Главная · Другие болезни · Развитие нервной системы у ребенка1. Развитие нервной системы у детей

Развитие нервной системы у ребенка1. Развитие нервной системы у детей

Многие не знают, какие рефлексы должны быть у ребенка, что такое тонус и какой он должен быть. Сейчас мы постараемся разобраться в этом вопросе и успокоить Вас. Прежде всего, главное не волноваться! С хорошим доктором Вам ни чего не страшно. малыш проходит сразу после появления на свет. Врач неопатолог еще в роддоме проверяет младенца. А после того, как Вас выпишут из роддома осмотр состояния нервной системы производит уже врач невролог в детской поликлинике . Осмотр следует проходить в возрасте 1-н, 3-и, 6-ть и 12-ть месяцев. Данные доктора дают оценку мышечному тонусу крохи, оценивают его психомоторное развитие и рефлексы. И так, о каждом пункте подробнее.

2. Что такое тонус?

Мышечным тонусом принято считать степень напряжения мышц малыша. Его делят на нормальный, пониженный (гипотонус) и повышенный (гипертонус). Нормальным считается, если в состоянии покоя мышцы малыша расслаблены (или имеется небольшой тонус), а в активном состоянии они немного напряжены. Следует обратить внимание, если ребенок вяло шевелится - это может означать, что мышечный тонус у него пониженный. Или же, если малыш двигается слишком резко (как бы дергается) - это может означать, что мышечный тонус повышен. Обратите внимание, в случае постоянного снижения тонуса у малыша в первые сутки жизни, необходимо проверить ребенка на наличие инфекционных заболеваний или же обратить внимание на питание малыша (возможно, ему не хватает еды).

Мышечный тонус разделяют на симметричный и несимметричный. Согласно физиологическим особенностям тела человека (в том числе и детей) каждая часть тела как левая, так и правая может быть развита не одинаково, соответственно и тонус на каждой части тела может отличаться. Вам следует наблюдать за малышом, обращать внимание какой ручкой он тянется за погремушкой, или через какую сторону переворачивается на живот. Если у него есть «любимый бок» или «любимая ручка» обратите внимание специалиста при следующем визите в поликлинику. Данный факт не является патологией, но понаблюдать нужно, а врач подскажет как правильно себя вести.

Осмотр младенца должен проводиться в теплом помещении, ребенок при этом должен быть накормлен, сухим и в бодром состоянии, чтобы специалист мог правильно оценить тонус малыша. Любой дискомфорт заставит карапуза нервничать, что обязательно приведет к повышенному мышечному тонусу. А если малыш спал, и его пришлось разбудить для осмотра, его тонус мышц может быть понижен.

Важно знать: Различные изменения тонуса могут быть проявлением возрастной незрелости нервной системы, которая приходит в норму со временем. При этом особого лечения, тем более медикаментозного не требуется. Лечащий врач может назначить курс массажа, который не является обязательным, но поможет мышцам прийти в норму.

3. Рефлексы? Какие они?

Ответная реакция организма на различные раздражения принято считать рефлексами. Если малыш здоров, он прекрасно реагирует на определенные действия. Например, он будет сжимать кулачок, если немного надавить на ладонь (так называемый хватательный рефлекс). При выкладывании на животик, малыш будет поворачивать головку набок, и приподниматься (защитный рефлекс, который предохраняет малыша от удушья). При прикладывании к груди или кормлении из бутылочки малыш будет активно сосать соску или грудь мамы (сосательный рефлекс). Существует также рефлекс опоры, это когда малыш опирается ножками о любую поверхность при вертикальном положении тела и рефлекс ползанья, когда малыш, в положении на животе, пытается ползти. За каждый из этих рефлексов отвечает определенный отдел нервной системы. При отсутствии какой-либо реакции со стороны рефлексов, специалист может сделать определенные выводы, в т.ч. о наличии поражения нервной системы и степени тяжести нарушений.

Важно знать: По мере взросления Вашего малыша часть рефлексов начинает угасать. По тому, в какое время это происходит, специалист также может сделать выводы о наличии либо отсутствии нарушений со стороны нервной системы малыша.

4. Развитие малыша.

Главное помнить, что детки все разные, а это значит, что психомоторное развитие у каждого младенца проходит в индивидуальном темпе. Существуют возрастные нормы, по которым и определяют развитие малыша. И бывает так, что один ребенок умеет немного больше чем другой, но при этом они оба соответствуют возрастным нормам. Чтобы избежать ненужных переживаний ознакомьтесь с примерным списком навыков и умений здорового малыша.

Под конец первого месяца:

· Ваш малыш, в положении на спине, совершает хаотичные изолированные разгибания и сгибания ручек и ножек;

· Реагирует на источник света и следит за ним;

· Может фиксировать взгляд на знакомом лице родных;

· Старается наблюдать за предметами, которые медленно перемещаются и находятся на расстоянии 20-40 см от малыша;

· Может вздрагивать, услышав резкий звук или моргать при резком движении;

· Реагирует и прислушивается к мелодичному звону колокольчика.

Под конец второго месяца:

· Ваш малыш, в положении на животе, приподнимает головку;

· совершает беспорядочные изолированные разгибания и сгибания ручек;

· уже может устойчиво фиксировать свой взгляд на глазах взрослого;

· отдает предпочтение контрастным несложным фигурам, таким как круги, полосы черно-белых цветов и пр.;

· фокусирует взгляд на новых предметах и лицах;

· реагирует на новые предметы, которые появляются в поле зрения малыша;

Под конец третьего месяца:

· Ваш малыш, в положении на животе, может поднимать головку на 45 градусов по средней линии и некоторое время удерживать ее. А в положении на спине также удерживает головку по средней линии;

· Пытается поднести к своему рту ручки;

· Старается захватить предмет, который попадает в ладони малыша. Может сжимать и разжимать пальцы при попадании в руки бумаги, ткани и т.п.;

· Внимательно наблюдает за движениями своих ручек, а также любыми предметами, находящимися на расстоянии не более 80 см;

· Реагирует улыбкой на знакомые лица и предметы;

· Будет прислушиваться к незнакомым звукам и уже различает голоса родных и близких, особенно мамы;

· Издает собственные звуки в ответ на стимуляцию звуками.

К сроку 6 месяцев:

· Отлично переворачивается и может перекладывать предметы из одной ручки в другую;

· Захват игрушки или любого предмета производит всей ладонью;

· Может громко смеяться и произносить повторяющиеся слоги;

· Пытается пить из ложки и из чашки;

· При помощи родителей старается сесть и пробует ползти, находясь на животике.

К возрасту 12 месяцев:

· Ваш малыш уже уверено стоит самостоятельно около минуты и даже больше. А с поддержкой может шагать;

· Самостоятельно ползает;

· Пытается рисовать, держа карандаш в руке;

· Произносит несложные слова, такие как «мама», «папа», «дай» и т.п.;

· Может выполнять простые просьбы такие как «иди ко мне», «стой», «кушай» и т.п. И отлично реагирует на слово «нельзя»;

· Пытается самостоятельно снять носочки.

Важно знать: Если Вы обнаружили, что Ваш малыш в психомоторном развитии ощутимо отстает от своих сверстников, запишитесь на внеплановый осмотр к неврологу и расскажите о своих опасениях.

5. Требуется проверить.

Нервной системе малыша присуща такая способность как восстановление, данная система очень пластична. Случается, что при выявлении у малыша неблагоприятных симптомов в первые сутки жизни, в дальнейшем доктор не может их выявить. А бывает и так, что неподходящие условия при осмотре могут непосредственно повлиять на выявление нарушений со стороны рефлексов или провоцируют тонус. Все это говорит о том, что опираться на результаты одного исследования не стоит. А если речь идет о каком-то серьезном неврологическом заболевании, то постановка такого диагноза должна проводиться только после нескольких визитов к специалисту и после ряда инструментальных обследований. К таким обследованиям относятся:

· УЗИ головного мозга. Это обследование позволяет сделать оценку строению мозга ребенка, а также обнаружить определенные проблемы в строении. Новорожденным УЗИ делают через родничок на головке.

· ЭЭГ (электроэнцефалография). Это обследование регистрирует электрическую активность головного мозга малыша. В основном проводят ее при диагностики эпилепсий и судорог у ребенка.

· КТ (компьютерная томография) головного мозга. Другими слова это ряд послойных рентгеновских снимков, благодаря которым можно выявить дефекты в головном мозге ребенка. Даже те, которые глубоко спрятаны.

· МРТ (магнитно-резонансная томография). Относится к не рентгеновским методам исследования. Это обследование позволяет подробно изучить структуру и функции центральной нервной системы малыша.

6. Если Вам поставили диагноз.

Как не печально, но наши доктора, тем более старой советской закалки часто пропагандируют принцип перестраховки. И мы можем встретить в карточке малыша такие диагнозы как ПЭП и ВЧД. Первый диагноз расшифровывается как перинатальная энцефалопатия или ее еще могут называть гипоксически-ишемическое поражение нервной системы. Второй диагноз звучит не менее угрожающе - внутричерепная гипертензия или гипертсизионно-гидроцефальный синдром (повышенное внутричерепное давление). Самое неприятное это то, что такие диагнозы очень часто ставят совершенно здоровым малышам. Например, их могут поставить ребенку с якобы неправильным мышечным тонусом и т.п. Для разъяснения, ПЭП объединяет в себе самые различные нарушения функций головного мозга, которые могут возникнуть у крохи в период с 28 недели внутриутробного развития и до первой недели жизни ребенка (по отношению к недоношенным детям - до 28 дня). Фактически это понятие означает, что у кровинушки «какие-то нарушения с мозгом» и полноценным диагнозом оно считаться ни как не может. Получив такую запись в карточку малыша, родители начинают бегать по различным медицинским организациям, делать многочисленные дорогостоящие обследования и пичкать кроху «полезными» лекарствами для мозга и сосудов.

Важно знать: Обычно все неврологические нарушения, возникшие у малыша после, связывают с ПЭП перенесенной в младенческом возрасте. Однако новые симптомы могут стать результатом травмы или какой-либо инфекции. Из-за привязки к ПЭП врачами зачастую истинная причина не выявляется, может быть назначено неверное лечение и как следствие будет потрачено время, которая в этом случае и так на вес золота. Повышенное внутричерепное давление (или ВЧД) во многих случаях является симптомом опасных заболеваний, а не диагнозом. Оно может свидетельствовать о наличие опухолей в мозге ребенка, инфекционном заболевании (менингит или же энцефалит, возможном кровоизлиянии, тяжелых черепно-мозговых травмах или гидроцефалии. При своевременном выявлении все решается положительно. В случае обнаружения инфекций необходимо лечение антибиотиками, опухоли оперируются, а при постановке диагноза гидроцефалия проводят процедуру по отводу лишней жидкости из полости черепа и пр.

7. И что же делать?

Если вдруг при осмотре у невролога у Вашего малыша обнаружили какие-либо нарушения со стороны нервной системы - не переживайте! Дети имеют отличный запас прочности. В такой ситуации основным будет правильно оценить возникшую проблему и начать ее решать нацеленным на положительный результат. В некоторых ситуациях сильное переживание проблемы является таким же пагубным как полное игнорирование ситуации. Помочь развеять все страхи помогут регулярные осмотры у хорошего специалиста. Такие явления у малышей как гиперактивность, слишком быстро или медленно зарастающий родничок, дрожание конечностей и подбородка во время плача, метеочувствительность, незначительные изменения тонуса мышц в ходе нормального психомоторного развития, приподымание на цыпочки при вертикальном положении тела, наличие «мраморного» узора на коже малыша, постоянно влажные или прохладные ладони и стопы являются следствием незрелости нервной системы и, как правило, со временем проходят сами. Специального лечения такие явления не требуют, от Вас требуется регулярно показывать своего карапуза хорошему специалисту.

Самарский филиал Московского Государственного Педагогического Университета

Реферат на тему:

Критические периоды в развитии центральной нервной системы у ребёнка

Выполнила: Студентка 3 курса

Психолого-педагогического факультета

Казакова Елена Сергеевна

Проверила:

Коровина Ольга Евгеньевна

Самара 2013

Развитие нервной системы.

Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.

Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.

Возникновение центральной нервной системы.

У самых низкоорганизованных животных, например у амебы, еще нет ни специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии. Выпуская псевдоподию, амеба передвигается к раздражителю, например к пище.

У многоклеточных организмов в процессе приспособительной эволюции возникает специализация различных частей тела. Появляются клетки, а затем и органы, приспособленные для восприятия раздражений, для движения и для функции связи и координации.

Появление нервных клеток не только позволило передавать сигналы на большее расстояние, но и явилось морфологической основой для зачатков координации элементарных реакций, что приводит к образованию целостного двигательного акта.

В дальнейшем по мере эволюции животного мира происходит развитие и усовершенствование аппаратов рецепции, движения и координации. Возникают разнообразные органы чувств, приспособленные для восприятия механических, химических, температурных, световых и иных раздражителей. Появляется сложно устроенный двигательный аппарат, приспособленный, в зависимости от образа жизни животного, к плаванию, ползанию, ходьбе, прыжкам, полету и т. д. В результате сосредоточения, или централизации, разбросанных нервных клеток в компактные органы возникают центральная нервная система и периферические нервные пути. По одним из этих путей нервные импульсы передаются от рецепторов в центральную нервную систему, по другим - из центров к эффекторам.

Общая схема строения организма человека.

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Понятие о росте и развитии организма является одним из фундаментальных понятий в биологии. Под термином "рост" в настоящее время понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции. Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез (греч. ОНТОС – сущее, и ГИНЕЗИС – происхождение). В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

1. Пренатальный - начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

2. Постнатальный - от момента рождения до смерти человека.

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований.

В постнатальном развитии выделяют три таких "критических периода" или "возрастного кризиса":

Изменяющиеся факторы

Последствия

от 2х до 4х

Развитие сферы общения с внешним миром. Развитие формы речи. Развитие формы сознания.

Повышение воспитательных требований. Повышение двигательной деятельности

с 6 до 8 лет

Новые люди. Новые друзья. Новые обязанности

Уменьшение двигательной деятельности

с 11 до 15 лет

Изменение гормонального баланса с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Расширение круга общения

Конфликты в семье и в школе. Вспыльчивый характер

Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной "страховкой", которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

Функциональной системой – называют временное объединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата.

Назначение нервной системы.

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма. Без нее было бы невозможно соединение бесчисленного множества клеток, тканей, органов в единое гормональное работающее целое.

Функциональную нервную систему делят "условно" на два типа:

Таким образом, благодаря деятельности нервной системе мы связаны с окружающим миром, способны восхищаться его совершенством, познавать тайны его материальных явлений. Наконец, благодаря деятельности нервной системы, человек способен активно воздействовать на окружающую природу, преобразовывать ее в желаемом направлении.

На высшем этапе своего развития центральная нервная система приобретает еще одну функцию: она становится органом психической деятельности, в котором на основе физиологических процессов возникают ощущения, восприятия и появляется мышление. Мозг человека является органом, обеспечивающим возможность социальной жизни, общения людей друг с другом, познание законом природы и общества и их использование в общественной практике.

Дадим некоторое представление об условных и безусловных рефлексах.

Особенности безусловных и условных рефлексов.

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы принято делить на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы - это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку. Рефлекторные дуги этих рефлексов формируются в процессе пренатального развития, а в некоторых случаях - и в процессе постнатального развития. Например, половые врожденные рефлексы окончательно формируются у человека только к моменту половой зрелости в подростковом возрасте. Безусловные рефлексы имеют консервативные, мало изменяющиеся рефлекторные дуги, проходящие главным образом через подкорковые отделы центральной нервной системы. Участие коры в протекании многих безусловных рефлексов необязательно.

Условные рефлексы - индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта). Условные рефлексы всегда индивидуально своеобразны. Рефлекторные дуги условных рефлексов формируются в процессе постнатального онтогенеза. Они характеризуются высокой подвижностью, способностью изменяться под действием факторов среды. Проходят рефлекторные дуги условных рефлексов через высший отдел головного мозга - КГМ.

Классификация безусловных рефлексов.

Вопрос классификации безусловных рефлексов пока остается открытым, хотя основные виды этих реакций хорошо известны. Остановимся на некоторых особенно важных безусловных рефлексах человека.

1. Пищевые рефлексы. Например, слюноотделение при попадании пищи в ротовую полость или сосательный рефлекс у новорожденного ребенка.

2. Оборонительные рефлексы. Рефлексы, защищающие организм от различных неблагоприятных воздействий, примером которых может быть рефлекс отдергивания руки при болевом раздражении пальца.

3. Ориентировочные рефлексы, Всякий новый неожиданный раздражитель обращает на себя снимание человека.

4. Игровые рефлексы. Этот тип безусловных рефлексов широко встречается у различных представителей животного царства и также имеет приспособительное значение. Пример: щенята, играя, . охотятся друг за другом, подкрадываются и нападают на своего "противника". Следовательно, в процессе игры животное создает модели возможных жизненных ситуаций и осуществляет своеобразную "подготовку" к различным жизненным неожиданностям.

Сохраняя свои биологические основы, игра детей приобретает новые качественные особенности - она становится активным инструментом познания мира и, как всякая другая человеческая деятельность, приобретает социальный характер. Игра является самой первой подготовкой к будущему труду и творческой деятельности.

Игровая деятельность ребенка появляется с 3-5 месяцев постнатального развития и лежит в основе развития у него представлений о строении тела и последующего выделения себя из окружающей действительности. В 7- 8 месяцев игровая деятельность приобретает "подражательный или обучающий" характер и способствует развитию речи, совершенствованию эмоциональной сферы ребенка и обогащению его представлений об окружающей действительности. С полутора лет игра ребенка все более усложняется, в игровые ситуации вводятся мать и другие, близкие для ребенка люди, и таким образом, создаются основы для формирования межчеловеческих, общественных отношений.

В заключение следует отметить также половые и родительские безусловные рефлексы, связанные с рождением и вскармливанием потомства, рефлексы, обеспечивающие передвижение и равновесие тела в пространстве, и рефлексы, поддерживающие гомеостаз организма.

Инстинкты. Более сложной, безусловно-рефлекторной, деятельностью являются инстинкты, биологическая природа которых пока остается неясной в своих деталях. В упрощенном виде инстинкты можно представить как сложный взаимосвязанный ряд простых врожденных рефлексов.

Физиологические механизмы образования условных рефлексов.

Для образования условного рефлекса необходимы следующие важнейшие условия:

1) Наличие условного раздражителя

2) Наличие безусловного подкрепления

Условный раздражитель должен всегда несколько предшествовать безусловному подкреплению, т. е. служить биологически значимым сигналом, условный раздражитель по силе своего воздействия должен быть слабее безусловного раздражителя; наконец, для формирования условного рефлекса необходимо нормальное (деятельное) функциональное состояние нервной системы, прежде всего ее ведущего отдела - головного мозга. Условным раздражителем может быть любое изменение! Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются поощрение и наказание. При этом слова "поощрение" и "наказание" мы понимаем в более широком смысле, чем просто "удовлетворение голода" или "болевое воздействие". Именно в таком смысле указанные факторы широко применяются в процессе обучения и воспитания ребенка, и каждый педагог и родитель хорошо знаком с их эффективным действием. Правда, до 3 лет для выработки полезных рефлексов у ребенка ведущее значение имеет еще "пищевое подкрепление". Однако затем ведущее значение в качестве подкрепления при выработке полезных условных рефлексов приобретает "словесное поощрение". Эксперименты показывают, что у детей старше 5 лет с помощью похвалы можно выработать любой полезный рефлекс в 100 % случаев.

Таким образом, учебно-воспитательная работа, по своей сути, всегда связана с выработкой у детей и подростков, различных условно-рефлекторных реакций или их сложных взаимосвязанных систем.

Классификация условных рефлексов.

Классификация условных рефлексов ввиду их многочисленности затруднена. Различают экстероцептивные условные рефлексы, образующиеся при раздражении экстерорецепторов; интероцептивные рефлексы, формирующиеся при раздражении рецепторов, расположенных во внутренних органах; и проприоцептивные, возникающие при раздражении рецепторов мышц.

Выделяют натуральные и искусственные условные рефлексы. Первые образуются при действии на рецепторы естественных безусловных раздражителей, вторые - при действии индифферентных раздражителей. Например, выделение слюны у ребенка при виде любимых конфет есть натуральный условный рефлекс, а выделение слюны, возникающее у голодного ребенка при виде обеденной посуды, является искусственным рефлексом.

Взаимодействие положительных и отрицательных условных рефлексов имеет важное значение для адекватного взаимодействия организма с внешней средой. Такая важная особенность поведения ребенка, как дисциплинированность, связана именно с взаимодействием этих рефлексов. На уроках физической культуры для подавления реакций самосохранения и чувства страха, например при выполнении гимнастических упражнений на брусьях, у учащихся затормаживаются оборонительные отрицательные условные рефлексы и активируются положительные двигательные.

Особое место занимают условные рефлексы на время, образование которых связано с регулярно повторяющимися в одно и то же время раздражителями, допустим с приемом пищи. Именно поэтому ко времени приема пищи усиливается функциональная активность органов пищеварения, что имеет биологический смысл. Подобная ритмичность физиологических процессов лежит в основе рациональной организации режима дня детей дошкольного и школьного возраста и является необходимым фактором высокопроизводительной деятельности взрослого человека. Рефлексы на время, очевидно, следует отнести к группе так называемых следовых условных рефлексов. Эти рефлексы вырабатываются в том случае, если безусловное подкрепление дается через 10-20 с после окончательного действия условного раздражителя. В некоторых случаях удается вырабатывать следовые рефлексы даже после 1-2-минутной паузы.

Важное значение в жизни ребенка имеют рефлексы подражания, которые также являются разновидностью условных рефлексов. Для выработки их не обязательно принимать участие в эксперименте, достаточно быть его "зрителем".

Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет).

Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный "комфорт".

Возможность простых пищевых условных реакций, несмотря на морфологическую и функциональную незрелость мозга, возникает уже на первые-вторые сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярною аппарата: двигательные и временные. Все эти рефлексы очень медленно формируются, они чрезвычайно нежны и легко тормозятся, что, видимо, связано с незрелостью корковых клеток и резким преобладанием процессов возбуждения над тормозными и их широкой иррадиацией.

Со второго месяца жизни образуются рефлексы слуховые, зрительные и тактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Важное значение в совершенствовании условно рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу первого года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова ("мама", "папа", "деда", "тетя", "дядя" и др.), и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

Развитие речи - это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно.

Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы. Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки, которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с ним "общий язык". Это - глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком слов и умением их произносить существует огромная дистанция. Отсутствие нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка.

Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно "разговаривать" с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.

Первая сигнальная система - анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих

Вторая сигнальная система - (только у человека) связь между словесными сигналами и речью, восприятии слов-слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении).

На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас (250-300 слов); непосредственные раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Если у годовалого ребенка условные рефлексы на непосредственные раздражители образуются в 8-12 раз быстрее, чем на слово, то в два года слова приобретают сигнальное значение.

Решающее значение в формировании речи ребенка и всей второй сигнальной системы в целом имеет общение ребенка со взрослыми, т.е. окружающая социальная среда и процессы обучения. Этот факт - еще одно доказательство решающей роли среды в развертывании потенциальных возможностей генотипа. Дети, лишенные языковой среды, общения с людьми, не владеют речью, более того, их интеллектуальные способности остаются на примитивном животном уровне. При этом возраст с двух до пяти является "критическим" в овладении речью. Известны случаи, что дети, похищенные волками в раннем детстве и возвращенные в человеческое общество после пяти лет, способны научиться говорить лишь в ограниченных пределах, а возвращенные лишь после 10 лет не в состоянии произнести уже ни одного слова.

Второй и третий год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. "При этом,- пишет М. М. Кольцова,- сущность ориентировочного рефлекса ребенка этого возраста правильнее может быть охарактеризована не вопросом "что это такое?", а вопросом "что с этим можно сделать?". Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его, ощупывает, толкает, пробует поднять и т. д.".

Таким образом, описанный возраст ребенка характеризуется "предметным" характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка. Ограничение его подвижности на этом этапе онтогенеза значительно замедляет психическое и физическое развитие.

Период до трех лет характеризуется также необычайной легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители, в том числе на размеры, тяжесть, удаленность и окраску предметов. Павлов считал эти виды условных рефлексов прообразами понятий, развиваемых без слов ("группированное отражение явлений внешнего мира в мозгу").

Примечательной особенностью двух - трехлетнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов. Интересно, что каждый новый стереотип вырабатывается легче. М. М. Кольцова пишет: "Теперь для ребенка становятся важными не только режим дня: часы сна, бодрствования, питания и прогулок,- но и последовательность в надевании или снимании одежды или порядок слов в знакомой сказке и песенке - все получает значение. Очевидно, что при недостаточно сильных и подвижных еще нервных процессах дети нуждаются в стереотипах, которые облегчают приспособление к окружающей среде".

Условные связи и динамические стереотипы у детей до трех лет отличаются необычайной прочностью, поэтому их переделка для ребенка всегда событие неприятное. Важным условием в воспитательной работе в это время является бережное отношение ко всем вырабатываемым стереотипам.

Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запоздалое торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом. Динамические стереотипы вырабатываются все так же легко. Их количество увеличивается с каждым днем, но их переделка уже не вызывает нарушений высшей нервной деятельности, что обусловлено указанными выше функциональными изменениями. Ориентировочный рефлекс на посторонние раздражители продолжительнее и интенсивнее, чем у детей школьного возраста, что может быть использовано эффективно для торможения у детей вредных привычек и навыков.

Таким образом, перед творческой инициативой воспитателя в этот период открываются поистине неисчерпаемые возможности. Многие выдающиеся педагоги (Д. А. Ушинский, А. С. Макаренко) эмпирически считали возраст от двух до пяти особенно ответственным за гармоничное формирование всех физических и психических возможностей человека. Физиологически это основывается на том, что условные связи и динамические стереотипы, возникающие в это время, отличаются исключительной прочностью и проносятся человеком через всю его жизнь. При этом их постоянное проявление необязательно, они могут быть длительное время заторможенными, но в определенных условиях легко восстанавливаются, подавляя выработанные позже условные связи.

К пяти - семи годам еще более повышается роль сигнальной системы слов, и дети начинают свободно говорить. "Слово в этом возрасте уже имеет значение "сигнала сигналов", т. е. получает обобщающее значение, близкое к тому, которое оно имеет для взрослого человека".

Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы. В связи с этим для воспитателей особо важно помнить, что только к семи годам слово может эффективно применяться для образования условных связей. Злоупотребление словом до этого возраста без достаточной его связи с непосредственными раздражителями не только малоэффективно, но и наносит ребенку функциональный вред, заставляя мозг ребенка работать в нефизиологических условиях.

Высшая нервная деятельность детей школьного возраста

Существующие немногочисленные данные физиологии свидетельствуют, что младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) - период относительно "спокойного" развития высшей нервной деятельности. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Это переход "от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций"

Однако только на базе обучения письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все более отдаляясь от связанных с ним образов предметов и действии. Незначительное ухудшение процессов высшей нервной деятельности наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе. Интересно отметить, что в младшем школьном возрасте на основе развития второй сигнальной системы условно - рефлекторная деятельность ребенка приобретает специфический характер, свойственный только человеку. Например, при выработке вегетативных и сомато - двигательных условных рефлексов у детей в ряде случаев наблюдается ответная реакция только на безусловный раздражитель, а условный не вызывает реакции. Так, если испытуемому была дана словесная инструкция, что после звонка он получит клюквенный сок, то слюноотделение начинается только при предъявлении безусловного раздражителя. Подобные случаи "не образования" условного рефлекса проявляются тем чаще, чем старше возраст испытуемого, а среди детей одного возраста - у более дисциплинированных и способных.

Словесная инструкция значительно ускоряет образование условных рефлексов и в некоторых случаях даже не требует безусловного подкрепления: условные рефлексы образуются у человека в отсутствие непосредственных раздражителей. Эти особенности условно-рефлекторной деятельности обусловливают громадное значение словесного педагогического воздействия в процессе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.

Еще в период нахождения малыша в животике мамы у него формируется нервная система , которая в последствие будет контролировать рефлексы младенца. Сегодня мы подробнее поговорим об особенностях образования нервной системы и что необходимо знать о ней родителям.

В утробе матери плод получает все необходимое, он защищен от опасностей и болезней. Во время формирования зародыша его мозг производит около 25 тысяч нервных клеток. По этой причине будущая мама должна думать и заботиться о своем здоровье , чтобы не было негативных последствий для малыша.

К концу девятого месяца нервная система достигает практически полного развития . Но несмотря на это мозг взрослых сложнее мозга только появившегося на свет малыша .

При нормальном ходе беременности и родов кроха рождается с сформированной ЦНС , но при этом она еще недостаточно зрелая. После рождения развивается ткань мозга , однако количество клеток нервной системы в нем не меняется.

У младенца имеются все извилины, но они недостаточно выражены.

Полностью сформированным и развитым к моменту появления на свет у малыша является спинной мозг.

Влияние нервной системы

После рождения ребенок оказывается в неизведанном и странном для него мире , к которому необходимо адаптироваться. Именно эту задачу и выполняет нервная система младенца. В первую очередь она отвечает за врожденные рефлексы, к которым относят хватательный, сосательный, защитный, ползания и так далее.

В течение 7-10 дней жизни ребенка начинают образовываться условные рефлексы, которые контролируют зачастую прием пищи .

При взрослении ребенка некоторые рефлексы исчезают. Именно по этому процессу врач судит о том, есть ли у ребенка сбои в функционировании нервной системы.

ЦНС контролирует работоспособность органов и систем всего организма. Но за счет того, что она еще не совсем устойчива, у младенца могут наблюдаться проблемы : колики, несистематичный стул, капризность и так далее. Но в процессе ее созревания все приходит в норму.

Помимо этого ЦНС воздействует и на распорядок дня малыша. Всем известно, что младенцы большую часть дня спят . Однако существуют и отклонения , при которых необходима консультация невролога. Уточним: в первые дни после рождения новорожденный должен спать от пяти минут до двух часов. Затем наступает период бодрствования, который составляет 10-30 минут. Отклонения от этих показателей могут свидетельствовать о возникновении проблем.

Важно знать

Следует знать, что нервная система младенца довольно гибкая и характеризуется исключительной способностью к воссозданию - случается, что опасные признаки , которые были выявлены врачами после рождения малыша, в будущем просто исчезают .

По этой причине один медицинский осмотр не может быть использован в качестве постановки диагноза . Для этого необходимо большое количество обследований несколькими врачами.

Не стоит паниковать, если при осмотре неврологом у малыша будут выявлены те или иные отклонения в работе нервной системы - к примеру, изменения тонуса мышц или же рефлексов. Как известно, малыши отличаются особым запасом прочности , главное вовремя обнаружить проблему и найти пути ее решения.

Внимательно следите за состоянием здоровья малыша со дня зачатия и своевременно предотвращайте влияние негативных факторов на его здоровье.

Нервная система осуществляет координацию и контроль за физиологическими и метаболическими параметрами деятельности организма в зависимости от факторов внешней и внутренней среды.

В детском организме происходит анатомическое и функциональное созревание тех систем, которые ответственны за жизнедеятельность. Предполагают, что до 4 лет умственное развитие ребенка происходит наиболее интенсивно. Потом интенсивность снижается, и к 17 годам основные показатели нервно-психического развития сформированы окончательно.

К моменту рождения головной мозг ребенка недостаточно развит. Например, у новорожденного имеется около 25% нервных клеток взрослого человека, к 6 месяцам жизни их количество увеличивается до 66%, а к году - до 90-95%.

Различные отделы головного мозга имеют собственные темпы развития. Так, внутренние слои растут медленнее, чем корковый, за счет чего в последнем образуются складки и борозды. К моменту рождения лучше других развита затылочная доля, в меньшей степени - лобная. Мозжечок имеет небольшие размеры полушарий и поверхностных борозд. Боковые желудочки относительно велики.

Чем меньше возраст ребенка, тем хуже дифференцировано серое и белое вещество головного мозга, нервные клетки в белом веществе располагаются довольно близко друг к другу. С ростом ребенка происходят изменения топики, формы, количества и размеров борозд. Основные структуры мозга формируются к 5 году жизни. Но и позднее продолжается рост извилин и борозд, правда, значительно меньшими темпами. Окончательное созревание центральной нервной системы (ЦНС) происходит к 30-40 годам.

К моменту рождения ребенка в сравнении с массой тела имеет относительно большие размеры - 1/8 - 1/9, в 1 год это соотношение составляет 1/11 - 1/12 к 5 годам - 1/13-1/14 и у взрослого человека - приблизительно 1/40. При этом с возрастом масса головного мозга увеличивается.

Процесс развития нервных клеток заключается в росте аксонов, увеличении дендритов, образовании непосредственных контактов между отростками нервных клеток. К 3 годам происходит постепенная дифференциация белого и серого вещества головного мозга, и к 8 годам его кора по строению приближается к взрослому состоянию.

Одновременно с развитием нервных клеток идет процесс миелинизации нервных проводников. Ребенок начинает приобретать эффективный контроль за двигательной активностью. Процесс миелинизации в целом заканчивается к 3-5 годам жизни ребенка. Но развитие миелиновых оболочек проводников, ответственных за тонкие координированные движения и умственную деятельность, продолжается до 30 - 40 лет.

Кровоснабжение мозга у детей более обильное, чем у взрослых. Капиллярная сеть значительно шире. Отток крови от головного мозга имеет свои особенности. Еще плохо развиты диплоэтические пены, поэтому у детей при энцефалите и отеке мозга чаще, чем у взрослых, отмечается затруднение оттока крови, способствующее развитию токсического поражения мозга. С другой стороны, у детей большая проницаемость гематоэнцефалического барьера, что ведет к накоплению в мозге токсических веществ. Ткань мозга у детей очень чувствительна к повышению внутричерепного , поэтому факторы, способствующие этому, могут вызывать атрофию и гибель нервных клеток.

Имеют особенности строения и оболочки головного мозга ребенка. Чем младше ребенок, тем тоньше твердая мозговая оболочка. Она сращена с костями основания черепа. Мягкая и паутинная оболочки также тонкие. Субдуральное и субарахноидальное пространства у детей уменьшены. Цистерны, наоборот, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) у детей шире, чем у взрослых.

С возрастом происходит изменение состава мозга: уменьшается количество , увеличивается сухой остаток, мозговые наполняются белковым компонентом.

Спинной мозг у детей развит относительно лучше, чем головной, и растет значительно медленнее, удвоение его массы происходит к 10 - 12 месяцам, утроение - к 3 - 5 годам. У взрослого длина равна 45 см, что в 3,5 раза больше, чем у новорожденного.

У новорожденного имеются особенности ликворообразования и состава ликвора, общее количество которого с возрастом увеличивается, в результате повышается давление в спинномозговом канале. При спинномозговой пункции ликвор у детей вытекает редкими каплями со скоростью 20 - 40 капель в минуту.

Особое значение придают исследованию ликвора при заболеваниях ЦНС.

Нормальный ликвор у ребенка прозрачный. Мутность свидетельствует о повышении в нем числа лейкоцитов - плеоцитоза. Например, мутный ликвор наблюдается при менингите. При кровоизлиянии в мозг ликвор будет кровавым, расслоения не происходит, он будет сохранять равномерную бурую окраску.

В лабораторных условиях проводят развернутое микроскопирование ликвора, а также биохимическое, вирусологическое и иммунологическое его исследование.

Закономерности развития статомоторной активности детей

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые помогают ему приспособиться к окружающей среде. Во-первых, это транзиторные рудиментарные рефлексы, отражающие эволюционный путь развития от животного к человеку. Они обычно исчезают в первые месяцы после рождения. Во-вторых, это безусловные рефлексы, которые появляются с рождения ребенка и сохраняются пожизненно. К третьей группе относятся мезенцефальные установленные , или автоматизмы, например лабиринтные, шейные и туловищные, которые приобретаются постепенно.

Обычно безусловно-рефлекторную деятельность ребенка проверяет врач-педиатр или невролог. Оценивают наличие или отсутствие рефлексов, время их появления и угасания, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс не соответствует возрасту ребенка, это считается патологией.

Медицинский работник должен уметь оценивать двигательные и статические умения ребенка.

В силу преобладающего влияния экстрапирамидной системы новорожденного хаотичны, генерализованы, нецелесообразны. Статические функции отсутствуют. Наблюдается мышечная гипертония с преобладанием тонуса сгибателей. Но вскоре после рождения начинают формироваться первые статические координированные движения. На 2-3-й неделе жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на яркой игрушке, а с 1-1,5 месяцев пытается следить за движущимися предметами. К тому же времени дети начинают держать голову, а в 2 месяца и поворачивать ее. Затем появляются координированные движения рук. Вначале это приближение рук к глазам, рассматривание их, а с 3-3,5 месяцев - удержание игрушки обеими руками, манипулирование ею. С 5-го месяца постепенно развивается одноручное хватание и манипулирование игрушкой. С этого возраста протягивание руки и хватание предметов напоминают движения взрослого человека. Однако вследствие незрелости центров, ответственных за эти движения, у детей этого возраста возникают одновременно движения второй руки и ног. К 7-8 месяцам появляется большая целесообразность двигательной активности рук. С 9-10 месяцев возникает пальцевое удержание предметов, которое к 12-13 месяцам совершенствуется.

Приобретение двигательных умений конечностями происходит параллельно с развитием координации туловища. Поэтому к 4-5 месяцам ребенок сначала переворачивается со спины на живот, а с 5-6 месяцев с живота на спину. Параллельно он осваивает функцию сидения. На 6-м месяце ребенок самостоятельно садится. Это свидетельствует о развитии координации мышц ног.

Затем ребенок начинает ползать, и к 7-8 месяцам формируется уже зрелое ползание с перекрестом движения рук и ног. К 8-9 месяцам дети пытаются стоять и переступать в кровати, придерживаясь за ее край. В 10-11 месяцев они уже хорошо стоят, а к 10-12 месяцам начинают самостоятельно ходить сначала с вытянутыми вперед руками, затем ноги выпрямляются и ребенок ходит почти не сгибая их (к 2-3,5 годам). К 4-5 годам формируется зрелая походка с синхронными шарнирными движениями рук.

Формирование статомоторных функций у детей процесс продолжительный. Важное значение в развитии статики и моторики имеет эмоциональный тонус ребенка. В приобретении этих навыков особую роль отводят самостоятельной деятельности ребенка.

У новорожденного двигательная активность небольшая, в основном он спит, а просыпается, когда хочет есть. Но и здесь существуют принципы прямого воздействия на нервно-психическое развитие. С первых дней над кроваткой подвешивают игрушки, сначала на расстоянии 40-50 см от глаз ребенка для развития зрительного анализатора. В период бодрствования с ребенком необходимо разговаривать.

В 2-3 месяца сон становится менее продолжительным, ребенок уже большее время бодрствует. Игрушки прикрепляют на уровне груди, так что, сделав тысячу и одно неверное движение, он, наконец, захватывает игрушку и тянет ее в рот. Начинается осознанное манипулирование игрушками. Мать или ухаживающий за ребенком человек во время гигиенических процедур начинает играть с ним, делать массаж, особенно живота, гимнастику для развития двигательных движений.

В 4-6 месяцев общение ребенка со взрослым становится более разнообразным. В это время имеет большое значение и самостоятельная деятельность ребенка. Развивается так называемая реакция отторжения. Ребенок манипулирует игрушками, интересуется окружающей обстановкой. Игрушек может быть немного, но они должны отличаться разнообразием как в цветовом, так и в функциональном отношении.

В 7-9 месяцев движения ребенка становятся более целесообразными. Массаж и гимнастика должны быть направлены на развитие моторики и статики. Развивается сенсорная речь, ребенок начинает понимать простые команды, произносить простые слова. Стимулом развития речи является разговор окружающих людей, песни и стихи, которые ребенок слышит во время бодрствования.

В 10-12 месяцев ребенок становится на ноги, начинает ходить, и в это время большое значение приобретает его безопасность. Во время бодрствования ребенка необходимо надежно закрывать все ящики, убирать посторонние предметы. Игрушки становятся более сложными (пирамидки, шары, кубики). Ребенок пытается самостоятельно манипулировать ложкой и чашкой. Уже хорошо развито любопытство.

Условно-рефлекторная деятельность детей, развитие эмоций и форм общения

Условно-рефлекторная деятельность начинает формироваться сразу после рождения. Плачущего ребенка берут на руки, и он замолкает, делает изучающие движения головой, предвосхищающие кормление. В первое время рефлексы формируются медленно, с трудом. С возрастом развивается концентрация возбуждения, или начинается иррадиация рефлексов. По мере роста и развития, приблизительно со 2-3-й недели, происходит дифференцирование условных рефлексов. У 2-3-месячного ребенка наблюдается довольно выраженное дифференцирование условно-рефлекторной деятельности. И к 6 месяцам у детей возможно образование рефлексов со всех воспринимающих органов. В течение второго года жизни у ребенка еще более совершенствуются механизмы образования условных рефлексов.

На 2-3-й неделе во время сосания, сделав перерыв для отдыха, ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь или бутылочку, из которой его кормят. К концу 1-го месяца жизни интерес ребенка к матери еще больше повышается и проявляется уже вне приема пищи. В 6 недель приближение матери вызывает у ребенка улыбку. С 9-й по 12-ю недели жизни формируется слух, что отчетливо проявляется при общении ребенка с матерью. Наблюдается общее двигательное возбуждение.

К 4-5 месяцам приближение незнакомого человека вызывает прекращение гуления, ребенок внимательно рассматривает его. Затем появляется или общее возбуждение в виде радостных эмоций, или как результат отрицательных эмоций - плач. В 5 месяцев ребенок уже узнает свою мать среди чужих людей, по-разному реагирует на исчезновение или появление матери. К 6 -7 месяцам у детей начинает формироваться активная познавательная деятельность. Во время бодрствования ребенок манипулирует игрушками, часто негативная реакция на чужого человека подавляется проявлением новой игрушки. Формируется сенсорная речь, т. е. понимание слов, которые произносят взрослые. После 9 месяцев наблюдается целый спектр эмоций. Контакт с незнакомыми людьми обычно вызывает отрицательную реакцию, однако она достаточно быстро становится дифференцированной. У ребенка возникают робость, стеснительность. Но контакт с окружающими налаживается благодаря интересу к новым людям, предметам, манипуляциям. После 9 месяцев сенсорная речь ребенка еще больше развивается, она уже используется для организации его деятельности. К этому времени относят и формирование моторной речи, т.е. произнесение отдельных слов.

Развитие речи

Формирование речи является этапом становления человеческой личности. Особые мозговые структуры ответственны за способность человека к артикуляции. Но развитие речи происходит лишь при общении ребенка с другим человеком, например, с матерью.

В развитии речи выделяют несколько этапов.

Подготовительный этап . Развитие гуления и лепета начинается в 2-4 месяца.

Этап возникновения сенсорной речи . Под этим понятием подразумевается способность ребенка сличать и связывать слово с конкретным предметом, образом. В 7-8 месяцев ребенок на вопросы: «Где мама?», «Где киса?», - начинает глазами искать объект и фиксировать на нем взгляд. Могут обогащаться интонации, которые имеют определенную окраску: удовольствие, неудовольствие, радость, страх. К году уже имеется словарный запас из 10-12 слов. Ребенок знает названия многих предметов, знает слово «нельзя», выполняет ряд просьб.

Этап возникновения моторной речи . Первые слова ребенок произносит в 10-11 месяцев. Первые слова построены из простых слогов (ма-ма, па-па, дя-дя). Формируется детский язык: собака - «ав-ав», кошка - «кис-кис» и т.д. На втором году жизни словарь ребенка расширяется до 30-40 слов. К концу второго года ребенок начинает говорить предложениями. А к трем годам в речи появляется понятие «я». Чаще девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков.

Роль импринтинга и воспитания в нервно-психическом развитии детей

У детей с периода новорожденное формируется механизм мгновенного контакта - импринтинга. Этот механизм в свою очередь связан с формированием нервно-психического развития ребенка.

Материнское воспитание очень быстро формирует у ребенка чувство защищенности, а кормление грудью создает ощущение безопасности, комфорта, теплоты. Мать является незаменимым человеком для ребенка: формирует его представления об окружающем мире, о взаимоотношении между людьми. В свою очередь, общение со сверстниками (когда ребенок начинает ходить) формирует понятие социальных отношений, товарищества, тормозит или усиливает чувство агрессивности. Большая роль в воспитании ребенка отводится и отцу. Его участие необходимо для нормального построения отношений со сверстниками и взрослыми, формирования самостоятельности и ответственности за то или иное дело, образа действий.

Сон

Для полноценного развития ребенку необходим правильный сон. У новорожденных сон носит полифазный характер. В течение суток ребенок засыпает от пяти до 11 раз, не отличая день от ночи. К концу 1-го месяца жизни устанавливается ритмичность сна. Ночной сон начинает превалировать над дневным. Скрытые полифазности сохраняются даже у взрослых. В среднем потребность в ночном сне с годами уменьшается.

Уменьшение общей длительности сна у детей происходит за счет дневного сна. К концу первого года жизни дети засыпают один - два раза. К 1-1,5 годам продолжительность дневного сна составляет 2,5 ч. После четырех лет дневной сон бывает не у всех детей, хотя сохранять его желательно до шести лет.

Сон организован циклически, т. е. фаза медленного сна завершается фазой быстрого сна. В течение ночи несколько раз происходит смена циклов сна.

В грудном возрасте проблем со сном обычно не бывает. В возрасте полутора лет ребенок начинает засыпать медленнее, поэтому он сам выбирает приемы, способствующие засыпанию. Необходимо создать привычную обстановку и стереотип поведения перед сном.

Зрение

От рождения до 3 - 5 лет происходит интенсивное развитие тканей глаза. Затем их рост замедляется и, как правило, оканчивается в пубертатном периоде. У новорожденного масса хрусталика равна 66 мг, у годовалого ребенка - 124 мг и у взрослого - 170 мг.

В первые месяцы после рождения у детей имеется дальнозоркость (гиперметропия) и только к 9-12 годам развивается эмметропия. Глаза новорожденного почти постоянно закрыты, зрачки сужены. Хорошо выражен корнеальный рефлекс, способность к конвергенции неопределенная. Имеется нистагм.

Слезные железы не функционируют. Приблизительно в 2 недели развивается фиксация взора на предмете, обычно монокулярная. С этого времени начинают функционировать слезные железы. Обычно к 3 неделям ребенок устойчиво фиксирует свой взор на предмете, зрение уже бинокулярное.

В 6 месяцев появляется цветовое зрение, а к 6 -9 месяцам формируется стереоскопическое зрение. Ребенок видит мелкие предметы, различает расстояние. Поперечный размер роговицы почти такой же, как у взрослого - 12 мм. К году формируется восприятие различных геометрических форм. После 3 лет все дети обладают уже цветовым восприятием окружающего.

Зрительную функцию новорожденного проверяют при поднесении к его глазам источника света. При ярком и внезапном освещении он жмурится, отворачивается от света.

У детей после 2 лет остроту зрения, объем полей зрения, цветоощущение проверяют с помощью специальных таблиц.

Слух

Уши новорожденных достаточно морфологически развиты. Наружный слуховой проход очень короткий. Размеры барабанной перепонки такие же, как у взрослого, но расположена она в горизонтальной плоскости. Слуховые (евстахиевы) трубы короткие и широкие. В среднем ухе имеется эмбриональная ткань, которая резорбируется (рассасывается) к концу 1-го месяца. Полость барабанной перепонки до рождения безвоздушная. С первым вдохом и глотательными движениями она заполняется воздухом. С этого момента новорожденный слышит, что выражается в общей двигательной реакции, изменении частоты и ритма сердцебиения, дыхания. С первых часов жизни ребенок способен к восприятию звука, его дифференцировке по частоте, громкости, тембру.

Функцию слуха у новорожденного проверяют по ответной реакции на громкий голос, хлопок, шум погремушки. Если ребенок слышит, появляется общая реакция на , он смыкает веки, стремится повернуться в сторону звука. С 7-8 недель жизни ребенок поворачивает голову в сторону звука. Слуховую реакцию у детей старшего возраста при необходимости проверяют с помощью аудиометра.

Обоняние

У ребенка с рождения сформированы воспринимающие и анализирующие участки обонятельного центра. Нервные механизмы обоняния начинают функционировать со 2-го по 4-й месяц жизни. В это время ребенок начинает дифференцировать запахи: приятные, неприятные. Дифференцирование сложных запахов до 6-9 лет происходит за счет развития кортикальных центров обоняния.

Методика исследования обоняния у детей заключается в поднесении к носу различных пахучих веществ. При этом следят за мимикой ребенка в ответ на данное вещество. Это может быть удовольствие, неудовольствие, крик, чихание. У ребенка старшего возраста обоняние проверяют так же. По его ответу судят о сохранности обоняния.

Осязание

Осязание обеспечивается функцией кожных рецепторов. У новорожденного болевая, тактильная чувствительность и терморецепция не сформированы. Порог восприятия особенно низкий у недоношенных и незрелых детей.

Реакция на болевое раздражение у новорожденных общая, локальная реакция появляется с возрастом. На тактильное раздражение новорожденный реагирует двигательной и эмоциональной реакцией. Терморецепция у новорожденных сильнее развита к охлаждению, чем к перегреванию.

Вкус

С рождения у ребенка сформировано вкусовое восприятие. Вкусовые рецепторы у новорожденного занимают относительно большую площадь, чем у взрослого. Порог вкусовой чувствительности у новорожденного выше, чем у взрослого человека. Вкус у детей исследуют при нанесении на язык сладкого, горького, кислого и соленого растворов. По реакции ребенка судят о наличии и отсутствии вкусовой чувствительности.