Главная · Налет · Нотр дам де пари или собор парижской богоматери в париже, франция. Собор Парижской Богоматери — величественный Нотр-Дам де Пари

Нотр дам де пари или собор парижской богоматери в париже, франция. Собор Парижской Богоматери — величественный Нотр-Дам де Пари

Контакты

Адрес: 6 Parvis Notre-Dame — Place Jean-Paul II, 75004 Paris

Официальный сайт: www.notredamedeparis.fr

Время работы собора: Пн-Пт с 08:00 до 18:45, Сб с 08:00 до 19:15

Вход в собор: бесплатный

Бесплатные экскурсии на русском языке: Ср в 14:00, Сб в 14:30

Сокровищница

Время работы сокровищницы: Пн-Вс с 09:30 до 18:00

Вход в сокровищницу: 3 евро — взрослые, 2 евро — дети

Панорамная экскурсия

Время работы: с 10:00 до 18:30

"color: #2277aa;">Цена билета: 8,5 евро — взрослые, бесплатно — дети

Археологическая крипта

Время работы: Пн-Пт с 10:00 до 18:30

Цена билета: 3,5 евро — взрослые, бесплатно — дети

Город романтических встреч и изысканных духов, хрустящих круасанов и элегантных платьев, многочисленных музеев и веселого Диснейленда. Речь идет о Париже. В него действительно просто таки невозможно не влюбиться. Годами можно бродить по улицам этого невероятного города, рассматривая его многовековые достопримечательности .

По праву визитной карточкой Парижа уже давно стала . Но и кроме нее здесь есть на что посмотреть. Ни один турист не должен оставить без внимания Триумфальную Арку, , , Сорбонну, Пале-Рояль, Пантеон, , Нотр-Дам-де-Пари. Собственно о последней гордости Парижа и пойдет речь дальше.

Нотр Дам Де Пари или Собор Парижской Богоматери в Париже

Одно из самых очаровательных произведений архитектуры было спроектировано еще в далеком XII веке. Начать работу над таким масштабным проектом было поручено архиепископу Морису де Сюлли. По его замыслу Нотр-Дам в Париже должен был вмещать всех жителей города, однако за долгий период строительства собора (более 100 лет) количество жителей существенно возросло.

Окончательной датой завершения строительства считается 1345 год . С тех времен Собор парижской Богоматери в Париже стал своеобразным культурным центром.

Собор парижской Богоматери в Париже — Жемчужина готической архитеркуры

Так, как в течение строительства изменилось немало архитекторов достопримечательности Парижа (Собор парижской Богоматери), то и архитектурные стили являются несколько смешанными. Наиболее четко здесь прослеживается готический стиль. Он придает ощущение пространства и легкости здания.

Вместе с тем, нельзя не заметить отголосков романского стиля с его мощью и тяготением к единству здания. Собор парижской Богоматери Парижа радует своей величиной. Ширина фасада составляет 41 метр, а высота башен 63 метра. Посередине фасада находится знаменитая Большая роза. Это круглый витраж с диаметром 9,6 метра, что символизирует первородный грех. Под ним размещена галерея королей, есть статуи 28 царей Иудеи. Под галереей располагаются три портала :

  • Страшного Суда — расположен в центре. Отражает картины Судного Дня согласно Евангелию от Матфея;
  • Святой Анны . Кроме скульптур святых и Иисуса, здесь можно увидеть сцену бракосочетания Иоакимаи Анны, а также Девы Марии и Иосифа.
  • Девы Марии . Воспроизводит момент перехода Девы Марии в вечную жизнь.

Стены трансепта на две трети состоят из стекла, что дает возможность корректировать попадания света. Забравшись на крышу можно увидеть прекрасный Париж. Нотр-Дам-де-Пари отличается своими причудливыми статуями на крыше собора.

Местонахождение и время работы собора

Где находится Собор парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) знает каждый француз. Его очень просто найти на карте Парижа, ведь это самый центр столицы, остров Сите. Сев в такси, достаточно дать только такие координаты: Нотр-Дам, Париж. Вход в собор является бесплатным для каждого.

Notre Dame de Paris на карте Парижа:

Экскурсии в Нотр Дам Де Пари

Посетив Париж, Собор парижской Богоматери, видео можно снять просто невероятное. Это можно сделать, в том числе и во время экскурсии. Экскурсия в сокровищницу предвидит знакомство с разными золотыми и серебряными драгоценностями, священнической одеждой, атрибутами религиозных ритуалов, но самым большим сокровищем Нотр-Дама-де-Пари в Париже есть терновый венец Иисуса Христа и гвоздь с креста на котором Он был распят. Крупнейший французский орган также размещен здесь.

Выбрав панорамную экскурсию , вам придется преодолеть винтовые лестницы, ведущие на вершину башен — на обзорную площадку. Преодолев 422 ступеньки вы получите свою награду — невероятный вид на остров Сите. Самый большой колокол собора находится здесь. Эмануэль (так называется этот колокол) весит более 13 тонн, но ее звучание можно услышать не часто, а только в дни крупнейших литургических праздников. Интересно будет посетить археологическую крипту. Это музей с раскопками . Находится он в подвальной части собора.

Как добраться до собора Нотр Дам?

Можно и без гида посетить Нотр-Дам Парижа. Как добраться? Любым из трех способов:

  • на поезде: станция St-Michel
  • на метро: станция Châtelet, Cite или St-Michel, Hôtel de Ville.

Собор Парижской Богоматери, или Нотр Дам де Пари, – пожалуй, самый узнаваемый образец готической архитектуры. Его облик знаком практически каждому, как его название, ведь собор увековечен во множестве произведений искусства. Наряду с и Монмартром, собор Нотр Дам является одной из главных , пропустить которую не позволяет себе практически ни один турист. Ежегодно собор посещает примерно 13,5 миллионов (!) человек. Нотр Дам притягивает путешественников не только своей уникальной архитектурой – собор окутан мистическим ореолом, полон тайн, легенд и удивительных историй.

Нотр Дам через века: история знаменитого собора

На месте дошедшего до наших дней собора Нотр-Дам с античных времен возводили святилища. Еще во времена римлян здесь стоял храм Юпитера. Затем здесь появилась первая христианская базилика Парижа, возведенная на фундаменте римского храма. А в 1163 году было начато строительство того величественного собора Нотр-Дам, который мы знаем.

На протяжении веков Нотр-Дам играл важнейшую роль в жизни Парижа и всей Франции. Здесь короновали и венчали французских королей. Здесь отпевали выдающихся сынов Франции.

Но во время Великой французской революции эта богатая история стала почти приговором собору: здание чудом уцелело! Якобинцы жаждали снести «твердыню мракобесия», но за свою главную святыню вступились сами парижане, собрав за него огромный выкуп. Здание сохранили, но изрядно над ним «поиздевались»: в частности, Нотр-Дам лишился своего знаменитого шпиля, размещенного на крыше, почти все его колокола переплавили на пушки, разрушили множество скульптур. Особенно пострадали скульптуры иудейских царей, размещенные над тремя порталами фасада: статуи обезглавили. А сам собор объявили Храмом Разума.

С 1802 года в Нотр-Даме снова стали проходить богослужения, а тремя годами позже именно здесь было совершена коронация Наполеона Бонапарта и Жозефины. Впрочем, несмотря на значимость собора, Нотр-Дам пребывал в крайне ветхом состоянии и отчаянно нуждался в реставрации. Кто знает, сохранилось бы это здание до наших дней, если бы не… Виктор Гюго и его знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери»!

После публикации книги в 1830 году парижане вспомнили о своем архитектурном и историческом сокровище и наконец, задумались о его сохранении и реставрации. К тому времени возраст здания составлял уже почти 7 веков! В XIX веке под умелым руководством архитектора Дюка была проведена первая серьезная реставрация собора. Тогда же Нотр-Дам обрел и знаменитую галерею химер, которая сегодня так впечатляет гостей Парижа.

А в 2013 году Париж отмечал 850-летие Нотр-Дама. В качестве подарка собор получил новые колокола и отреставрированный орган.

В Нотр-Дам-де-Пари хранятся две христианские реликвии: один из фрагментов Тернового венца, который по преданию был водружен на голову Иисуса Христа, а также один из гвоздей, которыми римские легионеры прибивали Христа к кресту.

«Каменная симфония»: архитектура собора Нотр Дам

Величественное и монументальное здание собора является подлинным шедевром ранней готики. Особое впечатление производят его стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы, украшенные скульптурами входные порталы. В этом сооружении восхищает и архитектурная гармония, и дыхание истории, которое ощущается во всем его облике. Не зря Виктор Гюго называл собор Парижской Богоматери «каменной симфонией».

Нотр-Дам де Пари снаружи

Наибольшее внимание привлекает главный, западный фасад собора – он является одним из самых узнаваемых архитектурных образов. Визуально фасад разделен на три части, как по вертикали, так и по горизонтали. В нижней части находятся три портала (монументальных входа), каждый из которых имеет свое название: портал Страшного суда (центральный), портал Богоматери (левый) и портал Святой Анны (правый). Названия соответствуют сюжетам, которые изображены в удивительно красивых скульптурных композициях на сводах порталов.

В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, отправляющиеся в ад. По правую – праведники, идущие в Рай.

Над порталами расположена так называемая «галерея царей «, представленная 28 статуями иудейских правителей. Она пострадала сильнее всего во время революции, и в процессе большой реставрации в XIX веке все разрушенные статуи были заменены на новые.

Любопытно, что уже 1977 году, во время строительных работ под одним из парижских домов, были найдены оригинальные скульптуры, утраченные в годы революции. Впоследствии выяснилось, что будущий владелец дома в разгар революционных волнений выкупил несколько статуй, заявив, что они нужны ему для фундамента. В действительности этот человек сохранил изваяния под своим домом – видимо, «до лучших времен». Сегодня эти статуи хранятся в музее Клуни.

Со стороны западного фасада можно и рассмотреть две колокольные башни , взмывающие ввысь. Кстати, хотя на первый взгляд они кажутся симметричными, присмотревшись можно заметить легкую, едва уловимую асимметрию: левая башня несколько массивнее правой.

Если будет возможность, обойдите собор по периметру, чтобы увидеть и боковые фасады , их впечатляющие входные порталы с виртуозно выполненными рельефами, а также рассмотреть восточную апсиду храма (алтарный выступ) с удивительно красивыми резными сводчатыми арками.

Внутреннее пространство

Первое, что бросается в глаза внутри собора – необычное освещение. Свет проникает внутрь здания через многочисленные разноцветные витражи, создавая причудливую игру света на сводах центрального нефа. При этом больше всего света попадает на алтарь. Такая продуманная система освещения создает особую мистическую атмосферу.

Вместо массивных стен внутри собора Нотр-Дам – сводчатые арки и колонны. Такая организация пространства стала настоящим открытием готического стиля и позволила украсить собор множество цветных витражей.

Центральный неф Нотр-Дама кажется огромным. Масштабность собора связана с его изначальным предназначением – ведь по задумке создателей, он должен был вмещать в себя все население Парижа! И Нотр-Дам действительно прекрасно справлялся с этой задачей в то время, когда количество жителей французской столицы не превышало 10 тысяч человек. И все это население проживало на острове Сите, где находится собор.

Узнать много интересного об истории острова Сите, где и зародился Париж, можно в нашей аудиоэкскурсии « «, доступной в приложении Travelry.

На что обратить внимание в соборе Нотр Дам

С западной стороны собора находится гордость Нотр-Дам – большой старинный орган , созданный еще в XV веке! А за ним виднеется и одно из трех витражных окон в форме розы , которые являются настоящими готическими шедеврами и украшают собор с XII столетия.

Перед алтарем находится отгороженное пространство, предназначавшееся для священников и церковных певчих и называемое хОрами . Отдельного внимания заслуживает ограда хоров – она искусно украшена цветными скульптурными композициями с изображением евангельских сюжетов, созданными еще в XIII-XIV веках! Их цветовое оформление было восстановлено при реставрации в XIX веке.

Ваше внимание привлекут и многочисленные интересные скульптуры , украшающие собор Нотр Дам. В частности, барочная скульптура «Пьета» за главным алтарем.

В нашей мы пройдемся по собору Нотр-Дам, обращая внимание на самое интересное и узнавая об истории и оформлении здания.

Сокровищница

Со стороны реки к Нотр-Даму примыкает небольшая пристройка, которая заслуживает особого внимания. Ведь именно в ней находится храмовая сокровищница, где хранятся важнейшие христианские реликвии (в том числе легендарный Терновый венец, попавший в Париж, по преданию, еще в 1239 году!), а также ценные предметы церковного обихода, представляющие собой изящные произведения искусства. Коллекция очень богата и разнообразна.

Интересные факты о соборе Нотр Дам

  • В 1572 году в соборе Нотр Дам состоялась очень необычная церемония венчания. Генрих Наваррский (будущий король Генрих IV) вступал в брак с Маргаритой де Валуа. Невеста была католичкой, и ничто не мешало ей быть в храме, а вот Генрих в то время был гугенотом, а потому был вынужден провести собственное венчание… на паперти, перед входом в храм.
  • Именно в соборе Нотр Дам де Пари начался легендарный судебный процесс над Жанной Д’Арк, который проходил уже после ее казни и полностью оправдал французскую героиню.
  • Знаменитые горгульи, которые украшают собор, имеют не только декоративное, но и вполне практическое значение: они являются частью водостоков, защищающих строение от воздействия дождевой воды. Собственно, само их название произошло от французского gargouille — «водосточная труба, желоб». Оформленные в виде гротескных персонажей, горгульи и химеры также символизируют человеческие грехи и злых духов, которые изгнаны их храма.
  • Если будете рассматривать высокий шпиль, который взмывает ввысь над собором Нотр Дам, можете заметить фигуры двенадцати апостолов, расположенных у основания шпиля. Любопытная деталь: все апостолы смотрят вокруг, и лишь апостол Фома повернулся к шпилю. Еще со Средних веков он считался покровителем строителей и архитекторов, и в его образе архитектор Дюк, проводивший реставрацию в XIX веке и восстановивший шпиль, изобразил самого себя! Именно поэтому апостол Фома так внимательно рассматривает сооружение.
  • На крыше его ризницы собора Нотр Дам (это небольшая пристройка с южной стороны) размещены пчелиные ульи!

Еще много любопытных фактов о соборе Нотр Дам и других достопримечательностях острова Сите Вы узнаете из нашей аудиоэкскурсии « ».

Вокруг собора Нотр Дам: что интересного поблизости


  • На площади перед Нотр-Дамом расположен «нулевой километр » – небольшая бронзовая звезда, вмонтированная в площадь. Именно от этой точки идет отсчет протяженности всех автомагистралей страны.
  • Также на площади перед собором находится археологическая крипта (Крипта Нотр-Да де Пари ), представляющая собой музей археологических артефактов, найденных в окрестностях Нотр-Дама во время раскопок. Экспонаты охватывают широчайший отрезок истории – почти 20 веков, начиная с античности и заканчивая XIX веком.
  • В южной части площади перед собором Нотр Дам восседает верхом на коне король Карл Великий , правивший франками в VIII и начале IX века. Памятник ему появился здесь во второй половине XIX века.
  • Восточная апсида Собора Парижской Богоматери выходит в уютный тенистый сад на берегу Сены, называемый сквером Иоанна XXIII . Именно отсюда можно рассмотреть прекрасные ажурные готические арки апсиды собора и его шпиль.
  • Чуть дальше, на самой восточной оконечности острова Сите, притаился еще один крошечный сквер — Иль де Франс . В нем находится Мемориал мученикам депортации, в память 200 000 французов, отправленных фашистами в концлагеря. А возле мемориала разбит красивый и ухоженный розовый сад.
  • Недалеко от собора, на живописной набережной О-Флер, стоит дом, в котором когда-то жили прославленные влюбленные Пьер Абеляр и Элоиза (дом №9).

Как видите, не только в самом соборе Нотр Дам, но и вокруг него можно провести много насыщенных и познавательных часов, рассматривая окружающие его сооружения, изучая памятники старины и отдыхая в близлежащих скверах. Ну а если пройти чуть дальше, то перед Вами откроются и другие исторические и архитектурные сокровища острова Сите: часовня Сен-Шапель, Дворец Правосудия, замок Консьержери и другие интересные достопримечательности. Они входят в маршрут нашей , в которой Вас ждет много увлекательных историй и интересных рассказов.

Нотр Дам: практическая информация

Как добраться

Из отдаленных районов Парижа добраться до Собора Парижской Богоматери удобнее всего на метро – неподалеку от собора расположены станции Cite и Saint-Michel — Notre-Dame .

А из близлежащих районов (например, 1, 2, 5, 6 округов) вполне удобно дойти пешком. Остров Сите, на котором расположен собор Нотр Дам де Пари, соединяется как с правым, так и с левым берегами Сены старинными мостами.

Режим работы и стоимость

Собор открыт ежедневно в будние дни с 7.45 до 18.45, в сб. и вс. с 7.45 до 19.15.

Сокровищница собора Нотр Дам : пн.-пт. 9.30 – 18.00., сб. 9.30 – 18.30, вс. 13.30 – 18.30.

Нотр-Дам является действующим храмом с бесплатным входом. Но для посещения Сокровищницы придется купить билет (€ 4 полный, € 2 льготный).

Башни собора и смотровая площадка:

С 1 апреля по 30 сентября — 10.00 – 18.30.
С 1 июля по 31 августа — по пятницам и субботам работают до 23.00.
С 1 октября по 31 марта – 10.00 – 17.30.

За 45 минут до закрытия вход прекращается.

Стоимость подъема на башню: €10 (возможен общий билет с посещением Консьержери — €15). При этом вы должны быть готовы преодолеть 422 ступени, чтобы попасть на смотровую площадку с великолепной панорамой.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари; фр. Notre Dame de Paris) - географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа - базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг.

История

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора - епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.

Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора - Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы. Он умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.

В строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор - в 1345 году.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты - первый парламент Франции.

Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргариты де Валуа.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах».

Собор был объявлен Храмом Разума.

В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Архитектура

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов - скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.

На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов - один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане - Христос и два ангела с двух сторон.

План собора из книги «Толковый словарь французской архитектуры XI-XVI века»
Виолле-ле-Дюка, 1856 год.

Двери украшены коваными рельефами.

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор - архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре её Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах - по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.

Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:

  • Angelique Francoise, весом 1765 кг (до-диез);
  • Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);
  • Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);
  • Denise David, весом 670 кг (фа-диез).

Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виолле-ле-Дюка взамен переплавленного в 1792 году. (В 2007 году взят на реставрацию.)

Галерея Королей

Каменные фигуры, выстроившиеся в ряд между порталами и ярусом с окнами-розами. Те, что находятся сейчас, выполнены в XIX веке и изображают царей из Ветхого Завета.

Раньше на этом месте находились средневековые статуи французских королей. Во время Революции они были скинуты и обезглавлены.

В 1977 году при проведении работ под одним из домов, часть статуй была обнаружена. Оказалось, что во время Революции один хозяин дома их выкупил, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом.

Орган

Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. В течение своей жизни орган неоднократно достраивался и реконструировался. Наиболее важными являются реставрации, реконструкции и расширения Тьерри в 1733 году, Франсуа-Анри Клико в 1788 году, Аристида Кавайе-Колля в 1868, и Бойсо в 1960 году, а также сотрудничество с «Синаптель» в 1992 году, позволившее полностью компьютеризировать орган. Уже со времени реставрации Тьерри инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагами Баркера.

Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Сен-Сюльпис считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при участии которого инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электро-пневматическую.

В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптическим.

В настоящее время орган имеет 111 регистров и около 8000 труб, примерно 900 из которых из инструмента времен Тьерри и Клико. Это самый большой по числу регистров орган. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводил службы по три месяца в году. С 1990 года титулярными органистами собора Нотр-Дам де Пари являются трое музыкантов: Оливье Латри, Филипп Лефевр, Жан-Пьер Лёгю.



В художественной литературе

Собор является главным «действующим лицом» следующих произведений:

  • Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери (роман)» (1831).
  • Елена Чудинова. «Мечеть Парижской Богоматери (роман)» (2004).

В массовой культуре

  • Собор показан в документальном сериале «Жизнь после людей через 2000 лет».
  • В фильме «Армагеддон» Нотр-Дам уничтожается вместе с центром Парижа из-за падения метеорита.
  • В фильме «Ван Хельсинг» Ван Хельсинг убивает здесь мистера Хайда.
  • В мультфильме «Тачки 2» собор показан в слегка изменённом виде.
  • В мультфильме «Горбун из Нотр-Дама» собор показан весьма подробно.
  • Упоминается в песне «Вера и свастика» из альбома 2011 года «Animal ДжаZ» группы Animal ДжаZ.
  • Упоминается в словах в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965.
Алтарь Норт-Дама с с коленопреклоненными статуями Людовика XIII и Людовика XIV

Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.

Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.

Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.

Картина "Коронация Наполеона I" (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г.

Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.

Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики Западный фасад собора Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена. Постройку объявили Храмом Разума, затем - центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.

Именно здесь находится "Нулевой километр" – точка отсчета всех расстояний во Франции

Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».

Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.

Вид на собор Парижской Богоматери через арку

Фасад и горгульи


Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.


По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.


Горгульи Нотр-Дама

Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.

Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.

Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.


Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Северная роза собора Парижской Богоматери

Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.

Интерьер Нотр-Дама

Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли "Библией для нечитающих"

Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.

Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.


Орган в соборе Парижской Богоматери

Южная колокольня

Южная башня собора Парижской Богоматери

Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.

Музей и сокровищница

В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.

В Сокровищнице Норт-Дама де Пари

Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.

Горгулья Нотр-Дама

Порядок и стоимость посещения


Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.


Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.

Как добраться

Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.

Собор Парижской Богоматери с подсветкой

Одним из выдающихся памятников архитектуры является собор Парижской Богоматери. Воспетый и прославленный поэтами, писателями и художниками, этот известный храм мира горделиво возвышается в самом сердце Парижа.

Его называют не только географическим центром, но и духовным. Строительство началось в далеком 1163 году и завершилось лишь в 1345 году. Более 180 лет потребовалось, чтобы создать уникальный и удивительный Нотр-Дам-де-Пари. Это центр жизни Франции, в котором короновали императоров, венчали и отпевали королевских особ. Помимо всего прочего место примечательно тем, что в нем заседал первый парламент Франции, также в католическом храме находили временный приют нищие и обездоленные.

Роман, который прославил собор

Собор Парижской Богоматери окутан ореолом романтики, овеян тайной и мистицизмом. Это ежегодно привлекает в храм миллионы путешественников. Нотр-Дам-де-Пари для туристов выглядит пленительнее, чем знаменитый Лувр. Существует крылатое выражение: «Увидеть Париж и умереть». Каждый человек должен посетить кафедральный собор, перед тем как умереть.

Жемчужина Франции никого не оставит равнодушным. Но чем обусловлена такая невероятная популярность? Мировая известность достигнута благодаря стараниям талантливого мастера пера Виктора Гюго, создавшего роман, не имеющий аналогов, - «Собор Парижской Богоматери». Именно его фантазия и буйное воображение дали жизнь необыкновенным героям. Читатель с головой погрузился в книгу. Его взволновали перипетии судьбы очаровательной Эсмеральды, он посочувствовал несчастной доле Квазимодо и удивился коварству интригана Клода Фролло. Благодаря этим именам название собора ассоциируется с драматической сказкой, это произведение разожгло любопытство людей со всего мира. Но все персонажи лишь выдумка одаренного автора.

Грандиозная стройка

Основными строителями готического «замка» считались два талантливых архитектора - Жан де Шель и Пьер де Монтрей, об остальных лицах, приложивших руку к постройке, информации практически не сохранилось. Но долгие годы, на которые растянулась эта стройка, красноречиво свидетельствуют о том, что участников было немало.

Собор Парижской Богоматери вмещает одновременно девять тысяч человек. В средневековье строительство практически любого города начиналось с церкви, и Париж не стал исключением из этого правила. Современные археологи считают, что на месте храма находилось четыре строения:

  1. Палеохристианская церковь.
  2. Меровингская базилика Святого Стефана.
  3. Каролингский собор.
  4. Романский кафедральный собор.

Последнее строение было безжалостно разрушено, а его камни послужили фундаментом для Нотр-Дам-де-Пари. Изначальная идея подразумевала грандиозное строительство, помещение храма должно было с легкостью вмещать все население города, которое на тот момент не превышало десяти тысяч человек. Но строительство затягивалось, финансовых средств не хватало. Население города старалось внести свою лепту, даже малоимущие и девушки легкого поведения несли деньги на строительство священного храма. Невзирая на живое и активное участие жителей в судьбе храма, стройка затягивалась.

Стиль собора Парижской Богоматери

Общее впечатление от визуального осмотра храма весьма неоднозначно. Дело в том, что постройка не имеет единого стиля, что впрочем, неудивительно, если вспомнить о том, что руководители менялись с завидной периодичностью. В XII веке (начало возведения собора) преобладал своеобразный романский стиль, но постепенно его сменил готический. Таким образом, здание наделено чертами нескольких стилей, что и объясняет его неповторимый облик:

  1. Романская архитектура отличается массивными очертаниями, отсутствием любых излишеств, узкими окнами, изящество здесь сдает позиции, уступая место практичности, рациональности, мощности и простоте.
  2. Готическая архитектура характеризуется вертикальными композициями, заостренными элементами, деталями, устремленными ввысь.

Отзвуки романского стиля Нормандии и новаторские идеи готического стиля соединились и дали по-настоящему неожиданный и интересный результат. Нотр-Дам-де-Пари - это как раз тот редкий случай, когда смешение стилей пошло только на пользу и превратило постройку не в «китч», а в одно из главных украшений замечательного города.

Загадки и легенды, связанные с собором

Веселый Диснейленд, свежеиспеченные хрустящие круассаны, изысканная кухня и коллекционные вина - все это Париж. Собор Парижской Богоматери - одно из главных достояний страны и гордость местного населения. Но храм имеет огромное количество тайн и загадок, которые до сих пор будоражат умы.

При визуальном осмотре сложно поверить в то, что это чудо сотворено руками обычного человека. Древняя легенда гласит, что в строительстве принимал участие сам дьявол. Более того, он увековечил себя в образе химеры, украшающей собор. И это не единственное предание, связанное с храмом.

С чего начинается собор? Конечно, с роскошных кованых ворот. Доподлинно известно, что их изготовил искуснейший мастер по фамилии Бискорне. Кузнец настолько дорожил этим ответственным, почетным заказом и боялся разочаровать своих работодателей, что призвал себе на помощь … сатану. И исключительно благодаря стараниям нечистого весь мир может получать эстетическое наслаждение от созерцания невиданной красоты, которую не способны создать руки простого смертного. Что же дало толчок распространению этого мифа? Когда ворота были готовы и в них врезали замки, оказалось, что конструкцию невозможно открыть никакими силами. На помощь пришла святая вода. После того как «дьявольский забор» окропили ею, железо поддалось.

Что говорят экскурсанты

Очень заманчив для всех путешественников собор Парижской Богоматери. Отзывы людей, побывавших в нем, преимущественно восторженно-положительные. Это место позволяет туристам пережить колоссальную гамму приятных эмоций. В это сложно поверить, но те, кто имел возможность посетить это здание, утверждают, что чувствовали энергию и силу, исходящую от него. Возможно, что это лишь самовнушение и настроение, которое сумел навеять одноименный мюзикл, но можно сказать наверняка, что мрачная романтика и невероятная мощь готического собора точно не оставят равнодушными посетителей.

Первый камень

История собора Парижской Богоматери впечатляет. Она началась 850 лет назад, но по сей день огромное количество людей задается вопросом о том, кто заложил первый камень этого грандиозного сооружения. Существует несколько теорий на этот счет, но сказать наверняка уже, конечно, невозможно, слишком много времени прошло с тех пор. Существуют два самых популярных претендента на эту роль - римский папа Александр III и епископ Морис де Сюлли. Но именно епископ принял решение о возведении нового собора на месте старого и полуразрушенного строения. Его замыслы были амбициозны и тщеславны, собор должен был превзойти все, что строилось до этого. Можно сказать, что планы претворились в жизнь. Люди приступили к выполнению трудоемкой задачи. Стоит отметить, что в то время в стране царил голод, поэтому были и противники дорогостоящей стройки. Но, невзирая на все протесты, работа началась. Из наиболее запоминающихся и значимых событий, происходивших в стенах собора, можно отметить коронацию Наполеона Бонапарта, состоявшуюся зимой 1804 года.

При правлении Людовика XIV витражи и гробницы были беспощадно разрушены, планировалось полное уничтожение легендарного храма. Народу поставили ультиматум: если не будет собрана энная сумма денег к назначенному часу, Нотр-Дам-де-Пари превратится в руины. Это поразительно, но парижане выполнили условия. К сожалению, национальный конвент и не думал держать слово, собор сильно пострадал. Лишь в 1831 году благодаря стараниям Гюго у людей снова стал проявляться интерес к храму и, как следствие, началась реставрация здания через год после публикации книги.

Внешний вид католического храма

Описание собора дает представление о монументальности и масштабах здания.

  1. Длина - 130 метров.
  2. Высота - 35 метров.
  3. Ширина - 48 метров.
  4. Высота колоколен - 69 метров.

При этом вес колокола Эммануэль составляет целых 13 тонн, а его «языка» - 500 кг.

Внутреннее убранство и архитектура

Способна поражать шедевральная французская архитектура. Собор Парижской Богоматери - яркий тому пример. Памятник ранней готики (Нотр-Дам) помог преобразиться городу. Фасад здания разделен по вертикали пилястрами. Главный фасад имеет три входных двери, над которыми идет аркада, именуемая Галереей Королей. На внутреннем поле фронтона - Христос и два ангела. Центральный вход имеет достаточно символичное украшение - изображение Страшного суда.

Вес крыши более 200 тонн. Верхняя часть украшена изображениями гаргулий и химер. В этом храме нет никакой настенной живописи, а источником цвета служат витражи стрельчатых окон. Роза над самым входом в собор сохранилась со средних веков. Паникадило (люстра) изготовлено из бронзы.

Первый орган был установлен в 1402 году, но его звучание было недостаточно мощным для огромной площади собора, именно поэтому в 1730 году инструмент был достроен.

Перед собором можно увидеть статую Карла Великого, а позади здания «Фонтан девственницы».