Главная · Другие болезни · Лучшие басни для детей. Иван крылов - лучшие басни для детей Юмористические басни для детей 8 лет

Лучшие басни для детей. Иван крылов - лучшие басни для детей Юмористические басни для детей 8 лет

В разделе Басни для детей представлены лучшие басни известных баснописцев (короткие басни в прозе, басни в стихах), которые будут интересны для совместного прочтения и обсуждения с детьми. Детям больше нравятся короткие басни в стихах, они легче воспринимаются из-за их ритмичности. Но с большим удовольствием они будут слушать и басни в прозе. А персонажи-животные, которые являются обобщением человеческих качеств, легко воспринимаются детьми, так как у них уже имеется опыт общения с животными – персонажами сказок.

Звание первого российского баснописца по праву принадлежит Ивану Андреевичу Крылову. Для детей он написал около 200 басен. Только Крылов в шутливой форме, с легкостью умел обличать недостатки людей. Язык басен близок к разговорному, поэтому они легко запоминаются, многие выражения из басен Крылова стали афоризмами и широко используются писателями, журналистами, вошли в разговорную речь. Бытовые живые сценки, персонажи-животные, лаконичная мораль, тонкий юмор делают басни Крылова любимыми произведениями взрослых и детей. А еще детям очень нравится инсценировать басни Крылова.

Басни в прозе Льва Толстого – это обработка автором популярных басен Эзопа. Но талант Толстого-писателя сделал из известных сюжетов маленькие шедевры мудрости, поучительные рассказы, которые преподают юным читателям уроки взаимопомощи и милосердия, предостерегают от высокомерия, невежества, жадности, подлости, лени.

Именно потому, что стихи Сергея Михалкова очень любимы малышами, легко запоминаются, написаны простым, доступным для детей языком, а образы яркие и понятные для детского восприятия, басни Михалкова тоже привлекают детей. Ведь каждая из них – маленький поучительный рассказ, где на весах Добро и Зло. Помогите ребенку с помощью удивительных коротких басен с моралью постигать мудрые жизненные истины. Читайте сами, поощряйте к чтению детей. Пусть много ценных открытий помогут сделать вам и вашим детям лучшие басни известных баснописцев. А их мудрость научит детей не только видеть пороки и добродетели, но и разбираться в людях, находить правильные решения в жизни, отстаивать свою точку зрения.

Легендарные сведения, сборник, насчитывающий 400 басен и художественный язык иносказаний, который назвали «Эзоповым языком» – вот что составляет наследие древнегреческого баснописца Эзопа, который жил в середине VI века до нашей эры. Именно он считается творцом басенного жанра. Ксанф, хозяин строптивого раба, сочинявшего остроумные нравоучительные рассказы, отпустил его на волю. Имя Эзопа закрепилось за басенным жанром. А сюжеты его басен часто встречаются у известных баснописцев, поэтому полезно познакомить детей с его лучшими баснями. Кстати, у Эзопа сюжет его басни «Волк и Ягненок» заимствовали многие баснописцы: Федр, Бабрий, Крылов, Толстой. Басни Эзопа читать можно в любом возрасте.

В своих баснях Лафонтен в образах животных показывает поведение людей в различных жизненных ситуациях, осуждая человеческие недостатки и пороки современного автору общества. В некоторых баснях автора мораль отсутствует, читатель должен сам прийти к истине, спрятанной автором за глубокими философскими рассуждениями, остроумной иронией или тонким юмором. Мудрые басни Лафонтена очень актуальны в наши дни: они научат подростков лучше разбираться в людях. Басни Лафонтена для детей будут полезны еще и тем, что многие сюжеты взяты автором из древнегреческой мифологии, индийских сказаний, французского фольклора.

Подтверждением крылатого выражения «Мудрости никогда не бывает много» служат басни. Они впитали в себя народную мудрость, отточенную и ограненную талантом великих баснописцев многих веков и поколений. Басня – один из древнейших литературных жанров, эпическое произведение, стихотворное или прозаическое, с кратким нравоучением – моралью. Персонажами басни выступают животные, вещи, растения, люди. Зачастую, басни имеют иносказательную форму. В образах животных авторы басен высмеивают людские недостатки и пороки общества. Короткие басни с моралью заставляют читателя задуматься о жизненных ценностях.

Невозможно найти человека, который не любит читать и слушать басни в стихах или прозе, не помнит невежественную Мартышку или хитрую Лисицу из басен Крылова, лентяйку Муху и труженицу Пчелу, Слона-живописца, самовлюбленного Мухомора из басен Михалкова. В детстве, читая басню Крылова «Волк и Ягненок», мы с состраданием относились к беззащитному Ягненку и с возмущением к безнаказанности наглого Волка. Перечитывая забавные непринужденные рассказы, стоит задуматься над тем, какой воспитательный потенциал в них содержится.

Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Тексты басен старинны. Появились они очень давно. В Древней Греции, например, были известны басни Эзопа в прозе. Самыми видными и нашумевшими баснями нового времени стали басни Лафонтена. В русской же поэзии проявили себя много авторов-баснописцев, но самыми известными стали басни Крылова, Толстого и Михалкова.

Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров – это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания. Хотя главными героями басен являются животные или даже предметы, всё равно рассказ ведется про людей, и высмеиваются их пороки. Ну и конечно неотъемлемой частью басни является её мораль. Чаще ярко выраженная, написанная в конце басни, а иногда завуалированная, но в любом случае понятная.

Что касается происхождения басен, то выделяют всего две концепции. Первая из них – немецкая, а вторая – американская. Немецкая говорит о том, что из мифов рождались сказки про животных, из которых в свою очередь стали отдельно выделяться детские басни, основой которых являлся текст, а уже мораль шла как необычное для сказки дополнение. Американская школа считает, что мораль басни – это основа, а вот сам текст басни для детей – это дополнение, которого могло бы и не существовать.

Сохранившиеся до настоящего времени басни, за редким исключением, главными героями представляют зверей. Например, лиса или волк, ведут себя как люди и разговаривают как люди. При этом каждому животному приписывается один или несколько человеческих пороков, которые и осуждаются. Привычная хитрость лисы, мудрость совы, коварство змеи и другие достоинства или пороки. Часто четко прослеживаются характерные черты людей.

Басни для детей хороши также тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро вне зависимости от того, в стихах они или прозе, поэтому и воспринимаются лучше. Вы не успеете потерять нить, а смысл воспримите налету, часто даже детям сразу понятна мораль и все выводы. За один раз можно прочитать не одну детскую басню, а сразу несколько, но и усердствовать также не стоит – потеряется интерес ребенка и пропадет смысл чтения.

Иногда встречаются уникальные басни для детей, которые всегда на слуху, и герои которых настолько характерные персонажи, что зачастую их имена используют как нарицательные. В этом разделе мы собираем басни лучших авторов, тех, которые действительно привнесли что-то новое в этот жанр и являются признанными баснописцами мировой литературы.

Иван Андреевич Крылов – всеми любимый литератор, его басни – это «достояние народное, они составляют книгу мудрости самого народа».

Басни Ивана Андреевича короткие и длинные, понятные и со сложным смыслом, в основном, предназначены для взрослой аудитории. Но маленький читатель тоже не планирует оставаться в стороне и желает знать басни великого дедушки Крылова.

Детские басни Крылова написаны с изумительным чувством юмора. В них нет жёстких нравоучений, а есть лишь коротко подчеркнутые истины, знать которые не помешает никому, в том числе и детям.

Произведения Ивана Андреевича – школа жизни. Что такое хорошо и что такое плохо, дети поймут, читая такие басни как «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Квартет», «Мартышка и очки».

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак;
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
***
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» -
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». -
«А, так ты…» - «Я без души
Лето целое всё пела». -
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Лебедь, Щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Слон и Моська

‎По улицам Слона водили,
‎Как видно напоказ -
Известно, что Слоны в диковинку у нас -
‎Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
‎И лаять, и визжать, и рваться,
‎Ну, так и лезет в драку с ним.
‎«Соседка, перестань срамиться»,
Ей шавка говорит: «тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
‎Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».-
‎«Эх, эх!» ей Моська отвечает:
‎«Вот то-то мне и духу придает,
‎Что я, совсем без драки,
‎Могу попасть в большие забияки.
‎Пускай же говорят собаки:
‎«Ай, Моська! знать она сильна,
‎Что лает на Слона!»

Квартет

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдёт уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет! -
Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».

Басня - один из древних видов художественных произведений, берущий свое начало с III тысячелетия до н.э. из шумерской и вавилонской литературы. В основе басни всегда заложена мораль и повествование.

Басня изобличает темные стороны человеческого характера, а так как эти пороки не властны над временем, то сказания басен прошлых лет актуальны и поныне. Они помогают развивать у детей моральные и этические качества и несут в себе немалую воспитательную роль, наставляя на путь истинный.

Основателем басни считается Эзоп — античный поэт-баснописец Древней Греции (VI-V века до нашей эры), писавший свои произведения в прозе. Оригинальные сюжеты и мудрость его произведений, прошедшие через многие века, послужили основой для сюжетов других известных авторов-баснописцев Ж. Лафонтена и И.А. Крылова.

Читать Басни онлайн

В данном разделе Вы найдете лучшие подборки басен Крылова, Эзопа, Ж. Лафонтена, для детей любого возраста, которые будут полезны в процессе развития и воспитания ребенка.

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения. Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые-самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течение жизни при встрече с людскими пороками. Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.

На нашем сайте мы размещаем самые лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также отдельно выделяем мораль для удобства и лучшего запоминания порой философских мыслей. Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение. Басни Крылова онлайн замечательны тем, что в них представлен не только текст, но и примечательная картинка, удобная навигация, познавательные факты и рассуждения. После прочтения автор наверняка станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических басен запомнятся на долгие годы.

Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много общался, печатал книги одну за другой и нисколько не чурался своей тучности и лености. Курьезы, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценках, простота которых обманчива. Он был не баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему потрясающей форме. Не нужно искать в баснях Крылова только сатиру, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл скорее философские, чем юмористические. Кроме людских пороков, подаются в легкой форме истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

Басни Крылова читать начинайте ребенку с малых лет. Они покажут ему, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть. Мораль, очищенная от любых примесей и веяний, понятна и лаконична, содержит в себе разделение между верным и неверным. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом. Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости. Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.

Басня Крылова проникла в суть вещей, характеров персонажей и стала практически недостижимым другими авторами жанром. Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти. Жанр басни под его пером стал настолько высоким и отточенным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете – другого такого нет, и вряд ли будет.

В разделе басен Крылова онлайн мы предлагаем вам познакомиться с народной мудростью. Короткие философские произведения не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.