Главная · Другие болезни · «Пойду наберусь высоты!» Как на самом деле живут люди с аутизмом. Лечение детского аутизма в центре д-р левит Есть ли выход

«Пойду наберусь высоты!» Как на самом деле живут люди с аутизмом. Лечение детского аутизма в центре д-р левит Есть ли выход



Спасибо KROLIK за идею и материалы.



СИНДРОМ АСПЕРГЕРА
Одно из пяти общих (первазивных) нарушений развития, иногда называемое формой высокофункционального аутизма (то есть аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранена). Проще говоря, лица с синдромом Аспергера обладают, как минимум, нормальным, либо высоким интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их эмоциональное и социальное развитие, а также интеграция происходят позже обычного.
Термин «Синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг (Lorna Wing) (October 7, 1928) Дракон-Весы / Рыцарь, в публикации 1981 г. Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера (Hans Asperger), (18 февраля 1906) Лошадь-Водолей / Профессор, который сам использовал термин «аутистическая психопатия».
У большинства людей с аутизмом и, особенно, детей, отставание в развитии может быть легко обнаружено. Они производят впечатление «отсталых», даже если их уровень IQ часто намного выше среднего. Но есть люди, которые могут по схожести называться аутистами, но не производят впечатления умственно отсталых, люди, у которых высокое развитие отдельных навыков более поражает, чем дефицит в коммуникации, социальном поведении и воображении. Их вербальная коммуникация, в частности, достаточно хорошо развита - именно этот тип нарушения развития был описан Гансом Аспергером и назван, в его честь, синдромом Аспергера.
__________



Известные аутисты:

Тони Де Блойс (?)
Американский слепой музыкант. Тони впервые сел за фортепиано в два года, а сегодня умеет играть на 20 музыкальных инструментах. Знает на память 8000 песен.

Хикари Оэ (13 июня 1963) Кот-Близнецы / Шут
Японский композитор, сын известного писателя Кэндзабуро Оэ. Несмотря на умственную неполноценность и физические ограничения (в том числе очень слабое зрение), обладает абсолютным слухом, что помогло ему стать композитором академической музыки. До 5-7 лет не говорил и не воспринимал слова окружающих, однако уже начал различать голоса птиц, называть их, повторяя за диктором на пластинке, потом ограниченно говорить самостоятельно. С 11 лет начал брать уроки музыки. В 13 лет сочинил своё первое произведение.

Сара Миллер (?)
42-летняя американская программистка, президент Nova Systems.

Донна Уильямс (1963) Кот
Художница и автор австралийских бестселлеров. Сейчас Донна — успешный человек, она замужем за программистом, продолжает писать книги и занимается созданием сайта аутистов.

Вернон Смит / Vernon Smith (January 1, 1927) Тигр-Козерог / Вождь, Если первоянварская дата является верной.
Лауреат Нобелевской премии, профессор экономики и права, доктор наук, автор 200 статей, обладатель наград за достижения в экономической науке...

Кристофер Тейлор (?)
40-летний англичанин, свободно владеющий датским, голландским, финским, французским, немецким и многими другими языками.

Тэмпл Грандин / Temple Grandin (August 29, 1947) Кабан-Дева / Аристократ.
Доктор философии, профессор, писательница, автор книги «Перевод с языка животных». Самая известная после Кима Пика аутистка в мире.

Ирис Йохансон (?)
Психолог, консультант по аутизму

Дэн Экройд / Dan Aykroyd (July 1, 1952) Дракон-Рак / Вектор.
Актёр-комик.

Дон Принc-Хьюз (?)
Женщина. Профессор aнтропологии из Университета Западного Вашингтона

Вим Клейн (савант) (4 декабря 1912) Крыса-Стрелец / Вектор
Голландец, чудо-счетчик, моментально производил в уме самые сложные вычисления, обладая в остальном интеллектом ниже среднего уровня. Клейн долгое время работал в ЦЕРНе (Европейская организация ядерных исследований) живым компьютером, пока его не вытеснили машины



Ким Пик/Kim Peek, один из самых знаменитых савантов современности.

СИНДРОМ САВАНТА
Психическое заболевание, проявляющиеся из-за неразделения мозга на отдельные полушария, таких людей называют савантами и их мозг действует как единое целое.
Савантами (фр. savant - «ученый») называются умственно отсталые люди, обладающие сверхъестественными интеллектуальными возможностями. Такой человек может повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз. Он безошибочно выдает результат умножения шестизначных чисел, как будто результат ему просто известен, или запросто скажет, на какой день недели придется Новый 3001 год. Некоторые саванты владеют 30 языками, могут спеть все арии, выйдя из оперы, и начертить карту Лондона после полета над городом, как это сделал 29-летний савант Стивен Вильтшир.

Известные саванты:

Алонзо Клемонс / Alonzo Clemons (?)
Американский скульптор, работающий с глиной

Дэниел Таммет / Daniel Tammet (31 January 1979) Коза-Водолей / Аристократ
Британский высоко-одарённый савант (математичаская синестезия, лингвистические способности, память) Вычисляет быстрее и точнее любого компьютера в мире. Если, например, попросить его разделить 13 на 97, то он сообщит результат, в котором после запятой следует более 100 знаков.

Дерек Паравичини / Derek Paravicini (July 26, 1979) Коза-Лев / Аристократ
Слепой британский музыкант

Джеймс Генри Паллен / James Henry Pullen (1835) Коза
Одаренный британский плотник

Джонатан Лерман / Jonathan Lerman (1987) Кот
Художник-аутист из США. Лет в десять начал рисовать углем гениальные портреты, которые теперь демонстрируются на крупных выставках.

Ким Пик / Kim Peek (November 11, 1951) Кот-Скорпион / Профессор
Американец с синдромом саванта, ставший прототипом героя Дастина Хоффмана в фильме "Человек дождя". События фильма полностью вымышлены и не совпадают с реальной жизнью Кима.

Лесли Лемке / Leslie Lemke (1952) Дракон
Американский музыкант. В раннем детстве демонстрировал способность полностью запоминать разговоры. В 14 лет сиделка впервые услышала, как он играет на фортепиано, воспроизводя мелодию, которая недавно звучала по телевизору. Вскоре уже выступал с концертами в США, Скандинавии, Японии. Не только исполняет, но и сочиняет музыку, несмотря на отсутствие музыкального образования.

Mэт Сэвидж / Matt Savage (1992) Обезьяна.
Одарённый джазовый музыкант-аутист из США

Ричард Воуро / Richard Wawro (14 апреля 1952) Дракон-Овен / Профессор
Художник из Шотландии. Диагноз аутизм ребенку поставили в 3 года. Говорить он научился к 11, рисовать - в 6. Техника - восковые карандаши. Рисует пейзажи по памяти. Сотни его работ приобрел Папа Иоанн Павел II. Работал в необычном для пастели направлении, специализирующегося на пейзажах и видах на море, которые были провозглашены для их высоко детальных и драматических картин интенсивной глубины и цвета. Рисовал с изображений, виденных им лишь раз – например, в книгах или по телевизору. Феноменальная память позволяла ему вспомнить, где он рисовал каждую картину и называть точную дату. Обладая прекрасной памятью, он часто добавлял своё туше в картину. Был особенно вдохновлён светом – и тона, которые он использовал, чтобы запечатлеть свет и тень, подобраны мастерски.


Стивен Вилтшир / Stephen Wiltshire (April 24, 1974) Тигр-Телец / Вектор
Британский архитектурный художник

Тони ДеБлойс / Tony DeBlois (January 22, 1974) Тигр-Водолей / Профессор
Слепой американский музыкант

Тристан Мендоза / Thristan Mendoza (1989) Коза
Филиппинский одарённый музыкант, играющий на маримбе

Henriett Seth-F. (1980) Обезьяна
Венгерский савант-аутист, одарённый поэт, писатель и художник

Жиль Трехин / Gilles Trehin (1972) Крыса
Французский художник и создатель вымышленного города Урвилля.

Предположительно, той или иной формой аутизма страдали:
Альберт Эйнштейн
Николай Гумилев
Арнольд Шенберг
Валерий Брюсов
Джеймс Джойс
Густав Малер
Дмитрий Шостакович
Карл Густав Юнг
Сергей Прокофьев
Ньютон Исаак
Дарвин
Больцман
Планк
Менделеев
Карно
Эренфест
Шредингер
Сократ
Льюис Кэрролл
Йетсу
Микеланджело
Платон
Ф. Ницше
Данте
Шиллер
Вагнер
Блез Паскаль.

Материалы http://ru.wikipedia.org .



СТАТИСТИКА

Вектор 3
Аристократ 3
Профессор 2
Шут 1
Рыцарь 0
Король 0
Вождь 1
________________
Кот 4 (1ж)
Коза 4
Тигр 3
Крыса 2
Обезьяна 2
Дракон 2
Кабан 1
Петух 0
Лошадь 0
Бык 0
Собака 0
Змея 0
_________________
Водолей 2
Стрелец 1
Телец 1
Близнецы 1
Дева 1
Козерог 1
Скорпион 1
Рак 1
Лев 1
Рыба 0
Овен 0
Весы 0
_____________
флегматик (косм. оптимист) 5
сангвиник (прир.опт.) 3
меланхолик (скептик) 2
холерик (драм. темперамент) 1
_______________
Открытые 6
Закрытые 6
Ортодоксы 6
___________________
Взлётность 9
Гумманисты 4
Возмужание 3
Деятели 2
______________
Реалисты 8
Мистики 7 (1ж)
Волевики 3
Логики 0
___________________________
Пионер 5
Фаталист 5
Самодельшик 4
Везунчик 4

Статистика мала, конечно же, да и каждый случай лучше разобрать отдельно. Засим пишу мало и буду краток.

Заметил бы полное отсутствие логиков и логичное лидерство мистиков в полном составе, как людей-ходячих парадоксов. Необьяснимо присутствие на вершине двух реалистов – Кота и Козы.

Также в кассу флегматичный темперамент "людей дождя". Приветствуется старческая взлетность, эдакая вещь в себе. При непопулярности суетливых деятельных знаков.

Вектора парадоксальны и тут, как видим. Векторные переплавки затмевают то разум, то обычные способности, сильно искажая таланты в какую-то одну богу ведомую сторону.

Первый возможный признак аутизма: твой ребёнок – не правша

Выбор активной руки многое говорит об организации мозга. Левая половина нашего мозга управляет правой стороной тела, и наоборот. При этом полушария мозга не совсем равны – часть психических функций явно управляется из правого полушария, а другая часть – из левого. Такая связь функций с полушариями называется латерализацией.

Дети выбирают “любимую” руку примерно тогда же, когда начинают свободно говорить – примерно в 4 года. Леворукость или праворукость – устойчивая характеристика и, как правило, она уже не меняется в течение жизни.

Для большинства людей доминирующее полушарие – левое. Тут находится командный центр речи, и та же самая область, которая управляет возможностью произносить слова, управляет и мелкой моторикой. 90% людей пишут и более активно жестикулируют правой рукой.

Эволюционные психологи думают, что такое соседство не случайно – вероятнее всего, сперва мы “говорили” жестами. Потом мы стали умнее, научились использовать всякие орудия вроде палок и булыжников, и руки нам потребовались для работы, так что пришлось научиться связно говорить.

Умение при помощи жестов выражать свои мысли очень пригодилось – из этих последовательных движений потом получилась синтаксическая структура языка.

Эту теорию подтверждает и тот факт, что дети, у которых не развита мелкая моторика, начинают говорить позже сверстников.

Левая, правая или без разницы?

В начале 20 века считалось, что леворукость – это аномалия развития, которая может привести чуть ли не к психическим заболеваниям. В то время (да и много позже) леворуких детей “переучивали”, чтобы заставить их писать правой рукой.

Сегодня нам понятно, что леворукость и праворукость – это не выбор из двух вариантов, а шкала, на одном конце которой – абсолютные правши, а на другом – левши. Посередине же люди, которые успешно используют обе руки.

Простые задачи – например, почесаться или взять со стола кружку – можно делать любой рукой. Однако более сложные, такие, как письмо, требуют специализированных возможностей левого полушария. Поэтому большинство детей пишут и рисуют правой рукой. Однако навык использования определенной руки развивается постепенно, и мозг также постепенно адаптируется к этому выбору.

Ученые считают, что у детей, которые используют только одну руку, очень сильная мозговая латерализация.

Амбидекстеры же – дети, которые одинаково хорошо рисуют и пишут и левой, и правой рукой, отличаются нетипичным развитием языковых и двигательных центров. Процент амбидекстеров невелик – всего 3-4%, однако среди детей с расстройствами аутического спектра он намного выше и доходит до 47%. Возможно, это поможет диагностировать аутизм на ранних этапах развития ребенка.

Ну и какая от этого польза?

Сейчас аутизм диагностируется относительно поздно, когда начинаются проблемы с речью. Однако мозг маленького ребенка чрезвычайно гибок и восприимчив к терапии, и ранее начало лечения аутизма может дать потрясающие результаты. Тот факт, что ребенок одинаково использует обе руки, может стать первым звоночком, который важно не пропустить.

Пусть читателей не смущает размер заголовка!

Как часто мы слышим и употребляем фразу: «Дети – наше будущее!». В подтверждение этому, в развитых странах существуют специальные институты, которые занимаются, как сбором информации о существующем положении здоровья детей, так и изучением и распространением научно-практической информации о современных методиках лечения и реабилитации больных детей. Ибо ни одна страна не желает себе «больного будущего».

Проблема детского аутизма – одна из животрепещущих тем различных медицинских съездов и мировых научных форумов специалистов. А неумолимая статистика уже давно не радует: аутизм движется семимильными шагами по нашей планете . Совсем не случайно, в ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма.

Не будем останавливаться на причинах и течении болезни, для этого есть специальные ресурсы. Поговорим о том, что нового в лечении ребенка, больного аутизмом.

Центр реабилитации детей с задержкой умственного и физического развития (руководитель доктор Лев Левит, Израиль), вот уже более 20 лет ведет кропотливую работу в реабилитации детей с аутизмом, регрессивным аутизмом, гиперактивных детей, ДЦП, миопатией и др. заболеваниями (www.drlevit.ru).

В своей повседневной практике специалисты Центра постоянно совершенствуют используемые методики.

1.Кранио-сакральная терапия

2.Гомеопатия
3.Диетотерапия (включая витаминотерапию, ДАН-протокол)

4.Психотерапевтический консалтинг родителей больных детей

5.Биорезонансная терапия

6.Томатис (специалист из Франции с применением специального современного

оборудования)

7.Обучение родителей системе управляемого саморегулирования

8.Электростимулиционные техники.

В настоящее время доктор ЛЕВ ЛЕВИТ на базе кранио-сакральной методикиразработал, новую, комбинированную, получившую эффективные результаты, методику

КРАНИОЦЕРЕБРАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ (www .drlevit .com ).

КРАНИОЦЕРЕБРАЛЬНАЯ («кранио» – череп, «церебрум» – мозг) СТИМУЛЯЦИЯ позволяет добитьсяболее быстрых результатов в восстановлении функций центральной нервной системы и, соответственно, убрать негативные состояния: снимаются ассистивные действия больного ребенка; улучшается понимание; восстанавливается речевая активность; улучшается общее состояние при таких тяжелых заболеваниях, как ДЦП, синдром Дауна; повышается мышечный тонус при миопатии; стабилизируется общее эмоциональное и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастом.

Необходимо отметить, что каждая из используемых методик подбирается индивидуально (www.drlevit.com ) для каждого пациента. По завершению курса лечения, связь с родителями не заканчивается. Сопровождение специалистами Центра своих пациентов продолжается до момента стабилизации состояния ребенка.

Отныне, можно не просто задать вопрос доктору Левиту и получить письменный ответ

Израиль,

Тель-Авив

Smolansky , 5

e -mail : drlevit @gmail .com

Телефон для связи. 972-777-535455

Контактное лицо: Светлана Горгин

Администрация сайта ХАЙФАИНФО КОМ не несет ответственность за содержание информационных материалов, полученных из внешних источников. Мнения, высказанные в рубрике передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции. Редакция сайта не отвечает за достоверность таких материалов, а выполняет исключительно роль носителя. Редакция как правило, не вступает в переписку с авторами. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Авторские материалы предлагаются читателю без изменений и добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора материала.

Ора на приеме у доктора

О причинах аутизма у детей, о лечении аутизма и расстройств аутистического спектра и наших результатах

О Задержке психоречевого развития и лечении ЗПР, ЗПРР — читайте в отдельном разделе

В центре Д-ра Льва Левита проводится реабилитация детей с аутизмом с помощью авторской остеопатической методики. Наша клиника занимается лечением аутизма в Израиле и других нарушений ЦНС с 1996 года.

За более чем 20 лет практики и работы с особенными детьми с аутизмом, была выработана эффективная тактика лечения: краниальная терапия, диета, гомеопатия и последующие занятия с ребенком.

Доктор Левит и сотрудники центра постоянно работают с детьми с различными расстройствами аутистического спектра (далее — РАС).

Речь идет о:

  • «классическом» аутизме,
  • органическом аутизме,
  • аутистическом расстройстве,
  • атипичном аутизме.

Особого внимания заслуживает лечение и реабилитацмя детей с регрессивным аутизмом. Он начинается с 1 года до 2,5 лет после периода нормального развития. Ребенок начинает забывать слова, больше не делает то, на что был способен раньше, перестает разговаривать, у него снижается интеллект. Часто это симптомы поствакцинальной реакции организма на прививку, когда организм малыша ослаблен.

За последние 30 лет резко увеличилось рождение детей с аутизмом и задержкой умственного и психофизического развития. По некоторым данным это число составляет 1:150. По статистике, в США каждый 50-й школьник страдает тем или иным расстройством аутистического спектра.

Возможные причины развития аутизма у детей:

1. Изменение экологической среды.

2. Химические и синтетические составляющие в продуктах питания;

3. Загрязнение воздуха, воды.

4. Интенсивная вакцинация.

5. Травмы при родах.

6. Обширное использование химии в средствах гигиены.

7. Генетические мутации, связанные с более поздней беременностью

и другими внешними факторами, влияющими на здоровье женщины.

Аутизм напрямую связан с работой центральной нервной системы ребенка. В нашем центре мы применяем технику стимуляции мозга. Стимулируются те его участки, которые не функционируют в достаточной степени. У детей, страдающих аутизмом это области, отвечающие за коммуникацию и связь с окружающим миром.

Лечение аутизма — Главное прийти вовремя!

Доктор Левит: «За годы работы с такими детьми мне удалось вернуть к нормальному состоянию десятки детей с аутизмом. Примерно 30% детей, которые не принимают психотропные препараты, дают улучшение с первых сеансов, а к концу лечения полностью выздоравливают. У 50% детей наблюдается значительное улучшение состояния психики и развития. У детей с задержкой умственного и психофизического развития эффективность лечения достигается 85%.»

Результаты лечения аутизма и РАС

Смотрите видео-раздел: 0698, 6725, 2429, 6405

Основные положительные сдвиги у детей с аутизмом после курса лечения в Израиле:

  • Начинают больше интересоваться окружающим миром и окружающими
  • Проходят или уменьшаются случаи самоагрессии
  • Дети начинают воспринимать и выполнять просьбы
  • Увеличивается запас слов, а главное, ребенок может начать обращаться к родителю — жестом, взглядом, словом, иногда все еще невпопад. Однако, если родители занимаются с ребенком по коррекционным методикам, после курса лечения в центре у ребенка происходит резкий скачок развития
  • Некоторые дети начинают произносить слова и предложения
  • У части детей улучшается метаболизм и аппетит, они начинают пробовать ранее отвергаемую пищу

Дети, которые принимают психотропные препараты лечатся значительно тяжелей. Но добиться результата можно. Многих детей нам удалось вылечить, уменьшить или полностью снять психотропные препараты. При этом многие дети с расстройствами аутистического спектра начали нормально развиваться.

Доктор Левит: «В своей практике я применяю различные методы лечения аутизма и отставания в развитии в зависимости от причины, которая привела ребенка к данному состоянию. Это методы краниальной остеопатии. В определенных случаях применяю авторские наработанные методы лечения аутизма.

Практически во всех случаях добиваемся положительного результата. Если есть сомнение, все ли в порядке с ребенком, стоит проконсультироваться со специалистом и получить полные данные о состоянии ребенка, или взрослого.

Видео-отзывы родителей после курса лечения смотрите

В Украине и Крыму детей-аутистов с каждым годом становится все больше. Ученым еще предстоит выяснить причину такого явления. А родители аутистов уже столкнулись с большими проблемами, которые надо срочно решать. И это касается не только психологических вопросов, но и насущных. Например, в Бахчисарае закрывается отделение реабилитации для детей-инвалидов.

Бахчисарайская история

В Бахчисарае уже несколько лет существует отделение реабилитации для детей-инвалидов при территориальном центре. Всего в городе более 80 детей-инвалидов. Однако отделение реабилитации небольшое: здесь постоянно находилось 8 детей, больных аутизмом и ДЦП, еще трое должны были прийти на следующий год. Такие дети требуют особого подхода. Ведь понятие аутизм означает «погружение, уход в себя». Аутизм проявляется с детства и ещё недавно считалось, что такой ребёнок никогда не сможет нормально жить и развиваться. Среди специалистов, изучающих это явление, нет единого мнения о том, что представляет из себя аутизм – болезнь или функциональное нарушение, почему он возникает и, главное, как помочь детям с этим диагнозом. В Украине диагностировать аутизм стали только 10 лет назад.

В отделении реабилитации в Бахчисарае непохожие на других дети могли общаться друг с другом и заниматься со специалистами. По сути, это группа дневного пребывания «особенных» детей, благодаря существованию которой их мамы могли работать хотя бы полдня.

28 декабря 2011 года Бахчисарайская райгосадминистрация издает распоряжение № 1549 «О закрытии отделения социально-бытовой адаптации детей-инвалидов». Согласно распоряжению, отделение закрывают и выводят из структуры территориального центра социального обслуживания Бахчисарайского района. Кроме того, из штатного расписания выводятся воспитатель, культорганизатор (полставки), помощник воспитателя (две ставки), медицинская сестра (полставки), инструктор лечебной физкультуры (полставки).

Официально названной причиной ликвидации отделения стало открытие Бахчисарайского районного центра социальной реабилитации детей-инвалидов. Районный бюджет выделил средства, и в начале января центр торжественно открыли, рассказывает глава Бахчисарайской РГА Ильми Умеров.

«В прошлом году мы создали центр реабилитации полноценный. Там много нюансов: в официально созданный центр происходит отбор детей, медицинское наблюдение, направление, обследование. В том отделении, которое было раньше, были просто ясли, мамы оставляли детей и могли заниматься своими делами. Это, конечно, имеет право на существование, но не тогда, когда государство на это денег не выделяет. То, что сэкономили, то, что выкрутили с других направлений, то и использовали. А сейчас на средства, которые выделили, создали центр», – говорит И.Умеров.

Однако родители детей-аутистов считают, что недавно открытый центр имеет совсем другую специализацию. «Мы не против того, что открыли реабилитационный центр, он тоже нужен, но он совершенно иного направления, – рассказывает председатель общественной организации «Маленькая страна», объединяющей родителей детей-инвалидов Алина Юркевич. – Там происходит медицинская реабилитация, а в нашем отделении – социально-бытовая. Ребенок социализируется, общается с друзьями. С нашими детьми, как с гадкими утятами, никто нигде не играет, поэтому им крайне необходимо общение хотя бы друг с другом».

Кроме того, в положении нового центра не прописано оказание социально-бытовой реабилитации. То есть, родители привозят детей, с ними несколько часов занимается массажист, дефектолог и психолог, и детей забирают назад. О длительном процессе социологизации больных детей, что крайне для них важно, речи не идет. «В нашем отделении дети постоянно находятся под присмотром специалистов, а в центре специалисты будут работать с ними, по сути, только положенные по закону два раза в год по 10 дней и все», – сетует А.Юркевич.

Однако у районных властей своя позиция. Как говорит Ильми Умеров, цель сотрудников центра – научить родителей самим заботиться о больных детях. Кроме того, на прежнее отделение в бюджете нет средств, говорит глава РГА.

«Это отделение никогда не создавалось, оно существовало за счет того, что территориальный центр экономил на других. И создали это подразделение как детские ясли. Туда ходило 8 детей, больше они не могли принять. На сегодняшний день условий как в яслях, им никто не создает. Требование реабилитационного центра немного другие. Там цель — обучить маму ухаживать за собственным ребенком. С моей точки зрения, это более правильный подход, чем сдавать его в ясли, и заниматься своими делами, хотя и это нужно», – считает И.Умеров. И добавляет: в любом случае руководство района проблему не оставит.

«Сейчас мы с райсоветом пытаемся найти путь решения этой проблемы. Хотя бы на несколько коек в одной комнатке организовать что-то подобное. И руководитель этого центра не против, при условии, если будет финансирование. В любом случае, просто так их не оставим», – обещает И.Умеров.

Однако родители детей-инвалидов не столь оптимистичны. Сложным детям необходим особенный уход и подход. Родители готовы платить за обучение их детей даже больше, чем другие родители в детских садах. «Но просто поставить кровати – мало. Наши дети – аутисты, их надо водить за руку. Они не будут просто спать в тихий час. В отделении у них есть свой огороженный дворик, специалисты, которые постоянно с ними занимаются. При новом центре нет никакого двора, гулять они не смогут», – опасается А.Юркевич.

Аутизм в Украине

В Украине проблема аутизма до сих пор находится вне правового поля, а это означает, что официальная политика государства в отношении ее просто отсутствует. Именно этим объясняется несовершенство системы медицинской и психолого-педагогической диагностики аутизма, развития, обучения и социализации детей с нарушениями спектра аутизма, а также практически полное отсутствие системы социально-психологической поддержки и сопровождения их семей. Тем временем, на 250-300 новорожденных в среднем приходится один случай аутизма: это чаще, чем глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По официальным данным, в нашей стране только за последние пять лет количество детей с диагнозом «ранний детский аутизм» выросло, практически, в пять раз.

Как рассказала «Центру» президент крымского благотворительной организации «Аутизм 2006», психолог, педагог, координатор инклюзивного ресурсного центра канадско-украинского проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине», мама взрослого аутичного ребенка Галина Клименко, в Крыму выявлено около 70 детей с этим недугом. В Симферополе в 2007 году по официальным данным на учете стояло 12 детей-аутистов, а в 2011 – уже 45 человек.

»И это только вершина айсберга. В реальности таких детей значительно больше, если учесть проблемы, связанные с психо-эмоциональной неготовностью большинства родителей детей раннего возраста к обследованию ребенка, а также определенными трудностями самого процесса диагностики, – говорит Г. Клименко. – Несмотря на то, что в большинстве стран мира уже давно выработаны подходы к этой проблеме, разработаны специальные методики, внутри которых проходит диагностика, развитие и обучение детей с нарушениями спектра аутизма, в Украине, к сожалению, государственная политика в отношении этой проблемы полностью отсутствует. Да и откуда ей взяться, если внутри украинского научного сообщества не заметно попыток выработки единого научно обоснованного подхода, который мог бы лечь в основу такой политики. По-прежнему, на проблему аутизма у нас смотрят, как на сугубо психиатрическую, которую нужно «лечить» исключительно с помощь нейролептиков. Хотя, по большому счету, даже самим врачам давно ясно, что с помощью только лекарственных препаратов детям помочь невозможно. Если упрощенно попробовать определить проблемы аутизма, то это проблемы глубокого и всестороннего нарушения восприятия ребенком картины мира, что неизбежно ведет к проблемам с коммуникацией и социальной адаптацией.

Есть ли выход?

В современных реалиях на социальные программы с каждым годом в государстве выделяется все меньше и меньше средств. Поэтому, говорят специалисты, для родителей таких детей остается единственный выход – искать пути решения проблемы самостоятельно.

Как рассказывает Г.Клименко, во Львове есть, оказывающий помощь не только детям-аутистам, но и детям с разными психо-физическими патологиями. В центре создана разветвленная система разнообразных сервисов, начиная с услуг ранней помощи ребенку и его семье, и заканчивая мастерскими, в которых работают «особенные» молодые люди от 18 и до 35 лет. Услуги, оказываемые в этом центре, соответствуют всем международным стандартам, при этом они остаются бесплатными. В течение 12 лет этот уникальный центр существовал исключительно за счет средств, которые привлекались с помощью грантовой деятельности и спонсоров. И только несколько лет назад центр был частично взят на финансирование государства.

Подобные центры, созданные по инициативе родителей, существуют и в других городах Украины. Так, в Киеве помогают детям с нарушениями спектра аутизма в «Школе життя» Марии Щибрик, благотворительной организации «Школа «Сходинки», общественной организации «Солнечный круг» и других. Относительно недавно в Киеве создано первое в Украине заведение учебно-реабилитационного профиля полного дня для детей с особенностями в развитии «Дитина з майбутнім». Этот детский сад за короткий срок обрел большую популярность, поскольку полностью профилирован для работы именно с аутистами. Специализированный детсад – один из проектов Международной общественной организации «Фонд помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім», которая финансируется меценатами, в том числе – выходцами из Украины, ныне проживающими в Израиле. В попечительский совет Фонда входят Ян Табачник, Татьяна Недельская, Дмитрий Гордон, Виталий Коротич и другие известные люди. Кроме того, сюда приглашают иностранных специалистов для работы с детьми и обучения персонала. На каждого ребенка в этом детском саду приходится как минимум двое взрослых. Но и оплата за пребывание в таком саду достаточно высокая.

Крым в этом плане пока находится только на пути становления. В Симферополе существует специальная общеобразовательная школа «Злагода», в которой сейчас обучается 17 детей с аутизмом. Однако существует проблема обучения специалистов, которые работают с детьми. «Благодаря инициативе нашей организации и при поддержке украинско-канадского проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» летом 2010 года семь педагогов и специалистов школы обучились на курсах повышения квалификации по работе с детьми аутистического спектра, организованные при Львовской национальном университете им. И. Франко. В настоящее время специальная школа «Злагода» получила от украинско-канадского проекта грант на проведение семинара для специалистов и родителей, в ходе которого будут представлены методики работы львовских коллег с детьми-аутистами», – рассказывает Г.Клименко. Кроме того, по ее словам, сегодня двое детей с аутизмом обучаются в его пилотной общеобразовательной школе – УВК школе-лицее №3 им. А.С. Макаренко.

По словам Г.Клименко, отделение реабилитации в Бахчисарае крайне важно для детей-аутистов и их родителей. По словам специалиста, районным властям совместно с родителями нужно обязательно найти компромисс. Ведь целью, как власти, так и гражданского общества, является партнерство, а не конфронтация. И если уж закрытие существующего отделения при терцентре в Бахчисарае неизбежно, вполне можно попытаться на базе нового реабилитационного центра создать первую в Крыму группу дневного пребывания для детей с нарушениями спектра аутизма. А опыт привлечения дополнительных средств и спонсоров у руководителя этого центра имеется, уверена Г.Клименко.

«Функция же дневного пребывания крайне важна для детей с особыми потребностями и их родителей. Ведь никто не сомневается в пользе пребывания обычных детей в коллективе сверстников. И почему никому не приходит в голову отказывать обычным родителям в праве определения ребенка в детский сад только на том основании, что они сами должны уметь ухаживать за своим ребенком? Отказывая родителям особых детей в праве на дневное пребывание в специальном учреждении, власти, по сути, лишают родителей права на работу, что, помимо нарушения конституционной нормы, в наших реалиях, обрекает семью особого ребенка на нищенское, полуголодное существование», – говорит Г.Клименко. И добавляет: если уж семьям особых детей отказывают в возможности пользования подобными услугами в специальном учреждении, то на основании принятой в Украине концепции развития инклюзивного образования, последних указов президента Украины и постановлений Кабмина, а также приказов и распоряжений министерства образования и науки, молодежи и спорта АРК в отношении внедрения модели инклюзивного образования, родители детей с особыми потребностями имеют законное право настаивать на включении их детей в детские дошкольные учреждения общего типа и массовые школы.

По словам специалиста, пока общество не готово адекватно относиться не только проблеме аутизма, но вообще к проблеме инвалидности, задача родителей объединять усилия для инициирования создания новых услуг для своих детей и отстаивания их прав на обучение и просто достойную жизнь в кругу своей семьи и в сообществе своих сверстников.