Главная · Налет · Эпоха сталинизма. Идеология сталинизма и политика репрессий. Становление жесткого характера Сталина

Эпоха сталинизма. Идеология сталинизма и политика репрессий. Становление жесткого характера Сталина

Подход первый – согласно этому подходу, у Сталина и сталинизма не было никакой особой собственной идеологии. По этой версии, Сталин не был политическим теоретиком или тем более философом, поэтому он и не изобретал каких-то особых идеологических положений. Сталин просто следовал направлением, которое заложил его предшественник, Ленин, и которое было сутью всего большевистского строя на территории бывшей Российской империи. Сторонники этого мнения полагают, что у сталинизма не было никакой особенной идеологии, потому что сталинизм ими воспринимается исключительно как построенная с опорой на партийную бюрократию и на репрессивные органы система личной власти одного человека. Сталинизм - это в чистом виде диктатура, которая использует для контроля над массами, помимо аппарата насилия, уже существующие идеологические лозунги и идеи. Так что вердикт данного мнения – у сталинизма не было никакой идеологии, разве что кроме идеологии личной абсолютной власти;

Подход второй – его сформулировал потерпевший поражение в борьбе за власть в партии и в целом государстве наиболее яркий и влиятельный противник Сталина, Троцкий. Он также, по сути, отказывал Сталину в создании какой-то особенной идеологии, которая бы служила опорой его режиму. Троцкий полагал, что сам приход Сталина к власти и его поддержка со стороны большинства членов партии является ничем иным, как победой мелкобуржуазного сознания над чистыми социалистическими и коммунистическими идеями, которые якобы и совершили революцию 1917 года. Самого себя Троцкий считал блюстителем этих традиций, в числе которых на первом месте стояли лозунги интернационализма и приоритетности мировой революции. Сталинизм же с этой точки зрения был победой консервативного сознания, которым руководствовались многие члены партии, которые не могли подняться до теоретических высот мировой борьбы за глобальный коммунизм. Они мыслили мелкобуржуазными категориями, для которых построение коммунизма в отдельно взятой стране было понятной и осязаемой задачей, а мировая революция – чем-то далёким, размытым, неопределённым. Именно на такие умонастроения и опирался, по мнению Троцкого, Сталин, именно они и привели его к власти и помогли создать тоталитарное государство;



Подход третий – противоположный мнению Троцкого. Сторонники этой гипотезы об идеологии сталинизма полагают, что Сталин как раз был куда более последовательным и непреклонным «романтиком» в отношении идей коммунизма и социализма, нежели Троцкий, многие другие руководители большевиков и даже Ленин. Так как именно Ленин выступил в начале 1920-х годов с инициативой начала НЭПа, новой экономической политики, которая возвращала в экономику многие рыночные элементы. Именно Ленин в последние годы и месяцы активной сознательной жизни фактически отказался от прежних сугубо теоретических представлений о построении социализма и коммунизма – потому что большевики считали, что с помощью мобилизованной и дисциплинированной партии, захватившей власть, и ряда целенаправленных преобразований «проскочить» капиталистическую стадию общественно-экономического развития и сразу перейти к социализму. Ленин понял необходимость хотя бы частичного отступления от подобных настроений, чем вызвал нешуточный кризис в партии. Сталин же, согласно этому мнению, напротив, вернулся к истокам, он как раз и строил свою систему, сталинизм, в расчёте на то, что построение социализма без капиталистических элементов возможно. Только для этого нужно, с одной стороны, разрушить все мешающие этому старые социальные, экономические, культурные институты, а на их месте построить новые, уже ориентированные на социалистические принципы. Именно поэтому, как предполагается, большинство большевиков с энтузиазмом поддержали Сталина и вознесли его на вершину власти – в нём они увидели человека, который вернулся к истокам после временного отступничества Ленина, идеи которого нельзя было критиковать.

Политика сталинизма

Принятую 5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов Конституцию СССР, которую принято именовать «сталинской», так как Сталин принимал в её создании непосредственно участие, некоторые историки небезосновательно называют одной из самых демократичных конституций своего времени. Например, советские женщины по этой Конституции обладали абсолютным равенством в правах с мужчинами, в том числе и в сфере политических прав – тогда как в большинстве западных стран подобного равноправия в то время не наблюдалось. Да и вообще граждане страны наделялись широким спектром всевозможных прав и свобод, в которые входили основные политические, экономические, личные права.

По данной Конституции именно граждане страны путём голосования в рамках всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании формировали высший руководящий орган страны, Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат, Совета Союза и Совета национальностей. Однако в реальности эти права были лишь декларацией, с практикой не имевшей ничего общего. Гораздо важнее для сталинской системы была декларация в Конституции «в основном победы» социализма и прежде всего устранения частной собственности и замены её двумя другими видами собственности – государственной и колхозно-кооперативной. Это было политической основой сталинизма, так как давало системе повод для продолжения своих действий, в первую очередь репрессивных – так как социализм уже «в основном построен», нужно строить его дальше, а все, кто ему противятся, являются врагами народа, высшего носителя власти.

Слияние партии и государства

Пожалуй, ключевым элементом политической системы сталинизма стало слияние партийных и государственных органов. Этот процесс прошёл три основные стадии. Первая состоялась ещё при жизни Ленина, когда советское государство фактически перешло к однопартийной системе – в ходе Гражданской войны, по мере развития успехов борьбы с белыми, большевики вытеснили различными способами и под различными поводами всех своих политических союзников. Потому как Октябрьский переворот 1917 года и начальная стадия Гражданской войны ознаменовалась достаточной широкой коалицией нескольких левых политических сил – большевиков, меньшевиков, эсеров. И лишь затем в стране фактически осталась одна партия.

Второй этап уже проходил при непосредственном участии и даже руководстве Сталина, когда в середине 1920-х годов партийные органы взяли под контроль не только государственные, но и административные, и местные органы управления. Довольно быстро сложилась ситуация, когда без санкции партийных структур государственные органы не могли принять никаких решений. А уж потом произошло и непосредственное сращивание, когда и партийные деятели, и государственные чиновники стали одними и теми же лицами. Третий этап связан с развитием бюрократической системы: контроль над государством требовал от партии наличия всё большего аппарата чиновников, которые постепенно стали отдельной социальной группой населения – партийно-государственной номенклатурой. Именно появление мощного бюрократического аппарата, который и определяет всю деятельность государственной машины, в отличие от ничего не решающего населения, и выделяют как наиболее характерную черту сталинизма.

Всё зависит от центра

Наконец, политическая система сталинизма характеризуется отчётливым централизмом, то есть таким типом построения всей политической и государственной системы, когда все решения исходят из центра и их повсеместное и обязательное исполнение обеспечивается мерами принуждения. В этом отношении можно выделить два момента: во-первых, печально знаменитые репрессии сталинского времени были ничем иным, как способом заставить страну выполнять принятые высшим руководством страны решения. Без репрессивных мер Сталину просто не удалось бы подавить то социальное недовольство, которое вызывали коллективизации, индустриализация и другие меры. Наглядным же проявлением централизма сталинской системы явился знаменитый «культ личности».

Во-вторых, ориентация на центр в политической системе сталинизма отчётливо проявилась в отношениях между государственным центром и национальными республиками СССР. Формально советские республики имели довольно широкие права и полномочия, на бумаге они мало чем отличались от независимых государств. Но на практике власть в национальных республиках осуществлялась при непосредственном и жёстком контроле из центра, руководители республик назначались из Москвы и контролировались партийными органами. При этом Сталин проявлял определённую гибкость, давая возможность занимать часть руководящих постов на местах представителям местных национальностей, однако их самостоятельность никогда не становилась слишком значительной.

6 декабря 1878 г. в Гори родился Иосиф Сталин. Настоящая фамилия Сталина - Джугашвили. В 1888 г. он поступил в Горийское духовное училище, а позднее, в 1894 г., - в Тифлисскую православную духовную семинарию. Это время стало периодом распространения в России идей марксизма.

Сталин в период учебы организовал и возглавил «марксистские кружки» в семинарии, а в 1898 г. вступил в Тифлисскую организацию РСДРП. В 1899 г. он был исключен из семинарии за пропаганду идей марксизма, после чего не раз находился под арестом и в ссылках.

Сталин впервые ознакомился с идеями Ленина после выхода газеты «Искра». Личное знакомство Ленина и Сталина произошло в декабре 1905 г. в Финляндии на конференции . После И.В. Сталин непродолжительное время, до возвращения Ленина, занимал должность одного из руководителей ЦК. После октябрьского переворота Иосиф получил должность наркома по делам национальностей.

Он показал себя как отличный военный организатор, но в то же время продемонстрировал и свою приверженность к террору. В 1922 г. он был избран Генеральным секретарем ЦК, а также в Политбюро и Оргбюро ЦК РКП. В тот период Ленин уже отошел от активной работы, реальная власть принадлежала Политбюро.

Уже тогда явными были разногласия Сталина с Троцким. В ходе 13-го съезда РКП(б), проходившего в мае 1924 г., Сталин заявил о своей отставке, однако большинство голосов, полученных в ходе голосования, позволили ему сохранить пост. Укрепление его власти привело к началу культа личности Сталина. Одновременно с индустриализацией и развитием тяжелой промышленности проводятся раскулачивание и коллективизация в деревнях. Результатом стала гибель миллионов граждан России. Репрессии Сталина, начатые в 1921 г., за 32 года унесли более 5 млн жизней.

Политика Сталина вела к созданию и последующему укреплению жесткого авторитарного режима. К этому периоду (20-е гг.) относится начало карьеры Лаврентия Берии . Сталин и Берия регулярно встречались во время поездок Генерального секретаря на Кавказ. Позже, благодаря личной преданности Сталину, Берия вошел в ближайший круг соратников вождя и в течение периода правления Сталина занимал ключевые посты, был удостоен множества государственных наград.

В краткой биографии Иосифа Виссарионовича Сталина необходимо упомянуть о тяжелейшем для страны периоде . Нужно отметить, что Сталин уже в 30-е гг. был убежден в том, что военный конфликт с Германией неизбежен, и стремился максимально подготовить страну. Но для этого, учитывая экономическую разруху и неразвитость промышленности, требовались годы, если не десятилетия.

Подтверждением подготовки к войне служит и строительство масштабных подземных укреплений, получивших название «Линия Сталина». На западных границах было построено 13 укрепленных районов, каждый из которых в случае необходимости был в состоянии вести боевые действия в условиях полной изоляции.

В 1939 г. был заключен пакт Молотова - Риббентропа, который должен был действовать до 1949 г. Законченные в 1938 г. укрепления после этого были практически полностью уничтожены - взорваны или засыпаны.

Сталин понимал, что вероятность нарушения этого пакта Германией очень высока, но полагал, что Германия нападет только после разгрома Англии, и игнорировал настойчивые предупреждения о готовящемся в июне 1941 г. нападении. Это во многом и стало причиной той катастрофической ситуации, которая сложилась на фронте уже в первый день войны.

23 июня Сталин возглавил Ставку Главного командования. 30-го он был назначен председателем Государственного комитета обороны, а с 8 августа объявлен Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Советского Союза. В этот сложнейший период Сталину удалось не допустить полного разгрома армии и сорвать планы Гитлера по молниеносному захвату СССР. Обладая сильной волей, Сталин смог организовать миллионы людей. Но цена этой победы оказалась высокой. Вторая мировая стала самой кровавой и жестокой войной для России за всю историю.

В течение 1941-1942 гг. ситуация на фронте продолжала оставаться критической. Хотя попытка захвата Москвы была предотвращена, возникла угроза захвата территории Северного Кавказа, являвшегося важным энергетическим центром. Фашистами был частично взят Воронеж. В ходе весеннего наступления Красной армией под Харьковом были понесены огромные потери.

СССР фактически оказался на грани поражения. Чтобы ужесточить дисциплину в армии и предотвратить возможность отступления войск, был издан приказ Сталина 227 «Ни шагу назад!», вводивший в действие заградотряды. Этим же приказом вводились штрафные батальоны и роты в составе фронтов и армий соответственно. Сталин сумел сплотить (хотя бы на время ВОВ) выдающихся русских полководцев, ярчайшим из которых был Жуков. За вклад в победу Генералиссимус СССР был удостоен в 1945 г. звания Героя Советского Союза.

Послевоенные годы правления Сталина ознаменовались возобновлением террора. Но в то же время восстановление экономики и разрушенного хозяйства страны шло невиданными темпами, несмотря на отказ стран Запада в предоставлении кредитов. В послевоенные годы Сталиным было проведено множество партийных чисток, предлогом для которых явилась борьба против космополитизма.

В последние годы своего правления Сталин отличался невероятной подозрительностью, что частично было спровоцировано покушениями на его жизнь. Первое покушение на Сталина состоялось еще в 1931 г. (16 ноября). Оно было совершено Огаревым, «белым» офицером и сотрудником английской разведки.

1937 г. (1 мая) - возможная попытка переворота; 1938 г. (11 марта) - покушение на вождя во время прогулки по Кремлю, совершено лейтенантом Даниловым; 1939 г. - две попытки устранения Сталина спецслужбами Японии; 1942 г. (6 ноября) - покушение на Лобном месте, совершено дезертиром С. Дмитриевым. Операция «Большой прыжок», подготовленная фашистами в 1947 г., имела своей целью устранение не только Сталина, но и Рузвельта и Черчилля во время Тегеранской конференции. Некоторые историки полагают, что и смерть Сталина 5 марта 1953 г. не была естественной. Но, согласно медицинскому заключению, она наступила в результате кровоизлияния в мозг. Так завершилась тяжелейшая для страны противоречивая эпоха Сталина.

Тело вождя было помещено в Мавзолей Ленина. Первые похороны Сталина ознаменовались кровавой давкой на Трубной площади, в результате чего погибло множество людей. В ходе 22-го съезда КПСС были осуждены многие дела Иосифа Сталина, в частности его отклонение от ленинского курса и культ личности. Его тело в 1961 г. было захоронено у Кремлевской стены.

В течение полугода после Сталина правил Маленков, а в сентябре 1953 г. власть перешла к Хрущеву .

Говоря о биографии Сталина, необходимо упомянуть и о его личной жизни. Иосиф Сталин был дважды женат. Первая его жена, родившая ему сына Якова (единственного, кто носил фамилию отца), умерла от брюшного тифа в 1907 г. Яков погиб в 1943 г. в немецком концлагере.

Второй женой Сталина в 1918 г. стала Надежда Аллилуева. Она застрелилась в 1932 г. Дети Сталина от этого брака: Василий и Светлана. Сын Сталина Василий, военный летчик, умер в 1962 г. Светлана, дочь Сталина, эмигрировала в США. Она умерла в Висконсине 22 ноября 2011 г.

С течением времени, особенно начиная со второй половины 20-х годов, Сталин все более становился на путь искажения ленинизма, причем этот процесс был триединым: толкование ленинских идей и положений соответственно собственным прагматическим и узко сектантским взглядам о строительстве социализма в СССР; схематичный и упрощенческий подход к ленинскому наследию, стремление уложить его в прокрустово ложе своего катехизисного мышления и одновременно отсечение всего того, что в него не вмещалось; замалчивание многих важнейших положений ленинизма, к тому же Сталин их абсолютизировал и возводил в догму.

Уже тогда Сталин приложил немалые усилия для искажения и приспособления идей Ленина о диктатуре пролетариата к своей, чуждой ленинизму концепции строительства социализма. В работах "Об основах ленинизма" (1924) и "К вопросам ленинизма" (1926) он характеризует Советы, профсоюзы, комсомол и другие массовые организации как "разветвление партии", а рабочий класс называет армии и партии. Диктатура же пролетариата, по мысли Сталина, есть не что иное, как руководящие указания "... партии, плюс проведение этих указаний массовыми организациями пролетариата, плюс их претворение в жизнь населением". В дальнейшем Сталин "обогатил" это учение своим тезисом о непрерывном нарастании классовой борьбы.

Июль 1928 г. В речи на пленуме ЦК партии Сталин высказывает идеи, будто по мере продвижения страны вперед сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, а классовая борьба обостряться. Уже здесь формулируется положение, что каждый "... серьезный успех в области социалистического строительства является выражением и результатом классовой борьбы...".

  • - Апрель 1929 г. В работе "О правом уклоне ВКП(б)" Сталин обвиняет Н. И. Бухарина в "непонимании" этого своего "открытия".
  • - Июнь 1930 г. В политическом отчете ЦК XVI съезду партии одно временно с выводом о том, что вопрос "кто - кого" решен окончательно и бесповоротно, Сталин выдвигает тезис об усилении при этом классовой борьбы.
  • - Январь 1933 г. В докладе "Итоги первой пятилетки" теория затухания классовой борьбы объявляется контрреволюционной.

И наконец, завершающее формулировка на февральско - мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г.: классовая борьба по мере успехов в строительстве социализма обостряется.

Тема урока

Цель:

Ожидаемый результат:

Тип урока:

Идеология сталинизма и политика репрессий

Определение причины возрождения первой и победы второй альтернативы; раскрыть причины и характер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий, усиления борьбы с национальными движениями.

Оценят изменение общественно-политической атмосферы в обществе.

комбинированный.

Оборудование

Карта, доска, тетрадь, учебник, карточки, компьютер

Ход урока:

Этапы урока

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. 5 мин

Приветствие. Проверка готовности и отметка отсутствующих.Тренинг

Участвуют в процессе

II. Повторение и опрос.10

«Блиц – опрос» по теме прошлого урока

Тест

Ученики отвечают на вопросы.

1-й вопрос отвечают устно6 и 7 вопросы по 1 человеку отвечают на карточках.

III.

осмысление

15мин

Групповая работа.

Вспомните, что собой представляла политика «Красного террора»?

процессы

Работа с документом.

редложить учащимся заполнить таблицу «Репрессии против народов СССР в 1945-1950 гг.»:

Для текущего контроля знаний можно предложить следующие вопросы и задания

С чем связан рост репрессий? Ответ ищем в учебнике на странице 156, работа с документом.

Запись в тетрадь

Причины:

А.Падение уровня жизни населения;

б. Трудности с индустриализацией;

в. Снятие социальной напряженности через наказание «стрелочников»;

г. Ликвидация старого кадрового аппарата, который мог создать оппозицию режиму.

Через лагеря прошли 18 млн. человек.

II. Работа с документом. Из книги Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.)*

Задание. Проанализируйте текст, ответив на следующие вопросы:

Каковы были особенности массового сознания в 30-е гг.? Какими способами оно формировалось?

Какой вывод можно сделать об уровне жизни населения?

Почему большинство советских людей были уверены в превосходстве социалистической системы?

Возможно ли индивидуальное сопротивление тоталитаризму?

учащимся заполнить таблицу «Репрессии против народов СССР в 1945-1950 гг.»:

Народы

Число репрессированных

Украинцы

Литовцы

Латыши

Эстонцы

Народы Кавказа

В конце урока учащиеся отвечают на вопросы: насколько согласуются данные заполненной таблицы с приведенным текстом выступления главы правительства? Чем были вызваны репрессивные меры против перечисленных в таблице народов СССР? Какие факты дали основание Сталину сделать заявление об «укреплении многонационального государства» после войны? Какие проблемы для будущего развития страны породили массовые депортации народов СССР в годы войны и в послевоенный период?

Первый уровень. Что такое «демократический импульс войны»? Дайте краткую характеристику нравственно-психологической атмосферы в советском обществе после окончания войны. Каковы, на ваш взгляд, причины нарастания в обществе критического настроя? Какие категории населения были носителями критических настроений? В чем вы видите причины ужесточения политического режима в СССР после окончания войны? По каким направлениям шло укрепление политического режима и в чем оно проявлялось? Используя приведенные в учебнике документы, объясните причины, по которым наркоматы были переименованы после войны в министерства. Аргументируйте свой ответ. Расскажите, что вы знаете о «ленинградском деле». Что такое «дело Еврейского антифашистского комитета»? Чем оно закончилось? Что вы знаете о «деле врачей»? Как вы могли бы оценить возможные последствия «менгрельского дела», фабриковавшегося по приказу Сталина?

Второй уровень. На заключительном этапе войны был депортирован ряд народов. Какие новые депортации и репрессии обрушились на представителей национальных меньшинств после окончания войны? Чем это можно объяснить? Чем можно объяснить, на ваш взгляд, репрессии властей против ряда военачальников после окончания войны? Как реагировала общественность на новый виток политических репрессий в стране? Что вы знаете о судьбе советских военнопленных, возвратившихся после войны на Родину?

Третий уровень. Проследите общие тенденции политического развития СССР в 1945-1952 гг. Какую оценку развитию вы могли бы дать одной-двумя фразами? Каковы общие итоги и уроки политического развития страны в 1945-1952 гг.? Найдите материалы по обсуждению проектов

Рефлексия.Дискуссия в классе: 13мин

«Почему возникает «культ личности»?

Раскрывают причины культа личности

Домашнее задание2мин

§19

Записывают задания

Даты правления Сталина историки называют период с 1929 года по 1953 год. Иосиф Сталин (Джугашвили) родился 21 декабря 1879 года. Является основателем . Многие современники советской эпохи ассоциируют годы правления Сталина не только с победой над фашистской Германией и повышением уровня индустриализации СССР, но и с многочисленными репрессиями мирного населения.

За время правления Сталина около 3 млн человек было заключено в тюрьмы и приговорено к смертной казни. А если к ним прибавить еще и отправленных в ссылки, раскулаченных и депортированных, то жертв среди мирного населения в сталинскую эпоху можно насчитать порядка 20 млн человек. Сейчас многие историки и психологи склоняются к тому, что на характер Сталина огромное влияние оказала обстановка внутри семьи и воспитание в детском возрасте.

Становление жесткого характера Сталина

Из достоверных источников известно, что детство Сталина было не самым счастливым и безоблачным. Родители вождя часто при сыне ругались. Отец много пил и позволял себе бить мать на глазах у маленького Иосифа. Мать, в свою очередь, срывала свою злобу на сыне, била и унижала его. Неблагоприятная атмосфера в семье сильно отразилась на психике Сталина. Еще в детстве Сталин понял простую истину: кто сильнее, тот и прав. Этот принцип стал девизом будущего вождя по жизни. Им же он руководствовался и в управлении страной. Он всегда был строг со своей .

В 1902 году Иосиф Виссарионович организовал в Батуми демонстрацию, этот шаг стал для него первым в политической карьере. Немного позже Сталин стал большевистским лидером, а в круг его лучших друзей входит Владимир Ильич Ленин (Ульянов). Сталин полностью разделяет революционные идеи Ленина.

В 1913 году Иосиф Виссарионович Джугашвили впервые использует свой псевдоним - Сталин. С этого времени он становится известен именно по этой фамилии. Мало кто знает, что до фамилии Сталин Иосиф Виссарионович примерял около 30 псевдонимов, которые так и не прижились.

Время правления Сталина

Период правления Сталина начинается с 1929 года. Практически все время правления Иосифа Сталина сопровождается коллективизацией, массовой смертью мирного населения и голодом. В 1932 году Сталин принял закон «о трех колосках». По этому закону, голодающий крестьянин, который своровал у государства колоски пшеницы, немедленно подлежал высшей мере наказания - расстрелу. Весь сэкономленный хлеб в государстве отправлялся за рубеж. Это был первый этап индустриализации советского государства: покупка современной техники иностранного производства.

За время правления Иосифа Виссарионовича Сталина были проведены массовые репрессии мирного насленеия СССР. Начало репрессиям было положено в 1936 году, когда должность наркома внутренних дел СССР занял Ежов Н.И. В 1938 году по приказу Сталина был расстрелян его близкий друг - Бухарин. В этот период многие жители СССР были сосланы в ГУЛАГ или расстреляны. Несмотря на всю жестокость проводимых мер, политика Сталина была направлена на поднятие государства и его развитие.

Плюсы и минусы правления Сталина

Минусы:

  • жесткая политика правления:
  • практически полное уничтожение высших армейских чинов, интеллигенции и научных деятелей (которые мыслили не так, как правительство СССР);
  • репрессии зажиточных крестьян и верующего населения;
  • увеличение «пропасти» между элитой и рабочим классом;
  • угнетение мирного населения: оплата труда продуктами вместо денежного вознаграждения, рабочий день до 14 часов;
  • пропаганда антисемитизма;
  • порядка 7 млн голодных смертей в период коллективизации;
  • процветание рабства;
  • выборочное развитие отраслей экономики советского государства.

Плюсы:

  • создание защитного ядерного щита в послевоенное время;
  • увеличение числа школ;
  • создание детских клубов, секций и кружков;
  • исследование космического пространства;
  • снижение цен на товары народного потребления;
  • низкие цены на коммунальные услуги;
  • развитие промышленности советского государства на мировой арене.

В Сталинскую эпоху была сформирована общественная система СССР, появились социальные, политические и экономические институты. Иосиф Виссарионович полностью отказался от политики НЭПа, за счет деревни провел модернизацию советского государства. Благодаря стратегическим качествам советского вождя, СССР одержал победу во Второй Мировой войне. Советское государство стало именоваться сверхдержавой. СССР вошел в состав Совета безопасности ООН. Эпоха правления Сталина завершилась в 1953 году, когда . На посту председателя правительства СССР его сменил Н. Хрущев.