Главная · Другие болезни · Митрополит киевский и всея украины онуфрий. «Владыка Онуфрий — ориентир всем нам

Митрополит киевский и всея украины онуфрий. «Владыка Онуфрий — ориентир всем нам

Сегодня нас затягивают в формат политической партии. Это если бы не Христос нами руководил, а кто-то из политиков. Но если бы я хотел быть политиком, я бы священные одежды не надевал, а сразу пошел в политики. У меня в молодости были такие шансы – я их отверг. А надев духовные одежды – я должен заботиться о духовном и исполнять духовное. А те, кто надели на себя рясы и занимаются активно политикой, выстраивают всякие геополитические планы – люди не честные. Они не смогли быть настоящими политиками, а просто сделали из себя каких-то оборотней, чтобы через свой духовный образ притягивать к себе человеческое внимание. Это нечестно, и перед Богом этим людям будет очень трудно отвечать.

Мы самостоятельная Церковь и имеем все атрибуты, необходимые для нормального служения Богу и народу. У нас есть свой Синод, независимый ни от кого, у нас есть свой Архиерейский Собор, независимый ни от кого. Решения нашего Синода, Архиерейского Собора являются конечными и никто не может их обжаловать, наложить вето. У нас есть свой Церковный суд, который является конечной инстанцией. У нас все свое. Есть экономическая и административная независимость. Томос будет уже ограничением нашей свободы, которую мы сегодня имеем. Нам этого не нужно. Если кому-то нужно – пусть борются себе.

То, что мы имеем с Московским Патриархатом духовные, канонические, культурные связи – это нормально, так должно быть. Церковь – не политическая организация, которая сегодня одного любит, другого ненавидит – а завтра будет наоборот. Церковь любит всех! Мы любим и Москву, и русских, любим и американцев, африканцев, азиатов – всех мы любим! У нас нет врагов. У нас есть неприятели, которые противятся нам, но они не враги, мы за них молимся.

Константинопольский Патриархат прислал на Украину двух экзархов своих. Это антиканоническое деяние Константинопольской Церкви. Она не имеет права присылать в нашу независимую Церковь своих легатов. Она была когда-то мощной Церковью и отождествляла себя с Византийской империей, которая охватывала весь цивилизованный мир. Сегодня Византийской империи нет. Они живут только прошлым. И вместо того большого государства, каким была Византия, сегодня есть Турция, где даже веры православной нет – православных можно по пальцам пересчитать. Они свою родную Отчизну довели до такого состояния, что мощная православная держава превратилась в мусульманскую. И они хотят сегодня нами командовать и учить как нам жить! Они хотят и Украину довести до такого состояния, как свою родину? Так что не имеют ни морального, ни канонического права назначать сюда экзархов и вмешиваться в наши дела.

Вмешательство в дела другой Церкви – это антицерковное, антиканоническое действие, это грех. Грех приводит к разделению людей. Вот этот грех вмешательства в дела нашей Церкви может породить раскол мирового масштаба в Православной Церкви.

Церковь не может жить по стандартам мирской жизни. Мирская жизнь, особенно политическая, смешана с интригами, обманом, предательством – там набор всякого зла. Церковь не может жить такими мерилами, нормами. Церковь живет заповедями Христовыми.

У нас есть свои методы борьбы со злом – молитва, покаяние, терпение, смирение друг перед другом и перед Богом. Это сильное оружие, которое уничтожает зло.

Священник призван быть миротворцем, а не политиком, который разъединяет людей. И та идеология, которая сегодня пропагандируется, не является Божьей идеологией. Потому что идеология, особенно мораль, которую насаждают в обществе – не христианская, антихристианская. Легализуют однополые браки, аборты, самоубийства и тому подобное. Это все противно Христу, Бог не благословляет людям этого делать.

Церковь выполняет свою миссию – ведет человека к Богу, напоминает, что все мы творения Божьи, что Бог всех призывает любить друг друга, терпеть друг друга, помогать друг другу. И эта Церковь будет до конца мира, ибо Господь сказал: врата ада не одолеют Ее.

Я хотел бы обратиться ко всем нашим верным, ко всем православным людям нашей Церкви. Не бойтесь ничего! Будьте тверды в своей любви к Богу, храните чистоту святой православной веры, которая является дорогой к Богу. Любите друг друга, терпите друг друга, помогайте друг другу. Зло пройдет, а добро будет жить вечно.

После того как митрополит Онуфрий стал предстоятелем УПЦ, многие вздохнули с большим облегчением. Его считают пророссийским религиозным деятелем, не поддерживающим евроинтеграцию Украины, поскольку он является твердым последователем принципов единства Русской Православной Церкви.

Новый митрополит Украины

По окончании благодатной молитвы УПЦ в Успенском Соборе лавры митрополит Киевский Онуфрий устроил брифинг для журналистов.

Они задавали животрепещущие и очень волнующие вопросы на тему того, возможно ли объединение двух православных церквей после их раскола, и как предстоятель Онуфрий собирается искать диалог с Филаретом, на что мудрый митрополит Киевский ответил, что объединение возможно, но только по священным канонам Святой Православной Украинской Церкви, и что он будет искать диалог не с Филаретом, а, прежде всего, с Церковью. Потом его спросили об отношениях с Московским патриархатом. На этот вопрос он ответил тем, что Украинская Православная Церковь (УПЦ) имеет самостоятельность и независимость в управлении, но в молитве ко Христу мы все едины. Когда же его спросили о том, кто виноват в конфликте на Донбассе и помогает ли церковь пострадавшим людям, митрополит Онуфрий тут же ответил, что церковь вне политики. А вот что касается то она, конечно же, есть. Для пострадавших собираются деньги, им высылаются медикаменты и средства гигиены.

В Украине православная церковь разделена на:

  • УПЦ Московского патриархата, возглавляемого митрополитом Онуфрием.
  • УПЦ Киевского патриархата - церковь под управлением митрополита Филарета, преданного анафеме, отказавшуюся от Московского патриархата.
  • Несколько неканонических автокефальных церквей, в том числе Украинскую автокефальную церковь, созданную в 1921 году и возобновившую свою деятельность в конце 80-х годов.

Митрополит Онуфрий. Украина и ее политика

Еще недавно никто и представить себе не мог, что осенью 2014 года в Украине начнутся такие страшные события. Произошедший государственный переворот привел к гибели людей на Майдане, а потом и на Донбассе. Новая власть стала навязывать людям свои идеалы и порядки: отмену закона о языках, героизацию Бандеры, Шухевича, солдат УПА и многое другое. Все это вызвало огромное негодование и раскол в обществе. Ко всем этим неприятным событиям добавилась и смерть блаженнейшего Владимира, который скончался после тяжелой болезни 5 июля 2014 года. Это положение было опасно тем, что в церкви есть пророссийское и проукраинское крыло, и тут тоже существуют определенного рода сложности. Настораживало и то, что с выбором нового митрополита начнутся серьезные разногласия или еще какие-нибудь непредвиденные события. Но ко всеобщей радости все обошлось.

Через определенное время Синод собрал со священниками всей Украины, которые в большинстве своем проголосовали за единого кандидата, которым и оказался Онуфрий, митрополит Черновицкий и Буковинский. На него ни у кого не нашлось никакого компромата, он имел репутацию очень строгого и скромного монаха. Теперь именно ему придется продолжать заложенную Владимиром Мудрым политику единства и гармонии. Для этого стоит вспомнить историю возникновения и поговорить о том, для чего оно было нужно людям.

Христианская религия и ее возникновение на Руси

Тремя основными религиями мира являются ислам, буддизм и христианство, которое, в свою очередь, делится на православие, католицизм и протестантство. В основе христианства лежит вера в Иисуса, главный источник вероучения - Библия, а приобщение к вере происходит при участии в священных таинствах.

В Киевской Руси христианская религия появилась через тысячу лет после прихода Христа Спасителя. Мудрая княгиня Ольга стала первой правительницей, принявшей крещение в Царьграде (в тогда еще византийском Константинополе). Ее крестным отцом стал Цесарь Константин. После этого события княгиня Ольга стала умолять своего сына Святослава тоже принять крещение, но он пренебрег ее советом, боясь того, что засмеют его воины. За это он поплатился собственной головой. Когда опытный полководец Святослав пал в бою, из его черепа хан Печенежский сделал обрамленный золотом кубок для вина и пил из него за свою победу.

Крещение Руси

Киевская Русь все более утопала в разрозненности и междоусобных войнах. Тогда внук Ольги, Владимир, понимая неспособность языческой веры объединить княжества и племена, пожелал принять такое религиозное верование, которое смогло бы это сделать. В 986 году он встретился с болгарскими мусульманами, но их законы не сильно понравились ему. Потом пришли немецкие католики, и отцы русские тоже не приняли их религию. Очередь дошла и до хазарских евреев, но и их религия не пришлась по душе русскому князю. И вот однажды пришел к нему греческий философ, с которым князь общался несколько дней. Все это время гость излагал ему суть Священного Писания и практически убедил Владимира принять христианство. Потом даже бояре принялись уговаривать князя сделать это, ссылаясь на то, что его бабка Ольга была христианкой и самой мудрой из всех женщин на Руси.

В 988 году князь Владимир заболел, стал терять зрение, и к нему прислали греческих посланников, которые посоветовали ему поскорее креститься, иначе он совсем ослепнет. Когда князь Владимир крестился, он в ту же секунду прозрел и воскликнул: «Я познал Бога Истинного!» Через некоторое время он собрал весь киевский народ возле реки Днепр, и там все они приняли крещение, после чего Владимир попросил у Бога помощи в том, чтобы он дал возможность всем этим людям познать его и укрепить в них истинную христианскую православную веру.

Биография

В миру митрополит Онуфрий звался Орестом Владимировичем Березовским. Он появился на свет в ноябре 1944 года в семье православного священника, которая жила в селе Корытное Черновицкой области. Так же, как и все дети, он ходил в среднюю школу, потом закончил Черновицкое техучилище. В 1966 году Орест поступил в Черновицкий университет, однако после третьего курса пошел учиться в Духовную семинарию, а затем и в Духовную академию города Москвы, откуда выпустился в 1988 году в степени кандидата богословия.

Постриг в монахи

Молодой Орест готовил себя к постригу в монахи и поэтому на протяжении 18 лет был на послушании в где у него были свои обязанности. Весной 1971 года он принял монашество, и его окрестили Онуфрием в честь святого преподобного Онуфрия. В этом же году он получил сан иеродиакона, потом сан иеромонаха. Затем, в 1980 году, он уже был игуменом, а в 1984 году стал настоятелем Московского Афонского подворья Спасо-Преображенского храма в Лукине (Переделкино). В 1985 году получил должность благочинного, а еще через год его возвели в сан высшего монашеского чина - архимандрита.

Путь от послушника до митрополита Киевского

С 1988 с 1990 годы архимандрит Онуфрий был наместником Почаевской лавры. Еще через некоторое время Синод УПЦ назначил его епископом Черновицким и Буковинским.

За отказ подписать в 1992 году обращение Архиерейского Собора УПЦ к Московскому Патриарху Алексию II, в котором говорилось о предоставлении УПЦ автокефалии, митрополит Филарет (Денисенко) перевел епископа Онуфрия на Ивано-Франковскую кафедру. Но через некоторое время опального священника все же восстановили на Черновицкой кафедре.

Однако дальше всем составом Архиерейского Собора УПЦ, в котором тоже присутствовал отец Онуфрий, было высказано недоверие митрополиту Филарету, которого сразу же уволили с Киевской кафедры и запретили проводить священнослужения.

В 1994 году будущего возвели в сан архиепископа и он получил постоянное членство в Священном Синоде. В 2000 году прошло его посвящение в сан митрополита, а потом он занимал чин председателя Канонической комиссии Священного Синода и председателя Церковного Суда РПЦ (Русской Православной Церкви). Священослужитель Онуфрий также входил в состав Общецерковного Суда РПЦ, где тоже был председателем. Уже с 2009 года митрополит Онуфрий входил в состав Межсоборного присутствия РПЦ.

Почетных титулов и санов у блаженнейшего митрополита Онуфрия было много, всех их даже не перечислишь. Но все же главным событием в его жизни стало избрание предстоятелем УПЦ, митрополитом Киевским, одобренное Святейшим Архиерейским Синодом УПЦ. В Киево-Печерской лавре за божественной литургией от 17 августа 2014 года прошла его торжественная интронизация.

Церковные награды и труды

В 1973 митрополит Онуфрий в качестве высшей награды получил наперстный крест. В 2013 году удостоился права ношения второй панагии. Он был награжден Орденом святителя Иннокентия Московского и Коломенского II степени и Орденом преподобного Сергия Радонежского I степени, которые были торжественно вручены ему в 2014 году. Летом 2013 года митрополит Онуфрий получил от Российской Федерации за огромный вклад в развитие дружественных отношений между двумя братскими государствами и укрепление их духовных традиций.

Его трудами стали «Слово архимандрита Онуфрия (Березовского) при наречении во епископа Черновицкого и Буковинского» и Акафист Боянской иконе Божией Матери.

А также архиепископа Бероунского Иоакима и игумена афонского монастыря Дохиар архимандрита Григория .

«Блаженнейший Владыка — пример мужества, стойкости, глубины веры»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) , управляющий делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата:

— Каждое поколение христиан убеждается в том, что именно Сам Господь Иисус Христос управляет Своей Церковью. Посылая определённые испытания, Он всегда посылает и утешения. И, конечно, в период особых испытаний Господь посылает тех пастырей, которые нужны именно в этот сложный момент для земной Церкви.

Благодарим Бога, что в этот непростой период церковной истории, истории нашего Отечества, Господь дал нам такого Предстоятеля — Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Своей простотой в вере, но очень дерзновенной, Владыка Онуфрий — ориентир всем нам: от епископата до простых верующих людей. Блаженнейший Владыка — пример мужества, стойкости, глубины веры. А именно эти качества определяют наши жизненные поступки.

Время, которое мы сегодня переживаем, показывает, насколько человек верует. Не по формальным признакам, а по своей внутренней наполненности: чем он дышит, о чём говорит, как поступает.

И Блаженнейший митрополит Онуфрий, говоря о том, как надо жить, собственным примером показывает на деле этот путь — путь стойкости и внутреннего борения. Ведь именно в этом сила Церкви, Церкви истинной, которую Господь создал Своей Кровью.

«С ним — торжество веры!»

Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) :

— Слава Богу, что наша Церковь в непростые времена имеет такого Предстоятеля. Это большое счастье и милость Божья! Дай Бог, чтобы через Блаженнейшего Онуфрия мы начали свое спасительное доброделание. И надо ему в этом помочь молитвой! Есть время для покаяния. Господь видит нашу немощь и дает возможность не погибнуть. Невзирая ни на что, Блаженнейший своим служением совершает торжество Православия. С ним — торжество веры! Это такая радость!

«Мы знакомы с тех пор, как я учился в Троице-Сергиевой лавре»

Митрополит Ловчанский Гавриил (Болгарская Православная Церковь):

— Владыку Онуфрия я знаю много лет. Когда я учился в Троице-Сергиевой лавре, . С тех пор мы и знакомы. Потом встречались в Черновцах у него в гостях. Там есть такой прекрасный монастырь! Владыка Лонгин, с которым я тоже дружу, и братия монастыря заботятся о 550 детях, у которых нет родителей, которые безнадежно больны, которых никто не хочет взять в семью. И вот меня пригласили на празднование 1000-летия памяти равноапостольного князя Владимира. Прекрасный праздник получился! Я сказал владыке Онуфрию, что, с одной стороны, было очень скромно, а с другой — очень торжественно! И роскошь здесь совершенно не нужна! Меня хотели и в Россию направить, но до этого я уже пообещал владыке Онуфрию приехать. И я рад, что приехал: мне все очень понравилось.

«Владыка Онуфрий — человек святой жизни»

(Православная Церковь Чешских земель и Словакии):

— Есть священнослужители, которые думают о Церкви и способны жертвовать собой для Церкви, для соборности. А есть такие, которые думают только о себе и жертвуют Церковью. Это и есть раскол.

И, конечно, в расколе нет никакой благодати — только одна политика и гордыня. Это очень чувствуется на Украине. И мы в Чехии очень рады, что Украинскую Церковь возглавил такой человек как владыка Онуфрий.

В наше непростое время очень важно, чтобы во главе Церкви стоял святой человек, подвижник. И мы все знаем, что владыка Онуфрий — человек святой жизни. И для Украины великая милость, что он возглавил Церковь. Это свидетельство того, что эта Церковь благодатная.

Также прошу, чтобы помолились за нас, за Чехию, чтобы устояла Церковь от соблазнов и искушений. Самое страшное — внутренний раскол. Хуже всего. Потому что если враги есть снаружи, не тяжело с ними бороться. А если Церковь разрушают враги изнутри — это очень сложно и тяжело.

Все они разрушают не только Церковь, но и народ. И это видно на Украине.

«Нам бы в Грецию такого Предстоятеля»

Архимандрит Григорий (Зумис) , игумен монастыря Дохиар на Святой Горе Афон:

— Очень люблю и почитаю Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Мы знакомы много лет. Нам бы в Грецию такого Предстоятеля.

Некоторые люди, как бы они ни пытались это скрыть, привлекают к себе как мед пчел. Владыка Онуфрий — как раз такой привлекательный. Человек мягкий, благой. Спокойный, но решительный.

Внешне может показаться, что Владыка — наивный добряк. Но на самом деле он очень жесткий. Грамотно делает всё, что нужно Церкви, всё правильно делает.

Я не верю, что он любит «витрину», показуху. К нам на Афон он всегда приезжает в одной и той же рясе. Никогда не соглашается брать жезл. Я даже как-то думал сделать ему посох из тростника, но у нас на Афоне его просто нет. А в моей деревне дедушки и бабушки всегда ходили с такими посохами.

Примечание редакции. В предыдущем материале наш автор заявил о том, что новая «автономия УПЦ» больше похожа на отвод глаз. Реальная же степень её автономии снижается. Давайте просто сравним новый и старый Уставы РПЦ и посмотрим, так ли это.

30 ноября Собор Русской Православной Церкви после выступления Митрополита Киевского Онуфрия (Березовского) принял единогласное решение о внесении поправок в Устав РПЦ в те части, которые регулируют положение УПЦ. В промосковских СМИ сразу появились сообщения, будто «РПЦ признала независимость Украинской церкви » («Московский Комсомолец»). Москва вняла обращению Предстоятеля УПЦ, которому «представляется необходимым подчеркнуть особый статус Украинской Православной Церкви, выделив его в Уставе Русской Православной Церкви», но, как всегда, сделала это по-своему.

Глава юротдела УПЦ свящ. Александр Бахов даже заявил следующее : «30 листопада 2017 року Собор також визначив, що єдиними нормами, які регламентують буття Української Православної Церкви є рішення Архієрейського Собору РПЦ від 25-27 жовтня 1990 року про незалежність і самостійність УПЦ та Статут про управління УПЦ.

Окрім того, Собор підкреслив, що органами церковної влади і управління УПЦ є її Собор та Синод, який очолюється її Предстоятелем. Відповідно до внесених доповнень у Статут Руської Православної Церкви наголошується, що центр управління УПЦ знаходиться в Києві».

Было (несколько документов)

Стало (Глава X Устава РПЦ)

Глава XI (здесь и ниже – если не сказано иначе – подразумевается устав РПЦ). 18. (абз. 1) Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии.

1. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии.

Без изменений.

Определение об УПЦ 1990 г.: Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в её управлении.

2. Украинской Православной Церкви предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении в соответствии с Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года «Об Украинской Православной Церкви».

Норма новой редакции заимствована из существовавшего ранее документа.

Глава XI. 18. (абз. 2) В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси.

3. В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года «Об Украинской Православной Церкви», Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси.

По старой редакции Устава РПЦ (в приведенном абзаце) УПЦ руководствовалась всего двумя документами - Томос и Уставом УПЦ, в новой к нормативным документам добавилось также Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года «Об Украинской Православной Церкви», а «Томос» перестал называться Томосом, ему вернули указанное именно в нем название – Грамота.

Глава XI. 18. 3. Органами церковной власти и управления Самоуправляемой Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Самоуправляемой Церкви в сане митрополита или архиепископа.

Определение об УПЦ 1990 г. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».

5. Митрополиту Киевскому и всея Украины, в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший».

4. Органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви являются ее Собор и Синод, возглавляемые ее Предстоятелем, носящим титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины». Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве.

Как видно, здесь два отличия. Первое касается более пышного титула, второе конкретизирует местонахождение «центра управления». У автономных церквей ситуация следующая: «Органами церковной власти и управления Автономной Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Автономной Церкви в сане митрополита или архиепископа». Впрочем, норма о титуле также заимствована из ранее существовавшего документа.

На деле же РПЦ хочет обойти требования украинского законопроекта № 5309 (относительно названия религиозных организаций, входящих в структуру религиозной организации, руководящий центр которой находится в государстве, признанном государством-агрессором).

Глава XI. 4. Предстоятель Самоуправляемой Церкви избирается Собором из числа кандидатов, утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

5. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Норма новой редакции заимствована из Устава УПЦ: «Гл. V. 2. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается пожизненно епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси». Однако из положения Устава УПЦ убрано слово «пожизненно». Очевидно, Москва резервирует за собой право неким образом «влиять» на Предстоятеля УПЦ. Но Устав УПЦ предусматривает: «Гл. V. 12. Право суда над Митрополитом Киевским и всея Украины, а также решения вопроса о его уходе на покой, в случае подачи им соответствующей просьбы, принадлежит Собору епископов Украинской Православной Церкви»

Глава XI. 7. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Самоуправляемой Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси.

6. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси.

Без изменений.

Глава XI. 9. Архиереи Самоуправляемой Церкви избираются Синодом из кандидатов, утвержденных Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

7. Архиереи Украинской Православной Церкви избираются ее Синодом.

Кажется, что новый Устав дает УПЦ больше свободы в выборе архиереев, но не больше, чем Китайской и Японской автономным церквям: «Архиереи Автономной Церкви избираются ее Синодом» и не больше, чем было ранее зафиксировано в самом Уставе УПЦ, где было сказано: «Гл. IV. 5. Священный Синод избирает и устанавливает епархиальных и викарных архиереев, в случае необходимости переводит их на другую кафедру, а также зачисляет за штат и увольняет на покой».

Определение об УПЦ 1990 г. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.

8. Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.

Новый Устав сокращает права УПЦ, предусмотренные Определением об УПЦ, так как теперь решение о создании епархий утверждается Архиерейским Собором РПЦ, тогда как ранее для этого было достаточно одного лишь решения Синода УПЦ (то есть даже не собора УПЦ). РПЦ пытается, таким образом, регулировать численность епископата УПЦ, ведь правящих архиереев не может быть больше, чем кафедр. Кроме того, не устранены и противоречия между уставами РПЦ и УПЦ. Последний в отношении границ гласит: «Гл. IV. 4. Священный Синод учреждает или ликвидирует епархии и изменяет их границы с последующим принятием Собором епископов Украинской Православной Церкви».

Глава XI. 10. Архиереи Самоуправляемой Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода.

9. Архиереи Украинской Православной Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода.

Без изменений.

Глава XI. 11. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Самоуправляемой Церкви.

10. Решения Поместного и Архиерейского Соборов являются обязательными для Украинской Православной Церкви.

Норма новой редакции Устава РПЦ входит в противоречие с нормой Устава УПЦ: «Гл. II. 1. В Украинской Православной Церкви высшая власть принадлежит Собору Украинской Православной Церкви (далее – Собор), который действует в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом». Коллизия между уставами осталась. Но если в старой редакции была оговорка, что рамках главы XI Устава РПЦ «Самоуправляемые церкви» на УПЦ распространялся только п. 18: «В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси», теперь появилась прямая норма, ограничивающая свободу УПЦ.

Устав УПЦ, Гл. II. 1. В Украинской Православной Церкви высшая власть принадлежит Собору Украинской Православной Церкви (далее - Собор), который действует в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом».

11. Решения Священного Синода действуют в Украинской Православной Церкви с учетом особенностей, определяемых самостоятельным характером ее управления.

Новая редакция предполагает, что в УПЦ верховная власть Собора УПЦ может быть ограничена Синодом РПЦ.

Устав УПЦ, Гл. III. 8. Собор епископов является церковным судом высшей инстанции.

12. В Украинской Православной Церкви действует собственная высшая церковно-судебная инстанция. При этом суд Архиерейского Собора является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви.

В пределах Украинской Православной Церкви такие канонические прещения, как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются епархиальным архиереем с последующим утверждением митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви.

Снова противоречие между РПЦ и УПЦ. Теперь над собором епископов УПЦ как судом высшей инстанции поставлен суд Архиерейского Собора как ещё более высшая инстанция. Снова устав РПЦ ограничивает свободы УПЦ.

Глава XI. 15. Самоуправляемая Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

13. Украинская Православная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

Нет изменений.

Таким образом, пп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 и 13 новой редакции Устава РПЦ повторяют либо старую редакцию, либо другие прежде существовавшие документы РПЦ, регулировавшие статус УПЦ, а пп. 8, 10, 11 и 12, напротив, направлены на сокращение свобод УПЦ. При этом снята недоговорённость старой редакции, допускавшей двоякое толкование в пользу УПЦ.

Новая редакция вопреки ожиданиям митр. Онуфрия и восторженным реляциям промосковских СМИ привела к сокращению объема автономии УПЦ в рамках РПЦ. И хотя в новой редакции и сказано, что «центр управления УПЦ находится в Киеве», мы помним, что центр принятия решений и центр управления - зачастую совершенно разные вещи.

Предлагаем неофициальную биографию Его Блаженства, подготовленную для официального сайта УПЦ пресс-секретарем Предстоятеля архимандритом Пафнутием (Мусиенко).

Родился Блаженнейший Митрополит Онуфрий 5 ноября 1944 года в буковинском селе Вилавче в глубоко верующей семье Березовских. Дядя будущего Митрополита, священник Дионисий долгие годы служил в родном селе. Уже после смерти отца Дионисия его дом был перестроен в сельский клуб, который функционирует и поныне. Слава Богу, на этом антирелигиозная пропаганда новой советской власти в тогдашнем Вилавче закончилась. Правда, село переименовали в Корытное, потому что чиновникам не понравилось, что у старого названия румынские корни (согласно одной из версий, оно происходит от словосочетания «валя лунче», что по-румынски означает «длинный яр»).

Северную часть Буковины, где родился и провел детские и юношеские годы Его Блаженство, населяли преимущественно украинцы, однако люди традиционно владели и украинским, и румынским языками. Кроме того, два народа объединяла православная вера, что значительно укрепляло в крае церковное единство и делало невозможными любые межконфессиональные противостояния. В свое время, в неспокойные 90-е, прибыв в Черновцы в сане епископа Черновицкого и Буковинского, владыка Онуфрий укрепление церковного мира в своей епархии начал, как и любое другое дело, с себя. Именно тогда он в совершенстве выучил румынский язык.

Отец Ореста (такое имя получил владыка при крещении) протоиерей Владимир также продолжал семейную традицию, совершая богослужения в соседнем селе Бережонка. Мать Юлия вела домашнее хозяйство и воспитывала четверых детей, уча их молитве, благочестию и любви к Богу. Позже Его Блаженство часто будет вспоминать, как ему иногда хотелось погонять с другими ребятами в воскресенье мяч, но мама рано утром будила его и вела в церковь. Орест ничем не отличался от своих ровесников, всегда был веселым, изобретательным и общительным. Вот только любовь к уединению всегда была свойственна ему. У семьи Березовских был дом вдали от центральной дороги - на горе возле леса, который и стал для будущего святителя надежным другом и советчиком.

По окончании в 1961 году средней школы Орест Березовский начал обучение в Черновицком техническом училище, потом работал в строительных организациях Черновцов, а в 1966 году поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета. Односельчане не удивлялись тому, как сложилась судьба парня, поскольку все знали его как пытливого человека и уважали за образованность.

Не очень удивлялись они и тогда, когда в 1969 году, после третьего курса университета Орест был зачислен на второй курс Московской духовной семинарии. Все понимали, что служить Богу - это семейное призвание Березовских. И все же однажды соседка, которая зашла проведать Березовских, видела, что хозяйка задумчива и несколько расстроена.

Все у вас здоровы, как там Орест?
- Слава Богу, все здоровы, но Орест уже не Орест, а Онуфрий, уже он не наш...

Это был единственный грустный момент в дальнейших семейных связях монаха Онуфрия с родителями, которые благословили его на высокое служение. Отец каждый раз за Литургией с особым трепетом молился Богу за весь «монашеский чин», а мать все свободное время сидела на крыльце и читала Псалтирь, прося Бога Его милости и поддержки для своего сына.

Милосердный Господь, молитвами благочестивых родителей и за прилежные труды молодого подвижника, не оставлял его без Своей опеки. После того как 18 марта 1971 года Орест принял в Троице-Сергиевой Лавре иноческий постриг, 20 июня того же года монаха Онуфрия рукоположили в сан иеродиакона, 29 мая 1972 года - в сан иеромонаха, а в 1980-м он был возведен в сан игумена.

На какие бы виды послушания не благословляли отца Онуфрия, он старательно и смиренно исполнял каждое из них, находя время и на раннюю полунощницу, и на посещение братского клироса, и на молитву, которая укрепляла и вдохновляла его. Отца Онуфрия любили и братия, и прихожане.

28 августа 1984 года игумена Онуфрия было назначено настоятелем Спасо-Преображенского храма Афонского представительства в селе Лукине Московской области, а через год, 28 июня 1985 года, - благочинным Троице-Сергиевой Лавры. На Рождество 1986 года игумен Онуфрий был возведен в сан архимандрита. В 1988 году окончил Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия,и в том же году был назначен наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры, где прослужил до ноября 1990 года.

И вот снова Украина, родной край. Владыке Онуфрию выпало вернуться в сложные времена становления родной страны, что часто сопровождалось, к сожалению, общественными недоразумениями и межконфессиональными противостояниями, особенно их много случалось на Западе Украины. Почаевская братия под мудрым руководством своего наместника мужественно выдерживала общественное давление и хранила православную веру.

Нелегко владыке Онуфрию было служить и на родной Буковине. Хотя среди буковинской паствы и не было таких проблем, как в соседней Галичине, но общая церковная ситуация в Украине не могла не повлиять на Буковинскую епархию.

В 1992 году черновицкий епископ Онуфрий выступил против неканонических действий тогдашнего митрополита Филарета (Денисенко), за что впал в немилость и был переведен на Ивано-Франковскую кафедру. Однако его паства не захотела расставаться со своим владыкой, которого за два года его служения успела полюбить. Были заблокированы все доступы к епархиальному управлению, тем самым закрыты любые возможности насильственного перевода архипастыря в Ивано-Франковск. Владыка Онуфрий долгое время оставался в вынужденном затворе, и, возможно, именно его тогдашняя молитва и склонила Божию милость на Буковину и на всю Украину, поскольку два следующие десятилетия Божий мир и относительное спокойствие воцарились во всей Украинской Православной Церкви.

Не очень радостно восприняла буковинская паства в прошлом феврале новость, что их владыку назначено Местоблюстителем Киевской Митрополичьей кафедры, поскольку понимала, что Владыка Онуфрий может не вернуться в Черновцы. Так и случилось. 13 августа 2014 года Решением Собора епископов УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий был избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Но тогда уже радовалась и Буковина, и вся Украина, и искренне надеялась, что Митрополит, имея такой большой опыт миротворчества, сможет укрепить внутренний церковный мир и помочь вернуть мир в государстве, поскольку военные действия на Востоке достигли своего пика.

С начала прошлого года, слава Богу, выстрелов стало меньше, хотя до окончательного мира еще далеко. Однако все верующие Украинской Православной Церкви ощутили и убедились, что залог возвращения мира и в своей душе, и во всей Украине зависит не от политиков, не от партий, а от того, насколько каждый из нас станет ближе ко Христу, насколько в каждом сердце будет гореть вера в Господнее заступничество и пылать молитва. Поскольку о любви к Украине говорят все. Все ли молятся? Предстоятель молится.

Перевод редакции журнала «ФОМА в Украине».