалить свои грехи, уходя добровольно из жизни.

Известно, что у каждого из нас своё предназначение на земле. С этим мы приходим в этот мир. После рождения мы приобретаем природу Духа Христа, в котором нам надлежит жить. Тот же, кто по доброй воле обрывает эту нить, плюёт в лицо Всевышнего. Самый страшный грех — добровольно уйти из жизни.

Иисус отдал за наше спасение свою жизнь, вот почему вся жизнь любого человека — бесценный дар. Мы должны ценить её, беречь и как бы ни было трудно нести свой крест до конца дней своих.

Почему грех убийства может быть прощён Богом, а самоубийство нет? Неужели, жизнь одного человека для Бога дороже жизни другого? Нет, это понимать надо чуть по-иному. Убийца, прервавший жизнь другого, часто безвинного человека, может раскаяться, совершить благое, а самоубийца лишив себя собственной жизни — нет.

После смерти у человека больше нет возможности совершить в этом мире добрые, светлые благонадёжные дела. Получается, что вся жизнь такого человека, покончившего с собой, была бессмысленна, как и бессмысленна великая божья задумка.

Все грехи прощаются Богом через покаяния, причащения, в надежде очищения и спасения души.

Вот почему в старину самоубийц не только не отпевали в церкви, но даже хоронили за оградой кладбища. Не проводились и по сей день не проводятся в церкви по покойному никакие обряды и поминовения. Уже только одно это и то, как тяжело будет близким, должно остановить самоубийцу. Но, к сожалению, это не так и число жертв — суицидов не уменьшается.

Россия занимает четвёртое место в мире в этой печальной статистике после Индии, Китая и США и количество добровольного ухода из жизни за год составляет более 25000 человек. Миллионы людей во всём мире добровольно уходят из жизни. Страшно!!!

Все иные грехи наш Бог простит нам, при условии, что мы не только в них раскаялись, но и исправили своими благими деяниями.

И помните, что нет грехов малых и больших, даже самый малый грех, может убить душу нашу, он — как крохотный порез на теле, способный вызвать гангрену и привести к смерти.

Если верующий раскаялся в грехе, осознал, прошёл через исповедь, можно надеяться, что грех прощён. Так видит Православная церковь, так учит Библия. Но важно понимать, что каждый наш поступок, наши слова мысли, всё имеет свой вес и откладывается в нашей карме. Так что будем уже сейчас, каждый день жить, так, чтобы не пришлось их отмаливать, когда придёт время расплаты…

Молитвы за самоубиенных

Можно ли молиться за людей, совершивших суицид. Да, есть такие молитвы, позволящие делать это.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва за совершивших самый страшный грех(самоубийц)

Дарована Оптинским старцем Львом Оптинским

«Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!»

Берегите себя и своих близких!