Главная · Другие болезни · Первые правители Руси. Правители Древней Руси: хронология и достижения. Краткая характеристика князей

Первые правители Руси. Правители Древней Руси: хронология и достижения. Краткая характеристика князей

Княжеский род традиционно считается по прямой мужской линии, поэтому для первых русских князей генеалогическое древо будет выглядеть так:

Деятельность первых русских князей: внутренняя и внешняя политика.

Рюрик.

Первый из русских князей, положивший начало династии. Пришел на Русь по призыву новгородских старейшин вместе с братьями, Трувором и Синеусом, а после их гибели правил всеми землями вокруг Новгорода. К сожалению, о свершениях Рюрика почти ничего не известно - летописей того времени не сохранилось.

Олег.

После смерти Рюрика в 879 году княжение перешло к одному из его военачальников - Олегу, поскольку сын Рюрика был еще слишком мал. Князь Олег внес большой вклад в создание русского государства: при нем в 882 году был присоединен Киев, затем Смоленск, открыт путь «из варяг в греки», присоединены древлянские и некоторые другие племена.

Занимался Олег и развитием экономических отношений - его поход на Царьград, или Константинополь, закончился подписание мирного торгового договора. За мудрость и проницательность князя Олега прозвали «вещим».

Игорь.

Сын Рюрика, вступивший в княжение в 912 году после смерти Олега. Наиболее известна история его гибели - попытавшись собрать дань с древлян во второй раз, Игорь поплатился за жадность и был убит. Однако к годам правления этого князя относятся также новые походы на Византию - в 941 и 944 годах - еще один мирный договор с этой державой, присоединение племен угличей, успешная оборона границ от печенежских набегов.

Ольга.

Вдова князя Игоря стала первой женщиной-княгиней на Руси. Жестоко отомстив древлянам за смерть мужа, она тем не менее установила четкий размер дани и места для ее сбора. Первой попыталась привести христианство на Русь, однако Святослав и его дружина воспротивились новой вере. Христианство было принято только при князе Владимире - внуке Ольги.

Святослав.

Сын Игоря и Ольги, князь Святослав, вошел в историю, как правитель-воин, правитель-солдат. Все его правление состояло из непрерывных военных походов - на вятичей, на хазар, на Византию, на печенегов. Военная мощь Руси при нем окрепла, и тогда Византия, объединившись с печенегами, атаковала войско князя на Днепре, когда Святослав возвращался домой из очередного похода. Князь был убит, а из его черепа предводитель печенегов сделал чашу.

Итоги правления первых князей.

Всех первых правителей Руси объединяет одно - так или иначе они занимались расширением и укреплением молодого государства. Менялись границы, заключались экономические союзы, князья старались навести порядок внутри страны, устанавливая первые законы.

Первые правители Древней Руси (от образования государства - до периода феодальной раздробленности).

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.
Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель.
Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.
Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.


Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути "из варяг в греки".
В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.
Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей.
Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).



Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове.
Отразил набеги кочевников-печенегов.
Организовал военные походы против Византии:
1) 941 г. - закончился неудачей;
2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.
Убит древлянами при сборе дани в 945 г.


Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.
Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:
1) уроков определения точных размеров дани;
2) погостов - установления мест сбора дани.
Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена.
В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

Сын князя Игоря и княгини Ольги.
Инициатор и руководитель многих военных походов:
- Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965 г.)
- Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)
- Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)
- Договор между Русью и Византией (971 г.)
Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.
980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.
988 г. - принятие христианства на Руси.
(Причины принятия христианства:
- необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе;
- оправдание социального неравенства;
- необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.
Значение принятия христианства:
- укрепило государство и власть князя;
- повысило международный авторитет Руси;
- способствовало приобщению Руси к византийской культуре.)
При Владимире идет дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил удачные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города: Переяславль, Белгород и др.

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.
Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству.
Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.
Осуществил военные походы:
- в Прибалтику;
- в польско-литовские земли;
- в Византию.
Окончательно разгромил печенегов.
Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда", "Правда Ярослава").



Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода Первого и Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).
Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов пртив половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)
Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.
Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.
Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.
Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.



Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.
Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство.
Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича.
После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.

· Рюрик – предводитель наемной варяжской дружины, согласно «Повести временных лет» приглашенный (призванный) в Новгород в 862 г., захватил власть и стал князем в Новгороде. Киевские князья впоследствии считали его родоначальником своей династии. Умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря.

· ОлегВещий (879–912) – первый исторический князь варяжского происхождения, в 879–882 гг. правил в Новгороде, в 882 г. захватил Киев, убил киевских князей Аскольда и Дира , объединил два восточнославянских центра в единое Древнерусское государство. В 882 г. Киев стал центром Древнерусского государства. В 907 г. совершил поход на Царьград (Константинополь) и в знак окончания военных действия и мира повесил свой щит на его ворота, подписал выгодный договор с Византией о беспошлинной торговле на территории империи. Новые уступки Русь получила по договору с Византией 911 г.

· Игорь (912–945) – по летописи сын Рюрика (отсюда – династия Рюриковичей ), продолжил подчинение восточнославянских племен, в 941 и 944 гг. – новые походы на Византию, 944 г. – новый русско-византийский договор. 945 г. – древляне убили Игоря во время сбора дани. Его жена княгиня Ольга организовала карательный поход против древлян.

· Ольга Святая (945–957) – была регентом при Святославе в период его малолетства и правила во время его походов, провела реформы: установила «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани. В 957 г. посетила Константинополь и приняла крещение.

· Святослав ( 962–972) – воевал с хазарами, после его походов Хазарский каганат прекратил свое существование как сильное государство. Совершил поход на Византию и в 970 г. з аключил с ней мир.

· Владимир Святой, Красное Солнышко (980–1015) – воевал с печенегами, женился на византийской принцессе Анне. При нем в 988 г. – крещение Руси (принятие христианства в качестве официальной религии). В Древней Руси вместо политеистического (политеизм – многобожие) язычества утвердилась монотеистическая (монотеизм – единобожие) религия .

Причины принятия христианства :

1. необходимость укрепления государства и его территориального единства;

2. необходимость вхождения в семью европейских народов, язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей;

3. нараставшая социальная неоднородность общества требовала перехода к более сложной мировоззренческой системе.

Причины выбора христианства в его православном варианте :

1. прочные культурные и экономические связи с сильнейшим государством X века Византией, наследницей великого Рима;

2. международная обстановка, отношение церкви и государства (Римский Папа притязал на светскую власть, католическая церковь не желала учитывать местные особенности, ее воинственность);



3. терпимость православия к местным традициям.

Последствия принятия христианства (православия) на Руси :

1. правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти (христианскую религию), а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывавшегося феодального строя;

2. идеологически закреплялось единство Древнерусского государства;

3. Русь получила письменность и возможность приобщаться к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;

4. расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов;

5. православная церковь повлияла на древнерусское общество – смягчила нравы, боролась против многоженства и других языческих пережитков, выступила против рабства.

· Ярослав Мудрый (1019–1054) – стал самовластцем, ввел в действие первый в Древней Руси письменный свод законов – Русскую Правду (1016 г .) для юридического регулирования раннефеодальных отношений. Династическими браками своих детей способствовал расширению и укреплению контактов с европейскими странами. В 1036 г. нанес решительное поражение печенегам в битве под Киевом. В его княжение положено начало Киево-Печерской Лавре . В 1051 г. впервые киевским митрополитом (главой русской православной церкви в Древней Руси) избран русский по происхождению Илларион . Организовал перевод богослужебных книг. Построил Софийский собор в Киеве.

Краткая редакция Русской Правды , помимо Правды Ярослава , включала Правду Ярославичей , созданную сыновьями Ярослава (Изяслав, Святослав, Всеволод) в около 1072 г. как реакцию государства на народные волнения. Она запретила кровную месть, заменив ее вирой (штраф за убийство свободного человека), обеспечила защиту личных владений князя, усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения.

· Владимир Мономах (1113–1125) – как реакцию на восстание в Киеве в 1113 г . принял законодательный акт «Устав Владимира Мономаха» (1113 г .), вошедший в состав Пространной редакции Русской Правды, которая зафиксировала появление новой группы феодально-зависимых людей – закупов и установил размеры процентов по займам, ограничив ростовщичество. Организатор похода русских князей против половцев в 1111 г. Значительно ослабил половецкую опасность вследствие походов на половцев.

· Мстислав Владимирович (1125–1132) – ликвидировал половецкую опасность, окончательно разгромив половцев .

Привет, друзья!

В этом посте мы остановимся на такой непростой теме, как первые киевские князья. Сегодня будут приведены 7 авторских исторических портретов с Олега Вещего до Владимира II Мономаха, все эти исторические портреты написаны на максимальный балл и соответствуют всем критериям оценки работы на ЕГЭ.

Вы видите перед собой карту Древней Руси, вернее племен которые проживали на их территории. Видите, что это территория нынешней Украины и Белоруссии. Древняя Русь простиралась от Карпат на Западе, до Оки и Волги на Востоке и от Балтики на Севере, до степей Причерноморья на Юге. Безусловно, Киев был столицей этого Древнерусского государства и именно там сидели князья киевские. Мы с Вами начнем изучение Древней Руси с князя Олега. К сожалению не сохранилось сведений об этом князе, а сохранилась только легенда «Легенда о Вещем Олеге», которую Вы все прекрасно знаете. И вот в 882 году, Олег направился на Киев из Новгорода. Он был дружинником Рюрика (862-882 гг.) и пока сын Рюрика, Игорь был мал, Олег был его регентом. И вот в 882 году, Олег захватил Киев, убив Аскольда и Дира и этого момента началось время его княжения.

Олег Вещий — Исторический портрет

Время жизни: IX век – начало X века

Годы правления: 882-912 гг.

1. Внутренняя политика:

1.1. Сделал Киев столицей Древней Руси, поэтому некоторые историки считают Олега основателем Древнерусского государства. «Да будет Киев матерью городов русских»

1.2. Объединил северный и южный центры восточных славян, путем завоеваний земель уличей, тиверцев, радимичей, северян, древлян, подчинения таких городов, как Смоленск, Любеч, Киев.

2. Внешняя политика:

2.1. Совершил успешный поход на Царьград в 907 году.

2.2. Заключил выгодные для страны мирные и торговые договора с Византией.

Итоги деятельности:

Князь Олег за годы своего правления значительно увеличил территорию Руси, заключил первый торговый договор с Византией (Константинополем)

Вторым правителем после Олега был Игорь Старый и о его правлении современной истории многое неизвестно и мы знаем только о последних четырех годах его княжения в Киеве.

Исторический портрет Игоря Старого

Время жизни: конец IXвека – II четверть Xвека

Годы правления: 912-945 гг.

Основные направления деятельности:

1. Внутренняя политика:

1.1. Продолжал объединение восточнославянских племен

1.2. Был наместником в Киеве во время правления Олега

2. Внешняя политика:

2.1. Русско-византийская война 941-944 гг.

2.2. Война с печенегами

2.3. Война с древлянами

2.4. Военный поход на Византию

Итоги деятельности:

Распространил свою власть на славянские племена между Днестром и Дунаем, заключил военно-торговый договор с Византией, завоевал древлян.

После убийства Игоря древлянами за чрезмерный сбор дани, на престол вступила его супруга — Ольга.

Княгиня Ольга

Время жизни: II- III четверть X века.

Годы правления: 945-962 гг.

Основные направления деятельности:

1. Внутренняя политика:

1.1. Укрепление центральной власти путём расправы на племенем древлян

1.2. Провела на Руси первую налоговую реформу: ввела уроки - фиксированный размер сбора дани и погосты — места свода дани.

2. Внешняя политика:

2.1. Была первой русской княгиней и вообще правительницей, которая приняла христианство.

2.2. Смогла препятствовать вокняжению в Киеве древлянской династии князей.

Итоги деятельности:

Ольга укрепила внутреннее положение молодого русского государства, наладила отношения с Византией, повысила авторитет Руси, смогла сохранить русский престол для своего сына Святослава.

После смерти Ольги, в Киеве началось правление Святослава Игоревича, известного своей богатой внешней политикой

Святослав Игоревич

Время жизни: вторая половина 10 века.

Годы правления 945 - 972 гг.

Основные направления деятельности:

1. Внутренняя политика:

1.1. Вел дальнейшее укрепление древнерусского государства, как и свои предшественники.

1.2. Попытался создать империю.

2. Внешняя политика:

2.1. Провел военный поход на Булгарию в 967 году.

2.2. Разгромил Хазарский каганат в 965 году.

2.3. Провел военный поход против Византии.

Итоги деятельности:

Завязал дипломатические отношения со многим народами мира, упрочил положение Руси на мировой арене, снял угрозу со стороны Волжской Булгарии и Хазарского каганата, расширил владения киевского князя, хотел создать империю, однако его планам не суждено было сбыться.

После смерти Святослава на киевский престол вступил князь Ярополк (972-980 гг.), который за 8 лет своего правления внес очень небольшой вклад в историю Древней Руси. После его княжения на киевский престол вступил Владимир I, в народе прозванный Красным Солнышком.

Владимир I Святославович (Святой, Красное Солнышко) — Исторический портрет

Время жизни: 3 четверть X века - первая половина XI века (~ 960-1015 гг.);
Годы правления: 980-1015 гг.

Основные направления деятельности:
1. Внутренняя политика:
1.1. Окончательное присоединение земель вятичей, червенских городов, а также земли по обе стороны Карпат.
1.2. Языческая реформа. С целью упрочнения великокняжеской власти и приобщения Руси к остальному миру, в 980 году Владимиром была проведена Языческая реформа, согласно которой во главе пантеона славянских богов ставился Перун. После неудачи реформы Владимиром I принимается решение крестить Русь по византийскому обряду.
1.3. Принятие христианства. После неудачи языческой реформы, при Владимире в 988 году, в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсунь. Поводом к выбору христианства как основной религии была женитьба Владимира на Византийской царевне Анне и распространенность этой веры на Руси.
2. Внешняя политика:
2.1. Защита границ Руси. При Владимире в целях защиты была создана Единая Оборонительная Система от кочевников и Система Оповещения.
2.2. Разгром ополчения радимичей, поход в Волжскую Булгарию, первое столкновение Руси с Польшей, а также покорение Полоцкого княжества.

Результаты деятельности:
1. Внутренняя политика:
1.1. Объединение всех земель восточных славян в составе Киевской Руси.
1.2. Реформа упорядочила языческий пантеон. Побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.
1.3. Укрепление княжеской власти, поднятие авторитета страны на мировой арене, заимствование Византийской культуры: фреска,зодчество,иконопись, произвелся перевод Библии на славянский язык...
2. Внешняя политика:
2.1. Единая Оборонительная Система от кочевников и Система Оповещения помогала быстро оповестить центр о пересечении границы, а соответственно о нападении, что давало Руси преимущество.
2.2. Расширение границ Руси путем активной внешней политики князя Владимира Святого.

После Владимира, весьма заметным правителем оказался Ярослав, прозванный Мудрым.

Ярослав Мудрый

Время жизни: конец X– середина XIвека

Годы правления: 1019—1054 гг.

Основные направления деятельности:

1. Внутренняя политика:

1.1. Установление династических связей с Европой и Византией, путем заключения династических браков.

1.2. Основатель письменного русского законодательства – «Русской Правды»

1.3. Возвел Софийский Собор и Золотые ворота

2. Внешняя политика:

2.1. Военные походы в Прибалтику

2.2. Окончательный разгром печенегов

2.3. Военный поход на Византию и польско-литовские земли

Итоги деятельности:

Во время правления Ярослава, Русь достигла своего расцвета. Киев стал одним из крупнейших городов Европы, авторитет Руси повысился на мировой арене, было положено начало активного строительство храмов и соборов.

И последним князем, характеристику которого мы дадим в данном посте, будет Владимир II.

Владимир Мономах

В ремя жизни: вторая половина 11 века - первая четверть 12 века.

Годы правления: 1113—1125 гг.

Основные направления деятельности:

1. Внутренняя политика:

1.1. Остановил распад Древнерусского государства. «Каждый да держит отчину свою»

1.2. Нестором составлена «Повесть Временных лет»

1.3. Ввел «Устав Владимира Мономаха»

2. Внешняя политика:

2.1. Организовал успешные походы князей против половцев

2.2. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой

Итоги деятельности:

Смог ненадолго объединить русские земли, стал автором «Поучения детям», у него получилось прекратить половецкие набеги на Русь.

© Иван Некрасов 2014

Вот такой пост, дорогие читатели сайта! Надеюсь, он Вам помог сориентироваться среди первых князей Древней Руси. Лучшей благодарностью за этот пост - ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно))

Похожие материалы

Деятельность первых русских князей была подчинена двум основным целям: распространить свою власть на все восточнославянские племена и наладить торговлю.

Первым князем Руси был Олег. Он наладил торговые отношения с Византией, захватил торговый путь «Их варяг в греки». В 907 и 911 годах совершил 2 похода на византийцев, итогом которых стал торговый договор, выгодный для русских купцов.

В 912 году он умирает и править начинает Игорь. Первым делом он подчинил древлян. Позже 941и 944 он совершает 2 похода на Византию, первый был не удачный, а в ходе второго был заключен торговый договор с Византией. В 945 году князя убивают древляне. Игорь дважды пытался собрать с них дань, за что и поплатился. В Киеве остается его жена Ольга и малолетний сын Святослав. С 945 по 957 правит Ольга, взявшая регентство над своим сыном. Она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. После этого княгиня точно установила размер дани, определила места сбора дани – погосты.Также она изменила порядок сбора дани, теперь ее собирали специально назначенные князем люди. Это была первая на Руси реформа. В 957 Ольга принимает Христианство в Византии, а по возвращению отдает правление своему сыну.

Святослва присоединил к Руси земли вятичей, совершил 2 удачных похода на хазар (965-969), разгромив два их главных города Семендер и Саркел. Позже князь захватил устье реки Кубань и побережье Азовского моря. На Таманском полуострове образовал новое княжество –Тмутараканское.В 968 по просьбе византийского царя выступил против булгар, захватил ряд их городов, в том числе Переславец.Весной 971 воевал с византийцами.Война была тяжелой для обоих сторон и был подписан мирный договор. Святослав возвращается в Киев, отказавшись о тбулгарских земель. Во время возращения домой,в 972 году, Святослав вместе со своей дружиной был убит печенегами.

Походы князей значительно расширили территорию Руси. Так же они помогли наладить торговлю с Византией.

2.Принятие христианства на Руси причины и значение

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг - на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К то­му же в этот период православие утверждалось в славянской Бол­гарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языко­вом отношении были родственны населению Киевской Руси. Че­рез болгарские богослужебные книги и болгарских священнослу­жителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Принятие христианства способст­вовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси,которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. Устанавливает­ся тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинает­ся оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви переда­ются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).