Главная · Другие болезни · Миф о кассандре краткое содержание. Значение слова кассандра в словаре-справочнике мифы древней греции. Смотреть что такое "Кассандра" в других словарях

Миф о кассандре краткое содержание. Значение слова кассандра в словаре-справочнике мифы древней греции. Смотреть что такое "Кассандра" в других словарях

Персонаж мифов Древней Греции. Дочь царя , последнего правителя Трои, и Гекубы, второй жены Приама, сестра троянского героя Гектора. Возлюбленная , получила от этого бога пророческий дар, но обманула ожидания и не ответила Аполлону взаимностью. За это златокудрый бог наказал Кассандру, сделав так, что предсказания героини всегда оказывались верными, но при этом никто в них не верил.

Соотечественники принимали Кассандру за сумасшедшую, героиню поднимали на смех и никто не слушал трагических пророчеств Кассандры. Однако несчастья, которые предсказывала женщина, сбылись - семья героини погибла, а город Троя оказался разрушен.

История происхождения

Имя Кассандры до сих пор используется в разговорной и литературной речи как нарицательное, когда кого-то хотят назвать вестником несчастья. О Кассандре писали многие древнегреческие авторы и оставили довольно противоречивые сведения.

Описывает Кассандру как красивейшую из приамовых дочерей, однако ничего не говорит о пророческом даре героини. В поэмах древнегреческих поэтов-кикликов Кассандре уже приписывается пророческий дар и упоминается, что люди не верят предсказаниям героини.

Эсхил в трагедии «Агамемнон» дает самую популярную версию того, как у Кассандры появился дар предсказательницы. Кассандра дала слово Аполлону, что ответит на любовные притязания бога, взамен Аполлон подарил возлюбленной способность предсказывать будущее.

Когда пришла пора платить по счетам, Кассандра отвергла любовь Аполлона и тот, разгневавшись, отомстил обманщице - сделал так, что пророчествам Кассандры не верили люди. Римлянин Сервий описывает это так: уговорив Кассандру поцеловать его, Аполлон плюет героине в рот.

Позднее распространился еще один вариант мифа, по которому Кассандра в детстве заснула в храме Аполлона. Шло празднество и взрослые забыли о девочке. Пока героиня спала, священные змеи начисто вылизали той уши, так что девочка смогла «слышать» грядущее. По версии ряда авторов, Аполлон также обрек Кассандру на безбрачие, так что та осталась девственницей.

Троянская война

Один из братьев Кассандры - , принес Трое несчастье, из-за него город пал. Еще до рождения юноши было предсказано, что Троя погибнет по его вине. Родители Париса, царь Приам и Гекуба, бросили младенца на горе. Однако мальчик выжил там и спустился назад к городу под видом безродного пастуха. Кассандра первой узнала Париса и, предвидя, что возвращение юноши обернется разрушением Трои, хотела убить того. Вопреки предчувствиям Кассандры, Париса возвращают в царский дом.


Героиня предсказывает Парису будущее, когда тот отплывает в Спарту, однако слова девушки снова оставляют без внимания. Когда приезжает в Трою, Кассандра предсказывает, что из-за этой женщины город погибнет, но люди только посмеялись над Кассандрой и сочли героиню безумицей. Царь Приам велел держать дочь взаперти.

Разные авторы приписывают желание жениться на Кассандре разным троянским героям, однако жених, кем бы он ни был, неизменно погибает в бою. Когда данайцы преподносят в дар городу громадного деревянного коня, Кассандра заклинает соотечественников не принимать дара, потому что тот таит в себе опасность.


Слова пророчицы опять игнорируют и коня втаскивают внутрь, за неприступные городские стены. Ночью выбрались наружу отборные греческие воины, которые прятались внутри коня. Перебили стражу, отперли городские ворота и впустили в город греческую армию. Так Троя пала.

После того, как город захватили, Кассандра пыталась найти убежище в храме у статуи богини . Однако грек Аякс все-таки изнасиловал девушку прямо у подножия статуи, за что разгневанная Афина позже отомстила грекам, а сам Аякс по пути домой погиб. Кассандру увидел царь и положил на героиню глаз. Чтобы «отжать» женщину у Аякса, Агамемнон обвинил того в святотатстве и Аяксу пришлось бежать.


Греки после победы обратили троянок в рабство и разделили женщин между собой, как добычу. Глядя, как соотечественницы рыдают и жалеют, что не верили ей, Кассандра смеялась. Греки меж тем обсуждали, кого из женщин принести в жертву, и выбор пал на сестру Кассандры, Поликсену, поскольку сама Кассандра уже побывала на ложе Аякса и Агамемнона и в жертву не годилась. В конце концов Кассандру убивает ревнивая жена Агамемнона, Клитемнестра.

Описания, данные разными греческими авторами, позволяют представить, как выглядела Кассандра. Прекрасная синеокая дева с пышными золотыми кудрями, которые укладывались в косы. Раннесредневековые авторы описывали Кассандру более детально, как светлокожую женщину маленького роста, круглоглазую и с красивым носом.

Экранизации


Образ Кассандры пока что мало появлялся на экранах. В 1974 году вышел черно-белый фильм-спектакль «Кассандра». Фильм снят на киностудии «Укртелефильм» по одноименному произведению . В основе сюжета - миф о гибели Трои. Режиссер Юрий Некрасов, роль Кассандры исполнила актриса Юлия Ткаченко.

Согласно другому мифу, Кассандра и её брат-близнец Елен были однажды забыты взрослыми в храме Аполлона и там священные храмовые змеи наделили близнецов даром пророчества.

Кассандра первая узнала в пастухе по имени , явившемся на спортивные состязания в Трою, своего родного брата и хотела его убить, чтобы избавить Трою от грядущих несчастий. Потом Кассандра уговаривала Париса отказаться от брака с . В конце Троянской войны Кассандра убеждала троянцев не вводить в город деревянного коня. Однако прорицаниям Кассандры никто не верил.

Кассандра и . Древнегреческая роспись, 5 век до н.э.

В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины, однако Аякс Малый (не путать с Аяксом Теламонидом) изнасиловал Кассандру. За это святотатство призвал побить Аякса камнями, тогда Аякс сам прибег к защите алтаря Афины, который ахейцы не посмели нарушить. Однако кара настигла Аякса при возвращении домой: Афина разбила корабль Аякса, метнув в него перун. Аякс спасся, уцепился за скалу и стал похваляться, что жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон своим трезубцем расколол скалу и Аякс погиб. Но даже после этого земляки Аякса, жители Локриды, тысячу лет искупали святотаство Аякса, ежегодно посылая в Трою двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Этот обычай прекратился лишь в 4 веке до н.э.

При дележе военной добычи Кассандра досталась Агамемнону, который сделал её своей наложницей. После возращения в Микены Агамемнон и Кассандра были убиты женой Агамемнона Клитеместрой, увидевшей в Кассандре соперницу.

Глава 1. Миф и трагедия Кассандры

О горе! О горе, горе!

Мучительное зрение опять меня уничтожает!

Криста Вольф. Кассандра

Кассандра была одной из дочерей Приама и Гекубы, правителей Трои. Однажды, когда она находилась в храме Аполлона, появился сам бог и обещал наделить ее даром пророчества, если она согласится принадлежать ему. Однако, приняв его дар, Кассандра отказалась исполнить свою часть договоренности.

Как известно, если милость бога принимается, ее уже нельзя отвергнуть. Поэтому Аполлон умолял Кассандру подарить ему хотя бы один поцелуй, и как только она это сделала, он вдохнул в ее уста нечто такое, что ни один человек больше не доверял ее пророчествам.

С самого начала Троянской войны Кассандра предсказывала ее трагический исход. Но никто не слушал ее предсказаний. Она говорила о том, что греки спрятались внутри деревянного коня, но троянцы не вняли ее предупреждениям. Ее судьба состояла в том, чтобы знать, какое произойдет несчастье, но не иметь возможности его предотвратить.

Кассандру обвинили в поражении и отдали Агамемнону. Когда он привез ее в Микены, их приветствовала Клитемнестра, жена Агамемнона, которая вместе со своим любовником Эгисфом устроила заговор и задумала убить их обоих. Кассандра предчувствовала свою судьбу и отказалась войти во дворец. Она впала в транс пророчества и кричала, что чувствует кровь, ощущая на себе всю тяжесть проклятья дома Атреев. Однако она не смогла избежать своей судьбы. Клитемнестра убила ее тем же топором, которым обезглавила Агамемнона

Кассандра - фигура трагическая. Ее история легла в основу древнегреческой драмы, поэтических произведений-и даже оперы. В литературе основу трагедии составляет порочный характер трагического персонажа, но вместе с тем его огромный потенциал остается нереализованным. В чем же тогда заключается сущность трагедии Кассандры?

Когда Кассандра отказалась разделить ложе с Аполлоном, тот наложил на нее заклятье, состоявшее в том, что никто не поверит в ее пророчества. Но почему же она ему отказала? Неужели он просто ее не интересовал? История говорит совершенно иное. В «Агамемноне» Кассандра рассказывает об игривых отношениях с Аполлоном, которые предшествовали отказу: «Меня он домогался, он любви хотел. Пообещав, я обманула Локсия (Аполлона)».

Хотела ли она получить что-то просто так? Была ли она сексуальной соблазнительницей, которая лишь дразнит, как большинство истеричек? Хотя, судя по манере поведения, Кассандра явно была истеричкой, все же она являлась амбивалентной личностью. Сначала она жаловалась, потом изменяла. Возможно, в ее амбивалентности содержалась и пассивная агрессия - гнев на Аполлона за его прошлые яростные выпады против женственности и одновременно страх, что ее изнасилуют и бросят, как это уже не раз бывало со многими другими объектами его вожделений.

Фактически Аполлон понуждал Кассандру стать его пифией, «женой бога», чтобы наполнить ее своей божественной одухотворенностью. В процессе обожествления пифии было известно, что она стала «entheos, plena deo: богом, который в нее вселялся и использовал ее голос, как свой собственный»

Исторически в Дельфах избранные женщины служили воплощением этого священного сосуда, ибо бог должен был обладать высокой нравственностью, абсолютной целостностью и твердостью земли. Такая женщина должна была происходить из известной, уважаемой, но простой семьи и вести столь непорочную и праведную жизнь, что, приближаясь к богу, она должна это сделать с поистине девственным сердцем. Диодор Цикул утверждал, что «в древние времена оракулы вещали через девственниц, поскольку их добродетель была обусловлена их физической чистотой и связью с Артемидой. Ей они готовы были доверить свои секреты, которые могли раскрыть оракулы»

Даже если это действительно так, многие пифии не выдержали напряжения. На каком-то уровне Кассандра уже могла знать, что не имеет всех необходимых качеств, которые древние, обладая интуитивной мудростью, считали необходимыми для женщины, воплощающей священный божественный сосуд.

С архетипической точки зрения, «сосуд» ассоциируется с женственностью, со способностью женского чрева принимать. На личностном уровне женским психологическим сосудом является ее Эго. Кассандра имела слабый сосуд. Это оказалось ее трагической неполноценностью. В психологическом смысле она не являлась девственницей:

«Женщина-девственница сама по себе делает то, что она делает, - не потому, что хочет получить удовольствие, не для того, чтобы ее любили или одобряли, и даже не по собственной воле, и не затем, чтобы обрести власть на другими… а делает это потому, что это истинно».

Кассандра же, наоборот, как всякая истеричка, не делает ничего, чтобы стать любимой. В конечном счете она сказала Аполлону «нет», поскольку это был единственный способ выжить при столкновении с властью маскулинности, выходящей за любые ограничения. Кассандра не смогла отказать богу прямо и откровенно, непосредственно конфронтировав Аполлона с его Тенью насильника и женоненавистника. Поступив таким образом, она утвердила бы свою женскую сущность, сохранив свою девственность, которая в конечном счете позволила бы ей исполнить свое предназначение как святого божественного сосуда.

Но Кассандра не обладала достаточной силой Эго. У нее было несколько болезненное отношение к женственности, поэтому ее Эго не имело прочной женственной основы. Как мы увидим в следующей главе, этому было много причин - и личных, и обезличенных.

Рис. 3. Две ипостаси Аполлона

Слева: Статуя Аполлона из Вей. Около 500 до н. э. Музей виллы Джулия, Рим

Справа: Аполлон Бельведерский, ок. 330–320 до н. э. Музей Пия-Климента, Ватикан

Из книги Ангелы страшатся автора Бейтсон Грегори

Из книги Хищное творчество [этические отношения искусства к действительности] автора Диденко Борис Андреевич

Еврейская Трагедия «Еврейскому вопросу» посвящена невероятно обширная литература, но «воз и ныне там». Сейчас наиболее расхожи две версии, объясняющие поведение евреев и их роль в истории. Первая (её выдвинула группа «К Богодержавию», возглавляемая неким анонимным

Из книги Психология искусства автора Выготский Лев Семенович

Глава VIII Трагедия о Гамлете, принце Датском Загадка Гамлета. «Субъективные» и «объективные» решения. Проблема характера Гамлета. Структура трагедии: фабула и сюжет. Идентификация героя. Катастрофа.Трагедию о Гамлете все единогласно считают загадочной. Всем кажется, что

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Трагедия Я хотел бы, чтобы вы поняли мою человеческую трагедию. Меня окружали ЛЮДИ, я уважал и любил их – и их не стало. Вместо них появились СОВСЕМ ДРУГИЕ СУЩЕСТВА, тем более страшные, что с тем же прекрасным обликом…Я потерял дорогих мне людей.Размер потери? – Половина

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Трагедия целины После первых лет освоения целины радовавших богатейшими урожаями, наступила расплата. Степному ветру есть, где разгуляться, на бескрайних целинных просторах. Черные бури начали собирать свою дань. Пыльная мгла заслоняла солнце, повисала над степью, над

Из книги Тысячеликий герой автора Кэмпбелл Джозеф

2. Трагедия и комедия «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по - своему». Этими пророческими словами граф Лев Толстой начал свой роман о духовном расколе героини его современности, Анны Карениной. На протяжении семи

Из книги Тридцать советов если ваши любовные отношения закончились навсегда автора Зберовский Андрей Викторович

Глава 8. Убедите тебя, что все произошедшее – не трагедия! Тема этой главы предельно понятна. Однако не могу отказать себе в удовольствии процитировать одно письмо, которое пришло ко мне на мою электронную почту [email protected] еще в 2007 году от Инны из города Ростов-на-Дону. Тем

Из книги Секс и город Киев. 13 способов решить свои девичьи проблемы автора Лузина Лада

Трагедия вечернего платья Как-то раз я купила себе в Париже вечернее платье. Я влюбилась в него мгновенно, увидев на манекене в витрине, и еще больше - увидав свое отражение в зеркале. Оно не было умопомрачительно-роскошным, вызывающе открытым, эпатажно-дорогостоящим,

Из книги Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истерию автора Шапира Лори Лейтон

Глава 2. Раны Кассандры Коллективная динамикаКоллективные факторы, вызывавшие аффект у Кассандры, - это прекращение поклоняться богине как верховному божеству и усиление мести Аполлону. Эти темы постоянно фигурируют в историческом развитии конкретного фактора,

Из книги Происхождение альтруизма и добродетели [От инстинктов к сотрудничеству] автора Ридли Мэтт

Трагедия Левиафана Наследие Хардина заключалось в реабилитации принуждения со стороны государства. i: o в пользу Гоббса, отстаивавшего высшую верховную власть как единственный способ обеспечения сотрудничества среди подданных. «А соглашения, - писал он, - без меча -

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Трагедия Немолодой мужчина, исполнительный и старательный, всю жизнь работает на одном месте. К любым изменениям, даже в мелочах, привыкает медленно, с трудом. Случилось так, что в результате кризиса предприятие, на котором он работал, обанкротилось. Но он продолжал

Из книги Секс на заре цивилизации [Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней] автора Жета Касильда

Трагедия общинных пастбищ Статья биолога Гаррета Хардина «Трагедия общинных пастбищ», напечатанная впервые в престижном журнале Science в 1968 г., приближается к рекорду по частоте переизданий среди статей из научных журналов. Авторы недавних материалов для обсуждения

Из книги Исчезающие люди. Стыд и внешний облик автора Килборн Бенджамин

Глава 6 Что видит камера. Трагедия современных героев и «правила игры» Я буду постоянно выискивать музыкальное в идее, ситуации и так далее, извлекая самую ее сущность, и когда я добьюсь, чтобы мой читатель стал столь восприимчивым музыкально, что он будет якобы слышать

Из книги Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния автора Кил Кент А.

Из книги Я слишком много думаю [Как распорядиться своим сверхэффективным умом] автора Петиколлен Кристель

Синдром Кассандры Кассандра – прекрасная троянская принцесса. Сам бог Аполлон влюбился в нее, и она обещала выйти за него замуж в обмен на способность предсказывать будущее. Но, получив этот дар, Кассандра передумала и отказала Аполлону. В отместку он лишил ее дара

Из книги Созидание души автора Зойя Луиджи

4.4. Анализ и трагедия Что такое анализ? «Лечение разговором»? Это едва ли является ответом на поставленный вопрос. Будет ли «лечение разговором» специализированной формой терапии (конкретным видом «лечения») или специализированной формой повествования (конкретной

В древнегреческой мифологии Кассандра была прорицательницей, которая широко прославилась тем, что её предсказаниям никогда никто не верил, несмотря на то, что они всегда сбывались. Дочь последних троянских царя и царицы, Приама и Гекубы; сестра Париса и Гектора.

Удивительная красота Кассандры, подобная красоте самой греческой богини Афродиты, воспламенила любовь в сердце бога Аполлона, однако девушка согласилась стать его возлюбленной только при условии, что он наделит ее даром прорицания.

Кассандра получила от бога то, чего желала больше всего на свете, но свою часть уговора она выполнять отказалась. В гневе Аполлон лишил девушку возможности убеждать людей в своих пророчествах, тем самым исполнив свою месть.

Кроме того, существует версия, что бог обрёк провидицу на безбрачие. Хотя Кассандра восстала против Аполлона, ее постоянно терзало чувство собственной вины перед ним. Она всегда изрекала предсказания в экстатическом состоянии, поэтому никто не сомневался в её безумии.

Кассандра предвидела смерть всех своих близких и падение Трои, однако предотвратить что-либо была просто не в силах. Она была первой, кто узнал в безвестном пастухе, который выиграл спортивное состязание, Париса и даже попыталась убить будущего виновника грядущей Троянской войны. Затем предсказательница пыталась уговорить его отказаться от Елены.

Приам отдал приказ запереть провидицу Кассандру в башне по причине того, что она предсказывала только несчастья. Девушке оставалось только, сидя в заточении, оплакивать горькую судьбу своей родины и своего народа. Кассандре практически удалось стать женой Офрионея, героя, который дал клятву разгромить армию греков, когда Троя находилась в осаде.

Однако у неё ничего не получилось с замужеством, так как Офрионей был убит Идоменеем, критским царём. Кассандра была первой, кто возвестил о возвращении Приама из вражеского лагеря с телом Гектора. Энею, единственному троянцу, который ей понравился, она предрекла великую судьбу в Италии. Предупреждала о вооружённых воинах, которые спрятались внутри Троянского коня.

Искала убежище в храме Афины Паллады во время взятия Трои, но Аякс насильно оторвал её от статуи богини, и, согласно одной из версий, надругался над ней. Кассандра досталась Агамемнону, микенскому царю, при разделе военной добычи, который сделал её своей наложницей, поразившись красотой и достоинством девушки. Предрекла микенскому царю гибель от руки Клитемнестры, его жены, а также свою собственную смерть.

Агамемнон увёз Кассандру с собой в Грецию. Там она родила микенскому царю двух сыновей-близнецов, которых назвала Пелопс и Таледам. Калигемнестра убила Кассандру на празднестве вместе с Агамемноном и их сыновьями. Согласно одной версии, Агамемнон, находясь при смерти, пытался её защитить, а согласно другой - это она пыталась спасти жизнь царя.

Жители Амикл и Микен оспаривали право на то, чтобы считаться местом упокоения предсказательницы в античности. В честь Кассандры возвели храм в Левктре. Это обстоятельство позволило сделать вывод о том, что на Пелепоннесе некогда существовал культ Кассандры.

В античном искусстве и литературе история Кассандры обрела необыкновенною популярность. Больше всего живописцам нравилось изображать сцены похищения и убийства Кассандры (фрески в Геркулануме и Помпеях, ларец Кипсела, картина неизвестного художника, которая была описана в образах Филострата, кратер вазописца Ликурга).

Многих римских и греческих драматургов привлекала трагичность и безысходность судьбы прорицательницы Кассандры - Еврипид (Троянки), Эсхил (Агамемнон), Сенека (Агамемнон). Также Кассандра стала героиней в учёной поэме Александра Филострата, которая была создана в эллинистическую эпоху.

Также вы можете узнать интересные факты о Кассандре:

У еще совершенно юной красавицы Кассандры появился страстный поклонник да к тому же непростой.
Свое внимание и свои чувства обратил к ней сам бог Аполлон Среброрукий.

; сестра Париса и Гектора .

Удивительная красота златокудрой и синеокой Кассандры, «подобной Афродите», воспламенила любовь бога Аполлона, но она согласилась стать его возлюбленной только при условии, что он наделит ее даром прорицания. Однако, получив этот дар, Кассандра отказалась исполнить свое обещание, за что Аполлон отомстил ей, лишив ее способности убеждать; есть версия, что он также обрек ее на безбрачие. Хотя Кассанда восстала против бога, ее постоянно терзало чувство вины перед ним. Она изрекала предсказания в экстатическом состоянии, поэтому ее считали безумной.

Трагедия Кассандры в том, что она предвидит падение Трои , смерть близких и свою собственную гибель, но бессильна предотвратить их. Она первая узнала Париса в безвестном пастухе, выигравшем спортивное состязание, и пыталась убить его как будущего виновника Троянской войны. Позже она уговаривала его отказаться от Елены . Поскольку Кассандра предсказывала одни несчастья, Приам приказал запереть ее в башню, где ей оставалось только оплакивать грядущие бедствия своей родины. Во время осады Трои чуть было не стала женой героя Офрионея, поклявшегося разгромить греков, но тот был сражен в бою критским царем Идоменеем. Первой возвестила троянцам о возвращении Приама с телом Гектора из вражеского лагеря. Предрекла Энею, единственному поверившему ей троянскому герою, что ему и его потомкам уготована великая судьба в Италии. Предупреждала соотечественников, что внутри Троянского коня спрятаны вооруженные воины. Во время взятия Трои пыталась найти убежище в храме Афины Паллады, однако Аякс , сын Оилея, силой оторвал ее от статуи богини и даже (по одной версии) надругался над ней. При разделе добычи стала рабыней микенского царя Агамемнона , который был тронут ее красотой и достоинством и сделал своей наложницей. Предсказала ему смерть от руки его жены Клитемнестры и свою собственную гибель.

Увезена Агамемноном в Грецию . Родила от него двух сыновей-близнецов – Теледама и Пелопса. Была убита Клитемнестрой вместе с Агамемноном и сыновьями на празднестве в царском дворце в Микенах . По одной версии, смертельно раненый Агамемнон пытался защитить ее, по другой – она сама бросилась к нему на помощь.

История Кассандры была чрезвычайно популярной в античном искусстве и литературе. Живописцы предпочитать изображать сцену ее похищения из храма Аяксом и сцену убийства (ларец Кипсела, кратер вазописца Ликурга, фрески в Помпеях и Геркулануме, картина неизвестного художника, описанная в Образах Филострата). Безысходность и трагичность судьбы троянской пророчицы часто привлекала греческих и римских драматургов – Эсхила (Агамемнон ), Еврипида (Троянки ), Сенеку (Агамемнон ). В эллинистическую эпоху она стала героиней ученой поэмы Александра Филострата.

В европейской культуре интерес к этому мифологическому персонажу возродился в конце 18 в. (баллада Ф.Шиллера) и особенно затронул русскую литературу первой половины 19 в. (поэма В.К.Кюхельбекера, драма Кассандра в чертогах Агамемнона А. Ф. Мерзлякова, драма А.Н.Майкова). В 20 в., в эпоху мировых войн, образ Кассандры оказался еще более востребованным в связи с особой важностью темы тщетного пророчества и непризнанного пророка. К нему обращались Л.Украинка (; 1902–1907), Д.Дринкуотер (Ночь Троянской войны ; 1917), Ж.Жироду (Троянской войны не будет; 1935), Г.Гауптман (Смерть Агамемнона ; 1944), А.Мак-Лей (Троянский конь ; 1952), Р.Байра (Агамемнон должен умереть ; 1955) и др.

Иван Кривушин