Главная · Другие болезни · Опасные вещества в быту. Конспект урока "опасные химические вещества и объекты" Опасные вещества и средства бытовой химии обж

Опасные вещества в быту. Конспект урока "опасные химические вещества и объекты" Опасные вещества и средства бытовой химии обж

Пострадать можно не только от огня или кипятка. Причинами травм - ожогов или отравлений могут быть различные химические вещества. В повседневной жизни мы постоянно пользуемся бытовой химией. Такие вещества, как кислоты, щёлочи и спирты, помогают нам очистить посуду, раковину, вымыть окна и многое другое. Всегда надо помнить, что неправильное их использование может привести к опасным ситуациям.

Чтобы не случилась беда, запомни: нельзя нюхать, трогать руками, пробовать на вкус неизвестные тебе жидкости, порошки, пасты и другие вещества, даже если они хранятся дома. Никогда не слушай приятелей, предлагающих тебе попробовать какую-то жидкость или порошок. За свой бездумный поступок ты можешь поплатиться здоровьем и даже жизнью.

Некоторые ребята нюхают разные химические вещества и якобы получают от этого удовольствие. Не верь им. Они не знают, что пары этих веществ очень быстро попадают в кровь и с нею переносятся в жизненно важные органы, такие, как мозг, печень и почки. Они вызывают в этих жизненно важных органах необратимые изменения, которые приводят к неизлечимым болезням и необдуманным опасным поступкам.

Подрастающему поколению нельзя недооценивать вред алкоголя. Почему он особенно опасен для подростка? До двадцати лет организм человека активно растёт, формируются жизненно важные системы: нервная, сердечно-сосудистая, эндокринная. Спирт и вещества, которые образуются в организме в результате его действия, нарушают выработку необходимых витаминов, быстрее разрушается печень, замедляется развитие мозга и всей нервной системы. Пиво, даже лёгкое, активно выводит из организма нужные питательные вещества и минеральные соли, важные для деятельности сердца. Вредны сладкие слабоалкогольные коктейли из смеси сахара, спирта и красителей: помимо отрицательного действия спирта, сахар добавляет лишние калории. Спиртные напитки могут привести к сложным заболеваниям.

Вспомни, когда ты чем-то болел, вряд ли тебе нравилось твоё состояние. Ты должен знать, что здоровье можно разрушить очень легко и быстро, а восстановить его очень и очень сложно. А у тебя ещё впереди долгая и интересная жизнь.

О вреде курения, особенно для растущего организма, думаем, тебе хорошо известно. Важно и другое. Люди, живущие вместе с курильщиком, почти в такой же степени, как и он сам, рискуют своим здоровьем. Установлено, что вторичный дым, то есть дым в помещении, который вдыхается некурящим, содержит тяжёлые металлы, твёрдые частицы, угарный газ и многие другие побочные продукты горения, повсеместно признанные вредными для здоровья. Поэтому ни в коем случае не допускай возле себя курения. Кстати, в некоторых европейских странах и США курение в общественных местах и даже на улице законодательно запрещено.

Средства бытовой химии

В быту и на производстве человек использует в различных целях тысячи химических веществ. Многие из них в определённых уловиях могут нанести ущерб здоровью.

Для того чтобы каждый препарат бытовой химии использовался правильно и не нанёс вреда, он снабжён инструкцией. Её обязательно надо прочитать и соблюдать. Правда, делают это, увы, не все. Попытки экспериментировать и применять химические вещества не по назначению могут привести на больничную койку и сделать инвалидом. Это бывает, например, когда ядовитые вещества хранятся в обычных с виду бутылках и упаковках. Опасно одновременно использовать разные моющие и чистящие средства. При смешивании некоторых неопасных веществ могут образоваться новые, которые уже опасны для человека. При контакте с такими веществами могут пострадать лёгкие и кожа.

По степени и характеру опасности для человека бытовые химикаты можно разделить на четыре группы:

  • относительно безопасные . На их упаковках отсутствуют надписи, предупреждающие об опасности. Это мыло, чистящие и стиральные порошки, пасты, чернила, тушь, косметика;
  • опасные для глаз и кожи . На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза», «Беречь от детей». Это отбеливающие, дезинфицирующие средства;
  • огнеопасные . На флаконах и баллончиках с такими веществами написано: «Огнеопасно», «Не хранить, не распылять возле огня», «Беречь от детей». Это препараты в аэрозольной упаковке - лаки, краски, растворители, бытовые средства для обработки растений и борьбы с насекомыми;
  • ядовитые с надписями на упаковках: «Яд!», «Ядовито!» . Это в основном химические средства промышленного и лабораторного назначения, сильнодействующие препараты для борьбы с насекомыми и грызунами, для защиты растений на больших пространствах.

Следует помнить, что даже те вещества, которые отнесены к безопасным, не столь безобидны. При нечастом применении их влияние на здоровье незаметно, но при длительном (многолетнем) отрицательный эффект может суммироваться. В результате появляется аллергия или другие заболевания. В США, например, причиной «номер один» детской заболеваемости считают химические соединения свинца. Казалось бы, откуда. У детей нет свинцовых игрушек. Но свинец постоянно присутствует рядом - в аккумуляторных батареях, строительных материалах, бензине.

Свинец и другие тяжёлые металлы, опасные для здоровья, могут содержатся в красках, входить в состав изделий из полимерных материалов.

В нашем быту широко используются источники ядовитых летучих органических веществ: растворители, дезинфицирующие, чистящие средства, краски, клеи, удобрения, применяемые на дачных участках.

Все эти вещества представляют серьёзную опасность для здоровья, так как взаимодействуют с веществами, присутствующими в нашем организме.

Вот несколько советов о том, как сделать свой быт более безопасным:

  • используйте краски, не содержащие органических растворителей, например акварельные, которые в отличие от масляных можно использовать детям до 12 лет;
  • отдавайте предпочтение безопасным изделиям из натуральных волокон: шерсти, шёлку, льну, хлопку;
  • старайтесь вместо химических препаратов применять простые натуральные чистящие средства;
  • если пользуетесь моющим средством для посуды, то после его применения хорошо промывайте водой посуду и руки;
  • если в глаза или рану попало какое-либо бытовое химическое средство, срочно обильно промойте их водой;
  • чаще проветривайте помещение и делайте влажную уборку;
  • выращивайте дома декоративные растения. Они поглощают вещества, загрязняющие воздух в помещениях.

Вопросы

  1. Ядовитые вещества могут попасть в организм человека разными путями. Назови их?
  2. Какая важная для нас с вами информация указывается на этикетке или в инструкции по применению того или иного химического вещества, используемого в быту.
  3. Ты наверняка слышал такое выражение, как «пассивное курение». Как ты понимаешь это выражение? Опасно ли пассивное курение?

Задания

  1. Мы постоянно пользуемся различными химическими веществами, но не всегда знаем или помним о правилах пользования ими. Многие вещества, используемые в быту, в определённых условиях опасны или очень опасны. В тетради нарисуй схему «Разделение бытовых химикатов по степени опасности» и заполни её, а также приведи примеры.
  2. Нарисуй в тетради для этикетки пиктограмму, предупреждающую об опасности применения химических веществ. (Пиктограмма - изображение предмета, явления с помощью условных знаков)
      Примеры этикетки: «Беречь от попадания в глаза», «Не использовать около огня», «Ядовито!», «Не употреблять в пищу», «Беречь от детей».
  3. Найди информацию о домашних растениях, которые хоро шо очищают воздух в помещении. Расскажи о них. Где они про израстают в природе? Как за ними ухаживать?

Чем можно отравиться...

Отравление ртутью. Известно, что ртуть, а особенно её пары, ядовита, что брать или собирать ртуть руками нельзя (её пары легко проникают через кожу). Запомни: если ты случайно разбил медицинский термометр или где-то в подвале или на улице обнаружил ртуть, уйди от этого места и сообщи взрослым.

Знай: собирать лучше резиновой грушей или кисточкой, мелкие капли можно собрать пластилином или мокрой ватой. Поверхность, где были собраны капли разлитой ртути следует оставить на несколько часов под слоем влажной соли. При этом ртуть образует малорастворимые соединения, которые можно удалить механически, многократно промывая загрязнённое место. Помещение надо хорошо проветрить. Отравление лекарствами. Лекарства помогают нам восстановить наше здоровье, избавиться от болезни. Но бывает, что человек перепутал лекарства или принял их больше, чем следует. Иногда малыши глотают разноцветные таблетки, не понимая последствий своего поступка. Некоторые принимают лекарства по принципу «чем больше, тем лучше». Лекарства надо принимать строго по предписанию врача. Иначе можно просто отравиться.

Симптомы отравлений очень разнообразны и зависят от вида лекарственного препарата. Признаки отравления могут проявиться не сразу, а только когда лекарство попадёт в кровь. Первые действия - это вызвать «скорую помощь».

Нужно как можно скорее промыть желудок водой. При нарушении дыхания делают искусственное дыхание. В любом случае при малейшем подозрении, что ты или кто-то, приняв лекарство, почувствовал себя плохо, немедленно сообщи об этом взрослым, так как в этой ситуации потребуется срочная помощь врача. Постарайся найти упаковку от принятого лекарства. Увидев её, врач быстрее примет нужные меры для оказания помощи.

Отравление продуктами

Летом, в жару, очень быстро портятся почти все продукты, особенно мясные и молочные. Жара и тёплый воздух способствуют размножению опасных для человека микроорганизмов. Существует колбасный яд, который накапливается не только в колбасе, но и в ветчине, копчёном мясе, мясных консервах. Непригодные для употребления продукты часто не имеют подозрительного запаха и сохраняют «аппетитный» вид. Поэтому продукты следует употреблять, только если уверен в их свежести или после горячей обработки: кипячения или обжаривания. Хранить скоропортящиеся продукты лучше всего в холодильнике или достаточно холодном месте. Это же относится и к питьевой воде.

На заметку

    Летом питьевая вода должна храниться в холоде, или подсаливаться, или кипятиться. Вода дольше будет пригодной для питья, если бросить в нее ягоды клюквы, брусники, дольку лимона.

Пищу и напитки лучше употреблять сразу после их приготовления. Перед следующим употреблением их желательно либо сильно охладить, либо прокипятить (прожарить, промыть кипятком в зависимости от вида продукта).

Посуда для приготовления пищи и её использования должна быть чистой. Желательно, чтобы для разных продуктов были отдельные разделочные доски (для мяса, рыбы, овощей и хлеба).

Посуда для приготовления пищи не должна стать источником заболеваний, а значит, не должна выглядеть так, как описано в произведении К. Чуковского «Федорино горе»:

      Мы поломаны, побиты,
      Мы помоями облиты,
      Загляни-ка ты в кадушку -
      И увидишь там лягушку,
      Загляни-ка ты в ушат -
      Тараканы там кишат.

На заметку

    Для приготовления и хранения продуктов следует использовать только посуду, специально предназначенную для пищевых целей. Нельзя хранить маринованные, солёные, кислые овощи и фрукты в металлической посуде.

Отгадай загадку: «Кто над нами вверх ногами ходит - не страшится, упасть не боится, целый день летает, всем надоедает?» Это хорошо нам знакомая обыкновенная муха.

Это безобидное на первый взгляд насекомое приносит много зла.

Если лето жаркое, мух может расплодиться очень много. Мух привлекают помойки, мусоросборники, открытые туалеты, кухни. Обычно этих насекомых всегда много там, где люди недостаточно аккуратны и чистоплотны. Где не принимаются меры, препятствующие проникновению этих насекомых в жилище человека. И везде, где побывало это прожорливое насекомое, остаются его опасные спутники - микробы. Мухи - разносчики кишечных инфекций.

Вот почему борьба с назойливым мушиным племенем в домах, квартирах - дело неотложное и необходимое.

Вопросы

  1. Почему нельзя употреблять продукты, у которых закончился срок годности?
  2. Почему мы тщательно моем аппетитные фрукты, овощи и ягоды перед тем, как их съесть?
  3. Какие продукты питания могут привести к отравлению?
  4. Почему мы храним скоропортящиеся продукты в холодильнике?
  5. Какие вещества могут вызвать отравление организма у человека и животных?
  6. Лекарства спасают нам жизнь, но они могут быть и опасны. В каких случаях? Приведи несколько примеров.
  7. Ситуационная задача.
    • К сожалению, Миша простудился. Врач рекомендовал принимать лекарства, если будет повышение температуры. Миша измерил температуру и обрадовался, она была нормальная. Радостный, побежал играть. Ртутный термометр он положил на край стола, а котёнок в это время решил прогуляться... Раздался шум... Миша увидел разбитый термометр и маленькие серебристые шарики вокруг него. Что он должен сделать?

Задание

  1. Проведи небольшое исследование и подготовь краткое сообщение на тему «Как люди хранили скоропортящиеся продукты, когда не было холодильников».

Тема: « Опасные вещества в быту».

Цель: познакомить учащихся со средствами бытовой химии.

1. формирование знаний о безопасном поведении при пользовании бытовыми химическими препаратами разной степени опасности, умение определять степень опасности бытовых химических препаратов;

Формирование

    познавательных УУД: осуществлять смысловое чтение познавательного текста; догадаться о чем идет речь; умение находить общие признаки;

    коммуникативных УУД: умение слушать и слышать учителя; отвечать на вопросы; учитывать разные мнения при работе в группах; договариваться и приходить к общему решению;

    регулятивных УУД: постановка цели урока; оценивать правильность выполнения действий в различных ситуациях; умение оценить свою работу;

    личностные УУД: формулировать собственное мнение; эмоциональное отношение к изучаемой теме;

3. Развитие интереса учащихся к изучению состава содержания средств разной по степени опасности;

4. Осознание практической значимости изучаемого материала;

5. Воспитание ценностного отношения к нормам и правилам безопасного поведения.

Литература:

    Основы безопасности жизнедеятельности: 5-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова – М.: АСТ:Астрель 2003.

    Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5-6классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Литература для детей:

1.Джейн Эллиотт и Колин Кинг Детская энциклопедия. Идательство «Росмэн», 1994

2.Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях./Главный ред. В.А. Володин, 2000

3. Энциклопедический словарь юного химика /Под ред. Д.Н. Трифонова, 1999

Тип урока: Ознакомление с новым материалом

Приемы и стратегии: Технология критического мышления

Мозаика проблем. Чтение с пометками. Бортовой журнал.

Ученики работают в группах по 4 человека.

Показ презентации.

Ход урока

1.Приветствие

2.Определение темы и постановка цели урока

I .Стадия Вызова

Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы работаем в группах. В каждой группе выберете, кто будет руководителем, секретарем, советником, ответственным за тишину и порядок в группе. Руководитель – руководит работой в группе, советник дает советы на протяжении всего урока, секретарь фиксирует ответы участников «+».

Командная работа подразумевает определенные правила:

    каждый член команды имеет право высказать свое мнение, которое должно быть услышано;

    команда – это работа на общий положительный результат, поэтому, вы помогаете друг другу и работаете сообща.

Вам понадобится общий лист - бортовой журнал, который вы будете заполнять при работе в группах. Оценочный лист, который может уже заполнять секретарь, фиксируя все фамилии участников группы. Хочу пожелать вам успехов на сегодняшнем уроке.

Ребята, обратите внимание на картинки, которые расположены на доске. (мыло, дезодорант, дихлофос, лак, краска, уксус, перец, сода, средство для борьбы с грызунами), как можно это все назвать одним словом, вам поможет ребус (вещества)

На какие две группы их можно разделить? По какому принципу?

(1.-химические, 2.-пищевые)

А что их всех объединяет? Что общего в этих картинках

(все вещества могут быть для человека опасны)

Где они встречаются? (в быту)

/появляется на доске слово ОПАСНЫЕ, ребус, В БЫТУ/

Какая тема урока? (Опасные вещества в быту) Презентация.

Сегодня мы более подробно остановимся на средствах бытовой химии.

/Слова на доске:/

ПОЧЕМУ………….?

КОГДА……….?

НА КАКИЕ………?

КАК………….?

Ребята, вы, вероятно, обратили внимание, что на доске написаны вопросительные слова.

Сформулируйте вопросы по нашей теме, индивидуально. Запишите в тетради.

Осудите вопросы в парах, выберете вопросы, которые вам понравились, подчеркните.

А сейчас обсудите вопросы в группе, выберете вопросы от группы, на которые бы вы хотели получить ответ и выпишите в бортовой журнал.

(-ПОЧЕМУ…………?-КОГДА……….?-НА КАКИЕ………? -КАК…………?)

Есть ли вопросы, на которые вы уже можете дать ответ? (дети отвечают)

На остальные вопросы мы будем искать ответ на протяжении нашего урока.

II . Стадия Содержания

Современные люди не обходятся без порошка, чистящих, моющих, дезинфицирующих и др. средств бытовой химии. А как вы думаете, когда возникли средства бытовой химии?

Историческая справка

Издавна человек использовал химические вещества. Например, пещерные жители использовали химические вещества для изготовления краски, которую применяли для нанесения воинственного макияжа или же для наскальной живописи. Древние люди обнаружили, что жир в сочетании с золой может не только растворить грязь, но и смыть ее. Жители Древнего Египта, на основе натуральных химических составляющих изготавливали косметику для волос, соли для принятия ванн, краску для ногтей, грим для лица, бальзамы, и многое другое.

В древности для получения косметических средств применяли различные травяные настои, растительную смолу, крахмал, пчелиный воск, жир животных, молочные продукты, оливковое масло.

Примерно три тысячи лет тому назад появилось первое мыло, которое впоследствии стало главным средством для поддержания гигиены тела человека.

Если спросить наших прабабушек и прадедушек, они вам расскажут, что во время их молодости не было никаких химических моющих средств. В быту и при уборке квартиры они мыли все грязные предметы при помощи зубного порошка, соды, золы и нерастворенной горчицы.

Сама фраза «бытовая химия» появилась в 1933 году. И в этом же году появилось первое химическое моющее средство.

А что нам поможет, если под руками нет средств бытовой химии?

(Сообщения детей.)

По степени и характеру опасности для человека бытовые химикаты можно разделить на четыре группы. На какие, вам поможет узнать учебник стр.55. Командам необходимо заполнить таблицу№1 , вписать наименование, характеризующую степень опасности средств бытовой химии.

(Приложение 1)

Все группы завершили работу. Предлагаю руководителю зачитать, какие группы получились

/на доску вывешиваются таблички с названием групп опасных веществ:

-относительно безопасные, опасные для глаз и кожи, огнеопасные, ядовитые /

Физкультминутка. (Слайды)

На экране вы увидите изображения некоторых препаратов бытовой химии.

Если вы считаете,

Средство относительно безопасное – руки в стороны;

Средство опасное для глаз и кожи – покачали головой

Средство огнеопасное - подняли руки вверх и помахали,

Если средство ядовитое – присели-встали

Исследование

Ребята, теперь вы знаете, что порошок входит в группу относительно безопасных средств, доказать это, нам поможет лакмусовая бумажка. Если среда щелочная она будет синей, если кислая - красной, если нейтральная - фиолетовой. Чем меньше щелочи, тем окраска меньше. Сравним раствор порошка и мыльный раствор. (Показ опыта ) Какой вывод можно сделать? Предлагаю ответить советникам.

Все эти средства необходимы человеку и безопасны, если их правильно использовать. Сейчас нам с вами предстоит разработать памятку-инструкцию - правила использования и хранения средств бытовой химии.

У каждой группы на столе карточка с иллюстрацией веществ разной степени опасности.

Задачи при работе в группе:

    определить степень опасности данного вещества;

    составить инструкцию по применению данного средства. Составить инструкцию вам поможет Приложение2

(Каждой группе выдается лист по составлению инструкции)

О степени опасности вещества и инструкцию по использованию средств бытовой химии зачитывают секретари.

Как вы думаете, почему эти вещества считаются опасными для человека? К чему может привести неправильное их использование?

(Растворитель-возгорание, аэрозоли – взрывы, дихлофос – отравление)

Как можно узнать степень опасности вещества? (прочитать инструкцию на упаковке)

А теперь я предлагаю вам закрепить полученные знания, решив следующие ситуационные задачки. (Каждой группе дается лист с одной ситуационной задачей)

Задачи

    Папа с сыном обрабатывали раствором ядохимикатов деревья и кустарники в саду от вредителей-насекомых. Опаздывая на автобус, они не успели переодеться и поехали домой в той же одежде, в которой проводили обработку.

    Ирина торопилась успеть постирать бельё до прихода мамы. Она взяла пачку со стиральным порошком и быстро стала сыпать его в стиральную машину, наклонившись над ней как можно ближе, чтобы увидеть, сколько насыпать порошка. Какая опасность существует?

    Валя, при использовании косметики, обратила внимание на покраснение кожи после нанесения его на лицо. Какая опасность существует?

    После уборки ванной комнаты, мама оставила чистящие средства там же. В доме маленький ребенок. Какая опасность существует?

Отвечают ребята каждой группы, ответственные за тишину и порядок в группе

Ребята, обратите внимание, на все ли вопросы мы дали ответ?

III . Стадия Размышления

В заключении нашего урока предлагаю каждому дописать любую из предложенных фраз: « Я понял, что…», «Я узнал, что…», «Трудным для меня было…», «Интересным показалось…» (Приложение 4.)

Кто желает озвучить? (ребята зачитывают дописанные фразы)

Домашнее задание на выбор: 1.Нарисовать предупреждающий знак определенной группы по степени опасности средств бытовой химии. 2. Приготовить презентацию на тему: «Личная безопасность при использовании средств бытовой химии»

Учитель комментирует оценки за урок:

Поднимите руку, кто получил «4», «5»

У остальных есть возможность повысить отметку, подготовив ответы на оставшиеся вопросы.

Урок окончен.

Приложение №1

Таблица№1

1.________________

2._______________

3__________________

4.______________

Характеристика предметов бытовой химии

Не имеют предупредительных надписей

Наносят вред только при попадании на определенные участки тела, в глаза

Имеют надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня

С надписью «Яд», «Ядовито», «Токсично» или специальной маркировкой

Таблица№2

ИНСТРУКЦИЯ

Хранить отдельно от

Не допускать попадания в

Проверять срок

При работе с огнеопасными средствами нельзя зажигать

Применяя средства бытовой химии, строго соблюдать

Хранить в недоступном месте для

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Техника безопасности при использовании относительно безопасных средств бытовой химии

1.Внимательно изучите……

2. Обязательно используйте…..

3. При стирке пыль от стирального порошка остается в воздухе около 20 минут, что может спровоцировать аллергию. Не находитесь долго…., и хорошо ее …..

4.Храните порошок …...

Техника безопасности при использовании средств опасных для глаз и кожи

    При работе с чистящими средствами обязательно....

    После уборки хорошо проветривайте….

    Не хранить бытовые химикаты рядом с пищевыми….

    Соблюдайте…….

    В случае попадания в глаза, на кожу немедленно…..

Техника безопасности при использовании огнеопасных средств

    Внимательно изучите состав средства, инструкцию по……

    Средство является……

    Не распылять вблизи ……

    Использовать только в хорошо проветриваемых…..

Техника безопасности при использовании ядовитых химических средств

1Ядохимикаты нужно хранить в герметически закрываемой…..

3.При использовании ядохимикатов следует пользоваться …. и защитными очками.

4.После окончания работы тщательно мыть с мылом…….

Приложение №3

Бортовой журнал

Вопросы

ПОЧЕМУ………….?

КОГДА……….?

НА КАКИЕ………?

КАК………….?

Оценочный лист

Активность на уроке

Активно работал на протяжении всего урока

Хорошо работал на протяжении всего урока

Удовлетворительно работал на уроке

Был больше пассивен, чем активен

Приложение №4

    1.Я понял, что…….

    2.Я узнал, что……..

    3.Трудным для меня было……

    4.Интересным показалось……..

Средства бытовой химии (четыре группы):

1. Относительно безопасные. На их упаковках нет надписи, обозначающей степень опасности применения. Это мыло, чистящие и стиральные порошки, пасты, чернила, тушь, косметика.

2. Опасные для кожи и глаз. На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза». Это отбеливающие, дезинфицирующие средства.

3. Огнеопасные. На емкостях с такими веществами написано: «Огнеопасно», «Не хранить, не распылять возле огня». Это препараты в аэрозольной упаковке, лаки, краски, растворители, бытовые средства для обработки растений и борьбы с насекомыми.

4. Ядовитые. На их упаковках надписи: «Яд!», «Ядовито!». Это химические средства промышленного и лабораторного назначения, сильнодействующие препараты для борьбы с вредителями полей, для защиты растений на больших пространствах, некоторые виды пятновыводителей, топливо для двигателей, метиловый спирт.

Как сделать свой быт более безопасным

Отравление продуктами питания.

1. Продукты следует употреблять, если только вы уверены в их свежести или после горячей обработки.

2. Хранить их лучше в темном прохладном месте, т.е. в холодильнике.

3. Пищу надо употреблять сразу же после приготовления, а перед следующим употреблением надо либо сильно охладить, либо прокипятить.

Как предупредить пищевое отравление:

1. Всегда мойте руки перед приготовлением пищи; мойте посуду горячей мыльной водой после приготовления в ней мяса и рыбы.
2. Не размораживайте мясо при комнатной температуре. Размораживайте его постепенно в холодильнике или быстро - в микроволновой печи, и сразу готовьте.
3. Избегайте сырых маринованных продуктов и сырого мяса, рыбы или яиц. Тщательно готовьте все подобные продукты.
4. Не ешьте продукты, которые выглядят испорченными или плохо пахнут, или продукты из вздутых или треснувших консервных банок.
5. Держите холодильник при температуре 3°С. Никогда не ешьте готового мяса или молочных продуктов, которые находились вне холодильника более двух часов

Источники

http://www.ikt.oblcit.ru/231/Borodina/p3aa1.html

http://www.metod kopilka.ru/prezentaciya_k_uroku_po_obzh_v_5_klasse_opasnye_veschestva_v__bytu__i_pravila_obrascheniya_s-7679.htm

заставка http://www.youtube.com/watch?t=10&v=Pj8DPlBOsPw


Цель урока: 1. Познакомиться с основными видами опасных веществ и их классификацией по степени опасности для человека 2.Добиться усвоения понятия « Опасное вещество»; 3.Научиться определять признаки отравления; 4.Совершенствовать знания в области личной безопасности в повседневной жизни и сохранения своего здоровья.






Ответ: 4;3;5;6 Ситуационная задача: Ваш знакомый взялся рукой за провод включённого магнитофона, и его ударило электрическим током. Провод остался у него в руке. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность: 1.Схватить провод и вырвать его из рук знакомого. 2. Подойти и посмотреть, как он себя чувствует. 3. Отключить освещение в электрическом щитке. 4. Выдернуть провод из розетки при помощи сухой деревянной палки. 5. Вызвать « Скорую помощь». 6. Позвать родителей (соседей). Ситуационная задача: Ваш знакомый взялся рукой за провод включённого магнитофона, и его ударило электрическим током. Провод остался у него в руке. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность: 1.Схватить провод и вырвать его из рук знакомого. 2. Подойти и посмотреть, как он себя чувствует. 3. Отключить освещение в электрическом щитке. 4. Выдернуть провод из розетки при помощи сухой деревянной палки. 5. Вызвать « Скорую помощь». 6. Позвать родителей (соседей).




Классификация опасных веществ Степень опасностиДействие на человека Пояснительная надпись 1. БезопасныеНе оказываютНе имеют надписей 2.Относительно безопасныеНаносят вред при попадании на определённые участки тела Использовать осторожно 3.ОгнеопасныеДействуют при определённых условиях Запрещено использовать вблизи открытого огня 4.ЯдовитыеВызывают отравления « ЯД»


Наиболее опасные вещества: 1. Природный газ (газовые плиты); 2.Лекарства и медицинские приборы (таблетки, микстуры, мази, градусники, спиртовые жидкости); 3. Средства бытовой химии (синтетические и моющие средства, лаки, краски, растворители, аэрозоли, ацетон, керосин); 4. Продукты питания (ядовитые растения, грибы, недоброкачественные пищевые продукты, консервы с просроченным сроком годности)


Признаки отравления: 1.Вялость во всём теле; 2.Колики в животе; 3. Головокружение; 4.Рвота; 5.Расстройство кишечника; 6. Озноб. 1.Вялость во всём теле; 2.Колики в животе; 3. Головокружение; 4.Рвота; 5.Расстройство кишечника; 6. Озноб. При первых признаках отравления немедленно сообщите родителям или другим взрослым (соседям, родственникам, учителям).


Памятка « Как надо обращаться со средствами бытовой химии и другими опасными веществами» Никогда не пользуйтесь незнакомыми препаратами, если рядом нет взрослых; Не пейте жидкости из незнакомых бутылок и банок; Не пользуйтесь спичками рядом с жидкостями с резким запахом; Храните опасные вещества в закрытом виде с маркировкой в закрывающихся шкафах в недоступных для детей местах; Будьте осторожны с газовыми приборами; Следите за сроком годности и правилом хранения пищевых продуктов; После работы с химическими веществами нужно обязательно вымыть руки.



В повседневной жизни люди пользуются раз-личными средствами бытовой химии и лекар-ствами. Из курса химии можно узнать о свойствах химических веществ.

Средства бытовой химии условно делят на группы:

  • более-менее безопасные (без предостерегаю-щих надписей). Это мыло, стиральные порошки, пасты, косметика;
  • опасные для кожи и глаз (с предостерегающи-ми надписями, например, «Остерегаться попада-ния в глаза!»). Это отбеливатели, дезинфициру-ющие средства;
  • огнеопасные (с надписями и условными обо-значениями о запрете использования вблизи открытого огня). Это препараты в аэрозольной упаковке, лаки, краски, растворители, средства для обработки растений;
  • ядовитые (с надписями «яд» или специальны-ми обозначениями). Это сильнодействующие средства для борьбы с насекомыми, грызунами и т. п.

Все средства бытовой химии и лекарства име-ют инструкции по использованию и хранению, которые следует соблюдать.

Нельзя нарушать инструкции по использова-нию и хранению средств бытовой химии и ле-карств!

Чтобы избежать отравления средствами быто-вой химии или лекарствами, а также травм:

  • никогда не пользуйся неизвестными средства-ми бытовой химии;
  • ничего не пей из бутылок и банок без этикеток;
  • не зажигай спичек вблизи бутылок и банок с резким запахом;
  • прежде чем использовать химическое средство, прочти инструкцию и чётко её выполняй.

Ожоги и отравления средствами бытовой хи-мии, уксусной или соляной кислотой называют химическими. При химических отравлениях и ожогах необходимо обязательно вызвать скорую помощь. Ещё до приезда врача следует немед-ленно начать оказывать помощь себе или постра-давшему.

Если на кожу или слизистую оболочку попала концентрированная кислота (соляная, азотная, уксусная и т. п.), в этом месте быстро образуется тёмно-коричневый или чёрный струп (корка). Обожжённое кислотой место следует 15-20 мин промывать струёй холодной воды. Потом обрабо-тать его мыльной водой, раствором питьевой со-ды или слабым раствором марганцовки.

Если концентрированную кислоту случайно употребили внутрь, быстро возникают ожоги ро-товой полости, глотки, гортани, пищевода, же-лудка. Прежде всего необходимо промыть желу-док большим количеством тёплой воды. Можно выпить также молоко, растительное масло, яич-ные белки, слизистые отвары.

Если на кожу попадает негашёная известь, ни в коем случае нельзя смывать её водой. Уда-лить известь и обработать ожог нужно любым жиром, например растительным маслом.

При химическом ожоге глаз их в течение 20 мин тщательно промывают водой, удаляя химическое вещество.

При химическом ожоге, даже незначитель-ном, после оказания первой помощи надо обяза-тельно обратиться к врачу.

Лекарства помогают бороться с болезнью. Однако иногда они могут повредить здоровью. Очень опасно принимать лекарства в больших дозах, чем рекомендует врач. Даже пе-редозировка витаминов может вызвать отравле-ние.

При отравлении медикаментами необходимо: Материал с сайта

  • вызвать скорую помощь;
  • промыть желудок водой или слабым раствором марганцовки;
  • вызвать рвоту.

Не забывай, что в термометре содержится опасное вещество - ртуть. Парами ртути можно отравиться: болит голова, живот, появляется слабость. При длительном воздействии пары ртути поражают мозг и нервную систему. Если ты увидел капельки ртути, то немедленно скажи об этом взрослым. Взрослые в марлевой повязке соберут капельки ртути резиновой грушей в ба-ночку с водой.

Ядохимикаты очень опасны для здоровья.

В сельской местности часто применяют ядо-химикаты, в частности пестициды, а также минеральные удобрения.

Случается, что их оставляют без надзора. Что-бы не подвергаться опасности, ядохимикаты и удобрения ни в коем случае нельзя трогать.

В мире выпускают свыше 60 тыс. разнообраз-ных химических веществ, среди которых около 3 тыс. - в значительном количестве.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинения отравления
  • обж.сообщение вещество
  • химические отравления и ожоги