Главная · Другие болезни · Что назвали в честь ермака. Так встречаются братья. Ермак и Строгановы

Что назвали в честь ермака. Так встречаются братья. Ермак и Строгановы

Версия №1.
ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ АЛЕНИН

Главная закавыка - с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген. Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак. Во вторых, имя его известно - Василий, а отчество - Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина. Известно и прозвище его - Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия - Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» - малый жернов для ручных крестьянских мельниц.

Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма - прорыв; ермак - канава, размытая водой; ермаклау - бороздить; ерту - рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.

Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл - прорыв, прорва. А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?

В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич - атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.

В народном понимании Ермак - символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.

И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией - утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя - «ерту»: рвать, ковырять, прорывать. «Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» - на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».

Происхождение

Завоевание Сибири

Оценка деятельности

Смерть Ермака

Ермак Тимофеевич (1532/1534/1542 - 6 августа 1585) - казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства.

Происхождение

Происхождение Ермака неизвестно в точности, существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов Камы. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась ввиду Борецкая волость, центр которой существует по сей день - деревня Борок Виноградовского района Архангельской области.

Его имя, по мнению профессора Никитского, есть изменение имени Ермолай , а Ермак же звучало как сокращение. Другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея . Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василия. Существует мнение, что «Ермак» - прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.

Существует гипотеза о тюркском (кераитском или сибирском) происхождении Ермака. В пользу этой версии приводят доводы о том, что имя Ермак тюркское и существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек. Что говорит в пользу теории сохранившейся у тюрков России и Казахстана о том, что Ермак был предателем и принял крещение, от чего стал изгоем (казаком), именно поэтому ему удалось провести русские войска по территориям тюркских ханств. В пользу теории говорит также тот факт, что имя Ермак как не было, так и не используется в России при наречении младенцев.

Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких дружин, на Волге защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. В 1579 г. дружина казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича , Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума и пошла вверх по Каме и в июне 1579 прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.

К началу 1580 г. Строгановы пригласили Ермака на службу, тогда ему было не менее 40 лет. Ермак участвовал в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск.

Завоевание Сибири

1 сентября 1581 по приказу Ивана Грозного дружина казаков под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Орла-городка. По другой версии, предложенной историком Р. Г. Скрынниковым, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется 1582 годом, так как мир с Речью Посполитой был заключён в январе 1582 года, а в конце 1581 Ермак всё ещё воевал с литовцами.

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.

Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремизовская летопись). Во время зимовки, согласно книге Режевские сокровища, Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка.

Лишь весной, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.

26 октября 1582 Ермак вступил в покинутую татарами Сибирь. В декабре военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но следующей весной казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае.

Лето 1583 Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю, атамана Кольцо.

Иван Грозный принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семёна Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратниками. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 г., но их отряд не мог доставить существенной помощи убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: при взятии Назыма убит был Никита Пан; весной 1584 г. татары убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их хана, Карачу.

6 августа 1585 погиб и Ермак Тимофеевич. Он шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночёвки в устье реки Вагай Кучум напал на спавших казаков и истребил весь отряд.

Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно на Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск.

Оценка деятельности

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории» (Скрынников).

Смерть Ермака

Согласно последним данным, после того, как Ермак утонул в Иртыше, ниже по течению (по сибирско-татарским сказаниям) его выловил сетью татарский рыбак недалеко от места кровопролитной битвы, где он пал. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. В настоящее время рассматривается вопрос о подлинности захоронения.

Память

Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак. Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

  • Памятники в городах: Новочеркасске, Тобольске (в виде стелы), на Алтае в Змеиногорске (перенесённый из казахстанского города Аксу, до 1993 носивший название Ермак), Сургуте (открыт 11 июня 2010 года; автор - скульптор К. В. Кубышкин).
  • Горельеф на фризе памятника «Тысячелетие России». В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Ермака.
  • Улицы в городах: Омске, Березниках, Новочеркасске (площадь), Липецке и Ростове-на-дону (переулки).
  • Художественный фильм «Ермак» (1996) (в заглавной роли Виктор Степанов).
  • В 2001 году Банком России в серии памятных монет «Освоение и исследование Сибири», выпущена монета «Поход Ермака» номиналом 25 руб.
  • Среди русских фамилий встречается фамилия Ермак.

Ермаком — это деяние, которое по своему масштабу можно сравнить лишь с покорением Америки Эрнаном Кортесом. Однако если о знаменитом испанском конкистадоре можно найти массу биографических сведений, то о жизни русского атамана доподлинно известно лишь несколько фактов, да и то довольно противоречивых.

Где родился Ермак

Как известно, завоевание Сибири произошло в 16 веке. К сожалению, в те времена такое событие, как появление ребенка в крестьянской семье, обычно не находило никакого документального отражения. Поэтому неудивительно, что сегодня невозможно дать точный ответ на вопрос: "Где жила семья Ермака на момент его рождения?" Некоторая информация по данному вопросу есть в Черепановской летописи, где рассказывается, как дед будущего атамана помогал муромским “лихим людям”, за что был посажен в острог, а его семья обосновалась в вотчинах Строгановых. Однако многие исследователи не склонны доверять этой рукописи, тем более что в ее авторах значится некий грамотный ямщик из Тобольска Илья Черепанов. Еще один документ — “Сказание Сибирской земли” — в качестве места, где жила семья Ермака задолго до его появления на свет, указывает на Суздаль. Далее в летописи повествуется, что его дед вместе с сыновьями, одного из которых звали Тимофеем, перебрался в Юрьевце-Повольский, где у него родилось пятеро внуков, в том числе и Василий. Как утверждается в “Сказании”, именно этому мальчику впоследствии предстояло стать покорителем Сибири.

Поморская версия происхождения атамана

Некоторые исследователи считают, что на вопрос о том где жила семья Ермака, следует отвечать: “В селе Борок Архангельской области”. По этой же версии настоящее имя атамана было Ермолай, или Ермил, и он попал на Волгу, стремясь спастись от голода, охватившего Русский Север. Там молодой человек поступил в “чуры” (слуга-оруженосец) к пожилому казаку, а с 1563 года стал ходить в походы.

Жизнь Ермака до Сибирских походов

Единственные заслуживающие доверия сведения относительно биографии атамана до его появления на землях Строгановых, — это воспоминания соратников-казаков. В частности, двое ветеранов утверждали, что провели свою молодость, служа в волжских станицах под началом завоевателя Сибири. Таким образом, на вопрос о том, где жил Ермак около 1565 года, можно ответить, что он находился в Поволжье и уже был атаманом. А это значит, что тогда ему было никак не меньше 20 лет. Больше информации сохранилось о ратных подвигах Ермака. Так, из письма литовского коменданта города Могилева королю Стефану Батория можно узнать, что он участвовал в в качестве казачьего сотника и отличился при осаде Могилевской крепости. Позже его отряд помог Хворостинину остановить продвижение шведов. Что касается того, существовали ли жена и дети Ермака, то никакого упоминания о них нет ни в одном источнике.

Ермак и Строгановы

В 1582 году знаменитыми купцами Строгановыми была приглашена на службу казацкая дружина, состоящая из 540 казаков. Их предводителем был атаман Ермак, о котором уже тогда шла слава как о бесстрашном воине и превосходном командире. Целью Строгановых было обеспечить защиту своих земель от частых нападений отрядов сибирского хана Кучума. Войско прибыло в чусовские городки летом 1582 года и оставалось там до сентября, после чего отправилось воевать за Каменный пояс, как в те времена называли Существуют записи о том, что Строгановы “отворили для ратных людей свои амбары” и снабдили их всем необходимым для похода.

Завоевание Сибири

В качестве средства передвижения войско Ермака использовало струги. Всего у казаков было 80 судов, на которых в поход отправились 840 человек разных национальностей. Поднявшись по воде до Тагильского перевала, дружина Ермака была вынуждена тащить струги по земле волоком до реки Жеравля и затем добираться до Тобола, на берегу которого состоялась битва с воском сибирского хана Кучума. Победив в сражении, казаки захватили город Кашлык. Тогда на поклон к Ермаку стали приезжать представители местных народов, которых атаман “встречал ласково” и заставлял присягать на верность В 1582 году он послал к одного из своих соратников с доброй вестью о покорении Сибири. Царь был обрадован полученными новостями и отправил Ермаку богатые подарки и 300 человек ратных людей на подмогу. Отряд прибыл в Сибирь осенью 1583 года. Однако к этому времени фортуна отвернулась от атамана, многие его командиры были убиты в схватках с татарами.

Где утонул Ермак: что рассказали казаки

На момент своей гибели знаменитый атаман был уже довольно известной персоной, поэтому через несколько лет после последней битвы казаков с войском Кучума по приказу тобольского архиепископа Киприяна было проведено расследование и допрошены выжившие соратники Ермака. Кроме того, дали показания и татары, воевавшие в составе ханского войска.

Если объединить все факты, изложенные очевидцами, вырисовывается следующая картина: последний бой состоялся на Вагайской луке, где заночевали казаки. Они поставили палатки-“пологи” на берегу Иртыша, недалеко от своих стругов, на которых у каждого воина было свое определенное место и свой кормчий. В ту ночь разыгралась буря, и поэтому отряду Кучума удалось застать их врасплох. Несмотря на это большей части казаков удалось оказаться на своих судах и отплыть. Далее в письменных источниках начинаются противоречия. В частности, в более раннем документе, записанном со слов спасшихся ветеранов войска Ермака, указывается, что они корят себя, так как бросили атамана и небольшую горстку товарищей, а сами покинули место схватки на стругах. Совсем иные сведения содержатся в синодиальной записи, которую дьяконы составляли позднее, и там можно прочесть о том, что все казаки приняли смерть вместе с Ермаком, и только один из них спасся и рассказал о разгроме отряда.

Гибель Ермака со слов татар

Самое интересное заключается в том, что информация по поводу гибели атамана в волнах Иртыша у Вагайской луки встречается лишь в записях, сделанных со слов татар. В частности, многие бывшие воины утверждали, что Ермак все же одолел нападающих и, попытавшись добраться до отплывающих казацких судов, пошел ко дну. При этом нет записей, указывающих, были ли в тот момент на атамане доспехи.

Легенды о покорителе Сибири

Как жизнь, так и смерть великого атамана за прошедшие века обросла множеством мифов. Например, в одной из легенд упоминается несостоявшаяся жена Ермака. Как утверждается в казацком предании, однажды татарский мурза Саргачской волости, желая заручиться дружбой Ермака, привел к нему в стан свою красавицу-дочь и предложил взять ее в жены. Однако атаман отверг это предложение и отправил девушку домой. Кроме того, всем известна история о кольчуге, якобы подаренной Ермаку Иваном Грозным и ставшей причиной гибели героя. Как утверждаю некоторые историки, если даже атаман оказался на дне Иртыша из-за тяжелых доспехов, они никак не могли быть подарком царя.

История — это книга, которая никогда не будет написана до конца. Более того, в ней есть немало белых страниц, которые могут заполнить дотошные исследователи. Возможно, им когда-нибудь удастся узнать, где жила семья Ермака, или же они смогут нам поведать еще какие-нибудь интересные факты, касающиеся личности этого национального героя России, завоевавшего для своей Родины бескрайние просторы Сибири.

Происхождение

Происхождение Ермака в точности не известно, существует несколько версий.

«Родом неизвестный, душой знаменитый» , он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой . Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме , Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил , пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась в виду Борецкая волость , с центром в селе Борок (сейчас - в Виноградовском районе Архангельской области) .

Сохранилось описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века . Согласно С. У. Ремезову, отец которого - казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов - знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был

«вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных шаек волжских казаков, защищавших население на Волге от произвола и грабежа со стороны крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле , другой ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице » и в станицах у других атаманов .

Сибирский поход Ермака

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным , Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений .

Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума , находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин .

Атаман Ермак на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Смерть Ермака

Оценка деятельности

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории», - пишет историк Руслан Скрынников .

Память

Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак . Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

Примечания

Литература

Источники

  • Грамота царя Ивана Васильевича в Югорскую землю князю Певгею и всем князьям Сорыкидским о сборе дани и о доставке её в Москву //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 6. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеевича с товарищи //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С.7-8. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича Семёну, Максиму и Никите Строгановым о приготовлении к весне 15 стругов для людей и запасов, направляемых в Сибирь //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 8-9. - ISBN 5-85383-275-1
  • «Дополнения к актам историческим», т. I, № 117;
  • Ремизовская (Кунгурская) летопись, изд. археологической комиссией;
  • Ср. Сибирские летописи, изд. Спасским (СПб., 1821);
  • Рычков А. В. Режевские сокровища. - Уральский университет, 2004. - 40 с. - 1500 экз. - ISBN 5-7996-0213-7

Исследования

  • Атаман Ермак Тимофеевич покоритель Сибирского царства. - М., 1905. 116 с.
  • Блажес В. В. О наименовании покорителя Сибири в исторической литературе и фольклоре // Наш край. Материалы 5 Свердловской областной краеведческой конференции. - Свердловск, 1971. - С. 247-251. (историография проблемы)
  • Бузукашвили М. И. Ермак. - М., 1989. - 144 с.
  • Гриценко Н. Воздвигнут в 1839 году // Сибирская столица, 2000, № 1. - С. 44-49. (памятник Ермаку в Тобольске)
  • Дергачёва-Скоп Е. Краткие повести о походе Ермака в Сибирь // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып. III. История и культура народов Сибири: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (13-15 октября 1981 г.). - Новосибирск, 1981. - С. 16-18.
  • Жеребцов И. Л. Коми - сподвижники Ермака Тимофеевича и Семёна Дежнёва // НеВтон: Альманах. - 2001. - № 1. - С. 5-60.
  • Закшаускене Е. Знак с кольчуги Ермака // Памятники Отечества. Вся Россия: Альманах. № 56. Кн. 1. Первая столица Сибири. - М., 2002. С. 87-88.
  • Катанов Н. Ф. Предание тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. - С. 145-167. - ISBN 5-85383-275-1 (впервые опубликовано: то же // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1895-1896. - Вып. V. - С. 1-12)
  • Катаргина М. Н. Сюжет о гибели Ермака: летописные материалы. Исторические песни. Предания. Российский роман 20-50-х годов XX века // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 232-239. - ISBN 5-87591-004-6
  • Козлова Н. К. О «чуди», татарах, Ермаке и сибирских курганах // Капля [Омск]. - 1995. - С. 119-133.
  • Колесников А. Д. Ермак. - Омск, 1983. - 140 с.
  • Копылов В. Е. Земляки в названиях минералов // Копылов В. Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера). Книга первая. - Тюмень, 2000. - С. 58-60. (в том числе о минерале ермакит)
  • Копылов Д. И. Ермак. - Иркутск, 1989. - 139 с.
  • Крекнина Л. И. Тема Ермака в творчестве П. П. Ершова // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 240-245. - ISBN 5-87591-004-6
  • Кузнецов Е. В. Библиография Ермака: Опыт указания малоизвестных сочинений на русском и частью на иностранных языках о покорителе Сибири // Календарь Тобольской губернии на 1892 год. - Тобольск, 1891. - С. 140-169.
  • Кузнецов Е. В. К сведениям о знамёнах Ермака // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 43.
  • Кузнецов Е. В. Находка ружья покорителя в Сибири // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С. 302-306. - ISBN 5-93020-024-6
  • Кузнецов Е. В. Начальная пиитика о Ермаке // Тобольские губернские ведомости. - 1890. - № 33, 35.
  • Кузнецов Е. В. Об очерке А. В. Оксёнова «Ермак в былинах русского народа»: Библиография известий // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 35.
  • Кузнецов Е. В. Сказания и догадки о христианском имени Ермака // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С.9-48. - ISBN 5-93020-024-6 (см. также: то же // Лукич. - 1998. - Ч. 2. - С. 92-127)
  • Миллер, «Сибирская история»;
  • Небольсин П. И. Покорение Сибири // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 16-69. ISBN 5-85383-127-5
  • Оксенов А. В. Ермак в былинах русского народа // Исторический вестник, 1892. - Т. 49. - № 8. - С. 424-442.
  • Панишев Е. А. Гибель Ермака в татарских и русских легендах // Ежегодник-2002 Тобольского музея-заповедника. - Тобольск, 2003. - С. 228-230.
  • Пархимович С. Загадка имени атамана // Лукич. - 1998. - № 2. - С. 128-130. (о христианском имени Ермака)
  • Скрынников Р. Г. Ермак. - М., 2008. - 255 с (серия ЖЗЛ) - ISBN 978-5-235-03095-4
  • Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. - Новосибирск, 1986. - 290 с.
  • Солодкин Я. Был ли двойник у Ермака Тимофеевича? // Югра. - 2002. - № 9. - С. 72-73.
  • Солодкин Я. Г. К изучению летописных источников о сибирской экспедиции Ермака // Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Словцовские чтения-95». - Тюмень, 1996. С. 113-116.
  • Солодкин Я. Г. К спорам о происхождении Ермака // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. II. - Екатеринбург, 1999. - С. 128-131.
  • Солодкин Я. Г. Поминались ли «ермаковы казаки» вне Тобольска? (Как Семён Ремезов ввёл в заблуждение многих историков) // Сибирский исторический журнал. 2006/2007. - С. 86-88. - ISBN 5-88081-586-2
  • Солодкин Я. Г. Рассказы «Ермаковых казаков» и начало сибирского летописания // Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). - Тобольск, 2004. С. 54-58.
  • Солодкин Я. Г. Редакции синодика «Ермаковым казакам» (к истории раннего сибирского летописания) // Словцовские чтения-2006: Материалы XVIII Всероссийской научной краеведческой конференции. - Тюмень, 2006. - С. 180-182. - ISBN 5-88081-558-7
  • Солодкин Я. Г. Хронология «Ермакова взятия» Сибири в русском летописании первой половины XVII в. //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. - Тюмень, 2006. - С. 9-15. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. «…А СЕ НАПИСАХ К СВОЕМУ ИЗПРАВЛЕНИЮ» (СИНОДИК «ЕРМАКОВЫМ КАЗАКАМ» И ЕСИПОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2005. № 2 (20). С. 48-53.
  • Софронов В. Ю. Поход Ермака и борьба за ханский престол в Сибири // Научно-практическая конференция «Словцовские чтения» (Тезисы докладов). Сб. 1. - Тюмень, 1993. - С. 56-59.
  • Софронова М. Н. О мнимом и реальном в портретах сибирского атамана Ермака // Традиции и современность: Сборник статей. - Тюмень, 1998. - С. 56-63. - ISBN 5-87591-006-2 (см. также: то же // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 169-184. - ISBN 5-85383-127-5)
  • Сутормин А. Г. Ермак Тимофеевич (Аленин Василий Тимофеевич). Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981.
  • Фиалков Д. Н. О месте гибели и захоронения Ермака // Сибирь периода феодализма: Вып. 2. Экономика, управление и культура Сибири XVI-XIX вв. - Новосибирск, 1965. - С. 278-282.
  • Шкерин В. А. Сылвенский поход Ермака: ошибка или поиск пути в Сибирь? //Этнокультурная история Урала, XVI-XX вв.: Материалы международной научной конференции, г. Екатеринбург, 29 ноября - 2 декабря 1999 г. - Екатеринбург, 1999. - С. 104-107.
  • Щеглов И. В. В защиту 26 октября 1581 г. // Сибирь. 1881. (к дискуссии о дате похода Ермака в Сибирь) .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Личность Ермака уже давно обросла легендами. Порой не ясно, историческая ли это фигура или мифологическая. Мы достоверно не знаем, откуда он родом, кто по происхождению и зачем отправился покорять Сибирь?

Атаман неизвестных кровей

«Родом неизвестный, душой знаменитый» Ермак по-прежнему таит для исследователей много загадок, хотя версий его происхождения хоть отбавляй. Только в Архангельской области родиной Ермака себя называют как минимум три деревни. Согласно одной из гипотез, покоритель Сибири – уроженец донской станицы Качалинской, другая находит его родину в Перми, третья – в Бирке, расположенной на Северной Двине. Последнюю подтверждают строки Сольвычегодского летописца: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку разбили государеву казну, оружие и порох и с тем поднялись на Чусовую».

Существует мнение, что Ермак родом с вотчин промышленников Строгановых, ушедший впоследствии «полевать» (вести вольную жизнь) на Волгу и Дон и вступивший в казачество. Однако последнее время все чаще слышаться версии о благородном тюркском происхождении Ермака. Если обратиться к словарю Даля, то мы увидим, что слово «ермак» имеет тюркские корни и означает «малый жернов для ручных крестьянских мельниц».

Некоторые исследователи предполагают, что Ермак – это разговорный вариант русского имени Ермолай или Ермила. Но большинство уверены, что это не имя, а прозвище данное герою казаками, и происходит оно от слова «армак» – большой котел, используемый в казачьем быту.

Слово Ермак, употребляемое как кличка, нередко встречается в летописных источниках и документах. Так, в Сибирском летописном своде можно прочесть, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Не исключено, что Ермаками моли называть многих казацких атаманов.

Была ли у Ермака фамилия, достоверно не известно. Однако встречаются такие варианты его полного имени, как Ермак Тимофеев, либо Ермолай Тимофеевич. Иркутский историк Андрей Сутормин утверждал, что в одной из летописей он встретил настоящее полное имя покорителя Сибири: Василий Тимофеевич Аленин. Эта версия нашла место в сказке Павла Бажова «Ермаковы лебеди».

Разбойник с Волги

В 1581 году польский король Стефан Баторий осадил Псков, в ответ русские войска направились в Шклов и Могилев, готовя контрудар. Комендант Могилева Стравинский доложил королю о подходе русских полков и даже перечислили имена воевод, среди которых оказался «Ермак Тимофеевич - атаман казацкий».

По другим источникам известно, что осенью того же года Ермак был в числе участников снятия осады Пскова, в феврале 1582 года он отметился в битве под Лялицами, в котором войско Дмитрия Хворостина остановило продвижение шведов. Историки также установили, что в 1572 году Ермак был в отряде атамана Михаила Черкашенина, участвовавшего в знаменитой битве при Молодях.

Благодаря картографу Семену Ремезову мы имеем представление о внешности Ермака. Как заявляет Ремезов, его отец был знаком с некоторыми выжившими участниками похода Ермака, которые и описали ему атамана: «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, ростом середней, и плоск, и плечист».

В трудах многих исследователей Ермак называется атаманом одной из дружин волжских казаков, промышлявших на караванных путях грабежом и разбоем. Доказательством этого могут служить челобитные «старых» казаков, адресованные царю. К примеру, соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он двадцать лет «полевал» с Ермаком в Диком поле.

Русский этнограф Иосаф Железнов, ссылаясь на уральские предания, утверждает, что атаман Ермак Тимофеевич считался у казаков «полезным колдуном» и «имел в послушании у себя малую толику шишигов (чертей). Где рати не доставало, там он и выставлял их».

Однако Железнов здесь скорее использует фольклорный штамп, согласно которому подвиги героических личностей зачастую объяснялись магией. К примеру, современник Ермака казацкий атаман Миша Черкашенин, согласно легенде, был заговорен от пуль и сам умел заговаривать пушки.

В самоволку в Сибирь

В свой знаменитый сибирский поход Ермак Тимофеевич скорее всего отправился после января 1582 года, когда был заключен мир между Московским государством и Речью Посполитой, так считает историк Руслан Скрынников. Сложнее ответить на вопрос, какие интересы двигали казачьим атаманом, направившимся в неисследованные и опасные районы Зауралья.

В многочисленных работах о Ермаке фигурируют три версии: приказ Ивана Грозного, инициатива Строгановых или своеволие самих казаков. Первая версия очевидно должна отпасть, так как русский царь, узнав о походе Ермака, отправил Строгановым наказ незамедлительно вернуть казаков для обороны рубежных поселений, на которые в последнее время участились нападения отрядов хана Кучума.

Строгановская летопись, на которую опираются историки Николай Карамзин и Сергей Соловьев, говорит о том, что идея организовать экспедицию за Урал принадлежит непосредственно Строгановым. Именно купцы позвали волжских казаков на Чусовую и снарядили их в поход, присоединив к отряду Ермака, состоявшему из 540 человек, еще 300 ратных людей.

Согласно Есиповской и Ремизовской летописям инициатива похода исходила от самого Ермака, а Строгановы сделались лишь невольными соучастниками этой затеи. Летописец повествует, что казаки изрядно пограбили продовольственные и ружейные запасы Строгановых, а когда хозяева попытались воспротивиться учиненному произволу, то им пригрозили «живота лишить».

Жажда мести

Однако и самовольный поход Ермака в Сибирь некоторыми исследователями ставится под сомнение. Если казаками двигала идея обильной наживы, то они, следуя логике, должны были отправиться по хоженой дороге через Урал в Югру – северные земли Приобья, которые уже довольно долго были московскими вотчинами. Здесь и пушнины было много, и местные ханы сговорчивее. Искать новые пути в Сибирь – значит идти на верную смерть.

Писатель Вячеслав Софронов, автор книги о Ермаке, отмечает, что на подмогу казачеству в Сибирь власти посылают помощь в лице князя Семена Болховского вместе с двумя военачальниками - ханом Киреевым и Иваном Глуховым. «Все трое – нечета безродному казацкому атаману!», – пишет Софронов. При этом со слов писателя, Болховский переходит в подчинение Ермаку.

Вывод Софронов делает такой: Ермак – человек родовитого происхождения, он вполне мог быть потомком князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум. Для Сафронова становится понятным поведение Ермака, не как завоевателя, а как хозяина Сибири. Именно желанием мести Кучуму он объясняет смысл этого похода.

Истории о покорителе Сибири рассказывают не только русские летописи, но и тюркские легенды. По одной их них Ермак происходил из Ногайской Орды и занимал там высокое положение, но все же не равное статусу княжны, в которую он был влюблен. Родственники девушки, узнав об их любовной связи, вынудили Ермака бежать на Волгу.

Еще одна версия, опубликованная в журнале «Наука и религия» в 1996 году (правда, ни чем не подтвержденная), сообщает, что Ермака в действительности звали Ер-Мар Темучин, как и сибирский хан Кучум он принадлежал к роду Чингизидов. Поход в Сибирь – это было не что иное, как попытка отвоевать престол.