Главная · Другие болезни · Романовы на иконах. Почему был канонизирован Николай Второй

Романовы на иконах. Почему был канонизирован Николай Второй

Интервью диакона Андрея Кураева журналу “Вслух”

Ольга Севастьянова: отец Андрей, по-вашему, почему так сложно и трудно происходила канонизация царской семьи?
О. Андрей Кураев: То, что она происходила сложно и трудно, это мне кажется абсолютно естественным. Слишком необычны были обстоятельства последних лет жизни русского императора. С одной стороны, в церковном понимании, император – это церковный сан, это епископ внешних дел церкви. И, конечно, если епископ сам складывает с себя свой сан, то это вряд ли можно назвать достойным деянием. Вот с этим были связаны основные трудности, прежде всего сомнения.

О.С. То есть, то, что царь в свое время отрекся, говоря современным языком, пошло не на пользу его историческому имиджу?

А.К. Безусловно. А то, что канонизация все-таки состоялась… Церковная позиция здесь была вполне ясная: канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти, если хотите, ухода с политической арены. У него ведь были все основания для того, чтобы озлобиться, остервениться, последние месяцы своей жизни, находясь под арестом, кипеть злобой и обвинять всех и вся. Но ничего этого не было. У нас есть его личные дневники, дневники членов его семьи, воспоминания охранников, слуг, и, мы видим, что нигде нет ни тени желания отомстить, мол, вернусь к власти и всех вас припластаю. Вообще иногда величие человека порой определяется величиной понесенных им утрат.

У Бориса Пастернака были такие строчки о великой эпохе, “о жизни бедной на взгляд, но великой под знаком понесенных утрат”. Представьте, на улице в толпе мы видим незнакомую женщину. Я смотрю – женщина как женщина. А вы мне говорите, что она перенесла страшное горе: у нее в пожаре погибли трое детей. И только эта беда способна выделить ее из толпы, из всех похожих на нее, и возвысить над окружающими. Вот точно также и с царской семьей. В России не было другого человека, который потерял бы больше, чем Николай Александрович Романов в 1917 году. По сути, тогда он уже был властелином мира, хозяином страны, которая практически выиграла Первую Мировую войну. А царская Россия её, несомненно, выиграла и становилась державой номер один в мире, а у императора были большие замыслы, среди которых, между прочим, было отречение от престола, как это ни странно. Есть свидетельства, что он говорил очень доверенным людям, что хотел бы ввести в России конституцию, парламентскую монархию, передать власть своему сыну Алексею, но в условиях войны он попросту не имел на это права. Так он считал в 16-м году. А затем события потекли несколько иначе. В любом случае, образ страстотерпца оказывается очень христианским. Кроме того, когда речь идет о нашем отношении к последнему императору, надо учесть символизм церковного восприятия мира.

О.С. А в чем символизм?

А.К. XX был страшным веком для русского христианства. И нельзя из него уйти, не подведя каких-либо итогов. Поскольку это был век мучеников, в канонизации можно было идти двумя путями: попробовать прославить всех новомучеников, говоря словами Анны Ахматовой, “хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список и всех не узнать”. Или канонизировать некоего Неизвестного солдата, почитать одну безвинно расстрелянную казачью семью, а вместе с нею миллионы других. Но этот путь для церковного сознания, наверное, был бы слишком радикальным. Тем более, что в России всегда существовало некое тождество “царь-народ”. Поэтому, учитывая, что царская семья могла бы опять же сказать о себе словами Анны Ахматовой:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ к несчастью был…,

канонизация царя-страстотерпца Николая Второго – это канонизация “Ивана стотысячного”. Здесь есть еще особый обертон. Попробую объяснить это почти личным примером.

Допустим, я был в гостях в другом городе. Гостил у батюшки. Затем у нас возникла с этим батюшкой горячая дискуссия: чья водка лучше – московского производства или местного. Мы нашли консенсус, только договорившись идти путем проб и ошибок. Попробовали, подегустировали, сошлись, в итоге, что обе хороши, а затем, перед сном, я вышел прогуляться в город. Тем более, под окнами батюшки был городской парк. А батюшка не предупредил меня, что под окнами по ночам сатанисты собираются. И вот вечером я в сад выхожу, а сатанисты смотрят на меня и думают: экого тельца упитанного нам наш владыка в жертву послал! И меня убивают. И вот вопрос: если со мной произошло нечто подобное, причем, подчеркиваю, сам я не стремился к мученической смерти, был не очень духовно готов, водку подегустировал и вот так вот встретил свою смерть, для определения моей посмертной судьбы на Божьем суде, будет ли иметь значение то, во что я был одет в этот день? Светская реакция: какая разница, во что одет, главное, что в сердце, в душе и так далее. Но я считаю, что в этом случае гораздо важнее, какая была одежда. Будь я в штатской одежде в этом парке – это была бы “бытовуха”. А если бы я шел в церковной одежде, то люди, которых я лично не знаю, у которых нет лично ко мне никаких претензий, они на меня выплеснули ту ненависть, которую они питают к Церкви и ко Христу. В таком случае получилось, что я за Христа пострадал. Вот то же самое и с царской семьей. Пусть юристы спорят между собой, был ли Николай Александрович Романов в 18 году царем или просто частным лицом, полковником в отставке. Но, в глазах тех людей, что стреляли в него, он, безусловно, был императором. И они потом всю жизнь писали мемуары и рассказывали пионерам про то, как убили последнего русского царя. Поэтому для Церкви очевидно, что этот человек- мученик за нашу веру, равно как и его семья.

О.С. И семья тоже?
А.К. Аналогично. Можно правителю России Николаю Второму предъявлять какие-то политические претензии, ну а дети тут при чем? Более того, в 80-х годах раздавались голоса, что, мол, давайте хотя бы детей канонизируем, они-то в чем виноваты?

О.С. В чем заключается святость мученика в церковном понимании?

А.К. Святость мученика – это святость особая. Это святость одной минуты. В истории церкви были люди, например, в древнем Риме, когда на арене устраивали театрализованную казнь, в ходе которой на полном серьёзе казнили христиан. Выбирают самого поганого шута и по ходу действия другой шут, в одежде священника его крестит. И вот когда один шут крестит другого и произносит эти священные слова: “крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа”. И когда после слов молитвы на шута, изображавшего христианина, действительно снизошла благодать, и он стал повторять, что увидел Бога, что христианство истинно, трибуны сначала смеялись, а потом, поняв, что это не шутка, шута убили. И он почитается как мученик… Поэтому святость мученика – нечто иное, чем святость преподобного. Преподобный – это монах. И вся его жизнь берется во внимание. А для мученика – это некий фотофиниш.

О.С. А как Церковь относится к тому, что в разные века возникали всякие лже-Анастасии?

А.К. Для православного человека это спекуляция на святыне. Но, если бы это было бы доказано, то Церковь признала бы. Подобный случай в истории Церкви был, правда, связанный не с царскими именами. Любой православный человек знает историю с семью отроками эфесскими, которые прятались от гонений императора Юлиана в пещерах, где впали в летаргическое состояние и проснулись лет через 150. Когда они вышли из пещер, по тому, что они говорили, стало понятно, что эти дети чудесным образом пропустили полторы сотни лет. Для Церкви никогда не было проблемой принять в число живых людей, считавшихся умершими. Причем, именно не воскресшими, но умершими. Потому что были случаи чудесного воскресения, а тут человек пропал, считался погибшим, а через какое-то время появился вновь. Но, для того, чтобы это произошло Церковь будет ждать подтверждения со стороны именно светской науки, светских экспертиз. У буддистов такие вопросы решаются легче. У них считается, что душа умершего далай-ламы перевоплощается в ребенка, в мальчика, детям показывают игрушки и если какой-нибудь двухлетний мальчик вместо блестящей погремушки вдруг потянется к старой чашке прежнего далай-ламы, то считается, что он узнал свою чашку. Так что у Православной Церкви более сложные критерии.

О.С. То есть, возникни сейчас столетняя старушка и скажи, что она царевна, ее бы долго поверяли на нормальность, но всерьез бы отнеслись к такому заявлению?

А.К. Безусловно. Но, я думаю, что генетической экспертизы было бы достаточно
О.С. А как вы относитесь к истории с “екатеринбургскими останками”?

А.К. Это то, что погребено в Петропавловском соборе Петербурга, останки, найденные в Екатеринбургской области? С точки зрения государственной комиссии, которую возглавлял Борис Немцов, это останки царский семьи. А церковная экспертиза этого не подтвердила. Церковь попросту не участвовала в этом погребении. Притом, что сама Церковь не располагает никакими останками, она не признает, что те кости, которые погребены в Петропавловском соборе, принадлежали царской семье. Церковь выразила в этом свое несогласие с государственной политикой. Причем, не прошлой, а нынешней.
О.С. Правда ли то, что до царской семьи у нас очень давно никого не канонизировали?

А.К. Нет, я бы так не сказал. Начиная с 1988 года были канонизированы Андрей Рублев, Ксения Петербургская, Феофан Затворник, Максим Грек, грузинский поэт Илья Чавчавадзе.

О.С. А были случаи канонизации, связанные с Великой Отечественной Войной, блокадным Ленинградом?
А.К. Нет, как ни странно, пока я такого все-таки не встречал. Все-таки мученик, это не тот, кто принес себя в жертву, пусть даже религиозно мотивированную, погиб страшной смертью, безвинно пострадал. Это тот, кто стоял перед ясным выбором: вера или смерть. В войну у людей в большинстве случаев такого выбора не было.

О.С. Неужели у царя был кардинальный выбор?

А.К. Это один из самых сложных вопросов канонизации. К сожалению, до конца неизвестно, до какой степени он был влеком, в какой мере что-то от него зависело. Другое дело, что он ежеминутно был в состоянии выбрать, питать свою душу местью или нет. Есть и еще один аспект этой ситуации. Церковное мышление – мышление прецедентное. То, что произошло когда-то, может служить примером для подражания. Как объяснить людям это, чтобы они не брали с него пример? Это действительно сложно. Представьте себе: обычная директриса школы. Она обратилась в Православие и пробует детишек в своей школе воспитывать соответствующим образом. Экскурсии в православные паломничества превращает. Приглашает батюшку на школьные праздники. Выбирает православных педагогов. Это вызывает недовольство части учеников, родителей, преподавателей. А потом и вышестоящего начальства. И вот ее приглашает к себе какой-нибудь депутат и говорит: “знаете, жалоба на вас. Нарушаете закон о светском образовании, священника приглашаете. Поэтому знаете, чтобы сейчас обошлось без скандала, напишите сейчас заявление о своем увольнении, за школу не переживайте, вот Сара Исааковна стоит, она прекрасно понимает, как надо воспитывать русских детей, а как их не надо воспитывать. Она на ваше место будет назначена, а вы подпишите отказ от должности. Что делать этой директрисе? Она православный человек, она не может так просто отказаться от своих убеждений. Но, с другой стороны, она помнит, что был человек, который смиренно отдал власть. И детей будет учить Сара Исааковна, которая их воспитает в лучшем случае – в светском варианте, в худшем – просто в антихристианском. Поэтому я считаю очень важным здесь пояснять, что в случае с императором это было бы юродство.

О.С. Как это?

А.К. Юродивый – это тот человек, который нарушает законы церковные и светские ради того, чтобы исполнить волю Бога. В ту минуту очевидно воля Бога была в том, чтобы Россия прошла тем крестным путем, которым должна была пройти. При этом каждый из нас все-таки не должен подталкивать Россию на этот шаг. Проще говоря, если есть воля Божия, то надо быть готовым исполнить ее самым неожиданным образом. И еще надо помнить, что юродство и сиротство, в данном случае – юродство, закона не отменяет. Закон понятен: должность императора в том, что ему вручается меч, чтобы он силой государственного меча защищал свой народ и свою веру. И задача императора не складывать меч, а хорошо уметь владеть им. Мне, по-церковному и по-мужски, гораздо ближе в этом случае император Константин XXII, последний византийский император, который, когда турки в 1453 году уже проломили стены Константинополя, снял с себя царские регалии, остался в одежде простого солдата и, с мечом бросившись в самую гущу противников, нашел там свою смерть. Мне гораздо понятнее такое поведение, чем отречение, отказ. Так вот поведение императора Константина – это закон, это норма. Поведение императора Николая – это юродство.

О.С. Ну, на Руси много было всяких блаженных, но чтобы так…

А.К. Те были нищие. А это царь.

О.С. А для церкви что-нибудь значит время? Ведь прошло много лет, сменились поколения…

А.К. Именно это многое означает. Более того, канонизация не может состояться ранее 50 лет, чтобы отстоялась память.

О.С. А что касается самой процедуры канонизации – это большая ответственность для того, кто принимает это решение?

А.К. Решение принимает Собор, то есть все епископы. Не только Россия, но и Украина, Белоруссия, Молдавия, Средняя Азия… Дискуссии о канонизации были и на самом Соборе

О.С. Значит, царскую семью просто внесли в какие-то специальные списки или были еще процедуры?

А.К. Нет, было еще благословение иконы, молитвы… Это очень важно, потому что в начале 90-х уже появились другие молитвы, и литературно, и богословски совершенно безграмотные.

О.С. Я слышала выражение “ненамоленная икона”. Можно ли считать икону с изображением царской семьи “намоленной” Как к ней относятся верующие?

А.К. Допустим, церковь такого выражения не знает. А икона уже стала привычной и в домах и в храмах. К ней обращаются самые разные люди. Канонизация царской семьи – это канонизация семьи, это очень хорошо, потому что у нас в святцах почти нет святых семейств. Здесь важно именно то, что это многодетная семья, о которой мы много знаем. Поэтому многим людям дорога именно вот эта вот семейственность.

О.С. А Церковь действительно верит, что в этой семье все было гладко и правильно?

А.К. Сколько бы не было мнений, в супружеской неверности вроде никто никого не обвинял.

С диаконом Андреем Кураевым беседовала Ольга Севастьянова.

История России и династии Романовых тесно переплетена, так что всякое известие о новых фактах, связанных с царской семьей, становится историческим открытием общероссийского значения. До настоящего времени было известно два святых образа, которые ассоциировались с Царским Домом Романовых. Довольно неожиданно в наше время стало известно о существовании третьей царской иконы, которая разделила судьбу царственных мучеников. Икона претерпела поругание, забвение и вновь была явлена верующим людям в наше время. В создании иконографической композиции этой иконы принял участие последний русский , который дал ей наименование. Икона исторически связана с Феодоровским образом Божией Матери, которым благословила на царствование первого царя Михаила Романова его мать - Ксения Ивановна Шестова (в иночестве Марфа). «Феодоровская» икона получила свое название по имени князя Ярослава Всеволодовича (в крещении Феодора), который был отцом . Образ по наследству перешел к сыну и был его моленной иконой. После окончания Смутного времени этот образ стал символом Царского Дома Романовых. Великие княгини, рожденные на Западе, становясь русскими царицами, при крещении именно по этой причине получали отчество «Федоровна». Так, например, последняя русская царица в крещении получила имя Александра Федоровна подобно тому, как мать Николая II, дочь короля Дании, после принятия Православия стала Марией Федоровной.

Второй иконой, связанной с Романовыми, стал образ Божией Матери «Державная», обретенный 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В этот же день произошло вынужденное отречение от престола последнего русского царя Николая II за себя и за сына, цесаревича Алексея, в пользу родного брата, великого князя Михаила Александровича. Поскольку отречение состоялось вопреки законам Российской империи (царь не мог отречься одновременно за себя и за сына), оно не могло считаться легитимным. Николай II понимал это, поскольку был прекрасно осведомлен обо всех тонкостях закона о престолонаследии. Великий князь Михаил Александрович в любом случае по законам Российской империи не мог быть царем, поскольку заключил за несколько месяцев до 300-летия юбилея Дома Романовых морганатический брак, что стало скандальной новостью того времени. Известие о браке князя Михаила с бывшей женой своего сослуживца император Николай II принял болезненно, поскольку считал, что чувство долга перед страной должно быть главным мотивом действий любого представителя Дома Романовых.

Офицеры и кадеты-революционеры, которые вынуждали царя отречься в пользу князя Михаила, не могли не знать, что предлагают заведомо нелегитимного правителя. Возможно, поэтому Николай II согласился с формулировкой незаконного отречения. Он ожидал реакции и поддержки русского общества. Весной 1917 года общественность с радостным воодушевлением приветствовала Февральскую революцию и осталась равнодушной к известию о том, что царский престол пуст. Обретение иконы «Державная» в день отречения царя стало восприниматься верующими людьми и теми, кто остался верен монархическим убеждениям, как знак того, что власть над Россией перешла под водительство Божией Матери и Ее Божественного Сына.

История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом

Прошли долгие десятилетия безбожия, и на Алтае была обретена третья икона, связанная с Царским Домом Романовых. История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом.

В 1972 году по Алтаю путешествовали местные художники Владислав Владимирович Тихонов и Михаил Прокопьевич Манеев. М.П. Манеев известен тем, что писал картины с помощью кисточки, зажатой между зубами, поскольку был лишен обеих рук. Оба художника были участниками , большими тружениками и энтузиастами своего дела. В алтайском селе Колывань, в красном уголке местной художественной школы, где демонстрировали советскую атрибутику, они заметили стол необычной формы. В. Тихонов, заинтересовавшись столом, заглянул под столешницу и с удивлением обнаружил там лики святых. Вероятно, в годы воинственного безбожия икону использовали для изготовления столешницы, демонстрируя свое пренебрежение святыней. Известно множество аналогичных фактов, когда иконы больших размеров использовали для изготовления дверей, настилов для скота и другим неподобающим образом. В данном случае превращение иконы в столешницу спасло ее от окончательной гибели. Художники, договорившись с руководством школы, забрали столешницу как представлявшую художественную ценность и передали ее в краеведческий музей города Рубцовска Алтайского края, который был крупнейшим центром сельскохозяйственного машиностроения СССР. В городе чудом сохранилась церковь архангела Михаила, которую построил в 1906 году основатель города, предприимчивый крестьянин-переселенец Михаил Алексеевич Рубцов.

Для того чтобы переселиться из самарских пределов на Алтай и основать там поселение, Михаилу Рубцову необходимо было получить разрешение от самого царя. Дело в том, что до революции земли Алтая принадлежали царской семье (так называемые «кабинетные земли»). Сибирь являлась личным владением царей Дома Романовых. Сибирь, а также Забайкалье, принадлежавшее царской семье, перед революцией давали от 3 000 000 до 4 000 000 руб. дохода и управлялись из Санкт-Петербурга специальным Кабинетом (министерством), который располагался близ Аничкова дворца. Все решения по этим землям, по их населению и организации хозяйства принимались с одобрения самодержца.

Тогда никто не мог понять, по какой причине именно эти избранные святые, числом двенадцать, изображены на иконе вместе

Икона, найденная художниками, два десятилетия пролежала в запасниках краеведческого музея города Рубцовска, и никто не интересовался ее историей или названием. Времена менялись, СССР перестал существовать, разочарованные в крахе коммунизма люди с надеждой обратили свои взоры к историческим и духовным истокам. В 1992 году сотрудник краеведческого музея Елена Владимировна Бычкова решила создать художественную композицию «Возвращение к истокам», посвященную 100-летию города. Центром композиции стала икона из села Колывань с изображением Богородицы и 12 святых. Икона была не отреставрирована, тем не менее благородные лики святых, изящество и простота образа, чистые цвета, ее необычайная внутренняя сила привлекали внимание. К этой иконе потянулись верующие, которые стали приходить в музей и читать перед ней акафисты. Тогда никто не мог понять, по какой причине именно эти избранные святые, числом двенадцать, изображены на иконе вместе. Несколько раз икону пытались сфотографировать, но всякий раз неудачно. Корреспондент газеты «Местное время», сфотографировав икону, был разочарован, обнаружив, что вся пленка, на которой был заснят разнообразный материал, засветилась, хотя никакой видимой причины для этого не было. В конце концов икону удалось сфотографировать, и небольшой снимок, с размытым изображением, Е.В. Бычкова всегда держала рядом с собой. Она решила узнать историю иконы и ее точное название, для чего брала с собой фотографию во все поездки, показывая ее различным специалистам, надеясь получить информацию о святом образе. С фотографией иконы она побывала во многих городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Она обращалась за исторической справкой к сотрудникам Музея церковного искусства Троице-Сергиевой Лавры, но безрезультатно: никто не мог ей рассказать об этой иконе. Помог счастливый случай. В городе Барнауле эту фотографию увидел священник Константин Метельницкий. Он сказал, что читал об этой иконе статью в дореволюционном журнале. Отец Константин показал журнал из личного семейного архива − «Русский паломник» за 1913 год, № 27, в котором находилось подробное описание, фотография и история возникновения иконы.

Благодаря статье из «Русского паломника» выяснилось следующее. В связи с отмечаемым в 1913 году 300-летием царствования Дома Романовых были проведены многочисленные торжественные мероприятия. В рамках празднования этого события было решено создать икону-памятник, которая получила название «Феодоровская» в память 300-летия Дома Романовых. Создание этого образа осуществлялось с согласия и при личном участии государя Николая II, как об этом сообщила «Петербургская газета»: «Государь император, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, в 12-й день ноября 1912 года, Всемилостивейше соизволил одобрить проект иконы в память 300-летия царствования Дома Романовых в художественном киоте, исполненном в русском стиле… и присвоить этой иконе наименование “Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых”». На иконе изображен образ Божией Матери «Феодоровская», парящий в небесах, а на земле, в сиянии голубого цвета, предстоящие в молитвенном сосредоточении двенадцать святых - покровителей всех русских правителей рода Романовых.

Имена святых следующие: преподобный Михаил Малеин (покровитель первого царя Михаила Феодоровича Романова), (царя Алексея Михайловича), великомученик Феодор Стратилат (царя Феодора Алексеевича), святой Иоанн Креститель (царей Ивана IV и Ивана V), праведная Елисавета (императрицы Елизаветы Петровны), пророчица Анна (императриц Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны), великомученица Екатерина (императриц Екатерины I и Екатерины II), апостол Павел (императора Павла I), апостол Петр (императоров Петра I Великого, Петра II и Петра III), благоверный князь Александр Невский (покровитель трех русских императоров: Александра I, Александра II и Александра III), святитель Николай Чудотворец (покровитель императоров Николая I и Николая II), святитель Алексий, митрополит Московский (цесаревича Алексея Николаевича). Всего на русском престоле правили 18 правителей рода Романовых, а цесаревич Алексей не успел вступить на престол, погибнув в отроческом возрасте от рук богоборцев.

Царская династия была символом единства русской истории, русских земель и всего русского народа

Как видно из приведенного списка, некоторые святые являлись покровителями нескольких русских правителей. Так, благоверный князь Александр Невский был покровителем трех российских императоров. Сама икона «Феодоровская» принадлежала князю Александру Невскому, так что через имена трех русских выдающихся императоров, имевших одного святого покровителя, создавалась историческая преемственность с царским родом Рюриковичей. Царский род Рюриковичей пресекся на сыне Иоанна Грозного царе Феодоре Иоанновиче. Небесным покровителем последнего царя из рода Рюриковичей был . Этого же покровителя избрали для третьего русского царя - Феодора Алексеевича Романова. Царская династия была символом единства русской истории, русских земель и всего русского народа. Избрание святого покровителя для будущего русского царя, таким образом, опиралось на традицию, чтобы соблюдалась преемственность не только земного рода, но и небесного патроната.

К 300-летию Дома Романовых традицию наречения имени в честь избранного святого решили воплотить в новый иконографический образ. Изображенные на иконе святые покровители всех русских царей выступают в роли покровителей России и русского народа. Автором проекта был художник Александр Антипов, имевший чин полковника по адмиралтейству. О том, что планируется создать и распространить по России этот образ, написали все крупные издания, газеты и журналы того времени («Петербургская газета», «Церковные ведомости», «Правительственный вестник», «Русский паломник» и др.). Все упомянутые издания, за исключением «Русского паломника», тем не менее не поместили фотографии самой иконы. Этот образ предполагали поставить не только в храмах, но и в залах правительственных и общественных заведений, на вокзалах и других общественных местах. Икона должна была служить образом, подтверждающим благочестие русских царей и преемственность их политики по преумножению благосостояния, просвещения и процветания России.

12 декабря 1912 года государь император Николай II в присутствии министров и других ответственных лиц одобрил проект образа. 19 декабря Синод издал постановление под номером 11737 о повсеместном распространении этой иконы. Согласно ее описанию и изображению в журнале «Русский паломник», икона имела киот, который венчает изображение державы царя Михаила Феодоровича Романова с большим крестом. Под державой укреплен двуглавый орел с гербом Дома Романовых. Держава покоится на верхней полукруглой части рамы киота, на которой золочеными буквами написаны слова из Священного Писания: «Мною цари царствуют» и «Сердце царево в руце Божией». Боковые части киота были украшены пилястрами. Слева в раме были помещены слова из грамоты Всероссийского земского собора 1613 года о призвании на царство Михаила Романова: «Быти на Владимирском и Московском и на Новгородском Государствах, и на Царствах Казанском и Астраханском и Сибирском, и на всех великих и преславных Российских Государствах Государем, Царем и Великим Князем, всея Руссии Самодержцем, прежних великих благородных и благоверных и Богом венчанных Российских Государей Царей… Михаилу Феодоровичу Романову-Юрьеву из иных Государств и из Московских родов на Московском Государстве Государем никак иному никому не быти». Справа на киоте был отрывок из Высочайшего манифеста от 20 октября 1894 года, возвещающий о кончине государя Александра III и о вступлении в права престолонаследия Николая II: «Божиею милостию Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский… Объявляем всем верным нашим подданным… Мы же в сей скорбный, но торжественный час вступления Нашего на прародительский Престол Российской Империи…. вспоминаем заветы усопшего Родителя Нашего и, проникшись ими, приемлем священный обет перед лицом Всевышнего всегда иметь единою целью мирное преуспеяние счастия всех Наших верноподданных. Всемогущий Бог, Ему же угодно было призвать Нас к сему великому служению, да поможет Нам. Дан в Ливадии, лета от рождества Христова в 1894-е, Царствования же Нашего в первое, октября 20-го дня».

Икону предполагалось устанавливать на одну ступень выше пола, в знак принадлежности царского престола к миру не только земному, но и горнему. Именно этим образом, созданным с одобрения последнего самодержца царя-мученика Николая II, и была найденная на Алтае икона.

В настоящее время икона пребывает в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный.

После того как выяснили название и историю иконы, клирики Михайло-Архангельского храма г. Рубцовска, по согласованию с руководством музея, приняли решение о перенесении иконы из музея в храм. К удивлению служащих музея, оказалось, что за все время нахождения в запасниках она не была должным образом оформлена и не фигурировала ни в каких музейных документах. Отсутствовала даже запись, фиксирующая поступление иконы в музей. Для музея это был случай уникальный, и его работники с недоумением разводили руками. Это также означало, что икону можно было передать церкви без каких бы то ни было затруднений, как объект, который никак не значится в музейных документах. В 2003 году торжественным крестным ходом состоялся перенос иконы из музея в церковь. В 2004 году было принято решение восстановить утраченный киот-сень с царскими атрибутами. В этом киоте икона пребывает в настоящее время в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный. Е.В. Бычкова, бывший сотрудник Рубцовского краеведческого музея, а ныне работник Рубцовской епархии, связывает свой приход к вере именно с этим святым образом.

Сотрудники храма приложили большие усилия, чтобы выяснить, существует ли в России вторая подобная икона. В конце концов после долгих поисков они нашли второй образ в Свято-Троицком храме г. Всеволожска под Санкт-Петербургом. Вторая икона также сохранилась без киота, и сотрудники Троицкого храма не знали ее истории. Можно утверждать, что в настоящий момент в России известно о существовании только двух подобных икон. Их отличает высокое качество изображения, которое выдает столичное происхождение. Писать царские иконы поручали только мастерам известных в Санкт-Петербурге артелей. В 1913 году таких икон было изготовлено множество, но в годы революции именно их уничтожили в первую очередь. Помимо ненависти к святыне как таковой, эта икона была символом самодержавия, поэтому на нее обрушилась сугубая ярость богоборцев. В революционные годы и последующее время коммунистических свершений шансов уцелеть царской символике практически не было, кроме особых случаев, к которым относились, например, музейные экспонаты. По этой причине факт существования царской иконы не был известен до настоящего времени.

В канун 100-летия русской революции сотрудники Рубцовской епархии приняли решение распространить информацию о царской иконе и ее чудесном обретении. Выполняя просьбу верующих Алтая, автор статьи с благоговением предает огласке вышеизложенные факты.

В 1981 году Романовы, погибшие в Ипатьевском доме и в шахте под Алапаевском, были причислены к лику святых мучеников Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году были канонизированы и Русской Православной Церковью, правда с некоторыми оговорками и в настоящий момент именуются ею как "Царственные страстотерпцы". Оговорки заключаются в том, что РПЦ не признает мучениками слуг и придворных, погибших вместе с царской семьей. Не знаю, как сейчас обстоят с этим дела, т.к., как мы помним, в 2007 году был подписан совместный акт о каноническом общении двух церквей и, следовательно, видимо и святые теперь общие. Так ли это? Ответа найти не удалось. Святость и мученичество Романовых многие до сих пор не принимают, но тем не менее это уже свершившися факт, который нашел отражение и в иконописи, и в существующих акафистах и молитвах к царственным мученикам.

Молитва святым Царственным страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, цесаревичу Алексию, царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.
Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих. Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Романовская иконография очень интересна в силу того, что еще не выработан единый канон написания их образов. Поэтому каждый иконописец творит так, как он считает нужным. Первыми стали западные иконописцы и именно за рубежом чаще всего можно найти иконы Романовых. Теперь же и в России почти в каждом храме есть своя икона, посвященная страстотерпцам-мученикам Романовым.


Икона "Собор Святых Новомучеников Российских от безбожников избиенных"

Кондак

Новии страстотерпицы российскии, исповеднически поприще земное притекшии, страданьми дерзновение приимшии, молитеся Христу, вас Укрепившему, да и мы, егда найдет на ны испытания час, мужества дар Божий восприимем. Образ бо есте лобызающым подвиг ваш, яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть от любве Божия разлучити вас не возмогоша .

Но сначала я сделаю маленькое отступление и касается оно тех, кто же по праву стал новыми святыми по объединенной версии. Это погибшие при расстреле в Ипатьевском доме: император Николай Александрович, 50 лет; императрица Александра Федоровна, 46 лет; их дочери - Ольга, 23 лет; Татьяна, 21 года; Мария, 19 лет; Анастасия, 17 лет; и наследник престола цесаревич Алексей, 14 лет. И их верные подданые: Евгений Боткин, лейб-медик; Иван Харитонов, повар; Алексей Трупп, камердинер Анна Демидова, горничная. А также погибшие в шахте под Алапаевском: Великая княгиня Елизавета Федоровна; Великий князь Сергей Михайлович; князья - Иоанн Константинович; Константин Константинович; Игорь Константинович; Владимир Павлович Палей; (сын великого князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Пистолькорс); келейница Елизаветы Федоровны Варвара (Яковлева); управляющий делами великого князя Сергея Михайловича Федор Семенович Ремез (с ним ситуация не очень понятна, якобы даже РПЦЗ его не признала мучеником, но почему???). Такой официальный скорбный список, в который не вошли еще несколько имен тех людей, которые также находились в последние дни при царской семье и были уничтожены большевиками. На приведенной выше иконе западного письма как раз все из списка представлены в виде святых мучеников.

Икона "Мученики Ипатьевского дома и мученики Алапаевской шахты"

Августейшие сестры милосердия - Татьяна, Ольга и Александра

К святости членый царской семьи и их приближенные шли многие годы - их служение России выражалось в благих делах и милосердии. Так во время войны и дочерей Романовых и саму императрицу часто можно было увидеть в госпиталях и лазаретах, в приютах и богодельнях. Великая княгиня Елизавета Федоровна отказалась от мирской жизни в пользу помощи бедным и обездоленным. Их примеру следовало и ближайшее окружение.

Лейб-медик царской семьи Евгений Сергеевич Боткин и свита последовавшая с царской семьей в Тобольск

Неудивительно, что часто в иконографии можно увидеть необычные одеяния на женщинах - это костюмы или монашек или же сестер милосердия. И так было до самого последнего их часа.

Маленькая икона " "Царственные мученики"

Как уже говорилось выше, в иконографии Романовых нет единообразия и поэтому иконы иногда бывают от части "странными", ну как например, икона царя-мученика Николая в образе Иоанна Крестителя. Голова на блюде прямой намек на страдания за веру. Кроме того, для этой иконы характерно наличие в боковых клеймах в качестве святого Григория Распутина.

Икона "Святой царь-искупитель Николай"

Но все же больше привычных для глаза икон царской семьи: есть как отдельные образы, так и иконы с изображением всего царского семейства вместе.

Икона "Святой благоверный царь-мученик Николай"

Кондак
Избранный от рождения страстотерпче и Христовой любви воплощение, воспеваем ти похвальная, яко паче всего Отечество свое возлюбившему, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, просвети омраченныя умы и сердца наша, да зовем ти: Николае, Боговенчанный царю и великий страстотерпче!

Икона "Святой мученик Николай в житиях"

Икона "Царь-мученик святой Николай" (западное письмо)

Молитва царю-мученику Николаю II

Госпoди Бoже Вседержителю! Склоняем выи и сердца наша и преклоняем колена наша перед Рабом Твоим, униженным, оклеветанным и умученным с безмолвного согласия отцов наших, Императором-великомучеником Николаем и иже с ним пострадавшими.
Каемся, яко некогда киевляне пред умученным ими князем Игорем, как владимирцы пред убиенным ими великим князем Андреем Боголюбским, и просим дерзновенно: за кровь святых Твоих даруй покаяние нам, свободи Отечествие наше от постигших бед и напастей, возроди землю Русскую, осени ю славою Своею и даруй ей Царя Православного, да сбудутся пророчества святых Твоих и да воспоет народ русский славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иконографические образы царя-мученика Николая II

Икона святой мученицы царицы Александры


Молитва ко святой Царице-мученице Александре Новой

О святая царице-мученице Александро Новая, милостивая сирых заступнице, крестоносная мати, щедрою твоею десницею озари и нас, тебе ныне молящихся и испроси у Всещедраго и Премилостиваго Бога, Ему же имя есть Любовь, богатыя милости и буди: во браце сущим - чистоты и любве святая хранительнице; чад малых и юности - мудрая окормительнице; сирых и скорбных - жалостивая утешительнице; грехи обуреваемых сострадательная врачебнице; от врагов искушаемых - крепкая защитнице; и всем твоего заступления просящим - милостивая пред Богом и Царицею Небесною ходатаице; наипаче же умоли, святая мати наша и царице, даровати нам благодать Всесвятаго Духа; да ею в житии сем охраняемы и спасаемы, с тобою сподобимся во веки прославляти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава подобает со Всеблагим Его Отцем и Святым Прещедрым Духом во веки веков. Аминь .

Иконографические образы царицы-мученицы Александры Федоровны

Икона "Благоверный мученик царевич Алексей"

Молитва великомученику благоверному царевичу Алексею

О страстотерпче святый царевиче Алексие! О новый Димитрие царевиче, якоже и сей, Дом свой заключающий! О Гавриилу Белостокскому и прочим младенцем, жидов обличителем, подобящийся! О Артемию отроку, народом пренебрегаему, последующий! Известны мы, яко ополченное войско, мятежными окруженное, тобою из топи непроходимыя невозбранно изведено бысть. Сии же изводимии, священнику, дерзновением фесвитянину Илии подобному, запинаху молити тя о спасении, не сущу ти людьми прославленну. Се ныне зриши царство твое, о нем же глаголал еси: Егда аз буду царь, не будет лжи окрест мене — днесь царство отца лжи является, за еже доселе не царствуеши ты в сердцах народа твоего. Сам убо, о царевиче, прииди и стани зде с нами, уцеломудри нас, аще и не водящих: ты еси врач изрядный, ведящий более нас потребная ко спасению нашему. Вемы сострадание твое, вемы кротость твою, вемы любы твою к народу твоему: помози в долгонедужии сущим людем твоим, не попусти любвеоставленней быти прежде Святей Руси, но сам яко веси, приими дерзновение во спасение наше. Аминь.

Иконографические образы царевича-мученика Алексея

Икона "Святые царственные страстотерпцы"

Иконографические образы мучениц-дочерей Анастасии, Татьяны, Марии, Ольги

Молитва (на основе молитвы "мученице единой") к царским мученицам царевнам Анастасии, Ольге, Татьяне, Марие

О, святая новомученице благоверная царевно российская Ольго (Татиана; Мария; Анастасия); ты душею на небесех у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию различные совершаеши исцеления; призри убо милостиво на предстоящие люди и молящиеся пред пречистым образом твоим и помощи твоея просящия; прости ко Господу святые молитвы твоя о нас и испроси нам – оставление согрешений, недужным - исцеление, скорбящим и бедствующим – скорую помощь, умоли Господа, да подаст нам христианскую кончину и добрый ответ на страшном судище своем, да сподобимся и мы купно с тобою и всеми новомученики и страстотерпцы земли нашея, славити Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона "Новая мученица Елизавета" (западное письмо)
Икона "Святая мученица Елисавета"

Молитва ко Святым Преподобномученицам Великой Княгине Елисавете и Инокине Варваре

О святыя новомученицы Российския, Великая Княгине Елисавето и сестро ея крестовая, пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, Евангельския заповеди делом во обители Милосердия совершившия, веры ради Православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко Победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и Отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякого зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Иконографические образы святой мученицы Елизаветы Федоровны

Икона с портретами семьи царственных мучеников

Иконы "Царственные мученики"

Молитва царственным страстотерпцам

О, святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как мы видим все очень нестандартно и далеко от канонов. Выработает ли наша церковь когда-то единый вид икон царственных страстотерпцев покажет время, а пока еще несколько интересных иконографических работ на эту тему.

В основу положен библейский сюжет из книги "Откровение святого Иоанна Богослова", глава 6. Когда Иоанн поднялся на небеса, он увидел трон с восседающим на нем Творцом и, по правую руку Господа, свиток, исписанный с обеих сторон и опечатанный семью печатями. Агнец открывает печати одну за другой, и перед глазами Иоанна предстают видения, символизирующие историю народа Божьего, борьбу между добром и злом, пришествие Христа, Страшный Суд и т.д. "Когда Агнец снял пятую печать, я увидел под алтарем души тех, кто были убиты за Слово Божье…Они кричали: «…Владыка и Господь всего!... Сколько времени ты будешь еще медлить с судом и возмездием за нашу кровь жителям земли?» Каждому из них была дана белая одежда, и их просили подождать еще некоторое время, пока не будут погублены и их братья и друзья, выполнявшие то же служение, что и они, чтобы число мучеников достигло своего полного числа ".

Где-то там далеко на Урале,
Там, где в небо уперся гранит,
Темной ночью, как жертва, в подвале
Был Помазанник Божий убит.
Был убит Он с детьми и женою,
С горстью верных до гроба служак,
И с тех пор над несчастной страною
Льется кровь и сгущается мрак.
Много лет за железной завесой
Заперта, как колодник страна, —
Там глумится за черною мессой
Над распятым Христом сатана.
Так свершилась правительства смена
И раздел Твоих царственных риз...
Как Ты, прав, — только ложь и измена
Заменили наш старый девиз.
Сатана стал у власти кормила,
Заметая Твой царственный след,
Много горя страна пережила,
А „свободы" и мертвому нет.
Мы грешны, Русский Царь, перед Богом,
Пред Тобою мы тоже грешны,
У Тебя должники мы во многом.
Пострадал Ты за правду и „ны"...
Но всему есть и время и мера, —
После ночи наступит заря,
И Господь посрамит изувера
За убийство Руси и Царя.
Будет проклят свобод провокатор,
Будет проклят семнадцатый год,
И Тебя, Государь Император,
Будет чтить, как святого, народ.
И в лесу, на далекой Исети,
Он воздвигнет из мрамора храм,
Чтобы знали все люди на свете,
Что замучен был праведник там.
(В. А. Петрушевский 1930)

В 1981 году Романовы, погибшие в Ипатьевском доме и в шахте под Алапаевском, были причислены к лику святых мучеников Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году были канонизированы и Русской Православной Церковью, правда с некоторыми оговорками и в настоящий момент именуются ею как "Царственные страстотерпцы". Оговорки заключаются в том, что РПЦ не признает мучениками слуг и придворных, погибших вместе с царской семьей.
Не знаю, как сейчас обстоят с этим дела, т.к., как мы помним, в 2007 году был подписан совместный акт о каноническом общении двух церквей и, следовательно, видимо и святые теперь общие. Так ли это? Ответа найти не удалось. Святость и мученичество Романовых многие до сих пор не принимают, но тем не менее это уже свершившися факт, который нашел отражение и в иконописи, и в существующих акафистах и молитвах к царственным мученикам.


Молитва святым Царственным страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, цесаревичу Алексию, царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.
Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих. Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Романовская иконография очень интересна в силу того, что еще не выработан единый канон написания их образов. Поэтому каждый иконописец творит так, как он считает нужным. Первыми стали западные иконописцы и именно за рубежом чаще всего можно найти иконы Романовых. Теперь же и в России почти в каждом храме есть своя икона, посвященная страстотерпцам-мученикам Романовым.


Икона "Собор Святых Новомучеников Российских от безбожников избиенных"

Новии страстотерпицы российскии, исповеднически поприще земное притекшии, страданьми дерзновение приимшии, молитеся Христу, вас Укрепившему, да и мы, егда найдет на ны испытания час, мужества дар Божий восприимем. Образ бо есте лобызающым подвиг ваш, яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть от любве Божия разлучити вас не возмогоша.
Но сначала я сделаю маленькое отступление и касается оно тех, кто же по праву стал новыми святыми по объединенной версии. Это погибшие при расстреле в Ипатьевском доме: император Николай Александрович, 50 лет; императрица Александра Федоровна, 46 лет; их дочери - Ольга, 23 лет; Татьяна, 21 года; Мария, 19 лет; Анастасия, 17 лет; и наследник престола цесаревич Алексей, 14 лет. И их верные подданые: Евгений Боткин, лейб-медик; Иван Харитонов, повар; Алексей Трупп, камердинер Анна Демидова, горничная. А также погибшие в шахте под Алапаевском: Великая княгиня Елизавета Федоровна; Великий князь Сергей Михайлович; князья - Иоанн Константинович; Константин Константинович; Игорь Константинович; Владимир Павлович Палей; (сын великого князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Пистолькорс); келейница Елизаветы Федоровны Варвара (Яковлева); управляющий делами великого князя Сергея Михайловича Федор Семенович Ремез (с ним ситуация не очень понятна, якобы даже РПЦЗ его не признала мучеником, но почему???). Такой официальный скорбный список, в который не вошли еще несколько имен тех людей, которые также находились в последние дни при царской семье и были уничтожены большевиками. На приведенной выше иконе западного письма как раз все из списка представлены в виде святых мучеников.


Икона "Мученики Ипатьевского дома и мученики Алапаевской шахты"




Августейшие сестры милосердия - Татьяна, Ольга и Александра

К святости членый царской семьи и их приближенные шли многие годы - их служение России выражалось в благих делах и милосердии. Так во время войны и дочерей Романовых и саму императрицу часто можно было увидеть в госпиталях и лазаретах, в приютах и богодельнях. Великая княгиня Елизавета Федоровна отказалась от мирской жизни в пользу помощи бедным и обездоленным. Их примеру следовало и ближайшее окружение.




Лейб-медик царской семьи Евгений Сергеевич Боткин и свита последовавшая с царской семьей в Тобольск

Неудивительно, что часто в иконографии можно увидеть необычные одеяния на женщинах - это костюмы или монашек или же сестер милосердия. И так было до самого последнего их часа.


Маленькая икона " "Царственные мученики"

Как уже говорилось выше, в иконографии Романовых нет единообразия и поэтому иконы иногда бывают от части "странными", ну как например, икона царя-мученика Николая в образе Иоанна Крестителя. Голова на блюде прямой намек на страдания за веру. Кроме того, для этой иконы характерно наличие в боковых клеймах в качестве святого Григория Распутина.


Но все же больше привычных для глаза икон царской семьи: есть как отдельные образы, так и иконы с изображением всего царского семейства вместе.


Икона "Святой благоверный царь-мученик Николай"

Избранный от рождения страстотерпче и Христовой любви воплощение, воспеваем ти похвальная, яко паче всего Отечество свое возлюбившему, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, просвети омраченныя умы и сердца наша, да зовем ти: Николае, Боговенчанный царю и великий страстотерпче!


Икона "Святой мученик Николай в житиях"

Икона "Царь-мученик святой Николай" (западное письмо)

Молитва царю-мученику Николаю II

Госпoди Бoже Вседержителю! Склоняем выи и сердца наша и преклоняем колена наша перед Рабом Твоим, униженным, оклеветанным и умученным с безмолвного согласия отцов наших, Императором-великомучеником Николаем и иже с ним пострадавшими.
Каемся, яко некогда киевляне пред умученным ими князем Игорем, как владимирцы пред убиенным ими великим князем Андреем Боголюбским, и просим дерзновенно: за кровь святых Твоих даруй покаяние нам, свободи Отечествие наше от постигших бед и напастей, возроди землю Русскую, осени ю славою Своею и даруй ей Царя Православного, да сбудутся пророчества святых Твоих и да воспоет народ русский славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Икона-портрет "Императрица Александра Федоровна"

Молитва ко святой Царице-мученице Александре Новой

О святая царице-мученице Александро Новая, милостивая сирых заступнице, крестоносная мати, щедрою твоею десницею озари и нас, тебе ныне молящихся и испроси у Всещедраго и Премилостиваго Бога, Ему же имя есть Любовь, богатыя милости и буди: во браце сущим - чистоты и любве святая хранительнице; чад малых и юности - мудрая окормительнице; сирых и скорбных - жалостивая утешительнице; грехи обуреваемых сострадательная врачебнице; от врагов искушаемых - крепкая защитнице; и всем твоего заступления просящим - милостивая пред Богом и Царицею Небесною ходатаице; наипаче же умоли, святая мати наша и царице, даровати нам благодать Всесвятаго Духа; да ею в житии сем охраняемы и спасаемы, с тобою сподобимся во веки прославляти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава подобает со Всеблагим Его Отцем и Святым Прещедрым Духом во веки веков. Аминь.


Икона "Благоверный мученик царевич Алексей"

Молитва великомученику благоверному царевичу Алексею

О страстотерпче святый царевиче Алексие! О новый Димитрие царевиче, якоже и сей, Дом свой заключающий! О Гавриилу Белостокскому и прочим младенцем, жидов обличителем, подобящийся! О Артемию отроку, народом пренебрегаему, последующий! Известны мы, яко ополченное войско, мятежными окруженное, тобою из топи непроходимыя невозбранно изведено бысть. Сии же изводимии, священнику, дерзновением фесвитянину Илии подобному, запинаху молити тя о спасении, не сущу ти людьми прославленну. Се ныне зриши царство твое, о нем же глаголал еси: Егда аз буду царь, не будет лжи окрест мене — днесь царство отца лжи является, за еже доселе не царствуеши ты в сердцах народа твоего. Сам убо, о царевиче, прииди и стани зде с нами, уцеломудри нас, аще и не водящих: ты еси врач изрядный, ведящий более нас потребная ко спасению нашему. Вемы сострадание твое, вемы кротость твою, вемы любы твою к народу твоему: помози в долгонедужии сущим людем твоим, не попусти любвеоставленней быти прежде Святей Руси, но сам яко веси, приими дерзновение во спасение наше. Аминь.




Икона "Святые царственные страстотерпцы"

Молитва (на основе молитвы "мученице единой") к царским мученицам царевнам Анастасии, Ольге, Татьяне, Марие
О, святая новомученице благоверная царевно российская Ольго (Татиана; Мария; Анастасия); ты душею на небесех у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию различные совершаеши исцеления; призри убо милостиво на предстоящие люди и молящиеся пред пречистым образом твоим и помощи твоея просящия; прости ко Господу святые молитвы твоя о нас и испроси нам - оставление согрешений, недужным - исцеление, скорбящим и бедствующим - скорую помощь, умоли Господа, да подаст нам христианскую кончину и добрый ответ на страшном судище своем, да сподобимся и мы купно с тобою и всеми новомученики и страстотерпцы земли нашея, славити Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Икона "Новая мученица Елизавета" (западное письмо)

Икона "Святая мученица Елисавета"

Молитва ко Святым Преподобномученицам Великой Княгине Елисавете и Инокине Варваре
О святыя новомученицы Российския, Великая Княгине Елисавето и сестро ея крестовая, пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, Евангельския заповеди делом во обители Милосердия совершившия, веры ради Православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко Победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и Отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякого зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.




Иконы "Царственные мученики"

Молитва царственным страстотерпцам

О, святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Как мы видим все очень нестандартно и далеко от канонов. Выработает ли наша церковь когда-то единый вид икон царственных страстотерпцев покажет время, а пока еще несколько интересных иконографических работ на эту тему.


Икона "Снятие пятой Печати" Автор А.Белов

В основу положен библейский сюжет из книги "Откровение святого Иоанна Богослова", глава 6. Когда Иоанн поднялся на небеса, он увидел трон с восседающим на нем Творцом и, по правую руку Господа, свиток, исписанный с обеих сторон и опечатанный семью печатями. Агнец открывает печати одну за другой, и перед глазами Иоанна предстают видения, символизирующие историю народа Божьего, борьбу между добром и злом, пришествие Христа, Страшный Суд и т.д. "Когда Агнец снял пятую печать, я увидел под алтарем души тех, кто были убиты за Слово Божье…Они кричали: «…Владыка и Господь всего!... Сколько времени ты будешь еще медлить с судом и возмездием за нашу кровь жителям земли?» Каждому из них была дана белая одежда, и их просили подождать еще некоторое время, пока не будут погублены и их братья и друзья, выполнявшие то же служение, что и они, чтобы число мучеников достигло своего полного числа".


Икона "Святой царь-искупитель Николай"


И логическим завершением может стать икона, которая так и называется "В ожидании грядущего царя-победителя", хотя она также сомнительна в силу того, что на ней присутствуют некоторые весьма одиозные личности.


Икона "В ожидании грядущего царя-победителя"

Для написания материала использованы фотографии из книги "Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции" Т.Мельник (урожденной Боткиной), изданной в 1921 Белграде.


Икона "Святые царственные мученики"




Икона, на которой изображён Иисус Христос в образе святого, господствующего над людьми всех чинов и сословий. Чаще этот эпитет встречается в составе деисисной композиции, но иногда его можно встретить как самостоятельный образ.

Канонический эпитет

Икона изображает Иисуса восседающим на троне. Спаситель облачён в царские одежды - далматик и лор, выдержанные в красном и золотом цвете. Далматик - это туника с рукавами до запястий, изготовленная из шёлка и украшенная благородным металлом со вставками драгоценных камней (одежда византийских правителей).

Такой выбор не случаен: в похожую одежду Христос был облачён на поругании. Лор же - длинная и широкая лента, произошедшая от греческой тоги, - облачение архиереев и прочих сановников в Византии.

Икона Царь царем: значение и история

Описываемая икона в народе имеет несколько названий: "Царь Славы", "Спас Великий Архиерей" и В основу композиции лег эпитет из откровений (Откр. 19: 11-17), в котором Иисус описывается как праведный судья и воин, облачённый в богатую одежду, обагрённую кровью неверных и врагов его. А имя Спасителя выписано на его бедре: "Царь царей и Господь господствующих".

Это также можно считать отсылкой к библейским сюжетам, где говорится о рождении Христа - Царя народа иудейского. Однако, когда столь ожидаемый хранитель закона Божия пришёл на землю, в нём и пророчествах его усомнились, казнив самым позорным способом.

Таким образом, Царь царей - икона, раскрывающая эту идею царствования, за которое, к слову, Иисус и был казнён на земле, после вознесения обещав вновь сойти к нам во всей своей Славе, чтобы выступить в роли судьи человеческого.

Вариации иконы

По преданиям, самая древняя икона по мотивам данного сюжета была создана ещё в VII веке Алипием Печерским. Считается, что в хранится именно его работа - "Предста царица", хотя доказательств этого факта не сохранилось.

"Предста царица" - один из иконографических типов деисиса, изображающего Христа, в соответствии с эпитетом "Царь царей", в окружении Богородицы в богатых одеяниях, обрамлённых золотом, и Иоанна Предтечи. Выражаясь простым языком, такой сюжет иллюстрирует Иисуса и Богоматерь как правителей рода людского и ангельского.

Иконография возникла в Византии примерно в XIV веке. Самый древний пример (если не брать в расчёт икону из Успенского собора) изображения эпитета "Царь царей" - роспись из монастыря в Македонии, сделанная в промежутке меж 1334 и 1343 годами.

Когда иконография добралась до России, "Предста царица" изображалась иначе: заменялся или другим ветхозаветным пророком.

Деисис Царь царей

Икона "Предста царица", о которой мы упоминали ранее, так же как и Царь царей, относится к типу под названием "деисис", что переводится как "моление" или "прошение". Встречается ошибочное произношение "деисус", видимо, по созвучию с именем Спасителя. Такие образа всегда располагают в центре иконостаса, как главенствующие.

Икона Царь царей (фото ее мы предлагаем вашему вниманию в статье) может быть написана на трёх отдельных досках, вместо одной. При этом, что особенно интересно, одна из вариаций XV века находится в Третьяковской галерее как образец искусства иконописи.

Образ символизирует связь Нового и Ветхого заветов через Спасителя нашего - Иисуса Христа.

Атрибутика иконы

Христа в рамках данного эпитета всегда пишут в обрамлении мандорлы (нимб особой формы), облачённом в царское одеяние (на более новых иконах лор отсутствует). Его голову украшает тиара, а левая рука сжимает скипетр, увенчанный крестом. Со стороны плеча просматривается меч, направленный остриём вверх по диагонали "из уст" Спасителя.

Часто атрибуты Царя Славы используются и для изображения Христа на смешанных иконографиях, относящихся к мотивам деисиса.

Кому помогает

Икона Царь царей помогает всем верующим, но особенно образ благосклонен к людям, занимающим руководящие должности. Они могут просить себе мудрости, чтобы справедливо управлять персоналом и сглаживать острые углы в рабочем коллективе. Икона способна даровать успех человеку, занимающему высокую должность, подарить ему любовь подчинённых.

Кроме того, православные могут молиться Христу о своих родных и близких, сбившихся с пути истины и попавших в лапы сектантов. Считается, что Спаситель как добрый пастух должен привести заблудшего назад к истинной религии.

Прихожане какой-либо церкви всегда могут попросить Христа о здравии своего батюшки и любого другого сановника, с которым никогда не были лично знакомы. Перед мольбой желательно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему.

Дни поминовения

Царь царей - икона, написанная по апокалиптическим сюжетам Библии, поэтому её помин приходится на второе пришествие Христа, должное произойти в день, когда людям предстоит явиться на Страшный суд и ответить за свои поступки.

Согласно церковным традициям, этот праздник не привязан к какому-либо числу. Он зависит от дня Пасхи в текущем году и приходится на Неделю о Страшном Суде. Это воскресный день, когда происходит заговение перед Великим постом.

Где найти икону Царь Царей

В Москве иконы, изображающие данный эпитет, по большей части встречаются в музеях и картинных галереях. Особенно почитаемые экземпляры находятся в Успенском соборе Кремля, на Капотне и в церкви Живоначальной Троицы (Московская область).

Судя по информации из открытых источников, можно сделать вывод, что данная икона довольно редко встречается в Москве, как и в России в целом (не считая фресок в церкви Ярославля и соборе Мурома). И если бы не высокая стоимость продажи, доступная далеко не каждому православному человеку, было бы намного проще купить икону лично для себя в любом специализированном интернет-магазине.